Мода

Основные школьные патологии и их профилактика. Школьные болезни: причины и профилактика. Следим за осанкой

Основные школьные патологии и их профилактика. Школьные болезни: причины и профилактика. Следим за осанкой

Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют следующие показатели:

Отсутствие или наличие хронических заболеваний в момент обследования;

Уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности;

Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
- особенности функционирования основных физиологических систем организма.

Изучение состояния здоровья детского населения включает учет хронических заболеваний, функционального состояния ведущих систем организма, уровня и характера морфологического, функционального и психического развития, а также текущей заболеваемости.

В соответствии с вышеперечисленными критериями в настоящее время в Научно-исследовательском институте гигиены детей и подростков разработаны следующие группы здоровья детей и подростков :

1-я группа - здоровые с нормальными развитием и уровнем функций;

2-я группа - здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную иммунобиологическую сопротивляемость острым и хроническим заболеваниям;

3-я группа - больные с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации со сниженными функциональными возможностями организма;

4-я группа - больные с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями;

5-я группа - больные с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Дети этой группы, как правило, не посещают детских учреждений, в связи с чем, они часто не охвачены массовыми профилактическими медицинскими осмотрами.

Одним из важнейших показателей состояния здоровья растущего поколения является физическое развитие. Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимается состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Физическое развитие отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни. Изучение физического развития включается в любую программу оценки.

Физическое развитие детей и подростков характеризуется сложным и многообразным комплексом следующих показателей:

Соматометрических (длина и масса тела, окружность грудной клетки);

Соматоскопических (форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание);



Физиометрических, или функциональных (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук).

К биологическим факторам риска относятся особенности антенатального периода (гестозы беременности, угроза выкидыша, неправильное положение плода, многоплодие, многоводие, переношенная беременность, хирургические вмешательства во время беременности, острые заболевания и обострение хронических заболеваний во время беременности, профессиональные вредности у родителей, необоснованный прием лекарств, употребление алкоголя и наркотиков и т.д.), особенности течения интранатального периода (длительный безводный период, преждевременные роды, длительные или стремительные роды, пособия в родах, оперативное родоразрешение, патология пуповины (выпадение, обвитие), асфиксия новорожденного и т.д.), особенности постнатального периода (гемолитическая болезнь новорожденного, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание и т.д.), отягощенность генеалогического анамнеза.

К социальным факторам риска относятся такие, как неполная семья, плохие жилищно-бытовые условия, низкая материальная обеспеченность, низкий образовательный уровень членов семьи и т.д.

К психологическим факторам риска относятся неблагоприятный психологический микроклимат в семье, характерологические особенности матери (повышенная тревожность, напряженность), наличие у родителей вредных привычек и т.д.

Медицинская статистика указывает, что первый враг учеников средних школ - снижение зрения. Нарушение осанки - это последствие длительного сидения за партой у 8 из 10 школьников Причины сутулости понятны: ученики не следят за правильной посадкой за партой, а учителя не успевают их одёргивать. Привычная сгорбленность закрепляется тяжёлым ранцем за плечами и усталостью нежных мышц спины. При сильном отклонении грудного отдела позвоночника назад, врачи могут диагностировать кифоз "горб", а при искривлении вбок -сколиоз.



Чтобы этого не произошло, нужно правильно подбирать школьнику ранец, а носить он его должен на обоих плечах и не перегружать учебниками. За партой нужно сидеть прямо, не наваливаясь на неё. Школьная мебель должна соответствовать росту детей (за этим должна следить администрация школ).

В качестве индивидуальной профилактики хороши упражнения с гимнастической палкой, которую нужно прижать руками к спине в области лопаток и делать упражнения:

· ходьба по комнате на носках, пятках, внутренней и внешней поверхностях стоп;

· приседания;

· наклоны вправо и влево;

· повороты вправо и влево;

· наклоны вперёд;

Эффективны упражнения с грузом на голове. На темя кладётся небольшой мешочек с песком, который нужно удерживать во время ходьбы по комнате и приседаний.

Не стоит думать, что «школа - не работа», волноваться нечего. Учёба - это стресс, и психологи отмечают, что половина школьников страдают различными формами неврозов . Для расстройств нервной системы характерны тревога, беспокойство, напряжённость и беспокойный сон.

Причины: большие нагрузки, несоответствие академическим требованиям и хроническое недосыпание.

В младшем школьном возрасте отмечается недостаточная твердость костей из-за преобладания в них органических ве­ществ над минеральными (кальций, фосфор, магний). Это тре­бует постоянного контроля за правильностью позы во время чтения и письма, чтобы избежать появления деформаций поз­воночника.

Позвоночник в норме имеет физиологические изгибы в са­гиттальной плоскости: шейный, грудной и поясничный, вы­полняющие амортизационную функцию при ходьбе, беге и дру­гих движениях. Глубина шейного и поясничного изгибов составляет 3-5 см в зависимости от длины позвоночника.

От формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры, возрастных особенностей и привычек зависит осанка человека.

Осанка - привычная поза непринужденно стоящего челове­ка, когда корпус и голова удерживаются прямо без активного мышечного напряжения.

Все виды осанки условно делят на 2 группы:

1-я - виды осанки, при которых шейный и поясничный са­гиттальные изгибы равны между собой или различаются не бо­лее чем на 2 см (нормальная, выпрямленная и кифотическая);

2-я - виды осанки, при которых разница между шейным и поясничным сагиттальным изгибами превышает 2 см (лордотическая, сутуловатая).

Нормальная - шейный и поясничный изгибы не превышают 3-5 см в зависимости от длины позвоночника, голова поднята, плечи слегка отведены кзади, грудь несколько выдается вперед, живот подтянут.

Выпрямленная - все физиологические изгибы сглажены, спина резко выпрямлена, грудь заметно выдается вперед.

Кифотическая - шейный и поясничный изгибы резко уве­личены, голова и плечи опущены, живот выдается вперед.

Лордотическая - резко увеличен поясничный изгиб при одновременном сглаживании шейного, верхняя часть туловища несколько откинута назад, а живот выдается.

Такая осанка в более старшем возрасте может указывать на соматическую патологию, влияющую на физическое разви­тие организма в целом.

Сутуловатая - увеличен шейный изгиб при одновременном сглаживании поясничного, голова наклонена вперед, плечи опущены. Такая осанка часто встречается у подростков в связи с резким увеличением длины тела в препубертатном периоде, подросток сутулится, стараясь казаться ниже, так как ему не­привычны резко увеличившиеся тотальные размеры.

В младшем школьном возрасте начинает усиленно развивать­ся и мышечная система, но неравномерно: крупные мышцы спины и туловища развиваются быстрее, чем мелкие мышцы, в том числе кистей рук, что затрудняет выполнение тонких и точных движений.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Антропометрические пробы

В настоящее время для определения уровня здоровья при массовых обследованиях людей рекомендуется использование быстрых, нетрудоемких скрининговых методов.

