Мужчины

Что делать, если дети ревнуют друг друга к родителям? Детская ревность – это у нас в крови или результат плохого воспитания? Как проявляется ревность у детей

Что делать, если дети ревнуют друг друга к родителям? Детская ревность – это у нас в крови или результат плохого воспитания? Как проявляется ревность у детей

«Что-то вы слишком ласково на Барсика смотрите. Как будто он ваша любимая дочка, а не я» – дети ревнуют так смешно и наивно, что мы, взрослые, относимся к этому несерьезно. Тем не менее детский опыт ревности очень важен! От него зависит, как человек научится управлять этим чувством в будущем и что будет получать от него: пользу для собственного развития или сплошные муки.

18 мая 2015· Текст: Светлана Иевлева · Фото: GettyImages

Тема детской ревности считается актуальной, когда речь идет об отношениях братьев и сестер. Здесь она очевидна, ясна, проявляется драматично и длится долго. Она эмоционально затрагивает родителей, так что не обращать внимания просто не получается. Другие случаи ревности не так заметны, но их тем не менее много. Дети ревнуют маму к папе и наоборот. Ревнуют их обоих к работе и друзьям. Ревнуют бабушку к другим ее внукам, соседкам и внукам этих соседок. Ревнуют, когда друг по песочнице переходит в другую команду строителей и когда воспитательница слишком уж часто говорит: «Ах какой молодец Петя! Вы все должны брать с него пример». Дети вообще ревнивы. В общем и целом, даже ревнивее взрослых – просто в силу возрастной эгоцентричности. Они ощущают себя частью любых отношений окружающих их близких людей («Если бабушка хвалит чужого ребенка, значит, я ей не нравлюсь», «если мама поздно приходит с работы, значит, ей там лучше, чем со мной»), но еще не умеют отнестись к ситуации на уровне логики. Родители, которые не обращают на такие «глупости» внимания, полагая, что с возрастом все само по себе пройдет, делают большую ошибку. Их дети становятся очень ревнивыми взрослыми, страдают от своих чувств сами и не дают покоя другим.

Жизненно важное чувство

Ревность относится к отрицательным эмоциям, но в реальности она просто необходима. Ее изначальная функция – самосохранение. Существа слабые, уязвимые должны чувствовать утрату внимания к себе и возвращать его, чтобы обеспечить себе выживание. Именно поэтому проявления ревности можно наблюдать в очень раннем возрасте: если мама в процессе кормления ребенка грудью начинает говорить по телефону, малыш уже начинает нервничать. Недовольство бывает еще больше, если в комнату входит кто-то из семьи. Некоторые дети даже отказываются от еды и плачут, желая, чтобы мама прекратила все посторонние дела. Чуть подрастая, они начинают следить, чтобы мама и папа не слишком-то «увлекались» общением друг с другом, могут пресекать попытки объятий, поцелуев, иногда даже за руки не позволяют браться, неизменно вставая между родителями. «Я здесь – мною и занимайтесь. Потому что я мал, слаб, нуждаюсь в непрерывной заботе. Мало ли что может случиться, пока вы тут друг на друга смотрите» – примерно таков посыл ревностного поведения маленьких детей. Конечно, становясь старше, все прекрасно понимают: ничего страшного не случится, если внимание близкого человека на какое-то время будет утрачено. Ни мама, ни папа не забудут о своих родительских обязанностях, даже если в данный момент они увлечены работой или общением с друзьями. Но ревность все равно остается – в большей или меньшей степени – и сохраняется на всю жизнь. Зачем она нужна взрослым самостоятельным людям, которые вообще не нуждаются в опеке? Чтобы сохранять свое положение, обеспечивать социальную уверенность. Испытывая ревность, мы понимаем: что-то не так в нашем общении, стремимся в этом разобраться и все исправить.

«Я сама очень ревнивая, и сын у меня такой же. «Все, Максим мне больше не друг: он сегодня играл в машинки с Мишей, а меня они не позвали. Завтра с ним разговаривать не буду». Мне самой обидно, когда я слышу от него такое. Но я-то уже знаю, что просто ревность сама по себе ничего не дает. «Придумай новую игру и предложи им завтра поиграть вместе, тогда всем будет интересно». На следующий день ребенок был просто счастлив: «Мама, мы весь день играли вместе!». «Вот видишь, – сказала я ему, – а ты собирался весь день обижаться». Галина, мама Левы

Поведение ребенка в состоянии ревности может быть самым разным – в зависимости от его характера, отношений в семье, ситуации. Некоторые дети не делают чего-то конкретного, но начинают вести себя суетливо: ходят вокруг, переставляют предметы, открывают-закрывают двери, начинают искать какие-то игрушки. «Ничего не понимаю, – говорит мама, – он только что спокойно занимался конструктором, поэтому я и решила позвонить тебе. Ну ладно, поговорим в другой раз – пойду смотреть, чем он там шуршит». Мама заходит в комнату, а через минуту ребенок опять садится и занимается конструктором. В данном случае чувство ревности было не сильно выраженным – просто на уровне тревоги. В таком состоянии человек (и взрослый, и ребенок) просто приглядывается и прислушивается, а не стремится привлечь внимание в полной мере.

«На прием к врачу с маленькой Машей часто ходим все втроем – старший ребенок тоже пока дома. Только начинаю рассказывать о Маше – как спит, что ест, как держит голову, – Павлик тут же перебивает. Однажды взяла ему альбом и карандаши, чтобы не мешал поговорить. Ровно минуту он сидел спокойно и рисовал, а потом как закричит: «Мама, смотри, я нарисовал, как я писаю на клумбу!» Врач засмеялась, а мне было ужасно стыдно. Пришлось оправдываться и объяснять, что это шутка. Наверняка все подумали, что ребенок не умеет себя вести». Елена, мама Павла и Маши

Иногда значительной составляющей ревности бывает обида, и в этом случае ребенок замыкается, становится подавленным, грустным. Пятилетняя Ксения была очень рада, когда к ним домой стала приходить соседская девочка: бабушка согласилась иногда за ней присматривать. Однако уже через неделю эти визиты стали приносить больше проблем, чем радости. С Ксюшей девочка не играла, зато с бабушкой развлекалась вовсю: учила под диктовку бабушкины песни на французском языке, играла с ней в две руки на пианино. «Чудесный ребенок, можно позавидовать ее родителям. Правда, Ксюша?» – сказала бабушка однажды вечером. Но Ксюша не слышала: она уже целый час сидела в шкафу, плела косичку из шарфиков и представляла, как расстроится бабушка, обнаружив, что ее родной внучки в доме нет. Как пожалеет она, что тратила время на чужого ребенка, в то время как ее собственный так страдает. Как будет раскаиваться, и как заплачет, и как будет искать свою любимую внучку до самой ночи. Бабушка нашла Ксюшу быстро (шкаф был излюбленным местом для обиженных детей еще со времен ее собственного детства), но ошибку свою все-таки поняла. Сказала Ксюше, что любит ее больше всех на свете и что никакие, даже самые талантливые девочки ее заменить не смогут.

