Одежда

Сари - национальная одежда индии. Значение цвета в индийской одежде Сари индийская одежда

Сари - национальная одежда индии. Значение цвета в индийской одежде Сари индийская одежда

Женщина

Ты не только творение Бога, не земли порожденье ты,—
Созидает тебя мужчина из душевной своей красоты.
Для тебя поэты, о женщина, дорогой соткали наряд,
Золотые нити метафор на одежде твоей горят.
Живописцы твой облик женский обессмертили на холсте
В небывалом еще величье, в удивительной чистоте.
Сколько всяческих благовоний, красок в дар тебе принесли,
Сколько жемчуга из пучины, сколько золота из земли.
Сколько нежных цветов оборвано для тебя в весенние дни,
Сколько истреблено букашек, чтоб окрасить твои ступни.
В этих сари и покрывалах, свой застенчивый пряча взгляд,
Сразу ты недоступней стала и таинственнее стократ.
По-иному в огне желаний засияли твои черты.
Существо ты — наполовину, полувоображение ты.

Рабиндранат Тагор

Любой из нас хоть раз смотрел индийские фильмы и любовался на главных героинь в сари. Этот

традиционный наряд тысячи лет служит индианкам верой и правдой, придавая их облику больше женственности и грации, подчеркивая достоинства и скрывая недостатки. Для индийских мужчин нет никого привлекательнее, чем женщина в сари. Наверное, поэтому 80 процентов жительниц Индии и в наши дни предпочитают сари современной одежде.



Первое упоминание о сари дошло до нас в индийском эпосе. За 3000 лет до нашей эры царь Пандав проиграл в кости своё царство, войско, всю родню и самого себя. В попытке отыграться последней ставкой он сделал свою жену Драупади. Но и её он проиграл. Победители силой привели Драупади на всеобщее обозрение и попытались раздеть, чтобы надругаться над ней. Но добрый бог Кришна сжалился над женщиной - сколько враги не разматывали её сари, оно было бесконечно, Драупади всё равно оставалась одетой.


Что представляет из себя сари? В древности оно состояло из двух кусков материи: одним повязывали бедра в виде юбки, а другой - под названием дупатта - накидывали спереди на грудь и плечи. Концы дупатты могли свободно свисать, либо их заправляли в юбку. А еще их можно было завязать за спиной - получалось что-то типа топика. Но современное сари - это один цельный кусок ткани длиной от 5 до 9 метров (иногда и до 12) и шириной около метра без единого шва.


Сбоку вдоль всего полотна проходит бордюр - это нижний край сари с узором (узор может быть вышит, выткан, нанесен красками, в дорогих сари - украшен полудрагоценными камнями). Бордюров может быть и два - сверху и снизу, а может и не быть вовсе, если цель женщины - сосредоточить всё внимание окружающих на её украшениях.

Конец сари, который перекидывается через плечо, называется паллу, или паллав. Он также богато украшен. Можно сказать, что это главная часть сари. При ходьбе паллу красиво развевается сзади, и окружающие могут оценить всю красоту этого наряда.

Цвета сари могут быть самые разные. В древности женщины носили только однотонные сари, выкрашенные соком растений, иногда добивались плавного перехода от бледного цвета к более насыщенному. Затем, когда была освоена техника росписи, появились настоящие произведения искусства. Сари переливались всеми цветами радуги.


Некоторые цвета имеют определённое значение в индийской культуре. Например, вдовы должны были ходить только в простом белом сари без украшений. Если женщина родила ребёнка, то по традиции в течение семи дней должна была носить желтый наряд. Свадебное сари в основном изготавливается красным с богатой золотой вышивкой. Зеленый - цвет ислама, синее сари - для женщин из низших каст. Но сейчас мало кто придерживается такой цветовой символики. Главное - чтобы было красиво.


Изготовление сари - сугубо мужская работа, ведь кто же лучше мужчин знает, как должна выглядеть красивая женщина. Тем более, что в Индии женщинами открыто восхищаются, считая лучшими творениями на планете. На изготовление качественного наряда у двух ткачей может уйти около семи месяцев. Красят и вышивают сари тоже мужчины.


На первый взгляд кажется, будто все сари одинаковы, но на самом деле существует бесчисленное множество их разновидностей, каждый штат славится своим неповторимым способом производства. Самые дорогие - бенаресские шелковые сари, которые производят в городе Варанаси. Они отличаются высоким качеством и богатым рисунком по всему полю. Часто их вышивают золотой или серебряной нитью. Бенаресское сари - не на каждый день. Его одевают на свадьбу или другой торжественный случай. Этот наряд придаёт его обладательнице величественный, элегантный вид.

Индийская женщина среднего достатка имеет в своём гардеробе более ста нарядов на все случаи жизни. Конечно, это удовольствие не из дешевых: от 600 до 30000 рупий (1 доллар = около 45 рупий). Потраченных денег никогда не жалко - хорошее сари не полиняет и не износится, его передают из поколения в поколение.




О сари можно говорить ещё очень долго. Но лучше всего его просто примерить, и тогда оно само всё вам расскажет. Наверняка у вас дома лежит отрез ткани «про запас». Так вот, можете поэкспериментировать и сами задрапировать его на себе в виде сари.

Во-первых, нужна юбка. Индийские женщины носят под сари прямую юбку на 5-7 см короче самого наряда. Желательно, чтобы по цвету она не отличалась от сари и была как можно более незаметной. Если же ткань сари однотонная и просвечивается, то можно подобрать нижнюю юбку с рисунком, чтобы наряд выглядел интереснее. Нежелательно надевать юбку на резинке, так как она может сползти вниз под тяжестью сари. Лучше выбрать плотную хлопковую юбку со шнурком или лентой на талии, чтобы хорошо держалась.


Во-вторых, нужна блузка «чоли». Она делается по специальным выкройкам, отчего превосходно сидит на фигуре. Но подойдет и обычный топик. Блузка может быть без рукава, либо с коротким или длинным рукавом. Блузка «чоли» традиционно короткая, но современные индианки носят и длинную блузу, заправляя ее в юбку. Цвет должен быть максимально приближен к цвету сари. Если же сари сделано из простой однотонной ткани, то чоли может быть выполнено с рисунком, вышивкой, отделкой или отличаться по цвету.


На самом деле существует 19 основных способов драпировки сари. В разных районах отдают предпочтение своему, традиционному. Самый универсальный и наиболее популярный способ называется ниви. Возьмите один конец сари и начинайте заправлять ткань в юбку начиная с правого бока. Двигайтесь справа налево, пока не опишете полный круг. Длина сари должна быть до пола.


