Женщины

Как рождаются чувства. Почему возникают чувства к человеку? Чувство нежности и утешение - соматосенсорная кора

Как рождаются чувства. Почему возникают чувства к человеку? Чувство нежности и утешение - соматосенсорная кора

Ученые изучают мозг уже более 100 лет, однако до сих пор это остается сложнейшей загадкой для человека. Каким образом работает мозг? На этот вопрос сегодня вам не ответит ни один нейробиолог. Мы лишь в состоянии понять некоторые явления, которые происходят в нейронных сетях мозга и каким образом они отражаются на нашем состоянии. Так как же формируются человеческие эмоции, и в каких именно областях мозга рождаются чувства?

Несколько слов об эмоциях

Эмоции - это одно из проявлений отношения человека к самому себе и окружающей действительности. Сегодня ученым известно многое о формировании эмоций и механизмах их возникновения, что позволило управлять ими. Так, грамотный психолог может хорошо поработать с эмоциями человека, дав ему возможность справиться с негативными их проявлениями, в частности, перебороть страх, гнев и другие состояния, мешающие человеку радоваться жизни.

Существует множество слов, которые объясняют те или иные эмоциональные оттенки - радость, горе, сострадание, страх, гнев, ревность, жалость, безразличие, любовь и многие другие. Если рассматривать эмоцию чисто с физиологической точки зрения, то она представляет собой реакцию организма на воздействие некоторых внутренних и внешних раздражителей. Такие реакции имеют явно субъективный характер и, как правило, охватывают все виды чувствительности.

Нужно понимать, что эмоции проявляются не только в определенных субъективных переживаниях, но и вполне объективных проявлениях. Например, при той или иной эмоции человек совершает определенные действия, у него выражается мимика и проявляются специфические для данной эмоции вегетативные реакции.



Чувство вины и стыда - височные доли

Нам достаточно легко понять каким образом мозг оперирует памятью и мыслительным процессом. Но как же быть с чувствами? Мы так привыкли к фразам вроде «разбить сердце», если речь идет о грусти, или «залился краской», когда описываем стыд. В этом смысле нам достаточно сложно принять тот факт, что эмоции и чувства также, как и мыслительный процесс и память, формируются в мозге. И все же, это так. Эмоции - нейрофизиологический процесс, протекающий в тканях головного мозга. Сегодня благодаря технологиям нейровизуализации ученые могут оценить этот процесс.

Группа ученых из Университета Людвига Максимилиана (Мюнхен) под руководством Петры Михаль провели серию любопытных исследований по выявлению областей головного мозга, которые отвечают за чувство вины и стыд. После проведения множества МРТ-снимков головного мозга ученые выяснили, что анатомически эти две эмоции соседствуют.

Экспериментаторы попросили участников исследования вообразить, будто они ощущают сильную вину или стыд, и в обоих случаях такие эмоции активировали височные доли мозга. При этом следует отметить, что стыд задействовал в них переднюю поясную кору, которая ответственна за связь с внешней средой и сообщает человеку об ошибках, а также парагиппокампальную извилину, которая отвечает за запоминание сцен и воспоминаний из прошлого. Что касается чувства вины, то она в свою очередь, активировала латеральную затылочно-височную извилину и среднюю височную извилину. Это центр вестибулярного анализатора.

Помимо этого, у пристыженных людей начинали активироваться передние и средние лобные извилины, а у тех, кто ощущал вину, также активизировались миндалевидные тела и островковая доля. Что касается последних двух зон мозга, то они входят в лимбическую систему, которая регулирует наши базовые эмоции, например, «бей или беги», а также работу внутренних органов, кровяное давление и другие процессы и реакции.

При сравнении МРТ-снимков мозга людей разного пола, ученые обнаружили любопытный факт. Так, у женщин, например, вина затрагивала только височные доли, а у мужчин также начинали работать и лобные доли, затылочные доли и миндалины. Это одни из самых древних элементов мозга, которые отвечают за ощущение страха, паники, гнева и удовольствия.

Чувство гнева и страха - миндалины

Лимбическая система мозга ответственна чувства, действия и реакции, необходимые для выживания вида. Формируется лимбическая система во время внутриутробного развития плода. Важнейшим элементом лимбической системы являются миндалины - структуры, располагающиеся возле гипоталамуса. Миндалины активизируются, когда человек видит пищу, сексуального партнера, плачущих детей, соперников и так далее. Реакция организма на источник страха - также работа миндалевидных тел. Например, если ночью вы возвращаетесь домой, и по дороге вам кажется, что кто-то вас преследует, то это также работа миндалин. В ходе нескольких независимых исследований, которые проводились в различных центрах и университетах, специалистам удалось выяснить, что даже искусственная стимуляция этих областей вызывает у человека чувство приближения неминуемой опасности.

