Обувь

Духовно-нравственное воспитание в сельской школе. «Духовно-нравственное воспитание в условиях современной школы Духовно-нравственное воспитание детей в школе

Духовно-нравственное воспитание в сельской школе. «Духовно-нравственное воспитание в условиях современной школы Духовно-нравственное воспитание детей в школе

Основные характеристики личности человека – это нравственность и духовность. Духовностью называют стремление человека к постижению избранных целей. Нравственность человека – это общие принципы поведения людей, находясь в обществе. Оба этих сочетания и составляют основу личности человека, где воспитание духовно нравственное – это самостоятельное обучение, воспитание и развитие личности.

Духовно нравственное воспитание характера у ребёнка направлено на формирование личности молодого человека.

Духовно-нравственное воспитание в школе не менее важно, чем учетная работа

Оно подразумевает процесс, который направлен на внешнее и внутреннее воздействие учителя из школы на духовный мир ребёнка. Такое воспитание образует формирование системы внутреннего мира детей. Такое воздействие на формирование характера у молодого члена общества носит комплексный характер, который затрагивает чувства, личное мнение и желание личности. Система воспитания будущего поколения основана на определённую систему ценностей, которая заложена в образовательной системе, а также в личной позиции учителей в образовательном учреждении.


Национальная доктрина образования и воспитания

Нравственность и духовность у учеников может возникнуть в условиях школы, основываясь на гуманистических ценностях, а также вне классной работы (в рамках дополнительного образования детей).


Задачи духовно-нравственного воспитания

Духовно нравственное воспитание школьников, какова роль классного руководителя?

После пересмотра статуса, который имеет учитель, выступающий в роли классного руководителя, его профессиональная деятельность в рамках духовно нравственного направления в стенах школы, может характеризоваться личным подходом в воспитании детей, а также различными национальными идеями. Объединяет эту систему единство учеников и их учителя во время обучения наукам и общего физического и нравственного развития.


Государственная концепция духовно-нравственного воспитания

У преподавателя должны обладать личностными характеристиками, которые способны без труда обеспечивать гуманные отношения между самими воспитанниками и их наставниками. Качество воспитания во многом зависит от руководителя класса, от его опыта работы, длительности общения с учениками.

Несколько направлений в работе учителя с классом

Ценностная работа подразумевает встречи учеников и учителей в библиотеке, классные часы. Во время встреч следует воспитывать в подрастающем поколении чувства патриотизма, а также гражданской ответственности. С этой целью необходимо активно подключать ветеранов. Детям всегда интересно послушать их истории из жизни, они с большим интересом выслушивают их выступления.


Структура патриотического воспитания — направления работы

Познавательная работа с детьми заключается в проверке успеваемости учеников в классе, проверке знаний каждого воспитанника, а также проведением психологических практических уроков. На них дети играют в учебно-развлекательные игры, например, «Что? Где? Когда?». Кроме того следует проводить дополнительные уроки для получения знаний о культуре своей страны, можно рассказать ученикам о знаменитых людях, которые добились успехов в жизни.


Занятие в школьном музее

Трудовая деятельность учеников заключена в том, чтобы проводить дежурства по школе, организовывать уборки в собственном учебном классе, проведению субботников. Приветствуются походы на культурные выставки, проводимые в городе, а также, при возможности, проводить экскурсионные поездки на близлежащие предприятия для расширения кругозора у детей.

Полезная деятельность для общества помогает обогатиться ученикам в плане духовности.

Ученики могут оказывать посильную помощь инвалидам, сиротам и другим. Проявление таким образом милосердия к нуждающимся позволит детям реализовать одну из основных целей при развитии духовности – взаимопомощь и сострадание.

Духовно нравственное воспитание и творческая деятельность в жизни ученического класса

Преподавателям следует организовывать и проводить культурные вечера, танцевальные конкурсы, предновогодние встречи, а также посещение музеев и драматических кружков во время проведения внеклассного развития юных учеников. Это поможет создать условие для самореализации личности детей, повышения их моральных ценностей.


Игра «Зарница» — воспитание патриотизма и физическое развитие

Частое посещение библиотек поможет развить у ребёнка навыки творческой деятельности, привить любовь к своей родной земле, к окружающим людям, а также изучению исторического наследия своего государства.