Когда круг описан, начинайте закладывать складки. Они необходимы для свободы движения. Складок должно быть как минимум пять, но может быть и больше - всё зависит от длины ткани. Глубина складок также варьируется по вашему усмотрению - от 5 до 10 см каждая. Мелкие складки новичкам лучше не делать, так как при движении они могут потерять вид. Складки должны лежать ближе к левому боку, но не на самом боку. Существует три варианта складок: они лежат одна на другой; они равномерно смещаются влево; они смещаются влево с постепенным уменьшением расстояния между ними.


Когда складки сделаны, оставшимся концом ткани прикрывается спина, затем грудь, после чего свободный край (паллу) перебрасывается через левое плечо. Плечо у индийских женщин натренировано долгими годами практики ношения сари, поэтому паллу не спадает с плеча. Хотя многие в Индии прикалывают его к чоли красивыми булавками в цвет сари, что и я советую вам сделать. Покройте свободным концом голову.


Если вы всё сделали правильно, паллу будет длиннее вашего локтя, но не длиннее руки. Если нет, вы всегда можете отрегулировать его длину, увеличив или уменьшив количество складок и их глубину. На самом деле голову если и прикрывают, то только в северных штатах, да и то редко, а вот в южных этого делать нельзя.


Другие стили драпировки сари в чём-то сходны со стилем «ниви». Например, в гуджаратском стиле драпировка такая же, только после образования складок тканью прикрывают спину и перекидывают через правое плечо вперед. Жительницы штата Махараштра носят двенадцатиметровые сари, длинный конец которых пропускается между ног вперед и заправляется за пояс. В стиле Курги складки находятся сзади, а в бенгальском стиле их нет вообще.

Сари завоевывает и Европу: лучшие дома высокой моды создают коллекции традиционной индийской одежды, а знаменитости дефилируют в сари по красной ковровой дорожке. Теперь и вы знаете, как его носить. Выбирайте свой стиль, примеряйте, экспериментируйте, наслаждайтесь!

Сари - гордость индийской женщины. Оно может быть исполнено из сверкающего шелка или тончайшего хлопка, в пастельных тонах или пышно украшенное цветами. Его вышивают золотыми нитями, украшают окантовкой. Сари бывают романтичными, шикарными, скромными. яркими, изысканными и невинными.

Значение цветов

Цвета сари могут быть самые разные. В древности женщины носили только
однотонные сари, выкрашенные соком растений, иногда добивались плавного
перехода от бледного цвета к более насыщенному. Затем, когда была
освоена техника росписи, появились настоящие произведения искусства.
Сари переливались всеми цветами радуги.

Некоторые цвета имеют определённое значение в индийской культуре.

Белый считается траурным цветом, его носят вдовы.


Если женщина родила ребёнка, то по традиции в течение семи дней должна
была носить желтый наряд. Желтый цвет связан с религией и аскетизмом.

Зеленый, главным образом, является знаком принадлежности к мусульманской общине.


В некоторых регионах Индии зеленые сари одевают на свадьбу.

Голубой традиционно считается цветом касты шудр (ремесленники,
крестьяне, ткачи), поэтому его избегают представители высших каст
(процесс добычи индиго рассматривается как особенно нечистый).



Черный - знак плохого предзнаменования, одевается редко. Красный цвет
является цветом касты кшатриев (благородных воинов) и считается
символом доброго предзнаменования. Свадебное сари в основном
изготавливается красным с богатой золотой вышивкой.

Но сейчас мало кто придерживается такой цветовой символики.
Главное - чтобы было красиво.

Роскошь и нищета, яркость и убогость - все в Индии бок о бок. Блеском
своих ярких одеяний спорящие с тропическими птицами и цветами, ступают
женщины по грязи...


Каждый иностранец, попадающий в Индию, поражается красоте и изяществу
индийских женщин. Необычная яркая одежда придает их облику неповторимое
очарование и таинственность.


Источники:

Естественное стремление женщины — быть женственной, загадочной и привлекательной. Ни для кого не секрет, что одежда, которую мы носим, способствует развитию определённого умонастроения. А иначе, какой тогда смысл в одежде военного, священника, повара или спортсмена? Так же существует одежда различного предназначения: деловая, повседневная, домашняя, праздничная, униформа и т.д.
В этой статье мы поговорим об уникальном явлении в истории мировой моды — индийском сари — одежде, проявляющей в женщине подлинную красоту .



В то время, когда современная мода имеет тенденцию оставлять на женском теле все меньше и меньше одежды, в Индии, как и тысячи лет назад, подавляющее большинство женщин отдаёт предпочтение традиционной одежде индианок — сари. Почему же каждый уважающий себя индус желает видеть свою жену, дочь, сестру или мать одетой в сари? Вовсе не потому, что сари, как и паранджа, скрывает женщину от чужих глаз. На самом же деле уникальность драпировки сари подчёркивает в каждой женщине её подлинную природную красоту , скрывая при этом недостатки фигуры.

Стоит женщине надеть сари, как с ней происходят чудесные превращения. Благодаря своей непостижимо мудрой изысканности и простоте этот наряд способен сделать худых и полных — стройными, лишённых женственности — грациозными и плавными, серьёзных — приветливыми, а легкомысленных — сдержанными и целомудренными. Перечень этот может быть бесконечным, как и сами качества сари.



Интересна и та тенденция, что сейчас европейских девушек в сари часто можно встретить и на улицах западных городов, и на подиумах высокой моды. Например, Анна Шауфуса, манекенщица международного класса, которая в восемнадцать лет стала Мисс Данией. Она — частый гость на страницах и обложках престижных журналов: «Vogue», «Officiel», «Elle», «Paris Match». Своим естественным нарядом Анна считает именно сари. Или, например, Мисс Москва Катя Шидловская, победительницу конкурса в 1993 году. Она также отдаёт предпочтение сари, считая, что оно помогает раскрывать красоту души.
Звезды примеряют сари:

Традиционное индийское сари

Pussycat Dolls

Наоми Кэмпбелл

Кейт Хадсон и Ева Грин

Алиса Милано

Эшли Джад

Шейла Чандра

Шанта Апте

Падма Лакшми

Сонам Капур

Грейс Джонс

Диана Крюгер

Одри Марне

Мадонна

Элизабет Херли

Айшвария Рай

Опра Уинфри

Американские теннисистки Серена и ее сестра Винус Уильямс накануне открытого чемпионата Бангалора по теннису в 2008 году

Анна Курникова

Мария Кириленко

Елена Янкович

Словацкая теннисистка Даниэла Хантухова

Таким образом, можно видеть, как практичным признается то, что проверено опытом тысячелетий. Известно, что на Востоке женщины носят сари с незапамятных времён. Оно было «в моде» ещё несколько тысячелетий назад, во времена процветания в обширных районах Земли так называемой арийской или ведической культуры , до сих пор привлекающей пристальное внимание учёных, историков, искателей истины и вдумчивых исследователей.

