Карьера

Описание янтаря в художественном стиле. Камень янтарь – солнечный камень. Состав и строение янтаря

Описание янтаря в художественном стиле. Камень янтарь – солнечный камень. Состав и строение янтаря

Описание драгоценных камней


К атегория:

Художественное материаловедение

Описание драгоценных камней

Алмаз - наиболее ценный из имеющихся драгоценных камней. Он представляет собой кристаллы углерода и обладает наивысшей твердостью из всех известных природных и искусственных материалов. Свое название алмаз получил от греческого слова «адамас», что означает непобедимый.

Красота алмаза заключается в его высоких оптических свойствах, которые наиболее полно проявляются при его огранке в бриллиант. Формы огранки в бриллиант не случайны - они определяются целым рядом закономерностей. Грани бриллианта располагаются под строго определенными углами, в определенной последовательности. Этим достигается яркое сверкание камня - из бриллианта как бы выходит целый пучок разноцветных лучей. При повороте камня они непрестанно изменяются и играют всеми цветами радуги, создавая эффект, называемый «огнем» камня. В этом отношении бриллианты превосходят все драгоценные камни, за исключением циркона.

Наиболее ценными бриллиантами считаются чистые, прозрачные, бесцветные камни, приобретающие при огранке голубоватый оттенок- так называемые бриллианты «голубой воды». Бриллианты с «надцветом», т. е. желтоватые, зеленоватые и др., ценятся дешевле. Камни с большим числом дефектов-трещин, точек, случайных включений и т. п., а также мутные камни серых, бурых и грязноватых цветов (борт) в огранку не поступают и применяются для технических целей.

Особенно высоко ценятся совершенно прозрачные, ярко окрашенные камни: зеленые, желтые, красные и чрезвычайно редко встречающиеся синие и черные камни. Например, одним из ценнейших бриллиантов в мире считается густо-синий камень «Гоппэ» из и и весом 44,5 карата. 100 тысяч золотых рублей заплатил Павел I за красный бриллиант весом 10 каратов.

ю в большинстве случаев полную мрачных и трагических событий. Например, один из крупнейших и древних алмазов знаменитый «Шах» (рис. 1) был привезен в Петербург в 1829 г. персидским принцем Хосрев-Мирзой в дар русскому императору с целью загладить возникшие обострения в отношениях между государствами в связи с убийством в Тегеране русского посла и поэта А. С. Грибоедова.

Наиболее крупный алмаз «Кюллиан» был найден в 1905 г. в Южной Африке (рис. 2). Его вес до огранки был 3106 каратов. Из него было сделано 4 крупных бриллианта и 101 бриллиант небольших размеров общим весом 1063,5 карата. Самому крупному из них дали название «Звезда Африки». Он имеет форму капли и весит 530,2 карата. В настоящее время он находится в Англии.

Алмаз как драгоценный камень известен с древних времен. Он применялся в ювелирном деле, а иногда и для украшения крупных архитектурных сооружений. Например, один из храмов в Рангуне (Бирме) - Шве-Дагон-Пагода, напоминающий по форме огромный колокол, увенчан драгоценным сияющим бутоном, усыпанным алмазами. На его изготовление пошло 1250 кг чистого золота и 4350 шт. алмазов.

Рис. 1. Алмаз «Шах»

Рис. 2. Алмаз «Кюллиан» (внизу). Четыре бриллианта, сделанные из него (вверху)

Алмаз отличается исключительной химической устойчивостью: он не растворяется ни в одной из сильных кислот, даже нагретых до кипения, а также и в их смесях, не действуют на него и фтористоводородная (плавиковая) кислота и едкие щелочи. Единственное вещество, с которым реагирует алмаз, - это расплавленная селитра - в ней он растворяется. При накаливании на воздухе алмаз сгорает при 850-1000 °С. Некоторые из алмазов блестят в темноте благодаря явлениям люминесценции.

В качестве имитации алмазов в ювелирном деле применяются менее ценные бесцветные и прозрачные минералы: циркон, корунд, шпинель (синтетическая), топаз и кварц, а также дубли с нижней частью из стекла. Кроме того, сильный радужный блеск дают стразы из свинцового стекла на фольге.

Рубин - кристаллический глинозем (окись алюминия), окрашенный окисью хрома. Это очень красивый прозрачный красный камень. Цвет рубина может варьировать в широких пределах - от светло-розовых до ярко-кроваво-красных. Встречаются также камни с буроватым оттенком. Крупные и абсолютно чистые рубины - большая редкость, обычно в камне видны мелкие трещины, пятна и точки. Самый большой из известных рубинов достигает размера половины куриного яйца (и стоит он около 10 млн. фунтов стерлингов).

Иногда у рубинов наблюдается астеризм, т. е. характерный отлив в виде шести лучевых звезд, который вызывается особым двойниковым образованием кристаллов корунда (дихроизмом). В старину на Руси рубины назывались яхонтами и высоко ценились. Это вызывало производство подделок из менее ценных драгоценных камней (турмалина, топаза, альмандина и др.) или из красного стекла.

Сапфир - это корунд (окись алюминия), окрашенный примесями железа и титана в синий цвет, - от бледно-голубого и васильково-синего до темно- и почти черно-синего. По всем своим свойствам он близок к рубину. У сапфира также распространено явление астеризма, и такие сапфиры называются звездчатыми. Кроме синих сапфиров бывают также желтые, зеленые, фиолетовые и чисто белые, прозрачные, которые иногда называются восточными алмазами. Самый крупный синий сапфир находится в Парижском музее (оценивается в 1,5 млн. франков).

Подделками сапфира служат синие стекла или менее ценные драгоценные камни синего цвета: турмалин, цианит или кордиерит (водяной сапфир). Последний по цвету не отличается от настоящего сапфира, однако благодаря его трихроизму при рассмотрении в проходящем свете (по трем различным направлениям) он кажется то темно-голубым, то светло-голубым, то винно-желтым или серо-желтым.

Берилл - алюмосиликат окиси бериллия. Это драгоценный камень, самоцвет, окрашенный в золотисто-зеленые, зеленые тона, а также в розовато-красные (воробьевит) и золотистый (гелиодор).