Что касается гнева, то, как выяснилось, он также возникает благодаря активности миндалевидных тел. При этом ученым удалось выяснить, что по физиологическим параметрам гнев сильно отличается от страха, печали и иных неблагоприятных эмоций. Как это не парадоксально, но в этом смысле человеческий гнев удивительным образом похож на счастье. Так, гнев подталкивает нас двигаться вперед, как радость и удовольствие, в то время как страх и горе вынуждают человека отстраняться. В состоянии гнева, ярости и злобы в мозге активируются самые различные участки, ведь для реализации этой эмоции мозгу необходимо оценить обстановку, а также обратиться к памяти, опыту, нормализовать выработку необходимых гормонов и провести много другой работы для того чтобы полностью подготовить организм к такому чувству.



Чувство радости и смех - префронтальная кора и гиппокамп

В моменты, когда мы испытываем радость, счастье, смеемся и улыбаемся, то в это время в головном мозге активизируется большое количество различных участков. При этом также задействуется знакомое нам миндалевидное тело, а также префронтальная кора, гиппокамп и кора передней островковой доли большого мозга. Таким образом, радость, также как и гнев и страх, охватывают практически весь мозг.

Учеными было установлено, что в момент радости у человека правая миндалина становится немного активнее левой. Довольно распространенное мнение, что левое полушарие мозга отвечает за логические процессы, а правое - за творчество. Однако сегодня ученые знают, что это не так, ведь для выполнения большинства функций мозгу, на самом деле, нужны обе части, несмотря на то, что асимметрия полушарий действительно существует. Например, крупные центры речи располагаются с левой стороны, а зона, которая отвечает за обработку интонации - располагается с правой стороны.

С лимбической системой головного мозга тесно связана префронтальная кора. Последняя представляет собой несколько областей лобных долей мозга, располагающихся в передней части полушарий, непосредственно за лобной костью. Префронтальная кора отвечает за нашу способность определять цели и ставить планы, достигать результатов, а также менять направление деятельности и даже импровизировать. Как показывают исследования, у женщин в моментах счастья префронтальная кора левого полушария немного активнее, чем правая.

Гиппокамп - еще одна анатомическая структура головного мозга, которая помогает человеку отделить важные эмоциональные события от второстепенных. Таким образом, сильные эмоции человек сохраняет в памяти надолго, а незначительные - быстро забывает. То есть гиппокамп оценивает значимость счастливой эмоции для помещения ее в архив памяти. Достигается это в том числе и за счет активности передней островковой доли мозга, которая также связана с лимбической системой. Установлено, что островковая доля большого мозга активнее всего ведет себя, когда человек испытывает приятные или печальные чувства.

Чувство нежности и утешение - соматосенсорная кора

В то же время множество других исследований показывают, что дружеское общение полезно для человека физически и духовно. Оно продлевает жизнь и улучшает ее качество. Даже прикосновение руки человека, который вам дорог, значительно облегчает печаль и боль. Это происходит благодаря высвобождению специфических нейромедиаторов - окситоцина и опиоидов. Они вырабатываются в моменты проявления нежности.

С помощью томографических исследований было установлено, что ласка и нежность вызывают сильный всплеск активности в соматосенсорной коре головного мозга, которая ответственна за наши тактильные ощущения. Ученые пришли к выводу, что импульсы, которые возникают в моменты, если кто-то нежно касается нашего тела, особенно в тяжелые минуты, связаны с процессом вычленения из общего потока критически важных стимулов, которые способны все для нас изменить. Исследователи также заметили, что участники эксперимента переживали горе легче, когда их держал за руку незнакомец, и намного легче, когда их касался близкий человек.

Вместо заключения

Несмотря на активное изучение мозга, пока еще ученым так и не удалось точно выяснить, что же представляет собой эмоция. Сегодня известно, что множество чувств рождается в лимбической системе, представляющей собой древнюю структуру мозга. Однако ученые отдают себе отчет в том, что далеко не все, что мы традиционно признаем эмоциями, на самом деле являются ими. К примеру, если рассматривать такое состояние как вожделение, то с физиологической точки зрения оно совсем не похоже на страх или радость. Установлено, что при вожделении импульсы формируются не в миндалинах, а в вентральном стриатуме - так называемом «центре вознаграждения». Например, эта область также активизируется, когда мы едим вкусную пищу и во время оргазма.

