Женщины

Основные составляющие и правила игры: как научиться играть в баскетбол на уровне профессионала? Как научиться играть в баскетбол: краткие правила Баскетбол что нужно для игры

Основные составляющие и правила игры: как научиться играть в баскетбол на уровне профессионала? Как научиться играть в баскетбол: краткие правила Баскетбол что нужно для игры

И.С. КРАСНОЖОН

Экспресс – обучение

игре в баскетбол или

«Как научить играть в баскетбол за 10 занятий».

НОВОКУЗНЕЦК

2012

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 98»

И. С. Красножон

Э К С П Р Е С С - О Б У Ч Е Н И Е

ИГРЕ В БАСКЕТБОЛ ИЛИ «КАК

НАУЧИТЬ ИГРАТЬ В БАСКЕТБОЛ ЗА 10 УРОКОВ»

Учебно-методическое пособие

Новокузнецк

МБОУ «ООШ № 98»

2012

Я давно работаю в школе, и каждый раз сталкиваюсь с одной и той

же проблемой: очень сложно мотивировать детей на обучение игре

в баскетбол. Игра сама по себе очень сложная и когда начинаешь,

обучать приемам игры детям тяжело даются: изучение правил,

техники игры, и уж тем более тактики. Я очень долго думала, как

научить детей играть быстро, чтобы у них не пропал интерес. В

10-11 лет дети сложно переживают неудачи, и потом очень

тяжело научить играть, так как они замыкаются в себе, теряя при

этом интерес к игре. Данное пособие призвано облегчить эту

задачу.

Введение……………………………………………………………..

1.Аннотация разработки………………………………………….

2.Особенности игры………………………………………………

3.Формирование начальных навыков в игре……………………

4.Психологические аспекты ……………………………………..

5.Индивидуальные особенности ребенка…………………………

6.Вывод……………………………………………………………..

7.Список литературы………………………………………………

8.Приложение:……………………………………………………..

В наше современное время, когда дети сидят перед компьютером или около телевизора именно баскетбол может оказаться тем средством, которое поможет отвлечь детей от экранов телевизора и компьютера.

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма.

Баскетбол является прекрасным средством развития физических качеств у детей, формирования их осанки, укрепления здоровья.

В игре постоянно изменяется игровая ситуация. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактической задачи, выбор ответных действий. Игрок, находящийся на площадке, должен оценивать расположение игроков своей команды и соперника, анализировать особенности возникающих комбинаций, предвидеть направление мяча и т.д.

Быстрота и объем зрительного восприятия, скорость переработки информации, развитое оперативное мышление, хорошая кратковременная память, устойчивость внимания – все эти качества успешно развиваются под влиянием занятий спортивными играми и в частности баскетболом.

Особенности баскетбола:

  • сотрудничество и коллективность в действиях;
  • соревновательный характер игровой деятельности;
  • большая самостоятельность действий;
  • высокая эмоциональность игровой деятельности;
  • коллективный характер воздействий на функции организма, на проявление двигательных, волевых, интеллектуальных и моральных качеств;
  • доступность и высокая эмоциональность, большая оздоровительная ценность выделяет баскетбол в ряд таких видов физических упражнений, которые широко используются во всех звеньях российской системы физического воспитания.

Каждый ученик на момент обучения игре имеет разный уровень подготовки, кто - то уже научился играть, другие впервые слышат об этой игре. Во время обучения каждый обучающийся старается самостоятельно забросить мяч в кольцо, забывая о коллективе. И одной из проблем было научить ребенка именно играть в коллективе, давая возможность всем игрокам (тем, кто не умеет играть и тем, кто научился) взаимодействовать в коллективе, т.е. научить коллективным действиям. Ребенок сразу должен понять, что в одиночку игру не выиграть и что пас – важная часть любой командной игры. Нельзя играть одному, нужно отдавать передачи игрокам. Но делать это надо правильно. Надо выработать у детей технику передачи, чтобы они не просто выкидывали мяч в сторону партнера: партнер должен поймать мяч и сделать передачу.

Прививая навыки в технике игры, я ставлю конкретные задачи. В силу большого эмоционального возбуждения дети плохо анализируют обстановку. Поэтому тактические навыки должны ограничиваться правильным применением изученных приёмов в учебной игре. При разучивании ловли, передачи, ведения и бросков мяча подводящие упражнения играют важную роль. Они имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими для детей. Подводящие упражнения позволяют выделить главное звено изучаемого движения, что облегчает освоение двигательного действия. На начальном этапе формирования навыков владения мячом внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения движения, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. Если дети еще полностью не усвоили новое движение, навык еще не сформирован, то соревнования на скорость выполнения движения способствует не правильному их закреплению. Но это не значит, что на начальном этапе формирования действий с мячом основным методом обучения должно быть только упражнение. Широкое применение игрового метода возможно уже с самого начала. Используя игры и игровые упражнения, которые могут составлять 60-70%, удовлетворим желание детей играть. Эффективно использование подвижных игр, где каждый играющий действует за себя, в сочетании с обучением.

При обучении элементам баскетбола особенно важно обеспечить сознательное их усвоение. Понимание детьми смысла движений ускоряет процесс формирования двигательных навыков, а также, что особенно важно, способствует умению в последующих играх самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. Детям нужно объяснить, что вести мяч в игре следует только в том случае, если не можешь передать его партнеру. При приближении защитника более безопасно вести мяч дальней от него рукой и с низким отскоком. Не надо спешить, вести мяч лучше ближе к цели или на более свободное место для передачи мяча партнеру. Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей у ребенка возникает сознательное отношение к действиям с мячом, умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности. Изучая различные подходы исследования способностей к игре в баскетбол, узнала о том, что у детей проявляются индивидуальные способности по ведению мяча, броскам по кольцу, передаче мяча. Отсутствие способностей не является проблемой, так как, создавая педагогические условия, можно научить детей элементам игры в баскетбол. Формирование умений происходит в игровой деятельности. Именно игра является тем условием, которое влияет, развивает, укрепляет способности. Способности проявляются уже в младшем школьном возрасте и от того, какие будут созданы условия, зависит их дальнейшее развитие. Для выявления способностей использовала игровой метод. Поэтому уделяю большое внимание подбору подвижных игр на начальном этапе обучения.

Начальные навыки, необходимые для решения основной задачи .

  1. Научить детей игре «11 передач», что позволит детям научиться перехватывать мяч. При этом очень важно обратить внимание на то, чтобы дети играли без контакта друг с другом, т.е. не разрешать отбирать мяч, а только перехватывать мяч. У детей не остается возможности отобрать мяч, что позволило уйти от проблемы фолов на первом этапе. Ведь именно когда у детей 9-10 лет начинают отбирать мяч, толкать - пугает очень многих. Ограничение по времени владения мяча 5 секунд. Если мяч не был передан игроку команды, то его отдают противоположной команде. (описание игры в приложении)
  2. После того как дети научатся хорошо играть в эту игру, я разрешаю бороться за мяч, т.е. отбирать его, используя приемы «Вырывание и выбивание»
  3. Традиционное упражнение «Передачи мяча в парах, тройках, на месте, в движение, с атакой по кольцу, с сопротивлением.
  4. «Догони меня». Практическая значимость – контроль над своими действиями, отсутствие пробежки. (описание игры в приложении)

5.«Салки с ведением мяча». Практическая направленность – контроль не только своего мяча, но и мяча противника.

