Похудение

Как научиться концентрировать внимание и не отвлекаться. Отвлекаюсь при чтении - что делать? Упражнения для развития внимания

Как научиться концентрировать внимание и не отвлекаться. Отвлекаюсь при чтении - что делать? Упражнения для развития внимания
Как не отвлекаться при чтении интересует, наверное, всех читателей. Каждый человек хотя бы раз отвлекался от чтения книги. Все закономерно, если теряется интерес к делу, то мозг человека переключается на другие дела. Для того чтобы сохранять сосредоточенность при чтении следует выполнить упражнения на сосредоточение

Упражнение 1:

Представить что произойдет если вы не прочитаете нужную книгу. Представьте картину в отрицательных тонах. Теперь представьте что произойдет после того, как вы прочитаете книгу. Как мир станет лучше.

Упражнение 2:

Очистите мозги от мусора. Войдите в состояние ничего не думанья.

Как не отвлекаться при чтении - борьба с шумами

На продуктивность чтения сильно влияют внешние шумы. Внешние шумы, как одиночные, так и непрерывные, оказывают очень большое отрицательное влияние на продуктивность чтения. Речь пойдет уже не просто о понижении уровня внимания при чтении, как было выше, но о переключении внимания с текста на другой объект.

Очень часто внешние шумы отвлекают от чтения: они раздражают или, наоборот, увлекают до такой степени, что книга порой откладывается в сторону. С особенным удовольствием мы переключаем свое внимание от книги (и при малейшей возможности готовы это сделать), если нам не нравится материал, над которым мы работаем. Отвлекаясь на внешние шумы постоянно, читатель привыкает к работе с расслабленным вниманием, воспитывает в себе невнимательность.

Фактор внешнего шума и его влияние на запоминание текста

Фактор внешнего шума во время работы с книгой является объективным (ведь мы не можем изменить, например, шумовые условия в читальном зале), но и субъективным одновременно: Вы можете измениться сами, научившись не реагировать на шум как на помеху при чтении. Для того чтобы “не слушать шумы”, нужно научиться не оценивать шумы, которые Вы слышите, не перерабатывать их.

Если Вас от чтения отвлекает шум за стеной, Вы уже не можете сосредоточиться и откладываете книгу. Попробуйте включить телевизор, и он отвлечет Вас от мешавших недавно шумов, Ваше раздражение сменится приятным состоянием. Вы забудете о раздражавшем Вас шуме, отвлечетесь от него и, даже выключив телевизор, еще какое-то время не будете обращать внимание на шум, хотя он будет продолжаться. Можно слышать шум, но не слушать его. Таким образом, неприятное было заменено приятным. Временное переключение внимания защитило Вас от воздействия шума.

Как отключить внешние раздражители при чтении книг

Одним из способов, позволяющих отключиться от посторонних шумов, научиться не реагировать на них во время чтения, является метод теннисного шарика, разработанный в Школе рационального чтения.

Этот метод основан на принципе двойного переключения внимания. Метод теннисного шарика, как показывает практика, является универсальным: практически все, кто его использовал, приучаются отвлекаться от внешних шумов и перестают их слушать. Если читатель с помощью метода теннисного шарика натренировал себя до автоматизма, то борьба с шумом будет вестись уже на подсознательном уровне, не отвлекая сознание от осмысления содержания читаемого текста. Такому читателю достаточно 1-3 секунд, чтобы избавиться от досадного шума во время чтения. После этого все внимание вновь сосредоточено на чтении.

Быстрое чтение. Как не отвлекаться при чтении

Чтобы получить более полное представление о технике скорочтения, запишитесь на очные курсы, однако, вы можете научиться скорочитать и самостоятельно.

Улучшите методику чтения и вы будете тратить меньше времени на исследование документов. Следуйте советам, и вы увеличите производительность труда.

