Обувь

Пересочиняя жизнь: метод Прогоффа и нарративная практика. Добавьте "MedPulse" в свои источники или Техника ведения записей дневника приносит психотерапевтическую пользу

Пересочиняя жизнь: метод Прогоффа и нарративная практика. Добавьте

Ежедневный стресс, горечь потерь, усталость и неуверенность в своих силах - все мы, так или иначе, подвержены негативным эмоциям. Хорошо, когда рядом есть близкие люди, которые могут помочь и поддержать, однако, бывают ситуации, когда силы для преодоления жизненных сложностей приходится искать внутри себя. Никто, кроме вас самих, не вернет в сердце утерянный покой и не расставит за вас жизненные приоритеты. Впрочем, не стоит отчаиваться. Существует немало доступных методик, помогающих разобраться в себе и справится со стрессом. Одна из них - арт-терапия или лечение с помощью творчества.

Мы уже писали в жизни каждого человека. Впрочем, чтобы ощутить реальный терапевтический и психологический эффект, вовсе не обязательно бросать работу, становится художником или спешно начинать учиться играть на арфе. Творчество в более широком смысле этого слова подразумевает одновременно активный и созидательный подход к жизни в целом, развить в себе который может каждый. Недаром, начиная с 1920-х годов танец, музыка, живопись и т.п. активно применяются в официальной психиатрии для помощи пациентам.


Фото: Katie Fafinski

Творчество в форме ведения обычного дневника или доступно абсолютно каждому, вне зависимости от возраста, благосостояния или уровня профессионализма. Именно такая форма арт-терапии прекрасно подходит для начинающих о обладает рядом преимуществ: вам не потребуется специальное место или дорогостоящие материалы для работы, вне зависимости от вашего графика, вы сможете посвятить данному занятью полчаса каждый день, чего будет вполне достаточно. Дневник позволяет не только с полной откровенностью выплеснуть на бумагу все накопившиеся переживания и стресс, но и проанализировать события прошедшего дня. Он может стать первой ступенью к тому, чтобы начать вести более осмысленную жизнь, в которой всегда будет личное пространство и время.

Зачем это нужно именно вам? Если вы сможете положительно ответить на вопрос, когда вы в последний раз отвлекались от работы и домашних дел, отключали Интернет и просто садились, чтобы спокойно подумать о своей жизни? В царящем вокруг информационном шуме многие из нас плывут, не задумываясь о том, на что конкретно тратят свои дни, и каких целей пытаются достичь, что, в свою очередь, и порождает стресс и чувство неудовлетворённости. Важные встречи, результаты которых мы не успеваем толком проанализировать, посиделки с друзьями, во время которых мы постоянно отвлекаемся на телефон и Интернет, поиск самовыражения, на который вечно не хватает времени, - очень многие современные люди сталкиваются с такого рода проблемами.

Совет : разумеется, вести дневник можно на одном из сайтов в Интернете или просто в программе на компьютере, однако многие психологи советуют именно рукописный вариант, так как он не только задействует нашу мелкую моторику, но и позволяет отвлечься от компьютера, за которым многие проводят большую часть своего времени.


Фото: TheOatboat

Не важно, насколько плотный у вас график и как много в нем насущных дел - это ваша жизнь, в которой всегда можно найти время и место для вас самих, не так ли? Например Джефф Уайнер, исполнительный директор преуспевающей компании LinkedIn, каждый день выделяет 2 часа в своем рабочем графике для размышлений, так как считает, что это повышает эффективность его работы. Эти 2 часа он посвящает мыслям о будущем компании, о повышении ее конкурентных преимуществ и эмоциональной подзарядке для дальнейшего общения с коллегами и партнерами. Тот же самый метод преминем и в отношении личной жизни или творческих планов.

Пример : начиная с 1980-х Билл Гейтс регулярно берет неделю отпуска, которую посвящает исключительно чтению книг и размышлениям, и никакие внешние обстоятельства не помешали ему отступить от этого правила.

Таким личным временем для размышлений и творчества может стать для вас ведение дневника, которое со временем должно войти в привычку, как утренняя чашка кофе. Выделите полчаса или час времени утром или вечером, отключите телефон и попросите домашних вас не беспокоить. Даже если поначалу это может вызвать сложности, не стоит недооценивать силу привычки - как только эта практика станет постоянной, это будет происходить автоматически.

Приобретите или , который будет вам нравится, и держите все необходимое под рукой. Найдите в доме или в ближайшем к вашей работе уютном кафе место, где вас никто не будет отвлекать. Помните, что такие мелочи, как долгие поиски ручки, постоянные телефонные звонки или неудобный стул могут сбить ваш настрой и помешать концентрации.


Фото: Dust Jacket

Многие с воодушевлением начинают вести дневник, однако их энтузиазм быстро угасает. Для того, чтобы этого избежать, не старайтесь писать поначалу много, а за выполнение задания порадуйте себя чем-то приятным: небольшой прогулкой, десертом, просмотром любимого сериала или новой, красивой ручкой. Главное, на начальном этапе, приучить себя регулярно вести дневник, цель которого - не только и не сколько документация мелких событий дня, а возможность выплеснуть свои чувства и эмоции или подумать о будущем.


Фото: domarevaks

Пример : не стоит недооценивать силу привычки! Об этом знает любой человек, который пытался бросить курить или есть пирожные на ночь, так почему бы не завести себе хотя бы одну действительно полезную привычку?

Дневник поможет вам приучить себя вести более осмысленную жизнь, принимать взвешенные решения, которые будут продиктованы вашими внутренними мотивами и личными целями, а не общественным мнением, информационным давлением или сиюминутными заботами. Людям творческих специальностей он также поможет регулярно записывать свои мысли, идеи и образы, к которым всегда можно будет вернуться в моменты творческих кризисов.


Фото: Ann-Mari

Айра Прогофф, ученик К.Г.Юнга, был одним из основоположников дневниковой терапии. Его интенсивный структурированный дневник — уникальный инструмент, основанный на идеях и принципах глубинной гуманистической психологии.

Этим летом я (Дарья Кутузова) хочу предложить вам познакомиться с особенностями ведения дневника “по Прогоффу”. Это первый курс о методе Прогоффа на русском языке. Я проходила программу Прогоффа трижды (дважды самостоятельно и один раз в Институте письменной терапии). А так как я специализируюсь в нарративной терапии, про метод Прогоффа я буду рассказывать, сопоставляя его с нарративной практикой.

