Болезни

Позитивные и негативные функции конфликтов. Конфликт Позитивные функции внутригрупповых конфликтов

Позитивные и негативные функции конфликтов. Конфликт Позитивные функции внутригрупповых конфликтов

При обсуждении понимания конфликтов в социальных науках отмечалось, что современная точка зрения исходит из представления о позитивных функциях конф­ликта.

Это легко принимается, когда речь идет о теоретических рассуждениях социоло­гов о процессах, происходящих в социальных системах. Но психолог имеет дело с живыми людьми и видит перед собой страдающего человека, тяжело переживаю­щего жизненные сложности, что эмоционально бывает трудно совместить с рас­суждениями о пользе конфликтов.

Однако и для современной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли.

Конфликт - источник развития. Самая главная позитивная функция конф­ликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источ­ником развития. Наиболее явное выражение эта функция конфликта, принимаю­щего форму кризиса, нашла в концепции Эриксона. Наряду с ней существует и мно­жество других, более частных приложений общего тезиса о позитивной роли про-

тиворечий в развитии индивида. Например, в ряде исследований, основанных на идеях Жана Пиаже и его школы, показано, что социо-когнитивные конфликты мо­гут быть источником интеллектуального развития детей. Под социо-когнитивным конфликтом понимается ситуация, когда индивиды имеют разные ответы на одну и ту же проблему и мотивированы на достижение совместного решения. Чем значи­мее этот конфликт для участников ситуации, тем потенциально сильнее его влия­ние на их интеллектуальное развитие (Levine, Resnick, Higgins, 1993). Также обще­признанным можно считать тезис о противоречиях как источнике развития группы, включая и возможные конкурентные процессы. Так, Б. Ф. Ломов считает, что в со­вместной деятельности «соперничество (сотрудничество) играет роль своеобраз­ного "катализатора" развития способностей» (Ломов, 1984, с. 325). Аналогичную функцию стимулирования активности и развития конкуренция играет в группе. Принятие этой точки зрения проявилось в том, что в психологический словарь 1990 года впервые был введен термин «конфликт продуктивный» (Психология. Словарь, 1990).

Конфликт - сигнал к изменению. Из других позитивных функций конфлик­та наиболее очевидной является сигнальная функция. Обсуждая типы критических ситуаций, Ф. Е. Василюк подчеркивает позитивную роль, «нужность» внутренних конфликтов для жизни: «Они сигнализируют об объективных противоречиях жиз­ненных отношений и дают шанс разрешить их до реального столкновения этихот­ношений, чреватого пагубными последствиями» (Василюк, 1995, с, 94).

Аналогичную сигнальную функцию конфликты выполняют и в межличностных отношениях. Вернемся к примеру с родителями и ребенком. Если родители воспри­нимают несогласие ребенка, его новые притязания и попытки их обсуждения с ро­дителями исключительно как неповиновение, то они будут бороться с его непослу­шанием, настаивать на своем и тем самым, скорее всего, ухудшат, а может быть, и разрушат свои отношения с ребенком. Самые острые и болезненные конфликты с подростками возникают в тех семьях, где они с детства находились в атмосфере по­давления. Постепенно накапливающееся напряжение подобно пару, давление ко­торого разрывает плотно закрытый котел.


Конструктивной реакцией будет восприятие происходящего не как неповинове­ния, но как сигнала о необходимости изменений. Возможно, здесь будет уместна аналогия с болью, Боль неприятна, но любой врач скажет, что она выполняет важ­ную и полезную функцию. Боль есть сигнал о том, что в организме что-то не так. Игнорируя или заглушая боль успокоительными таблетками, мы остаемся с болез­нью. Конфликт, подобно боли, выполняет сигнальную функцию, сообщая нам о том, что что-то не в порядке в наших отношениях или в нас самих. И если мы в ответ на этот сигнал пытаемся внести изменения в наше взаимодействие, мы приходим к новому состоянию адаптации в отношениях. Точно так же адекватной реакцией ро­дителей будет приспособление своего поведения, своих требований и ожиданий к новому уровню развития ребенка, его самостоятельности и автономии. Если мы на каждом этапе своих отношений достигаем нового уровня адаптации, это обеспечи­вает сохранение, «выживание» наших отношений.

С. Минухин и Ч. Фишман описывают ситуацию, связанную с уходом взрослых детей из семьи, которую они называют «периодом опустевшего гнезда» и которая

часто ассоциируется с депрессией у женщин: «Однако на самом деле супружеская подсистема вновь становится для обоих ее членов важнейшим семейным холопом, хотя при появлении внуков приходится и здесь вырабатывать новые взаимоотноше­ния. Данный период, часто описываемый как период растерянности, может вместо этого стать периодом бурного развития, если супруги и как индивиды, и как пара прибегнут к накопленному опыту, своим мечтам и ожиданиям, чтобы реализовать возможности, ранее недоступные из-за необходимости выполнять свой родительский долг» (Минухин, Фишман, 1998, с. 32-33).