Типы чтения

  • Сверх медленное чтение. Преследуется детальное изучение документа - например, исследование юридических документов.
  • Неспешное чтение - к примеру, художественного произведения.
  • Предварительное чтение. Когда нужно составить представление о прочитанном документе
  • Скорочтение.

Как скрочитать в режиме скорочтения текст

Действуя в соответствии с этой схемой, вы уменьшите время на поиск нужной информации.

  • Прочтите внимательно введение.
  • Просмотрите с пятого на десятое интересные вам главы. Обращайте внимание на примеры, и на выделения в тексте.
  • Просмотрите фрагменты текста, которые вам показались важными.
  • Прочтите предметный указатель. Уясните тезаурус и понятия, которые рассматриваются в книге. Подумайте, на сколько содержание книги похоже на содержание ранее изученных документов
  • Составьте отзыв по тексте или письмо автору.
  • Прочтите примеры автора. На сколько примеры повторяются? Не создается ли впечатление, что автор текста позаимствовал содержание документа
  • Просмотрите введение к каждой главе, прочитайте последнюю страницу каждой главы.
  • Прочтите оглавление. Составьте общее представление о содержании книги до момента его чтения.

Если изучаете текст справочного характера, то требуется изучать избранные места. Поэтому описанная стратегия чтения весьма пригодится.

Как читать документы и статьи

Во первых, следует просмотреть места в тексте, где указаны выводы. И, потом, читать документ. В этом случае суть статьи будет ясной уже с первого абзаца.

  • Изучите изложение текста, обзор, первые несколько абзацев, вводную часть.
  • Изучите заключение или несколько заключительных абзацев.
  • Изучите внимательно места, которые показались вам наиболее важными.

Сканирующее чтение. Использование подсознания во время чтения.

Когда человек читает быстро, то уясняет не отдельные слова, а сразу фразы.

диагональным движением глаз сканируйте страницу. Как только вы почувствуете, что нашли что то интересное, то переходите на обычное чтение.

Записи на полях.

Делайте заметки во время чтения. Записывайте вопросы автору текста. Вы не теряете время. Благодаря записям и сформулированным вопросам, изученный текст закрепляется в сознании. Если документ и новая информация продумана, то к ней не требуется больше возвращаться.

В процессе чтения книги отмечайте маркером важные места, подчеркивайте ключевые слова.

Ищите альтернативы чтению

Метод "ТЕННИСНОГО ШАРИКА"

Одной из самых распространенных помех углубленному чтению является внешний шум. Разговор соседей в читальном зале, плач ребенка в электричке, звук работающего телевизора за стеной мешает глубоко погрузиться в смысл читаемого, особенно если приходиться читать что-то необходимое, но мало интересное. Как правило, попытки не обращать внимание на внешний шум являются не только безуспешными, но, наоборот, приводят к тому, что после долгой борьбы с шумом читатель начинает анализировать слышимое, отвлекаясь от чтения. ("Все время говорят о болезнях, как будто не о чем больше говорить!", "Что же родители не обращают внимание на плачущего ребенка!" и т.п.). Постепенно раздражение читателя растет, и ему уже приходится справляться с собственным состоянием.

Существует эффективный способ борьбы с подобными помехами чтению - метод "теннисного шарика".

Метод "теннисного шарика" построен на использовании определенных процессов, происходящих в мозгу человека.

Можно представить себе мозг человека в виде площадки, на которой горят костры - очаги возбуждения, вызванные анализом различной информации, одновременно поступающей в мозг: читатель осмысливает содержание абзаца - это большой костер (осмыслению уделяется большая часть внимания), в комнате, где происходит чтение, жарко - это второй костер, но маленький, т.к. на восприятие этого уделяется столь малая часть внимания, что читатель почти не ощущает повышенной температуры. С приближением обеденного времени появляется и все больше и больше разгорается еще один костер, связанный с ощущением голода, и т.д. Подобные маленькие костры (малые части внимания) загораются от всех ощущений и мыслей, связанных с одеждой, обувью, удобством позы, освещением, физическим или психическим утомлением и пр. Величина костров-очагов внимания регулируется на подсознательном уровне, поэтому читатель, несмотря на все свое желание сосредоточиться, переключает все же внимание на шум, отвлекаясь от чтения. Так в данный момент основное внимание переключается с осмысления текста на шум как на основной очаг возбуждения мозга. При этом соблюдаются следующие условия:

