Женщины

Осязательные ощущения в психологии. Осязательные и другие сенсорные ощущения. Как мы пробуем пищу

Осязательные ощущения в психологии. Осязательные и другие сенсорные ощущения. Как мы пробуем пищу
Основы общей психологии Рубинштейн Сергей Леонидович

Осязание

Осязание

Ощущения прикосновения и давления в такой абстрактной изолированности, в какой они выступают при типичном для традиционной психофизиологии определении порогов кожной чувствительности, играют лишь подчиненную роль в познании объективной действительности. Практически, реально для познания действительности существенно не пассивное прикосновение чего-то к коже человека, а активное осязание , ощупывание человеком окружающих его предметов, связанное с воздействием на них. Мы поэтому выделяем осязание из кожных ощущений; это специфически человеческое чувство работающей и познающей руки; оно отличается особенно активным характером. При осязании познание материального мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета.

Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. Осязание - это и экстеро-, и проприоцептивная чувствительность, взаимодействие и единство одной и другой. Проприоцептивные компоненты осязания идут от рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставных сумках (пачинниевы тельца, мышечные веретёна). При движении они раздражаются изменением напряжения. Однако осязание не сводится к кинестетическим ощущениям и ощущениям прикосновения или давления.

У человека есть специфический орган осязания - рука и притом главным образом движущаяся рука . Будучи органом труда, она является вместе с тем и органом познания объективной действительности. 70 Отличие руки от других участков тела заключается не только в том количественном факте, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладони и кончиках пальцев во столько-то раз больше, чем на спине или плече, но и в том, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы объективной действительности, рука способна к активному осязанию, а не только к рецепции пассивного прикосновения. В силу этого она дает нам особенно ценное знание существеннейших свойств материального мира. Твердость, упругость, непроницаемость - основные свойства, которыми определяются материальные тела, познаются движущейся рукой, отображаясь в ощущениях, которые она нам доставляет. Различие твердого и мягкого распознается по противодействию, которое встречает рука при соприкосновении с телом, отражающемуся в степени давления друг на друга суставных поверхностей.

В советской литературе роли руки как органа познания и проблеме осязания была посвящена специальная работа Л.А.Шифмана: К проблеме осязательного восприятия формы // Труды Гос. ин-та по изучению мозга им. В.М.Бехтерева. 1940. Т. XIII; его же . К вопросу о тактильном восприятии формы // Там же. Шифман экспериментально показывает, что рука как орган познания ближе к глазу, чем к коже, и вскрывает, как данные активного осязания опосредуются зрительными образами и включаются в построение образа вещи.

Осязательные ощущения (прикосновения, давления, совместно с мышечно-суставными, кинестетическими ощущениями), сочетаясь с многообразными данными кожной чувствительности, отражают и множество других свойств, посредством которых мы распознаем предметы окружающего нас мира. Взаимодействие ощущений давления и температуры дает нам ощущения влажности. Сочетание влажности с известной податливостью, проницаемостью позволяет нам распознавать жидкие тела в отличие от твердых. Взаимодействие ощущений глубокого давления характерно для ощущения мягкого: во взаимодействии с термическим ощущением холода они порождают ощущение липкости. Взаимодействие различных видов кожной чувствительности, главным образом опять-таки движущейся руки, отражает и ряд других свойств материальных тел, как-то: вязкости, маслянистости, гладкости, шероховатости и т. д. Шероховатость и гладкость поверхности мы распознаем в результате вибраций, которые получаются при движении руки по поверхности, и различий в давлении на смежных участках кожи.

В ходе индивидуального развития с самого раннего детства, уже у младенца, рука является одним из важнейших органов познания окружающего. Младенец тянется своими ручонками ко всем предметам, привлекающим его внимание. Дошкольники и часто младшие школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают его руками, активно вертят, перемещают, поднимают его. Эти же моменты действенного ознакомления в процессе активного познания предмета имеют место и в экспериментальной ситуации.