Конфликт - возможность сближения. На психологическом материале мо­гут быть найдены примеры, иллюстрирующие и другие позитивные функции конф­ликта, например «коммуникативно-информационную» и «связующую» (в термино­логии Козера).

В качестве примера я приведу рассказ одной молодой женщины. Она вышла за­муж рано, ей не было еще и девятнадцати лет. Ее избранник был старше ее на не­сколько лет, и, хотя был тоже молод, ей казалось, что он мудрее и опытнее. Возмож­но, именно это привело к тому, что, несмотря на хорошие отношения с ним, она чувствовала в душе какую-то стесненность, ощущала разделявшую их дистанцию. После рождения ребенка их отношения стали ухудшаться и наконец подошли к той опасной черте, после которой, возможно, их ждало расставание. Однако произо­шел тот, часто неожиданный прорыв, на который всегда остается надежда. Они ста­ли выяснять свои отношения и в ходе этого откровенного разговора поняли друг друга. Рассказав эту довольно банальную историю, женщина добавила в конце: «Я так рада тому, что этот конфликт тогда был между нами. Потому что с тех пор мы с мужем стали абсолютно близкими друг другу людьми. У меня нет человека ближе него, ни мама, ни мой ребенок, нет, он мой самый близкий человек. Я могу ему все-все сказать, что у меня на душе».

Этот новый уровень отношений между ними она связывает именно с происшедшим конфликтом. Момент прорыва, когда людям нечего терять, когда они пытают­ся прорваться друг к другу, может стать для них последней возможностью взаимо­понимания. Недаром социологи чикагской школы говорили: «Конфликт - это воз­можность разговора начистоту».

Конфликт - это возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношений. Функция разрядки напряжения, «оздоровления» отношений, которую потенциально содержит в себе конфликт, может целенаправленно использоваться в педагогической практике. Например, А. С. Макаренко рассматривал конфликт как педагогическое средство влияния на отношения людей. У него есть незакончен­ная работа «О «взрыве» (1949), в которой он указывает, что в коллективе всегда существует целый комплекс различных противоречий «разных степеней конфликт­ности». Выбирая «из общей цепи конфликтных отношений самое яркое, выпираю­щее и убедительное, для всех понятное», Макаренко рекомендует разрешать его методом «взрыва». «Взрывом я называю доведение конфликта до последнего преде­ла, до такого состояния, когда уже нет возможности ни для какой эволюции, ни для какой тяжбы между личностью и обществом, когда ребром поставлен вопрос - или быть членом общества, или уйти из него» (Макаренко, 1958, с. 508). Этот после-

дний предел может выражаться в различных формах, но во всех случаях его глав­ной задачей является ломка неверно сложившихся отношений, на месте которых строятся новые отношения и новые понятия. Макаренко проявлял большой инте­рес к явлению «взрыва», хотя и оговаривал при этом, что «взрывной маневр - вещь очень болезненная и педагогически трудная» (там же, с. 510).

Интересно, что тот же прием усиления переживаний для инициирования благо­творного кризиса Р. Мэй считает возможным использовать в психотерапевтичес­кой практике. Он пишет о том, как однажды получил чрезвычайно эмоциональное письмо от молодого человека, который просил его о помощи: «В ответном письме я поставил целью предельно обострить его переживания и вызвать кризис. Я напи­сал, что он привык к своему положению избалованного ребенка, с которым всегда носились, а сейчас в его страданиях нет ничего, кроме жалости к самому себе и полного отсутствия мужества справиться с создавшимся положением. Я специаль­но не оставил никакой лазейки для спасения престижа его "Я"» (Мэй, 1994, с. 99). Мэй считает, судя по ответной реакции, что его цель была достигнута и привела к конструктивным шагам.

Подчеркивание потенциальных позитивных возможностей конфликта не долж­но заставить нас забыть о его вероятной деструктивной роли в жизни личности. Можно считать общепризнанным представление не только о позитивном значении эффективного разрешения и преодоления личностью возникающих внутриличностных кризисов, конфликтов, противоречий, но и о негативном, а то и разрушитель­ном влиянии, которое может иметь для развития здоровой личности их непреодоле­ние. Мы можем оценивать выход человека из конфликта или кризиса как продук­тивный, если в результате он действительно «освобождается» от породившей его проблемы таким образом, что переживание делает его более зрелым, психологичес­ки адекватным и интегрированным.

Ф. Василюк отмечает, что эмоциональное переживание кризисной ситуации, ка­ким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению. Точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Подлин­ная же проблема состоит в созидании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом внутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внут­реннем субъективном мире - обретение нового смысла, новое ценностное отноше­ние, восстановление душевного равновесия и т. д. (Василюк, 1984).

