Личная жизнь

Когда празднуется 40 святых в году. Весеннее равноденствие на Руси: Жаворонки — традиции и приметы, печенье и заклички. Обычаи и традиции в праздник сорок святых

Когда празднуется 40 святых в году. Весеннее равноденствие на Руси: Жаворонки — традиции и приметы, печенье и заклички. Обычаи и традиции в праздник сорок святых

На праздник 40 святых прилетают жаворонки © gettyimages.com

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Праздник 40 святых: история и события дня

40 святых - один из наиболее значимых непереходящих церковных праздников. В этот день даже облегчается строгость Великого поста. Хотя события дня были далеко не праздничные. Церковь чтит память сорока севастийских мучеников.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

История праздника берет начало в 320 году в городе Севастии, во времена правления древнеримского императора Ликиния, который был жестким противником христианской веры. Сорок воинов, которые были лучшей дружиной римской армии, уверовали в Иисуса Христа и отказались от пожертвований языческим богам.

За свою веру они были преданы страшной казни: в лютый холод воинов раздели и оставили на всю ночь в ледяном озере. После того, как они не сдались и не предали своей веры, им перебили ноги и сожгли, а останки бросили в воду. Через три дня сорок мучеников явились во сне блаженному Петру, который и предал погребению их останки.

40 святых: народные приметы и традиции

Праздник 40 святых знаменует конец зимы и начало весны и чаще всего совпадает с равноденствием.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Также праздник 40 святых называется Сорочины, Сороки, Жаворонки, потому что считается, что в этот день с юга прилетают сорок жаворонков и приносят с собою весну.

  • по народным приметам, какая погода в этот день, такой она будет и сорок последующих;
  • если день холодный, то придется ждать еще сорок морозов;
  • если в день 40 святых прилетают птицы - это к теплу;
  • если от до Сороков не было дождей, то лето будет засушливым;
  • в этот день важно угадать с высадкой рассады - посадить достаточно рано, чтобы она успела укорениться, но чтобы морозы не уничтожили ее.

Также на 40 святых хозяйки пекут сорок булочек в виде летящих жаворонков. По традиции их нужно раздать детям, чтобы те зазывали весну. Тогда и домашняя птица будет здорова. Несколько таких жаворонков кладут на подоконник для прилетевших птиц. А незамужние девушки варят сорок вареников и угощают парней.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Все самые яркие и интересные новости смотри на главной странице женского онлайн-ресурса tochka.net

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Жаворонков пекут в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Этот праздник в Русской Православной Церкви отмечается 22 марта. Печь в Великий пост «жаворонков» - красивая народная традиция, связанная с днем памяти . Как связана память об этих святых и красивый народный обычай печь постные булочки в виде птичек? Об этом в нашем материале вместе с проверенным рецептом.

Что такое «Жаворонки»

Жаворонки - это печеные птички из постного теста. Их хозяйки на Руси готовили к празднику сорока мучеников Севастийских, который в Церкви отмечается 22 марта по новому стилю. В православной традиции они символизируют летящие к Богу души мучеников. По другой версии - песнь этих птиц символизирует молитву Севастийских мучеников Богу.

Кто такие 40 Севастийских мучеников

Сорок мучеников Севастийских - это святые первых веков христианства, воины доблестного войска, христиане. Они отказались отречься от Спасителя и приняли смерть от язычников в 313 году - замерзли в ледяном озере, охраняемые стражниками.

Традиция печь жаворонков

Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников

В Великий пост на Руси хозяйки пекли «жаворонков». Это булочки-птички из постного теста, иногда вылепленные вместе с гнездами и яичками. Жаворонков обычно пекли всей семьей в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, который празднуется 22 марта. В христианской традиции булочки-птички символизировали улетающие к Богу души мучеников.

Но обычай печь жаворонков существовал еще с языческих времен. В языческом народном календаре это был день весеннего равноденствия, Считалось, что в этот день возвращаются жаворонки из теплых краев, а вслед за ними и другие перелетные птицы. Птицы были символами наступающей весны. С "жаворонками" были связаны разнообразные обряды по призванию весны ("кликанье" весны). Готовых птичек «сажали» на окно, а часть из них отдавали детям для их забав. Дети печеных птичек цепляли на длинные пруты, несли на самую высоку горку и кричали различные призывающие весну стишки.