Скрининг (англ. screening-просеивание, отбор) - активное массовое обследование населения с целью выявления признаков нарушения здоровья или факторов риска для здоровья, что позволяет отобрать людей, нуждающихся в соответствующих лечебно-профилактических мероприятиях.

Антропометрические пробы. Физическое развитие – это изменение форм и функций организма человека в течение его жизни. Определить уровень и особенности физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии.

Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.

Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя, вес тела, окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени, ЖЕЛ, становая сила и сила мышц кисти, диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой, жироотложение.

Формулы оценки веса.

Формула Поля Брока (росто-весовой показатель):

Является наиболее простым методом определения веса.

При росте 155-165 см минус 100;

При росте 165-175 см минус 105;

При росте свыше 175 см минус 110.

Индекс массы тела (показатель Кетле):

Принят в международной практике. Представляет собой отношение веса человека в килограммах к росту в метрах в квадрате.

Вес (кг)_____

Рост (м) х Рост (м)

Критерии:

20-25 – норма;

25-30 – ожирение 1 степени;

30-40 – ожирение 2 степени;

Более 40 – ожирение 3 степени.

Идеальный показатель – 22.

Весо-ростовой показатель:

Представляет собой отношение веса человека в граммах к росту в сантиметрах.

Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12 – 15 лет указывает на недостаточный вес. А показатель более 400 г на избыточный вес.

Грудо-плечевой тест:

Испытуемый стоит в привычной позе. Измерение проводится спереди (передний размер – грудь) и сзади (задний размер – спина). Каждое измерение проводится между большими бугорками плечевых костей.

Представляет собой отношение переднего размера (см) к заднему (см).

Критерии:

Норма – 1 и более;

0,9 – пограничное состояние между нормой и нарушением осанки;

0,8 и менее – указывает на наличие признаков явного нарушения осанки.

Индекс Эрисмана:

Сущность его заключается в том, что в спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины роста.

Индекс пропорциональности между длиной тела (ростом) и массой тела:

Рассчитывается следующим образом:

К = масса тела (кг) : длина тела (см) х 100.

Оценка индекса К:

35 - 24 – истощение;

Менее 37 – достаточная упитанность;

Более 40 – повышенная упитанность;

45 – 54 – ожирение.

Индекс пропорциональности между длиной тела и обхватом грудной клетки:

Рассчитывается по следующей формуле:

К = обхват грудной клетки (см) : длина тела (см) х 100.

Критерии индекса К:

50 – 55 – пропорциональная грудная клетка (нормостеническая);

Менее 50 – узкогрудость (астеническая);

Более 55 – широкогрудость (гиперстеническая).

Показатель Пинье:

Формула для определения показателя: Рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см).

Критерии:

10 и менее – крепкое телосложение;

20 – хорошее;

20-25 – среднее;

25-35 – слабое;

35 и более – очень слабое.

Измерение окружности плеча:

Позволяет определить степень развития мускулатуры. Для расчётов производится два измерения:

1 – измерение в см окружности плеча в спокойном состоянии (рука опущена и расслаблена);

2 – измерение в см окружности плеча (бицепса) в состоянии напряжения (рука согнута в плечевом суставе).

Формула для определения степени развития мускулатуры:

(2 измерение – 1 измерение) х 100: 1 измерение.

Критерии:

5 – сниженное развитие мускулатуры;

5-12 – норма;

12 и более – атлетическая мускулатура.

Соотношение между обхватом живота и грудной клетки:

Сущность данного теста заключается в том, что обхват живота на высоте пупка не должен быть больше обхвата грудной клетки.

Степ-тест.

Он предназначен для тех, кто в состоянии преодолеть свою неуверенность, справиться с ленью и нанести сокрушительный удар по лишним килограммам. Проверьте, насколько хороша ваша физическая форма.

Попробуйте в течение 3 минут подниматься на ступеньку и опускаться со ступеньки высотой 30 см. Обычно шаги выполняют в следующей последовательности: правая нога - на ступеньку, левая нога - на ступеньку, правая нога - вниз, левая нога - вниз.

Во время выполнения теста несколько раз смените ногу, с которой вы начинаете подъем. Туловище при этом выпрямите, а руками выполняйте такие же движения, как при обычной ходьбе.

Если во время выполнения теста у вас появляются неприятные ощущения, немедленно прекратите упражнение.

Выполнив тест, сядьте на скамейку и не позднее чем через 5 секунд начинайте считать пульс. Результаты подсчета оцените по следующим данным:

Частота сердечных сокращений (уд./мин):

Женщины (20-46 лет)

79-84 - Отлично

90-97 - Хорошо

106-109 - Выше среднего

118-119 – Посредственно

122-124 - Ниже среднего

129-134 – Плохо

137-145 - Очень плохо

Мужчины (20-46 лет)