Напротив, те стратегии, которые, в сущности, являются психологически неэф­фективными, как бы их ни оценивал сам индивид, реально оказываются направлен­ными на ослабление, смягчение остроты переживаемого кризиса и сопровождаю­щих его эмоциональных состояний. Если вспомнить ранее использованную меди­цинскую аналогию, то можно сказать, что в первом случае человек, почувствовав боль, пытается выяснить ее причину и справиться с ней, вылечив болезнь, а во вто­ром случае он просто принимает таблетки, пытаясь заглушить неприятные ощу­щения.

Общая практическая позиция может быть выражена уже приводившимися сло­вами Мэя: «...Нашей задачей является превращение деструктивных конфлик­тов в конструктивные » (Мэй, 1994, с. 30).

Область: Конфликтология
Издательство: Журнал «Компос»

Название данной статьи кажется парадоксальным. У большинства людей конфликт ассоциируется с негативом: разрывом отношений, скандалами, столкновениями, борьбой, войнами, эмоциональными переживаниями и т. д. И такие ассоциации в значительной степени верны. Большинство конфликтов в историческом прошлом и в нашей повседневной жизни разрешались и разрешаются не лучшим образом.

Мы живем в конфликтном мире и в конфликтном обществе. И это надо воспринимать как данность. Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре. Более того, они являются необходимым условием общественного развития. Весь процесс развития общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Сама социальная структура общества с ее жесткой дифференциацией различных классов, социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет собой неиссякаемый источник конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем более дифференцировано общество, чем больше в нем свободы, плюрализма, тем больше несовпадающих, а порой и взаимоисключающих интересов, целей, ценностей и, соответственно, больше источников для потенциальных конфликтов. Но одновременно в сложной социальной системе существует и больше возможностей и механизмов для успешного решения конфликтов, для нахождения консенсуса. Поэтому проблема любого общества, любой социальной общности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта и использовать его для позитивного решения возникших проблем. Поэтому каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний по конфликтологии и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях для того, чтобы эффектно решать возникающие проблемы и добиваться успеха во всех своих делах.

С точки зрения разрешения конкретных противоречий можно говорить о конструктивных и деструктивных функциях (дисфункциях) конфликта. Первые направлены на разрешение возникших противоречий, вторые - на их углубление. В теории конфликта также используются такие понятия как позитивные (положительные) и негативные (отрицательные) функции конфликта. Эти понятия в большей степени отражают субъективно-объективную оценку развития и последствий социального конфликта. Так, например, Октябрьская (1917 г.) революция разделила не только российское общество, но и мировое сообщество на тех, кто оценивает это событие как позитивное и на тех, кто дает ему негативную оценку.

Кроме того, существуют объективные и субъективные оценки конфликта с точки зрения его последствий для конкретных людей. Например, реконструкция предприятия, ставшая возможной в результате производственного (социально-трудового) конфликта - объективно положительное явление, но с точки зрения определенной части работников, вынужденных уволиться с предприятия в результате сокращения штатов, данный конфликт будет оценен как негативный.

Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено также той социальной системой, в которой присутствует конфликт. В свободно структурированных группах и открытых обществах, где конфликт считается нормой, и существуют разнообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило, способствует большей жизнеспособности, динамизму и восприимчивости к прогрессу. В тоталитарном обществе социальный конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой (например, расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 г.). Подавленный конфликт становится дисфункциональным, ведущим общество к дезинтеграции, обострению старых и возникновению новых противоречий. Нерешенные противоречия накапливаются, а если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным потрясениям.

В декабре 2006 г. в Москве состоялась презентация книги лауреата нобелевской премии по экономике 2005 года Томаса Шеллинга «Стратегия конфликта», которая только что вышла в свет на русском языке . Книга написана в основном в рамках социальной (социологической) парадигмы, основу которой составляет теория социального действия и взаимодействия. Конфликт по Шеллингу - это взаимодействие, в котором действия одной стороны зависят от действий другой стороны. Взаимозависимость сторон в конфликте «вынуждает» их искать и находить общие интересы. «Чистый конфликт, - по мнению Шеллинга, - в котором интересы двух противников полностью противоположны, - особый случай; он применяется в случае войны до полного истребления…По этой причине «выигрыш» в конфликте не имеет строго состязательного смысла; это не победа, одержанная над врагом. Здесь подразумевается выигрыш относительно своей собственной системы ценностей, и его можно добиться путем переговоров, компромиссов, а также избегая поступков, наносящих обоюдный ущерб» . Такую стратегию в конфликте Шеллинг называет теорией взаимозависимых решений .

Особого внимания также заслуживают разработанные Шеллингом теория сдерживания и теория ограниченной войны. Эти теории могут применяться как по отдельности, для решения определенных задач, так и в рамках единой стратегии конфликта. При этом сдерживание «столь же уместно между друзьями, как и между потенциальными противниками» .