    1. Чем более активно протекают мыслительные процессы, тем больше общая сумма частей внимания, уделяемых на одновременный анализ всех раздражителей (внешних и внутренних) т.е. тем больше число костров.
    2. Увеличение внимания на одни раздражители сопровождается уменьшением внимания на другие (одни разгорающиеся костры забирают энергию и огонь других, уменьшая их).
    3. Разрастается та часть внимания (разгорается тот костер), которая направлена на актуальное именно в данный момент событие. Например, если во время чтения Вы вспомните, что сейчас по телевизору идет передача, которую Вы обязательно хотели посмотреть, то успех дальнейшего чтения будет зависеть от того, что Вы сочтете более важным (актуальным) в данный момент.

Следовательно, если на площадке с большим костром (вызванным осмыслением читаемого) появляется маленький костер (соответствующий по величине раздражению из-за мешающего шума, и этот костер не будет погашен, то возможно, он разгорится, вбирая в себя энергию от большого костра, и даже может затушить большой костер. Чтобы этого не случилось и применяется метод "теннисного шарика".

Суть метода заключается в следующем: поймав себя на том, что невольно начинает прислушиваться к внешнему раздражителю, читатель мысленно:

    1. Надевает на голову скафандр;
    2. Представляет себе слышимый шум в виде теннисных шариков, летящих от источников шума;
    3. Представляет себе отскакивание ударяющихся о скафандр шариков и слышит звук цоканья от ударов.

Все это необходимо проделывать во время чтения, не переставая осмысливать содержание текста. В результате часть внимания постепенно переключается с внешнего раздражителя (шума) на теннисные шарики, а затем на осмысление читаемого, т.е. происходит двойное переключение внимания. Как только Вы начнете тренироваться, руководствуясь этим методом, на первых же этапах работы Вы ощутите положительные сдвиги.

Метод "теннисного шарика" (МТШ) работает следующим образом: с появлением маленького, но опасного костра (т.е. как только начинается отвлечение от чтения на внешний шум) читатель искусственно создает новый и достаточно большой костер, вызванный отскакиванием теннисных шариков от скафандра (т.е. значительное внимание начинает уделяться внушению представления скафандра и отскакивающих от него шариков, а также внушению, что читатель слышит звук их цоканья). В результате актуальности этого процесса на данный момент новый костер начинает разрастаться за счет перекачивания энергии от других костров. Это приводит к уменьшению, а затем и затуханию костра, соответствующего внешнему шуму.

И одновременно будет уменьшаться костер, соответствующий осмыслению читаемого, что является нежелательным, но вынужденным. После регулировки силы костров в течение некоторого времени читатель сознательно акцентирует внимание на процессе чтения (т.е. начинает раздувать костер, соответствующий усвоению читаемого, за счет костра, соответствующего представлениям скафандра и шарика). Таким образом, через какое-то время внимание все больше переключается на осмысление читаемого и все меньше остается на теннисные шарики и тем более на внешний шум.

Таким образом, хотя регулирование очагов возбуждения происходит в мозгу на уровне подсознания, все же путем тренировок, отрабатыванием определенных упражнений можно достигнуть переключения основного внимания на нужный для Вас объект.

Метод "теннисного шарика" позволяет:

    1. Переключать внимание с основного раздражителя на отработанные представления до прекращения осмысления раздражителя.
    2. Перевести сконцентрированное на этих представлениях внимание на основную работу:

Для применения МТШ необходимо сначала отработать умение быстро и легко вызывать:

    1. Ощущение скафандра вокруг головы;
    2. Представление теннисных шариков, летящих к скафандру от источника шума;
    3. Представление ударяющихся и отскакивающих от скафандра шариков;
    4. Восприятие звука цоканья ударяющихся о скафандр шариков.

