Стиль жизни

Как научиться искусству общения с людьми. Искусство общения: ЧТО мы говорим и КАК нас понимают. Что такое общение с людьми

Как научиться искусству общения с людьми. Искусство общения: ЧТО мы говорим и КАК нас понимают. Что такое общение с людьми

Существует ряд способов обеспечения обратной связи для совершенствования вашего умения поддерживать межличностные контакты.

Умейте слушать - эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения.

Проясняйте свои идеи перед началом их передачи - систематически обдумывайте и анализируйте вопросы, проблемы или идеи, которые вы хотите сделать объектом передачи.

Будьте восприимчивы к потенциальным проблемам - не жалейте сил на то, чтобы исключить из сообщения двусмысленные слова или утверждения.

Следите за языком собственных поз, жестов и интонаций - не посылайте противоречивых сигналов.

Излучайте эмпатию и открытость. Эмпатия - это внимание к чувствам других людей; при обмене информацией она подразумевает также поддержание открытости в разговоре.

Добивайтесь установления обратной связи:

Задавайте вопросы;

Заставляйте человека пересказать ваши мысли;

Оценивайте язык поз, жестов, интонацию человека, если чувствуете его замешательство или непонимание;

Контролируйте первые результаты работы;

Проводите с подчиненными политику «открытых дверей». Совершенствованию межличностных коммуникаций способствует владение менеджером искусством ведения деловых бесед.

Несомненно, никакая голова не в состоянии сразу запомнить все многочисленные принципы, и уж тем более никто не может одновременно применить их на практике. Но все они перечислены здесь сознательно, с целью пробудить у читателей творческое мышление и показать всю проблематику ведения деловых бесед. Вполне естественно, что со временем отдельные принципы могут приобрести иную значимость, выкристаллизуется лишь десяток действительно ценных практических правил по ведению таких бесед.

Следует добавить, что в последние годы, как бы парадоксально это ни звучало, не было открыто ни одного нового фундаментального принципа ведения деловой беседы- Заметен существенный прогресс в разработке техники и тактики ведения бесед, а также систематизации и организации накопленного опыта и знаний в этой области, особенно на основе сочетания этих знаний с выводами риторики, психологии и социологии. Поэтому полезно выучить несколько основных принципов ведения беседы и отработать их путем повседневной практики до совершенства, имея в виду, что, конечно, невозможно освоить все принципы сразу. Без теоретической базы и длительных тренировок это не получается. Только упорным самостоятельным трудом и упражнениями мы можем и должны развить способность применять одновременно ряд указанных в этой книге принципов.

Поэтому выделим пять универсальных принципов ведения деловых бесед, которые могут быть применены в любой ситуации.

Если мы не в состоянии привлечь внимание собеседника, если он нас не слушает, зачем нам вообще что-то говорить? Поэтому первый принцип - привлечь внимание собеседника (начало беседы).

Когда наш собеседник проявит желание участвовать в беседе, потому что уверен, что наше высказывание будет ему полезно, это означает, что он нас будет с удовольствием слушать. Следовательно мы должны пробудить в нашем собеседнике заинтересованность - это второй принцип (передача информации).

Затем на основе вызванного интереса необходимо убедить собеседника в том, что он поступит разумно, согласившись с нашими идеями и предложениями, так как реализация этих идей и предложений принесет ему и его предприятию определенную пользу. Это - третий принцип ведения деловой беседы, - принцип детального обоснования (аргументация).

Собеседник может интересоваться нашими идеями и предложениями, он может понять и их целесообразность, но он все еще ведет себя осторожно и не видит возможностей применения наших идей и предложений на своем предприятии. Поэтому, вызвав интерес и убедив собеседника в целесообразности высказанного, мы должны выяснить и разграничить его желания. Таким образом, четвертый принцип - выявить интересы и устранить сомнения нашего собеседника (нейтрализация, опровержение замечаний).

И основной, пятый принцип ведения деловой беседы заключается в преобразовании интересов собеседника в окончательное решение (принятие решений).

Наряду с этими основными пятью принципами (пять фаз беседы) нужно постепенно запомнить девять следующих рекомендаций по ведению деловых бесед (рис. 8.3). Их универсальный характер основывается на таком простом факте, что в любой беседе мы должны искусно приспособиться к своему собеседнику в данный момент независимо от того, о каких, деловых или личных, отношениях идет речь.

Внимательно выслушивайте собеседника до конца. Часто бывает, что беседа проходит безрезультатно из-за того, что собеседники не выслушали друг друга внимательно. К сожалению, прав один француз, говоривший: «Дебаты - это зачастую сердитый разговор, в котором два человека что-то друг другу говорят, и сами же себя слушают». Выслушать с должным вниманием то, что нам хочет сообщить собеседник, - это не только знак внимания к нему, но и профессиональная необходимость.

Никогда не пренебрегайте значением предубеждений нашего собеседника! Трудно представить, насколько часто встречаются люди, находящиеся под давлением предрассудков. Вспомним свой собственный опыт: часто наше мнение складывается до того, как мы тщательно взвесили все факты. И для нас, и для нашего собеседника будет лучше, если мы осознаем это.

1. Внимательно выслушивайте собеседника до конца.

2. Никогда не пренебрегайте значением предубеждений нашего собеседника!

3. Избегайте недоразумений и неверных толкований!

4. Уважайте своего собеседника!

5. Всегда, когда возможно, будьте вежливы, дружески настроены, дипломатичны и тактичны.

6. Если нужно, будьте непреклонны, но сохраняйте хладнокровие, когда температура беседы поднимается!

7. Любым возможным способом постарайтесь облегчить собеседнику восприятие ваших тезисов и предложений, учтя внутреннюю борьбу между его желаниями и реальными возможностями, чтобы он мог сохранить свое лицо.

8. Подумайте о тактических приемах ведения беседы.

9. Попытайтесь в ходе беседы достичь своей цели или, по меньшей мере, найдите какой-нибудь приемлемый компромисс.

Избегайте недоразумений и неверных толкований! Наше изложение должно быть ясным, наглядным, систематизированным, сжатым, простым и понятным. Многие деловые беседы и Дискуссии «сворачивали с пути» или вообще оказывались бесплодными из-за размытого, запуганного, несистематизированного, растянутого и непонятного изложения. В чем же здесь дело?

Вспомните несколько последних прочитанных вами газетных статей или обзоров в различных журналах, речей или выступлений по телевидению. Что можно заметить? Значения используемых терминов и специальных выражений часто неясны. Это касается в особенности новых слов и выражений, заимствованных из иностранных языков и только начинающих входить в наш лексикон, и их смысл непонятен даже тем, кто их употребляет. Отсюда возникает искажение смысла языковых конструкций, опирающихся на значение этих слов и выражений. В результате некоторые выступления нам понятны лишь частично или вообще непонятны; мы, конечно, обвиняем себя в неспособности понять определенный материал или в чрезмерной ограниченности, а причина кроется в другом.

Мы сами иногда понимаем какую-то информацию лишь частично. Можно думать, что это случается и с другими людьми, и, вероятно относится и к нашему собеседнику. Недоразумения и ошибочные толкования возникают потому, что не хватает здоровой основы. Чтобы этого избежать, необходимо быстро и четко выяснить значение терминов и выражений. Поэтому при любой неясности сразу же безо всякого смущения прямо спрашивайте у собеседника, что он понимает под тем или иным термином или выражением.

