Дети

Компоненты трудовой деятельности. Становление компонентов трудовой деятельности Компоненты трудовой деятельности в доу

Компоненты трудовой деятельности. Становление компонентов трудовой деятельности Компоненты трудовой деятельности в доу

Трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии зарождения и проявляется, прежде всего, как продуктивная подражательная деятельность. Возникновение трудовой деятельности час-то происходит в связи с игрой или процессе ее.

Когда мы говорим о труде детей, то признаем некоторую его условность по сравнению с трудом взрослых. Ценность детского труда - в его воспитательном значении.

Своевременное привлечение ребенка дошкольного возраста к посильному труду необходимо для его разностороннего развития. Труд требует и развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, мышление, память. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развиваются инициатива, ответственность, трудолюбие. В нем немалые возможности и для проявления индивидуальности ребенка, его «самости».

Становление каждого компонента трудовой деятельности (цель, мотивы, планирование, процесс деятельности, результат) имеет свои особенности.

Трудовая деятельность дошкольников побуждается различными мотивами. Один и тот же процесс работы и полученный и в результате продукт могут иметь разное психологическое значение в зависимости от того, делает это ребенок для своего удовольствия или для того, чтобы достичь результата, полезного другим людям.

У младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших дошкольников все большее значение приобретают мотивы общественного характера. Они проявляются как стремление сделать нечто полезное близким людям: родителям, сотрудникам детского сада, друзьям, малышам. Мотивами могут служить: стремление ребенка получить одобрительную оценку взрослого, сознание собственных умений и возможности самостоятельно достичь результата труда, интерес к совместной деятельности с детьми и взрослыми, познавательный интерес, личный практический или игровой интерес.

Существует тесная связь мотивации с особенностями поведения детей в труде. Так, если детей побуждает к труду лишь подчинение требованиям взрослого, то работа выполняется хорошо до конца только при постоянном контроле. Если ребенок работает ради похвалы взрослого, то выполняет хорошо только то, что ему поручили, и всегда ждет оценки.

В зависимости от мотива меняются детские взаимоотношения в процессе труда. При наличии социального мотива у детей наблюдается стремление оказать друг другу помощь, проявить доброжелательность, заинтересованность результатом, общего дела.

Задача нравственно-трудового воспитания в том и состоит, чтобы к труду побуждали не эгоистические мотивы личного успеха или только личной пользы, не столько мотивы внешней, процессуальной привлекательности деятельности, сколько мотивы общественного характера.

В процессе труда взрослые и дети действуют совместно, направляя усилия на достижение общего результата. Это не значит, что педагог от начала и до конца выполняет работу вместе с воспитанниками. Важно, чтобы дети видели заинтересованность взрослого в достижении общей цели.

В труде ведущими являются предметно-орудийные действия, с помощью которых достигается результат. Овладение простейшими орудиями труда, орудийными действиями происходит уже в раннем и дошкольном возрасте.

Младшие дошкольники еще не могут самостоятельно оценить результат своего труда. Это делает воспитатель после завершении трудового процесса.

У старших дошкольников к труду начинает меняться. У них складываются критерии оценки, преодолевается ее категоричность и немотивированность. Взаимодействие воспитателя с детьми, его педагогическая оценка, личный пример во многом способствуют этому.

Вся работа воспитателей дошкольного учреждения по приобщению детей к труду основывается на следующих принципах:

Природосообразности и индивидуализации - предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в труде;

Гуманизации - проявляется в ориентации педагога на личность ребенка, учете его потребностей, интересов и возможностей, предъявлении разумных и посильных требований; детям в труде, предоставлении им свободы в выборе содержания труда;

Сотрудничества с семьями воспитанников - проявляется и помощи родителям в трудовом воспитании ребенка: определении содержания труда ребенка дома, совместного труда родителей и детей, раскрытии значимости общения взрослых и детей в совместной работе, показе родителям приемов руководства трудом детей.

