Дети

Сценарии познавательные мероприятия о зиме. Внеклассное мероприятие для начальной школы."Здравствуй,зимушка- зима!" (3 класс). Конкурс. “Назови зимние сказки”

Сценарии познавательные мероприятия о зиме. Внеклассное мероприятие для начальной школы.
Конкурсная программа для учащихся начальных классов


Введение

Данное внеклассное мероприятие проводится в дни зимних каникул. Эта конкурсная программа хороша тем, что имеет большой охват участников, в котором принимает участие весь класс, поделившись на две команды.

До начала конкурса дети рисуют зимние узоры, читают сказки, учат стихи о зиме, подбирают пословицы, поговорки, загадки о зиме, изготавливают снежинки.

То, что класс готовится к мероприятию коллективно, служит хорошим стимулом. Дети ждут этот творческий конкурс, и он становится настоящим зимним праздником.

Внеклассное мероприятие: «Зимушка - зима» проводится с целью расширения кругозора; развития познавательной активности и индивидуальных способностей учащихся. Возбуждает стремление к новым знаниям, любопытность и пытливость узнавать новое. Позволяет активизировать обучающихся, развивает творческую инициативу и творческие способности, даёт детям право выбора, развивает зрительную и слуховую память, способствует активизации инициативы и творческого самовыражения.

Цель: обобщить и расширить знания детей о времени года – Зима.

Задачи:

Обобщить знания детей о зиме; рассказать о зиме в занимательной форме;

Развивать творческие способности учащихся;

Воспитывать чувства товарищества, уважения друг к другу.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Метод проведения: словесный, иллюстрационный, практический, игровой, контроля, стимулирования.

Возраст детей: 8 -9 лет.

Ход мероприятия:

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Наконец-то мы дождались зимы! Чистый, белый снежок, белоснежный покров на земле – все это так поднимает настроение! И сегодня наш с вами праздник будет посвящен удивительному времени года –зиме.

Сыплет, сыплет снег охапками

На полях зима.

До бровей накрылись шапками

Во дворе дома.

Ночью вьюга куролесила,

Снег стучал в стекло,

А сейчас – гляди, как весело

И белым – бело!

Ведущий: Сегодня мы с вами собрались все вместе, чтобы провести конкурсную программу. А главными героями нашей программы будут команды…

Снежинка и Сосулька.

1 конкурс «Стихи о зиме»

Сколько о зиме написано стихов?! Их великое множество. Сейчас мы их послушаем…

(Участники команд читают стихи о зиме. За каждое стихотворение командам вручается снежинка)

Ведущий: Да, выпал снег, и пришла зима. И на санках покататься можно и в снежки поиграть и снеговика слепить.

2 конкурс «Зимние забавы»

    «Снежки» (Участникам команд нужно попасть «снежком» (скомканная бумага или вата) в корзину. Побеждает команда, которая больше забросит снежков.).

Ведущий: А какую снежную бабу можно из снега слепить.

Мы снежную бабу слепили вчера,

И шляпа у бабы была из ведра,

А нос из морковки, а руки из палки,

Метла из метлы, а коса из мочалки.

2. «Собери снеговика» (Из листов бумаги вырезаны детали, собрав которые, участники получают фигуры снеговиков).

3. «Мандариновая эстафета» - (Участники команд переносят мандарин в ложке).

Ведущий:

Снежную бабу слепили на славу:

Всем детям на радость, себе на забаву.

В снежки поиграли, в снегу повалялись,

На лыжах катались и звонко смеялись.

Ведущий:

Смотрите, ребята, сколько вокруг нас снежинок какие они все красивые. Но они не простые, они с загадками. Попробуйте разгадать их.

(За каждую отгаданную загадку командам вручается снежинка)

3 конкурс «Зимние загадки»

1.С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит, к нам пришла... (зима)

2.Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек -

Их укрыл пушистый... (снег)

3.С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой... (снежинки)

4.Кто все ночи напролет

Песни снежные поет?

Ветру - зимняя подруга,

Наметет сугробы... (вьюга)

5.Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная! (ёлка)

6. Кто знает верную примету,

Высоко солнце, значит лето.

А если холод, вьюга, тьма

И солнце низко, то … (зима)

7. Без досок, без топоров

Чрез речку мост готов.

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (лед)

8. Ой, насыпало снежка!

Вывожу коня-дружка.

За веревочку-узду

Через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу,

А назад его тащу. (санки)

9. Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (сосулька)

10. На ногах стальные кони

Будут резать лед реки,

Меня ветер не догонит -

Я надену что? (коньки)

4 конкурс «Познавательный»

(За каждый правильный ответ командам вручается снежинка)

1. Самый главный дед на новогоднем празднике (Мороз)

2. Прозвище Деда Мороза (Красный нос)

3. Город в котором находится резиденция Деда Мороза в России (Великий Устюг)

4. Жезл Деда Мороза (посох)

5. Хранилище подарков Деда Мороза (Мешок)

6. Внучка Деда Мороза (Снегурочка)

7. Обязательный атрибут новогоднего праздника (Ёлка)

8. Нити фонариков на новогодней ёлке (Гирлянда)

9. Из зажигают на ёлке, и на праздничном столе (Свечи)

10. Заменитель снега на новогодней елке. (Вата.)

11. Время суток, когда встречают Новый год. (Ночь.)

12. Цепь взявшихся за руки детей и взрослых, которые с песнями ходят вокруг новогодней елки. (Хоровод.)

13. Холодное сладкое лакомство, которое похоже на снег. (Мороженое.)

14. Их принято дарить на Новый год. (Подарки.)

15. Игрушка, которая, разрываясь от удара, издает резкий звук и выбрасывает конфетти. (Хлопушка.)

16. Костюмированный бал в новогоднюю ночь. (Маскарад.)

Ведущий:

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке.

Все сквозные – вырезные,

А возьмешь – вода в руке.

Конечно, это снежинка.

5 конкурс «Творческий»

(Каждая команда вырезает снежинку из бумаги. Кто быстрее и красивее)

6 конкурс: «Назови зимние сказки»

(За каждую названную сказку командам вручается снежинка) /Морозко, Снежная королева, Снегурочка, Мороз Иванович, Зимовье зверей, 12 месяцев, Два мороза, Госпожа Метелица и т.д./

Ведущий: Есть замечательный художник, который без красок и кистей расписывает зимой окна домов. Что это за художник? Правильно, это мороз. Прикоснется этот художник к стеклу и…Вырастает лес, белый весь, пешком в него не войти, и на коне не въехать…

7 конкурс «Снежные фантазии»

(Каждой команде нарисовать морозные узоры. Участникам выдается ватман, белая и синяя гуашь. Во время выполнения задания включается какая-нибудь зимняя песня.)

Ведущий: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Но игра эта не простая, а музыкальная, и называется она «Ёлочки-пенёчки». В этой игре будьте очень внимательны. Когда поётся слово «ёлочки», вам, ребята, необходимо поднять руки высоко вверх, а когда поётся слово «пенёчки», вы должны присесть. С каждым куплетом темп увеличивается. Готовы.

(Проводится музыкальная игра «Ёлочки-пенёчки»)

Ведущий: Вот и подошла к завершению наша праздничная конкурсно - игровая программа. Спасибо большое всем за праздник, вы молодцы!

Подведение итогов, награждение победителей.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Конкурсное развлекательное мероприятие для учащихся 1 класса и их родителей, которое было проведено в библиотеке.

Цель мероприятия: сплочение ученического коллектива и родителей через создание атмосферы праздничного дня.

Задачи:

  • совершенствовать связь семьи и школы через привлечение родителей к совместным общеклассным мероприятиям;
  • формировать положительный настрой на общение;
  • воспитывать активность учащихся, интерес к чтению;
  • формировать умение выразительно читать стихотворения;
  • развивать внимание, творческие способности.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказов, сказок о зиме.
  • Рассматривание картин зимней природы.
  • Рисование на тему «Зимние пейзажи».
  • Разучивание песен, стихотворений о зиме.
  • Разучивание танцевальных движений.

