Карьера

Подготовка к рождеству. Подготовка к рождеству христову Приближается светлый праздник Рождества Христова. В чем должна заключаться наша подготовка к нему, кроме обычных хозяйственных хлопот? Мы задали этот вопрос Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонги

Подготовка к рождеству. Подготовка к рождеству христову Приближается светлый праздник Рождества Христова. В чем должна заключаться наша подготовка к нему, кроме обычных хозяйственных хлопот? Мы задали этот вопрос Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонги

Фото: Wavebreak Media Ltd/Rusmediabank.ru

До революции в России Рождество отмечали за неделю до Нового года. Сейчас – наоборот.

Вплоть до 90-х годов этот великий христианский праздник отмечался только . Интересно, а как «правильно» готовиться к Рождеству людям невоцерковленным, но желающим вспомнить о культурных традициях наши предков?

Застолье после поста

В России Рождество отмечается по старому стилю – 6-7 января. С 27 ноября длится Рождественский, или Филипповский пост, который заканчивается вечером 6 января с появлением первой звезды, напоминающей нам о Вифлеемской звезде, светившей на небосклоне накануне рождения Христа.

С первой звездой можно сесть за стол. Что же должно быть ? Конечно, на этот счет существуют особые традиции. В старину перед тем, как семья садилась ужинать в Сочельник, под скатерть подкладывали солому, которая считалась символом плодородия и благополучия, или же сено – в память о яслях, где лежал новорожденный младенец Иисус.

В центр стола ставили основное рождественское блюдо – кутью или сочиво. Сейчас мало кому известен правильный рецепт его приготовления. Вот он: возьмите 1 стакан зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г очищенных грецких орехов, 2–3 столовые ложки меда и, наконец, сахар по вкусу. Пшеницу следует истолочь в деревянной ступке, время от времени подливая воду. Когда зерна освободятся от шелухи, их необходимо почистить, промыть и просушить. После этого нужно сварить постную рассыпчатую пшеничную кашу, остудить ее и заправить медом. Мак растереть в ступке до появления молочка, затем смешать с медом и добавить в кашу. В последнюю очередь добавить слегка поджаренные ядра грецких орехов.

Вокруг блюда с сочивом должны быть расставлены другие кушанья, обязательно числом 12. Желательно, чтобы среди них оказались блины, рыба, холодец, заливное, свинина или свиная голова с хреном, колбаса, жаркое. В качестве напитков подойдут медовуха, домашние вина и пиво, различные ягодные настойки. К чаю можно подать тульские пряники с медом и булочки с маком.

Колядки – для незваных гостей

Наши предки обычно пекли к рождественскому столу - небольшие булочки из постного ржаного теста с разными начинками. Можно смешать ржаную муку с пшеничной в половинной пропорции. Для приготовления теста вам потребуются 2 стакана муки, 1 стакан смеси из простокваши, молока, сметаны и воды в равных пропорциях, а также щепотка соли. Тесто замешивают, затем накрывают салфеткой и оставляют на полчаса расстояться. После этого его раскатывают в жгут, нарезают на кусочки и скатывают в шарики, из которых затем формируют плоские лепешки, в центр которых кладется начинка. Края лепешек загибают – и колядка готова! Изделия могут быть любой формы – круглые, овальные, треугольные, квадратные… Выпекать их следует в духовке при температуре 200 градусов. Вынутые из духовки колядки можно смазать сметаной или топленым маслом.

В старину колядками угощали тех, кто ходил из дома в дом, распевая рождественские песни (колядовал) и получал за это угощение. Сейчас традиция колядования постепенно возрождается, особенно в сельской местности.

В полночь, без обмана…

Рождество – хорошее время . Считается, что для этого больше всего подходит период от Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января).

Например, вывешивают на ночь белое полотенце со словами: «Суженый, ряженый, приди и умойся». Если утром полотенце будет влажным – значит, в этом году девушка выйдет замуж. Останется сухим – увы…

Кладут под подушку хлеб и ножницы со словами: «Суженый-ряженый, богато наряженный, приди ко мне, накорми и причеши!»

Или едят перед сном что-нибудь соленое и просят: «Приди, напои меня!» Либо, ложась спать, надевают на одну ногу новый чулок и говорят: «Приди, суженый, меня разувать!» Считается, что суженый непременно ночью приснится.