Несомненно, поскольку мы тоже являемся потомками ариев, то различные аспекты ведической культуры для нас тоже привлекательны. Само санскритское слово «арий» переводится как «благородный». Вы, наверное, сами замечали, что уже сам божественный вид женщины в сари настраивает на подобающее почтительное и уважительное отношение к прекраснейшей половине человечества . В противоположность этому, западная одежда как правило вызывает у мужчин желание насилия над женщинами, провоцируя на животные инстинкты и недостойное поведение.

Кроме эстетических качеств, сари ещё и очень практично. Хотя может показаться, что такое большое количество ткани на теле женщины должно причинять ей неудобства (длина цельного куска ткани может колебаться от 4,5 м до 9 м, а ширина — 1,2м), однако благодаря чоли (коротенькой блузочке, которую носят под сари) часть спины и живота остаются открытыми и это прекрасно предохраняет от жары. Зато в холодное время года три слои ткани внизу тела и верхняя часть сари в виде платка согревают.

Здесь следует заметить о значительном влиянии восточного стиля одежды на западных людей. Эту же самую блузку чоли , которая на Востоке известна тысячелетиями, ныне взяли на вооружение западные модельеры. А изначальный цвет одежды ведического отреченного монаха — шафрановый — ныне очень популярен в ансамблях западной одежды. Ещё в древности люди знали, что наряд человека несёт много информации для других — это этнический, классовый, профессиональный, конфессиональный, возрастной индикатор, это проявление материальной и духовной культуры человека.

Особая привлекательность сари таится также в необъятном разнообразии цвета, рисунка и материала — от самого дорогого шёлка ручной работы до самой дешёвой хлопчатобумажной или синтетической ткани.

В Индии сари носят около 400 миллионов женщин, причём как индуистки, так и мусульманки. Но вы не сможете найти среди них двух одинаково одетых. Даже самая бедная женщина там имеет несколько дюжин сари, в которых она выглядит как принцесса. И каждый день они надевают разные сари.

Самый простой способ заинтриговать мужчину — одеть элегантное сари, открывающее часть спины. Оно выгодно подчеркнет фигуру и в тоже время скроет недостатки. В сари женщина становится хрупкой и женственной. Сари не зависит от веяний моды. Надевая его, женщина создает стиль своими руками, меняя драпировку, экспериментируя с цветом и тканью. Вот почему сари становится все популярнее по всему миру. Успех сари заключен в его простоте, комфорте и элегантности.

Так что же такое сари?
Сари — это прямоугольный кусок ткани, как правило, от 5 до 9 метров в длину. Оно может быть выполнено из сверкающего шёлка или тончайшего хлопка, в пастельных тонах или пышно украшенное цветами и вышивкой. Его вышивают золотыми нитями, украшают окантовкой, расшивают стразами и пайетками. Хотя существует множество способов драпировки сари, наиболее распространённым является стиль, следуя которому индийские женщины обвязывают сари вокруг талии, формируя спереди складки, а конец (паллу ) перебрасывают через плечо, закрывая грудь по диагонали. Сари одевают с блузкой, называемой чоли или равика , и нижней юбкой.

Если вы решитесь купить сари, то помните — полным женщинам подходят жоржет, шифон и креп. Один из самых дорогих материалов — тяжёлый миссорский шёлк, он великолепно смотрится на фигуре, делая её изящнее и стройнее. Невысокие девушки должны выбирать себе сари без каймы или с неширокой каймой по краям. Тонким худышкам подойдёт органза, накрахмаленная хлопчатобумажная и прозрачные ткани, которые полнят женщину. Узор на сари должен быть достаточно изящным, избегайте больших, тяжёлых изображений.

Как носить сари. Во время работы желательно собирать и подкалывать булавкой конец сари на плече, чтобы оно не мешало движениям и не отвлекало от выполнения работы. Если вы надели сари на вечеринку, пусть его свободный конец спадает вам на руку — это придаст вашему облику необходимую строгость и изящность. Складки спереди не должны топорщиться, желательно подколоть их булавкой к нижней юбке с внутренней стороны. Вторую булавку (её можно заменить брошью) закрепите на плече.Как надеть сари?
Одевание сари — это большое искусство, но при достаточном желании любая женщина в состоянии овладеть им.
Расскажем о классическом стиле ношения сари — "ниви ".

Чтобы задрапировать сари, необходимо наличие двух элементов — блузки (blouse) и нижней юбки (petticoat). Блузка (устаревшее название "чоли ") должна быть довольно узкой и короткой, с рукавами или без них. Обычно цвет блузки подбирается под цвет окантовки (бордюра — border) сари или под основной цвет сари. Нижняя юбка должна плотно облегать талию и крепиться без помощи резинки, так как резинка может оттягиваться под тяжестью сари. Лучше всего использовать ленту. Нижняя юбка должна как можно ближе подходить к основному цвету сари.
Части сари. В разных регионах Индии они имеют разные названия. Например, паллю (хинди) — ачхел (бенгали).
1. Оденьте блузку (blouse) и нижнюю юбку (petticoat).
2. Возьмите край сари и, начиная с правого бока, закладывайте его по краю за юбку. Таким образом опишите вокруг талии один круг. Следите за тем, чтобы нижний конец сари касался пола.
3. Начиная опять же с правой стороны, сделайте 5-7 складок на сари, каждая примерно по 12 см. Выровняйте их по длине и ширине и соберите вместе. Это наиболее ответственный момент в драпировке сари. Для надежности, их можно закрепить с помощью булавки.
4. Заложите собранные вместе складки за юбку. Складки должны смотреть в левую сторону.
5. Еще раз оберните свободный конец сари вокруг себя.
6. Свободный край сари (паллю ) перекиньте на плечо. Чтобы край не спадал, можете приколоть его булавкой к блузке.
Всё. Одевание сари закончено.
Главной деталью сари считается его конец, который перекидывается через плечо и при ходьбе красиво развевается. Его принято богато украшать.

Чоли
Это короткая, плотно облегающая грудь блузка с застёжкой спереди, которая надевается под сари. Может быть как с длинными, так и с короткими рукавами, различной длины и фасона. Как правило чоли шьётся по индивидуальным меркам из дополнительного отреза, которым снабжено большинство сари. Этот отрез может быть такого же цвета, как сари, а может отличаться от него по цвету и рисунку. Вариантов дизайна и кроя — великое множество!