Уважайте своего собеседника. Техника ведения бесед - это искусство общения с людьми. Будьте внимательны и предупредительны к собеседнику, цените его аргументы, даже если они слабы. Ничто так отрицательно не влияет на атмосферу деловой беседы, как презрительный жест, означающий, что одна сторона отбрасывает аргументы другой без малейших усилий вникнуть в их содержание. Если мы имеем дело с собеседником, который ниже нас по должности, демонстрировать свое личное или профессиональное превосходство над ним даже глупо. В этом случае результатом может стать личная антипатия и нетерпимость. Но это, не наша цель.

Всегда, когда возможно, будьте вежливы, дружески настроены, дипломатичны и тактичны. Вежливость не снижает определенности просьбы или приказания, но во многом препятствует появлению у собеседника внутреннего сопротивления. Конечно, при этом вежливость не должна перерасти в дешевую лесть или в подхалимаж. Всегда нужно следить за тем, чтобы быть вежливым в меру. Дружеское расположение еще больше увеличивает шансы успешного завершения деловой беседы. Нахмуренное лицо и надменное поведение больше напоминают неприятный дождливый день с грозой и громом, чем зеленый весенний пейзаж с голубым горизонтом, напоенный теплыми лучами солнца, что приятнее - не трудно догадаться. Следует также добавить, что дипломатичное поведение предполагает осторожность, сообразительность и простую учтивость.

Если нужно, будьте непреклонны, но сохраняйте хладнокровие, когда температура беседы поднимается! Не воспринимайте как трагедию ситуацию, в которой собеседник даст волю своему гневу. Опытный и закаленный в дискуссиях человек сохранит твердость и не обидится.

Любым возможным способом постарайтесь облегчить собеседнику восприятие ваших тезисов и предложений, учтя внутреннюю борьбу между его желаниями и реальными возможностями, чтобы он мог сохранить свое лицо. Важно не допускать впечатления, что собеседник сдался или слишком далеко отступил от своих позиций: он должен иметь возможность сохранить свое лицо. «Оптимальным» будет достигнутый с помощью рассуждений успех, когда собеседник примет ваши предложения, потому что вы постепенно убедили его. Это означает, что вы не навязывали собеседнику никакого готового решения, а вместе с ним пробили путь к определенной цели. Наряду с этим собеседнику нужно дать достаточно времени для того, чтобы он постепенно сам убедился в разумности ваших положений.

Подумайте о тактических приемах ведения беседы. Попытайтесь в ходе беседы достичь своей цели или, по меньшей мере, найдите какой-нибудь приемлемый компромисс. Не всегда в деловой беседе удается добиться всего того, что было намечено. Часто приходится довольствоваться согласием лишь по некоторым важным пунктам; таким путем можно достигнуть некоторого компромисса с собеседником. Это похоже на то, как двое о чем-то спорят, выражая диаметрально противоположные точки зрения, а истина находится где-то посередине, может быть, лишь несколько ближе к одному или другому собеседнику. Во многих случаях беседовать - это, в сущности, значит уступить собеседнику в одном вопросе, чтобы он уступил в другом. При этом очень полезно быть великодушным в мелочах. Однако такая «компенсационная техника» требует большого мастерства и опыта.

Эпиграф: «Подражание есть животное качество. Творчество – Божественно» (Ш.С.С. Баба)

Творчество… Что мы можете сказать об этом? Какое мы, люди, имеем к этому отношение? Где находится этот важный «орган», отвечающий за процесс творчества?

Справка: человеческий мозг больше, чем компьютер. Это центр контроля всех жизненных функций человека. Вместилище интеллекта, памяти и сознания. Место возникновения человеческих чувств «Наш мозг фактически является знакомой для нас Вселенной. Без мозга для нас ничего бы не существовало» Мозг имеет три фунта серой массы. 10-15 миллиардов нервных клеток. 10 в 800 степени соединений (10800) Каждое полушария головного мозга имеет свою функцию. Левое полушарие отвечает за логические, рациональные действия: операции с числами или цифровыми шифрами; различные логические процессы; анализ; речь, чтение и вербальное общение; запоминание языков и текстов. Правое полушарие отвечает за творчество и эмоции, это: образное мышление (analog); зрительная память; целостный опыт; обобщение/ синтез; идеи, творческие импульсы, воображение; ритм и цвет.

Как происходит взаимодействие обоих полушарий? Что является плодом этого взаимодействия? Мозг реагирует на информацию, поступающую через органы чувств, с помощью логики и эмоций. Фактическое знание может сочетаться с творчески-эмоциональной частью, логической и наоборот. Взаимодействие между полушариями является источником интуиции. Творчество же - есть результат совершенного взаимодействия обоих полушарий мозга.

Какое отношение к этому имеет ИСКУССТВО? Что говорит Шри Сатья Саи баба об искусстве? Он говорит: «Искусство – это производное духа и потому оно должно нести в мир духовные ценности».

А что такое ДУХ? (СИЛА «НЕПОСТИЖИМОГО»!)

Справка: «Непостижимое» – Божественное, можно узнать по шестнадцати божественным силам. Это контроль над пятью функциями тела, пятью чувствами и пятью стихиями. Но эти способности с помощью аскетического образа жизни и духовной практики может развить в себе и человек. Шестнадцатая же сила находится за пределами досягаемости человека. Она проявляется только тогда, когда на землю нисходит божественное существо, которое подобно Бесконечному Высшему Сознанию и обладает всеведением, всемогуществом и вездесущностью.

Можно ли увидеть, услышать, воспринять «Непостижимое» органами чувств? Если да, то как?

Научный опыт: ученые, с помощью креативного замораживания воды обнаружили «замороженную информацию». Воду, предварительно перед заморозкой, «облучали» музыкой, словом, образами и пр. И вода, в различной форме снежинок, открыла нам «образ Непостижимого» Если принять во внимание, что человеческое тело на 70-80 % состоит из воды, то становится очевидным, что мы становимся тем, что мы видим, слышим и воспринимаем любым образом. Рассмотрим эти снежинки и отметим, что всё позитивное («со знаком плюс»), гармоничное и совершенное – воплощается в соответствующие образы снежинок, которые удивляют не только своей неповторимостью, но и красотой, пропорциональностью и гармонией. А всё негативное («со знаком минус») напротив, отличается «уродством» и дисгармонией в отображении снежинок.

Проведём опыт: вслушаемся внимательно, как об одном и том же говорит НАУКА и ИСКУССТВО.

Научное определение строения глаза: «Глаз – это орган восприятия света. Глаз состоит из воспринимающих свет (зрительных) клеток, хрусталика и аппарата для приведения получаемого изображения на ретине. Перед глазом находится радужная оболочка отверстие, которое называется зрачком. При ярком свете зрачок сужается; при слабом, чтобы уловить больше света, - расширяется. Глаза позвоночных (в том числе и человека), имеют шарообразную форму. Стенка их состоит из трёх оболочек – наружной белковой, или склеры, средней сосудистой, или хориоидной, со сплетением кровеносных сосудов, и внутренней сетчатки, состоящей из зрительных пигментных клеток.На передней части белковая оболочка переходит в роговицу и радужную, обрамляющую кольцом хрусталик. Хрусталик прикреплён кольцеобразной связкой к валику внутренней поверхности глазного яблока, - реснитчатому телу. Хрусталик глаза разделяет его на два отдела: переднюю камеру, которая наполнена влагой, между роговицей и хрусталиком, и заднюю, между радужной оболочкой и ретиной, наполненной студенистой массой - стекловидным телом».

§ Рокотов Ф.С. «Портрет Струйской» (дать без комментариев и прочитать стихотворение)

§ Заболоцкий Н. «Любите живопись, поэты…»

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова, снова

Смотрела Струйская на нас?

Её глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач.

Её глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потёмки наступают,

И приближается гроза.

