Обувь

Помогающие профессии, как не сгореть на работе. Профессии связанные с общением с людьми Профессии где можно помогать людям

Помогающие профессии, как не сгореть на работе. Профессии связанные с общением с людьми Профессии где можно помогать людям

ББК Ч 448.90

ГСНТИ 15.81.70

Код ВАК 19.00.07

Сорокоумова Светлана Николаевна,

доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет; 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65; e-mail: [email protected]

Исаев Вадим Павлович,

аспирант кафедры педагогики и психологии, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет; 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65; e-mail: [email protected]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социономические профессии; студент; врач; практический психолог; морально-нравственные качества специалиста; помогающая деятельность.

АННОТАЦИЯ. Описаны специфические особенности деятельности будущих специалистов соционо-мического профиля. Особое место занимают профессии врача и практического психолога, обсуждаются духовно-нравственные качества специалистов как основы их профессиональной деятельности.

Sorokoumova Svetlana Nikolayevna,

Doctor of Psychology, Associate Professor, Professor, Chair of Pedagogy and Psychology, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod, Russia.

Isaev Vadim Pavlovich,

Post-graduate Student of the Chair of Pedagogy and Psychology, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod, Russia.

KEY WORDS: socionomic profession; a student; a doctor; a practicing psychologist; the moral quality of a specialist; helping activity.

ABSTRACT. Specific characteristics of the activity of future specialists in socionomic sphere are described. A special place is occupied by the profession of doctor and practical psychologist; spiritual and moral qualities as the basis of their professional career are discussed.

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ

SPECIFICITY OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF HELPING PROFESSIONS EXPERTS

оциономические или помогающие профессии (от лат. - общество) -

«важно говорить о том, к каким характеристикам человека - индивидным, возрастнополовым; личностным; социально-психологическим; субъектным обращено внимание исследователя» (5). Автор считает, что «в качестве характеристик, отражающих предмет труда представителей социономи-ческих профессий, можно выделить: элементы внешнего облика человека (рост, телосложение, осанка, одежда, прическа); элементы экспрессии (мимика, пантомимика, интонация речи); характеристики социально-групповой принадлежности (пол, возраст, один человек, постоянная группа людей, коллектив, поток людей); свойства личности (отношение к людям, общие, специальные способности, потребности, интересы); особенности психических состояний; характеристики познавательных и эмоционально-волевых процессов» (5).

это профессии, предполагающие в процессе деятельности общение типа «человек-человек» (например, продавец, учитель, менеджер, юрист и т. д.).

Среди социономических, или помогающих, профессий существуют те, которые востребованы всегда: это специальности с высокой текучестью кадров, сложными и напряжёнными условиями труда и т. д. К таковым относятся многие медицинские специальности, в особенности среднее звено

Медицинские сёстры, фельдшеры и акушеры. Не менее востребованы социальные работники, педагоги и воспитатели, которые, к сожалению, не отличаются высоким уровнем заработной платы. Помогающие профессии далеко не всегда попадают в разряд популярных и высокооплачиваемых.

Специфика социономических профессий заключается в том, что человек или общность людей здесь не выступают как социальная среда, условие деятельности, а рассматриваются в качестве объекта и предмета деятельности. Анализируя предмет труда представителей социономических профессий, Р. Д. Каверина отмечает, что

В качестве критериев, позволяющих отнести профессию к группе социономиче-ских, выступают также: цели деятельности (например, управление, оценивание, контроль, воспитание, обслуживание); средства деятельности (вербальные, невербальные формы воздействий, опосредованные и непосредственные контакты); условия труда

© Сорокоумова С. Н., Исаев В. П., 2013

(технико-экономические, режимно-гигиенические, социально-психологические), функции, осуществляемые работником.

Социономические профессии отличаются отсутствием жестких и единых требований к продукту труда, самому процессу профессиональной деятельности. Одновременно с этим к представителям данных профессий предъявляются повышенные требования, поскольку объектом труда являются другие люди. В связи с особым объектом труда у специалистов социономиче-ских профессий возникают и соответствующие функции.

Р. Д. Каверина считает, что «в качестве основных и наиболее важных функций работника профессий типа «человек-человек» следует рассматривать оценку состояния социальных объектов, руководство людьми, обучение, воспитание, информационное, социально-бытовое, медицинское обслуживание людей» (5).

Таким образом, специфика социального объекта и предмета деятельности, а также различие в осуществляемых человеком функциях позволяют говорить о том, что класс социономических профессий является неоднородным и включает в себя разные типы профессий, предъявляющие к человеку различные психологические требования.

Социономические профессии предполагают и особый тип взаимодействии, так называемое «помогающее поведение». К. Роджерс помогающими называет такие отношения, в которых «...по крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, в умении ладить с другими» (2).

Элементы помогающей деятельности могут быть включены во многие социальные ситуации - например, когда руководитель фирмы заботится о своих подчиненных, продавец консультирует клиента, пассажир объясняет другому, как добраться до места.

Lawrence M. Brammer и Ginger MacDonald выделяют структурированную и неструктурированную помогающую деятельность. К структурированной относится помогающая деятельность как профессия и волонтерская работа. К неструктурированной - дружба, семья, общество (например, в форме групп самопомощи) (15).

Помощь универсальна и присутствует везде, где люди вступают друг с другом в отношения.

Особенностью социономических профессий является то, что «помогающая деятельность» становится главным элементом профессиональной деятельности. То есть неструктурированная помощь становится

структурированной (иначе говоря, помогающая деятельность становится помогающей профессией), когда субъект помогающей деятельности начинает осознанно и целенаправленно применять специальные знания и навыки.

Профессии психолога, менеджера, педагога, врача, социального работника, согласно классификации Е. А. Климова (6), относятся к группе социономиче-ских профессий, профессий типа «человек-человек», где ведущим предметом труда является другой человек.

Мы остановимся на рассмотрении профессиональной деятельности специалистов социономических профессий, чья деятельность как форма самореализации личности обусловлена морально-этическими принципами по отношению к своему объекту, то есть профессий, имеющие деонтоло-гический статус.

Деятельность специалиста социономи-ческой профессии направлена на достижение таких общественных идеалов, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, развитие личности, получение образования и т. д.

Примером такого рода профессий являются деятельность практических психологов и медицинских работников. Мы посчитали возможным рассматривать эти две специальности, относящиеся к социономи-ческим профессиям, ввиду того что объектом деятельности данных специалистов является человек, обратившийся за помощью.

Межличностный контакт в работе врача и психолога затрагивает важнейшие ценности человеческого бытия - жизнь, физическое и психическое здоровье, права человека, поэтому личность специалистов данного профиля - важнейший инструмент профессиональной деятельности.

