Стиль жизни

Как мотивировать ребенка к учебе. Советы психолога как делать уроки, читать, заниматься музыкой, спортом, английскому языку. По следам буратино или как вернуть желание учиться Как мотивировать себя на домашнее задание

Как мотивировать ребенка к учебе. Советы психолога как делать уроки, читать, заниматься музыкой, спортом, английскому языку. По следам буратино или как вернуть желание учиться Как мотивировать себя на домашнее задание

Выполняя домашнее задание, школьник закрепляет пройденный на уроке материал. И главными помощниками ребенку в этом деле становятся его родители. Однако каждый день в миллионах семей по всей стране разыгрывается одна и та же пьеса – дети садятся за уроки нехотя, под давлением со стороны взрослых. Угрозы, запреты – путь, ведущий в никуда. Как привить ребенку любовь к выполнению уроков?

5 способов помочь ребенку в подготовке домашнего задания

1) Составьте план выполнения домашнего задания

Составление плана помогает легко справляться с домашним заданием. Однако этот навык довольно сложен для ученика начальной школы. Дети пока еще не умеют правильно распоряжаться своим временем. Задача родителей – помочь ребенку спланировать порядок действий. Для этого можно обсудить, сколько приблизительно времени займет выполнение того или иного задания. Договоритесь с ребенком, что выполнять домашнюю работу он будет в одно и то же время. Предложите ему выбрать, делать ли уроки после возвращения из школы, когда он еще не вышел из учебного ритма, или вечером после ужина. Сразу определитесь, что во время выполнения домашнего задания вашему чаду придется забыть про телефон, интернет-мессенджеры и просмотр телевизионных программ. Когда выполнение заданий на дом войдет в привычку, вам больше не придется «отлавливать» настроенного на другую волну ребенка, пытаясь усадить его за уроки.

2) Проверяйте уроки у ребенка

Многие дети очень волнуются, боясь приносить в школу задания, выполненные с ошибками. Страх вызвать неудовольствие учителя или стать объектом насмешек со стороны одноклассников не самая лучшая мотивация для школьника. Чтобы повысить самооценку ребенка и его уверенность в своих знаниях, педагоги рекомендуют родителям регулярно проверять выполненную им домашнюю работу: это позволит школьнику не опасаться того, что он не справился с заданием.

Готовясь к урокам дома, дети учатся главному – самоорганизации и самоконтролю. Но если взрослые начнут выполнять задания за ребенка, то он перестанет верить в себя, свои способности и свои силы.

3) Оставьте ребенка в одиночестве, пока он делает уроки

Во время выполнения домашнего задания ребенку лучше быть в одиночестве. Такие формы контроля, как излишняя опека и постоянное принуждение, не только не учат детей самостоятельности, но и формируют у них быть в чувство беспомощности и пассивность. Если взрослые рядом, ребенок сознательно прекращает делать уроки. У него вырабатывается психологическая зависимость от присутствия старшего. Если вы уже оказались в подобной ситуации, постарайтесь ограничивать свое присутствие рядом с ребенком, когда он занят уроками, со временем сведя его к минимуму.

4) Замечайте достоинства, а не недостатки

Хвалите детей чаще. Делайте это при каждом удобном случае. Позитивное эмоциональное состояние важно для того, чтобы школьник хотел учиться. Об ошибках лучше всего сообщить таким образом: «Я уверен (а), что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться другой ответ». Если родитель начнет проверку домашней работы с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого. Полезная тактика – проверять домашнее задание по частям, после того, как школьник решил задачу или выполнил упражнение. Таким образом, ребенок получает обратную связь относительно хода выполнения уроков, и ему не придется переделывать все задание целиком.

5) Контролируйте свои эмоции

Даже если вы не разговариваете с ребенком, он, скорее всего, считывает невербальные сигналы от вас, особенно негативные. Напряженность, гримасы, вздохи сообщат ему, что вы недовольны его работой. Для детей неодобрение родителями их деятельности и потеря родительской любви – суть одно и то же. Поэтому будьте благожелательными по отношению к своему подопечному, и у него появится мотивация, чтобы выполнить следующее задание.

Татьяна Маргулян

Достаточно ли вашему ребенку внимания?

Как заставить ребенка делать уроки? Чтобы не приходилось контролировать, уговаривать, ругаться последними словами – в общем, выполнять все те неприятные действия, которые способны превратить жизнь родителя в настоящий ад. О мотивации я уже писала и еще напишу – тема то животрепещущая. А сейчас попробуем разобраться с ситуацией, когда ребенок не хочет делать уроки. Или делает, но спустя рукава.

Проблема очень распространенная, но рецепта, одного единственного, быть не может. Поскольку причины могут быть самыми разными – отсутствие учебной мотивации, слишком большая учебная нагрузка, ослабленность организма или нервной системы, особенности личности ребенка, стиль воспитания,… Каждый конкретный случай нужно разбирать отдельно. Но есть одна хитрость, которая может помочь. Если не всем, то многим. Делюсь 🙂

Ситуацию, когда ребенок категорически заявляет, что плевать он хотел на уроки и школу вообще, мы не рассматриваем (это отдельный разговор). Предположим, что он с вами особо не спорит – да, домашку надо делать. Но он ее делать не хочет! Не может собраться, откладывает, ноет, придумывает себе неотложные дела, уговаривает вас «подождать еще немножко», отвлекается, не может сосредоточиться. Словом, домашняя работа растягивается на несколько часов. А то и вовсе оказывается невыполненной.

