Личная жизнь

Как развить учебную мотивацию у ребенка? Как привить интерес к учебе У ребенка нет интереса к обучению

Как развить учебную мотивацию у ребенка? Как привить интерес к учебе У ребенка нет интереса к обучению

Что такое мотивация? Мотивация – это совокупность факторов, побуждающих нас к тому или иному действию. Она строится вокруг потребностей человека, стремясь удовлетворить которые он и занимается определенной деятельностью. Т.е. просыпаясь по утрам, почти каждый из нас имеет какую-то мотивацию, например, приобретать знания, заработать много денег и стать богатым, получить удовольствие и т.д. И именно под влиянием этих сил мы ходим на работу, на учебу или же, наоборот, прогуливаем занятия. Без мотивации деятельность будет нецеленаправленной и пассивной.

Мотивация на учебу

Разобравшись с тем, что такое мотивация, очень легко понять, какое значение она имеет в жизни человека и насколько важна для успешного обучения. Если ребенок не имеет мотивации к учебе, то будет посещать занятия с неохотой, лениться, выполнять задания спустя рукава. И еще хуже, если будет иметь отрицательную мотивацию, т.е. будет стремиться всеми возможными способами избежать учебы (прогуливать).

Чтобы этого избежать, необходимо замотивировать ребенка на учебу. А для этого важно знать, какие мотивы учебной деятельности существуют. Их можно разделить на три большие группы:

  1. Социальные. Эти мотивы могут быть направлены на какие-то идеалы и ценности (например, хорошо быть отличником, потому что это дает возможность поступить в ВУЗ, а это престижно), на взаимодействие с окружающими людьми (в школе я могу завести новых друзей), на коллективную деятельность (вместе решать задачи проще, в коллективе можно почерпнуть новую идею).
  2. Познавательные. В этой группе мотивов высшую ценность приобретает само знание: получение новой информации, освоение новых способов решения задач. Интерес может вызывать как сам процесс обучения, так и его конечный результат.
  3. Творческие. Здесь главным стимулом выступает возможность получения знаний/навыков/способов решения задач, которые могут пригодиться в любой индивидуальной деятельности.

Приемы мотивирования на учебу


Всем знакомое «Не хочу учиться…»

Разумеется, гораздо проще и эффективнее, когда не нужно заставлять ребенка ходить в школу, а домашние задания он выполняет не из-под палки, а по собственному желанию. Да, и студентам, и взрослым тоже иногда не повредит мотивация, особенно когда впереди сессия или требуется повышение квалификации. Существует несколько различных способов и приемов, как замотивировать ребенка (да и взрослого тоже) на выполнение учебной деятельности.

Поощрения

Поощрения могут быть абсолютно любыми в зависимости от того, что важно для ученика, которого мотивируем. Это положительные оценки, похвала, знаки отличия (например, грамоты), маленькие подарки (компьютерная игра, шоколад, новая игрушка и др.), разрешение каких-то действий (сходить на дискотеку, съездить на экскурсию и др.).

Для младших школьников большое значение имеет похвала, а также одобрение родителей, учителя, одноклассников. Стремление заслужить их будет являться отличной движущей силой обучения. Однако здесь главное не переусердствовать, а хвалить ребенка действительно за дело. В этом случае у ученика любого возраста будет складываться понимание того, что поощрение он получает за свои реальные знания/навыки/старания, и возникнет стремление развивать их и совершенствовать.

ВАЖНО! Наказание и излишняя строгость не имеют такого же эффекта, что и поощрение. Испытывая страх перед гневом родителей, ребенок будет не столько стремиться ходить в школу и хорошо учиться, сколько стараться скрыть от них плохие отметки, замечания в дневнике и т.д. Наверняка каждому знакомы истории с вырыванием листков из дневника, его «потерей» и пр.


Пожалуй, не самый лучший прием учебной мотивации.

Учеба – увлекательная игра

Часто бывает, что 6-7-летний ребенок еще не готов к обучению. Ему сложно сконцентрироваться, долгое время выполнять одну и ту же деятельность, быть внимательным и прилежным. Если оставить ребенка в садике еще на год нет возможности, то можно превратить обучение для него в увлекательную игру.