Отношения учителя и ученика, психотерапевта и клиента, врача и больного содержат в себе массу неклассифицируемых и неизмеряемых явлений: сочувствие, личная вовлеченность, намерения, интуиция, человечность.

Большинство исследователей проблемы эффективной профессиональной деятельности специалистов социономических профессий обращают внимание на наличие определенных специальных способностей к данному виду деятельности. К общим склонностям относятся: позитивное восприятие мира; альтруистическая направленность; желание работать с людьми и для людей; умение слушать и слышать собеседника, а также самому ясно и последовательно излагать свои мысли; умение знакомиться и общаться с новыми людьми; же-

лание и склонность организовывать деятельность других людей и т. д.

К профессионально значимым качествам относятся: эмоциональная устойчивость; эмпатия; рефлексия; наблюдательность; внимательность; быстрота принятия решений; организаторские и коммуникативные способности.

Помимо общих склонностей и профессионально значимых качеств для успешной деятельности представители социономиче-ских профессий должны обладать определенным набором морально-нравственных качеств. Л. М. Поповым были разграничены те качества, которые обуславливают направленность человека в сторону добра или зла (13). К первым были отнесены смирение, раскаяние, самовоспитание, гуманность, скромность, великодушие, ответственность, честность и др. Ко вторым - коварство, хамство, эгоизм, аморальность, цинизм, зависть, беспринципность и др.

Наличие эмоционального отношения может являться важным условием для успешного профессионального процесса, приносящего удовлетворение и потребность в дальнейшей деятельности.

Е. П. Ермолаева отмечает, что «в социально значимых профессиях, в комплексе нормативных требований центральное место занимают этико-деонтологические требования к профессионалу...». Для социономов «важны как гласные, формализованные этические нормы, так и негласные, неформальные, не зафиксированные в документах, но реально существующие и предъявляемые профессионалу его окружением» (4).

Так, А. А. Водяха, исследуя ценностносмысловые компоненты профессиональной идентичности врача, отмечает, что «характер профессиональной деятельности врача обусловлен совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, которые оказывают решающее воздействие на формируемую им систему отношений. В процессе профессиональной деятельности человека происходит окончательное закрепление тех или иных ценностей в структуре его индивидуальности» (1).

Успешно осуществлять профессиональную деятельность в помогающих профессиях, не испытывая сочувствия, сопереживания и сострадания к человеку, обратившемуся за помощью, невозможно.

О. Н. Доценко отмечает, что «наиболее выражена значимость эмоциональных переживаний, которые человек испытывает в процессе профессиональной деятельности, в работе врача и учителя, . посредством эмоциональных переживаний человек субъективно выделяет события, которые за-

трагивают его ценностные ориентации и устремления» (3).

В. В. Милакова отмечает, что «базовой характеристикой, «фундаментом» помогающих профессий социономического типа является просоциальная активность личности, берущая свое начало в обыденной, повседневной жизни, однако успешно преобразовавшаяся через комплекс мотивов в профессиональную деятельность» (10).

Говоря о психологических особенностях, можно сказать, что они выражены в ценностях, таких как активная жизнь, жизненная мудрость и опыт, интересная работа, постоянное развитие и творчество, а важным мотивом выбора профессии будет выступать стремление к самосовершенствованию, самореализации, а также желание добиться признания и уважения (11).

Среди мотивов выбора социономиче-ских профессий наиболее часто встречаются: личные склонности, династическая принадлежность (врачи, учителя), престижность (менеджер, юрист). В идеальном представлении в иерархии потребностей и мотивов педагогов, врачей, психологов и т. п. материальная составляющая отходит на задний план. «Стремление представителей помогающих профессий сделать мир «светлее и чище», является самой адекватной мотивацией работы. Один из нюансов заключается в том, что если к внутренней мотивации добавить еще и внешнюю, то эффективность работы будет снижаться» (7).

Н. В. Кочетков обращает внимание на то, что созданные современные экономические условия в России могут привести к ухудшению качества работы данных специалистов за счет увеличения количества учащихся, пациентов и т. д. с целью получения материальной выгоды.

Деятельность настоящего профессионала обязательно включает в себя «компоненты научной компетентности и добродетели» (12).

Так, для врача как представителя самой гуманной профессии имеется определенный свод морально-нравственных правил, от соблюдения которых напрямую зависит успешность лечения.

Духовно-нравственное сознание врача повышает ценность общения между врачом и больным и обладает большими психотерапевтическими возможностями. «Морально-этическое чувство долга, развитое эмоциональное восприятие, которое формируется врачебной этикой и эстетикой на основе принципов медицинской психологии - важнейшие факторы гуманизма медицины. Духовно-нравственный идеал в здравоохранении культивирует у врача эмоциональную восприимчивость, честность и чуткость,

без которых невозможны взаимоотношения врача и больного. Культура чувств, сопереживание, выполнение долга - все это составляет морально-эстетическую основу профессии врача» (8).

Роберт Вич (1992) описал четыре модели отношений «врач-пациент»: техническую, патерналистскую (сакральную), коллегиальную и контрактную (14). Впоследствии к ним добавилась пятая (договорная) модель.

Патерналистская (от латинского pater - отец) характеризуется тем, что медперсонал относится к пациентам как родители относятся к своим детям, при этом они берут большую часть ответственности на себя;

Инженерная модель характеризуется тем, что выявляются и восстанавливаются какие-то функции и устраняются поломки в организме пациента; межличностный аспект здесь почти целиком игнорируется;

Коллегиальная модель характеризуется полным взаимным доверием медперсонала и пациентов; стремясь к общей цели, врач или медсестра становятся друзьями больного;

Контрактная модель выглядит как юридически оформляемый договор с пациентом, именно эта модель предполагает последовательное уважение прав пациента;

Договорная модель представляет собой сплав положительных особенностей двух предыдущих моделей. Договор врача и пациента строится на принципах взаимного согласия и доверия, поэтому врач не может расторгнуть его в одностороннем порядке. Такая модель менее формальна и более человечна. Она подразумевает моральную чистоплотность и пациента, и врача.

В технической и патерналистской моделях врачебное сознание и деятельность деэтизируются, а морально-нравственные нормы - деформируются.

Деэтизация и дегуманизация профессионального сознания и деятельности специалистов социономических профессий деформирует их моральные установки и препятствует нахождению правильных ответов на вопросы морали. Людям становится

труднее исполнять свои моральные обязательства по отношению к коллегам, пациентам, ученикам и их родственникам.