О гадании на зеркале со свечами знают многие. Но в старину существовал и другой вид «зеркального» гадания. Девушка брала яблоко, разрезала его на девять частей, затем, стоя перед зеркалом, съедала восемь из них, а последнюю дольку бросала через левое плечо. После этого в зеркале являлся суженый.

Довольно распространено было и гадание на лодочке. Собирались несколько девушек, вставляли небольшие свечные огарки в скорлупки грецких орехов, зажигали и пускали плавать в миску с водой. У какой из подруг свечка сгорит быстрее, та и замуж раньше выйдет. У кого будет гореть долго - в этом году замужества не видать. А уж если скорлупка утонет – так и вековать несчастной старой девой!

Со свечами связано и литье воска. Берут свечку и, разломав ее, кладут куски в металлическую ложку. Нагревают на огне до тех пор, пока воск не расплавляется. После этого его одним махом выливают в приготовленный таз с водой. Смотрят на плавающую в воде восковую фигуру и дают истолкование.

Традиционным в старину было гадание с кольцом. Брали простой стакан с ровным дном, наливали туда воды и осторожно опускали в нее обручальное кольцо. Смотрели в середину кольца, и через какое-то время в нем являлся образ суженого.

Еще одно, на этот раз вполне современное гадание. Берут лист бумаги (лучше всего газетной), мнут руками, пока он не превратится в бесформенный комок. Затем кладут на дно тарелки и поджигают. Сгоревшую бумагу, не нарушая формы пепла, подносят к освещенной стене и осторожно поворачивают тарелку, пока на стене не появится тень. По ее очертаниям судят о будущем.

Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество.
Ну, что же... Не поймешь чего - подскажет сердце…
И.С. Шмелев "Рождество"

Вот уже в церкви мы слышим первые предвестники Рождества: на утрени начинают петь "Христос раждается - славите, Христос с небес - срящите…". Сердце наполняется радостью - скоро Рождество Христово.

Воскресная школа. Изготовление поделок к Рождеству

"Христос с небес - срящите", а значит - встречайте. В ожидании этой самой встречи с Младенцем Христом и проходит время Рождественского поста. Именно эта встреча и есть главный смысл праздника. Но как часто за суетой подготовки, за так называемыми предрождественскими хлопотами, приготовлением праздничных блюд, украшением дома, приобретением подарков теряется истинный смысл праздника! Зачастую в доме, где встречают Рождество, есть все, что положено на праздник: жареный гусь, елка, мишура, подарки, но… нет Самого Христа!

Многие из нас выросли в семьях, в которых Рождество не праздновали, нет семейных традиций и опыта проведения праздника в собственном доме, с детьми. Конечно, можно пойти с детьми на рождественские елки, их сейчас много: и в воскресных школах, и в просветительских центрах. Там будут рождественские представления, вертеп, елка, игры, песни-колядки, подарки. Это здорово, что есть такая возможность, и на такие мероприятия ходить с детьми очень даже нужно. Но все же самый незабываемый рождественский праздник лучше всего устроить дома, среди родных и друзей. Впечатления остаются на всю жизнь. Теплота и любовь будут согревать сердца долгие годы. Совсем не обязательны при этом пышные застолья и большие траты, можно малыми средствами, руководствуясь любовью и фантазией, сделать встречу Рождества чудесным праздником для своих близких, для детей и взрослых. И прежде всего надо помнить о цели празднования нами Рождества Господа нашего Иисуса Христа: не просто встреча с Богомладенцем, но принятие Его в свое сердце и дальнейшее неотступное следование за Ним.

У И.С. Шмелева сказано: "Наше Рождество подходит издалека. Тихо". Так и мы начинаем подготовку к встрече заранее. С 28 ноября начинается Рождественский пост - время сложное и радостное. Сложное, потому что пост для православного христианина - время обострения страстей, с которыми мы боремся, впереди много хлопот, страна празднует Новый год, надо успеть очень многое сделать к празднику: купить или изготовить подарки друзьям, родным, приобрести продукты, украсить дом. А радостное, потому что нашу дорогу к Рождеству уже освещает та самая Вифлеемская звезда, за которой две тысячи лет назад шли волхвы с Востока, преодолевая многие километры пустыни.

Первым шагом в подготовке к Рождеству с детьми может стать изготовление календаря Рождественского поста или календаря с двигающейся Вифлеемской звездой, которая день за днем будет приближать нас к празднику.