Труд ребенка отличается от труда взрослого человека:

· ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей;

· труд носит воспитывающий характер, является средством разностороннего развития личности ребенка (по оценке взрослых);

· отличительной особенностью труда детей является его близость с игрой (в игре отражается труд взрослых, трудовая деятельность организуется для будущей игры, игровые действия включаются в процесс труда, элементы трудовых действий отражаются в игре, дети с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом);

· для трудовой деятельности детей младшего возраста характерен интерес к самому процессу действий;

· труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения;

· труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер (его отсутствие влияет на нравственный облик ребенка);

· все структурные компоненты трудовой деятельности находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

В трудовой деятельности дошкольников присутствуют все компоненты, характерные для этой деятельности:

* процесс планирования;

* трудовые действия;

* результат труда.

Цель трудовой деятельности – дети младшего дошкольного возраста не могут ставить цели, удерживать в памяти весь процесс и результат. Ребенок сразу начинает действовать, действия носят не целенаправленный, а процессуальный характер. Цель для маленького ребенка не имеет смысла, он формулирует ее для обозначения сиюминутного действия.

Дети старшего возраста самостоятельно формулируют цель на материале уже известного труда, удерживают ее на протяжении процесса до получения результата. С незнакомым содержанием труда необходима помощь взрослого.

Самостоятельность детей в постановке цели и ее осознание относительны. Особенность данного компонента – участие взрослого.

Мотивы трудовой деятельности – характеризуют то, ради чего и почему ребенок трудится. В качестве мотивов могут выступать:

· потребность в положительной оценке взрослых;

· самоутверждение;

· потребность в общении со взрослыми;

· желание чему-то научиться;

· общественные мотивы (приносить пользу другим);

Особенность данного компонента – отсутствие стремления получить материальную награду за труд.

Планирование трудовой деятельности – включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом.

Ребенок младшего дошкольного возраста свою деятельность не планирует. Планирование деятельности старшими дошкольниками осуществляется с помощью взрослых.

Специфика планирования старшими дошкольниками:

· планируют лишь процесс исполнения;

· не планируют организацию труда;

· намечают лишь основные этапы, но не способы исполнения;

· не предусматривают контроль и оценку работы;

· словесное планирование отстает от практического;

· план работы не может составить, но действует последовательно.

Роль взрослого на разных этапах различна: первоначально планирует сам, далее привлекает детей к совместному планированию.

Особенность данного компонента – детей следует учить планированию деятельности.

Трудовые действия – детей младшего дошкольного возраста увлекает

именно процесс деятельности. Ребенок выполняет трудовые действия непосредственно под руководством взрослого, при его показе.

Старшие дошкольники овладели многими действиями, способны обучаться трудовым действиям по словесному объяснению, но процесс деятельности для них тоже привлекателен.

В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитывается настойчивость, потребность делать все красиво, аккуратно, правильно. Участие взрослых делает труд детей более привлекательным.

Особенность данного компонента – у детей формируются отдельные трудовые умения, которые они могут выполнять свободно без помощи взрослых.

Оценка деятельности – для ребенка исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.

Оценивать необходимо результат труда и отношение к делу, но не самого ребенка. Оценка должна быть объективной, учитывающей психофизические возможности ребенка.

Младшие дошкольники затрудняются оценивать свою деятельность. Старшие дети учатся оценивать процесс выполнения и результат своей работы. Особенность данного компонента – детей следует учить предвидеть к плохому или хорошему результату приведут их усилия.

Результат труда – под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность.

Для младших дошкольников важен не материальный результат, а моральный, выраженный в положительной оценке взрослого.

Ребенка старшего дошкольного возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, оценка взрослого для него также важна.

Дети 5-7 лет уже может появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата труда. У старших дошкольников при некоторой условности можно допустить наличие элементов трудовой деятельности, совершаемой вместе со взрослыми и с их помощью.

