Дети

Дошкольник в современном мире. Эссе «Современный дошкольник. Проблемы современных детей

Дошкольник в современном мире. Эссе «Современный дошкольник. Проблемы современных детей

Психологические особенности современных детей-дошкольников

Дети, появившиеся на свет в конце XX - начале XXI века, растут в иных экономических, социальных и культурных реалиях, нежели росли старшие поколения. Существенное изменение содержания детской жизни отмечают детские психологи и педагоги практически всех экономически развитых стран.

Авторы различных психологических и социологических исследований с тревогой обсуждают происходящее буквально на глазах разрушение традиционных форм детского бытия - исчезновение так называемого детского сообщества, рост приоритета раннего обучения в ущерб свободной детской игре, распад самой игры.

Для нашей страны эти перемены во многом связаны со сменой общественно-экономической формации, переходом от социализма и соответствующих ему экономических и социальных общественных отношений к рыночной экономике, которой сопутствуют значительное материальное расслоение населения, индивидуализация социальной жизни, меньшая регламентированность частной жизни граждан со стороны общественных институтов. Новые социально-экономические реалии существенным образом повлияли на сферу семейных отношений, прежде всего отношений между родителями и детьми. В условиях, когда государство перестало жестко нормировать стандарты жизни, ограничивать и регулировать уровень доходов населения, у людей, особенно молодых, появилось естественное стремление и, вместе с тем, возможность больше работать и зарабатывать, повышать уровень жизни своей семьи, создавать своим детям более качественные условия развития и образования.

Верхние позиции в иерархии семейных ценностей заняли забота о материальном благополучии семьи и стремление обеспечить детям наилучшие возможности для получения образования, дать им так называемый «хороший старт». Вместе с тем заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения. На все это у взрослых членов семьи нет ни времени, ни сил, совместная жизнь со своими детьми перестала быть интересной современным молодым родителям. Забота о развитии ребенка все чаще передается профессиональным педагогам - няням, воспитателям детских садов, специалистам дополнительного образования, школьным учителям или частным гувернерам.
Основным фактором современной цивилизации, оказывающим колоссальное влияние на содержание современного детства, стал стремительный рост новых технологий, в первую очередь - информационных. Передовые информационные технологии, позволяющие людям осуществлять практически все социальные функции, не вступая в личные контакты, привели к существенным изменениям одной из важнейших сфер человеческого бытия - коммуникативной.

Современный мир - это единое информационное пространство, не имеющее государственных и даже языковых границ. Любое событие, происшествие, достижение, новшество сразу же становится достоянием мирового сообщества.

Все это в полной мере относится и к детской культуре. Все меньше места в ней остается традиционным для нашей страны играм и игрушкам, книгам и фильмам, национальным героям и персонажам. Подавляющее большинство игрушек, которыми играют современные дети всего мира, произведено в Китае, будь то кукла, мягкая игрушка, оружие, машинка, конструктор, электронная игрушка. Кстати, то же самое относится и к детской одежде.
Унификация детского имущества формирует унифицированные эталоны восприятия, единые стандарты и ценности. Процесс экономической глобализации, охвативший цивилизованный мир, с неизбежностью затронул и детство. Продукция для детей, как материальная, так и духовная, успешно реализуется не только там, где ее производят, но и в других странах.

Наряду с определенными преимуществами современных детей перед их сверстниками прошлых лет, их очевидной технической сноровкой, умением понимать язык современных технологий, быстрой адаптацией к изменяющимся условиям, нельзя не замечать и тех потерь, которыми они расплатились за достижения научно-технического прогресса. Многочисленными исследованиями показано, что уровень психологической зрелости современных дошкольников, стоящих на пороге школы, заметно ниже того уровня, которого достигали их ровесники 30 лет назад. Значительная часть поступающих в школу детей не дотягивает до требуемого социального норматива первоклассника. По-видимому, мы имеем дело со сложной проблемой, связанной с тем, что все обстоятельства жизни современного дошкольника создают модель социализации, несовпадающую с моделью социализации, задаваемой школой как социальным институтом.