Сари не изменилось за века. Различные народности Индии со временем лишь вносили свой вклад, употребляя разнообразные ткани для изготовления сари, применяя новые способы драпировки. Жители южной Индии традиционно драпируют девятиярдовое сари (примерно 8,2 м) в виде шароваров. У народностей, проживающих на территории центральной и южной Индии, оно выглядит как длинное европейское платье. Некоторые племена носят сари без блузок. Длина классического шестиярдового сари (5,5 м) позволяет сделать складки на нижней части сари и обернуть его вокруг тела через плечо, что выглядит очень элегантно.

В древности в Индии по одежде можно было определить принадлежность к роду и сословию. Для простых людей существовали хлопковые ткани, а для членов королевских семей ткали золотую или серебряную парчу. Индийская парча представляет собой шёлковую основу с вплетёнными в неё золотыми или серебряными нитями. Эти нити образуют на ткани нежные цветочные узоры. Но не только по виду материала или цвету выделяли касту — в Индии даже драпировка сари означала многое и существовали специальные правила. Сегодня, конечно, о кастовой принадлежности говорить не приходится, но способы различных драпировок до сих пор существуют.

Традиционные сари ручной работы ткут на станках, наполовину врытых в землю. Зеленые, желтые, красные, розовые, золотые. Всех красок сари не перечесть! Особым авторитетом среди ткачей пользуются те, кто делает праздничные сари для свадеб и других торжеств.
Женщина в сари всегда неотразима! В этой одежде она выглядит стройнее и изящнее. Сари — это скромность и чувственность, грация и достоинство. Сари — это гордость Индии. И можно не сомневаться — мода на сари, существующая уже пять тысяч лет, не пройдёт здесь никогда.

Ткачество издревле было ремеслом семейным, профессиональные секреты передавались из поколения в поколение. Ткацкое ремесло тяжёлое и трудоёмкое, поэтому чаще им занимаются мужчины. Самый дорогой заказ выполняют юноши с чувствительными пальцами, ткут в определённое время суток, чтобы глаза могли видеть естественный цвет нити. Нити прядут из коконов шелкопряда. Потом их вываривают, окрашивают и наматывают на бобины. Окрашивают нити специальными красками, секрет приготовления которых каждая семья ткачей хранит в тайне. Некоторые краски славятся своей стойкостью, они не линяют и не выгорают на солнце.

Индийские ткани уникальны. Они обладают замечательными свойствами и предоставляют безграничные возможности для моделирования. Они ценятся за потрясающие сияющие расцветки и богатое украшение разнообразными орнаментами. Некоторые образцы излучают такой свет, как-будто это не ткань, а горсть самоцветов!

В Индии и сегодня многие полотна ткут на станках вручную. Но в европейские страны поступают материалы, изготовленные промышленным способом, что никак не лишает их своей уникальности.

Важно заметить, что в последних коллекциях мировых дизайнеров присутствуют модели сари.












В этой одежде женщина выглядит стильно, элегантно и привлекательно. Женщина, задрапированная в сари, подобна драгоценному божественному дару в изящной упаковке. Надевая сари, женщина облачается в тайну, которую стремились постичь и воспеть поэты всех времён, называя такую женщину Богиней!

Происхождения и история
История индийской одежды глубоко уходит корнями в историю Цивилизации долины Инда, которая процветала 2800—1800 до нашей эры на территории современных Индии (Гуджарат, Харьяна и Раджастхан) и Пакистана (провинции Синд и Пенджаб). Самое раннее известное описание сари на индийском субконтиненте — статуя жреца долины Инда, одетого в драпированую ткань.
Сари является непременным атрибутом одежды индуистских Богинь. Например, на иллюстрациях в сари изображены Радха, Дурга и Лакшми . Также известно множество пуранических историй, связанных с сари.
По легенде, волшебный ткач, пока создавал свою ткань, думал о прекрасной женщине, о ее грации, о нежных прикосновениях ее рук, о шелковистых ее волосах… Он думал и ткал, и не мог остановиться, пока не соткал длинный отрезок волшебной ткани - женской одежды сари. Эта легенда западному человеку говорит мало, но если вспомнить о том, что для индийцев ткань ассоциируется со Вселенной, а ткач - с создателем, становится все более или менее ясно.
Несмотря на то, что это женская одежда, ткать сари полагается лишь избранным… мужчинам из касты. А самые дорогие одежды поручают молодым юношам, у которых пальцы еще очень чувствительны.


Некоторые историки костюма полагают, что мужское дхоти (самая древняя Индийская драпируемая одежда) предшествовало сари. До 14-го века дхоти носилось как мужчинами, так и женщинами. Скульптуры Гандхары (1-6 век н. э.), изображают богинь и танцовщиц, одетых в подобие набедренной повязки, которая свободно ниспадает закрывая ноги, а спереди уложена складками. Выше талии тело остается обнаженным. Из таких письменных источников как «Рамаяна» и «Махабхарата» известно, что ежедневный костюм как мужчин так и женщин состоял из дхоти или лунги (саронг ), драпировавшей ноги, и покрывала, которым закрывали плечи или набрасывали на голову. Сари состоящее из одного куска ткани — более позднее нововведение. Только с IV века н. э. формируются некие правила ношения дхоти и сари , появляются элементы отличия между мужской и женской одеждой, а также в костюме начинают выделятся региональные типы. В основе своей сари остается почти неизменным на протяжении многих тысячелетий.

Предметом особого спора является история чоли и нижней юбки. Некоторые исследователи заявляют, что они были неизвестны вплоть до колонизации Индии британцами, и что эти детали костюма были введены, дабы удовлетворить Викторианские требования скромности. Ранее женщины носили только одно драпируемое полотно и небрежно выставляли грудь. Другие историки приводят множество текстовых и художественных свидетельств существования различных форм нагрудных повязок, платков и покрывал.
До 20-го века в Южной Индии женщины многих племен носили только сари и оставляли открытой верхнюю часть тела. Даже сегодня женщины в некоторых сельских областях не носят чоли .
По орнаменту сари можно узнать, из какой провинции происходит и даже к какому роду или религиозному направлению принадлежит его хозяйка.
По сари можно сказать многое о девушке, которая его носит. Способ, которым пользовалась девушка, чтобы обернуться в ткань, скажет о том, в каком регионе Индии она живет. Ткань сари поможет определить доход ее семьи, а цвет - какой период своей жизни она сейчас проживает.
И если с первыми двумя пунктами все более или менее понятно, то на последнем остановимся подробнее. Итак, цвет. Белые сари без украшений носят вдовы. Если дама только что родила ребенка, то она должна надеть желтое сари. Этот цвет связан с религией и аскетизмом. Голубое сари никогда не наденет женщина из богатого рода. Это цвет касты шудр (ремесленники, крестьяне). Почему голубой? Потому что добыча цвета индиго связана с особо грязными работами, вот и не хотят пачкаться девушки из хороших семей. Красный цвет - доброе предзнаменование. Именно такое надо носить невестам на свадьбе. А если украсить его орнаментом в виде слонов, манго или рыбы - тогда ждать потомства долго не придется, ведь все это символы плодородия и изобилия. Слон, правда, также олицетворяет власть и силу.









