Одежда

Папка передвижка посеешь привычку пожнешь характер. «Посеешь привычку - пожнешь характер. Вопросы для обсуждения

Папка передвижка посеешь привычку пожнешь характер. «Посеешь привычку - пожнешь характер. Вопросы для обсуждения

Консультация для родителей

«Посеешь привычку - пожнёшь характер»

Какой глубокий, значимый, важный смысл содержит в себе всем известная народная мудрость: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Многое начинается с привычек…. С привычек: хороших и плохих …

Привычки, приобретённые детьми, благодаря родителям и педагогам, сохраняются длительно и становятся второй натурой.

Многие из них закладываются в дошкольном возрасте и остаются на всю жизнь.

Отучить малышей от нежелательных привычек нелегко, поэтому лучше своевременно позаботиться о том, чтобы ребёнок правильно воспитывался.

Правильное воспитание, а именно воспитание полезных привычек начинаются с первых дней жизни, с приучения ребёнка к режиму, к определённому распорядку дня, как писал А. С. Макаренко, с привычки к «определённому часу».

Все родители хотят, чтобы их малыш был здоров, но далеко не все соблюдают главное условие сохранения здоровья – режим дня.

Важно знать, что правильный режим – это в первую очередь рациональное распределение времени с различными видами деятельности ребенка.

Соблюдение режима не просто выработает в человеке пунктуальность и ответственность, но и помогает развитию личности.

Режим готовит организм малыша в определенный промежуток времени к деятельности, которую ему предстоит выполнить, и помогает многим физиологическим процессам (засыпанию, пробуждению, приёму пищи) протекать с минимальными затратами энергии, нервов и времени. Способствует созданию у самых маленьких ощущения благополучия, комфорта, помогает усвоению старшими дошкольниками многих правил поведения, формированию культурно-гигиенических навыков, регулярное выполнение которых становится нормой, естественной необходимостью.

Другими словами, правильно продуманный режим дня делает ребёнка дисциплинированным человеком, формирует в нём прекрасные качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе,

Повышая работоспособность, и при этом положительно влияя на его здоровье и умственную активность.

С чего начинается день.

Необходимо приучить ребёнка к тому, что его день начинается с утренней гимнастики, которая благотворно действует на его общее состояние, самочувствие, настроение.

Проснувшийся ребенок сонлив, но после утренней гимнастики появляется чувство бодрости и повышается работоспособность.

Мышцы ребенка недостаточно развиты, поэтому характер и количество упражнений должны быть строго дозированы. Если ребёнок в силу, каких – то обстоятельств не может или не хочет сегодня делать зарядку, можно просто включить весёлую детскую музыку и просто потанцевать, поднять тонус и заряд энергии. А желание выполнять физические упражнения потом придёт само собой.

Во время гимнастики ребенок должен быть легко одет: майка, трусы, тапочки. Утреннюю гимнастику необходимо проводить при открытой форточке.

Да здравствует мыло душистое…

После гимнастики следуют водные процедуры (обтирание, обливание).

Кожа детей нежна, легкоранима, поэтому требует постоянного ухода. Ребенок должен каждый день утром и вечером мыть лицо, руки, уши и шею с мылом. Необходимо заботиться и о чистоте ног, приучать детей мыть их ежедневно, особенно летом. У ребенка должна быть собственная расческа. К навыкам личной гигиены относится и уход за полостью рта. Чистить зубы необходимо ежедневно, а после каждой еды – полоскать рот теплой водой.

Соблюдение гигиенических навыков становится привычкой ребенка; но пока эта привычка не сложилась, следует ежедневно напоминать дошкольнику о необходимости соблюдать правила личной гигиены, постепенно предоставляя ему большую самостоятельность.

Какие возможны проблемы с приучением к режиму дня?

Будьте готовы, что ваше чадо в первые дни воспротивится соблюдать установленный вами распорядок. Это нормально.

Ребенок не хочет рано просыпаться из-за того, что он поздно ложится спать по вечерам.

Он может отказываться от завтрака, и здесь проблема не в отсутствии аппетита, а в отсутствии компании за столом. Именно поэтому в детских садах, как правило, у малышей хороший аппетит.

Ну, и самой настоящей, главной проблемой для многих родителей является то, что ребенок ни в какую не хочет ложиться в постель вечером до 21:00. Зачастую, эта проблема, связанна с неправильной организацией двигательной активности малыша в течение дня, т. е. недостатком физической активности ребенка.

[Основа режима дня - физическая активность.

Если ваш малыш мало гуляет, почти не играет в игры, требующие подвижности и затраты энергии, часами сидит перед телевизором (и) или за компьютером одним словом, не тратит энергию и не устает, то он плохо спит и ест.

Двигательная активность жизненно необходима не только для развития, но и для хорошего настроения ребенка. Помните, что физические нагрузки для ребенка весьма важны до обеда, потому как это хорошо скажется на дальнейшем полноценном обеде и дневном сне: они разбудят аппетит малыша, и также помогут ребенку заснуть.

Если вы сможете увлечь ребенка подвижной игрой вечером, перед ужином, тогда малыш согласится улечься в кровать в положенное время. При этом физические упражнения или нагрузки должны подходить по возрасту, быть интересными, разнообразными, чтобы ребёнок охотно всё выполнял.

Дневной сон.

Помните, полноценный сон – важный фактор не просто физического, но и психического здоровья вашего ребенка. Если у вас изменились планы или малыш просто капризничает – это не должно стать причиной отказа от дневного сна. Невозможно не заметить, как изменяется характер ребенка с приближением установленного времени сна? Ребенок становится очень капризным, плаксивым, вялым.

Часто родители дошкольников задают вопрос о том, так ли необходим ребенку пяти-шести лет дневной сон. Действительно, некоторые дети (в основном – чувствительные, впечатлительные, с высокой нервной возбудимостью) в этом возрасте перестают спать днем. Это не катастрофа, если ребенок спит 11, 5–12 часов в сутки, пусть и без дневного сна, то организм его полностью восстанавливается. Однако послеобеденное время следует все же отводить на отдых. Пусть ребенку не удается заснуть – почитайте ему любимую сказку, поиграйте в спокойные игры, просто поговорите.

Прогулки на улице.

Так как ежедневные продолжительные прогулки и активные, весёлые игры с ровесниками на свежем воздухе закаляют организм ребёнка, благотворно влияют на его психологический фон – они должны быть непременным пунктом в распорядке дня малыша.

Кроме того, гуляя на улице, он получает много информации и приобретает опыт общения и поведения с разными людьми, знакомится с различными явлениями природы, наблюдает труд взрослых. Особенно важными прогулки являются для деток, которые не посещают дошкольные учреждения.

Длительность прогулки напрямую зависит от возраста, сезона, и погоды. В холодное время года нужно проводить на улице по меньшей мере 2-4 часа, а летом ребенок может находиться вне дома как можно больше. Весной и летом двигательная активность увеличивается, частота походов в различные парки с каруселями, горками, турниками увеличивается, давая тем самым возможность развиваться вашему любимчику.

Питание.

