Дети

Как маме разговаривать с грудничком: особенности общения в зависимости от возраста. Общение с новорожденным: как разговаривать с младенцем? Как говорить с новорожденным для развития речи

Как маме разговаривать с грудничком: особенности общения в зависимости от возраста. Общение с новорожденным: как разговаривать с младенцем? Как говорить с новорожденным для развития речи

Общение с малышом начинается еще до его рождения. После появления на свет кроха уже знает голоса мамы и папы, узнает их интонации и с первых недель жизни реагирует на них. Ответить словами карапуз еще не может, но он активно общается с родителями с помощью плача, звуков, мимики и жестов. Каждая мама очень быстро осваивает «язык» своего малыша. Чтобы общение с крохой было насыщенным и ярким, молодым мамам придется приложить кое-какие усилия. Эти советы помогут родителям стать отличными собеседниками своим малышам.

Кстати:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Никогда не игнорируйте плач малыша. Плач младенца – универсальный сигнал, обозначающий, что крохе нужно внимание. Поводов для этого может быть масса: проголодался, замерз, соскучился по маминому теплу (см ссылку выше);
  • Очень приятны слуху младенца мамины песенки, ритмичные потешки и пестушки. Кстати, самые удачные из них – «бабушкины», народные песни и стихи. Они проверены временем и несут в себе глубокий смысл;
  • Чтобы усвоить какое-то понятие, ребенку нужно время. Не ленитесь повторять одно и то же снова и снова, а когда говорите – старайтесь, чтобы ваши слова звучали разборчиво и достаточно медленно;
  • Общение с малышом должно быть на его уровне. Выражайтесь простыми и короткими фразами, передавайте самую суть и не «загружайте» малыша сложными и недоступными для его понимания деталями;
  • Читать книги можно с первого месяца жизни, главное – чтобы они были по возрасту. Лучший вариант: крупные и схематичные картинки, минимум текста, а сам текст – в виде коротких ритмичных стишков;
  • Разговаривайте в присутствии ребенка между собой и обязательно разговаривайте с самим малышом. Живая речь и родительские голоса – главные условия для развития речи;
  • Общаясь с ребенком, проговаривайте абсолютно все: называйте предметы, действия, комментируйте все, что происходит вокруг. Именно из вашей речи малыш усваивает все понятия и черпает знания об окружающем мире;
  • Если мама с папой разных национальностей, то есть семья двуязычная, ребенок оба языка будет осваивать, как родные. В других случаях специально обучать малыша иностранному языку не стоит: сначала должна развиться родная речь, иначе у ребенка будет просто путаница в голове.

Всякое общение с малышом должно быть в доброжелательной манере. Очень важны не только слова и смыслы, но и эмоции, а они должны быть позитивными и приятными.

Новорожденный ребенок – это особенный человек. Все системы организма малыша после его появления на свет перестраивают свое функционирование в соответствии с новыми условиями.

Ошибки при уходе за ребенком на данном этапе могут сказаться на его здоровье и характере и в текущий момент, и позже. О некоторых из них можно узнать ниже.

Нежелание учиться

Молодые родители часто уповают на опыт старших родственников, не желая самостоятельно находить информацию. И очень зря. Потому что медицина и психология развиваются. Обновляются рекомендации по уходу за новорожденными.

То, что раньше было вредным, сегодня может быть полезным, и наоборот. Имея возможность дать сыну или дочке «передовое воспитание», родители предпочитают полагаться на устаревший и, к сожалению, уже вызывающий сомнения в полезности опыт своих бабушек и мам.

Надо помнить: для младенца характерны состояния, отражающие процесс адаптации и не являющиеся болезнью: желтушность или покраснение кожи, припухлость в области головы, расстройство стула и многие другие. Важно знать, как проявляют себя нормальные переходные явления, и не пугаться их.

Боязнь дотронуться до крохи способствует развитию деформаций позвоночника и черепа.

Есть рекомендация отойти от привычной традиции «смотрин» в первые недели жизни. Новорожденному надо время, чтобы «перенять» микрофлору мамы и укрепить свой иммунитет. Многочисленные гости могут «принести» не знакомые организму малыша бактерии и вирусы, с которыми его иммунитет пока не может быстро справиться.