Этому можно научиться поэтапно следующим образом:

I этап

Научитесь быстро вызывать и устойчиво поддерживать ощущение скафандра вокруг головы путем многократного представления этого скафандра в своем сознании. Скафандр или оболочка может быть любого цвета, размера и формы, выберите для себя то, что Вам больше нравится, но есть два непременных условия: он должен быть прозрачным и легким.

II этап

Научитесь представлять теннисные шарики, летящие от источника шума и растворяющиеся в голове. Шарики должны быть легкими, любого цвета и небольшими по размеру. Они должны лететь медленно. Как только один шарик, долетев до головы, растворится в ней, тут же из источника шума вылетает другой шарик. (Например, если Вам мешают своими разговорами читатели за соседним столом, то нужно представить шарики, вылетающие из того места, где сидят эти люди). Где и как конкретно рождаются эти шарики - не имеет значения. Шарики должны вылетать независимо от громкости шума и его периодичности (например, если Вам мешает скрип двери, то как только раздается очередной, Вы тут же представляете летящий от двери шарик. После растворения шарика в Вашей голове, Вы представляете следующий шарик, летящий оттуда же, независимо от того, продолжает в данный момент скрипеть дверь или нет).

III этап

Соедините два предыдущих представления и добавьте слуховые ощущения. нужно представить скафандр и шарики, вылетающие из источника шума, долетающие до скафандра и отскакивающие от него, и при этом услышать четкое цоканье от воображаемого удара шарика по скафандру. Далее проследите за отскочившим шариком до исчезновения его в бесконечности и также представьте полет очередного шарика и т.д.

Можно не заставлять отскакивать первые шарики, а пропустить их через скафандр и, только начиная, например, с пятого, представить их отскакивание.

Первым и вторым этапами можно овладевать попеременно в течение двух недель. И только после того, как Вы научитесь четко представлять скафандр и шарики по отдельности, можно приступать к их совмещению и тренироваться еще в течение двух недель.

Есть, конечно, и такие читатели, которые могут плодотворно работать и при любом шуме. Некоторые из них даже считают, что читать лучше под музыку или при включенном радио или телевизоре.

Специалисты, основываясь на экспериментальных данных, считают, что каждый должен работать в тех условиях, к которым он привык. Но все же они для достижения наибольшей производительности умственного труда советуют создавать тишину, но не абсолютную, а относительную. Легкий гул, шелест страниц в читальном зале (конечно, при отсутствии болтовни за соседним столом) способствуют наилучшему усвоению текста. Показано, что в полной тишине внимание поддерживать труднее, чем при слабом монотонном шуме.

Умение изолировать внимание от внешних шумов может стать еще одним Вашим требованием повышения культуры чтения.

Книги – важная составляющая часть нашего интеллектуального и личностного развития. Не важно, какие вы используете носители – бумажные или электронные. Начитанный человек быстрее усваивает и анализирует информацию, может использовать для работы внушительный багаж знаний, его мозг – как натренированные мышцы спортсмена.

Но многие не могут читать долго и внимательно. Их отвлекают от процесса посторонние мысли, шумы, привычка переключаться с одного дела на другое. Чтобы знать, как не отвлекаться во время чтения, нужно научиться правильно читать. На самом деле это не так уж сложно, если следовать некоторым правилам.