Занятие физкультурой, общее оздоровление организма

Необходимо проводить для учеников класса дни для занятия своим здоровьем, чтобы воспитать нравственное и духовно гуманное отношение к себе и окружающему детей миру. В рамках таких мероприятий хорошо зарекомендовали себя спортивные состязания среди учеников класса. НА классных уроках следует проводить занятия по общей гигиене у человека, а также о пропаганде здорового образа жизни учеников, отказа от курения, алкоголя и других вредных привычек у подрастающего поколения. Учащиеся должны знать, что иметь хорошее здоровье и не зависеть от собственных слабостей – это здорово.

Последний пункт в воспитании учащихся – это организация и проведение свободного времени. Для правильного распорядка дня хорошо себя зарекомендовали психологические игры и тренинги.


Уроки физкультуры также несут воспитательную нагрузку

Организовывать процесс духовного, патриотического и нравственного воспитания в детях следует, выполняя некоторые важные функции:

  1. Нравственное, а также духовно гуманное воспитание учащихся достигается путём создания среды, которая благотворно влияет на учащихся (повышение дружественной обстановки в классе, работа с педагогами и родителями учащихся, проведение внешкольных мероприятий, экскурсий и т.п.);
  2. Проведение уроков по физической культуре, проведение спортивных мероприятий, обучение гигиене;
  3. Организация творческого досуга среди детей во время их свободного времени (различные кружки для занятий танцами, музыкой, спортивные секции);
  4. Индивидуальный подход к каждому ученику для воспитания в нём духовно патриотического воспитания, необходимо привить ему нравственное поведение. Нужно стимулировать в учащихся самостоятельно проводить воспитание своей личности. Семья ему должна помогать в этом деле, поддерживать его и помогать решать общественные дела в школе.

Нравственное воспитание в привлечением церкви

Учитель, как классный руководитель класса в школе, должен работать над рядом задач для того, чтобы воспитать духовно нравственное воспитание у детей:

  • Повышать чувство ответственности, патриотизм у детей.
  • Организовывать и проводить самостоятельно соревнования, выездные экскурсии, встречи с родителями обучающихся детей.
  • Учитель должен организовать внеурочные часы для дополнительного развития у подопечных учеников духовного воспитания, развития нравственных качеств в семье и школе.
  • Способствовать формированию у учеников стремления к занятию спортом, движению в повседневной жизни, активном участии в жизни окружающего их общества.
  • Классный руководитель должен укреплять связь между родителями учеников.
  • Организовывать совместные походы учеников и их родителей. Это поможет сплотиться семьям, и всему классу в целом.
  • Необходимо проводить индивидуальные совместные встречи родителей с учителями для обсуждения не только успеваемости учеников, но и чтобы оценить качество развития личности у детей.

Родительское собрание на тему духовно-нравственного воспитания

Семья ученика должна всячески помогать своему чаду в планировании свободного времени от учёбы.

Школа и семья имеет ряд возможностей по передаче ученикам представлений и знаний о моральных ценностях и морали. Воспитание в детях патриотических чувств, нравственности и духовности – это приоритетная задача для всех учителей, работающих в учебных заведениях.

Культуре, нравственности, воспитанию

надо отводить в наших планах первое место.

(Д.С.Лихачев)

«Система духовно-нравственного воспитания в школе».

заместитель директора по воспитательной работе

Ленинского филиала МБОУ «Новопокровская сош»

Полякова Наталия Валентиновна

Вышедшее сегодня на повестку дня педагогической деятельности слово «воспитание» стало чаще всего использоваться в значении «духовно-нравственное».

Усиление внимания общества к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения как к насущной проблеме – явление не случайное. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью ребенка.

Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Ведь дети, пришедшие сегодня за парты уже не те, что были 30, 20, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Если мы, сегодня, не обратим внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние наших школьников, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно.

То, что мы видели в сериале «Школа», – не за горами, все это реально ждет нас, сельскую школу, и надвигается с космической скоростью.

Эти проблемы, наш педагогический коллектив, поставил во главу угла всей воспитательной работы в школе. С самого раннего возраста стараемся прививать нашим детям традиции народной культуры, уважение к другим людям, основам духовности и нравственности.

