Женщины

Рибо внимание. Рибо Т. Психология внимания. Психологические теории внимания

Рибо внимание. Рибо Т. Психология внимания. Психологические теории внимания

Т. Рибо – французский психолог и философ, родоначальник опытного направления в французской психологии.

Внимание определяется им как умственный моноидеизм - господство одной идеи в сознании, сопровождаемый непроизвольным (естественным) или произвольным (искусственным) приспособлением . Т. Рибо впервые в истории психологии внимания высказывает мысль о социальном, культурном происхождении высших форм внимания – произвольного (культурного, искусственного) внимания. Он пишет: «Как только возникла необходимость в труде, произвольное внимание стало в свою очередь фактором первостепенной важности в этой новой форме борьбы за жизнь. Как только у человека явилась способность отдаваться труду, по существу своему не привлекательному, но необходимому как средство к жизни, явилось на свет и произвольное внимание. Легко доказать, что до возникновения цивилизации произвольное внимание не существовало или появлялось на мгновение, как мимолетное сверкание молнии. Труд составляет наиболее резкую конкретную форму внимания». Рибо заключает: «Произвольное внимание – явление социологическое. Рассматривая его как таковое, мы лучше поймем его генезис и непрочность… Произвольное внимание есть приспособление к условиям высшей социальной жизни».

Эта идея была «подхвачена» Л.С. Выготским и разработана в рамках его культурно-исторической теории.

В описании сущности внимания Т. Рибо подчёркивает исключительность, ограниченность во времени этого состояния, имея в виду то, что оно противоречит основному свойству психической жизни – её изменяемости. Внимание же – есть состояние неподвижное; оно – временная задержка бесконечной смены состояний сознания. Это состояние, в котором одна мысль как бы «стягивает» вокруг себя массу других мыслей; она и является объектом внимания.

Необходимые условия, являющиеся составными элементами внимания (не причина его и не его следствие) – движения. В качестве эпиграфа к своему исследованию Т. Рибо приводит высказывание: «Кто не способен управлять своими мускулами, не способен и ко вниманию». «Без движений - нет внимания!», - восклицает он в другом месте своей статьи. Движения составляют объективную сторону внимания , его субъективная сторона – это отражение в сознании количества и качества мышечных сокращений, органических изменений. Внимание не является чисто духовной деятельностью; оно связано с вполне определёнными физическими условиями, действует через них, от них зависит.

Составные элементы внимания как состояния физического сводятся Т. Рибо к следующим группам:

Явления сосудодвигательные,

Явления дыхательные,

Явления двигательные, служащие для внешнего выражения – т.е. телодвижения.

Основная роль движений в акте внимания состоит в поддержании и усилении данного состояния сознания. Во всех актах внимания участвуют мускульные элементы – «действительные движения или движения в зародышевом состоянии» – «акт двигательный и акт задерживательный».

Произвольное внимание состоит главным образом в задерживании движения. Усилие, которое прилага­ется для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физио­логическую основу. Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечение внимания Рибо связывал с мышечной уста­лостью. Следовательно, секрет произвольного внимания, заключается в способности управлять движениями. Поэтому не слу­чайно данная теория получила название моторной теории внимания.

Произвольное внимание есть продукт искусства, воспитания, дрессировки, увлечения чем-либо. Зарождение произвольного внимания, состоящего в способности удерживать мысль на предметах непривлекательных, может быть вызвано лишь насильственно, под влиянием воспитания – всё равно, исходит ли оно от людей или от вещей.

Т. Рибо исследовал также проблему воспитания произвольного внимания. Развитие произвольности внимания, по его мнению, начинается с опоры на простейшие аффекты (эмоции) ребёнка. То, что само по себе не вызывает у него естественного внимания, ассоциативно связывается с объектами, провоцирующими непроизвольный интерес. В дальнейшем произвольное внимание поддерживается в силу устойчивого навыка, привычки.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Общие представления о внимании

Таблица представления о сущности внимания в психологии автор определение т рибо.. л с выготский внимание в чистом виде не наблюдается внимание субъективное переживание..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Развитие теорий внимания в истории психологии
В классических исследованиях внимания, да и любого психического явления, можно выделить три теоретических подхода: 1) структурный подход – изучает проблему внимания в контексте проб

Внимание как ясность сознания в исследованиях В. Вундта
Основная работа Вундта – «Внимание и сознание». В ней он проводит разграничение понятий «сознание» и «внимание». Центральным понятием для описания многих психических явлени

Представления о внимании в структурной психологии Эдварда Титченера
Хотя Титченер считает себя учеником Вундта, но его мнение по определенным моментам не совпадает с мнением Вундта. 1) Если Вунд отвечает на главный вопрос – внимание существует, то Титченер

Моторная теория волевого внимания Н. Ланге
Приспособительный характер внимания и большое значение моторной (двигательной) активности в процессе внимания подчеркиваются авторами моторных теорий внимания – Т. Рибо и Н.Н. Ланге.