  1. Двигайтесь от простого к сложному . Если читатель отвлекается на посторонние мысли и действия, это нередко служит сигналом того, что он просто еще не сделал чтение своей ежедневной привычкой. Мозг не любит напрягаться. Поэтому, когда вы пытаетесь заставить его воспринимать информацию с книжных страниц, он тут же начинает старательно саботировать. Подсовывает вам заманчивые мысли об интересных новостях в ленте соцсети, предлагает поразмышлять о будущем отпуске или поспать… И чем сложнее текст, тем активнее мозг будет стараться «сачкануть».
    Поэтому нужно вырабатывать привычку к чтению постепенно. Начинайте с легкого необременительного чтива, популярной художественной литературы. Со временем можно перейти к более сложным текстам. Время чтения также нужно увеличивать постепенно. Сначала это может быть полчаса в день, потом час, а потом – и сами не заметите, как читали все выходные, забывая есть и спать.
  2. Делайте перерыв перед чтением. Правильно приступить к сеансу чтения тоже нужно уметь. Если вы только что занимались какой-то сложной умственной деятельностью, то еще некоторое время после завершения работы будете возвращаться к ней мыслями. Голова должна «остыть», мысли улечься. Отдохните 15-20 минут, ни о чем не думайте, послушайте пение птиц или спокойную музыку, погуляйте с собакой или посидите с чашкой чая в саду, если таковой есть. Расслабьтесь и завершите предыдущие дела, и тогда вы полностью вольетесь в процесс чтения.
  3. Не ешьте во время чтения и не читайте во время еды. Если делать что-то одновременно, то толком не выйдет ни одно, ни второе. Это касается вообще всех занятий, поэтому, если у вас имеются привычки совмещать несколько дел сразу – боритесь. Мысли должны быть полностью сосредоточенными на том, что вы читаете.
  4. Что делать, если мешает шум? Часто бывает, что сосредоточиться мешают отнюдь не внутренний монолог или разброд в мыслях, а объективные внешние факторы. Соседи смотрят телевизор, во дворе визжат дети, на улице ездят машины… С раздражающими звуками можно бороться разными способами. Во-первых – убрать. То есть, постараться свести к минимуму – закрыть окно, попросить соседей не шуметь. Да и в конце концов, просто заткнуть уши берушами. Можно изменить время чтения, выбрав для этого ту часть суток, когда вокруг меньше всего шума. Можно перебить, например, включив ненавязчивую инструментальную музыку. Правда, некоторым музыка тоже мешает читать, поэтому этот вариант подойдет не каждому.

Но самый действенный метод – это научиться абстрагироваться от шума. Для этого нужно «отключить» слух, не анализировать звуки, доносящиеся до ваших ушей. Сосредоточьтесь полностью на тексте, думайте о героях и сюжете – и шум перестанет ощущаться. Потребуется потратить определенные усилия, чтобы приучить себя не воспринимать внешние раздражители, но если получится – вы станете богом чтения. Сможете читать и в поезде, и в метро, и в кафе, и на пляже.

  1. Заставляйте себя перечитывать . Наш мозг – инструмент познания. Это не самостоятельный неуправляемый организм, а часть вас, которую нужно уметь подчинять себе. Когда сознание пытается увлечь мысли в более приятное и простое русло или «пережевывает» какие-то эмоции, то вы просто мчитесь глазами по тексту, не вдумываясь в смысл. Так вы можете просидеть несколько минут, уставившись в книгу. Если уловка мозга сработает, то вы просто отложите томик в сторону.
    Мозг не хочет читать, ему – лень. Поэтому остановите себя, внимательно посмотрите в текст и вернитесь к тому месту, которое еще читали сознательно. Перечитайте заново то, что пробежали глазами, постарайтесь осмыслить. Иногда бывает, что абзац приходится перечитывать по многу раз. Но так вы даете понять своему внутреннему лентяю, что схалтурить не получится, и что вы все равно заставите его прочитать все добросовестно. Через некоторое время привычка отвлекаться от текста на внутренний монолог исчезнет, поскольку многократное прочтение одного и того же места сработает как эффект наказания.
  2. Возможно, проблема комплексная? Часто неспособность сосредоточиться на чтении – лишь симптом более серьезной проблемы. Называется она неорганизованность и отсутствие внутренней дисциплины. Человек хватается за одно, ему быстро надоедает, он тут же берется за другое, а то и сразу за несколько дел одновременно. Это явление порой гордо именуют мультизадачностью, но сия дама с экзотическим именем – сестра-близняшка бестолковости, и тут главное не перепутать.