Как научить ребенка делать уроки. Прежде всего, обсудите с ребенком, когда ему удобно выполнять домашнюю работу. Сколько времени на нее потребуется. Пусть он сам назначит «час Х». Многое может измениться, если предоставить ребенку право выбора.

Если вам кажется, что ребенок ерунду предлагает (а давай я уроки в 9 часов вечера начну делать), установите рамки – скажем, домашняя работа должна быть выполнена к 8 часам вечера. Как ты думаешь, во сколько лучше начать?

Научите ребенка правильно организовывать учебный процесс. Слышали о тайм-менеджменте? – Вещь крайне полезная не только для взрослых, но и для детей. На мой взгляд, одно из лучших изобретений в этой области – техника Помидора. Пусть «легкомысленное» название вас не отталкивает. За ним скрывается эффективное средство решения проблемы с уроками.

Франческо Чирилло — уже не студент:)

Придумал технику итальянский студент по имени Франческо Чирилло (Francesco Cirillo), который сам имел проблемы с успеваемостью. Франческо много экспериментировал – и так пробовал материал изучать, и этак. А однажды он заметил, что наилучшие результаты достигаются, когда учебный процесс разбивается на 25-минутные интервалы. Постепенно наблюдение превратилось в настоящую стратегию управления временем.

Как работает техника Помидора:


Да, интересный вопрос – почему эту последовательность действий обозвали техникой Помидора? А дело в том, что Франческо использовал таймер в виде помидора. И так ему это понравилось, что он назвал помидором не только свое изобретение, но и рабочие промежутки по 25 минут.

Кстати, почему именно 25 минут? – Как выяснилось, это оптимальное время для непрерывной работы – успеваешь сделать довольно приличный кусок задачи и при этом не устаешь.

Напоследок некоторые тонкости техники Помидора:

  • Ни в коем случае не прерывайтесь во время помидора (напоминаю, что помидор – это 25-минутный рабочий интервал). Если пришлось отвлечься, то заводите таймер и делайте помидор заново.
  • Если задача слишком длинная – более 5 помидоров, то разделите ее на несколько задач
  • Если вы выполнили задание, а таймер еще тикает – обязательно проверьте свою работу, подумайте о ней – словом, высидите помидор до конца. Обычно именно в это время в голову приходят гениальные идеи, находятся ляпы и дописываются самые важные вещи.
  • Во время отдыха лучше не сидеть за столом, а размяться – походить, побегать.

Если все вышенаписанное подробно и красочно объяснить ребенку, то, скорее всего, ему захочется попробовать. А если вы воспользуетесь специальной программой для реализации помидорной техники, то сразу убьете двух зайцев: повысите мотивацию ребенка и избавите его (и себя) от необходимости каждый раз вручную ставить таймер.

Pomodairo: Как видите, у меня задана задача «Написать статью». Выполнено:)

Все, что нужно — скачать программу Pomodairo . В ней можно задать список задач, изменить рабочее время и время на отдых (по умолчанию это соответственно 25 и 5 минут), задать количество помидоров, необходимых для выполнения каждой задачи, выбрать звуковое оповещение и посмотреть статистику.

Напоследок кратко перечислю преимущества обучения ребенка технике Помидора:

  • Ребенок научится четко ставить цели, разбивать задачу на составляющие;
  • Учебный процесс будет структурирован наилучшим образом. Постепенно ребенок начнет работать в течение 25 минут, не отвлекаясь.
  • Домашние задания будут выполняться на порядок эффективнее и быстрее.
  • Ребенок научится грамотно управлять своим временем и организовывать учебную деятельность.
  • Повысится успеваемость (в качестве побочного эффекта)

PS: Кстати, техника Помидора идеально подходит для подготовки к экзаменам 🙂

А что вы делаете, когда ребенок не хочет делать уроки?

Любая мотивация в отношении учебы, как и постоянная поддержка во всех трудностях, встречаемых на пути образования, является неотъемлемой составляющей формирования психологического комфорта ребенка. Психологи советуют родителями продумать грамотную стратегию поведения с малышом, придерживаться которой необходимо всем членам семьи.

Сделать это можно, обладая знаниями о видах мотивации, а также способах стимулирования ребенка к занятиям спортом, музыкой, уроками или изучению английского языка.

Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога зачастую предлагают целый спектр вариантов воздействия) необходимо решать, опираясь на первоначальные причины возникновения у него нежелания получать новые знания.

Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога родителям подскажут, как вести себя в этой непростой ситуации

Наиболее частыми обстоятельствами, имеющими существенное влияние на потерю интереса к учебе, являются:

