Личная жизнь

Духовно-нравственные ценности, историческое и культурное наследие - основа процветания России в XXI веке. Духовное производство и духовное потребление (Духовно теоретическая и духовно практическая деятельность) Сохранение и распространение духовных ценнос

Духовно-нравственные ценности, историческое и культурное наследие - основа процветания России в XXI веке. Духовное производство и духовное потребление (Духовно теоретическая и духовно практическая деятельность) Сохранение и распространение духовных ценнос

Духовные ценности человека - это набор понятий и принципов, которых личность придерживается и которые готова отстаивать. Первые понятия складываются в детстве под влиянием близких. Семья формирует у ребенка понятие об окружающем мире и учит хорошему или плохому поведению.

Какие бывают принципы

Ценности делятся на материальные и духовные:

  • материальными считаются деньги, совокупность дорогих товаров, драгоценности, предметы роскоши и т. д.;
  • духовные ценности - объединение важных для индивида нравственных, моральных, этических и религиозных понятий. К ним относятся любовь, уважение, дружба, творчество, честность, преданность, миролюбивость, понимание. Понятие «духовный» происходит от слов «дух», «душа». Это свидетельство того, что нужно ценить душевные качества людей.

Любой индивид в той или иной степени зависит от материальных благ. Но нельзя ставить материальное благополучие выше духовных принципов.

С возрастом приоритеты меняются. Это происходит под влиянием окружающих людей и произошедших событий. В дошкольном возрасте дети ценят дружбу, родительскую любовь, и им безразлично, какие материальные предметы их окружают и богаты ли их друзья. В школьном и подростковом возрасте мальчики и девочки обращают внимание на уровень достатка своих и чужих родителей. Часто духовные и моральные принципы уходят на второй план. В старшем возрасте приходит осознание, что за деньги не купить доверие, любовь, честность, и нравственные ценности становятся приоритетными. Важно с ранних лет прививать детям доброту, способность понимать и сочувствовать.

Виды нравственных идеалов

Виды духовно-нравственных ценностей:

  1. Смысложизненные. Отражают мировоззрение народа и его отношение к своей культуре. Они же формируют личность и помогают определить отношение к окружающим людям и всему миру.
  2. Нравственные. Эти ценности регулируют взаимоотношения людей. К ним относятся понятия добра, вежливости, взаимопомощи, чести, верности, патриотизма. Благодаря нравственным понятиям появилось известное высказывание: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой».
  3. Эстетические. Этот вид ценностей подразумевает душевный комфорт. Он наступает, когда индивид самореализовался и находится в гармонии с собой и окружающим миром. Эстетические ценности включают в себя понятия возвышенного, прекрасного, трагического и комичного.

Основные духовные понятия

Добрые люди счастливее остальных, потому что, совершая добро, они несут миру радость и пользу, помогают окружающим. В основе добрых поступков лежит сострадание, бескорыстие и желание помочь. Таких людей уважают и любят.

Красота

Увидеть красоту в окружающем мире и передать ее другим способен только талантливый человек. Красота вдохновляет творческих людей создавать произведения искусства. Этот важный ориентир стараются найти многие художники, поэты, артисты и музыканты.

Истина

Эта ценность ведет к самопознанию и поиску ответов на важные нравственные вопросы. Истина помогает людям отделить добро от зла, разобраться в отношениях, проанализировать свои действия. Благодаря истине как человечество создало свод моральных законов и правил поведения.

Искусство

Искусство вносит огромный вклад в развитие личности. Оно побуждает нестандартно мыслить и раскрывать внутренний потенциал. Благодаря искусству круг интересов индивида расширяется и позволяет духовно развиваться, видеть прекрасное. Деятели искусства на протяжении всей истории вносили свой вклад в культуру и повседневную жизнь.


Творчество

Эта духовная потребность помогает личности реализовывать индивидуальные таланты, развиваться и стремиться к высокому. Творчество способствует проявлению способностей во благо общества. Творческие деятели склонны преображать мир, они идут к новому, мыслят шире и продуктивнее, оставляя после себя:

  • памятники культуры;
  • литературу;
  • живопись.

Все эти вещи в совокупности влияют на общество и побуждают других людей развиваться и не стоять на месте. В повседневной жизни творческие личности помогают прогрессу преображать окружающий мир.

Любовь

Эта один из первых нравственных ориентиров, с которым сталкивается человек. Родительская, дружеская любовь, любовь к противоположному полу рождает множество эмоций. Под влиянием любви формируются другие ценности:

  • сопереживание;
  • верность;
  • уважение.

Без нее невозможно существование.

Духовные ценности и понятия играют важную роль в жизни каждого индивида и народа в целом, сопровождая их на протяжении всей жизни.

План:

2. Духовное производство.

o Роль библиотек в сохранение и распространение духовных ценностей.

4. Духовное потребление.

1. Сущность и виды духовной деятельности.

Деятельность делится на:

o Духовную (производство идей, изменение сознания людей).

o Материальную (преобразование природы и общества).

o Духовно теоретическая.
Производство духовных ценностей. Продукты производства - мысли, теории, образы в форме научных и художественных произведений и т.д.

o Духовно практическая.
Сохранение и освоение духовных ценностей. Результат - изменения сознания людей.

2. Духовное производство - создание идей.

Идея - это результат умственных усилий.

Духовное производство - это производство новых духовных ценностей. В форме научных трудов и литературных сочинений, произведений скульптуры и архитектуры, музыки и живописи, кинофильмов и телевизионных передач, которые несут созданные их авторами идеи и взгляды, образы и чувства, оценки и представления.

Духовное производство, связано с производством материальным.

Назначение духовного производства: удовлетворить духовные потребности человека и воздействовать на его сознание.

Особенности духовного производства:



o Его продукты создаются не только для удовлетворения существующей в обществе потребности в тех или иных духовных благах, но и для самореализации мыслителя, художника и т.д.

o Между моментом создания духовного продукта и временем раскрытия его значения для других людей нередко существует разрыв.

3. Сохранение и распространение духовных ценностей.

o Роль музеев в сохранение и распространение духовных ценностей.

Вьетнамский термин "бао та", что означает хранилище реликвий.
С развитием музеев (ныне их в мире свыше 12 тыс.) они стали не только собранием ценностей, но благодаря своим экспозициям, выставкам, экскурсиям и серьезным источником пополнения знаний миллионов посетителей. Музеи разнообразны по своему профилю: исторические (в том числе археологические, этнографические и т.д.), художественные, литературные, естественноисторические (ботанические, геологические и т.д.), технические. В России и других странах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев, в том числе школьных: это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприятий.

o Роль библиотек в сохранение и распространение духовных ценностей,("хранилище" и "распространение").

Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в. до н.э. при дворе ассирийского царя Ашшурбанипала была собрана библиотека из "глиняных книг". С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотек как важнейшего средства содействия тому, чтобы все большее количество людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями.

Сеть библиотек поистине громадна: от небольших - личных, школьных, городских до крупнейших книгохранилищ. Расположенная в Москве Российская государственная библиотека насчитывает более 41 млн. единиц хранения на 247 языках мира.

o Роль архивов в сохранение и распространение духовных ценностей.

Архив (в переводе с лат. - письмо хранилище), как и библиотеки, известны издавна. Архивы - это место хранения документов, в том числе и самых древних, и совсем недавнего времени. Собрания архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, ибо каждодневно накапливаются новые сведения о деятельности отдельных людей, организаций, государственных учреждений.

o Роль школы в сохранение и распространение духовных ценностей.