81-90 – Отлично

99-102 – Хорошо

103-112 - Выше среднего

120-121 – Посредственно

123-125 - Ниже среднего

127-130 – Плохо

136-138 - Очень плохо

Еще в 60-е гг. 19 столетия педиатры, обследуя состояние здоровья школьников, обнаружили поразившую их распространенность среди них сколиозов, близорукости, анемий и неврастений. Перечисленные болезни педиатры назвали «школьными». На протяжении более чем вековой истории существования и развития системы массового школьного образования в России, даже, несмотря на существенные преобразования материальной базы учебных учреждений в советское время, нарушения у школьников осанки, зрения, нервной системы носили и продолжают сохранять массовый характер. Столь печальное постоянство во многом определяется самой природой процесса обучения, требующего от детей и подростков большой зрительной работы, нервного напряжения, сидячей рабочей позы, ограничения двигательной активности. Профилактика нарушения осанки. Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия на него факторов физической и социальной среды. Среди последних наиболее изучена роль факторов учебно-воспитательного процесса в формировании осанки у школьников. Значение состояния осанки для формирования общего здоровья доказывается большой распространенностью заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди школьников с нарушением осанки. На формирование осанки воздействуют различные факторы, но наиболее негативно на ее состоянии сказываются несовершенство школьной мебели и сидячая рабочая поза учащихся. При сидении форма позвоночника ученика принципиально отличается от формы позвоночника при стоянии. При учебной работе в положении сидя туловище наклонено вперед, что увеличивает давление на межпозвоночные диски до 100 кг против 70 кг при стоячей позе. При резко наклоненной позе, необходимой для выполнения письменных работ, значительно возрастает нагрузка также и на мышцы спины, увеличивается частота сердечных сокращений, уменьшается амплитуда дыхательных движений, а также расстояние глаз до тетради. Для сохранения равновесия в таком положении ученику приходится опираться грудью о поверхность стола. Это еще в большей степени затрудняет работу внутренних органов и неблагоприятно сказывается на их функционировании. Из сказанного следует, что принятая в школах организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы требует проведения специальных профилактических мер, направленных на сохранение нормальной осанки у школьников. Согласно новой концепции, внутренней причиной возникновения нарушений осанки и сколиозов у детей служит недостаточная устойчивость у них общего центра тяжести тела. Осанке же при этом отводится роль системы, обеспечивающей равновесие организма в пространстве. По этой концепции нарушения осанки и искривления позвоночника (сколиоз) рассматриваются как необходимые условия поддержания равновесия, как компенсация нарушений устойчивости позы. Приведенные данные служат основанием строить профилактику нарушений осанки и возникновения сколиозов у школьников не только путем оптимизации школьно средовых условий обучения, но и через воздействие на детский организм занятий физической культурой, на которых особое внимание будет уделено комплексу упражнений, направленных на совершенствование пространственно-ориентировочных реакций. И первым шагом в этом направлении должен стать контроль за соответствием школьной мебели росту учащихся, особенно в начальной школе. Приступая к этой работе, важно знать, какую сидячую позу считают правильной. Ту, которая обеспечивает устойчивое положение тела ребенка. Оно может быть достигнуто при условии, когда тело имеет не менее трех точек опоры: 1) сиденье стула; 2) спинка стула; 3) пол или подножка. Сначала определяется соответствие росту ребенка стула. Для этого следует обратить внимание на угол в коленном суставе: при сидении он должен равняться прямому. Чтобы определить высоту стола, надо посадить школьника против него, поставить его руку, согнутую в локте, на край стола и попросить ученика поднести пальцы развернутой кисти к наружному углу глаза. Если поставленное таким образом предплечье свободно размещается между краем стола и глазами ребенка, то стол соответствует его росту. Если рука устанавливается выше уровня глаз – стол высок, ниже – стол низок. Тем детям, для которых мебель высока, рекомендуется использовать подставки под ноги и на сиденья. Как правило, такие подставки изготавливают родители этих семей. Контроль за соответствием мебели росту детей следует проводить в школе не реже 2 раза за учебный год. Второе, чему должно уделяться внимание в профилактике нарушений осанки – это контроль за позой учащихся во время занятий. Правильная поза во время занятий зависит не только от соответствия мебели росту ученика, но и от места расположения стула относительно крышки стола. Для соблюдении правильной позы требуется, чтобы край сиденья был задвинут под крышку стула на 3-6 см. При большем заглублении стула под стол край стола начинает давить на грудную клетку школьника. Если же стул совсем задвинут под стол, то для сохранения равновесия при работе ученик вынужден ложиться на парту. Во избежание того и другого учитель должен показать школьнику, как саморегулировать свое расположение относительно края стола посредством очень простого приема: периодически помещать кулак между грудной клеткой и краем стола. Особое внимание нужно обращать на положение плеч во время работы. Они должны быть прямыми. Соблюдение этого требования облегчается при условии, если уровень поверхности стола располагается выше локтя опущенной руки сидящего на 3-4 см. Но как бы не были строги требования учителя к соблюдению младшими школьниками правильной рабочей позы на уроках, они должны знать, что долго удерживать такую позу дети в не в состоянии. И несомненную поддержку им в этом окажет проведение на уроках физкультминуток. Применительно к профилактике нарушений осанки и искривлений позвоночника у школьников к здоровьесберегающим технологиям относят использование нетрадиционных видов ученической мебели – парт-кафедр или тумб, устанавливаемых на столы, а также обучение в начальной школе прямому письму вместо применяемого наклонного. Технология обучения за партами-кафедрами или тумбами над столами принципиально отличается от принятой, так как меняет характер рабочей позы обучающихся: из сидячей она становится преимущественно стоячей. При этом создается возможность чередовать позы сидя и стоя непосредственно в процессе урока. Главное достоинство стоячей позы состоит в том. что она обеспечивает преимущественно работой мышц, расположенных вдоль позвоночного столба. При ней вся масса тела приходится на поверхность стоп, эволюционно приспособленных к такому воздействию. То и другое вместе уменьшает при учебной работе нагрузку на позвоночные диски и способствует более устойчивому равновесию тела в пространстве, чем при сидячей рабочей позе. Оно состоит в том, что в положении стоя происходит раздражение большего числа рефлексогенных зон стоп и, как следствие этого, стимуляция физиологических систем организма. Все это способствует формированию у детей нормальной осанки. Среди школьно средовых факторов, воздействующих на формирование опорно-двигательного аппарата школьников заслуживает внимание ежедневная переноска портфелях и ранцах учебных комплектов для занятий. Известно, что переноска больших тяжестей также способствует формированию у детей и подростков нарушений опорно-двигательного аппарата и в первую очередь – плоскостопия (опущение продольного и\или поперечного свода стопы). Немалую роль в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников может сыграть их валеологическое воспитание, то есть научение тому, как следует ходить, свободно сидеть, лежать во время сна, чтобы избежать повреждений позвоночника и нарушения осанки. Что можно посоветовать? 1. Ходить нужно так, как ходят манекенщицы, приводя в движение мускулы спины, живота, бедер и ног, так будто ноги начинаются в середине туловища. Руки во время ходьбы ритмично двигаются от самого плеча, голова поднята высоко и гордо. Сама природа сделала ходьбу идеальным упражнением для всех мышц и суставов. 2. При сидении не следует класть ногу на ногу. Это сразу нарушает симметрию тела, вызывает боль в нижней части позвоночника, нарушает кровообращение в органах малого таза, что чревато их заболеванием и т.д. 3. Спать нужно на жестком, плоском, но достаточно эластичном матраце. Это дает возможность костям плеч и таза принимать собственные естественные изгибы. Небольшая и достаточно мягкая подушка для головы и шеи позволяет удерживать верхнюю часть позвоночника в совершенно прямом положении, чтобы дать возможность мускулам полностью расслабиться во время сна. В формировании стереотипа правильной осанки первичным оказывается овладение мышечно-суставным чувством, характерным для такой осанки. Это чувство становится эталоном нормы, на который можно равняться в процессе самоконтроля за своей осанкой: · Встать спиной к стене, ноги слегка расставить, руки опустить; · Затылок, плечи, икры и пятки заставить касаться стены; · Прижаться к стене так, чтобы расстояние между стеной и поясницей было не больше толщины пальца; · Подобрать живот, вытянуть немного шею вверх и приподнять слегка плечи; · Проанализировать «чувства» всех частей тела, особенно мускулов спины и живота и постараться их запомнить. Выполнять это упражнение рекомендуется как можно чаще в течение дня. Как только ребенок сможет удерживать такое положение тела у стены в течение минуты без утомления, ему разрешается идти вперед, сохраняя ту же осанку. Корригирующие упражнения для нормализации осанки: 1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять. 2. Ходьба обычная, следя за осанкой. 3. Ходьба на носках, руки за головой. 4. Ходьба на пятках, руки на поясе. 5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад. Профилактика близорукости. Нарушения зрения, так же как и нарушения осанки у школьников. Относят к традиционным школьно обусловленным заболеваниям. Среди нарушений зрения, возникающих у детей после рождения, наиболее часто встречается близорукость, при этом установлено ее интенсивное нарастание у них с возрастом. Среди причин установленной закономерности офтальмологи называют неблагоприятные условия для зрительной работы во время школьных занятий в школе и дома. В профилактику близорукости у школьников включают обеспечение рационального освещения детских учреждений и рабочих мест в школе и дома, выполнение определенных требований к объектам зрительной работы, выработку правильной посадки детей во время занятий, соблюдение режима умственного труда и отдыха, поскольку такой труд всегда сопряжен со зрительной нагрузкой. Для того, чтобы учитель мог выявить возможные в классе недостатки освещения, приведем наиболее распространенные из них: · Размещение в учебном помещении меньшего количества светильников, чем рекомендовано; · Использование электроламп пониженной мощности; · Отсутствие специальных светильников для местного освещения классных досок; · Несвоевременная замена перегоревших ламп; · Недостаточное использование искусственного освещения в ранние утренние и дневные часы в осенний и зимний сезоны. Среди причин, препятствующих проникновению дневного света в учебное помещение и этим снижающих его естественное освещение, назовем: · Замазывание части оконных стекол краской; · Размещение на подоконниках ветвистых цветов, учебных пособий, аквариумов и пр.; · Развешивание на окнах занавесок и штор, закрывающих верхнюю часть окна или не убирающихся в простенки между окон; · Нерегулярное мытье оконных стекол; · Затемнение окон деревьями вследствие нерегулярной стрижки их кроны и боковых веток. Офтальмологи считают, что во время занятий учебная работа без зрительного напряжения возможны при условии, если учащиеся сохраняют рабочую позу, при которой расстояние от глаз до книги или тетради составляет 26-35 см в зависимости от возраста школьников. Такое расстояние равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев. Помимо того, что сохранение указанного расстояния не требует сильного напряжения зрительных функций, оно дает возможность учащимся сидеть не наклоняясь. Если сопоставить рекомендации по профилактике нарушений осанки с офтальмологическими рекомендациями, то очевидным становится значение рабочей позы школьников не только для сохранения у них нормальной осанки, но и для охраны их зрения. Среди различных учебных предметов на состояние зрения учащихся особое влияние оказывает режим чтения. С давних времен и по настоящее время основным способом восприятия зрительной информации у человека было и остается чтение. В школьном возрасте оно становится главным видом учебной деятельности в школе и дома, являясь непременным компонентом освоения любой учебной дисциплины, а также досуга многих школьников. Являясь сложным психофизиологическим процессом, чтение требует напряжения остроты зрения, аккомодации, движений глаз и участия таких психических функций, как быстрота различения и зрительного восприятия, зрительная память и др. Все вместе позволяет относить режим чтения к факторам риска для состояния зрения школьников. Специальное изучение у школьников состояния зрительных функций при чтении показало, что его непрерывная продолжительность должны быть ограничена для младших школьников 15-20 минут, для учащихся среднего звена 25-30 минут, для старшеклассников – 45 минут. Более длительное чтение у большинства школьников разного возраста вызывает напряжение функций глаза, изменяет характер глазных движений и приводит к сокращению расстояния глаз до книги. Для восстановления выявленных изменений им требовался отдых продолжительностью 6-10 мин.Если учесть, что любая учебная деятельность детей в школе сопряжена с элементами чтения, то в целях охраны их зрения его непрерывная продолжительность должна быть либо регламентирована указанным временем, либо сопровождаться вкраплением в учебную деятельность интервалов для отдыха глаз от зрительной работы. Эффективность такого отдыха существенно возрастает при проведении на уроках комплекса упражнений. Существенную нагрузку на зрение оказывает работа школьников с компьютерной техникой. Поэтому для таких занятий также установлены пределы непрерывной длительности работы учащихся непосредственно с дисплейными терминалами. Так, для учащихся 1 класса она регламентирована 10 минут, 2-5 классов – 15 минут, 6-7 классы – 20 минут, 8-9 классов – 25 минут. Для школьников 10-11 классов, имеющих сдвоенные уроки по вычислительной технике, непрерывная длительность занятий с компьютером должна составлять на первом часу занятий 30 минут, а на втором – 20 минут. После занятий с видеотерминалами учащимся всех классов рекомендовано выполнять гимнастику для глаз непосредственно на рабочем месте. При распределении школьников на группы для уроков физкультуры нужно знать, что школьники со средней степенью близорукости (более 3,0 Д) могут заниматься физкультурой только в подготовительной группе, а имеющие высокую близорукость - в специальной группе по индивидуальным программам. Трудовое обучение и профориентация школьников с высокой степенью близорукости должны исходить из того, что для таких учащихся противопоказана работа в слесарно-механических, столярных, авторемонтных мастерских, а также профессиональная деятельность, связанная с подъемом тяжестей с пребыванием тела в согнутом положении при наклоне головы вниз. Вопрос о профессиональной ориентации школьников с близорукостью следует решать индивидуально и обязательно с учетом заключения специалиста – офтальмолога.

