Стиль жизни

Как правильно проверять технику чтения. Положение о проверке техники чтения. Как же правильно организовать проверку осознанности чтения

Как правильно проверять технику чтения. Положение о проверке техники чтения. Как же правильно организовать проверку осознанности чтения

Какими только словами не ругают технику чтения? Некоторые родители считают пережитком прошлого и совершенно ненужным «выравниванием всех детей под одну гребенку». Радует, что среди читателей блога таких родителей мало. Недавно проведенный показал, что большинство родителей понимают важность техники чтения и многие проверяют ее дома самостоятельно.

Часто ребенок показывает дома одни результаты техники чтения , а в школе совершенно другие, как правило, значительно ниже. Но это вовсе не означает, что в школе занижают результаты, придираются, а просто проверяют по-другому.

Сегодня, отвечая на вопросы читателей, расскажу, как ребенка дома.

Для проверки техники чтения вам понадобятся часы с секундной стрелкой или секундомер. Отлично подойдут песочные часы на 1-2 минуты, кстати, купить их можно в медтехнике, бывают в аптеке. Заранее надо подобрать текст, который ребенок будет читать. Для проверки техники чтения берется незнакомый ребенку текст. Надо обратить внимание на шрифт, размер букв и структуру текста. Предложения в тексте (для 1-2 класса) должны быть простые и короткие, без сложных оборотов и большого количества запятых. Слова должны быть знакомы ребенку. Не стоит брать текст, в котором много длинных прилагательных, редко употребимые слова, есть диалоги. Текст для проверки техники чтения не должен содержать лишних рисунков, так как это отвлекает внимание ребенка.

Перед чтением надо нацелить ребенка на быстрое чтение (не обязательно читать выразительно, главное - быстро).

В процессе чтения ребенку надо следить по тексту карандашом или указкой, чтобы не потерять строчку. Если ребенок ошибается, ставит ударение не там, где надо, неправильно произносит буквы, исправлять нельзя. Вы просто считаете слова, прочитанные с ошибкой, и потом вычитаете это количество из общего количества слов.

Отсчет времени начинается не со слова «начали», а с того момента, как ребенок начал читать. Вы говорите ему: «Читай», и ждете, пока ребенок начнет читать. С этого момента время и считается. Поэтому так удобно пользоваться песочными часами.

Некоторые дети очень медленно врабатываются, долго раскачиваются и к концу минуты они только начинают набирать скорость чтения. Таким детям лучше давать не 1 минуту, а 2. Потом результаты делим пополам и получаем скорость чтения.

После чтения задаем ребенку несколько вопросов по тексту, чтобы понять, как он усвоил содержание прочитанного. Хорошо задавать вопросы «Почему?» и «Зачем?». Так мы увидим, понял ли ребенок смысл текста, смог ли установить причинно-следственные отношения.

Не стоит ругать ребенка, если он ничего не понял или не смог вам рассказать. Этот результат показывает вам слабые места и говорит, что надо работать над пониманием текста.

А теперь приступим к подсчетам. Мы считаем все слова текста, и предлоги, и союзы. Если есть слова с переносом, то их считаем за 2 слова. Так же считаются слова с дефисом. Знаки препинания не считаются. Затем вычитаем количество слов с ошибкой, неправильно прочитанных и получаем результат проверки техники чтения .

Надо заметить, что результат может и должен колебаться. Это значит, что даже в один день ребенок может прочитать с разной скоростью. Это зависит от усталости ребенка, от его настроения, от качества текста и слов. Иногда бывает, что выбирая легкий текст, мы получаем результаты хуже, чем на другом, более трудном.

В таком случае, если вы сомневаетесь, вам не понравилось, как прочитал ребенок, дайте ему еще один текст после перерыва на 1 день и сравните результаты. Среднее арифметической этих чисел и будет более точным показателем техники чтения.

Надеюсь, я подробно рассказала о . Если остались еще вопросы, пишите в комментариях.

Здравствуйте, друзья! Наверняка вы знаете о том, что все ученики начальной школы периодически подвергаются испытанию чтением, технику которого учителя проверяют дважды, а то и трижды в год. Для многих детей это событие является настоящим стрессом. И от испуга и волнения они просто не могут показать свои умения в полном объеме. Как с этим бороться? Заниматься и тренироваться дома!

Необходимо выполнять , которые помогут улучшить показатели. И обязательно оценивать результаты своих домашних занятий. Вот только как их оценивать правильно? Например, как считать слова при проверке техники чтения или оценивать понимание прочитанного? Об этом я и расскажу в статье.

План урока:

Как проводить проверку дома?

Технология проверки техники чтения на дому:

  1. Выбрать подходящее время. Школьник должен быть в хорошем настроении и нормально себя чувствовать.
  2. Устранить все отвлекающие факторы: телевизор, компьютер, мобильный телефон.
  3. Приготовить все необходимое: секундомер (или часы с секундной стрелкой) и книжку.
  4. Усадить сына или дочку за стол, положить перед глазами книгу.
  5. Сесть рядом и взять в руки секундомер.
  6. Сказать «Начали». В этот момент ребенок начинает читать.
  7. Следить за временем и в это же время внимательно слушать, обращая внимание на выразительность и возможные ошибки.
  8. Сказать «Стоп», когда секундомер отсчитает ровно минуту. В этот момент читать прекращаем.
  9. Перейти к оценке результатов.

