Мужчины

Можно ли беременным причащаться вином. Можно ли беременным ходить в церковь. Как появилась традиция поститься перед Причастием

Можно ли беременным причащаться вином. Можно ли беременным ходить в церковь. Как появилась традиция поститься перед Причастием

Было установлено Самим Господом и совершается в Церкви непрерывно в течение двух тысячелетий. Всё это время христиане разных времён и народов как бы участвуют в той Тайной Вечери, когда Христос разделил хлеб и вино среди Своих учеников и объявил эту пищу Божественным Телом и Кровью.

Конечно, не любое вино или хлеб являются святынями, а лишь те, над которыми произносятся особые, литургические молитвы. Вкушаемые за Литургией Частицы подают верующим Божественную благодать, духовные силы, очищают от последствий греха. Нередки случаи выздоровления от болезней и других чудес, происходящих по воле Бога.

К главной святыне Церкви следует приступать после соответствующей подготовки. Важным шагом этой подготовки является пост. Опасаясь нарушить церковные правила, неопытные прихожане часто спрашивают священников, как правильно поститься перед Причастием? Для всех ли обязателен пост? В каких случаях его можно ослабить или отменить? Разобраться в этом поможет краткий экскурс в историю древней Церкви.

Как появилась традиция поститься перед Причастием

В первые века существования христианской Церкви Причастие было обязательным для любого присутствующего на христианина. Каждое воскресенье, а иногда и чаще, люди собирались в доме кого-то из христиан и совершали трапезу с молитвами и разделением хлеба. Тогда особого поста перед этим действием не полагалось, потому что Евхаристия проводилась вечером и все участники действия уже пообедали и даже поужинали.

Часто бывало так, что обеды состоятельных христиан были слишком роскошные и соединялись с музыкой и танцами, как это было принято на востоке. Апостол Павел, сам нередко совершавший Евхаристию, считал недопустимым, что такие христиане подходят к Причастию после пиров и увеселений, когда их мысли не могут сосредоточиться на молитве. Со временем Литургию стали совершать утром и появился обычай вкушать Тело и Кровь Христову натощак, «прежде всякой еды». Однако и тогда ещё не держали пост в течение нескольких дней, как это принято в современной Церкви.

Когда в 4 в гонения на христиан прекратились, многие стали креститься. Когда-то небольшие, сплочённые общины, собиравшиеся тайно по домам, превратились в большие собрания молящихся в просторных храмах. Из-за человеческих слабостей нравственный уровень верующих снизился. Святые Отцы Церкви, видя это, призывали каждого христианина внимательно испытывать свою совесть, подходя к Причастию.

Не позволялось подходить к Таинству, если человек вкушал пищу в ночь перед Литургией, имел сексуальные контакты или «нечистые видения» (сны). Открывающие на исповеди эти невольные грехи христиане на время отстранялись от Причастия и исполняли особое молитвенное правило. Относительно пищи в другие дни никаких ограничений не существовало, так как верующие достаточно строго соблюдали среду, пятницу и четыре поста в году.

Традиция поститься перед Причастием в течение трёх или семи дней установилась в синодальный период (XVIII-XIX вв.). Это было связано с общим упадком духовности и религиозности. Многие стали ходить в церковь «по привычке», а причащались лишь потому, что это учитывалось в церковных документах. Если в церковной книге отсутствовала запись, что прихожанин исповедовался и причащался, могли последовать неприятности на гражданской службе.

В это время была введена традиция «говения» - подготовки к Причастию в течение нескольких дней, чтобы отвлечь ленивого человека от житейской суеты и помочь настроиться на молитву. Такой обычай сохраняется в Русской православной церкви до сегодняшнего дня. Говение состоит из ограничения в пище и исповеди накануне Причастия . Сколько дней говеть - решает духовник . Также об этом можно прочесть в Правилах, стенд с которыми обычно находится в храме на видном месте.

Правила поста перед Причастием

Итак, общецерковного правила обязательного поста и исповеди перед причащением не существует. Но многие священники настоятельно рекомендуют своим прихожанам поститься три дня перед приступлением к Таинству . Стоит ли отвергать хорошую традицию ради буквы закона? Спорить с батюшкой или сознательно отказываться от поста нельзя, так как осуждение и обиды лишь добавляют греха к уже существующим. Лучше исполнить положенное правило исходя из своих физических сил.