Полноценное питание - это залог здоровья вашего чада и один из главных пунктов режима дня. Наверно не стоит напоминать, что то, чем вы кормите ребенка, должно быть исключительно качественным, свежим и здоровым. Питание должно быть сбалансированным, сочетая в равных количествах белки, жиры и витамины. А вот с углеводами нужно быть начеку. Почти все дети обожают сладости, поэтому нужно следить за тем, чтобы ребенок не переедал их. Для нормального развития вашего ребёнка необходимы следующие микроэлементы: магний, натрий, железо, фосфор, кальций, йод, поэтому пища должна подбираться с учетом наличия в ней этих элементов, непосредственно влияющих на рост костей, зубов, ногтей. Начиная с 3 лет в рацион питания детей должны входить всевозможные крупы, фрукты, ягоды, овощи и зелень. Продукты, содержащие много белка желательно давать ребенку в первой половине дня, в дуэте с жирами они надолго задерживаются в желудке и требуют большого количества сока для их переработки. А вот на ужин малышам нужно давать исключительно легкоусвояемую пищу. Это могут быть молочные продукты, либо легкие каши, потому что ночью, как известно процесс пищеварения значительно замедляется.

Режим дня должен соблюдаться не только в детском саду, но и дома!

Режим дня должен соблюдаться не только в учебном году, но и в отпуске, летом!

Несоблюдение режима дня ведет к детским неврозам и прочим нарушениям детского здоровья!

Отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребёнка, когда он в начале недели приходит в детский сад: наблюдается некоторая утомляемость, вялость, иногда наоборот, повышенная возбудимость. Малышу хочется подольше поспать во время дневного сна.

От вашей самодисциплины, требовательности к себе по соблюдению режима дня зависит, как быстро у ребёнка появится хорошая привычка: соблюдение и выполнение с радостью всех режимных моментов.

Приучайте свое ребёнка соблюдать режим дня и правильно чередовать нагрузки с отдыхом, по чаще хвалите малыша, окружайте заботой и лаской и тогда он будет всегда радовать вас хорошим настроением и задором.

Удачи Вам в воспитании вашего ребёнка!

Какой глубокий, значимый, важный смысл содержит в себе всем известная народная мудрость: «Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу». Многое начинается с привычек…. С привычек: хороших и плохих …

Привычки, приобретённые детьми, благодаря родителям и педагогам, сохраняются длительно и становятся второй натурой.

Многие из них закладываются в дошкольном возрасте и остаются на всю жизнь.

Отучить малышей от нежелательных привычек нелегко, поэтому лучше своевременно позаботиться о том, чтобы ребёнок правильно воспитывался.

Правильное воспитание, а именно воспитание полезных привычек начинаются с первых дней жизни, с приучения ребёнка к режиму, к определённому распорядку дня, как писал А. С. Макаренко, с привычки к «определённому часу».

Все родители хотят, чтобы их малыш был здоров, но далеко не все соблюдают главное условие сохранения здоровья - режим дня.

Важно знать, что правильный режим - это в первую очередь рациональное распределение времени с различными видами деятельности ребенка.

Соблюдение режима не просто выработает в человеке пунктуальность и ответственность, но и помогает развитию личности.

Режим готовит организм малыша в определенный промежуток времени к деятельности, которую ему предстоит выполнить, и помогает многим физиологическим процессам (засыпанию, пробуждению, приёму пищи) протекать с минимальными затратами энергии, нервов и времени. Способствует созданию у самых маленьких ощущения благополучия, комфорта, помогает усвоению старшими дошкольниками многих правил поведения, формированию культурно-гигиенических навыков, регулярное выполнение которых становится нормой, естественной необходимостью.

Другими словами, правильно продуманный режим дня делает ребёнка дисциплинированным человеком, формирует в нём прекрасные качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе,

повышая работоспособность, и при этом положительно влияя на его здоровье и умственную активность.

С чего начинается день.

Необходимо приучить ребёнка к тому, что его день начинается с утренней гимнастики, которая благотворно действует на его общее состояние, самочувствие, настроение.

Проснувшийся ребенок сонлив, но после утренней гимнастики появляется чувство бодрости и повышается работоспособность.

Мышцы ребенка недостаточно развиты, поэтому характер и количество упражнений должны быть строго дозированы. Если ребёнок в силу, каких - то обстоятельств не может или не хочет сегодня делать зарядку, можно просто включить весёлую детскую музыку и просто потанцевать, поднять тонус и заряд энергии. А желание выполнять физические упражнения потом придёт само собой.

Во время гимнастики ребенок должен быть легко одет: майка, трусы, тапочки. Утреннюю гимнастику необходимо проводить при открытой форточке.

Да здравствует мыло душистое…

После гимнастики следуют водные процедуры (обтирание, обливание).

Кожа детей нежна, легкоранима, поэтому требует постоянного ухода. Ребенок должен каждый день утром и вечером мыть лицо, руки, уши и шею с мылом. Необходимо заботиться и о чистоте ног, приучать детей мыть их ежедневно, особенно летом. У ребенка должна быть собственная расческа. К навыкам личной гигиены относится и уход за полостью рта. Чистить зубы необходимо ежедневно, а после каждой еды - полоскать рот теплой водой.

Соблюдение гигиенических навыков становится привычкой ребенка; но пока эта привычка не сложилась, следует ежедневно напоминать дошкольнику о необходимости соблюдать правила личной гигиены, постепенно предоставляя ему большую самостоятельность.

Какие возможны проблемы с приучением к режиму дня?

Будьте готовы, что ваше чадо в первые дни воспротивится соблюдать установленный вами распорядок. Это нормально.

Ребенок не хочет рано просыпаться из-за того, что он поздно ложится спать по вечерам.

Он может отказываться от завтрака, и здесь проблема не в отсутствии аппетита, а в отсутствии компании за столом. Именно поэтому в детских садах, как правило, у малышей хороший аппетит.

Ну, и самой настоящей, главной проблемой для многих родителей является то, что ребенок ни в какую не хочет ложиться в постель вечером до 21:00. Зачастую, эта проблема, связанна с неправильной организацией двигательной активности малыша в течение дня, т. е. недостатком физической активности ребенка.

[Основа режима дня - физическая активность.

Если ваш малыш мало гуляет, почти не играет в игры, требующие подвижности и затраты энергии, часами сидит перед телевизором (и) или за компьютером одним словом, не тратит энергию и не устает, то он плохо спит и ест.

Двигательная активность жизненно необходима не только для развития, но и для хорошего настроения ребенка. Помните, что физические нагрузки для ребенка весьма важны до обеда, потому как это хорошо скажется на дальнейшем полноценном обеде и дневном сне: они разбудят аппетит малыша, и также помогут ребенку заснуть.

Если вы сможете увлечь ребенка подвижной игрой вечером, перед ужином, тогда малыш согласится улечься в кровать в положенное время. При этом физические упражнения или нагрузки должны подходить по возрасту, быть интересными, разнообразными, чтобы ребёнок охотно всё выполнял.

Дневной сон.

Помните, полноценный сон - важный фактор не просто физического, но и психического здоровья вашего ребенка. Если у вас изменились планы или малыш просто капризничает - это не должно стать причиной отказа от дневного сна. Невозможно не заметить, как изменяется характер ребенка с приближением установленного времени сна? Ребенок становится очень капризным, плаксивым, вялым.