Перегревание ребенка

Особенностями терморегуляции новорожденных являются:

— склонность к переохлаждению вследствие недостаточного развития подкожной жировой клетчатки;

— склонность к перегреванию из-за недостаточного потоотделения;

— неспособность быстро подстраиваться под изменение температуры окружающей среды.

Родителям постоянно кажется, что малышу холодно. Поэтому его комната самая теплая. И дома, и на прогулке на нем много одежды. Постоянно ощупываются носик, пятки и ладошки.

Но эти части тела и в нормальном состоянии более прохладные, чем, например, живот, потому что «периферические». Они не должны быть слишком холодными, но не стоит ждать, что они всегда будут очень теплые. Перегреть ребенка так же просто, как переохладить.

Нельзя долго гулять с младенцем, находящимся в закрытой коляске, под открытым солнцем. Коляски, даже светлые, нагреваются, и внутри них становится душно и жарко. Прогулки на свежем воздухе полезны, но стоит предпочесть тень.

Когда ребенок спит, нужно его накрывать, но не укутывать.

Эмоциональная нестабильность

Прежде всего, нестабильности эмоций подвержены мамы. Это объясняется:

— перестроением гормонального фона;

— незнанием правил ухода и, как следствие, возникновением разных неприятных ситуаций;

— усталостью от рутинных задач и частого плача ребенка;

— беспочвенным волнением.

Речь мамы при общении с малышом должна быть не только ласковой, спокойной и тихой – важна уверенность голоса. Такие интонации успокаивают младенца, делают и его уверенным, что все в порядке.

Есть наблюдение, что тревожные и неуверенные в себе мамы чаще жалуются на плаксивость и капризность детей.

Не нужно искажать слова и сюсюкать. Такая речь не несет никакой ценности.

Новорожденный не способен различать эмоции взрослого. Но ему неприятна очень громкая речь: она для него раздражитель, который негативно влияет на развитие нервной системы. Поэтому ни злой крик, ни громкие возгласы восхищения неприемлемы в общении.

Часто малыша стараются развлечь самыми разными игрушками, но не учитывают, что ему сложно справиться с избытком информации. Он начинает капризничать.


В заключение – 10 рассмотренных ошибок.

1. Молодые родители не изучают заранее вопросы ухода за ребенком и предпочитают опираться на опыт старших поколений.

2. Физиологические состояния новорожденных вызывают подозрение, что младенец заболел.

3. Боязнь дотронуться до ребенка, взять его на руки.

4. Приглашение многочисленных гостей на «смотрины».

5. Слишком теплая одежда для малыша в домашних условиях и на прогулке, укутывание. Носик и пятки прохладные – младенец замерз.

6. Долгие прогулки на солнце с ребенком, находящимся в закрытой коляске.

7. Неуверенность и тревожность матери.

8. Сюсюканье, искажение слов.

9. Очень громкие возгласы, направленные к малышу, независимо от их эмоциональной окраски.

10. Желание развлечь новорожденного максимальным количеством игрушек.

Чтобы ребенок развивался нормально и физически, и психически, родители должны дать ему все необходимое в уходе и общении уже в период новорожденности. Это время, когда закладывается фундамент будущей жизни.

Внимание, терпение и забота, подкрепленные уверенными теоретическими знаниями в уходе, – это обязательные требования ко всем родителям.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Здоровье

Общение с новорожденным ребенком это не только слова, но и выражение эмоций, определенное поведение. Мамы и папы могут общаться со своим новорожденным ребенком с помощью голоса, зрения, чувства осязания и обоняния. Новорожденные дети по своему могут сказать вам, что им нужно.

Многие родители после рождения ребенка не знают, как общаться с крохой. Некоторые мамы думают, что когда ребенок появится на свет, то они будут вместе жить в гармонии. Но это не совсем так, потому что новорожденный капризничает, плачет за ним нужно ухаживать, кормить, гулять и т. д.

Заключайте в объятия своего новорожденного

Обнимайте новорожденного чаще. Объятия хорошо влияют на развитие детской психики. Хорошее объятие сообщит ребенку, что он любимый и желанный в семье. Прижмите ребенка к телу, например, когда он находится на руках или в . Крепкие объятия помогут вашему ребенку почувствовать себя в безопасности. Отличным способом успокоить ребенка и показать ему вашу любовь и заботу - это .