Н.Ф. Добрынин. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности
Николай Федорович Добрынин развивает то направление Т. Рибо, где внимание связывается с активностью личности, с его воспитанием. Для него проблема внимания – это проблема активности субъекта, актив

Л.С. Выготский. Внимание как высшая психическая функция
Вторая линия изучения внимания в развитии, которая также прослеживается от Т. Рибо, - это линия формирования внимания. Два отечественных психолога, Лев Семенович Выготский, а затем и Петр Як

Экспериментальное исследование внимания в рамках культурно-исторического подхода
Можно выделить две группы экспериментов: первая группа посвящена исследованию направленности внимания или селекции; вторая группа – сосредоточенности или удержанию материала в сознании. Дл

Параллелограмм развития внимания
Результаты данного экспериментального исследования были представлены в графической форме, получившей название «параллелограмм развития» (на рисунке приведена его общая конфигурация

Этапы развития внимания
Итоги исследования развития внимания в рамках культурно-исторического подхода, а также более поздние физиологические исследования генезиса внимания позволяют описать последовательность разв

П.Я. Гальперин. Внимание как психическое действие контроля
П.Я. Гальперин вслед за Л.С. Выготским разрабатывал проблему формирования внимания. Оба автора используют единый термин, взятый у французов – интериоризация, как переход средств извне вовнутрь. Л.С

Структура деятельности и внимание
Ранее мы уже рассмотрели две концепции внимания отечественных психологов Н.Ф. Добрынина и П.Я. Гальперина, которые являются представителями деятельностного подхода. В «теор

Теория установки Д. Н. Узнадзе
Стоит рассмотреть теорию, которая связывает внимание с понятием установки. Теория установки предложена Д. Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое во

Внимание как селекция. Исследования Колина Черри
Когнитивная теория внимания началась с эксперимента не психолога, а инженера – акустика Колина Черри в 1953 году. Ему было интересно посмотреть на человека как на радиоприемник и понять, по

Модель «аттенюатора» (делителя) А. Трейсман
Ряд экспериментов, поставили под сомнение идею Бродбента о том, что информация отбирается окончательно на входе только по физическим признакам, что вызвало интерес Анны Трейсман. Во-первых

Мышь ест, ест сыр
Оказывалось, что сигналы, поступающие по нерелевантному каналу, не только полностью не игнорируются, но и семантически обрабатываются. Эксперимент самой А. Трейсман за

Модель поздней селекции Дианы и Дж. Энтони Дойч
В начале 60х годов исследователи Диана и Энтони Дойч на основании данных опытов Мерея, Грея, Трейсман сделали вывод о том, что отбор информации идет по семантическим признакам. Это,

Модель уместности Дональда Норманна
Следующей моделью поздней селекции, созданной с учетом всех предыдущих моделей, является модель Дональда Норманна. Одним из ключевых понятий модели является понятие уместности информации, бл

Д П (различные проявления
активации (возбуждения))

Измерение объема внимания: эксперименты В. Вундта
Объем внимания - это количество отдельных, не связанных объектов, которые можно в данный момент воспринять одновременно ясно и отчетливо. Известно, что человек

Исследование концентрации внимания: М. Чиксентмихайи о феномене поглощенностью деятельностью
Концентрация внимания характеризует интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания. По мнению С.Л. Рубинштейна, конц

Изучение устойчивости внимания: опыты Н. Ланге, Н. Макворса
Устойчивость внимания заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте, то есть определяется длительностью, в течение которой

Распределение внимания
Распределение внимания- это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия (Н.Ф. Добрынин). Это должны

Переключаемость внимания – это сознательный перевод психической активности с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой
Переключаемость отличается от отвлечения тем, что это сознательное, преднамеренное, целенаправленное изменение направленности психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели.

