Стиль жизни

Как научить ребенка считать на пальцах. Устный счет? — Нет проблем! Деление чисел в уме

Как научить ребенка считать на пальцах. Устный счет? — Нет проблем! Деление чисел в уме

Каждый родитель желает своему ребенку, чтобы вырос умным, хорошо развитым и проявлял заинтересованность к учебе. Тем не менее, существует сложность в проявлении интереса у малыша в получении новых знаний. Одним их первых проявлений интереса к знаниям у детей дошкольного возраста является счет.

Именно в этот момент очень важно создать из математических заданий игру, которая увлечет малыша.

О том, как быстро научить ребенка складывать в уме, пойдет речь в этой статье. Мы приведем не только упражнения, но и расскажем, с чего следует начинать занятия и как перевести их в игровую форму.

Основа математики – усвоение счета

Первой ступенью в образовательном процессе является изучение порядкового счета, иными словами цифр их расположения. Начальным этапом можно взять повседневные занятия, т.е. внедрение счета, когда вы идете с малышом по лестнице, застегиваете ему куртку или кушаете. Остальные этапы обучения также плавно идут один за другим, поэтому в таких занятиях важно соблюдать последовательность и систематичность.

Основными заданиями на первичных этапах являются:

  • обучить малыша различать множественные предметы от единичных, т.е. «много» и «один»;
  • научить разделять такие понятия, как «равно», «больше» и «меньше»;
  • порядковый и количественный счет;
  • научить пониманию, как количество предметов относится к конкретной цифре;
  • изучите состав чисел – сначала от одного до десяти, затем от 10 до 20 и т.д.;
  • простейшие задачи по арифметике.

Когда вы дойдете до задач по математике, следует применять не один способ решения, а несколько. При таком подходе, ребенку в дальнейшем будет легче искать иные пути решения, а ум его станет более гибким.

Отвечая на вопрос, «как научиться считать в уме?», отметим, что обучение следует начинать планомерно, при достижении ребенком возраста 3-х, 4-х лет. Помните, что процесс должен быть игровым. В противном случае, у малыша можно заблокировать желание учиться.

Презентация: "Устный счет на уроках математики"

Процесс счета

Умственный процесс, касающийся счёта всегда начинается с простых действий. Как правило, они подразделены на два компонента – речевой и двигательный.

  1. Речевое действие развивается по схеме – сначала говорим о том, что делаем, затем шепчем, а после счет происходит про себя. И лишь после этого этапа можно переходит на быстрый счет. К примеру, при сложении единиц 1+1, называется следующая цифра в ряду, т.е. в уме ребенок сразу будет добавлять 1,2,3,4…
  2. Двигательный элемент развивается с обычного перекладывания предметов из стороны в сторону. Таким образом, в игровой форме предметы будут увеличиваться или уменьшаться. Поначалу ребенок будет следить за счетом пальчиком, затем только глазами, в уме совершая математические действия.

При счете на пальцах или палочках, малыши не стремятся запомнить результат. Ввиду этого, когда при счете не хватит пальцев и палочек, у ребенка возникают трудности.

Если родитель желает научить ребенку счета, то предмет следует как можно быстрее снизить их участие в процессе, однако убрать их полностью не получится. Как научиться быстро считать в уме? Об этом читайте в следующих разделах.

Главный компонент обучения – игра

Развитие каждого человека происходит индивидуально. Совершение ошибок в процессе ознакомления с материалом – нормально. Тем не менее, многие родители не понимают, отчего смышленый ребенок не способен понять простых вещей, с точки зрения взрослого.

Отметим, что мозг ребенка отличен по своей структуре от мозга взрослого человека. Малыши не хотят и не могут запоминать то, что не вызывает их интереса.

Память у детей устроена таким образом, что она хранит только то, что вызывает эмоциональный ответ. При этом не имеет значение позитивные это эмоции, или негативные.

Так как же научить считать в уме ребенка? Игра поможет усваивать математические основы можно начинать считать котят на улице, пока, например, вы идете в детский сад. Обучив ребенка цифрам от 1 до 10 можно предложить ему искать их по дороге в магазин, а придя домой, посчитать, сколько цифр было найдено, и сложить их в уме.

Методик существует множество и с наиболее популярными предлагаем ознакомиться в следующем разделе.