Младенцы используют зрение и слух, чтобы изучать окружающий их мир. Чтобы сообщить ребенку - Я забочусь о тебе, вы можете:

  • Поддерживать зрительный контакт, пока ребенок не смотрит в сторону
  • Улыбаться когда смотрите на вашего ребенка
  • Использовать песенки для разговора с ним

Все это помогает новорожденному чувствовать себя защищенным.

Ребенок может распознать интонацию вашего голоса сказанного в мягком, нежном, резком, сердитом тоне. Но дети не могут изменить свое поведение, пока они не станут старше, так что любой гнев на ребенка будет неуместен.

Важно, что дети с самого раннего возраста развивают опыт отношений, они дают положительную оценку доброте людей. Положительное внимание и реакции, ответы от взрослых, детям помогают построить картину того, как их ценят на самом деле.

Плач – язык новорожденных

Плач - это универсальный язык новорожденных. Это способ сказать вам, что ему нужно. из-за грязной пеленки, недостатка внимания, голода, чувства дискомфорта, ветра или простой потребности в комфорте. Иногда в некоторых случаях дети плачут без всякой видимой причины.

Плач является основным способом общения новорожденного ребенка с родителями. Но иногда бывает трудно понять, что значит плач.

Ребенок разговаривает языком тела и мимикой лица

Так же, как и плачем, новорожденные общаются с помощью своего тела и выражения лица. Ребенок будет напрягаться, если ему неудобно на ваших руках. Дети могут даже сказать нам, когда они устали, если мы научились читать их сигналы.

Следующий язык тела может подсказать вам чего желает новорожденный:

  • Зевает, опускает веки, глаза сонные, сонно моргает - Я хочу спать
  • Открытым ртом говорит - Я голоден
  • Широко открытые глаза и активная подвижность - Я готов играть и учиться
  • Ребенок отвернулся или выгнул спину - Нет, спасибо

Эти физические сигналы раскрывают основные потребности новорожденного.

Чувства и эмоции

Младенцы эмоциональные существа с самого рождения. Мы знаем, что младенцы реагируют на эмоциональные выражения, например, большой улыбкой на лице. Сейчас многие ученые считают, что в течение первых трех месяцев жизни дети могут выражать 5 основных эмоций - радость, интерес, гнев, печаль и отвращение.

Детям нравится гулить и лепетать

Когда дети растут, они начинают произносить больше звуков. Детишки улыбаются, размахивают руками и ногами. Им нравится беседовать с родителями. Если вы будете слушать и отвечать на , он будет лепетать для вас с удовольствием.

Осмотр окружающего

Рассматривание окружающего является одним из основных источников информации об окружающем мире вокруг новорожденного. Это означает, что дети проводят большую часть своего времени бодрствования рассматриванием окружающих их вещей.

Формирование речи малыша начинается задолго до появления первых осознанных слов. И крик, и гуление, и лепет – это начальные ее проявления, своего рода тренировка всего речевого аппарата. И задача мамы – активизировать этот важный процесс.

Разговаривать с малышом можно самыми разными способами. Каждый из них хорош сам по себе. Но лучше сочетать их все вместе. Например, когда вы переодеваете ребенка, когда играете или просто хотите пообщаться, старайтесь наладить контакт с крохой. Для этого поймайте взгляд малыша и удерживайте его внимание, глядя в глаза. Ласково назовите ребенка по имени и делайте это как можно чаще. Конечно, малыш не сразу поймет, что так вы обращаетесь именно к нему. Но скоро он запомнит особое сочетание звуков и станет, как взрослый, поворачивать голову в вашу сторону, едва услышав свое имя.

Разговаривая с малышом, старайтесь не произносить длинных слов и предложений. Растягивайте слова, делая акцент на гласных: «Ва-а-а-нечка хоро-о-о-о-ший! Мальчик ма-а-а-а-ленький, ми-и-и-и-и-ленький…» Вместо местоимения «ты» называйте имя малыша. О себе говорите не «я», а «мама», рассказывайте крохе о том, что вы сейчас будете делать: «Сейчас мама Ванечку переоденет, животик Ванечке погладит…» Очень важна и ваша мимика. Старайтесь делать особенно выразительные движения губами, чтобы малыш постепенно запоминал, а позже начал копировать вашу артикуляцию. Лишь от одного хочется предостеречь – от чрезмерного «сюсюканья». Конечно, в разговоре с малышом вполне уместно использовать уменьшительные слова и эпитеты. Но вот коверкать слова не нужно! Пусть с рождения малыш слышит только правильное произношение слов. Ведь он во всем нас копирует.
А теперь подумаем, о чем же можно разговаривать с малышом?