В то время, когда современная мода имеет тенденцию оставлять на женском теле все меньше и меньше одежды, в Индии, как и тысячи лет назад, подавляющее большинство женщин отдает предпочтение сари. Почему же каждый уважающий себя индус желает видеть свою жену, дочь, сестру или мать одетой в сари? Ответ таков, что это совсем не потому, что сари так же как и паранжа скрывает дорогого сердцу человека от чужих глаз. На самом деле, все наоборот - уникальный силуэт сари подчеркивает в каждой женщине ее подлинную красоту, при этом не акцентируя внимания на каких-то недостатках, даже если они есть.


Са́ри - традиционная женская одежда на Индийском субконтиненте, представляющая собой кусок ткани длиной от 4,5 до 9 метров, шириной до 1,2 метров, особым образом обёрнутого вокруг тела. Носится сари с блузой, известной как чоли или равика , и нижней юбкой (павада/павадаи на юге, и шайя в восточной Индии). Самый распространенный стиль ношения сари - ниви , когда один конец два раза обёртывается вокруг бёдер, драпируя ноги, а верхний край укрепляется на тугом пояске нижней юбки и затем перебрасывается через одно плечо. На улице женщины обычно накидывают свободный конец сари (паллу ) на голову, как шаль. В традиционной Индии материал, из которого сделано сари, зависел от социального и материального положения женщины, но сам способ носить его был единым для данной местности.


Стоит женщине одеть сари, как с ней происходят чудесные превращения. Благодаря своей непостижимо мудрой изысканности и простоте этот наряд способен сделать худых и полных - стройными, лишенных женственности - грациозными, серьезных - приветливыми, а легкомысленных - сдержанными. Перечень этот может быть бесконечным, как и сами качества сари.

Известно, что на Востоке женщины носят сари с незапамятных времен. Оно было "в моде" там намного раньше чем пять тысяч лет, еще во времена процветания в обширных районах Земли так называемой арийской или ведической культуры, до сих пор привлекающей пристальное внимание вдумчивых исследователей. Несомненно, поскольку мы тоже являемся потомками индоариев, то различные аспекты ведической культуры для нас тоже привлекательны. Само санскритское слово "арий" переводится как "благородный". Вы, наверное, сами замечали, что уже сам божественный вид женщины в сари настраивает на подобающее почтительное и уважительное отношение к прекраснейшей половине человечества. Это факт, что в противоположность этому, западная одежда зачастую вызывает у мужчин желание насиловать женщин, что и нередко случается.

Сари носили индийские принцессы еще в то время, когда в некоторых регионах мира ходили облачившись в звериные шкуры.
Кроме эстетических качеств, сари еще и очень практично. Хотя может показаться, что такое большое количество ткани на теле женщины должно причинять ей неудобства (длина цельного куска ткани может колебаться от 4,5м до 9м, а ширина - 1,2м), однако благодаря чоли (коротенькой блузочке, которую носят под сари) часть спины и живота остаются открытыми и это прекрасно предохраняет от жары. Зато в холодное время года три слои ткани внизу тела и верхняя часть сари в виде платка согревают.

Здесь следует заметить о значительном влиянии восточного стиля одежды на западных людей. Эту же самую блузку чоли, которая на Востоке известна тысячелетиями, ныне западные модельеры взяли на вооружение. А изначальный цвет одежды ведического отреченного монаха - шафрановый - ныне очень популярен в ансамблях западной одежды. Еще в древности люди знали, что наряд человека несет много информации для других: это индикатор этнический, классовый, профессиональный, конфессиональный, половозрастной, это проявление материальной и духовной культуры человека.

Особая привлекательность сари таится также в необъятном разнообразии цвета и материала - от самого дорогого шелка до самой дешевой хлопчатобумажной ткани. В Индии сари носят около 400 миллионов женщин, причем как индуистки, так и мусульманки. Но вы не сможете найти среди них двух одинаково одетых. Даже самая бедная женщина там имеет несколько дюжин сари, в которых она выглядит как принцесса. И каждый день они надевают другие сари.

Вы хотите попробовать одеться в сари? Все гениально и просто - этот кусок ткани нигде не соединен и не сшит. Разумеется, чтобы задрапироваться в сари, вы должны знать технику и пару основных секретов, иначе может получиться что-то среднее между тогой римского патриция и коконом жука. В основном, по типу ношения, различают сари "ниви" и "сакача", т.е. сари-юбка и сари-штаны. Мы сегодня будем говорить о наиболее распространенном виде - сари-юбке.

Интересна и та тенденция, что сейчас европейских девушек в сари часто можно встретить и на улицах западных городов. Особенно "традиционно" носят сари последовательницы Движения Харе Кришна. Да и не только. Например, Анна Шауфуса, манекенщица международного класса, которая в восемнадцать лет стала Мисс Данией. Она - частый гость на страницах и обложках престижных журналов: "Vogue" (Воуг), "Officiel" (Оффишел), "Elle" (Эллэ), "Paris Match" (Пари Мач). Своим естественным нарядом Анна считает именно сари.

Каждый иностранец, попадающий в Индию, поражается красотой и изяществом индийских женщин. Необычная яркая одежда придает их облику неповторимое очарование и таинственность. Каждая женщина становится похожей на Богиню.

Разумеется, способов одевания сари в Индии - великое множество. В каждом штате существует своя традиция ношения сари.

Сари - национальная одежда индийской женщины, представляет собой полотно ткани размером от 4-5 (для девушек) до 7-8 метров (для женщин), богато украшенное прекрасными орнаментами, часто вышитыми золотой или серебряной нитью. Ткань для сари, как правило - хлопок или шелк, берут самого лучшего качества, ручной работы. Ткут его обычно мужчины, и эта ткань пропитывается энергией любви и желания дать счастье той, которая наденет на себя эту волшебную одежду. Разнообразие орнаментов и цветовых гамм говорит о почитании и любви к женщине в Индии.

В комплект для ношения сари входит еще маленькая кофточка - чоли и нижняя юбка. Сари - это очень удобная одежда, в которой женщина чувствует себя комфортно в условиях жаркого климата Индии. По орнаменту сари можно узнать, из какой провинции происходит и даже к какому роду или религиозному направлению принадлежит его хозяйка.

Одевание сари - это большое искусство, но, в конечном итоге, любая женщина в состоянии овладеть им. Практика наших поездок показывает, что желание русских женщин приобрести и надеть сари становится одним из первых желаний в Индии.

Причем выбор сари в индийском магазине - проблема не из легких.Очень уж велик выбор цветов, орнаментов, видов сари.