В контексте помогающей деятельности часто говорится об особых явлениях, характерных только для определенных профессий, например, об эмоциональном выгорании. В этом случае помогающая профессия выступает как специфический вид деятельности, по самой своей сути отличающийся от всех остальных.

Н. В. Марьясова отмечает: «Одной из широко обсуждаемых тем является так называемое «самосгорание» - понятие, включающее в себя спектр психологических проблем у лиц помогающих профессий. Неосуществленные ожидания вызывают кризис, который проявляется двояко: личность продолжает выполнять порученное, превозмогая возрастающее истощение, либо начинает действовать автоматически, соответственно своей социальной роли врача, учителя, священника. Основой помощи при подобных состояниях является принятие личностью «позитивной оставленности», что соответствует традиционному «преданию себя Божией воле»» (9).

Возможно, принцип «предания себя Божьей воле», и есть тот механизм, который помогает человеку быстрее преодолеть конфликт между «реальным и идеальным», пережить несбывшиеся ожидания. Но, с другой стороны, прямое следование данному принципу может привести к развитию в человеке бездействия, безинициативности. Для сохранения профессиональной активности необходима «золотая середина», которая достижима только с опорой на большой духовно-нравственный опыт.

Таким образом, мы понимаем профессиональную деятельность специалистов со-циономических профессий как деятельность, при которой профессиональные компетенции осознанно используются специалистом (при непосредственном взаимодействии с человеком, обратившимся за помощью) с целью оказания физической, социальной и психологической помощи для улучшения качества его жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водяха А. А. Ценностно-смысловые компоненты профессиональной идентичности врача: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2009.

2. Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПбГУ, 2009.

3. Доценко О. Н. Эмоциональная направленность представителей социономических профессий с различным уровнем выгорания: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008.

4. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4.

5. Каверина Р. Д. Мир профессии. Человек - техника. М. : Мол. гвардия, 1988.

6. Климов Е. А. Некоторые психологические проблемы подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии. 1985. № 4.

7. Кочетков Н. В. Помогающие профессии в новых экономических условиях. URL: http://scepsis.net/library/id_3322.html

8. Лисицын Ю. П., Изуткин А. М., Матюшин И. Ф. Медицина и гуманизм. М. : Медицина, 1984.

9. Марьясова Н. В. Духовность в жизни человека: учеб. пособие. Хабаровск: ДВГУПС, 2007.

10. Милакова В. В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Астрахань. 2007.

11. Муртазин И. Новый поворот в «Деле Макарова» // Новая газета. 2011. № 125.

12. Положение о деятельности воскресных школ (для детей) русской православной церкви на территории Российской Федерации. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. 2012.

13. Попов Л. М. Добро и зло в этической психологии личности. М. : Институт психологии РАН, 2008.

14. Delamare le deist F., Winterton J. Что такое компетенции? / Пер. с англ. Я. Ю. Епутаев (2008). URL: http://www.hr-portal.ru/article/chto-takoe-kompetencii

15. Lawrence M. Brammer, Ginger MacDonald, Helping Relationship, The: Process and Skills, изд-во Allyn and Bacon, 1998.

Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] Ильин Евгений Павлович

9.4. Психологическое здоровье работников помогающих профессий

Помогающая деятельность входит в группу профессий с большим присутствием факторов психической напряженности. Она изобилует множеством не только положительных, но и отрицательных эмоций при общении работников с клиентами. Это обусловлено и тем, что в основном занимаются помогающей деятельностью женщины, и потому у них наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость, заражение эмоциями друг от друга, в том числе и отрицательными. Кроме того, психический склад людей, избравших помогающие профессии, - слабая нервная система, низкая эмоциональная устойчивость, склонность к чувству вины, тревожность, низкая стрессоустойчивость - способствует возникновению у них психосоматических заболеваний.

Это отчетливо проявляется у учителей (Смолова Л. В., 1999; Туренко Е. А., 2011), у медицинских работников (Кощеева Н. А., 2010).

Динамика изменений интегральных характеристик личности учителей с разным стажем работы в школе такова: в первые 10–15 лет работы происходит рост показателей компетентности, направленности, гибкости, затем тенденция меняется на противоположную: для учителей со стажем работы 15–20 лет и более характерно резкое снижение всех показателей. Период стагнации определяется снижением показателя степени социальной адаптации у трети учителей до уровня больных неврозами. Поэтому одной из центральных задач системы образования является сохранение профессионального здоровья учителя.

Митина Л. М., 2008

По данным Г. А. Виноградовой (1999), 97 % учителей независимо от возраста страдают различными психосоматическими заболеваниями. Среди них «лидируют» гипертония и гипотония (два человека из каждых трех), неврозы, остеохондроз (каждый второй) и язва желудка (один из каждых пятнадцати). Пик заболеваний приходится на возраст до 30 лет.

Возникновение этих заболеваний приводит к изменениям в психике, в поведении и сказывается на эффективности педагогической деятельности. Например, психические нарушения, связанные с гипертонической болезнью (нарушения памяти, колебания настроения, утомляемость), могут приводить к затруднениям во взаимоотношениях и конфликтам с учащимися, их родителями, коллегами по работе.

Как выявил Р. М. Хусаинов (2006), более 80 % учителей на этапе профессиональной зрелости испытывают постоянный страх перед возможными неприятностями. При этом в зависимости от возраста проявляется определенная специфика в негативных переживаниях.

Учителя в возрасте 31–40 лет остро ощущают неудовлетворенность, часто жалуются на усталость. В возрасте 41–50 лет учителя остро воспринимают ежедневные издержки профессии, глубоко переживают разочарования от результатов деятельности, долго не могут отойти от них. Нарастает ощущение, что другие счастливее их. У учителей старше 50 лет самая высокая тревожность.

Высокое качество педагогической работы достигается, как правило, путем увеличения рабочего времени. При такой интенсификации труда более всего перегружены лучшие учителя, достигшие мастерства в своем деле. В своей работе учитель должен выполнять более ста функциональных обязанностей. Педагогическая деятельность тесно связана с коммуникативными перегрузками. Только с учениками разного возраста учитель говорит по 6-10 часов в сутки. За 45 минут трудового времени учитель в среднем предъявляет более ста требований учащимся. Исследования показали зависимость влияния коммуникативных перегрузок учителей от их возраста и стажа. Так, среди учителей со стажем до трех лет от перегрузок страдает 8,3 %, а со стажем более восемнадцати лет - в три раза больше - 24,2 %. Образующийся дефицит энергоресурсов приводит к срыву адаптационных процессов личности и способствует появлению стойких состояний дезадаптации как в профессиональной деятельности, так и вне трудовой жизни; 73,6 % учителей отмечают у себя нарушения в эмоциональной сфере, проявляющиеся в снижении настроения, раздражительности, тревожности, повышенной обидчивости; 91,1 % педагогов отмечают наличие заболеваний или расстройств различных органов или систем организма. Более 80 % учителей на этапе профессиональной зрелости испытывают страх перед возможными неприятностями.