Этот календарь может быть самым простым: на большом листе нарисуйте дорогу, по сторонам которой будут числа-даты; можно выделить наиболее значимые праздники - день свт. Николая Чудотворца, Введение во Храм Пресвятой Богородицы; а в конце пути разместите маленькую иконку Рождества (из открытки или журнала) и Звезду. По дорожке двигается бумажный ангелочек (можно придумать любую сложную конструкцию, у нас он просто крепился булавкой) и показывает, сколько дней осталось до Рождества. В нашем календаре с одной стороны от дороги написаны добродетели, а с другой - дурные качества. Обсуждая с сынишкой его поведение в течение дня, мы приклеивали вырезанные из бумаги елочки напротив той или иной добродетели или порока соотвественно, ну а чем ближе Рождество, тем гуще должен становиться лес со стороны добродетелей. И если не так, то это повод задуматься и измениться, пока еще есть время. Взяв подобный календарь за идею, вы можете изобрести свой вариант, как удобней и интересней именно вашему ребенку. Начало подготовки к Рождеству с такого календаря может стать в вашей семье одной из традиций, которую дети смогут передать своим детям. Мне кажется, такой календарь и нам, взрослым не помешает...

На Рождество есть замечательная традиция - устанавливать рождественский вертеп или даже устраивать целое вертепное представление.

Рождественский вертеп - это воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.), кроме иконописи. Вертеп бывает статичный (вертепная композиция) с использованием объемных фигур или фигурок, выполненных из различного материала. А также рождественский вертеп - это вертепный театр: рождественское представление средствами кукольного театра, иногда также с участием людей-актеров. Такие представления были распространены преимущественно на территории Польши, Украины, Белоруссии, а также в некоторых регионах России. Вертепом в этом случае называют также особый ящик (его еще называли батлейка), в котором показывается кукольное представление.

Сделать с детьми самый простой статичный вертеп совсем несложно. Все зависит от фантазии и времени. За основу можно взять простую коробку. Маленькая иконочка Рождества, фигурки из пластилина, бумаги или любых других подручных материалов, мишура для украшения - вот все, что нужно. Дети испытывают настоящий восторг, когда из "всякого хлама" получается фигурка для вертепа: только что это был просто капроновый носок, набитый синтепоном, а теперь это уже важный мудрец Мельхиор, который несет золото в дар Младенцу!

Можно сделать вертеп один раз и потом каждый год устанавливать его, так же как мы устанавливаем искусственную елку. Это просто, и не надо каждый раз тратить время. Но намного интереснее и полезнее в педагогическом плане делать простой вертеп, но каждый год, и каждый раз - немного разный. Растут дети - изменяется сложность вертепной композиции. Изготавливая вертеп совместно с детьми, можно рассказывать им о событии Рождества, о волхвах-мудрецах, пастухах и Ангелах…

Делать надо не спеша, когда есть время, но обязательно сопровождать рассказом.

В православной традиции не принято делать фигуры Святого семейства. Для изображения Девы Марии, святого Иосифа и Младенца используют икону Рождества. А вот для изготовления остальных персонажей: вола и осла, которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием, пастухов с овцами, трех волхвов, Ангелов - можно использовать любые подручные материалы в зависимости от желания и фантазии.

Только не спешите класть в вертеп икону с изображением Младенца: пусть она появится в вашем вертепе в Рождественскую ночь.

Можно в праздник проиграть сценку и рассказать о Рождестве Спасителя с куклами статичного вертепа. А можно сделать настоящее вертепное представление, используя вертепный ящик с прорезями и куклы на палочках.

Изготовить вертепный ящик также несложно: нужно взять плотные большие коробки. Сценарий традиционный - "Смерть Царя Ирода" или адаптированная детская рождественская история. Хороши вариации истории про пальму, елочку и оливу. Вариантов очень много. Можно сочинить свою добрую рождественскую сказку и проиграть ее в вашем вертепе.

В этом году мы будем пробовать дома сделать теневой вертеп - вертепное представление "театра теней". Без чего еще не проходит Рождество в нашем доме?

Вот уже несколько лет я пеку расписные рождественские пряники-козули.