Сегодня существуют два практически противоположных мнения о том, что представляет собой современный дошкольник.
Современные дети в своем развитии намного опережают своих сверстников прежних лет. Они легко управляются со сложными техническими устройствами, такими как компьютер, мобильный телефон, домашняя бытовая электроника. Дети располагают достаточно обширными знаниями о различных сторонах жизни взрослых, смотрят много теле- и видеофильмов, имеют опыт путешествий с родителями в другие города и страны, зачастую более богатый, нежели многие взрослые. Конечно, их мало занимают сюжетно-ролевые игры, но разве могут эти бесхитростные игры соперничать по своей занимательности с компьютерными играми, которые могут предложить ребенку любой сюжет и все мыслимые и немыслимые аксессуары для его реализации.

Сегодня дети намного раньше, чем прежде, знакомятся с основами грамоты - чтением, письмом, счетом. Уже двухлетним малышам нетерпеливые родители покупают «Азбуку» и вешают на стену алфавит в картинках. Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме, и, начиная примерно с 4-5 лет, детей начинают интенсивно готовить к школе. Большинство шестилетних детей знают буквы и цифры, умеют читать по слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления. Для сравнения: 40-50 лет назад большинство семилетних детей поступали в школу практически неграмотными, что, правда, не препятствовало успешному освоению ими учебной программы. Сегодня их внуки знают и легко делают то, что сами они освоили недавно и с большим трудом, например, навыки пользования электронной техникой. Разнообразные электронные устройства, в том числе и игрушки, окружают современных детей с самого рождения, и они начинают пользоваться ими так же легко и естественно, как нынешние взрослые учились в свое время пользоваться электроприборами. Своеобразный язык, на котором электроника «общается» с нами, труден для освоения только взрослым людям, а дети овладевают им органично, одновременно со всей лексикой современного им языка.

Наряду с сильными сторонами в развитии современных дошкольников отмечают и слабые. К ним они относят, прежде всего, физическое здоровье и развитие, слабость произвольной сферы, недостаточное развитие связной речи, неумение слушать и слышать другого человека, не только сверстника, но и взрослого. Воспитатели с большим стажем работы более скептично относятся к осведомленности современных детей: «Много знают, но не того, что нужно».
Психологические обследования старших дошкольников, будущих первоклассников, показывают, что сегодня к концу дошкольного возраста многие из них не достигают того уровня психологической и личностной зрелости, который необходим для успешного перехода на следующий - школьный - этап жизни.

Так, познавательное развитие современных дошкольников заметно отличается от того, что рассматривалось в качестве возрастной нормы еще 15-20 лет назад.
Нынешних дошкольников отличает слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации и, соответственно, недостаточная развитость слухового восприятия и понимания, более низкий уровень речевого развития, несовершенство коммуникативных умений и навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы.

Речевое развитие. Психологи, педагоги, логопеды, педиатры отмечают стабильно высокий уровень темповых задержек речевого развития у детей от 1 года до 5 лет, причем проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи (например, звукопроизношения), а комплексное отставание в развитии речевых компонентов. Если в середине 70-х годов ХХ века дефицит речи наблюдался только у 4% детей среднего дошкольного возраста, то сегодня специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада.

Развитие воображения. Воображение является главным новообразованием дошкольного детства, ответственным, по словам Л.С.Выготского, за специфическое для данного возраста отношение между ребенком и социальной действительностью.
Воображение задает социальную ситуацию развития, именно оно определяет дальнейший характер познавательного и личностного развития ребенка. Появление у ребенка способности к созданию мнимых ситуаций, ситуаций «как будто» свидетельствует не только о его готовности к игре, но, в первую очередь, о начале активного познания и освоения окружающего мира в доступных, максимально адекватных его познавательным возможностям формах. Основной деятельностью, которая обеспечивает наилучшие условия для развития воображения, является детская игра во всем многообразии ее форм и видов.

Однако сегодня практически всеми психологами и педагогами фиксируется значительное снижение игровой активности детей и более низкий уровень развития их игровой деятельности по сравнению с нормами второй половины ХХ века.

Чем поддерживается свойственное детям стремление к игре, возникающее в определенном возрасте как насущная потребность детства? Только ли социальная мотивация, то есть желание приблизиться к недоступному миру взрослых, делает игру той самой ведущей деятельностью дошкольного возраста, которая создает наилучшие условия для психического и личностного развития ребенка? По-видимому, для этого игра должна отвечать не столько исторически переменчивым социальным мотивам, сколько конкретной задаче психического развития ребенка на данном возрастном этапе, сензитивности этого периода жизни к развитию той или иной психической функции. Это, в свою очередь, определяется как общим уровнем психического развития ребенка, так и востребованностью данной психологической способности в конкретных культурных условиях.