ОсницкийА. В., 2001

У учителей со стажем работы 10–15 лет наблюдаются невротизация, снижение эмпатии (она становится равной норме мужчин), усиливается доминантность, в результате чего они становятся авторитарщиками (Алексеева Е. Е., 2000).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. автора Ильин Евгений Павлович

Глава 9. Профессиональная деструкция личности работников помогающих профессий 9.1. Профессиональная деструкция и факторы, ее обусловливающие Профессиональная деструкция - это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

9.2. Профессиональная деформация работников помогающих профессий Понятие «профессиональная деформация» отсутствует в психологических словарях, что создает довольно разнообразное понимание этого психологического явления, порой слишком расширительное.… Слово

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

Методики выявления профессиональной деформации работников помогающих профессий Методика «Профессиональная деформация педагогов» Данная методика является авторской модификацией опросников, имеющихся в психологической литературе, и предназначена для педагогов с

Из книги Физиогномика и выражение чувств автора Мантегацца Паоло

Глава XVIII. Мимика рас и профессий Так как в течение десяти лет я посвятил большую часть моего времени и труда изучению антропологии и этнологии, то в целой книге эта глава должна была бы менее всего страдать неполнотою. К сожалению, материалы, собранные путешественниками,

автора Ильин Евгений Павлович

ЧАСТЬ III Психологические особенности различных профессий Дать научно обоснованную психологическую характеристику различных профессий и специальностей практически невозможно ввиду их многочисленности, с одной стороны, и слабой изученности – с другой. Могу лишь

Из книги Дифференциальная психология профессиональной деятельности автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 9 Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности работников профессий типа «человек – человек» 9.1. Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности педагоговОсобенностям личности учителя посвящено большое количество

Из книги Дифференциальная психология профессиональной деятельности автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 11 Дифференциально-психологическая характеристика работников интеллектуальных профессий 11.1. Психологические профили работников интеллектуальных профессийИнтеллектуальных профессий очень много. Их разделение по классификации Е. А. Климова и изучение у них

Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович

Интеллект представителей разных профессий Все приведенные до сих пор данные говорили о роли интеллекта у представителей одной профессии. Однако внутри профессии люди уже оказываются в определенной степени подобранными по интеллекту. Если бы внутри одной какой-либо

Из книги Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии автора Виртц Урсула

2. Кризис смысла у помогающих профессионалов Выгоревшие и «израненные» Пациенты – это сброд. Пациенты нужны лишь, чтобы позволить нам жить, и это материал, на котором мы учимся. Помочь им мы не можем. Из письма Фрейда к Ференци Сомнение в профессии С оглядкой на эту

Из книги Работа и личность [Трудоголизм, перфекционизм, лень] автора Ильин Евгений Павлович

8.3. Людей каких профессий чаще поражает трудоголизм? Среди трудоголиков преобладают люди, занимающиеся интеллектуальным трудом и творчеством. А вот склонность к труду физическому бывает у трудоголиков крайне редко.Наиболее подвержены трудоголизму три категории людей.

Из книги Школа выживания в условиях экономического кризиса автора Ильин Андрей

Освоение новых профессий Лучше всего… Кто сказал - закончить профессиональные курсы? Вы сказали?Неправильно сказали. Вернее, в принципе правильно, потому что чему-то там вас все-таки научат. Но только учить будут очень быстро и потому плохо. За деньги. Причем не

Из книги Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя автора Сацков Н. Я.

Из книги Как избавиться от комплекса неполноценности автора Дайер Уэйн

Некоторые из стратегий, помогающих делать таинственное и неизвестное частью вашей жизни Предпринимайте отдельные попытки пробовать что-то новое, даже если вам проще оставлять все без изменений. Например, закажите в ресторане новое блюдо. Зачем? Да просто потому, что

Из книги Зоофизика религий автора Розов Александр Александрович

Из книги Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви автора Карнаух Иван

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Среди все остальных типов профессий тип «человек - человек», пожалуй, предлагает самый широкий ряд видов деятельности. К этому типу относятся не только врачи, учителя, менеджеры и продавцы. Если вы любите постоянно общаться с людьми, стремитесь помогать окружающим или выявили в себе лидерские качества, тогда следует узнать, какие существуют профессии, связанные с людьми .

Профессии типа «человек - человек» связаны с такими видами деятельности, как обучение, обслуживание, воспитание и руководство . Лучше ориентироваться в области общения с людьми помогают такие учебные предметы, как история, литература, психология, социология и другие, основная направленность которых ориентирована на изучение людей и общества в целом.

Выбор любой профессии, связанной с общением с людьми, должен основываться на ваших индивидуальных склонностях и интересах к той или иной области труда. Выявлению таких склонностей может способствовать опыт общественно-организаторской работы в школе, опыт организации или участия в коллективных мероприятиях , опыт подготовки социальных ярмарок и т. д.

Одной из основных особенностей профессий, связанных с людьми, является то, что большая часть труда будет уходить на взаимодействие между людьми . Если такое взаимодействие не будет налажено, значит, и работа в целом ладиться не будет. Например, если у воспитателя, педагога или руководителя не складываются доверительные взаимоотношения с людьми, которых он воспитывает или которыми руководит, то, соответственно, весь труд человека будет напрасным.

Еще одной особенностью профессий типа «человек - человек» является то, что от человека требуется двойная подготовка . Во-первых, нужно уметь устанавливать и поддерживать контакт с очень разными по статусу и по возрасту людьми, понимать их и с легкостью разбираться в особенностях поведения и характера каждого, а во-вторых, нужно быть хорошо подготовленным и в своей области производства, науки, техники или искусства.

Профессии, связанные с людьми, требуют индивидуальной подготовки специалиста. Для работы с большим количеством людей понадобятся выдержка, физическая и психологическая устойчивость , так как во время общения с людьми может быть затрачено намного больше энергии, чем при работе, например, с техникой.