Без помощи продавца просто не обойтись.

В этом разделе показано, как одевать сари в классическом стиле "ниви". Чтобы задрапировать сари, необходимо наличие двух элементов - блузки (blouse) и нижней юбки (petticoat) . Блузка (устаревшее название "чоли") должна быть довольно узкой и короткой, с рукавами или без них. Обычно цвет блузки подбирается под цвет окантовки (бордюра - border) сари или под основной цвет сари. Нижняя юбка должна плотно облегать талию и крепиться без помощи резинки, так как резинка может оттягиваться под тяжестью сари. Лучше всего использовать ленту. Нижняя юбка должна как можно ближе подходить к основному цвету сари.

Части сари

В разных местах они имеют разные названия. Например, паллю (хинди) - ачхел (бенгали).

Техника драпировки:

1. Оденьте блузку (blouse) и нижнюю юбку (petticoat). 2. Возьмите край сари и, начиная с правого бока, закладывайте его по краю за юбку. Таким образом опишите вокруг талии один круг. Следите за тем, чтобы нижний конец сари касался пола.
3. Начиная опять же с правой стороны, сделайте 5-7 складок на сари, каждая примерно по 12 см. Выровняйте их по длине и ширине и соберите вместе. Это наиболее ответственный момент в драпировке сари. Для надежности, их можно закрепить с помощью булавки. 4. Заложите собранные вместе складки за юбку. Складки должны смотреть в левую сторону.
5. Еще раз оберните свободный конец сари вокруг себя. 6. Свободный край сари (паллю) перекиньте на плечо. Чтобы край не спадал, можете приколоть его булавкой к блузке.

Сари сопровождает женщину всю жизнь, выражая ее настроение, радости и горе. Для различных жизненных ситуаций выбирается особая ткань, по тому, как оно надето, можно судить о социальном и семейном статусе его хозяйки. Есть специальные сари для радостных событий. При рождении ребенка или на свадебные церемонии обычно используют парчу в красном тоне, так как он символизирует энергию, сексуальность и плодовитость.

Белое сари практически всегда означает траур или аскезу обет отречения принятый женщиной. Различия образа жизни, верования, моральных норм привели к тому, что в каждой части страны имеется свой способ ношения сари. В сельских районах сари делают похожими на короткие брюки, чтобы женщине было удобно выполнять домашнюю работу. У народностей, проживающих на территории центральной Индии оно выглядит как длинное европейское платье. Некоторые племена носят сари без блузок. Длина классического сари позволяет сделать складки на нижней части сари и обернуть его вокруг тела через плечо, что выглядит очень элегантно.

Сари - гордость индийской женщины. Оно может быть исполнено из сверкающего шелка или тончайшего хлопка, в пастельных тонах или пышно украшенное цветами. Его вышивают золотыми нитями, украшают окантовкой. Сари бывают романтичными, шикарными, скромными. яркими, изысканными и невинными.


Самый простой способ заинтриговать мужчину - одеть элегантное сари, открывающее часть спины. Оно выгодно подчеркнет фигуру и в тоже время скроет недостатки. В сари женщина становится хрупкой и женственной. Сари не зависит от веяний моды. Надевая его, женщина создает стиль своими руками, меняя драпировку, экспериментируя с цветом и тканью. Вот почему сари становится все популярнее по всему миру. Успех сари заключен в его простоте, комфорте и элегантности.

Первые упоминания сари появились в индуистской литературе и изобразительном искусстве еще в 3000 г. до н.э. В одной из древних легенд рассказывается: «Говорят, что сари было рождено на ткацком станке волшебного ткача. Он мечтал о женщине. Блеске ее слез. О ее развевающихся волосах. Оттенках ее настроения. Мягкости ее прикосновений. Все это он соткал вместе. Он не мог остановиться. Он соткал много ярдов. И когда он устал, он смеялся, смеялся, смеялся. И его мечты воплотились в прекрасную женскую одежду».


В индийских легендах ткань олицетворяет создание Вселенной. «Сутра» (нить) является основой, а «сутрадхара» (ткач) - создателем или творцом Вселенной. Само слово сари произошло от пракритского слова саттика . На санскрите «сати» означает полоска ткани .

История индийской одежды глубоко уходит корнями в историю Индской цивилизации которая процветала 2800-1800 годах до нашей эры на территории современных Индии (Гуджарат, Харьяна и Раджастхан) и Пакистана (провинции Пенджаб ). Самое раннее известное описание сари на индийском субконтиненте - статуя жреца долины Инда, одетого в драпированую ткань.

Некоторые историки костюма полагают, что мужское дхоти (самая древняя Индийская драпируемая одежда) предшествовало сари. До XIV века дхоти носилось как мужчинами, так и женщинами. Скульптуры Гандхары (I-VI век н. э.), изображают богинь и танцовщиц, одетых в подобие набедренной повязки, которая свободно ниспадает закрывая ноги, а спереди уложена складками. Выше талии тело остается обнаженным. Из таких письменных источников как «Рамаяна» и «Махабхарата» известно, что ежедневный костюм как мужчин так и женщин состоял из дхоти или лунги (саронг), драпировавшей ноги, и покрывала, которым закрывали плечи или набрасывали на голову. Сари состоящее из одного куска ткани - более позднее нововведение. Только с IV века н. э. формируются некие правила ношения дхоти и сари , появляются элементы отличия между мужской и женской одеждой, а также в костюме начинают выделятся региональные типы. В основе своей сари остается почти неизменным, на протяжении многих тысячелетий.


Предметом особого спора является история чоли , и нижней юбки. Некоторые исследователи заявляют, что они были неизвестны вплоть до колонизации Индии британцами, и что эти детали костюма были введены, дабы удовлетворить Викторианские требования скромности. Ранее женщины носили только одно драпируемое полотно и небрежно выставляли грудь. Другие историки указывают много текстовых и художественных свидетельств существования различных форм нагрудных повязок, платков и покрывал.

До span> в Южной Индии женщины многих племен носили только сари и оставляли открытой верхнюю часть тела. Даже сегодня, женщины в некоторых сельских областях не носят чоли .

Как одевать сари?

Есть десятки способов облачения в сари.

Ассамский стиль

Сари состоит из двух частей (мекхела - чхадор).

Сари, одетое в этом стиле не имеет складок, оно элегантно драпируется по всему телу.

Вариант интересен тем, что складки находятся сзади, а конец сари довольно маленький и накинут на плечо.

Гуджаратский стиль

Сари одевается как и в стиле "ниви", но конец сари находится впереди.

Девятиярдовое сари драпируется в виде шароваров. Традиционно такие сари одевают на религиозные и свадебные церемонии в южной Индии.