Особенность данного компонента – результат видят все дошкольники.


Похожая информация.


Компоненты трудовой деятельности

Трудовая деятельность — широкое понятие, обобщающее разные виды труда, состоящие из разных трудовых процессов. Трудовой процесс — своеобразная единица трудовой деятельности, в структуре которого отчётливо представлены все компоненты трудовой деятельности: цель труда, материал и трудовое оборудование (инструменты), набор трудовых действий человека по преобразованию материалов с помощью инструментов, достигнутый результат труда, удовлетворяющий потребности человека как реализация цели, мотивы труда. Овладеть трудовой деятельностью — это прежде всего овладеть трудовым процессом, его компонентами в единстве, связях.

Постановка цели. Предпосылкой для возникновения данного элемента являются целенаправленные действия, появляющиеся в предметной деятельности ребёнка ещё в раннем возрасте. Условиями возникновения и развития цели в труде являются её доступность пониманию ребёнка (зачем это надо сделать, какой результат получить), наглядная представленность предполагаемого результата в виде рисунка, конструкции, близость результата во времени, посильность его достижения.

Способность понимать, а затем и самостоятельно ставить цель лучше развивается в том случае, если ребёнок получает значимый для него и для близких результат.

Результат — главный компонент трудовой деятельности. Он выступает как овеществлённая цель труда, наглядная мера затраты трудовых усилий. Осознаванию детьми результата труда способствуют:

  1. Установление воспитателем связи результата с целью и деятельностью, значимой для детей. В этом случае результат ожидается детьми, а его получение осознаётся как завершение труда, как его главнейший компонент.
  2. Использование результата труда в деятельности детей, что позволяет увидеть и понять практическую необходимость результата, его значимость для всех детей, стремление получить его в собственной трудовой деятельности. Необходимость же достичь определённого результата побуждает ребёнка к овладению трудовыми умениями.

Овладение трудовыми умениями и навыками — один из весьма значимых компонентов трудового процесса и факторов становления трудовой деятельности дошкольника. Как бы ни был ребёнок заинтересован целью труда, как бы ни привлекал его результат труда, но если он не владеет трудовыми действиями, то никогда не достигнет результата. При этом уровень овладения детьми умениями и навыками влияет на формирование такого личностного качества, как самостоятельность, которая проявляется и в большей независимости от взрослых, и в стремлении помочь младшим, сверстникам, что, в свою очередь, обеспечивает ребёнку новое положение в детском обществе, меняет его социальные связи. Однако овладение отдельными приёмами, отдельными трудовыми действиями ещё не обеспечивает быстрого достижения результата. Любой трудовой процесс включает ряд последовательных трудовых действий, использование разнообразных материалов, инструментов в определённой последовательности. Отсюда важно, чтобы ребёнок освоил набор трудовых действий с материалом и инструментами, составляющий тот или иной процесс труда. Последовательное его осуществление требует умения планировать трудовую деятельность.

Становление умения планировать трудовой процесс (определять цель, в сответствии с ней подбирать материал, подобрать и организовать оборудование, определить порядок трудовых действий и т.д.) зависит от того, насколько отчётливы и дифференцированы у детей знания о структуре конкретного трудового процесса и организации его взрослым. Наличие таких знаний позволяет ребёнку представлять ход трудового процесса, планировать его последовательность, и наоборот, отсутствие их приводит к тому, что ребёнок не справляется с предварительным планированием труда, не достигает результата.

В начале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы иинструменты, располагает их около каждого ребёнка в определённом порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к элементарному планированию. Оно проходит ряд этапов. Сначала дети, выяснив цель труда, сразу стремятся её выполнить, не планируя предварительно свою деятельность, последовательность её, не готовят необходимые материалы и трудовое оборудование, поэтому деятельность их хаотична, не экономна по затрате сил и времени. Не умея организовать свой труд, дети часто теряют цель, не достигают результата. В этих случаях задача воспитателя заключается в том, чтобы организовать планирование деятельности в соответстви с целью труда: отобрать необходимые материалы, представить последовательность операций, а если труд коллективный, договориться о взаимодействии. Затем формируется умение самостоятельно планировать и организовывать труд: прежде чем приступить к работе, ребёнок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребёнка.