Со дна души моей мерцают

Её, прекрасные глаза…

После паузы предлагаем размышления на заданные вначале вопросы, а именно: в данном случае, ученый – анатом, поняв всё о том, как устроен и действует человеческий глаз, делает схему строения глаза. Мы с интересом наблюдаем его составные части, но это не вызывает волнения наших чувств. А вот портрет Струйской и стихи Заболоцкого волнуют многие поколения людей, и мало того, они позволяют нам понять душевную жизнь этой женщины. В отличие от науки, которая говоря словами И.И.Павлова, как бы рассекает, анатомирует действительность, искусство стремиться к её целостному отражению, к постижению мира во всём богатстве его свойств и качеств. Творец искусства первоначально аппелирует к сердцу читателя, зрителя, слушателя. А через него – к разуму. Ученый же, непосредственно обращается к разуму. Он мыслит абстрактно. Он изучает человека, явление – в общем. А художник – смысл этих явлений раскрывает через конкретные художественные образы. Он показывает силу и роль любви, или подвига, или преступления через поступки и события, придуманных им героев. Заставляет нас стать их участником, радоваться и страдать вместе с героем. И творец искусства, и ученый отдают все силы своего ума и сердца своему исследованию. Но в формуле, открытой ученым, мы не увидим его души, его страданий и мучительных поисков истины. Формула, закон, науки сами по себе беспристрастны. А в любом произведении искусства мы можем услышим, как билось сердце художника. Узнать, что он любил, или ненавидел. О чём мечтал, создавая своё произведение. В любом произведении искусства мы чувствуем живое дыхание той эпохи, в которую это произведение было создано. И ещё, творцы науки и искусства в своих поисках опираются на весь мировой опыт, который предшествовал ему. По - этому поводу говорил Исаак Ньютон так: «Я видел дальше других, потому, что стоял на плечах гигантов» Но Альберт Эйнштейн в своё время сформулировав теорию относительности доказал, что открытия Ньютона верны не для всех случаев физического взаимодействия тел. Он писал в конце своей жизни: «Ньютон, прости меня! В твоё время ты нашел тот единственный путь, который был пределом возможного для человека величайшего ума и творческой силы». - О чём это говорит? Это говорит о том, что процесс познания мира беспределен. Каждое новое открытие в науке выявляет ограниченность знаний и представлений ученых предыдущих эпох, хотя и происходит на основе этих достижений. - А в искусстве? Творения Шекспира, Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Баха, Бетховена, Пушкина, Чайковского и других творцов существуют, и сила их воздействия на людей не слабеет, а приумножается. Они не стали меньше волновать нас с появлением более современных имен творцов, хотя творчество последних есть дальнейшее развитие открытий в искусстве, сделанных их предшественниками. Рассказывая потомкам о жизни людей своей эпохи, сохраняя её живое дыхание, творец искусства продолжает жить в своих бессмертных творениях и продолжает активно участвовать в формировании духовной жизни многих последующих поколений. В этом и есть великое значение искусства, его сила.

Что же такое искусство? Какую роль оно призвано играть в жизни людей?

Искусство - это возможность выразить, что - либо без помощи слов, выразить наши чувства, интуицию, видение. Ономожет выразить наш взгляд на реальность.Искусство – этоспособность понять то, что мы не могли видеть прежде,способность тронуть и поразить наше сердце и ум.Оно достигает более глубоких слоев сознания. Может вылечить и порадовать наше сердце.

Какие виды искусства мы знаем?

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово. Поэт Вадим Шефнер так описал в своих стихах значение слова:

«Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить…»

Казалось бы, простое привычное человеческое слово, но силой своего таланта, как волшебной палочкой, писатель или поэт поворачивает к нам слово неожиданной стороной. В соседстве с другими словами оно начинает звучать необычно, вызывая в нашей памяти множество ассоциаций. Так возникает литературный образ.

Изобразительное искусство – вид искусства, создающий на плоскости или в пространстве наглядное и осязаемое изображение видимого мира. Портрет человека может быть написан красками, изваян из камня или выгравирован резцом гравёра. Так изобразительное искусство объединяет живопись, скульптуру, графику. Живописец оперирует красками, которыми он на плоскости изображает предметный мир, изображает так, как он его видит, как чувствует, и то, что он знает о нём. Специфические средства живописи – цвет, рисунок, композиция - позволяют художнику запечатлеть, а зрителю увидеть цветовое многообразие мира, вызвать особое отношение к нему, особое настроение.

Музыка – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Великий немецкий поэт Генрих Гейне сказал о сути музыкального языка так: «Там, где кончаются слова, начинается музыка» - Давайте попробуем прочувствовать и понять особенности и силу языка искусства.

  • Рафаэль «Сикстинская Мадонна»

Всмотритесь внимательно в эти художественные образы. Ваше впечатление? Расскажите всё, что вы видите на полотне.

Раздвинулся занавес над алтарём – и в ореоле мерцающих, тающих в эфире херувимов предстала Божественная Дева. Спустившись с облаков, она уже ступила на земную планету. Покорная неизбежному решению она несёт миру как жертву для его спасения, младенца. И только тень страдания лежит в уголках её дрожащих губ; а он так величав, спокоен, как царь или античный герой, - младенец с глазами мудреца. Паря на облаке созерцает их Папа св. Сикст – 2, его тиара видна на алтаре. Своей протянутой вперёд рукой Сикст поручает благости Мадонны, как бы стоящих внизу верующих. Два ангелочка, отделившись от толпы своих собратьев, залетели вперёд и, облокотившись на край алтаря, любуются приближением Создателя. А св. Варвара с её атрибутом – башней, в которой она была заключена по преданию, благоговейная спутница Мадонны, всегда созерцающая в небе то, что Сикст видит лишь впервые, любуется теперь этими двумя ангелочками, умилённая глубокой грустной думой, затенившей их детские лиц.

Чем привлекает эта картина? Перед нами работа опытнейшего режиссёра и знатока «человеческих душ», великого мастер композиции и цвета – Рафаэль Санти. Его «творческая кухня» - это всегда узнаваемый и неповторимый стиль - подчерк мастера. Приём ассиметрии объёмов и силуэтов усиливает беспокойство и внутреннее движение в композиции картины. Все взоры действующих лиц на полотне направлены в разные стороны, образуя некий замкнутый круг. Лишь Мадонна и младенец в упор смотрят на нас. И этот взгляд отрешённый и взволнованный, невольно заставляет каждого стать соучастником события. Без напыщенности, ни на миг не фальшивя, мастер рассказывает нам об этом невероятном таинстве! И мы верим художнику, как верят правдивому свидетелю необычного события. Так неотразим пластический строй картины. А если мы попробуем проследить взглядом за движением складок на одеждах и драпировок, то выявим некую закономерность.- Какую? Какую бы фигуру, деталь или элемент картины мы бы не рассматривали, наш взгляд постоянно возвращается к центральному образу Девы Мари и её Божественного сына. Всё подчинено главной цели – заставить нас увидеть и понять взор Мадонны. Всё изображение вокруг, лишь сложная и необходимая рама, лишь аккомпанемент к центру полотна, лику Марии. Стремительный бег линий, весь сложный абрис силуэтов – всё неизбежно приводит нас к Ней. Расчёт мастера точен. И мы в плену у Мадонны на всю жизнь. Такова сила обобщённого образа, прекрасно воплощённая Рафаэлем в Сикстинской Мадонне. Мадонна не только прекрасна, но и бесконечно мудра. Её взор, кажется, проникает в самую глубину явлений. О ней можно сказать словами Сервантеса:

«Она умеет видеть суть явлений

И там, где для мудрейшего темно…»

Давайте теперь попробуем сопоставить этот Образ с эмоционально – образным строем музыки Ф.Шуберта

  • Шуберт Ф. «Аве Мария».