Метод Прогоффа состоит из четырех “измерений” внутреннего опыта, из которых у меня получилось сделать три модуля, каждый по несколько недель (минимум 3-4, но мы посмотрим, что будет с темпом работы). Это возможность уделить много внимания собственной жизни — возможность, часто оказывающаяся целительной.

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ: ЖИЗНЬ И ВРЕМЯ

Мы будем исследовать и на собственном опыте проживать, что такое августинианская модель времени в отличие от привычной линейной;

что такое для Прогоффа “настоящее” и каково его содержание для нас;

что такое “уровень сумеречного воображения” и как туда погрузиться;

что такое “внутренняя корреляция”, “дневник внутренней погоды”, “рыхление воспоминаний”, “вехи” и “невыбранные дороги”.

Что участники получат “на выходе” после первого модуля?

  • Целостное восприятие течения своей жизни, своего жизненного сюжета
  • Понимание того, какие события и как именно привели к тому, что в жизни человека есть сейчас
  • Понимание личных критериев выбора и принятия решений — актуальных и оставшихся в прошлом
  • Множество личных “затравок” для дальнейшего письменного самоисследования
  • Инструмент, пригодный для работы с собой в сложных ситуациях

Второй модуль будет посвящен диалогическому измерению. Мы встретимся и поговорим в дневнике с разными значимыми людьми, проектами, с собственным телом, с социальными явлениями и интригующими жизненными событиями. В третьем модуле мы сосредоточимся на смысловом измерении, на личном словаре символов сновидений и на истории наших собственных духовных исканий, а также научимся создавать для себя мантры-“бусины”, позволяющие пригласить в настоящий момент дух и энергию прошлых встреч с Чем-то Большим.

Для кого этот курс:

Для всех желающих. Наиболее полезен он будет тем, кто сейчас чувствует, что находится “нигде”, в застое, и непонятно, куда двигаться дальше, — и тем, кто переживает период кардинальных жизненных перемен, чувствует, что становится другим человеком.

Также этот курс является обязательной частью длительной программы подготовки фасилитаторов терапевтического письма.

Сколько будет продолжаться: месяц или несколько больше

Как будет проходить:

Это онлайн-курс, существующий в режиме форума, т.е. быть онлайн в какое-то конкретное время не нужно, и мочь слушать аудио и смотреть видео тоже не нужно.

Сколько стоит первый модуль: 5500 рублей

Запись в предварительный список: напишите письмо по адресу [email protected]

Подробнее про метод Прогоффа можно почитать здесь:

Терапевтическое ведение дневника по методу Айры Прогоффа http://hpsy.ru/public/x3633.htm

Внутреннее путешествие с дневником Прогоффа в поисках волшебства http://interesno.co/myself/c9267bd6aac7

image by Aaron Harmon on Flickr https://www.flickr.com/photos/aaronharmon/2313183067/

https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/legalcode

Пересочиняя жизнь: метод Прогоффа и нарративная практика

Здравствуйте, Уважаемые Читатели. В сегодняшней заметке я расскажу о дневнике по психологии . Здесь я отвечу на вопросы о том 1) как следует вести такой дневник? и 2) какую пользу можно получить при его регулярном ведении?

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ , поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов . Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием « Мир Психологии », где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье « ».

А теперь перехожу к ответу на вопросы: «Чем нам может помочь ведение дневника по психологии» и «Что туда следует записывать?»
В предыдущих статьях Вы познакомились с приемами психологического айкидо. Уверен, что Вам уже неоднократно удавалось успешно применять его на практике, ловко гася конфликты, ссоры и скандалы в самом их зародыше.
Однако иногда случаются неудачи – самортизировать не удается. Что делать в этом случае? Учиться на своих ошибках и повышать уровень психологической подготовки. А для этого необходимо детально разобрать ситуацию и грамотно продумать Ваш амортизационный ответ, с помощью которого Вам удалось бы избежать конфликта или ссоры.
Здесь нам как раз и поможет регулярное ведение психологического дневника. Вам необходимо будет по памяти восстановить и записать возникший диалог, а затем – проанализировать, ГДЕ (в какой СВОЕЙ фразе) Вы допустили ошибку, и придумать правильный ответ. Найти его на первых порах бывает непросто. Поэтому если у Вас возникли затруднения – пишите мне через форму обратной связи или соц. сети: постараюсь Вам помочь.

Дневник также может помочь в планировании своих дел и времени. Заниматься этим рекомендуют многие психологи. Они предлагают написать список дел, которые Вы собираетесь выполнить завтра, послезавтра, за неделю, месяц, год, десять лет, всю жизнь и т.д., то есть, распланировать свою жизнь. Если подойти к этому с умом, то такое планирование может оказаться весьма полезным: способным сделать нашу работу более эффективной. Конечно, в нем есть и подводные камни. Но обо всем по порядку.
Для примера возьмем составление списка дел на завтра (хотя сейчас я перестал заниматься планированием на столь короткий промежуток времени (начинаю его минимум от 2 недель), но пример планирования Завтрашнего дня возьму для Большей наглядности). Следует записать: что необходимо выполнить; в каком объеме; сколько времени планируется потратить на ту или иную работу; разделить дела на более и менее значимые – расставить приоритеты важности и, следовательно, очередности их выполнения и т.д.
К сожалению, существенным минусом Ежедневного планирования является необходимость (извините за тавтологию) вести его Каждый День. Но на первых порах (если Вы только взялись за ведение дневника), получаться у Вас это будет с трудом – не выработан соответствующий навык . Поэтому заниматься ли планированием вообще, а тем более на короткий промежуток времени – решайте сами. Здесь (на примерах из собственной практики) я лишь покажу, как благодаря неправильному планированию завтрашнего дня можно легко испортить себе настроение.