Анемий и неврастений. Перечисленные болезни педиатры назвали «школьными».

На протяжении более чем вековой истории существования и развития системы массового школьного образования в России, даже, несмотря на существенные преобразования материальной базы учебных учреждений в советское время, нарушения у школьников осанки, зрения, нервной системы носили и продолжают сохранять массовый характер. Столь печальное постоянство во многом определяется самой природой процесса обучения, требующего от детей и подростков большой зрительной работы, нервного напряжения, сидячей рабочей позы, ограничения двигательной активности.

Профилактика нарушения осанки.

Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия на него факторов физической и социальной среды. Среди последних наиболее изучена роль факторов учебно-воспитательного процесса в формировании осанки у школьников. Значение состояния осанки для формирования общего здоровья доказывается большой распространенностью заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди школьников с нарушением осанки.

На формирование осанки воздействуют различные факторы, но наиболее негативно на ее состоянии сказываются несовершенство школьной мебели и сидячая рабочая поза учащихся. При сидении форма позвоночника ученика принципиально отличается от формы позвоночника при стоянии. При учебной работе в положении сидя туловище наклонено вперед, что увеличивает давление на межпозвоночные диски до 100 кг против 70 кг при стоячей позе.

При резко наклоненной позе, необходимой для выполнения письменных работ, значительно возрастает нагрузка также и на мышцы спины, увеличивается частота сердечных сокращений, уменьшается амплитуда дыхательных движений, а также расстояние глаз до тетради. Для сохранения равновесия в таком положении ученику приходится опираться грудью о поверхность стола. Это еще в большей степени затрудняет работу внутренних органов и неблагоприятно сказывается на их функционировании. Из сказанного следует, что принятая в школах организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы требует проведения специальных профилактических мер, направленных на сохранение нормальной осанки у школьников.