К христианской православной традиции эти обычаи не имеют никакого отношения. Церковь не внесла день весеннего равноденствия в свой календарь, но дала возможность народным традициям обрести новый христианский смысл. И булочки в виде жаворонков стали символ , а праздник получил второй народное название - Со роки (с ударением на первый слог).

Как печь жаворонков - рецепт жаворонков

Вам потребуется:

Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей (или сухие дрожжи в количестве, указанном на их упаковке для 2 кг муки), 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли.
Для обмазывания жаворонков: сладкий крепкий чай.

Приготовление:

Приготовление теста:

Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста.

  1. Растворите в подогретой (примерно 38 гр) воде 2 ложки сахара и дрожжи, перемешайте.
  2. Просейте муку через сито или с помощью специального просеивателя (тогда тесто будет легче перемешиваться и подниматься).
  3. Влейте в муку растворенные дрожжи, добавьте сахар, соль. Перемешайте.
  4. Влейте растительное масло. Вымешивайте тесто минимум 10 минут. Дождитесь состояния, когда оно перестанет прилипать к рукам и станет эластичным.
  5. Скатайте из теста ровный шар, положите в кастрюлю, накройте тесто полотенцем, оставьте подниматься приблизительно на 1.5. часа (пока тесто не увеличится вдвое).

Как слепить жаворонков:

Обомните тесто, перемешайте еще несколько минут. Нарежьте на куски массой примерно 100 г, раскатать из них жгуты. Затем:

1. Жгут завязать узлом, головке придать соответствующую форму, воткнуть изюминки-глаза, слегка примять пальцами хвостик, сделать маленьким ножичком надрезы-перышки, смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.

2. Жгут теста надо раскатать так, чтобы один конец был тонким и гибким - головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. Хвост веерообразно надрезать ножиком. Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь - изюминки-глазки.


Вторник 4-й седмицы, Крестопоклонной . Святых сорока́ мучеников, в Севастийском е́зере мучившихся (с 9 марта).

Прп. Феофила́кта исп., еп. Никомиди́йского.

Календарные заметки:

На этот день переносится со среды, 9 марта, служба в честь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (см. Типикон, 9 марта, 4-я Маркова глава).

Порядок чтений, согласно календарю:

Литургия Преждеосвященных Даров .

На этот день переносится со среды 4-й седмицы (9 марта) полиелейная служба в честь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (см. Типикон, 9 марта, 4-я Маркова глава).

На великом повечерии в понедельник вечером (без поклонов):

По 1-м Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й: «Боле́зньми святы́х...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу...».

По 2-м Трисвятом – тропари обычные: «Помилуй нас, Господи…».

По «Слава в вышних…» – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Феофила́кта исп., еп. Никомиди́йского (с 8 марта) .

По 3-м Трисвятом – кондак мучеников, глас 6-й (вместо «Господи Сил…»).

По «Честнейшую Херувим…» – возглас: «Боже, ущедри ны…», и молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Окончание службы как в малом повечерии. Отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве…»), и прощение от священника (по обычаю).

На полунощнице кафизма 17-я, тропари обычные. По «Честнейшую Херувим…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

Утреня. По возгласе «Благословен Бог наш…» – чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).

На «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 1-й: «Боле́зньми святы́х…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу...».

Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я.

По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 8-й: «Воздержа́нием просвети́вше ду́ши на́ша…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Непоколеби́мое утвержде́ние ве́ры...».

По 2-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 8-й: «Я́коже жизнь тва́ри…» (см. по 3-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ра́дуйся, А́нгелом Ра́дость...».

По 3-м стихословии – малая ектения. Седален мучеников, глас 4-й: «Честну́ю твердь…». «Слава» – ин седален мучеников, глас тот же: «Му́жественнейшим по́мыслом...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Е́же благода́рно...».