Пример №1.
Два дня подряд мне честно удавалось вести дневник, куда я записывал приходящие в голову мысли и где составлял план действий на завтра. Всё шло замечательно. Однако уже на третий день о дневнике я банально забыл. Привычка его ведения только начала вырабатываться и требовала усиленного контроля. Естественно, что как только неусыпное око внутреннего контроллера ослабло – мой «склероз» сразу же дал о себе знать. О дневнике (и, соответственно, о планировании) я вспомнил в момент, когда уже находился в постели.
Такая ситуация у меня (на тот момент – сильно невротизированной личности) возникала дважды, и на тот момент я выбирал непродуктивные действия для решения создавшейся проблемы. Следует отметить, что у зрелой личности таких решений было бы, во-первых, больше, чем два, а во-вторых, среди них наверняка нашлось бы правильное.
А сейчас – мои непродуктивные действия и их последствия:
а) Раздраженный собственной забывчивостью, я, как ошпаренный, вскочил с постели и, ругая себя последними словами, впопыхах начал подводить итоги дня текущего и планировать день грядущий. Ушло на это минут десять. Злость на себя постепенно утихла, сменившись чувством гордости и выполненного Долга. Но время было позднее. Как Будто со спокойной душой я лег в постель и тут… А вот тут, Уважаемые Читатели, меня ждал малоприятный сюрприз. Бессонница. К сожалению, вследствие активной умственной работы, которая, безусловно, присутствует при заполнении дневника, я излишне возбудил свою нервную систему. В итоге на то, чтобы заснуть, мне пришлось потратить часа полтора.
Что же делать в этом случае? Каково продуктивное решение в создавшейся ситуации? Поговорите с собой. Скажите себе примерно следующее: «Утро вечера мудренее. Я себя люблю и, хотя веду дневник для себя, но никак не во вред себе. Разве будет лучше, если я плохо высплюсь и завтра встану разбитым? Утром я обязательно выкрою на дневник десять минут».

б) Вначале я стал пилить за склероз, но потом лень (или усталость) взяла свое: я начал ныть и причитать о тяжести судьбы, а дальше – почем зря начал ругать ни в чем неповинный психологический дневник (обвинять в своих неудачах или ошибках окружающих людей и даже неодушевленные предметы – типичный поступок невротической личности). В конце концов, мне удалось уговорить себя не вставать. Я думал, что сразу засну. Но здесь меня вновь ждала неудача – на этот раз я долго не мог заснуть из-за возникших угрызений совести.
Что делать в такой ситуации? Скажите себе примерно следующее: «Неужели будет лучше, если вместо здоровья я обрету болезнь? Дневник призван помогать мне. Конечно, если я заболею – времени у меня будет хоть отбавляй, и я смогу делать записи в дневнике сутки напролет. Но какой тогда в нем будет толк? Завтра я постараюсь выкроить время на дневник и легко наверстаю упущенное. Я ведь только учусь и, естественно, могу и буду ошибаться. Я себя прощаю».

Пример №2.
Вторая причина, которая может отбить желание вести дневник, – это неправильное планирование завтрашнего дня (и не только дня, но и недели, месяца, года и т.д.). Эту причину подробно разбирает российский психолог Д.А.Любченко в книге «Русский замысел – самосовершенствование». Он справедливо полагает, что многие, начинающие вести дневник и заниматься планированием, обычно берутся за это с юношеским максимализмом. Они забывают, что в сутках всего 24 часа и намечают на завтрашний день такое количество важных и полезных дел, которое вряд ли смогут выполнить даже в течение недели. С моей точки зрения, это связано с невротической поспешностью – большинство хотят всего и сразу. Но ведь так не бывает.
Когда я только начинал вести дневник, то на личном опыте столкнулся с проблемой неверного планирования завтрашнего дня. Вследствие последнего у меня, как правило, возникало два варианта развития событий:
а) Я вообще отказывался от ведения дневника. Какой же из него помощник, если вечером, подводя итоги трудового будня, у меня оставалось горькое чувство досады и разочарования вследствие массы невыполненных дел (разумеется, согласно Стахановского Плана)? На душе скребли кошки, было тоскливо. Посещало и чувство вины. Тогда я, кляня себя за нерасторопность, клялся работать быстрее, дольше, эффективнее. Но… На завтра ситуация повторялась. Так продолжалось около недели. Результат всегда оставался неизменным: каждый вечер, подводя итоги дня, я обнаруживал массу невыполненных дел. В результате я забросил ведение дневника и планирование – Зачем тратить на это время, когда я и Так Ничего не успеваю, а новое планирование расстраивает меня все сильнее и сильнее?

б) Иногда в ситуации неверного планирования победу одерживал Трудоголизм. Осознавая, что не успеваю переделать еще массу дел, я, как преуспевающий мазохист, бросался выполнять запланированную работу. В такие дни я трудился в поте лица и, завершив, наконец, все запланированные дела, буквально проваливался в сон. Наутро я вставал сонный, уставший и разбитый. Если такое повторялось регулярно, то в постель меня укладывала болезнь.

Уважаемые Читатели, у Вас, скорее всего, возник вопрос: что делать, если от планирования и ведения дневника отказываться Вы не собираетесь, но страдать вследствие неверно составленных планов также не хотите?
Выход прост. Д.А.Любченко справедливо полагает, что если Вы решили планировать, то планируйте МИНИМУМ, а не МАКСИМУМ. Тогда Вам с легкостью удастся избежать массы незавершенных дел, разочарований, трудоголизма и, как следствие, болезни. Как запланировать минимум дел, покажу на примере.
В сутках 24 часа. Сразу вычтем из них 9 часов на сон и еще 9 – на работу, которую (для простоты) в данном случае планировать не будем. Останется 6 часов. Составляя список дел, Вы наметили: а) совершить двухчасовую прогулку; б) полтора часа посвятить чтению; в) за 2-2.5 часа сделать генеральную уборку.
Как Вы думаете, здесь запланирован Максимум или Минимум? Правильно, Максимум. Следовательно, как только произойдет любая форс-мажорная ситуация (например, Вам позвонит старый друг, общение с которым займет час), одно из дел останется невыполненным. Более того, Невозможно распланировать свой день по минутам и даже часам – мы ведь не роботы: шаг вправо, шаг влево – и выполнение плана моментально срывается.
Давайте подумаем, как запланировать минимум? Сделать это нетрудно – просто разделите пополам время, которое Вы собирались посвятить намеченному делу. Таким образом, на прогулку, как и на чтение, планируйте потратить не более 1 часа, а генеральную уборку вообще можно разбить на два дня.
Если Вам удалось все выполнить – я Вас поздравляю! Хотя, мои поздравления – ничто по сравнению с чувствами радости и гордости, которые посетят Вас после выполнения плана, ведь Вы наметили, а затем – добились поставленной цели. Да и с психологической точки зрения план всегда приятнее перевыполнить, чем недовыполнить. Необходимо научиться радоваться маленьким победам, а не стонать и огорчаться из-за больших невыполненных дел.
Однако если и После Сокращения времени план выполнить Не удалось, тогда поделите время, отведенное на выполнение каждого из дел еще в два раза и т.д., до тех пор, пока не выполните план Полностью Без Вреда для себя.
Такое планирование позволяет не только выполнить значительное количество важных дел, но и держит Вас в реальности, не давая уходить в мир иллюзий: Вы думаете, что можете выполнить 100 единиц работы, хотя на самом деле – можете всего 10. Заодно поучитесь наступать на хвост своим амбициям, ведь, как говорил Уильям Джемс: «Самоуважение равно успеху, деленному на уровень притязания. Уменьшите уровень последнего и у ваших ног будет весь мир!»