Основная идея (философия) предложенных Шелингом теорий состоит в том, что даже в самых сложных конфликтных ситуациях нельзя (нежелательно) воспринимать противостоящую сторону в качестве абсолютного врага. Необходимо оставлять хоть какие-то шансы друг другу для нахождения компромиссов. Тогда конфликт будет способствовать решению общих проблем .

Итак, можно назвать несколько основных критериев, в соответствие с которыми функции и последствия того или иного конфликта могут оцениваться как позитивные (функциональные, конструктивные, положительные) или как негативные.

Конфликт оценивается как позитивный:

  • функциональный, способствующий развитию социальной системы (организации, обществу);
  • конструктивный, в результате которого были решены возникшие противоречия;
  • субъективно-позитивный, когда он оценивается как положительный только той стороной, которая в результате конфликта получила определенную выгоду или достигла намеченной цели; когда положительная оценка конфликта одних людей не совпадает с мнением других по принципу амбивалентности (двойственности) в восприятии одних и тех же явлений;
  • ценностно-позитивный, когда он оценивается не с точки зрения выгоды-невыгоды или победы-поражения, а с точки зрения значимости самого конфликтного действия: «погиб наш сокол, но капли крови его горючей взовются в небо и много смелых сердец зажгут» (Песня о соколе. М. Горький);
  • эмоционально-позитивный, когда он помогает снять психическое напряжение (выйти из фрустрации) субъектам и участникам конфликта.

Аналогичным образом, только с приставкой «не» можно перечислить варианты когда конфликт оценивается как негативный, например: дисфункциональный - не способствующий развитию социальной системы и т. д.

Рассмотрим некоторые позитивные функции конфликта в наибольшей степени характерные для открытых социальных структур.

  1. Конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям.
  2. В открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение.
  3. Конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу.
  4. В состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы.
  5. Конфликт способствует получению информации об окружающей социальной среде, о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований.
  6. Социальный конфликт способствует разработке и принятию назревших управленческих решений и осуществлению контроля за их исполнением, формирует у участников конфликта чувство сопричастности в решении общественных проблем, вырабатывает умения и навыки защиты своих интересов.
  7. Внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников, выявляет врагов и недоброжелателей.
  8. Внутренние конфликты (в группе организаций, обществ) выполняют следующие функции:

  • создание и поддерживание баланса сил (в том числе и власти);
  • социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей;
  • создание новых социальных норм и институтов и обновление существующих;
  • адаптация и социализация индивидов и групп;
  • группообразование, установление и поддерживание нормативных и физических границ групп;
  • установление и поддерживание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;
  • установление неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров;
  • устранение одних и появление других лидеров.
  • Позитивные функции конфликта заключаются также в том, что он выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем, устанавливает и поддерживает равновесие сил между оппонентами.
  • В открытой социальной системе конфликт выполняет роль “предохранительного клапана”, своевременно выявляя возникающие противоречия и сохраняя социальную структуру в целом.
  • Множество рзнонаправленных конфликтов нейтрализуют друг друга и таким образом предотвращают распад социальной системы.
  • Существуют конфликты типа: «спор», «противоборство», «война». Возможны конфликтные ситуации, когда один и тот же конфликт может проходить стадии спор - противоборство - война, и в зависимости от того, на какой стадии находится конфликт, стороны воспринимают друг друга как оппонентов, противников, врагов (табл. 1).

    Таблица 1

    Взаимозависимость динамики конфликта, субъективного восприятия сторонами друг друга и взаимных конфликтных установок

    Из таблицы 1 следует, что от того, к какой категории - оппонент, противник, враг - отнесена противоборствующая сторона конфликта, во многом зависит и конфликтная установка сторон, и динамика развития конфликта, и методы ведения борьбы, и способы завершения конфликта. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать особенности этих дефиниций и адекватное их применение. Рассмотрим, как и в каких случаях применяются эти понятия.

    Конфликт, в своей динамике может проходить различные уровни (стадии) противостояния , как в сторону эскалации противоборства (спор - противоборство - война), так и в сторону снижения накала борьбы (война - противоборство - спор). Соответственно меняются и другие параметры конфликта (см. табл. 1). Такое свойство динамики конфликта можно использовать в ходе урегулирования и разрешения конфликта. Для этого необходимо, например, конфликт типа «война» сначала перевести (трансформировать) в конфликт типа «противоборство», а уже последний перевести в конфликт типа «спор». При этом необходимо помнить, что спор (как и любой иной конструктивный конфликт) не является спортивным состязанием, в котором важна победа. В конфликте каждая сторона стремиться решить свои проблемы. Поэтому здесь важна не победа, а успех.