Как разговаривать с ребенком обо всем на свете

Устраивайте для крохи ежедневные «экскурсии» по дому. Возьмите его на руки и, удерживая вертикально, переносите из комнаты в кухню, из кухни в прихожую, из прихожей в ванную... При этом называйте все, что видите вокруг: «Смотри, Ванечка, вот часики! Как часики делают: тик-так, тик-так! А вот выключатель. Оп, включили! Лампочка загорелась. Оп, выключили! Лампочка потухла! А здесь из крана водичка капает. Кап-кап! Мокрая водичка! Вот холодильник, сейчас мы достанем Ванечке яблочко… » Одним словом, рассказывайте все и обо всем, называйте побольше звукоподражаний, старайтесь вызвать у крохи эмоциональный отклик на свои слова.

Точно так же можно говорить с малышом и на прогулке. Только здесь объекты будут уже другие: дома, скамейки, кошечки-собачки, птички, деревья, цветы, облака, солнышко, ветер, детки, машины… Так вы делаете большое дело, помогая малышу накапливать пассивный словарный запас. Обращаясь к малышу, задавайте ему вопросы и сами же на них отвечайте: «Ванечка хочет спать? Конечно, хочет! Сейчас мы пойдем в кроватку…» Или: «Ванечка хочет на ручки? Конечно, хочет! Сейчас мамочка возьмет сыночка на ручки…» «Ой, кто это там пришел? Это папа пришел!» Задавая вопрос крохе, делайте небольшие паузы, прежде чем ответить. Давайте ребенку возможность отреагировать на ваши слова: оживиться, покряхтеть, погулить, улыбнуться. Это будет своеобразный диалог.

Учим детские потешки

Бывает, что говорить «просто так» маме довольно сложно. Ну, плохо получается у нее разговаривать с грудничком, который пока еще мало понимает смысл слов. Если подобные разговоры даются вам нелегко, вас выручат всевозможные детские потешки . Они четкие, ритмичные, а малышам ритм очень нравится. Детки с удовольствием прислушиваются к таким стишкам и бурно на них реагируют. К тому же в потешках много всевозможных звукоподражаний, а слова – простые и понятные даже самым маленьким слушателям:

Наши уточки с утра
– Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда
– Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора
– Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху
– Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно
– Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А наш Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!

Выучите несколько потешек и рассказывайте их малышу в течение дня. Есть множество стишков, которыми можно сопровождать одевание, массаж, кормление, купание и т.п. Рассказывайте потешки весело, эмоционально – с выражением. Так вы не только заинтересуете малыша, но и поможете ему услышать все многообразие родной речи.

Любимые стихи и сказки

Конечно, рассказывать крохе можно не только потешки. Замечательно подойдут ритмичные стихи детских поэтов-классиков. Это и «Игрушки» А. Барто, и «Детки в клетке» С. Маршака, и многие другие. Умывая малыша или совершая ежедневный утренний туалет, можно приговаривать:

Лапки? Мыли.
Ушки? Мыли.
Хвостик? Мыли.
Все помыли.
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые.

И просыпалочка-потягушечка найдется:

Вот проснулись. Потянулись!
С боку на бок Повернулись.
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки? Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми!
Нашу дочку подними! (И сыночка подними!)

А теперь кушаем:

Куклу? Кормили.
Зайку? Кормили.
Мишку? Кормили.
А Машу? (Ваню, Сашу, Дашу…)
Забыли.

И конечно, не забываем о самых первых сказках: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»… Когда малыш немного подрастет, можно будет сопровождать рассказ жестами, показывая, как «яичко били», как «мышка хвостиком махнула», как «дед плачет» и т.п. Тогда к возрасту 9–10 месяцев ребенок запомнит эти жесты и станет «показывать» сказку руками, едва услышав знакомые фразы. А чуть позже – и словечки будет подсказывать. Такие игры замечательно развивают речь и мышление малыша.