Вопреки субъективно-идеалистическим тенденциям ряда психологов (Р.Гиппиус, И.Фолькельт и др.), которые, всячески подчеркивая в осязании момент субъективного эмоционального переживания, стремились свести на нет предметно-познавательное значение, исследования, выполненные на кафедре психологии Ленинградского педагогического института, показывают, что даже у младших школьников осязание является процессом действенного познания окружающей действительности. Многочисленные протоколы Ф.С.Розенфельд и С.Н.Шабалина 71 отчетливо выявляют познавательные установки ребенка в процессе осязания: он не отдается переживанию субъективного впечатления от того или иного осязаемого им качества, а стремится посредством качеств, которые выявляет процесс осязания, опознать предмет и его свойства.

Обычно осязание функционирует у человека в связи со зрением и под его контролем. В тех случаях, когда, как это имеет место у слепых, осязание выступает независимо от зрения, отчетливо вырисовываются его отличительные особенности, его сильные и слабые стороны.

Наиболее слабым пунктом в изолированно действующем осязании является познание соотношений пространственных величин, наиболее сильным - отражение динамики, движения, действенности. Оба положения очень ярко иллюстрируются скульптурами слепых. <…> Еще, быть может, поучительнее скульптуры слепоглухонемых детей из Ленинградского института слуха и речи, в частности исполненные динамизма скульптуры Ардальона К., юноши, пожалуй, не менее замечательного, чем Елена Келлер, жизнь и достижения которого заслуживают не менее тщательного описания. Глядя на скульптуры этих детей, лишенных не только зрения, но и слуха, нельзя не поражаться тому, сколь многого можно достичь в отображении окружающей действительности на основе осязания.

На осязании, на деятельности движущейся руки основывается в значительной мере весь процесс обучения слепых, и в еще большей мере - слепоглухонемых, поскольку обучение их чтению и, значит, овладение одним из основных средств умственного и общего культурного развития совершается у них посредством пальпации - восприятия пальцами выпуклого шрифта (шрифта Брайля).

Пальпация имеет применение и в восприятии речи слепоглухонемыми. "Слушание" речи слепоглухонемыми по способу "чтения с голоса" заключается в том, что слепоглухонемой прикладывает руку тыльной стороной кисти к шее говорящего в области голосового аппарата и путем тактильно-вибрационного восприятия улавливает речь.

Жизнь и деятельность многих слепых, достигших высокого уровня интеллектуального развития и работающих в качестве педагогов, скульпторов, писателей и т. д., в частности поразительная биография слепоглухонемой Елены Келлер и ряд других, служат достаточно ярким показателем возможностей осязательно-двигательной системы обучения.

Из книги Настольная книга развития сверхспособностей сознания автора Крескин Джордж Джозеф

Осязание У меня есть друг, который живет один на маленькой, удаленной ферме в глубинке, и после отставки, произошедшей несколько лет назад, он почти все время ходил полураздетым. Он говорит, что в результате может «слышать» и «видеть» больше, чем предполагал возможным. Я

Из книги Суперинтуиция для начинающих автора Теппервайн Курт

Осязание Подержите в руках различные материалы, например бумагу, шелк, шерсть, дерево, стекло, камень, или просто прикоснитесь к ним. При этом сосредоточьте внимание на руках, ладонях, кончиках пальцев. Пусть полученное ощущение проникнет в глубь вашего сознания.

Из книги Тайны нашего мозга [или Почему умные люди делают глупости] автора Амодт Сандра

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Из книги Тайны мозга вашего ребенка [Как, о чем и почему думают дети и подростки от 0 до 18] автора Амодт Сандра

Взаимодействие двигательных и кожных ощущений дает возможность более детального изучения предмета. Этот процесс – процесс сочетания кожных и двигательных ощущений – называется осязанием. Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с мышечно-суставными ощущениями. Осязание – это и экстеро-, и проприоцептивная чувствительность, взаимодействие и единство. Проприоцептивные компоненты осязания идут от рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставных сумках. При движении они раздражаются изменением напряжения. У человека есть специфический орган осязания – рука и притом движущаяся рука. Будучи органом труда она является и органом познания объективной действительности. Отличие руки от других участков тела заключается не только в том, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладони и кончиках пальцев во столько-то раз больше, чем на спине или плече, но и в том, что, рука способна к активному осязанию, а не только к рецепции пассивного прикосновения. Твердость, упругость, непроницаемость – основные свойства, которыми определяются материальные тела, познаются движущейся рукой, отображаясь в ощущениях, которые она нам доставляет. Различие твердого и мягкого распознается по противодействию, которое встречает рука при соприкосновении с телом, отражающемуся в степени давления друг на друга суставных поверхностей.