Изумруд - разновидность минерала берилла - красивый драго-енный зеленый самоцвет. Его цвет обусловлен примесью соедине-ций хрома и ванадия. Преобладание хрома придает камню золотисто-зеленые оттенки, преобладание ванадия - синевато-зеленые. Чистые, крупные, ровно окрашенные камни встречаются очень ред-ко Обычно в них имеются помутнения, полоски, трещины, а также неравномерности в окраске и другие дефекты. Крупные камни ценятся наравне с бриллиантами. Замечательные по величине и чистоте тона три изумруда массой в 250; 133,7 и 136,25 карата хранятся в Алмазном фонде СССР . В качестве имитации изумрудов применяют стеклянные сплавы и дубли из аквамарина или дешевого изумруда и кварца или стекла.

Аквамарин - разновидность берилла красивого голубого, зеленоватого цвета или цвета морской воды (отсюда и название - «ак-ва>> - вода, «марина» - морская). Его окраска обусловлена присутствием железа и находится в очень широких пределах - от бледных, почти бесцветных прозрачных кристаллов до густо интенсивно окрашенных сине-зеленых; последние наиболее ценны. В качестве имитации используются сходные по окраске топазы, или стеклянные подделки.

Александрит - очень красивый самоцвет. При дневном свете он темно-зеленый, при искусственном освещении становится малиново-красным или фиолетовым. Он представляет собой разновидность хризоберилла (сложный окисел бериллия и алюминия).

Турмалин - целая группа минералов, имеющих сложный состав. Это алюмосиликат щелочей кальция, железа, магния, лития и бора. Окраска турмалина очень разнообразна - он имеет розовые, красные, желтые, зеленые, синие, а также бурые, черные и почти бесцветные тона. Иногда камень состоит из совершенно различно окрашенных слоев (розовых, зеленых, синих) - это так называемые полихромные турмалины. Самыми ценными являются красные и малиновые камни. Окраска их иногда так привлекательна, что они идут наравне с рубинами.

Ювелиры и гранильщики редко употребляют термин «турмалин» и заменяют его другими названиями, исходя из цвета камня, например черный или малиновый турмалин называют шерлом, розовый - рубелитом, густо-синий - индиголитом и т. д.

Шпинель - по химическому составу сложный окисел алюминия и магния; причем часть магния бывает замещена железом или цинком, а алюминия-железом или хромом. В связи с этим существует много разновидностей шпинели по цвету и другим свойствам.

Рубиновая шпинель - прозрачные кристаллы, окрашенные в красный или вишневый цвет. Шпинель розового цвета часто называют рубин-балэ. Рубицелл - шпинель, окрашенная в оранжевый или желтый цвет. Кроме того, бывает зеленая шпинель от травянистой До темно-зеленой, почти черной окраски. Очень редко встречается синяя шпинель.

Гранат - силикат железа, алюминия, кальция, магния, марганца и хрома.

Он имеет много разновидностей, отличающихся по цвету и другим свойствам:
– альмандин - темно-красный, вишневый, розовый, прозрачный или просвечивающий;
– пироп - кроваво-красный или гиацинтовый, прозрачнее альмандина;
– гроссуляр - желто-зеленого цвета, прозрачный или просвечивающий;
– демантоид - изумрудно-зеленый, прозрачный;
– уваровит - темно-зеленый, просвечивающий;
– меланит - черный, не прозрачный.

Большинство гранатов гранят или в форме полого кабошона (если окраска чрезмерно густая), или в форме розы (преимущественно мелкие камни). Кроме того, иногда для прозрачных кристаллов применяют бриллиантовую грань, а для непрозрачных - форму таблицы.

Гиацинт - представляет собой разновидность циркона (силиката циркония). Он отличается сильным алмазным блеском и прекрасным оранжево-красным цветом и прозрачностью. Среди цирконов встречаются камни желтого, зелено-желтого, оранжевого и коричневого цветов, прозрачные или только просвечивающие.

Топаз (тяжеловес) - фторосиликат алюминия. Это самоцветный камень, отличающийся сильным блеском и большим разнообразием окраски. Наиболее часты бесцветные, винно-желтые и золотисто-желтые разновидности, реже оранжевые и розовые, еще реже голубые, синеватые и зеленоватые. Окрашенные камни ценятся дороже, чем бесцветные. Некоторые топазы отличаются непрочностью окраски, которая под влиянием солнечных лучей ослабевает, и камни мало-помалу обесцвечиваются.

Среди топазов встречаются очень крупные кристаллы. Например, в музее Горного института в Ленинграде хранится очень прозрачный кристалл винно-желтого цвета (19 см высота и 21 см ширина) весом около 13 кг.

На Урале ювелиры и гранильщики топаз называют «тяжеловесом», а топазом именуют горный хрусталь (кварц). Это название прочно установилось и даже проникло в официальную номенклатуру самоцветов. Например, так называемые «золотистый топаз» и «дымчатый топаз» представляют собой разновидности кварца; их не следует смешивать с топазом.

Кварц - один из самых распространенных минералов, представляющий собой двуокись кремния. Он образует иногда очень крупные и красиво окрашенные кристаллы. Это химически стойкий камень- щелочи на кварц действуют слабо, в кислотах он совершенно не растворим, только плавиковая кислота разъедает кварц весьма быстро. Имеет следующие разновидности.

Горный хрусталь - совершенно бесцветен и прозрачен; применяется как самоцвет и идет на верхнюю часть дуплетов.

Аметист - один из самых древних драгоценных камней; был известен за 3000 лет до н. э. в Египте. Это очень красивый прозрачный самоцвет, окрашенный в различные оттенки фиолетового цвета. Наиболее ценны темноокра-Л°Внные сибирские аметисты, приобретающие при искусственном ос-Ше ении кроваво-красный отлив. При прокаливании фиолетовый 86 т изменяется на желтоватый. Такие камни служат имитацией ^стоящего топаза. Синтетический аметист - это корунд, окрашен-ь1Й в «аметистовый» цвет окисями титана, хрома и железа.