Умение считать важно не только при подготовке к школе, но и в дальнейшей жизни любого человека. Счет до 10 важен, но осилить его сразу, у малыша вряд ли получится, поэтому необходимо начинать с 1 до 5, а затем усложнять задачу по нарастающей.

Для того чтобы освоить счет быстро и успешно, рекомендуем пользоваться подсказками, но только в начале обучения. Далее их постепенно нужно убирать, чтобы малыш учился считать в уме.

  • пальцы рук;
  • развивающие ТВ-передачи;
  • обучающие игры и счёты;
  • стишки с цифрами или считалочки;
  • ежедневно считать с малышом всё, что видите.

Приемы быстрого счета:

  1. Карточки. В период изучения цифр, карточки очень важно. Их можно купить, или смастерить с ребенком самостоятельно. Последнее будет более интересным для ребенка. В начале показывайте их малышу последовательно, затем меняйте очередность.
  2. Магазин. Одна из самых любимых игр у малышей. На столе следует разложить «товары для продажи», придумать «валюту» и назначить на каждый предмет ценник. Ваше чадо следует назначить кассиром. При общении с сотрудником магазина нужно не обращать внимание на ценники, пусть ребенок сам рассказывает, и считает, сколько стоят предметы.
  3. Пластилин. Игра, в которой необходимо попросить ребенка слепить мишке 4 лапки, или котику два ушка. Попутно следует показывать ему карточки с этими цифрами.

Как научить ребенка считать в уме? Обучить ребенку счету достаточно непросто, при этом все родители стремятся, чтобы он делал не задумываясь. Ежедневные упражнения, увлекательные формы занятий вкупе с вашим упорством и терпеливостью помогут ребенку освоить королеву наук – математику.

В Москве Елена Клещёва рассказала «Летидору», что такое ментальная арифметика и почему она нужна каждому человеку.

Ментальная арифметика - это программа комплексного развития интеллекта и мышления детей, основанная на формировании навыка быстрого устного счета

На занятиях дети учатся быстрому счету с помощью специальной счетной доски (абакус, соробан). Педагоги объясняют, как правильно перебирать костяшки на спицах, чтобы малыши могли почти мгновенно получить ответ на сложный пример. Постепенно привязка к счетам ослабевает и дети представляют те действия, что совершали со счетами, в уме.

Программа рассчитана на 2-2,5 года. Сначала ребята осваивают сложение и вычитание, затем - умножение и деление. Навык приобретается и развивается за счет многократного повторения одних и тех же действий. Методика подходит практически всем детям, принцип обучения - от простого к сложному.

Занятия проходят один-два раза в неделю и длятся один-два часа.

Древние счеты абакус, на которых считают дети, известны уже более 2,5 тысяч лет. Дети учатся считать на специальных счетах. Известно, что их использовали еще в Древнем Риме. В современном мире счет на абакусе распространен в Японии, Китае, Индии, Малайзии, а также других странах.

В Японии счет на абакусе включен в официальную школьную программу

Вот уже более 50 лет ментальная арифметика входит в систему государственного образования в Японии. Интересно, что после окончания школы люди продолжают совершенствовать свои навыки в устном счете. В Стране восходящего солнца ментальную арифметику считают чем-то вроде спорта. По ней даже проводят соревнования. В России теперь тоже ежегодно проводятся международные турниры по Ментальной арифметике.

Ментальная арифметика развивает механическую и фотографическую память

Когда дети считают, они задействуют сразу оба полушария мозга. Ментальная арифметика развивает фотографическую и механическую память, воображение, наблюдательность, улучшает концентрацию внимания.

Повышается общий уровень интеллекта. Это значит, что ребятам легче усваивать большие объемы информации в сжатые сроки. Сразу видны успехи в иностранных языках. На заучивание стихов и прозы теперь не надо тратить весь день.

У школьников более медлительных ускоряется быстрота реакции.

Бывают и неожиданные результаты. Как-то в центр пришел мальчик, который занимался теннисом. Мама рассказала, что у ее сына проблемы с координацией движений. Неожиданно их удалось решить именно за счет интенсивов по ментальной арифметике.

Взрослым ментальная арифметика дается сложнее, оптимальный возраст для начала занятий - 5-14 лет

Развивать мозг с помощью ментальной арифметики можно в любом возрасте, но наилучших результатов можно добиться до 12–14 лет. Детский мозг очень пластичен, подвижен. В юном возрасте в нем наиболее активно формируются нейронные связи, поэтому наша программа дается легче ребятам до 14 лет.