Осязательные ощущения (прикосновения, давления, совместно с мышечными, кинестическими ощущениями), сочетаясь с многообразными данными кожной чувствительности, отражают и множество других свойств, посредством которых мы распознаем предметы окружающего мира. Взаимодействие ощущений давления и температуры дает нам ощущения влажности. Сочетание влажности с известной податливостью, проницаемостью позволяет нам распознавать жидкие тела в отличие от твёрдых. Взаимодействие ощущений глубокого давления характерно для ощущения мягкого: во взаимодействии с термическим ощущение холода они порождают ощущение липкости. Взаимодействие различных видов кожной чувствительности, главным образом движущейся руки, отражает и ряд других свойств материальных тел, как-то: вязкости, маслянистости, гладкости, шероховатости. Шероховатость и гладкость поверхности мы распознаем в результате вибраций, которые получаются при движении руки по поверхности, и различий в давлении на смежных участках кожи.

Теория индивидуальных различий. Введение в теорию интеллекта
Сложность определения уровня мыслительных способностей объясняется в первую очередь тем, что мыслительная деятельность человека неоднозначна и ее уровень состоит из совокупности многих факторов. Спорной представляется и сама концепция интеллекта: что именно считать интеллектом? Способность в короткие сроки решить большое число сложных з...

Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза.
Закрыть левый глаз и посмотреть правым на фигуру, изображенную слева, держа рисунок на расстоянии 15-20 см. от глаза. При некотором положении рисунка относительно глаза изображение правой фигуры перестает быть видимым. Слепое пятно. Наличие слепого пятна на сетчатой оболочке глаза впервые открыл в 1668 г. известный...

Талант
Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений». Талант - высокий уровень развития способностей, проявляемых в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры, прежде всего - способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, кои должны отличаться принципиал...

Осязание - Одно из пяти основных видов чувств у человека, состоящее в способности ощущать физическое прикосновение к объектам, воспринимать что-либо рецепторами, расположенными в коже, мышцах, слизистых оболочках.

Осязание это сборное понятие. В принципе, можно было бы выделить не одно, а несколько самостоятельных видов ощущений, потому что они имеют разный характер:

– ощущения прикосновения,

– ощущения давления,

– ощущения вибрации,

– ощущения фактуры,

– ощущения протяженности.

Осязательные ощущения обеспечиваются работой рецепторов кожи двух видов:

– нервных окончаний, окружающих волосяные луковицы,

– капсул, состоящих из клеток соединительной ткани.

Для зрительного и слухового восприятия характерна полевая (объемная) особенность: мы воспринимаем окружающий нас кусок пространства целиком. То есть мы одновременно видим множество разных объектов перед собой, которые при этом могут находиться между собой в некоторых отношениях. Мы воспринимаем сразу все звуки вокруг нас, которые только может почувствовать наше ухо. Если произойдет перед нашими глазами яркая вспышка или какой-то объект издаст резкий звук, мы обратим на это свое внимание.

Осязание не имеет такого полевого характера. С помощью него мы получаем информацию лишь о тех объектах, с которыми находимся в физическом контакте. Исключение составляет, пожалуй, лишь ощущение вибрации – мы можем дистанционно почувствовать своей кожей сильные вибрации, возбуждаемые неким удаленным объектом.

Если некий объект, находящийся всего в нескольких сантиметрах от нас, вдруг резко изменит свою форму (например, у циркуля раздвинулись его ножки) или температуру (например, ложка нагрелась на пламени горелки), мы это даже не заметим, если будем использовать лишь средства осязания. Осязание, безусловно, нам дает для жизни очень много. Однако для познания объективной действительности, как отметил С. Л. Рубинштейн, осязание играет лишь подчиненную роль. Он же отметил, что реально для познания действительности существенно не пассивное прикосновение чего-то к коже человека, а активное осязание, ощупывание человеком окружающих его предметов, связанное с воздействием на них. При осязании познание материального мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета.