Оформление: зал украшен рисунками на тему «Зимние пейзажи», выполненными детьми вместе с родителями, выставка книг о зиме (мероприятие проходит в библиотеке)

Ход мероприятия

Учитель: Здравствуйте уважаемые гости! Мы рады видеть вас в этом праздничном зале. Послушайте загадку и догадайтесь, чему посвящено наше мероприятие.

Ученик:

Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.

Дети: Зима.

Ученик:

В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.

Зима (входит в зал ): Вы меня на праздник ждали? Вот и я сама! С вьюгой, снегом, холодами Русская зима.

Дети: Здравствуй, зимушка-зима!

Ученик:

Белым снегом всё покрыла:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрылый –
Здравствуй, зимушка – зима!
Вьётся след замысловатый
От полянки до холма.
Это заяц напечатал –
Здравствуй, зимушка – зима!
Мы для птиц кормушки ставим,
Насыпаем в них корма,
И поют пичуги в стаях –
Здравствуй, зимушка – зима!

Учитель: Здравствуй, зимушка – зима! Мы рады тебя видеть. Послушай, какую песенку про тебя знают ребята.

(Дети исполняют песню «Зимушка хрустальная».)

Зима: Какая хорошая песенка про меня. Мне очень приятно. А зимние загадки вы сумеете отгадать?

(Зима загадывает детям загадки.)

  1. Она сковала моря и реки,
    Всё бело кругом, красиво,
    В инее сияет ива.
    Холода, мороз, метели
    Закружили – завертели.
    В белых шапках все дома.
    Это к нам пришла … (зима).
  2. Где пройдёт прохожий,
    Там ковёр положит.
    Тот ковёр пушистый,
    Белый да искристый. (снег)
  3. Мимо сосен и берёз
    Лесом ходит дед Мороз.
    Голый, сонный лес зимой
    Он украсит бахромой.
    Это что за бахрома?
    Угадайте, детвора! (иней)
  4. Что за хрупкое стекло
    Вдруг на лужицу легло?
    Солнце в полдень припекло –
    Где же в лужице стекло? (лёд)
  5. В небе звёздочкой летала,
    На ладошке каплей стала. (снежинка)
  6. Растёт зимой, не летом
    И сверху вниз при этом. (сосулька)
  7. Скачет по лесу то взад, то вперёд,
    Воет, гудит и деревья трясёт. (вьюга)
  8. Какой это мастер на стёкла нанёс
    И листья, и травы и заросли роз? (мороз)

Зима: Загадки вы умеете отгадывать. А какие зимние месяцы вы знаете?

Дети: февраль, январь, декабрь.

Зима: Правильно. Молодцы.

Учитель: Ребята даже знают песню про эти месяцы.

(Звучит песня «Три белых коня».)

Зима: Отгадайте, о каком зимнем месяце идёт речь. Этот месяц год кончает, а зиму – начинает. (Декабрь)

Ученик:

Снег посыпал,
Пришла к нам зима.
Рада приходу её детвора.
Снежные бабы и крепости тут.
Нет, не напрасно декабрь дети ждут.

Ученик:

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу принёс.

Учитель: А зачем приносят ёлку домой? Совсем скоро наступит самый любимый праздник, который ждут все ребята. А как он называется? А кто самые главные гости на новогоднем празднике?

Дети: Дед Мороз и Снегурочка.

Учитель: Давайте поиграем.

Задание 1: Составить из пазлов изображение деда Мороза и Снегурочки.

Учитель: А какой Новый год без ёлочки.

Задание 2: Украсить ёлочку (дети по очереди прикрепляют на ёлочку бумажные шарики).

Зима: Отгадайте следующий зимний месяц. Этот месяц году начало – зиме середина. (январь)

Ученик:

Нет прекраснее поры,
Чем зима для детворы.
Много у ребят хлопот,
Наступает Новый год.
И, листая календарь,
На порог спешит январь.
С ним весёлая пора,
Ей так рада детвора.

Ученик:

В январе, в январе
Много снега на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идёт столбом.

Зима: Январь самый морозный зимний месяц.

Задание для родителей: Вырезать из белой бумаги красивые снежинки.

Задание для детей: «Снежки». Пока звучит музыка, дети делают из бумаги «снежные» комочки, а затем бросают их в корзину.

Эстафета: Перенести «снежки» из одной корзины в другую.

Зима: Этот месяц – месяц снегопадов, злых вьюг и метелей. (февраль)

Ученик:

Дуют ветры в феврале,
Дуют в трубы звонко.
Змейкой мчится по земле лёгкая позёмка.
Крутой февральский вечер.
Метёт, метёт пурга,
И, кажется, что вечно лежат снегов стога.

Учитель: В старину длинными, февральскими вечерами под завывание метели дети любили послушать сказки, которые им рассказывали бабушки.

Библиотекарь: А давайте проведём конкурс «Угадай сказку», (библиотекарь зачитывает отрывки из сказок, в которых говорится про зимнее время )

  1. «Пришла зима студёная, с вьюгой да снежными сугробами. Зайка с холода и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить …» («Лиса и заяц»)
  2. «Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: - Ловись, рыбка. И мала и велика!» («Лисичка – сестричка и серый волк»)
  3. «Зима. Хитрый Лис думает: - Замёрзло озеро, Теперь уточка моя, никуда от меня не денется: по снегу куда ни пойдёт, - наследит, по снегу я её и найду …» (В.Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка»)
  4. «Придумала мачеха падчерицу со двора согнать: - Вези, старик, её куда хочешь, чтобы глаза мои её не видели … во чисто поле на трескучий мороз» («Морозко»)
  5. «Мне бы лучше за мужиком погнаться. Его скорее дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах кроме лаптишек ничего нет. А ты, братец, как посильнее меня, за барином беги». («Два Мороза»)
  6. «Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей. Шлёт мороз за морозом, один другого злее. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются». (К. Ушинский. «Проказы старухи зимы»)
  7. «Вот пришла зима снежная, намела сугробов до пояса, ребятишки на санках катаются, а старик со старухой на них из окна глядят да про своё горе думают». («Снегурочка»)

Библиотекарь: Молодцы, ребята. Хорошо знаете произведения про зиму.

Учитель: А ещё февраль месяц первого тёплого солнца.

Ученик:

Вьюги злятся,
Вьюги злятся.
Так весну они боятся,
Не хотят ей уступать,
Снег, метель нам не унять.
То пороша, то позёмки.
Лёд на реках чистый, звонкий.
И морозы злые жгут …
Но весны все люди ждут.
Февраля не долог век –
Глядь – и март берёт разбег.

Зима: Да и правда, когда наступит март, мне нужно будет уходить. И напоследок я хочу с вами поиграть в игру «Да иль нет».

Что вы делаете зимой,
Дайте мне ответ.
Слушайте внимательно,
Отвечайте «Да иль нет».

– В снежки играете с друзьями? (Да)

– Грибы в лесу собираете сами? (Нет)

– С горки на санках катаетесь? (Да)

– В деревне на речке купаетесь? (Нет)

– По лесу на лыжах бродите? (Да)

– А много цветов находите? (Нет)

– В саду своём грядки копаете? (Нет)

– А с дедом Морозом пляшете? (Да)

– Друзья, не устали ещё отвечать? (Нет)

– А через год меня ждёте опять? (Да)

(Зима дарит детям подарки, прощается с ними и уходит.)

Литература:

  1. Е.Н. Арсенина «Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе» Москва «Глобус» 2007.
  2. О.Е.Жиренко и др. «Внеклассные мероприятия 1 класс» Москва «ВАКО» 2006

Тема занятия: В гости к зиме.