Здесь важно услышать и почувствовать удивительное сочетание живописи и музыки, простоты и величия. Как художник и композитор, каждый своими средствами, создаёт ощущение возвышенного, одухотворённого, прекрасного.

Можем ли мы увидеть или услышать Присутствие Творца в этих произведениях? Давайте рассмотрим снежинку, которая появилась вследствие «облучения воды» музыкой Ф.Шуберта.

Как – же возникает этот процесс, «алхимия творчества»?

У поэтессы Анны Ахматовой есть такие строчки о процессе творчества:

«Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается, какой- то тайный круг,

Но в этой бездне шепотов и звонов

Встаёт один, всё победивший звук.

Так вкруг него неповторимо тихо,

Что слышно, как в лесу растёт трава,

Как по земле идёт с котомкой лихо…

Но вот уже послышались слова

И лёгких рифм сигнальные звоночки, -

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь».

О каком «всепобеждающем звуке» рождающимся в душе человека, идёт речь? Когда вы занимаетесь той или иной творческой деятельностью, появляется ли у вас подобное ощущение? Кто диктует строки в тетрадь поэта? Как рождается творчество? (Вопросы для домашнего анализа)

Пение. Песня Ю. Атаманова «Мы едины в Господе»

1. Мы Едины в Господе, (2раза в конце песни)

Господь в нас Един.

Это Мантра Вечности –

Это жизни Гимн.

Луч любви для каждого,

Зёрнышко Земли.

Прорастает зёрнышко

В Бога Светлый Лик.

2. Мы Едины в Господе,

Господь в нас Един.

Это Мантра Вечности -

Это жизни Гимн.

Луч Любви для маленьких,

Луч и для больших,

Луч для падших ангелов,

Луч и для святых.

3. Мы Едины в Господе,

Господь в нас Един.

Это Мантра Вечности -

Это жизни Гимн.

Луч Любви для нищего,

Луч и для царя.

Для Звезды Рождественской

КТО-НИБУДЬ ЗНАЕТ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ОБЩЕНИЕ»? В чем заключается его наад ? Как воздействует его звучание? Скажите мне, что подразумевают под «общением»? Общение – это «общее мнение». Общее представление. Намерение всякого человека состоит в том, чтобы быть вместе. Человек есть общественное животное – биологически, психологически, социологически. Бог не способен жить один, Бог не способен сотворить другого Бога, Бог беспомощен. Вот почему Бог сотворил мироздание. А человек сотворил общение. Это все, что есть. Это единственное связующее звено между нами и Богом: Бог не вовне, а внутри нас. Мы суть Бог, и мы общаемся. Но на каком уровне мы общаемся? Вот именно. Если мы общаемся на высшем уровне (акаша ), то мы превыше Бога. Когда мы общаемся в воздушной среде, мы просто люди. Когда мы предаем себя огню, мы злые звери. Когда мы общаемся в воде, мы тупицы. А когда мы поглощены землей (миром, в котором мы живем), мы мусор. Хотите знать больше? Не довольно ли?

Возникает вопрос: из какой чакры вы говорите? Какая именно чакра стоит за вашим общением? Вы беседуете, вы говорите, вы произносите? Существует три способа. Известно ли вам, что я защитил докторскую диссертацию по психологии общения? Общее понятие для любого человека состоит в том, чтобы говорить, болтать, ибо вы – это не вы. Вы пусты, как пустая ракушка, никем не любимы, и вы требуете обобществления. Единственное средство, которое у вас есть, дурачки, - это общение. Вы никогда этому не учились. Ни мать не сказала вам, ни отец не сказал вам, ни сосед не сказал вам, ни священник не сказал вам, ни раввин не сказал вам, что ваше настоящее состоит в общении. Вы учились этому когда-нибудь? Ваше существование – это ваше общение, а ваша проекция – это ваши взаимоотношения. Вы сила.

Жизнь очень скучна. Нет ни счастья, ни сладости, поскольку ваше общение не имеет цели в самом себе. Вы общаетесь потому, что вы идиоты. Вы общаетесь с целью произвести впечатление на кого-либо. Вы не общаетесь ради того, чтобы создать связь между собой и другим. Это самая опасная вещь, которую вы делаете, будучи людьми. Вот почему вы сейчас страдаете, будете страдать завтра и уже настрадались. Вы не общаетесь с собой. Вы – это наше будущее. Мы хотим сказать вам в точности, как обстоит дело.

Он здесь. [Йоги Бхаджан показывает на учителя, сидящего в стороне.] Когда он был здесь [Йоги Бхаджан показывает на место учителя, которое он занимает во время лекции], он был мною. Когда я вошел, он не мог продолжать. Он стал самим собой, развалился на части, распался на куски. В тот момент я поразил его. «Ох, - сказал он, - Вот напасть!». Он начал общаться. Он сказал мне: «Не бей меня на глазах у всех. Как ты смеешь?».

Я ответствовал: «Я само милосердие – я не разбил тебе голову!».

Он думает, что ничего не сказал, но я услышал это очень громко.

Вы тоже не знаете, как говорить. Вы говорите по-идиотски, заученно и ханжески, ибо в вашем общении нет гибкости. Вроде «я люблю тебя». «Я люблю тебя». «Я действительно люблю тебя». [Йоги Бхаджан повторяет эту фразу с различными оттенками в голосе.] Но если вы скажете: «Я люблю тебя, гм-гм-гм», - если вы сделаете голос немного тоньше и выразительнее, эта фраза прозвучит пронзительно и проникнет вовнутрь. [Йоги Бхаджан вытягивает вперед руку, словно стрелу, пробивающую кого-то.]

Но вы не знаете, что такое любовь. Что такое любовь? Неужели? Вы живете в любви сейчас, как я понимаю. Вы женаты или одиноки? Вы женаты?

Студент: Женат.

Йоги Бхаджан: Вы живете в любви?

Студент: Да.

Йоги Бхаджан: Правда? Тогда скажите мне, что такое любовь?

Студент: Отдача друг другу, проникновение...

Йоги Бхаджан: Сперматозоида. [Смех в классе.] Любовь есть именно проникновение сперматозоида. Ха-ха. Вы американец, и вы думаете, мне неведомо, что такое любовь для вас? Гуру Нанак сказал прекрасную фразу:

Beej mantar sarb ko giaan.

Постижение семени Имени Бога присутствует в каждом.

Даже сперма, генетическое семя, мужской сперматозоид знает, что начнут тридцать миллионов, а достигнет цели лишь один, и ему придется обойти целых восемь раз вокруг яйцеклетки, чтобы проникнуть в нее. Вы даже этого не знаете.

Тем не менее, «я люблю тебя». А зачем? «Почему ты меня любишь? Зачем ты меня любишь? Кто ты такой, чтобы любить меня? Кто велел меня любить?». Вы отвечаете на все эти вопросы? Нет, вы хотите ее, поэтому вы любите ее. Она хочет вас, поэтому она любит вас. Это любовь от потребности. Секс подобен ведру воды. Вы опускаете в него мешалку и взбалтываете. Это называется «халтура». Итак, такова любовь. Вы занимаетесь любовью.

Дайте определение любви. Выучите слова Нанака, они вам понравятся:

Dhan pir ay-eh na aakhee-an bahen ikathay ho-eh.

Ayk jot du-eh mooratee dhan pir kehee-ai so-eh.

Никто не называет мужем и женой тех, кто просто сидит рядом.

Зовут мужем и женой только тех, у кого одна душа в двух телах.