Когда ревность – сильное чувство, с которым ребенок не может самостоятельно справиться, он стремится сделать что-то необычное, то, что обратит на себя внимание обязательно (нарочно раскидает игрушки, залезет в грязь, ударит сестренку). Потому что даже наказание за проступки лучше, чем равнодушие!

Учимся ревновать

Родителям обязательно нужно научиться «видеть» ревность, понимать ее по поведению ребенка и находить причину. А вот дальше эту причину надо – нет, не искоренить, а сохранить! Если исключить все ситуации ревности, то в дальнейшем ребенку будет только тяжелее, ведь столкнуться с ней в жизни ему все равно придется.

«Я – единственный и долгожданный ребенок в семье. На вопрос «Как зовут дочку?» родители не просто говорили мое имя, а всегда добавляли: «Потому что она – наш лучший подарок». Отношение было именно таким – как к драгоценности. Но это я поняла только в шесть лет, а до того мне и сравнивать было не с чем. Я слышала только комплименты и похвалу, делала только то, что мне нравилось. Мое дошкольное воспитание было домашним, а перед школой меня стали водить в группу подготовки. Я была в шоке… от всего! От того, что учительница хвалит других детей, от того, что мне делают замечания, от того, что мальчик, с которым я сидела первую неделю, попросил у учительницы его пересадить (сказал, что я толстая и занимаю много места). Я плакала целый день и решила больше вообще никуда не ходить. Спасибо учительнице – она поняла, в чем проблема, и помогла мне привыкнуть к коллективу. Честно сказать, я и сейчас, в тридцать, очень переживаю, если не чувствую внимания. С одной стороны, это заставляет меня постоянно совершенствоваться, чего-то достигать, а также работать над своим характером, с другой – я продолжаю страдать от ревности. Очень постараюсь, чтобы у моей дочки было правильное восприятие жизни. Нельзя думать, что мир крутится только вокруг тебя». Дарина, мама Ани

К ситуации проявления ревности ребенком надо относиться спокойно. Однако стоит иметь в виду эмоциональность детей и то, что их самооценка до школьного возраста почти полностью зависит от взрослых. То есть ребенок действительно чувствует себя плохо, когда слышит, как близкие люди восхищаются кем-то другим. Что же делать? Сразу же говорить что-то хорошее и о нем самом, в виде позитивного сравнения, своих ожиданий, связанных с ним («Оля, когда подрастет, тоже будет хорошо учиться – она и сейчас очень любознательна»). Иногда, если вы видите, что ребенку трудно справиться с чувствами, нужно поговорить, доброжелательно и откровенно. «Знаю, тебе кажется, что брата мы любим больше. На самом деле, он просто очень маленький и совсем не может без нас. Когда ты была такой же, мы проводили с тобой еще больше времени». Но главное – чаще проявлять теплые чувства, как по поводу (хвалить за успехи, за умение хорошо себя вести), так и без него (гладить, прикасаться, называть ласковыми именами, выражать восторг, делать комплименты).

Здравствуйте, уважаемые читатели! Ожидая появления второго малыша, я перерыла целую гору книг о детской ревности и взаимоотношениях братьев и сестер. Прослушивала вебинары, общалась с другими мамочками, читала статьи... Перед я была теоретически очень подкована. Была уверена, что у нас этого не будет. Ведь я знаю, что нужно уделять старшей дочке очень много внимания! Знаю, что из роддома надо прийти с подарком. Что нельзя активно восторгаться малышом и тому подобное... Но сейчас я понимаю, что детская ревность при рождении второго ребенка во многих случаях неизбежна. В этой статье я расскажу, что помогло мне полностью нейтрализовать этот неприятный момент.

Как это было у нас?

На данный момент нашей дочке 2 года и 10 месяцев, а сыну — 9,5 месяцев. Сейчас я могу уверенно сказать, что никакой ревности в нашей семье нет. Но была. Правда, только две недели...

Каждая мама понимает, что с появлением братика, старшему ребенку будет очень нелегко. По понятным причинам. Ему придется пройти через определенный стресс. Придется привыкнуть к новому члену семьи и новым условиям. Интернет переполнен советами в духе «проводите побольше времени со старшим ребенком», «в первую очередь должны быть учтены интересы старшего» и так далее. Но даже если вы все сделаете правильно, велика вероятность, что ваш ребенок все равно станет ревновать к младшему. Ведь вы никаким образом не сможете жить так, как раньше, и делать вид, будто ничего не изменилось. Конечно, если только новорожденный не спит сутки напролет.

Вот и у нас. Несмотря на активную помощь супруга, я должна была постоянно кормить младенца и носить на руках. При этом я очень-очень много играла с дочкой, а новорожденного отдавала папе при каждом удобном случае. В первый месяц еще несложно совмещать занятия с обоими детьми. Младенец пока помещается на одной руке и готов долго сосать грудь. В большинстве случаев можно как-то приспособиться и играть со старшим, пока второй ребенок на руках.

Так вот, несмотря на все мои старания, небольшая ревность все-таки присутствовала. Дочка отнимала у братика соску, одежду, памперсы... Была более капризной, возбужденной. Родителям не нужно бояться небольших проблем на начальном этапе. Чаще всего, они довольно быстро проходят. Нужно лишь набраться терпения и делать все, что в ваших силах.

Через две недели старший ребенок стал спокойнее относиться к новому карапузу. А через месяц конфликты вообще прекратились. Какая-то любовь и привязанность пришла лишь через полгода, но главное — отсутствие ревности. Все это требовало от меня чуткости и способности переводить теорию в практику... У всех деток разный темперамент, и мои советы не могут подходить абсолютно всем. Но возможно, это поможет вам побыстрее наладить отношения между братьями или сестрами.