Жители штата Махараштра в южной Индии носят девятиярдовые сари.

Наиболее популярный стиль

Сари одевается как шальвары. Так носят сари мужчины или актеры (танцовщицы), изображающие мужчин.

Ну и, наконец, способ больше всего интересующий танцоров одисси. Способ одевания сари, традиционный для штата Орисса.







И немного дополнений:

В Индии женская одежда имеет множество видов и тесно связана с местной культурой, религией и климатом.

Традиционной одеждой для женщин Северной и Западной Индии являются сари или гагра-чоли (лехенга-чоли), в то время как женщины в Южной Индии носят сари, а девочки патту-павадай. Сари, сделанное из шёлка, считается наиболее изящным. Мумбаи, раннее известный как Бомбей, - одна из модных столиц Индии. Традиционную одежду, как правило, носят в сельских районах Индии. Женская одежда сари — длинное полотно окрашенной ткани, которое драпируется в простые или причудливые кофточки. Маленькие девочки носят паваду. И сари, и павада очень часто имеют красивые узоры. Бинди - часть женского макияжа. Индо-западная одежда - это сплав западной и индийской субконтинентальной мод. Чуридар, дупатта, кхара-дупатта, гамуча, курта, мундум-нерьятхум и шервани среди прочих.

В Индии имеются чёткие различия между традиционной мужской и женской одежды. Это особенно видно в сельских местностях, хотя в городах, из-за влияния западной модой, уже нет таких строгих отличий. Девочки до половозрелого возраста носят длинную юбку, называемой ланга (павада в Андхре) и короткую кофточку, именуемой чоли.

Сари известно под разными именами в разных регионах Индии. В Керале бело сари с золотой полоской известно как каванис (kavanis ) и его носят только по особым случаям. Простое белое сари носится повседневно и называется мунду (mundu ). В Тамилнаде сари называют как пудавай (pudavai ), а в Карнатаке - купсас (kupsas ) .

Гагра-чоли (лехенга-чоли)

Гагра-чоли или лехенга-чоли - традиционная одежда женщин Раджастхана и Гуджарата. Пенджабские женщины также носят их и даже используют в некоторых народных танцах. Этот костюм является сочетанием лехенги, облегающего чоли и одхани (odhani ). Лехенга - это форма длинной юбки, которая имеет складки. Обычно лехенга украшена или имеет большие полосы внизу. Чоли - это кофточка, обычно скрытая, которая прилегает к телу и имеет короткие рукава и глубокое декольте.

Женщины носят разные стили гагра-чоли, начиная от простых хлопковых лехенга-чоли как повседневная одежда и заканчивая традиционной гагрой с зеркальными украшениями, которую обычно носят на празднике для танца гарба или полностью украшенную лехенгу во время брачной церемонии, которую одевает невеста.

Популярными среди незамужних женщин, кроме сальвара-камиза, также являются гагра-чоли и ланга-одхани.

Ленга-чоли - может иметь множество вариантов, но неотъемлемой частью этого костюма является юбка (ленга), блузка (чоли, которая может быть короткой или длинной в зависимости от модели) и накидка.



Сальвар-камиз

Сальвар-камиз - традиционная одежда женщин Пенджаба, Харьяны, Химачал-Прадеша и Кашмира, ставший наиболее популярным платьем для женщин. Сальвар-камиз состоит из широких брюк (сальвар), который сужен в районе лодыжек и туники (камиз). Его часто неверно называют «Пенджабский костюм» или просто «сальвар» на севере и «чуридар» на юге страны. Женщины в большинстве случаев носят вместе с сальвар-камизом дупатту (dupatta ) или одани (odani ) (вуаль), чтобы покрывать голову или плечи. Покрывание головы и плечей в Индии было введено мусульманами и происходит от Исламской эпохи и старо-персидской культуры. Такое явление обычно для Пакистана и Афганистана. Сальвар-камиз всегда носили с шарфом, который называется дупатта, покрывающий голову и грудь. Материал для дупатты обычно зависит от костюма и, как правило, это хлопок, жоржет, шёлк и шифон. Это платье носит почти каждая девочка-подросток вместо западной одежды. Сальвар-камиз наиболее привычен для северо-западной части Индии. Большинство актрис носят сальвар-камиз в болливудских фильмах.

сальвар камиз и дупатта


Чуридар - Камиз с дупаттой

Одежда для женщин - сари или кальмиз-шаровары:

Социальный статус женщины отображается браслетами: чем их больше, тем женщина богаче.

Чуридар-курта

Чуридар - это вариант сальвара, который свободен до колени и потом подогнан до икр. Сальвар - это мешковатая пижама со складками, которая сужается в районе лодыжек, тогда как в чуридаре от колен собираются складки и заворачиваются у лодыжек. Обычно, длинную курту, которая доходит до колен, носят с чуридаром.


Простая чуридар-курта Стиль "Анаркали" (Anarkali ) чуридар-курты

Патту-павадай

Патту-павадай (на тамильском) или ланга-давани (на языке каннада), или ланга-они (на языке телугу) - традиционное для Южной Индии платье, которое обычно носят маленькие девочки и девочки-подростки. Павада обычно сделана из шёлка и имеет коническую форму, чьи концы свисают до самых пальцев ног. Обычная павада имеет золотую линию в самом её конце на уровне ступней.

Девочки в Южной Индии часто носят патту-павадай или ланга-давани во время традиционных торжественных церемоний.

Мундум-нерьятхум




Патту павадаи (слева), мундум нериятхум (справа)

Мундум-нерьятхум - наиболее древнейшая форма сари, которая покрывает только нижнюю часть тела, в том числе грудь и живот. Это традиционное платье женщин из Кералы в Южной Индии. Основная традиционная часть - это мунду, или нижняя часть мундум-нерьятхума, который является древней формой сари, называемый «тхуни» (ткань) на языке малаялам, в то время как нерьятху - верхняя часть мунду.

Мекхела-чадор

Мекхела-чадор (ассам. মেখেলা চাদৰ) - традиционное платье ассамских женщин всех возрастов. Это платье состоит из трёх главных частей, которые драпируются вокруг всего тела.

Нижняя часть, обматываемая вокруг талии, называется мекхелой (ассам. মেখেলা). Мекхела имеет форму саронга - очень широкая цилиндрическая ткань, которая скручена в складки, которые подогнаны и подворочены вокруг талии. Складки находятся на правой стороне, как противовес стилю Ниви в сари, чьи складки на левой стороне. Ленты не используются для подвязывания мекхелы вокруг талии, хотя нижняя юбка имеет ленты для подвязки.

Верхняя часть платья называется чадор (или садор) (ассам. চাদৰ) - очень длинная ткань, один конец которой подворочен к верхней части мекхелы, а остальная часть покрывает верхнюю часть тела. Чадор имеет треугольные складки. Облегающая кофточка надевается поверх груди.