Как петь ребенку

Если любите петь – пойте малышу! Любые песни, которые вам нравятся. И, конечно, многочисленные детские песенки из мультфильмов и фильмов. Если не помните слова, то включайте песенки на дисках в то время, когда малыш не спит и находится в хорошем расположении духа, и подпевайте паровозику из Ромашкова, Ежику из Тилимилитрямдии или Крокодилу Гене и Чебурашке. И слова очень быстро запомнятся. Петь малышу можно когда угодно: если просто носите кроху на руках, если купаете его, если делаете ему массаж и занимаетесь зарядкой, если готовите обед, а малыш лежит рядом в люльке…

Отдельный разговор о колыбельных. К сожалению, их поют своим малышам далеко не все мамы. Одни считают это ненужным, другие стесняются своего голоса. Но для малыша ваш голос – лучший на свете! Петь можно и народные колыбельные, и авторские. Например, «Колыбельную медведицы» из мультика про Умку или песенку «Спят усталые игрушки».

Речевые игры

Всевозможные речевые игры будут не только развлекать и развивать малыша. Они дадут вам замечательную возможность пообщаться. Самые простые игры – это игры со звукоподражаниями, которые можно придумывать прямо на ходу. Например, сложите пальцы в щепоть и превратите их в жужжащую «пчелку». Пчелка может просто летать над малышом, привлекая его внимание. А может садиться то на ручку, то на щечку, то на животик. При этом мама приговаривает:

«Я пчелка, жу-жу-жу, я лечу к малышу!
Жу-жу-жу, села на ручку малышу.
Жу-жу-жу, села на ножку малышу…»

Можно «топать» пальцами по ручке, ножке, животику малыша, приговаривая:

«Я коровка, му-му-му,
вот я к Машеньке иду!»

Пальчики могут быть и кошечкой, и собачкой, и любым другим животным.

А еще можно вспомнить народную потешку про комариков:

Дарики-дарики,
Летели комарики,
Вились, вились,
Маше в ушко вцепились.
Цап!

Дотрагиваемся малышу до ушка и повторяем потешку сначала. Теперь вспоминаем о щечке, носике, ножке, пятке и т.п.

А еще вам пригодятся куклы-перчатки. Надевайте на руку зайку или лисичку и разговаривайте с малышом с их помощью. Веселые зверушки могут «рассказывать» сказки и стишки, «петь» песенки и просто беседовать с малышом. При этом они могут двигать лапками, хлопать в ладоши, пританцовывать, гладить и трогать малыша и т.п. Подобные игры ребятишек просто завораживают…

Никогда не стесняйтесь выказывать свою нежность к малышу, играть, разговаривать с ним, петь ему. Вы получите от такого общения ни с чем не сравнимое удовольствие. К тому же результатом ваших усилий станет не только чистая и грамотная речь малыша, но и его искренняя и безграничная любовь…

Находясь в материнской утробе в статусе плода ребенок ощущает стук материнского сердца, слышит ее голос. Уже в это время зарождается начало будущего тесного контакта между близкими людьми. При рождении младенец, конечно, не может говорить. Но отсутствие речевых навыков не мешает общаться со взрослыми. Невербальное общение протекает несколькими путями между новорожденным и матерью, причем оба участника: ребенок и родитель взаимодействую без использования слов или речь исходит со стороны мамы или папы. Узнавая о способах такого общения, ребенок и мама укрепят связь, которая необходима для развития речи крохи, полноценного психоэмоционального развития. Поэтому так важно знать родителям как правильно разговаривать с грудничком.

В период 4–6 недель ребенок способен выделять взрослого и быстро овладевает эффективными методами общения и готовность и желание взаимодействовать со взрослыми выражают активно. Младенец расширяет глаза, приподнимает брови и сосредотачивается на лице матери.

Если женщина беседует с крохой, малыш способен установить зрительный контакт, «поговорить без слов» концентрируясь на маме. На лице появляется улыбка, выражающая эмоции ребенка, усиливается двигательная активность. Ярко выражается вокализация. Развитие этих особенностей свидетельствуют о формировании «комплекса оживления» - совокупности признаков, которые указывают на проявление удовольствия в ответ на воздействия взрослых и средством общения с ними.

