Карьера

Семейный и общественный быт туркменов. Самые красивые туркменки (14 фото)

Семейный и общественный быт туркменов. Самые красивые туркменки (14 фото)

Туркменский народ издревле существует в условиях тяжелого труда. Общество построено на усилиях людей, готовых к преодолению трудностей и преград, умеющих много трудиться. Туркмены уважают личностей, которые достигли чего-то существенного в своей жизни благодаря труду. Им не свойственно презирать физическую работу и превозносить умственную - любой вид деятельности, направленный на создание материальных или нематериальных активов, в Туркменистане почитается. Образ работящего и преданного своему делу человека признан в туркменском обществе достойным примером для окружающих. Увидев, как кто-то трудится, настоящий туркменский человек не упустит возможности поддержать работягу словом, похвалит его и пожелает удачи. Любовь к труду воспитывается у туркменских людей с детства. Уже в подростковом возрасте туркменский человек начинает осознать, как важно в обществе, которое его окружает, быть уважаемой личность, вызывать одобрение своими усилиями и трудовыми успехами. Туркмены часто стараются продемонстрировать свои успехи выше стоящему руководству, ищут повод, чтобы получить похвалу близких и друзей за трудовые успехи.
Немного о туркменских семьях. Семья - один из наиболее влиятельных факторов, которые формируют личность человека в Туркменистане. Родители прививают своим детям те понятия и нормы морали, которые традиционно передаются в их семье. Большое значение имеет и национальное воспитание, то есть совокупность традиций, моральных принципов и правил, свойственных данному обществу на протяжении нескольких поколений. Туркмены преданны своим семьям, однако не прихотливы в быту и не слишком заботятся о жилище, не стремятся сделать его максимально комфортным. Для настоящей туркменской семьи приятной традицией является распитие зеленого чая. Это объединяет всех членов семьи и позволяет посвятить время общению друг с другом. Вообще, туркменская нация дружная. Общественная жизнь важна для многих представителей Туркменистана. А в общении они очень открыты и активны. Способны тонко чувствовать настроение собеседника, сопереживать и понимать своих оппонентов. Темпераментом, который в наибольшей мере свойственен туркменским людям, является флегматический. Они достаточно спокойны и уравновешенны по натуре. Умеют держать под контролем ситуацию, в которой находятся, стремятся обладать своими эмоциями.
В Туркменистане есть особенная категория людей, которые пользуются безотказным авторитетом в обществе и являются примером для пришедших поколений. Это - аксакалы, люди в возрасте, умудренные жизненным опытом и занимающие значительное место в своей семье, селении или даже в государстве. К аксакалам проявляют особенное уважение и почтение. В их присутствии молодые туркмены ведут себя только вежливо, проявляются заботу. К советам, рекомендациям и указаниям аксакалов относятся очень внимательно, часто следуют им беспрекословно.
Туркменское общество весьма религиозно. Мусульманство играет важную роль в воспитании молодого поколения, формировании личности туркменского человека, укладе жизни зрелых туркменов. Благодаря канонам, прописанным в Коране, туркменская нация имеет ряд традиций и морально-культурных законов, которые влияют на ее семейную, общественную, политическую жизнь народа. Поклонение религиозным канонам на столько распространено в Туркменистане, что оно имеет общенациональный характер. плитка тротуарная Многие традиции, пришедшие в обыденность туркменов с Ислама, воспринимаются как народные. Более того, люди, являющиеся атеистами, проходят обряды и принимают нормы, установленные в обществе под влиянием религии. Так, обряд бракосочетания имеет религиозную основу, но он проводится при регистрации, практически, каждого брака на территории Туркменистан вне зависимости от религиозных предпочтений граждан. Почему так происходит? Дело в том, что под влиянием близких или общественного мнения неверующим людям приходится идти на традиционные обряды. Соответствовать окружению, в котором живешь, для туркменов очень важно.
Туркменское общество - это совокупность малых групп. Безусловно, существуют и большие формальные и неформальные социальные группы, но малые здесь имеют свои особенности, по этому остановимся на них. Туркмены часто объединяются в небольшие коллективы для совершения общего дела. Это может касаться не только работы, но и развлечений, оздоровления, семейных дел, часто к созданию альянсов прибегают для защиты прав определенной группы населения страны и прочее. Интересно, что люди не испытывают стеснения или опаски по отношению к окружающим в таких малых социальных группах. Они отчетливо понимают необходимость быть полезными друг для друга и взаимодействуют для всеобщего и собственного блага. Эта умение контактировать и работать в команде подкреплено такими национальными чертами характера как: дисциплинированность, трудолюбие, честность. Туркмены уважительно и доброжелательно настроены по отношению к своим соотечественникам, но весьма осторожны, а иногда даже и агрессивны, с иностранцами.