6. «10 бросков»

7. Каждый урок давать упражнения на развитие прыгучести.

В результате усвоения данного материала улучшается:

  1. Ведение мяча;
  2. Контроль не только своего мяча, но и действия остальных участников;
  3. Точные передачи и ловля мяча;
  4. Командные действия;
  5. Отсутствие фолов;
  6. Борьба за мяч;
  7. Бросок по кольцу после передачи.

После проведенной работы можно приступать к первому этапу.

Алгоритм.

Уроки:

1-3 направлены на устранение пробежки и фолов.

4. урок. Ведение мяча. Двойное ведение

5 . урок. Понятие аута.

6 .урок. Пронос мяча

7-9 правило «5 секунд», броски по кольцу.

10. урок Закрепление изученных правил. Жесты.

(подробное описание упражнений и конспекты можно увидеть в приложении № 1)

Особое значение при обучении отдается конечной цели: атаковать кольцо, а значит необходимо направить дальнейшие уроки именно на отработку техники броска.

2 этап. Совершенствование полученных теоретических знаний, умений, навыков. Углубленное изучение правил, разновидностей бросков, тактические действия (зонная защита, личная опека), дриблинг.(11-20 занятие).

Заключение

Развивать способности ребенка по работе с мячом, вовлекая его в игру: если создать определенные педагогические условия можно ускоренно обучать младших школьников элементам игры в баскетбол. Первый этап показал, что дети имеют различные задатки, способности играть в группе с мячом, спортивные игры, в частности баскетбол, но уже ко второму этапу спустя 10 занятий дети подходят почти все на одном уровне.

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач. Вопросу охраны и укрепления здоровья детей придают большое значение. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали в древности. Сейчас спустя века игра не потеряла свою актуальность. В баскетболе создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно – волевых черт ребенка. Такие игры приучают детей преодолевать эгоистические побуждения. Ради интересов команды ребенку часто приходится отказываться от мяча, передавать его партнеру, который имеет более благоприятные условия для успешной игры. Общая цель, стремление всех игроков команды попасть мячом в корзину способствует развитию взаимопонимания, умения считаться с другими, помогать им.

Необходимость принимать быстрые, но разумные и твердые решения, претворять эти решения в жизнь без излишних колебаний способствует развитию самостоятельности. Уверенность в своих силах, возможностях является основным фактором, который позволяет ребенку успешно проявлять приобретенные навыки. Используя данную методику мы сокращаем время обучения игре, а соответственно освобождается время для изучения дополнительного материала, либо закрепления изученного материала. А разве не эта ли основная цель учебного процесса – оптимизация процесса обучения? Актуальность данной разработки – научить играть в такую сложную игру быстро, а самое главное интересно и насыщено. Если спросить у детей после 10 занятий, в какой именно момент он научился играть, то я вас уверяю, он затруднится ответить, потому что согласно моей методике, стирается грань между фразами «я не умею играть в баскетбол» и «я у ж е умею …»

Я сделала вывод: нужно любить свое дело, стараться построить обучающую работу с детьми так, чтобы они не только упражнялись игре в баскетбол, но и активно отдыхали, полюбили физическую культуру и самое главное игру в баскетбол.

Я стараюсь вырабатывать у детей привычку поступаться личными интересами ради достижения общей цели. Для этого использую ограничение действий с мячом, ввожу дополнительные требования. Например: ограничение расстояния ведения мяча, включение задания бросать мяч ловцу после того, как мяч обойдет всех игроков команды. Проанализировав все вышесказанное, я выработала алгоритм обучения игре. Он состоит из нескольких этапов.

Приложение № 1

Описание игр и упражнений.

Упражнения с элементами соревнования необходимо проводить, в строгой последовательности с целью обеспечения закрепления правильного навыка. Поэтому в начале обучения соревнование ведется на точность выполнения движений между отдельными детьми, а в дальнейшем - между группами. После этого можно проводить упражнения с элементами соревнования, которые требуют не только точности, но и быстроты выполнения движений. Закрепление и совершенствование действий с мячом осуществляются в основном в подвижных играх, включающих эти действия.

Обучать ловле мяча следует после того, как дети научатся правильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадке. Вначале детей нужно научить ловить мяч двумя руками на уровне груди. Ребята должны освоить положение пальцев при ловле мяча после отскока от пола, от стены, после броска вверх и в других упражнениях. Затем осваивается ловля мяча одновременно с передачей его двумя руками от груди. Дошкольники учатся ловить и передавать мяч, передвигаясь сначала шагом, а затем бегом.

При обучении передаче мяча одной рукой от плеча необходимо развивать и совершенствовать умение передавать его как правой, так и левой рукой.

При обучении ведению мяча целесообразны подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение мяча на месте правой и левой рукой, ведение на месте поочередно, то правой, то левой рукой и т. д., которые позволяют освоить способ накладывания руки на мяч.

После того как ребенок научится контролировать мяч обеими руками достаточно уверенно, можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом. Вначале осваивается ведение мяча по прямой, затем - с изменением направления, скорости передвижения, высоты отскока мяча и при противодействии условного противника.

Броскам мяча в корзину детей обучают одновременно с обучением передачи мяча. Вначале следует дать дошкольникам возможность свободно поупражняться в бросках и лишь после этого проводить занятие. Для овладения бросками мяча в корзину целесообразно провести подготовительное упражнение: бросать мяч через препятствие (веревка, планка, сетка и т. д.). Когда дети научатся просто добрасывать мяч до корзины, им надо предложить попасть в нее тем или иным способом. Целесообразно постепенно увеличивать высоту до цели. Для этого удобна стойка с изменяющейся высотой кольца.

Передачи мяча.

  1. Передачи мяча в движении.

Двое встают около противоположных боковых линий. Один владеет мячом. Одновременно они начинают бежать вдоль площадки к противоположному кольцу, при этом быстро передавая мяч друг другу.

2. Передача мяча в тройках.

Двое встают так же, как в предыдущем упражнении, только третий становится посередине. Они начинают движение. Мяч от боковых игроков постоянно передается через центр. После отработки этого упражнения 1-2 занятия то же самое с атакой на кольцо. Атакует корзину центральный участник. Игроки по часовой стрелке меняются местами.

3. Передача на ход.

Один из игроков становится под кольцом, другой – на центр площадки. С центра площадки игрок начинает движение к кольцу. Как только он входит в трехсекундную зону, тот, кто стоит под кольцом, отдает ему передачу. Игрок атакует кольцо. Они меняются местами и т. д.

4. Кто больше?

Участник встает на штрафную линию, остальные уходят на середину площадки. Мяч у первого в колонне. Участник стоит лицом к колонне. По сигналу первый в колонне отдает мяч участнику и тот, сделав поворот на осевой ноге, атакует корзину после ведения мяча снимает и передает второму в колонне, а первый встает на место участника. И так по кругу. Побеждает тот, кто больше всех попал в кольцо, при этом попадания после пробежки не считаются.

Практическая значимость: Бросок в кольцо, после передачи, отсутствие пробежки.


Приложение № 2

1. Дети разбегаются по площадке каждый с мячом в руках и свободно играют. После сигнала они быстро ловят мячи и принимают правильную стойку.