Например, выполняя домашние задания, необходимо использовать не только материал учебников, но и красочные иллюстрации, различные игрушки. Для обучения арифметике можно создать листочки из цветной бумаги, фигурки деревьев и человека, использовать настоящие фрукты и овощи. В этом случае ребенку будет легче понять и выучить числа, да и работать с ними станет намного увлекательнее – появится интерес к учебе. Задания, которые нельзя напрямую связать с предметами (написание букв, чтение и др.), можно включать в игровой процесс, например, во время игры в дочки матери попросить почитать сказку кукле.

Учеба и реальная жизнь

У детей более старшего возраста, подростков и старших школьников часто проблемы в учебной мотивации возникают на фоне того, что они не понимают, как это связано с их реальной жизнью. В этом случае необходимо показать, что обучение сможет помочь им в дальнейшем, какой бы путь они не выбрали.

Задачи должны быть напрямую связаны с жизнью (например, расчет процентов по банковским вкладам), любые отвлеченные понятия нужно сопровождать примерами (химию важно знать потому, что она неотделима от обычной жизни: лекарства, моющее средства, косметика и пр.).


Учиться в вузе сложнее, чем в школе. Поэтому привыкать лучше заранее.

Старших школьников целесообразно мотивировать на будущее – объяснить, как важна учеба для поступления в ВУЗ и построения карьеры. Отлично помогут в этом посещения открытых лекций в ВУЗе, куда ребенок планирует поступать, беседа с людьми тех профессий, которые ему интересны и пр.

Поиск интересных тем

Любая деятельность будет выполняться с удовольствием, если к ней есть интерес. И обучение не является исключением. Чтобы заинтересовать ребенка любого возраста в обучении, необходимо:

  • Убедиться, что получаемая нагрузка ему по силам. Если у школьника постоянно что-то не получается, то рано или поздно он прекратит попытки и утратит всякий интерес к этой деятельности. Поэтому нужно следить за уровнем сложности заданий, проконсультироваться с педагогом при необходимости, оказать ребенку помощь в освоении материала.
  • Понять, какие именно предметы ему интересны. Ребенок может иметь технический склад ума, гуманитарный или творческий. Поэтому некоторые предметы могут даваться обучающемуся хуже, а некоторые – лучше. Важно понять, в чем именно силен ребенок, и направить на это максимум сил. Однако про другие сферы (предметы) забывать также не стоит: их нужно развивать по мере возможности (занятия с репетиторами, дополнительное изучение и пр.), но в то же время не требовать от ребенка больше, чем он может.
  • Ориентироваться на потребности ученика. Задания должны быть адекватны этим потребностям, которые различны в разном возрасте. Так, у младших школьников доминируют потребности в самооценке, рефлексии, насыщении жажды знаний, теоретическом объяснении явлений, которые они наблюдают. Ребенку такого возраста необходимо объяснять, что и почему происходит (почему солнце светит, почему птицы улетают на юг и т.д.), постоянно снабжать его новой интересной информацией, давать возможность самостоятельно подумать над какими-то явлениями.В подростковом возрасте ведущую роль играют потребности в приобщении к социуму (к миру взрослых), в самоутверждении как личности, в самовоспитании. Поэтому для подростков важно, чтобы деятельность, которую они выполняют, давала навыки необходимые «во взрослом мире», позволяла тем или иным образом самоутверждаться. Задания для подростков должны давать им простор для творчества, должны быть связаны с обычной жизнью, с темами, которые для них актуальны.

Родители и ребенок – отличный тандем


Личный пример – лучшая мотивация. Чтобы заинтересовать ребенка в обучении, родители сами должны быть в нем заинтересованы и должны давать это понять. Для этого необходимо:

  1. Вместе выполнять задания, оказывать помощь при необходимости
  2. Интересоваться тем, что проходит ученик в школе в данный момент
  3. Совместно изучать какие-то интересные темы/вопросы/аспекты
  4. Обсуждать важные вопросы, всегда интересоваться мнением ребенка и не смеяться над ним
  5. Поддерживать и поощрять увлечения ребенка, его исследовательскую и познавательную деятельность

Пару слов напоследок

Плохая успеваемость и нежелание учиться не всегда говорят именно о недостатке мотивации. Иногда причина может быть в слишком большой нагрузке или плохих отношениях с учителем и/или с одноклассниками. Чтобы исключить это, побеседуйте с педагогом, посмотрите на обстановку в классе, поговорите с ребенком. Если в данных аспектах проблем нет, то можно сделать вывод о недостатке учебной мотивации и приступить к ее формированию.