Свое название аметист получил от греческого «аметистос», что значит «безалкогольный». Согласно Плинию, обладатель аметиста защищен от опасности быть пьяным.

Дымчатый кварц («раух-топаз») - прозрачный самоцвет, окрашенный в приятный дымчатый цвет органическими веществами. При прокаливании до 400°С приобретает, так же как и аметист, золотистые тона (жженый цитрин). Раух-топаз был известен человеку уже в каменном веке. Из него делали наконечники стрел. В XV и XVI вв. использовался для резных печатей и гемм.

Празем - зеленые кристаллы кварца.

Марион - черный, почти непрозрачный.

Цитрин - золотисто-желтый, прозрачный.

Розовый кварц - легко выгорает на солнечном свету.

Авантюрин - красивые кристаллы золотистой, розовой или зеленоватой окраски с характерным чешуйчато-мерцающим отливом.

Существуют также своеобразные разновидности кварца с характерным волокнисто-шелковистым отливом. Они носят названия кошачий глаз (зеленоватый), тигровый глаз (желтоватый) и соколиный глаз (синеватый).

Цианит- силикат алюминия красивого голубого или синего цвета; служит имитацией сапфира.

Сподумен - силикат лития и алюминия различных расцветок - белой, желтой, зеленой. Особенно красива разновидность лиловая и розовая - так называемый кунцит.

Эвклаз - очень редкий и красивый самоцвет прозрачных голубых и голубовато-зеленых тонов.

Хризолит (оливин) - силикат магния и железа; красивый камень золотисто-зеленого цвета. Свое название получил от гр. «хризос» - золото. Использовался еще в средневековье. На Востоке особенно ценился и шел на украшение церковной утвари.

Цветные камни (цветники)

Опал - некристаллическая (аморфная) форма кремнезема. Это полупрозрачный минерал с красивой радужной окраской. Различают следующие его разновидности.

Благородный опал - белый, розоватый, желтоватый и черный с красивой, своеобразной игрой цветов.

Огненный опал - ярко-красный или оранжевый (без радужных переливов).

Обыкновенный опал - различных цветов - серый, белый, зеленый, розовый и др.

Бирюза (калаит) - фосфат окиси алюминия. Это малостойкий минерал, окрашенный солями меди в небесно-голубой цвет. Под действием различных реактивов (влаги, углекислоты и др.) он теряет цвет, зеленеет и «умирает», становясь тусклым и грязно-зеленым. Благодаря невысокой твердости (пилится напильником) легко обрабатывается, хорошо полируется. При прокаливании он чернеет; растворяется в кислотах.

Бирюза в переводе с персидского означает «камень победы». Бирюза была известна за 4000 лет до н. э. и издавна применялась в ювелирном деле. От настоящей бирюзы следует отличать так называемую костяную бирюзу (одонтолит), представляющую собой ископаемые кости и зубы древних животных, окрашенные фосфорнокислыми солями железа и меди в голубой цвет. «Костяная бирюза» отличается от настоящей (каменной) меньшим удельным весом, растворимостью в едких щелочах, меньшей твердостью и остатками костяных структур.

Кроме того, существует четыре вида искусственной бирюзы (подделки): – настоящая бирюза, потерявшая цвет, подкрашенная берлинской лазурью или аналиновой краской; стеклянная голубая паста; кость, окрашенная медью; – осажденная и уплотненная фосфорно-глиноземная соль, содержащая медь.

Малахит - водная углекислая соль меди. Это красивый декоративный аморфный минерал зеленого цвета, с характерным сложным рисунком на разрезе. Различает два сорта: радиально-лучистый с шелковистым блеском темно-изумрудного тона и ленточный, струистый, по преимуществу светлых тонов.

Малахит легко режется, хорошо полируется; он применяется для производства ювелирных изделий, а также для облицовки ларцов, шкатулок, ваз и архитектурных элементов. Например, малахитом облицованы колоссальные колонны в Исаакиевском соборе в Ленинграде высотой около 10 м и почти 0,5 м в диаметре.

Малахит был известен античным грекам и уже в то время применялся для декорировки архитектурных элементов (колонны храма Дианы в Эфесе, позднее перенесенные в Константинополь). Твердость малахита невелика - при нагревании он чернеет, легко растворяется в кислотах с выделением углекислого газа, а также в аммиаке.

Орлец (родонит) - силикат марганца. Это минерал красивого малинового, розового или вишневого цвета. Встречаются железистые разновидности красно-бурого, серого и даже черного теплого тона.

Иногда камень испещрен бурыми или черными жилками и пятнами окислов марганца.

Орлец тверже малахита и обладает достаточной вязкостью, хорошо полируется и сохраняет характерный перламутровый блеск. Он применяется для ювелирных изделий. В тонком слое он приобретает некоторую прозрачность (просвечивает, что придает особую сочность тону, напоминающему рубин). Орлец используется также для создания крупных декоративных изделий. Например, для Всероссийской выставки в 1870 г. была изготовлена большая овальная ваза /ИИаметром 185 см, высотой 85 см) из темно-розового орлеца. В настоящее время она находится в Эрмитаже (в Ленинграде). При-м современного использования орлеца может служить обли-М вка станции московского метро «Маяковская», где орлец хорошо сочетается с нержавеющей сталью.

Иногда к яшмам относят минералы другого состава, например так называемая «ленточная яшма» представляет собой полевой шпат. Различают одноцветные яшмы (красная, серая) и пестрые (полосатые, крапчатые и др.). Иногда яшмы называются по месту их добычи, например орские, отличающиеся замечательным разнообразием рисунка и цвета (до 200 разновидностей). Яшма применяется для крупных декоративных изделий (вазы, камины), а также в ювелирном деле и каменной мозаике.

Лазурит - минерал сложного состава на основе алюмосиликата. Он имеет красивый разнообразный цвет всевозможных голубых и сине-фиолетовых оттенков. Иногда встречаются зеленовато-синие камни, а также камни с включениями золотистого цвета (колчедан). Он применяется как поделочный и декоративный камень, а также идет в огранку для ювелирных изделий. Отходы от обработки (мелочь, пыль) используются как сырье для приготовления высококачественного ультрамарина (синей краски). В качестве имитации применяют так называемый «немецкий ляпис», представляющий собой некоторые сорта халцедона, окрашенные берлинской лазурью.