Процесс их изготовления трудоемкий. Сахар сначала надо пережечь на сковороде, потом добавить необходимые продукты и ароматные пряности и специи, вырезать в виде различных фигур, а после выпечки расписать глазурью. Но глаза боятся, а руки делают. Дети будут очень вам благодарны за подаренную сказку!

Как не вспомнить и о традиции христославов - хождения в праздник Рождества по домам с пением рождественских песнопений! Начинали раньше обычно с церковного песнопения "Христос рождается, славите" (отсюда и название). Хозяева давали христославам угощения. Если вы и ваши детки обладаете музыкальным слухом, и даже если не обладаете, включите в вашу домашнюю подготовку к празднику репетиции рождественских песен ("Рождество Христово, Ангел прилетел", "Небо и земля ныне торжествуют", "Ночь тиха над Палестиной" и др.). Можно просто ставить диск с рождественскими песнями и петь вместе с детьми, а на Святках смело посещать родных и знакомых: "И в нестройном детском хоре так таинственна, чиста, так отрадна весть святая о рождении Христа…" (А. Коринфский "Христославы").

Рождество на Руси всегда было временем для дел милосердия. Мы можем сказать: ну какая от нас помощь, или какие дела милосердия могут делать наши маленькие дети? Но просто оглянитесь вокруг. Можно начать с самого малого: кормления птиц, кошечек. Это тоже доброе дело - заботиться о малых творениях Божиих. Наверняка, в вашем доме есть одинокие бабушки и дедушки - сделайте им подарки. Пусть ребенок приготовит подарок своими руками, а в Рождество вместе поздравите и споете Рождественскую песню-колядку. Можно ведь, даже не выходя из дома, послужить ближнему. Сейчас для этого есть масса возможностей: например, вот такой проект "Старость в радость", где пишут письма одиноким людям . Если у вас появится искреннее желание помогать людям во славу Божию, то, я уверена, Господь поможет и подскажет, как это сделать.

Пусть дела милосердия, маленькие рождественские чудеса, которые мы можем дарить другим людям, неся им свои тепло и любовь, и в вашей семье станут главной рождественской традицией, передающейся из поколения в поколение. Тогда мы сможем сказать, что встреча, к которой мы так долго готовились и которую ждали, действительно состоялась. "Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф. 25:35-36).

В одних семьях есть свои давние традиции подготовки и празднования Рождества Христова, в других эти традиции только появляются. Непередаваемая атмосфера праздника складывается как из глобальных, так и из мелких деталей: жестов, взглядов, интонаций. Очень важно, чтобы рождественские традиции, соблюдаемые в той или иной семье, не были формальностью, а имели наполнение живой верой к Богу, Который есть Любовь. И тогда свет Рождественской звезды, осиявший ребенка в детстве, навсегда останется в сердце маленького человека и будет освещать его жизненный путь.

Наталья Куликова,
мама двух детей,
преподаватель воскресной школы церкви св. вмч. Пантелеимона г. Пушкин Ленинградской обл.

Фото: Наталья Куликова, Татьяна Балашова



Наш земной мир ведет отсчет своего времени от величайшего события всемирного и космического масштаба, когда Творец стал Творением, то есть Бог стал Человеком. Новый год от Рождества Христова еще раз напоминает нам о событии Рождения Спасителя, которое крайне важно для каждого из нас.

Подготовка к Рождеству
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Рождественский пост - это время духовной подготовки к великому празднику, такой подготовки, когда от встречи с Богомладенцем радостно запоет наша душа и обновится вся наша жизнь. Ожидая дорогого гостя, мы свою комнату выметаем и прибираем. Так же, ожидая Иисуса Христа в нашем сердце, мы должны очистить свою душу покаянием и делами любви и милосердия: и с близкими примириться, и нуждающимся помочь, и словом Божиим и святым Причащением напитать душу. Это нужно для того, чтобы Иисус Христос увидел, что мы ждем Его, и дверь нашего сердца для Него открыта. Тогда радость встречи со Спасителем будет взаимной.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября - дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Рождественский Пост длится сорок дней. Начинается он 15-го /28-го ноября и кончается в ночь под Рождество 24-го декабря /6-го января. За этот период наблюдается восхождение напряженности, нарастание ожидания праздника: за пять дней до него, т.е. 20-го декабря /2-го января, начинается пятидневное “предпразднство” наподобие Страстной седмицы, со своими богослужебными особенностями, а канун праздника, “Сочельник”, 24-е декабря /6-е января, полностью обособляется по примеру Великой пятницы. Этот день в просторечии называется “Сочельник”, а вернее — “Сочевник”, от слова “сочиво”, что значит — отварная пшеница, которую вкушают в знак строгого поста пред этим великим праздником.