2. Дети без мячей встают в круг и передвигаются приставными шагами в сторону, указанную учителем, потом меняют направление передвижения.

3. Бросок мяча вниз и ловля его после отскока.

4. Бросок мяча вверх и ловля его обеими руками.

5. Бросок мяча как можно выше и ловля его после отскока от пола или на лету.

6. Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом.

7. Перебрасывание мяча правой (левой) рукой, ловля его двумя руками.

8. Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.

9. Передача мяча по кругу вправо, влево (произвольным способом)

10. Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.

11. Передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте парами.

12. Передача мяча двумя руками от груди при движении парами.

13. Ловля мяча и передача его одной рукой от груди (в движении).

14. Передача мяча в шеренге, по кругу (вправо, влево).

15. Передача мяча в колоннах с переходом в конец своей, а затем противоположной колонны.

16. Удары мяча об пол одной рукой и ловля его двумя руками.

17. Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой и наоборот.

18. Отбивание мяча на месте правой (левой) рукой.

19. Ведение на месте правой (левой) рукой.

20. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой с последующей передачей мяча двумя руками (произвольным способом).

21. Ведение мяча на месте поочередно, то правой, то левой рукой.

22. Ведение мяча вокруг себя.

23. Ведение мяча, продвигаясь шагом.

24. Ведение мяча с изменением направления передвижения, скорости передвижения, высоты отскока мяча.

25. Ведение мяча правой (левой) рукой и остановка.

26. Ведение мяча, остановка и передача его.

29. Бросок мяча в цель (высота 1,5м) двумя руками от груди с места через веревку или сетку.

30. Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места.

31. Бросок мяча в корзину после ведения (с фиксацией остановки).

32. Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли его.

Приложение № 3

Подвижные игры

«Салки с передачами мяча» .

Выбираются 2 голящих, очерчивается площадка, например половина баскетбольной площадки. Мяч у первого голящего, по команде второй голящий начинается двигаться в направлении остальных играющих, они в свою очередь убегают, а первый голящий делает передачу второму, для того чтобы он засалил других ребят, если он не успел, то второй начинает двигаться тоже в направлении играющих и так они пытаются с помощью передач догнать всех игроков. Запрещается голящим:

  1. Делать более 1 шага с мячом;
  2. Бросать мяч в играющих (можно только задеть, сделав не более одного шага)
  3. Бегать с мячом
  4. Трогать игроков руками
  5. Блокировать игроков.

Запрещается играющим:

  1. Выбегать за пределы площадки (становяться голящим).

Тот, кого догнали, становится тоже голящим. Игра продолжается до тех пор, пока всех не зачекают.

  1. вариант. Увеличивается площадка до размеров баскетбольной, шаги делать нельзя, только повороты на осевой ноге. Вырабатывается реакция, выносливость, точность передач, совершенствование ловли мяча, командный дух.

«Салки с ведением мяча».

«Догони меня»

На 20 участников игры дается 5 баскетбольных мячей. По сигналу 15 игроков разбегаются по площадке, а 5 ребятам даются 5 мячей, (каждому по мячу). Те, кто без мяча убегают, те, кто с мячом догоняют, используя ведение мяча.

Засалить можно в том случае, если ты одной рукой ведешь мяч, а другой задеваешь играющих.

2.вариант. Каждый играющий владеет мячом. Используя ведение мяча, пытается выбить чужой мяч, одновременно защищая свой. У кого выбили, например 10 раз прыгает или отжимается. Победитель тот, у кого мяч не выбили, или выбили наименьшее количество раз. Совершенствование ведения мяча.

«Борьба за мяч или 11 передач».

Дети делятся на равные по числу команды и располагаются на площадке для игры в произвольном порядке. Одному из играющих дается мяч. По сигналу дети стараются быстрее выполнить 11 передач между своими игроками. За каждую передачу команда получает очко и так до 11. 2 вариант. После того как дети научатся хорошо играть, проигравшей команде можно предложить сделать, например 10 приседаний, отжиманий и.т.д.

Отрабатывается точность передач, дети бережно относятся к мячу, так как потеря мяча практически означает поражение

«10 бросков».

Участвуют 6-7 человек. Встают полукругом вокруг кольца. Выбирается 1 игрок. Он встает на удобную для броска позицию с боку, от кольца, на расстояние, не более 2 метров. Берет в руки мяч. Двое ближайших к нему участников тоже берут мячи. По свистку первый бросает мяч, поворачивается, принимает второй мяч и снова бросает, затем принимает третий мяч и снова бросает. Задача остальных снять мяч и по кругу передать его первому. После 10 бросков участники игры меняются по кругу в одном направлении. И так пока каждый не бросит 10 раз. Упражнение выполняется на быстроту. Побеждает тот, кто больше всех попадет, за наименьшее количество времени. После закрепление игры количество мячей может увеличиваться.

«За мячом или встречная эстафета».

Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает водящего. Команды делятся пополам и становятся в колонны одна против другой на расстоянии 2-3 м. После сигнала водящий бросает мяч стоящему первым в противоположной колонне ребенку, а сам бежит вслед за мячом. Поймавший мяч также передает его напротив стоящему и отправляется за мячом. Игра заканчивается тогда, когда все игроки возвратятся на свои места, а мячи - водящим. Выигрывает та команда, которая быстрее заканчивает игру.

«Поймай мяч».

Дети делятся по трое. Двое из них располагаются друг против друга на расстоянии 3-4 м и перебрасывают мяч между собой. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч. Можно предложить детям перед броском выполнить какое-либо движение: бросить мяч вверх, вниз, поймать его, вести мяч на месте и т. д.

«Кого назвали, тот ловит мяч».

Дети ходят или бегают по площадке. Называется имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.

«У кого меньше мячей. Перестрелка».

Дети образуют две равные команды. Каждая из них берет по нескольку мячей и располагается на своей половине площадки (площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130-150 см). Дети обеих команд после сигнала воспитателя стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей

«Мяч ведущему. Горячая картошка».

Дети делятся на 4-5 групп, каждая образует свой круг диаметром 4-5 м. В центре каждого круга - водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его образно. Когда мяч обойдет всех игроков круга (1-3 раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч. 2 вариант. Игрок уронивший мяч садится в круг и во время передачи мяча пытается его перехватить. Если ему это удается он меняется местами с тем, кто бросал этот мяч.

«Передал - садись».

Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана. Команды становятся в колонны за линией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей команды на расстоянии 2-3 м от нее.

По сигналу капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает обратно капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч второму, затем - третьему и всем остальным игрокам. Каждый игрок после передачи мяча капитану приседает. Когда мяч передан капитану последним игроком, капитан поднимает мяч вверх над головой и вся команда быстро встает. Выигрывает та команда, которая раньше выполнила задание. Если игрок не поймал мяч, то он обязан за ним сбегать, вернуться на свое место и передать мяч капитану. В середине площадки проводят линию, делящую ее пополам. В 15-20 шагах от центра с двух сторон чертят еще по одной линии (плен).

«Снайпер» .

Играющие делятся на две команды, которые свободно размещаются каждая на своем поле. Руководитель, стоя в середине площадки, перебрасывает мяч. Первой вступает в игру та команда, на стороне которой упадет мяч. Начинается перестрелка. Каждая команда стремится осалить мячом игроков другой команды. Осаленные идут за линию плена (на сторону противника).