Одной из причин снижения роли сюжетной игры в жизни современных детей стало развитие игрушки, приблизившее ее к реальным объектам окружающего мира и отнявшее, таким образом, у игры право на создание мнимой ситуации. Игрушки воплощают все, что есть в реальной жизни, и все, что только выдумано людьми, но в реальности не существует.

То, что не может быть воссоздано в предметной игрушке, легко имитируется компьютером: самолет, межпланетный корабль, гоночный болид, городские улицы, даже семейная жизнь и древняя цивилизация.

Другим фактором, препятствующим полноценному развитию воображения, является преобладание в арсенале детских развлечений разнообразной видеопродукции. Современные родители легко поддаются рекламной информации о возможностях и преимуществах раннего развития ребенка посредством зрительных образов и впечатлений. Маленькие дети много времени проводят перед телевизором: мультфильмы, «полезные образовательные» телевизионные программы, а то и просто яркие рекламные ролики способны надолго занять внимание малыша, освобождая тем самым его родителей от необходимости читать сказки, рассказывать, играть в игрушки. Дошкольники быстро осваивают и несложные манипуляции с компьютером: научаются включать его, находить «свои» игрушки, запускать их, управлять с помощью нескольких клавиш действиями компьютерных персонажей. Вся эта видеоинформация воспринимается детьми легче и быстрее, чем вербальная. Она не требует работы воображения, более того, эти готовые образы, яркие и разнообразные, превышают все возможности собственного продуктивного воображения ребенка.

Характерной особенностью культурного контекста развития современных детей является тот факт, что любимые книги, любимые персонажи, любимые сюжеты принципиально отличаются от того материала, с которым они встречаются в «Азбуке» и первых «Книгах для чтения». Учителя начальной школы отмечают, что современные первоклассники слабо знакомы со сказками, особенно русскими: от них остались лишь смутные воспоминания раннего детства. Реалии, в которых проистекают эти сказочные события, далеки от нынешних детей, а волшебства по сегодняшним меркам весьма скромны.

Другим последствием широкого внедрения компьютерных технологий в жизнь маленьких детей становится искажение их сенсорного опыта, формирование неверных сенсорных эталонов. Повседневная жизнь естественным образом ограничивает возможности ребенка познакомиться со всем чувственным многообразием окружающего мира. Высокие технологии позволяют восполнить этот пробел, предоставляя в распоряжение ребенка электронные имитации разнообразных звуков, цветов, предметов, животных и пр. Например, компьютерная программа познакомит малыша со звучанием не только пианино, гитары или барабана, но и скрипки, флейты, органа, виолончели, контрабаса, волынки.

Педагогическая готовность к школе. Овладение навыками чтения, письма и счета также относится к области приоритетных направлений развития детей дошкольного возраста. Сегодня практически все поступающие в школу дети умеют писать печатными буквами, а некоторые даже и курсивными.
Социальное взаимодействие. Доминирование компьютерных развивающих и обучающих программ в образовании современных дошкольников приводит к деформации опыта социального взаимодействия ребенка со взрослыми.
Компьютерная программа настолько самодостаточна, что позволяет ребенку выполнять задания без помощи взрослых, ориентируясь лишь на подкрепление правильных шагов или невозможность продвигаться дальше в случае неверных решений. Конечно, раскладывание последовательности картинок и рассказ по ним - не слишком интересное задание для малышей, однако гораздо более полезное, чем молчаливое раскладывание тех же картинок на экране компьютера, подкрепляемое не устным откликом или похвалой взрослого, а бесхитростной анимацией.
Перед ребенком не стоит задача вычленить проблему или трудность, с которой он сталкивается при выполнении данного задания, сформулировать свой вопрос к взрослому, услышать и понять объяснения. Методом проб и ошибок он ведет молчаливый диалог с «умной» машиной, делая верные или неверные выводы относительно принимаемых решений.
Между тем важнейшим условием благополучного психического развития ребенка является его совместная со взрослым деятельность. Именно взрослый знакомит ребенка с предметным содержанием окружающих его вещей и явлений, именно взрослый открывает ребенку способы взаимодействия с окружающим миром, именно ко взрослому обращено развитие познавательной потребности ребенка.