Цель занятия: способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о лесе и лесных животных; познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе зимой; обобщить представления учащихся о зимней природе;

Задачи: учить помогать животным и птицам пережить зиму; воспитывать нравственно- эстетические качества; прививать здоровый образ жизни, познакомить с народными названиями зимних месяцев; расширять кругозор учащихся ; воспитывать любовь к природе, прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувства прекрасного, развивать познавательную активность. Показать красоту зимнего времени года; показать красоту родной природы в зимнее время года. Воспитывать любовь к отчему краю, к Родине; развивать наблюдательность, память; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: : рисунки на тему «Зима», карточки с пословицами, карточки со словами: декабрь, январь, февраль, студень, ветрозвон, лютовей, просинец, сечень, межень, снежень, ветродуй, бокогрей, кроссворд, выставка книг о зиме, костюм Зимы, Декабря, Января, Февраля.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок! II. Сообщение темы занятия.

С неба падают снежинки, словно белые пушинки, покрывая всё кругом мягким бархатным ковром. Солнце полно светлой ласки, всё блестит, как в дивной сказке, пруд зеркальный недвижим под покровом ледяным. С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит, к нам пришла… (зима)

О каком времени года говорится? Сегодня мы подведем итог наших наблюдений за признаками зимы, ее проявлениями. III . Содержание занятия. 1.Признаки зимы. Давайте вспомним основные признаки зимы. Отгадайте загадки.

1. Что за звездочки зима

В тучу спрятала сама?

Словно крошечные льдинки,

Эти звездочки - … (снежинки)

2. Снег от холода стал синий, На деревьях - белый иней. Даже Бобик прячет нос, Ведь на улице… (мороз) 3. В зимний день на пруд легло Очень скользкое стекло. Нас в хоккей играть зовет Синий крепкий гладкий… (лед) 4. В белом бархате деревня — И заборы и деревья. А как ветер нападёт, Этот бархат опадёт. (Иней) 5. Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой -
Скинет с плеч долой? Жаль озябшего бедняжку -
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам. (Лес)

Что произошло в природе с наступлением зимы? Похолодало. Выпал снег. Замерзли реки. Что же такое снег? (Снег – это замерзший водяной пар.) Какие бывают состояния воды? (Снег, лед, иней) Снежинки – это замерзший водяной пар. Пар есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой в снежинки. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится много воздуха. Светло-пушистая снежинка белая,

Какая чистая, какая смелая!

Дорогой буйною легко проносится,

Не в высь лазурную — на небо просится.

Под ветром веющим дрожит, взметается,

На нем, лелеющем, светло качается.

Его качелями она утешена,

С его метелями крутится бешено.

В лучах блистающих скользит умелая

Средь хлопьев тающих сохранно-белая.

Но вот кончается дорога дальняя,

Земли касается звезда хрустальная.

Лежит пушистая снежинка смелая.

Какая чистая, какая белая!

А как хорош пушистый снег,

Летящий с высоты!

Он повисает на ветвях,

Как белые цветы.

Звенят сосульки в тишине –

Осколки хрусталя,

Уснули реки подо льдом,

Под снегом спят поля.

Рисует поутру мороз

Узоры на окне.

Друзья, хорошая зима

У нас в родной стране.

2.Растения зимой Лес, поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейкою зимою. Русские поэты и художники очень любили воспевать такие картины природы.

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит –И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой, – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Ф. Тютчев

Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. Темный лес – что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно. И. Суриков

Заколдован невидимкой Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку. С. Есенин

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. А. Пушкин

Снег летает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все долины и поля… Все в природе замирает – И поля, и темный лес. Снег летает и сверкает, Тихо падая с небес. С. Державин 3.Птицы и звери зимой. Стоит зима прекрасная Деревья в серебре. Пушистый снег, как звёздочки, Сверкают при луне. В лесу ни звука, тихо, Как будто кто-то взял И палочкой волшебной Все звуки сразу снял. Почему же тихо в лесу? А помогает ли снег животным в лесу? Жизнь продолжается под снежным покровом. Глубоко в земле, в своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покрывалом снега прячутся лесные мыши. Пробежит изредка заяц.

Много есть у леса глаз.

Все тайком глядят на нас.

Волк сверкнул недобрым глазом.

Вот бы всех он слопал разом.

Заяц в ельнике притих:

«Ружья, может быть у них?»

Из-за пня лиса косится:

«Что вам дома не сидится?»

Где нам дома усидеть?

Как на свет не поглядеть?

Белка спряталась в дупло.

В нем и сухо, и тепло.

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год!

Под корягой, в буреломе,

Спит медведь, как будто в доме.

Положил он лапу в рот

И, как маленький, сосет.

Можно идти долго зимой по лесу и не услышать ни одного голоса, а потом на опушке встретить целую стаю синиц. Будут слышны тихие, неясные писки, и вдруг вырывается громкое гнусавое «хеее» – это синица-гаечка, непременный участник смешанных синичьих стай. Если рядом держится поползень, то время от времени он будет подавать звучное «теть…теть…теть». Многие зимующие птицы не доживают до весны из-за голода. Если мы будем подкармливать их зимой, то спасем им жизнь.

Каких зимующих птиц вы знаете? Кто такие «братья наши меньшие», и как мы можем им помочь зимой? (Это птицы. Зимой птиц надо подкармливать, устраивать птичьи «столовые».) На лапке, на ветке, сидит снегирек –

Чудесный веселый лесной огонек.

Да он не один! Ты наверх погляди –

Второй вот и третий на ветке сидит.

И во встрепенулась красотка лесная,

На ней загорелась гирлянда живая!

Эх, зима, зима большая, белая.

Думаешь, добрей ты и умней.

Как не стыдно! Что ты с птичкой сделала?

Силу, что ли, пробуешь на ней?

Мне-то что: есть шуба, шапка, валенки,

А у пташки – перышки одни

С холодом ей разве сладить, маленькой?

Мерзнет, вся взъерошилась, взгляни.

Ветер свищет, снег под крышей крутится.

Не стихает вьюга уж три дня.

Ты не бойся, пташка, что беру тебя.

Грейся тут в ладошках у меня.

У нас такой обычай –

Чуть выпадет снежок,

Дощатый домик птичий

Повесит на сучок.

Ни зерен, ни травинок,

Мороз трещит в лесах.

Иголки тонких льдинок

Белеют на кустах.

Но здесь, в лесу,

Среди седых ветвей

Готов обед веселый

Для птичек и зверей.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетится, как домой,

Стайка на крыльцо.

А теперь выходим на снежную полянку.

Здесь можно отдохнуть, поиграть в снежки.

Да вы посмотрите! Здесь и жители леса отдыхали, оставили свои следы. Кто же побывал на этой полянке?

Узнать, чьи следы птиц и зверей

Отгадайте загадки про тех, кто отдыхал на этой полянке:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (Заяц) Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.(Медведь)

Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: ТУК ТУК ТУК! (Дятел)

4. Приметы зимы.

Наши древние предки были наблюдательны и знали, что по поведению животных и состоянию природы можно определить предстоящую погоду, и каким будет лето. Так создавались приметы.

Прочитаем их. Дым из трубы столбом — к морозу, дым из трубы стелется по земле без ветра — к снегу или дождю. Кошка мордочку прячет — к морозу, стенку царапает к непогоде, лежит брюхом вверх — к теплу. Курица стоит на одной ноге — к стуже. Зима снежная — лето дождливое; если зимой тепло — летом холодно. Зима морозная — лето жаркое. Если январь сухой и морозный, то лето — сухое и жаркое. Февраль холодный и сухой — август жаркий. Если звезды блестят ярко — к морозу. Мало звезд на небе — к ненастью (метелям). Кошка на печи — к морозу, кошка на полу — к теплу. Ворона ходит по дороге — к теплу. Если ночью был иней, днем снег не выпадет.

Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели.

Ворона кричит – к метели.

Облака против ветра идут – к снегу.

Ель – не сосна, шумит неспроста.

Вороны летают и кружатся – к морозу.