Чем старше человек, тем сложнее ему абстрагироваться от своего опыта и знаний и просто доверять абакусу. Я осваивала эту методику в 45 лет и постоянно сомневалась, правильно ли у меня получается, нет ли ошибки. Это очень мешает обучению.

Но чем труднее человеку осваивать этот счет, тем больше от него пользы.

Человек как бы преодолевает себя, с каждым разом у него получается все лучше и лучше.

Занятия не проходят даром, мозг взрослого человека также активно развивается.

Только не стоит ожидать от взрослого таких же результатов, как от ребенка. Мы можем научиться методике, но посчитать так же быстро, как это делает второклассник, уже не получится. Как показывает опыт, оптимальный возраст, с которого лучше начинать занятия - 6 и 7 лет.

Лучших результатов добивается тот, кто регулярно занимается дома

Обязательное условие занятий - ежедневные тренировки на абакусе. Всего 10-15 минут. Детям необходимо отрабатывать формулу, которую им дал на уроке преподаватель, и доводить свои действия до автоматизма. Только в этом случае ребенок научится считать быстро. Здесь важна организационная роль родителей, которым нужно следить за регулярными тренировками.

Обучение ребенка вычитанию и сложению – сложный, многоэтапный процесс, начинающийся с изучения однозначных чисел и переходящий в двухзначные, с постепенным изучением моментов, когда происходит переход через десяток. Чтобы научить ребенка быстро считать двузначные числа следует пройти каждый этап последовательно. Использование разных способов обучения, преимущественно в игровой форме, дает возможность сделать весь процесс интересным для малыша, что положительно скажется на результатах.

Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

Объяснить ребенку вычитание двузначных чисел легче с использованием . Это позволит сконцентрировать внимание на процессе и улучшит усвоение пройденного материала. Не стоит сразу начинать с больших чисел, лучше начать первые шаги с минимальных чисел, постепенно увеличивая.

Важным является такой момент – ребенок не сможет сразу считать в уме, даже когда речь идет о небольших числах. Лучше использовать листок бумаги, части конструктора, компьютер или другие дополнительные средства, где малыш сможет делать требуемые пометки. Следует уделить внимание изучению порядка образования десятков, вплоть до ста. Это поможет при обучении сложению и вычитанию с переходом через разряд, а не только в пределах одного десятка. Освоив счет в пределах десяти, можно переходить к изучению более сложных действий, используя одну из методик или комбинируя их.

Разделение чисел при вычете

При вычете из двузначного числа однозначного с переходом через разряд можно использовать разделение. Объясните ребенку, что от целого десятка отнимать будет легче, и достаточно разделить однозначное число таким образом, чтобы отняв одну из его частей получить 10, и уже потом вычесть вторую часть. В результате чадо быстро освоит такой счет, научившись правильно разделять числа и получать конечный результат.

Такой способ хорошо подходит в тех случаях, когда освоен счет до 10, а также малыш знаком с числами минимум до 20. Проводить занятия следует в игровой форме, используя расходные материалы или специальные .

Использование геометрических фигур для визуализации чисел

Распространенный вариант, когда десятки обозначаются треугольниками, а единицы – точками. Достаточно объяснить ребенку значение фигур и привести несколько примеров. После этого можно приступать к тренировкам, начиная с простых заданий, используя числа до 20, постепенно усложняя их.

Для начального уровня это подходящий вариант, позволяющий проводить расчеты быстро и понятно. Однако может возникнуть сложность, когда при вычете следует отнимать дополнительный десяток (например, 54-35=19). Важно объяснить малышу тонкость такого момента. Отнимать двузначные числа таким способом лучше, избегая подобных ситуаций или же регулярно показывать примеры ребенку для лучшего освоения.

Отнимание с помощью Lego

Для применения этого способа можно использовать Lego Duplo, рассчитанный для этих целей, или обычные кубики конструктора, предварительно пронумеровав их. С их помощью можно решать сложные задачи, включая те, в которых происходит переход через десяток.