Согласно новой концепции, внутренней причиной возникновения нарушений осанки и сколиозов у детей служит недостаточная устойчивость у них общего центра тяжести тела. Осанке же при этом отводится роль системы, обеспечивающей равновесие организма в пространстве. По этой концепции нарушения осанки и искривления позвоночника (сколиоз) рассматриваются как необходимые условия поддержания равновесия, как компенсация нарушений устойчивости позы.

Приведенные данные служат основанием строить профилактику нарушений осанки и возникновения сколиозов у школьников не только путем оптимизации школьно средовых условий обучения, но и через воздействие на детский организм занятий физической культурой, на которых особое внимание будет уделено комплексу упражнений, направленных на совершенствование пространственно-ориентировочных реакций.

И первым шагом в этом направлении должен стать контроль за соответствием школьной мебели росту учащихся, особенно в начальной школе. Приступая к этой работе, важно знать, какую сидячую позу считают правильной. Ту, которая обеспечивает устойчивое положение тела ребенка. Оно может быть достигнуто при условии, когда тело имеет не менее трех точек опоры: 1) сиденье стула; 2) спинка стула; 3) пол или подножка. Сначала определяется соответствие росту ребенка стула. Для этого следует обратить внимание на угол в коленном суставе: при сидении он должен равняться прямому. Чтобы определить высоту стола, надо посадить школьника против него, поставить его руку, согнутую в локте, на край стола и попросить ученика поднести пальцы развернутой кисти к наружному углу глаза. Если поставленное таким образом предплечье свободно размещается между краем стола и глазами ребенка, то стол соответствует его росту. Если рука устанавливается выше уровня глаз – стол высок, ниже – стол низок. Тем детям, для которых мебель высока, рекомендуется использовать подставки под ноги и на сиденья. Как правило, такие подставки изготавливают родители этих семей. Контроль за соответствием мебели росту детей следует проводить в школе не реже 2 раза за учебный год.

Второе, чему должно уделяться внимание в профилактике нарушений осанки – это контроль за позой учащихся во время занятий. Правильная поза во время занятий зависит не только от соответствия мебели росту ученика, но и от места расположения стула относительно крышки стола. Для соблюдении правильной позы требуется, чтобы край сиденья был задвинут под крышку стула на 3-6 см. При большем заглублении стула под стол край стола начинает давить на грудную клетку школьника. Если же стул совсем задвинут под стол, то для сохранения равновесия при работе ученик вынужден ложиться на парту. Во избежание того и другого учитель должен показать школьнику, как саморегулировать свое расположение относительно края стола посредством очень простого приема: периодически помещать кулак между грудной клеткой и краем стола. Особое внимание нужно обращать на положение плеч во время работы. Они должны быть прямыми. Соблюдение этого требования облегчается при условии, если уровень поверхности стола располагается выше локтя опущенной руки сидящего на 3-4 см.

Но как бы не были строги требования учителя к соблюдению младшими школьниками правильной рабочей позы на уроках, они должны знать, что долго удерживать такую позу дети в не в состоянии. И несомненную поддержку им в этом окажет проведение на уроках физкультминуток.

Применительно к профилактике нарушений осанки и искривлений позвоночника у школьников к здоровьесберегающим технологиям относят использование нетрадиционных видов ученической мебели – парт-кафедр или тумб, устанавливаемых на столы, а также обучение в начальной школе прямому письму вместо применяемого наклонного.

Технология обучения за партами-кафедрами или тумбами над столами принципиально отличается от принятой, так как меняет характер рабочей позы обучающихся: из сидячей она становится преимущественно стоячей. При этом создается возможность чередовать позы сидя и стоя непосредственно в процессе урока. Главное достоинство стоячей позы состоит в том. что она обеспечивает преимущественно работой мышц, расположенных вдоль позвоночного столба. При ней вся масса тела приходится на поверхность стоп, эволюционно приспособленных к такому воздействию. То и другое вместе уменьшает при учебной работе нагрузку на позвоночные диски и способствует более устойчивому равновесию тела в пространстве, чем при сидячей рабочей позе. Оно состоит в том, что в положении стоя происходит раздражение большего числа рефлексогенных зон стоп и, как следствие этого, стимуляция физиологических систем организма. Все это способствует формированию у детей нормальной осанки.

Среди школьно средовых факторов, воздействующих на формирование опорно-двигательного аппарата школьников заслуживает внимание ежедневная переноска портфелях и ранцах учебных комплектов для занятий. Известно, что переноска больших тяжестей также способствует формированию у детей и подростков нарушений опорно-двигательного аппарата и в первую очередь – плоскостопия (опущение продольного и\или поперечного свода стопы).

Немалую роль в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников может сыграть их валеологическое воспитание, то есть научение тому, как следует ходить, свободно сидеть, лежать во время сна, чтобы избежать повреждений позвоночника и нарушения осанки. Что можно посоветовать?

1. Ходить нужно так, как ходят манекенщицы, приводя в движение мускулы спины, живота, бедер и ног, так будто ноги начинаются в середине туловища. Руки во время ходьбы ритмично двигаются от самого плеча, голова поднята высоко и гордо. Сама природа сделала ходьбу идеальным упражнением для всех мышц и суставов.

2. При сидении не следует класть ногу на ногу. Это сразу нарушает симметрию тела, вызывает боль в нижней части позвоночника, нарушает кровообращение в органах малого таза, что чревато их заболеванием и т. д.

3. Спать нужно на жестком, плоском, но достаточно эластичном матраце. Это дает возможность костям плеч и таза принимать собственные естественные изгибы. Небольшая и достаточно мягкая подушка для головы и шеи позволяет удерживать верхнюю часть позвоночника в совершенно прямом положении, чтобы дать возможность мускулам полностью расслабиться во время сна.

В формировании стереотипа правильной осанки первичным оказывается овладение мышечно-суставным чувством, характерным для такой осанки. Это чувство становится эталоном нормы, на который можно равняться в процессе самоконтроля за своей осанкой:

 Встать спиной к стене, ноги слегка расставить, руки опустить;

 Затылок, плечи, икры и пятки заставить касаться стены;

 Прижаться к стене так, чтобы расстояние между стеной и поясницей было не больше толщины пальца;

 Подобрать живот, вытянуть немного шею вверх и приподнять слегка плечи;

 Проанализировать «чувства» всех частей тела, особенно мускулов спины и живота и постараться их запомнить.

Корригирующие упражнения для нормализации осанки:

1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

2. Ходьба обычная, следя за осанкой.

3. Ходьба на носках, руки за головой.

4. Ходьба на пятках, руки на поясе.

5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Профилактика близорукости.