Чем еще может помочь регулярное ведение психологического дневника? Отвечая на этот вопрос, расскажу историю из своей жизни.
Летом 2010 года меня регулярно начали посещать несильные, но частые головные боли. Интенсивная прогулка, занятия в тренажерном зале или йога быстро их снимали. Я долго не мог понять: Чем вызваны эти приступы головной боли? Казалось бы, никаких предпосылок для них не было: я отлично спал, вовремя ел , вел здоровый образ жизни и уж тем более не страдал отсутствием общения (детальнее об этом Вы можете прочесть в статье «).
В ноябре 2010 года я неожиданно поймал себя на том, что слишком много думаю. Мысли вертелись в голове, словно рой взбешенных пчел. Я отметил, что интенсивно думаю на протяжении ВСЕГО дня: когда ем, принимаю душ, учусь, работаю, отдыхаю. Стало трудно расслабиться. Это удавалось лишь в моменты интенсивных физических тренировок.
Незадолго до этого я слушал аудиосеминар Михаила Ефимовича Литвака «Как узнать и изменить свою судьбу», где он рассказывал о пользе Регулярного ведения дневника. И я решил попробовать. Как и Мартину Идену , герою одноименного романа Джека Лондона, писать мне понравилось. Первая запись была сделана мною 15 ноября 2010 года. С моей точки зрения, именно она стала первым шагом на пути выхода из своей невротической жизни – своего сценария, в котором я пробыл без малого 25 лет.
Я начал методично записывать всё, что приходило мне в голову. (В 2009 и 2010 годах несколько раз я пытался более-менее регулярно вести дневник, но каждый раз забрасывал – не хватало терпения). За месяц я исписал 50 листов тетради (для экономии места записи делались в каждой клеточке). Эффект был просто поразительным! Я разобрался, что собой представляю и чем хочу заниматься – я Вышел из Сценария. Что касается головных болей, то они исчезли! Более того, я заметил, что стал гораздо спокойнее. Но и в этом не было ничего удивительного, ведь раньше я все время боялся что-то забыть. А благодаря регулярному ведению дневника по психологии, я знал: каждая мысль, идея, взгляд на мир и окружающих людей, надежно хранятся на его страницах. Теперь во время еды я ел, во время отдыха – наслаждался жизнью, во время работы – работал (уже с начала 2011 года я начал давать первые бесплатные консультации; кстати, идея создания этого блога родилась в последних числах декабря 2010, а первые статьи для него были написаны уже в феврале 2011 года; да, качество их было низкое, но это было Первое Мое Творчество; конечно, со временем, когда мой навык письменной речи значительно улучшился, я их переписал).
Я начал ЖИТЬ и прекратил бесконечный поток мыслей о , людях-хронофагах или . Как тонко подметил Михаил Литвак: «Лучше сумбур на бумаге, чем каша в голове. Сумбур на бумаге легче выправить» и «После того как подумал, сделай хоть что-нибудь, ну хотя бы запиши свои намерения, а то потом забудешь».
Когда я разгрузил голову от старых мыслей, ко мне пришло много новых. Таким образом, благодаря одному только ведению дневника мне удалось продолжить свой личностный рост.

А сейчас хочу сделать маленькое отступление и несколько слов сказать своим клиентам и читателям, знакомым с трансактным анализом Эрика Берна (на блоге статья называется «Структурный анализ личности»). Дневник – это великолепная форма общения со своим внутренним Естественным Дитятей (ЕД). Именно он является источником нашего Творчества и, регулярно ведя дневник, мы не просто учимся творить, – мы учимся развивать его в структуре своей личности.
К сожалению, многим на первых порах сложно вести дневник – тяжело сформулировать и выражать свои мысли, а если они и делают какие-то заметки – то последние, как правило, сухие, скупые и нерегулярные. Именно от этих людей я часто слышу: «Мне это не дано, я не умею, у меня никогда не получится» и т.д. С моей точки зрения, способность к творчеству есть у ВСЕХ, просто у таких людей ЕД было сильно задавлено (но не уничтожено!) родительским воспитанием. Эту способность необходимо восстановить, ведь без развития последней выход из сценария и, следовательно, дорога к счастью, для таких людей наглухо закрыты: наше Счастье в Естественном Дитяте.

Также с помощью дневника Вы можете оценить прошедший день (поставить ему оценку), как это советует делать :
+++ прекрасно прошел. Вы сделали всё, что хотели и даже больше, Вам везде сопутствовал успех, Вы прекрасно себя чувствовали. Хорошее настроение Вас не покидало, а жизнь напоминала сказку.
++ хорошо прошел. Все было хорошо, но где-то проскочила и ложечка дегтя, что в целом, никак не повлияло на вкус большой бочки качественного и вкусного меда жизни.
+ нормально прошел. Хорошего все-таки было больше.
– плохо прошел. В такой день негатив слегка перевесил хорошие события.
– – очень плохо прошел. Одни неудачи и неприятности – все валилось из рук, ничего не клеилось. Иногда и такое бывает.
– – – ужасно прошел. Случилось какое-то большое несчастье или трагедия (умер кто-то из родственников, Вы серьезно заболели и т.д.).
Разумеется, критерии оценки у каждого будут свои (можно использовать критерии Литвака, можно – 10 или 100 бальную шкалу, или придумать что-то свое).

В заключение скажу, что на данный момент записываю в своей дневник по психологии без малого все, что происходит в моей жизни. Отмечаю там как неудачи, так и успехи; веду перечень доходов и расходов; расписываю, что сделано, а что – пока нет. Еще я рекомендую перечитывать свои записи, скажем, раз в два-три месяца. Вы приятно удивитесь тем количественным, а иногда – и качественным (по Закону Жизни количество рано или поздно переходит в качество) изменениям, которые с Вами произошли за последнее время. Только пишите по возможности объективно и честно (факты и цифры). Обманывать себя не стоит – в конечном итоге будет только хуже, ведь рано или поздно обман все равно всплывет наружу, а, живя в обмане и иллюзиях, Вы тратите драгоценное время Своей Жизни. Стоит ли этого ложь и обман? Не думаю.