Часто родители дошкольников задают вопрос о том, так ли необходим ребенку пяти-шести лет дневной сон. Действительно, некоторые дети (в основном - чувствительные, впечатлительные, с высокой нервной возбудимостью) в этом возрасте перестают спать днем. Это не катастрофа, если ребенок спит 11, 5-12 часов в сутки, пусть и без дневного сна, то организм его полностью восстанавливается. Однако послеобеденное время следует все же отводить на отдых. Пусть ребенку не удается заснуть - почитайте ему любимую сказку, поиграйте в спокойные игры, просто поговорите.

Прогулки на улице.

Так как ежедневные продолжительные прогулки и активные, весёлые игры с ровесниками на свежем воздухе закаляют организм ребёнка, благотворно влияют на его психологический фон - они должны быть непременным пунктом в распорядке дня малыша.

Кроме того, гуляя на улице, он получает много информации и приобретает опыт общения и поведения с разными людьми, знакомится с различными явлениями природы, наблюдает труд взрослых. Особенно важными прогулки являются для деток, которые не посещают дошкольные учреждения.

Длительность прогулки напрямую зависит от возраста, сезона, и погоды. В холодное время года нужно проводить на улице по меньшей мере 2-4 часа, а летом ребенок может находиться вне дома как можно больше. Весной и летом двигательная активность увеличивается, частота походов в различные парки с каруселями, горками, турниками увеличивается, давая тем самым возможность развиваться вашему любимчику.

Питание.

Полноценное питание - это залог здоровья вашего чада и один из главных пунктов режима дня. Наверно не стоит напоминать, что то, чем вы кормите ребенка, должно быть исключительно качественным, свежим и здоровым. Питание должно быть сбалансированным, сочетая в равных количествах белки, жиры и витамины. А вот с углеводами нужно быть начеку. Почти все дети обожают сладости, поэтому нужно следить за тем, чтобы ребенок не переедал их. Для нормального развития вашего ребёнка необходимы следующие микроэлементы: магний, натрий, железо, фосфор, кальций, йод, поэтому пища должна подбираться с учетом наличия в ней этих элементов, непосредственно влияющих на рост костей, зубов, ногтей. Начиная с 3 лет в рацион питания детей должны входить всевозможные крупы, фрукты, ягоды, овощи и зелень. Продукты, содержащие много белка желательно давать ребенку в первой половине дня, в дуэте с жирами они надолго задерживаются в желудке и требуют большого количества сока для их переработки. А вот на ужин малышам нужно давать исключительно легкоусвояемую пищу. Это могут быть молочные продукты, либо легкие каши, потому что ночью, как известно процесс пищеварения значительно замедляется.

Режим дня должен соблюдаться не только в детском саду, но и дома!

Режим дня должен соблюдаться не только в учебном году, но и в отпуске, летом!

Несоблюдение режима дня ведет к детским неврозам и прочим нарушениям детского здоровья!

Отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребёнка, когда он в начале недели приходит в детский сад: наблюдается некоторая утомляемость, вялость, иногда наоборот, повышенная возбудимость. Малышу хочется подольше поспать во время дневного сна.

От вашей самодисциплины, требовательности к себе по соблюдению режима дня зависит, как быстро у ребёнка появится хорошая привычка: соблюдение и выполнение с радостью всех режимных моментов.

Приучайте свое ребёнка соблюдать режим дня и правильно чередовать нагрузки с отдыхом, по чаще хвалите малыша, окружайте заботой и лаской и тогда он будет всегда радовать вас хорошим настроением и задором.

Удачи Вам в воспитании вашего ребёнка!

савина наталья
Родительское собрание «Посеешь привычку - пожнёшь характер»

Родительское собрание

Тема : Посеешь привычку – пожнёшь характер

Участники : родители воспитанников подготовительной группы, воспитатели

Форма проведения : круглый стол

Дата проведения :

Цели : осуществить педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми; выработать тактику сотрудничества с родителями по устранению причин эмоциональных нарушений у дошкольников; довести до сознания родителей необходимость единых согласованных действий со стороны семьи и детского сада; объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования у детей полезных привычек , заинтересовать родителей полученными данными , заставить их задуматься.

Повестка

1. Организационый этап собрания .

2. Инфекционные заболевания. Медицинский работник

3. Вредные и полезные привычки у ребенка .

4. Обсуждение за круглым столом.

5. Как избавиться от вредных привычек .

6. Игра с родителями «Отгадай привычку » .

8. Подведение итогов собрания . Принятие решения.

Вредные и полезные привычки у ребенка .

Давайте сначала поиграем, настроимся на работу, включим своё внимание.

Все встаём в круг, берёмся за руки, идём по кругу. По моему сигналу нужно остановиться, 3 раза хлопнуть в ладоши, повернуться и пойти в другую сторону.

Сегодня мы с вами поговорим о привычках . Как вы думаете, что такое привычка ?

Привычка - это такое действие, которое становится для нас тем, без чего нам трудно жить.

совершать какие-нибудь действия, поступки.

Привычка формируется в процессе неоднократного выполнения какого-либо действия. Однажды выработанная, привычка часто продолжает оставаться и бывает трудно от нее избавиться.

«Привычка – образ , действия, состояние. Поведение или склонность, усвоенные кем-нибудь за определённый период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшие обычным, постоянным для кого-нибудь. (Д. Ушаков. Толковый словарь)

Назовите некоторые ваши привычки ? (Передавая мяч по кругу, родители называют свои привычки .) Привычки есть полезные и вредные. Отгадайте, какие привычки полезные , а какие вредные?

Разбросал я книги, вещи и искал их целый вечер.

(вредная)

Мою грязную посуду, Пол помыть я не забуду.

(полезная)

Пылесосом убираю, Пыли я не оставляю.

(полезная)

Ногти очень грызть люблю, Всех микробов я люблю.

(вредная)

Чисто с мылом я умоюсь, У меня опрятный вид.

(полезная)

Полезные привычки делают человека более свободным, так как о многих своих действиях он перестаёт задумываться, они, словно, совершаются сами собой. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь.

Редко встретишь человека, у которого только хорошие привычки .

Тревогу вызывают вредные привычки .

Что, по вашему мнению, означает термин «Вредные привычки » ?

Вредные привычки - навязчивые , ставшие ритуалом действия, которые отрицательно сказываются на поведении человека, его физическом и психическом развитии. Есть ли вредные привычки у ваших детей ?

Какие хорошие привычки вы хотели бы видеть у них? Как вы думаете, откуда у детей появляются вредные привычки ?

Причина их возникновения проста - недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребёнка , подражание взрослым.

Вредные привычки есть у всех детей ?

Многие вредные привычки возникают в связи с неправильно закрепленным или плохо усвоенным навыком. Например, так создается привычка неправильно держать ложку или вилку у ребенка, которого не научили ими пользоваться.

Привычки есть у каждого . Знаете ли вы, что привычка бывает еще и полезной?

Привычки могут быть полезными, способствующими возникновению положительных черт характера , могут быть и вредными для формирования личности ребенка. Если ребенок научился бегло и правильно читать, он может приобрести полезную привычку регулярно читать книги, а в старшем возрасте следить за новинками художественной литературы. Научившись владеть иглой, утюгом, ребенок легче выработает в себе привычку следить за своей одеждой, быть всегда аккуратным и чистым. Так формируются полезные привычки ».

Давайте все привычки разберём на хорошие и плохие. Полезные привычки посадим на клумбу , а вредные выбросим за забор.