При оценке учитываются следующие параметры:

  • скорость;
  • понимание;
  • выразительность;
  • правильность.

Как оценить скорость чтения?

Скорость определяется количеством слов, которые ребенок успел прочитать за минуту. Казалось бы, все так просто! Но почему-то после подсчета слов результаты у разных людей получаются разными. Почему так происходит?

Дело в том, что далеко не каждый папа и не каждая мама знают, как правильно нужно считать. Давайте с вами попробуем.

Вот вам пример. Посчитайте, какова скорость чтения школьника, если за минуту он как раз успел прочитать весь текст, приведенный ниже.

Очень давно на земле жил волшебник. Взял он однажды

горсть серебряных монет и подкинул их в небо. Монетки рассыпались там,

и появилась звездная дорожка.

С тех самых пор звездная дорожка светит ночью путникам. Чтобы люди возв-

ращались под крышу своего дома не во тьме.

Я специально попросила сделать это трех своих знакомых. Знакомьтесь наши тестируемые: Михаил, Татьяна, Ольга.

Варианты ответов:

  1. Михаил – 37 слов.
  2. Татьяна – 48 слова.
  3. Ольга — 43 слова.

Ну, и кто же прав? А никто не прав. На самом деле скорость в данном случае составит 44 слова! В чем ошибки моих товарищей?

Михаил, насчитавший 37 слов, решил, что обращать внимание на всякие союзы, предлоги, типа "и", «но», «в», «по» вовсе не обязательно. Это ошибка! Даже такие маленькие словечки считаются.

Татьяна, нашедшая 48 слов, посчитала не только союзы с предлогами, но и точки с запятыми. И оказалась не права. Точки, запятые и другие знаки препинания не считаются.

Ольга, у нее 43 слова, оказалась ближе всех к правильному ответу. Но все-таки допустила ошибку. Она посчитала слово «возвращались», первая часть которого находится на одной строке, а вторая перенесена на следующую одним словом. Это неверно, если в тексте присутствует перенос слова, то это слово считается за два.

Хотите еще тест? Пожалуйста! Прочитайте на следующей картинке отрывок из рассказа и попробуйте сосчитать, сколько в нем слов?

Зайчиха жила тихо-смирно и был у нее зайчонок.

Как-то сидит зайчиха под елочкой и тут же зайчонок ее играется.

Если слово пишется через дефис, и с каждой стороны от дефиса более трех букв, то эти две части слова считаются по отдельности. То есть, в нашем примере «тихо-смирно» - это два слова. А слово «как-то» — одно.

А как понять достаточно ли быстро читают дети? Или еще ускориться? На этот вопрос ответ дает . Судя по ФГОС, к моменту окончания начальной школы ученик должен читать примерно 120 слов в минуту.

Самые низкие нормативы, естественно, в 1 классе. Когда маленький школьник подрастает и переходит во 2 класс, а потом в третий, то вместе с ним подрастают и нормативы.

Оцениваем понимание прочитанного

Оцениваем выразительность и правильность чтения

Когда ребенок читает, слушайте внимательно. Обращайте внимание на выразительность, наличие интонационных пауз, логических ударений, допущенные ошибки. Нельзя останавливать ребенка во время проверки и указывать ему на эти ошибки. С ними разберетесь уже после того, как проверка завершится. Вернитесь к «ошибочным» словам и прочитайте их еще раз.

Тексты для контрольного чтения

С текстами для контрольной проверки у родителей тоже могут возникнуть проблемы. Нельзя использовать абы-какие книги. Например, взять отрывочек из «Войны и мира» или, наоборот, из детской книжки с потешками, которую ребенок и так наизусть знает. Результаты оценки окажутся неверными.

К текстам предъявляются вполне конкретные требования:

  • он должен быть незнаком читающему;
  • должен соответствовать возрасту и быть понятным;
  • предложения должны быть короткими, без слишком замороченных конструкций;
  • лучше, если в нем не будет диалогов;
  • не должно быть иллюстраций;
  • он должен помещаться на одну страницу;
  • он должен быть напечатан удобным для чтения крупным шрифтом.

Где ж его, такого идеального взять? В книжках конечно! Вот, например, книга из серии «Светлячок», называется «Проверяем технику чтения». В ней есть и тексты, и вопросы на понимание прочитанного.

А вот еще книжка. Она создана в помощь учителям начальных классов, но, думаю, и нам с вами подойдет. Называется «Чтение. 1 – 4 классы. Тексты для проверки техники и выразительности чтения».

Если вы дома, то обязательно фиксируйте результаты. Либо в табличке, которую можно повесить на стену перед письменным столом, либо в специальной тетрадке. Ваш юный читатель будет видеть свой прогресс, и это позволит ему заниматься еще упорнее и стремиться к новым высотам.

А если вы стараетесь, стараетесь, а новые высоты так и остаются недостижимыми, то скорее всего что-то вы делаете не так. Что именно? Узнайте об этом на бесплатном вебинаре «В зоне особого внимания чтение!»

А стремиться есть к чему! Как вам чтение со скоростью 100000 слов в минуту? Думаете так не бывает? Я тоже так думала, пока не увидела это видео. Знакомьтесь, Никита Болдырев!