Он дал нам определение любви. «Не называют едиными тех, кто живет вместе, или пребывает вдвоем, или владеет всем имуществом сообща. Это не любовь. Один джьоти – один свет в двух существах, - таковы поистине любящие друг друга». Когда все особенности и грани растворяются, и единство становится одним, такова сила любви. Где есть любовь, там нет вопросов. Где есть вопросы, там нет любви. Где есть потребность, там нет никакой любви. Если есть нужда – значит, это не любовь.

Общение – это искусство «улавливания». С его помощью вы ловите друг друга. Это называется «наука ловли». Существует всего две науки, которыми живет человек: стряпня и ловля. При стряпне вы готовите пищу, вы можете быть гурманом, потакая своим прихотям, когда вы вкушаете и смакуете жизнь. При ловле вы намечаете добычу и добываете для себя другие существа. Стряпня – это наука питания. Ловля – это наука применения ума к добыче людей, чтобы управлять или физически, ментально и духовно.

Один из величайших ловцов, когда либо охотившихся на Земле, - это религия, ибо она учит вас, как принадлежать кому-то, а не как владеть чем-то. «Я сикх, я иудей, я христианин, я мусульманин...» Вообще-то, вы человек? Вы встречали кого-нибудь, кто представлялся бы таким образом: «Здравствуйте, приятно познакомиться. Я человек»?

И отвечала ли она вам: «Да, я тоже человек». Случалось ли с вами такое хоть раз в жизни? Вы встретились с кем-то, пожали друг другу руки, и он сказал вам: «Я человек». Вы никогда так не скажете. Это выглядит чудаковато, не так ли? Ладно, вы таковы. Любовники. Охотники в розовых очках.

Здесь рыбное место. Ухажеры. Поклонники. Что служит рыболовной снастью? Слова. Что служит наживкой? Обещания. Какова цель? Проникновение сперматозоида. Это правда. Это голая правда. Вы не можете этого отрицать. Должно быть, вы чувствуете себя задетым: «Нет-нет, я по-настоящему люблю...»

Кто-то сказал мне: «Йоги-джи, с твоего благословения, я хочу жить с этой девушкой».

Я спросил: «Это правда?»

Он ответил: «Да».

Я спросил: «Ты ее любишь?»

«Чего же ты хочешь?»

Он сказал: «Я хочу на ней жениться».

Я ответил: «Пусть будет так. Но на одном условии».

Он напрягся: «На каком?»

Я произнес: «Ты никогда не будешь иметь с ней половые сношения».

«Ах-ах!» - запричитал он.

Я поинтересовался: «В чем дело?»

«Тогда зачем мне жениться на ней?»

Я заключил: «Тогда спи с ней, но не женись. Если ты больше ничего не хочешь, то и этого довольно».

Ваши слова ничего не значат. Следовательно, вы самые гнусные из млекопитающих, живущих на Земле. Вы не говорите то, что вы думаете. Вы очень-очень-очень подлые.

Вы восхитительные лжецы. Вы никогда не скажете, что вы думаете, что и говорить о намерениях. Намерения следует высказывать предельно честно. Но вы даже не заикаетесь о намерениях. И вы даже не упоминаете о том, что имеете в виду. «Мнение» имеет негативное значение применительно к тому, чем вы станете.

Теперь задавайте вопросы.

Студент: Что такое мнение?

Йоги Бхаджан: «В худшем случае, отныне и вовеки я пребуду вместе с вами». Таково мое мнение. Мое намерение состоит в том, чтобы вы стали лучше меня. Почему вы должны мне верить?

«Почему я должен вам верить?»

«Вам больше некому доверять».

«Но почему бы и нет?»

«Ведь никто не говорит так».

«А зачем именно так?»

«Потому что я знаю это».

«Что вы предполагаете?»

«Я не предполагаю. Я делал это много жизней».

«Я есмь, Я есмь».

Подобные беседы вам еще предстоит вести, когда вы сами станете учителями, а не эксплуататорами, проститутками, ловцами и безликими идиотами. Когда вы выступаете в роли учителя, тогда ваше намерение состоит в том, чтобы сделать других достойнее себя. Учитель не склонен обладать кем-то.

Вы сборище лжецов, не верующих ни в самих себя, ни в свою целостность, ни в свою честь. У вас нет обязательств человека. У вас нет взаимоотношений. Наши взаимоотношения суть чистое служение ради возвышения человека, чтобы он стал причастен славе, вплоть до Бесконечности, с целью привести его в соответствие с Богом. Гордость учителя заключается в том, что он обладает возможностью служить другому ученику так, как ранее кто-то служил ему самому. Вам понятно? Нет. Понятно? «Да, учитель».

Класс: Да, учитель.

Йоги Бхаджан: Вы даже не знаете, как отвечать учителю. И вы надеетесь, что ваши ученики будут отвечать вам? Откуда вы такие взялись? Это кинотеатр или класс? Будьте образцовыми учениками! Имейте волю, имейте силу, говорите от души. Вы меня слышите?

Класс: Да, учитель. [Произносится очень старательно.]

Йоги Бхаджан: Здесь присутствует дух. Учитесь быть бдительными. Отвечайте с душевной силой. Устанавливайте отношения с уверенностью. Каждое слово, сказанное вами, должно быть утверждением. Что такое «здравствуй»? Это ад. Вы хотите туда отправиться? Когда я впервые услышал от кого-то обращенное ко мне «здорово», я ответил: «Не пойду».

«Что я должен говорить?»

Я сказал: «О Боже!».

«Я не могу так говорить».

Я сказал: «Тогда говори Сат Нам , или Шалом, или любое проклятие, но что значит подобное приветствие?»

Вы говорите «привет». Знаете ли вы, когда говорят «привет»? Когда кто-то умирает. Это выражение боли. «И привет...».

«Эй» - это обращение на «Ты». «Привет» - это констатация смерти.

Первая задача учителя состоит в том, чтобы быть терпимым и снисходительным, наблюдать за ростом, а затем принести плоды в жизнь человека. Сила характера, решимость, милосердие и важность человеческой личности состоят в упрочении смирения. Тот, кто не способен на снисхождение, никогда не станет великим. Первичная сила семени состоит в том, чтобы упасть глубоко в землю, а затем прорасти. Роль учителя вовсе не заключается в эксплуатации. Вам понятно?

Класс: Да, учитель. [Класс отвечает очень старательно.]

Йоги Бхаджан: Ха-ха-ха! Вы попались! Тот, кто теряет бдительность, падает в грязь. Доколе нам жить в грязи? Сколько жизней суждено нам прожить, как грязи? Практическое сознание состоит в бдительности. Бдительность распознается на алтаре, и ничто не заменит ее на алтаре.

Я должен дать вам одну крийю и покинуть класс. Возможно, я снова вернусь вечером, чтобы продолжить преподавание.

Быстро, вместе со мной! Изо всех сил, вслед за мной. Целых две недели вы тратили деньги и теряли время, чтобы приходить сюда, и в итоге вы можете получить все или ничего. Все в ваших руках.

Раскройте грудную клетку, словно от удара током, как будто одиннадцать сотен вольт поразили вас. Включите запись «Тантрический звук ХАР». При звуке ХАР изо всех своих сил вытянитесь. Сосредоточьтесь на нем. Воспримите его. Наблюдайте, как он действует. Не беспокойтесь о том, что делать. Наблюдайте, что он приносит с собой. Хорошо?

Класс: Да, учитель.

Йоги Бхаджан: Вот почему, когда я говорю: «Не верьте мне», - меня спрашивают: «Почему?». Никогда не доверяйте учителю, ибо бог весть, что он творит. Самый опасный человек в вашей жизни – это духовный наставник. Его задача состоит в том, чтобы поймать вас; ваша задача – сохранить свободу. Такова игра – взаимоотношения кошки и мышки.