Наибольший - по охвату людей и по общенародной значимости - вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде всего учитель. Учитель - это мыслитель, ведущий людей по дороге знаний, помогающий им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым источником знаний и умений, носителем эстафеты времен, он распространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное и человечески общезначимое из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы развивающегося научного знания о мире, человеке, обществе. Но чтобы дать ученикам искорку знаний, писал один из известных педагогов В. А. Сухомлинский, учителю надо впитать целое море света.

o Роль средств массовой информации (СМИ) в сохранение и распространение духовных ценностей.

Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности, - это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, т.е. те, на кого постоянно воздействуют средства массовой информации (СМИ). Несомненным народным достоянием являются ставшие классическими театральные постановки и кинофильмы, воспроизведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народов России и зарубежных стран.

4. Таким образом, архивы, библиотеки, музеи - это не только хранилища; древние египтяне называли их "домами жизни", подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, архивы, библиотеки - достояние народа, они должны быть доступны для всех.

5. Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от "лоцмана", прокладывающего посетителю, читателю наилучший путь к познанию. Эти "лоцманы" - экскурсоводы, библиотекари, архивариусы.

6. Духовное потребление - это особый вид деятельности, процесс удовлетворения потребностей людей, которая имеет свою направленность и требует определенных усилий использования. Духовное производство направлено на удовлетворение духовных потребностей.

Потребности:

o Познание (хочу все знать).

o В эстетики (стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения).

o В общении (любовь к человеку, дружба, товарищество - подлинно человеческая потребность. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении).

Соединение духовного производства с духовным потреблением - это основа духовной жизни общества, (писатель - читатель, композитор - слушатель, учитель - ученик).

o Особенности духовного потребления.

§ Духовные ценности в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека.

§ Восприятие духовных ценностей носит творческий характер, т.е. в процессе потребления идет духовное производство, (например: осмысление книги, музыки у каждого своей, идет творческая работа ума и души человека).

o Духовное потребление и духовные запросы.

Направления духовного потребления:

§ От общественных условий.

§ От духовных запросов человека.

§ От моды.

Средства достижения цели:

§ Материальные возможности.

§ Знания и навыки, т.е. уровень образования и культуры.

Чем выше культура человека, тем больше он вкладывает средств на удовлетворение духовных потребностей. Но главное - это качество духовного потребления, а не его количество.

Термин «культура» - латинского происхождения. Первоначально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и др.), и каждая дает ей свое определение. Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, превращаются в материальные объекты - вещи, технические средства, произведения искусства.

Духовная культура - своеобразная целостность искусства, науки, нравственности, религии. В истории формирования культуры имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как бы по двум направлениям - по вертикали и горизонтали. Первое направление накопления культурных ценностей (по вертикали) связано с передачей их от одного поколения другому, т. е. с преемственностью в культуре.

Наиболее устойчивая сторона культуры - культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Традиционными могут быть ценности, идеи, обычаи, обряды.

Вторая линия накопления культурных ценностей (по горизонтали) наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре. Она выражается в том, что в отличие от науки наследуются в качестве ценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение.

Различные подходы к трактовке культуры:

  • Философско-антропологический: культура это выражение человеческой природы, совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку, как члену общества.
  • Философско-исторический: культура как возникновение и развитие человеческой истории, движение человека от природы, стада в историческое пространство, переход из «варварского» состояния в «цивилизованное».
  • Социологический: культура как фактор образования жизни какого-либо общества, культурные ценности создаются обществом и определяют его развитие.
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ:
  • познавательная – целостное представление о народе, стране, эпохе;
  • оценочная – отбор ценностей, обогащение традиций;
  • регулятивная или нормативная – система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);
  • информативная – передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
  • коммуникативная – способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности, развитие и совершенствование личности через общение;
  • социализация – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным слоям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

В творчестве культуры органически слито с уникальностью. Каждая культурная ценность неповторима, будь то художественное произведение, изобретение, научное открытие и т. д. Тиражирование в той или иной форме уже известного - это распространение, а не создание культуры.

«Массовая культура» сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео– и компьютерная техника способствовали ее распространению. В западной социологии «массовая культура» рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии и т. п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки.

«Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «анти-усталости», кичем (от немецкого жаргонизма «халтура»), полукультурой. В 80-х гг. термин «массовая культура» стали употреблять реже, поскольку он скомпрометирован тем, что использовался исключительно в отрицательном смысле. В наши дни его заменило понятие «популярная культура», или «поп-культура». Характеризуя ее, американский филолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована вам, людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства». Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность. «Массовой», или «поп-культуре», часто противопоставляют «элитарную», сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятия культуру. К ней обычно относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, Базена, Воннегута, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков. Но массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять.

В последнее время ученые заговорили о появлении «экранной культуры», что связано с компьютерной революцией. «Экранная культура» складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план. Появляется новый тип общения, основанный на возможностях свободного выхода личности в мир информации. Таковы, например, видеотелефоны или электронные банки и компьютерные сети, позволяющие получать на экране компьютеров информацию из архивов, книгохранилищ, библиотек. Благодаря использованию компьютерной графики удается увеличить скорость и улучшить качество получаемой информации. Компьютерная «страница» несет с собой новый тип мышления и образования с характерными для него быстротой, гибкостью, реактивность Многие сегодня считают, что именно «экранной культуре» принадлежит будущее.

В условиях интернационализации обостряются проблемы сохранения культуры малочисленных народов. Так, у некоторых народностей Севера нет своей письменности, а устный язык быстро забывается в процессе постоянного общения с другими народами. Подобные проблемы можно разрешить лишь благодаря диалогу культур, но при условии, что это должен быть диалог «равных и разных». Положительным примером может служить существование в Швейцарии нескольких государственных языков. Здесь созданы равные возможности для развития культур всех народов. Диалог предполагает также взаимопроникновение, взаимообогащение культур. Не случайно культурный обмен (выставки, концерты, фестивали и т. д.) стал доброй традицией в жизни современной цивилизации. В результате диалога создаются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы, и в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь.

Уровень развития духовной культуры измеряется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения людьми, каждым человеком. Оценивая уровень духовного прогресса в той или иной стране, важно знать, сколько научно-исследовательских институтов, университетов, театров, библиотек, музеев, заповедников, консерваторий, школ и т. д. имеется в ней. Но одних количественных показателей для общей оценки мало. Важно принять во внимание и качество духовной продукции - научных открытий, книг, образования, кинофильмов, спектаклей, картин, музыкальных произведений. Цель культуры - формировать способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям культуры. Значит, необходимо учитывать не только то, что создано в культуре, но и то, как этими достижениями пользуются люди. Вот почему важным критерием культурного прогресса общества является степень достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ:

  • Витальные – жизнь, здоровье, физическое и духовное благосостояние, качество жизни.
  • Социальные – социальное положение и благополучие, социальное равенство, личная независимость, профессионализм, комфортная работа.
  • Политические – свобода слова, гражданские свободы, правопорядок, законность, безопасность.
  • Моральные – добро, честность, долг, бескорыстие, порядочность, верность, любовь, дружба, справедливость.
  • Религиозные – Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.
  • Эстетические – красота, стиль, гармония, следование традициям, культурная самобытность.

Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества оценивается как крайне тяжелое и даже катастрофическое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье - причина многих бед в экономике, природопользовании. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия - злая поросль на почве бездуховности. Некультурный врач безразличен к страданиям больного, некультурный человек равнодушен к творческим поискам художника, некультурный строитель строит пивной ларек на месте храма, некультурный земледелец уродует землю... Вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками,- язык, засоренный иноземными словами, блатными словечками, а то и нецензурной бранью. Сегодня под угрозой разрушения то, что столетиями создавали интеллект, дух, талант нации - разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства. Опасность для настоящего и будущего страны представляет бедственное положение науки и образования.