Дорогие друзья, теперь вы знаете, на что обращать внимание при домашних занятиях чтением. Я надеюсь, это поможет вам избежать ошибок и подходить к вопросу уверенно и со знанием дела.

Если вам есть, что добавить, то, пожалуйста, напишите об этом в комментариях.

Всего самого доброго вам и вашим деткам!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Здравствуйте, друзья!

Техника чтения!

Скажите, что вы чувствуете, когда слышите это словосочетание? Спокойствие и уверенность? Поздравляю! Видимо, у вашего ребенка с чтением все в порядке!

Но бывает и другая ситуация, когда ничего кроме глухого раздражения у родителей и панического страха у школьников это безобидное словосочетание не вызывает. А появление двоек в дневнике заставляет родителей задуматься о том, как развить технику чтения у ребенка?

Хорошие новости! Двойки можно заменить на пятерки, ну или хотя бы на четверки. Просто нужно потренироваться. Это как у спортсменов. Быстрее всех бегает тот, кто больше тренируется. Только тренировки — это не просто банальный и бесконечный бег по кругу. Это целый комплекс, иногда самых неожиданных, упражнений. А кто может определить, какие именно упражнения нужны спортсмену? Правильно! Тренер!

Так и с чтением. Хотите, чтобы ваш школьник быстро читал? Станьте для него личным тренером. Подберите комплекс упражнений, занимайтесь, и результат не заставит себя ждать.

Естественно, тренеру положено знать, что такое техника чтения.

План урока:

Что такое техника чтения и зачем она нужна?

Когда учитель устраивает поголовную проверку этой самой техники, он обращает внимание на:

  • скорость чтения;
  • выразительность;
  • понимание;
  • правильность.

А не только на скорость, как думают очень многие. Хотя и скорость чтения тоже имеет значение.

Оптимальной для человека, максимально приближенной к возможностям его речевого аппарата считается скорость чтения – 120 слов в минуту. Это та самая цифра, к которой нужно стремиться и которой нужно достичь по окончании начальной школы. Если этого не произойдет, то в пятом классе готовьтесь к снижению успеваемости по всем фронтам.

Если хромает чтение, то вместе с ним за компанию будут хромать и математика, где приходится читать задачи прежде чем их решать, и русский язык, и окружающий мир и другие предметы, за исключением разве что физкультуры. Но на одной физкультуре далеко не уедешь.

Для учащихся начальной школы установлены разные нормативы техники чтения. Для 1 класса они одни, а для 2 класса совсем другие. Для учеников 3 класса установлена своя планочка по чтению, и она чуть ниже чем норма для 4 класса. Более конкретные цифры по нормативам для чтения, соответствующие ФГОС, найдете .

Составляем план тренировки

Ну что ж друзья, как говорится, назвался тренером — разрабатывай план тренировки! Не переживайте, это не сложно. Давайте подсмотрим за тренировкой бегуна.

Сначала разминка, чтобы мышцы разогреть, чтобы травм и растяжений избежать. Потом СБУ — специальные беговые упражнения, которые могут быть направлены на развитие координации движений, на прямолинейность бега, на правильную постановку стоп и т.д. Оказывается бегуны тренируются бегать не только бегая! Ну а уже в конце тренировки собственно бег и фиксирование результатов.

Переносим полученные знания в интересующую нас область, то есть в область чтения и составляем свой план.

Итак план тренировки юного читателя:

  1. Разминка.
  2. СЧУ — специальные читательные упражнения.
  3. Чтение.
  4. Фиксирование результатов.

А теперь пройдемся по каждому пункту плана подробнее.

Разминка

Целью разминки является включение ребенка в процесс занятия и подготовка к работе необходимых для чтения «инструментов». А именно артикуляционного аппарата.

Артикуляционный аппарат - анатомо-физиологическая система органов, участвующих в порождении звуков речи и голоса.

Нужно разбудить язычок, губки, щечки, голосовые связки. Лучшим пробуждающим средством является зарядка. Хочу порекомендовать вам свою зарядку, которую я выполняю на работе перед каждым выходом в прямой эфир. Для тех, кто не в курсе сообщаю, я работаю ди-джеем на радио.

Зарядка «ди-джея» = Артикуляционная гимнастика + Чистоговороки + Скороговорки

Артикуляционная гимнастика

Предложите ребенку выполнить следующие несложные упражнения:

  1. «Потягушки» Высунуть я зык изо рта и постараться дотронуться до носа, потом до подбородка, потом до левой щеки, ну и до правой.
  2. «Вкуснятина» Высунуть язычок и сделать движения по кругу, как будто облизываясь. Сначала проходим по нижней губе, потом через уголок перейти на верхнюю губу и вернуться к нижней. А потом в другую сторону.
  3. «Ку-ку» При сжатых губах толкаем языком изнутри одну щеку, а потом вторую.
  4. «Лошадь Пржевальского» Это упражнение для губ, когда через не сильно сомкнутые губы с силой выдуваешь воздух. В результате губы от потока воздуха должны завибрировать и издать специфический звук, похожий на фырканье лошади.
  5. «Улыбайся» Губы растягиваем в улыбку, а потом вытягиваем в трубочку.
  6. «Толстощек» Надуваем одну щечку, сдуваем, потом надуваем вторую щечку, сдуваем, а потом надуваем сразу две щечки. Да и сдуть потом не забудьте.