Кинооператор: Учитель, у меня нет той пленки.

Йоги Бхаджан: «Нет» – это из жизни тех, кто уже лишен жизни. «Да» есть в жизни тех, кто обладает верой и целостностью. «Да, учитель» есть в жизни тех, кто обладает верой, целостностью и чувством собственного достоинства. Нам нужна та пленка. С той записью медитация способна творить чудеса. К чему терять время? Мы подождем.

Комплект всех пленок должен быть доступен для нас – всех до единой! «Да, учитель»!

Кинооператор: Да, учитель.

Йоги Бхаджан: Говорите отсюда. [Показывает рукой на пупок.] Тот, кто не говорит отсюда, мертв. Любое общение, которое не исходит из пупочного центра, приносит болезни, недомогания, бедствия, печали, безумие, невменяемость и неудачи. Воистину. Это верно до точки. Никогда не говорите отсюда. [Показывает рукой на рот.] Никогда не говорите отсюда. [Показывает рукой на горло.] Никогда не говорите отсюда. [Показывает рукой на сердечный центр.] Говорите отсюда. [Показывает рукой на пупок.] Из первичной самости. Вы замечаете, что во время моей речи он движется вовнутрь и вовне? [Показывает рукой на пупок.] Практикуйте.

Говорите из кишок. Говорите с душой. Говорите с силой. Бог даровал вам дар речи. Бог дал вам намерение и позицию для общения. Говорите истину, которая есть вы сами. Все остальное, что вы произносите, неправда. И каждое слово должно обладать силой, иметь направление, поражать цель. Если вы говорите отсюда [показывает рукой на пупок], это поражает сердце. Если вы говорите отсюда [показывает рукой на третий глаз], это поражает сердце. Никогда не направляйте речь в голову собеседника. Она вернется к вам, как бумеранг, и навредит вам сильнее, чем вы думаете.

Вы должны понять. Человек возвращается домой, а затем сразу же начинает звонить и взывать: «Робин, Робин, ты меня слышишь, Робин?».

«О, да. Но мы ведь только что расстались. Что случилось?».

«Я говорил с тобой, но совершенно сбит с толку. Я... я не знаю, что ты имел в виду».

«Хорошо, но ты был согласен во всем».

«Я знаю. Ох, Робин, я не понимаю, что ты сказал. Ты сказал столько хорошего, но я не понимаю, что именно. У меня осталось чувство, что ты чего-то не договорил».

У вас был подобный опыт? А все потому, что вы не пользуетесь языком. Вы просто заняты ловлей. Вы сказали прекрасные слова, вы дали множество обещаний, вы насадили наживку на крючок, вы нанизали на крючок маленькую улитку, а потом еще и муху, и вот – «ш-ш-ш, ш-ш-ш» [звук, с которым удилище рассекает воздух при забрасывании снасти] . Но, к несчастью, мои дорогие, когда вы управляете чем-то, вам также приходится тащить что-то. А сколько тяжестей вы способны пронести через жизнь?

Итак, общение не должно обладать силой для управления. Оно не должно иметь силу обещаний. Оно не должно быть впечатлительным. Оно должно быть утверждением факта. Многие из вас смогут сказать нечто подобное? «Мне хотелось бы любить тебя и сжимать тебя в объятиях». Мы беседуем только об общении. Попытайтесь быть учениками. Поймите. У многих из вас хватит силы воли сказать так?

Студент: Да, я говорил так и прежде. Но тоже иногда получал отказ.

Йоги Бхаджан: Спасибо. Ведь ваша речь не должна быть оснащена крючком. Она не должна производить впечатление. Она не должна быть попыткой контроля. В ней не должно быть лукавства. Вы не должны внушать свои цели кому-то. Вы должны быть исключительно искренними и правдивыми. Итак, передавайте скорее свое намерение, а не нагромождения слов. Тогда вас ждет самая счастливая жизнь. Все будет предусмотрено.

Студенты: Но как нам начать это делать?

Йоги Бхаджан: Это так просто. Спасибо за вопрос. Кто-то сказал мне сегодня утром: «Я хотел бы получить от вас совет, рекомендации и руководство».

Я ответил: «Найди себе какого-нибудь пса на улице, ведь ты сука. Так будет лучше».

«Ах, учитель, вы меня оскорбляете!»

Я сказал: «Ничуть. Я просто потрясаю вас. Мое намерение – вызвать шок. Ваш вопрос задушевен. Мой ответ грубейший, но вы меня не принимаете. Любовь, жестокость, грубость, беспокойство – все это части одной личности. Чтобы принять человека, вы должны принять все черты личности. Итак, когда вы заговариваете с кем-то о чем-то, сначала постарайтесь быть вежливыми:

«Мне хотелось бы сказать тебе, как я ненавижу тебя всеми кишками». - Это более действенно, чем целые часы увещеваний. - «Я хочу сказать лишь одно, как на духу перед Богом и собой, я ненавижу тебя всеми кишками, и ты так порочен. Ты поимел мою подругу, и она призналась мне. Посмотри мне в глаза. Ты ли тот же самый человек, который уверял меня, что он будет моим супругом отныне и вовеки? Ты ли тот же самый возлюбленный, раб божий, рода человеческого? Ты живешь в своей душе или в половом члене? Мне нечего сказать. Я просто хочу знать».

Какой ответ вы получите? Без обиняков. Он ответит вам в том же духе, а затем уйдет.

Нет ничего сильнее слова. Сказанное слово – это единственная сущность, которой вы обладаете. Вы, как «крик человека», подобны вспышке света, ваш ум – словно тетива, а слово – это стрела. Разите со всей силой соответствующей чакры , и вы всегда победите.

Это так. Говорите откровенно и прямо. Говорите медленно и немногословно, ибо в слове «мало» содержится «все». Просто начтите сегодня.

Вы можете обрести богатство, вы можете быть здоровы, весь мир будет у ваших ног, но вы останетесь несчастливы. Счастье достается только тем, кто прямодушен. И никогда не поздно быть честным.

Что придает вам величие? Доверие людей. Как обрести доверие? Говорить искренне. Легко или нет. Когда-нибудь ваша ложь станет явной для ваших друзей, и вы окажетесь среди врагов. Они узнают вас. Никто не ниже Бога, и все тайное становится явным. Это всего лишь вопрос времени. Как вы говорите сегодня, так вы будете чувствовать себя завтра.

Медитация для снятия блока с сердечного центра*

Итак, давайте работать. Эта грудная впадина называется сердечной чакрой. Вам предстоит открыть ее, и она должна заключать всю силу бытия. Вы должны пробить центральный нервный канал, то есть Сушумну, когда вы произносите звук ХАР.

[Играет запись «Тантрический звук ХАР».] Не уклоняйтесь.

Так держать! Вам трудно продвигаться. Раскрытие углубления сердечного центра – это раскрытие вверх до Бесконечности. Здесь находится центральная нервная система, аган-грантхи , место огня – пищеварение, дыхание и все прочее. Когда оно заблокировано, тогда грудная клетка не занимает правильное положение. Тогда и диафрагма не действует, как надо, и вы теряете одну треть всех жизненных сил. Все просто. Вы приступаете с серьезным намерением, но всего через полторы минуты вам трудно продолжать, и это действительно непросто. Однако нам предстоит продержаться 11 минут.

Не произносите слово ХАР. Вот почему я дал вам отсрочку. Оператор просто включит запись, и под звучание ХАР вы будете открываться Всемогущей Силе. Всю силу, которая у вас есть, вложите в действие. Взамен вы получите необыкновенное переживание. Готовы? Уселись? Начали.