Причины нежелания учиться На что обратить внимание родителям в первую очередь для исправления ситуации
Чрезмерный стресс, эмоциональное или физическое переутомление Пересмотреть распорядок дня ребенка и, обсудив с ним, отказаться, например, от посещения одной из дополнительных секций.
Обострение заболеваний или спонтанное возникновение физического дискомфорта (головные боли, вздутие живота и так далее), связанного с переполняющим ребенка волнением в преддверие посещения учебного заведения Поговорить со школьником, внимательно его выслушать и выявить, что конкретно заставляет возникать мысли о нежелании посещать конкретное учебное заведение.
Негативное восприятие учителя (конфликты, излишняя строгость, грубость, требовательность со стороны педагога) Уточнив обстоятельства, вынуждающие ребенка бояться педагога, обсудить с учителем его способы мотивации подрастающего поколения
Ссоры или недопонимания с одноклассниками или детьми других возрастов, также посещающими данное учебное заведение Совместно с ребенком проработать несколько возможных вариантов выхода из конфликтных ситуаций, которые он сможет проявить на практике в своей школьной жизни
Отсутствие поощрения за успехи со стороны родителей Обращать внимание на заслуги и старания школьника, пусть даже недостаточные для получения отличной оценки от педагога
Страхи, связанные с неумением ребенка находится в коллективе и искать точки соприкосновения со сверстниками Помочь ребенку найти общие интересы со своими одноклассниками, предложив ему, например, сходить в кинотеатр на фильм, который обсуждается сейчас молодежью
Сложности в обучении, в частности недостаточное количество знаний у конкретного ребенка, необходимых для того, чтобы справиться с простейшими заданиями Самостоятельно попытаться подтянуть ребенка, заполнив пробелы в знаниях соответствующей информацией. В случае отсутствия возможности у родителей своими силами помочь ученику, необходимо обратиться к услугам репетитора
Отсутствие заинтересованности в отдельном предмете или нежелание тратить время на обучение, которое можно потратить на развлечения Привести аргументы, способные доказать ребенку конкретного возраста важность саморазвития для его дальнейшей жизни. Например, связать необходимость изучения конкретного предмета с получением соответствующего высшего образования по окончанию школы
Неготовность к посещению образовательного учреждения, в частности его психологическая составляющая Как можно чаще в разговорах с ребенком положительно отзываться о его учебном заведении, акцентируя внимание на моментах, считающимися достоинствами школы для ученика конкретного возраста
Непонимание причин своего нахождения в стенах учебного заведения Помочь подрастающему человеку грамотно расставить приоритеты, направив его к финальному выводу о необходимости посещать школу для достижения поставленных жизненных целей

Выяснив обстоятельства, родителям после консультации с психологом необходимо как можно скорее приступить к исправлению ситуации. В противном случае ребенок может замкнуться в себе , навсегда оборвав связующую нить с потерявшими в его глазах авторитет мамой и папой.

Нужно ли заставлять ребенка учиться

Мотивировать ребенка к учебе не значит насильно заставлять выполнять требования взрослых. Психологи в своих советах о том, как стимулировать желание малыша получать новые знания, рекомендуют родителям не давить на него, а постараться понять и дать уверенность в том, что его чувства уважают.

Отсутствие необходимости насилия над собственным ребенком, проявляющееся в том, что его заставляют быть прилежным учеником, должно быть обусловлено пониманием родителей обстоятельств современного мира. Некоторые школьные знания не просто не приносят пользы, но и зачастую забываются ученикам с течением времени.

Но знания, обуславливающие понятие грамотности, должны быть заучены каждым учеником, вне зависимости от его желания. Чтобы базовая информация усваивалась легче, преподавателям следует разнообразить образовательную программу , а родителям проявить большое терпение и сопереживание своему ребенку.

Какой бывает мотивация

Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога по данному вопросу можно найти в свободном доступе в Интернете) должны решать родители, используя свои знания о существующих типах мотивации. Они варьируются в зависимости от особенностей темперамента малыша.

Характер детей можно разбить на группы:

  • Первооткрыватель . Такие дети стремятся исследовать что-то новое, при чем для них важно, чтобы эта информация способствовала складыванию их общего представления о том, как устроен мир. Аргументом, подталкивающим таких людей к действию, может стать мысль о том, что конкретная теорема до сих пор не доказана, или обсуждаемая в классе тема по настоящее время оспаривается учеными с различными точками зрения.
  • Практик . Важно понимать цель приобретения тех или иных знаний. Им необходимо постоянно объяснять, как на практике им сможет пригодиться в дальнейшем учеба.
  • Безусловный победитель . Важно быть первыми во всем. Невозможность быть лучшим в какой-либо сфере провоцирует у них возникновение апатии и нежелания пробовать свои силы в дальнейшем. Для мотивации необходимо акцентировать их внимание на том, что, только преодолев сложности в учебе, им удастся получить признание со стороны одноклассников и стать лучшим среди сверстников.
  • Командный игрок . Стимулирует совместная работа с другими людьми. Видя, что он приносит пользу окружающим, ребенок с таким темпераментом воодушевляется и преумножает свое желание к получению новых знаний. Их может смотивировать понимание того, что они являются примером для своих сверстников , которые повторяя за ним, начинают меняться к лучшему.
  • Любитель вызовов . Побуждает к действию осознание того, что им был брошен вызов. Постоянное стремление испытать свои способности может использоваться родителями такого малыша в качестве побуждения к учебе или любому другому виду деятельности.

Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога могут быть полезны при изучении родителями данного вопроса) — вопрос, возникающий перед молодыми мамами и папами в воспитании своего малыша.

Для того чтобы маленький член семьи рос в комфортных психологических условиях, специалисты советуют:

  • не заставлять ребенка беспрекословно выполнять указания;
  • в случае отказа в какой-либо просьбе, объяснять подрастающему человеку свою позицию;
  • разговаривать как можно больше со своим сыном или дочерью;
  • серьезно относится к детским проблемам;
  • не высмеивать неудачи ребенка;
  • не обсуждать в негативном ключе способности школьника с другими людьми;
  • искать общие интересы со своим ребенком;
  • всегда выполнять данные ранее обещания, не давая повода усомниться в себе;
  • искренне интересоваться рутинными событиями, произошедшими в жизни сына или дочери;
  • выделить ребенку личное пространство и ежедневно давать время на занятия, которые ему нравятся;
  • ограничить время, проводимое подрастающим человеком перед экраном компьютера или телевизора, заменив его на совместные прогулки или, как вариант, семейные игры.