Первые месяцы с двумя детьми

Конечно, — самый сложный. В нем есть свои плюсы: новорожденный не претендует ни на какие игрушки, много спит (даже если на груди), за ним не нужно активно следить. И есть минусы. Самый главный из которых — старший ребенок еще не привык делить маму с братиком. Что делать? Для успешной адаптации не забывайте следующие правила:

  1. Занимайтесь со старшим малышом не просто много, а очень много. Больше обычного. Конечно, не всегда есть такая возможность. Нужно еще и самой как-то перевести дух, восстановиться после родов. На первом месте должны стоять вы сами (уставшая раздраженная мама никому не принесет пользы), на втором — старший ребенок. Все остальное — на третьем. А домашнее хозяйство — на двадцатом.
  2. Давайте старшему малышу «поиграть» в вашу замечательную «игрушку» — новорожденного. Учите его аккуратно трогать новорожденного. Постарайтесь все переводить в игру, и все делать вместе. Менять памперс, одевать, купать. Некоторые мамы рекомендуют подарить старшей дочке большую куклу. И пусть каждый качает «свою лялю». Можете попробовать, конечно. Но у нас это не прошло. Никакая кукла не сравнится с живым ребенком. Главный принцип — занимаясь маленьким, концентрируйтесь на старшем ребеночке. Все делайте через старшего. Меняете памперс — ведите беседу со старшим. Все показывайте ему, объясняйте. Наибольшая часть вашей энергии должна быть направлена на первого малыша.
  3. Даже если первому ребенку еще не исполнилось двух лет, избегайте упоенно обсуждать при нем свои роды и все, что касается новорожденного. И вообще не демонстрируйте свой восторг при виде этих маленьких ручек и ножек. Да, это трудно. Но все умиления и восторженные поцелуи уместны лишь тогда, когда старший уже спит. Спустя несколько месяцев вы сможете стать более свободными в своих чувствах. И то, с оглядкой на реакцию старшего. А в первое время постарайтесь быть максимально сдержанными.
  4. Когда не удается быть сдержанными — компенсируйте восторг от новорожденного восторгом от первого ребенка. Умиляетесь первой улыбке? Немедленно искренне похвалите своего большого малыша. Обнимите, приласкайте. Чтоб он видел — о нем не забыли.
  5. Старайтесь не сравнивать детей. Особенно, вслух. Об этом неустанно твердит современная психология. Дети будут отличаться друг от друга, но лучше пореже проводить параллели. «Сашенька перевернулся в 3 месяца, а Ваня только в 4» — мы все грешим такими сравнениями, но пусть малыши будут слышать их как можно меньше.
  6. Желательно исключить многие возможности для соперничества. Первое время не стоит класть младенца в кроватку или коляску старшего братика. Потом — да, можно плавно прийти к этому (и то, не всегда).

Общие вещи

Когда младенец немного подрастает, он начинает посягать на все ближайшие игрушки. Начинает ломать «башни» из кубиков, построенные кем-то другим. Начинает рвать рисунки. И книжки, если мама не успела их убрать куда-то повыше. Как избежать ревности?

Как реагировать на приступы ревности?

И вот ваш старший начинает как-то агрессивно вести себя, капризничать, усиленно требовать внимания... Часто дети просят маму избавиться от новорожденного, становятся очень вредными и жадными. Наша дочка требовала «убрать лялю обратно в пузо». Здесь нет ничего страшного, главное — своевременно реагировать на такое поведение. Не нужно бороться с ревностью. Нужно ее мягко нейтрализовывать. Найти время и силы на старшего ребенка. Еще больше играть с ним. Еще больше обнимать его. Еще больше хвалить. Да, непросто. Но нужно постараться.

Полезное видео о том, как справиться с раздражением на первого ребенка от психолога:

И последний важный совет: при каждом удобном случае показывайте старшему, как братик его любит. Можно «гладить» его руками младшего карапуза. Обнимать. И подчеркивать: «Видишь, как он тебе радуется? Смотри, как он на тебя смотрит! Видишь, как он сильно тебя любит! А это — он разговаривает с тобой. Он так хочет тебя обнять! Жаль, что пока не умеет». Это не так сложно. Обычно младенцы и правда в восторге от своих больших братьев и сестер...

А у ваших детей была ревность? Как справлялись? Поделитесь в комментариях!

Подпишитесь на обновления блога. И расскажите об этой статье друзьям! Я желаю вам мирного и счастливого материнства. До новых встреч!

Многие родители, имеющие двух детей разного возраста, рано или поздно сталкивались с проявлением сильной детской ревности. И почти все мамы и папы совсем не знают, как быть в такой ситуации. Мы ответим: ни в коем случае не игнорировать. Попробуйте разобраться в причинах ревности и действуйте мягко, но настойчиво.

В семье появился младший ребенок

Первые приступы ревности обычно случаются, когда старший ребенок после рождения младшего начинает чувствовать себя менее любимым: бывает так, что старший ребенок пытается чем-то навредить маленькому брату или сестре, и родители даже боятся оставить его наедине с младенцем.

Чтобы избежать такого, психологи обычно советуют подготовить старшего ребенка к появлению младшего заранее, особенно если он еще сам не просил родить ему братика или сестричку. Психологи советуют как можно чаще говорить старшему ребенку, что его самого и его будущего брата или сестру родители будут любить одинаково сильно. Кроме того, следует рассказывать и о положительных моментах нового статуса вашего старшего ребенка: о том, что с рождением малыша у старшего появится новый друг, который всегда будет рядом с ним, и с которым ему будет весело и не одиноко. Скажите ребенку, что младший брат или сестра - это самый настоящий подарок от жизни.

Помимо этого у ребенка нужно сформировать представление о том, как выглядят и как себя ведут младенцы, чтобы он не думал, что у него вдруг появится улыбчивый друг-ровесник, а не кричащий малыш.

Обязательно называйте старшего и младшего ребенка разными уменьшительно-ласкательными словами и прозвищами. Не отдавайте и не дарите игрушки и вещи старшего младшему без разрешения, особенно те вещи, к которым он привык. Наказывая подросших детей за озорство, придумывайте им одинаковую работу, чтобы ни у кого из них не сложилось впечатление, что раз у кого-то работа легче, тот – любимчик родителей. Если к вам в постель ложится младший ребенок, приглашайте и старшего. Говорите обоим детям, как сильно вы их любите, и что в них обоих ваша душа и смысл жизни. Не ставьте в пример вашему ребенку другого вашего ребенка: если вам хочется поставить кого-то в пример, то пусть это будут чужие дети. Если вы хвалите первого ребенка за успехи и достоинства, которых нет у второго, не забудьте похвалить достоинства и успехи второго ребенка. Говорите своим детям, что каждый человек в чем-то силен, а в чем-то не очень, и это совершенно нормально.