Участие в труде, достижение результата и его использование изменяют отношение детей к труду, мотивы труда, т.е. то, ради чего ребёнок трудится. Результативность труда уже у детей дошкольного возраста зависит от того, какие мотивы, сформулированные взрослыми, направляют их деятельность. Общественные мотивы труда, как наиболее ценные, возникают уже в дошкольном возрасте. Однако, ведущими они становятся не сразу. Общественные мотивы трудовой деятельности складываются под влиянием следующих условий:

  1. Знаний о результатах труда, их общественной значимости и необходимости людям, а затем знаний об общественной значимости труда в жизни людей.
  2. Общественного использования в д/с и семье результатов труда, достигнутых детьми.
  3. Организации практической деятельности детей, направленной на оказание помощи взрослым, сверстникам, младшим детям.
  4. Оценки результатов труда взрослым, значимости их для других людей.

Старшие дети всё чаще объясняют свои побуждения трудиться — сделать что-то нужное для других. Постепенно под руководством взрослых значимые общественные мотивы становятся внутренней мотивацией самого ребёнка.

Таким образом, овладение трудовыми процессами, их компонентами в единстве, есть начало становления трудовой деятельности детей.

Трудовое обучение как средство трудового

Воспитания в д/с

Трудовое воспитание направлено на формирование у детей всей совокупности умений, необходимых для целостного осуществления трудовых процессов как основных единиц трудовой деятельности. Оно призвано научить детей в конкретных трудовых процессах и видах труда, посильных дошкольникам, ставить и мотивировать цель труда, правильно выбирать предмет труда и трудовое оборудование, рационально организовывать рабочее место, верно осуществлять трудовые действия и добиваться нужного результата.

Трудовое обучение позволяет детям в минимальные сроки освоить трудовые процессы, т.к. взрослый целенаправленно формирует рациональные способы их осуществления, избавляющие детей от длительных проб и ошибок.

Трудовое обучение оказывает существенное воздействие на характер знаний детей о труде. В процессе трудового обучения знания о структуре трудового процесса уточняются, становятся более осознанными, дифференцированными, а затем и более обобщёнными, благодаря тому, что выделяется общая структура трудового процесса. Это позволяет детям, руководствуясь знаниями, более качественно осуществлять и контролировать собственную деятельность.

Трудовое обучение осуществляется в повседневной жизни и на занятиях, оно может быть индивидуальным и групповым. Наиболее эффективно фронтальное обучение на заняиях. Занятия целесобразно проводить во второй половине дня, в часы, предназначенные для трудовой деятельности.

Основные дидактические условия, обеспечивающие эффективность трудового обучения:

  1. Тесная связь занятий по трудовому обучению с занятиями по формированию системных знаний о труде.
  2. Комплексное использование воспитателем разнообразных приёмов обучения (показ и объяснение способа выполнения действий, показ способов самоконтроля и пр.) с целью формирования умений.
  3. Дифференцированое обучение каждому компоненту трудового процесса осуществляется способом показа и объяснения воспитателя. Показ и объяснение включают: 1.постановку цели, 2.мотивацию труда, 3. подготовительный и основной этапы работы, 4.оценку конечного результата труда.
  4. Самостоятельное выполнение детьми осваиваемого трудового процесса по этапам:

1 этап — организация рабочего места (отбор материала, предметов труда и оборудования)

2 этап — выполнение самого трудового процесса.

3 этап — оценка качества результатов труда детей (их сответствие цели и возможность использовать по назначению).

5. Формирование основ культуры труда (бережное и экономное использование материалов и предметов труда, поддержание порядка на рабочем месте).