Полиелей. Величание мучеников и избранный псалом. Седален мучеников по полиелее, глас 5-й: «Святы́х му́ченик удобре́ние…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Себе́ пре́жде Суда́ ны́не пла́чу…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен мучеников, глас 4-й: «Проидо́хом сквозе́ огнь и во́ду, и изве́л ны еси в поко́й»; стих: «Разже́гл ны еси, я́коже разжиза́ется сребро́». Евангелие – Лк., зач. 106. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых…». Стихира мучеников, глас 2-й: «Проро́чески у́бо вопия́ше Дави́д…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь».

1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – мучеников (два канона) со ирмосом на 8 (ирмосы 1-го канона по дважды) .

2-я песнь – трипеснцы Триоди на 8 (в начале поется ирмос 1-го трипеснца, глас 8-й: «Ви́дите, ви́дите, яко Аз есмь Бог, дре́вле Изра́иля...», а в конце на катавасию ирмос 2-го трипеснца, глас тот же: «Ви́дите, ви́дите, яко Аз есмь Бог ваш, пре́жде век…». Припев к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к Богородичну 1-го трипеснца: «Пресвятая Богородице, спаси нас»).

8-я и 9-я песни – мучеников (два канона) со ирмосом на 6 (ирмосы 1-го канона по дважды) и трипеснцы Триоди на 8 .

Библейские песни в праздничной редакции – «Поем Господеви…».

Катавасия по 2-й, 8-й и 9-й песнях – ирмос второго трипеснца Триоди, глас 8-й; по 1-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален мучеников, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников. «Слава» – ин светилен мучеников, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры мучеников, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас тот же: «Страстоте́рпцы Христо́вы…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Блажи́м Тя, Богоро́дице Де́во…».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава» – мучеников, глас 2-й: «И́стины ча́шею…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Непроходи́мая врата́...».

«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь мучеников, глас 1-й: «Боле́зньми святы́х…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив...» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н...». Молитва: «Небесный Царю́...» [или: «Утверди́, Боже...»] , после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.

На 1-м часе – кафизма 13-я. Тропарь мучеников: «Боле́зньми святы́х…». Стихи часа: «Стопы́ моя́ напра́ви...» и «Да испо́лнятся уста́ моя́...» – читаются . По «Отче наш...» – кондак мучеников. После возгласа: «Боже, уще́дри ны...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое не произносится.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воево́де…». Отпуст великий, и многолетны.

Примечание. «Егда́ же пое́м полиеле́й, на часе́х в кампа́н не ударя́ем» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава).

На 3-м часе – кафизма 14-я. На 6-м часе – кафизма 15-я; тропарь пророчества (Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 16-я. На всех часах – тропарь мучеников: «Боле́зньми святы́х…», по «Отче наш...» – кондак мучеников, конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

На изобразительных блаженны «глаго́лем поско́ру без пе́ния».

В храме Господском – кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…»; или же – кондак мучеников. «Слава, и ныне» – кондак храма.

В храме Богородицы – кондак мучеников. «Слава, и ныне» – кондак храма.

В храме святого – кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…»; иерей – возглас: «Боже, уще́дри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Молитва: «Всесвята́я Тро́ице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 16 февраля.

На вечерне – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10 : Триоди – 6: самогласен дня, глас 3-й: «Побежда́я мытаря́ прегреше́ньми…» (дважды; эту стихиру Триоди см. на стиховне во вторник вечера) , и подобны Триоди (Креста), глас 6-й: «Посреде́ земли́...», «Мертв был еси...», глас 1-й: «Его́же дре́вле Моисе́й...», и глас 4-й: «Прииди́те, поклони́мся жи́зни на́шея хода́таю...» (эти стихиры Триоди см. на «Господи, воззвах» во вторник вечера); и стихиры мучеников, глас 1-й и глас 2-й – 4 (см. на «Господи, воззвах» вечерни в сам день праздника вечером; первая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Проро́чески у́бо…», «И ныне» – Триоди (Креста), глас 8-й: «Днесь Влады́ка тва́ри...» (см. на «Господи, воззвах» во вторник вечера).