Достаточно отобразить требуемые числа с помощью соответствующих цифр (например 25-19). Чтобы понятнее ребенку объяснить тонкость, достаточно разделить их на более мелкие (10,10, 5 и 10, 5, 4). Ребенок легко усваивает, что 10-10=0, и сможет убрать лишние десятки. Оставшееся уравнение в дальнейшем решается легко (10 и 5 – 5 и 4). Ребенку остается посчитать 10-4, получив конечный результат.

Сложение двухзначных чисел

Объяснить ребенку сложение двузначных чисел обычно проще, нежели вычет, даже в тех случаях, когда идет прибавление дополнительного десятка после сложения. Способов обучения вполне достаточно для того, чтобы выбрать наиболее подходящий для вашего малыша. Важно – занятие всех детей дошкольного возраста должно проходить в игровой форме.

Разделение чисел

Одним из простых способов обучения является разделение чисел на десятки и единицы. Это помогает и в том случае, когда происходит прибавление десятка после сложения единиц. Например 25+36 ребенок запишет как 10+10+10+10+10+6+5 и получит результат 50+5+6. После этого происходит сложение 5+6=11. Снова разложив 11 на 10+1 получается 50+10+1=61. Дети легко воспринимают такой способ и быстро учатся использовать его даже при подсчетах в уме.

Используйте решение «в столбик»

Это значительно упростит процесс подсчета вашему малышу. Так ребенок проще воспринимает десятки и единицы, может делать пометки о дополнительных десятках и прочие необходимые записи. Прибавлять двузначные числа таким образом легче и вскоре ребенок сможет проводить необходимые операции в уме.

Использование этого метода возможно и для изучения вычета.

Применение онлайн-игр для обучения

Сегодня существует множество мини-игр, которые направленны на помощь родителям в обучении ребенка. Их использование дает возможность малышу быстро и с интересом освоить основные азы счета, включая случаи, когда происходит сложение двухзначных чисел с переходом через разряд.

Умение считать в уме – необходимый навык даже в наш век высоких технологий, когда калькулятор всегда есть под рукой в смартфоне или в других устройствах. Без данного навыка невозможно успешное обучение в школе. Необходимость быстрого подсчета может возникнуть в любой момент и в различных ситуациях, например при посещении магазина. Кроме того, устный счет – важная тренировка для мозга, развивающая память и интеллект. Чтобы малыш смог быстро и правильно называть результат любого арифметического действия, родителям потребуется изучить вопрос о том, как научить ребенка считать в уме.

Когда ребенок готов к обучению

Готовность к счету в уме формируется у детей к 5–6 годам. Преобладание наглядно-образного мышления мешает дошкольникам и младшим школьникам воспринимать и запоминать абстрактные математические понятия. Однако у детей в этом возрасте прекрасно развита зрительная память, что позволяет им быстро запоминать формы и цвета. Поэтому до того, как научиться оперировать абстрактными числами, малыш должен освоить счет на наглядных примерах и познакомиться с определенными понятиями.

  • Малыш должен уметь проводить простые математические операции, основываясь на практических действиях с предметами. Если же у него не получается сложить три машинки и еще две, вряд ли он сможет в уме выполнить сложение «3 + 2». В дальнейшем следует постепенно исключать использование различных счетных материалов, в том числе собственных пальцев крохи. Ведь при счете на палочках или пальцах не включается механизм долговременной памяти, что может затормозить развитие математических способностей.
  • Для освоения устного счета необходимо, чтобы малыш знал такие понятия, как «больше» и «меньше», понимал состав чисел.
  • Ребенок должен понимать, что, даже когда числа меняются местами, их значение и результат действия не меняются. Это можно объяснить ему, например, при помощи карточек с числами.
  • Малыш должен знать, что сложение – это операция, обратная вычитанию.

Подготовка к обучению

Готовить ребенка к счету в уме следует уже с самого начала обучения математике.

  • Когда малыш знакомится с числами, он должен привыкнуть к тому, что любое число обозначает группу с определенным количеством предметов. Нужно не просто показать ему, как выглядит цифра 3, а продемонстрировать это наглядно, например выложив перед ним три яблока или три одинаковых игрушки.
  • Полезно связывать числа с различными сказочными героями или с конкретными понятиями (3 поросенка, 5 пальчиков на руке и т. д.). С помощью позитивных ассоциаций у малыша будут сформированы образы, привязанные к определенным числам.
  • Для изучения чисел и их состава можно изготовить коробку с кубиками, разделив ее на 10 ячеек (по 5 в каждом ряду). Во время изучения чисел малыш заполняет кубиками нужное количество ячеек. Такой способ поможет малышу запоминать, сколько кубиков требуется для дополнения каждого числа до 10, что очень важно для освоения устного счета.