Проблема защиты и сохранения культурного наследия прошлого, вобравшего в себя общечеловеческие ценности,- проблема общепланетарная. Исторические памятники культуры гибнут и от неумолимого разрушительного воздействия природных факторов: естественных - солнца, ветра, мороза, влаги и «неестественных» - вредных примесей в атмосфере, кислотных дождей и т. п. Гибнут они и от паломничества туристов и экскурсантов, когда трудно сохранить культурное сокровище в первозданном виде. Ведь, скажем, Эрмитаж в Санкт-Петербурге при закладке не был рассчитан на посещение его миллионами людей в год, а в Ново-Афонской пещере из-за обилия туристов изменился внутренний микроклимат, что тоже угрожает ее дальнейшему существованию.

Науку в целом можно рассматривать с трех точек зрения:

  • как особую систему знаний;
  • как систему специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми (например, отраслевые научно-исследовательские институты, Академия наук, вузы), вырабатывающими, хранящими и распространяющими эти знания;
  • как особый вид деятельности - систему научных исследований, опытно-конструкторские изыскания.

Особенность научных знаний заключается в глубоком проникновении в суть явлений, в их теоретическом характере. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность - общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Со временем некоторые научные познания переходят в область практики. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, т. е. в широком смысле ее теоретическое отражение. Язык науки существенно отличается от языка других форм культуры, искусства большей четкостью и строгостью. Наука - это мышление в понятиях, а искусство - в художественных образах. На разных этапах развития общества научные знания выполняли различные функции: познавательно-объяснительная, мировоззренческая, прогностическая.

Со временем промышленники и ученые увидели в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства. Осознание этого факта резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой ее решающего поворота в сторону практики. С революционизирующим влиянием науки на сферу материального производства вы уже познакомились. Сегодня у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна функция - она начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления им. Наиболее ярко данная функция проявляется в ситуациях, когда методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития, например, таких, как программа экономической и политической интеграции стран - членов ЕЭС.

В науке, как и в любой области человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических (нравственных) норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы можно разделить на три группы. К первой относятся общечеловеческие требования и запреты, такие, как «не укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности.

Ко второй группе относятся этические нормы, которые служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Примером таких норм является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно изречение Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже», смысл которого заключается в том, что в стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными ненаучными соображениями.

К третьей группе относятся нравственные правила, которые касаются взаимоотношения науки и ученого с обществом. Этот круг этических норм часто обозначают как проблему свободы научного поиска и социальной ответственности ученого.

Проблема социальной ответственности ученого имеет глубокие исторические корни. Среди областей научного знания специфическое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека. Неоспоримые достижения этих наук сочетаются с растущей для человечества опасностью непродуманного или злонамеренного использования их методов и открытий, способных привести к появлению так называемых организмов-мутантов с совершенно новыми наследственными признаками, ранее не встречавшимися на Земле и не обусловленными эволюцией человека.

Развитие генной инженерии и близких к ней областей знания потребовало иначе осмыслить связь свободы и ответственности в деятельности ученых. На протяжении веков многим из них не только словом, но и делом приходилось утверждать и отстаивать принципы свободного научного поиска перед лицом невежества, фанатизма, суеверий. Сегодня идея неограниченной свободы исследований, которая была, безусловно, прогрессивной прежде, уже не может приниматься безоговорочно, без учета социальной ответственности. Ведь есть ответственная свобода и есть принципиально отличная от нее свободная безответственность, чреватая при современных и будущих возможностях науки весьма тяжелыми последствиями для человека и человечества.

Основные компоненты мировоззрения:

  • познавательный – включает в себя знания, научное познание, стили мышления сообщества, народа;
  • ценностно-нормативный – идеалы, убеждения, верования, нормы;
  • эмоционально-волевой – социально-психологические установки индивида и общества, превращение в личные взгляды, убеждения, ценности, знания, нормы сообщества, народа;
  • практическая – актуализация обобщенных знаний, ценностей, идеалов и норм, готовность человека к определенному типу поведения.

«Всякое переустройство общества всегда связано с переустройством школы. Требуются новые люди, силы - их должна подготовить школа. Где общественная жизнь приняла определенную форму, там и школа соответственно установилась и вполне отвечает настроениям общества». Написанные во второй половине XIX в., эти слова актуальны и поныне.

На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации - усвоения им социального опыта прошлых и современных ему поколений. Этот процесс осуществляется двумя путями: в ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни и в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе воспитания и прежде всего через ту систему образования, которая сложилась в обществе и отвечает его потребностям. Но общество неоднородно: каждый класс, социальная группа, нация имеют свое представление о содержании образования.

Основные направления реформирования образования:

  • демократизация: расширение прав и свобод образовательных учреждений, открытость обсуждения и принятия решений;
  • гуманитаризация: повышение роли гуманитарных знаний в подготовке специалистов, увеличение количества специалистов в области гуманитарных наук;
  • гуманизация: внимание общества к личности, ее психологии, интересам и запросам;
  • компьтеризация: использование новых современных технологий обучения;
  • интернационализация: создание единой системы образования на национальном и мировом уровнях.

В современном мире существует огромное количество разнообразных типов школ и других учебных заведений: квакерские школы в Англии, дающие религиозно-пацифистское образование, общеобразовательные школы и профессионально-технические учебные заведения в странах СНГ, духовные семинарии во всех христианских странах, медресе в мусульманских государствах Востока, университеты, колледжи, технические школы. Но в этом чрезвычайно пестром многообразии систем и видов образования можно проследить общие направления его развития в современном мире.

Религия - это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы. Вера, по словам Евангелия,- есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Она чужда всякой логике, и поэтому ей не страшны обоснования атеистами того, что Бога нет, и не нужны логические подтверждения того, что Он есть. Апостол Павел говорил: «Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией». Особенности религиозной веры. Первым ее элементом является вера в само существование Бога как творца всего существующего, управителя всеми делами, поступками, помысла людей. Согласно современным религиозным учениям, человек наделен Богом свободой воли, обладает свободой выбора и в силу этого сам отвечает за свои поступки и за будущее своей души.

Ступени развития религии:

  • естественная религия: находит своих богов в природных условиях;
  • религия закона: представление о всемогущем Боге-господине, повиновение божественным заповедям;
  • религия искупления: вера в милосердную любовь и милость Бога, освобождение от грехов.
Структура религии:
  • религиозное сознание;
  • религиозная вера;
  • религиозные представления;
  • религиозная деятельность;
  • религиозные общины, конфессии, церкви.
Религиозное сознание:
  • религиозная психология, которая включает в себя: чувства и настроения, привычки и традиции, религиозные представления;
  • религиозные представления, которые включают в себя: теологию(теория Бога), космологию (теория мира), антропологию (теория человека).
Антропологические основания религии:
  • онтологические (онтология – философское учение о бытии) – это отношение смертного человека к вечности, вера в личное бессмертие, предположение о посмертном существовании души;
  • гносеологические (гносеология теория познания) – это познавательное отношение человека к Бесконечности, противоречие между абстрактной возможностью познать мир как целое и реальной невозможностью такого познания, только религия объясняет мир как целое от его начала до «конца времени» религиозное мировоззрение является целостным мировоззрением;
  • социологические – это отношение к реальным условиям человеческой жизни в прошедшем, настоящем и будущем, желание человека справедливо организованного мира;
  • психологические – это чувство страха, одиночества, неуверенности, стремление быть суверенным, самодостаточным, быть понятым, причастным к миру других людей, утвердить себя, найти второе «я», разрешение проблемы понимания в сфере религиозного сознания, надежда на Бога.
Функции религии:
  • мировоззренческая – это религиозное миропонимание, объяснение мира, природы, человека, смысла его существования, миросозерцания;
  • компенсатеорская – это социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, страдании, людская разобщенность заменяется братством в общине, бессилие человека компенсируется всесилием Бога;
  • регулятивная – это регулятор поведения людей, упорядочивает мысли, устремления и действия человека, групп, общин с помощью определенных ценностей, идей, установок, традиций;
  • культурнотранслирующая – это приобщение человека к культурным ценностям и традициям религиозной культуры, развитие письменности, книгопечатания, искусства, передача накопленного наследия от поколения к поколению.