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимны и чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 6-й: «Воспо́йте Го́сподеви…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Спасе́ние Твое́, Бо́же…», со стихом). По «Да исправится молитва моя…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Малой ектении нет .

Сразу после поклонов – обычные возглашения, предваряющие, как на полной Литургии, пение прокимна перед Апостолом (диакон: «Во́нмем», иерей: «Мир всем», чтец: «И ду́хови твоему́», диакон: «Прему́дрость»), и поется прокимен мучеников, глас 5-й: «Ты, Го́споди, сохрани́ши ны...» (со стихом).

Апостол, аллилуиарий и Евангелие – мучеников.

По прочтении Евангелия царские врата затворяются. Ектения сугубая: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.

Причастен: «Вкуси́те и ви́дите…», и мучеников: «Ра́дуйтеся, пра́веднии...».

Примечание. На отпусте Литургии Преждеосвященных Даров в этот день произносится: «…силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…». Служба мч. Кодра́та и дружины его (см. в Минее 10 марта) совершается в свое время, т. е. в четверг 4-й седмицы поста, поэтому на отпусте Литургии Преждеосвященных Даров во вторник 4-й седмицы вечера иерей поминает в качестве дневных святых 40 мучеников, в Севастийском е́зере мучившихся В каждой песни второго трипеснца после Богородична приводится еще дополнительный (5-й) тропарь, который не входит в счет.святых четыредесяте мучеников, в Севастийском езере мучившихся ... чтобы не низвести священный момент благословения церковного на степень перечня имен» (Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты // Он же. Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. М.: Издательский Совет РПЦ, 2007. С. 336–337).

Год, когда печь жаворонков, народные традиции праздника 40 мучеников Севастийских.

Жаворонки - это постная выпечка своеобразной формы, которую в России выпекали на праздник сорока мучеников Севастийских. Этот праздник непереходящий и отмечается в Церкви по новому стилю 22 марта. В 2017 церковное празднование этого события переносится на вторник 21 марта в связи с тем, что среда выпадает на Крестопоклонную и имеет свое особое богослужение. Изготовление жаворонков вместе с детьми прекрасная возможность пообщаться и рассказать им о празднике.

В православной традиции жаворонки символизируют души мучеников, летящие к Богу. Есть и другой вариант символики, когда песнь жаворонков связывалась с молитвой Севастийских мучеников Господу.

Сорок мучеников Севастийских - это воины-христиане, которые в 320 году отказались принести жертву языческим богам и замерзли в ледяном озере – приняли мученическую смерть.

Жаворонков часто пекли всей семьей. Есть несколько различных способов изготовления из теста этих весенних птичек.

Тесто готовится так : на 2 кг муки берется 0,5 л воды, 50 г дрожжей и 250 г растительного масла, добавляется 1 стакан сахара и щепотка соли. Тесто тщательно вымешивается и оставляется на 1-2 часа для подхода.

Тесто для жаворонков должно получиться крепким и упругим. Из него раскатать валик, нарезать на куски массой примерно по 100 г. И раскатать из них жгуты. Жаворонков можно лепить разными способами.

  • Первый способ. Жгут из теста завязать узлом, головке придать форму и вставить изюминки для глаз, хвостик немного примять пальцами и слегка надрезать ножиком дли имитации перьев. Дать расстояться в изделии, смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.
  • Второй способ. Жгут из теста раскатывают так, чтобы один конец был тоньше, а второй потолще. Из более тонкого конца оформить головку, больший конец раскатать или размять пальцами, разделить на три части, из одной оформить хвостик, разрезав на перья ножиком, два других загнуть на спину в виде крыльев. Не забыть про изюминки-глаза, расстойку и смазывание чаем с сахаром.
  • Третий способ. Жгут сделать плоским и сложить на угол не ровно пополам. На уголочке сформировать клювик и уложить глазик, из нижнего, более длинного конца сформировать хвостик, более короткий оформить как крылышко. Обязательно дать постоять в изделии, перед посадкой в духовку смазать крепким сладким чаем, можно сверху посыпать сахаром.