Источник заглавной картинки - igames.by

У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.

Часто взрослые делают много ошибок для того, чтобы заставить дочку или сына учиться. Происходит это, потому что нет знаний, как воспитать любовь к учебе у детей. Некоторые начинают воспитывать так же, как их воспитывали в детстве. Получается, что ошибки воспитания переходят из поколения в поколение. Сначала наши родители мучаются сами и заставляют нас учиться, потом и мы применяем такие же пытки к нашим детям.

Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.

Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.

1) Нет желания и стимула к учебе

Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.

Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.

2) Стрессы в школе

Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.

На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)

Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?

Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.

Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.

3) Сопротивление давлению

Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.

4) Заниженная самооценка, неверие в себя

Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.

5) Слишком много контроля и помощи

Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.

Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.

Случай из практики:

К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.

Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.

Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.

6) Нужно давать отдых

Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.

Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.

7) Ссоры в семье

Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.

8) Комплексы

Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.

9) Плохая компания

Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.

10) Зависимости

Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.

11) Гиперактивность

Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для можно прочитать в этой статье.

Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

  1. Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.
    Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий. Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.
  2. Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.
    Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых. Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.
  3. Не дарите подарки за учебу
    Некоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.
  4. Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебе
    Для этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.
  5. Бывает, родители требуют слишком многого от своих детей
    Сейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.
  6. Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
  7. Лучше прививать привычку к учебе с 1-го класса
    Если чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.
  8. Помогите увидеть позитивные изменения
    Когда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.
  9. Подавайте пример
    Не пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.
  10. Поддерживайте
    Если школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.
  11. Разделите переживания
    Объясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.
  12. Укажите на хорошие качества ребенка
    Даже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.
  13. Учитывайте желания и стремления самого ребенка
    Если Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.

Стоит ли заставлять чадо учиться?

Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.

Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.

Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.

Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на консультацию психолога онлайн. Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.

Ох, как же трудно мне учиться!

Строчки ровно в ряд писать,

Примеры сложные решать!

Я хочу с ребятами резвиться,

Мамуля, ты меня не заставляй,

Ты со мною «в школу» поиграй,

Где на всех уроках, как в игре,

Интересно и тебе, и мне!

(Анна Кубата)

В рамках акции «Образование – всем детям!» мы продолжаем разговор с родителями о том, как правильно организовать образовательную деятельность своего ребенка. На вопросы родителей отвечает психолог МБУ СО «Кризисный центр» — Анна Кубата.

Многие родители часто задаются вопросом: Как вызвать у ребенка интерес к учебе? Почему ребенок не хочет учиться?

В действительности, если родитель задает себе такой вопрос, то чаще всего, в голову приходит, довольно банальный ответ – из-за лени. Но на самом деле, все гораздо сложнее. Ведь отсутствие у ребенка интереса к учебе могут спровоцировать сами родители, предъявляя своему чаду непосильные требования.

Предлагаем родителям использовать некоторые рекомендации, которые помогут грамотно организовать образовательное пространство и воспитать положительное отношение ребенка к учебе.

Во-первых, присмотритесь к себе.

Какие требования вы предъявляете своему ребенку? Соответствуют ли они его возрасту, возможностям?

Бесполезно заставлять ребенка заниматься уроками часами, если он еще младший школьник. В этом возрасте ведущим видом деятельности является игра . Ребенок в этом возрасте не способен длительное время усидеть на месте. Такая нагрузка может вызвать нервное перенапряжение. Время, отведенное урокам, должно соответствовать возрасту ребенка: не более двух часов с 15-минутным перерывом через каждые 45 минут (учитывая индивидуальные особенности ребенка).

Во-вторых, если вы требуете от своего школьника только отличных результатов, каждый раз критикуя за более низкие оценки, приготовьтесь к тому, что у него выработается отрицательное отношение к учебе из-за страха наказания и негативного отношения к нему со стороны взрослых.

Кроме того, у ребенка вырабатывается страх совершить ошибку, что непременно случается из-за постоянного напряжения, — внимание рассеивается, и ребенок ошибается. Отсюда комплексы, неуверенность в себе, и как следствие, ложь («ничего не задали», «я уже все сделал», «потеря» дневника и т.п.).

Чтобы этого избежать, поощряйте ребенка за хорошие оценки, за его старания. Если все-таки плохая оценка получена, не ругайте и не критикуйте, а наоборот, поддержите: «Я знаю, ты старался! В следующий раз у тебя обязательно всё получится!»