А сейчас приведу несколько сообщения посетителей с форума Михаила Литвака, которые также высказывают свою точку зрения о пользе ведения электронного блога или дневника:
«У меня часто спрашивают, почему я веду блог. А ведь правда: ПОЧЕМУ?
Я обычно отвечала, что у меня якобы присутствует писательский зуд, то есть, пока не почешу (читать — не напишу) — не успокоюсь.
Сегодня прочитала об эффекте забывания законченных действий. Человек забывает информацию, если действие завершено. Я часто не могу вспомнить, о чем писала, а если не написала — не могу забыть. Мысль, не изложенная в письменном виде, часто пропадает в необъятных просторах подсознания и появится ли она снова в том виде, в котором она для меня важна, — это вопрос.
Мысль, не изложенная в письменном виде, часто выплывает из подсознания, не давая покоя и заставляя с новой силой всё «думать, думать об одном и день, и ночь» (хотя это, конечно, преувеличение). Но своего рода «мыслительный онанизм» присутствует. Мысль вроде есть, мыслительный процесс в действии, но результата нет.
Рассказать человеку, сидящему рядом со мной, как меня что-то поразило или шокировало – часто почти тоже самое, как рассказать свои мысли кошке — она выслушает, кивнет, мурлыкнет в ответ да и махнет хвостом, уходя на кухню похрустеть сухим кормом.
А я останусь со своей мыслью – вроде высказанной, вроде обсужденной, вроде… и вроде ее как бы уже нет, то есть, с высказанной мыслью уходит та (моя!) сокровенность, которая остается в написанном тексте и о которой можно вспомнить спустя какое-то время.
Еще некоторые недоумевают, как можно описывать в блоге личные переживания. А как Вы можете рассказывать о своих переживаниях друзьям, которые потом в своем пересказе передадут их своим друзьям друзей? Уж лучше читать первоисточник. К тому же тем, кому не лень заходить на мой блог, скорее всего интересны мои мысли. А что может быть приятней личной, хоть и пассивной, заинтересованности?
Написав заметку, я завершаю действие и забываю.
Рассказывая кому-то «горячую» новость, мы тоже завершаем действие и забываем.
У каждого свои способы, как избавиться от навязчивой мысли».

«Я пишу дневник для себя. Пишу в дневник тогда, когда эмоции одерживают верх. Я сажусь, записываю все или на бумажку или в интернет. Не перечитывая! Для меня это важно. Пишу все, что приходит в голову, с ошибками, слезами, истериками, ненавистью. Во-первых, это помогает мне скинуть эмоции, во-вторых, потом перечитываешь и многое понимаешь.
В основном пишу событие, которое произошло и свои чувства, действия, эмоции, чтобы потом можно было восстановить картину и понять, почему я так отреагировала. Еще хорошо было бы написать, что происходило ранее, что могло повлиять на такую реакцию».
Недаром Борис Литвак советует: «Я обычно предлагаю вести дневник с ретроспективным анализом. Если в дневник просто сливать эмоции и негатив, то это помогает, но не меняет. Поэтому нужна работа с дневником. На левой странице разворота записываются события, эмоции, размышления и т.д. как они есть. Что человек хочет, то и пишет. Правая страница пока остается пустой. Через день-два нужно с «холодной» головой вернутся к записям, проанализировать ее и переписать».

«Для чего нужно вести дневник? Многие известные личности, «золотой фонд» человечества говорили о важности регулярного описания собственной жизни. Делакруа и вовсе возвел ведение дневника в некий абсолют: «Если день не записан, значит, он и не прожит». М.Е.Литвак так же говорит о необходимости дневниковых записей. Почему?
Дневник выполняет сразу несколько важных для нашей повседневной жизни функций, первая из которых сброс эмоционального напряжения. Причем не имеет значения, какие это эмоции положительные или отрицательные. Радость бывает не менее нагрузочная и выматывающая, чем страх. Представьте, вы влюблены, вернулись с первого свидания с любимым человеком, которое прошло удачно, по вашему мнению. Как будете себя чувствовать? Радость переполняет, спать не хочется. А завтра на работу, вставать рано. Тут то и поможет дневник, которому можно рассказать о своих чувствах, о том, как прекрасна и удивительна жизнь и т.п. После этого, как правило, напряжение вызванное эмоциями идет на спад.
Еще одна функция дневника – самодиагностика личностных проблем. Что имеется в виду? В повседневной жизни мы пропускаем сигналы, подаваемые нашим телом о том, что неправильно живем, организм работает на износ. Что это за сигналы? Например, головная боль, плохое самочувствие по утрам и т.д. Каждый из них по отдельности может ничего не значить, но перечитывая дневниковые записи и обнаружив там строки о регулярном плохом самочувствии, появляется повод для размышления и анализа текущей жизненной ситуации и своего отношения к ней. А что будет, если пропускать эти телесные сигналы и продолжать жить по-прежнему? Очевидно, они станут усиливаться, пока не приведут к крупному срыву, т.е. болезни, которую «не заметить» уже не удастся!
Из последнего абзаца, думаю ясно, что свой дневник нужно не только писать, но еще и регулярно читать. Это является такой же необходимой частью регулярной психологической работы над собой. Собственно говоря, работа с дневником такая же гигиеническая процедура, как и чистка зубов. Если зубы долго не чистить они портятся и, в конце концов, их приходится удалять. Так же и с нашей душой. Если ее регулярно не чистить от остатков эмоциональной пищи она будет портиться, отравляя весь организм в целом.
Но вернемся к дневнику. Еще одна его важная функция – фиксация достижений. Человек не может не побеждать, таково наше устройство. Успех – мотивирует, успех – лечит, успех – украшает жизнь. Но в суете будней, мы часто забываем о маленьких достижениях на пути к большой цели. Беда в том, что большие достижения потому так и называются, что они редки и требуют многих лет кропотливого труда. А что же делать между? Как сохранять интерес? Хорошим подспорьем выступит дневник, в который нужно ежедневно записывать все свои победы, какими бы маленькими и незначительными они нам не казались. Записанное уже не удастся забыть или вытеснить. Перечитывая эти строки в трудные минуты жизни, мы найдем в своем дневнике поддержку.
Ну и наконец, еще одной функцией дневника является – отслеживание собственного личностного роста. Просто как процесса. Наше субъективное восприятие окружающего мира и себя в нем бывает весьма обманчиво. Конечно, если вы в течение одного месяца стали миллионером или получили всемирное признание, не заметить этого не удастся. Но обычно изменения накапливаются медленно, а количество разнообразных проблем имеет тенденцию сохраняться постоянным. Тем не мене, если человек трудится над собой его жизнь обязательно меняется. И вот собственно для того, чтобы заметить эти изменения, и служит дневник. Кажется, Маслоу как-то сказал: «Счастье – это осознание своего личностного роста» (это сказал А.Лоуэн; Ю.Л.). Таким образом, понимание собственных изменений является необходимым условием для создания ощущения счастья. И дневник помогает в этом.
Т.е. дневник нужен для того, чтобы:
1. Описав события, по-новому взглянуть на них.
2. Выплеснуть негативные эмоции,
3. Перечитывая, проводить анализ сложных ситуаций,
4. Накопить статистические данные для выявления сценария,
5. Дисциплинировать себя»
Будем счастливы!»