Снизился уровень нравственного развития дошкольников. Многозначность и многовариантность современной жизни привели к размыванию нравственных ориентиров: дети не всегда ясно понимают, «что такое хорошо, а что такое плохо».

Другой особенностью современных дошкольников, отмечаемой воспитателями, является повышенный эгоцентризм. В определенной степени эгоцентризм характерен для детей дошкольного возраста, однако к 7 годам многие из них уже способны преодолеть эгоцентрическую позицию и принять во внимание точку зрения другого человека. Преодоление детского эгоцентризма является одним из важнейших механизмов социализации в дошкольном возрасте.

Таким образом, очевидно, что все фиксируемые сегодня изменения в психологическом облике дошкольника (особенности его общения, игровой деятельности, личностного развития, готовности к школе), причины которых видят в неправильной, неадекватной возрастным потребностям ребенка организации его жизни, свидетельствуют о принципиально ином характере его дошкольной социализации, нежели это было в ХХ веке.

Современный ребенок с позиции феноменологической педагогики

В детское общество ребенок выходит с определенным набором представлений, интересов, потребностей и запросов, с индивидуальной направленностью сознания, с собственным взглядом на мир. Мировоззрение ребенка закладывается еще в дошкольном возрасте. И зачастую, прежде чем привить ребенку нужную систему ценностей, педагог вынужден бороться с тем, что принес ребенок из семьи родителей. Современные родители – это молодые люди, которые выросли в период перестройки, т.е в сложное время, когда как говорил В.Шекспир, «распалась связь времен». Т.е. данный возрастной период испытал на себе все сложности переходного периода, который накладывает неизгладимый отпечаток на сознание человека. В связи с этим, молодые родители, возможно на подсознательном уровне стремятся дать своим детям все, чего не имели в детстве сами.

С детства, через общение с родителями, просмотр мультфильмов – у ребенка формируется тип отношения, взгляд на мир и свое место в нем. Это очень важный процесс, и многие его аспекты четко складываются из недооцениваемых взрослыми моментов: эмоционально-образных впечатлений, отношений, ценностей семьи, моделей поведения папы и мамы, отношения к старшему поколению. Таким образом, ребенок, общаясь с родителями, принимает их систему ценностей, принципы взаимоотношений в семье, понятие о гендерных отношениях, анализирует роль мужчины в семье и обществе, его социальный статус. Формируется мужской тип мировоззрения: взгляд будущего мужчины-хозяина либо нигилиста и приживала. Поэтому, то, каким вырастет ребенок, напрямую зависит от взаимоотношений родителей в семье, и от их отношений к окружающему миру. Очень важно, не упустить этот момент, чтобы ребенок «не потерялся» в социальной действительности и выбрал правильную жизненную стратегию.

Воспитатели детского сада часто замечают, что некоторые дети приходят после выходных недоласканные, липнут к воспитателям, пытаются обратить на себя внимание, увидеть улыбку или услышать ласковое слово. Даже укладывать спать не требуется больших усилий: после выходных дети засыпают мгновенно, т.к. в выходные не доспали, следовательно, режим дома не соблюдался. В таких случаях дети легко теряют приоритеты: воспитатель – плохая, она заставляет спать, дома хорошо – дома можно делать все, что захочу. Таким образом теряется важность дисциплины и правил поведения. Дети становятся расхолаженными, избалованными, не слушаются взрослых.
Еще одним немаловажным фактором в развитии личности ребенка являются телевизор и интернет, который закладывают в структуру его бытового мышления значительную часть информации. Через телевизор и интернет ребенок зачастую получает сложную для восприятия в его возрасте информацию. Телевизор и интернет оказывают огромное влияние на поведение ребенка, его мировоззрение, отношение к миру, родителям, ценностные ориентации, стиль общения и коммуникативные навыки.

Современные дети большую часть своего времени посвящают интернету. Еще десять лет назад, дети мечтали: «А вот было бы здорово, если бы в школе в каждом кабинете был интернет!» Современные же дети на переменах уткнувшись в свои гаджеты поглощают просторы глобальной сети. Еще десять-пятнадцать лет назад во время перемены педагогов беспокоила целостность оконных стекол, т.к. дети все перемены проводили на школьной площадке. Сейчас мы беспокоимся о здоровье глаз наших детей.