Знаете, как рождаются чувства? Человек появляется внезапно, поначалу тихо стучит в дверь души, а чуть позже, когда подпускаешь, врывается нахрапом. Вот и он пришел тихо и так громко по-мужски устроил свой порядок, что опомниться толком не успела. Все те стены, которые тщательно возводила против чувств, быстро разрушил. Всю мою прошлую жизнь уничтожил. На те места, где кровоточило, наложил любовь, подкрепил надеждой. Стёр с моей памяти все то, что было до, и показал новую жизнь, сотканную надёжностью и заботой. Он научил меня заново улыбаться и по-настоящему любить. Он подарил мне крылья, благодаря ему я снова летаю.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Обдумываю героев новой книги, их взаимоотношения и переживания. В такие моменты на жизнь человека, как явление, смотришь будто бы со стороны.

Так мы на жизнь другого человека - и своих родителей и своих братьев и сестёр, и дедушек с бабушками, и тёток с дядьями, не говоря уже о коллегах, одноклассниках, однокурсниках, соседях по дому и по салону общественного транспорта всегда смотрим со стороны. Только часто в упор не видим этой самой жизни. Нам не интересна другая, часто - чужая нам жизнь. Со своей бы разобраться. В аннотации к "Симсам" написано: "немногие люди могут похвастаться тем, что полностью контролируют жизнь хотя бы своей собственной семьи". А тут - жизнь многих людей, которые раз за разом нас не только реально окружают, но так или иначе с нами реально взаимодействуют. Нейтрально, положительно или отрицательно.

Копаешься в пережитом лично, увиденном у других, исследуешь и изучаешь развития и угасания.

Ключевое слово здесь - "копаешься". Немногие сегодня могут себе позволить покопаться. В книгах, чего уж там особо скрывать, многие читатели ищут увлекательный сюжет, который не напрягает мозг, не пробуждает чувства, не даёт глубину эмоциям. Проще говоря - не требует думать, мыслить, сопереживать. Когда начинаешь копаться, описывать все эти "деталюшки", понимаешь - это многие читатели просто пролистнут, пропустят, не будут они такое читать сколько-нибудь внимательно.

Как это рождается? Откуда берется? Почему и зачем?

Опасные вопросы. Да, важные, но опасные. Начинаешь задумываться - начинаешь меняться, колебаться, проявляется неуверенность, исчезает автоматизм действий и мышления, теряется темп.

Раньше человек мог вполне себе позволить потратить день на написание писем друзьям, приятелям, коллегам, оппонентам - вручную, гусиным пером. Никаких клавиатур, систем распознавания речи, пишмашинок и компьютеров. И никакого опасения чего-то не успеть. Спокойный ритм жизни. Да, жили тогда сорок-пятьдесят лет, а не семьдесят, как сейчас, но ведь жили же. Думали, вглядывались и понимали. Главное - понимали. Себя и других.

А сегодня многие ни себя не понимают, ни других. Вот что страшно. И на писателя, стремящегося ответить сколько-нибудь полно на заявленные три вопроса смотрят очень часто как на прокажённого. Конечно, ведь в его книгах нет пиф-пафа, нет списков побед над женщинами или над мужчинами, нет драйва. Проще говоря - нет того, что нужно большинству или значительной части читателей.

Штабеля непрочитанных книг, кстати, даже визуально пугают больше, чем каталоги непрочитанных файлов с текстами на винчестерах - локальных или сетевых.

Мы не научились ни жить медленно и глубоко, как не научились жить быстро и полно. Мы где-то остались посередине.

И что происходит потом, когда нежность и тепло постепенно заменяют холодная уравновешенность и дружба, лишенная трепета, перерастая в привычку?

Гм. На мой взгляд, весьма спорное суждение. Нежность и тепло свойственны не только любви, но и дружбе. И трепет тоже свойственен не только любви, но и дружбе. А любовь... На мой взгляд, нас, людей, не учат любить. Как не учат и дружить. Могу предположить, что многие скажут - этому невозможно научить. Да, словами и текстами - невозможно. А вот личным примером - можно. "И нет цены выше той, что платит тот, кто положит душу и жизнь свою за други своя". Другом, кстати, может стать абсолютно незнакомый человек и многие люди об этом если не знают, то догадываются. В том числе и употребляя при обращении к тому же незнакомому человеку слова "друг"брат".