  1. Профессии, связанные с работой с людьми и коллективами, а также с управлением производством. Эти профессии будут связаны с планированием и организацией, с управлением и координацией деятельности коллектива, с контролем и принятием различных решений. К этому подтипу относятся: менеджер по персоналу, руководитель, помощник руководителя, менеджер по подбору персонала, офис-менеджер, финансовый менеджер, спортивный тренер, психолог, психоаналитик, следователь, социальный работник, специалист по связям с общественностью и др.
  2. Профессии, связанные с обучением и воспитанием, профессиональной подготовкой и организацией детских и юношеских коллективов. К этому подтипу относятся не самые легкие профессии, так как нужно уметь быстро находить подход к каждому ребенку. Но среди плюсов таких профессий можно выделить то, что работа в сфере образования является в какой-то степени творческой и дает возможность самореализации. К профессиям такого подтипа относятся: воспитатель, дефектолог, логопед, преподаватель, детский психолог, социальный педагог и др.
  3. Профессии, связанные с торговым и материально-бытовым обслуживанием людей: менеджер по продажам, супервайзер, торговый или страховой агент, агент по недвижимости, продавец, кассир, промоутер, бармен, дилер и др.
  4. Профессии, связанные с информационным обслуживанием людей. Такие профессии технического направления будут связаны с обработкой, хранением и воспроизведением информации. Сюда можно отнести почтовое и банковское обслуживание, регистрацию информации, выдачу справок. К этому подтипу относятся следующие профессии: переводчик, журналист, редактор, специалист по маркетингу, инспектор, секретарь, юристконсульт, секретарь-референт и др.
  5. Профессии, связанные с медицинским обслуживанием и помощью людям: врач, медсестра (медбрат), лаборант, фармацевт, массажист, гомеопат, мануальный терапевт, косметолог, диетолог и др.
  6. Исполнительские профессии будут связаны с выполнением поставленных целей и задач, с работой по определенному образцу, с соблюдением правил и нормативов, а также со стереотипным подходом к решению задач. К исполнительским профессия можно отнести следующие: военнослужащий по контракту, инкассатор, милиционер, криминалист, проводник пассажирского вагона, сотрудник МЧС, охранник и др.

Я могла бы предложить в статье список из 10 подходящих интровертам профессий. Расписать, какие они чудесные и как подойдут тем, кто любит одиночество и предпочитает поменьше общаться. Но делать этого я не буду.

Почему?

  1. Не все интроверты готовы так вот взять и бросить работу, которая их кормит, и уйти заботиться о зверюшках в зоопарк или месяцами и годами пробиваться в интернете.
  2. Я уверена, что интроверт готов хорошо делать практически все.

    Главное – понять, что значит быть интровертом и строить свою карьеру исходя из этого.

  3. Какую бы профессию вы ни выбрали, придется общаться с людьми, конкурировать, решать сложные задачи и выдерживать критику. Дома вы будете работать или в офисе, с начальником в соседском кабинете или в зоопарке с обезьянами, от общения, часто неприятного, никуда не деться.

Поэтому эта статья не об идеальных профессиях, а о том, как интроверту решить, какая работа ему подходит.

И сделать к ней первые несколько шагов.

Узнаем себя

Насколько хорошо вы себя знаете, как интроверта? Почитайте пару статей и даже книжек.

  1. Какой вы? Что вам нравится, а что нет? Легко ли вам дается учеба? Какие черты вам помогают в работе, как вам кажется?
  2. Понаблюдайте за собой.

    Что вас раздражает, лишает сил? Что делает вас более общительным, эффективным? Что вас раздражает в вашей работе?

  3. Чем бы вы хотели заниматься? Забудьте о мнении ваших родителей, мужа и прочих важных для вас людей.

    Спросите у себя, чем именно вы бы хотели заниматься? Что бы вы хотели изменить в вашей теперешней работе? Какую работу вы бы выбрали, если бы у вас уже было много денег?

Начинаем с малого

Теперь приступаем к действию. Маленькому, даже крошечному, которое не потребует от вас никаких колоссальных потерь времени, денег, положения в обществе.

Нужно сделать первый шажок к изменениям. Не стоит пугать себя какими-то грядущими пертурбациями, неизвестностью и конкуренцией в другой сфере. Пока это оставьте.

Посмотрите на свои ответы в пункте «Узнаем себя».

7 профессий для тех, кто любит общаться с людьми

Так чем же вы хотели бы заниматься? Что бы хотели попробовать? Рисовать? Шить? Писать тексты? Быть продавцом в антикварном магазине?

Писать рецензии на книги и обзоры фильмов? Продвигать в сети товары и услуги?…

Теперь залезьте в интернет и почитайте пару пустых статей на выбранную тему.

Завтра почитайте что-то более серьезное, посмотрите, какое вам подойдет обучение, сколько оно стоит. Еще через пару дней почитайте книгу на выбранную тему…

Не стоит пугаться нового. Пусть в вас живет идея: «Я занимаюсь этим просто так, чтобы чувствовать себя счастливее. Может я стану специалистом в новой сфере и буду зарабатывать этим. А может это станет моим хобби, которое приносит мне дополнительный доход и чувство удовлетворения и счастья».

Она поможет разобраться в своих желаниях, научиться видеть возможности, даже когда их нет, медленно, но верно добиваться желаемого.

Ищите вдохновение

Интроверту сложно менять что-то в жизни без вдохновения.

По крайней мере, такому интроверту, как я. Поэтому еще один мой совет – ищите вдохновение повсюду. Где я его находила? В парикмахерской, в строительном магазине, в расставаниях и встречах, в своей ревности и глупости других, в видео из интернета и в книгах… Подробнее в этой статье .

Вдохновение помогло мне сделать ремонт, пройти обучение, поменять отношение к себе, найти себе хобби.

Уверено, оно и вам поможет стать счастливее и преобразить свой мир.

И последнее…

Дорогие интроверты! Не ищите готовых списков работы для вас.

Вы индивидуальны, у вас свои способности, задатки, склонности, образование и пр. Ищите работу, которая бы подошла именно вам. И пробивайтесь в выбранной сфере. Медленно, крошечными шагами, постепенно вы придете к тому, что вас устроит.

Тогда скажете себе: «Я живу так, как хочу. И я счастлив…!».

В каждой команде у вас будут встревоженные коллеги.

Общение с тяжелыми людьми, боссами, клиентами, друзьями — это особый вид искусства . Решение психологических проблем на рабочем месте сложно, но положительный результат создает уверенность в себе, уверенность и приносит удовлетворение. Вы можете значительно улучшить свою рабочую среду и моральный дух, если освоите психологию общения с тяжелыми людьми.

Трудно определить, кто такие тяжелые люди.

Конечно, вы можете попытаться нарисовать психологический портрет, но почему? Однажды на такого человека, и поэтому он будет чувствовать. В каждом коллективе есть тяжелые люди, хотя все зависит от восприятия. Если вам лично сложно, то стоит подумать, и если это для всех, то, скорее всего, команда редко делает ошибку. В целом, ваше восприятие во многом зависит от таких факторов, как самооценка, уверенность в себе и даже профессионализм.