Осязание включает в себя ощущения прикосновения и давления в единстве с кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. Осязание это и экстеро- , и проприоцептивная чувствительность, взаимодействие и единство одной и другой. Проприоцептивные компоненты осязания идут от рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставных сумках (пачинниевы тельца, мышечные веретена). При движении эти рецепторы раздражаются изменением напряжением.

Человек имеет очень специфический орган осязания – руку. Рука даже в пассивном состоянии способна давать нам много осязательной информации, но, конечно же, главная познавательная ценность заключается именно в движущейся руке. Рука является и органом труда человека, и вместе с тем органом познания объективной действительности.

Рука отличается от других участков тела тем, что:

– чувствительность к прикосновению и давлению на ладони и кончиках пальцев в разы больше, чем на спине или плече,

– будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы объективной действительности, рука способна к активному осязанию, а не только к рецепции пассивного прикосновения,

– имеет обширную проекцию в коре головного мозга.

С. Л. Рубинштейн отмечает, что рука определяет следующие основные свойства материального тела, с которым соприкасается:

– твердость,

– упругость,

– непроницаемость.

Различие твердого и мягкого, например, производится по противодействию, которое встречает рука при соприкосновении с телом, отражающемуся в степени давления друг на друга суставных поверхностей. Осязательные ощущения (прикосновения, давления, совместно с мышечно-суставными, кинестетическими ощущениями), сочетаясь с многообразными данными кожной чувствительности, отражают и множество других свойств, посредством которых мы распознаем предметы окружающего нас мира:

– взаимодействие ощущений давления и температуры дает нам ощущения влажности,

– сочетание влажности с некоторой податливостью или проницаемостью позволяет нам распознавать жидкие тела в отличие от твердых,

– взаимодействие ощущений глубокого давления характерно для ощущения мягкого,

– во взаимодействии с термическим ощущением холода они порождают ощущение липкости,

– шероховатость и гладкость поверхности мы распознаем в результате вибраций, которые получаются при движении руки по поверхности, и различий в давлении на смежных участках кожи.

Рука с самого раннего детства, уже у младенца, является одним из важнейших органов познания окружающего. Младенец тянется своими ручонками ко всем предметам, привлекающим его внимание. Дошкольники и часто младшие школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают его руками, активно вертят, перемещают, поднимают его. Эти же моменты действенного ознакомления в процессе активного познания предмета имеют место и в экспериментальной ситуации.

С младенческого возраста осязание у человека функционирует в тесной связке со зрением и под его контролем. Когда человек, к сожалению, лишен зрения в результате слепоты, осязание тоже развивается, оно стремится компенсировать отсутствие зрения, но для восприятия пространства и отдельных объектов требуется значительно больше времени, часто картина остается неполной. Сложно, например, слепому познать форму дерева или размер дома. Однако при должном старании некоторые объекты слепыми и слепоглухими могут познаваться удивительно точно. Тому подтверждение – скульптуры работ незрячих мастеров.

В восприятии речи слепоглухонемых задействуется пальпация. "Слушание" речи слепоглухонемыми по способу "чтения с голоса" заключается в том, что слепоглухонемой прикладывает руку тыльной стороной кисти к шее говорящего в области голосового аппарата и путем тактильно-вибрационного восприятия улавливает речь.

У всех людей осязательные ощущения могут вызывать те или иные эмоции. Обычно эта связь носит условно-рефлекторный характер (то есть является результатом опыта). Интересно то, что люди довольно сильно различаются по степени «эмоциональности осязания». У многих людей осязательные ощущения вообще не вызывают каких-то заметных эмоций. Многие наоборот слишком «зациклены» на своих осязательных ощущениях.

Для начала необходимо определиться, что такое тактильная чувствительность. Тактильная чувствительность представляет собой вид чувствительности кожи, а также некоторых слизистых оболочек организма человека – носа, полости рта и т.п. Она возникает в результате взаимодействия нервных сплетений вокруг волосяных луковиц и нервных окончаний. В результате раздражения этих рецепторов возникают следующие виды ощущений: давление либо прикосновение.

Тактильное восприятие в совокупности с двигательной чувствительности называется осязанием. Очень часто тактильное развитие используют для того, чтобы компенсировать дефекты у глухонемых или слепых людей с помощью особенных вибрационных колебаний и ощущений.