Играющие не имеют права переходить за среднюю линию на поле противника. Игрок не считается осаленным, если он поймает мяч на лету, а также, если мяч попадет в него, отскочив от земли. Бегать с мячом и задерживать его в руках не разрешается. При нарушении правил мяч передается другой команде. Пленных можно выручать. Для этого надо перебросить мяч пленному (через поле противника) так, чтобы он поймал его, не переходя линию плена. Тот, кому это удается, считается освобожденным и возвращается на свое место.

“Салки простые”

Играющие свободно располагаются на площадке. Выбираются двое водящих. По сигналу салки начинают осаливать игроков. Если они кого-то осалили, то они меняются ролями с осаленными. Победитель - игрок, ни разу не осаленный водящими.

Игры, связанные с прыжками в высоту и "длину

“Удочка”

Играющие, образуют круг, в центре которого располагается водящий с длинной скакалкой в руках. По сигналу он начинает крутить скакалку, а играющие стараются через нее перепрыгнуть, не задев. Игрок, который задел скакалку, меняется ролями с водящим. Победителем считается игрок, ни разу не задевший скакалку.

Играющие разбиваются на две команды и располагаются напротив друг друга на лицевых линиях. По сигналу игроки команд прыгают (толкаясь двумя ногами с места) навстречу к средней линии. После прыжка первого номера отмечается линия его приземления, игрок возвращается в свою команду, а с места его приземления прыгает уже очередной игрок и т.д. Если последнему игроку удалось преодолеть линию соперника, то его команда побеждает.

“Попади в цель”

Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами на боковых линиях напротив друг друга. В центре кладется волейбольный мяч. У каждой команды по 6 баскетбольных мячей. По сигналу играющие бросают мячи в волейбольный мяч, стараясь откатить его к противоположной команде. Выигрывает команда, сумевшая закатить мяч за черту другой. Не разрешается останавливать мяч ногами или руками, а также выбегать в центр за баскетбольными мячами.

Игры связанные с передачей и ловлей мяча

“Десять передач”

Играющие разбиваются на пары и располагаются на расстоянии 2-3 м друг от друга, образуя шеренги. У каждой пары мяч. По сигналу они начинают передавать мяч определенным способом, ранее оговоренным, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, сделавшая 10 передач без падения на землю.

“За мячом”

Играющие образуют несколько команд, каждая из которых выбирает водящего. Команды делятся пополам и становятся в колонны одна против другой на расстоянии 2-3 м. По сигналу водящий передаёт стоящему первым в противоположной колонне игроку, а сам бежит в конец этой колонны, т.е. вслед за мячом и т.д. Игра заканчивается тогда, когда все игроки вернутся на свои места, а мячи возвратятся водящим. Выигрывает команда - первая закончившая задание.

«Заколдованный лес»

  1. вариант. Выбирается 1 голящий. Остальные по сигналу разбегаются по площадке. Участник, которого догнал голящий встает и делает руки в стороны – он заколдованное дерево. А голящему необходимо догнать всех играющих. Заколдованные деревья могут засаливать пробегающих мимо, но при этом с места сходить нельзя.
  1. вариант. Можно выбирать несколько голящих, если они не обладают выносливостью и скоростными качествами, при этом деревья чекать не могут.
  2. Вариант-соревноватеьный. Класс делится на 2 команды по 10 человек. Выбираются 3 голящих – капитана из каждой команды.

В игру вступает 1капитан и 10 игроков противоположной команды. Капитан встает к одной стене, а команда к противоположной. По сигналу капитан начинает догонять игроков противоположной команды, при этом время игры 30 сек.

Затем меняются: выходит капитан второй команды и первая команда 10 чел.. Происходит тоже самое. Затем в игру вступает второй капитан первой команды и.т.д. За каждого засаленного игрока дается одно очко. Победила команда, набравшая наибольшее количество очков.

Во время выполнения этого упражнения дети принимают и бросают мяч, практически видя его только боковым зрением и как результат – вырабатывается быстрота реакции, точность, расширяется кругозор.

Список литературы :

  1. Андреев В.И. Факторы определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе -Омск,1988
  2. Айропетянц Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры Ташкент: 1969г.
  3. Баскетбол.Броскипокольцу:Мастерасоветуют.
  4. Физкультура в школе – 1990. - №7 –
  5. Баскетбол:Учебник для институтов физической культуры Под. Ред. Ю.М. Портнова.
  6. Физкультура и Спорт, 1988.
  7. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу
  8. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол – Минск: Полынья, 1986.
  9. Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. - М.: Просвещение,1976.
  10. Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе. 1996.
  11. Джон Р., Вуден. Современный баскетбол. - М.: Физкультура и спорт,1997.
  12. Дъячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов: Физкультура и спорт, 1972.
  13. Зельдович Т.,Кершинас С. Подготовка юных баскетболистов. – М.: Физкультура и спорт, 1964.
  14. Зинин А.М. Детский баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 1969.
  15. Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы игры в баскетбол. – Волгоград, 1984.
  16. Интернет ресурсы.


Баскетбол – самый быстроразвивающийся вид спорта в США. Это командная игра, которая требует внимательности, и, конечно же, активности. Вы можете играть в баскетбол, имея лишь базовые навыки, но для того, чтобы стать отличным игроком потребуется много сил и терпения. Скорость и энергичность – залог успешной игры в баскетболе. Чтобы сделать хороший бросок вам придется поработать над своими плечами. Когда вы делаете бросок (не бросок из-под кольца), ваш указательный палец должен указывать на кольцо.

  • Тяжелый труд является ключом к становлению хорошего баскетболиста. Вам также поможет правильный настрой и уверенность
  • Нападение выигрывает матчи, защита выигрывает чемпионаты.
  • Питайтесь правильно, ешьте больше. Во время игры в баскетбол вы очень быстро теряете калории, поэтому чтобы оставаться здоровым, вы должны их восполнять.
  • При игре в защите вы должны стоять лицом к лицу с оппонентом, между ним и корзиной.
  • Научитесь взаимодействовать с другими игроками, выучите их сигналы и прочее.
  • Игру выигрывает команда, а не игрок. Для победы вы должны быть командой.
  • Будьте общительны, никогда не кричите на своих партнеров. Чем вы лучше их? Высокомерие никогда не было привлекательной чертой характера. Не пересекайте черту.
  • Судьи будут больше вас уважать, если вы будете играть правильно и честно. Возможно, они даже могут «не заметить» несколько вещей…
  • Заработайте уважение, заведите друзей и найдите людей, которые вас поддержат.
  • Подрезайте ногти на руках и ногах! Вы сильно пожалеете, если в середине игры ваши пальцы начнут болеть из-за чрезмерно длинных ногтей.

Предупреждения

  • Не бойтесь сделать бросок или дриблинг только из-за того, что считаете себя не готовым. Не хвастайтесь, но дайте своим партнерам знать, что вы здесь неспроста и что вы не бесполезны!
  • Не обманывайте себя мыслью, что вам не нужна растяжка. Это большая ошибка. Возможно, сейчас вы и не травмировались, но вы постепенно увеличиваете свои шансы, и когда-то это случится, вы будете ругать себя за это. Будьте умнее.
  • Не будьте глупы. Вы не обязаны иметь определенный рост и цвет кожи для того, чтобы играть в баскетбол. Любой может играть и наслаждаться игрой. Не суйте свой нос куда не следует и не оскорбляйте других людей.
  • Не хвастайтесь. Не будьте заносчивы, иначе люди поставят вас на место и снимут вас с игры.
  • Не занимайтесь баскетболом в закрытых помещениях, это может раздражать людей, которые живут вместе с вами, а также вы рискуете что-то разбить. Даже если вы просто бросаете его вверх и вниз, вы все равно должны быть осторожны.