Согласно Уставу в пост не полагается есть мяса. Рыбу можно есть по воскресениям и субботам, в день Введения Божией Матери в Храм (21-го ноября/4-го декабря) и по вторникам и четвергам в дни прославляемого святого; а в понедельник, среду и пятницу — только в том случае, если полагается в этот день всенощное бдение, например — в престольный праздник. Если в какие дни нет особого праздника, то надо готовить пищу на растительном масле во вторник и четверг, и без него в понедельник, среду и пятницу.

Как был установлен Рождественский пост

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября».

Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 — по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Как проводить время постов

По делам благочестия, которым мы должны посвящать постные дни, дни поста приближаются к дням праздничным. Слово Божие свидетельствует, что пост… соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством (Зах. 8, 19). Но посты все же отличаются от праздничных и будних дней. В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты - к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых. Праздники располагают нас к духовной радости надежде, посты - к сокрушению и слезам. В праздники, сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты - предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а напротив - сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», - заповедует Святая Церковь. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».

Как приучить себя к посту

Основа поста - борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.

Пост - аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, - злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно - мало-помалу. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, - неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.

По материлама сайта «Православие.ру»

Экология жизни: Главной подготовкой к Рождеству служит время Рождественского поста. Оно выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества.

Приближается светлый праздник Рождества Христова. В чем должна заключаться наша подготовка к нему, кроме обычных хозяйственных хлопот? На эти вопросы ответил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Забыть о себе, вспомнить о Боге

Собственно говоря, главной подготовкой к Рождеству служит время Рождественского поста . Оно выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества.

Ведь в этот день Сам Господь, Творец неба и земли, ради нашего спасения становится таким же, как и мы, человеком, подобным нам во всем, кроме греха. Пришествие в мир Христа Спасителя – это центральное событие человеческой истории. Вот почему этот праздник –совершенно особый и Церковь предлагает нам обязательно к нему подготовиться.

В чем состоит эта подготовка? Надо постараться очистить свою душу и свое сердце, избрать для себя путь доброделания, путь борьбы со своими грехами и страстями . И в помощь нам в этой борьбе установлен пост. Наверное, все, кто ходит в храм, знают, что пост –это воздержание от пищи животного происхождения. Но не все помнят, что пост должен быть еще и воздержанием от всякого рода развлечений, праздного времяпрепровождения.

Пост – это время подвига, как ни странно это звучит в контексте современной жизни. И подвиг этот состоит в том, чтобы хотя бы отчасти забыть о себе и больше думать о Боге, об искупительном подвиге Христа Спасителя, который начинается с Его Рождества.

У многих святых отцов есть наглядное сравнение человеческого сердца с вертепом. И они говорят о том, что цель христианина во время Рождественского поста – превратить свое сердце из вертепа, то есть из пещеры для скота, из хлева (на самом деле, этот образ очень точно отражает наше действительное состояние), в чертог, то есть дворец, достойный встречи Христа-Царя. Это поэтичное сравнение лучше всего выражает смысл той подготовки к празднику, к которой призван каждый христианин.

К радости духовной

Службы Рождественского поста, в отличие от служб поста Великого, структурно не отличаются от обычных богослужений, которые совершаются в течение всего церковного года. Но при этом в богослужебных текстах, предваряющих праздник, есть очень интересная особенность: в дни предпразднства (со второго по шестое января по новому стилю) богослужение вводит человека в пространство тех событий, которые предваряют Рождество Христово. И мы буквально шаг за шагом следуем за святым семейством, за волхвами, вместе с Матерью Божией и праведным Иосифом Обручником оказываемся в вертепе, в котором предстоит родиться Христу . Та же особенность есть и у богослужения в Страстную неделю, она производит очень сильное впечатление.

В эти дни читаются умилительные каноны на повечерии. Я лично их очень люблю и всегда стараюсь читать сам. Повечерие - это служба монастырская, и на обычных приходах она, как правило, опускается. Но я всегда благословляю в дни предпразднства служить повечерие в наших храмах ради этих трогательных, очень глубоких по своему смыслу и содержанию канонов.