Игра «Доскажи словечко» Кто раскрасил щёки детям
в красный цвет зимой, не летом?
А кто щиплет их за нос?
Угадали? (Дед Мороз)
Снежные шапки наденут дома,
Как только вернётся на землю … (зима).
Мне до слёз уж надоела слякоть,
Серые от дождика дома,
Хочется, чтоб белая в буранах,
Поскорей притопала … (зима).
Утирает Сашка слёзы:
Больно щиплются … (морозы).
Ветер шумит, снег … (летит).
Каждый очень — очень рад:
Всех засыпал … (снегопад).
Мои санки быстро едут:
Я лечу, как на торпеде.
Вот окончился полёт:
Приземлился я в … (сугроб).
Двор на двор игра идёт,
Ребятня встаёт на … (лёд)…
5.Встреча Зимы

Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица Белокоса, белолица, Как махнула рукавом - Все покрыла серебром. (Зима и Зимние месяцы -) Входит Зима. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Я пришла не одна. Со мной пришли мои братцы, красавцы-молодцы! Кто же это? Отгадайте загадку – узнаете. Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год . (декабрь) По каким признакам вы догадались, что это декабрь? Я – самый первый месяц зимы и последний месяц года. Снег лежит на земле, на крышах домов, сараев, на заборах и даже на ветках деревьев. Хорошо! Воздух чистый, свежий. И морозец уже пощипывает уши и нос. 22 декабря самый короткий день в году. День зимнего солнцестояния, самый короткий день, самая длинная ночь. А теперь дни прибавляются, а ночи уменьшаются. 23 декабря день равен ночи – День равноденствия. А ещё в самый последний мой день заканчивается старый год, и с наступлением полуночи в свои права вступает Новый год. Народ называет меня «студенец» за лютую, морозную пору, за длительную стужу. Есть и еще одно древнерусское название этого месяца — Лютень. Свое нынешнее имя декабрь получил в Древнем Риме от латинского слова «децем», что значит десять, т.к. он был десятым месяцем года. В России декабрь занял свое двенадцатое по счету место в 1799 году, более двести лет назад. Этот месяц в народе называют студень: на всю зиму землю студит. В русских говорах декабрь величают поэтически: ветрозвон, ветрозим, заморозь — первый месяц зимы с морозами, холодными ветрами и снегопадами. Декабрь ветром гнет, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет — лютует, потому и лютень. В декабре замерзают реки, поэтому он еще и ледостав. В этом месяце год кончается, а зима начинается. Декабрь — полночь года, самый теплый месяц, шапка зимы.

Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет Не вода уже, а лед. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? ( — январь -)

Я – второй зимний месяц. Январь – это самая середина зимы, пора лютого холода. «Январь-батюшка год начинает, зиму величает», — говорят в народе. В январе морозы, стужа, но бывает иногда и потепление. Погода проясняется, и небо синеет. Отсюда и пошло название месяца, которое дал ему народ -Просинец. Открывать год январь стал на Руси сравнительно недавно. Древние славяне, например, Новый год справляли 1 марта, а затем стали отмечать 1 сентября. Но более трехсот лет назад по указу Петра Первого Новый год стали отмечать 1 января. И про январь сложили пословицу: «Январь батюшка году начало, зиме середина». Январь — самый холодный месяц года, крыша зимы. У января есть древнее русское имя «просинец». Потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву. Поглядите, какими узорами разрисовал мороз стекла окон. Холодно. Пруды и реки закованы льдом. Поля и леса занесены снегом. Загляните зимним утром во двор. По снегу прыгают воробьи. От холода они нахохлились, распушились, стали похожи на шарики. Прыгают, подбирают крошки. Тут же разгуливают вороны, а между ними суетятся галки. Так все и смотрят, чем бы поживиться. В деревне зимой можно увидеть не только этих птиц. Сюда прилетают синицы, овсянки и осторожные сороки. Голодно им в лесу, они и летят поближе к жилью человека. Вон порхает с ветки на ветку синица. Посмотрите, как заглядывает она в каждую щелку на дереве, как старательно ищет, не спрятался ли там какой-нибудь жучок. Только нечасто удается найти ей такую добычу. Много крылатых друзей с трудом добывают еду в эту суровую пору.

Январь самый богатый на народные праздники месяц. На него приходятся встреча Нового года, Рождество, Крещение. Как называется период времени между Рождеством и Крещением? (Святки.) Праздничный вечер накануне Рождества или Крещения имеет свое название. Как называется этот вечер? (Сочельник.)

И г р а «Прилетели птицы» А теперь проверим, хорошо ли вы знаете названия птиц. Слушайте внимательно! Если я ошибусь, вы должна встать. Внимание! Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны . Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Комары , кукушки, Даже совы-сплюшки, Лебеди и утки. И спасибо шутке!

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(— февраль -)

Февраль — последний месяц зимы. В народе говорят: «Февраль сшибает рог зимы. Уже не зима, но еще и не весна». За это народ дал ему свое название- Бокогрей. В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он «сечень», отсекающий год. Еще называли февраль «межень» — межа, т.е. граница между зимой и весной, февраль — «снежень» и «лютень» — от обильных снегопадов и лютых морозов. Из-за частых метелей и вьюг называли его «ветродуем». Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца — «бокогрей», потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнце.

На конец зимы приходится самый раздольный, веселый, разгульный народный праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны. Как он называется? (Масленица.) Я Февраль, самый младший зимний месяц. Я самый снежный, самый метельный месяц. Снег все сыплет и сыплет, а ветер кружит его, вздымает и гонит белым крутящимся вихрем. Много снега выпало за этот месяц. Кажется, что зима решила всю землю упрятать в непролазных белых сугробах, сровнять бугры и овражки в полях, укрыть кустарники и даже молодые деревья. Дремлют они под снегом, там им теплее, чем на холодном ветру, в особенности когда разгуляется непогода. В такую пору все животные – звери и птицы – ищут, где бы спрятаться от ледяного ветра. Многим из них глубокий снег служит хорошим укрытием. Под снегом не так донимают мороз и ветер. От холода прячутся в снег тетерева и другие лесные птицы – рябчики, глухари. Снег служит надежным укрытием также для различных зверей и зверюшек. В наших лесах есть и такие звери, которые всю зиму спят, не вылезая из своего убежища. Зарывшись в опавшие листья, спит под снегом непробудным сном колючий ежик. Спит в глубокой норе барсук. А в самой чаще леса дремлет в своей берлоге медведь.

Физкультминутка

Что делал зимой?

Дай, дружок, мне ответ.

Слушай внимательно,

Отвечай «да» иль «нет»!

В снежки играли вы с друзьями?

(Дети хором отвечают.)

Грибы по лесу собирали сами?

С горки на санках катались?

В деревне в речке купались?

По лесу на лыжах бродили?

А много цветов находили?

В саду своем грядки копали?

И с Дедом Морозом плясали?

Друзья, не устали еще отвечать?

А через год зиму ждете опять?

Покажите, как играли в снежки. Катались на лыжах. На коньках. Любит русский народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье метели можно и сказки послушать, и книги почитать. А сколько у зимы придумано пословиц! Их у зимы множество.

Учащиеся называют пословицы и поговорки о зиме.

    Снег глубок – год хорош.

    Снегу надует – хлеба прибудет.

    Мороз не велик, да стоять не велит.

    Декабрь год кончает, зиму начинает.

    Береги нос в большой мороз.

    Много снега – много хлеба.

    Жаворонок – к теплу, а зяблик – к стуже.

    Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.

    Январь – к весне поворот.

    Январь – году начало, зиме середка.

    Январь – солнце на лето, зима на мороз.

    Февраль придет, все пути заметет.

Февраль – кривые дороги. Собрать пословицы: В феврале два друга — мороз да вьюга. Готовь сани летом, а телегу — зимой. Любишь кататься — люби и саночки возить. Мороз не велик, а стоять не велит.

6. Зимние забавы

Отгадайте кроссворд.