Система духовно-нравственного воспитания в нашей школе включает в себя прежде всего, учебную деятельность.

Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Особенно большие возможности для духовно-нравственного воспитания школьников имеет учебный материал по литературе, истории, МХК, Основам православной культуры. В нём содержится большое количество морально-этических суждений по отношению к человеку и обществу.

Формирование духовно-нравственных качеств учащихся начинается в начальной школе с интегрированного курса «Введение в народоведение». Цель – приобщение детей к глубинному традиционному наследию, нравственному и эстетическому богатству традиционной культуры, формирование осознанного патриотического чувства на основе понимания духовных ценностей.

В 5 классе вводится предмет «Основы православной культуры» (ОПК), который помогает развиваться личности школьника многосторонне и способствует укреплению нравственности. Основная идея курса - изучение истории русской церкви в контексте истории государства. Это размышления о мире, о православии, о духовности человека.

В 7,8 классах ведется курс «Моя родословная». Цель курса - формирование познавательной и творческой активности ребенка через расширение знаний по истории своей семьи.

В 10, 11 классах ведется курс «Духовно – нравственные основы семьи».

Ведущей целью этой программы является формирование готовности к вступлению в брак и воспитание будущих детей, уважительного отношения к семье, её духовным ценностям.

Но, наверное, самое сильное влияние на духовно - нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Духовная близость и уважение к педагогу зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми.

В нашей школе создан творчески работающий педагогический коллектив, умеющий решать образовательные и воспитательные задачи. Уровень педагогического мастерства учителей и классных руководителей достаточно высокий. Педагоги занимают призовые места в профессиональных конкурсах «Учитель года», «Сердце отдаю детям», «Растим патриотов России». Созданы, апробированы и изданы авторские программы педагогов МОУ в сборнике «Содержание школьного этнокультурного образования».

Другим важным источником духовно - нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа, это внеурочная и внешкольная деятельность.

Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса.

В школе сформирована полноценная система дополнительного образования, реализуемая во внеурочной деятельности. В блоке дополнительного образования: театральная студия «Ассоль», фольклорный ансамбль «Говорушки», творческие кружки «Художественная роспись», «Учимся лепить из соленого теста».

В рамках дополнительного образования с 1 по 10 класс ведется инновационный курс «Истоки». Целью курса является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика.

В начальной школе учебный курс «Истоки» помогает ребенку получить представление о жизненно важных для человека категориях и развивает систему духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и внутреннего (духовного) мира. В системе духовно-нравственных ценностей выделяется главная ценность Истоков – ЖИЗНЬ.

В основной школе учащиеся получают представление о главных категориях жизни Отечества.

Результативность: в школьных объединениях дополнительного образования занимается 100% учащихся.

Работа творческого коллектива школы имеет весомые положительные результаты. Был проведен мониторинг уровня формирования духовно-нравственных компетенций школьников. Показатели уровня духовности учащихся 5-11 классов за последние 3 года возросли на 18%.

Эффективным методом реализации поставленных целей является проведение общешкольных праздников.

Внедрение в педагогическую практику школы традиции общешкольных праздников «ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ»: сценарии общешкольных праздничных мероприятий для учащихся 1–11 классов, способствуют духовно-нравственному и гражданско-патриотическому становлению школьников.

В качестве общешкольных праздников особо выделяются четыре – День народного единства, Рождество, Пасха и День Победы. Эти четыре праздника разбивают учебный год на четыре примерно равных предпраздничных цикла: осенний («День народного единства») – I четверть, зимний («Рождество») – II четверть и два весенних («Пасха» и «День Победы») – III и IV четверть.

Праздник осени перекликается с праздником Покрова и темой благодатного урожая. Новый год с праздником Рождества.

С праздником Пасхи неразрывно связана Масленица, предшествующая началу Великого поста. Проводимые на масленичной неделе концерты и ярмарочные мероприятия знакомят детей с яркими особенностями праздничных традиций нашей культуры, образцами народного творчества и ремесел.

Особое внимание уделяется 12 апреля – Дню космонавтики: героями становятся не только на войне, но и в мирное время, и Юрия Гагарина, с именем которого связаны первый полет человека в космос и превращение нашей страны в мировую космическую державу, дети должны знать в лицо.