Общение с тяжелыми людьми Легче, если человек просто неприятен, или его поведение влияет на группу сотрудников.

Но ситуация становится более сложной, если человек публично подрывает вашу репутацию или нападает на вас лично. Но не распыляйте на этот нерв и не блокируйте себя, поэтому просто держите проблему. Надо действовать. Как? Вот советы, которые могут помочь.

Тяжелые сотрудники

Трудные люди были, есть и будут, должны быть приняты и не мечтали о том, что кто-то исчезнет где-нибудь с волной волшебных баров.

Трудности в общении с тяжелыми людьми зависят от вашей самооценки , и как вы уверены, что вы чувствуете себя профессионалом. Нет одинаковых символов, поэтому каждый случай следует рассматривать отдельно. Например, некоторые люди слышат себя, но им нравится учить всех. Другие воспринимают чужое мнение, которое не совпадает с их собственным, как оскорбление.

Некоторые не заботятся о своих обязанностях, поэтому вы и ваша команда меняетесь лично. Есть также те, кто обожает критику, не пытаясь решить суть проблемы. Трудные коллеги конкурируют с вами за привилегии и внимание их начальников, а иногда и слишком.

Кто-то пытается дискредитировать вас, сделать недостаток, заменить его, и вы должны работать осторожно, потому что понимаете, что вам нужно следовать за спиной.

В общем, трудно сказать все возможные ситуации, но они всегда появляются в каждом коллективе. Ситуация другая, но у всех есть одно свойство — их нужно решить. Конечно, ничего не делайте, это один из вариантов решения проблемы, хотя и не самый успешный.

Ситуация не будет лучше, но скорее всего это только ухудшится. Как в кулинарной чашке, если вы не пытаетесь закрыть крышку плотно, все равно останется пар, и в худшем случае вы можете сломать бак.

Большинство людей просто впадают в глупость, если они непрофессиональны, поэтому стоит потратить время на решение, а не на эмоциональное решение.

Вы злитесь и испытываете столько боли, что усилия по устранению ситуации становятся необоснованными. Конечно, вы можете поговорить с трудным человеком, если вы контролируете себя. Вы всегда жалуетесь на коллегу, вскоре вы заработаете свою репутацию гитары или еще хуже, клеветник. Поверь мне, никто не понравится, и твои начальники тоже.

Что поставлено на карту в конфликте?

Самое неудобное, если у вас давний конфликт на рабочем месте, вы не можете обвинять «неспособность решить проблему самостоятельно, как профессионал», но она по-прежнему отмечена «трудным» работником, что, безусловно, не является позитивной карьерой.
В конце концов, боссы будут просто уставать от постоянного конфликта и принимать решительные меры, а там и еще до того, как увольнение не за горами.

Работа с более тяжелыми сотрудниками

Итак, каковы способы решения проблемы.

  • Начни для себя.

    Вы уверены, что причина проблемы на самом деле является коллегой? Может ли быть скрытый мотив предрассудков?

  • Невозможно решить какой-либо конфликт, если вы не понимаете его сути. Там могут быть проблемы, было недоразумение. Вы можете решить это только одним способом — говорить.

    Занятия, связанные с коммуникацией и работой с людьми

    Если ваш тяжелый коллега не сделает первый шаг, ваш ход будет вашим. Если человек соглашается говорить, проявлять наибольшее количество терпения. Спросите его, что он думает об этом конфликте, и слушайте внимательно, не прерывая его, слушайте.

    На этом этапе выводы будут, следовательно, главными для прослушивания. Будьте терпеливы, видя ситуацию совершенно по-другому и, возможно, даже очень удивлен.

  • Возможно, наоборот, мы все хорошо знаем вашего противника, но не беспокойтесь о том, как вы себя чувствуете, или это намеренно. В любом случае они пытаются достичь соглашения о будущих отношениях, то есть стараются быть миротворцами, даже люди с плохим знаком могут изменить свое отношение, если они должны быть честными в отношении своего поведения.
  • Вы можете публично противостоять поведению вашего супертяжелого коллеги.

    Общайтесь с юмором или легким сарказмом. Преднамеренно преувеличивайте, делайте приветственный ход — нет, не тот, но, например, ОК, или положите руку на сердце. Юмор не спасет ситуацию, но переведет на другой самолет.

Хотите больше непопулярных советов? Запуск — это определенно вариант.

  • Если вы сделали то, что могли бы сделать, но это не помогло, пришло время привлечь других — ваших начальников и коллег.

    Имейте в виду, что вы активизировали ситуацию. В конце концов, многие из этих советов очень трудно принять, но все зависит от ситуации. Если это карьера и ваше будущее, все методы хороши. Обычно готовьтесь к разговору с боссом.

  • Он не рассматривает ноты и проблемы как межличностные, а как проблемы, которые влияют на производительность, работу, атмосферу команды.

    Расскажите своему боссу, что делает тяжелый человек, и как он влияет на работу всей команды.

  • Создайте план решения проблем. Возможно, вы подключите своего босса. Имейте в виду, что хороший босс может привести вашего тяжелого сотрудника и его руководителя к трехстороннему обсуждению на этом этапе.
  • Включите других сотрудников, у которых есть проблемы с трудностями, но — будьте осторожны.

    Иногда команда подхода помогает убедить начальника в том, что проблемы в команде из-за тяжелого рабочего гораздо шире и глубже, чем ожидалось. Но будьте осторожны с этим подходом, мы не должны оказывать давление на босса, если они появятся в качестве организатора «массовых протестов», чтобы он не пошел вам на пользу.

Если эти методы не работают, попробуйте ограничить доступ к этому человеку.

Избегайте совместной работы, если это возможно. Выберите проекты, которые не затронуты. Конечно, мы должны делать свою работу, чтобы не навредить нашей карьере, но избежать ответственности — это вариант.

Получите новую работу в своей организации. В зависимости от размера вашего бизнеса вам никогда не придется работать с этим тяжелым рабочим. Вам просто нужно решить, какая цена, согласно вашему счастью и успеху, вы готовы заплатить, если останетесь?

Необходимо решить, что преобладало в этой ситуации, будь то хорошее или плохое. Если вы видите, что покидаете это место, вы теряете слишком много, а затем перестаете жаловаться и возвращаетесь к работе. Попытайтесь связаться с вашим коллегой по тяжелой категории по-другому, но это, безусловно, будет решением.

Ну, если в этой части нет специальных опций, перенаправьте свою энергию, чтобы найти другое место. Он делает все это, а затем к лучшему, и, возможно, такое решение принесет новую возможность и откроет новые горизонты.