Лазурит известен очень давно. При прокаливании цвет становится ярче.

Пирит - цвет латунно-желтый, блеск металлический, хорошо обрабатывается. Полировка не тускнеет от времени. В Южной Америке применялся еще в эпоху инков. Встречается на Урале.

Халцедон - минерал, по химическому составу представляющий собой своеобразную волокнистую форму кварца. Он отличается бесчисленным разнообразием интересных полосатых рисунков различного цвета - от ярко-желтого и оранжевого до молочно-синего, серого, зеленого и черного. В ювелирном деле применяются следующие разновидности халцедона.

Сердолик - ярко красно-оранжевый. В Индии был известен с IV в. до н. э. В Греции и Риме использовался для резных печатей и перстней.

Карнеол - мясо-красный.

Оникс - резко-полосатый различных цветов (белых, красных, черных).

Агат-волосатый камень, но слои переливаются с постепенными или четкими переходами различных, чаще серых, бурых и черных окрасок. Белый агат, или кахолонг, от монгольского «кашилон» что означает «прекрасный камень», однородный, снежно-белый, непрозрачный, фарфоровидный, чистый, гладкий, блестящий. Хорошо гармонирует с черненым серебром.

Обыкновенный халцедон - более или менее однородного цвета (серых, беловатых, желтоватых и других оттенков).

СапфириН:-тусклого серо-голубого или бледного синего цвета.

Хризопрас - изумрудно-зеленый, тусклый.

Гелиотроп - зеленый, с красными точками и пятнышками.

Лунный камень - разновидность полевого шпата (алюмосиликата натрия и калия) с характерным голубовато-серебристым отливом. Русское название лунного камня - беломорит. Следует иметь в виду, что при резке и полировке боится масел и керосина.

Жадеит - минерал ярко-зеленого или белого цвета. Он очень вязкий, плотный, используется как поделочный камень.

Гематит (кровавик) - черный, со стальным блеском минерал, на изломе и в порошке красный (отсюда название). Он представляет собой окись железа. Кроме ювелирных изделий, для которых гранится в форме кабошона, он идет на изготовление полировников для золота и серебра.

Драгоценные камни органического происхождения

Янтарь - окаменелая смола древних хвойных деревьев третичного периода, живших около 40-50 млн. лет тому назад. В янтаре в виде включений встречаются остатки цветов, листьев, а также насекомые (жуки, мухи, пауки) и т. п. Цвет янтаря очень разнообразен - от светло-желтых, желтых, оранжевых, апельсиновых до красноватых тонов. Совершенно красный янтарь находят в Бирме (бирмит), а в Румынии - бурый и черный (руменит). Янтарь плавится при 350-375°С. При сгорании он издает приятный запах.

Янтарь был известен человеку и применялся для украшений (бусы) еще в каменном веке. О янтаре упоминает Гомер в «Одиссее». Античные ювелиры изготовляли из янтаря ожерелья и другие украшения, а также вырезали из него фигуры, кубки и т. п. В Государственной Оружейной палате хранится «Властилинский» посох патриарха Филарета (1632), украшенный янтарем. В настоящее время в Прибалтике добываются сотни тонн янтаря, из которого на Калининградском янтарном комбинате производится множество всевозможных художественных изделий и ювелирных украшений.

Жемчуг - образование органического происхождения, представляющее собой твердые отложения из углекислого кальция. Жемчуг образуется в раковинах морских и пресноводных моллюсков. Причиной служат мелкие предметы (песчинки, водоросли, осколки раковин и т. п.), которые попадают внутрь раковин, под мантию моллюска, и раздражают тело животного. Осуществляя защитную реакцию, моллюск обволакивает инородное тело своими выделениями. Постепенно, в течение нескольких лет вокруг инородных предметов слой за слоем нарастает плотная оболочка из перламутра, которая представляет собой углекислый кальций, пропитанный роговым веществом (конхиолином).

Известно около 30 видов моллюсков, способных образовывать жемчуг (морских и пресноводных).

В настоящее время жемчуг выращивают искусственным путем. Особенно это распространено в Японии. В раковины вкладывают перламутровые шарики, на которые нарастает жемчуг, не отличимый от натурального. Для искусственного выращивания крупных жемчужин требуется не менее семи лет. Размеры натурального жемчуга достигают иногда 10-15 мм в диаметре. Крупный жемчуг встречается очень редко и ценится очень дорого. Самая крупная жемчужина весом 85 г (45 мм в окружности) хранится в Лондонском музее.

В прошлом существовали и более крупные жемчужины, но они не сохранились, так как жемчуг от времени высыхает, теряет радужный блеск и цвет и, как говорят, «умирает», а затем, постепенно разрушаясь, рассыпается в пыль.

По цвету жемчуг делится на белый, желтоватый, розоватый и голубоватый - это лучшие сорта; а также серый, красноватый, желтый и значительно реже - черный, голубой и зеленый. По форме жемчуг бывает: круглый (наиболее ценный), овальный и неправильной формы. Ценится также грушевидная форма жемчуга, пригодная для производства различных ювелирных подвесок (кулонов, серег).

В настоящее время широко применяется имитация жемчуга из стекла.

Кораллы - древовидные образования, состоящие из углекислых солей кальция. Это так называемый полипняк, т. е. известковые отложения, на которых сидят полипы. Они применяются для ювелирных и художественных работ. Красный, или благородный коралл, имеющийся в Средиземном море у берегов Туниса и Алжира, образует отложения красного или розового цвета. Шестилучевой коралл, обитающий в Индийском океане, образует черные кораллы. Изредка встречаются кораллы белого цвета. Кораллы легко обрабатываются (режутся и сверлятся) благодаря сравнительно небольшой твердости.

Гагат (джет), или черная амбра, представляет собой твердый, черный сорт калленного угля. Он хорошо полируется, обладает достаточной твердостью. Встречается небольшими кусками до 300- 400 г весом. При микроскопическом анализе гагата видно клеточное строение, характерное для хвойных древесных пород.