Многообразие привычек

«Вредные» привычки «Полезные» привычки

Сосание пальца

Грызет ногти

Ковыряние пальцем в носу

Навязчивые движения

Покачивание туловищем

Теребит волосы или мочку уха мытье рук перед едой

Уборка игрушек на место

Засыпание в одно и то же время

Правильное питание

Личная гигиена

Занятия по интересам

Пользование носовым платком

Выбрасывание мусора в мусорное ведро

Соблюдение режима дня

Все дети очень скоро пойду в школу, скажите пожалуйста, какие привычки важно закрепить и привить , а какие попытаться устранить? Насколько это важно?

«Важно, чтобы работа велась постоянно. В период борьбы с привычкой ребенок должен быть насыщен новыми впечатлениями, знакомился с новыми играми вместе с родителями , имел обширный круг общения.

В большинстве случаев вредную привычку просто достаточно заменить полезной. Конечно, для этого необходимо хотеть получить положительный результат».

«Появление вредных привычек оказывает негативное влияние на здоровье ребенка. Многие вредные привычки на первый взгляд кажутся интересными и забавными. Но не стоит запускать вредные привычки . Необходимо бороться с ними. Будьте внимательны к своему ребенку, тогда возможно избавиться от вредных привычек в ранней стадии развития.

Обсуждение «Как привычки перерастают в характер

Игра «Крокодил»

Как избавиться от вредных привычек .

Ребенок не игрушка! Нельзя по мановению волшебной палочки вложить в него собственные мысли, чувства и взгляды. Вместо «доброго и вечного» можно посеять страхи , неврозы, агрессию. Под давлением ребенок «привыкнет наоборот » , но на деле это будет означать, что он смирился и молча страдает, реагируя на стресс «всего лишь» частыми простудами. Малыш «сигналит» взрослым о своем отчаянном положении как может.

Дальнейшая его судьба зависит от ответственности и последовательности действий, окружающих его взрослых.

Как помочь ребенку избавиться от вредных привычек , какие хитрости можно использовать взрослым для этого?

Привычка держать палец во рту

Если ребенок держит палец во рту - значит он чувствует внутренний дискомфорт. Часто эту привычку приобретают дети , которым уделяется мало внимания. Не исключено, что таким образом они выражают протест, что их надолго оставляют в одиночестве.

Специалисты советуют предпринять следующие шаги :

1. Разговаривать с ребенком перед сном, подержать его за ручку, ведь это как раз то время, когда между родителями и детьми возникает наибольшая близость. Спокойное и нежное общение изо дня в день сделает ребенка менее возбудимым.

1. Если вам приходится ненадолго расстаться, поцелуйте по очереди все его пальчики и попросите сохранить поцелуй до встречи.

2. Случается, что первенец ревнует маму к маленькому братику или сестричке и разными способами пытается выразить свое недовольство. Отнеситесь к нему с пониманием, используйте разные приемы, чтобы доказать, что любовь к нему не ослабла.

3. Уложив ребенка в кроватку, можно рассказать какую-нибудь сказку, но

обязательно с хорошим концом. А затем напомните ему обо всех его хороших

поступках

Привычка плакать , ныть и хныкать

Причины хныканья могут быть различными : малыш по натуре чувствителен и слезлив; ему нездоровится или он устал к концу дня; ему трудно сосредоточиться на одном деле. Но возможно, что ребенок - юный солист-манипулятор.

1. Поскольку ноющий ребенок говорит неразборчиво, можно сказать ему : «Что ты говоришь? Ничего не понимаю! Можешь сказать нормально? Извини, я ничего не понимаю, когда ты ноешь. Пожалуйста, успокойся. Пока ты не успокоишься и не сможешь говорить нормально, я не смогу понять, чего ты хочешь. Успокойся, и мы поговорим».

1. Необходимо переключить внимание ребенка на другой предмет или занятие, способное вызвать у него интерес. Например, помочь приготовить обед для папы. Но картошку и морковь нужно сначала хорошо помыть - от такого удовольствия дети редко отказываются.

Привычка кусаться

Возможные причины такого поведения? Чаще всего это агрессия, направленная на родителей . Такова подсознательная реакция на требования взрослых, нежелание их выполнять. Но, возможно, это попытка привлечь к себе внимание . Может быть и то, что ребенок враждебно настроен и хочет всем вокруг сделать больно.

Специалисты предлагают следующие инструкции по искоренению :

Научите драчуна договариваться, отстаивать свое мнение, подтверждать свою правоту словами. Если ребенок кусается, очевидно, такое поведение в семье ненаказуемо или, несмотря на осуждение, приносит ему желаемый результат.

1. Агрессора с раннего детства надо учить контролировать себя. Те дети, которым это удается, чаще добиваются успеха во взрослой жизни и продолжают уважать и любить своих родителей .

2. Малыш бьет руками по лицу мать, у которой сидит на коленях. Ему уже говорили, что бить нельзя, но результат нулевой. Он продолжает бить и радостно смеяться после каждого удара. Мать пытается объяснить, что ей больно. Но откуда ребенок знает, что такое боль, если не испытывал ее? Тогда мама в ответ на очередной удар спрашивает : «Какая рука ударила? Эта?» - и ударяет пальцами по стукнувшей ее руке, стараясь одновременно и не причинить боль, и сделать удар ощутимым. Ребенок, естественно, плачет. Мама, продолжая нежно обнимать его и держать на коленях, твердо и спокойно говорит : «Маму бить нельзя!» Если ребенок ударит вновь, то мама повторит прием. При этом также спокойно она говорит : «Нельзя бить людей. Тот, кто бьет, всегда получает в ответ» . Это, возможно, придется повторить несколько раз.

3. Сходную тактику можно применить и к кусающемуся ребенку. Вы в состоянии помочь «зубастику» , и в первую очередь тем, что покажете пример контроля над собственными эмоциями, далеко не всегда радостными

Привычка ругаться

Вы в шоке! Вы потеряли дар речи. Ваш ребенок произносит совсем недетские выражения. Рано или поздно с этой проблемой сталкиваются все родители .

Это явление можно объяснить следующими причинами. С раннего возраста на детей обрушивается огромный поток информации. Слушая речь окружающих, малыш воспроизводит новые слова и выражения, подражая взрослым. Некоторым нравится произносить слова также, как это нравится попугаю, но их значение ни с чем плохим не связывается. Если для ребенка «нехорошие» слова не содержат смысловой «начинки» , значит, родители сражаются с ветряными мельницами.

Что можно посоветовать взрослым в таких случаях?

4. Говоруна переполняют разнообразные чувства, но ему катастрофически не хватает слов, чтобы их выразить. Подыскивая выражения, он вдруг начинает добавлять крепкие словечки. И если не заострять на этом внимание ребенка, как правило, «увлечение» ругательствами проходит само собой по мере обогащения его словарного запаса.

5. Если реагировать на ругательства бурно, ребенок с удовольствием будет их повторять снова и снова только ради того чтобы насладиться вашим негодованием или возмущением окружающих людей.

6. Когда ваш ребенок станет постарше, поговорите с ним по душам и убедите его, что щеголять ненормативной лексикой не очень-то красиво. В пять-шесть лет ребенок уже достаточно большой, чтобы понять, что есть лексика, совершенно недопустимая в приличном обществе. Так ему и скажите : «Мы с папой тоже знаем эти выражения, но никогда не произносим вслух» .