Родителям нужно прислушиваться и, по возможности, выполнять просьбы ребенка, кажущиеся на первый взгляд незначительными.

Советы психолога как заинтересовать ребенка учебой

Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога родителям различаются в зависимости от особенностей темперамента малыша и второстепенных обстоятельств) родителям следует решать, изучив рекомендации специалистов по данному вопросу.

Квалифицированные психологи, работающие с детьми, настоятельно советуют мамам и папам:

  • предоставлять малышу максимум возможностей для самостоятельного знакомства с миром , поддерживать его в начинаниях, а также не препятствовать изучению ненужного, по мнению родителей, предмета;
  • провоцировать возникновение интереса к различным родам деятельности, посещая мероприятия не только в рамках учебного заведения, но и вне его стен;
  • учить подрастающее поколение грамотно организовывать собственное время, уделяя должное время отдыху, во избежание физического и морального перегруза ученика;
  • ставить перед школьником мини-цели, достижение которых не потребует от маленького человека много усилий, а их достижение воодушевит его на покорение новых высот;
  • поощрять и хвалить ребенка, видя его старания, пусть даже недостаточные для достижения поставленной цели;
  • помочь своему малышу свыкнуться с мыслью о личной ответственности за получение результата;
  • своим примером демонстрировать тягу к новым знаниям , а также положительное отношение к посещаемому учеником учебному заведению;
  • выполнять домашние задания в форме игры, искусственно зарождая таким образом интерес ребенка к учебе;
  • объяснить, насколько крепка взаимосвязь между интересами школьника и необходимостью изучать конкретный пример.

например: при имеющемся желании ребенка в будущем работать архитектором, важно на отлично знать азы геометрии, черчения, алгебры.

Способы мотивировать ребенка заниматься музыкой

Психологи категорически не рекомендуют родителям воплощать в своих детях личные несбывшиеся планы на жизнь. Например, не стоит заставлять ребенка заниматься музыкой, если ему это неинтересно, но мама в детстве мечтала стать профессиональной скрипачкой.

Сюжет, в котором объясняются причины нежелания ребенка продолжать занятия музыкой, и даются советы, что делать в таких случаях:

Бывает и так, что отказ от занятий своим хобби является временным и может быть расценен как своего рода протест. В таком случае родителям необходимо приложить максимум усилий, чтобы мотивировать своего малыша продолжать начатое дело.

Для возврата стремления ребенка к занятиям музыкой психологи рекомендуют:

  • узнать истинную причину случившегося отторжения от любимого дела (если в ходе разговора выяснится, что маленькому члену семьи никогда и не нравилась музыка, а ходил он туда из-за боязни ослушаться взрослых, следует предложить ему обсудить варианты других занятий, которые будут приносить ему удовольствие);
  • искренне просить будущего музыканта устраивать домашние концерты для родных и близких, восхищаться его способностями и поощрять за старания;
  • всячески способствовать тому, чтобы ребенок чувствовал себя на сцене комфортно (например, посетить с этой целью дополнительные занятия по сценическому искусству и так далее);
  • оценить профессионализм и внимательность педагога в отношении конкретного ученика (зачастую потеря мотивации происходит у детей из-за некорректного поведения учителя).

можно найти своему ребенку друга, идеально – ровесника, с аналогичными увлечениями.

Как делать уроки

Правила процесса выполнения заданных на дом упражнений должны варьироваться в зависимости от возраста ученика. Например, школьнику, посещающему начальные классы, необходимо делать перерывы для отдыха и смены деятельности каждые 15 мин.

Ученики старшей школы в этом не нуждаются и могут выполнить уроки за раз, не отвлекаясь на посторонние дела.

  • структурирование общего количества заданной работы (это может быть план с пометками или обширный список);
  • получение уверенности в том, что ребенок понимает конкретное задание и готов его выполнить;
  • не откладывать выполнение домашней работы на вечернее время, но и не садиться за тетради сразу же после возвращения ученика из школы;
  • обеспечить школьника комфортными условиями (например, отсутствие посторонних звуков, поводов для прерывания деятельности и так далее);
  • начинать с максимально сложной или неприятной части работы (в подобном случае ребенок будет стремиться как можно скорее приступить к простым заданиям, прилагая максимум усилий для преодоления первого этапа);

если домашняя работа требует от школьника много времени, и родители видят, что ребенок устал, то целесообразно сделать паузу, предложив, например, вместе перекусить.

Как мотивировать ребенка заниматься спортом

Специалисты оценивают обстановку, выясняя, действительно ли желание заниматься спортом является не методом воплощения несбывшихся планов родителей.

  • помочь ребенку определиться с предпочтительным видом спорта, опираясь на его способности, физическую развитость и финансовые возможности семьи (последний пункт важен ввиду требующихся затрат на соответствующее спортивное оборудование, снаряжение и так далее);
  • совместно с маленьким членом семьи поехать в магазин за покупкой спортивной формы, доверив ему право последнего голоса;
  • посещать всей семьей спортивные мероприятия, соревнования по выбранному виду спорта, акцентируя внимание ребенка на силу и выносливость профессиональных участников;
  • убедить будущего спортсмена, что от неудач в начатом деле его не станут меньше уважать или любить родные или друзья;
  • на собственном примере доказывать важность спорта в жизни каждого человека (для здоровья, внешнего вида, развития внутренних качеств и так далее).