Отвлекаемость внимания
Отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, зан

Психолог, родоначальник опытного направления во франц. психологии. Выступив против спиритуализма т. н. эклектич. школы (В. Кузен и др. ) , господствовавшей во франц. философии и психологии сер. 19 в. , Р. попытался на основе критич. анализа осн. направлений современной ему психологии - английской с её ассоцианизмом («Совр. англ. психология», 1870 , рус. пер. 1881) и немецкой с её атомизмом («Совр. герм. психология», 1879 , рус. пер. 1895) - сформулировать программу новой, экспериментальной психологии, которая изучала бы высшие психич. процессы и в целом. В отличие от Вундта Р. имел в виду прежде всего психопатологич. « »: «... болезнь является самым тонким экспериментом, осуществленным самой природой в точно определенных обстоятельствах и такими способами, которыми не располагает человеческое » (цит. по кн. : Экспериментальная психологич. в. 1-2, 1966 , с. 49) . Это во многом определило всей идущей от Р. во франц. психологии (П. Жане. Ш. Блондель, А. Валлон, А. Омбредан, Ж. Дюма, Ш. Пуайе, Д. Лагаш, Ж. Фаве-Бутонье) . Особую известность Р. приобрёл своей двигат. теорией произвольного внимания и воображения, работами по психологии чувств. оказавшими заметное влияние на англ. психологию (Мак-Дугалл идр. ) .

В рус. пер. : Болезни личности, М., 1887 ; Характер, СПБ , 1899 ; Психология внимания, СПБ , 1897 ; Эволюция общих идей М., 1898 ; Психология чувств. СПБ , 1898 ; Философия Шопенгауэра, СПБ , 1899 ; Аффективная , СПБ , 18992; Опыт исследования творч. воображения, СПБ , 1901 ; Логика чувств. СПБ , 1905 ; О страстях, Од., 1912 ; Память в её нормальном и болезненном состояниях, СПБ , 19123; Воля в её нормальном и болезненном состояниях, СПБ , 1916.

Тутунджян О. М., Т. Р., «Вопр. психологии», 1961 , № 2; Dugas L., Le phalosophe Th. Hibot, P., 1924.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

(Ribot)

Теодюль Арман ( . 18 дек. 1839, Генган, Северная Франция – . 9 дек. 1916, Париж) – . психолог; основатель самостоятельной психологии во Франции, в качестве методов которой он различает: 1) ; 2) самонаблюдения; 3) сравнительный. В сферу психологического исследования Рибо включает и патологические формы духовной жизни. Он отклоняет психически-несознательного как романтическую выдумку и рассматривает как побочное нервных процессов. В ряде монографий он дал психических феноменов. Осн. произв.: «L"heredite psychologique», 1873; "Les maladies de la memoire», 1881; «Psychologie de Г attention», 1888; «Des sentiments», 1896; «L"emagination creatrice», 1902.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

РИБО́

(Ribot), Теодюль Арман (18 дек. 1839 – 9 дек. 1916) – франц. психолог, ; основоположник французской научной психологии, представитель материалистич. направления ассоциационизма. Проф. философии в лицеях Везуля и Лаваля, а затем проф. общей и эксперимент. психологии в Сорбонне и Коллеж де Франс; основатель (1876) первого во Франции психологич. журнала "Revue philosophique" ("Филос. обозрение"). Согласно Р., психология должна быть наукой объективной, генетической, патологической и сравнительной, ее предметом является изучение конкретных фактов психич. жизни в процессе ее развития в норме и патологии. На основе изучения расстройств памяти, воли, внимания Р. установил закономерностей психич. жизни человека и положил начало всемирно известной франц. психопатологич. школе (А. Бине, Ш. Фере, П. Жане, Ж. Дюма, Ш. Блондель, А. Валлон и др.). Важное в психологич. взглядах Р. занимает социальной обусловленности психич. процессов и качеств человека. Особенно значительны заслуги Р. в области психологии чувств и эмоций, хотя иногда у него проявлялись биологизаторские тенденции. Он впервые в истории психологии развил науч. положения об эмоц. памяти, о логике чувств и непроизвольном внимании, объясняя эмоций и чувств условиями существования, социальными отношениями и обществ. опытом людей. Ряд положений и закономерностей, установленных Р. в области психологии чувств, памяти, мышления, внимания, воображения, имеют науч. и для совр. психологии.