Что вам понадобится

  • Баскетбольный мяч
  • Баскетбольное кольцо
  • Баскетбольная площадка
  • Хорошая пара спортивной обуви
  • Место для дриблинга и бросков

Баскетбол для начинающих игроков может показаться достаточно сложной игрой, не смотря на простую цель – забить мяч в корзину. Сложность игры заключается во множестве нюансов, таких как: правильное ведение мяча, блокировка игроков, техника броска, распределение на игровой площадке – все это является основами для успешной игры в баскетбол.

Основы баскетбола

Чтобы научиться играть в баскетбол нужно помнить о пяти основных составляющих:

Бросок мяча в корзину. Выиграть в баскетбол достаточно просто – необходимо как можно больше забить мячей в корзину соперника и не допустить обратного. Необходимо тренировать технику броска с различных позиций, положений тела, с использованием отскока от щита и без, с остановкой и в движении.

Ведение. Перемещение игрока с мячом в пределах площадки возможно лишь с периодичным (не более 2х шагов) ударом мяча об пол. Запрещается ведение двумя руками, а также пронос. Величина отскока мяча от пола при ведении не должна превышать рост игрока. Начинающему баскетболисту необходимо тренироваться в ведении мяча обеими руками, обращая на него внимание лишь боковым зрением.

Передача. Одним из основных тактик игры в баскетбол является принцип «передал – открылся». Даже самый быстрый человек не может перемещаться по площадке со скоростью полета мяча. После передачи мяча своему партнеру необходимо сразу же занять соответствующее положение для приема или же обеспечить беспрепятственный бросок, проход к щиту. Игра в пас является основным принципом игры в баскетбол.

Подбор. Большинство тренеров на вопрос «Как выиграть в баскетбол?» отвечают: «Необходимо выиграть щит», тем самым подразумевая, что мяч должен оставаться во владении команды даже после совершения неудачного броска. Количество подборов мяча при отскоке от щита является весьма важным показателем в как в статистике каждого игрока, так и команды в целом.

Перемещение без мяча. В каждый момент игры с мячом находится всего один баскетболист. Действия остальных игроков команды направлены на успешное завершение атаки, а соперников на отбор, перехват и препятствие броску.

Как правильно играть в баскетбол?

Научиться хорошо играть в баскетбол помогут следующие советы:

Полноценно задействуйте всю команду. Безусловно, как и в других игровых видах спорта здесь присутствуют лидеры. Однако всегда стоит помнить фразу, вполне применимую к баскетболу: «Один в поле не воин!».

Играйте жестко, но по правилам. Несравненным преимуществом в борьбе будут обладать высокие люди с хорошими физическими данными. Низкорослые игроки могут выиграть за счет скорости, хорошей техники дриблинга и броска.

Никогда не спорьте с судьей. Навряд ли вам удастся отменить решение судьи, наиболее перспективным результатом будет пробитие технического броска за разговор.

Тренируйте все аспекты игры: точный бросок, дриблинг, высокий прыжок, старайтесь выполнять перехваты, блокшоты.

Думайте. Тактика в игре занимает далеко не последнее место.

Где играть в баскетбол?

Лучшим местом для игры в баскетбол будет, конечно же, спортзал с паркетным покрытием, пластиковыми щитами и кольцами. Уличный баскетбол более травмоопасен, вследствие чего в правила игры вносят соответствующие изменения.

Цель игры — забросить в корзину соперников как можно больше мячей и не дать противникам закинуть в собственное кольцо. Победителем считается та сторона, которая набрала большее количество очков.

В игре с мячом участвуют двенадцать человек из команды, а на площадке может находиться не более пяти баскетболистов из каждой. Мяч можно трогать только руками.

Нельзя просто бежать с мячом , бить по нему ногой или кулаком, специально блокировать ногой, бить в игре соперника по рукам, толкать или удерживать руками.

За попадание мяча в корзину команде начисляются очки в зависимости от расстояния, с которого игрок попал в цель:

  • 1 очко - бросок со штрафной линии;
  • 2 очка - бросок со средней или близкой дистанции (между штрафным и трехочковой зоной);
  • 3 очка - бросок из-за трехочковой линии (дальше 6,25 метра ).

Игра длится 40 минут , делится на четыре периода по 10 минут (в соревнованиях НБА — 12 минут ). Старт игры с мячом даётся после спорного броска в центральном круге площадки, если нет нарушения при отбитии мяча. Перерыв делается на 15 минут после второго периода, остальные паузы длятся по две минуты , а также в течение поединка тренеры берут тайм-ауты. После перерыва команды обязаны поменяться сторонами площадки.

Справка! Если по окончании игрового времени счёт на табло равный, то судьёй назначается дополнительные пять минут — овертайм . Такие периоды отводят до тех пор, пока не будет известен победитель.

В течение игры баскетболист получает не более 5 фолов. В противном случае спортсмен будет удалён с площадки с запретом принимать участие в матче. Нарушения бывают различных видов:


Каждая ошибка идёт в общекомандный зачёт фолов, за исключением технических фолов (без контакта с игроками), которые получили тренер, игрок на скамейке запасных или официальный представитель. Командные фолы считаются в каждой четверти матча и приводят к различным наказаниям.

Если сборная набирает более 5 фолов в четверти , то соперники имеют право на 2 штрафных броска мяча. Из-за этого правила честной игры должны быть в приоритете у любой команды, спортсмена, тренера и представителя.

Учебно-тренировочные групповые занятия: задачи, структура процесса

Обучение баскетболу ставит перед собой задачи освоения техники и тактики игры, основных правил в теории и на практике. Цели уроков делят структуру процесса следующим образом:

  1. Ознакомление с приёмом , правилом и тактикой (теоретическое описание, сведения о значимости и сложности).
  2. Практическое применение в упрощённом виде (упражнения при искусственных ограничителях, контроль скорости).
  3. Углублённая практика (упражнения без ограничителей, разбор индивидуальных ошибок, ввод в игру).
  4. Цельное формирование навыка (совершенствование в процессе игры с мячом).

Принципы и последовательность начального обучения для взрослых

Для последовательности выполнения учебных действий в процессе подготовки применяют 5 правил, которые формируют личные убеждения спортсмена, а не простые и формальные знания как таковые.


Этот аспект должен выполняться на всех этапах обучения с мячом, так как он доступен и является подспорьем для усваивания материала.

  1. Принцип доступности и индивидуализации основывается на различиях в уровне знаний и подготовки обучающихся. Интерес пробуждается в том случае, если есть сложность в выполнении задачи, что помогает выработать мотивацию. Индивидуальный подход стимулирует активность и трудолюбие при постановке игровой или теоретической задачи.
  2. Принцип постепенности формируется в последовательности применения методов на занятиях. Повышение требований способствует прогрессу в развитии физического воспитания (силы, скорости), а также постепенно совершенствует индивидуальное мастерство (обводка, ведение).
  3. Принцип систематичности и последовательности помогает усваивать знания взаимосвязано. Теория тактики выполняется в практике на игровой площадке. Последовательность гласит о том, что нельзя переходить на другой уровень без точной уверенности успешного освоения предыдущего. Также игроков подготавливают к изучению более сложного материала.