После рождения младшего ребенка попросите гостей сначала пообщаться со старшим и принести подарок для него, а потом уже пройти посмотреть на младенца.

Очень важно не оставлять первое время младенца наедине со старшим ребенком – даже если старший ребенок его очень любит и не высказывает вслух ничего, похожего на ревность. Ребенок может просто из хороших побуждений пытаться накормить младенца взрослой едой или попытаться вытащить его из кроватки. Не показывайте ребенку, что вы испугались, увидев его стремление взять малыша на руки: поблагодарите за порыв, за любовь к младшему брату. Это важно – чтобы ребенок не подумал, что вы не доверяете ему младшего брата или сестренку. Предложите ему помочь вам чем-нибудь другим: например, принести носочки братика или открыть упаковку памперсов. Читайте вместе с ребенком постарше (а позднее и с двумя) сказки, где есть братья и сестренки, смотрите фильмы.

Если младший ребенок расплакался или порвал рисунок старшего, мягко скажите младенцу в присутствии старшего ребенка: «Вот ты плачешь и не даешь нашему Ванечке делать уроки», «Нельзя рвать рисунки Ванечки». Включайте домашнее видео, где видно, что ваш старший ребенок в грудном возрасте тоже постоянно плакал, лежал на ручках и так далее, чтобы старший был уверен, что он в своем младенчестве получал все то же самое.

Если вы чувствуете свою вину, потому что вам кажется, что вы уделяете больше внимания кому-то из детей, это нормально – все хорошие родители чувствуют свою вину и, скорее всего, ваши переживания преувеличены. Чтобы сделать так, чтобы каждый из детей чувствовал себя любимым, достаточно вашей любви, терпения и вдумчивости.

Что НЕ СЛЕДУЕТ говорить старшему ребенку

1. Не превращайте ребенка в ответственного взрослого. Фразами типа: «Ты теперь взрослый, ты должен, обязан теперь вести себя по-взрослому, быть тише, не мешать», таким образом, вы лишаете своего малыша детства;

«Мы не можем купить тебе эту игрушку, потому что у тебя теперь есть маленький братик, и у мамы с папой нет денег на такие дорогие игрушки», не позволяйте ребенку делать вывод, что какие-то его желания не исполняются, что он в чем-то ограничен из-за того, что у него есть маленький братик.

2. Дайте старшему ребенку его личное пространство, так вы лишний раз покажете, что с появлением в вашей жизни младенца вы не ущемляете его ни в чем. Поэтому недопустимы такие фразы: «Ну, дай ему свою игрушку, он же маленький» или: «Ты должен отдать свою кроватку своему младшему братику», особенно если старшему едва исполнилось три года, когда очень остро воспринимается нарушение личного пространства.

«Ну и пусть он сломает твою башенку из кубиков, что тебе, сложно построить новую?»

3. Никогда не сравнивайте своего старшего ребенка с младшим. Говоря ему: «Твой маленький братик всегда ест то, что ему дают, а тебя нужно упрашивать» или: «Даже маленький ребенок не ведет себя так, как ты», вы как бы подчеркиваете, что младший ребенок имеет в семье приоритет по сравнению со старшим.

«Не будь эгоистом, веди себя потише, он же спит!» - ребенок может попробовать через некоторое время специально начать шуметь после такой фразы.

Нужно показывать старшему ребенку, что вы относитесь к нему и к младшему одинаково, а такие фразы могут сильно изменить его отношение к новорожденному и возбудить ревность.

Что НУЖНО говорить старшему ребенку

1. Объясните старшему ребенку, что повышенное внимание к его младшему брату или сестре связано исключительно с его беспомощностью, а не с тем, что его больше любят. «Смотри, какая твоя сестренка маленькая. Ты тоже был таким маленьким, и мы с папой тоже тебя качали на ручках, и ты тоже плакал по ночам. Все маленькие плачут по ночам». Фразы, подобные этой нужны для того, чтобы ваш старший ребенок понял, что он тоже был в таком возрасте и за ним так же хорошо ухаживали, как за младшим.

2. Мягко призывайте своего ребенка заботиться о своем младшем брате или сестре, чтобы он чувствовал себя значимым членом семьи: «Смотри, твой братик спит. Значит, мы не будем шуметь в комнате, а поиграем вместе на кухне. Мы же с папой не бегаем по комнате и не кричим, когда ты спишь».

«Не хочешь дать поиграть сестренке этого мишку? Мишке скучно, что он сидит на полке и никто с ним не играет. А Маша поиграет и отдаст»: предложите уступить игрушку, но не настаивайте и уж тем более не требуйте, если ребенок не хочет отдавать свои вещи. Не забывайте давать поиграть старшему ребенку с игрушками младшего.

Подчеркивайте любовь младшего к старшему: «Смотри, как тебя любит твой братик, он тебе улыбается», «Он помахал тебе ручкой», «Смотри, он даже ползает за тобой, а не за мной».

«Он не нарочно сломал твою башенку. Он еще маленький и не понимает, что плохо поступил, и сам еще не умеет делать такие красивые башенки, как у тебя. Давай мы с тобой построим новую».

«Не хочешь поиграть со мной и с папой, пока бабушка погуляет с Машей?»

«Так здорово, что ты хотел покормить свою младшую сестренку! Но ей еще рано есть котлеты с картошкой. Она пока кушает только молоко из маминой груди».

Признаки ревности старшего ребенка и чувства одиночества

1. Он или наоборот слишком активен. Не так плохо, если ребенок прямо вам сказал: «Ты меня любишь меньше, чем его!» - в этом случае можно сразу с ним спокойно поговорить и объяснить, что когда он был маленьким, вы также заботились о нем, что вы любите обоих детей и расстраиваетесь из-за того, что приходится слышать такие слова.

2. Он пытается привлечь ваше внимание к себе разными способами – не только стремится быть послушным и показать хороший результат на занятиях или в учебе, но и, наоборот, отказывается слушаться, хулиганит, делает что-то вам назло.

3. Он часто просится в коляску к младшему, просит качать его на ручках как младшего или кормить грудью, дать ему соску или горшок. В этом случае просто дайте ему то, что он просит – ребенок попробует и сам поймет, что ему это уже не нужно и успокоится.

4. Он пытается навредить младшему, особенно когда вы просите этого не делать.