Непременной достопримечательностью даже самых престижных учебных заведений были когда-то школьные крылечки, на которых в перемену собирались старшеклассники. Дети прошлого века оставляли друг другу сообщения в виде изрисованных школьных парт. И порой даже из года в год сохранялись эти записи, от класса к классу. Сейчас этого нет. Современные дети стали спокойными и дисциплинированными? Возможно. Но от нас уходит «живое» общение. Дети перестают собираться на вечерние посиделки во дворе, а общаются посредством смс или интернета. Дети постепенно отучаются говорить, выражать свои мысли, формулировать предложения, потому что все их общение происходит путем немого диалога в переписке.

Эпоха массового образования постепенно начала перерастать в эпоху массовой информатизации. Мы еще до конца не понимаем, что нас ждет впереди и каких людей оно породит… Похоже. Что подрастает «думающее, чувствующее» поколение. Очень хочется не прозевать их и успеть вместе с ними на поезде настоящего въехать в будущее.

Верно гласит народная мудрость:

Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,

если на 10 лет вперёд - сажай лес,

если же на 100 лет - воспитывай детей.

Что же мы знаем о наших детях?

Современный ребенок наделен разными чертами: он и умный, и упрямый, добрый и агрессивный, беззаботный и деятельный, поверхностный и глубоко мыслящий, общительный и застенчивый — в общем, он противоречивый. Отсюда и наша статья состоит из противоречий, утверждений и отрицаний одновременно.

Современные дети - это объект жалоб, споров, гордости и исследований психологов и социологов. Кто-то их хвалит, кто-то ругает, но все единодушны в одном: современные дети другие, ни хуже, ни лучше, а просто ДРУГИЕ. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Нет. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, изменились приоритеты государственной политики в сфере образования и ожидания взрослых, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду и в школе. Социальные изменения привели к изменениям психологическим. По данным психологов, в настоящее время произошли сдвиги в наступлении кризисов 7 лет и подросткового. Так, кризис, который дети прошлого века проходили перед поступлением в школу (в подготовительной группе детского сада) сейчас переживают младшие школьники (в 7-8 лет), а это влечет за собой пересмотр методов обучения в начальной школе. Посещая открытые уроки в начальной школе, мы видим эти изменения: стиль общения между учителем и школьником стал носить личностно - ориентированный характер, на уроках царит взаимопомощь и взаимовыручка между детьми, дети свободны и коммуникабельны, и это не может не радовать.

Радует и тот факт, что впервые в истории дошкольного образования появился федеральный государственный стандарт, который призван многое изменить в системе дошкольного образования, в части методов воспитания и приёмов обучения, педагогических технологий, условий, и результата дошкольного образования, а также в части преемственности образовательных программ дошкольных учреждений и начальной школы.

Сегодня много пишут и говорят о новых детях, об их уникальных интеллектуальных способностях, о том, что они «пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее». Хочется в это искренне верить. В то же время быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, замедленным психическим развитием, с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы, много детей гиперактивных. В каждой возрастной группе насчитывается несколько гиперактивных деток. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья. Калугина Т.А., педагог - психолог, работавший в ДОУ до недавнего времени, успешно помогал в решении данной задачи. Но реалии таковы, что на сегодняшний день специалистов нет, так как нет их в штатном расписании. Поэтому проблема психологической поддержки и коррекции дошкольников на сегодняшний день остаётся открытой. Хотя некоторые родители, желающие помочь своим детям, находят выход, посещая коррекционные занятия на платной основе.

Современные дети активны, общительны, в то же время замечена тенденция к снижению навыков самообслуживания. И это отмечают учителя начальной школы. На совместной встрече учителями актуализировалась данная проблема. Хотя, начиная с раннего детства, воспитатели настойчиво и успешно решают задачу по формированию навыков самообслуживания у детей. У них есть на это время. Но не всегда его достаточно у родителей. Часто можно наблюдать такую картину: родители забирают ребенка из детского сада, торопят, чтобы он быстрее одевался. Иные родители одевают ребенка даже в подготовительной группе, хотя каждый может делать это самостоятельно. А потом удивляемся, что в школе ребенок не самостоятелен, не организован.