Пригодных на все случаи жизни правил о том, как воспитывать ребенка, не существует. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но есть вещи, которые противопоказаны при общении с любым ребенком без исключения. Речь идет о том, чего родителям делать нельзя . Если мы хотим воспитать самодостаточного гармоничного человека, нам надо в первую очередь стремиться к тому, чтобы у ребенка сформировался положительный образ самого себя и избегать всего, что разрушает этот положительный образ.

Вот несколько общих элементарных правил, которыми стоит руководствоваться взрослым при воспитании ребенка.

1. Нельзя унижать ребенка.

Мы иногда в сердцах говорим ребенку : «У тебя вообще голова на плечах есть?» или «За что меня Бог наказал таким ребенком!» Всякий раз, когда мы произносим что-то подобное, мы разрушаем положительную самооценку сына или дочери. Наши дети начинают чувствовать вину за то, что вообще живут на свете. С этим чувством вины далеко не уйдешь, можно вырасти глубоко несчастным человеком.

2. Никогда не нужно угрожать.

«Только попробуй это сделать, как дам!» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребёнка бояться и ненавидеть нас. От угроз ребёнок не перестанет вести себя кое-как, либо перестанет вести себя здесь и сейчас, а потом отыграется - можно это назвать «законом сохранения шалостей» . Кроме того, малыш перестанет уважать вас как лидера. Помните : слабый грозит кулаком, сильный - пальцем.

3. Не следует вымогать обещаний.

«Пообещай, - говорит мама провинившемуся ребёнку, - что больше никогда-никогда так делать не будешь». И ребенок охотно обещает. А вскоре вновь повторяет свою шалость. Мама в недоумении : «Как! Ты же дал слово!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему - когда оно еще наступит? А ребенок живет в настоящем. Вымогание обещаний будет развивать в нем либо чувство вины, либо научит циничному разнобою в словах и делах.

4. Не нужно допекать, опекая.

Иначе ребенок не почувствует, что может сделать что-то сам. А это опять-таки снижает самооценку, приводит к комплексам . Кроме того, излишняя опека приучает его к мысли, что можно не напрягаться - и так все тебе сделают. Многие родители недооценивают возможности своих детей и делают за них то, что они и сами могут.

5. Неразумно требовать немедленного повиновения.

Ребенок не робот и не зомби. Ему нужно время, чтобы понять и принять или не принять ваше наставление. Начните издалека : «Скоро будем ужинать» , «Мороженое на десерт может растаять» и пр. Тогда он, по крайней мере, не скажет, что не был предупрежден.

6. Нельзя потакать ребенку и слепо идти у него на поводу.

Вседозволенность может возникнуть тогда, когда дети чувствуют : родители не в силах настоять на своем. Это значит, думают дети, что правила не имеют четких границ. Чем более конкретны ваши «да» и «нет» , «белое» и «черное» , тем проще ребенку (особенно маленькому) понять, чего вы, собственно, от него хотите.

7. Чтобы достичь понимания, нужно быть последовательным.

Наедине с сыном мама во время обеда разрешает ему залезть в свою тарелку и умиленно хихикает. Когда приходит подруга и все вместе садятся за стол, мама в ужасе от того, что малыш нахально лезет во все тарелки, и ругает его.

Есть волшебное слово, заключающее в себе один из главных секретов воспитания - это последовательность. Будьте последовательны. Ребенок не в состоянии понять все ваши «иногда» , «может быть» , «только по праздникам» . Можно вырастить неврастеника, если, надев старую одежду, будете возиться с ребенком в грязи, а потом рассердитесь, когда в другой раз, играя, он испачкает свой или ваш костюм. Надо дать ему понять, что есть вещи, которые он может делать только с вашего разрешения.

Бесспорно, каждый из вас может продолжить этот список своими собственными заповедями, сверяясь со своим опытом родительской любви и заботы .

Консультация для родителей дошкольников «Посеешь привычку - пожнёшь характер»

Какой глубокий, значимый, важный смысл содержит в себе всем известная народная мудрость: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Многое начинается с привычек…. С привычек: хороших и плохих …

Привычки, приобретённые детьми, благодаря родителям и педагогам, сохраняются длительно и становятся второй натурой.

Многие из них закладываются в дошкольном возрасте и остаются на всю жизнь.

Отучить малышей от нежелательных привычек нелегко, поэтому лучше своевременно позаботиться о том, чтобы ребёнок правильно воспитывался.

Правильное воспитание, а именно воспитание полезных привычек начинаются с первых дней жизни, с приучения ребёнка к режиму, к определённому распорядку дня, как писал А. С. Макаренко, с привычки к «определённому часу».

Все родители хотят, чтобы их малыш был здоров, но далеко не все соблюдают главное условие сохранения здоровья – режим дня.

Важно знать, что правильный режим – это в первую очередь рациональное распределение времени с различными видами деятельности ребенка.

Соблюдение режима не просто выработает в человеке пунктуальность и ответственность, но и помогает развитию личности.

Режим готовит организм малыша в определенный промежуток времени к деятельности, которую ему предстоит выполнить, и помогает многим физиологическим процессам (засыпанию, пробуждению, приёму пищи) протекать с минимальными затратами энергии, нервов и времени. Способствует созданию у самых маленьких ощущения благополучия, комфорта, помогает усвоению старшими дошкольниками многих правил поведения, формированию культурно-гигиенических навыков, регулярное выполнение которых становится нормой, естественной необходимостью.

Другими словами, правильно продуманный режим дня делает ребёнка дисциплинированным человеком, формирует в нём прекрасные качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе,

повышая работоспособность, и при этом положительно влияя на его здоровье и умственную активность.

С чего начинается день.

Необходимо приучить ребёнка к тому, что его день начинается с утренней гимнастики, которая благотворно действует на его общее состояние, самочувствие, настроение.

Проснувшийся ребенок сонлив, но после утренней гимнастики появляется чувство бодрости и повышается работоспособность.

Мышцы ребенка недостаточно развиты, поэтому характер и количество упражнений должны быть строго дозированы. Если ребёнок в силу, каких – то обстоятельств не может или не хочет сегодня делать зарядку, можно просто включить весёлую детскую музыку и просто потанцевать, поднять тонус и заряд энергии. А желание выполнять физические упражнения потом придёт само собой.

Во время гимнастики ребенок должен быть легко одет: майка, трусы, тапочки. Утреннюю гимнастику необходимо проводить при открытой форточке.

Да здравствует мыло душистое…

После гимнастики следуют водные процедуры (обтирание, обливание).

Кожа детей нежна, легкоранима, поэтому требует постоянного ухода. Ребенок должен каждый день утром и вечером мыть лицо, руки, уши и шею с мылом. Необходимо заботиться и о чистоте ног, приучать детей мыть их ежедневно, особенно летом. У ребенка должна быть собственная расческа. К навыкам личной гигиены относится и уход за полостью рта. Чистить зубы необходимо ежедневно, а после каждой еды – полоскать рот теплой водой.

Соблюдение гигиенических навыков становится привычкой ребенка; но пока эта привычка не сложилась, следует ежедневно напоминать дошкольнику о необходимости соблюдать правила личной гигиены, постепенно предоставляя ему большую самостоятельность.

Какие возможны проблемы с приучением к режиму дня?