    Конфликт является одной из форм социального взаимодействия, в котором действия одной стороны во многом обусловлены действиями другой стороны. Поэтому возникшие проблемы желательно решать совместными усилиями. Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации предполагает соблюдение ряда условий, например таких:

    1. отделить реальные причины конфликта от инцидента - формального повода для начала столкновения;
    2. сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;
    3. действовать по принципу “здесь и сейчас”, т. е. решать проблемы непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты;
    4. создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта;
    5. говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого;
    6. соблюдать уважительное отношение к личности оппонента, говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности;
    7. создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.

    Чтобы успешно предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, необходимо вырабатывать (формировать) в себе такие качества как ассертивность - умение договариваться, находя взаимоприемлемые решения. Для человека, обладающего ассертивностью характерными являются следующие качества:

    • добиваться своих целей не наживая врагов;
    • умение договариваться даже с противниками;
    • не позволять другим манипулировать собой;
    • уважать права других, но не потакать чужой похоти;
    • адекватно оценивать свои «заслуги», т.е. не расстраиваться, если получили отказ в том, на что не имели право рассчитывать;
    • четко формулировать свои позиции, без агрессии и ненависти к оппонентам;
    • уметь находить компромиссы, удовлетворяющие обе стороны конфликта .

    Одним из основных способов выхода из внутриличностных конфликтов является адекватная оценка ситуации, в которой оказался индивид. Известный психотерапевт, доктор Максуэлл Мольц в своей книге “Я - это Я, или Как стать счастливым” предлагает читателям массу полезных советов, способных помочь человеку решить свои личностные конфликты. Большинство из этих советов основаны на феномене саморефлексии.

    Рассмотрим некоторые из них:

    • cоздавать правильный образ собственного Я. Знать о себе всю правду. Уметь смотреть правде в глаза;
    • реагировать на факты, а не на представления о них;
    • не уделять повышенного внимания тому, что люди думают о вас, как они вас оценивают;
    • не реагировать слишком эмоционально на внешние раздражители, уметь отсрочить свою реакцию на них («я буду волноваться только завтра»);
    • не культивировать в себе чувство обиды, жалости к себе;
    • уметь прощать себя и других, прощение действует исцеляющее;
    • уметь направлять свою агрессию в нужное русло.
    • не «сражаться с ветряными мельницами». Эмоционально реагировать только на то, что реально существует здесь и теперь;
    • не раздувать «из мухи слона», реально оценивать ситуацию со всеми вытекающими из нее последствиями;
    • по возможности ставить себе потенциально достижимые цели;
    • иметь четко выраженную цель и неуклонно стремиться к ее достижению;
    • действовать решительно, целеустремленно, наступать, а не обороняться.

    Но если есть такая возможность, то противоречие не надо доводить до конфликта. А для этого надо помнить следующее: если возникла конфликтная ситуация, то прежде чем “ввязываться в драку”, необходимо серьезно взвесить все возможные “за” и “против” в предполагаемом конфликте и задать себе несколько вопросов:

    1. действительно ли существуют противоречия, из-за которых стоит конфликтовать?
    2. возможно ли решить возникшие проблемы другими способами, не прибегая к конфликту?
    3. существуют ли гарантии, что Вы достигните желаемых результатов в предстоящем конфликте?
    4. какова будет цена победы или поражения для Вас и Вашего оппонента?
    5. каковы возможные последствия конфликта?
    6. как будут реагировать на конфликт окружающие Вас люди.

    Желательно чтобы ваш оппонент в предполагаемом конфликте с этих же позиций проанализировал возникшую конфликтную ситуацию и возможные пути ее развития. Всесторонний анализ конфликтной ситуации способствует нахождению взаимоприемлемых решений, предотвращает открытую конфронтацию сторон и помогает не только сохранить нормальные отношения между бывшими оппонентами, но и установить между ними отношения взаимовыгодного сотрудничества.

    Приведенные выше способы предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций позволяют говорить о том, что противоречия и конфликты можно использовать для решения возникающих проблем. Более подробно эта тема изложена в только что вышедшей книге автора «Основы конфликтологии» .

    Литература

    1. Шеллинг Т. Стратегия конфликта. М.: ИРИСЭН, 2007. 373 с.
    2. См.: Энциклопедия психологических тестов. М., 1997. С. 297 - 298.
    3. Мольц М. Я - это Я, или Как стать счастливым. СПб. 1992.
    4. Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учебник. - ИД «ФОРУМ» - ИНТРА-М, 2007. 320 с.

    Современное понимание конфликтов в социальных науках исходит из представления о позитивных функциях конфликта.

    Это легко принимается, когда речь идет о теоретических рассуждениях социологов о процессах, происходящих в социальных системах. Но психолог имеет дело с живыми людьми и видит перед собой страдающего человека, тяжело переживающего жизненные сложности, что эмоционально бывает трудно совместить с рассуждениями о пользе конфликтов.

    Однако и для современной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли.