Единственная цель такого контактирования со стороны ребенка - выражение отношения к взрослому. Однако, разговор несёт и другое более глобальное значение для психического и речевого развития малыша:

  • Формирование стойкой привязанности между мамой и малышом.
  • Становление самоощущения ребенка, зарождение осознанности уникальности личности, которое выражается отношением к нему взрослого человека.
  • Начало формирования уверенности в себе.

Невербальное общение

Нежные прикосновения и массаж станут эффективным средством коммуникации по данным детского массажиста Элейн Фогель Шнайдер. С помощью длительного и медленного поглаживания кожи новорожденного возможно усилить связь между младенцем и мамой. Кроме того, при проведении процедуры стимулируется кровообращение, ребенок расслабляется.

Возникшая крепкая связь между мамой и младенцем позволяет женщине лучше понимать новорожденного, с готовностью откликаться на невербальные сигналы. Грудничок также заинтересован в налаживании такого взаимодействия: связь дарит малышу чувство защищённости, уверенности и доверия к маме.

Внимательно наблюдая за сигналами, мама может взаимодействовать с грудничком. Изначально кроха узнает её по запаху, звуку голоса. Когда же новорожденный распознает маму и положительно реагирует, можно спокойно установить зрительный контакт с ребенком улыбаясь. При грудном вскармливании ребенок получает дополнительную связь с мамой посредством телесного контакта. Даже кормление в ответ на плачь при чувстве голода, обращает отношения к стабильности и доверительности. Последовательный и регулярный ответ на призыв заверяет малыша, что мама будет рядом, чтобы заботиться о нём, защищать.

Нервная система новорожденного незрела и ранима. Младенец легко перевозбуждается и утомляется даже при непродолжительном контакта. Поэтому общение с новорожденным должно быть дозировано, чтобы не допустить эмоциональной перегрузки. Когда такое явление происходит возможна негативная реакция: ребенок включает сигналы разъединения: плачет, отвлекается, не захочет общаться в будущем.

Как правильно разговаривать с новорожденным

Общение с новорожденным – нестандартное общение, которым владеют не все взрослые. Серьёзному взрослому так тяжело говорить о незначительных событиях. Но малышу необходим словесный контакт, поэтому мамочке так важно овладеть такому искусству.

Традиционное «сюсюканье» имеет недооцененное значение. Растягивание гласных звуков, повторение ласковых и нежных слов, сопровождающееся поглаживаниями, выразительной мимикой, улыбкой крайне необходимы малышу первого полугодия жизни. Это важно для оценки малышом материнского отношения к его персоне.

Искусство говорить с малышом получило название «бэби-ток»

В минуты общения мама сосредоточена на личности крохи и не видит себя со стороны. При этом жесты рождаются сами и выражают искреннюю любовь к малышу. Поэтому «сюсюканье» имеет одну из самых значительных ролей – проявление любви, ощущение которой так необходимо малышу.

Мама разговаривает во время любых бытовых моментов: при кормлении, одевании, купании, на прогулке. Женщина комментирует любые действия: «открываем кран и капает водичка», «чайник свистит». При этом обращаем внимание на незначительные для детали: кроху может заинтересовать рисунок на чашке или обоях, пробегающий котенок, птица и т.д.

Важно реагировать на движения малыша, звуки или взгляды. Чувствительность матери к таким жестам и звукам дает возможность почувствовать самого себя, убедиться что его видят, слышат, замечают.

Профессор Степанов в книге «Общение с новорожденным как с миром» подчеркивает, что ребенок благодаря своей иррациональности, интуитивности, доверяя чувствам острее воспринимает мир и познаёт его. Именно поэтому с младенцем разговаривают не головой, а сердцем – подчеркивает автор.

При этом изобретательность мамы безгранична. Используются как традиционные «народные» стишки и прибаутки, так и изобретенные на ходу словосочетания.

После 6 месяцев роль взрослого изменяется в глазах малыша. Это период возникновения «деловых» отношений между мамой и малышом. Конечно, кроха все так же нуждается в общении, ласке. Однако, кроха в большей степени проявляет интерес к игровой деятельности: предметному и подвижному взаимодействию. Это период совместной деятельности взрослого и малыша, который не менее важен для полноценного развития и социализации.