Нарушения зрения, так же как и нарушения осанки у школьников. Относят к традиционным школьно обусловленным заболеваниям. Среди нарушений зрения, возникающих у детей после рождения, наиболее часто встречается близорукость, при этом установлено ее интенсивное нарастание у них с возрастом. Среди причин установленной закономерности офтальмологи называют неблагоприятные условия для зрительной работы во время школьных занятий в школе и дома. В профилактику близорукости у школьников включают обеспечение рационального освещения детских учреждений и рабочих мест в школе и дома, выполнение определенных требований к объектам зрительной работы, выработку правильной посадки детей во время занятий, соблюдение режима умственного труда и отдыха, поскольку такой труд всегда сопряжен со зрительной нагрузкой.

Для того, чтобы учитель мог выявить возможные в классе недостатки освещения, приведем наиболее распространенные из них:

 Размещение в учебном помещении меньшего количества светильников, чем рекомендовано;

 Использование электроламп пониженной мощности;

 Отсутствие специальных светильников для местного освещения классных досок;

 Несвоевременная замена перегоревших ламп;

 Недостаточное использование искусственного освещения в ранние утренние и дневные часы в осенний и зимний сезоны.

Среди причин, препятствующих проникновению дневного света в учебное помещение и этим снижающих его естественное освещение, назовем:

 Замазывание части оконных стекол краской;

 Размещение на подоконниках ветвистых цветов, учебных пособий , аквариумов и пр.;

 Развешивание на окнах занавесок и штор, закрывающих верхнюю часть окна или не убирающихся в простенки между окон;

 Нерегулярное мытье оконных стекол;

 Затемнение окон деревьями вследствие нерегулярной стрижки их кроны и боковых веток.

Офтальмологи считают, что во время занятий учебная работа без зрительного напряжения возможны при условии, если учащиеся сохраняют рабочую позу, при которой расстояние от глаз до книги или тетради составляет 26-35 см в зависимости от возраста школьников. Такое расстояние равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев. Помимо того, что сохранение указанного расстояния не требует сильного напряжения зрительных функций, оно дает возможность учащимся сидеть не наклоняясь. Если сопоставить рекомендации по профилактике нарушений осанки с офтальмологическими рекомендациями, то очевидным становится значение рабочей позы школьников не только для сохранения у них нормальной осанки, но и для охраны их зрения.

Среди различных учебных предметов на состояние зрения учащихся особое влияние оказывает режим чтения. С давних времен и по настоящее время основным способом восприятия зрительной информации у человека было и остается чтение. В школьном возрасте оно становится главным видом учебной деятельности в школе и дома, являясь непременным компонентом освоения любой учебной дисциплины , а также досуга многих школьников. Являясь сложным психофизиологическим процессом, чтение требует напряжения остроты зрения, аккомодации, движений глаз и участия таких психических функций, как быстрота различения и зрительного восприятия, зрительная память и др. Все вместе позволяет относить режим чтения к факторам риска для состояния зрения школьников.

Специальное изучение у школьников состояния зрительных функций при чтении показало, что его непрерывная продолжительность должны быть ограничена для младших школьников 15-20 минут, для учащихся среднего звена 25-30 минут, для старшеклассников – 45 минут. Более длительное чтение у большинства школьников разного возраста вызывает напряжение функций глаза, изменяет характер глазных движений и приводит к сокращению расстояния глаз до книги. Для восстановления выявленных изменений им требовался отдых продолжительностью 6-10 мин. Если учесть, что любая учебная деятельность детей в школе сопряжена с элементами чтения, то в целях охраны их зрения его непрерывная продолжительность должна быть либо регламентирована указанным временем, либо сопровождаться вкраплением в учебную деятельность интервалов для отдыха глаз от зрительной работы. Эффективность такого отдыха существенно возрастает при проведении на уроках комплекса упражнений.

Существенную нагрузку на зрение оказывает работа школьников с компьютерной техникой . Поэтому для таких занятий также установлены пределы непрерывной длительности работы учащихся непосредственно с дисплейными терминалами. Так, для учащихся 1 класса она регламентирована 10 минут, 2-5 классов – 15 минут, 6-7 классы – 20 минут, 8-9 классов – 25 минут. Для школьников 10-11 классов, имеющих сдвоенные уроки по вычислительной технике, непрерывная длительность занятий с компьютером должна составлять на первом часу занятий 30 минут, а на втором – 20 минут. После занятий с видеотерминалами учащимся всех классов рекомендовано выполнять гимнастику для глаз непосредственно на рабочем месте.

При распределении школьников на группы для уроков физкультуры нужно знать, что школьники со средней степенью близорукости (более 3,0 Д) могут заниматься физкультурой только в подготовительной группе, а имеющие высокую близорукость - в специальной группе по индивидуальным программам.

Трудовое обучение и профориентация школьников с высокой степенью близорукости должны исходить из того, что для таких учащихся противопоказана работа в слесарно-механических, столярных, авторемонтных мастерских, а также профессиональная деятельность , связанная с подъемом тяжестей с пребыванием тела в согнутом положении при наклоне головы вниз. Вопрос о профессиональной ориентации школьников с близорукостью следует решать индивидуально и обязательно с учетом заключения специалиста – офтальмолога.

Вчера мы говорили об основных причинах болезней школьников и проявлениях перегрузок. Однако, это далеко не все заболевания, которые могут возникнуть у детей в школьные годы. За время обучения, а это достаточно длительный период времени, могут возникать проблемы и с другими органами и системами – проблемы зрения, пищеварения и различные нарушения осанки. Об этих проблемах мы и поговорим подробнее.

Пищеварительные проблемы.

Зачастую у детей в школьном возрасте возникают проблемы, связанные с пищеварением – часто болит живот, возникают расстройства стула, может быть тошнота, а периодически возникает и рвота с плохим самочувствием. Основным из школьных заболеваний является гастрит, который возникает у достаточно большого количества детей в школьном возрасте. Его характерными проявлениями являются тянущие или ноющие боли в области живота, либо в зоне эпигастрия – под ложечкой. Боли могут возникать перед едой или после нее, при долгих перерывах в питании.

Эти боли могут сопровождаться отрыжкой и неприятным, кисловатым или горьковатым привкусом во рту, запахом изо рта. Для гастрита характерно чувство, что съев буквально две ложки ребенок уже наелся, а если он ест больше, возникает чувство тяжести и переполнения в желудке. Аппетит у детей при такой патологии снижен. Могут быть тошнота и рвота в периоды обострения, в анализе кала признаки нарушений пищеварения в желудке. Но с чего вдруг у детей начинает болеть желудок именно в школе, что может быть причиной подобного состояния? Этот вопрос первым задают родители детей-школьников, как столкнувшихся с данной проблемой, так и заботящихся о профилактике подобных болезней. Давайте разберемся.

Причины болезней органов пищеварения.