Будьте готовы, что ваше чадо в первые дни воспротивится соблюдать установленный вами распорядок. Это нормально.

Ребенок не хочет рано просыпаться из-за того, что он поздно ложится спать по вечерам.

Он может отказываться от завтрака, и здесь проблема не в отсутствии аппетита, а в отсутствии компании за столом. Именно поэтому в детских садах, как правило, у малышей хороший аппетит.

Ну, и самой настоящей, главной проблемой для многих родителей является то, что ребенок ни в какую не хочет ложиться в постель вечером до 21:00. Зачастую, эта проблема, связанна с неправильной организацией двигательной активности малыша в течение дня, т. е. недостатком физической активности ребенка.

[Основа режима дня - физическая активность.

Если ваш малыш мало гуляет, почти не играет в игры, требующие подвижности и затраты энергии, часами сидит перед телевизором (и) или за компьютером одним словом, не тратит энергию и не устает, то он плохо спит и ест.

Двигательная активность жизненно необходима не только для развития, но и для хорошего настроения ребенка. Помните, что физические нагрузки для ребенка весьма важны до обеда, потому как это хорошо скажется на дальнейшем полноценном обеде и дневном сне: они разбудят аппетит малыша, и также помогут ребенку заснуть.

Если вы сможете увлечь ребенка подвижной игрой вечером, перед ужином, тогда малыш согласится улечься в кровать в положенное время. При этом физические упражнения или нагрузки должны подходить по возрасту, быть интересными, разнообразными, чтобы ребёнок охотно всё выполнял.

Дневной сон.

Помните, полноценный сон – важный фактор не просто физического, но и психического здоровья вашего ребенка. Если у вас изменились планы или малыш просто капризничает – это не должно стать причиной отказа от дневного сна. Невозможно не заметить, как изменяется характер ребенка с приближением установленного времени сна? Ребенок становится очень капризным, плаксивым, вялым.

Часто родители дошкольников задают вопрос о том, так ли необходим ребенку пяти-шести лет дневной сон. Действительно, некоторые дети (в основном – чувствительные, впечатлительные, с высокой нервной возбудимостью) в этом возрасте перестают спать днем. Это не катастрофа, если ребенок спит 11, 5–12 часов в сутки, пусть и без дневного сна, то организм его полностью восстанавливается. Однако послеобеденное время следует все же отводить на отдых. Пусть ребенку не удается заснуть – почитайте ему любимую сказку, поиграйте в спокойные игры, просто поговорите.

Прогулки на улице.

Так как ежедневные продолжительные прогулки и активные, весёлые игры с ровесниками на свежем воздухе закаляют организм ребёнка, благотворно влияют на его психологический фон – они должны быть непременным пунктом в распорядке дня малыша.

Кроме того, гуляя на улице, он получает много информации и приобретает опыт общения и поведения с разными людьми, знакомится с различными явлениями природы, наблюдает труд взрослых. Особенно важными прогулки являются для деток, которые не посещают дошкольные учреждения.

Длительность прогулки напрямую зависит от возраста, сезона, и погоды. В холодное время года нужно проводить на улице по меньшей мере 2-4 часа, а летом ребенок может находиться вне дома как можно больше. Весной и летом двигательная активность увеличивается, частота походов в различные парки с каруселями, горками, турниками увеличивается, давая тем самым возможность развиваться вашему любимчику.

Питание.

Полноценное питание - это залог здоровья вашего чада и один из главных пунктов режима дня. Наверно не стоит напоминать, что то, чем вы кормите ребенка, должно быть исключительно качественным, свежим и здоровым. Питание должно быть сбалансированным, сочетая в равных количествах белки, жиры и витамины. А вот с углеводами нужно быть начеку. Почти все дети обожают сладости, поэтому нужно следить за тем, чтобы ребенок не переедал их. Для нормального развития вашего ребёнка необходимы следующие микроэлементы: магний, натрий, железо, фосфор, кальций, йод, поэтому пища должна подбираться с учетом наличия в ней этих элементов, непосредственно влияющих на рост костей, зубов, ногтей. Начиная с 3 лет в рацион питания детей должны входить всевозможные крупы, фрукты, ягоды, овощи и зелень. Продукты, содержащие много белка желательно давать ребенку в первой половине дня, в дуэте с жирами они надолго задерживаются в желудке и требуют большого количества сока для их переработки. А вот на ужин малышам нужно давать исключительно легкоусвояемую пищу. Это могут быть молочные продукты, либо легкие каши, потому что ночью, как известно процесс пищеварения значительно замедляется.

Режим дня должен соблюдаться не только в детском саду, но и дома!

Режим дня должен соблюдаться не только в учебном году, но и в отпуске, летом!

Несоблюдение режима дня ведет к детским неврозам и прочим нарушениям детского здоровья!

Отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребёнка, когда он в начале недели приходит в детский сад: наблюдается некоторая утомляемость, вялость, иногда наоборот, повышенная возбудимость. Малышу хочется подольше поспать во время дневного сна.

От вашей самодисциплины, требовательности к себе по соблюдению режима дня зависит, как быстро у ребёнка появится хорошая привычка: соблюдение и выполнение с радостью всех режимных моментов.

Приучайте свое ребёнка соблюдать режим дня и правильно чередовать нагрузки с отдыхом, по чаще хвалите малыша, окружайте заботой и лаской и тогда он будет всегда радовать вас хорошим настроением и задором.

Удачи Вам в воспитании вашего ребёнка!

ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ – ПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР
(собрание-консультация, посвященное проблеме
воспитания бережливости)

Цели : показать роль родителей, семьи в формировании бережливости; оказать родителям помощь в преодолении трудностей, связанных с воспитанием правильного отношения к деньгам и другим материальным благам.

Оборудование: оформление кабинета (на доске – тема, эпиграф); набор карточек с ситуациями и вопросами для обсуждения; набор карточек «Астрологи советуют».

Рекомендации: на собрание желательно пригласить психолога. Хорошо, если с вопросами, волнующими родителей, психолог познакомится заранее, в этом случае у него будет вероятность подготовить более глубокие и подробные ответы.

Ход собрания

Мы в детстве были много откровенней:

Что у тебя на завтрак? – Ничего.

А у меня хлеб с маслом и вареньем.

Возьми немного моего…

Года прошли, и мы иные стали…

А. Решетов

Учитель. Здравствуйте, дорогие коллеги! У нас – очередная серьезная проблема. А значит – мы нуждаемся в консультации тех, кто с этой проблемой знаком. Дети, деньги, бережливость… Так бы я обозначила ключевые слова нашего разговора. Как правильно выстроить отношения ребенка и денег? Как научить ребенка быть бережливым в наше время? Как сделать так, чтобы открытые и щедрые дети под влиянием нашего воспитания не превратились в скупых и скаредных людей? (См. эпиграф.) Готовы приступить к работе? Тогда – за дело. Предлагаю несколько ситуаций для обсуждения.

Ситуации для обсуждения

Ситуация 1.

Шестилетнего ребенка родители отправили к бабушке в деревню. И вот там шесть старушек сядут на лавочке у дома и радуются на городского внука. Конечно, каждая чем-нибудь угощает. И тут же просит: «А бабушке дашь»? Дети – ангелы, потому что они не ведают добра и зла, они просто живут, и отзывчивость, милосердие присутствуют в каждом изначально. И ребенок охотно подбегал к бабушке, протягивал ей все, что было в руках. А бабушка гладила его по головке и говорила: «Спасибо, внучек. Кушай сам. Бабушке ничего не надо».