В-третьих, каждому ребенку нужен индивидуальный подход в учебе, учитывая его темперамент.

Под темпераментом, мы понимаем тип нервной системы, который обуславливает скорость и силу протекания нервных процессов. Известно четыре типа темперамента:

флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики .

Бесполезно, а порой и вредно, требовать от ребенка с флегматичным темпераментом быстрого выполнения заданий, так как его нервная система инертна и не способна быстро «включиться» в какую-либо деятельность и динамично выполнять ее. Такому ребенку необходимо давать больше времени на выполнение задания и не торопить его.

А вот ребенку-сангвинику быстрый темп работы дается легко, но завершить начатое дело и не отвлекаться — сложная для него задача. Такого ребенка желательно заинтересовать такими видами деятельности, которые концентрируют внимание, требуют тщательности выполнения. Это может быть конструирование, складывание паззлов, рукоделие. Необходимо поощрять сангвиника за его настойчивость при выполнении заданий.

У ребенка холерического темперамента могут возникнуть сложности из-за избытка энергии, неусидчивости, невнимательности. В первую очередь, нужно дать выход накопившейся энергии. Идеальный вариант – занятия подвижными видами спорта. Для тренировки внимания также подойдут занятия рукоделием, лепкой, рисованием. Холерики всегда торопятся! Объясните ребенку, что главное в работе — качество, а не количество.

Очень внимательно нужно относиться к ребенкус меланхолическим темпераментом . Такой ребенок нуждается в постоянной поддержке со стороны близких ему людей. Малейшая неудача повергает его в уныние. Задача родителей — научить ребенка видеть в ошибках положительный опыт, хвалить его за успехи и обязательно говорить ему, что вы верите в его силы, и что он сможет справиться с заданием.

В-четвертых, будьте образцом для своего ребенка.

Расскажите ему о своих школьных годах, об успехах, о выступлениях на олимпиадах и конкурсах. Вспомните свои любимые предметы и учителей. Просмотрите вместе школьные фотографии, расскажите об одноклассниках, одним словом, формируйте у ребенка положительное отношение к школе. Также играйте всей семьей в интеллектуальные игры, чтобы расширить кругозор и воспитать потребность познавать что-то новое. Играйте с ребенком «в школу», выполняя домашнее задание. Используйте различные цветные карточки, карандаши и фломастеры, магнитики, конструкторы и разные другие предметы, которые вызовут интерес у ребенка и разнообразят скучные для него примеры по математике, тексты и правила по русскому языку. Так вы получите не только выполненное домашнее задание и хорошую оценку, но и желание ребенка вновь приступить к такой занимательной «игре» в следующий раз.

В-пятых, помогайте ребенку выполнять домашнее задание.

Если вы будете выполнять домашние задания за ребенка, вы отберете у него возможность научиться думать, вырабатывать в себе самостоятельность и ответственность. Задача родителя — обязательно откликаться на просьбы о помощи, если ребенок затрудняется с тем или иным заданием, но помощь должна состоять в виде заданного вектора, подсказки, чтобы ребенок смог развить свои мыслительные способности, научился решать поставленные перед ним задачи.

Еще одна важная деталь – организация рабочего места ребенка .

Это должен быть удобный стол, расположенный в хорошо освещенном месте. Где достаточно пространства и нет отвлекающих предметов и шумов, например, телевизора. В этом деле также можно проявить творческую смекалку: наклеить на полочки, стены разноцветные стикеры с математическими формулами, словами-исключениями. Ну, а если есть грамоты и благодарности, то и их повесить рядом в рамочки, чтобы, глядя на них, ребенок вспоминал о прежних успехах и стремился к новым, повышая в себе уверенность и собственную значимость.

Главное помните, что ребенку необходима поддержка взрослых, искренняя заинтересованность в его успехах.

Будьте терпеливы и внимательны во время школьного этапа в жизни ребенка. Присматривайтесь к себе, не слишком ли вы категоричны и требовательны, вспомните мудрое высказывание классика русской литературы Н.В. Гоголя: «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать, прежде всего, себя».

Удачи вам, дорогие родители!