Как мотивировать ребенка к изучению английского

Изучение иностранных языков является обязательной частью современной системы школьного образования. Квалифицированные педагоги утверждают, что начинать мотивировать ребенка к изучению английского языка необходимо как можно раньше.

По мнению психологов, привить ученику желание понимать иностранцев можно путем:

  • регулярного описания открывающихся возможностей тем, кто свободно может объясняться на английском языке (например, стажировка или работа в Англии);
  • просмотра американских фильмов с субтитрами, отмечая, что люди, понимающие язык, всегда первыми могут оценить заграничные новинки кино и книг;
  • прослушивания любимых ребенком песен на английском языке (это не только разовьет слуховое восприятие иностранной речи, но и подтолкнет ученика перевести текст с целью понять смысл произведения);
  • проведения занятий в игровой форме (с детьми младшего возраста) или, используя английские слова в бытовой речи, общаясь на актуальные темы (с подростками и ребятами среднего школьного возраста);
  • проведения совместных домашних уроков (для родителей, не знающих английского языка).

Можно задействовать знания ребенка в важных делах, например, чтение и перевод инструкции к новому предмету бытовой техники и так далее.

В каких случаях нужна помощь психолога

Несмотря на обширный спектр возможностей замотивировать ребенка к учебе, некоторые родители отмечают безуспешность всех предпринятых попыток. В ряде случаев равнодушие ребенка к самообразованию или другому ранее любимому виду деятельности может стать поводом для мам и пап обратиться к психологу за помощью.

Вмешательство квалифицированного специалиста необходимо в случае:

  • частых заболеваний малыша;
  • возникновения агрессии в адрес родителей или сестер, братьев;
  • периодической резкой смены настроения;
  • формирования внезапной замкнутости;
  • наличия безосновательных капризов и частых истерик.

Но не стоит забывать, что каждый родитель решает самостоятельно, как мотивировать ребенка к учебе!

Только близкие родственники смогут подобрать наиболее подходящий вариант стимулирования своего малыша среди многочисленных рекомендаций психологов. Важно помнить главное правило: родители должны дать отпрыску уверенность, что его в семье будут любить и принимать любым, даже несмотря на возможные неудачи в образовании или спорте.

Оформление статьи: Е.Чайкина

Полезный видео-ролик о способах мотивации ребенка к занятиям

Какие существуют виды мотивации и как ими пользоваться при воспитании ребенка, можно узнать просмотрев видео:

Многие родители ждут наступления подросткового возраста у своего ребенка со смешанным чувством страха и надежды. Страха – потому что в этот период многие дети настолько меняются внутренне, что их порой не узнают даже близкие люди, надежды – потому что родители втайне надеются, что их-то эти проблемы обойдут стороной.

Как вернуть желание учится, если подростка, прежде вполне успевающего по всем предметам, теперь не заставишь сесть за уроки? Что можно предпринять, пока еще все не зашло далеко?

Ведь теперь хорошие оценки и прочные знания – это пропуск в ВУЗ, способ получить ту профессию, которая станет приносить удовлетворение. Тем не менее, в любом классе в средней школе не просто найти целеустремленного подростка, способного думать о таких вещах, как стабильно хорошие оценки.

В чем причина резкого снижения интереса к учебе?

Главная проблема, мешающая подростку учиться – сдвиг жизненных приоритетов. Если в начальной школе так хотелось порадовать родителей хорошими отметками, потому что именно они были центральными фигурами, от которых ребенок зависел, то в подростковом периоде на первый план вышли такие категории, как умение понять себя и окружающих.

Перед этой целью, которая, естественно, не осознается детьми и большинством родителей, не идет ни в какое сравнение освоение школьных премудростей. Именно здесь причина того, что прежде скромного и послушного ребенка, теперь не заставишь делать уроки – он пропадает в социальных сетях или в компании сверстников.

Понимание себя, как полноценной личности со своими интересами и индивидуальными качествами, освоение становления себя в коллективе по законам человеческого общества и его природы наступает именно в подростковом возрасте.

  • Как завоевать авторитет;
  • как сделать так, чтобы вызывать симпатию у окружающих;
  • как лучше выглядеть;
  • как выйти из конфликтной ситуации;
  • как оценить поступки, свои и других сверстников;
Именно эти и еще множество проблем становятся причиной того, что желание учиться отходит на второй план. Кроме того, есть и другие причины того, что в школу дети приходят не для учебы, а только для общения.
  • Наследственные особенности подростка, тип нервной системы;
  • Значительная перегрузка ребенка дополнительными занятиями;
  • Неумение учителя заинтересовать своим предметом;
  • Предвзятое отношение преподавателей к детям, (зачем хорошо учиться, если подростка все равно воспринимают, как троечника и «заурядную посредственность»);
  • Плохие отношения в семье, отсутствие доверия и понимания как между родителями, так и у ребенка со своими родными;
  • Умственная лень, или, другими словами, интеллектуальная пассивность;
  • Слабая мотивация учения - подростка трудно убедить, что ему в жизни пригодится прилежная учеба в школе и полученные в ее результате знания.
Осознав причину нежелания учиться, родители подростка значительно продвигаются по пути решения проблемы. Если нужна помощь со стороны, лучше обратиться к квалифицированному психологу. Профессионал сможет помочь даже без присутствия ребенка на его первых консультациях.