Для занятий артикуляционной гимнастикой приготовьте зеркало. Во-превых, чтобы можно было контролировать процесс. А во-вторых, иногда такие смешные рожицы получаются, что настроение поднимается.

Чистоговорки и скороговорки

Чистоговорки — это такой наборчик из нескольких слогов и коротенькой фразочки следом за ними, например:

Ко-ко-ко-ко – убежало молоко!

Ца-ца-ца- ца – пригорела пицца!

Ри-ри-ри-ри – прилетели снегири!

Чистоговорки можно самим придумать, это не сложно. Главное следите, чтобы все буковки проговаривались качественно и чтобы сохранялся ритм чистоговорки. А чтобы с ритма не сбиваться, можно постукивать по столу ручкой.

Скороговорки – это уже вполне осмысленные фразы, слова в которых, подобраны таким образом, что произнести их вместе бывает не просто.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал грека через реку.

Купи-ка котику Китикетика.

Их очень много, наверняка и вы сможете вспомнить пару штук, своих любимых. Когда ребенок в первый раз видит скороговорку и пытается ее прочитать, то не требуйте от него скорости. Пусть читает медленно, но чистенько, проговаривая все звуки. Со временем скорость будет увеличиваться.

  • сначала про себя;
  • потом шепотом;
  • потом тихим голосом;
  • а потом уже громко.

Единственное на что здесь не стоит обращать внимание, так это на выразительность.

Разминка окончена, можно приступать к СЧУ — специальным читательным упражнениям.

Специальные читательные упражнения

Таких упражнений очень много, в одной коротенькой статье обо всех и не расскажешь. Поэтому СЧУ я поселила в . А здесь скажу лишь, что каждое из этих упражнений направлено на развитие чего-то крайне необходимого для беглого и красивого чтения. Друзья, обратите пристальное внимание на эти специальные упражнения. Они — основа тренировки. Они способны увеличить скорость и улучшить понимание текста. Без них мы далеко не продвинемся.

Переходим к чтению

Тренировка почти завершена. Остается только почитать и зафиксировать результаты.

Итак, тренер вооружается секундомером, школьник склоняется над книжкой. На старт! Внимание! Марш! Ребенок читает. До тех пор пока родители не скажут слово «Стоп». Это должно произойти, когда секундомер отсчитает ровно одну минуту.

Ну а теперь самое интересное — оценка результатов.

  1. Оцените качество чтения. Были ли ошибки в словах? Если без этого не обошлось, то нужно вернуться к тексту и еще раз обратить внимание ребенка на эти «ошибочные» слова.
  2. Оцените понимание прочитанного. Для этого нужно задать школьнику три — четыре простых вопроса по тексту.
  3. Оцените скорость чтения. Посчитайте слова.

И в конце обязательно зафиксируйте результаты. Заведите специальный журнал тренировок и записывайте результаты в нем. А еще лучше табличку с результатами на стену повесить. Чтобы ребенку было наглядно видно, что он двигается вперед. Чтобы он точно знал, что все это не зря. И чтобы было стремление подняться еще выше.

Ну вот и все! Тренировка окончена! А когда следующая?

Расписание тренировок

В этом деле главное — постоянство! Тренироваться нужно часто. Желательно каждый день. По 15 — 30 минут. А что такое полчаса по сравнению со всей жизнью, в которой чтение пригодится не раз и не два, и не только в школе? Полчаса — это сущая ерунда! Но даже и этой ерунды будет достаточно, чтобы уже совсем скоро и вы, и ваш любимый ученик заметили, что буквы складываются в слова, а слова в предложения все быстрее, все красивее.

Ах, да! Чуть не забыла. Говорят, что увеличить скорость и качество чтения помогает чтение книг перед сном. Так что прежде чем поцеловать своего ребенка на ночь и пожелать ему приятных снов, почитайте с ним книгу.

Где брать тексты для проверки?

Выбор текста для проверки — дело ответственное. К этим текстам предъявляются особые требования. О них я написала в этой статье . Где же их раздобыть?

Вариант первый. Можно обратиться к учителю вашего сына или дочки. Объяснить ей ситуацию. Она конечно же очень обрадуется и сразу же выдаст вам какое-нибудь методическое пособие с текстами для проверки техники чтения, чтобы вы могли снять с него копию.

Ну а если учитель не поможет, то всегда есть второй вариант. Пойти в книжный магазин и купить себе свое пособие. Такие книги есть.

Вот, например, одна из них. Из серии «Светлячок». У них вообще очень много классных и недорогих книг для начальной школы, по разным предметам. Среди них и «Проверяем технику чтения», в которой найдете не только подходящие тексты, но еще и тестовую форму контроля, и даже форму для самооценки школьника.
Дорогие родители, а может быть вы хотите заняться и своим развитием? Специально для вас нашла очень интересное видео. На нем мастер-класс по скорочтению от преподавателя одной из московских школ Леоновой Ольги Леонидовны. Посмотрите, будет интересно!

Друзья, надеюсь теперь словосочетание «техника чтения» не вызывает у вас чувства растерянности.