В настоящее время дети растут и развиваются в условиях огромного информационного пространства. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения: компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, гаждеты, сотовые телефоны, рекламные ролики и новинки кинематогрофической индустрии. Тем самым подрастающее поколение приобретает «клиповое сознание», вскормленное рекламой; музыкальными роликами и т.д. Особенности развития детей с новым типом сознания требуют современного подхода в воспитании и образовании. На наш взгляд, применение мультимедийных технологий в профессиональной деятельности педагогов более чем оправдано, это шаг в сторону современных детей. На прошлой неделе на областные деньги, выделенные впервые, приобретен второй комплект мультимедийной аппаратуры (проектор, ноутбук), специально для детей.

Считаем важным, чтобы современный педагог задействовал все технические возможности для достижения наилучшего результата. Но у большой информируемости есть и оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем некоторые детки имеют задержку психического и речевого развития. Многие дети пятилетнего возраста нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Мы, педагоги, бьем тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу "Развитие речи". Страдает не только раздел "Связная речь", но и "Словарь". Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю, то есть по 4 часа в день. Психологи делают неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач, компьютерных игр на психическое развитие детей. Но от технического прогресса не убежать и не спрятаться. Необходимо выбрать золотую середину:

Ограничить время проведения в компьютере, у телевизора не более 30 мин. в день;

Отбор и цензура развивающих игр и мультфильмов обязательны.

В эмоциональной сфере романтизм уступил место прагматизму. Современные дети всё готовы сделать за приз, сюрприз, или по формуле «ты мне - я тебе», то есть не бескорыстно. Не постесняются задать вопрос: «А что мне за это будет? А что ты мне дашь взамен?». Маленькие собственники - «моё, никому не отдам».

Нынешние дети достаточно развиты коммуникативно, в них реже наблюдается зажатость перед взрослыми. И если сам воспитатель, родитель, учитель не занимают авторитарную позицию, а находятся с ребенком на правах опытного сотоварища, партнера, то ребенок раскрывается совсем по-другому. Действия под диктовку взрослого, как и правильные ответы на его вопросы не имеют никакого отношения к развитию ребенка. Ведь развитие подразумевает появление нового отношения к миру и другим людям, появление новых способностей и новых желаний, интересов и побуждений к действию, к деятельности. Все это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, создает, к чему-то стремится.

Учитывая тот факт, что современные дети не терпят насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать, развитие сферы духа должно протекать последовательно в рамках определенной системы отношений (семейных, отношений между воспитателем и ребенком, учителем и школьником), когда ребенок выступает не младшим по отношению к старшим, а равноправным партнером по общению и совместной деятельности. При таких условиях у ребенка развивается ощущение успешности и уверенность в собственных силах. Педагогическая задача воспитания современных детей заключается в создании условий для развития волевых качеств ребенка: целеустремленности, настойчивости, ответственности и уверенности в себе.

В условиях современного кризисного общества отчужденность детей от родителей нарастает, а дефицит ласки, душевного тепла и взаимного внимания проявляется всё отчетливее. Родители все меньше общаются со своими детьми. Очевидно это результат влияния со стороны современного общества. Под гнетом экономической и социальной нестабильности, когда родители испытывают страх ”не справиться” с жизнью (обеднеть, потерять работу, заболеть), взрослые становятся уязвимыми, неуверенными и эмоционально нестабильными. Всё это косвенным образом проецируется на детей.

Новым социальным страхом для родителей стала неуспешность детей. Многие родители одержимы идеей как можно раньше научить детей считать и читать. Взрослые наполняют ребенка новыми знаниями и умениями, форсируя естественное развитие ребенка, перенасыщают информацией. Однако не задумываются о самом важном: какими глазами малыш смотрит на окружающий мир? Безразличными, настороженными, обиженными, сердитыми или спокойными, добрыми, уверенными и счастливыми? Формирование положительного мировосприятия - это основа будущей успешности маленького человечка. При решении данной задачи важно соблюдать три основополагающих принципа: признавать ребенка, понимать ребенка и принимать ребенка таковым, какой он есть. Взрослые должны не учить жизни, а помочь ребенку самостоятельно научиться жить.

В итоге мы имеем следующую картину: большинство родителей винят во всех возникающих трудностях образовательную систему, а вот те, кто занят в образовательной сфере, то есть, мы с вами, виним как раз родителей. Психологи считают, что винить ни тех, ни других нельзя, поскольку в случившемся виновен весь современный мир, вся наша высокотехнологичная ускоренная цивилизация.