Соч.: Essai sur les passions, P., 1907; La vie inconsciente et les mouvements, P., 1914; в рус. пер. – Совр. англ. психология (Опытная школа), М., 1881; Болезни памяти, СПБ, 1881; Наследственность душевных свойств, СПБ, 1884; Болезни воли, СПБ, ; Болезни личности, СПБ, ; Совр. герм. психология (Опытная школа), СПБ, 1895; Исследования аффективной памяти, СПБ, 1895; О чувственной памяти, Каз., 1895; Психология внимания, К.–X., 1897; Психология чувств, СПБ, 1898; Эволюция общих идей, К.–X., 1898; Характер, СПБ, 1899; Философия Шопенгауера, СПБ, 1899; Опыт исследования творч. воображения, СПБ, 1901; Логика чувств, СПБ, .

Лит.: Тутунджян О. М., Жизнь и психологич. Т. Р., в кн.: Сб. науч. тр. научно-исслед. психологич. лаборатории (Ереванский гос. пед. ин-т им. X. Абовяна), т. 3, Ереван, 1961; его же, Т. Рибо (1839–1916), "Вопр. психологии", 1961, No 2; Janet P., L"oeuvre psychologique de Th. Ribot, "Journal de Psychologie normale et pathologique", 1915, an. 12, No 4; Dugas L., Le philosophe Th. Ribot, P., 1924; Centenaire de Th. Ribot. Jubilé de la psychologie scientifique française, Agen, 1939.

О. Тутунджян. Ереван.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "РИБО" в других словарях:

    - (фр. Ribot) французская фамилия. Известные носители: Александр Феликс Жозеф Рибо французский политик и государственный деятель, неоднократно возглавлял кабинет министров Франции. Марк Рибо американский гитарист и композитор, студийный… … Википедия

    Рибо, Александр (1842 1923) французский буржуазный политический деятель; по профессии адвокат. В 1878 г. был избран в палату депутатов. Начиная с 1890 г., занимал ряд министерских постов. В 1890 1892 гг. был министром иностранных дел; в 1895 г.… … 1000 биографий

    РИБО - регистрационная информация банковской отчётности фин. Источник: http://www.buhsmi.ru/lenta/237876/ … Словарь сокращений и аббревиатур

    - (Ribot) Теодюль Арман (18.12.1839, Генган, 9.12.1916, Париж), французский психолог, родоначальник опытного направления во французской психологии. Профессор Сорбонны (1885) и Коллеж де Франс (1888), где был директором (1889) первой… … Большая советская энциклопедия

    РИБО - (Ribot) Теодюль Арман (1839 1916) французский психолог, основоположник совместно с И. Тэном концепции природного эксперимента (опытного направления) во французской психологии. Профессор Сорбонны (1885) и Коллеж де Франс (1888), где был директором … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Моносахарид из группы пентоз, присутствующий во всех живых клетках, например в составе РНК … Медицинская энциклопедия

    рибоїд - а, ч., орн. Чорний лелека … Український тлумачний словник

    рибо - [ربا] а. суд, фоидае, ки қарздиҳанда аз қарзгиранда меситонад, судхӯрӣ … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

    Рибо Т. А. - РИБÓ (Ribot) Теодюль Арман (1839–1916), франц. психолог и психопатолог, родоначальник эксперим. исследования во Франции высших психич. процессов. Дир. первой франц. психол. лаборатории (1889), основатель и редактор ж. Ревю филозофик. Тр. по … Биографический словарь

    - (Ribot) (1839 1916), французский психолог и психопатолог, родоначальник во Франции экспериментальных исследований высших психических процессов. Директор 1 й Французской психологической лаборатории (1889), основатель и редактор журнала «Ревю… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Эволюция общих идей , Рибо Т. , Предлагаемая читателю книга написана выдающимся психологом Т. А. Рибо, родоначальником опытного направления во французской психологии. Цель книги - на основе большого числа источников из… Категория:

В историю психологии Рибо вошел как один из создателей экспериментального направления, наряду с Вундтом, Жане и Джеймсом. Он исследовал феномены воли, внимания, памяти в их нормальных и отклоняющихся состояниях, изучал наследуемость душевных свойств, создал несколько значительных работ по истории психологии и по истории философии, в частности, по философии Шопенгауэра, интерес к которому возник у Рибо в связи с его собственными исследованиями психологических особенностей воли и темперамента человека. В психологии религии Рибо известен прежде всего как автор «Психологии чувств».

