Мужчины

Банные обычаи россиян. Чем отличалась баня по-белому от баньки по-чёрному

Банные обычаи россиян. Чем отличалась баня по-белому от баньки по-чёрному
О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющим...

История России поведала всему миру, какой огромный вклад внес царь Петр Первый (Петр Великий) в развитие всей страны. Привезя знания и обычаи из-за границы, он внедрил новейшие реформы в жизнь простых россиян и дворян. Указы Петра касались каждого, особенно когда речь заходила об этикете и поведении в обществе. Царские указы и реформы могут вызвать улыбку, но в те времена они были очень прогрессивными, прочитав которые вы и сами поймете, насколько у него было огромным желанием изменить обычаи России.

И так УКАЗЫ ПЕТРА ПЕРВОГО:

Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:

1 Мыту старательно, без пропускания оных мест.

2 Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести.

3 Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе.

4 Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть.

5 В освещённом зале возникнув вдруг — духом не падай, телом не дубей, напротив, — округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся.

6 В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.

7 Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.

8 Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут — пить сидя. Лежащему не подносить — дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Руси издревле почётна есть.

9 Ежели меры не знаешь — на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет.

10 Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.

11 Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.


12 Будучи без жены, а то, не дай Бог, холостым, на прелести дамские взирай не с открытой жадностью, но из под тишка — они и это примечают. Hе сомневайся — таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывёшь.

13 Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают.

14 Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай — ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей.

15 Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно.

16 Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся — услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней.


За сим, с Богом, вперёд!!! Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья.

У К А З

Царские указы Петра I о приличаях поведения человека в обществе.

ЦАРСКИЕ УКАЗЫ ПЕТРА I О ПРИЛИЧАЯХ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.

17 Нами замечено, что по Невской першпективе и в ассамблеях недоросли отцов именитых в нарушение этикету и регламенту штиля, в гишпанских камзолах и панталонах с мишурою щеголяют предерзко.

Господину полицмейстеру Санкт-Петербурга указываю впредь оных щеголей с рвением великим вылавливать, сводить в Литейную часть и бить кнутом, пока от гишпанских панталон зело похабный вид не окажется. На звание и именитость не взирать, тако же на вопли наказуемых.

18 Замечено, что жены и девицы на ассамблеях являются не зная политесу и правил одежды иностранной, яко кикиморы одеты бывают. Одев робы и фижмы из атласу белого на грязное исподнее, потеют гораздо, отчего зело гнусных запах распространяется, приводя в смятение гостей иностранных.

Указываю впредь, перед ассамблеей мыться с мылом в бане со тщением и не токмо за чистотой верхней робы, но и за исподним такожды следить усердно, дабы гнусным видом своим не позорить жен российских.

Царские указы Петра I о приличаях поведения человека в обществе.

1 9 Сим повелеваем отныне и впредь на военные корабли баб не брать, а ежели и брать, от токмо по числу команды, дабы не было б….ства

20 Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают


21«О бритии бород и усов всякого чина людям» от 16 января 1705 года. «А буде, кто усов и бород брить не похотят, а похотят бродить с бородами и усами, и с тех имать, с царедворцев и с дворовых, и с городовых, и всяких служилых, и приказных людей по 60 рублей с человека, с гостей и гостиной сотни первые статьи по сто рублей… И давать им приказа земских дел знаки, а те знаки носить при себе».


22 Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство.

21 Впредь указую господам сенаторам речь в присутствии держать не по писанному, а токмо своими словами, дабы дурь каждого видна была всякому

Смешные указы Петра I, с современной точки зрения, во времена правления этого императора воспринимались вполне серьезно, тем более что наказанием за их нарушение являлись крупные штрафы, тюрьма или смертная казнь.

Абсолютное большинство «веселых» указов появились после его путешествия по Европе и направлялись на европеизацию России. Доходило до того, что император облекал в форму указов и правил многие свои мысли и дела:

Быт подданных

Огромным изменениям подверглась бытовая жизнь в империи, которой коснулись и некоторые не очень «серьезные» указы:

Армия и флот

Коснулись «смешные» императорские указы и дисциплинарных вопросов военной службы:

К реформам можно относиться по-разному, однакомногие его распоряжения получили название «смешные указы Петра I», но только для нашего времени, современники должны были к ним относиться вполне серьезно. Остается только вопрос – все ли приписываемое Петру I на самом деле ему принадлежит? Очень многое из фраз и выдержек из указов, которое относят к императору, по стилю напоминают высказывания Козьмы Пруткова.

Как известно великий русский правитель Петр I вошел в историю, славясь своими новаторскими заслугами. А так же проявлял большое уважение к , и сам охотно парился. Одним из выдающихся проектов царя, стал город Санкт-Петербург, это был первый город в царской России построенный согласно европейским стандартам. Особое место в возведении города отдавалось парным. По приказанию царя баню в Петербурге мог построить каждый, единственным условием было, что бы она стояла подальше от жилых домов, и по возможности построена из камня. И еще, построение парной не облагалось налогами. Про время правления Петра І сохранилось много письменных свидетельств, описанных как в литературных произведениях, так и в документах.