И всё - таки, Новый Закон «Об образовании в РФ» четко закрепил, что родители являются первыми и главными учителями своих детей, детский сад и школа помогают им.

Конференция: Современный детский сад

Организация: МБДОУ Детский сад №186

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

«Говорят, что героиня-мать, Если у нее детишек пять. Говорят медалью награждают, Если семь детишек воспитает. Как же воспитателя назвать, Если у нее пять раз по пять? Куча славных, шумных ребятишек, Озорных девчонок и мальчишек. Как же воспитателя назвать? Семь по трижды героиня-мать

В современном обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры, переставляются акценты. Затронули эти изменения и систему дошкольного образования. Работа дошкольных образовательных учреждений строится на использовании новых учебных планов, вариативных программ. На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

Повышаются требования и воспитателям. Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому педагоги нашего коллектива пересмотрели свои жизненные позиции, выработали в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встали на позицию ребенка.

Факторами развития позитивных эмоций ребенка в детском саду являются:

- Воспитатель, его поведение, речь, профессиональная компетентность.

Опрятно одетый воспитатель, приветливый, разговаривающий в спокойном тоне, профессионально грамотно организующий общение с ребенком вызывает у последнего чувство доверия.

«Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня!

- А кто же такой «современный воспитатель»?! Человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат? Творческая личность, которая стремится найти себя?...

Отметим уникальные стороны профессии:

    Воспитатель должен много знать и уметь. Передним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию.

    Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. И ему надо очень много читать. Он должен хорошо знать детскую художественную литературу.

    Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление.

    Перед воспитателем стоит нелёгкая задача - будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность.. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии. Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей -это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, Мастерство воспитателя состоит в том, что он знает, когда несмелого ребёнка надо поддержать, «назначив его волком», а агрессивного поучить сочувствию, «сделав козлёнком».

    Подметив в ребёнке способности, воспитатель должен не только поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребёнка. Здесь ему не обойтись без наблюдательности, хорошей памяти и тактичности.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.
Воспитателям необходимо овладевать современными образовательными технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов. Это хорошо известные технологии проблемного диалога, игровые педагогические технологии, технологии продуктивного чтения, деятельностные технологии, а также ИКТ-технологии. Я признаю, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, но необходимо помнить: он должен только дополнять педагога, а не заменять его.

Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровым. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребёнка

Практика показывает, что наличие знаний само по себе не определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе, гораздо важнее для нас научить ребенка уже в детском саду самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Обучая деятельности в воспитательном смысле мы делаем учение мотивированным, учим ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогаем детям сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки - это задача современного воспитателя. Готовя детей к школе, мы формируем у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью, - любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческого самовыражения ребёнка.

Выбор форм работы мы осуществляем самостоятельно в зависимости от контингента воспитанников, от оснащённости группы, от опыта и творческого подхода воспитателя. Так, в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил, предусматриваю наиболее трудоёмкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включаю сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередуя различные виды деятельности детей в течение дня, обеспечиваю их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры, с целью укрепления здоровья дошкольников большое значение уделяю двигательной активности.

Мы – современные воспитатели, делаем дошкольное детство разнообразным. Для нас это стало нормой. Мы даём детям возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. По-другому просто невозможно. Мы понимаем, что к нам пришли дети - почемучки, которые и должны остаться почемучками. Можно говорить о разных мнениях к оценке ФГОС, но, для нас - воспитателей, главный критерий – удовлетворённость родителей. Если ребёнок сыт и здоров, если идёт в детский сад с удовольствием, если там организована деятельность, которая его привлекает, и он ежедневно рассказывает родителям о чём-то новом, то это высшая оценка воспитателя – профессионала.

В профессиональной деятельности педагоги нашего ДОУ гармонично сочетают и интегрируют традиционные формы взаимодействия с инновационными.

Особое внимание мы уделяем осуществлению воспитательно-образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьёй. По моему мнению, необходимо широко и массово привлекать родителей, создавать условия для формирования семейных ценностей, сближения и сплочения, воспитания чувства толерантности, активного культурно-спортивного досуга. Организовывать праздники, на которых родители наравне с детьми выполняют различные творческие задания.