Этапы обучения

Обучение малыша счету в уме можно разделить на следующие этапы:

  • с использованием наглядных пособий;
  • с использованием карточек с цифрами;
  • устный счет вслух без использования пособий;
  • устный счет шепотом;
  • счет в уме.

Не стоит переходить к последующему этапу, пока ребенок не усвоит предыдущий, доводя таким образом навык до автоматизма.

Выполнение в уме математических действий

Сложение и вычитание . Труднее всего детям дошкольного возраста понять, что такое состав числа. Необходимо с помощью ежедневных упражнений и наглядных примеров помочь малышу разобраться в составе чисел от 2 до 10. Ребенок должен знать и понимать, что, например, восемь можно получить несколькими способами: 4 + 4, 3 + 5, 1 + 7, 2 + 6.

Основываясь на полученных знаниях, доведенных до автоматизма, малыш сможет выполнять сложение и вычитание, в том числе с переходом через десяток. Когда ребенок научится этому, проговаривая действия вслух, можно попросить его проговаривать последовательность шепотом, а потом и про себя.

Объясняя малышу принцип счета, результатом которого являются числа второго десятка, необходимо научить кроху разбивать слагаемые, чтобы получались целые десятки и остаток. Например, 5 + 8 = 5 + 5 + 3 = 10 + 3.

Аналогичный прием можно использовать при вычитании: 14 – 8 = 14 – 4 – 4 = 10 – 4. Для осуществления таких действий малыш должен уметь отлично считать до 10.

Подготовку к счету от 10 и дальше лучше начать с игры «Найди пару». Ребенок должен выучить все пары чисел, образующих в сумме 10. Для упрощения счета также стоит разобрать состав круглых чисел: 30 = 10 + 10 + 10, а 5 – это половина 10.

Умножение . Не каждый взрослый способен легко производить сложные математические действия в уме. Но дети быстрее запоминают новую информацию. Если ребенок успешно освоил сложение и вычитание в уме, можно приступать к следующему этапу – умножению.

Здесь опять на помощь придет наглядное пособие – коробки с кубиками. Нужно объяснить малышу, что две коробки по 5 кубиков – это всего 10 кубиков, а 3 коробки по 5 кубиков – 15 и т. д.

Далее можно начинать учить с ребенком таблицу умножения. Учить ее придется наизусть, как стихотворения. Только строчками будут выступать примеры: дважды три – шесть, дважды четыре – восемь и т. д. Можно напевать строчки, написать на бумаге и повесить на стену. Не нужно пытаться выучить больше одного такого «стихотворения» за занятие, сначала следует ограничиться, например, только умножением на два.

Повторяя таблицу умножения в течение недели, ребенок запомнит ее. Тогда можно перейти к следующему этапу – начинать спрашивать малыша по таблице. Но не нужно слишком усердствовать, для крохи это должно быть веселой игрой.

Деление . Это самое сложное для детского восприятия математическое действие. К нему можно приступать только после успешного освоения сложения, вычитания и умножения, а также после запоминания таблицы умножения.

При обучении делению используются счетные материалы, ими могут быть конфеты или игрушки. Например, попросить малыша разделить 6 конфет между двумя детьми.

Когда наглядные примеры станут понятны ребенку, можно переходить к «невидимым» предметам. Например, попросить малыша представить, что у него есть 6 конфет, которые нужно поровну поделить между ним и двумя друзьями, посчитать в уме и озвучить результат.

Через неделю после того, как ребенку наглядно продемонстрировали понятие деления, можно приступать к занятиям по таблице умножения, производя действия в обратном порядке (конечное число делится на делимое). Заключительный этап – проверка пройденного материала.

Среди педагогов нет единого мнения о необходимости освоения детьми еще до школы арифметических действий на умножение и деление, все зависит от индивидуальных способностей малыша. Если родители уверены, что их ребенок готов к таким занятиям, они могут обучать его, не перегружая при этом свое чадо уроками математики.