Идея существования Бога - центральный момент религиозной веры, однако не исчерпывает ее. Так, религиозная вера включает в себя: нормы морали, нормы нравственности, которые объявлены происходящими от божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается; определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или происшедшими непосредственно в результате божественного откровения, или как результат вдохновленной Богом деятельности законодателей, как правило, царей и иных правителей; веру в боговдохновленность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т. п.; так, в католицизме принято считать, что глава католической церкви - папа римский - является наместником (представителем) Бога на земле; веру в спасительную силу для души человека тех ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, обрезание плоти, молитва, пост, богослужение и т. п.); веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной веры.

В мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Это и различные формы политеизма (многобожия), традиции которых идут от первобытных религий (веры в духов, поклонения растениям, животным, душам умерших). С ними соседствуют разные формы монотеизма (единобожия). Здесь и национальные религии - конфуцианство (Китай), иудаизм (Израиль) и т. д., и мировые религии, сформировавшиеся в эпоху возникновения империй и нашедшие себе приверженцев среди народов, говорящих на разных языках,- буддизм, христианство, ислам. Именно мировые религии оказывают наибольшее влияние на развитие современных цивилизаций.

Буддизм - самая ранняя по времени появления мировая религия. Наиболее широкое распространение она получила в Азии. Центральную область буддийского учения составляет нравственность, нормы поведения человека. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Элементарные, обязательные для всех заповеди сводятся к пяти: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправду, не пить вина. Но для тех, кто стремится достичь совершенства, эти пять заповедей-запретов развиваются в целую систему гораздо более строгих предписаний. Запрещение убийства доводится до того, что не допускается умерщвление даже едва заметных для глаза насекомых. Запрет брать чужую собственность заменяется требованием отказа от всякой собственности вообще. Одна из важнейших заповедей буддизма - любовь и милосердие ко всем живым существам. Причем буддизм предписывает не делать различий между ними и относиться равно благожелательно и сочувственно к добрым и злым, к людям и животным. Последователь Будды не должен платить злом за зло, ибо в противном случае не только не уничтожаются, а, наоборот, возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия и наказывать за убийство. Последователь Будды должен спокойно, терпеливо относиться к злу, уклоняясь лишь от участия в нем.

Христианство - вторая по времени возникновения мировая религия. Ныне это самая распространенная на Земле религия, насчитывающая свыше 1024 млн. приверженцев в Европе и Америке. Нравственные правила христианства изложены в заповедях Моисея: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «почитай мать и отца твоих», «не делай себе кумира», «не произноси имени господа Бога всуе»...Центральными в христианстве являются идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид безгранична. «Любите врагов ваших,- учит Иисус.- Благословляйте проклинающих вас, благодарите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас».

Ислам (мусульманство) - самая поздняя по времени возникновения мировая религия. На Земле насчитывается около миллиарда ее приверженцев. Наибольшее распространение ислам получил в Северной Африке, Юго-Западной и Южной Азии. «Ислам» в переводе на русский язык означает «покорность». Человек, по Корану, существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, ислам предписывает такую же покорность и земным властям. Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она энергично вмешивается во все сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих мусульман, политика, правовые отношения, суд - все должно подчиняться религиозным законам.

В связи с этим сегодня все чаще говорят о процессах «исламизации», под которой подразумевают, во-первых, содержание политических программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманского мира (в Пакистане, Иране, Ливии). Хотя воплощение их может быть разным, тем не менее все они объявляют своей целью построение «исламского общества», в котором экономическая, социальная и политическая жизнь будет определяться нормами ислама.

Во-вторых, «исламизацией» называют продолжающееся распространение этой сравнительно молодой религии в ряде районов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока. Процесс «исламизации» очень противоречив. С одной стороны, он отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой - реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые беды.

Воздействие религии на личность противоречиво: с одной стороны, она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре, а с другой - проповедует (по крайней мере это делают многие религиозные общины) покорность и смирение, отказ от активных действий даже тогда, когда они имеют целью благо людей. В отдельных случаях (как в ситуации с сикхами) она способствует агрессивности верующих, их разъединению и даже противоборству. Если мы не можем дать общую формулу, позволяющую нам оценить, прогрессивной или реакционной является та или иная позиция по отношению к религиозной вере, то некоторые общие положения, касающиеся взаимоотношений между верующими, между верующими и атеистами, все же имеются.

Они существуют как нравственные, юридические (правовые) отношения. Прежде в уважении к другому человеку, к другим людям, даже если они верят в другого Бога (или богов), по-иному верят в того же Бога, если не верят в Бога, не отправляют религиозные обряды вообще. Верить или не верить в Бога, отправлять религиозные обряды или нет - частное дело каждого человека. И ни один государственный орган, ни одно государственное учреждение, ни одна общественная организация не вправе привлечь кого-либо к ответственности - уголовной или гражданской - за его веру или неверие. Это не означает, что государство и общество равнодушны к любой религиозной деятельности.

Есть религии, которые требуют человеческих жертвоприношений, обряды которых физически и духовно уродуют людей, возбуждают толпы и направляют их на погромы, убийства, бесчинства. Разумеется, государство, закон, общественное мнение против этого. Но ведь это не сама религия, не сама вера, а деятельность вредоносная и противоправная. И борьба государства с этой деятельностью отнюдь не означает нарушения им принципа свободы совести.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность включает в себя душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.

Отмечается, что духовное - это характеристика и практики, а не только сознания. Человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен. В основе духовной жизни - сознание. Некоторое представление о нем вы уже имеете. Напомним: сознание - эта такая форма психической деятельности и духовной жизни, благодаря которой человек осмысливает, понимает окружающий его мир и свое собственное место в этом мире, формирует свое отношение к миру, определяет свою деятельность в нем. История человеческой культуры - это история человеческого разума.

Исторический опыт поколений воплощен в созданных культурных ценностях. При общении человека с ценностями прошлого культура человеческого рода как бы переливается в духовный мир личности, способствуя ее интеллектуальному и нравственному развитию. К духовной жизни, к жизни человеческой мысли относят, как правило, знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна также без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь.

Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек - необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества. Свободно и непринужденно чувствует себя в современной культуре тот, кто с малых лет учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общежития. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию культурных ценностей и развитию собственных способностей. Способность к саморазвитию и самосовершенствованию - принципиальное отличие человека от всех других живых существ.

Этический (обычай, нравственный характер) – значит поступать всегда в соответствии с нравственным законом, который должен быть основой поведения всех.

Религиозный (благочестие, набожность) – в жизни доминирует вера, а не разум, самоотверженное служение Богу, выполнение божественных заповедей. Принять волю Отца Небесного и строить свою жизнь в соответствии с ней.

Гуманистический (человечность) – это стремление к совершенствованию, самовыражению, самоутверждение личности, гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей, чувства и разума, развитие человеческой культуры и нравственности.

Критерии духовной культуры личности.

  • Активное творческое отношение к жизни.
  • Готовность к самоотдаче и саморазвитию.
  • Постоянное обогащение своего духовного мира.
  • Избирательное отношение к источникам информации.
  • Система ценностных ориентаций.

Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в исключительно противоречивых условиях человек может лишь в том случае, если он сформировался как личность. Быть личностью - значит иметь способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять многим отрицательным воздействиям. Чем сложнее мир и богаче палитра вариантов жизненных устремлений, тем актуальнее проблема свободы выбора собственной жизненной позиции. Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, но сохранялось главное - взаимозависимость общечеловеческой, национальной культуры и культуры отдельной личности. Ведь человек выступает как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а общечеловеческая культура - как непременное условие становления и развития духовной культуры личности.

В процессе познания формируется и такое качество внутреннего мира человека, как интеллект. Слово это латинского происхождения, означает познание, понимание, рассудок. Но это такая способность человека, которая отличается от его чувств (эмоций), воли, воображения и ряда других. Интеллект прежде всего наиболее близок понятию «ум» - способности человека понять что-либо, найти смысл каких-либо вещей, явлений, процессов, их причины, сущность, место в окружающем мире. Интеллектуальный потенциал человека связан с той культурой, на которой он строит свою деятельность, которой овладел и которая проникла в его внутренний мир. Интеллект - это способность человека получить новую информацию на основе той, которая у него имелась на том или ином этапе процесса познания, путем рассуждений, выводов, доказательств.

Духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции - субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя и радости, любви и ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной «цвет», выражают отношение человека к ним. Духовный мир человека не может существовать без эмоций, человек не бесстрастный робот, перерабатывающий информацию, а личность, способная не только обладать «спокойными» чувствами, но в которой могут бушевать страсти - чувства исключительной силы, стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на реализацию определенной цели. Страсти ведут личность иногда на величайшие подвиги во имя счастья людей, а иногда и на преступления. Человек должен уметь управлять своими чувствами. Для управления как этими сторонами духовной жизни, так и всей деятельностью человека в ходе его развития вырабатывается воля. Воля - это сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий для достижения поставленной цели.

Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре, традиционно понимаемой как вместилище общечеловеческих ценностей, выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле. И в этом направлении планетарный разум делает первые, но вполне ощутимые шаги от идеи нравственной ответственности науки к идее соединения политики и нравственности.

Необходимо объяснять различия и взаимосвязь духовной и материальной культуры.

Обосновать свою точку зрения на появление субкультуры, массовой и элитарной культуры, контркультуры.

Обратитесь к материалам истории, которые рассматривают вопросы культуры, а также к учебному курсу МХК.

Попытайтесь определить состояние духовной культуры Вашей страны.

Обратите внимание на достижения науки и техники, которые есть в мире и Вашей стране.

Попытайтесь определить особенности образования в мире, в России, в Вашей стране.

Определяя роль религии, рассматривайте проблему как диалог и сотрудничество верующих и неверующих, ибо основа этого процесса - свобода вероисповедания.


Для выполнения заданий по Теме 8 Вам необходимо:

1. ЗНАТЬ ТЕРМИНЫ:
Духовная культура, народная культура, массовая культура, элитарная культура.

2. ОПИСЫВАТЬ:
Религию как феномен культуры, образование в современном обществе.

3. ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ:
Многообразие культурной жизни, науку как систему знаний и вид духовного производства, научную картину мира, сущность искусства, его происхождение и формы.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Мы обращаемся к вам, как к президенту Российской Федерации, от имени ветеранов и тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. Мы обращаемся к вам от имени своего поколения. Наконец, мы обращаемся к вам просто как пенсионеры, в недалеком прошлом сохранившие страну, а сейчас оказавшиеся в положении ниже черты бедности. Выслушайте нас, поскольку речь идет не только об условиях нашего существования. Имеем ли мы право, когда от нас теперь мало что зависит, на то, чтобы наш голос был услышан?
Раз в году 9 Мая президент Российской Федерации вспоминает ветеранов и тружеников тыла и благодарит их за то, что они сплотились во имя единой цели, отдали свои жизни и весь свой труд для достижения Победы. Давно окончилась война, а сейчас мы вынуждены обращаться к вам, мы еще живы, но многие из нас за гранью бедности. Могут ли это понять чиновники? Все, что они имеют, это благодаря нам, отдавшим свой долг 65 лет назад. Понять, как прожить на пенсию 6-9 тыс. рублей с квартплатой, питанием, лекарствами. И готовы ли они повторить наш долг или хоть что-то делать для своей, нашей страны в обмен на свое благополучие? Мы не жалуемся, а в преддверии годовщины Великой Победы спрашиваем вслух и хотим быть услышанными.
Что мы можем сказать от имени своего поколения вам, нашим внукам? Только главное.
Совесть, честь, долг - эти простые понятия были, есть и будут всегда, и не стоит относиться к ним снисходительно. От наших предков, отдавших свои жизни, нам досталась самая большая страна, и в будущем именно территория, вода, реки будут самыми большими ценностями. Дороже нефти, газа и металлов. Сохранение своего народа - ведь в этом цель государства, а не в получении денег. И отношение к старикам и детям, как самым уязвимым, есть показатель здоровья народа. И если у нас в стране два миллиона брошенных детей, наверное, при демократических преобразованиях была допущена ошибка. Дети и старики «не выгодны» - в этом и есть ошибка.
Ведь деньги нужны не сами по себе, а для чего-то. Для чего, какова цель? Мы работали и сражались за Победу, чтобы в мирной жизни вы смогли создать и построить великую страну? Все ценности в мире созданы трудом людей. Трудом, а не перераспределением созданного. Почему и откуда пришло, что сервисные в общем-то службы - врачи, банки, юристы - вдруг стали основными, и рассматривают остальных людей как питательную среду для себя. Почему медицина коммерческая, и куда делось здравоохранение как политика государства? Так в большинстве «развитых стран», но верно ли это. У нас даже не ставится под сомнение правомерность насаждения потребительства.
Все некоммерческое «невыгодно». Может быть, в этом и есть вторая ошибка. Невыгодно строить дороги, заводы, флот, авиапром, развивать животноводство, заново осваивать Северные территории и Дальний Восток. «Невыгодна» наука и образование. Отечество наше - сплошные убытки. Это не так. Окружение нашей страны сейчас, как никогда, напоминает нетерпеливых родственников вокруг больного и богатого дядюшки.
Если признавать понятия совести, чести и долга, следует признать и предательство. Со школы все мы помним слова Тараса Бульбы о товариществе: «…любит и зверь свое дитя! Но породниться не по крови, а по душе может один только человек». Все ли коммерческое «выгодно»? Выгодно кому? Нашему государству Российскому? Нашему народу? А не может ли быть в этом и третьей ошибки? Если есть обозначенная цель строительства, то выгода отходит на второе и далее место в зависимости от поставленной задачи. Цель долгосрочная, выгода - нет. Если воин переходил на сторону врага, это было предательством. Чиновник, нанося вред государству из личной выгоды, совершает предательство по отношению к своему народу. Когда на науку было выделено государством более триллиона рублей, сколько именно средств «дошло»? Когда средства на покрытие 1 км дорог МКАД в разы превышают общемировые нормативы, является ли это проявлением предательства или нет? Ведь эти средства изъяты у пенсионеров, наших стариков, и детей. Реклама табака, пива - это статья доходов? В долгосрочном плане привитие наркозависимости с целью наживы - великий грех.
Ставка на неверную систему ценностей и жизненные приоритеты приводит к ошибкам и промахам. Не страшно совершать ошибки, важно, чтобы не было ошибок необратимых. Можно купить место, но нельзя купить уважение людей. Можно купить диплом, но нельзя купить опыт и образование, можно купить дом - нельзя купить семью и любовь. Наш математик из Петербурга добился победы над задачей тысячелетия (и отказался от денежной премии более чем в 1 млн дол-ларов), но как символ мировых достижений нашей страны был избран эстрадный певец. Таковы приоритеты.
В этом письме нет жалоб. В нем наше душевное состояние сейчас - боль за молодое поколение и за будущее наших правнуков. Какой будет наша страна, Родина? Сторонники «золотого миллиарда» на Западе утверждают, что остальные люди Земли - лишние, поскольку они могут снижать уровень привычных удобств и комфорта. Таково их беспокойство.
А есть ли у нашего народа неоспоримые преимущества внутренней системы ценностей по сравнению с более «развитыми» странами? Да, есть. Исторически западники объединялись для увеличения своей прибыли, чтобы кого-то завоевать, поработить, ограбить. Народы же России объединялись всегда, чтобы уменьшить свои стра-дания. Наши человеческие отношения не коммерческие. На эту разницу системы ценностей, как более развитую, можно делать ставку сейчас. Она достойна быть примером для других стран в будущем. Многие на Западе, судя по печати, это тоже начинают понимать.
Дмитрий Анатольевич, от имени своего поколения мы предлагаем развернуть постепенно тщательно продуманную пропагандистcкую компанию в СМИ о понятиях совести, чести и долга. Мы предлагаем подвести сознание людей к мысли, что высшей целью и предназначением является труд на благо Отечества, а не потребительство. Человек по природе сво-ей творец, и в этом его предназначение. Эта общая идея может сплотить наш народ и народы Украины и Белоруссии воедино.
Дмитрий Анатольевич, в день Победы, как труженики тыла, мы просим вас при назначении пенсии выделить тружеников тыла отдельно от более молодых пенсионеров и улучшить их материальное положение. Мы просим рассматривать ветеранов и тружеников тыла (при расчете пенсий) как одну социальную группу.