К одному из важных источников духовно-нравственного воспитания учеников следует отнести деятельность школьной Комнаты боевой и трудовой славы, с целью воспитательного интереса к истории родного края и школы.

Активная работа ведется по направлениям:

Святые места родного края (красавица-церковь);

История нашего совхоза, история родной школы, которой в этом году исполнилось 40 лет;

Мой край в годы Великой Отечественной войны;

Земляки, которыми мы гордимся.

В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет пространство, в котором он находится. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.

Комплексную информационную поддержку всех мероприятий позволяет раскрыть работа школьной стенгазеты.

Возможность оперативной замены информации, изменение композиции позволяет постоянно привлекать внимание школьников.

Выводы: Мы считаем, что духовно-нравственное воспитание необходимо проводить в системе, распространяя его и на урочную, и внеурочную деятельность, внешкольную работу и дополнительное образование. Работу вести на основе православных ценностей. Шире вести просветительскую воспитательную работу среди родителей.

Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своих народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Система духовно - нравственного развития личности учащихся нашей школы приносит свои плоды.

Учащиеся МОУ «СОШ совхоза имени Ленина» являются постоянными участниками и регулярно занимают призовые места в районных, областных конкурсах: «Фабрика игрушек Деда Мороза», «Дорога в космос», «Сокровище наций», «Горжусь я малой родиной своей!», «Православная культура Тамбовского края», «Красота Божьего мира», «Мы памяти этой верны», «Созвездие талантов». Становятся лауреатами и победителями всероссийских конкурсов: «Святые заступники Руси», «Пасха Православная», «Дети и книги», посвященного 50-летию полета в космос Ю. Гагарина. Не могу не похвалиться, ученица 8 класса Савина Диана в областном этапе Всероссийского конкурса «Дети и книги» заняла 1 место и была награждена путевкой во Всероссийский лагерь «Орленок». Там она приняла участие в заключительном этапе конкурса, заняла 2 место и была награждена денежной премией, в размере 30 000 рублей и видеокамерой.

Участие в конкурсах, это замечательная возможность раскрыть талант ребенка. Но не нужно забывать руководителям школ и об учителях, которые помогают, направляют, корректируют и вместе с детьми участвуют в этих конкурсах.

Успехи учеников в конкурсах, олимпиадах, смотрах различного уровня убеждают в правильной организации работы всего коллектива школы.

Особо хотелось бы отметить, что благодаря системе работы по духовно – нравственному воспитанию дети стали больше интересоваться своей семьёй, её родословной, своей малой родиной и национальной принадлежностью.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны!

Случайные статьи

  • Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования
  • Аналитическая справка об итогах муниципального этапа Всероссийского заочного смотра - конкурса ученических производственных бригад и учебно-опытных участков Мордовского района в 2013 году.

кандидат педагогических наук
зав. лабораторией интеграции общего и дополнительного образования Федерального института развития образования (ФИРО) Минобрнауки РФ

Федосова Н.А.,
кандидат педагогических наук
Москва

Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма преданности идеям социалистической Родины . И весь учебно-воспитательный процесс в начальной школе соответствовал этому направлению. Но именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность .

Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое вот те слова, которые постоянно встречались в этот период. И, которые, к сожалению, реже слышишь сейчас. Так как они у нас ассоциируются у нас с нашим недалеким прошлым.

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла ; милосердие как милость в сердце; благодать , которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество.

Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

А ведь только … Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста… Евангелие от Луки

Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине .

Многие видят выход из создавшегося положения в духовности как полноте бытия. И в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия, на наш взгляд, одна из причин нравственного опустошения личности. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа.

Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни.

Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа.

Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание младших школьников. На сегодняшний день, духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Это, скорее всего обучение и воспитание на основе духовности.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.

Образовавшийся духовный вакуум заставляет начальную школу искать пути совершенствования образовательного процесса.

В данный переходный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. В образовательные программы введены факультативные курсы Введение в Народоведение, Введение в историю и др.

Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решить для полноценного духовно-нравственного влияния на развитие духовных качеств учащихся:

Большинство из нас, а это семья, школа, методисты оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры, что затрудняет решение проблемы. Сделать, научить родителей, методистов общедидактическими методами быть духовными нельзя. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты. Вряд ли помогут словесные наставления и нравоучения.

Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей;

Содержание школьного образования, стараясь остаться светским, вводит фрагментарно сюжеты православной жизни. Они, скорее всего, знакомят учеников с историй культуры своего народа, но не формируют отношения. Эти же знания требуют эмоционального подкрепления. Введение курса, в основе которого лежал бы социокультурный системный подход, требует выделения дополнительного времени, что невозможно при сегодняшних стандартах образования. Если даже такое время и будет за счет регионального (школьного) компонента, то полноценное духовно-нравственное воспитание за счет определенного количества времени получить невозможно. Необходимо обновление интеграция всего содержания начального образования направленного как говорил Н.М.Карамзин «для сердца и разума». На основе социокультурного и культурологического подходов;

Введение в содержание образования материала, связанного с традициями культурной жизни народа, перенасыщено непонятной для учащихся. Это только оттолкнет детей от желания постичь свои истоки. Достаточность и доступность, обязательные дидактические принципы обучения должны присутствовать в каждом учебно-методическом пособии;

Многонациональность страны и ее вероисповеданий (что не так ярко было выражено в дореволюционной России), требует выделения для изучения основ духовно-нравственного

воспитания в школе общечеловеческих ценностей с их

индивидуальными вероисповеданиями (общие праздники,

радость, горе и др.). И в тоже время каждый проживающий на

Государства Российского.

Для того чтобы реализовать приоритет духовно-нравственного воспитания, необходимо соблюдать закономерности целостного образовательного процесса, а это предъявляет определенный требования к структуре образовательных учреждений и методам их воздействия. Если не

принимать меры радикального изменения, сложившейся ситуации, то ожидать положительных результатов не приходится.

Предпринимая попытки создания целостного, дидактически выверенного содержания, необходимо постепенно, в соответствии с возрастным особенностям детей, начиная с младшего школьного возраста, осуществлять идеи развития личности:

Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:

- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

- поощрять самовыражение и уверенность в себе;

- введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;

- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.

Из опыта работы учителя истории Карпихиной Т.В.

«Духовно-нравственное воспитание в условиях современной школы»

«Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить, делая как

можно меньше зла и как можно больше добра».

Л.Н.Толстой

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих сегодня перед обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия.

Почему данная тема особенно актуальна.

Что говорят на этот счёт наука, философия, кибернетика. социологи:

Академик Виктор Дмитриевич Плыкин в своей книге «Новая модель вселенной».

≪ В настоящее время человечество Земли излучает колоссальный поток отрицательной информации и энергии зла, что приводит к росту земных катаклизмов, межнациональных конфликтов, техногенных катастроф и др. Сегодня потоки зла, достигая информационного поля планеты, искажают информацию и нарушают ход планетарных процессов. Человечество напоминает организм, который не очищается от собственных шлаков. Этот организм или отравится собственными отработками, или начнет усиленное самоочищение для спасения≫

Юлий Анатольевич Шрейдер - российский математик, кибернетик, философ.

«Среди грозящих человечеству глобальных катастроф самой страшной может стать антропологическая - «...уничтожение человеческого в человеке». В связи с этим важнее всего «... понять, как человеку остаться человеком в духовном смысле этого слова, человеком не только разумным, но и осознающим, то есть совестливым.

В последние десятилетия произошли поистине стремительные изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни не только России, но и мирового сообщества. В условиях глобализации социокультурных проблем, всеобщей технологизации, экологических катастроф, религиозного экстремизма, международного терроризма мир стал перед «проблемой «человечности» современного человека» «Современный человек, оказавшись в плену многих зависимостей, не имеет опыта осознанной жизни. Он много знает о мире, но он мало понимает о своих отношениях с этим миром»

В настоящее время самая большая опасность, подстерегающая наше общество - не в проблемах экономики, не в сложностях политической обстановки, а в разрушении личности.

Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект. Таким образом, целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности.

На каком фоне сегодня идёт формирование личности ребёнка.

Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка, институт семьи рассыпается. Ребёнок развивается окружённый множеством разнообразных источников, сильно воздействующих на него как позитивно, так и негативно. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций оказывает СМИ, особенно телевидение, наиболее влиятельное из них, где много жестокости и насилия, разрушающих психику детей. В результате - нравственные ориентиры молодого поколения размываются. Материальные ценности доминируют над духовными, у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме

Статистические данные показывают, что в России рождается 17% детей с психическими отклонениями, 15 млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. На одного человека России приходится более 25 л. алкоголя в год, тогда как при 8 л. алкоголя в год начинается вырождение нации.

Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков, не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени в помощи и лечении психологов По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации.

    В результате мы видим серьёзные проблемы духовно-нравственного состояния подрастающего поколения России

    За последние 20 лет обесценились такие понятия как «долг», «совесть», «нравственность» и «патриотизм»

    55% молодых людей готовы переступить через
    моральные нормы

    Более 70 % молодых людей не желают служить в армии;

    200 тыс. уклоняются от службы в армии;

    90% выпускников покидают школы с
    различными заболеваниями

Распадается институт семьи.

    29% детей рождаются в незарегистрированных браках. Россия занимает: 1 место в мире по числу разводов и рожденных вне брака детей.

    Обострение проблемы социального сиротства: число детей сирот возросло на 75% за 20 лет.

    Высокий уровень детской преступности

    Сл 10 В результате всего этого -Взорвался «Духовный Черноболь»

Всем нам известные факты:

    Пьяный родитель избивает молодую учительницу нач. классов на глазах у детей.

    Подростки издеваются над пожилой учительницей физкультуры.

    Восьмиклассница, сбросившаяся с крыши 9-тиэтажного дома

    Пятиклассник. повесившимся во дворе своего дома.

    Сегодня 5-7 тысяч россиян завербованы ИГил и уехали в Сирию.

    Студентки вузов России одевают хитжаб, принимая ислам.

Данные факты свидетельствуют о кризисе духовно-нравственного воспмтания. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций от веры привело к кризису общественного сознания…. Переживая острый социальный кризис, общество и школа испытывают социальную потребность в духовно-нравственном обновлении и возвышении.

Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что нашёл своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». В статье 2-й Закона РФ указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов: Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине…».

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов.

В этих условиях основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.

Однако, школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Именно здесь и должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но духовная и культурная жизнь. Усвоенное и пережитое в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Что же мы понимаем под понятием духовно-нравственного воспитания.

Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс формирования:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

- нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости),

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Каковы же наши традиционные источники нравственности:

Родина, семья, труд, искусство, религия, природа.

Соответственно этому определяются и выстраиваются базовые духовные ценности: Родина-патриотизм, любовь к малой Родине, закон и порядок,

Семья- любовь и верность, уважение к родителям, здоровье и достаток, забота о старших и младших,

Труд-творчество, целеустремлённость, уважение к труду,

Религия-милосердие, телерантность представление о духовности,

Искусство - эстетическое развитие, гармония, красота, нравственный выбор,

Природа - экологическое сознание, ценность чистоты родной земли, заповедная природа

Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.

Из какого источника черпают наши дети этот живительный напиток - духовность и нравственность в школе.

    Это, прежде всего учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.

    Самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога . Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе.

От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

Очевидно, что "харизма" учителя, как высшая степень педагогической одаренности, связана с его гуманистическим приоритетом. Если учитель мало эмоционален, если у него неразвита "сердечная сфера", неглубоки чувства, он не сможет оказать воздействие на внутренний мир подростка. Авторитаризм учителя, по мнению ведущих педагогов связан с низким уровнем культуры педагога и является следствием преобладания у него рассудочно-эмпирического стиля мышления

Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.

Технология «Педагогическая любовь»

1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.

2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами", со всеми его особенностями.

3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

6. Не упустить момент словесного или поведенческо-эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

7. Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения. В этом контексте важно отметить также, что положительное самовосприятие, любовь к себе так же важна для учителя, как и любовь к ребенку.

Важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа.

Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят, факультативы, научно-практические конференции старшеклассников, защита самостоятельных проектов, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, экскурсии, посещение музеев и выставочных залов города, различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.

В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.