До наших дней дошел рассказ современника Петра, в котором он описывает пребывания русского царя с войском гренадеров в столице Франции, Париже. Петр I выдал указ, построить на берегу Сены бани, что бы укрепить здоровье солдат. После чего, парижане со страхом и удивлением наблюдали, как голые русские мужики выбегали из парной, и гурьбой бросались в ледяную воду Сены. При этом громко смеются и рассказывают анекдоты. Как-то всю эту картину пришлось наблюдать Вертону, королевскому гофмейстеру. Испугавшись за здоровье солдат, он поспешил сообщить Петру о неразумном поведении мужчин. Ведь прибегая к таким зверским развлечениям, они могут простудиться, и даже умереть. На что царь с улыбкой заверил Вертона, что данная процедура не только не вредна, а и способна укрепить здоровье. После чего недоумевающий королевский гофмейстер, решил, что русский народ, все же понять не возможно.

Также Петр Великий, кроме построения бань, увлекался, еще одним, модным на то время занятием, лечением природными водами. Во времена его правления, это было очень распространенным, и многие представители интеллигенции и среднего сословия, выезжали за территорию матушки России, на лечения водами. Русские классики часто описывали данное увлечения в своих произведениях. Сам Петр I, в свое время, бывал в Пирмонте, Карлсбаде, Баден-Бадене. И по возвращению, велел найти подобные лечебные источники и на территории родной страны. Так были обнаружены железистые «марциальные» источники возле города Олонца, в Карелии. Там же была открыта одна из первых лечебниц, и издана брошюра, которая сохранилась и до наших дней. В этой брошюре были описаны правила использования вод: «Правила дохтурские, как при оных водах поступать».

Еще при дворе Петра жил Берхольц, камер-юнкер. Которому, как чужеземцу, было весьма интересно опробовать на себе, то диковинное удовольствие, именуемое русской баней. Впоследствии камер-юнкер, удовлетворил свое любопытство, и в сопровождении опытного банщика посетил баню. Позже он в своих записях в дневнике, отмечал полезность банных процедур для организма, и что нужно позволять себе такое удовольствие чаще. Так же описывал целительные свойства массажа веником, под воздействием которого кожа распаривается сильнее, что усиливает полезный эффект бани. Но основным плюсом русской парильни Берхольц считал ощущения испытываемые после нее. «Как бы вновь рожденный» писал он в своем дневнике. И отмечал, что русский народ потому имеет сильный дух, потому что регулярно парится в банях.

Начатое Петром Великим, построение русских бань по всех территории России, продолжило свое развитие и в дальнейшем. Во времена правления Елизаветы Петровны, врачевал при дворе лекарь с Испании Антонио Ну-ньес Риберо Санчес. Этот врач впоследствии выдал книгу о пользе российских бань. Она увидела свет в 1774 году в Париже, где ее автор проживал последние годы своей жизни. В этой книге Антонио подчеркивает лечебный эффект полученный именно от . При этом русская парная сравнивается с римскими, турецкими и греческими аналогами. Книга испанского врача была переведена и издана во многих странах, и в России, в том числе.



Некто Берхольц, находившийся некоторое время при дворе Петра I, рассказывает, что русские люди умеют дать воде, которую льют на раскаленные печные камни, ту степень теплоты, какая необходима.

«Вначале спокойно лежишь на полке, устланном соломой, сверху покрытой чистой простынью. Затем начинают парить березовыми вениками. Это необыкновенно приятно, потому что открывает поры и усиливает испарину. После энергично скребут пальцами по всему телу, чтобы отделить от него нечистоту, что также очень приятно. Затем берут мыло и натирают им все тело так, что нигде не остается ни малейшего следа грязи... Окачивают, по желанию, теплою или холодной водой. Чувствуешь себя как бы вновь рожденным...»

Сооружая на голландских верфях фрегат, Петр I жил жизнью простого плотника. Сам себе готовил пищу. Построил русскую баню, без которой не мыслил своего существования.
Рассказ, записанный со слов современника Петра I:

«В 1718 году, в бытность Петра Великого в Париже, приказал он сделать в одном доме для гренадер баню на берегу Сены, в коей они после жару купались. Такое необыкновенное для парижан, по мнению их, смерть приключающее действие произвело многолюдное сборище зрителей. Они с удивлением смотрели, как солдаты, выбегая, разгоряченные банным паром, кидались в реку, плавали и ныряли. Королевский гофмейстер Вертон, находящийся в прислугах императора, видя сам сие купание, Петру Великому докладывал (не зная, что то делается по приказу государя), чтобы он солдатам запретил купаться, ибо-де все перемрут. Петр, рассмеявшись, отвечал:
- Не опасайтесь, господин Вертон. Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русской баней. У нас бывает сие и зимой: привычка - вторая натура» .