Ну а если до сих пор немножко «потряхивает», то для надежности советую вам посетить бесплатный вебинар «В зоне особого внимания чтение!» И тогда вы точно будете знать, что нужно делать! Если остались вопросы, то задавайте их в комментариях. Отвечу обязательно. Желаю вам и вашим деткам успехов в учебе и отличных результатов во всем.

Заходите в гости снова! Буду рада!

Евгения Климкович.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в части оценки достижения планируемых результатов особое внимание уделяет сформированности у учащихся хорошей техники чтения: выпускники начальной школы должны уметь читать быстро и осознанно.

Это требование стандарта никем не оспаривается, и поэтому учителя часто задают вопрос: «Как правильно проверить технику чтения у младшего школьника?». Проблема в том, что чаще всего в этот вопрос вкладывается один смысл: «Какие тексты лучше использовать, чтобы проверить с какой скоростью читают ученики?» Очень редко «техника чтения» связывается учителями с чем-то еще, кроме скорости чтения.

Давайте разберемся, что же такое «техника чтения» . Это очень объемное умение ученика, которое формируется всю жизнь и состоит из следующих навыков:

  • способ чтения;
  • темп (скорость) чтения;
  • осознанность чтения;
  • выразительность чтения.

Рассмотрим каждый навык отдельно.

Способ чтения.

Это то, как читает ребенок: вслух или про себя, по слогам или целыми словами.

Обучение чтению в первом классе начинается с достаточно длительного периода – букварного (который в свою очередь во всех УМК подразделяется на добукварный, букварный и послебукварный). В это время дети знакомятся с буквами и звуками, учатся составлять слоги и произносить их, учатся составлять слова и читать их. Естественно на этом этапе о проверке способа чтения речь не идет, так как проверять пока что нечего: идет процесс научения. Завершается он примерно в середине (может даже ближе к концу) третьей четверти. В это время все дети должны (по программе, на базовом уровне!) освоить слоговое чтение (вслух и про себя), и перейти к чтению целыми словами.

Таким образом, делаем вывод: в конце третьей четверти первого класса, ученик достиг базового уровня в освоении способа чтения, если он читает простые слова целыми словами, сложные, длинные слова (больше трех слогов) по слогам, но достаточно уверенно.

Темп (скорость) чтения.

Это сколько слов в минуту может прочитать ученик.

ФГОС НОО не дает четких нормативов для первоклассников. В разных школах, в разных классах (и даже в одном классе!) – разные дети. Они пришли в первый класс с разной подготовкой, они живут в разном социальном окружении, они отличаются эмоционально, отличаются по степени восприятия и понимания школьных требований. Как правило, каждое образовательное учреждение своим собственным нормативным локальным актом устанавливает требования к скорости чтения учащихся первого класса (а так же и второго, и третьего классов). Ориентировочный темп (скорость) чтения дан только для выпускников 4 класса: «Выпускник начальной школы на базовом уровне должен читать 100-120 слов в минуту» (Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Часть 3 / М.: Просвещение, 2012).

Как из этих цифр получить норматив для первого класса? Очень просто. Делим цифры на 4 и умножаем на 1. Получаем, что выпускник первого класса, на базовом уровне должен читать со скоростью 25-30 слов в минуту. Это ориентировочный темп (скорость) чтения для первоклассника.

Для того, чтобы правильно организовать проверку темпа (скорости) чтения, необходимо помнить несколько моментов:

  1. при проверке скорости чтения, дети должны читать текст «про себя». Почему? К сожалению, последние исследования показали, что в начальной школе около 70% детей имеют логопедические проблемы и стесняются этих проблем. Поэтому, чтение «про себя» во-первых, позволяет ребенку чувствовать себя более комфортно в психологическом плане, и, во-вторых, дает более точные результаты замеров;
  2. читает ребенок 2 минуты, а потом результат делится пополам. Почему? Все дети разные и с разной скоростью включаются в работу. Результат, полученный описанным способом, опять же будет более точным;
  3. отметка (не оценка, отметка!) в первом классе не ставится;
  4. для проверки скорости чтения учитель подбирает текст (художественный или научно-популярный):
  • имеющий воспитательную / образовательную ценность;
  • учитывающий интересы и возрастные особенности младших школьников;
  • имеющий объём 60-80 слов;
  • не знакомый детям (то есть ранее не использовавшийся в обучении).

Таким образом, делаем вывод: в первом классе скорость чтения можем начинать проверять с середины (лучше конца) третьей четверти; читают ученики «про себя»; отметок не ставим; тексты подбираем очень тщательно, на каждую проверку скорости чтения другой текст.

Осознанность чтения.

Как ученик понял (и понял ли вообще) текст, который он прочитал.

Понимание прочитанного не менее важно, чем скорость чтения. И подобрать текст и задания к нему, чтобы проверить осознанность чтения, достаточно сложно. Почему? Если у ребенка небольшой словарный запас, не очень широкий кругозор (а в первом классе так чаще всего и бывает), для проверки осознанности чтения у первоклассника подойдет не каждый текст.

Какую ошибку чаще всего допускают педагоги при проверке этого навыка? Происходит все примерно так: проверяют скорость чтения, затем по тому тексту, что ученик успел прочитать, учитель задает вопросы. Получается, что из 25-30 прочитанных слов (в лучшем случае) ученик объясняет, что он понял.

Пример текста для проверки осознанности чтения в 1 классе.