Вам также будет интересно:

Методы и формы организации уроков

В результативном освоении баскетбола помогают два метода организации занятий , которые направлены на командное усвоение теоретических знаний, а также индивидуальной мотивационной части подготовки.

  1. Игровая форма предусматривает отработку действий в рамках установленных правил игры.

Закрепление полученных навыков в непосредственной игре с мячом позволяет лучше перенести теорию на практику в связи с отсутствием принуждения и наличием постоянно изменяющихся условий (развивает быстрое принятие решений, самостоятельность); коллективное участие формирует навыки командообразования, «чувствования» партнёров. Кроме того, мотивация и активность ввиду любви к игре будут зашкаливать.

  1. Соревновательная форма подразумевает организованную деятельность, направленную на совершенствование. Мотивация быть лучшим способствует работе на пределе физических и психологических сил , соревнование повышает интерес, заставляет бороться со слабыми сторонами, однако, необходимо чувствовать рамки применения этой формы обучения. Перегрузки могут отрицательно сказаться как на нервном состоянии, так и на физических кондициях.

Методика правильной подготовки баскетболистов с нуля

Научиться играть в баскетбол с нуля — долгий и трудоёмкий процесс , требующий последовательной работы в зале и на занятиях. Изучение отдельных элементов игры по определенной методике составляет основу функциональной подготовки спортсмена , однако, как и каждое новое занятие, баскетбол требуется сначала начать изучение.

Как заняться изучением учебной теории?

Для глубокого понимания баскетбола ученику нужно знать историю возникновения и развития этого спорта в России и мире для рассмотрения ошибок, сделанных выводов на их основе, расширения общего кругозора.

Теория подразумевает подготовку, с точки зрения биологических знаний (возрастно-половые отличия и закономерности формирования физических качеств), для индивидуального анализа спортсмена.

Одним из ключевых теоретических навыков является знание правил игры, её особенностей и терминологии, амплуа баскетболистов.

Важно уметь различать соревновательные системы, правила турниров, знать календари и сезонность для подробного просмотра профессиональных матчей и их разбора.

Практика: с чего начать и как всегда попадать в кольцо?

После проработки теоретических знаний на практике отрабатываются приёмы и навыки игры. По принципу наглядности тренер показывает основные элементы ученикам, а они их пробуют повторить. Новичкам сначала ставят в приоритет овладение простейшими приёмами: стойками и передвижениями. Правильное усвоение и закрепление способствует прочной основе дальнейших усложнённых элементов.

Основная стойка игрока

Стойка готовности позволяет держать равновесие и начать перемещение по игровой площадке. Такое положение для баскетболиста подразумевает ноги, расставленные на ширине плеч, одна из которых выставлена чуть вперёд.

Стоящая впереди нога направлена носком вперёд, а стоящая сзади развёрнута в сторону, масса тела равномерно распределена на обе стопы , туловище наклонено, колени незначительно согнуты, голова и взгляд устремлены вперёд для полного контроля происходящего, кисти на уровне туловища, руки согнуты.

Фото 1. Стойка игрока, в которой одна нога выдвинута немного вперед, а вторая развернута слегка в сторону.

В таком положении игрок с мячом чувствует устойчивость и готовность двигаться в любом направлении. При владении мячом баскетболист занимает ту же позу, меняя только расположение кистей рук, когда в них находится мяч.

Наилучшим положением называют стойку с тройной угрозой. Во-первых, легко отдать передачу, во-вторых , совершить бросок, в-третьих — начать ведение на скорости. Такое положение тела характеризуется владение мячом рабочей (сильнейшей) кистью снизу и поддержкой слабой кистью сбоку, ноги сильно согнуты, локти опущены.

В стойке тройной угрозы игрок готов к любому развитию событий на площадке, представляет опасность сопернику ввиду непредсказуемости действий и чувствует себя уверенно с мячом.

Бросок мяча в корзину

Результатом игры служат набранные очки за точные попадания мяча в корзину, поэтому техника броска наиболее важна , с точки зрения исполнения.

Учитывают расстояние до цели, рост атакующего игрока и обороняющегося защитника для расчёта траектории полёта мяча.

Для результативности требуется выбрать точки прицеливания:

  • для отскока от щита ориентируются на квадрат на щите;
  • для «чистого» броска концентрируются на ближайший к атакующему игроку полукруг от кольца.

Важно! Доказано, что броски мяча с отскоком действеннее выполнять, если угол от щита приблизительно равен 15-45 градусам , в ином случае лучше делать «чистые» броски.

При обучении игре в баскетбол нужно знать и уметь несколько видов бросков в зависимости от игровой ситуации. Броски с места от груди (редко используется) или головы целесообразно применять при плотной опеке соперника и со средней дистанции. В этом случае траекторию мяча задают указательные пальцы в момент полного выпрямления конечностей в прыжке.

В динамике же с близкого расстояния эффективнее использовать бросок сверху через плечо или голову. После точной передачи партнёра игрок приближает мяч к туловищу, занимает удобную для себя и затруднительную для противника позицию, подбегает к кольцу и выпрыгивает вверх, кратчайшим путём переводя мяч вдоль туловища наверх. Высота и угол прыжка от корзины индивидуален.

Фото 2. Баскетболист высоко подпрыгивает и забрасывает мяч в корзину, поднимая руки над головой.

При отсутствии передачи мяча игрок может тактически переиграть соперников при обводке и забросить мяч после вышагивания. Разновидностью является заброс после ведения , когда дриблинг начинается не в непосредственной близости около щита, а на дальнем расстоянии.

В такой ситуации нужно уметь быстро переходить от ведения к броску мяча , хорошо обводить соперников, мгновенно и правильно принимать решения.

Бросок мяча в прыжке считается этапом завершающих действий при атаке и делится на 3 вида:

  1. Бросок «на один счёт» , когда непосредственный бросок совершается до достижения наивысшей точки прыжка.
  2. Бросок «на два счёта» , когда он выполняется в момент самой высокой точки прыжка.
  3. Бросок «на три счёта» , когда игрок забрасывает мяч после достижения наивысшей точки, так называемое зависание. Такой приём сложен, применяется в ситуации атаки высокого защитника противоборствующей команды.

Ведение

Управление мячом — важный технический приём при атаке , который позволяет менять скорости, обводить соперников, выходить из-под прессинга, брать внимание противников на себя, чтобы партнёр оказался в удобной позиции. Действеннее принять стойку «тройной угрозы» и выбрать технику ведения мяча.

Фото 3. Элемент ведения мяча, если выполнять его правильно, можно менять скорость и обводить соперников.

При неплотной опеке соперников можно вести мяч с высоким отскоком от пола, когда он находится на уровне пояса. В таком положении сложно укрывать мяч от противника, поэтому приём используется для перехода в атаку или затягивания времени на удержание счёта.

В обратной ситуации при плотной опеке рекомендуется низкое ведение мяча, так как противнику будет сложнее выбить его себе. Из такого положения удобно укрывать мяч, защищаться корпусом и руками.

Важно! Чем ниже отскок мяча от пола, тем ниже вероятность его потери.