    Конфликт - источник развития. Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития. Чем значимее конфликт для участников ситуации, тем потенциально сильнее его влияние на их интеллектуальное развитие. Также общепризнанным можно считать тезис о противоречиях как источнике развития группы, включая и возможные конкурентные процессы. Так, Б. Ф. Ломов считает, что в совместной деятельности «соперничество (сотрудничество) играет роль своеобразного «катализатора» развития способностей». Аналогичную функцию стимулирования активности и развития конкуренция играет в группе.

    Конфликт - сигнал к изменению. Из других позитивных функций конфликта наиболее очевидной является сигнальная функция. Обсуждая типы критических ситуаций, Ф. Е. Василюк подчеркивает позитивную роль, «нужность» внутренних конфликтов для жизни: «Они сигнализируют об объективных противоречиях жизненных отношений и дают шанс разрешить их до реального столкновения этих отношений, чреватого пагубными последствиями».

    Аналогичную сигнальную функцию конфликты выполняют и в межличностных отношениях. Возьмем для примера взаимоотношения родителей с ребенком. Если родители воспринимают несогласие ребенка, его новые притязания и попытки их обсуждения с родителями исключительно как неповиновение, то они будут бороться с его непослушанием, настаивать на своем и тем самым скорее всего ухудшат, а может быть, и разрушат свои отношения с ребенком. Постепенно накапливающееся напряжение подобно пару, давление которого разрывает плотно закрытый котел.

    Конструктивной реакцией будет восприятие происходящего не как неповиновения, но как сигнала о необходимости изменений. Возможно, здесь будет уместна аналогия с болью. Боль неприятна, но любой врач скажет, что она выполняет важную и полезную функцию. Боль есть сигнал о том, что в организме что-то не так. Игнорируя или заглушая боль успокоительными таблетками, мы остаемся с болезнью. Конфликт, подобно боли, выполняет сигнальную функцию, сообщая нам о том, что что-то не в порядке в наших отношениях или в нас самих. И если мы в ответ на этот сигнал пытаемся внести изменения в наше взаимодействие, мы приходим к новому состоянию адаптации в отношениях. Если мы на каждом этапе своих отношений достигаем нового уровня адаптации, это обеспечивает сохранение, «выживание» наших отношений.

    Конфликт - возможность сближения. На психологическом материале могут быть найдены примеры, иллюстрирующие и другие позитивные функции конфликта, например «коммуникативно-информационную» и «связующую» (в терминологии Козера).

    В качестве примера приведем рассказ одной молодой женщины. Она вышла замуж очень рано, ей не было еще и девятнадцати лет. Ее избранник был старше ее на несколько лет, и, хотя был тоже молод, ей казалось, что он мудрее и опытнее. Возможно, именно это привело к тому, что, несмотря на хорошие отношения с ним, она чувствовала в душе какую-то стесненность, ощущала разделявшую их дистанцию. После рождения ребенка их отношения стали ухудшаться и наконец подошли к той опасной черте, после которой, возможно, их ждало расставание. Однако произошел тот, часто неожиданный прорыв, на который всегда остается надежда. Они стали выяснять свои отношения и в ходе этого откровенного разговора поняли друг друга. Рассказав эту довольно банальную историю, женщина добавила в конце: «Я так рада тому, что этот конфликт тогда был между нами. Потому что с тех пор мы с мужем стали абсолютно близкими друг другу людьми. Я могу ему все-все сказать, что у меня на душе».

    Этот новый уровень отношений между ними она связывает именно с происшедшим конфликтом. Момент прорыва, когда людям нечего терять, когда они пытаются прорваться друг к другу, может стать для них последней возможностью взаимопонимания. Недаром социологи чикагской школы говорили: «Конфликт - это возможность разговора начистоту».

    Позитивные функции внутригрупповых конфликтов. Традиционная точка зрения не только социологов, но и психологов, работавших с группами, состояла в том, что конфликты являются негативным явлением для группы и задача состоит в их устранении. Тенденция к поиску социальной гармонии в группах берет свое начало еще от школы «человеческих отношений»: избегание конфликта, рассматриваемого как «социальная болезнь», и способствование «равновесию» или «состоянию сотрудничества». Однако благодаря конфликту оказывается возможным первичное установление единства или его восстановление, если оно было ранее нарушено. Конечно, не каждый тип конфликта будет способствовать укреплению группы, равно как и не во всех группах конфликт может реализовывать подобные функции. Наличие этих позитивных потенций конфликта определяется его типом, равно как и особенностями группы.

    Каждая группа содержит потенциальные возможности конфликта в силу периодически возникающего соперничества между требованиями индивидов. Характер группы будет существенно влиять на особенности этих конфликтов, в частности на их функции. Так, Козер полагает, что чем группа теснее, тем конфликт интенсивнее. Если все же в такой сплоченной группе возникает конфликт, то протекать он будет с особенной интенсивностью в силу «накопленного» недовольства и полного личностного вовлечения, характерного для группы с тесными связями. Конфликт в группах этого типа будет угрожать самим их основам, а следовательно, носить разрушительный характер.