Третья часть платья называется риха, которая надевается на чадор. Риха - очень узкая. Это традиционное платье ассамских женщин хорошо известно за свои интересные узоры на теле и на краях. Женщины одевают их во время важных религиозных и церемониальных событиях брака. Риха одевается точно также как и чадор и используется как орни.




Женщины из Тамилнада.

Путешествуя по Индии, первое, на что обращаешь внимание – так это на восхитительные расцветки женской одежды . Но если вы думаете, что все индианки всегда носят исключительно сари , вы ошибаетесь! В зависимости от возраста, климата, местной культуры, религиозных убеждений, а так же места проживания индийские девушки и женщины носят сальвар камиз , чуридар камиз или лехенгу чоли .

Сари является не только национальной женской одеждой, появившейся в Индии еще в древние века, но и очень красивым и популярным нарядом в современной Индии. Оно не сковывает движения, смотрится чрезвычайно женственно и грациозно , а так же отлично скрывает недостатки фигуры!

Сари представляет собой ткань длинной 6 м (возможно и длиннее, но я не встречала). Часто оно изготавливается из полиэстера , хлопка или шёлка . Такая ткань продается вместе с материалом подходящей однотонной расцветки, из которого шьется топ . Сари бывают однотонные и разноцветные, но особой популярностью пользуются те, где присутствует вышивка, орнамент или узор. Особенно красивы праздничные и свадебные сари. И знаете, что удивительно? Я ни разу не видела индианок, одетых в одинаковые сари!

Кто же носит сари ? Я заметила, чем ниже социальный статус, тем в большей степени индианка предпочтет сари . Так же индианки в возрасте, не зависимо от статуса, в основном, носят сари . Девушки же помоложе одевают его исключительно по праздникам или на особые торжества.

Однажды я спросила одну мою знакомую - молодую девушку, которой около 25 лет и она работает в крупной компании в сфере IT – технологий:

– Носишь ли ты сари?
– Неа, но моя мама носит. А вот, вспомнила, было однажды! Но представь, я даже не умею его одевать! Мои подруги помогли мне, - рассказала она мне.

Еще один тип индийской женской одежды – это сальвар камиз . Сальвар (очень похоже на шаровары, правда?) представляет собой широкие брюки, суженные в районе лодыжки. Камиз - это курта или туника. Такой костюм так же часто называют Пенджаби дресс (от англ. dress - платье) из-за его популярности в индийском штате Пенджаби. Многие девушки, независимо от места проживания, предпочитают упрощенный вариант этого наряда – курту с леггинсами (их так же называют чуридарами), которые часто заменяют на джинцы.


Девушки одеты в сальвар-камиз

Девушки одеты в чуридар-камиз

Не менее красив и наряд под названием лехенга чоли – еще одна разновидность женского костюма. Она состоит из длинной юбки со складками - лехенги , чоли – кофточки и дупатты - накидки. Часто эту одежду носят как вечерний, праздничный или торжественный наряд.

Девушки одеты в лехенгу чоли

А как же европейские платья, спросите вы? Ведь платья любят многие девушки не зависимо от места проживания. Да, и, наверняка, глобализация добралась и до Индии!

И в Индии любят! Однако по улицам ходить с открытыми ногами не принято, поэтому с платьями либо одевают легинсы, либо если уж очень хочется одеть обновку, ездут в место назначения на автомобиле. Стильных и модных индийских девушек можно встретить в торговых центрах, там многие себе позволяют «расслабиться» и одеть даже короткие шорты. Однако такая одежда не везде уместна, более того, это может быть даже небезопасно.

Джессика Альба и её лехенга чоли


Джулия Робертс одета в сари

Хотели бы читательницы этой колонки попробовать примерить индийский наряд? И если да, то какой?

страна женщин, одетых в сари

Альтернативные описания

. «Не счесть алмазов в каменных пещерах» - страна, из которой прибыл гость.

Где находится штат Уттар-Прадеш

Древнее государство в Азии

Несбывшаяся мечта Колумба

Родина бенгальского огня

Страна, где жил бродяга из известного фильма

Страна, которая, по мнению старика Хоттабыча, находится «на самом краю земного диска» и населена «золотоносными муравьями величиной с собаку»

Чай «со слоном»

Родина шахмат

Куда ходил за три моря Афанасий Никитин?

Какое государство имеет домен «in»?

В какой стране появились вегетарианцы?

Родная страна актрисы Вивьен Ли

Из какой страны к нам пришли арабские цифры?

Именно в этой, отнюдь не выдуманной стране, по словам Вольки Костылькова, жили муравьи величиной почти с собаку

Наибольшее число кинофильмов в год выпускается в этой стране

Чайная страна

В какой стране корова является священным животным?

У какого азиатского государства столица Дели?

Какую страну искал Колумб?

В эту страну хотел попасть Колумб, но промахнулся

Страна в Азии, в которой много слонов

Страна, куда мечтал попасть Колумб, да так и не сумел

Страна, цель путешествия купца Афанасия Никитина

Где впервые возникла игра в бридж?

По словам старика Хоттабыча, эта страна находится на самом краю земного шара

Страна со своим океаном

Родина Кама Сутры

Страна, которую искал Колумб

Государство в Азии

Родина раджи

Родина йоги

Страна где почитают коров

Страна, где рупии в ходу

Страна, родина бриджа

Страна, полная йогов и факиров

Страна факиров и дервишей

Азиатская держава

Страна, «давшая» миру гуру

Рим - это Италия, а Дели?

Рига - это Латвия, а Дели?

Южная соседка Китая

Рядом с Китаем и Шри-Ланка

Страна слонов и сари

Страна индусов

Объект поисков Христофора Колумба

Страна, в которой коровы священны

Восточная соседка Пакистана

Рядом с Непалом и Китаем

Страна Индиры и Раджива Ганди

Между Китаем и Шри-Ланка

Страна, где боготворят буренок

Страна сари и Камасутры

В какой стране коровы священны?

Страна чая и слонов

Страна дам с меткой на лбу

Страна на Юге Азии

Западная соседка Бангладеш

Какая страна до 1896 года слыла единственным поставщиком алмазов в мире?

Территория, окружающая Дели

Страна божьих коров

Адрес, которым ошибся Колумб

Страна с городом Дели во главе

Страна йогов

Ее столица – Дели

Страна, полная заСАРИных дам

Сорт сирени

Территория вокруг Дели

Страна, где дамы ходят в сари

Рядом с Пакистаном

Второе по численности населения государство на юге Азии

Государство в Азии

Ошибочное название Американского континента, данное ему Колумбом в 15 в.