Вопрос:

Пожалуйста, помогите мне, Кирилл, если сможете.

13 профессий для тех, кто любит говорить

Дело в том, что я боюсь общаться с людьми в группе, где вам нужно строить какие-либо отношения. Я просто избегаю людей. Я избегаю конфликтов, конфликтов, ситуаций, когда я могу сделать или сказать что-то неправильно. В общем, я не пытаюсь выразить свое мнение о какой-либо возможности.

Часто я не могу противостоять себе, защищая свои личные интересы. Меня беспокоит мнение совершенно незнакомых людей для меня, во всем мире. Я буду работать как тяжелая работа. Но это не просто рабочая группа. С людьми это очень сложно. Я их боюсь. Что мне делать? Виктория.

Ответ:

Привет Виктория.

Это действительно не сложно работать в группе, если есть страх перед проявлением. Из-за страха повреждения отношений с другими, вы становитесь невидимыми.

Львиная доля энергии должна быть невидимой. Конечно, вам сложно работать.

Что делать в этой ситуации? Самый эффективный способ — пройти курс групповой терапии. Такие проблемы решены очень быстро. Если этот параметр не подходит по разным причинам, вы можете попытаться овладеть собой. Постарайтесь начать с малого: выберите наиболее «безопасный» для коллеги, чтобы вы чувствовали себя максимально комфортно.

Если тебе нравится общаться с людьми и ты понимаешь, что работа в обществе неодушевлённых предметов тебе быстро наскучит, будем рады подсказать несколько сфер, которые тесно связаны с людьми. Там ты сможешь полностью раскрыть себя.

Сперва подумай, в чём будет заключаться твоя работа: обучать и воспитывать, помогать, защищать, информировать, обслуживать или управлять. А теперь пробежимся по каждому направлению.

Хочу обучать и воспитывать

Из людей, которые умеют общаться и делиться своими знаниями, получаются отличные , . Причём они могут работать не только в детском саду, школе или вузе. Преподаватели нужны в любой сфере. Можно быть тренером в фитнес-центре, преподавать вокал или рисунок, обучать правилам дорожного движения, вести тренинги ораторского мастерства. Сначала человек становится специалистом в своём деле, а затем приступает к преподаванию.

Хочу помогать

В медицину приходят по разным причинам, и желание помогать людям — одна из них. Профессия имеет множество ответвлений, поэтому выбор специализаций огромен.

Помогают людям разбираться в сложных жизненных ситуациях . Оказывают эмоциональную и социальную поддержку социальные работники. И, безусловно, волонтёры, которые трудятся на добровольной основе. Волонтёр — это не профессия, а даже нечто большее.

Хочу защищать

Борются за жизнь и здоровье людей и другие специалисты — Их работа сопряжена с постоянным риском. На защиту жизни и прав человека становятся милиционер.

Хочу информировать

Всегда находятся в гуще людей и событий . Призвание работников СМИ — рассказывать новое и объяснять непонятное. Также в какой-то мере этим же занимаются представители других профессий: экскурсоводы, консультанты.


Хочу обслуживать

Пожалуй, больше всего контактируют с людьми специалисты из сферы услуг.

Типы характеров можно рассматривать не как бессмысленные ярлыки, а как дорожные знаки, подсказывающие, как правильно вести себя с теми, кто попал в беду. Особенно важным это может быть для тех, кто работает с бездомными, заключенными, алкоголиками и наркоманами, людьми с ограниченными возможностями, пожилыми, мамами-отказницами…

Х.Бидструп, карикатура «Темперамент».

Черная желчь и другие

Что поделать — все мы разные. Но при этом похожи друг на друга. Аккуратисты и скандалисты, лентяи и слюнтяи, молчуны и болтуны – кого только нет среди нас! Психологи на протяжении веков пытаются разделить все многообразие человеческих характеров на группы.

Автором первой классификации традиционно считают Гиппократа, давшего определение различным типам темперамента: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики… Основанием для деления ему служили… жидкости, преобладающие в организме человека. Например, «меланхолия» в переводе с греческого это «черная желчь».

На что только ни опирались исследователи человеческой души впоследствии, чтобы поделить нас всех на группы! Как бы то ни было, с течением веков выкристаллизовались десятка полтора основных видов характеров, которые – с теми или иными вариациями – присутствуют во всех классификациях. Эпилептоид, шизоид, истерик, тревожно-мнительный…

Знак или ярлык?

Типы темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Статуи, украшающие дворец в Версале, рисунок 17 века.

Зачем нам знать об этих типах? Зачем впадать в искус наклеивания ярлыков, а значит, вольного или невольного осуждения? Расставлять клейма на живых людей (чем грешат, к слову сказать, многие психологи) – безусловно, плохо. Но стремиться понять человека, а, возможно, обзавестись инструментом помощи – и хорошо, и полезно. Одна очень мудрая и немолодая женщина, сказала: «Если бы я раньше познакомилась с типологией характеров, в моей жизни было бы значительно меньше проблем». И в жизни окружающих, возможно, тоже.

Знание характерологических особенностей может стать не бессмысленным ярлыком, а дорожным знаком, подсказывающим, как правильно вести себя на пути. Особенно важным это может быть для людей помогающих профессий, для волонтеров, работающих, с бездомными, заключенными, алкоголиками, людьми с ограниченными возможностями, пожилыми, мамами-отказницами…Быть может, эти слезы ненастоящие, а с этой болезненной аккуратностью бороться бесполезно, и с этой постоянной тревогой надо смириться? Конечно, дать точный совет может только профессионал, но знания помогут задуматься и нередко – оставаться спокойным в ситуациях, где это сделать нелегко.

Кстати, знакомство с типологией характеров может вместо того, чтобы привести к осуждению («истеричка, что с нее взять!»), помочь именно его и избежать, поняв и приняв немощь другого или его уникальность. В чем разница?

Норма-норма-болезнь

Фрагмент лепного декора стены дома. Франкфурт — на — Майне, Германия. 20 век. Изображение с сайта wikipedia.org

Характер есть у всех. И каждый из нас обладает тем или иным «характерологическим радикалом» – то есть, набором черт, которые и позволяют отнести человека к той или иной группе.

Иногда определить, к какому типу человек относится, непросто, а то и невозможно — настолько «гладкий» у него характер. По мере приближения к святости, стяжания добродетелей, сглаживаются уникальные черты, обречены на неудачу любые попытки классификации.

Чаще черты характера сразу бросаются в глаза и делают общение с такой личностью очень непростым. Именно выраженность качества позволяет провести границу между уникальностью и немощью, нормой и патологией. Акцентуация – крайняя степень нормы. Автор термина Карл Леонгард считал, что акцентуированных среди нас – половина.