Предисловие

Ценится этот органический минерал за особую теплоту и красоту, которая отлично гармонирует с драгоценными металлами при создании ювелирных украшений.

Янтарь не является настоящим драгоценным камнем. Он представляет собой окаменевшую смолу древних деревьев, которые существовали на нашей планете более 90 миллионов лет тому назад. Ценится этот органический минерал за особую теплоту и красоту, которая отлично гармонирует с драгоценными металлами при создании ювелирных украшений.

Описание камня янтарь

Традиционный янтарь представляет собой твердый камень с высокой степенью прозрачности. Цветовые оттенки — от золотисто-желтого до светло-коричневого. Крайне редко встречаются образцы с насыщенной светло-зеленой или светло-синей окраской. По своему происхождению янтарь относится к органическим соединениям. По своей сути это окаменевшая смола древних деревьев. Это определяет механические свойства данного камня. Он легко поддается обработке, но при этом внешняя поверхность огранки должна тщательно оберегаться от повреждений. Янтарь легко царапается.

Достаточно интересна внутренняя структура камня. Благодаря своему растительному происхождению он может включать в себя различные остатки веточек, листочков, насекомых, семян растений, мельчайших перышек и воздушных пузырьков. Все это делает янтарь привлекательным и завораживающим одновременно. Ведь он донес до наших дней частичку древней истории.

Определить подлинность камня можно с помощью шерстяной ткани. Достаточно потереть ей камень, и вы почувствуете образование статического электричества. Появится легкий запах камфоры, поскольку в янтаре в большом количестве содержится смолистое вещество хвойных пород древесины. Еще один достоверный способ определения подлинности камня — опускание его в соленую воду. Поддельный янтарь мгновенно погружается на дно ёмкости, настоящий камень остается в плавучем состоянии.

Крупнейшее месторождение янтаря

Масштабная добыча янтаря с давних времен существует на Балтийском море. В его окрестностям украшения и изделия из этого камня были обнаружены при раскопах поселений людей, относящихся к периоду неолита. Это говорит о том, что древние люди знали о многих свойствах этого органического вещества и активно использовали его в своем быту.

В эпоху викингов в 800 году н.э. янтарь был основной продукцией, которую они поставляли в различные уголки земли. Эта традиция активно поддерживается и в современной Скандинавии. Северные европейские страны до сих пор являются ведущими экспортерами янтаря, который добывается в водах Балтийского моря.

Помимо Балтики, янтарь в непромышленных масштабах можно добывать в Северной и Южной Америке, Сицилии, Румынии, Ливане, Мьянме (Бирма) и Новой Зеландии. Однако эти месторождения не отличаются большими запасами и не представляют особой ценности для организации крупных поставок. Хотя в странах Африки и Южной Америки часто находят эксклюзивные образцы этих камней, которые не сравняться по своей красоте и оригинальности внутренней текстуры с балтийскими минералами. Крупнейшее месторождение янтаря — Балтика.

Целебные и магические свойства янтаря

С древности люди наделяли янтарь магическими свойствами. Амулеты с его включением носили для защиты от злых духов. Моряки использовали камни для оберега своих судов от морских чудовищ и бурь. Будущие матери носили янтарные подвески с целью оказания помощи в росте своему ребенку. Новорожденным этот минерал подкладывался в кроватку для оберегов и магических защит от болезней и воздействия темных сил природы.

Вплоть до середины двадцатого века в некоторых местностях использовались янтарные бусы для грудных детей. Считалось, что таким образом оказывается помощь в прорезывании зубов.

В средние века камень использовали для лечения различных недугов. Его растирали в мелкий порошок и смешивали с мёдом. Эта смесь применялась при всех видах болезней, начиная от бронхиальной астмы и заканчивая бубонной чумой. Современная наука доказала, что никакими лечебными свойствами янтарь не обладает. В качестве амулетов его носить можно только в том случае, если вы верите в их действенность. Но и в этом случае срабатывает психологическое воздействие вашей собственной психики. Врачи не рекомендует использовать минерал для лечения серьезных недугов. Больной человек может испытывать лишь временное облегчение за счет силы самовнушения. Однако время, необходимое для хирургического и медикаментозного лечения может быть упущено и спасти пациента не удастся.

Как ухаживать за янтарем?

При использовании янтарные камни необходимо оберегать от сколов и возможных царапин. Они очень мягкие по своей структуре и легко поддаются деформациям механического характера. Для хранения украшений стоит использовать холщевые и шерстяные мешочки из мягких видов текстиля. Так долгое время удается сохранить природную красоту камня. Также можно применять различные коробочки, которые изнутри выстланы бархатом или другим мягким материалом. Правильный уход за янтарем на долгие годы сохранит его красоту.

Мягкость янтаря учитывается и ювелирами. При создании комплексных изделий необходимо обеспечивать своеобразные прокладки между камнями. Например, при сборке янтарных бус нужно прокладывать отдельные элементы мягкими деталями, например, кружочками из цветного войлока. Это предотвратить трение камней между собой и образование в результате этого зазубрин и сколов.

Следует оберегать янтарь от воздействия любых химических средств. Например, лак для волос следует использовать до того, как вы наденете украшения из янтаря. Попадание даже мельчайших частиц различных спреев на камень может испортить его внешний вид. Для чистки можно применять только специализированные составы. Но лучшим средством является опускание камня в подсоленную воду на 20 минут с последующим протиранием шерстяной мягкой тряпочкой. Мыльные растворы и керамзитовые очистители использовать не рекомендуется.

Вернуть утраченный блеск и игру красок может помочь следующий приём. На ночь оставьте камень в соленом водном растворе. Утром протрите его тряпочкой и оставьте на 20 минут на открытом воздухе. Затем подогрейте по температуры 37 градусов по Цельсию оливковое масло и опустите в него янтарь на 5 минут. Затем отполируйте шерстяной ветошью.

Использование янтаря и тайна Янтарной комнаты

Камень янтарь используется не только в производстве ювелирных изделий. На его основе были созданы многочисленные произведения искусства. Самое известное из них окружено ореолом тайны до настоящего времени. Это знаменитая на весь мир Янтарная комната.