    Существенное значение для внутригруппового конфликта будет иметь и характер отношений группы с внешней средой. Так, группы, находящиеся в состоянии более или менее постоянного противоборства с другими группами, будут иметь тенденцию к более полному личностному вовлечению своих членов в общую деятельность и к подавлению отклонений от группового единства и разногласий. Большая терпимость к внутригрупповым конфликтам будет характерна для групп, отношения которых с внешней средой более уравновешены.

    Внутренний конфликт также служит средством выявления у членов группы противоречивых интересов и тем самым способствует возможности нового согласования, обеспечивая восстановление необходимого равновесия.

    Конфликты часто обусловливают создание ассоциаций и коалиций внутри групп, благодаря чему обеспечивается взаимодействие между членами всего объединения, уменьшается изоляция, создается почва для реализации индивидуальной активности членов группы.

    В целом, указав на позитивные возможности конфликта в гибких социальных структурах, Л. Козер называет его важнейшим стабилизирующим механизмом, механизмом приспособления норм к новым условиям.

    Конфликт - это возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношений. Функция разрядки напряжения, «оздоровления» отношений, которую потенциально содержит в себе конфликт, может целенаправленно использоваться в педагогической практике. Например, А. С. Макаренко рассматривал конфликт как педагогическое средство влияния на отношения людей.

    Интересно, что тот же прием усиления переживаний для инициирования благотворного кризиса Р. Мэй считает возможным использовать в психотерапевтической практике. Он пишет о том, как однажды получил чрезвычайно эмоциональное письмо от молодого человека, который просил его о помощи: «В ответном письме я поставил целью предельно обострить его переживания и вызвать кризис. Я написал, что он привык к своему положению избалованного ребенка, с которым всегда носились, а сейчас в его страданиях нет ничего, кроме жалости к самому себе и полного отсутствия мужества справиться с создавшимся положением. Я специально не оставил никакой лазейки для спасения престижа его «Я». Мэй считает, судя по ответной реакции, что его цель была достигнута и привела к конструктивным шагам.

    Подчеркивание потенциальных позитивных возможностей конфликта не должно заставить нас забыть о его вероятной деструктивной роли в жизни личности. Можно считать общепризнанным представление не только о позитивном значении эффективного разрешения и преодоления личностью возникающих внутриличностных кризисов, конфликтов, противоречий, но и о негативном, а то и разрушительном влиянии, которое может иметь для развития здоровой личности их непреодоление. Мы можем оценивать выход человека из конфликта или кризиса как продуктивный, если в результате он действительно «освобождается» от породившей его проблемы таким образом, что переживание делает его более зрелым, психологически адекватным и интегрированным.

    Эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению. Точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Подлинная же проблема состоит в созидании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом внутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире - обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесия и т. д.

    Напротив, те стратегии, которые, в сущности, являются психологически неэффективными, как бы их ни оценивал сам индивид, реально оказываются направленными на ослабление, смягчение остроты переживаемого кризиса и сопровождающих его эмоциональных состояний. Если вспомнить ранее использованную медицинскую аналогию, то можно сказать, что в первом случае человек, почувствовав боль, пытается выяснить ее причину и справиться с ней, вылечив болезнь, а во втором случае он просто принимает таблетки, пытаясь заглушить неприятные ощущения.

    Общая практическая позиция может быть выражена уже приводившимися словами Р. Мэя: «…Нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные».

    Наталия Гpишинa
    По материалам «Elitarium»

    • Психология: личность и бизнес

    Ключевые слова:

    1 -1


    Конфликт представляется чем-то опасным, сложным, тяжелым в переживании, ярким взаимодействием с другим человеком. Разве бывает “позитивный конфликт”? Пожалуй, да, если:

    1) оба участника удовлетворены итогом конфликта,

    2) оба участника или хотя бы один смог “увидеть” другого, “увидеть” его позицию,

    3) отношениям между участниками не было нанесено смертельного для отношений ущерба.

    В этом случае можно говорить о позитивном конфликте, а не “ссоре до конца дней”.

    Одна позитивная составляющая есть в любом конфликте. Как минимум одна сторона сказала правду, рассказала то о себе, что, вероятнее всего, противоречит:

    Ожиданиям,

    Мечтам и фантазиям,

    Желаниям

    Или позиции другого человека.

    Отсюда и начинается большинство конфликтов.

    При этом полезно помнить, что

    Конфликт – это просто столкновение разных точек зрения.

    Не обязательно противоположных по своей сути, а именно – разных.

    Удивительно, насколько легко каждый из нас согласится с чужой точкой зрения, даже если она не совпадает с нашей, если она:

    Высказана уважительно,

    Не претендует на истину в последней инстанции,

    Не задевает и не уменьшает свободы действовать сообразно своим представлениям.