Однйо из основных причин развития гастрита и других поражений желудка является особая причина, которая была обнаружена по меркам науки не так давно. Выяснено, что воспаление и раздражение слизистой желудка вызывают особые кислотоустойчивые микробы – их называют хеликобактерами. Микробы этого вида известны были человечеству много веков, но постепенно из безвредных и безопасных, под воздействием факторов внешней среды и особенностей человеческого организма, стали патогенными. Сегодня у многих детей и взрослых резко ослаблен иммунитет, живем мы не всегда в благополучных экологических и социальных условиях, поэтому микроб набрал силу и стал вредить организму. Немалую роль сыграли синтетические добавки к пище, изменение условий питания, в том числе и в детском возрасте и стрессы, конечно, школьные стрессы. Поэтому, этот микроб стал актуальным даже для школьников.

Заражаются хеликобактериозом дети еще в раннем возрасте в семье, где один или оба родителя страдают язвой желудка, гастритом или подобными заболеваниями. Обычно это происходит при поцелуях, пользовании общей посудой, облизывании ложек и сосок, через немытые руки. Пока организм ребенка крепкий, и пока микроб заселяется и устраивается в области слизистой оболочки проходит немало времени, прежде чем он начинает наносить ущерб желудку. В среднем это четыре-шесть лет жизни. Однако, воспалительные явления постепенно нарастают, затрагивается все больший объем слизистой желудка, и в какой то момент возникает обострение и проявляются симптомы – боли. Обычно это происходит в период с пятого по девятый классы. Это и дополнительные нагрузки, и меньший контроль со стороны родителей за питанием, и даже появление вредных привычек у детей. Все это играет свою роковую роль в заболеваемости.

Но кроме хеликобактериоза есть и другая причина развития гастрита именно у школьников. Она связывается с поражением поджелудочной железы, и ее неправильной работой. Эта железа в организме выполняет ряд важных функций, в том числе и регулирует процесс пищеварения, отвечает за кровообращение в области желудка и кишечника. Если железа постоянно раздражена в результате физических перегрузок, психических, эмоциональных стрессов или страдает от нерегулярного питания, происходит срыв. Начинает страдать кровообращение желудка с формированием точечных кровоизлияний, эрозии.

Проблемы зрения.

Проблемы со зрением в школьном возраста врачи иногда называют «болезнью отличников», так как из-за большого объема зрительной нагрузки в результате приготовления уроков и докладов, общения с компьютером или книгами, зрение быстро портится. Обычно развивается близорукость, причем, чем раньше она отмечается, тем сильнее будет ее степень и болезнь быстрее будет прогрессировать. Желательно, чтобы с очками ваш ребенок познакомился уже будучи взрослым и умудренным сединами, а не в школе, но не всегда это возможно. Если вы хотите помочь ребенку сохранить зрение как можно лучше, следите за гигиеной зрительных нагрузок и рабочим местом, освещенностью и правильностью мебели.

Советы по профилактике близорукости для школьников. Прежде всего, займитесь закаливанием ребенка, это помогает закаливать в том числе и зрительный анализатор – нужно прыгать, бегать, плавать – это дает отдых глазам. Книги и тетради держите от глаз на расстоянии не менее 40 см, расстояние ближе этой величины приводит к деформации глазного яблока и сильному зрительному напряжению. Запретите смотреть телевизор или сидеть перед монитором ребенку-школьнику в будни, после уроков. В школе он напрягал глаза как минимум 4-5 часов, а если к этому добавить еще и дома пару часов – это слишком высокая нагрузка для растущего органа. Допустимое время компьютера в день – не более 20 минут, а если необходима работа более длительное время, разбить ее на части по 15 минут каждая с перерывом не менее часа для отдыха глаз.

Уделите внимание правильному «глазному» питанию – это должны быть рыба, мясо и птица, морковь и капуста, творог и кефир, ягоды красного цвета, особенно кислые, зелень. Заставляйте вашего школяра отвлечься от работы – пусть погрызет морковку и сделает упражнения для глаз, посмотрит вдаль, а потом на палец руки. Это даст разгрузку зрению. Если у старших детей есть проблемы зрения, заранее позаботьтесь уже о зрении младших, не начинайте занятия чтением ранее 5 лет, и не стремитесь отдать их в школу с шести лет – пусть годик побегают.

Проблема осанки.

Еще одной проблемой сегодняшних школьников является гиподинамия и длительное просиживание за партой в неподвижном, статичном положении. Это приводит к нарушениям осанки и формированию сколиоза (искривления позвоночника). При этом проблема осанки не ограничивается внешней стороной дела, ровная и прямая спина не только красиво смотрится, но и помогает внутренним органам работать правильно. При правильной осанке мышцы напрягаются менее всего, ребенок меньше устает и позвоночник полноценно выполняет амортизационную функцию. При нарушении осанки нарушается дыхание и кровообращение, за счет сутулости легкие полностью не расправляются и не наполняются кислородом. При этом недостаток кислорода ведет к хронической усталости, снижению адаптации к умственным нагрузкам, а также это прямой путь к остеохондрозу и близорукости.

Кроме того, юноша или девушка с сутулыми плечами и спиной колесом смотрится, мягко скажем, не эстетично, таких детей заранее рассматривают как подавленных, неудачников и нерешительных. А это отношение – прямой путь к комплексам. Но ведь родители вполне способны помочь ребенку в формировании ровной спины и красивой осанки. Это не так сложно, как кажется. Проблемы осанки развиваются из-за отсутствия мышечного корсета, накачанных мышц спины и пресса. Особенно это важно, если у родителей есть проблемы с суставами и мышцами, плоскостопие и остеохондроз. Но что же требуется от родителей? На самом деле не так уж и много.

Постоянно наблюдайте за тем, как ребенок сидит при выполнении уроков или работе с компьютером, как он стоит или ходит. Чтобы уточнить, как нужно правильно соблюдать осанку, поставьте его к стене, чтобы он касался ее головой (затылком), лопатками, ягодицами, пятками и икрами. Пусть запомнит ощущения тела и отойдет от стены. Вот это и есть правильная осанка. При таком положении позвоночник занимает физиологически верное положение, плечи разворачиваются, лопатки сближаются друг с другом, втягивается живот и напрягается попа. Нужно, чтобы такое положение тело вошло у ребенка в привычку, и первое время вы будете за этим следить.

Обратите внимание на то, в какой позе ребенок пишет – не высока ли ему мебель, спина, ноги и руки должны иметь опору. Высоту стола определяют по опущенной руке, стол, должен быть на пару сантиметров выше уровня локтя. Стул по высоте не должен превышать высоту голени ребенка. Идите проверьте вашу детскую мебель. Спина при сидении должна полностью касаться спинки стула, сохраняя изгиб в пояснице. Именно сидячая поза более всего портит осанку детей.