Тактильное общение

Существуют различные виды тактильного общения и прикосновений. Тактильные средства относятся к невербальным. Тактильное общение подразумевает под собой различные прикосновения человека, к нему относятся объятья, поцелуи, похлопывания, поглаживания, рукопожатия. Каждому человеку в той или иной степени жизненно необходимы тактильные средства общения. Важно отметить тот момент, что необходимость интенсивности и частоты прикосновений у каждого человека разная, и она может зависеть от его пола, социального статуса, характера, культуры.

Выделяются несколько видов прикосновений, вот наиболее распространенные:

  1. Ритуальные. К ним относятся рукопожатия, похлопывания при приветствии.
  2. Профессиональные. Носят исключительно безличностный .
  3. Дружеские.
  4. Любовные чувственные прикосновения. Предлагаем остановиться на них подробнее.
Я коснулась тебя ненароком

Знаете ли вы, что прикосновения любимого человека могут обладать целительной силой и энергией? С помощью тактильных ощущений разум становится с организмом единым целым, и это помогает продлить здоровье и подарить вам гармоничное состояние. Прикосновения любящего человека способны сделать многое, в том числе, положительно повлиять на ваше здоровье: снизить давление, привести в норму сердцебиение и расслабить ваш организм. Такие прикосновения должны быть нежными, ласкающими.

Подобные тактильные ощущения должны приносить удовольствие обоим партнерам, тогда эффект будет потрясающий. Прикосновения должны быть плавными и очень медленными. Давление и надавливания исключены – все должно быть мягко и нежно. Партнеры должны сконцентрироваться друг на друге и не отвлекаться. Сосредоточьтесь на том, что происходит здесь и сейчас, чувствуйте друг друга и наслаждайтесь. Испытывайте удовольствие от прикосновений к коже друг друга. Таким образом, вы сможете максимально расслабиться. Кроме того, мы предлагаем вашему вниманию несколько упражнений, основанных на тактильных ощущениях. Они научат вас расслабляться и исцелять друг друга.

Сигнализирующих о том, что происходит в данный момент времени в окружающей нас среде и в нашем собственном организме. Он дает людям возможность ориентироваться в условиях, которые их окружают, и сопрягать с ними свои поступки и действия. То есть ощущение - это познание окружающей среды.

Ощущения - что это?

Ощущения - это отражение определенных свойств, которые присущи предмету, при непосредственном воздействии их на человеческие или животные органы чувств. С помощью ощущений мы получаем знания о предметах и явлениях, такие как, например, форма, запах, цвет, размеры, температура, плотность, вкус и прочее, улавливаем разнообразные звуки, постигаем пространство и совершаем движения. Ощущение - это первейший источник, дающий человеку знания об окружающем его мире.

Если человек был бы лишен абсолютно всех органов чувств, то никакими бы способами он бы не сумел познать окружающую среду. Ведь именно ощущение - это то, что дает человеку материал для сложнейших психологических процессов, таких как воображение, восприятие, мышление и прочее.

Так, например, те люди, что от рождения лишены зрения, никогда не смогут представить, как выглядит синий, красный или любой другой цвет. А человек, страдающий с рождения глухотой, не представляет, как звучит голос мамы, мурлыканье кошки и журчание ручья.

Итак, ощущение - это в психологии то, что порождается в результате раздражения тех или иных органов чувств. Тогда раздражение - это воздействие на органы чувств, а раздражителями называются явления или предметы, которые тем или иным способом воздействуют на органы чувств.

Органы чувств - что это?

Мы знаем, что ощущение - это процесс познания окружающей среды. А с помощью чего мы чувствуем, а следовательно, познаем мир?

Еще в древней Греции выделяли пять органов чувств и ощущений, соответствующих им. Их мы знаем еще со школы. Это слуховые ощущения, обонятельные, осязательные, зрительные и вкусовые. Так как ощущение - это отражение окружающего мира, а мы используем не только эти органы чувств, современная наука значительно увеличила сведения о возможных видах чувств. Кроме того, термин «органы чувств» на сегодняшний день имеет условную трактовку. «Органы ощущений» - более точное название.