6. Закрепление знаний и умений, полученных на занятиях по трудовому обучению, в игровых упражнениях и повседневном труде детей.

Психолого-педагогические особенности

Детей с диагнозом ОНР

ОНР дошкольников не обязательно бывает осложнено какими-либо нарушениями нервно-психической деятельности, однако на практике сочетание речевого недоразвития с рядом неврологических и психопатологичкских синдромов встречаются намного чаще. Среди неврологических синдромов, сопутствующих речевому недоразвитию, можно выделить следующие:

  1. Гипертензионно-гидроцефальный синдром — синдром, при котором для дошкольников характерны быстрая утомляемость и пресыщаемость любым видом деятельности, повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность.
  2. Церебрастенический синдром выражен нарушениями активного внимания, памяти и восприятия учебного материала, недостаточной сформированностью словесно-логического мышления. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.
  3. Синдромы двигательных расстройств. У значительного большинства детей с диагнозом ОНР пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дети держат ложку в кулаке, либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.д.

В группах детей с ОНР встречаются дети, которые помимо указанного, имеют следующие особенности, проявляющиеся на занятиях, в бытовой, игровой и прочей деятельности:

  1. на занятиях одни из них намного быстрее своих, нормально развивающихся, сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, т.е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда даже не могут повторить ответы товарища;
  2. выраженный негативизм;
  3. агрессивность, драчливость, конфликтность;
  4. повышенная впечатлительность;
  5. чувство угнетённости, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита;
  6. повышенная обидчивость, ранимость;
  7. склонность к болезненному фантазированию.

Наличие указанных болезненных черт у детей с ОНР объясняется тем, что само недоразвитие речи, как правило, является следствием резидуально-органического поражения центральной нервной системы.

Таким образом, проблема коррекции общего недоразвития речи в подавляющем большинстве случаев является комплексной медико-педагогической проблемой, и трудовая деятельность является одним из средств, помогающих решить эту проблему, т.к. трудовое воспитание формирует правильное отношение детей к собственному труду: трудолюбие, готовность участвовать в труде, стремление доводить дело до конца и привычку к трудовому усилию. В процессе труда происходит воспитание личностных черт: ответственности, самостоятельности, целеустремлённости, настойчивости, инициативности, выдержки и терпения. Дети учатся планировать, организовывать свою деятельность и добиваться достижения результатов.


В отличие от работы взрослых трудовая деятельность дошкольника не создает объективно значимого продукта, но имеет большое значение для его психического развития. Это обусловлено прежде всего тем, что подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности начинается задолго до ее участия в общественно полезном труде. Необходимые для этой деятельности психические качества личности формируются под влиянием условий жизни и воспитания.

Трудовая деятельность направлена на создание общественно полезных продуктов - необходимых человечеству материальных и духовных ценностей.

Формы трудовой деятельности дошкольника разнообразные: самообслуживание, выполнение обязанностей дежурного, поручений взрослых, уход за комнатными растениями и животными, работа на участке детского сада, изготовление изделий из бумаги, картона, дерева, ткани и др.

В дошкольном возрасте трудовая деятельность только начинает формироваться, поэтому особенно важную роль в ее организации и направленности играют взрослые. Они должны заинтересовать ребенка этой деятельности, объяснить ее значимость, направить и скорректировать действия, оптимистично оценить результаты. Для воспитателя важно организовать совместную работу группы, найти место в ней для реализации усилий каждого ребенка, помочь освоить рациональные приемы взаимодействия, сформировать в себе способность работать на общую пользу, умение до конца и как можно лучше выполнять порученное дело.