5

10

2

6

4

8

12

1

3

7

9

11

1. Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла… (зима)

2. Снежный шарик сделать можно,

Это ведь совсем не сложно!

Лепим мы не пирожки:

Для игры нужны… (снежки)

3. Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это - зимние… (метели)

4. Два стальных блестящих братца

По катку кругами мчатся.

Лишь мелькают огоньки.

Что за братики? (коньки)

5. Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло - заплачет вмиг

И растает… (снеговик) 6. Все болеют за друзей,
Все кричат: `Ну, бей же, бей!
Шайбу! Шайбу! Мчись скорей!
Быстрая игра — … (хоккей)!
7. Она всех удивляет:
Наряд её пушистый,
И блёстками сверкает
Дождик … (золотистый).
8. Мы в морозный день с друзьями

Снег из шланга поливали.

Как появится ледок,

Значит, все - готов… (каток)

9. Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие … (блестят) 10. В зимний день по снежной корке

Он меня катает с горки.

С ветерком промчаться рад

Мой веселый… (снегокат) 11. Словно перья белых куриц. Зимушки-зимы подруга, Северная гостья… (вьюга)

12. По сугробам возле речки

Едут длинные дощечки,

Ищут горочки повыше.

Назови дощечки! (Лыжи)

IV . Итог занятия Как вы относитесь к зиме? За что вы ее любите?

Использованная литература:

1.Времена года.» Стихи, рассказы, сказки. М., 1980

2. Будур Н,Панкеев И. «Большая книга Рождества» М.,2000 3. Соболев А.И. «Народные пословицы и поговорки» М., 1961

4.«Праздники в школе и дома» Сценарии, игры, викторины. М., 2000

5. Романовская. З.И. Литературное чтение. Живое слово. 2 класс. Учебник для четырехлетней начальной школы. Часть первая.

Сценарий новогоднего праздника в начальной школе "Здравствуй, зимушка-зима"


Сценарий представляет собой театрализованное представление.В своем большинстве текст стихотворного характера, одна сценка сменяет другую, таким образом учащиеся самостоятельно проводят данное мероприятие, а учитель выполняет лишь вспомогательную функцию.
Сценарий разработан для учащихся начальной школы. Адаптируется под любой возраст учащихся (от 7-10 лет). Подходит для работы учителя и воспитателя. Целесообразно проводить данное мероприятие в начале зимы, в преддверии Нового года.

Лично мною данный праздник организовывался несколько раз с учащимися разного возраста. Всегда все проходило успешно и интересно, каждый класс привносил в сценарий, что-то свое, новое, особенное.
Данное мероприятие носит не только развлекательный, но и познавательный характер. Помимо песен и танцев включено повторение материала о зиме: зимние месяцы, особенности жизни животных и растений, народные приметы.

Цель мероприятия:
Создать атмосферу праздничного дня, способствовать сплоченности ученического коллектива;
Задачи:
формировать умение выразительно читать стихотворения;
воспитывать любовь к зиме, к зимним традициям;
развивать внимание, творческие способности;
воспитывать активность учащихся, интерес к чтению;
совершенствовать связи семьи и школы через привлечение родителей к совместным с детьми общеклассным мероприятиям.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о самом красивом и сказочном времени года! А о каком именно, вы узнаете, прослушав стихотворение.

Идёт зима дорогами,
Крадётся, как лиса
Покрыла всё сугробами,
Заснежила леса.

В лесную чащу тихо,
Вошла зима-портниха.
Берёзки очень рады,
«-Спасибо за наряды!»

Пушистые и белые
Зима наряды сделала
И для лесов и для полей-
Пускай им будет потеплей!

Деревьям всем в лесочке,
Зима дала платочки,
А в шубки их одела-
Сама повеселела!

Так, о каком же времени года мы будем сегодня вести разговор? Кого пригласим к себе на праздник? (зиму)

Ребята, скажите, по какому признаку мы узнаём зиму? (первый снег)
-Совершенно верно!
(Звучит музыка, ребёнок рассказывает стихотворение, дети исполняют танец)
Первые снежинки.
Первые снежинки в воздухе кружатся,
Упадут на землю, но не залежатся.
Первые снежинки на руке растают…
Холодят, волнуют и напоминают,
Что вот-вот настанут зимние деньки,
Что пора готовить санки и коньки.
Первые снежинки – от зимы привет,
Словно проверяют: ждёте или нет.
-Ну, а теперь пора и зиме явиться к нам на праздник!
(Звучит отрывок из песни «Снежная песенка», выходит зима)

Зима : Ну вот, я и пришла к вам в гости, но не одна, а со своими братьями.
Послушайте песню и скажите кто они.
(звучит отрывок из песни «Три белых коня»)
-Конечно, это зимние месяцы! Так давайте же их встретим!
(выходят зимние месяцы)
Ребята, скажите мне, какой месяц меня начинает, а год заканчивает? (декабрь)
А вот и он. В народе о нём говорят, что декабрь-хвостик года.

Ведущий: ребята, послушайте, что декабрь расскажет нам о себе, и скажите, что интересного он нам приносит, чем радует?
(ребёнок рассказывает стихотворение)

Декабрь:
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре,
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу принёс.

Зима: Чем же он нас радует?
У декабря есть родные братья. Скажите, какой месяц году начало, а мне середина? (январь)
- У января много народных названий: январь-носик года, январь-первенец года, январь-сечень, т.е. рассекает зиму ровно пополам.

Ведущий: Послушайте, что нам расскажет о себе январь, и скажите, что несёт нам этот месяц?
(ребёнок рассказывает стихотворение)

Январь:
Сияет солнце, но совсем не греет,
Искрится луч, сияет серебром.
Природа вся как будто леденеет
Перед суровым снежным январём.
Вы не сердитесь на январь ненастный-
На самый главный месяц холодов:
Чтоб было всё по-зимнему прекрасно
Я много приложил своих трудов.

Зима: А вот у третьего брата, хоть и капризный характер, но он добрее, мягче своих братьев. Какой это месяц? (февраль)
- О феврале в народе говорят ласково, что он хвостик зимы. А ещё говорят, что февраль зиму замыкает - весне дорогу показывает.
Ведущий: А теперь о себе расскажет самый младший брат-февраль. Слушайте внимательно и подумайте, чем особен этот месяц?
(ребёнок рассказывает стихотворение)

Февраль:
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая поземка.
Крутой февральский вечер
Метёт, метёт пурга,
И кажется, что вечно
Лежат снегов стога.

Зима: Дружно трудятся все три брата для меня.

Солнце полно светлой ласки,
Всё блестит, как в дивной сказке,
Пруд зеркальный недвижим
Под покровом ледяным!

Ведущий : Ребята, зима нам говорит, что она такая прекрасная, но посмотрите, на улице всё в снегу, солнце совсем не греет, по ночам трещит мороз. Может быть, зима и не такое хорошее время года, как мы думаем? (выходит девочка)

Сценка №1.

Маша (капризно топает ногой):
Опять на землю выпал снег.
Пропал бы лучше он на век!
Я очень зиму не люблю,
И холода я не терплю.

Коля (радостно):
Зимой с компанией друзей
Мы можем поиграть в хоккей!
А ты хоть раз по шайбе била клюшкой?
Попробуй, поиграй в хоккей с подружкой.
И ты поймёшь тогда сама,
Как хороша у нас зима.
Маша: Ты, Коль, с ума сошёл?
Вот хоккеистку, тоже мне, нашёл!
Я собирать люблю цветы
И танцевать, а не как ты
Носиться по катку,
Махая клюшкой на бегу.

Подходит Лена.
Лена (восхищённо):
Снег выпал рано, в ноябре.
Красиво стало во дворе.
Между домами с этих пор
Лежит сверкающий ковёр.

Маша:
Меня ты, Лена, удивляешь.
Ты тоже зиму одобряешь?

Лена (кивая головой в знак согласия):
Люблю я очень рисовать,
Хочу художницею стать.
Пейзажи зимние люблю,
Из снега статую леплю.