Православный предписывает отказ от следующих продуктов:

  • мясо любого животного или птицы, даже постное;
  • молоко (кефир, творог, сыворотка и т. п.);
  • яйца любой птицы;
  • рыба (не всегда).

Фактически в распоряжении говеющего христианина остаются фрукты, овощи, крупы, макароны и хлеб . Нельзя поддаваться соблазну приготовить изысканные «постные блюда»: пища должна не становиться источником удовольствия, а лишь поддерживать силы .

Допустимо ли есть рыбу перед Причастием? В большинстве случаев здоровому человеку следует от неё отказаться. Исключение составляет проживание на Крайнем Севере или судах, где рыба - основной источник питания. Морепродукты считаются более «постной» пищей, чем рыба, и их употребление в умеренных количествах разрешается. Кратковременный пост перед Причастием связывают и с другими ограничениями, отказываясь от следующего:

  • сладостей;
  • сексуальных контактов;
  • спиртных напитков;
  • курения;
  • участия в различных увеселениях (свадьбы, вечеринки, концерты).

За 6 часов до начала Литургии следует полностью исключить еду и питьё . Этот шестичасовой пост называется «евхаристическим». Если евхаристический пост нарушен, священник может не допустить к Таинству.

Многие верующие стремятся причащаться в дни общецерковных постов. Это даёт возможность спокойно подготовиться, особенно если близкие также держат пост и не предлагают лишних искушений.

Допустимо ли причащаться, если покурил или невольно нарушил пост? Обо всех излишествах, допущенных во время говения, следует рассказать священнику на исповеди . Через исповедь совершается допущение к Таинству и сокрытие даже маленького проступка считается большим грехом перед Богом.

Как поститься детям

В Русской православной церкви сложилась традиция обязательной исповеди детей с семи лет . В этом же возрасте они должны быть приучены к посту. Но причащаются дети с самого момента , т. е. с младенческого возраста.

Пост перед причастием для ребёнка не является обязательным, если ему не исполнилось трёх лет.

С трёх до семи лет ограничения вводятся постепенно, ребёнок должен не просто лишаться вкусной пищи, но осознавать необходимость и цель поста. Можно поддержать чадо собственным примером, убрав из семейного меню скоромные продукты. Самим родителям следует приступать к исповеди и Причастию вместе с ребёнком.

Решение о том, можно ли облегчить пост, должны принимать родители после беседы со священником, исходя из состояния здоровья ребёнка. Нельзя принуждать к говению детей, растущих в неверующих семьях и не имеющих должного духовного развития.

Пост для беременных женщин

Беременным женщинам и больным, желающим причащаться, но находящимся на строгой диете, пост можно ослабить или отменить. Делается это только по благословению священника . Перед тем как отправиться за таким разрешением, следует испытать себя, действительно ли кратковременный пост окажется непосильным бременем или из-за лени не хочется нарушать привычный ход жизни?

При невозможности беременной женщине отказаться от молочных продуктов, можно заменить это отказом от сладостей или других вещей, к которым она испытывает привязанность. Такое воздержание будет принято Господом как значительный подвиг.

Пост в условиях общежития

Допускается облегчение или отмена поста для христиан, находящихся на срочной военной службе, учёбе, больнице, интернате или местах лишения свободы , где питание осуществляется в общих столовых и нет возможности выбрать постную пищу. В этом случае следует придерживаться благословения духовника, посещающего воинскую часть или интернат. Отказ от скоромной пищи может быть заменён на другие ограничения или молитву . Этот вопрос желающим причащаться лучше решить со священником за неделю до Таинства или (если невозможно) перед исповедью.

Когда можно причащаться без поста

Во время рождественских святок — от Рождества Христова до Крещения — и на Светлую Седмицу — семь дней после Пасхи — пятидневный пост для причастников не требуется, сохраняется лишь шестичасовой евхаристический. Но это разрешение можно допустить лишь тем, кто полностью соблюдал предыдущие, Рождественский и Великий посты.

Постная подготовка отменяется для тяжелобольных и умирающих.