Чем это кончится?

В большинстве случаев, отдав дань природе, ребенок проходит период становления и возвращается к учебе. Теперь главное – подвести его к правильно выстроенной мотивации.

Стимул для того, чтобы хорошо учиться в школе, невозможно вложить в голову подростка, он должен появиться изнутри. Взрослея, старшеклассник видит свою цель, строит план ее достижения, ищет пути реализации.

И здесь уже не придется заставлять подростка делать уроки, дети, как говорится, «берутся за ум» и выбирают направление, в котором они собираются получать дальнейшее образование.

Как правильно мотивировать подростка

Заставить ребенка учиться лучше, скорее всего, не получится. Советы лишать его карманных денег и других благ, контролировать каждый шаг, заставлять до полуночи делать уроки, также не срабатывают, они могут серьезно подорвать доверительные отношения с сыном или дочерью. Дети начнут скрывать от родителей свои проблемы, могут даже перестать учится и регулярно появляться в школе.

Если в семье не развито стремление к получению информации, нет уважения к знаниям, интереса к чтению, то нужно начинать с переоценки ценностей. Не станет хорошо учиться ребенок, в семье которого единственная печатная продукция – это каталоги супермаркетов, где постоянно звучат слова осуждения школы и учителей. В остальных случаях нужно формировать положительную мотивацию к учению вообще и к школе в частности.

Если проблемы начались еще в начальной школе, не стоит делать из неуспевающего ребенка хорошего ученика именно сейчас. Навыки обучения, интерес к познанию, желание учиться формируются именно в первых классах, а теперь этот момент уже упущен и достичь прогресса неимоверно трудно.

Лучшей тактикой будет анализ склонностей ребенка и выстраивание на этой основе приоритетов выбора предметов в школе. Коллекционирование солдатиков, насекомых, увлечение компьютером, баскетболом, борьбой – все эти увлечения могут стать основой возрождения интереса к школе.

В случае снижения успеваемости уже в средней школе нужно опираться на психологические особенности характера:

  • Если у ребенка сильны честолюбивые стороны характера, его можно подтолкнуть к изучению предметов, полезных для его карьеры в будущем, показать, что, если не делать уроки сейчас – это сильно помешает в дальнейшем поступить в престижный ВУЗ;
  • Убедить учиться ребенка с демонстративным складом характера можно, показав ему, как хорошая учеба поможет выделиться среди сверстников в школе;
  • Заставить делать уроки поможет и симпатия к сверстнику противоположного пола, особенно, если объект романтической привязанности хорошо учится и у него есть твердые устремления.
Нужно удовлетворить жажду общения со сверстниками и познания себя, как личности, без этого им будет все равно не до учебы. Не надо препятствовать тому, что подростки будут общаться в интернете. Лучше поищите полезные ресурсы для детей этого возраста.

Пусть сверстники приходят домой, подбросьте им сами идею занятий чем-то полезным и продуктивным: моделирование, кулинария, мыловарение и другие интересные занятия, учащие чему-то интересному, да еще и в компании, после помогут лучше сделать обязательные уроки.

Расскажите, какими вы были сами в этом возрасте, только без излишней идеализации. Помогите поискать литературу для подростков, специальную и художественную, о их проблемах и интересующих вещах.

Не ставьте на детей ярлыки типа «бездарь», «тупица», «троечник». Такие отрицательные оценки делать уроки не помогут, но понизить самооценку и увеличить уровень агрессии – очень даже запросто.

Не манипулируйте тем, что плохая учеба детей делает вас несчастными, больными, счастливыми… дальше продолжите сами. Не обязаны они делать вас счастливыми, не для вас дети учатся, и садятся они делать уроки не для того, чтобы угодить папе с мамой.

Для того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже, нужно с малых лет формировать у детей стремление познавать окружающий мир и принимать в этом самое активное участие.

Проблема неуспеваемости в средней школе при внимательном отношении родителей и педагогов имеет множество путей решения. Доверие и понимание – вот ключ, открывающий все двери.

Родители детей-школьников наверняка сталкивались с ситуацией, когда ребенок не хочет выполнять уроки. Он готов заниматься всем чем угодно, только не домашним заданием. Нередко подобные моменты приводят к стрессовым ситуациям в семье. Мама с папой начинают переживать, нервничать по этому поводу. Волнение передается ребенку, и возникает депрессия. Психологи советуют не допускать подобных ситуаций. Для этого нужно знать, как заставить делать уроки ребенка, чтобы процесс ему был интересен и занимателен. Разработаны целые методики и комплекс мер, о которых мы поговорим в статье.

Не стоит жалеть первоклашку

Многих родителей мучает вопрос: «Как заставить делать уроки ребенка?» Запомните: приучать малыша к выполнению домашних заданий без истерик необходимо с первого класса. С самого начала нужно дать понять ребенку, что начался учебный процесс, теперь у него есть обязательные задания, с которыми он должен справляться самостоятельно.

Для родителей важно правильно подготовить и адаптировать кроху к новому этапу в его жизни. Еще во время каникул стоит обустроить место для выполнения уроков, наладить режим. После того как учебный процесс начался, нужно:

    Повесить школьное расписание на видном месте, чтобы ребенок мог сам составлять свой график. Не забудьте указать время посещения кружков и секций. На первых парах малышу не обойтись без помощи родителей. Не нужно все решать за ребенка. Возьмите карандаш и тетрадку, составьте подробный план с указанием времени на выполнение домашних заданий, прогулки на свежем воздухе, просмотра телевизора, игр за компьютером.