Маша (кутаясь в платок):
А как же злые холода?

Лена:
Ну, холод – вовсе не беда.
На это есть пальто и шарф.

Коля:
Вот так, выходит, что я прав
Зимой – отличное житьё!

Маша:
Вы посмотрите на неё!
Вы посмотрите на него!
(хватается за голову.)
Зимой снега, метель, мороз.
Порой кусает он до слёз.
Обледенелая земля…
Нет, ненавижу зиму я!
Маша уходит.
Коля (с облегчением в голосе):
Я Машиному рад уходу.
Как можно зиму не любить?

Приятно в снежную погоду
На лыжах по лесу скользить
Или на санках с горки съехать…

Лена (подхватывает):
А сколько радости и смеха
Приносит людям Новый год!
Да, можно очень не любить
Метели и сугробы,
Но время надо интересно проводить,
Чтоб не страдать зимой, а радоваться чтобы.
-Ребята, а теперь скажите мне, с чьим мнением вы согласны? С мнением Коли и Лены или с мнением Маши.

А, почему?
-Хорошо, а сейчас …….. расскажет, почему он любит зиму!
(ребёнок рассказывает стихотворение)

«Горка»
С ледяной съезжая горки
На открытый лёд реки,
Пишут тройки и восьмёрки
Наши острые коньки.
Мы узорами изрежем
Исчертим речную гладь
Хорошо сосновым, свежим
Снежным воздухом дышать!

Зима: (Рассказ «На горке» - беседа)
-Молодцы!

Ведущий: Издавна любит русский народ зиму-зимушку! И на санках можно покататься, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье метели можно и сказки послушать, и песни спеть.
(выходят скоморохи)

Ребята, а давайте пригласим нашу гостью в зимний лес!
Много чудес в зимнем лесу, но у каждого времени года они особенные.
-Сейчас послушайте стихотворение, и подумайте, что мы можем наблюдать только в зимнем лесу?
(дети рассказывают стихотворение)

Сколько всяческих чудес
Прячет ловко зимний лес!
Сколько разных в нём следов!
На прогулку ты готов?

Лисий след, как у дворняжки
Здесь она ступала тяжко –
Заметала след хвостом,
Чтобы не нашли потом.

Лисий след привёл нас к дубу.
А под дубом в буреломе,
На сухой траве, соломе,
Спит медведь! Ты не буди.
Лучше сразу отойди!

По другим следам пойдём
Что-то у горы найдём
Снег разрой – найдёшь бруснику
Ягода пурпурна ликом.

Словно зимняя картина –
На горе стоит рябина
И снегирь и свиристель
К ней слетаются в метель.
Хмуро воет волк зимою
Зайцев ищет под горою.

Итак, что мы можем встретить в зимнем лесу?
-А можем ли мы это наблюдать в другие времена года?
-Ребята, а как вы думаете, легко ли приходится лесным жителям в зимнее время года? (нет)
-А почему? (им трудно найти пищу, зимой суровые морозы)
-Совершенно верно, зимой животным приходится очень трудно, им живётся холодно и голодно.
-Сейчас они сами расскажут о своей жизни зимой. А вы слушайте внимательно, и подумайте, как звери приспосабливаются к жизни в зимний период?

Сценка№2.

Выходят Белка и Заяц.
Белка (разглядывает Зайца, трогает его):
Ты, я гляжу, одёжку поменял,
Ведь летом в серой шубке ты гулял.
Заяц (оглядывает себя):
Да нет, я просто сильно полинял.
(разглядывает белку)
Ты, Белка, полиняла и сама.
И свой привычный рыжий цвет
На серый ты сменила. Разве нет?

Белка (машет рукой, показывая, как она расстроена):
Эх, я не довольна этим цветом.
Скорей бы снова лето!

Заяц (успокаивает Белку):
Не стоит серый цвет ругать –
Тебя он будет защищать.

Белка:
Перед зимой у нас у всех
Стал гуще и длиннее мех.
Трудна зимовка для зверей.
Нам будет с ним в лесу теплей.

Заяц (показывает испуганно):
Смотри, идут Лиса и Волк.
Скорее прячься под кусток!

Белка и Заяц прячутся за сугроб.
Выходят Лиса и Волк.
Волк (глядя по сторонам):
Я знаю, зайцы здесь живут.
Следы вчера я видел тут.

Лиса (смотрит вверх):
И белки хвост среди ветвей
Мелькнул… Смотри, смотри скорей!

Волк:
Что там такое?

Лиса:
Показалось,
Как будто ветка закачалась.

Волк (увидев сугроб, подходит к нему):
И верно, нет здесь никого.
Сугроб – больше ничего.

Лиса (махнув рукой):
Ветер ветку раскачал,
Снег на землю и упал.

Волк:
Не найти сейчас их здесь.
Пойдём искать в соседний лес.

Лиса и Волк уходят.
Вылезают Белка и Заяц.

Белка (радостно):
Ура! Они нас не нашли!

Заяц:
А ты на свой ругалась цвет.
Зимою лучше цвета нет.

Белка (кружится):
Как хорошо, что мы линяем!
Мы этим жизнь себе спасаем.

Заяц:
А трудно жить нам всё равно!
Поесть найти нам нелегко!
Грызу кору с деревьев я,
А ночью сниться мне трава.

Белка:
Косой, я в зиму запасалась:
Сушила ягоды в дупле.
Орехи сложены в мешке.

Заяц:
Вам белкам есть, где корм хранить,
А нам приходится бродить.
Следы видны все на снегу.

Белка:
Ты, Зайка, слишком не тужи,
А ты запутывай следы!
Заяц:
Бывает иногда, в деревню бегаю в стога.
Сухую травку поглодать.
Но там собак большая рать.
А, если в садик загляну-
Кору от яблони гложу.
Садовник кутает стволы,
Чтоб мы не кушали коры.

Белка:
Да, Зайка, туго всем зимою

Вместе:
Но, друг другу будем помогать
Чтоб лучше время коротать.

Думаю, что теперь вы все убедились в том, что зима очень тяжелое время для жителей леса. Но они не унывают.
-К большому сожалению, нам пора покидать зимний лес.

Выходят Белка, Заяц, Волк и Лиса.
(Держатся за руки.)

Мы были рады вам сейчас. И будем рады снова. Придите в наш чудесный лес, будущей зимою!

Зима: Спасибо вам за замечательную прогулку по зимнему лесу.
Ну, а я в благодарность принесла вам в своём сказочном ларце – загадки, которые мы сейчас попробуем отгадать. Слушайте внимательно!

Загадки:
1.Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(снежинка)

2.Он чёрной тучей был сначала,
Он белым пухом лёг на лес,
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез.
(снег)

3.Без рук рисует,
Без зубов кусает.
(мороз)

4.Скажи морозцу ты «спасибо»
За мост, похожий на стекло.
Под ним зимой жить будут рыбы,
Под этим мостиком тепло.
(лёд)

5.Не снег, не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(иней)

6.Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт-
Заплачет она и умрёт.
(сосулька)
7.Пухлый, мягкий и большой
Встань в него одной ногой:
Он её проглотит быстро.
Он в сияние лучистом –
Светит солнце, больно взгляду.
Нам с разбегу прыгнуть надо.
В кучу снега, грузно - хлоп.
Здравствуй, миленький…
(сугроб)

8.Вместе снежный ком скатали,
А потом второй ком взяли.
Ком на ком поставим дружно
Голову скатать нам нужно!
А ещё найдём морковку
Для него нужна сноровка.
Ком на ком, и сверху – ком!
Быть тебе…
(снеговиком)

Молодцы!
Ведущий: - Мы с вами уже очень много говорили о зиме. Выяснили, что это замечательное, сказочное время года.
-Именно поэтому, многие поэты писали стихи о зиме.
-Например, всем известное стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»:

…Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче…погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…

Какие ещё поэты писали стихи о зиме? (Фет, Есенин, Суриков, Маршак, Тютчев)
-Хорошо. Так давайте же подарим зиме несколько стихотворений!
-Итак, первое стихотворение
«Зима»

Не век тебе, осень,
Блестеть паутиной.
Снег сыплет и сыплет, как пух лебединый.
И белыми стали поля и деревья.
И дымом из труб салютует деревня.