6 января - навечерие Рождества Христова. Этот день отмечен особым постом, который, по древней традиции, должен длиться весь световой день - «до первой звезды». Почему так?

Пост, который мы сегодня знаем как воздержание от тех или иных видов пищи, в Древней Церкви имел и временное измерение: пост держался до захода солнца. И вот поэтому Литургия дня навечерия должна служиться вечером – так, чтобы она заканчивалась к моменту захода солнца. Литургия Преждеосвященных Даров в Великий пост тоже изначально совершалась только вечером, по той же причине.

Сейчас мы совершаем эти богослужения в первой половине дня – так легче для прихожан, но это неправильно по смыслу службы. Сейчас все больше приходов в разных епархиях возвращаются к практике вечернего совершения Литургии Преждеосвященных Даров, как это полагается по Уставу. Возможно, когда-нибудь и богослужения навечерия Рождества и Богоявления вновь будут совершаться в наших храмах вечером.

В этот день принято разговляться так называемым сочивом, то есть пшеницей, разваренной с медом и сухофруктами. Поэтому день навечерия называется также Сочельником.

Само богослужение Рождества состоит из всенощного бдения и Божественной литургии. Оно совершенно обычное по своей структуре, но, конечно же, всё, что читается и поется на службе, посвящено событию и значению Рождества Христова.

Одно из главных рождественских песнопений - ангельская песнь «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Она неоднократно звучит во время службы. Неким музыкальным и текстовым символом праздника является также песнопение «С нами Бог» – оно содержит пророчества из ветхозаветной Книги пророка Исаии о Христе Спасителе.

Часто задают вопрос: сколько должен длиться пост до Причастия для тех, кто собирается причаститься ночью? Если человек может поститься по Уставу, то в этот день он вкушает пищу один раз после захода солнца . Сегодня у нас темнеет рано - значит, в районе 16-17 часов. Если человек немощен, пожалуйста, он может поесть и позже, но не менее чем за пять-шесть часов до Причастия. Надо исходить из того, что ночная Литургия заканчивается в 2-3 часа ночи.

Когда меня спрашивают: «А как часто нужно ходить в Церковь в эти предпраздничные дни?», «Нужно ли быть обязательно вот на этой или на этой службе?» – я оказываюсь в затруднении. Как ответить? Представьте себе, что два человека любят друг друга. И покажется смешным, если молодой человек или девушка будут раздумывать: «Вот мы сегодня виделись. А надо ли нам видеться завтра? А может, только через пару деньков?»... Если человек влюблен, то он все время хочет быть с тем, кого любит. Вот так и здесь: если человек любит Бога, если для него Церковь - это жизнь, такой вопрос просто не возникает. Есть возможность - человек идет в храм.

Обычно каждый год в декабре в Интернете вновь оживляются дискуссии о том, как хорошо было бы Церкви перейти на новый стиль, чтобы Новый год отмечался после Рождества, уже по окончании поста. Но я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас, - большое благо для верующих людей. В нашей стране это выходные, поэтому даже те, кто работает и обычно не имеет возможности ходить на службу в будни, могут пойти в храм.

Кстати, это заметно: в предрождественские дни храмы наполняются людьми. Новогодние «каникулы» дают им возможность посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым духовно подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях помогает нам провести по-христиански.

Итак, завершается Рождественский пост - время, которое Церковь предоставляет нам для того, чтобы мы могли как можно лучше подготовить свое сердце к великому празднику Рождества Христова. Я хотел бы пожелать всем провести это время с пользой для себя и встретить праздник с духовной радостью, которая выше всех удовольствий мира и которая одна только делает человека по-настоящему счастливым. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Газета «Православная вера», п одготовила Наталья Горенок

Также на Рождество мы ездим в гости, сами принимаем гостей, колядуем. Такая насыщенная программа в основном должна уложиться в пять дней от Рождества до начала школьных занятий. И еще надо сделать так, чтобы в один день было не более одного мероприятия. А значит, чтобы у детей каникулы были не только праздничными развлечениями, но и отдыхом, необходимо тихо и спокойно прожить дни, свободные от праздничных мероприятий, то есть дни перед Рождеством. Значит, никаких елок в новогодние дни, и никаких больших гостей. Тем более – это время строгого поста. Так что само собой получается: неделя перед Рождеством должна быть тихой и спокойной.