Пояснения педагога (психолога).

Конечно, ни один взрослый не хочет воспитать своего ребенка плохим человеком и сделать его и себя несчастным. Но многое, в том числе и жадность, мы воспитываем, сами того не подозревая.

Ситуация 2.

Пояснения педагога.

Если в вашей семье бывают такие сцены, советую: не давайте детям сразу все, а лучше что-то одно разделите на всех. Пусть достанется по чуть-чуть, но главное – вы душой друг для друга. Кто-то может сказать: «Вот еще! У меня денег вполне хватает, чтобы не обеднять моего ребенка». Да, в материальном плане вы его обеспечите, и порадуете, и побалуете, но в моральном – нанесете ущерб и малышу, и себе. Потому что воспитаете жадину. И в первую очередь жадным он будет с вами. Оглянитесь, сколько таких взрослых людей, которые не только материально своим родителям не помогают, но и не интересуются, живы ли они.

Ситуация 3.

Отец входит в комнату сына и видит, что в комнате горит свет изо всех источников, имеющихся в помещении (настольная лампа, люстра).

Выключи ненужный свет, – просит отец.

Пап, ты ведешь себя, словно бедняк, – отвечает сын.

Учитель. Только неумные люди стесняются быть бережливыми. Приведенная в качестве примера ситуация показывает, что в этой семье проблема запущена. В ребенке с самого раннего возраста следует закладывать основы характера будущего рачительного хозяина.

Учитель. Очень часто нам приходится быть свидетелями не очень приятных сцен между родителями и детьми в магазине. «Купи!» – надрывается в истерике малыш. И очень часто родители покупают что угодно, лишь бы прекратился этот душераздирающий ор. Ваши дети, конечно, уже не падают на пол в истерике, так как вышли из этого возраста, но проблемы их денежного довольствия наверняка остро стоят в ваших семьях.

Знают ли дети цену рубля?

Мы попытались это выявить путем несложного анкетирования.

Анкета для детей

1. Сколько стоит буханка хлеба, который принято покупать в вашей семье?

2. Какая часть месячного заработка отца или матери потрачена на покупку той или иной вещи (брюк, куртки, ботинок)?

3. Сколько твои родители потратили денег, собирая тебя в школу?

Вот какую картину позволили нарисовать эти анкеты. (Знакомство родителей с результатами анкетирования.)

Учитель. Какие ошибки чаще всего совершают родители, воспитывая ребенка?

1. Уверенность в том, что воспитание бережливости – дело второстепенное.

2. Вторая ошибка: да, люди слыхали, а то и читали, что главные черты характера у детей закладываются в 4–5 лет. И если это мнение специалистов, зачем его оспаривать? Но это главные черты характера: честность и правдивость, отвага и выдержка, доброта и чуткость, а не такая побочная, как бережливость! Или хотя бы об этом надо думать попозже, когда ребенок в школу пойдет. Тут надо предостеречь: характер есть единое целое. И слово «характер» (по-гречески «отпечаток») для ребенка-дошкольника означает отпечаток прежде всего – чего? кого? Живых людей, среди которых он растет… И упомянутая вторая ошибка обычно отражает нехватку внимания личного примера старших по части и бережливости.

3. Видимо, не нужно говорить про третью ошибку: считать, что бережливость, рачительность касается только вещей, обновок. Чрезмерно узкое понимание самого качества наблюдается часто (можно беречь вещи, а время необязательно).

Но где отсутствует уважение к своему и чужому труду, уважение к добротным и красивым вещам, сработанным мастерами, там процветают Плюшкины и мещане-стяжатели, которые «норовят все нести в дом, а не из дому». Надо ли повторять, что стяжатели обкрадывают сами себя, что умение дарить и делиться поважнее, чем тащить все в дом? Про это у нас пишут немало, а повторить, похоже, не мешает: много еще людей готовы держаться за истлевшую «мудрость», и искренне верят, что на этом пути их ждет выигрыш…

4. Неосознанная вера в рецепты и в системы. Но ведь нет универсального рецепта, применяемого ко всем ситуациям, к любому ребенку. Уж если Лев Толстой признавал, что педагогические занятия с детьми заставляли больше его самого учиться, чем учить детей, больше самому воспитываться, чем создавать души детей, то… Наверное, и нам надо помнить это?

Учитель. Незадолго до собрания мы с психологом попросили родителей задать по одному вопросу, касающемуся проблемы «деньги и дети». Эти вопросы мы предлагали для общего обсуждения. Поделитесь советами или прислушайтесь к мнению психолога. (Родители обсуждают поставленные вопросы, после чего психолог подводит итог дискуссии.)

Вопросы для обсуждения

1. Нужно ли давать детям деньги?

Психолог . Конечно. Даже у первоклассников возникает потребность купить себе пирожное или булку в школьном буфете. Да и приобщение к домашнему хозяйству – важный момент в воспитании. А в помощь по дому может входить осуществление мелких покупок (хлеба, мыла, зубной пасты).

2. Сколько денег давать и как это лучше делать?

Психолог. В каждой семье этот вопрос решается индивидуально, однако лучше всего, если это будет фиксированная сумма, которая будет выдаваться сначала раз в день, затем раз в неделю, затем раз в месяц по мере взросления ребенка и формирования у него умения планировать свои расходы.

Естественно, сумма может и должна меняться в соответствии с изменением потребностей ребенка. Но каждое прибавление должно детально обговариваться. Точные возрастные рамки здесь указать не возможно кто-то и в семь лет сможет распланировать свои покупки на неделю, а кто-то и в 10 лет будет все тратить в первый день.

3. Следует ли требовать от ребенка отчет о потраченных деньгах?

Психолог. Ребенок сам планирует свои расходы и решает, что важнее купить, а от каких покупок следует воздержаться. Родители должны помогать ему в этом, избегая, однако, мелочной опеки, А. С. Макаренко пишет: «...надо так давать детям деньги, чтобы они могли тратить куда хочу – юридически, а на самом деле, чтобы на каждом шагу тормозили свое желание. Только при таких условиях карманные деньги принесут свою пользу».

Не следует считать каждую копейку, израсходованную ребенком. Он должен знать, что к нему относятся с доверием, что в разумном и возможном отказа ему не будет. Постоянные ограничения развивают в ребенке повышенный интерес к деньгам , доверие этот интерес гасит.

4. Нужно ли использовать деньги в качестве поощрения или наказания?

Деньги как средство поощрения и наказания использоваться не должны. Мы даем детям деньги потому, что они им нужны – на школьные завтраки, на мороженое, на... В каждой семье этот список свой. А вовсе не за хорошее поведение или оценки.

Почему не стоит поощрять хорошую учебу или домашние дела деньгами? Да потому что в первую очередь ребенок должен учиться для себя. Учеба, какой бы она ни была, прежде всего, нужна самому ребенку. Это – работа на себя. Для знаний, для оценок, для вуза...

Кроме того, ребенок живет в семье, которая о нем заботится морально, материально, духовно и физически. И если на него возлагаются какие то обязанности – это его вклад в семью, его помощь самым близким людям, его обязанность. Такая же, как обязанность отца – зарабатывать деньги, матери – вести домашнее хозяйство. «Оплачивая» детям помощь семье и учебу, мы можем вырастить эгоистов, «потребителей» по жизни, не способных на бескорыстную отдачу.