По недостаточного внимания взрослого в процессе трудовой деятельности дошкольника может измениться мотивация, и он будет работать не в интересах коллектива, а ради удовольствия от процесса труда, его результатов, например от сделанной для себя игрушки. Это означает, что процесс труда сам по себе еще не обеспечивает сохранения общественного мотива, его необходимо подкреплять оценкой достижений ребенка, сосредоточением ее внимания важность общего дела и тому подобное. Без этого трудовая деятельность дошкольника, особенно на начальных этапах ее формирования, ничем не будет отличаться от обычной для него результативной деятельности.

В течение дошкольного детства начальные формы трудовой деятельности формируют предпосылки для развития различных видов детской деятельности (прежде всего, производительную и игровую), произвольности его поведения, целенаправленности действий, введение элементов планирования, овладения трудовыми умениями и навыками. Благодаря этому происходит становление собственно трудовой деятельности, внедрение в ней общественных мотивов.

Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности дошкольника

В дошкольном возрасте необходимо сформировать психологические предпосылки будущей трудовой деятельности. Такими предпосылками являются:

а) умение действовать целесообразно, в соответствии с обстоятельствами и требованиями других людей;

б) развитие произвольных движений руки, согласованных с некоторыми физическими и функциональными особенностями предметов, используемых;

в) способность ранее представлять результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения;

г) различные двигательные навыки.

Уже на первом году жизни происходит интенсивное формирование произвольных движений руки, закладываются основы согласованной работы руки и глаза, появляются результативные действия. Овладение ребенком речью создает предпосылки для словесного регулирования ее действий, выработки у нее способности подчинять свое поведение требованиям тех, кто его окружает.

К началу дошкольного возраста дети овладевают относительно развитыми действиями, которые имеют результативный характер. Затем наступает переход от результативных к продуктивным действиям. Малыш уже пытается не только использовать готовый предмет, но и превратить его, у него развивается способность представлять результаты своих действий, планировать их последовательность, стремление достичь конкретного результата.

Трудовая деятельность предполагает наличие определенных практических умений (например, умение пользоваться простейшими орудиями), ознакомление со свойствами материалов. Она требует развития интеллектуальных качеств (способность планировать свои действия и предвидеть их результаты), определенного уровня развития свободы (устойчивое стремление достичь цели, получить задуманный продукт, умение подчинять поведение поставленным целям).

В продуктивных видах деятельности (изобразительная, конструктивная) происходят общее развитие произвольных действий, формирования разнообразных двигательных навыков. Самообслуживания, изобразительная деятельность, изготовление изделий из разнообразного материала требуют определенных умений, связанных с целесообразным использованием предметов домашнего обихода и простейших инструментов. Благодаря этому, по П. Гальпериным, происходит формирование "орудийную операций" - специфически человеческих навыков, которые заключаются в умении подчинять движения руки логике движения "орудие". Овладения ими имеет чрезвычайно важное значение для подготовки ребенка к будущей трудовой деятельности.

Особая роль в становлении трудовой деятельности принадлежит игре, в которой формируются и проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая ее к игре, взрослые ориентируют его на общественно полезный труд, способствуют выработке позитивного отношения к ней. В игре ребенок отражает трудовую жизнь взрослых, учится строить отношения, усваивает некоторые трудовые операции. Учитывая специфические признаки труда дошкольников ее. Булонский замечал, что в этом возрасте трудно разграничить ее и игру, ребенок не видит между ними большой разницы, потому что высшая форма труда (творческая работа), как и игра, включает в себя и элемент наслаждения процессом деятельности "Поэтому, играя, ребенок готовится к творческого труда.

Наблюдение за сюжетно-ролевыми играми на бытовые, производственные темы дает основания для выводов об отношении детей к труду, о том, что они считают в ней основным, какие отношения отражают. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника помогает формировать положительное отношение к труду, ее общественную мотивацию, нравственные отношения. В играх ребенок усваивает особенности отношений, мотивы трудовой деятельности, качества людей, если все это естественным элементом игры, а не навязывается со стороны.