В своей работе мы планируем такие формы работы, как

    диагностирование семей;

    педагогическое просвещение родителей, обмен опытом;

    совместное творчество детей и взрослых;

    совместные мероприятия с учреждениями социума;

    индивидуальная работа с родителями.

    информационное общение (электронная почта, социальная сеть)

Мы вовлекаем родителей к участию в реализации программы, к созданию условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители наших воспитанников - активные участники образовательного процесса, участники всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонние наблюдатели.

На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому педагоги нашего ДОУ стараются творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставляют детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.

Итак, современный воспитатель должен обладать следующим перечнем личностных и профессиональных качеств

- четкое видение современных задач образования;

- ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;

- поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;

- проявлять гуманную педагогическую позицию;

- сохранять физическое и духовное развитие детей;

- уметь осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных технологий воспитания и обучения детей;

- способность к самообразованию и личностному росту.

Инструкция

Последние исследования выявляют, что современные дошкольники обладают повышенной активностью, высокой тревожностью и возбудимостью, агрессивностью, неусидчивостью, большим объемом долговременной памяти, но плохо умеют сосредотачиваться в течение длительного времени. Современные дошкольники во многом более настойчивы и требовательны к своим родителям, они умеют размышлять над смыслом действий и не желают выполнять бессмысленные просьбы. Эти дети уверены в себе и охотнее проявляют эмоции, но в то же время они слабее здоровьем, обладают подчас целым рядом заболеваний, которыми раньше дети не болели.

Многочисленные изменения в обществе привели к изменения и в поведении детей дошкольного возраста. В настоящее время родители серьезнее подходят к развитию своих детей, поэтому ребенок уже в раннем возрасте начинает показывать повышенную тягу к знаниям и впитывать информацию, которая еще 20 лет назад была недоступна для детей его возраста. Современные дошкольники в возрасте 3-4 лет способны решать логические задачи, которые раньше задавали детям 4-5 летнего возраста. Сдвинулось и время психологических кризисов у детей дошкольного возраста: кризис 3 лет теперь наступает на год-два позже, тогда как кризис, который ранее наступал у ребенка перед поступлением в школу, теперь проходит у детей 7-8 лет.

Однако, благодаря современным учебным и компьютерным технологиям, психика ребенка становится неустойчивой. Он каждый день сталкивается с такими огромными потоками информации, что не каждый организм такое выдержит. Уже с малых лет ребенок окружен телевизором, радио, кино, компьютерными играми, интернетом, он учится обращаться с ними, но зачастую приобретает неусидчивость, неустойчивое внимание, неспособность долгое время сосредоточенно заниматься одним делом. Современные дети могут одновременно слушать сказку и рисовать или собирать конструктор, но подчас неспособны усидеть на месте во время разговора.

Они хорошо прослеживают причинно-следственные связи отношений между людьми, сюжеты фильмов или сериалов. Их взгляды во многом шире, чем у детей их возраста раньше, они рано начинают размышлять на серьезные темы. Но вместе с тем могут быть несамостоятельными в самых простых вещах: завязать шнурки, найти одежду, заправить постель. Серьезная проблема у детей дошкольного возраста кроется в их гиперактивности и качестве речи. Они говорят много, громко, но плохо проговаривают звуки, не стараются перевести количество этих звуков в качество. Практически каждому 5-летнему ребенку сейчас требуется помощь логопеда в становлении правильной и грамотной речи. Страдает не только артикуляция, но и словарный запас, он у современных детей гораздо беднее их сверстников из 20 века. Такое влияние на них оказывает постоянное соседство телевизора и компьютерных игр вместо книг.

В обществе на сегодняшний день нарушены тесные дружеские связи между детьми, им почти негде стало общаться и играть без надзора родителей или воспитателей. Раньше эту функцию выполняли детские дворовые коллективы. Сегодня слишком опасно отпускать ребенка гулять одного, поэтому роль детской игры сошла практически на нет. У ребенка остались обучающие игры в детском саду, но свободное творчество становится все более неактуальным, поэтому и фантазия ребенка проявляется не столь ярко. Нет у детей и героев, которые могли бы своим примером учить их моральным основам. Современные герои – яркие, веселые, но по большей части пустые, ребенку просто не у кого перенимать лучшие образцы поведения.