Конечно, первое время соблюдать все эти рекомендации и поддерживать дружеские отношения между детьми в семье сложно, не забывая при этом уделять внимание мужу. Но потом, когда младший ребенок подрастет, дружба ваших детей их друг к другу и к вам будет лучшим вознаграждением за старания и вашей гордостью в жизни.

Ольга Ананьева

Рождение младшего ребенка — очень радостное событие для родителей. Однако, это счастье может омрачить ревность старшего ребенка к новорожденному. Для первенца появление нового члена семьи -это огромный стресс. Ведь ребенок теперь будет вынужден делить любовь самых близких людей — родителей с младшим братом или сестрой.

Он теперь не центр вселенной. Поэтому родители должны правильно реагировать на проявление ревности и с пониманием отнестись к чувствам подросшего сына или дочери. Взрослые должны помочь избавиться ребенку от переживаний.

Факторы, провоцирующие ревность старшего ребенка к новорожденному

  • Родители все свободное время посвящают уходу за новорожденным, а на старшего не обращают особого внимания. Также “масла в огонь” добавляют родственники и друзья, которые восхищаются малышом и не замечают, что старшему тоже требуется поддержка и забота.
  • Ошибки родителей: старшего ребенка отправляют жить к бабушке с дедушкой, либо переселяют на другую кровать, в другую комнату. Особенно болезненно старший ребенок воспринимает это, если раньше спал с родителями в одной кровати. В таком случае старшего надо переселить в отдельную комнату или кровать еще в период беременности. Иначе это негативное событие для него будет связано исключительно с появлением в доме брата или сестры.
  • Маленькая или очень большая разница в возрасте. Если ребенку еще нет 3 лет, он очень сильно привязан к матери. И появление младшего брата или или сестры для него своеобразное предательство самого близкого человека — мамы.
    Если ребенок уже школьного возраста, то он привык, что все внимание родителей и родственников достается только ему. А когда любовь близких надо делить, то это очень непривычно и тяжело. Отрицательных эмоций избежать не удастся.
  • Дети одного пола. Между однополыми детьми соперничество зачастую проявляется сильнее. Также конкуренция за родительское внимание может быть более выраженной, если старший ребенок мальчик.
  • Изменение распорядка дня и правил поведения дома. Если раньше старший ребенок жил по установленному родителями расписанию, то теперь — все крутятся вокруг малыша. Спать приходится тогда, когда это делает малыш. Кричать и бегать по дому уже нельзя. По ночам не всегда удается полноценно спать из-за возгласов младшего.

Признаки ревности у старшего ребенка могут проявляться в разной форме. Например, ребенок предлагает младшего брата или сестру оставить на улице в коляске или отправить жить к бабушке, дедушке. Также могут быть следующие изменения в поведении:

  • Ребенок играет в младенца. Требует соску, бутылочку, грудь или просит покачать на ручках, как новорожденного.
  • Потеря приобретенных ранее навыков. Ребенок дошкольного возраста может начать писать в штанишки, просит покормить его с ложечки, просит одеть его и т.д.
  • Беспокойное поведение. Ребенок устраивает истерики по малейшему поводу, плохо спит, капризничает.
  • Появление страхов. Если ребенок засыпал один, то теперь говорит, что ему страшно, т.е. появляется страх темноты.
  • Появление расстройств психосоматического характера. Ребенок может начать заикаться, появляется тик. Либо возникают частые ОРВИ, боли в животе и другие нарушения.
  • Ребенок выполняет роль няни. Старший пытается изобразить идеального брата или сестру, много времени ухаживает за малышом, но при этом возникают нарушения из пунктов 1-5.


Старший ребенок с появлением младшего брата или сестры будет пытаться всеми возможными способами привлечь внимание родителей. Зачастую эти способы имеют негативную окраску в глазах взрослых. Если старший ребенок притворяется малышом — немного подыграйте ему: запеленайте, покачайте на ручках. Уделяйте этому не более 15 минут в день. Так ребенок почувствует себя более защищенным и любимым.

Если “игра в новорожденного” и потеря ранее приобретенных навыков затянулась более, чем на 2 месяца, тогда срочно нужно отправиться со старшим ребенком на консультацию к психологу. Поскольку такое поведение чревато осложнениями. Необходимым может стать лечение, назначенное неврологом или психиатром.

Чтобы уменьшить стресс для старшего ребенка, его необходимо подготовить к рождению младшего еще в период беременности. Расскажите старшему ребенку, что вскоре у него появится брат или сестра. С ним (с ней) можно будет играть в мяч, в машинки или куклы, кататься на велосипеде, самокате. Однако для этого нужно время. Сначала малыш ничего не умеет делать. Только сосать грудь (бутылочку), кричать, пачкать пеленки и подгузники. Поэтому мама будет очень много времени посвящать уходу за малышом. Скажите старшему, что будете благодарны, если сын (дочь) окажет помощь в уходе за младшим ребенком.


Попросите у старшего помощи, когда будете собирать вещи в роддом. Предупредите ребенка, что Вас несколько дней не будет дома, а потом Вы приедете с маленьким братом или сестрой. Договоритесь созваниваться в дни Вашего отсутствия. Так ребенку будет менее одиноко.

Попросите ребенка нарисовать что-нибудь для младшего брата или сестры. Не надо отправлять ребенка погостить к бабушке, дедушке, пока Вы в роддоме. Пусть встретит Вас с новорожденным из роддома. Так он легче примет брата или сестру.

Перед родами поручите ребенку исполнение какой-нибудь Вашей обязанности. Например, протереть пыль, полить цветы или покормить рыбок в аквариуме. Так он будет понимать, что у него есть ответственное поручение и почувствует себя нужным.

Если родители заранее подготовили старшего ребенка к рождению младшего, то проявляться ревность со стороны первенца будет в меньшем объеме. Однако, это не означает, что старший сын или дочь совсем не будет ревновать к новорожденному.