В любом религиозном веровании, полагает Рибо, можно выделить два элемента: интеллектуальный (представления об объекте верования) и эмоциональный - чувство, находящее свое выражение в поступках человека . Чувству Рибо отводит главенствующую роль в религиозном развитии, хотя отмечает, что жестко разделять два этих элемента не следует. Психолог описывает этапы эволюции религиозных представлений и чувств. К первым стадиям религиозного развития Рибо относит фетишизм, полидемонизм, натурализм вкупе с анимизмом. Объект верований на этой стадии антропоморфен. Религиозное чувство в этот период соединяет в себе 2 элемента: эмоцию боязни и – пока еще очень слабую – симпатию по отношению к божеству. Это чувство характеризуется строго практическим (утилитарным) характером и примыкает к инстинкту самосохранения индивида: оно выражается в стремлении действовать по правилу «даю, чтобы ты мне дал». В это время когда формируется принцип авторитета в первобытной общине - «начальники, жрецы, чародеи говорят и действуют во имя высшей власти и поддерживают социальную связь» , - в религиозном чувстве начинает более отчетливо проявляться его социальный характер. По замечанию Рибо, «религиозное чувство имеет стремление соединять, группировать, социализировать» . И тут нет никакого противоречия с идеей об эгоистической составляющей религиозного чувства: люди объединяются для реализации своих интересов.

Однако под влиянием интеллектуального развития, наблюдений и формирования представлений о космическом порядке течение религиозной жизни постепенно меняется, возникают боги отдельных природных стихий, а затем и то, что во времена Рибо называли «монолатрией» - почитание божества, превосходящего других, которые действуют под его властью и которых оно не уничтожает. Далеко не везде эти перемены происходили синхронно: у разных народов этот процесс совершался в разное время. И при этом он всегда сопровождался развитием религиозных чувств: если в первый период в целом преобладают отрицательные эмоции (выражение чувства зависимости), то теперь на первый план выходят чувства удивления, доверия, любви, экстаза (в частности, это проявляется в постепенно исчезновении кровавых жертв и уменьшении числа злых божеств) . С другой стороны, религиозное чувство постепенно соединяется с нравственным чувством, что также свидетельствует о достижении определенного прогресса в религиозном развитии (формируются более дифференцированные представления о загробном существовании). Изначально религиозное и нравственное чувства представляют собой отличные друг от друга формы чувств и отвечают совершенно различным по своей природе стремлениям. Третий период религиозного развития, по мысли Рибо, характеризуется преобладанием интеллектуального элемента, тогда как «застигнутая в самом источнике своем, эмоция течет тонкой струйкой и от религиозного чувства в собственном смысле слова остается неясное благоговение перед неизвестным» . Но даже в самых утонченных религиозных системах остается место для чувства (мистицизм).

Как психолог Рибо называет религиозное чувство полной эмоцией, то есть такой, которая имеет физиологические корреляты (бледность, пот, дрожь и др.), а, с другой стороны, находит выражение в выразительных движениях, жестах, актах, то есть в религиозных обрядах, в которых устанавливается отношение к высшим силам: если сначала обряды были прямым и непосредственным выражением религиозного чувства, то в дальнейшем они обретают символический характер. Иными словами, говоря на психологическом языке, религиозное чувство является полноценной эмоцией, а не производной или вариацией каких-либо других эмоциональных состояний . Интересно, что далее Рибо говорит и о людях, которые лишены религиозного чувства. Рибо пишет: «ни один нормальный человек, живущий в обществе, не может быть чужд религиозным идеям, игнорировать их существование, объект, значение; но они могут не оказывать на него никакого влияния, могут оставаться в его мозгу чуждой вещью, не вызывая никакого стремления, никакой эмоции; они могут быть постигнуты, но не прочувствованы» . Есть и другая крайность – патологические формы религиозного чувства, такие как религиозная меланхолия (человек постоянно чувствует себя виновным проклятым, осужденным, презренным), бред одержания бесом (демономания, как ее называет Рибо), экстаз (ограниченность поля сознания одним представлением, восторг), теомания (когда человек считает себя Богом или пророком (одна из форм мегаломании): в этом случае, говорит Рибо, очень сложно провести грань между основателями религий, реформаторами и основателями орденов и чистыми теоманами).