Поэтому мы не ходим на новогодние елки, кроме школьных. И чтобы не перегрузить детей. И чтобы не перебивать «аппетит» перед лучшими, рождественскими мероприятиями. Чтобы пост оставался постом.

Если есть возможность и желание куда-то пойти в предновогодние дни, мы бываем на концертах классической музыки, смотрим балет. Не более чем одно мероприятие, обязательно до Нового года, а не после него. И это имеет смысл только в том случае, если действительно будет культурным образованием для наших детей, а не потерей образования.

Новогодняя ночь

Если украшение дома, елку, подарки мы возвращаем Рождественскому празднику, то что же остается в доме новогодней ночью? Легкий праздничный, но постный стол, аналогичный воскресной семейной трапезе. Разрешение есть детям сладкое. Что же может быть еще особенного, что бывает только в новогоднюю ночь?

Так сложилось, что на сегодняшний день Новый год – единственный общенародный праздник в нашей стране. И самое интересное, что это еще и единственный семейный, единственный народный праздник, когда практически каждый дом ощущает себя частью государства Российского. Единственный праздник, в который в каждом доме звучит – часто единственный раз в году – гимн России. Как бы ни относились люди к государственной власти вообще и ныне существующей в частности, как бы ни относились эти люди к собственной стране, как бы редко ни посещали их мысли о Родине, в Новый год – и только в Новый год! – все слушают новогоднее послание Президента, и после боя курантов пьют шампанское под , а то даже и поют его. И получается, что сегодня главная песня Нового года – это не «В лесу родилась елочка», а гимн России. Новый год у нас – фактически народный день Российского государства. Это уже само по себе, по-моему, заслуживает поддержки. Заслуживает того, чтобы и мы присоединились к этому празднику.

Теперь именно так и воспринимают Новый год мои дети. Как ночь, в которую у нас очень поздний праздничный ужин. Мы дожидаемся назначенного времени, по интернету слушаем Президента, считаем бой часов на Спасский башне и вместе поем гимн нашей страны, любуясь ночной панорамой Кремля, с золотыми куполами его соборов, с флагом России на фоне синего снежного неба… Молимся на ночь, просим у Бога благословения на предстоящий год (получается, что подобная молитва у нас много раз в году – на дни рождения, годовщины, в церковный Новый год…). Выключаем свет. Младшие засыпают первыми. Старшие смотрят в окно на салюты и фейерверки…

Это и есть празднование Нового года в нашей семье. Телевизора у нас нет, но в интернете есть он-лайн трансляция речи Президента. Надежнее, правда, заранее скачать выступление вместе с боем курантов и гимном. Ведь Новый год на Камчатке наступает за несколько часов до того, как дело дойдет до Москвы, и записи из восточных регионов свободно гуляют по сети.

Чего мы лишили наших детей?

Основные детские атрибуты Нового года у нас возвращены Рождественской ночи. Так что «чудесная ночь» у наших детей наступает в ночь с 6 на 7 января по новому стилю. Наши дети оказываются не только не лишены всех основных детский новогодних радостей, но получают их в гораздо более полном, широком и глубоком объеме. Новый год у нас получился ночью государства Российского и боя курантов. То, что мои дети «опаздывают» с елкой и подарками на целую неделю, меня не смущает. В моем собственном детстве всегда было это «опоздание», и я даже не понимаю, чем это может быть плохо. Тем более, что все родители в нашей стране никак не смущаются тем, что и сами они опоздали с елками и подарками, ведь «цивилизованный мир» одарил детей и елкой, и подарками за неделю до них – 25-го декабря.

Что же осталось такого, что есть в новогоднем праздновании у наших соотечественников, но чего наши дети оказались лишены?

У нас нет мистического ажиотажа по поводу приближения и наступления Нового года. Сколько дней, часов и минут осталось до «часа икс». Какие символические цифры будут в новом календаре.