Все дети ревнуют друг к другу и это нормально. Просто выражаться ревность может в разной степени. Чтобы избежать проявления сильной ревности старшего ребенка или свести ее к минимуму, воспользуйтесь нашими советами:


  1. В первую очередь старшему ребенку надо сказать, чтобы он не скрывал своих эмоций. Пусть высказывает, когда у него возникают негативные ощущения: гнев, страх, обида, беспомощность, зависть, чувство неприязни, неполноценности. Вы должны с пониманием отнестись к этому. Также необходимо обозначить правило для старшего: Ни в коем случае не бить новорожденного и не кричать на него.
  2. Не заставляйте сына или дочь играть с малышом. Пусть проявляет инициативу и играет с сестрой (братом) тогда, когда захочет.
  3. Привлекайте старшего ребенка к уходу за новорожденным. Например, попросите принести пеленку, бутылочку или подгузник. Однако, помощь старшего не должна быть чрезмерной. Пусть у него будет время на свои дела: игры, просмотр мультфильмов, общение с друзьями и т.д. Просить ребенка надо не в приказном порядке: “Ну-ка, быстро принеси сюда пеленку”. Свои просьбы надо озвучивать добрым тоном: “ Помоги маме, принеси, пожалуйста, пеленку”. И обязательно, когда ребенок выполнит просьбу, похвалите его и поблагодарите (“молодец, спасибо”).
  4. Если Вы покупаете что-то малышу, то сделайте покупку и для старшего ребенка. Либо выделите день, когда Вы сможете сходить со старшим ребенком по магазинам и сделать покупки только для него (нее). Также хорошо будет сводить старшего ребенка в зоопарк, в цирк или организовать другое развлечение. Младшего при этом лучше оставить дома с дедушкой или бабушкой.
  5. Не запрещайте первенцу пользоваться игрушками младшего ребенка. Несмотря на то, что со взрослой точки зрения игра старшего с погремушками выглядит нелепо.
  6. Избегайте в общении со старшим фраз: “Он же маленький, а ты взрослый, зачем тебе нужны его… (игрушки, одежда, бутылочка, соска)?”. Или, например: “Он маленький, а ты как старший должен всегда уступать”. Подобным образом Вы только усилите чувство ревности. Старший будет протестовать еще больше.
  7. Не отменяйте любимые ритуалы старшего. Например, игры с мамой, чтение сказок. Постарайтесь не обделять вниманием первенца.
  8. Не ставьте младшего в пример старшему таким образом, чтобы его унизить. Например, нельзя говорить первенцу: “Посмотри как малыш кушает хорошо, не то что ты. Тебя так вообще целая проблема накормить”. Нужно сравнение озвучивать так, чтобы похвалить и подбодрить старшего. Например, “Посмотри, малыш еще не умеет самостоятельно кушать, а ты уже большой (большая). Покажи сестре (брату), как надо есть”.

Основная задача родителей после появления в доме новорожденного — помочь старшему ребенку разобраться со своими чувствами, эмоциями и научиться преодолевать негативное состояние. Не нужно ругать первенца, за его выражение ревности. Так Вы только усугубите внутренние страдания ребенка. Наберитесь терпения. Уделяйте полноценное количество внимания старшему ребенку. , хвалите его, когда он это заслужил. По прошествии некоторого времени дети подрастут, начнут играть вместе. Если родители порцию любви между детьми будут распределять одинаково, поводов для детской ревности будет значительно меньше.

Ожидая рождения второго ребенка, я решила подготовить своего первенца к этому событию по всем правилам психологической науки. Это оказалось совсем нетрудно: прочитанные в книгах и журналах советы психологов ничуть ни противоречили велениям моей собственной души.

Сыну было всего два года, когда я начала рассказывать ему про крошечного человечка, который живет и растет у меня в животе и которому скоро предстоит стать членом нашей семьи. Моему сыночку нравились рассказы о будущем младенце, он с удовольствием прикладывал ручку к животу, в котором шевелилась новая жизнь. Он был заблаговременно подготовлен к тому, что пока мы с новорожденным будем находиться в роддоме, ему придется пожить у бабушки с дедушкой. И героически перенес эту первую в своей жизни разлуку с родителями и родным домом.

Когда же мы снова оказались вместе, все пошло даже лучше, чем можно было себе представить. Малютка еще довольно много спала, а мы с сыном, соскучившиеся друг по другу, как никогда много времени проводили вместе за книгами, сказками, играми, объятиями. Моя голубоглазая крошка не возражала, если, кормя ее грудью, я держала в руках книгу или рассказывала сыну сказку. А ему совсем не в тягость было относить в стиральную машину мокрые пеленки и иногда караулить коляску у подъезда. Я наслаждалась этой идилией. И не подозревала, что ей суждено скоро закончиться.

А дочка между тем становилась старше, спала меньше. И настал момент, когда обладать одной лишь маминой грудью показалось ей недостаточным. Она желала получить в свое распоряжение всю маму целиком. Замена в виде папы не принималась.

Теперь заниматься с сыном можно было только во время ее недолгого дневного сна. А так не хотелось лишать его такого умиротворяющего и любимого ритуала, как чтение на ночь! Но осуществление его превратилось в сущее мучение: дочь вырывала книгу из рук, а если я пыталась рассказывать сказку или читать наизусть стихи, громко кричала и буквально затыкала мне рот. Она не позволяла брату сидеть у меня на коленях, а уж во время кормления грудью и близко не подпускала.

Мой уравновешенный и понятливый сыночек, в общем-то, понимал объяснения о том, что она еще слишком маленькая, чтобы быть справедливой, но ведь он ничем не заслужил такого отношения. Да и мне самой, утомленной удовлетворением нужд еще бессловесного младенца, так хотелось общения с сообразительным и любознательным сыном!

Вот тут-то я и вспомнила о многочисленных книгах по воспитанию детей, которые покупала и изучала, когда родила первого ребенка. Не помогут ли они?

Нельзя сказать, что тема ревности и соперничества совсем не освещена психологами и педагогами. Например, знаменитый американский психолог доктор Добсон дает массу замечательных советов: избегать ситуаций, в которых детей сравнивают между собой; всячески демонстрировать братьям и сестрам, что каждый из них представляет для родителей равную с остальными ценность. Похвалы и критику раздавать по возможности поровну.

Доктор Добсон приводит целый перечень правил и ограничений, помогающих поддерживать порядок и дисциплину в семье и не допускать худших проявлений ревности. Все эти предложения действительно дельные, и я с удовольствием воспользуюсь ими через несколько лет. Но как объяснить полуторагодовалому младенцу, что мама - одна на двоих и что старший брат - тоже человек? Как организовать совместную игру, если эта кроха еще ничего не умеет, кроме как разрушать построенное братом из кубиков или песка сооружение?

Американские авторы Уильям и Марта Серз, прославившиеся книгой "Ваш ребенок", очень доходчиво рассказывают о том, как подготовить старшего ребенка к появлению младшего. Этими советами я уже воспользовалась. Серзы вырастили восемь детей. Понимая, что в такой большой семье дети неизбежно страдают от недостатка внимания родителей, они придумали свой выход: каждому ребенку по очереди мама и папа назначают "свидания": водят его одного в парк, на аттракционы, в кафе, беседуют по душам. Но это, конечно, не подходит для моей крошечной ревнивицы, она еще слишком мала.