Многие родители жалуются на то, что ребенок не проявляет никакого интереса к учебе. В большинстве случаев это выясняется на 1-2 год обучения, в то время как родители приложили максимум усилий, чтобы устроить свое любимое чадо в самую лучшую школу, прошли несколько подготовительных этапов и осуществили серьезную работу с самим малышом, прививая ему интерес к процессу обучения. Спустя какое-то время ребенок начинает проявлять свой характер, отказываясь от учебы . Дети, которые с удовольствием изучали новое, стремились получить больше информации, с поступлением в школу перестают проявлять к этому интерес, устраивают истерики со слезами на глазах по поводу выполнения домашних заданий. Такая ситуация знакома многим родителям. Что же происходит с ребенком?

В первую очередь необходимо определить, какова причина того, что ребенок не может привыкнуть к статусу школьника . Данная проблема может быть обусловлена несколькими факторами:

Ребенок не может установить контакт с классным руководителем;

Большие нагрузки , которые характерны для специализированных школ;

Отсутствие мотивации к обучению;

Неготовность малыша к школе.

Конечно, когда малышу задают вопрос: «Хочешь ли ты пойти в школу?», он утвердительно кивает головой. Но это, абсолютно, ни о чем не говорит. Детям интересно все неизведанное. Однако школа – это не только заведение, где ребенок может узнать что-то увлекательное и познавательное. Это еще и первый опыт демонстрации дисциплинированности, способности контактировать, как со сверстниками, так и взрослыми людьми. Если у ребенка не имеется мотивация к обучению, то никакие его таланты не смогут ему помочь, он испугается трудностей , с которыми столкнется в школе.

Происходит и так, что ребенок очень смышлен, он желает знать все, поэтому вся предоставляемая информация довольно быстро впитывается им. Но поход в школу все приостанавливает. Малыш понимает, что здесь нельзя делать так, как хочется, постоянно слушать преподавателя , спокойно сидеть целых 45 минут и наблюдать за тем, как остальные дети не могут ответить на элементарные вопросы.

Другие малыши-школьники очень любят получать одобрение и похвалу за свои успехи. Данный тип детей учится и получает хорошие отметки только потому, что на них оказывает огромное влияние авторитет родителей. Но с каждым годом ребенок взрослеет, и данный авторитет сменяется новыми интересами, людьми. Тогда и картина меняется кардинальным образом.

А есть просто ленивые малыши или те, которые в свое время недополучили родительского внимания и теплого отношения, в результате чего они становятся малоинициативными.

Ребенок, который впервые идет в школу, должен иметь несколько видов подготовки:

Интеллектуальную.

Малыш должен иметь широкий кругозор , владеть минимальными дошкольными знаниями, проявлять логическое мышление и рационально рассуждать;

Мотивационную.

Родители должны привить малышу любовь к школе, рассказать, что там интересно и это необходимо для его будущего;

Волевую.

Малыш должен быть способен выстраивать диалог и совершать осмысленные действия .

Если хоть одна их этих подготовок отсутствует, у ребенка могут возникнуть трудности, которые обязательно проявятся. По этой причине многие психологи рекомендуют, прежде чем отдавать малыша в первый класс, проверить степень его готовности к ней.

Находчивых и развитых малышей следует обучать действовать по правилам. Неактивных и детей с низким уровнем понимания необходимо заинтересовать. Родители знают о своем ребенке все. Вспомните, что интересует вашего ребенка большего всего. Благодаря этим увлечениям можно активизировать привязанности, переводя их на процесс обучения. К примеру, малышу нравится рисовать. Не отказывайте ему в этом увлечении, но при этом просите его рассказывать, что именно он рисует, для чего и почему. Такая форма обучения в игровой форме дает возможность развивать мышление, усидчивость, происходит расширение кругозора и формирование моторики рук.

Если кроха очень любит играть, и это не проблема. Ведь на сегодняшний день существует большое разнообразие развивающих игр , которые помогают подготовить малышей к школьной программе.

Иногда малыш просто не понимает, зачем ему учиться в школе. В этом помогает стимул . Поощрение в любой ситуации оказывает положительное влияние на детей. Однако не стоит выражать свою похвалу в денежном эквиваленте, поскольку это может отразиться на мировоззрении крохи.

Некоторые родители так зациклены на обучении ребенка, что контролируют его домашние задания чуть ли не до окончания школы. Однако данный метод никак нельзя назвать правильным воспитанием. Научите малыша организовывать свой труд в начальных классах. Тогда вам не придется стоять над малышом с ремнем, постоянно заставляя его сделать домашнюю работу. Самостоятельность приносит больше результата.