Кроме того, ведение мяча выполняют со зрительным контролем и без него. Уверенный в себе игрок может не смотреть на мяч, а следить за ситуацией на площадке, так как дриблинг и ведение отточены до автоматизма.

Прием передача

Техника передачи мяча используется для грамотной командной работы, когда игрок совершает пас на партнёра в удобном для него положении, с точки зрения как принятия мяча, так и дальнейших тактических действий. Передача мяча делится на три типа в зависимости от траектории:

  • Прямая — быстрая, сложная для соперника передача мяча кратчайшим путём.
  • Навесная — осуществляется через защитника соперника на среднем расстоянии.
  • С отскоком — выполняется «понизу», когда пространство наверху перекрыто, считается медленным способом и действенна на близкие расстояния.

Фото 4. Прием передачи мяча игроку из своей команды по прямой траектории.

Передача бывает в движении и с места от груди, плеча, головы, сбоку, снизу, сверху и даже из-за спины. При этом в движении важно помнить, что без ведения игрок может совершить не более двух шагов с мячом. Динамическая передача позволяет не снижать скорость, быстро доставить мяч к корзине соперников.

Элемент подбор

После неудачных действий игроки совершают подбор для повторной атаки, а защитники пытаются этого не допустить и забрать мяч себе. Команда делает все, чтобы не пустить соперника к щиту или забирает мяч в максимально высокой точке после удара.

Физические данные спортсменов играют ключевую роль: чем выше баскетболист, тем выше вероятность подбора. Для зачёта нужно не только забрать мяч, а совершить результативное действие: отдать пас или повторно атаковать кольцо.

Важно! Эффективность подборов идёт на втором месте по значимости после результативных бросков.

Баскетболистам с мячом ставится задача найти ближайшего соперника и отслонить его от мяча для выигрыша подбора. Обороняться в этом случае нужно не только защитникам, но и всей команде, так как подборы чрезвычайно влияют на игру. В мировой баскетболистам практике советуют думать, что каждый бросок мяча неудачный и наперёд рассчитывать на подбор.

Перемещение без мяча

Крайне важно уметь перемещаться по площадке без мяча в атаке и защите. Для партнёров с мячом нужно быть открытым для передачи в атаку или оттягивания защиты.

Необходимо работать в связке с игроком, владеющим мячом, для подстраховки или выполнения заготовленных комбинаций.

В любой момент может потребоваться рывок к кольцу, перехват или защита. Поэтому спортсмен без мяча должен быть готов к любому развитию игровых событий. Баскетболист без мяча может двигаться в трёх направлениях:

  • к игроку с мячом;
  • к игроку без мяча;
  • на свободное место для передачи.

Важно помнить, что спортсмен без мяча также сильно влияет на общий результат , как и игрок с мячом. У того, кто не владеет мячом, больше задач на площадке: быть удобным для передачи, обманывать финтами соперника для успеха атаки, работать наперехват.

Двигательные действия

Во время обучения баскетболу используют и дополнительные специфические средства, такие как физические упражнения и двигательные действия для более эффективного владения техникой и тактикой.

Широкий спектр нагрузки включает в себя элементы других видов спорта : лёгкая атлетика, гимнастика, волейбол.

Задача такого смешивания заключается в совершенствовании физических, скоростно-силовых и морально-волевых качеств: координация, гибкость, выносливость, скорость, сила. Упражнения на тактику развивают быстроту и качество принятия решений, способствуют росту командного духа. Практические тренировки на отработку в игровой или соревновательной форме являются неотъемлемой частью занятий.

Выбор секции

Если решение заняться игре в баскетбол принято, то первым делом выбирают правильную и подходящую тренировочную секцию. Руководствоваться можно разными критериями : месторасположением, размером и оборудованием зала, репутацией, однако, главной частью выбора должен стать тренер.

Именно он будет проводником в мир игры, объяснять и показывать тактические приёмы, ставить командную работу и работать над физическими кондициями. Тренер должен правильно доносить информацию , быть в меру жёстким, а главное, точно разбираться в теме, иметь рекомендации, игровой и педагогический опыт.

Перед тем как записаться в групповые учебно-тренировочные занятия, всегда посматривают несколько вариантов тренеров, но лучше поприсутствовать на непосредственном уроке для понимания соответствия личных особенностей и узнать, какие у него обучающие навыки инструктора.

Программа развития скоростно-силовых качеств

Физические кондиции баскетболиста основываются на двух важных элементах: сила и скорость. Их совершенствование позволяет качественно развивать изощрённые и сложные навыки.

Силовая программа по спорту включает упражнения на брюшные мышцы для поддержания позвоночного столба из-за искривлений ввиду высокого роста игроков.

Далее, переходят к тренировкам с большим весом. Для этой цели используют специальный медицинбол (толкание ногами, выбрасывания, пасы), гири (приседания, быстрая передача), а также отжимания, элементы борьбы и самбо.

Программа на скорость обязана быть интенсивной , так как игрокам высокого роста сложнее даётся эта сторона тренировок. Быстрота ног совершенствуется с помощью быстрых шагов с отягощением и без, высокие старты, прыжки, короткие рывки с игровыми элементами, подъем и спуск по лестнице на скорость, стремительное ведение мяча.

Проворство рук тренируется отбиванием теннисного мяча, ведением двух баскетбольных мячей, жонглированием. Целесообразно сочетать упражнения на скоростно-силовые качества в условиях, близких к игре, поскольку она требует молниеносности мышления и движений.

Плюсы индивидуальных тренировок

Каждый игрок уникален, поэтому индивидуальные тренировки помогают направить усилия непосредственно на конкретные особенности баскетболиста.

На определённых занятиях оттачивают слабые стороны , долго и детально проясняют отдельные аспекты теории или тактики.

Тренер неотрывно наблюдает только за одним игроком и более подробно советует упражнения на совершенствование. Каждый усваивает программу в своей скорости , поэтому лучше индивидуально проработать материал, проверить его на практике, особенно на начальном этапе до командных тренировок.

Какие есть особенности занятий в домашних условиях?

В домашних условиях тренируются технике владения мячом, делают силовые упражнения, повторяют теорию и разбирают пройденное в играх. Конечно, применять командные тактические действия будет сложно, но работать над слабыми сторонами возможно. за 1 день попадать в кольцо не получится. Только приложив усилия, умноженные на старания и потраченное время, можно добиться результата.

Появление баскетбола связывают с именем американского преподавателя колледжа Джеймса Нейсмита, который в 1891 году предложил своим студентам спортивную забаву, сводящуюся к тому, чтобы забросить как можно больше мячей в корзину соперника. Игра быстро начала распространяться в школах и колледжах США, и уже в 1898 году была предпринята первая попытка создать профессиональную лигу игроков в баскетбол. В 1932 году была создана Международная федерация баскетбола, тогда же были приняты первые международные правила игры в баскетбол. А с 1936 года эта спортивная командная игра входит в программу летних Олимпийских игр.

Общие правила игры в баскетбол

Игра в баскетбол ведется между двумя командами по пять полевых игроков в каждой; всего каждая команда насчитывает по 12 человек, причем замены неограниченны. Целью спортсменов является забить как можно больше мячей в корзину соперника и помешать чужой команде завладеть мячом. Играют в баскетбол руками, мяч можно передавать, бросать, отбивать, катить или вести в любом направлении. Преднамеренное использование любой части ног для удара по мячу или его блокирования является нарушением.

Матч состоит из четырех четвертей по 10 минут каждая. После первой и третьей четверти делаются перерывы по две минуты, продолжительность перерыва между второй и третьей четвертями игры составляет пятнадцать минут, после чего команды меняются сторонами поля. В Национальной баскетбольной ассоциации продолжительность четверти составляет 12 минут.

В случае, если игровое время заканчивается с ничейным счетом, назначается пятиминутный овертайм. Такое дополнительное время при равном счете может назначаться столько раз, сколько будет необходимо для выявления победителя матча.

Площадка, инвентарь и мяч для игры в баскетбол

Площадка для игры в баскетбол представляет собой плоскую прямоугольную поверхность с минимальными размерами 26 метров в длину и 14 метров в ширину. Стандартные размеры баскетбольного поля составляют 28х15 метров. По периметру площадка ограничена боковыми и лицевыми линиями, центральная линия делит поле пополам, соединяя середины боковых линий. В центре площадки располагается центральный круг радиусом 1,8 метра.

На обоих концах площадки параллельно лицевым линиям на высоте 2,9 метра расположены щиты площадью 1,8х1,05 метра с корзинами на них. Эти металлические кольца, обтянутые сеткой без дна, крепятся на щитах на расстоянии 15 сантиметров от нижнего края. Таким образом, каждое кольцо расположено на высоте 3,05 метров над поверхностью площадки.

Рядом с каждой корзиной на обеих частях поля наносится разметка трехочковой линии – это полукруг радиусом 6,75 метра, края дуги которого проведены до пересечения с лицевыми линиями. Также обозначается линия штрафного броска длиной 3,6 метра параллельно каждой лицевой линии так, чтобы её дальний край располагался на расстоянии 5,8 метров от внутреннего края лицевой линии, а её середина находилась на воображаемой линии, соединяющей середины обеих лицевых линий.

Игра в баскетбол ведется мячом, размеры которого зависят от того, какие команды участвуют в соревнованиях. Для мужских команд стандартной является длина окружности мяча от 74,9 до 78 сантиметров и масса от 567 до 650 граммов. Для женских команд используется мяч меньшего диаметра и веса (длина окружности от 72,4 до 73,7 сантиметров и масса 510-567 грамм).

Начало игры в баскетбол

Вместо жеребьевки, присутствующей в других спортивных играх для определения половины поля и права первого удара, в баскетболе выбор корзины осуществляется командой-хозяйкой матча, ее в расписании игр ставят на первое место. Игра начинается так называемым спорным броском в центре площадки, в результате которого мяч подбрасывается судьей между двумя игроками противоборствующих команд и отбивается одним из них. В этом случае мяч оказывается в игре и называется живым. Контроль команды над мячом ограничивается 24 секундами. Это то время, за которое команда должна провести атаку, заканчивающуюся броском в корзину или потерей мяча.

Мяч выходит из игры и становится мертвым после того, как он заброшен в кольцо, когда звучит свисток судьи или сигнал об окончании игрового периода. При этом мяч не становится мертвым и точный бросок в корзину с площадки засчитывается, если свисток или сигнал об окончании игрового периода звучат в то время, когда мяч находится в полете.

Подсчет очков в баскетболе

За каждый заброшенный мяч команде может быть начислено разное количество очков. За мяч, заброшенный со штрафного броска, засчитывается одно очко. За мяч, заброшенный в ходе игры из двухочковой зоны засчитывается два очка, из трехочковой зоны – три очка. Случайно заброшенный в свою корзину мяч засчитывается как очко команде соперников. Намеренно заброшенный в свою корзину мяч считается нарушением и не засчитывается.

Нарушения в баскетболе

Из наиболее распространенных нарушений в баскетболе можно выделить характерные для этой игры. Они, как правило, связаны с ситуациями, в которых игрок владеет мячом или совершает бросок. Как правило, такие действия приводят к передаче мяча сопернику для вбрасывания из-за пределов площадки с места, ближайшего к месту совершения нарушения.

Среди нарушений в баскетболе чаще всего случается аут, когда мяч уходит за пределы игрового поля, и пробежка, когда игрок делает более одного шага в то время, пока мяч не выпущен из рук. К нарушениям ведения мяча относится пронос мяча и двойное ведение.

Есть нарушения, обозначаемые временем. К ним относится уже упомянутое выше правило 24 секунд, в течение которых команда должна осуществить бросок по кольцу. Также есть правило трех секунд нахождения игрока в зоне под кольцом соперника в то время, пока его команда владеет живым мячом в зоне нападения. На выполнение вбрасывания мяча должно уходить не более пяти секунд, превышение этого времени также считается нарушением. Как и ситуация, в которой плотноопекаемый игрок в течение пяти секунд не начинает ведение, не отдает передачу или не делает бросок по кольцу.

Нарушение правил игры в баскетбол, вызванные контактом с соперником или неспортивным поведением называются фолами, которые засчитываются спортсменам во время игры. Персональный фол выдается вследствие контакта с игроком противоположной команды. Во избежание фола игрок не должен блокировать соперника, удерживать или толкать его, ставить подножку или препятствовать его перемещению, применять любую грубую тактику. Если фол совершен против игрока, который находился в процессе броска, то в зависимости от дистанции и результата этого броска назначается от одного до трех штрафных. Так, если фол совершен против игрока, который в это время забросил мяч, игроку дается право на один штрафной бросок. Если мяч не заброшен, а бросок происходил в двух очковой зоне, то дается право на два штрафных. Если неудачный бросок осуществлялся из трехочковой зоны, то дается право на три штрафных броска.

В ситуации, когда два игрока совершают нарушение по отношению друг к другу, засчитывается обоюдный фол. В этом случае штрафные броски не назначаются, а игра возобновляется вводом мяча с лицевой линии (после удачного броска), вбрасыванием из-за ограничительной линии или розыгрышем спорного мяча.

За неуважительное отношение к судьям, соперникам или зрителям игроку может причисляться технический фол. В этом случае соперникам предоставляется право одного штрафного удара с последующим владением мячом в центре площадки. Два технических фола наказываются дисквалификацией и удалением. Также удаление игрока происходит за пять персональных и/или технических фолов (в НБА это число равняется шести).

Также в правилах игры в баскетбол существует понятие неспортивного фола. Обычно таким нарушением признается действие игрока, который не пытался законным образом непосредственно сыграть в мяч. Это может быть задержка или удар соперника, грубый контакт на поле и т.д. Если такой фол совершен в отношении игрока, не находящегося в процессе броска, то назначается два штрафных удара. В остальных случаях при назначении штрафных ударов действуют правила, применяемые при обычном фоле с той лишь разницей, что игрок, повторно совершивший неспортивный фол, должен быть дисквалифицирован.

Помимо прочего существует и дисквалифицирующий фол, который выражается в любом вопиющем неспортивном поведение игрока на площадке или запасного игрока, тренера или его помощника, а также любого лица, сопровождающего команду. В этом случае наказанное лицо удаляется с поля или скамейки запасных на время всего матча, а команде назначаются штрафные броски по правилам определения неспортивного фола.

Некоторое отличие основных правил игры в баскетбол от правил Национальной баскетбольной ассоциации связано с особой популярностью баскетбола в стране, подарившей нам эту спортивную командную игру.