Для своего времени система Рибо была весьма содержательной и интересной. Многие проблемы психологии религии, обсуждение которых он начал как экспериментальный психолог, получили свою дальнейшую разработку в трудах Жане и Джеймса. В России до революции 1917 года труды Рибо были довольно широко известны и пользовались вполне заслуженным признанием. Однако ныне его психологические взгляды, в том числе, его психология религиозных чувств пребывает в некотором забвении.

Т. Рибо – французский психолог и философ, родоначальник опытного направления в французской психологии.

Внимание определяется им как умственный моноидеизм - господство одной идеи в сознании, сопровождаемый непроизвольным (естественным) или произвольным (искусственным) приспособлением . Т. Рибо впервые в истории психологии внимания высказывает мысль о социальном, культурном происхождении высших форм внимания – произвольного (культурного, искусственного) внимания. Он пишет: «Как только возникла необходимость в труде, произвольное внимание стало в свою очередь фактором первостепенной важности в этой новой форме борьбы за жизнь. Как только у человека явилась способность отдаваться труду, по существу своему не привлекательному, но необходимому как средство к жизни, явилось на свет и произвольное внимание. Легко доказать, что до возникновения цивилизации произвольное внимание не существовало или появлялось на мгновение, как мимолетное сверкание молнии. Труд составляет наиболее резкую конкретную форму внимания». Рибо заключает: «Произвольное внимание – явление социологическое. Рассматривая его как таковое, мы лучше поймем его генезис и непрочность… Произвольное внимание есть приспособление к условиям высшей социальной жизни».

Эта идея была «подхвачена» Л.С. Выготским и разработана в рамках его культурно-исторической теории.

В описании сущности внимания Т. Рибо подчёркивает исключительность, ограниченность во времени этого состояния, имея в виду то, что оно противоречит основному свойству психической жизни – её изменяемости. Внимание же – есть состояние неподвижное; оно – временная задержка бесконечной смены состояний сознания. Это состояние, в котором одна мысль как бы «стягивает» вокруг себя массу других мыслей; она и является объектом внимания.

Необходимые условия, являющиеся составными элементами внимания (не причина его и не его следствие) – движения. В качестве эпиграфа к своему исследованию Т. Рибо приводит высказывание: «Кто не способен управлять своими мускулами, не способен и ко вниманию». «Без движений - нет внимания!», - восклицает он в другом месте своей статьи. Движения составляют объективную сторону внимания , его субъективная сторона – это отражение в сознании количества и качества мышечных сокращений, органических изменений. Внимание не является чисто духовной деятельностью; оно связано с вполне определёнными физическими условиями, действует через них, от них зависит.

Составные элементы внимания как состояния физического сводятся Т. Рибо к следующим группам:

Явления сосудодвигательные,

Явления дыхательные,

Явления двигательные, служащие для внешнего выражения – т.е. телодвижения.

Основная роль движений в акте внимания состоит в поддержании и усилении данного состояния сознания. Во всех актах внимания участвуют мускульные элементы – «действительные движения или движения в зародышевом состоянии» – «акт двигательный и акт задерживательный».

Произвольное внимание состоит главным образом в задерживании движения. Усилие, которое прилага­ется для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физио­логическую основу. Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечение внимания Рибо связывал с мышечной уста­лостью. Следовательно, секрет произвольного внимания, заключается в способности управлять движениями. Поэтому не слу­чайно данная теория получила название моторной теории внимания.

Произвольное внимание есть продукт искусства, воспитания, дрессировки, увлечения чем-либо. Зарождение произвольного внимания, состоящего в способности удерживать мысль на предметах непривлекательных, может быть вызвано лишь насильственно, под влиянием воспитания – всё равно, исходит ли оно от людей или от вещей.

Т. Рибо. Непроизвольное внимание – естественное, природное;произвольное (искусственное) внимание есть продукт искусства воспитания, дрессировки увлечения чем-нибудь. Произвольное внимание привито к вниманию непроизвольному или естественному и из него черпает условия для своего существования. В непроизвольном внимании объект действует на субъект с помощью внутренних, присущих ему свойств. В произвольном же внимании субъект действует на объект с помощью внешних, т.е. добавочных сил. Добавочной силой является цель. Цель появляется не в силу случайности или обстоятельств. Она составляет предмет желаний или выбора. Цель принимают или ей подчиняются. Субъект должен приспособиться к этой цели, найти средства для поддержания внимания, что всегда сопровождается чувством некоторого усилия.