Очень важно помнить, что ребенок не должен соотносить учебу с наказанием . Если ваш ребенок провинился, не следует наказывать его, заставляя читать книги или же вырабатывать каллиграфический подчерк. Отрицательное отношение к обучению и комплекс ущербности могут навсегда отбить у школьника тягу к знаниям.

Не забывайте, что не существует детей, которые не воспринимают обучение. Тяга к познанию присутствует абсолютно у каждого человека. Важно направить ребенка, помочь ему, поддержать, все правильно объяснить и показать. Только в этом случае малыш будет с удовольствием посещать школу и приобретать новые знания .

Учебный год только начался, а многие родители уже начинают искать полезную литературу и советы ? Сегодня важная тема — обсудим что делать, если оценки вашего школьника оставляют желать лучшего. Как сэкономить свои нервы и вдохновить ученика.

Многие дети к 12-14 годам начинают терять интерес к учебе. И даже если в начальной школе вам было просто мотивировать или заставить выполнять все необходимые задания и учиться хорошо, то сейчас ребенку все интереснее проводить время с друзьями или в гаджетах, задерживаться на прогулках или «зависать» у телевизора. Так уж устроен детский организм, что в силу возраста и незрелости, сам школьник еще не понимает всю важность образования. Поэтому задача родителя:

Показать все плюсы и преимущества хорошей учебы. Объясняйте ребенку о будущих возможностях карьеры и достатка, как они зависят от качества образования и знаний.

Обратите внимание на увлечения своего школьника, выявляйте интересы и таланты, смотрите, что доставляет наибольшее удовольствие ребенку. Поощряйте трудолюбие в нешкольных интересах и хобби.

С раннего возраста прививайте любовь к учебе. Это невозможно сделать в возрасте тинейджера, ответственность развивается с годами.

Не используйте шантаж. Вы как родитель должны четко уяснить, что методы шантажа дают обратный эффект. «Будут тройки, не получишь новый телефон». Телефон, конечно, хочется, вот только учеба начинает вызывать все больше отвращение, так как воспринимается как преграда между желаемым и реальностью. Общение с подростками – очень тонкая и деликатная тема.

Доверие ребенка

Завоевать доверие и уважение непросто, а еще проще его потерять. Если ребенок живет в постоянном страхе и слышит угрозы и шантаж, то вряд ли вы выстроите доверительные отношения. При наличии этой проблемы общения искореняйте ее как можно раньше. Общайтесь с ребенком, больше беседуйте об интересах, узнайте какие предметы вызывают радость, уточняйте и понимайте какие предметы не нравятся и почему. Не навязывайте своего мнения, слушайте. Ребенку важно видеть, что вы рядом с ним, на его стороне, а не против.

Похвала

Ее любят все. Отмечайте достижения школьника, поощряйте их, хвалите. В начальных классах этого бывает достаточно, чтобы привить любовь к учебе. В любом возрасте любой человек оценит ласку и похвалу! Беспроигрышный вариант.

Хобби и интересы подростка

Каждый ребенок талантлив. Нет времени – отговорка. Несмотря на свою занятость уделяйте время увлечениям. Узнайте, что нравится вашего ребенку. К тому же часто увлечения подростка можно связать со школьными предметами, например, ваша дочь может любить книги (литература, русский, история), увлекается компьютером (информатика, английский), хорошо танцует (физкультура) и так далее. Сын много играет? Поговорите с ним о процессе создания игр? Какие знания могут быть необходимы для этого? Информатика, программирование, дизайн и так далее.

Дети – наше отражение

Лучшее воспитание – собственный пример. Глубоко убеждена, что если мама с папой работают и постоянно узнают новое, совершенствуются и внимательны к ребенку, то и он будет тянуться ко всему новому, проявлять интерес к учебе. Делитесь своими эмоциями и рассуждениями. Были на интересной конференции – поделитесь впечатлениями за семейным ужином. Получили новый проект – расскажите об этой, порадуйтесь всей семьей. Успех заразителен.

Знания повсюду

Отдать ребенка в школу и быть уверенным, что там его должны всему научить – это ошибка. Образование в России далеко от совершенства. Углубленное изучение, кружки по интересам, доступ к дополнительной литературе – обеспечьте ребенку возможности. Тратьте свое время на дополнительное образование школьника.