Может быть, проблема, возникшая в нашей семье, - что-то исключительное? Нет, опрос знакомых показал совсем обратное. Видимо, появиться на свет, когда "место под солнцем" уже занято - это тоже своего рода испытание, которое не так-то легко пройти младшим детям.

Единственный автор, в трудах которого мне удалось обнаружить кое-какие размышления о данной проблеме, - известный психоаналитик Альфред Адлер. В своей работе "Воспитание детей" он рассматривает ситуацию аналогичную моей: старший сын и младшая дочь. "Мальчика-первенца обычно балуют и в то же время многого ждут от него, - пишет Адлер. - Положение его благоприятно, пока не появляется сестра".

По Адлеру, мальчик, не желая расставаться с положением единственного любимца, начинает бороться против нее. Девочке в этой ситуации не остается ничего, кроме как предпринять чрезвычайные усилия. Она быстро развивается, во многом опережает брата, и он начинает терять свой мужской авторитет, а вместе с ним и веру в себя. Из таких первенцев, считает Адлер, вырастают неуверенные, ленивые, нервозные мужчины, которые уже в детстве почувствовали себя недостаточно сильными, чтобы состязаться с сестрой.

Да, невеселое наблюдение. Но это, пожалуй, крайность. В нашем случае все не так уж плохо. Сын не борется против дочери, он миролюбив, уравновешен, хорошо развит физически и умственно и ни тени неуверенности в нем, слава Богу, незаметно.

А вот что пишет Адлер о младших детях: они несут на себе безошибочную печать того, что они самые маленькие в семье. Чаще всего младший - это тот, кто хочет всех опередить. Он никогда не бывает тихим и верит в то, что должен достичь большего, чем остальные. Кстати, ведь и в сказках младший ребенок обходит своих братьев и сестер. Оказывается, таков не только Иванушка-дурачок - по утверждению Адлера, младшие дети в немецких, скандинавских, китайских сказках тоже оказываются победителями.

Конечно, в прежние времена, когда детей в семьях было много, фигура младшего ребенка была более отчетливой. Пожалуй, быть младшим в многодетной семье - не совсем то, что в стандартной современной, где обычно всего двое отпрысков. Но тем не менее выводы Альфреда Адлера стоит принять к сведению.

Однако психоанализ психоанализом, а я снова не могу почитать сыну книгу, не могу позаниматься с ним математикой и географией, к которым он уже проявляет интерес. И тогда обращаюсь к детским психологам.

Действительно, тема ревности младшего ребенка к старшему в литературе встречается гораздо реже, - соглашается с результатами моих изысканий психолог детской поликлиники № 108 г. Москвы Екатерина Александровна Лошинская. - Книги в основном рассказывают, как справиться с ревностью старшего ребенка к младшему. И это понятно, потому что старший, как минимум полуторагодовалый ребенок, заявляет ревность, что называется, в чистом виде, конкретными действиями или словами по отношению к малышу. Получается: есть проблема - есть решение.

А вот если ревнует совсем маленький, несознательный, то дифференцировать причины его капризов очень сложно. То ли это ревность, то ли ему на самом деле "хочется есть". Поэтому мы редко говорим, что младшие дети ревнуют, чаще: "они требовательны, своенравны, хотят любым способом привлечь к себе внимание, претендуют на лидерство". Строго говоря, мы констатируем формирование манипулятивного стиля поведения. Но понять, что мы сами все это спровоцировали, бывает сложно.

Безусловно, ревнующий ребенок борется за место под солнцем. Борется за наше внимание, которого ему не хватает. Не хватает, потому что он такой требовательный? Нет, потому что этого внимания ему недодали.

Как же недодали, если мама только малышом и занимается? Да, она посвящает ему больше времени, но внутренне, эмоционально она может быть при этом настроена на старшего. Большее значение для возникновения ревности имеет не то формальное количество времени, которое мы уделяем детям (хотя и оно тоже), а наша внутренняя обращенность к одному из них.

Дело в том, что маленькие дети очень чувствительны к "настроенности" на них. Отсутствие душевного тепла они воспринимают как угрозу жизни и начинают привлекать к себе внимание любыми доступными средствами.

Ярким примером этого может быть ревность младшего ребенка к старшему при небольшой разнице в возрасте - особенно когда первый ребенок оказывается неслучайным, долгожданным, мама и все родственники вкладывают в беременность, роды, в первые месяцы его жизни очень много душевной энергии. Настолько много, что родившийся через короткий промежуток времени второй малыш уже не может получить столько же - просто потому, что родители к этому моменту оказываются несколько исчерпаны морально.

Согласитесь: когда в семье ждут первенца, мама, как правило, думает только о том, чтобы он родился здоровым и все прошло благополучно. Все ее мысли посвящены этому малышу. Во время второй и последующих беременностей она уже не может полностью отдаться мыслям о том, кого носит под сердцем, - старшие дети требуют ее внимания, особенно если они еще не очень самостоятельные.

Я и сама не избежала этой ошибки, когда в нашей семье появился второй ребенок. Пеленая младшую дочь, я разговаривала со старшей. Режим малышки был подстроен под режим старшей дочки. Меня все время не оставляла мысль, что я что-то недодам старшей из-за того, что много времени посвящаю младшей. Время ее сна я воспринимала как счастливую возможность пообщаться со старшей дочерью.

И я не сразу поняла, почему младшая девочка растет своенравной и капризной, думая, что это - особенности темперамента. На мысль о ревности меня натолкнула реакция малышки на отношение окружающих к нашим детям. Чем больше они отдавали предпочтение старшей - спокойной и покладистой, тем больше повышенного внимания требовала к себе младшая.

Формальное перераспределение внимания не дало никаких результатов, если не сказать, что дало отрицательный результат. Тогда, анализируя ситуацию и пытаясь контролировать себя, я обнаружила, что существует много совершенно не поддающихся коррекции внутренних движений души. И всплывают они на поверхность порой в каких-то нелепых формах. Так, один раз, раскладывая по тарелкам суп, я поймала себя на том, что более приглянувшуюся почему-то мне тарелку, хотя и совершенно равноценную, ставлю перед старшей дочерью. Заметила я и то, что подзывая к себе обоих детей, я всегда первым называю имя старшей дочери.