Заказчиком Янтарной комнаты является русский император Петр Первый. Именно для него в 1716 году было создано это чудо света в барочном стиле. Затем комната была передана во владение Екатерине Великой. До 1941 года произведение искусства находилось на территории Советского Союза, откуда сокровищница была вывезена в неизвестном направлении Адольфом Гитлером во время Второй мировой войны. Предположительно, тайна Янтарной комнаты скрыта на территории современной Германии. Однако обнаружить её следы поисковикам до настоящего времени не удалось. В Российской Федерации по эскизам, сохранившимся в архивах, воссоздана точная копия этого шедевра. Она выставлена для всеобщего обозрения в Екатерининском Дворце.

В промышленности янтарь, которые не пригоден для использования в ювелирных и художественных целях, применяется для производства лаков, красок, полиролей. Он входит в состав многих статических средств ухода за одеждой.

Широко известно такое применение янтаря, как производство канифоли и средства для полировки скрипок. В церкви этот минерал применяется в горении ладана и лампадок. Это позволяет получить своеобразный запах.

Камень янтарь на видео:

Наряду с нефритом янтарь является древнейшим драгоценным камнем, известным человеку. Упоминание о нем можно встретить в сочинениях Платона и Аристотеля. В старину происхождение янтаря было окутано тайной, что породило множество легенд о нем. Например, древние греки, назвавшие этот камень электроном, считали его застывшими слезами, выплаканными по погибшему Фаэтону.

Благодаря способности электризоваться, древние арабы называли янтарь «кахра-ба» — то есть «похититель соломы». Способность янтаря гореть в огне отражена в немецком названии «бернштейн» — буквально «огненный камень».

Теперь мы знаем, что наряду с жемчугом, гагатом и кораллом янтарь относится к органогенным камням (имеющим органическое происхождение). Янтарь является окаменевшей ископаемой смолой. Например, балтийский янтарь на 98% состоит из смолы сосны вида Pinus sussin/fera. «Возраст» балтийского янтаря не превышает 35 миллионов лет. Однако в мире есть янтари и более древние, образование которых началось более 100 миллионов лет назад.


Камень янтарь называют золотом Севера. Это твердая смола хвойных деревьев, содержащая в основном составе углерод, водород и кислород. Янтарь имеет жёлтые оттенки – от светло-желтого до красного, среди которых есть желто-медовые, желто-оранжевые и многие другие, встречаются и голубые, и зелёные камни, и даже чёрные.

История камня и изделия из янтаря в древнем мире


С древности янтарь использовали не только в качестве целителя болезней, из него изготавливали и ювелирные изделия. Он давно вошёл в быт жителей побережья Балтийского моря. На древних стоянках людей обнаружены амулеты, бусы, фигурки животных. Балтийский янтарь дошёл даже до Египта. В гробнице была найдена корона, украшенная балтийским янтарём, и различные янтарные погребальные изделия.

В Британском музее Лондона хранится ассирийский обелиск с надписью, в которой упоминается янтарь. Есть описание янтаря в древнегреческой поэзии. Например, Гомер, описывая убранство дворца спартанского царя Менелая, перечисляет золото, серебро, слоновую кость и электрон – так древние греки называли янтарь.

Сведения о янтаре встречаются в сочинениях Платона, Гиппократа, Эсхила. А философ Фалес описал свойства янтаря.

Римский поэт Овидий поведал красивую легенду о Фаэтоне, сыне Гелиоса, бога Солнца. Фаэтон упросил своего отца проехать по небу в его золотой колеснице, запряжённой четвёркой огненных коней. Долго отказывал Гелиос сыну, и всё-таки уступил его просьбам. Не смогли слабые руки Фаэтона удержать коней, они понесли его и подожгли землю и небо. Разгневался Зевс и разбил колесницу молнией. Упал Фаэтон в реку Эридан. Горько оплакивали сёстры смерть любимого брата, и слёзы, падавшие в реку, превращались в янтарь.

Существуют и другие легенды, но в каждой из них янтарь связан со слезами. , с его любовью к роскоши и богатству, засияла слава и янтаря. Римляне оценили красоту камня и проложили путь к Балтийскому побережью. Постепенно появились места янтарной торговли. Известие о солнечном камне достигло и арабских стран, где янтарь стал не менее популярным, чем в Европе.

Как его только не называли – «кусочек солнца», «солнечный камень», «морской ладан». Греки назвали янтарь электроном или электриумом, что означает «блестящий». Лучистый камень напоминал им звезду Электру. К тому же камень имел свойство электризоваться при трении и притягивать лёгкие предметы.

В немецком названии – «горячий камень» отразилось другое его свойство – легко воспламеняться и гореть красивым пламенем, издавая приятный запах. В литовском названии «гинтарас» и в латышском – «дзинтарс» отразилось ещё одно свойство камня – «защита от болезней». На Руси янтарь называли «латырь» или «алатырь» и тоже наделяли его целебными свойствами.

Когда в Древнем Риме началась янтарная мода, из камня изготовляли статуэтки, барельефы, портреты, ожерелья, резные украшения, сосуды для благовоний и чаши для вина. Самые богатые люди Рима отделывали янтарём свои виллы и бассейны. Цена янтаря была тогда высокой – маленькая фигурка из янтаря стоила дороже живого раба.

Многие патриции Рима носили с собой янтарные шары, охлаждая руки в жару. Высокая стоимость янтаря объяснялась не только красотой камня, но признанными всеми медиками лечебными свойствами. Римская империя пала, и постепенно пришло в упадок янтаререзное искусство.

История камня янтарь в Средневековье


В средние века лучистым камнем пользовались редко, в это время он из-за своей непрочности и хрупкости не пользовался уважением. А вот на Дальнем Востоке к янтарю относились иначе. В и Японии особенно почитали янтарь вишнёвого цвета. Эти камни считались застывшими каплями крови дракона – священного животного из 12-летнего годового восточного цикла. А потому вишнёвый янтарь могли носить только императоры и состоявшие с ними в родстве.