А еще проверьте обувь детей, ведь плоскостопие также серьезно нарушает осанку и вызывает боли в спине. Посмотрите на ношенную обувь ребенка, отпечаток стопы должен иметь выемку с внутреннего края в форме полумесяца, если стопа отпечаталась полностью или стоптан внутренний край обуви – немедленно к ортопеду.

Болезни школьников: ищем корень проблемы.

В школе ребенок получает не только полезную информацию и знания, а и так называемые школьные болезни. Под этим термином врачи подразумевают недомогания, которые зачастую появляются при пребывании ребенка в школе, а это довольно значительный период времени. Какие болезни чаще всего возникают у школьников и какая профилактика нужна – об этом и пойдет речь.

shutr.bz

Проблема с осанкой

По статистикам медосмотров, это одна из самых распространенных школьных болезней. Есть несколько вариантов искривления позвоночника: кифоз, лордоз и сколиоз. Чаще всего это сколиоз – искривление позвоночника. Причины: неудобная парта (низкая или высокая, не по росту ребенка), поза, в которой ребенок пишет или читает, ношение сумки на одном плече, слабый мышечный корсет. Заметить проблемы с осанкой несложно: ребенок начинает сутулиться, горбиться, визуально можно заметить, что одно плечо выше другого. Все это должно насторожить родителей.

Что можно сделать? Для начала поговорите с учителем – он должен рассаживать учеников за парты в соответствии с ростом и наблюдать, чтобы ребенок ровно за ней сидел.

Поговорите с учителем – он должен рассаживать учеников за парты в соответствии с ростом

Родители должны дома контролировать это тоже – нужно обязательно мониторить, как ребенок сидит при выполнении домашних заданий, за кухонным столом, при игре в компьютерные игры. Дорогие мамы, забудьте о сумках на одно плечо как минимум до старших классов! Даже если дочка 12-13 лет просит модную сумочку на день рождения. Значит, нужно убедить девочку, что модный рюкзачок ничуть не хуже сумочки кросс-боди. Груз должен распределятся на плечах равномерно, и для этого подходит только рюкзак! Следите, чтобы он не был тяжелым. Конечно, современные учебники и пособия весят немало, поэтому в сумке школьника не должно быть ничего лишнего. И конечно же, физкультура. Помимо школьных уроков родителям стоит приучить ребенка к ежедневным занятиям утренней зарядкой, на турнике дома или записать ребенка на плавание, танцы, баскетбол или в другую спортивную секцию – особенно если уже поставлен диагноз “сколиоз”.

Проблемы со зрением

Еще одно традиционно школьное заболевание. Особенно опасно, если проблемы со зрением были и до школы – во время учебного года острота зрения быстро падает. А при неправильно организованном рабочем месте и у детей с хорошими показателями до школы во время учебы может появиться данная неприятность. Наиболее распространена близорукость. Ребенок жалуется, что плохо видит буквы на доске. Если мама услышала такие жалобы, нужно сходить к офтальмологу, возможно, ребенку понадобятся очки.

В целях профилактики полезно каждый день делать упражнения для глаз – вращать ими из стороны в сторону, методику можно без труда найти в Интернете или попросить показать окулиста. Также профилактические меры включают хорошее освещение в классе и дома за рабочим столом.

Следите, мамочки, также и за тем, как ребенок читает (расстояние от глаз до книги должно составлять 25-35 см), – это позволит уменьшить напряжение зрительных функций. Время возле компьютера должно быть ограничено: в первом классе разрешено непрерывно смотреть в экран 10 минут, за день не более 20 минут, со второго по пятый класс – 15 минут, а за весь день – 30 минут, старше пятого класса – 30 минут, за день – не более часа. После работы на компьютере должна проводиться гимнастика для глаз. И подумайте, сколько времени ваш ребенок сидит за компьютером дома, возможно, проблема со зрением – не только нагрузки в школе. При любых отклонениях в остроте зрения компьютер под запретом. Не забывайте добавлять в рацион ребенка продукты с высоким содержанием витамина А, который благоприятно влияет на зрительные функции. Его много в чернике, моркови, петрушке, шпинате, печенке, рыбьем жире.


shutr.bz

Проблемы с желудочно-кишечным трактом

У детей проблемы с пищеварением – не редкость. Чем младше ребенок, тем уязвимее желудочно-кишечный тракт. Всему виной неправильное питание и режим принятия пищи. Дома все на совести родителей – что дают, то ребенок и ест.

Не давайте ребенку деньги, если не уверены, что он не купит сухарики, чипсы и другие вредные продукты

В школе немного другая ситуация, вы не видите, чем кормят, съел ли это ребенок и что он покупает на данные ему деньги. Как избежать данной проблемы? Первое – утром дома ребенок кушает полноценный горячий завтрак, по возвращении домой из школы – только здоровая еда. Оговорите с учителем питание в школе и не давайте деньги, если не уверены, что ваш школьник на них не купит сухарики, чипсы и другие вредные продукты.

Вирусные инфекции

Только пошел в школу – и опять насморк, кашель, температура, жалуются постоянно родители. В большом коллективе вирусы быстро распространяются. Иммунная система у каждого ребенка разная, одни редко болеют, другие постоянно на лечении. Самое важное для родителей – чтобы дети не так часто и массово болели. Первая и самая простая мера профилактики – когда ребенок заболел, не нужно вести его в школу и заражать остальных. Если этого правила будут придерживаться все, вспышки инфекций уменьшатся. Старайтесь ребенка закалять, а не окружать парниковыми условиями, оберегая от сквозняков и так далее. Водные процедуры по утрам, обтирание водой с постепенным понижением градуса, спорт, режим дня – вот залог здоровья, а не таблетки для повышения иммунитета.

Педикулез

Да, старинные вши, которыми страдали наши бабушки и дедушки, мамы и папы и по-прежнему заражаются дети в XXI веке. Сегодня вспышки педикулеза довольно распространены, особенно у учеников младших классов. Если родители увидели у ребенка в волосах крохотные белые крупинки, первым делом нужно мчаться в аптеку за противопедикулезными средствами – чаще всего это шампуни.

В наше время долго мучиться, к счастью, и поливать голову керосином не нужно: нанесла шампунь на волосы, подержала, смыла, вычесала гнид, при необходимости повторила.

Следующий шаг – оповестить о случившемся учителя или школьную медсестру, чтобы был проведен осмотр всех детей. Это важный обязательный шаг, ведь зачастую мамы никому не говорят о случившемся, дабы избежать осуждений. Обработала голову ребенка и с чувством выполненного долга повела в школу, при этом не задумываясь, что ребенок, который заразил твоего ребенка, до сих пор не пролечен, а значит, опять заразен и для твоего, и для других детей.


shutr.bz

Конечно, это не все заболевания, которые приносит школа, но самые распространенные и самые поддающиеся профилактике. Следите за здоровьем вашего ребенка, ведь вовремя обнаруженная проблема быстрее устраняется и доставляет меньше хлопот. Здоровья вашим детям!