Молодец! А сейчас следующее стихотворение. (Пушкин)

…Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами, падая на брег.

Молодец! А сейчас следующее стихотворение.

«Белый пушистый снег» (Суриков)

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозцы,
И зима настала.

Молодец! А сейчас следующее стихотворение.

«Берёза» (Есенин)
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Молодец! Следующее стихотворение. (Есенин)

Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется.
- На этой прекрасным стихотворением мы завершаем наше мероприятие. Ну а все стихи, которые звучали у нас на празднике, а так же рассказы, вы можете найти в книгах, которые представлены у нас на выставке. А мы прощаемся с вами. До новых встреч!

Сценарий представляет собой театрализованное представление.В своем большинстве текст стихотворного характера, одна сценка сменяет другую, таким образом учащиеся самостоятельно проводят данное мероприятие, а учитель выполняет лишь вспомогательную функцию.
Сценарий разработан для учащихся начальной школы. Адаптируется под любой возраст учащихся (от 7-10 лет). Подходит для работы учителя и воспитателя. Целесообразно проводить данное мероприятие в начале зимы, в преддверии Нового года.

Лично мною данный праздник организовывался несколько раз с учащимися разного возраста. Всегда все проходило успешно и интересно, каждый класс привносил в сценарий, что-то свое, новое, особенное.
Данное мероприятие носит не только развлекательный, но и познавательный характер. Помимо песен и танцев включено повторение материала о зиме: зимние месяцы, особенности жизни животных и растений, народные приметы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о самом красивом и сказочном времени года! А о каком именно, вы узнаете, прослушав стихотворение.

Идёт зима дорогами,

Крадётся, как лиса

Покрыла всё сугробами,

Заснежила леса.

В лесную чащу тихо,

Вошла зима-портниха.

Берёзки очень рады,

«-Спасибо за наряды!»

Пушистые и белые

Зима наряды сделала

И для лесов и для полей-

Пускай им будет потеплей!

Деревьям всем в лесочке,

Зима дала платочки,

А в шубки их одела-

Сама повеселела!

Так, о каком же времени года мы будем сегодня вести разговор? Кого пригласим к себе на праздник? (зиму)

Ребята, скажите, по какому признаку мы узнаём зиму? (первый снег)

Совершенно верно!

(Звучит музыка, ребёнок рассказывает стихотворение, дети исполняют танец)

Первые снежинки.

Первые снежинки в воздухе кружатся,

Упадут на землю, но не залежатся.

Первые снежинки на руке растают…

Холодят, волнуют и напоминают,

Что вот-вот настанут зимние деньки,

Что пора готовить санки и коньки.

Первые снежинки – от зимы привет,

Словно проверяют: ждёте или нет.

Ну, а теперь пора и зиме явиться к нам на праздник!

(Звучит отрывок из песни «Снежная песенка», выходит зима)

Зима: Ну вот, я и пришла к вам в гости, но не одна, а со своими братьями.

Послушайте песню и скажите кто они.

(звучит отрывок из песни «Три белых коня»)

Конечно, это зимние месяцы! Так давайте же их встретим!

(выходят зимние месяцы)

Ребята, скажите мне, какой месяц меня начинает, а год заканчивает? (декабрь)

А вот и он. В народе о нём говорят, что декабрь-хвостик года.

Ведущий: ребята, послушайте, что декабрь расскажет нам о себе, и скажите, что интересного он нам приносит, чем радует?

(ребёнок рассказывает стихотворение)

Декабрь:

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре,

Нашу речку , словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу принёс.

Зима: Чем же он нас радует?

У декабря есть родные братья. Скажите, какой месяц году начало, а мне середина? (январь)

У января много народных названий: январь-носик года, январь-первенец года, январь-сечень, т.е. рассекает зиму ровно пополам.

Ведущий: Послушайте, что нам расскажет о себе январь, и скажите, что несёт нам этот месяц?

(ребёнок рассказывает стихотворение)

Январь:

Сияет солнце , но совсем не греет ,

Искрится луч, сияет серебром.

Природа вся как будто леденеет

Перед суровым снежным январём .

Вы не сердитесь на январь ненастный-

На самый главный месяц холодов :

Чтоб было всё по-зимнему прекрасно

Я много приложил своих трудов.

Зима: А вот у третьего брата, хоть и капризный характер, но он добрее, мягче своих братьев. Какой это месяц? (февраль)

О феврале в народе говорят ласково, что он хвостик зимы. А ещё говорят, что февраль зиму замыкает - весне дорогу показывает.

Ведущий: А теперь о себе расскажет самый младший брат-февраль. Слушайте внимательно и подумайте, чем особен этот месяц?

(ребёнок рассказывает стихотворение)

Февраль :

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая поземка .

Крутой февральский вечер

Метёт, метёт пурга ,

И кажется, что вечно

Лежат снегов стога.

Зима: Дружно трудятся все три брата для меня.

Солнце полно светлой ласки,

Всё блестит, как в дивной сказке,

Пруд зеркальный недвижим

Под покровом ледяным!

Ведущий: Ребята, зима нам говорит, что она такая прекрасная, но посмотрите, на улице всё в снегу, солнце совсем не греет, по ночам трещит мороз. Может быть, зима и не такое хорошее время года, как мы думаем? (выходит девочка)

Сценка №1.

Маша (капризно топает ногой):

Опять на землю выпал снег.

Пропал бы лучше он на век!

Я очень зиму не люблю,

И холода я не терплю.

Коля (радостно):

Зимой с компанией друзей

Мы можем поиграть в хоккей!

А ты хоть раз по шайбе била клюшкой?

Попробуй, поиграй в хоккей с подружкой.

И ты поймёшь тогда сама,

Как хороша у нас зима.

Маша: Ты, Коль, с ума сошёл?

Вот хоккеистку, тоже мне, нашёл!

Я собирать люблю цветы

И танцевать, а не как ты

Носиться по катку,

Махая клюшкой на бегу.

Подходит Лена.

Лена (восхищённо):

Снег выпал рано, в ноябре.

Красиво стало во дворе.

Между домами с этих пор

Лежит сверкающий ковёр.

Маша:

Меня ты, Лена, удивляешь.

Ты тоже зиму одобряешь?

Лена (кивая головой в знак согласия):

Люблю я очень рисовать,

Хочу художницею стать.

Пейзажи зимние люблю,

Из снега статую леплю.

Маша (кутаясь в платок):

А как же злые холода?

Лена:

Ну, холод – вовсе не беда.

На это есть пальто и шарф.

Коля:

Вот так, выходит, что я прав

Зимой – отличное житьё!

Маша:

Вы посмотрите на неё!

Вы посмотрите на него!

(хватается за голову.)

Зимой снега, метель, мороз.

Порой кусает он до слёз.

Обледенелая земля…

Нет, ненавижу зиму я!

Маша уходит.

Коля (с облегчением в голосе):

Я Машиному рад уходу.

Как можно зиму не любить?

Приятно в снежную погоду

На лыжах по лесу скользить

Или на санках с горки съехать…

Лена (подхватывает):

А сколько радости и смеха

Приносит людям Новый год!

Да, можно очень не любить

Метели и сугробы,

Но время надо интересно проводить,

Чтоб не страдать зимой, а радоваться чтобы.

Ребята, а теперь скажите мне, с чьим мнением вы согласны? С мнением Коли и Лены или с мнением Маши.

А, почему?

Хорошо, а сейчас …….. расскажет, почему он любит зиму!