Придется хорошенько задуматься – возможно, человек отвлекается не только от чтения, а и от работы, и от бытовых занятий, да и вообще не может толком ничего довести до конца? Если это о вас, то придется всерьез заняться организацией времени и перекроить отношение к собственной деятельности. Научиться сосредотачиваться на одном занятии без отвлечения на другие и доводить начатое дело до конца, работать над постановкой целей и писать планы. Но это – уже совсем другая история…

Для того чтобы сохранять сосредоточенность при чтении следует выполнить упражнения на сосредоточение

Упражнение 1:

Представить, что произойдет, если вы не прочитаете нужную книгу. Представьте картину в отрицательных тонах. Теперь представьте, что произойдет после того, как вы прочитаете книгу. Как мир станет лучше.

Упражнение 2:

Очистите мозги от мусора. Войдите в состояние ничего не думанья.

Разработайте эффективные стратегии чтения и обучения

Определите цель чтения. Тема исследования может сама по себе служить отвлечением, если вы не знаете, как с ней работать. Задайте четкие цели для чтения, основываясь на том, для чего вы читаете. Определите заранее, какую информацию вам нужно вынести из текста, и ищите именно ее, вместо того чтобы читать от начала до конца.

  • Составьте список задач и вопросов, ответы на которые вы, возможно, найдете в тексте. Это превратит задачу чтения в следственную работу и позволит пропустить не относящиеся к делу отрывки. Если вас, например, интересует только общий аргумент, созданный автором, найдите абзац, где он четко изложен, и пройдитесь по данным.
  • Просматривайте и анализируйте. Читайте, чтобы уловить общий смысл. Ищите ключевые слова и абзацы в тексте. Уделяйте больше внимания заголовкам, а также первому и последнему предложению каждого абзаца.
  • Можно предварительно прочитать текст, просто пересмотрев заголовки и подзаголовки. После этого можно вернуться к ним с диаграммой связей их самого важного аргумента. При втором чтении вы будете знать, чего ожидать, и каким разделам стоит уделить больше времени.

Задействуйте все свои чувства в процессе чтения.

Чтение - это гораздо больше, чем просто зрительная активность: можно читать важные моменты или делать комментарии вслух, выписывать их или отмечать в тексте. Все эти действия создадут связь между вами и текстом и вовлекут вас целиком в учебный процесс.

  • Если вы лучше воспринимаете информацию визуально, выделите текст и делайте записи, чтобы сосредоточиться на нем и запомнить его. Если вы лучше запоминаете звуки, используйте рифмы и акронимы.

Отмечайте текст и делайте записи.

Выделяйте или подчеркивайте важные отрывки и ключевые слова, делайте заметки на полях или в другом документе. Так вам будет проще возвращаться к тексту и сразу видеть основные моменты.

  • Если книгу вы взяли в библиотеке, делайте заметки на отдельном листе бумаги или в документе на ноутбуке.

Сосредоточьте свои силы на понимании предмета.

Когда вы читаете, разум может блуждать в мыслях, которые не имеют никакого отношения к информации в тексте. Повторяйте своими словами про себя или вслух основные моменты, чтобы убедиться, что вы полностью поняли смысл текста. Заинтересованность в том, над чем вы работаете, - это основной фактор уровня сосредоточения. Если вы не можете установить связь с текстом, вот несколько способов, с помощь которых вы можете развить интерес к нему:

  • Критический подход: задавайте себе вопросы и не стесняйтесь не соглашаться с ними, придумывая доказательство против конкретного аргумента.
  • Прогнозируйте, что будет сказано дальше, основываясь на том, что вы прочитали до этого момента, это может ускорить процесс чтения.
  • Находите связь с тем, что вы уже знаете.