Есть и другие варианты изготовления жаворонков, в том числе и такие, когда используются дополнительные кусочки теста.

Печь милые и забавные булочки – жаворонки каждый год, в том числе и в 2017 году, полагается 22 марта. Это древняя традиция у православных христиан, корни которой уходят в далёкие языческие обряды. Жаворонок - символ наступающей весны, приносящий в дом счастье и достаток. Хозяйки в день весеннего равноденствия готовили небольших птичек и раздавали их детворе. Ребята бегали с жаворонками в руках, зазывая весну, здоровье, радость и благополучие в свои семьи. Когда пекут жаворонки? Их положено готовить ко дню поминовения сорока мучеников, воинов Севастийских, пострадавших ради Христа. Выпадает праздник на 22 марта и называется Сороки (или Жаворонки). Это время относится Великому посту, и выпечка строго готовится из постного дрожжевого теста.

Из простого и доступного постного теста жаворонки всегда получаются очень нежные и ароматные. В ингредиенты выпечки входит спелый банан и ванилин. Такой подход к традиционному рецепту оживляет булочки и дополняет их новым вкусовым оттенком. Банановое пюре положительно влияет на качество теста, добавляя сочность, воздушность и фруктовый вкус. Постные жаворонки, слегка украшенные посыпкой из тростникового сахара, выглядят волшебно и очень аппетитно.

Для теста:

  • свежие дрожжи – 45 г;
  • сахар – 170 г;
  • растительное масло (без запаха) – 10-11 ст. ложек;
  • мука – 6,5 стаканов (плюс на раскатку -5 ст. ложек);
  • вода – 470 мл;
  • банан – 1-2 шт.;
  • ванилин – по вкусу;
  • соль – по вкусу.

Для украшения:

  • изюм (мелкий) – 3-4 ч. ложки;
  • тростниковый сахар – 2 ст. ложки;
  • чёрный чай – 1 ч. ложка;
  • вода – 100 г (для чая);
  • сахар – 2 ч. ложки (для чая);
  • растительное масло – 4 ст. ложки.

Приготовление. Перетрите очищенный банан в пюре.

Нагрейте воду до температуры, терпимой для опущенной в жидкость руки. Растворите в тёплой воде дрожжи и всыпьте туда же сахар и соль. Добавьте в раствор банановую массу. Хорошо перемешайте ингредиенты и всыпьте половину просеянной муки. Размешивайте тесто 5 минут и заправьте растительным маслом. Добавьте в постное тесто остальную муку, смешанную с ванилином. Разминайте массу руками до эластичного и нетугого состояния. Тесто должно отходить от стенок посуды и легко отставать от рук. Посыпьте его небольшим количеством муки. Поставьте тесто для брожения, накрыв ёмкость крышкой или полотенцем на 60 минут.

Готовое тесто поднимется и посветлеет.

Выложите дрожжевую массу на посыпанный мукой стол и разделите на равные полоски. Раскатайте их. Длина валика должна быть около 14-15 см, а ширина-2 см.

Каждую полоску завяжите простым «узелком». Сформируйте из одного конца узла головку птички, а из другого – хвост. Разрежьте ножом хвостики жаворонков в виде веера. Прикрепите изюминки – глазки. Застелите противень бумагой, хорошо промаслив с двух сторон, и поставьте жаворонков. Дайте изделиям отстояться 15 минут.

Смажьте жаворонков растительным маслом и заваренным чёрным чаем. Посыпьте по шейке птички коричневым сахаром. Выпекайте заготовки до золотистого оттенка около 25-35 минут в нагретой до 180 градусов духовке.

В электрическую духовку добавьте небольшую сковороду с водой, чтобы выпечка не пересохла. Готовые птички не требуют выдерживания под полотенцем. Изделия остаются мягкие на протяжении нескольких дней и не теряют вкусовых качеств.

Подавайте жаворонков к чаю и порадуйте своих близких симпатичной и вкусной выпечкой.