Окончания чувствительного нерва - это главная часть любого органа чувств. Они называются рецепторами. Миллионы рецепторов имеют такие органы чувств, как язык, глаз, ухо и кожа. Когда раздражитель воздействует на рецептор, возникает нервный импульс, передающийся по чувствительному нерву в определенные участки коры головного мозга.

Кроме того, существует сенсорный опыт, который порожден внутри. То есть не в результате физического воздействия на рецепторы. Субъективное ощущение - это и есть подобный опыт. Один из примеров подобного ощущения - это шум в ушах. Кроме того, ощущение счастья - это тоже субъективное ощущение. Таким образом, можно сделать вывод, что субъективные ощущения индивидуальны.

Виды ощущений

Ощущение - это в психологии воздействующая на наши органы чувств действительность. На сегодняшний день насчитывают порядка двух десятков разнообразных органов ощущений, которые отражают воздействие на организм человека. Все виды ощущений являются результатом воздействия на рецепторы разнообразных раздражителей.

Таким образом, ощущения разделяют на внешние и внутренние. Первая группа - это то, что нам рассказывают о мире наши органы чувств, а вторая - то, о чем нам сигнализирует собственное тело. Рассмотрим их по порядку.

К внешним ощущениям относятся зрительные, вкусовые, обонятельные, осязательные и слуховые.

Зрительные ощущения

Это ощущение цвета и света. Все предметы, которые нас окружают, обладают каким-либо цветом, тогда как совершенно бесцветным предметом может быть только тот, которого мы совершенно не видим. Различают хроматические цвета - разнообразные оттенки желтого, синего, зеленого и красного, и ахроматические - это черный, белый и промежуточные оттенки серого.

В результате воздействия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза (сетчатку) возникают зрительные ощущения. В сетчатке находятся два вида клеток, реагирующих на цвет - это палочки (около 130) и колбочки (порядка семи миллионов).

Активность колбочек происходит только в дневное время суток, а для палочек, наоборот, такой свет слишком ярок. Видение нами цвета - результат работы колбочек. В сумерках проявляют активность палочки, и человек все видит в черно-белом свете. Кстати, отсюда и известное выражение, что ночью все кошки серы.

Разумеется, что чем меньше света, тем хуже человек видит. Поэтому, с целью предотвратить излишнее напряжение при работе глаз, настоятельно рекомендуется не читать в сумерках и в темноте. Подобная напряженная деятельность отрицательно сказывается на зрении - возможно развитие близорукости.

Слуховые ощущения

Различают три вида подобных ощущений: музыкальные, речевые и шумы. Слуховой анализатор во всех этих случаях выделяет четыре качества любого звука: его силу, высоту, тембр и длительность. Кроме того, он воспринимает темпо-ритмические особенности звуков, воспринимаемых последовательно.

Фонематический слух - это способность к восприятию звуков речи. Его развитие обуславливается речевой средой, в которой воспитывается ребенок. Хорошо развитый фонематический слух существенно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в период обучения в начальной школе, тогда как ребенок с плохо развитым фонетическим слухом делает при письме множество ошибок.

Музыкальный слух малыша формируется и развивается точно так же, как и речевой или фонематический. Раннее приобщение ребенка к музыкальной культуре играет здесь огромную роль.

Определенный эмоциональный настрой человека могут создавать различные шумы. Например, шум моря, дождя, вой ветра или шелест листвы. Шумы могут служить сигналом опасности, например шипение змеи, шум приближающейся машины, грозный лай собаки, а могут сигнализировать о радости, например гром салюта или шаги любимого человека. В школьной практике зачастую говорится о негативном влиянии шума - он утомляет нервную систему школьника.

Кожные ощущения

Тактильное ощущение - это ощущения прикосновения и температурные, то есть чувство холода или тепла. Каждый вид нервных окончаний, находящийся на поверхности нашей кожи, позволяет нам почувствовать температуру среды или же прикосновение. Разумеется, чувствительность различных участков кожи различна. Например, к ощущению холода больше восприимчивы грудь, поясница и живот, а к прикосновениям - кончик языка и подушечки пальцев, менее всего восприимчива спина.