С уважением и надеждой ветераны Великой Отечественной войны,
труженики тыла в годы войны, пенсионеры г. Новосибирска:

И.С. СОЛДАТЕНКОВ, Л.Д. ПОКРОВСКИЙ, К.Л. ДОРОШИНСКАЯ, Т.И. ГРИГОРЬЕВА, Н.Н. ИВАШКИНА, Л.А. АБРАМЕНКО, Г.И. КАПИТОНОВ, Ю.В. КАСТАУШЕВ, В.И. САПОЖНИКОВ, С.Ф. ДЕВЯТОВА, О.Р. БАЮТОВА, Е.А. БОНДАРЕНКО, Т.Г. НАБОКОВА, И.И. ЕВТУШЕНКО, Ч.Х. ХАЙРИ, М. СМИРНОВА, РАТОРУЕВ, Л. ВАСИЛЬЕВА, Г.Е. ШЕВЛЯКОВА, АНТОНЕНКО, КАЧАНОВА, В. БУТАКОВА, Н.А. ШАЛЫГИНА, Н.А. ВАЛИШЕВА, К.Г. КОЛОСОВСКАЯ, З.И. КОВТУН, В.И. КУЗНЕЦОВА, Г.А. ПАНОВА, В.А. ЛУКЬЯНЧИКОВА, К.Г. СИДОРОВА, Т.Н. ШИПУНОВА, Е.И. МИТИНА, В.И. ДОМРАЧЕВА, Г.Р. БЫЧКОВА, Н.А. ГЕРШНОВА, Т.Ф. ПОПОВА, Е. КОВАЛЁВА, П.А. МОЛЬКИН, Н.И. ИВАНОВА, Г.Г. ШИШКИНА, Н.А. ГОРЯЙНОВА, Н.Н. ПАСЕЧНИКОВА, Н.И. ГОЛУБЕВА, И.Н. КЛИМОВА, Н.Н. КЛИМОВ, Г.В. КАРГАЛИНА.

Духовный мир человека и деятельность

Духовный мир человека ученые нередко характеризуют как нерасторжимое единство разума, чувств, воли. Мир личности индивидуален и неповторим.

Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом особенностей общности, к которой индивид принадле­ жит, лишь в тесной связи с духовной жизнью общества.

Духовная жизнь человека, общества постоянно меняется и развивается.

В чем ценность книги: в ее содержании или в ка­ честве бумаги, обложки, шрифта и т, д.? Явля­ ется ли творческой деятельность тех людей, ко­ торые не создают, а лишь распространяют ду­ ховные ценности? Чем «потребление» книги от­ личается от потребления еды?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Понятие «культура», духовная культура, виды дея­ тельности, потребности человека.

Вспомним отличие духовной деятельности от материаль­ ной: первая связана с изменением сознания людей, вторая - с преобразованием объектов природы и общества. Рассмотрен­ ная выше познавательная деятельность является важным про­ явлением духовной деятельности. Ее результатом являются знания.

Однако духовная деятельность не сводится только к позна­ вательной. Рассматривая духовную деятельность в целом, мож­ но условно выделить два ее вида: духовно-теоретическую и ду­ ховно-практическую.

Первый вид - это производство (создание) духовных цен­ ностей (духовных благ). Продуктом духовного производства яв­ ляются мысли, идеи, теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных, философских, религиозных и художественных произведений (например, мысли об эволюции органического мира, изложенные в книге Ч. Дарвина «Проис­ хождение видов путем естественного отбора», идеи и образы ро­ мана Л. Толстого «Война и мир», образы, запечатленные в жи­ вописи И. Репина или музыке П. Чайковского), законодатель­ ных актов.

Второй вид - это сохранение, воспроизведение, распределе­ ние, распространение, а также освоение (потребление) создан­ ных духовных ценностей, т. е. деятельность, результатом ко­ торой является изменение сознания людей.

СОЗДАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Для того чтобы уяснить особенности духовного производ­ ства, сопоставим его с материальным производством. Если ска­ зать коротко, то материальное производство - это создание ве­ щей, а духовное - создание идей. Созданные вещи - продукт труда. А идеи? Они тоже результат трудовых усилий, преиму­ щественно умственных. Вы знаете, что роман или научная кни­ га, художественное полотно или крупное музыкальное произве­ дение - это нередко многолетний труд автора.

Можно ли считать, что материальное и духовное производ­ ства отличаются тем, что первое основано на физическом тру­ де, а второе - на умственном? Если задумаемся, то придем к выводу, что все, что делает человек в материальном производ­ стве, предварительно проходит через его сознание. Не бывает

труда без осознания его целей и средств. Как говорится, все нужно «делать с головой». А духовное производство наряду с умственным трудом требует подчас и немалых физических уси­ лий. Вспомним о труде скульптора или дирижера, балерины или ученого-экспериментатора.

Отметим также, что духовное производство, как видно из сказанного, связано с производством материальным. Во-первых, бумага, краски, приборы, музыкальные инструменты и многое другое - необходимое условие духовного производства. Во-вто­ рых, некоторые продукты духовного производства являются элементом материального производства: это технические идеи и научные теории, которые становятся производительной силой.

Духовное производство осуществляется, как правило, осо­ быми группами людей, духовная деятельность которых являет­ ся профессиональной. Это люди, имеющие соответствующее об­ разование, владеющие мастерством. Конечно, знаний, владения приемами данного вида деятельности недостаточно. Ведь про­ дукт духовного производства отличается новизной, уникаль­ ностью, а следовательно, это результат творческой деятель­ ности.

Но духовное производство наряду с профессиональной дея­ тельностью включает в себя и деятельность, постоянно осуще­ ствляемую народом. Ее результатом могут быть народный эпос, народная медицина, обряды, имеющие самостоятельную цен­ ность (народные сказки и былины, рецепты лечения травами, народные свадебные обряды и т. п.). Многие люди, не будучи профессионалами, с увлечением приобщаются к творческой ду­ ховной деятельности через участие в художественной самодея­ тельности. Некоторые из них в своем творчестве поднимают­ ся до уровня профессионалов. Нередко образы или знания, со­ зданные, например, творчеством народных музыкантов или целителей, становятся основой художественных произведе­ ний профессиональных мастеров или научных трудов специа­ листов.