Петр I не только чтил русскую баню, но был организатором первых водолечебных курортов в России. Посетив знаменитые европейские курорты: Баден-Баден (в отрогах Шварцвальда ванны из естественного пара минеральных источников), Карлсбад (нынешние Карловы Вары), Пирмонт, Спа, Петр распорядился разыскивать «лечительные воды» в российских землях.
Так, «молотовый работник» Кончезерского завода Иван Рябоев открыл возле Олонца, что в Карелии, «марциальные воды» . Так как вода источника оказалась железистой, ее назвали марциальной - в честь Марса - бога войны и железа.

Еще с петровских времен в России почиталась античная культура. Возводились сооружения в стиле Древней Эллады и Рима. И термы в том числе. В городе Пушкино (бывшее Царское село) в помещениях Большого дворца находится, так называемая, Холодная баня . Это копия римских терм, «в древнем вкусе времен Августа и Цицерона».

Здесь же, в Екатерининском парке, на третьем уступе Старого сада, у пруда - здание Верхней ванны, или «мыльни их высочеств» . В павильоне нежного светло-желтого цвета несколько помещений: сени, раздевальная, ванна, парильня и восьмигранный зал для отдыха, в котором скопированы росписи из знаменитого древнеримского Золотого дома Нерона. Неподалеку более скромная Нижняя баня для придворных.

Баням на Руси всегда придавали лечебный, оздоровительный смысл. В архивах сохранилась запись о том, что 11 мая 1733 года от медицинской канцелярии получено разрешение «завести в Москве лечебную баню» . Хозяина этого заведения обязывали «цену брать без излишества, дабы на него жалоб не происходило». Кроме того, «запрещено держать горячие вина, водки и всякий заповедный напиток».

Есть и другая архивная запись об открытии 11 ноября 1763 года в Петербурге на Малой Морской лечебной бани «для потения и лечения флюсов и прочих телесных припадков по докторской рекомендации».

по материалам сайта zdorova.narod.ru

«Замечено, что жены и девицы на Ассамблее являющиеся, не знают политесу и правил одежд иностранных, яко кикиморы одеты бывают. Одев робу и фижмы из атласу белого на грязное исподнее, потеют гораздо. От того и зело гнусный запах распространяется и гостей иностранных в смятение приводит. Указую впредь перед Ассамблеей мыться в бане с мылом и рвением и не токмо за чистотой робы, но и за исподним також следить усердно, дабы гнусным видом своим не позорить жен российских».

Примечательным является то, что цари на Руси мылись совершенно не так, как это происходило в первых общественных банях, которые появились впервые в Древней Греции. Греки уделяли культуре тела большое внимание, значение физического состояния тела было наравне с государственными делами. Имеющие популярность спортивные школы гимнастики «палестры» – подразумевали не только возможность обмыться после занятий спортом, но и имели бани. Именно в них после тренировок собирались греческие атлеты, отдыхали, мылись, и часами проводили время за дружескими беседами, наслаждаясь ароматами .

В России первые общественные бани (не царские) коллективного использования были построены в 17 веке. Историки утверждают, что сделал это согласно указу царь Алексей Михайлович. Конечно, они сильно отличались от римских (греческих бань) своей простотой. Да и климат, не мог не сказаться на конструкции бань и способе мытья в них. Сооружались бани по берегам рек, не далеко от водоемов и в своем большинстве были одноэтажные. О том как цари строили бани на Руси читайте с юмором (ссылка-картинка справа ). Как и , которую мы планируем на странице блога, они имели всего три помещения: мыльную комнату, и комнату для отдыха (для переодевания). В бане мылись целыми семьями по субботам. — смешанное мытье мужчин и женщин. Только при царице Екатерине Великой русские бани стали делиться на женские и мужские. Именно тогда они стали общественными и разделяться по половому признаку.

Из русских царей Петр Первый уделял чистоте большое внимание. Известный своими частыми обучениями у европейской знати, во время заграничных поездок, он старался соблюдать этикет и приучал к нему своих придворных. А к простолюдинам у него было особое отношение: «…должон холоп во всем походить на царя — и протоколы ассамблеи (публичного мероприятия) соблюдать во всем.»

Вот и появился на свет такой документ (а может его юморные историки сочинили?!). Как знать? Но смысл и веселье в нем — порадуют любого славянина.

«Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:
1. Мыту старательно, без пропускания оных мест.
2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести.
3. Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе.
4. Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть.
5. В освещённом зале возникнув вдруг — духом не падай, телом не дубей, напротив, — округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся.
6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.
7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.
8. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут — пить сидя. Лежащему не подносить — дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Руси издревле почётна есть.
9. Ежели меры не знаешь — на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет.
10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.
11. Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.
12. Будучи без жены, а то, не дай Бог, холостым, на прелести дамские взирай не с открытой жадностью, но из под тишка — они и это примечают. Hе сомневайся — таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывёшь.
13. Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают.
14. Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай — ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей.
15. Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно.
16. Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся — услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней.
Засим, с Богом, вперёд!!! Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья»

Да, ничего не скажешь: Хороши правила царские и для русской бани и для застолья. Соблюдай приличия и хорошо пахни! — тогда и царь тебе не помеха. А были или нет золотые царские бани ? — решать Вам.