Например, положительное отношение к труду по самообслуживанию, по наблюдению Я. Невзеровича, преодолевает следующие этапы:

1) понимание ребенком значения предложенной ей работы для коллектива, при одновременной неспособности начать и довести до конца дело. ей нужен систематический контроль воспитателя и детского коллектива. Под влиянием напоминаний, похвалы, осуждения ребенок начинает усваивать надлежащую систему поведения;

2) осуществление самообслуживания без внешнего контроля. Это происходит только во время дежурств и в пределах непосредственных обязанностей ребенка;

3) самоинициативне выполнения работы, которую раньше ребенок выполнял только во время дежурств, старания помочь другим. На этом этапе возникает внутренняя потребность в деятельности;

4) организация деятельности на основе осознания своих обязанностей дежурного, без внешнего контроля. Ребенку уже не нужно непрерывно напоминать о ее обязанности, подкреплять ее старания похвалой или осуждением;

б) перенос ребенком опыта отношение к людям и обязанностей в другие условия, другие сферы деятельности (занятия, игры). В новых условиях она также доводит дело до конца, помогает другим, болеет за качественное выполнение общего дела. Итак, сформированный в одном виде деятельности опыт становится основой поведения ребенка в другом виде деятельности.

Не каждый ребенок в развитии самообслуговувальнои труда обязательно и с одинаковой скоростью преодолевает все этапы. В этой сфере наблюдаются существенные индивидуальные различия, которые зависят от сложившегося у ребенка отношение к трудовым обязанностям.

Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

· Цель.

Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не умеют удерживать в памяти весь процесс и результат. Действия детей носят нецеленаправленный, а процессуальный результат (полил цветы, начал снова; разложил ложки, начал выкладывать по второй). Осознание цели своих действий и связи ее с результатом формируется постепенно. На данном этапе огромная роль принадлежит взрослому, он ставит цель перед детьми и помогает ее реализовать.

Старшие дошкольники в привычных условиях труда самостоятельно ставят цель (в самообслуживании, уборке).

Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях (в самообслуживании, уборке). Они могут осознавать и отдаленные цели (выращивание урожая). Но такие цели ставит взрослый. Чтобы отдаленные цели небыли так трудны для детей, необходимо ставить промежуточные.

При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.

· Мотивы. При формировании навыков трудовой деятельности важно не только что и как делает ребенок, но и для чего. Мотивы детей могут быть разные: получить от взрослого положительную оценку; самоутвердиться; принести пользу другим (общественные мотивы формируются только при правильном отношении взрослых, «велят»). Все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста:

У младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат);

У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются как стремление сделать что-то полезное близким людям. Но только к 5-7 годам они могут мотивы формулировать.



· Планирование. Важный компонент труда, который включает в себя организацию труда, исполнение, контроль, оценку отдельных этапов и результата в целом.

Ребенок младшего дошкольного возраста не планирует свою деятельность.

Планирование трудовой деятельности старших дошкольников специфично и имеет ряд особенностей:

Они планируют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поставить и т.п.);

Намечают лишь основные этапы работы, но не способы исполнения;

Они не планируют контроля и оценки своей работы;

Словесное планирование отстает от практического.

Необходимо учить детей планировать, благодаря этому формируется способность действовать экономично, рационально, предвидеть результат. Роль взрослых на разных возрастных этапах здесь различна: взрослый планирует работу с детьми сам – привлекает к совместному планированию – учит планировать самостоятельно.

· Сам процесс деятельности. Детей младшего дошкольного возраста привлекает сам процесс, постепенно они овладевают трудовыми действиями под руководством взрослого (показ). Дети старшего возраста в деятельности отрабатывают трудовые навыки, воспитывают настойчивость, потребность сделать красиво и аккуратно. Способны обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению.

· Результат труда. Младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно увидеть и оценить результат своего труда. Это делает воспитатель при завершении трудового процесса, чаще это выражается в положительной оценке.