Самостоятельность

Очень полезное качество! От него же зависит ответственность и тесно связана безопасность. Общайтесь, рассказывайте подростку о необходимости быть ответственным. Будь то качественное выполнение домашних заданий без надзора родителей или поведение на переменах и по пути из школы домой. Стройте параллели между успешной учебой в школе и поступлением в ВУЗ.

Денежная мотивация

Отличный способ дать ребенку возможность проявить свои положительные качества и заработать дополнительные карманные деньги. Продумайте шкалу поощрения. При этом стоит ограничить спонтанные покупки «хотелок». Пусть ваш подросток сам своим трудом заработает на желаемую вещь.

«Труд сделает из тебя человека»

В запущенной ситуации тоже работает неплохо. Если лень главный спутник подростка, то воздействуйте на него трудом. Можно ограничить карманные деньги и позволить небольшие заработки, например, на время каникул. Низкооплачиваемая работа и график «на ногах» помогут понять все прелести низкоквалифицированного труда. А на контрасте можно беседовать о престижной работе в офисных центрах, прогуливаясь мимо них.

Выберите для себя подходящие рекомендации и попробуйте постепенно вводить их. Например, не стоит сразу прям приходить к подростку с расценками на учебу и предлагать деньги. Хвалите отдельные достижения, поощряйте их, постепенно предложите их систематизировать.

Правила общения, если подросток не любит тему учебы в принципе.

Переходный возраст непростой спутник подросткового периода. Именно сейчас есть риск потерять авторитет в глазах подростка. Резкое осуждение со стороны родителей и постоянные конфликты приводят к отторжению учебы, ребенок может начать прогуливать уроки назло. Хотят что-то доказать! Что – не всегда и сами знают, но сделать назло очень хочется. Почувствовать себя взрослыми.

Правила, которые помогут в общении с подростком:

  • Уважайте личность ребенка, разговаривайте с ним на равных, не унижайте и не обзывайте его.
  • Установите определенные правила поведения. Что вы допускаете, а что категорически запрещено в вашей семье.
  • Слушайте ребенка, задавайте наводящие вопросы, получайте аргументы. Диалог всегда будет идти на пользу в построении отношений. А вот сплошные нотации – наоборот выстоят между вами стену.
  • Не отрицайте сразу критику в свою сторону. Выясняйте ситуацию. Старайтесь поставить себя на место ребенка и понять.
  • Объясняйте важность получения образование, необходимость школьных знаний для дальнейшей жизни.
  • Искренне спрашивайте ребенка о школьных делах. Беседуйте с ним. Безразличные и шаблонные вопросы порождают шаблонные ответы «нормально».
  • Гордитесь достижениями, отмечайте прогресс, не скупитесь на похвалу.
  • В случае сложностей с домашними заданиями или школьной программой постарайтесь помочь, объясните, попросите учителя помочь или и вовсе наймите репетитора. Недопонятый материал сегодня влечет большие проблемы в будущем.
  • Провалы случаются. Не зацикливайтесь на осуждении за плохие отметки, поддержите подростка. Вместе подумайте, как можно исправить ситуацию.
  • Говорите о целях. Подросток должен понимать к чему он стремится, чего хочешь достичь и какие знания ему нужны. Определите склонность к наукам.
  • Поощряйте и хвалите за конкретные успехи. Соизмеряйте свои ожидания с реальными возможностями ребенка.
  • Не сравнивайте отметки и достижения со сверстниками, не обсуждайте одноклассников.
  • Любите своего ребенка.

Каждый родитель в силах привить своему ребенку любовь к учебе. Не игнорируйте советы, приведенные выше. Обдумайте их и постарайтесь применить на практике. Мотивация важна для развития целеустремлённости и ответственности.

Осознание необходимости образования приходит с годами. На начальном этапе дети учатся ради признания родителей и похвалы. Им важно знать, что мама и папа гордятся ими. И только в этом случае рождается желание двигаться вперед и развиваться, когда ребенок знает, что его ценят, а он «не подведет».

Не делайте из учебы культ. Не учите сутками и не читайте постоянные нотации. Опирайтесь на интересы и таланты ребенка, и тогда учеба будет в радость и удовольствие.

Надеемся, что наши советы, как мотивировать подростка на учебу , были вам полезны! Желаем вашим деткам успехов в учебе! Делитесь в комментариях своим опытом и историями!