Весьма выраженный эмоциональный тон имеют температурные ощущения. Так, положительным чувством сопровождаются средние температуры, несмотря на то что эмоциональные окраски тепла и холода значительно различаются. Тепло расценивается как расслабляющее чувство, а холод, наоборот, бодрящее.

Обонятельные ощущения

Обоняние - это способность чувствовать запахи. В глубине носовой полости располагаются специальные чувствительные клетки, способствующие распознаванию запахов. Обонятельные ощущения у современного человека играют сравнительно небольшую роль. Однако у тех, кто лишен какого-либо органа чувств, остальные работают более усиленно. Например, глухо-слепые люди способны распознавать людей и места по запаху, получают с помощью обоняния сигналы об опасности.

Обоняние также может сигнализировать человеку о том, что рядом опасность. Например, если в воздухе витает запах гари или газа. На эмоциональную сферу человека оказывают большое влияние запахи окружающих его предметов. Кстати говоря, существование парфюмерной промышленности целиком и полностью обусловлено эстетической потребностью человека в приятных запахах.

Вкусовые и обонятельные ощущения тесно связаны друг с другом, так как обоняние помогает определить качество пищи, а если у человека насморк, то все предлагаемые блюда ему будут казаться безвкусными.

Вкусовые ощущения

Они возникают из-за раздражения органов вкуса. Таковыми являются вкусовые почки, которые расположены на поверхности глотки, нёба и языка. Выделяют четыре основных вида вкусовых ощущений: это горькое, соленое, сладкое и кислое. Ряд оттенков, возникающий в пределах этих четырех ощущений, придает вкусовое своеобразие каждому блюду.

К кислому восприимчивы края языка, к сладкому - его кончик, а к горькому - его основание.

Необходимо заметить, что на вкусовые ощущения в значительной степени влияет чувство голода. Если человек голоден, то невкусная пища кажется значительно приятнее.

Внутренние ощущения

Эта группа ощущений дает человеку знать о том, какие изменения происходят в его собственном теле. Интероцептивное ощущение - это пример внутреннего ощущения. Оно сообщает нам о том, что мы испытываем голод, жажду, боль и прочее. Кроме того, выделяют еще двигательные, осязательные ощущения и ощущение равновесия. Разумеется, интероцептивное ощущение - это крайне важная способность для выживания. Без этих ощущений мы бы ничего не знали о своем собственном организме.

Двигательные ощущения

Ими обуславливается то, что человек чувствует движение и положение в пространстве частей своего тела. С помощью работы двигательного анализатора человек имеет способность чувствовать положение своего тела и координировать его движения. Рецепторы двигательных ощущений располагаются в сухожилиях и мышцах человека, а также в пальцах рук, губах, языке, потому что этими органами нужно совершать тонкие и точные рабочие и речевые движения.

Органические ощущения

Этот вид ощущений рассказывает о том, как работает организм. Внутри органов, например пищевода, кишечника и многих других, находятся соответствующие рецепторы. Пока человек здоров и сыт, он не ощущает никаких органических или интероцептивных ощущений. А вот когда в организме что-то нарушается, они проявляются сполна. Например, боль в животе появляется, если человек употребил в пищу что-то не слишком свежее.

Осязательные ощущения

Этот вид чувств обусловлен слиянием двух ощущений - двигательного и кожного. То есть осязательные ощущения появляются при прощупывании какого-либо предмета движущейся рукой.

Равновесие

Это ощущение отражает положение, которое занимает наше тело в пространстве. В лабиринте внутреннего уха, который еще называется вестибулярным аппаратом, при изменении положения тела происходит колебание лимфы (особой жидкости).

Орган равновесия тесно связан с работой остальных внутренних органов. Например, при сильном возбуждении органа равновесия у человека может наблюдаться тошнота или рвота. По-другому это называется воздушная или морская болезнь. Устойчивость органов равновесия при регулярной тренировке возрастает.

Болевые ощущения

Чувство боли имеет защитное значение, так как оно сигнализирует о том, что в организме что-то неблагополучно. Без этого вида ощущений человек не чувствовал бы даже серьезных ранений. Аномалией считается полная нечувствительность к боли. Она не приносит человеку ничего хорошего, например, он не замечает, что режет себе палец или положил руку на горячий утюг. Разумеется, это приводит к постоянным травмам.