Мы не проявляем нежность и тепло часто потому что у нас нет для этого ни стимула, ни повода. Никакие нежность и тепло, проявляемые родителями, не смогут переломить безразличие и жестокость окружающего их детей общества других людей. "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". Это сказал известный мудрый человек. Система общества, система государства, корпоративная система отрицают индивидуальность, превозносят групповщину, в которой нет места ни нежности, ни теплу, ни трепету. "Ничего личного, только бизнес". Кстати "бизнес" - это всего лишь дело, занятость. Но бизнес жесток и безличен, а люди стремятся сохранить свою индивидуальность, свою неодинаковость.

Ты даришь нежность и тепло человеку здесь и сейчас. А через месяц, полгода, год этот же человек пройдётся по тебе катком и не вспомнит о твоём благодеянии просто потому, что он уже изменился, он теперь, спустя время, другой. А ты... ты ждёшь отклика и часто - воздаяния за добро. Но у нас, людей, не принято немедленно воздавать должным образом ни за доборо, ни за зло. Мы боимся пиковых чувств, эмоций, мы боимся силы и мощи мести. Мы не знаем остроты и не знаем глубины. Мы где-то посередине, мы - в болоте. Где спокойно и тепло, где всё застыло. Очень многие люди ценят спокойствие выше напряжения истинной жизни.

Мы забываем о том, что мы меняемся сами. И редко вглядываемся в самих себя. Редко понимаем себя с должной полнотой и глубиной. А уж понять другого человека для многих из нас - проявить просто ошеломительную гибкость мышления и восприятия.

Мы - импульсные существа. Можем вспыхнуть и можем погаснуть. А можем - тлеть. И сами своими вспышками не всегда можем управлять профессионально, обдуманно и чётко. Будь то вспышка чувств, эмоций или действий. А уж управлять чувствами, эмоциями или действиями других людей, вести за собой, добиваться эффективности совместных действий - для многих людей это тёмный лес и китайская грамота. Вот так и продолжаем жить в болоте. Потому... Не надо требовать постоянства в чувствах. "Не обещайте деве юной любови вечной на Земле". Не надо требовать, не умея обеспечивать это постоянство должным уровнем взаимодействия с партнёром.

Замечает ли человек, как трансформируются его чувства или это ощущает только партнер?

А оно ему надо, замечать такое? Речь ведь идёт о любви, а не только о дружбе, не так ли? Речь идёт о совместном проживании, совместном ведении хозяйства, совместном воспитании своих детей. Давайте так же не забывать и о том, что мальчиков и девочек у нас пытаются воспитывать одинаково, не понимая, насколько они на самом деле, в том числе в немалой степени и в силу своего пола, разные. Девочке в любви надо совсем другое, не всегда то же самое, что и мальчику. У девочек - двойная ответственность: за себя и за своего ребёнка, у мальчиков - только одинарная. Мы этого не понимаем, не разумеем, не принимаем и продолжаем метаться.

Девочки взрослеют раньше. Прежде всего - внутренне. Да, не все поголовно, согласен, но опять таки, много ли у девочки осьмнадцати лет вокруг должных, годных к наследованию положительных примеров, чтобы она не только знала, с кого следует делать жизнь, но и умела и любила следить и управлять своими чувствами и эмоциями, в том числе и понимая достаточно глубоко и полно ту простую истину, что мальчик - не её матричная копия.

"Любят одних, а выходят замуж и женятся - на других" - тоже старая истина. Далеко не всем людям удавалось совместить любовь и замужество-женитьбу. Начиная от королей и кончая простыми смердами.

Быть может, человек просто не задумывается об этом, как сороконожка, которая после вопроса о количестве ножек, запуталась в них?

А ему, человеку, надо задумываться над этим? Его, этого человека, приучили к этому с раннего детства?

Чем отличается ученик от мастера? Тем, что мастер часто не задумывается, он просто и точно, а главное - чётко и быстро действует, чтобы достичь максимального в данных обстоятельствах необходимого результата. А ученик, соответственно, медлит, примеривается, раздумывает.

Кстати, сороконожка на вопрос о количестве ног в большинстве случаев отвечает точно и чётко. Другое дело, что она не всегда может ответить чётко и быстро на вопрос о том, как ей удаётся синхронно и эффективно управлять всеми этими двадцатью парами ног. Но она и не обязана об этом задумываться, она просто ходит и потому, в том числе, живёт.

Бывают ли правильные и неправильные чувства? Приемлемые и недопустимые?

Нет, не бывают. Есть изменяющееся с течением времени представление о правильности, неправильности, приемлемости и недопустимости этих чувств.