О ПОДГОТОВКЕ К ПРИЧАСТИЮ МАТЕРЕЙ

Говорить о тесной связи между мамой и ребенком, наверное, не имеет смысла. Об этом прекрасно знают все. Еще находясь в животике, малыш очень чутко воспринимает все, что происходит с мамой и вокруг нее. До него доходят отзвуки внешнего мира и в них он способен улавливать тревогу или покой. А потому во время беременности женщине очень важно принимать участие в Таинствах Исповеди и Причастия. Молитва мамы о благополучии родов, о воздействии Господа Своей благодатью на дитя, конечно, не останется не услышанной.

Для подготовки к Причастию беременным женщинам Церковь устанавливает послабления. Поститься можно по степени своего самочувствия. Правильно будет обговорить этот вопрос с вашим духовником или священником, который будет вас исповедовать и Причащать. 9 месяцев, как правило, пролетают незаметно, в ожидании встречи со своим любимым малышом. И вот это чудо свершилось. Вы – мама!!! Радость, которая переполняет материнское сердце описать невозможно!

Один из важнейших вопросов духовного развития вашего ребенка — принятие Святого Крещения. Оно совершается на 40-ой день от рождения вашего сына или дочки. Во время Таинства над мамой прочитываются очистительные молитвы, после чего она вновь может исповедоваться и Причащаться. Безусловно, мера подготовки кормящей мамы Церковь не приравнивает к регулярному говению взрослого человека. От молодой мамочки не требуется оставлять своего ребенка и ходить на протяжении нескольких дней на утренние и вечерние службы, равно как вполне неблагоразумно было бы кормящей матери начать строго поститься. Употребление пищи животного происхождения, молочных продуктов, яиц определяется по согласованию с неонатологом и вашим детским врачом. Важно, чтобы с молоком матери в организм новорожденного поступали все необходимые питательные и полезные вещества.

А потому, подготовка к Причастию и Исповеди у кормящей мамы может заключаться в усиленной молитве (когда есть свободное время), снисходительности по отношению к недостаткам других, одним словом — в христианских добродетелях, хотя бы внутри своей семьи.

В храм младенцев особенно грудных приносят перед самим Причастием. Важно, чтобы кормление малыша произошло хотя бы за несколько часов до участия в Таинстве. Это необходимо для того, чтобы избежать срыгивания Святыми Дарами. Если это вдруг произошло, одежду ребеночка, на которой оказались капли Крови Господней рекомендуют сжечь.

К слову, подготовка кормящей мамы к Причастию не такой и праздный вопрос. Несколько лет назад ему был посвящен круглый стол с участием московских клириков священников.Дмитрия Смирнова, Максима Козлова, Владимира Воробьева и т.д. И все сошлись на том, что перегружать чтением канонов мать семейства, особенно если она еще и работает, не стоит. Подготовка должна быть посильной. Главное, ведь ни сколько и что мама покушала, а насколько она душой желает вырастить своего малыша добрым православным христианином.

4 ноября День Казанской иконы Божьей Матери, я решила сходить на причастие, для этого мама сказала попоститься (нет мясному и молочному) понедельник и вторник, вечером во вторник на исповедь, а уж в среду на причастие. но мне этого мало поэтому поискала в интернете актуальный для меня материал

В Вашем положении пост можно ослабить: вполне достаточно, если Вы будете воздерживаться в постные дни от вкушения мяса. Не переживайте, а молитесь Господу, регулярно бывайте в храме, исповедуйтесь и причащайтесь Святых Христовых Таин. Малыш очень хорошо чувствует состояние мамочки, поэтому Вам очень важно сейчас быть не унывающей и тревожащейся, а спокойной и радостной.

С уважением,

Священник Александр Ильяшенко

Обязательно ли для того, чтобы причаститься и исповедоваться быть накануне на вечерней службе? Что требуется обязательно для исповеди, а затем для причастия?