ВНИМАНИЕ! Вследствие вышеизложенного материала ВСЕМ моим Клиентам РЕГУЛЯРНОЕ ведение дневника КРАЙНЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО.

С моими услугами и можно ознакомиться в статьях «» и «».

Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше познать самого себя, приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.

Самонаблюдения, отражаемые в дневнике самоконтроля, могут быть подробными и состоять из 15-20 показателей и более, но могут быть и краткими - из 5-8 показателей. Эти показатели должны быть наиболее информативными с учетом вида спорта или формы занятий. Например, при ведении дневника студентами-спортсменами, занимающимися силовыми видами спорта (тяжелая атлетика, борьба, бокс), вместе с другими показателями наибольшее внимание должно быть обращено на контроль за массой тела и развитием силы. Представителям циклических видов спорта (бег, лыжные гонки, плавание и др.) необходимо тщательно контролировать частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, а также показатели развития выносливости. Студентам, занимающимся физическими упражнениями по учебной программе организованно или самостоятельно в оздоровительных целях.

Кроме показателей, указанных в примерной форме дневника, необходимо периодически дополнительно отмечать результаты наблюдения за ростом, жизненной емкостью легких и физической подготовленностью не реже одного раза в семестр. За весом, окружностью грудной клетки, за развитием силы и состоянием дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи) - один раз в месяц.

Для ведения дневника самоконтроля достаточно подготовить небольшую тетрадь и разграфить ее по показателям самоконтроля и датам.

Тренировочные нагрузки основной части тренировочного занятия и нарушение режима вместе с другими показателями дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.

Наблюдение за спортивными результатами является важным пунктом самоконтроля. Это наблюдение показывает правильность применения средств и методов занятий и тренировок и может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности и спортивного мастерства.

Особое значение имеет самоконтроль для студентов, имеющих ослабленное здоровье и занимающихся в специальном учебном отделении. Эти студенты обязаны периодически показывать своему преподавателю физического воспитания и врачу результаты своих наблюдений, советоваться по различным вопросам двигательного режима, режима питания, дня и т.д., что в значительной мере помогает их рациональному физическому воспитанию, способствует эффективному использованию средств физической культуры, естественных факторов природы для закаливания,. Укрепления их здоровья и повышения физической и общей работоспособности.

Результаты самоконтроля должны постоянно анализироваться самими занимающимися и периодически – совместно с преподавателем и врачом. При сравнении показателей определяется влияние занятий физическими упражнениями и спортом на занимающихся, планируются тренировочные нагрузки.

Самоконтроль помогает физкультурнику и спортсмену лучше познать самого себя, приучает его следить за собственным здоровьем, стимклирует к выработке устойчивых навыков личной и общественной гигиены и тщательного соблюдения санитарных правил и норм. Самоконтроль позволяет занимающемуся физической культурой и спортом вовремя заметить опасность переутомления, помогает регулировать процесс тренировки и предупреждать состояние перетренировки.

При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля - это ведение специального дневника. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные. К субъективным показателям можно отнести самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам.

Как правило, при систематических занятиях физкультурой сон хороший, с быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после сна.

Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту.

Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.

При ухудшении самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при повторных нарушениях - обратиться к врачу.

Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима.

Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.

В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной ёмкостью лёгких, весом, мышечной силой, спортивными результатами.

Общепризнанно, что достоверным показателем тренированности является пульс. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после - 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%.

Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.

Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле

ИК=Д/П, где Д - минимальное давление, а П - пульс.

У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице.

Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин - 2,5-4 литра.

Доктор Айра Прогофф (Ira Progoff (2.08.1921 — 01.01.1998), американский социальный работник и психотерапевт, был учеником К.Г. Юнга. Свой подход он называл «гуманистической глубинной психологией». Прогофф поставил себе задачу разработать экономичный и эффективный метод психологической самопомощи и решил ее, создав «структурированный дневник». Упражнения дневника служат в качестве системы опор для самоисследования, при этом укрепляется восприимчивость к собственному «внутреннему процессу» и происходит настройка на диалогическое измерение жизни. Сейчас интенсивная дневниковая терапия Прогоффа применяется в групповой и индивидуальной работе с людьми, переживающими жизненные кризисы и переходные периоды. Особенно полезным этот метод оказался в работе с одинокими, застенчивыми людьми, а также с больными, безработными или находящимися в местах лишения свободы.

ОБЫЧНОЕ ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА
Огромное количество людей в разных культурах, в разные исторические периоды, в то или иное время своей жизни вели дневник. Обычный дневник — это хроника внешних или внутренних событий. В последнем случае есть тенденция к рефлексии, наблюдениям, образам фантазии (иногда). Это неструктурированный дневник, систематизированный либо по датам, либо используемый «по наитию». Люди, склонные писать много, будучи оставлены один на один с неструктурированным дневником, начинают повторяться, и круг, по которому они ходят, превращается в глубокую колею, из которой трудно выбраться.

Дневник часто ведут люди, стремящиеся достичь определенной цели, — в особенности, если на пути к цели им приходится преодолевать трудности. Тогда в дневнике человек отмечает, чего хотелось достичь, что получилось, а что — нет, каковы возможные причины трудностей и способы их преодоления. Однако оценочный характер такого дневника может усугублять у человека чувство вины за «недостижение». Если дневник должен помочь человеку достичь определенной цели, то сама определенность этой цели ограничивает пространство движения внутреннего процесса, а значит, и самого человека. В таком случае рано или поздно дневник оказывается заброшенным, и на его месте в опыте человека остается вакуум.