Проще всего забросить книгу в дальний угол и сказать: «Чтение – не мой конек!»

Но при этом помните, что все богатые и успешные люди много читают, и ни один миллионер не предпочел бы книге телевизор или компьютерную игру. Нужно всего лишь приложить немного усилий, чтобы научиться не отвлекаться во время чтения, и тогда это занятие принесет много удовольствия и пользы.

Источник S auap.org

Ежедневно россияне в среднем проводят более шести часов в интернете. Об этом свидетельствуют данные отчета портала We are social. Развитие технологий увеличило доступность информации и количество инструментов коммуникации, однако одновременно с этим создало новые проблемы. Одна из них — нарушение концентрации внимания.

Действительно ли телефон влияет на концентрацию внимания?

На протяжении многих лет ученые изучают влияние гаджетов на мозг человека. Результаты исследований неутешительные: регулярная проверка телефона, чтение развлекательных постов и просмотр картинок значительно снижают способность пользователя концентрироваться на важных задачах.

В 2013 году ученые из университетов Огайо и Небраски выяснили, что возможность пользоваться мобильными телефонами во время лекций значительно снижает эффективность учебного процесса. В рамках исследования они предложили нескольким группам студентов посмотреть обучающий фильм, а затем пройти тест. В итоге молодые люди, которые не пользовались смартфонами, записали на 62% больше информации, запомнили больше подробностей и получили лучшие оценки за тест по сравнению со студентами, которые не выпускали из рук свои мобильные телефоны.

Аналогичные результаты были опубликованы в 2018 году учеными из университета Нью-Брансуика и Ратгерского университета. Их исследование показало, что отсутствие запрета на использование гаджетов во время учебы приводит к худшим результатам экзаменов.

Достаточно ли не брать в руки телефон во время работы или учебы?

В 2017 году группа ученых из Техасского университета в Остине пришла к неутешительному выводу: гаджет, который лежит на столе и не используется, также влияет на концентрацию внимания и продуктивность его владельца. Они предложили примерно 800 испытуемым пройти сложный тест, но перед этим попросили включить на телефоне беззвучный режим. Участникам сказали оставить гаджеты на столе экраном вниз, в кармане, в сумке или в другой комнате. Итоги исследования показали, что испытуемые, которые оставили телефоны в другой комнате, значительно превзошли по результатам теста людей, оставивших смартфоны на столе перед собой. Их результаты также были немного лучше, чем у участников эксперимента, положивших телефоны в сумку или карман.

В дальнейшем ученые провели аналогичное исследование. На этот раз они заранее спрашивали у испытуемых, есть ли у них зависимость от телефона. Результаты показали, что даже выключенный телефон, лежащий на столе перед участником исследования с цифровой зависимостью, снижал его продуктивность. Ученые пришли к выводу, что нахождение смартфона в поле зрения человека приводит к тому, что его мозг занят попытками удерживать испытуемого от постоянной проверки телефона, а не решением интеллектуальных заданий теста.

Как перестать отвлекаться на телефон?

Невозможность воспользоваться гаджетом — лучший способ борьбы с цифровой зависимостью. Однако, так как далеко не все готовы навсегда расстаться со своим смартфоном, эксперты рекомендуют начать дозировать его использование. Для этого можно воспользоваться следующими советами:

— Убирать телефон на время из поля зрения

Из результатов исследования техасских ученых следует, что концентрация внимания значительно улучшается, когда человек не видит свой гаджет. Поэтому привычка оставлять телефон в другой комнате или хотя бы в сумке или кармане во время работы может значительно повысить вашу продуктивность.

— Отключить уведомления и другие звуковые сигналы

Даже если телефон находится в другой комнате, но его владелец может услышать звуковое уведомление о новом сообщении, он неизбежно захочет моментально его прочитать. Поэтому включение беззвучного режима на время работы позволит перестать отвлекаться на телефон. Более радикальный метод — полное выключение гаджета или использование режима «в самолете».