(ребёнок рассказывает стихотворение)

«Горка»

С ледяной съезжая горки

На открытый лёд реки,

Пишут тройки и восьмёрки

Наши острые коньки.

Мы узорами изрежем

Исчертим речную гладь

Хорошо сосновым, свежим

Снежным воздухом дышать!

Зима: (Рассказ «На горке» - беседа)

Молодцы!

Ведущий: Издавна любит русский народ зиму-зимушку! И на санках можно покататься, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье метели можно и сказки послушать, и песни спеть.

(выходят скоморохи)

Ребята, а давайте пригласим нашу гостью в зимний лес!

Много чудес в зимнем лесу, но у каждого времени года они особенные.

Сейчас послушайте стихотворение, и подумайте, что мы можем наблюдать только в зимнем лесу?

(дети рассказывают стихотворение)

Сколько всяческих чудес

Прячет ловко зимний лес!

Сколько разных в нём следов!

На прогулку ты готов?

Лисий след , как у дворняжки

Здесь она ступала тяжко –

Заметала след хвостом,

Чтобы не нашли потом.

Лисий след привёл нас к дубу.

А под дубом в буреломе,

На сухой траве, соломе,

Спит медведь! Ты не буди.

Лучше сразу отойди!

По другим следам пойдём

Что-то у горы найдём

Снег разрой – найдёшь бруснику

Ягода пурпурна ликом.

Словно зимняя картина –

На горе стоит рябина

И снегирь и свиристель

К ней слетаются в метель.

Хмуро воет волк зимою

Зайцев ищет под горою.

Итак, что мы можем встретить в зимнем лесу?

А можем ли мы это наблюдать в другие времена года?

Ребята, а как вы думаете, легко ли приходится лесным жителям в зимнее время года? (нет)

А почему? (им трудно найти пищу, зимой суровые морозы)

Совершенно верно, зимой животным приходится очень трудно, им живётся холодно и голодно.

Сейчас они сами расскажут о своей жизни зимой. А вы слушайте внимательно, и подумайте, как звери приспосабливаются к жизни в зимний период?

Сценка№2.

Выходят Белка и Заяц.

Белка (разглядывает Зайца, трогает его):

Ты, я гляжу, одёжку поменял,

Ведь летом в серой шубке ты гулял.

Заяц (оглядывает себя):

Да нет, я просто сильно полинял.

(разглядывает белку)

Ты, Белка, полиняла и сама.

И свой привычный рыжий цвет

На серый ты сменила. Разве нет?

Белка (машет рукой, показывая, как она расстроена):

Эх, я не довольна этим цветом.

Скорей бы снова лето!

Заяц (успокаивает Белку):

Не стоит серый цвет ругать –

Тебя он будет защищать.

Белка:

Перед зимой у нас у всех

Стал гуще и длиннее мех.

Трудна зимовка для зверей.

Нам будет с ним в лесу теплей.

Заяц (показывает испуганно):

Смотри, идут Лиса и Волк.

Скорее прячься под кусток!

Белка и Заяц прячутся за сугроб.

Выходят Лиса и Волк.

Волк (глядя по сторонам):

Я знаю, зайцы здесь живут.

Следы вчера я видел тут.

Лиса (смотрит вверх):

И белки хвост среди ветвей

Мелькнул… Смотри, смотри скорей!

Волк:

Что там такое?

Лиса:

Показалось,

Как будто ветка закачалась.

Волк (увидев сугроб, подходит к нему):

И верно, нет здесь никого.

Сугроб – больше ничего.

Лиса (махнув рукой):

Ветер ветку раскачал,

Снег на землю и упал.

Волк:

Не найти сейчас их здесь.

Пойдём искать в соседний лес.

Лиса и Волк уходят.

Вылезают Белка и Заяц.

Белка (радостно):

Ура! Они нас не нашли!

Заяц:

А ты на свой ругалась цвет.

Зимою лучше цвета нет.

Белка (кружится):

Как хорошо, что мы линяем!

Мы этим жизнь себе спасаем.

Заяц:

А трудно жить нам всё равно!

Поесть найти нам нелегко!

Грызу кору с деревьев я,

А ночью сниться мне трава.

Белка:

Косой, я в зиму запасалась:

Сушила ягоды в дупле.

Орехи сложены в мешке.

Заяц:

Вам белкам есть, где корм хранить,

А нам приходится бродить.

Следы видны все на снегу.

Белка:

Ты, Зайка, слишком не тужи,

А ты запутывай следы!

Заяц:

Бывает иногда, в деревню бегаю в стога.

Сухую травку поглодать.

Но там собак большая рать.

А, если в садик загляну-

Кору от яблони гложу.

Садовник кутает стволы,

Чтоб мы не кушали коры.

Белка:

Да, Зайка, туго всем зимою

Вместе:

Но, друг другу будем помогать

Чтоб лучше время коротать.

Уходят.

Думаю, что теперь вы все убедились в том, что зима очень тяжелое время для жителей леса. Но они не унывают.

К большому сожалению, нам пора покидать зимний лес.

Выходят Белка, Заяц, Волк и Лиса.

(Держатся за руки.)

Мы были рады вам сейчас. И будем рады снова. Придите в наш чудесный лес, будущей зимою!

Зима: Спасибо вам за замечательную прогулку по зимнему лесу.

Ну, а я в благодарность принесла вам в своём сказочном ларце – загадки, которые мы сейчас попробуем отгадать. Слушайте внимательно!

Загадки:

1. Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(снежинка)

2. Он чёрной тучей был сначала,

Он белым пухом лёг на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез .

(снег)

3. Без рук рисует,

Без зубов кусает.

(мороз)

4. Скажи морозцу ты «спасибо»

За мост, похожий на стекло.

Под ним зимой жить будут рыбы,

Под этим мостиком тепло.

(лёд)

5. Не снег, не лёд,

А серебром деревья уберёт.

(иней)

6. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт.

(сосулька)

7. Пухлый, мягкий и большой

Встань в него одной ногой:

Он её проглотит быстро.

Он в сияние лучистом –

Светит солнце, больно взгляду.

Нам с разбегу прыгнуть надо.

В кучу снега, грузно - хлоп.

Здравствуй, миленький…

(сугроб)

8. Вместе снежный ком скатали,

А потом второй ком взяли.

Ком на ком поставим дружно

Голову скатать нам нужно!

А ещё найдём морковку

Для него нужна сноровка.

Ком на ком, и сверху – ком!

Быть тебе…

(снеговиком)

Молодцы!

Ведущий: - Мы с вами уже очень много говорили о зиме. Выяснили, что это замечательное, сказочное время года.

Именно поэтому, многие поэты писали стихи о зиме.

Например, всем известное стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»:

…Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче…погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

Какие ещё поэты писали стихи о зиме? (Фет, Есенин, Суриков, Маршак, Тютчев)

Хорошо. Так давайте же подарим зиме несколько стихотворений!

Итак, первое стихотворение

«Зима»

Не век тебе, осень,

Блестеть паутиной.

Снег сыплет и сыплет, как пух лебединый.

И белыми стали поля и деревья.

И дымом из труб салютует деревня.

(Пушкин)

…Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжёлый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лёд,

Скользит и падает; весёлый

Мелькает, вьётся первый снег,

Звездами, падая на брег.

Молодец! А сейчас следующее стихотворение.

«Белый пушистый снег» (Суриков)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозцы,

И зима настала.

Молодец! А сейчас следующее стихотворение.

«Берёза» (Есенин)

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Молодец! Следующее стихотворение. (Есенин)

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется.

На этой прекрасным стихотворением мы завершаем наше мероприятие. Ну а все стихи, которые звучали у нас на празднике, а так же рассказы, вы можете найти в книгах, которые представлены у нас на выставке. А мы прощаемся с вами. До новых встреч!

Оборудование: плакат с изображением матушки-зимы; плакат с изображением зимнего леса; одежда для зверей; платок; бутафория сугроба; снежинки; шапочки с названиями месяцев; материал для украшения класса.