СПЕЦИФИКА СТРУКТУРИРОВАННОГО ДНЕВНИКА
Прогофф много экспериментировал в своей терапевтической работе с разными формами ведения дневника, и обнаружил, что неструктурированный дневник не выполнял возложенных на него функций — служить отражающей поверхностью для внутреннего процесса любого человека. Как же сделать так, чтобы дневник работал независимо от терапевта? Дневник должен обладать достаточно четкой структурой, чтобы можно было выделить, описать и передать конкретные процедуры. С другой стороны, равно важно, чтобы эта структура находилась в гармонии с естественным потоком человеческой жизни, чтобы переживания не надо было силой втискивать в формат дневника, как в прокрустово ложе.

Работа с дневником как метод психологической самопомощи выходит за пределы медицинской модели психотерапии, не требует анализов и диагнозов. Дневник становится своего рода портфолио личностного и духовного развития, отражающей поверхностью, на которой проявляется форма тонких душевных движений, и их специфика и направление становятся видимыми для человека. Жизненные события оказываются связанными с нашими ценностями, намерениями, желаниями и т.п. во временной последовательности нашей предпочитаемой истории. Пересматриваются также события прошлого. По мере этой работы в жизни появляется дополнительный смысл, «нечто большее». Человек осознает то, что прежде выходило для него за пределы зоны ближайшего развития, то, что раньше не было возможно знать. Это часто проявляется в различных поэтических формах.

ЦЕЛИ РАБОТЫ С ДНЕВНИКОМ
Начиная работать с дневником, люди достигают двух целей: размещают момент настоящего в более широкой перспективе прошлого и будущего, и одновременно устанавливают контакт с ценностями, смыслами и руководящими принципами нашей жизни. При этом, размещая себя подобным образом по отношению к потоку своей жизни, осваивая различные приемы и техники работы с дневником, люди получают инструмент, который смогут применять в дальнейшем. Становится доступной более широкая, многомерная перспектива, открывающая пространство возможностей. Размещая себя по отношению к собственной жизни, люди отмечают подъемы и спады, циклы, и тем самым создается контекст длящейся тождественности, преемственности существования.
Работая с дневником, каждый человек может продвигаться с комфортной ему скоростью, в своем темпе. Осваивая работу с дневником, человек пересматривает свою жизненную историю и устанавливает контакт с «внутренним движением жизни» и настраивает себя на его гармонию. Дневник — это инструмент для гармонизации жизни человека и настройки на его уникальную ноту. Этот инструмент «заточен» под каждого, кто им пользуется, это открытие собственной внутренней правды и настройка на нее. Дневник может стать спутником, переносным «альтер эго». Отношения с дневником у пишущего сродни отношениям музыканта с инструментом. Это помогает принимать решения в сложных жизненных ситуациях.

РАБОТА С ДНЕВНИКОМ В ГРУППЕ
Работать с дневником можно в любых жизненных обстоятельствах: в одиночку и в группе, в бурные периоды жизни и в относительно спокойные. Семинар по работе с дневником — это безопасная ситуация, защищенная от внешнего давления «мира за стенами комнаты», в которой человек может в спокойной обстановке взглянуть на свою жизнь. Эффективное структурирование семинара позволяет в сжатые сроки осветить значимые области жизни человека. Присутствие на семинаре других людей, тоже погруженных в исследование собственной жизни, создает особую атмосферу сосредоточенности. Хотя участники не общаются, они получают особую значимую поддержку друг от друга. Это укрепляет наше интуитивное ощущение ценности, значимости любой уникальной жизни. В этом смысле семинар подобен буддийскому ритриту. Когда мы работаем с дневником в группе, происходит соприкосновение жизней общей концентрацией, общими задачами.
На семинаре человек пребывает в уединении, и при этом его поддерживает атмосфера группы, чувство присутствия других людей. Они не вмешиваются в происходящее, не дают интерпретаций. Это традиция признания, выходящая за пределы знакомого и привычного. Молчаливое свидетельствование может порождать и аккумулировать энергию, подобно молитве. Во время семинара создается атмосфера несколько торжественного, одухотворенного сосредоточения, как в соборе; этому способствуют специальные упражнения семинара. Упражнения и атмосфера, поддерживая друг друга, задают темп и ритм этой работы.
Участники не дают друг другу советов. Их дар гораздо более значимый — это дар свободы и времени. На семинаре можно говорить, а можно молчать. Выбор молчания получит поддержку молчаливым свидетельствованием группы, так же, как и выбор разговора. Возможность говорить открывается для каждого в свое время. Когда человек нервничает и тревожится, он не может, будучи один, в достаточной степени сосредоточиться на работе с дневником. Но атмосфера группы успокаивает и помогает настроиться.
Есть вещи, о которых невозможно говорить в группе, потому что это было бы нарушением права на частную жизнь и личную тайну самого человека или других людей. Некоторые переживания настолько хрупки, что разрушаются, если говорить о них вслух. Есть некоторые вещи, говорить о которых — значит, отступаться от ценностей и руководящих принципов собственной жизни.

СТРУКТУРА ДНЕВНИКА
Самое главное в структурированном дневнике, разработанном Прогоффом, — нелинейность. Дневник должен быть устроен так, чтобы можно было свободно добавлять листы в любой раздел. Разделы составляют четыре так называемых «измерения»:
1. Жизненное время. Сюда входят такие разделы, как «Период настоящего», «Запись ежедневного», «События жизненной истории», «Вехи», «Перепутья: дороги, выбранные и не выбранные», «Открытость будущему».
2. Диалоги. В это измерение входят такие разделы, как: «Диалог с людьми», «Диалог с проектами», «Диалог с телом», «Диалог с событиями, ситуациями и обстоятельствами».
3. Поток символов. В этом измерении — разделы «Запись сновидений», «Расширение сновидений», «Сумеречные образы», «Расширение образов».
4. Внеличностные смыслы. В этом измерении — разделы «Диалог с обществом» и «Диалог с внутренней мудростью».

ДНЕВНИК И РАБОТА С ЖИЗНЕННОЙ ИСТОРИЕЙ
Настраиваясь на свой уникальный темп и ритм, люди начинают лучше чувствовать, когда в жизни именно для них наступает благоприятный момент. От ведения записей что-то меняется внутри, люди могут переживать это как прорыв или высвобождение чего-то. Поначалу это может казаться странным, потому что мы, как правило, привыкли к гораздо меньшей гибкости в жизни. Жизнь с годами стала похожа на плотно утоптанную почву, которую давно не рыхлили. Впечатления падают друг на друга так быстро, что у нас нет ни времени, ни возможности поразмыслить об их последствиях, о возможностях, которые они могли бы нам открыть. Мы не переживаем во всей полноте ни радость, ни боль, не успеваем занять позицию по отношению к ним, и из них не успевает развиться новое.
Работая с дневником, мы постепенно разрыхляем эти слежавшиеся слои. Внутри нас появляется новое чувство пространства и мягкости, открывающее новые возможности. Мы обретаем способность более свободно передвигаться в нашем внутреннем пространстве, исследуя территории воспоминаний и надежд, пробираясь в те уголки опыта, куда у нас раньше вовсе не было доступа.
В конце концов весь опыт становится доступным нам, как добрая мягкая почва, сквозь которую так приятно пропускать пальцы, наслаждаясь ее прикосновением. Когда мы обретаем эту мягкость и открытость любому внутреннему опыту, никакие внешние обстоятельства уже не способны сбить нас с курса. В достижении этого нам помогают упражнения по работе с жизненной историей.