Нет никаких атрибутов новой общераспространенной религии, в которой особую роль играют «символы года». Поклонение им пропагандируют телевидение, дорогие рекламные щиты на улицах и дешевые сувенирчики в переходах, елочные украшения и открытки в любом магазине. Дети украшают школьные классы изображениями этих зверюшек, дарят внукам плюшевых змей, поющих дракончиков, пластмассовых крыс – в зависимости от того, чье именно изображение приносит в том году счастье человеку. Даже еда в новогоднюю ночь должна быть «угодной» покровителю года. Для дракона готовят мясо, а для овцы – зелень… В фойе нашей школы я увидела изображения коз зеленого цвета. Оказывается, наступающий год посвящен козе, да не простой, а деревянной, да еще сине-зеленой.

Суеверия – это религия людей, у которых была отнята вера

Чего еще нет в нашем доме? Бесчисленного количества суеверий, которые, кажется, умножаются с каждым годом. Скажем, во время боя курантов надо съесть бумажку, на которой написано желание, запивая ее шампанским. Желание, конечно, сбудется. Надеть на себя все новое (или хоть что-то новое), чтобы в Новом году все было… новым. Да, одежда, как и еда, должна быть угодной зверю года. Наверное, есть еще много того, о чем я даже не догадываюсь. И маленькие дети, и пожилые учителя – все об этом знают, и иногда им приходится удивляться невежеству моих детей. Но еще маленькой девочкой я знала о том, что подобные суеверия – это религия людей, у которых была отнята вера. И это не глупо, над этим нельзя смеяться. Потому что это – другая вера. Потому что это – грустно. Потому что это – страшно. Теперь и мои дети учатся жить с людьми, которые надеются угодить деревянной козе. Которые с верой и надеждой молятся морозному деду об исцелении больной мамы. Благоговеют перед способностью этого благого бородача видеть все добрые и злые дела каждого ребенка. Перед его властью награждать и наказывать . С людьми, которые знают о судьбе их знака зодиака в наступающем году. И это, прямо скажем, беснование – и есть основная причина для православной семьи отмежеваться от полного погружения в праздник Нового года, не впускать его в дом в том виде, какой он сейчас имеет.

Слава Богу, в таком количестве это безумие встречается только перед Новым годом. А в остальное время мы можем сами приносить праздники в мир, и мир в лице школы часто с готовностью и открыто встречает церковную жизнь. Впрочем, это другая тема.

…После тихих дней между Новым годом и Рождеством, когда вся семья собирается вместе, наступает долгожданный сочельник. В нашем доме появляется живая елка. Восьмиконечная золотая звезда. Квартира украшается мишурой, гирляндами, еловыми венками, рождественскими надписями. На иконах – белые полотенца, еловые ветки. Вечером на столе – белая скатерть, сено, деревянная миска с кутьей, зажигается свеча у вертепа… Но это уже, собственно, начало Рождества. Нас ждет ночная служба, а потом – подарки под елкой… Чудо Рождества, чудо праздника, который приносит радость, настоящую радость. Когда небо и земля вместе торжествуют, когда Ангелы и люди встречают один и тот же праздник. , Рождественская ночь, святки, Крещение – все эти праздники уже на пороге. Праздники, которых наши дети не лишены.

Если мы сможем привести детей к радости Рождества Христова, то и Новый год, и другие подобные праздники отступят на второй план

Если эти, настоящие праздники, придут в наш дом, если мы действительно сможем привести детей, вместе с ними прийти к радости Рождества Христова, то и Новый год, и другие подобные праздники сами собой потускнеют, поблекнут и отступят на второй, третий, пятый план. Пусть будет в жизни наших детей Новый год. Как один из праздников рождественского поста. Который отдаленно напоминает о приближении Рождества. Который так отличается от всех праздников нашего дома. Ведь обычно наши торжества – это события только нашей семьи, или же праздники всей полноты Православной Церкви. Реже мы отмечаем дни исторической славы нашего Отечества. И только раз в году в наш дом приходит праздник того государства, в котором мы сейчас живем, совпадающий с наступлением нового календарного года.

Может ли новогодняя ночь «перебить» рождественские торжества? Да как же это возможно, если Рождество – это детские воспоминания, это объединение всей семьи, это елка и подарки, это исторические традиции нашей Родины, это служение Богу, это жизнь Вселенской Церкви, а Новый год… Новый год – это школьный огонек в конце второй четверти, это необычная ночь с боем курантов и пением российского гимна, виды Кремля и фейерверки на улицах. Это все интересно, здорово, но не может затмить даже день рождения ребенка. Тем более День Рождения Спасителя Мира, празднование которого соединяет все возможные представления о радости человека…