Если черты заострены еще сильнее, речь идет уже о болезни. Болезни характера прежде называли психопатиями, сейчас грубое и неприятное слово отменено и специалисты говорят о «личностных расстройствах».

Как болезнь отличить от здоровья? Есть три критерия, которые разработал в свое время профессор Ганнушкин. Во-первых, весь склад личности оказывается пронизан этими качествами, во-вторых, эти черты почти не меняются — ни с течением времени, ни в зависимости от ситуации, в-третьих, они уже мешают не просто общению, а адаптации человека в обществе.

Не претендуя на полную классификацию, перечислим некоторые типы характеров и личностных расстройств.

Стекло и дерево

Шизоид не шизофреник. Это – тип характера. Такой человек замкнут, нелюдим, стеснителен. По-настоящему хорошо ему лишь с самим собой. Он редко создает семью и, как правило, остается одиноким в старости.

Не стоит навязывать шизоиду общество, пытаться развеять его «уныние» веселыми праздниками и уж тем более пытаться разговорить и заставить плакать в вашу жилетку. То, что мы принимаем за уныние, – нормальное состояние шизоида, а веселиться в многолюдной толпе и уж тем паче изливать кому-то душу для него – мука мученическая. При всем при том, он – натура весьма чувствительная, хрупкая как стекло, когда речь идет о его собственных чувствах. Что до остальных, то здесь его трудно, почти невозможно тронуть, к их страданиям он остается глух, словно деревяшка и нельзя обижаться на это, так он устроен. Шизоид не заботится о внешности и бытовых удобствах. Его вполне может устроить жизнь на улице, вдали от назойливых людей.

Не только слезы

«Обойдемся без истерик!» — вот первое, что приходит на ум, если завести речь об истероидном радикале характера. Однако обладатели его не только бурно плачут. Они смеются, поют, рассказывают интересные истории, любят и мечтают… Все, что они делают, всегда бывает громко, ярко и, главное, напоказ. Спросишь: «Как дела?» Получишь в ответ либо звонкое «Фантастика!» либо сдавленное «Катастрофа…» Полутонов здесь не бывает. Истериков часто называют «театром одного актера». Впрочем, слово «истерик» вышло из употребления, и в современных справочниках вы найдете упоминание о «гистрионном» типе характера или личностном расстройстве. Работать с такими людьми, большинство из которых – женщины, непросто, пытаться их исправить, перевоспитать — бесполезно. В одной психологической статье, посвященной истерической психопатии я прочитала, что единственное, что может им помочь – это Церковь, исповедь, постепенное стяжание смирения. А так мучаются сами, мучают окружающих. Жалеть их трудно, но как без этого? Только лучше делать это так, чтобы сами истерики об этом не догадывались, проявляя в общении спокойную твердость. Если говорить о социальной работе, то больше всего шансов столкнуться с ними у тех, кто занимается реабилитацией алкоголиков или наркоманов.

Он не болен эпилепсией

Об эпилептоидах можно писать долго и навзрыд. В этом характере намешано столько, что многие исследователи делят его на несколько разных типов. Он властолюбив, «напряженно-авторитарен», мелочен, ревнив, болезненно аккуратен и педантичен, суеверен, упрям, подвержен вспышкам гнева… На мой взгляд, больше всего он похож на паровоз: мощный, крепкий, не способный свернуть с пути, не терпящий чужаков на своем маршруте, требующий порядка во всех своих внутренних деталях, приходящий точно по расписанию, способный взорваться, не выпустив пар. Заболев и став (пусть на время) беспомощным, он испытывает ужасные моральные муки. Ведь среди эпилептоидов немало начальников (как ни прискорбно для их подчиненных) – трудоголиков, перфекционистов, для которых безделье смерти подобно. А вот в старости многие черты характера этих людей сглаживаются, и они уже не так подавляют собой окружающих, ограничиваясь брюзжанием на «нонешние нравы» и молодежь.

Подозрительный тип

Параноик не синоним слова «шизофреник». Паранойяльный радикал характера, так же, как и любой другой – просто особенность личности. Основные ее черты – упорство, целеустремленность, уверенность в себе. Другое дело, когда подозрительность, присущая ему, станет всеобъемлющей, когда в каждом встреченном – ближнем или дальнем – видится враг и предатель. Тогда речь уже идет о параноидном расстройстве личности. Иметь дело с таким человеком, ухаживать за ним, стараться каким-то образом помочь – весьма непросто, а порой и невозможно. Даже памперс поменять тому, кто в каждом видит злодея – миссия почти невыполнимая.

Нет — нормам

«Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества», — считал один революционно настроенный классик. Люди с диссоциальным расстройством личности с ним не согласились бы – и не только потому, что его идеи сегодня не слишком популярны. Эти люди не желают (не могут) иметь ничего общего с установленными обществом правилами и нормами. Работа, семья, дружба, правила приличия – все это не для них. Наказания они приемлют с тем же отвращением, что и весь остальной мир и, что самое главное, не выносят из них никакого урока. Само собой, больше всего таких людей – среди заключенных.

Отнюдь не лень

Тех, кто подвержен пассивно-агрессивному личностному расстройству, часто считают просто лодырями. Но это не совсем так. Им, как и описанным выше социопатам, свойственно презрение к социальным нормам, только выражают они ее несколько более пассивно. Они вечно опаздывают, тянут время, не сдают работу в срок, все откладывают на потом, не обращают ни малейшего внимания на требования и критику начальства. Заставить их сделать что-то помимо их воли – очень сложно. Если слишком настаивать, агрессия может перестать быть пассивной. Понятно, что они нередко принадлежат к категории малообеспеченных граждан, нуждающихся в материальной помощи и всяческой поддержке.

Покой им только снится

Люди тревожно-мнительного типа боятся всего на свете: медицинских обследований, полетов на самолете, поездок в метро, вечерних прогулок, экзаменов, биодобавок, нелегальных мигрантов… Если в данный момент их жизни и спокойствию ничто не угрожает, живущая в таком человеке тревога, подобно спруту, выпустит щупальце и найдет к чему присосаться. Они постоянно сомневаются в себе и поэтому часто не способны к быстрым и решительным действиям. Такой человек, как замечает известный психотерапевт М.Бурно, «не предложит вовремя помощь знакомой женщине с тяжелой сумкой, не спохватится сказать вовремя доброе слово нуждающемуся в нем – с последующим внутренним раскаянием. И тут ему также ничего не остается, как заранее дрессировать в себе готовность действовать, дабы не мучиться потом угрызениями совести».