Не говорите. Молчите! Подавайте силу Иды и Пингалы и открывайте вверх Сушумну . Так просто. Продвигайтесь. Вас ждет золотой приз! Победа, победа, победа! Браво, браво, продолжайте! Откройте чакры. Здорово. Двигайтесь, двигайтесь, двигайтесь! Продолжайте, продолжайте. У нас нет времени ждать. Просто делайте. Преодолейте все преграды.

Вдох. Задержка, поддерживайте течение процесса. Сдерживая дыхание, продолжайте делать то, что вы делаете. Выдох. Вдох. Выдох. Глубокий вдох. Напряжение, напряжение, напряжение. Расслабление.

Как вы себя чувствуете? Видите ли, когда вы читаете в книгах об Иде, Пингале, Сушумне, чувствах, чувственности, сексе, возбуждении, силе, доверии, настоящем, прошлом, убеждениях, религии, реальности, я, ты, мы, наше – все это лишь сбивает вас с толку. Всего чересчур много. Когда все двери заперты, никто не войдет. Ничто. Внутри пусто, а снаружи все хочет ворваться вовнутрь.

Учитесь говорить так, что каждое слово – золото. А все услышанное – бриллианты. Если оно менее ценно, не надо воспринимать. Когда вы говорите только правду, другие будут способны это оценить. В противном случае, это смутит того человека, к которому вы относитесь по-дружески. Так вы наживаете врагов. Так вы портите взаимоотношения. Так вы привносите боль в свою жизнь, и вот почему вы одиноки.

Посмотрите на меня. Когда я явился сюда 27 лет назад, я никого не знал. Ни одного человека. Посмотрите на меня сегодня. Люди не любили меня, люди ненавидели меня, а иные хотели заполучить что-нибудь, надеясь завладеть всем, что у меня есть. Я говорил лишь одно: «Я пришел учить вас системе, которая принесет вам здоровье, счастье и святость. Мне нечему учиться у вас. Обмен не предполагается. Мне ничего не нужно, у меня нет никаких потребностей».

«Но как ты будешь жить?»

«Все будет обеспечено. Не беспокойтесь».

«Ты должен научиться водить машину».

Я отвечал: «У меня будет шофер».

«Тебе понадобятся деньги».

«Каждый будет платить мне».

«Тебе нужно то, тебе нужно сё...»

«Ничего. Я хочу, чтобы вы меня слушали, учились и научились. В этом состоит мое счастье». – Я сказал это впервые 27 лет назад, и я продолжаю повторять те же слова сейчас.

Вы – мои родственники. Все вы – мое продолжение. Я – ваше прошлое. Вы должны чтить меня. Вы – мое будущее. Вы должны чтить самих себя. У вас должно быть будущее, если вы не хотите страдать. А значит, вы должны создать другого Учителя. У вас нет выбора. Учитель, не оставивший после себя лучшего Учителя, - самый гнусный человек из всех, когда-либо рожденных на Земле.

Я не ваше настоящее, я – ваше прошлое. Я – ваша память. Бог привел вас сюда. Целый мир не мог бы привести вас сюда. Ваша обязанность перед самими собой стать властелинами самих себя. Ваш долг перед собой – быть собой. Нет ничего, кроме вас.

Как только вы вознамеритесь обрести Самость внутри самих себя, вы воссоединитесь с тем, Кто создал вас, ведь именно Он дал Вам Самость, Он знает Самость, Он обладает Самостью. Пока вы не нашли себя, вы пусты. Чтобы заполнить пустоту, вы готовы на все. Но все, что вы делаете, только больше сбивает вас с толку. Что за странная идея – жить самой распрекрасной чувственной жизнью, проводя время в заблуждениях? Зачем?

Служите мне – и весь мир будет служить вам. Таков закон кармы . Тот, кто не чтит свое прошлое, не имеет никакого будущего, а если он попытается обрести будущее, то на его долю выпадет множество невзгод. Мне предстоит уйти. Вам надлежит продолжать. А когда вам придется покинуть мир, постарайтесь оставить кого-то продолжать дело. Вам понятно?

Класс: Да, учитель.

Йоги Бхаджан: Удачи. Храни вас Бог. Теперь вы знаете. Хорошо, что вы есть.

Общение является одной из средств взаимодействия между людьми. Ни один человек не обходится без данного способа передать свои мысли и сообщить другому некую информацию. Здесь существуют свои правила, способы и средства, которые дадут тот или иной результат.

Общение с людьми является повседневным для каждого человека. Некоторые люди работают с клиентами, где также требуются определенные знания и навыки коммуникации. Поскольку многие люди сталкиваются с конфликтами и непониманием со стороны окружающих по причине неэффективности общения, сайт психологической помощи сайт предлагает рассмотреть основные правила и законы данной сферы жизни.

Человек общается со всеми и по всюду. В любой ситуации возникает коммуникация. Вот почему очень важно владеть определенными навыками.

Что такое общение с людьми?

Общением с людьми называется вид взаимодействия человека, при котором он передает определенную информацию, получает данные, воздействует на окружающих либо сам становится объектом для манипуляций. Человек преимущественным образом посредством общения желает не просто передать информацию и рассказать о своих мыслях, но еще и побудить слушателя (слушателей) на определенные выводы, действия, эмоции. Общение – это способ манипуляции, побуждения или вдохновения.

Люди принижают значение общения с посторонними для них мужчинами и женщинами. Это хорошо, когда есть любимые, близкие и родные. Однако важно иметь контакты с посторонними людьми. Не нужно заводить с ними дружбу. Не нужно их любить и . Важно другое – умение налаживать контакты с разными представителями.

Почему важно общаться с посторонними людьми? Общение с теми, кто вам ничем не обязан, на кого вы не можете надавить и заставить что-либо сделать, позволяет учиться строить отношения. Общаясь с близкими и родными, люди научаются ими манипулировать, «давить на слабые места и мозоли». А вот посторонние люди ничем не обязаны. Они могут дать отпор, проигнорировать слезы и чувство жалости. Здесь приходится учиться общаться с людьми так, чтобы договариваться с ними и достигать своего.


Отсутствие необходимости идти на уступки чужим людям приводит к тому, что человек перестает искать компромиссы с близкими. Когда вы находитесь в родственных отношениях или любовных связях с какими-то людьми, тогда позволяете себе вольность, хамство, манипуляцию и т. д. Вы можете надавить на жалость, чувство долга, вину, любовь. А с посторонними людьми такой номер не пройдет. Они вам ничем не обязаны. Все ваши манипулятивные приемы не сработают. В таком случае придется вырабатывать другие приемы общения, где у окружающих появится желание с вами договариваться и идти на уступки. Этим навыкам можно научиться только с чужими и посторонними, которые к вам равнодушны.