Маша

Уважаемая Мария, конечно же, беременным, тяжко болящим, обремененным двадцатичасовой работой шесть дней в неделю Церковь не предписывает невместимого и допускает до Чаши Святых Христовых Таин того человека, который в таких обстоятельствах не был на вечернем богослужении. Говоря о том, что приготовляться к причастию мы должны говением, то есть такой организацией хотя бы дня, другого, третьего своей жизни, который предполагал бы ну какое-то наше самоограничение и жертву ради принятия Святых Христовых Тайн. Этой жертвой может и должен стать отказ от развлечений и отвлечений чрезмерных, ограничение себя в пище, то есть соблюдение поста, более строгое исполнение утреннего и вечернего молитвенного правила, по возможности, присутствие на богослужении, как нормальный минимум, хотя бы накануне того дня, когда мы приобщаемся Святых Христовых Таин. Если вместо вечерней службы накануне Вы едете сидеть у постели больной бабушки - езжайте, если вместо той же службы альтернатива - пойти в ночной клуб или сесть дома у телевизора - идите-ка на службу. Дальнейшие выводы сами сделайте.

Какие продукты нельзя есть в пост беременной?

Здравствуйте, Мария! Мера поста у всех разная, обычно в течение поста женщинам в Вашем положении благословляется вкушать все, кроме мяса (то есть, разрешены молочные продукты, яйца). Однако меру личного поста необходимо определить в личной беседе со священником. При ослаблении телесного поста уделяйте больше внимания посту духовному: чаще бывайте в храме, больше времени уделяйте молитве, исключите во время поста просмотр развлекательных передач и фильмов. Будьте доброй и милосердной к Вашим близким, старайтесь никого не осуждать, ни с кем не ссориться, не раздражаться и благодушно и радостно ждать появления на свет Вашего ребеночка. Помоги Вам Господи!

Священник Александр Ильяшенко

Рекомендации по поводу того, о чем говорить на и что читать до исповеди, исчисляются сотнями. Мы скажем лишь то, что представляется главным. Бесполезно говорить о мелочах, утаивая большое. Маленькие грехи имеют свойство возвращаться обратно, если корни греха не вырываются. Исповедоваться нужно только о своем. Жена, дети, соседи, начальники на исповеди не вспоминаются. Не вспоминаются также грехи, совершенные кем-то когда-то, даже если они последствиями своими отягощают жизнь целых народов. В грехе цареубийства или в грехе Адама каяться не стоит, стоит разобраться со своей запутанной и испорченной жизнью.

Когда глубоководный батискаф медленно опускается в черную бездну океана, покрытые холодным потом страха люди смотрят на приборы или в иллюминаторы. Время от времени, выхваченные лучом прожектора, им попадаются на глаза такие подводные страшилища, которых ни на одной картине Босха не увидишь. Я говорю это потому, что осознать грехи и осветить покаянием глубину сердца – почти то же, что спуститься на дно океана. Кстати, количество людей, побывавших в космосе, в десятки раз превышает количество людей, опускавшихся на океанское дно. Думаю, что число нисходивших в бездну своего сердца точно так же мало. Большинство наших духовных потуг, связных с исповедью, похожи на стирание пыли влажной тряпкой, хотя сердце человеческое – это не полированный стол, а море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими (Пс. 103, 25).

Кто-то измучился каяться в одном и том же и стыдится исповеди, поскольку не исправляется. Кто-то годами не исповедовался, потому что охладел к вере, или осуетился, или обиделся на священника. А кто-то мечтает о первой исповеди, как мечтал Остап о Рио-де-Жанейро. Мечтает долго и бесполезно, без надежды на осуществление, потому что боится сделать последний шаг и склониться перед аналоем. Есть еще много разных состояний относительно исповеди. И лучшее из них – это такое, при котором человек не привыкает к святыне и не утрачивает благоговения, но всем естеством ощущает пользу этого Таинства. Ведь можно всю жизнь питать душу этим контрастом между тоскою раба, стоящего на коленях (в начале исповеди), – и вольным полетом орла, широко раскинувшего крылья (конечно, после).

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 10.04.2013 17:14:17

Ангелина, Набережные Челны

Как правильно подготовиться к исповеди и Причастию беременной женщине?

отвечает диакон Димитрий Половников

Подскажите пожалуйста как правильно подготовиться к исповеди и Причастию? В настоящее время я в положении, беременность проходить тяжело.

Беременность - особое, во многом таинственное (в духовном, да и в физическом плане) состояние христианки. Старайтесь больше молиться: молитесь утром и вечером, уходя на работу или на прогулку и возвращаясь домой, молитесь перед едой и после трапезы. Молитва освящает жизнь беременной и жизнь будущего ребеночка; обращение ко Господу, Божией Матери, к святым угодникам, к небесному покровителю, к Ангелу Хранителю помогает в житейских затруднениях, утешает душу и приводит к состоянию внутреннего покоя и смирения перед Творцом - а это так необходимо беременной.