    Никогда не выполняйте уроки за ребенка. Даже если у него что-то не получается, лучше лишний раз заново объяснить правила, задать наводящие вопросы, намекнуть, подсказать.

    Старайтесь четко соблюдать режим изо дня в день, чтобы ребенок втянулся в процесс. Отступайте от графика только в сложных ситуациях (проблемы со здоровьем, неотложные дела и так далее).

    Объясните ребенку, что школа - это работа. И только от него зависит, каким будет результат.

Родители часто жалеют первоклашек, считая их маленькими. Но учебный процесс построен таким образом, что учитываются все возрастные возможности малышей. Не стоит переживать и думать о том, что ваше чадо перетрудилось, ведь если с первых дней занятий не приучить школьника к выполнению домашнего задания, в будущем обязательно всплывет вопрос о том, как заставить делать уроки ребенка.

Черновик - ваш друг

После того как ребенок начал посещать школу, возникает вопрос, как правильно выполнять с ним домашнее задание. Учителя рекомендуют в обязательном порядке пользоваться черновиками. Это поможет сэкономить время ребенку. Писать сочинения, решать примеры и задачи необходимо в отдельной тетрадке. После этого нужно, чтобы родители проверили написанное. Только после этого можно переносить в чистовик.

В черновике ребенок может исправлять ошибки, не стоит просить переписывать его по несколько раз. Для этого и нужна подобная тетрадь.

Отвечая на вопрос о том, как правильно делать уроки с ребенком, необходимо руководствоваться правилами психологов и помнить, что до 5 класса дети не усидчивы, внимание рассеянно. После 20-30 минут выполнения уроков стоит делать небольшой пятиминутный перерыв. Ошибка родителей - не выпускать детей из-за стола в течение 2-3 часов.

Почему ребенок не хочет делать уроки. Выясняем причины

От многих детей можно услышать фразу о том, что они не хотят выполнять домашнее задание. В этой ситуации логично возникает вопрос: «Как заставить ребенка делать уроки без скандалов?» Для начала нужно выяснить причины, по которым он отказывается их выполнять. На самом деле их не так уж и много:

    Природная лень. К сожалению, встречаются дети, у которых наблюдается подобное явление. Но их очень мало. Если вы знаете, что некоторые процессы (чтение книг, увлекательная игра, просмотр мультиков, рисование и другое) надолго увлекают малыша, значит, проблема явно не в лени.

    Боится неудач. Это одна из самых распространенных причин, особенно если до этого случались ситуации, в которых взрослые повели себя неправильно. Допустим, строгая учительница отчитала при всем классе за допущенную ошибку, или родители отругали за плохую отметку. Совершать подобные действия нельзя. Иначе это скажется на дальнейшем обучении и успехах ребенка.

    Ребенок не до конца освоил предмет. Эта проблема особенно остро стоит перед первоклашками и старшеклассниками. Необходимо приложить все усилия, для того, чтобы ребенок разобрался в материале.

    Нехватка родительского внимания. Казалось бы, как невыполнение уроков может быть ссопряжено с любовью мамы и папы? Психологи находят в этом прямую связь. Таким образом дети стремятся привлечь к себе внимание и вызвать хоть какие-то чувства. Как правило, подобные ситуации происходят в семьях трудоголиков. Выход из этой истории один - как можно чаще хвалить малыша и говорить, что вы им гордитесь.

    Сам процесс кажется ребенку неинтересным, особенно это касается первоклашек, которые привыкли воспринимать занятия только в виде игры. Задача родителей и учителей - как можно быстрее адаптировать малышей к обучению.

    Прежде чем задавать вопрос, как приучить ребенка делать уроки, необходимо выяснить причину, по которой он отказывается выполнять домашнее задание. Если не можете справиться самостоятельно, следует обратиться за помощью к специалисту. Он порекомендует устроить семейный совет, и уже на нем обсудить возможную причину и нежелание ребенка учиться. И здесь главное - найти правильную манеру поведения для взрослых: не кричать, а конструктивно вести диалог.

    Что делать, если ребенок не понимает предмет

    Со всеми вышеперечисленными проблемами невыполнения уроков родителям можно справиться самостоятельно. Но как быть с ситуацией, когда ребенок попросту не понимает предмет, или он дается ему тяжело? Психологи утверждают, что данную проблему взрослые решают самостоятельно, просто выполняя трудные задачи за детей. Тем самым они еще больше усугубляют ситуацию.

    Единственное правильное решение - нанять преподавателя или репетитора. Не стоит жалеть деньги, достаточно нескольких индивидуальных занятий, чтобы помочь ребенку разобраться со сложной темой.

    Нужна ли помощь в изучении уроков?

    Некоторые дети делают все, чтобы снять с себя ответственность за выполнение уроков. Для этого они притворяются, что больны, переутомлены, просят родителей им помочь. Конечно же, те соглашаются, но не понимают, что ребенок захватывает их «на крючок». Стоит несколько раз поддаться на уловку, и такая схема будет работать постоянно.

    Чтобы ответить на вопрос, как научить ребенка делать уроки самостоятельно, необходимо проанализировать следующие ситуации:

    как часто малыш прибегает к вашей помощи;

    давно ли он болел;

    в какой класс ходит ребенок.