Важным аспектом духовно-нравственного воспитания остаётся богатое культурное наследие христианства.

Президент В.В.Путин отмечал - «трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни».
В «ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВО-СЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» читаем: «Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре - все это должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний.

Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Ведь именно христианская православная религия с 988 года традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного сознания и среды обитания людей, в которой сохранились самые главные этические нормы и ценности жизни. Христианство учило людей уважительному отношению каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры, а православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры и образования, кризиса внутреннего мира человека.

История православия, насыщенная драматичными и яркими событиями, фактами, образами дает богатый материал для духовно-нравственного воспитания. Нравственное воздействие православной культуры велико и многогранно. Произведения православного искусства содержат примеры высоконравственного поведения, достойные восхищения и подражания. Они рождают в душе у тех, кто общается с ними, глубокий эмоционально-нравственный облик, дополняют и расширяют нравственный опыт человека. Заставляя понимать и сопереживать чужим судьбам, православное искусство помогает извлечь уроки из жизни.

Огромным воспитательным эффектом обладает чтение православной литературы. Именно жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и школе. В этих произведениях школьники могут увидеть примеры жизни святых, под их воздействием у детей формируются понятия о добре и зле, о нравственном идеал. Православная культура содержит обширный материал для воспитания подлинно духовно-нравственных качеств.

Таким образом, обращение к системе православных ценностей, изучение православной культуры в школе - реальный фактор воспитания по-настоящему нравственного поколения. В той связи Курс «Духовное краеведение Подмосковья», который как региональный компонент включён в учебный план школы, очень актуален и своевременен.

Основные цели курса:

    Историко-культурологическое образование;

    Духовно-нравственное образование.

Эти цели очень логичны, так как культура России на протяжении десятилетий формировалась под воздействием православной культуры. Отсюда вытекают задачи курса:

    дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

    дать знания о христианской нравственной культуре: о понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в жития святых и героев Отечества;

    способствовать решению задач нравственного воспитания школьников, формированию качества патриотизма и гражданственности.

Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако понимание этой культуры невозможно без знания того, что являлось ее смысловым и ценностным источником и содержанием. Курс предполагает посещение православных храмов, так учащиеся могут лучше познакомиться с православным искусством. Так на уроках «Духовного краеведения» школьники узнают, что в архитектуре и убранстве православных храмов нет ничего случайного, любая деталь имеет символический смысл. Четыре стороны храма, объединенные одной главой, символизируют четыре стороны света под властью Единой Вселенской Церкви.

На уроках учащиеся также знакомятся с иконописью. Древнерусская икона является особым миром, проникнуть в который не так легко. Но кто находит доступ в этот мир, тот без труда начинает открывать в нем все новые и новые красоты. Отвлеченный язык иконы, его символы становятся постепенно понятным и облекаются в сознании ребенка в конкретный художественный образ. С этого момента простое разглядывание иконы уступает место ее пониманию.

У нас есть хороший опыт сотрудничества школы с воскресной школой Христорождественского храма с. Заозерье Приоритетом здесь является воспитание и развитие: духовное, нравственное, творческое и интеллектуальное. Каково содержание культурно-просветительской деятельности воскресной школы и в чем оно заключается на основании материалов, которыми мы владеем?

Это выступления и фестивали, приуроченные к церковным праздникам и в рамках общественно-церковных мероприятий; это выездные выступления театральных студий и хоровых коллективов, открытые уроки в общеобразовательных школах, связанные с именами выдающихся деятелей культуры и искусства России, с именами святых вождей нашего Отечества, героев, подвижников и тружеников Земли Русской. Можно сказать, что воскресная школа это школа дополнительного образования. Почему? Потому что основная, общеобразовательная школа не дает многое из того, что нужно дать ребенку как будущему члену общества, как христианину, как высоконравственному человеку. В воскресных школах есть такие предметы как Основы нравственности, Христианская этика, Традиции благочестия, отсутствующие в общеобразовательных школах. Воскресная школа вводит детей в мир национальной русской культуры и искусства, в историю своего Отечества, т.е. формирует у детей национально-патриотические чувства

Мы ценим это сотрудничество.

Задача священнослужителей и учителей научить видеть те самые границы между добром и злом, любовью и ненавистью, которые в настоящее время размыты.