В старшем дошкольном возрасте отношение к труду меняется, их интересует практический результат (до начала работы интересуются, зачем она нужна, кому предназначен результат). Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою, но взрослого так же важна. Общественная направленность результата труда, которая осознается к среднему возрасту, позволяет формировать понимание необходимости труда для других и воспитывать уважение к трудящемуся человеку.

Таким образом, трудовая деятельность свойственна детям дошкольного возраста, но имеет свои особенности.

Виды труда детей дошкольного возраста

Самообслуживание,

Хозяйственно-бытовой труд (общественно-полезный труд)

Труд в природе,

Ручной труд.

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный им на обслуживание им самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).

Труд по самообслуживанию имеет огромное воспитательное значение, т.к. он жизненно необходим, направлен на удовлетворение повседневных личных потребностей детей. Ежедневное его выполнение приучает детей к систематическому труду, к пониманию, что все имеют трудовые обязанности, воспитывается отрицательное отношение к лени и безделью.

Значение:

Трудовое воспитание дошкольников начинается с этого вида труда;

приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками;

Очевидна его жизненная необходимость, направленная на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка;

Приучает к систематическому труду; дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями; воспитывается отрицательное отношение к безделью и лени;

Дети впервые устанавливают известные отношения с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним; узнают цену заботам о себе и приобретают умение действенно заботиться о своих близких; стремятся быть полезными (помогать), не обременять окружающих (выполнять действия самостоятельно);

Дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом; всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.

Возр. группа Содержание труда по самообслуживанию (задачи из программы) Методы работы по формированию навыков самообслуживания
Мл.гр Культурно-гигиенические навыки. Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания. Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком. Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых Наглядные методы: Показ выполнения каждого элемента деятельности и их последовательности. Наблюдение за действиями взрослого. Рассматривание иллюстраций, моделей. Просмотр диафильмов, мультфильмов Словесные методы: Объяснения действий взрослого в ходе показа. Подробное словесное объяснение без показа. Общее или индивидуальное напоминание. Контроль и оценка деятельности детей (мл.гр. – воспитатель, ст.возр. – дети) Чтение художественной литературы. Практические, игровые методы: Сюрпризные моменты. Игры с куклами. Упражнения в выполнении навыков самообслуживания. Использование специальных игр и пособий для обучения детей застегиванию пуговиц, зашнуровыванию.
Сред. гр. Культурно-гигиенические навыки. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды. Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным. Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.)
Ст.гр. Культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки. следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком. Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить. Самообслуживание. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель. Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы
Подг. гр. Культурно-гигиенические навыки. Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, правильно чистить зубы, полоскать рот после еды, пользоваться носовым платком и расческой. Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами; правильно вести себя за столом; обращаться с просьбой, благодарить. Закреплять умение следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе. Самообслуживание. Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить). Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать за собой постель после сна. Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.

Труд в природе – это особый вид труда, содержанием которого является уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т.д.

Труд в природе имеет огромное воспитательное значение:

1. У ребенка развиваются познавательные интересы (наблюдение за ростом и развитием растения, особенности некоторых растений и животных, эксперименты с неживой природой), формируются начала экологической культуры.

2. Формируются нравственные качества (бережное отношение к живым объектам, ответственность, терпение, выдержка)

3. Дает возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы) , т.е. способствует нравственному развитию.

4. Активно происходит развитие всех структурных компонентов трудовой деятельности (мотив, цель, организация, планирование, выполнение действий, результат).

Труд в природе имеет свои особенности. Остановимся на них подробнее.

Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых.

Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.

Ухаживая за животными, выращивая растения, ребенок всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому нужны особая осторожность, бережное отношение, ответственность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого.

Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.

Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы).

Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Младший возраст.

Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.

Средняя группа.

Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными; поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).

В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период - к расчистке снега.

Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к подкормке зимующих птиц.

Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место). Уважение к труду взрослых.

Старшая группа.

Труд в природе. Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.).

Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью - к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой - к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной - к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом - к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб