Реферат *
630руб.
Описание
Художественная гимнастика вид спорта молодой, причем не только в аспекте времени своего появления, но и в плане возраста занимающихся спортсменок. В связи с этим данный вид спорта имеет большое значение для правильного развития и формирования молодого и растущего организма и вопросом показаний и противопоказаний к занятию им следуют относиться внимательно.
Основной опасностью занятия художественной гимнастикой при наличии противопоказаний является возможность дальнейшего неблагоприятного развития таких патологий как сколиоз, плоскостопие и некоторых стадий близорукости, а также увеличение вероятности получения травм, которые могут приобрести хронический характер и оказывать негативное влияние на функционирование отдельных органов и систем на протяжении всей дальнейшей жизни спортсменки.
В...
Введение
1 Характеристика художественной гимнастики
2 Влияние художественной гимнастики на здоровье: показания и противопоказания к занятиям
2.1 Противопоказания к занятиям художественной гимнастикой
2.2 Показания к занятиям художественной гимнастикой
Заключение
Список литературы
Введение
Художественная гимнастика является очень красивым и достаточно популярным в настоящее время видом спорта, но, как и любой вид физической активности, имеет свои показания и противопоказания. Заниматься художественной гимнастикой обычно начинают с 5-7 лет, а в таком возрасте она имеет большое значение для правильного развития и формирования растущего организма, поэтому к вопросу противопоказаний и применению мер запрета стоит подходить особенно внимательно.
Цель художественной гимнастики - гармоническое развитие занимающихся, всестороннее совершенствование их двигательных способностей, укрепление здоровья. В процессе занятий формируются важные двигательные навыки и умения, приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества.
Актуальность темы данной работы обусловл ена тем, что в настоящее время художественная гимнастика имеет огромную популярность среди населения нашей страны и знание того, что можно является рекомендациями, а что противопоказаниями применительно к занятиям данным видом спорта, позволит сохранить собственной здоровье и вырастить здоровым молодое поколение россиян.
Объект – занятия художественной гимнастикой.
Предмет – показания и противопоказания при занятиях художественной гимнастикой.
Цель исследований, проводимых в данной работе, состоит в формировании списка показаний и противопоказаний в отношении художественной гимнастики.
Для достижения целей работы решены следующие задачи
рассмотрены особенности художественной гимнастики как вида спорта и ее влияние на организм спортсменок;
рассмотрены противопоказания к занятиям художественной гимнастикой;
рассмотрены показания к занятиям художественной гимнастикой.
Фрагмент работы для ознакомления
Качество исполнения упражнений (выразительность, артистичность и т. п.) диктует необходимость формирования способности к самоконтролю и коррекции мышечных усилий, устойчивости внимания, умения концентрировать и распределять внимание, быстроты реагирования, быстроты мышления, сообразительности, самокритичности, настойчивости. 2Влияние художественной гимнастики на здоровье: показания и противопоказания к занятиям2.1Противопоказания к занятиям художественной гимнастикойПри начале занятий каким-либо видом спорта, в том числе и художественной гимнастикой, необходимо учитывать целый ряд факторов:состояние здоровья (при различных заболеваниях и отклонениях не рекомендуется занятие каким-либо видом спорта или физические нагрузки в целом);природные данные (многие виды спорта требовательны к физическим особенностям и природным данным, так для художественной гимнастики важны природная гибкость и стройность, природная координация);психологические особенности (психика человека устроена таким образом, что лучших результатов мы достигаем в той области, которая нам «по душе», плюс гимнастки должны быть эмоционально устойчивы, т.к. данный вид спорта предполагает большие психологические нагрузки, стрессовые ситуации).Основным из перечисленных нами факторов, который определяет возможность занятия тем или иным видом спорта, является состояние здоровья человека, а именно наличие или отсутствие у него медицинских противопоказаний. Существует целый перечень противопоказаний, которые касаются занятий спортом в принципе, а также отдельные нарушения и патологии, которые делают неблагоприятным или невозможным занятие конкретным видом спорта. Медицинские противопоказания могут носить как временный, так и постоянный характер. Важнейшие абсолютные противопоказания для занятий спортом:тяжёлые общие заболевания организма, в том числе ортопедические и ревматические;воспаление сердечной мышцы;тяжёлая патология коронарных артерий сердца, стенокардия тяжёлые нарушения сердечного ритма тяжёлые пороки сердечных клапанов;острое заболевание - инфекционные заболевания, протекающие с повышенной температурой тела, свежие эмболии и т.д.;тяжёлая форма сахарного диабета, болезни щитовидной железы, патология надпочечников;тяжёлые нарушения электролитного обмена;тяжёлая стадия гипертонии; острый инфаркт сердца;аневризма сердечной стенки и т.д.Кроме абсолютных противопоказаний для занятий спортом имеются также относительные (релативные) противопоказания. К ним относятся хронические заболевания, восстановительный период после инфекционных заболеваний, синдром перегрузки, проявления перегрузки, восстановительный период после травм. В этом случае при возобновлении тренировок важны вид нагрузки, объём, интенсивность и продолжительность Обязательно в этом случае надо консультироваться с врачом и следовать медицинским указаниям.Противопоказаниями непосредственно для занятий художественной гимнастикой являются нарушения зрения (близорукость высокой степени, а так же близорукость с осложнениями на глазном дне), заболевания опорно-двигательного аппарата, в частности, шейного отдела позвоночник, сколиоз, нестабильность позвонков, плоскостопие, невылеченные травмы, переломы костей и разрывы, растяжения мышц и связок. Сравнительно высокие требования к состоянию здоровья у потенциальных и сложившихся гимнасток связаны еще и с тем, что в связи с достаточно серьезными нагрузками, переносимыми спортсменками с самого раннего возраста, вышеперечисленные недуги могут не только не пройти, но и ухудшиться. Также к противопоказаниям можно отнести психические заболевания. При занятиях художественной гимнастикой требуется концентрация на движениях и обостренное восприятие собственного тела во время тренировки, в то время как человеку, страдающему клиническими расстройствами психики, довольно трудно это осуществить.При игнорировании противопоказания по близорукости и занятиях художественной гимнастикой с этим заболеванием возможны тяжелые осложнения на глазном дне (отслойка сетчатки и др.) и в стекловидном теле. А сколиоз из-за частых вынужденных прогибов позвоночника во время тренировок при занятиях художественной гимнастикой и вызванным этим дополнительным напряжением межпозвонковых суставов может начать прогрессировать.Стоит отметить, что нередко случается так, что если ребенка слишком рано отдали в секцию по художественной гимнастике, то такое противопоказание как нестабильность позвонков появляется в процессе занятий из-за функциональной неготовности организма к такому виду нагрузок. В связи с этим, возраст занимающегося также можно отнести к факторам, которые несут в себе противопоказания к занятиям художественной гимнастикой.Художественная гимнастика – вид спорта, который сопряжен с достаточно высоким уровнем травматизма, причем многие травмы у гимнасток, особенно занимающихся профессионально, имеют хронический характер. В результате многократного повторения одних и тех же упражнений, превозмогая боль, в организме спортсменки формируются необратимые изменения на морфологическом уровне, которые в последствие трансформируются в функциональные проблемы.Если острая травма, не заметить которую просто невозможно, предполагает незамедлительное оказание неотложной помощи и становится временным противопоказанием к занятиям гимнастикой, то хроническая травма долгие годы может существовать без должного лечения, усугубляя состояние и становясь причиной серьёзных нарушений, которые крайне сложно поддаются коррекции. Причиной острых и хронических травм в художественной гимнастике являются нарушение техники исполнения элементов, неправильная методика обучения, нехватка времени для восстановления систем организма, а также занятия указанным видом спорта при несоответствии состояния организма необходимому уровню из-за наличия медицинских противопоказаний. Таким образом, предварительная оценка состояния организма человека и выявление факторов и патологий, называемых противопоказаниями, имеет немаловажное значение для сохранения здоровья, безопасных и несущих положительный эффект занятий спортом. 2.
Список литературы
1. Карпенко Л. А. Художественная гимнастика. - М., 2003.
2. Боброва Г. А. Художественная гимнастика в спортивных школах.- М.: Физкультура и спорт, 1996.
3. Орлов Л. П. Художественная гимнастика. - М.: Физкультура и спорт, 1999.
4. Лисицкая Т. С. Художественная гимнастика.- М.: Физкультура и спорт, 1982.
5. Менхин Ю. В. Физическая подготовка в гимнастике. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
6. Говорова Л. А., Плешкань А. В. Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике – М.: 2010.
7. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки – М.: Физическая культура и спорт 2007.
8. Семенов Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты - М.: Советский спорт, 2005.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
Содержание статьи:
Художественная гимнастика является одним из самых красивых видов спорта и желание мам отдать своих девочек в секцию вполне объяснимо. Заметим, что это достаточно молодая спортивная дисциплина, а первая школа художественной гимнастики в нашей стране была открыта в 1913 году. Её основателями стали артисты балета, работавшие ранее в Мариинском театре. В программу Олимпийских игр художественная гимнастика была включена только в 1980 году.
Особенности занятий художественной гимнастикой
Начинать заниматься художественной гимнастикой следует с пяти или шести лет. Иногда мамы решают отдать дочерей в секцию даже в три года, но спешить, определенно не стоит. Во-первых, вы лишаете малышку детства, а, во-вторых, в трехлетнем возрасте ребенок часто не понимает, чего от него хотят добиться тренера. Велика вероятность, что девочка испугается большого зала и скопления людей, что вызовет у нее слезы и желание быстрее вернуться домой.
Другое дело, если ребенку пять или чуть больше лет. Малышка будет старательно выполнять все указания своего наставника, быстро освоит базовые гимнастические элементы, а также заведет новых друзей. В тоже время и ждать долго не стоит, так как по мере взросления у ребенка снижается гибкость и ему будет значительно сложнее осваивать гимнастические элементы. Но при этом вы можете отдать свою дочь в секцию в более позднем возрасте, не заботясь при этом о спортивных результатах. Польза для здоровья ребенка в такой ситуации будет очевидной.
Не менее важными являются и критерии отбора в секцию художественной гимнастики. В этом вопросе многое, если не все зависит от преследуемой цели. Когда родители хотят видеть свою малышку в большом спорте, то лучшие шансы на успех имеют стройные и высокие девочки, обладающие отличной памятью и высокой координацией движений. Не стоит думать, что мы ошиблись, упомянув в качестве требования при отборе хорошую память. Гимнастки должны запоминать большое количество связок гимнастических движений.
Если девочка склонна к полноте и не может хорошо управлять своим телом, то тренера вряд ли заинтересуются ею. Если же для вас спортивные результаты ребенка не имеют значения, то ограничений нет. Зачастую родители уверены, что занятия художественной гимнастикой помогут улучшить осанку малышки, устранить лишний вес, а также сделают ее более женственной.
Достаточно часто девочки, в полной мере соответствующие требованиям отбора не могут добиться хороших результатов в силу недостаточного усердия или гибкости. Опытные тренера могут определить потенциал ребенка за пару недель тренировок. Чаще всего спортивная карьера в художественной гимнастике завершается лет в 17. Однако спортсменки могут продолжать тренироваться, но уже в ином качестве.
Что необходимо для занятий художественной гимнастикой?
Приготовьтесь к тому, что перед началом занятий в спортивных секциях вам потребуется приобрести специальную одежду. Применительно к художественной гимнастике минимальными требованиями являются чешки и купальник. Для тренировок подойдут самые простые модели, ведь красивые купальники используются только во время соревнований.
Очень часто девочки, придя в секцию художественной гимнастики, мечтают о красивых упражнениях с лентой и другими спортивными снарядами. Однако осваивать их они начнут только после одного или двух лет тренировок. Чаще всего все спортивные снаряды будут предоставлены в секции, что является хорошей новостью, ведь их стоимость достаточно высока. Таким образом, если ваша малышка в скором времени передумает заниматься этим видом спорта, то о финансовых вложениях жалеть не придется, ведь они минимальны.
Художественная гимнастика: в чём польза и вред
Давайте разберёмся, какую может принести художественная гимнастика пользу и вред. Вполне очевидно, что наряду с положительными моментами будут и отрицательные, знать о которых родителям определенно стоит.
Вред художественной гимнастики
Это один из самых изящных и эстетичных видов спорта. Спортсменки в красивых ярких купальниках демонстрируют виртуозное владение своим телом, выполняя сложные акробатические номера. Это зрелище никого не может оставить равнодушным. Однако только тренера и их воспитанницы знают, что кроется под этим изяществом.
Все движения могут быть доведены до автоматизма и отточены исключительно благодаря регулярным многочасовым занятиям. Очень часто тренировки сопровождаются сильными болевыми ощущениями и усталостью. Однако все эти моменты не известны зрителям и многие уверены, что именно художественная гимнастика является лучшим видом спорта для девочки. Сегодня мы рассказываем о том, какую может принести художественная гимнастика пользу и вред, а начнем с негативных моментов.
- Болевые ощущения в мускулах - чаще всего до семилетнего возраста девочки занимаются только общефизической подготовкой и только после этого переходят к изучению гимнастических комбинаций. В этом виде спорта большое значение имеет растяжка и при выполнении специальных упражнений очень часто у девочек появляются слезы на глазах из-за болей.
- Сильные физические нагрузки - начинаю юные спортсменки с тренировок на протяжении пару часов в день. Постепенно продолжительность занятий увеличивается и при подготовке к турнирам тренинг может длиться порядка 10 часов! Все это приводит к травмам позвоночного столба, суставов и даже нервным срывам.
- Голодный обморок - гимнастка не должна иметь проблем с лишним весом и вынуждены сильно ограничивать показатель энергетической ценности своего рациона. В результате голодные обмороки среди «художниц» не являются редкостью.
- Пропуски занятий в школе - чтобы добиться хороших результатов в большом спорте, девочки вынуждены пропускать школьные занятия, ведь много времени уходит на тренировки. Очень часто им приходится выполнять домашние задание прямо в раздевалке перед стартом тренировки.
Преимущества художественной гимнастики
Говоря о том, какую может принести художественная гимнастика пользу и вред, нельзя говорить только о недостатках. Особенно это касается тех ситуаций, когда ребенок посещает спортивную секцию в свое удовольствие и от него не ждут высоких спортивных показателей. Давайте выясним, какими преимуществами обладает этот вид спорта.
- Отличная физическая форма - с самого начала занятий в секции у ребенка формируется правильная осанка, а также походка. Юные спортсменки резко выделяются на фоне своих ровесниц отменной пластичностью, высокой гибкостью и стройностью. Девочкам прививается чувство ритма, и они могут великолепно двигаться под любую музыку. Не стоит забывать и об уверенности в своих силах, что свойственно всем спортсменам.
- Улучшается здоровье - ученые уверены, что регулярные физические нагрузки способствуют гармоничному развитию детского организма. Занятия художественной гимнастикой являются отличным средством борьбы со сколиозом на начальной стадии и даже косолапостью.
- Закаливается характер - спорт делает детей целеустремленными и прививает им дисциплину. Се бывшие гимнастки, завершившие спортивную карьеру, уверяют, что благодаря спорту могут решать любые жизненные проблемы без сильных эмоций.
- Устраняются последствия стрессовых ситуаций - учеными доказано, что занятия спортом являются лучшим антидепрессантом. Это связано с ускорением производства эндорфинов во время тренировок. Кроме всего выше сказанного гимнастика может рассматриваться и в качестве хобби.
Отдавать ли ребенка на художественную гимнастику: мнение экспертов
Большинство родителей, чьи дети занимались художественной гимнастикой, уверены, что для достижения больших спортивных результатов необходимо ехать в Москву. В регионах с этим значительно сложнее, ведь часто родители вынуждены самостоятельно приобретать спортивные снаряды и оплачивать поездку ребенка на турниры. Также вам следует сначала проконсультироваться с врачом и внимательно следить за состоянием здоровья своей девочки.
Профессиональные тренеры рекомендуют обдавать ребенка в профессиональную секцию с 4-летнего возраста. В любительские группы можно записываться и несколько позже, а при хороших природных данных это возможно даже в десять лет. Тренера согласны, что физические нагрузки полезны для организма, но только в том случае, если носят умеренный характер.
Достаточно существенным недостатком художественной гимнастики, по мнению самих специалистов, является необходимость в серьезном ограничении рациона. Не стоит отдавать в секцию художественной гимнастики девочек, мускулы которых плохо восстанавливаются после микротравм. Мы уже говорили, что в этом виде спорта большое внимание уделяется растяжки и если мускульные ткани восстанавливаются длительное время, то сильных болей не избежать и практически каждое занятие для девочки превратиться в пытку.
Также в заключение разговора о том, какую может принести художественная гимнастика пользу и вред стоит напомнить, что важно узнать мнение самого ребенка о данном виде спорта. Если девочке направится гимнастика, то тренировки будут ей в радость и принесут только пользу. Безусловно, в первую очередь это утверждение справедливо для любительского спорта.
Больше о художественной гимнастике в следующем видео:
Противопоказания при занятии спортом для детей
(из журнала «Мама и малыш»; статья «Ранний старт. Детские спортивные секции», Ю. Карпухина) http://www.2mm.ru/razvitie/670
Основой правильного формирования и взросления ребенка является физическое воспитание. Подвижные игры, спорт, танцы - все это неотъемлемая часть жизни каждого из детей. Но прежде чем отправить ребенка на занятия в ту или иную секцию, проконсультируйтесь с врачом-педиатром, а также психологом. Выбранный вид спорта должен соответствовать состоянию здоровья вашего чада, а также его характеру. Ведь если уроки не будут приносить удовольствия, то польза от них будет либо минимальной, либо ее не будет вообще.
Футбол, волейбол, баскетбол
Ограничения по здоровью. Строго не допускаются в данные спортивные секции дети с нестабильностью шейных позвонков (неустойчивостью, легкой их смещаемостью при выполнении каких-либо резких движений), плоскостопием, язвенной болезнью желудка или 12-перстной кишки, бронхиальной астмой, миопией (близорукость) любой степени. При наличии сердечно-сосудистых патологий и сахарного диабета занятия перечисленными видами спорта в отдельных случаях полезны, но при этом необходима консультация врача.
Что дает ребенку . Совершенствуют опорно-двигательный аппарат, работа вестибулярного и зрительного анализаторов, повышаются функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшается координация движений. Развиваются быстрота и точность реакций, ловкость, глазомер, улучшается осанка. Воспитываются волевые качества. Все командные виды спорта развивают в ребенке социальное мышление, учат работать с группой, что поможет в дальнейшем легко адаптироваться в обществе
Художественная гимнастика
Ограничения по здоровью. Миопия любой степени
Что дает ребенку. Поможет приобрести гибкость, ловкость, осанку, умение двигаться плавно и грациозно, способствует исчезновению плоскостопия. Повышает самооценку и формирует спортивный характер у девочки.
Фигурное катание
Ограничения по здоровью. Косолапость, миопия, проблемы с вестибулярным аппаратом.
Что дает ребенку. Совершенствуются гибкость, ловкость, вестибулярный аппарат, глазомер. Улучшается работа сердца и сосудов, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы. Повышается работоспособность и выносливость.
Большой теннис
Ограничения по здоровью. Нестабильность шейных позвонков, плоскостопие, миопия, язвенная болезнь желудка или 12-перстной кишки.
Что дает ребенку. Развивает быстроту реакции, ловкость, координацию движений, прыгучесть, улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Совершенствуются самообладание, интуиция, умение сосредоточиться, выдержка, внимание. Ребенок учится тактике и стратегии. .
Настольный теннис
Ограничения по здоровью. Нет противопоказаний
Что дает ребенку. Развивает координацию, дыхательную систему, мелкую моторику, улучшает почерк.
Плавание (также синхронное плавание)
Ограничения по здоровью. Занятия плаванием недопустимы, если у ребенка есть открытые раны, кожные заболевания, заболевания глаз и ЛОР-органов, инфекционные заболевания. Противопоказаниями являются также туберкулез легких в активной форме, ревматические поражения сердца в стадии обострения, язвенная болезнь желудка или 12-перстной кишки. С легкой степенью близорукости без изменений глазного дна занятия разрешены.
Что дает ребенку. Это общеукрепляющий и закаливающий вид спорта, его можно назвать самым здоровым и эффективным. При горизонтальном положении тела работа сердца облегчается, что дает возможность выдерживать длительные физические нагрузки. Плавание также укрепляет нервную систему, помогает правильному формированию костно-мышечной системе, улучшает дыхание и кровообращение. Малыш научится плавать, будет иметь хорошую фигуру и осанку. Особенно полезно плавание детям со сколиозом, деформацией грудной клетки, близорукостью, сахарным диабетом, гастритом, ожирением, легкой формой бронхиальной астмы.
Школа хоккея
Ограничения по здоровью. Нельзя заниматься с любой степенью миопии (близорукости), при наличии врожденных и приобретенных пороков сердца.
Что дает ребенку. В хоккее укрепляются сердечно-сосудистая, дыхательная и нервная системы, опорно-двигательный аппарат. Дети становятся более дисциплинированными и организованными.
Дзюдо
Дзюдо («мягкий путь»), одно из самых известных японских боевых искусств, основанное преимущественно на захватах, заломах и бросках. В отличие от большинства западных видов борьбы, делающих ставку на собственную силу борца, в основу дзюдо положен принцип максимального использования силы противника. Любой дзюдоист должен уметь выявить сильные и слабые стороны соперника, быть мужественным, проявлять настойчивость в борьбе, с уважением относиться к другим людям.
Ограничения по здоровью. Нельзя заниматься детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сердца, почек, глаз.
Что дает ребенку. Способствует развитию гибкости всего тела и конечностей, развивает умения сохранять равновесие и управлять своим дыханием.
Ушу
Слово ушу означает «боевые техники», точнее техники, при помощи которых можно остановить бой (изначальное назначение китайских боевых искусств - защита, а не нападение). Традиционное ушу приоритетно направлено на развитие личности в целом. Существует 2 больших разновидности ушу: это спортивно-гимнастическое направление и боевое. В спортивно-гимнастическом спортсмены выполняют разнообразные формы из различных стилей ушу, в выступления включаются элементы акробатики, используются яркие красочные костюмы, легкие металлические макеты оружия. В боевом направлении ушу - саньда - спортсмены проводят контактные бои в защитном снаряжении, используя ударную и бросковую техники.
Ограничения по здоровью. Практически нет. Противопоказано заниматься динамическими направлениями ушу после тяжелых травм, операций, серьезных нарушений сердечно-сосудистой системы. Но даже в этом случае опытный тренер сможет подобрать для малыша один из мягких стилей и проконтролирует нагрузки с учетом проблем в здоровье.
Что дает. Занятия учат точно и ловко двигаться, ориентироваться в пространстве и времени, согласовывать действия с партнером, развивают координацию, воображение и мышление. Воспитывают волевые черты характера, дисциплинированность, выносливость, гибкость, скорость и быстроту реакции. В целом ушу дает возможность гармоничного телесного развития и функциональную подготовку для дальнейших занятий любыми практиками или видами спорта. Гимнастика ушу прекрасно подходит для детей-астматиков и детей, ослабленных ОРЗ и ОРВИ.
Горные лыжи и лыжные гонки
Ограничения по здоровью. Серьезные заболевания сердечно-сосудистой системы.
Что дает ребенку. Лыжи - универсальное средство оздоровления (совершенствуются бронхо-легочная, сердечно-сосудистая, нервная системы и т.д.).
Верховая езда
Ограничения по здоровью. Специальных требований, к желающим заниматься верховой ездой тренеры не предъявляют, понадобится лишь справка от педиатра и окулиста.
Что дает ребенку. Лечит болезни опорно-двигательного аппарата и помогает решить проблемы с психикой.
Извлечения из Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03
"Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования)
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей
(внешкольные учреждения)"
Приложение 2
к СанПиН 2.4.4.1251-03
Минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы по видам спорта