В Средневековье в Китае и Японии началось массовое изготовление миниатюрных фигурок. Их вырезали из различных материалов, в том числе и из янтаря. Японские камнерезы и ювелиры в это время достигли высочайшего мастерства в изготовлении оригинальных и изящных фигурок и украшений. Они сочетали янтарь с другими драгоценными камнями, наносили на камень золотой и серебряный порошок, покрывая затем многократно лаком, янтарь оправляли в золото и серебро, инкрустируя слоновой костью.

В XIII веке для янтаря наступил новый период. Это был век крестоносцев, которые завоевали богатую янтарём Прибалтику и установили монополию на добычу и торговлю солнечным камнем. В это время янтарь мало кому приносил счастье.

Тем, кто издавал указы, грабил прибалтийские страны, камень приносил богатство и власть, но от этого счастливее не становились, ведь приобретённое богатство надо хранить, чтобы не лишиться его, а вместе с ним и головы. Что же касается простого люда, с ним поступали проще – существовал указ, запрещавший собирать янтарь и тем более обрабатывать его.

Суды жестоко карали ослушников, существовал на исполнение казни специальный палач. Прибалтийские народы долго хранили память о жестоких правителях, из поколения в поколение передавали они рассказы, которые складывались в легенды о тевтонских завоевателях. Тевтонский орден запретил все камнерезные работы, то, что испокон веков было в Прибалтике основным делом.

Весь добываемый янтарь шёл теперь на продажу, а крестоносцы получали баснословные барыши. Так было до середины XV-го века. Затем начинается развитие двух крупных центров по производству янтарных изделий, в Данциге (Гданьск) и Кенигсберге (Калининград). Всем этим руководил последний магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии Альбрехт Бранденбургский.

Янтарные изделия сформировавшихся художественных центров отличались друг от друга. В Данциге камнерезное искусство имело религиозную направленность (распятия, скульптурные изображения святых, чётки, алтари), в Кенигсберге – светскую (кубки, вазы, чаши, фигурки, подсвечники, ларцы, столовые приборы, шахматные доски и т.д.).

Янтарь в эпоху барокко и в наши дни


В XVII веке искусство обработки янтаря было на самом высочайшем уровне, казалось, что ничего невозможного для создания красоты янтарных изделий уже нет. Выполнялась инкрустация золотом, серебром, слоновой костью, перламутром.

Тонкая виртуозная резьба, умение мастеров создавать янтарные изделия в виде мозаик, композиции из разных видов янтаря, контрастное сочетание цвета, гравировка с использованием цветной фольги – всё это демонстрировало совершенство и красоту солнечного камня.

Особенно любима была резчиками мозаичная техника, в которой янтарные пластины накладывались на деревянную основу. Таким способом можно было выполнить изделие больших размеров. Создавались многоярусные ларцы, шкафы-кабинеты, отделывали янтарём даже стены комнат.

Пруссия активно вела продажу янтарных изделий. Во многих странах Европы и Азии появлялись уникальные шедевры янтаререзного искусства, чаще они преподносились в качестве дипломатических подарков. В Оружейной палате Московского Кремля хранится богатая коллекция таких изделий. Необычные и роскошные изделия из янтаря имелись и при дворе французских королей.

В описях янтарных сокровищ упоминаются многие изделия, такие, как шкафчики, зеркала в янтарных рамах, вазы. Все они были украшены тончайшими барельефами, фигурками, орнаментами. Некоторые из них король преподнёс в подарок высоким гостям, другие хранятся в Лувре.

Внёс в мировую сокровищницу уникальные творения мастеров-резчиков из солнечного камня. В XVIII веке создаётся знаменитая янтарная комната, которая стала вершиной янтаререзного искусства.

Одни из самых лучших янтарных изделий хранятся в королевском замке Розенберг в Копенгагене, в музеях Вены, Виктории и Альберта в Лондоне, во Флоренции, в замке Мариенбург в Мальборке, во многих музеях Германии.

Несколько лет назад на острове Сент-Томас был открыт всемирный музей янтаря. Коллекция включает различные виды янтаря, прекрасные модели трёх кораблей, на которых Колумб прибыл к берегам Америки. Необыкновенна и внутренняя отделка музейных помещений, уникальны по красоте композиции «Янтарный лес» и «Янтарный водопад». В последней композиции по янтарной стене стекает настоящий водный поток.

Несколько слов непременно, следует сказать о Янтарной комнате, которая является шедевром янтарного искусства. Её история началась в 1701 году в Пруссии. По заказу вошедшего на престол короля Пруссии планировалась перестройка дворцов в Берлине. Вот и задумали король с королевой создать необычный кабинет из янтаря.

Работы шли медленно, так что ни король, ни королева не успели увидеть задуманные перемены во дворцах. А новый король, сын предыдущего, Фридрих Вильгельм I сначала прекратил все работы, а затем в 1716 году в связи с заключением союза между Россией и Пруссией преподнёс подарок русскому императору Петру I – Янтарный кабинет. Петр I от великой радости сделал ответный «презент» – он подарил 55 гренадеров исполинского роста и кубок из слоновой кости, исполненный собственноручно…

Янтарная комната хранилась в Екатерининском дворце, который в годы Великой Отечественной войны захватили и ограбили немецкие фашисты. Янтарная комната была похищена. С 1942 года до весны 1944 года панно Янтарной комнаты находились в одном из залов Королевского замка Кенигсберга. В апреле 1945 года после штурма города советскими войсками комната бесследно исчезла, её судьба до сих пор остаётся загадкой.

С 1981 по 1997 годы проводились работы по реконструкции Янтарной комнаты. К 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году Янтарная комната была восстановлена вновь из калининградского янтаря на деньги со стороны России и Германии. Восьмое чудо света в настоящее время можно снова увидеть в Екатерининском дворце.

Необыкновенная экспозиция – «Янтарная каюта» находится в музее Мирового Океана в Калининграде. Здесь все предметы, включая и предметы быта, элементы интерьера выполнены из янтаря или же инкрустированы им.