К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Искусство совершенно незаменимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человек, сталкивает ребенка с такой нравственной ситуацией, с которой в жизни он может и не встретиться, в учебном процессе не создать, а в формировании нравственных качеств является важным.. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может

Вывод: мы убеждены, что создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и внеурочной деятельности, решая вопросы духовно -нравственного и патриотического воспитания, мы можем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.

народная мудрость:

ЕСЛИ ДУМАЕШЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ - СЕЙ ЗЕРНО,
ЕСЛИ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВПЕРЕД - САЖАЙ ЛЕС,
ЕСЛИ ЖЕ НА СТО ЛЕТ - ВОСПИТЫВАЙ ДЕТЕЙ.

народная мудрость.

Нравственное развитие является одной из основополагающих черт, описывающих суть человека. Развиваться нравственно - это возможность, присущая только человеку и в силу этого являющаяся абсолютно необходимым и обязательным процессом, который должен сопровождать личность на протяжении всей жизни. Поэтому так важно нравственное воспитание, которое начинается с детства.

Нравственное развитие ребенка начинается в семье, продолжается в школе и не должно останавливаться ни на одном жизненном этапе.

При организации определенной работы, направленной на нравственное просвещение, средства и пути воспитания нравственности имеют свою специфику. В частности, школа должна воспитывать нравственность, исходя из возможностей нахождения ребенка в коллективе . Общение со сверстниками и учителями, совместная деятельность способны формировать нравственные привычки и качества социального и общественно значимого характера.

Духовно нравственное воспитание обладает несколькими функциями:

· формирует общее представление о моральных ценностях жизни и культуры;

· влияет на приобретение моральных представлений, взглядов, понятий, оценок и суждений, которые способны привести к выработке собственных самостоятельных суждений;

· способствует осмыслению и переосмыслению собственного жизненного опыта школьников;

· способно вносить коррективы в неверные представления о морали, полученные из сомнительных источников;

· помогает самовоспитанию личности.

Школа обладает рядом возможностей по преподнесению детям знаний и представлений о воспитание детей является ее профессиональным приоритетом. Как правило, возможности школы сводятся к достаточно стандартным формам, однако многолетний опыт доказывает состоятельность проводимых мероприятий. Впрочем, школу можно упрекнуть в косности и традиционализме, тем не менее многие учителя постоянно вводят новые формы работы, которые оказываются более эффективны, чем традиционные.

Об арсенале утвержденных форм влияния школы на мораль обучающихся можно сказать следующее. Самым распространенными путями ее влияния являются:

  • беседы;
  • диспуты;
  • тематические вечера;
  • встречи с представителями разных профессий, ветеранами и т.д.;
  • конференции;
  • коллективные сборы и пр.

В ходе учитываются возрастные и личностные особенности школьников, их моральный опыт, нравственное воспитание, заложенное в семье.

Учителя призваны разъяснять при опоре на мировоззренческие знания и конкретные примеры , которые могут быть понятыми и усвоенными школьника на соответствующем их развитию уровне. Особенно эффективными являются мероприятия, которые способны вызывать этические переживания и в силу этого оказываться близкими и понятными детям .

Школа уделяет особое внимание развитию таких моральных ценностей у школьников, как:

  • потребность в труде,
  • потребность в общении,
  • потребность в освоении ,
  • необходимость развития познавательных способностей и т.д.

На это направлены многочисленные воспитательные школьные мероприятия, которые кроме урочной включают а также всякого рода выездные мероприятия за рамками школы как таковой.

Ценность последних заключается в максимальной приближенности мероприятий к реальной жизни, которая делает работу учителей практически незаметной для детей и воспринимаемой как увлекательные прогулки и путешествия. В ходе таких мероприятий привитие ценностей и развитие моральных качеств происходит самым естественным путем. Отсюда и большая эффективность данного вида работы педагогов.

Нравственное воспитание требует от учителей умения:

  • создавать условия, в которых ребенку приходится делать способа действия;
  • влиять на детей определенным образом, формирую у них новые нравственные привычки;
  • понимать суть противоречий в развитии нравственных потребностей детей и помогать их разрешать в эффективном воспитательном ключе.