Друг или враг.

Зимой холодно. Надеваем тёплую рубашку, свитер, шубу. Мороз за нос щиплет и пальцы леденит.

Значит, мороз – враг? Зимой и машину трудно завести, и пароходы вмёрзли в лёд.

А если бы не было мороза? Не кататься тогда на санках, и в снежки не играть, и на лыжах не бегать! Без холода и мороженого не попробовать. Значит, мороз – друг?

Люди научились дружить с холодом и заставили его работать на себя. Вот и не скажешь сразу: друг или враг холод.

Ученик прочитал за две минуты 30 слов (есть такие дети, читают очень медленно). Учитель отмечает: скорость чтения низкая. И тут же начинает проверять осознанность: задает вопросы по тексту. А что можно спросить, если ребенок прочитал только два предложения? Самое простое: о чем ты прочитал (или: что ты узнал (понял)) из прочитанного? Что ответит первоклассник? Прочитал о том, что зимой холодно, что мороз враг. Какой надо сделать вывод из ответа ученика? Навык осознанного чтения сформирован? Или не очень сформирован?

Как же правильно организовать проверку осознанности чтения?

    1) Лучше всего конечно, «развести» проверки темпа и осознанности. Но, даже если эти два навыка Вы решили проверить одновременно, после того как ученик поставил через две минуты палочку или галочку, показывающие, что две минуты прошли, дайте ему время дочитать текст до конца. И будьте готовы к тому, что разным детям в классе понадобится разное время, для того чтобы прочитать текст до конца.

    2) Нельзя подгонять и торопить никого из детей! Но, и нельзя проверять, кто как понял прочитанное, пока не прочитали все. В противном случае в классе начнется бедлам: кто-то из учеников еще читает, кто-то уже давно прочитал и ему скучно, а кто-то прочитал и уже забыл, что прочитал. Чтобы избежать такой ситуации и не потерять зря время возьмите себе за правило: организовывать одновременную проверку осознанности чтения можно только для групп в 5-7 человек, которые читают с примерно одинаковой скоростью.

    3) Как избежать повторов ответов, это когда один ученик ответил на ваш вопрос (что ты понял из прочитанного текста) и ответил правильно. А что отвечать второму? А тем более третьему или четвертому ученику? Предлагайте разным ученикам разные задания.

Пример текста для проверки скорости и осознанности чтения в 1 классе.

Чудесная ёлка.

Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили ёлку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под ёлкой около кочана капусты хлопотали два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.

Г. Скребицкий, В. Чаплина

Определи и отметь галочкой предмет , который не упоминается в рассказе.

Или вот такое задание на проверку осознанности:

Ответь на вопрос: Для кого дети нарядили ёлку?

Ребята нарядили ёлку для _____________________________________

Можно предложить ученикам такие виды заданий (для других текстов):

  • составить картинный план для пересказа текста;
  • озаглавить текст;
  • подчеркнуть предложение, выражающее основную мысль текста.

Для сильных учеников можно предложить даже такое задание:

Прочитай текст. В тексте тебе встретятся слова, помещенные в квадратные скобки. Из слов в скобках только одно верное. По ходу чтения подчёркивай то слово, которое считаешь верным.

Орешник

Средь резной листвы лещины много орехов. В каждом орехе тугое ядро, вкусное и питательное. Спелые [ягоды, фрукты, орехи] – несравненное лакомство, срывай – и в кузов! Только помни: орехами лещины [дерутся, кормятся, кидаются] многие обитатели природы. Их прячут про запас сойки, поползни и [волки, лисы, белки]. На них пасутся барсуки и кабаны. [Летом, Зимой, Осенью] орехи спасут от бескормицы немало наших пушистых и пернатых друзей. Вот почему надо оберегать орешник, ведь они пополняют сокровенные кладовые леса.

В. Максимов

Пожалуйста, избегайте общих вопросов, к примеру:

О чем этот текст? Какие животные упоминаются в тексте и т.д. Ответы на такие вопросы не дадут Вам информации, понял ребенок что прочитал или не понял.

О чем этот текст? Об орешнике. Какие животные упоминаются в тексте? Барсуки и кабаны. А если ученик не назвал соек, поползней и белок, значит, не понял ничего из текста?

При подготовке текста для проверки осознанности чтения, необходимо помнить о следующем:

  • текст может быть художественным или научно-популярным;
  • текст должен иметь объём 60-80 слов;
  • текст должен быть не знаком детям (то есть ранее не использоваться в обучении).

Таким образом, делаем вывод:

  • в первом классе осознанность чтения можно проверять одновременно со скоростью чтения, но лучше эти две проверки разделить;
  • отметок не ставим;
  • по возможности для качественной проверки осознанности чтения детей делим на группы по 5-7 человек, примерно одинаковых по способностям;
  • тексты подбираем очень тщательно и разные; стараемся максимально разнообразить задания, постепенно усложняя их.

Выразительность чтения.

Выразительность чтения. Насколько хорошо ученик при чтении умеет передавать интонацией настроение текста, соблюдать знаки препинания, соблюдать логические ударения, правильно ставить ударение в словах при произношении.

Пожалуйста, никогда не говорите ребенку: «Прочитай с выражением». С выражениями ругаются некоторые люди. А тексты читают выразительно.

При подготовке текста для проверки выразительности чтения, необходимо помнить о следующем:

  • текст должен быть художественным (поэтическим или прозаическим);
  • текст должен иметь воспитательную / образовательную ценность;
  • текст должен учитывать интересы и возрастные особенности младших школьников;
  • текст может иметь объём до 100 слов;
  • текст должен иметь ярко выраженный сюжет;
  • текст должен быть знаком детям;
  • проверка выразительности чтения проводится после предварительной подготовки учащихся.

Таким образом, делаем вывод: в первом классе (и во втором, и в третьем, и в четвертом) при проверке выразительности чтения детям обязательно дается знакомый художественный текст и время на подготовку; отметок не ставим; тексты обязательно должны быть понятны для детей данного возраста (нельзя при проверке выразительности чтения в 1 классе, брать тексты из учебника для 4 класса); используем различные поэтические и прозаические тексты; не забываем про выразительное чтение текста с диалогом по ролям.

Уважаемые коллеги! Как мы научим детей читать в начальной школе, так они и будут потом учиться в средней и старшей школе. Использование в речи большого словарного запаса, умение использовать правильные логические интонации и ставить правильные ударения в словах, уверенные навыки смыслового чтения, сформированное умение отделять главную информацию от второстепенной, все это кроется в трех словах – ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ.

С уважением, главный редактор издательства «Планета», Умнова М.С.

Образцы текстов и заданий взяты из пособий, выпущенных издательством «Планета» для начальной школы.

Тексты для проверки техники чтения в 4 классе

(1 и 2 полугодие)

Одним из важнейших факторов, влияющим на успеваемость школьников, является темп чтения: чем он выше, тем лучше успехи. Именно поэтому крайне важно в начальной школе отслеживать развитие навыка чтения. Осуществлять проверку техники чтения в 4 классе следует как минимум один раз в полугодие.

У учащихся четвертых классов проверяется:

    Осмысленность чтения текста;

    Выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста;

    Самостоятельный выбор элементарных средств выразительности, в зависимости от характера произведения.

Требования к чтению

На момент завершения начального образования, у детей должно быть сформировано осознанное, правильное, выразительное чтение, с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Посредством пауз, интонаций, ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Осуществление самостоятельной подготовки к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Нормы техники чтения в четвертом классе

Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость чтения в 4 классе должна составлять:

· в 1 полугодии - 80-90 слов в минуту;

· во 2 полугодии - 100-120 слов в минуту.

Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС

4 класс

1 полугодие

2 полугодие

«5»

Более 100 слов

Более 120 слов

«4»

85-100 слов

105-120 слов

«3»

70-84 слов

90-104 слов

«2»

Менее 70 слов

Менее 90 слов

Несомненно, важно одно: чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью чтения. Ведь именно этот фактор является залогом дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе.

Тексты для проверки техники чтения

Текст №1.

Переполох в игрушечном городе

По улице игрушечного города мчался Тигр. Игрушки испугались и стали прятаться кто куда. Курица три раза падала в обморок, пока собрала и спрятала всех цыплят. Только куклы, Ляля Голубая и Ляля Розовая, не испугались. Как сидели на скамеечке, так и сидят. Ванька-Встанька от удивления забыл спрятаться. Не думал он, что Ляли такие храбрые. Тигра не испугались! На всякий случай подошел ближе к куклам: тигр все-таки. Вдруг понадобиться защита. Тигр на бегу задел его хвостом. Ванька-Встанька упасть не упал, но долго качался из стороны в сторону.

Тигр подскочил к скамейке, где смеялись Ляли. И как зарычит:

- Ррр! Отдавайте мой бант! Зачем бррали без спрросу?

- Забирай свой бант, он мне не нужен вовсе! - сказала Ляля Розовая, доставая из кармашка зеленую ленточку. - Еще хвастался: я, мол самый добрый Тигр на свете. Жадина!

- Рразве мне жалко? - сказал Тигр. - Да только когда я без банта, все меня боятся, никто со мной не играет. Ррр!

Тигр повязал бант себе на шею и не спеша пошел по улице. Потихонечку отовсюду начали высовываться игрушки.

173 слова (Т. Александрова)

Текст №2. 4 класс, первое полугодие

Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

85 слов

Текст №3.

Вот и ноябрь

Тусклы и коротки дни поздней осени. Непроглядно темны длинные ночи. Хмурится низко нависшее небо. «Дохнул ноябрь осенним хладом…».

Только серому волку поздняя осень и зима не в диковинку. Привольно зверю разгуливать по безлюдным полям. В ноябре волки не живут в большом лесу, бегают стаями из чащ в травянистые болота, в мелколесья, в овраги и ближе к деревне.

Быстро убывает короткий ноябрьский день. Темнеет. Стелется дымчатая вуаль сумерек, затуманились окрестности.

Вечером вороны и галки тянутся в деревню, сороки - в лес. А утром наоборот: ворона - в лес, а сорока - в деревню. Это верный ориентир заблудившемуся охотнику. По полету птиц, как по компасу, выйдешь из леса.

Текст №4.

Ветер (текст для проверки техники чтения в 4 классе

во втором полугодии)

В давние времена ветер был человеком. Но затем он превратился в птицу и стал летать. И с тех пор уже не мог ходить по земле, как было раньше.