Упражнения для развития навыка счета в уме

При выполнении данных упражнений необходимо подбирать числовые диапазоны с учетом возраста ребенка, а также сразу проводить работу над ошибками, разбирая их вместе с малышом.

  • «Назови числа, в которых…» . Попросить малыша назвать все числа от 1 до 40, в которых есть 2. Ребенок в уме визуально представляет все числа подряд и выбирает те, в которых есть двойка. Такое упражнение отлично тренирует умение визуализировать и способность работать с числами.
  • «Веди в уме прогрессию» . Ребенок должен двигаться от 3 с шагом 2, т. е. прибавлять к трем два и далее к полученному числу опять прибавлять 2 (получается 5, 7, 9 и т. д.). Упражнение оттачивает навык сложения, позволяет визуализировать и прорабатывать все числа. Затем упражнение повторяется, но уже на вычитание.
  • Использование таблиц Шульте . Данное пособие представляет собой таблицы со случайно расположенными цифрами, служащие для развития скорости нахождения цифр в определенном порядке.

    Нужно попросить ребенка найти все числа в определенном диапазоне (например, от 1 до 15). Упражнение помогает малышу быстро ориентироваться в числах, работая с их образами в уме.

  • Наглядные примеры . Для освоения ребенком быстрого счета в уме необходимо проводить обучение на наглядных примерах везде – дома и на улице, предлагая малышу складывать и вычитать. Если проехала машина с номером 351, можно попросить ребенка быстро сложить в уме 3 + 5 + 1 и назвать полученный результат.

Обучение счету в уме всегда должно проходить в форме игры. Если родители замечают, что ребенок не справляется или не способен что-либо понять, не нужно настаивать на выполнении задания. В этом случае лучше попробовать вернуться к более простым примерам и только через некоторое время вновь обратиться к более сложным.

Некоторые родители, едва ли их малышу исполняется хотя бы годик, хотят научить своего ребенка правильно и быстро считать. Другие же не уверены в том, нужно ли этим заниматься с дошкольником, если в школе все равно научат.

Многие специалисты говорят, что делать это нужно лишь тогда, когда малыши проявляют интерес к счету, а не пытаться его навязать. Обычно интерес к счету у малышей проявляется рано, родителям же требуется его подпитать и мотивировать развиваться в этом отношении в форме игр и увлекательных примеров.

Время от времени интерес может угасать, но можно подогревать его , предлагая вместе посчитать ступени во время ходьбы, игрушки или пуговки на одежде.

Сегодня вы узнаете, как научить ребенка считать, в некоторых случаях это можно сделать быстро, в других случаях потребуется время.

Что нужно понимать родителям

Некоторые родители попросту не знают, как начать это делать.

Сейчас есть немало специализированных книг о том, как можно учить ребенка счету. Психологи уверяют, что если вы решили начать обучение , то следует выполнять такие рекомендации:

Обучающие материалы для счета

Научить в возрасте от 3-5 лет достаточно сложно. Для обучения на начальной стадии можно применять разные наглядные материалы , в частности:

  • картинки;
  • цифры на магните;
  • кубики и прочее.

Когда обучение переходит к сложению и вычитанию , то в качестве наглядных материалов применяют:

  • пальцы – предлагайте детишкам сосчитать количество пальцев на руке, затем загибайте и спрашивайте, сколько их осталось;
  • палочки – по аналогии с пальчиками;
  • линейку – покажите цифры на линейке и деления, отсчитывайте их, если хотите научить малыша сложению.

Однако многие психологи не поощряют применение таких приспособлений для того, чтобы научить малышей считать, и полагают, что это провоцирует лень, а мышление и память не тренируется. Ряд специалистов предлагает учить детей счету исключительно устно.

Примеры для самых маленьких

Обучение счету можно начинать уже с полугодовалого возраста . Естественно, речь не идет о том, чтобы малыш, который не умеет ходить и разговаривать, считал предметы, однако это позволит родителям создать базу для будущего обучения. Хороший пример в этом случае – это легкие стишки, где присутствует счет, например, такие как «1, 2 ,3, 4, 5, вышел зайчик погулять».

Уже в годовалом возрасте примеры будут сложнее. Можно взять кубики и проговаривать малышу, где один кубик, а где много, обучать счету до 5 или до 10 будет еще рано. А еще с такого возраста нужно учить малыша на пальчиках показывать, сколько ему лет.