Психология общения с людьми

Общение человека с людьми имеет свои особенности и принципы. Поскольку общение предполагает побуждение собеседника на определенные действия, выводы или эмоции, человек изучает психологию данной области. Здесь можно раскрыть такие способы установления доверительных отношений:

  1. Попросите у человека помощь. Если вы не находите общий язык с собеседником, попросите его вам в чем-то помочь. Это удивительным образом вызовет у него к вам доверие. Почему? Поскольку он вам помог, то полагает, что может попросить помощи у вас. А это значит, что он может вам доверять, поскольку вы ему должны.
  2. Имейте общие интересы. Общение выстраивается легко и непринужденно у тех, кто обладает общими интересами.
  3. Повторяйте за человеком его жесты, позы и телодвижения. На подсознательном уровне люди тянутся всегда к тем, кто в чем-то похож на них.
  4. Попросите о чем-то. Попросите о том, в чем человек вам может отказать – попросите о большем, нежели хотели. Собеседник вам откажет. При следующей встрече попросите о том же или о том, о чем на самом деле хотели попросить. Человек, скорее всего, согласится. Почему? После своего отказа он, возможно, будет испытывать чувство стыда или угрызение совести за то, что вам отказал.
  5. Почаще называйте собеседника по имени и называйте его своим другом.
  6. Не указывайте на недостатки собеседника. Несомненно, они в нем имеются. Однако если вы будете говорить о том, в чем человек плох, это скорее оттолкнет его от вас.
  7. Не сопротивляйтесь мнению собеседника. Нередко вы будете сталкиваться с противоположным своему мнением. Это нормально. Попробуйте поначалу отыскать общие точки соприкосновения, в чем вы все-таки сходитесь во мнениях. А затем уже позвольте себе высказать свою точку зрения, но не акцентировать внимания на том, что вы думаете по-разному. Позвольте себе и собеседнику думать по-разному.
  8. Слушайте собеседника, не только говорите. Позвольте другому человеку высказаться.
  9. Перефразируйте слова собеседника, передавая суть сказанного им. Покажите, что вы его слушаете.

Правила общения с людьми

Общение с людьми – обширная наука, которая разрабатывает правила эффективной коммуникации:

  • Устраните пренебрежение к собеседнику.
  • Не обращайте внимания на оговорки или неверно произнесенные слова. Это не так важно, чтобы их исправлять и портить настроение собеседнику.
  • Не задавайте вопросы, на которые вы знаете ответы.
  • Концентрируйте свое внимание на собеседнике. Не отвлекайтесь от собеседника, чтобы он не подумал, что вам неинтересно.
  • Ведите себя так, чтобы собеседник почувствовал себя интересным, умным, очаровательным при общении с вами.
  • Старайтесь подстраиваться под стиль речи и телодвижения собеседника. Если у вас не получается, то не заостряйте внимания на том, в чем вы отличаетесь.
  • Спокойно реагируйте на то, что собеседник вас перебивает. Обычно это присуще мужской половине, которая очень быстро желает высказать свою мысль.
  • Улыбайтесь, только искренне.
  • Выдерживайте паузу после слов собеседника, чтобы подумать над его речью и дать возможность договорить, если на самом деле он не закончил.
  • Будьте уверены в том, что говорите, это вызывает симпатию.

Искусство общения с людьми

Общение происходит с разными людьми. Порой приходится общаться с теми, кто вам незнаком или неприятен. С незнакомыми людьми не нужно обсуждать личные или серьезные темы. Также не нужно раскрываться перед ними. Лучше ведите темы на поверхностные темы, которые не задевают вас глубоко.


Если общение складывается с человеком, который вам неприятен, тогда рекомендуется понять, в чем он вас раздражает. Поймите, что нет людей, которые на все 100% будут неприятными. В каждом есть свои достоинства, которые вы пока не рассмотрели.

Врагами будем называть тех людей, которые вас ненавидят, над вами смеются, оскорбляют или унижают вас, пытаются запугать или угрожают. Другими словами, враги – те люди, которые превращают вашу жизнь в калейдоскоп проблем и горя. Они все делают для того, чтобы вам было больно, а ваша жизнь превратилась в сплошные страдания.


Как общаться с врагами (людьми, которые вам не желают добра)? Попробуйте в таком случае задать себе другой вопрос: а вы разве должны общаться с такими людьми? К примеру, бедные люди всегда плохо отзываются о богатых (потому что завидуют их богатству), но богатые люди вообще не обращают внимания на бедных (соответственно, вообще о них не думают и ничего не говорят). Таким образом, зачем вам вообще общаться с врагами?

Вы можете сказать, что вам приходится с ними контактировать, потому вы с ними работаете (ваши коллеги) или даже живете под одной крышей (ваш любимый человек). Но это все равно дела не меняет. С людьми, которые вас оскорбляют и причиняют боль, вы можете вообще не общаться, потому что все ваши попытки пойти на контакт будут неудачны.

Итак, перестаньте вообще как-либо общаться с людьми, которые вам причиняют лишь боль и разочарование. Вы не обязаны с ними контактировать, какие бы ни были обстоятельства.

При этом следует соблюдать следующие правила:

  1. Направьте свои мысли и взор на то, чтобы реализовывать свои желания. Другими словами, перестаньте думать о своих врагах, забудьте о них. Начните осознавать свои желания, обдумывать планы и совершать действия по реализации ваших желаний. Займитесь тем, чтобы начать жить так, как вам бы того хотелось. И если ваши враги начнут что-то по этому поводу говорить, то вы просто не слушайте их бред. Они хотят вам помешать достигать успеха, но вы им не позволяйте. Как это сделать? Просто не слушайте их словесный бред в ваш адрес и думайте лишь о том, как сделать свою жизнь воплощенной мечтой.
  2. Будьте спокойны и . Помните, что ваши враги направляют свои усилия на то, чтобы вы обижались, плакали, страдали, чувствовали себя никчемными. А вы будьте уверенными и спокойными. То есть вам говорят что-то, оскорбляют или насмехаются, а вы воспринимайте это как неудачную попытку понизить вашу уверенность в себе. Не нужно считать мнение своего врага правильным, ведь оно однозначно является неправильным.

Это ключевой момент – вы должны перестать ждать того момента, когда ваш враг (или враги) наконец-то одобрят вас или похвалят, скажут: «Какой ты молодец!». Ведь вы именно этого и ждете. А вы перестаньте. Зачем вам, чтобы вас хвалили или говорили, какой вы хороший человек? Наплюйте на то, что думают о вас ваши враги. Сами себя начните хвалить и одобрять, анализировать, правильные вы поступки совершаете или нет.

Скажите сами себе: «Мне неважно ваше мнение, даже если оно хорошее». А о словах своих врагов думайте так: «Вы просто слабые люди, которые ничего не делают, а лишь гавкают и жалуются. Ваше мнение – пустой звук, который не имеет под собой никаких оснований. Нет доказательств тому, что вы обо мне думаете. Голословные слова присущи только слабым и низким людям». А вам ведь неважно мнение низких и слабых людей? Так думают богатые люди о бедных: они понимают, что им завидуют, поэтому им просто жалко становится, что вместо того, чтобы заработать денег, люди распускают сплетни, чтобы как-то оправдать свою лень и бедность.


Просто освободитесь от желания, чтобы все вами восхищались. Пусть ваши враги говорят и думают все, что захотят. Их мнение должно быть неважным, пустым звуком, комариным писком! Не слушайте его, а лучше думайте над тем, как бы воплотить свои желания в реальность и окружить себя лишь теми людьми, которые вам не завидуют и радуются вашему успеху. Будьте уверенны в себе, ведь вам важно лишь то, что вы сами о себе думаете. Будьте выше того, чтобы с врагами общаться. Станьте, почувствуйте себя выше этих людей. Перестаньте обращать внимание на то, что они о вас думают. Пусть они думают о вас, как о человеке, который достиг успеха и счастья.

Общение с пожилыми людьми становится особенно трудным, поскольку данная категория часто является категоричной, зацикленной на определенных проблемах, ставит себя превыше остальных. Пожилые люди нуждаются во внимании к своей персоне, поэтому порой они становятся невыносимыми.

Как общаться с пожилыми людьми?

  1. Сохраняйте спокойствие в любой ситуации.
  2. Не вступайте в , даже если его провоцируют.
  3. Не настаивайте на своем мнении (пожилой человек навряд ли будет менять свое мнение).

Итог

Общение является одной из ведущих способов взаимодействия между людьми. Тот, кто боится общаться с окружающими, становится замкнутым человеком. Чтобы побороть свой страх, нужно повышать самооценку, а также тренировать свои навыки общения.