Произвольное и непроизвольное внимание – две противоположности. Если в непроизвольном внимании требуется наибольшее притяжение, то в произвольном внимании – наибольшее сопротивление.

Процесс произвольного внимания сводиться к следующему: необходимо искусственно сделать привлекательным то, что по своей природе непривлекательно, придать интерес вещам, которые сами по себе не интересны. Слово интерес в этом плане – аффект, эмоция. Только здесь эмоция, чувство, поддерживающее внимание, приобретенное, добавленное и не является непроизвольным.

Зарождение произвольного внимания, состоящего в способности удерживать мысль на предметах непривлекательных, может быть вызвано лишь искусственно, насильно, под влиянием воспитания. Причем все равно исходит ли это воспитание от вещей или от людей. Пример: ребёнку не интересно читать, ему интересны картинки, он пытается узнать, что на них. Взрослый: «Когда научишься читать – узнаешь». После нескольких разговоров ребенок покоряется и даже читает с увлечением. Чтение – процесс не имеющий интереса непосредственно, но имеет интерес опосредованный, т.е. через чтение можно узнать содержание.

Внутренний механизм произвольного внимания. Произвольное внимание вызывается по требованию обстоятельств и, как и всякое другое состояние сознания, произвольное внимание должно быть удержано. Пример: если ученик, не интересующийся математикой, вспоминает, что ему нужно решить задачу, то это состояние сознания. Но если он садится и продолжает решать задачу, то это состояние произвольного внимания как задержка сознания. Эта задержка связана с работой ЦНС.



Т. Рибо ориентировался на принципы естествознания, на представления о рефлекторных механизмах психики. Он одним из первых использовал на практике рефлекторную теорию психики Сеченова.

Когнитивистские теории внимания. У . Найссером .

Проблема предвнимания рассматривается представителем американской когнитивной психологии У . Найссером .

Внимание – направленность основного потока нашей деятельности по переработке информации. Информация поступает на ограниченную часть наличного входа распознающих устройств, в том числе речь идёт и о человеке. Когда распознающее устройство воспринимает всё входное поле как отдельную единицу, всегда есть вероятность его перегрузки при предъявлении одновременно нескольких объектов. Поэтому люди, животные и другие распознающие системы должны обладать способностью делить информацию на входе на адекватные части, т.е. они должны обладать способностью фокусировать внимание на переработке за один раз лишь части информации, как если бы эта часть была целым. Без этой способности система была бы беспомощной в мире реальных объектов. Этот процесс (выделение части из целого) связан с вниманием. Такое представление о внимании заключает в себе важное допущение, оно означает, что не все познавательные процессы включают в себя внимание.

Должно существовать предвнимание. Найсер выделяет два типа процессов предвнимания:

1 тип необходим для разделения входа на те части, на которые затем будет направлено внимание. В зрительной системе - это процессы выделения фигуры из фона, тоже в слуховой и сенсорной системе. Эти механизмы врожденные.

Кроме механизмов разделения существует и 2-ой тип предвнимания – это предшествующие вниманию процессы бдительности, настороженности, действующие одновременно с вниманием и независимо от него.

Предвнимание как разделение на входе необходимо потому, что поступающие стимулы должны обрабатываться тщательно, для того, чтобы определённые критические стимулы, важные стимулы не остались незамеченными. Для этого необходимо переключение внимания на тот участок среды. Откуда поступают потенциально важные стимулы.

Выводы по зарубеж. теориям: Обзор зарубежных теорий внимания, представленный выше, демонстрирует тот факт, что внимание чаще всего пытались свести к чему-нибудь другому: к эмоциям, к апперцепции, к организации сознания, к психической активности вообще и деятельности различения в частности или просто к мышечному усилию, как к источнику дополнительной интенсивности, т.е. внимание в качестве самостоятельного процесса никогда не признавалось. Постоянное сведение внимания к чему-нибудь другому привело к тому, что в 20 в. в одних случаях внимание отрицалось (гештальтпсихология), а большинство психологов стали определять внимание как направленность в любой деятельности субъекта на объект и сосредоточение на нём усилий для выполнения деятельности.