Если он часто прибегает к вашей помощи, при этом мало болеет, да еще и старшеклассник, вам просто необходимо объяснить ему, что домашнее задание отныне он выполняет самостоятельно. Но до такой ситуации лучше не доводить, а с первого класса приучать малыша делать уроки самому.

Приучаем ребенка к самостоятельности

Вопрос о том, как заставить ребенка делать уроки самостоятельно, всплывает у родителей достаточно часто. Если при помощи взрослых школьник еще хоть как-то старается решить задачи, то один никак не справляется. На этом фоне происходят скандалы и склоки, которые только усугубляют ситуацию.

Прежде всего нужно попытаться объяснить ребенку, что от его учебы зависит дальнейшее поступление в вуз. Чем лучше будут успехи, тем больше вероятность попасть в престижное заведение. Никогда не делайте за школьника уроки. Максимум чем вы можете помочь - разъяснить то или иное правило.

Не стоит постоянно контролировать процесс, достаточно проверить черновик и чистовик. Только так можно выработать самостоятельность в детях. Начинать это нужно с первых дней учебы, и тогда в дальнейшем у вас не будет возникать вопрос: «Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно?»

Нужно ли денежное вознаграждение?

В последнее время среди родителей появился новый способ поощрения детей за хорошие отметки в школе. В качестве приза выступают деньги. Таким образом, они уверены, что школьник будет больше стараться, самостоятельно выполнять уроки. Психологи уверяют, что это огромная ошибка. Между родителями и детьми в этом возрасте не должно быть денежных взаимоотношений.

Существует множество способов заставить ребенка выполнить домашнее задание без слез и истерик. Достаточно только набраться сил и терпения. Ведь школьная пора - довольно непростое время, особенно для первоклассников.

В качестве поощрения может быть поездка в цирк, кинотеатр, игровой центр. Желательно, чтобы это время родители проводили с детьми. Тем самым они еще больше наладят контакт.

Многие родители задают вопрос психологам: «Как заставить ребенка делать уроки самостоятельно?» Используя методы мотивации. Но денежные премии недопустимы. Ведь в дальнейшем дети за все свои хорошие поступки и достижения будут требовать шуршащие купюры.

Алгоритм выполнения домашнего задания

Школьная пора - довольно нелегкое время для детей и их родителей. От ребенка требуется быть самостоятельным, более ответственным, отвечать за свои поступки. Часто школьники (особенно это касается первоклашек) отказываются выполнять уроки, или делают это с большой неохотой. Это становится причиной конфликта. Нередко от родителей можно услышать фразу: «Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?» Чтобы процесс шел «как по маслу» и не вызывал особых трудностей, необходимо знать и выполнять следующие правила:

    После того как ребенок пришел из школы, не стоит сразу заставлять его садиться за выполнение уроков. Будет оптимальной следующая схема: прогулка на воздухе, обед, отдых до 30 минут.

    Самое лучшее время для выполнения домашнего задания с 15.00 до 18.00. Это доказано специалистами. В данные часы замечена наибольшая работоспособность мозга.

    Соблюдать режим. Стараться выполнять задания в одно и то же время.

    Старайтесь сразу выбирать сложные предметы, а потом переходить к более легким.

    Не стоит постоянно контролировать ребенка. Приучайте его к самостоятельности. Для начала, пусть выполнит работу в черновике, принесет на проверку, а после перенесет данные в чистовик.

    После того как ребенок закончит с выполнением домашнего задания, не забудьте его похвалить.

Чтобы у вас не возникал вопрос, как заставить делать уроки ребенка, соблюдайте вышеизложенные правила и рекомендации.

Кнут или пряник?

Психологи очень часто сталкиваются с ситуациями, когда ребенок закрывается в себе, перестает воспринимать родителей, он как бы отстраняется от внешнего мира, а спокойствие находит в компьютерных играх. Почему так происходит? Всему виной - неправильное поведение взрослых, которые утверждаются за счет детей.

Многие уверенны, что лучший способ заставить ребенка что-либо сделать - показать свое преимущество. Этого можно добиться с помощью крика или рукоприкладства. Данная позиция неправильна. с детьми, поощрение, похвала - вот залог успеха. Это же касается и выполнения домашних заданий.

Часто можно услышать фразу, что ребенок отказывается делать уроки. Возможно, причина кроется в том, что родители неправильно себя ведут со школьников. Важно придерживаться следующих правил:

    При проверке домашнего задания никогда не повышайте голос, не стоит обзывать и унижать детей. Для начала похвалите малыша за то, что уроки сделаны. А только потом начинайте указывать на ошибки, если они были допущены.

    Оценки - «больная» тема для многих родителей. Ведь наверняка хочется, чтобы твое чадо было лучше всех. И как неприятно порой слышать фразу, что ребенок не справился с заданием и получил неудовлетворительную оценку. Постарайтесь спокойно поговорить со школьником, объясните, что залог успеха в будущем - приобретенный багаж знаний.

Для того чтобы ответить на вопрос, как делать уроки с ребенком без криков, нужно запомнить следующее: каждый человек - личность, со своим характером, не стоит его ломать. Унижение, крик, обидные слова только усугубят ситуацию, и родители потеряют свое достоинство в глазах ребенка.

Основные правила, которые нужно запомнить родителям


Многие родители спрашивают: «Если ребенок не учит уроки, что делать?» Для начала необходимо выяснить причину, по которой это происходит. Возможно, она банальна - непонимание предмета. Если это так, необходимо помочь ребенку и нанять репетитора.