Как научить ребенка считать до 10

Примерно с трехлетнего возраста , когда детки уже интересуются цифрами (причем у некоторых интерес может появиться в три года, у других – ближе к пяти), обучение строится по следующему принципу:

  • пройдите с малышом цифры от 0 до 10;
  • научите малыша запоминать их с помощью кубиков или других игрушек;
  • расскажите разницу между большими и меньшими числами, объясните такое понятие, как «половина», используйте простые примеры;
  • считайте сами бытовые предметы дома или предметы на прогулке, предлагайте считать вместе.

Ниже мы рассмотрим методики обучения детей счету до 10 более подробно. Для начала проговаривайте при ребенке цифры от одного до 10 , считайте подручные предметы. Хорошими примерами является простое сложение предметов: например «вот была одна кукла, сейчас мы положим рядом вторую, и их будет две». Со временем количество считаемых предметов нужно увеличивать.

Как можно чаще спрашивайте ребенка, сколько тарелок находится на столе, сколько птичек сидит на веточке, или сколько собачек гуляет во дворе.

Не рекомендуется игнорировать число ноль . Сначала нужно выучить цифры от нуля до двух включительно, а потом все остальные – от трех до 10. Ноль в плане изучения сложен в том плане, что детям сложно объяснить, что пустота может обозначаться как отдельная цифра.

Примерно такой: нарисуйте два квадратика, в одном поставьте три точки, а во втором не одной. Объясните малышу, что в цифровом эквиваленте это будет означать «3» в первом случае и «0» во втором.

Игры, примеры и стишки для обучения счета до 10

Наиболее простым и быстрым способом научить ребенка считать является счет на пальцах , о котором мы уже говорили ранее. Но пальчики хороши лишь на первых порах, когда вы обучите малыша пониманию цифр, то от навыка счета на них его следует отучать. Нередки случаи, когда школьники начинают решать примеры на пальцах и не могут это делать другим методом. Линейка, которую раньше использовали для запоминания чисел, в наше время тоже не особо приветствуется, о чем тоже мы говорили.

В числе других примеров и игр можно назвать такие:

  • мы видим 10 лап кошек (собак). Ответьте, сколько всего животных. Считать нужно парами: двое, четверо, шестеро и так до десяти;
  • таким же образом считает, сколько пар обуви нужно котику или собачке;
  • глядя на часы посчитайте пятерками до 10.

Как научить малыша складывать и вычитать числа в пределах десяти

Когда ваш ребенок уже изучил порядок чисел, начните с ним решать примеры на их сложение и вычитание . Примеры могут быть следующими:

  • на одной тарелке лежит четыре яблока, а на второй два. Сколько их находится всего?
  • На столе лежит шесть яблок, а детей – трое. Как правильно разделить их между ними?

Другие задачи могут быть примерно следующими, на вычитание все будет выглядеть таким же образом. Также следует обучить в игровой форме малыша правилу о том, что от перемены слагаемых сумма не изменится .

Для этого поставьте на стол тарелку с двумя яблоками или попросите малыша ее представить. Рядом с ней поставьте еще одну с четырьмя яблоками. Посчитайте, сколько всего яблок, а затем переставьте тарелки местами и спросите, сколько теперь их будет. Правильный ответ – столько же.

В начальных классах ученикам объясняют, что такое десятки посредством специальных палочек. Потом их обучают сложению и вычитанию чисел с переходом через десяток.

В первом классе ученик учится считать полными десятками с помощью пучков палочек. И только после этого он знакомится с таблицей сложения и вычитания с переходом через десяток. Если малыши подают успехи, то обучить этому можно еще до школы.

В первом классе обучение математике строится на трех таблицах:

  • сложение и вычитание до 10;
  • примеры с переходом через десяток;
  • таблица умножения.

Когда ученик осваивает эти таблицы, то и в будущем у него не будет проблем с математикой, даже в старших классах при изучении более сложных расчетов.

И чтобы в школе у ребенка не было проблем, а математика была лишь в радость, очень важно, чтобы родители еще в дошкольном возрасте привили любовь к счету . Поэтому первые шаги к изучению математики должна иметь форму игры и интересно подаваться. И чем увлекательнее этот процесс будет для ребенка, тем быстрее он освоит навыки счета.