Важная особенность духовного производства состоит в том, что его продукты создаются не только для удовлетворения су­ ществующей в обществе потребности в тех или иных духовных благах, но и для самореализации мыслителя, художника и др. Они удовлетворяют внутреннюю потребность автора проявить, выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои спо­ собности. Для ученого, музыканта, художника, поэта ценность труда заключается в ценности не только его результатов, но и самого процесса создания произведения. Вот что писал англий-

ский естествоиспытатель Ч. Дарвин (1809-1882): «Главным мо­ им наслаждением и единственным занятием в течение всей жиз­ ни была научная работа, и возбуждение, вызываемое ею, поз­ воляет мне на время забывать или совсем устраняет мое посто­ янное плохое самочувствие».

С этой особенностью духовного производства связано и то, что между моментом создания духовного продукта и временем раскрытия его значения для других людей нередко существует промежуток времени. Некоторые технические изобретения и ху­ дожественные произведения были поняты и достойно оценены лишь после смерти их создателей, а иногда - через века.

Итак, духовное производство - деятельность людей по созданию духовных ценностей. Многие из них - научные от­ крытия, изобретения - способствуют развитию производства материальных благ. Другие, например социальные нормы, по­ могают упорядочить жизнь общества. Все духовные ценности способны удовлетворять духовные потребности человека, воздей­ ствовать на его сознание. Это воздействие, следствием которого является рост духовной культуры людей, обеспечивается дея­ тельностью по сохранению, воспроизведению, распространению духовных ценностей в обществе, т. е. духовно-практической дея­ тельностью.

Продуктом духовного производства могут быть и заблуж­ дения, утопии, ложные суждения, которые нередко получают широкое распространение. Однако человечество хранит те идеи и образы, в которых воплощены мудрость, знания, опыт.

СОХРАНЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Оригинальные идеи, научное открытие, роман или карти­ на могут быть утрачены безвозвратно или остаться в безвестно­ сти, и тогда они не окажут никакого влияния на людей. Вспом­ ним, какую горечь и скорбь вызывает уничтожение в Москве в 30-е гг. величественного храма Христа Спасителя, возведенного в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Ныне на народные средства восстановлены этот и другие разру­ шенные храмы. Представим, как оскудело бы человечество, ес­ ли бы не знало античной мифологии, если бы не сохранились египетские пирамиды, росписи Рублева, пушкинский «Евгений Онегин» или загадочная Мона Лиза Леонардо да Винчи, как по­ тускнел бы облик Петербурга без «Медного всадника» -- памят­ ника Петру I или Москвы без храма Василия Блаженного.

Кто же способствует сохранению и распространению духов­ ных богатств? Это прежде всего различные учреждения, выпол­ няющие функции собирания, хранения, исследования и попу­ ляризации культурно-исторических и естественно-научных цен­ ностей. Начнем с музеев. Сущность их первоначально хорошо раскрывал древний вьетнамский термин «бао та», что означает «хранилище реликвий». С развитием музеев (ныне их в мире свыше 12 тыс.) они стали не только собранием ценностей, но благодаря своим экспозициям, выставкам, экскурсиям и серь­ езным источником пополнения знаний миллионов посетителей.

Музеи разнообразны по своему профилю: исторические (в том числе археологические, этнографические и т. д.), худо­ жественные, литературные, естественно-исторические (ботаниче­ ские, геологические и т. д.), технические. В России и других странах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев: это музеи истории учебных заведений, воин­ ских частей, предприятий.

Слова «хранилище» и «распространение» относятся и к библиотекам. Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в. до н. э. при дво­ ре ассирийского царя Ашшурбанипала была собрана библиоте­ ка из «глиняных книг». С развитием книгопечатания постоян­ но возрастала роль библиотек как важнейшего средства содей­ ствия тому, чтобы все больше людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями.

Сеть библиотек громадна: от небольших - личных, школь­ ных, городских - до крупнейших книгохранилищ. Расположен­ ная в Москве Российская государственная библиотека насчиты­ вает более 41 млн единиц хранения на 247 языках мира.

Слово «архив» (в переводе с лат.- письмохранилище) не­ редко ассоциируется с чем-то очень давним и от жизни дале­ ким. Архивы, как и библиотеки, известны издавна. Архивы - это место хранения документов, в том числе и самых древних, и совсем недавнего времени. Собрания архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации прак­ тических целей. Архивы непрерывно пополняются, ибо каждо­ дневно накапливаются новые сведения о деятельности отдель­ ных людей, организаций, государственных учреждений. Архи­ вы бывают небольшие (например, архив завода, где хранятся документы о его работниках) и гигантские, по которым можно исследовать многое, еще не познанное или восстановить исти­ ну, которая долго скрывалась. Так, благодаря архивным изыс­ каниям удалось сделать достоянием гласности ранее засекречен­ ные договоры (например, секретный протокол, подписанный

Молотовым и Риббентропом накануне Второй мировой войны). При восстановлении старинных русских городов, разрушенных фашистами в годы войны, привлекались данные об архитектур­ ных особенностях и размерах возрождаемых сооружений, па­ мятников культуры. Хранящиеся в архивах давние сообщения о тех или иных природных явлениях помогли геологам XX в. обнаружить колоссальные запасы полезных ископаемых (нефть, газ и т. д.). Архивные справки помогают гражданам подтвер­ дить некоторые их права (например, справки о стаже работы влияют на размер пенсии).

Таким образом, архивы, библиотеки, музеи - это не толь­ ко хранилища; древние египтяне называли их «домами жизни», подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и пе­ редаче культурного наследия. Музеи, архивы, библиотеки - до­ стояние народа, они должны быть доступны для всех.

Результативность духовно-практической деятельности, осу­ ществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом за­ висит от «лоцмана», прокладывающего посетителю, читателю наилучший путь к познанию. Эти «лоцманы» - экскурсоводы, библиотекари, архивариусы.

Афоризм «смотреть не значит видеть» напоминает об од­ ной из коренных задач музейного работника - научить «ви­ деть», т. е. выявлять существенные черты экспозиции, получая, таким образом, максимум заложенной в ней информации. Вспом­ ним, например, о посещении художественной галереи. Конечно, оставаясь один на один с картиной, каждый испытывает ее эстетическое воздействие. Но нередко многое остается непоня­ тым из-за слабого знакомства с тематикой (например, с сюже­ тами на библейские темы), из-за недостаточно четкого воспри­ ятия художественного стиля, его особенностей. В таких случа­ ях объяснение экскурсовода очень значимо.

В библиотеках весьма трудна ориентировка в мире книг.

И здесь совет библиотекаря помогает выбрать верный путь для удовлетворения запросов читателя, формирования его интересов и вкусов.

Наибольший по охвату людей и по общенародной значи­ мости вклад в деятельность по распространению духовных цен­ ностей вносит школа, прежде всего учитель.

Вспомним широкий, общественный смысл слова «учитель»: это мыслитель, ведущий людей по дороге знаний, помогающий им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым ис­ точником знаний и умений, носителем эстафеты времен, он рас­ пространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное

и человечески общезначимое из того, что накоплено наукой, тех­ никой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учи­ тель стремится заложить основы понимания современной систе­ мы развивающегося научного знания о мире, человеке, общест­ ве. Но чтобы дать ученикам искорку знаний, писал один из из­ вестных педагогов - В. А. Сухомлинский, учителю надо впи­ тать целое море света.

Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные цен­ ности, - это сотни миллионов читателей газет и журналов, слу­ шателей радио, телезрителей, т. е. те, на кого постоянно воз­ действуют средства массовой информации (СМИ).