В каюте инструменты исследователя, карты, этнографические предметы, миниатюрные судомодели, мозаичная картина – роза ветров, выполненная на потолке, декоративное панно – «Карта мира», на котором разные техники обработки янтаря – всё выполнено из янтаря.

О красоте янтаря и искусстве резчиков камня, об уникальных экспозициях, о лучших коллекциях янтарных изделий можно ещё долго-долго рассказывать. Природа одарила камень невероятным богатством оттенков, в лучах солнца светится янтарь, и на ощупь кажется таким тёплым…











О происхождении янтаря сложено много легенд. Чем только не предстает в них янтарь - слезами дочерей бога Солнца - Гелиоса; морской пеной, застывшей в солнечных лучах; нефтью, окаменевшей под действием моря; затвердевшим жиром неведомых рыб! Все эти предания несмотря на то, что родились они в разных странах и в разные эпохи, имеют в своей основе нечто общее; они говорят о янтаре как о каком-то застывшем веществе. Наука придерживается того же взгляда. Она считает, что янтарь - это застывшая смола хвойных деревьев, которые росли когда-то на месте существующих морей. Вот почему залежи янтаря расположены у морских берегов или там, где когда-то было море.

В некоторых кусочках янтаря можно увидеть посланцев далеких эпох - застрявших насекомых, веточку хвои. Эти немые «свидетели» представляют огромную научную ценность; они могут многое рассказать о растительном и животном мире того времени.

Добывают янтарь разными способами: открытым, подземным, с помощью землечерпалок, вылавливают сетями.

Как химическое вещество янтарь на 70% состоит из полиэфиров янтарной кислоты. Его элементарный состав; 79% углерода, 10,5% водорода и 10,5% кислорода. Растворяется янтарь в спирте, эфире, скипидаре. Удельный вес - 1,05 - 1,1. Плавится янтарь при температуре около 375°С.

Чистый янтарь - прозрачный, светло-желтый, но примеси и механические включения делают его окраску буровато-желтой и даже темно-бурой.

Еще древние египтяне заметили, что, если янтарь потереть, он начнет притягивать маленькие кусочки папируса. Мы говорим: янтарь электризуется. Эта способность янтаря связана с его прекрасными диэлектрическими свойствами. Техника широко использует янтарь как изолятор в различных приборах.

Янтарь наряду со слоновой костью в древности был излюбленным материалом для ювелиров. Особенно моден был янтарь в Риме при Нероне; по рассказам историка Плиния, маленькая янтарная фигурка стоила тогда дороже, чем раб.

Настоящий янтарный шедевр - янтарная комната - был создан русскими мастерами в бывшем Екатерининском дворце-музее в городе Пушкине, близ Санкт-Петербурга. Все ее стены были сплошь облицованы мозаикой из полированных кусочков янтаря. Картины на стенах были вставлены в янтарные рамы. Барельефы, бюсты, фигуры - все было сделано из янтаря. К сожалению, во время Великой Отечественной войны янтарная комната, как и весь дворец, была разрушена фашистскими захватчиками и вывезена в Германию.


(ru.wikipedia.org: В 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга Янтарная комната была восстановлена в полном объёме (из калининградского янтаря), в т. ч. на деньги немецкой стороны. Сейчас доступна для посещения в Екатерининском дворце.)

Увлечение янтарем объяснялось не только его красотой, но и суеверными представлениями о его целебных свойствах. Считалось, что он помогает при заболевании щитовидной железы. В российских дворянских кругах господствовала даже привычка надевать янтарные ожерелья на мамок и нянек: это должно было приносить здоровье и силу младенцам.

Янтарь ценен не только как украшение: он широко применяется в технике. Из янтаря получают янтарную кислоту, которая используется в парфюмерной и химической промышленности, в фотографии, в медицине. Отходы резных изделий перерабатывают на янтарный лак. Им покрывают внутреннюю поверхность жестяных консервных банок; этот лак очень стоек к коррозии.

Э. Вайнштейн.

см. также:

Алмазы - кусочки света
Кто в здравом уме и твёрдой памяти подумает, глядя на кусок угля, что этот кусок весом в килограмм-два может стоить десятки тысяч каких-нибудь валютных единиц. А между тем, это так. Может. И десятки, и сотни, и миллионы. Если бы этот кусок не застрял бы во время геологических игрищ планеты на жалкой глубине в несколько сот метров, а опустился бы где-то километров на сто ниже, туда, где нагрето всё до полутора-двух ты...

Из истории камнерезной промышленности
Основатель знаменитой Колыванской шлифовальной фабрики - автор проекта, руководитель строительства, а потом и многих уникальных художественных работ, выполненных там,- Филипп Васильевич Стрижков. Это был мастер из народа, умелец, новатор, один из первых на Руси механизаторов камнерезной промышленности. В 1793 году «каменодельный подмастерье» Ф. В. Стрижков подал управляющему алтайского Локтевского завода проект, оза...

Кремень - камень огня и коварства
Кремень, вероятно, был первым камнем, который человек взял себе на службу. С кремнем во многом связана история техники, особенно военной. Ножи и топоры человека каменного века были сделаны из кремня. Наконечники для стрел - тоже из кремня. С помощью кремня древний человек высекал огонь для костра. В течение примерно пяти веков кремень давал искру для порохового заряда в пушках, в солдатских ружьях. Вот уж где он был...

Изготовление мозаики из камня
Рассмотрим некоторые несложные приемы, которыми можно воспользоваться при изготовлении мозаики из камня. Творчество скульпторов, архитекторов, мастеров прикладного искусства - это своего рода летопись культуры, запечатленная, как говорят художники, в «материале». Именно поэтому материал, которым пользуется мастер, очень часто определяет не только характер будущего произведения, но и его сохранность и долговечность...

Легендарный камень сердолик
Сердолик относится к самоцветным разностям халцедона, и из них он, пожалуй, самый известный. В нем, по словам академика А. Е. Ферсмана, «все оттенки красного цвета сливаются в полную чудес сказку». Цвет камня может быть розовым, светло-оранжевым, морковно-красным или темно-красным до лилового. Глубокая просвечиваемость и неравномерность окраски придают ему особую прелесть и привлекательность. Лучший по качеству во в...