Беременной следует регулярно и часто причащаться Святых Христовых Тайн, так как приобщение Тела и Крови Господней не только спасительно для беременной, но и оказывает благотворное действие на находящегося в ее утробе ребенка.

Беременной следует пить по утрам святую воду и вкушать просфору.

По возможности читайте понемногу Священное Писание, особенно Новый Завет, да и другие духовные книги, благо их сейчас много. На богослужении беременной, особенно на поздних сроках, конечно, лучше молиться сидя ближе к окну или выходу из храма.

Существует благочестивый обычай благословляться у священника на ношение беременности, а при наступлении срока - на роды.

Забота Церкви о беременных и кормящих не ограничивается одной молитвенной поддержкой. Беременные могут поститься не строго. Пост для беременных ослабляеться. Степень Вашего участия в посте вы должны установить вместе с духовником и врачом, который Вас наблюдает. При этом должно руководствоваться следующими общими правилами:

  • а) Пост не должен повредить ни здоровью ребенка, ни здоровью матери;
  • б) Беременность не является оправданием для распущенности и неумеренности;
  • в) Пост - время сугубой молитвы матери, трезвения и самоконтроля;

«Как же я смогу теперь причащаться? Толком и в рот-то ничего не возьмешь, как же приступить к Чаше?» – именно с такого вопроса, далеко не тянущего на роль высокодуховного, началась моя «беременная» духовная жизнь, одолеваемая пресловутым токсикозом.

…Немного улеглись эмоции, нахлынувшие после увиденных – неожиданных, но заветных – двух полосок теста на беременность. И жизнь стала подкидывать много вопросов, касающихся именно духовной составляющей беременности, а ответы встречались зачастую немногим шире «больше поститесь, молитесь и не нервничайте»…

Но что делать, если очень часто расстояние между «как надо» поститься и молиться и «как могу» с каждым месяцем беременности все увеличивается? Хочется сделать одну оговорку, весьма банальную, на первый взгляд, но, тем не менее, существенную.

Единых советов нет и быть не может.

Меру поста и молитвы нужно искать, исходя из сложившейся ситуации, конечно же, по согласованию с духовником или приходским священником

Потому что течение беременности у каждой женщины очень индивидуально. Кто-то будто на крыльях все 9 месяцев летает и работает чуть ли не до родов, а кому-то приходится не вынашивать, а в буквальном смысле «вылеживать» в больницах. Поэтому меру поста и молитвы нужно искать самим, исходя из сложившейся ситуации, конечно же, по согласованию с духовником или приходским священником.

Меня долго угнетал тот факт, что не получается выдерживать тот ритм духовной жизни, который был задан до беременности и родов. Но как-то «выстрадался», что ли, вывод, что «подвиг» этого периода и состоит в терпении своих недомоганий, ограничений, невозможности исполнить задуманное и в принятии своей немощи.

Да, получаться будет не все. Успевать будете не все. Вероятнее всего, и не на все службы, которые хотите посетить, попадете (после родов точно). Но не стоит унывать! Главное, нужно стремиться вперед хотя бы малыми шажочками. Не сможешь стоять, как раньше, всю службу – сиди на лавочке и молись, не сможешь вообще попасть в храм – постарайся прочитать дома положенное.

Малейшие отклонения от нормы – и врач может в лоб задать вопрос: «Ну что, сохранять будем? Или на аборт?»

Что подвергается сильной проверке, так это твое упование на Бога и на Его Промысл. Без этого к нашим врачам и на УЗИ слишком часто, к сожалению, и заглядывать-то страшно. Если в каких-то странах отношение к беременной – как к здоровой женщине в особенном состоянии, то у нас проблему готовы сделать из ничего. Помню, как в мою первую беременность врач устроила переполох из-за немного сниженного гемоглобина (что является нормальным!). Ну а я, по наивности испугавшись, вышла зареванная, в уверенности, что случилось нечто ужасное. Малейшие отклонения от нормы – и врач может в лоб задать вопрос: «Ну что, сохранять будем? Или на аборт?» Я ни в коем случае не утверждаю, что так делают все врачи поголовно, но однажды столкнувшись с подобным, долго не забудешь. А уж если проблемы серьезные, на бедную беременную женщину обрушиваются все и вся с запугиваниями, страшилками «про таких вот дурочек, собравшихся рожать во что бы то ни стало» и так далее. Есть множество случаев, когда женщины рожают здоровых детей вопреки самым ужасным медицинским прогнозам. Ну а про мамочек после такого испытания хочется написать книгу «Как закалялась сталь».