— Пользоваться телефоном лишь в определенное время

Полный запрет на использование гаджетов не всегда эффективен. Здесь можно провести аналогию с диетой: строгое ограничение питания и полное отсутствие дней, когда можно есть любые продукты, нередко приводит к срывам. Отказ от использования социальных сетей и просмотра ленты популярных приложений может негативно сказаться на эмоциональном состоянии человека. Поэтому стоит не сразу полностью запрещать себе брать в руки телефон, а установить определенное время суток, в которое можно воспользоваться смартфоном.

— Установить приложения, отслеживающие время нахождения в Сети

Если самостоятельно отказаться от постоянной проверки смартфона не получается, можно установить специальное приложение, которое сделает это за вас. Такие программы отслеживают активность пользователя и уведомляют о том, сколько времени он провел в Сети. Также они позволяют установить дневной лимит использования устройства или отдельных приложений.

Посмотрите вокруг. Что рядом с вами? Мобильный телефон, ноутбук, компьютер, несколько книг, папки с бумагами, радио или телевизор. Угадали? И всё это настойчиво требует вашего внимания.

Сложно сохранять концентрацию, когда информация хлещет, как из брандспойта. А именно это и происходит в нашем мире. В этом посте расскажем, как не размениваться по мелочам и сосредоточиться на важном.

Теория. Найти зону концентрации

Внимание ослабевает, когда мы либо недостаточно возбуждены, либо возбуждены слишком сильно. На работе чаще встречается первое: нас не слишком возбуждает необходимость составлять отчет или звонить клиентам. И вот уже клонит в сон, хочется выпить чаю или заглянуть в соцсети - отвлечься на что-нибудь более приятное.

Чтобы побороть желание отвлечься, надо найти свою зону концентрации - то состояние, когда соотношение возбужденности и внимания находятся на «золотой середине».




Почему я отвлекаюсь

В зоне концентрации мы чувствуем себя уверенно, быстро делаем дела, принимаем разумные решения. Мы собраны, внимательны и продуктивны. Вот бы всегда находиться тут!

Спешим вас обрадовать: это возможно. Любой может сохранять концентрацию столько, сколько захочет, даже выполняя скучные, рутинные задачи. Помогут специальные техники.

Практика. Внимание, внимание!

1. Делайте одно дело. Миф о многозадачности давно развенчан: на переключения между задачами мозг тратит так много ресурсов, что ни одно из дел не выполняется достаточно хорошо и быстро. Не позволяйте себе «зависать» между задачами.

Делайте одно дело в один момент времени. Затем беритесь за другое. Друг за другом, но не одновременно.

2. Ставьте таймер. Работать в несколько коротких заходов эффективнее, чем сидеть за компьютером с утра до вечера, ежеминутно отвлекаясь на мессенджеры и соцсети. Лариса Парфентьева, автор книги «100 способов изменить жизнь» , для организации рабочего времени использует приложение Forest. Оно выполняет сразу две задачи - работает как таймер и помогает не отвлекаться на новые уведомления.


Джедайские техники


Когда вы устанавливаете таймер, например, на 30 минут, на экране телефона начинает расти дерево. Если вы свернете приложение, чтобы прочитать смс или заглянуть в Инстаграм, дерево погибнет. Согласитесь, нельзя убивать дерево ради Инстаграма. Поэтому придется заняться работой, пока дерево не вырастет.

Постепенно у вас появится целый лес - лес выполненных дел.

3. Управляйте отвлечением. Иногда отвлекаться полезно - если надо найти оригинальную идею, передохнуть или переключиться с одного проекта на другой. Но переключение на соцсети только добавит усталости. А вот картины природы, напротив, помогут быстро восстановить силы.


Просто космос


Вообразите закат или берег моря, побудьте там несколько минут. А затем возвращайтесь в зону концентрации.