«РАСТЯГИВАНИЕ ВРЕМЕНИ»
Упражнения на «растягивание времени» очень полезны для людей, переживающих переходный период в своей жизни. Представление о «растягивании времени» основывается на фундаментальном различии между хронологическим временем и качественным временем. Хронологическое время — это объективная последовательность событий, как они разворачиваются для постороннего, эмоционально не вовлеченного в них наблюдателя. Качественное время, напротив, — это субъективное переживание событий, их смысла и ценности для человека, который их переживает.
Самое сложное для человека время — переход между двумя большими периодами жизни. Когда прежний период завершился, а в новом очень много неопределенности, это может быть тяжело и даже убийственно. В этот момент очень важно иметь метод для того, чтобы позволить новой жизни выстроиться в гармонии с ритмом и тоном внутренних душевных движений.
Еще одна сложная ситуация — когда человек стоит на распутье и должен совершить выбор между двумя важными направлениями, которые одновременно присутствуют в его жизни и уже составляют ее важную часть и многого требуют. Может показаться, что человек «зажрался», но в такой ситуации он действительно испытывает колоссальное напряжение. При работе с дневником, если со-присутствует больше, чем одна история, каждой из них будет предоставлено пространство, чтобы проявить силу своих корней и показать, какие возможности она могла бы открыть.
Иногда дело не в выборе или конфликте направлений, а просто в смене акцента, когда в жизни человека сменяется ведущая деятельность. Как правило, так называемое «новое» направление в жизни, по сути, не совсем новое, у него есть предпосылки в прошлом опыте человека, просто события, принадлежащие к этому направлению, пока еще не оказывались в фокусе осознавания. Прежде подавленная история выходит на первый план и становится доминирующей. Иногда «новый» протагонист хочет по возможности противопоставиться прежнему. В какой-то момент человек может научиться больше отождествляться с более широким и многомерным аспектом себя, и это позволяет принять сосуществование различных, порой противоречащих друг другу, хоть и равно предпочитаемых, протагонистов.

ЖИЗНЕННОЕ ВРЕМЯ
При работе с дневником в центр помещается «период настоящего». Человека просят определить границы того настоящего времени, в котором он живет: какое событие стало границей между прежней жизнью и нынешней? Каково содержание нынешнего периода жизни? На что похоже его течение? Период настоящего рассматривается как с рациональной, так и с внерациональной точки зрения.
Далее человеку, ведущему дневник, предлагается параллельно вести два процесса: делать упражнения в разных разделах и вести ежедневные записи внутренних событий и состояний. Упражнения в разделах направлены на реконструкцию жизненной истории, насыщение ее смыслом, «население» разными значимыми людьми и фигурами, прослеживание возможных направлений развития в прошлом, настоящем и будущем.
Жизненная история реконструируется путем составления списка этапов-вех, осмысленно приводящих к периоду настоящего, который выступает в качестве кульминации сюжета. Далее подробно исследуется один из этапов, содержащий большой смысловой потенциал в контексте настоящего. Всплывающие воспоминания о прошлом записываются в раздел «События жизненной истории», а возможные направления развития, проявившиеся в точках выбора, в разделе «Перепутья: дороги выбранные и не выбранные».
Со временем жизненная ситуация человека меняется, и он может заново и иначе выделить «период настоящего», и в соответствии с этим переписать вехи. На поверхность в качестве значимых могут выйти совсем другие периоды и события. Это дает человеку непосредственное переживание полиисторичности жизни и возможности переписать собственную жизненную историю. Это особенно важно при работе с людьми, пережившими травмирующий опыт.

ДИАЛОГИ
Принцип диалога — еще один важный аспект работы со структурированным дневником Прогоффа. Очень трудно в повседневной жизни, а также при чрезвычайных обстоятельствах сохранить напряжение диалога между двумя субъектами. Мы либо готовы превратить в объект, послушный чужой воле, либо себя, либо Другого (в качестве Другого может выступать любой аспект нашего бытия, вплоть до Мира в целом).
В упражнениях дневника предлагается проследить жизненную историю того, с кем или с чем мы стремимся вступить в диалог: другого человека, нашего собственного тела, какого-то важного для нас проекта и пр. Далее человек настраивается на осмысленную преемственность течения этой жизненной истории, и представляет себе своего собеседника как бы присутствующим рядом. Между ними происходит спонтанный диалог, позволяющий понять что-то новое и важное о собственной жизни.

ПОТОК СИМВОЛОВ
При работе со структурированным дневником никакие жизненные переживания не оказываются проигнорированными. В этом измерении особое внимание уделяется потоку сновидений и фантазий. А. Прогофф исходит из соображения, что поток образов и символов течет постоянно, но во время бодрствования он скрыт под «слоем» рационального мышления. Важно не толкование каждого конкретного сновидения, а движение потока сновидений. Когда людям удается сопоставить поток событий и переживаний, происходящих во время бодрствования, с потоком сновидений и образов фантазии, открываются возможности понимания, и жизненный процесс обретает многомерность.
Запись сновидений и дневных грез помогает отстраниться от них, одновременно уделяя им должное внимание. Этот прием полезен при работе с людьми, страдающими от кошмаров и навязчивых состояний.

ВНЕЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ
Человек в современной культуре и в медицинской психотерапевтической модели часто конструируется как некое изолированное, автономное «я», «изнутри» которого происходят личностные черты, особенности характера и поступки. При этом игнорируется тот факт, что человек никогда не существует в социальном вакууме, он — часть сообщества, конструирующего смыслы посредством языка. Ценности, интересы, намерения, принципы и другие интенциональные категории бытия человека существуют не «внутри» него, а в культуре.
Работа со структурированным дневником помогает восстановить контакт с внеличностными источниками смысла — с искусством, общественными движениями, духовными учениями и практиками, измерением священного.