Поселился ветер-птица в пещере, в горах. Днем он вылетал из пещеры и охотился весь день, а вечером вновь возвращался в горы, в свою пещеру и проводил там ночь.

Случилось однажды, что человек увидал ветер. Подумал он, что это птица, и бросил камень в птицу-ветер. Рассердился ветер, разгневался, стал он летать и дуть. Поднялась пыль, посыпались камни. Ни один человек не мог ни охотиться, ни собирать коренья. Все сидели в своих хижинах, ожидая. Когда утихнет гнев ветра.

112 слов. Африканская сказка

Текст №5.

Сидит соловей в густой зелени деревьев, не сразу его и увидишь. Хорошо ему в родном лесу, и песня запелась сама собой.

Заслушался соловья старичок, сидевший возле дома на скамеечке. Вышла старушка, неся в руках кухонное полотенце. Готовила она, да песня ее во двор выманила.

Перестала играть в мячик маленькая внучка. Стоит, песню слушает.

Даже облака в небе остановились, даже ветер притих. Только курица, копавшая червяков, обиделась:

- Подумаешь, соловей! Разве я хуже пою? Ко-ко-ко! Куд-куда!

А песня соловья летела над лесом, над домом и двором. И была в той песне радость и грусть, и звала она куда-то ввысь, к счастью.

Даже курица не заметила, как, склонив голову, сама стала слушать лесного чародея…

Тексты для проверки в I полугодии

Текст №6.

Случай на охоте

Со мной на охоте такой случай был. Нашли мои собаки в лесу зайца и погнались за ним. Я стою на дороге и жду. Гоняют собаки по лесу, а зайца все нет. Вышел я на поляну. На ней высокие пни стояли. Собаки носятся по кустам, а зайца все не найдут.

Взглянул я случайно в сторону и замер. В пяти шагах от меня на верхушке пня сидел заяц. Глядит он на меня, не шевелится.

Стыдно мне стало. Не бежит от меня зверек. Как же я буду стрелять в него? Опустил я ружье, пошел прочь и собак отозвал.

(95 слов. По Г. Скребицкому)

Текст №7.

Страшный мостик

Бежала через лесную дорожку речка. А через речку перекинут мостик. Хороший мостик, с перилами. Только прошла по нему девочка Таня и чуть не упала. У мостика доска оторвалась. Если на один конец этой доски наступить, другой приподнимется и ударит по коленке.

«Ишь, какая плохая доска!» - подумала Таня и, когда обратно по мостику шла, другой стороны держалась.

Прошли по мостику и два дружка - Николка с Петей. Тоже чуть не упали.

- Вот противный мостик, - рассердились мальчики. - Придется теперь речку вброд переходить.

Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всех своих друзей, знакомых предупредили:

- Не ходите по мостику, что в лесу через речку перекинут, ушибиться можно. Там одна доска оторвалась.

Хорошо сделали, что предупредили. Только нам кажется...

(116 слов. По Ю. Ермолаеву)

Текст № 8.

Во какие!

Выпали из гнезда сорочата. Уж как крутились над ними старые сороки, уж как кричали, но посадить сорочат в гнездо так и не смогли. Тогда мы их поймали и принесли домой. Сперва сорочата нас боялись, но уже к вечеру обжились и забыли своих родителей. Словно их и не было!

Кормили мы их червяками, кузнечиками, булкой. Старые сороки рядом крутились, в окна заглядывали, стучали носом в стекло. Но сорочата не в окна смотрели, а в дверь: ждали, когда мы в дверь с едой войдем. И тогда так разевали красные рты, что чуть пополам не разрывались! Бились в истерике и орали. Жутко были прожорливые.

(103 слова. Ю. Качаев)

Тексты для проверки техники по II полугодии

Текст №9

Лисья школа

В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жали в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком.

Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору.

Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами.

Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа.

Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся пугать след и убегать от собак.

Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от матери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка, и птичка.

(144 слова. По А. Бостром)

Текст №10

Жалейкин

Жалейкин - мальчуган добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, все исправить и сделать доброе дело.

Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на берегу свой костер не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не закопали.

- Вот неряхи! - вскричал Жалейкии- Как им не жалко портить такой бережок! Придется навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд.

Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно.

Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. Рыболовы порвали об острые склянки лески и поломали о банки крючки.

А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться.

Хотел Жалейкан как лучше, а вышло - хуже. Столько сразу стало вокруг недовольных!

Всякое дело с умом делать надо, но уж если одно делаешь, то другое не порть!

(139 слов. Н. Сладков)

Текст №11

Крапивное счастье

Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха у неё нет!

И вдруг слышит Крапива:

- Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит - сорвёт... - Это белые ромашки прошептали.

- Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! - прошелестел Шиповник.

- Хуже всего быть вкусной! - покачала головкой Земляника. - Всяк съесть норовит.

- Вот так-так! - удивилась Крапива. - Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает.

- Мы завидуем твоей спокойной жизни! - хором пропели цветы и ягоды.

- Как я рада, как я счастлива! - крикнула обрадованная Крапива. - Как мне хорошо, - добавила она задумчиво. - Расту - не обращают внимания, цвету - не нюхают, засохну - и не вспомнят...

И вдруг Крапива всхлипнула:

- Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье!

Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь. (158 слов. Н. Сладков)