Несомненным народным достоянием являются ставшие классическими театральные постановки и кинофильмы, воспро­ изведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народов России, зарубежных стран. Со­ кровища петербургских музеев благодаря серии телевизионных передач стали достоянием миллионов людей, живущих вдали от Эрмитажа и Русского музея. Вы без особого труда сможете ум­ ножить число примеров, раскрывающих роль телевидения в вос­ произведении и распространении духовных ценностей.

ОСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Создание, сохранение и распространение духовных ценно­ стей направлены, как отмечено выше, на удовлетворение духов­ ных потребностей людей. Процесс их удовлетворения называет­ ся духовным потреблением, приобщением к духовной культуре.

Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: «Нет стремления бо­ лее естественного, чем стремление к знанию».

Другая важнейшая духовная потребность - эстетическая. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармо­ нию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живо­ пись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения - все это грани единой эстетической потребности.

Еще одна духовная потребность человека - в общении. Лю­ бовь к человеку, дружба, товарищество - подлинно человечес­ кие потребности. Моральная и психологическая поддержка, вни­ мание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потреб­ ности в общении. (Вспомните, что говорилось о значении обще­ ния в предшествующих главах.)

Духовные потребности порождают виды деятельности, на­ правленные на их удовлетворение. Происходит как бы движе­ ние навстречу друг другу: деятельность писателя встречается с деятельностью читателя, деятельность актера - с деятельнос­ тью зрителя, деятельность учителя - с деятельностью ученика. Духовная жизнь общества немыслима без соединения духовно­ го производства и духовного потребления. Никто не сможет на­ слаждаться музыкой, которая не создана. Но профессиональный музыкант будет огорчен, если на его концерте зрительный зал окажется полупустым. Духовные потребности, таким образом, вызывают к жизни те виды деятельности, которые направлены на создание, распространение духовных ценностей и на приоб­ щение к ним. Но и сами потребности не являются неизменны­ ми. Когда появляются новые духовные ценности, возникает и потребность в приобщении к ним. Новая книга, например, на­ ходит своих читателей. Создание духовных благ, таким обра­ зом, влияет на духовные потребности, расширяет и изменяет их. А освоение (потребление) духовных ценностей также воз­ действует на духовные потребности, расширяя, обогащая и углубляя их.

Итак, в духовной жизни общества деятельность, направ­ ленная на создание, сохранение и распространение духовных ценностей, духовные потребности и духовное потребление пред­ ставляют собой неразрывное единство.

Рассмотрим подробнее духовное потребление. Духовные цен­ ности чаще всего предстают перед нами в вещественной форме (иногда говорят, что они имеют вещную форму). Так, содержа­ ние литературного произведения, мысли и образы, созданные писателем, могут быть запечатлены мелким или крупным шриф­ том на ослепительно белой или серой бумаге, в мягкой облож­ ке или жестком переплете. Книга - это ценность духовная, но в то же время вещь, предмет.

Когда потребляются материальные блага, то конкретная материальная ценность (данная вещь) прекращает свое сущест­ вование. Например, изношенные одежда и обувь уже не суще­ ствуют как ценности, определяемые их назначением. Духовные ценности, как правило, могут использоваться многократно и многими людьми на протяжении длительного времени. В тех случаях, когда произведение может быть воспроизведено (кни­ ги, ноты и т. д.), гибель одной вещи - носителя духовной цен­ ности не ведет к исчезновению самой духовной ценности. По­ требление (использование) уникальной картины в художествен­ ном музее никак не влияет на ее вещественную форму, если со­ блюдаются оптимальные физические условия ее сохранности

(температура воздуха, влажность и т. п.). Более того, ценность духовных продуктов в процессе их потребления все большим числом людей, как правило, возрастает.

Духовные ценности, выступающие предметом потребления, в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принад­ лежностью. Такова первая особенность духовного потребления.

Вторая особенность состоит в том, что процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духов­ ного производства. Восприятие духовных ценностей носит твор­ ческий характер. Каждый по-своему осмысливает содержание литературного произведения, восприятие музыкального произ­ ведения рождает собственные образы и чувства. Любой человек переживает духовные ценности через призму собственного опы­ та, но всегда это творческая работа души и ума человека.

Сказанное выше позволяет нам сделать вывод о том, что

духовное потребление - это особый вид деятельности и, следо­ вательно, он имеет свою направленность, требует определен­ ных усилий, использования соответствующих средств.

Направленность духовного потребления определяется обще­ ственными условиями и духовными запросами человека. Один ищет книги, побуждающие размышлять о смысле человеческой жизни, другой не выходит за пределы приключенческой лите­ ратуры. Один вчитывается в описание природы, другой пропу­ скает эти страницы. Одному нужна серьезная музыка, другому только развлекательный жанр.

В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой - соответствующие знания и навыки. Чтобы прочи­ тать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиоте­ ке или купить. Чтобы слушать музыку, надо либо попасть в концертный зал, либо владеть записями и техническими уст­ ройствами, позволяющими воспроизводить звучание. В данном случае магнитофон - это одно из средств удовлетворения по­ требности в музыке. Но, с другой стороны, подняться до вер­ шин духовной культуры нельзя без знаний о литературе и ис­ кусстве, о писателях и художниках, о выразительных средст­ вах и способах их использования, без навыков смотреть и ви­ деть, слушать и слышать, читать и понимать. Уровень образо­ вания и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.

Научные исследования позволили сделать вывод: чем вы­ ше культура человека, тем больше средств из семейного бюдже­ та он стремится выделить на удовлетворение духовных потреб-

ностей (покупку книг, компакт-дисков, подписку на журна­ лы, посещение театров и т. д.), тем больше свободного време­ ни затрачивает на самообразование, чтение художественной литературы и другие виды духовного потребления и твор­ чества.

Но дело не только в количественных показателях (затра­ тах денежных средств и времени), главное - качественная характеристика духовного потребления. Можно с помощью со­ временной звуковоспроизводящей техники наслаждаться шеде­ врами мирового музыкального творчества, но та же аппаратура может воспроизводить примитивные произведения, ценность ко­ торых сомнительна. Из программы телевизионных передач мож­ но выбрать спектакли с участием великих актеров современ­ ности. Но кто-то смотрит только спортивные соревнования, а кто-то часами сидит у телевизора и смотрит все подряд. Следовательно, потребление духовных ценностей зависит преж­ де всего от субъекта этой деятельности, от его духовных запросов.

Во многих случаях на духовное потребление оказывает боль­ шое влияние мода. Модными могут стать те или иные книги, театральные спектакли, стихи и песни. (Подумайте, как оце­ нить воздействие моды на духовное потребление. Положитель­ ной или отрицательной будет эта оценка?)

Наиболее распространенные средства приобщения к духов­ ным ценностям - книга, радио и телевидение. Чтение книг - это важнейший вид духовного потребления. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать, - говорил французский философ Д. Дидро (1713-1784). А другой французский мысли­ тель - Р. Декарт (1596-1650) писал: «Чтение хороших книг есть как бы беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков - их авторами, и причем ученая беседа, в которой они открыва­ ют нам только лучшие из своих мыслей».

Исследования социологов в 60-80-х гг. показали, что за несколько десятилетий произошел сдвиг в структуре культур­ ной деятельности людей.

Значительно возросло потребление культуры «в домашних условиях» (индивидуально организованные формы культурной деятельности) по сравнению с посещением учреждений культу­ ры (общественно организованными формами). Растет числен­ ность книг в личных библиотеках по сравнению с библиотечны­ ми учреждениями, увеличилось количество фильмов и спектак­ лей, просмотренных по телевизору.

Возникли споры: вытесняется ли чтение книг просмотром телепередач?