    Конфликт начинается в том месте, где “Сократ мне друг, но истина мне дороже” (с). И это очень позитивная функция конфликта, позитивный смысл – в умении отстаивать, удерживать, доносить до другого свою точку зрения.

    В противоположность такому “позитивному конфликту” может случиться и негативный:

    Когда хотя бы один из участников не готов, не хочет, не способен слышать другого,

    Когда цель конфликта – унизить, оскорбить, “растоптать” другого,

    Когда общение и “перебрасывание фактами” происходит по нарастающей – “ты ему – слово, он тебе – два, три”.

    Итак, как же сделать “своими руками” конфликт – позитивным?

    1. Говорить о себе, о своих чувствах, о своей позиции.

    2. Уменьшать степень агрессии, не стремиться “завалить” собеседника аргументами.

    3. “Лучше меньше – да лучше”. Малыми дозами и небольшими разговорами на четко обозначенные темы проще договориться, чем “ты мне всю жизнь испоганил”.

    4. Держите в уме свою позицию, чего вы хотите.

    5. Попробуйте отходить в сложных моментах от “я хочу, чтобы ты” к “мне очень важен (чистый пол, обучающиеся в Оксфорде дети, квартира в центре)”. То есть, опять же, о себе – а не о том, что, по вашему мнению, сделать другой.

    И тогда любой разговор, доведенный до логического конца, до “мы договорились, что я делаю то-то, а он (а) делает это”, будет для вас позитивным конфликтом. А значит, совершенно новым опытом.

    Каждый конфликт может играть как положительную, так и отрицательную роль. Двойственность природы конфликта заключается в особенностях его влияния на жизнь и деятельность противоборствующих сторон. Кроме того, на разных этапах своего развития один и тот же конфликт может принимать как конструктивную, так и деструктивную окраску.

    С точки зрения конфликтующих сторон в конфликте можно выделить следующие позитивные моменты.
    1. Конфликт может полностью или частично нейтрализовать организационные противоречия, вызванные недостатками организации деятельности, неудовлетворительным менеджментом, несоответствием квалификации работника выполняемым обязанностям. Результат – разрешение приблизительно 65 % таких противоречий.
    2. Результатом конфликта может стать более объективная оценка социально-психологических качеств людей, вовлеченных в конфликт. Способы противоборства показывают ценностные ориентации участников конфликта, их истинные мотивы, демонстрируют степень их психологической стойкости и стрессоустойчивости. Конфликт помогает проявиться как отрицательным, так и положительным чертам человека. Около 10–15 % конфликтов после своего окончания улучшают отношения между противниками.
    3. Участие в конфликте позволяет снизить степень психологической напряженности у противоборствующих сторон. Действия оппонентов, которые часто сопровождаются сильными эмоциональными реакциями, могут снизить интенсивность последующих отрицательных эмоций. Так, например, возникает феномен катарсиса, что означает освобождение накопившейся отрицательной энергии, оказывавшей сильное давление на человека.
    4. Конфликтное взаимодействие может стать толчком к развитию личности, улучшению межличностных отношений. Конструктивное разрешение конфликта позволяет человеку сформировать позитивный опыт действий в конфликтных ситуациях, получить навыки эффективного взаимодействия, повысить свой социальный статус.
    5. Результатом конфликта может стать повышение индивидуальной эффективности сотрудника. Например, у менеджеров итогом конфликта в 28 % случаев становится повышение качества деятельности, а снижение наблюдается в 17 % случаев. У рядовых работников, наоборот, в итоге конфликта качество их работы чаще ухудшается, поскольку им не удается добиться целей, достижение которых они преследовали в конфликте.
    6. Конфликт может способствовать повышению авторитета одной из сторон, если в ходе конфликта ею преследовались цели, которые оценивались как справедливые коллегами по работе. Такое случается в 4 раза чаще, чем в том случае, если сторона отстаивает цели, которые считаются сомнительными.
    7. Конфликт может послужить инструментом социализации личности, существенно повысить самооценку индивида.

    При оценке каждого конфликта следует учитывать то влияние, которое он оказывает на макро– и микросреду. Помимо оппонентов, вовлеченных в конфликт, он оказывает непосредственное влияние на всю группу. Степень конфликта прямо пропорциональна силе отношений оппонента и группы, социальному статусу противоборствующих сторон, интенсивности их конфликтного противодействия. В этом случае выделяют следующие позитивные аспекты конфликта:

    1. служит инструментом, стимулирующим социальную деятельность малой группы или сообщества (инновационный конфликт);
    2. показывает актуальность некоторых неразрешенных проблем;
    3. способствует выявлению сложившегося общественного мнения;
    4. может послужить формированию новых (причем более благоприятных) условий функционирования организации;
    5. иногда становится важным фактором сплочения социальной группы (и даже целой нации).