Однако моих попыток "уравновесить" отношение к дочерям внутри себя оказалось недостаточно: помимо меня детей окружали другие люди, и они продолжали реагировать на поведение девочек по-прежнему.

Дело в том, что невозможно избытком маминой любви компенсировать равнодушие окружающих. Убедить других членов семьи принять младшего ребенка таким, какой он есть, разглядеть в нем искреннюю, гораздо более сильную, чем у старшей дочки, привязанность к ним и зависимость от них, удалось не сразу. Идеальный вариант - это когда все всех любят одинаково. Но как этого добиться?

И тогда я вспомнила, что рассказала мне одна многодетная мама, когда я спросила ее о том, как в семье с пятью детьми удается создать такую миролюбивую атмосферу. Каждый день каждому ребенку наедине она говорит от имени другого (в разной форме, зачастую что-то даже выдумывая): "Как тебя любит Саша!". Или: "Как тебя ждал Сережа". Или: "Знаешь, Надя тебе оставила кусочек торта". Несмотря на кажущуюся искусственность этого приема, он очень помогает наладить реальные отношения между детьми - если делать это регулярно, не пропуская ни дня, как будто даешь или принимаешь прописанное на длительный срок лекарство.

Этот рецепт как нельзя лучше подходит и для взрослых. Не надо их долго убеждать - нужно просто один раз сказать бабушке, что тот суп, который она сварила, "своенравный" ребенок вспоминал с благодарностью всю неделю.

Детская ревность это как детская инфекционная болезнь - редко кто ее может избежать. От того, к кому в большей степени обращены родители в своих чувствах (абсолютное равновесие здесь встречается крайне редко!), зависит, как распределятся между детьми роли ревнивца и покладистого ребенка.

Почему один из детей покладист и компромиссен? Потому что он уверен в родительской любви и чувствует себя защищенным. Легко делиться может только человек, имеющий в достатке то, чем он делится.

А вот что рассказала Елена Анатольевна Смирнова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Психологического института РАО.

Современные американские психологи тоже не связывают ревность братьев и сестер друг к другу с тем, старшие они или младшие. Дети изначально чувствуют себя беззащитными, считают специалисты, и могут преодолеть эту беззащитность, только добиваясь любви родителей. Соперничество в борьбе за эту любовь неизбежно.

Иногда ревность принимает крайние формы, а иногда маскируется так, что ее не замечают. И то, и другое таит в себе опасности. С одной стороны, агрессивные проявления, связанные с ревностью, могут закрепиться в поведении ребенка и сильно мешать ему в дальнейшем в общении со сверстниками. С другой стороны, скрывать свои чувства, загонять их вглубь ревнующему ребенку тоже вредно: неизвестно, какие причудливые формы примет это нереализованное чувство позднее.

Если среди ваших детей есть ярко выраженный ревнивец, нужно постараться объективно проанализировать, кому достается больше реального внимания и душевного тепла, а кому - меньше. Постараться уравновесить отношение к детям внутри себя. И, наконец, внимательно следить за внешними проявлениями своих чувств.

Не исключено, что на некоторое время внимание к ярко выраженному ревнивцу может быть даже повышенным. Другой ребенок, чувствующий себя более защищенным, простит вам некоторое отдаление и удовлетворится вниманием других членов семьи. Но и в этом случае избегайте крайностей.

Очень важна для создания и укрепления дружбы между братьями и сестрами какая-то совместная деятельность - игры, занятия, развлечения. Причем это относится не только к детям старшего возраста. Для младенца повседневная жизнь семьи - это тоже "деятельность". Поэтому не стоит, ожидая появления малыша, отправлять старшего ребенка к бабушке и, главное, оставлять его там на первые, самые трудные для мамы месяцы. Лучше уж за некоторое время до рождения второго ребенка начать водить старшего в детский сад, если маме тяжело с двоими. Дети из одной семьи должны жить под одной крышей, это помогает их сближению и дружбе. Конечно, все семейные праздники, походы на природу, в парк, в зоопарк и т.п. должны быть общими (если у вас не восемь детей, как у Серзов). Если родители верующие, то ходить в церковь тоже нужно всем вместе.

А вот бихейвиористы (сторонники поведенческой теории в психологии) советуют прибегать к так называемой телесной терапии: сажать обоих детей на колени, одновременно обнимать их, образуя в буквальном смысле "семейный круг".

Н а подготовку этого материала потребовалось довольно много времени: уж очень неизученной оказалась тема. Однако приобретенные знания помогли, придали уверенности. И теперь поведение моей маленькой ревнивицы заметно улучшилось. Правда, совет бихейвиористов ей оказался явно не по душе. Она упорно отпихивала брата, пока не удалось придумать кое-что другое.

Пожалуй, это можно назвать разновидностью телесной терапии. Называется это в нашей семье "всеобщее целование" и делается так. Сначала дети с двух сторон целуют маму, потом мама с сыном - дочку, потом мама с дочкой - сына, и так далее в любой последовательности, пока не надоест. Обычно это ни у кого не вызывает протеста, а действует сугубо умиротворяюще.

Другой вид совместной деятельности, доступной таким малышам (два и четыре года), - это когда старший показывает младшему картинки в книгах и в меру своих сил рассказывает, что на них нарисовано, или расспрашивает об этом.

Теперь дочка соглашается по вечерам минут десять поиграть с папой, и этого бывает достаточно, чтобы уложить спать сына и почитать ему на ночь. Когда он куда-то уходит с папой, дочка озабоченно спрашивает, где же Вася, а когда он плачет, с участливым выражением лица гладит его по голове.

Она не стала менее ревнивой, просто постепенно начала понимать, что мама - одна на двоих, и с этим ничего не поделаешь. "Получить маму в собственность" можно только по очереди, и никак иначе. Года в два она смирилась, наконец, с тем, что и книжки мы читаем по очереди. Сперва ей - "Машу и медведя" и "Мойдодыра", потом сыну - рассказы Носова и Драгунского.

Но вот наконец настало счастливое время. Дети охотно вместе строят домики из кубиков или подушек, лазят по спорткомплексу, а главное - с удовольствие слушают одни и те же книжки. Еще недавно это были лишь сказки Сутеева, а теперь уже "Малыш и Карлсон".

Дочери исполнилось три года. Она стала более сговорчивой и покладистой. Общение с ней стало доставлять больше удовольствия, чем огорчений. Пожалуй, испытание оказалось не таким уж трудным и вполне преодолимым.