В одной из больниц, где мне довелось лежать на сохранении, из-за плохого качества УЗИ-аппарата у 8-недельного ребенка не прослушивалось сердцебиение, и маму отправляли на . Несмотря на то, что женщина еле-еле забеременела спустя несколько лет супружеской жизни. Слава Богу, она отправила этих врачей «куда подальше», съездила в нормальную больницу, а потом благополучно выносила и родила малыша, да не одного. А если бы послушала «добрых» советчиков?!

Теперь о «сохранении», которого сейчас редко кому удается избегнуть. Огромным плюсом некоторых перинатальных центров является наличие на их территории храма. Никто не помешает вам в перерывах между процедурами, тихим часом и ужином придти в церковь и спокойно помолиться. Многие берут с собой в больницу молитвослов и свои любимые иконы.

Так как в больнице свободного времени предостаточно, можно запастись интересной и полезной литературой. Приведу несколько книг, которые пригодились мне. Во-первых, это книга православного психолога и многодетной мамы Екатерины Бурмистровой «Беременность. Роды. Материнство». Отличное чтение. Особенно для тех, кто впервые готовится стать мамой. Интересно и красочно оформленная, она также сможет стать замечательным подарком сестре или подруге, которая ждет ребенка. В ней затронуты все основные проблемы, с которыми сталкивается женщина и ее семья в период беременности и после родов.

Во-вторых, книга Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш с рождения до двух лет». Это кладезь практических советов по уходу за малышом. Очень подробно рассмотрено множество самых разнообразных вопросов, начиная с того, какие вещи необходимо подготовить к рождению малыша, и заканчивая рассмотрением причин беспокойного сна младенца и основных этапов его развития.

Когда большая часть беременности позади, все чаще и чаще в голове появляется мысль о предстоящих родах. Зачастую львиную долю этих мыслей занимает страх. Страх неизвестности, боли, непредсказуемости… Да и всякие истории о тяжелых родах или невнимательных врачах, услышанные в палате или прочитанные в интернете, делают свою дело.

В письмах Амвросия Оптинского дается совет старца женщине, боящейся трудностей в родах, обращаться к иконе Божией Матери «Феодоровская»

В письмах Амвросия Оптинского, представленных в книге «Советы супругам и родителям», дается совет старца женщине, боящейся трудностей в родах, обращаться к (празднование 27 марта и 29 августа по новому стилю). Также он пишет: «Можете ежедневно молиться Царице Небесной, читая Ей не менее двенадцати раз в день “Богородице Дево радуйся”, хоть с поясными поклонами. Столько же раз читать и кондак Ей: “Не имамы иныя помощи”».

Очень желательно ближе к предполагаемой дате родов причаститься и пособороваться. Спокойнее и увереннее себя чувствуешь, пропадают тревожные настроения. Говорю из личного опыта: первые роды у меня начались в ночь после Причастия, а вторые – на следующий день после соборования.

Есть еще и хорошая традиция брать благословение у священника на роды. Можно также попросить его прочитать особую молитву перед родами.

Что касается непосредственно самих родов. Кто-то берет с собой в родблок молитвослов, и, пока боли не очень сильные, читает акафист иконе Богородицы «Помощница в родах», кто-то предпочитает на протяжении всех родов молиться краткими молитвами. Хорошо, если в это непростое для вас время за вас будут молиться близкие и друзья.

Много трудностей, много переживаний, много боли… Но что все это по сравнению с первыми шевелениями малыша в животе? Или стуком его сердечка, который врач дает послушать на УЗИ, забыв, что у чересчур сентиментальных беременных при этом мигом наворачиваются слезы?

Наверное, именно в это далеко не простое время призыв апостола Павла «всегда радоваться» исполним, как никогда ранее.