5. Нужна ли ребенку копилка? Хороший ли это подарок?

Психолог. В наличии у ребенка копилки нет ничего ни хорошего, ни плохого. Это всего лишь средство воспитания. Все дело в том, как родители преподносят этот подарок. Некоторые считают, что копилка развивает у детей дух накопительства; стремясь ее накопить, ребенок начинает соображать, каким путем их заработать.

В семьях же, где дети приучены пользоваться деньгами, где деньги не рассматриваются как средство родительской власти – не несет никакого отрицательного влияния на формирование нравственных качеств ребенка.

6. Влияет ли отношение к деньгам, сформированное в детстве, на жизнь человека в будущем?

Психолог. Да. Порой неправильная позиция родителей в детстве очень сильно влияет на ребенка, ставшего взрослым.

В каждой семье свое отношение к деньгам, к тому, как их зарабатывать и как тратить. Для каждого его вариант единственно правильный, потому что привычный, усвоенный с детских лет.

Часто мамы ограждают своих детей от материальных проблем, стараются не говорить о них с ребенком и по возможности ни в чем ему не отказывать, чтобы не лишать счастливого детства. В результате взрослый мужчина, усвоивший, что денежные затруднения его не касались, а являлись маминой «головной болью», ожидает, что теперь его денежные проблемы возьмет на себя жена. Он привык, что все его нужды удовлетворяются волшебным образом, а сам он избавлен от какой бы то ни было ответственности. Вряд ли с такой жизненной позицией ему будет легко.

Иные родители считают, что если они обеспечивают ребенка материально и у него есть все необходимое, то этого вполне достаточно. Но ничто не заменит ребенку общение с мамой и папой. И это общение не должно ограничиваться вопросом: «Какие у тебя сегодня отметки?». Деньги не должны подменять человеческое тепло, ими нельзя «откупиться», потому что в лучшем случае вы получите в будущем то же самое.

Наверняка у каждого из вас есть свои детские воспоминания, связанные с деньгами. Зачастую, основываясь именно на них, мы выбираем модель поведения со своим ребенком. Иногда родители идут «семейным» путем, а иногда: «Я был этого лишен с детства, так пусть мой ребенок не знает этих проблем». Конечно же, вы понимаете, что любая крайность вредна и лишь разумная «золотая середина» будет полезна.

Учитель. Очень хочется верить, что наш разговор за круглым столом поможет вам избежать острых углов в вопросах домашнего воспитания. Никто никому не дает рецепта, следуя которому можно выйти из любой сложной педагогической ситуации. Только чуткость, продуманность, какой-то собственный опыт может помочь найти нужное решение. Нужно учитывать психологические особенности вашего ребенка. Некоторые психологи склонны считать, что даже потенциал знаков зодиака влияет на возможности развития бережливости (расточительности) у ребенка.

Хочу познакомить вас с некоторыми предостережениями-советами астрологов. Прочитайте на досуге улыбнитесь и на всякий случай присмотритесь повнимательней к своему малышу: кто знает, может и эта консультация не окажется лишней?

Астрологи советуют

Не ожидайте, что маленький ОВЕН будет откладывать часть карманных денег, экономить. Скорее всего, под влиянием импульса он потратит все и сразу в его кармане «деньги прожигают дыру». Завтра – это так далеко, а «я хочу» или «мне надо» именно сейчас. Чаще всего ребенок Овен далек от предусмотрительности и расчетливости. Подросший же Овен способен как по-прежнему моментально тратить деньги, так и активно их зарабатывать.

Маленького ТЕЛЬЦА отличает ответственное обращение с деньгами. Чаще всего он умеет делать «удачные покупки», может легко научиться сохранять часть карманных денег, гордясь тем, что сбережения растут.

В отношении к деньгам у БЛИЗНЕЦОВ преобладает практичность и рассудительность. Но ребенок придает значение не самим деньгам, а возможности «пустить их в оборот» – например, купить какую-либо игрушку, а потом поменять на лучшую. При этом редко случается, что Близнец остался вообще «без копейки в кармане».

РАК обычно наиболее бережливый из всех зодиакальных знаков. Малыш достаточно экономно тратит деньги, и его легко научить обращаться с ними. Накопление, сохранение – это часть стремления к надежности. Рак относится к деньгам осторожно, разумно, но тем, кого любит, готов отдать все.

Маленький ЛЕВ может быть очень расточителен и великодушно щедр. Царственным жестом деньги потрачены все сразу, потому что им не придается большого значения. А вот качество покупки значение имеет – это что-нибудь дорогостоящее и наилучшее. Да еще маленькие детские развлечения требуют затрат. Поэтому денег всегда не хватает.

Ребенок знака ДЕВА самый большой реалист и практик. Вы можете обнаружить, что ребенок бережлив в обращении с деньгами, он способен легко решать: что стоит купить, а какая покупка может и подождать. Траты он планирует заранее.

Малышу знака ВЕСЫ нравится хорошо выглядеть и иметь красивые «штучки». Поэтому, несмотря на благоразумие, ему трудно сохранить карманные деньги, если он приглядел одну из таких хорошеньких безделушек.

Остались ли у малыша СКОРПИОНА деньги или он их все потратил – для вас это всегда может оставаться тайной. Ребенок достаточно практичный «покупатель», но иногда может возникать «финансовая проблема» из-за желания что-то доказать приятелям и преувеличить свою «платежеспособность».

Для тех, кого малыш СТРЕЛЕЦ любит, ему ничего не жалко, и деньги он тратит щедро, а иногда и безрассудно, но только не с его точки зрения. Несмотря на разнообразные желания, ребенок может быть и экономен, и бережлив.

Маленький КОЗЕРОГ может стремиться быть экономным, отложить деньги «на черный день» или накопить их достаточно для приобретения чего-то действительно стоящего. У ребенка может рано проявиться потребность заработать свои деньги он не любит быть зависимым.

Ребенок ВОДОЛЕЙ может удивлять вас тем, что, когда речь идет о деньгах или имуществе, он не относится к этому достаточно серьезно. Водолей рано создает свою систему ценностей, и деньги не занимают там главенствующего положения. Чаще всего деньги в его карманах могут «валяться» какое-то время без внимания и затем быть потрачены в одно мгновение. А «гуляющий в кармане ветер» после этого нисколько его не смущает.

Маленькая РЫБА вполне может быть материалистом. Но наличие или отсутствие денег в кармане всегда связано с настроением. Деньги появляются неожиданно и так же неизвестно куда исчезают. Чаще всего это происходит из-за неосмотрительности или небрежности по отношению к ним. Деньги могут быть «пожертвованы» тому, кому они, на взгляд ребенка, очень нужны.

Эти качества – основа, в которую жизнь будет вносить свои коррективы, начиная с детства. Конечно, в целом мы не властны над всеми обстоятельствами, которые обусловливают характер и жизнь малыша. Но мы можем постараться избежать наиболее грубых ошибок воспитания. Ради будущего своего ребенка. И ради своего будущего тоже. (Михайлова Елена. – Журнал «Няня». – 1999. – № 9.)

Учитель. Удачи! До новых встреч.