Гитлеровцы не церемонились с крестьянами, рабочими, интеллигентами, воинами, партийными руководителями - гражданами СССР. А войска Союза, кстати, что доказывают документы, наоборот, церемонились и с гитлеровскими солдатами и офицерами и с немецким гражданским населением - как с женщинами и мужчинами, так и девочками и мальчиками. Хотя по факту могли не особо фильтровать своё отношение: способствовал, значит виновен. Только вот представление о том, в чём виновен народ, а в чём - группа "товарищей" бывает настолько разным, что недолго и запутаться. Вера в победу над нацизмом была жестоко обманута, а затем и растоптана, что доказали последующие по хроншкале события.

Очень многим людям хочется получить возможность поуправлять чужими эмоциями и чувствами. Ощутить власть над миром другой личности, другого человека. Потому и изобретают всякие рамки от законов писаных до норм корпоративной и групповой морали. А человек-то, причём каждый, сложнее. Намного сложнее всех этих часто дутых временных и непрочных рамок.

Сколько вопросов накопилось... И так важно найти на каждый из них ответ для каждого из героев, чтобы они получились живыми, объемными,

Для начала можно воспользоваться "правилом триады". Есть три выбора: да, нет, не знаю. Всех героев можно разделить на злодеев, добряков и колеблющихся. И на этом фундаменте построить их взаимодействие или хотя бы сосуществование. И потом по "правилу снежинки" усложнять и развивать картину взаимодействия.

взятыми из жизни и помещенными в вымышленные обстоятельства, где они смогут полноценно и ярко раскрыть себя, шаг за шагом выворачивая внутренний мир на суд читателя. Чтобы и он тоже смог задуматься об этом...

Интересный оборот: "взятыми из жизни и помещёнными в вымышленные обстоятельства". На мой взгляд жизнь всегда богаче и многограннее самой отвязной фантазии любого писателя. Потому надо выбирать - либо ты берёшь реальную жизнь, либо используешь вымышленные, часто фантастические обстоятельства. Далеко не каждый писатель умеет эффективно и правильно смешивать в своих произведениях эти два капризных ингредиента.

"полноценно и ярко"? Это как? Сами по себе герои, действующие под гнётом текста, немного стоят. В "Продавце приключений" есть эпизод, когда один писатель, увидев визитёров, возопил "Здравствуйте, мои новые герои", на что немедленно получил ответ - "мы - не ваши, мы - свои герои". Полноценно и ярко герои могут и не захотеть раскрыть себя перед читателем - у писателя таланта и усидчивости не хватило - "я тебя слепила из того, что было, а уж то, что было, я и полюбила".

"Выворачивая внутренний мир на суд читателя"? Это как? У нас вроде бы нет традиции и привычки по любому поводу бегать к психоаналитикам и к психотерапевтам, а психиатров мы по понятным без озвучивания причинам сторонимся.

Многие считают преждевременным включать "Преступление и наказание" и "Войну и мир" в школьную программу и имеют для этого немало разумных оснований. А ведь в этих двух книгах и идёт шаг за шагом то самое выворачивание. Только вот вопрос: многие ли читатели, наши современники, готовы не нестись по строкам со скоростью "Сапсана", а задумываться над каждым эпизодом, над каждой сценой, над каждым словом или действием? Думается, что таковых немного.

Современный читатель не судит. Он себя самого судить не способен. И не способен, кстати, чувствовать силу и мощь, влияние общественного суда. В советское время я прочёл небольшой рассказ, там была описана ситуация, когда мужчину, семьянина, рабочего и отца, осудили на сравнительно небольшой срок - где то до трёх лет лишения свободы. Так вот этот человек на суде прямо и заявил и судье и заседателям, что самый строгий судья уже осудил его. Когда же судья спросил, кто же этот строгий судья, то мужчина ответил: его сын. Вопрос: многие ли мужчины и женщины способны прислушаться к мнению о себе самих, высказанному их собственными родными детьми? А ведь самый страшный суд - это суд проснувшейся собственной совести. Которая вполне способна довести человека до самоубийства.

Многие современные люди рассматривают и воспринимают чтение как разновидность развлечения. И потому судить не способны. Ни литературных героев, ни себя самих. Потому что прежде чем вынести решение, осудить или поддержать, надо учесть множество обстоятельств, рассмотреть взаимосвязи между ними, варианты развития событий. А это - непривычно и сложно. Чтение превратилось в средство заполнения времени, отводимого на досуг, когда ничего не хочется делать и прежде всего не хочется напрягаться - ни физически, ни умственно.