Каждый иностранец, пожелавший взять в жены туркменскую девушку, должен внести $50 тыс. в кассу общества "Туркменгосстрах". Соответствующее решение отца всех туркмен Сапармурата Ниязова уже вступило в силу.

Постановление "О государственном калыме" предусматривает, что будущий муж должен прожить в Туркмении не менее года и, таким образом, узнать обычаи и традиции народа, которым обязан следовать. Жениху полагается иметь собственное жилье, а также он обязан предоставить справку из туркменского медучреждения, удостоверяющую, что он абсолютно здоров. "Мы кому попало своих девушек не отдаем" -- так прокомментировали корреспонденту Ъ это положение в аппарате президента.

На Востоке всем известно, что в Туркмении самые красивые девушки и кони. Но если средняя цена ахалтекинцев была определена давно (например, конь, подаренный Борису Ельцину, оценивается в $1,5 млн), то какой "государственный калым" нужно отдать за черноокую, луноликую, тонкую, стремительную, дикую и т. д. туркменскую красавицу, стало ясно только теперь. И $50 тыс. за такое счастье (плюс $1000 на свадьбу: десять баранов по $30 за голову, спальный гарнитур за $300, десять золотых колец для невесты за $100 и примерно $300 на все остальное) -- это совсем недорого. Особенно если учесть, что туркменки славятся и гордостью, и тем, что единственные из восточных женщин никогда не закрывали лица, к тому же они прекрасные наездницы -- по многочисленным историческим данным, смелые воительницы-амазонки жили именно на территории современной Туркмении.

Постановление Туркменбаши "О государственном калыме" принято, конечно, "по многочисленным просьбам трудящихся". Год назад в стране вообще запретили браки с иностранцами. По данным ашхабадских загсов, это ударило по планам более тысячи молодоженов и большая их часть за этот год уехала из страны, чтобы создать семьи за рубежом: в Турции, в странах Персидского залива и в Узбекистане. Между тем прирост населения в Туркмении, где всего 5,5 млн граждан, снизился до 5% в год -- это меньше, чем во всех других странах Азии.

Постановление "О государственном калыме", как считают ашхабадские юристы, имеет только один изъян: в тексте не прописано, вернутся ли деньги мужу в случае развода. Юристы считают, что будет лучше, если эти $50 тыс. направят на воспитание ребенка, оставшегося без отца.

Пятьдесят тысяч за руку и сердце

Жениться на туркменке - дорогое удовольствие

Екатерина Коротаева

Институт семьи и брака Туркмении подвергся серьезному реформированию. Уведомление о новом порядке, которое вчера распространил МИД Туркмении, фактически ставит крест на интернациональных браках. Формально, конечно, браки граждан страны с иностранцами не запрещены. Однако теперь, если иностранец захочет жениться на туркменке, он должен внести 50 тысяч долларов на специальный счет. Эти деньги станут "гарантией обеспечения детей на случай расторжения брака".

Документ был распространен в представительствах иностранных государств. Как сообщается, в дипмиссиях "с пониманием" отнеслись к постановлению. Ведь в Ашхабаде и так уже более года не регистрируют браки с гражданами других государств. После введения нового порядка регистрация возобновится. Если будут желающие...

Любви, конечно, деньги не помеха - но только при условии их наличия. Хотя, возможно, введение такого порядка является формой борьбы за чистоту расы? Кто знает... Между тем, материальный вопрос - далеко не единственная преграда для счастья молодых. Кроме материальной обеспеченности, иностранный претендент на руку и сердце гражданки Туркмении должен к моменту заключения брака прожить на территории страны не менее одного года и "иметь жилую площадь на правах собственности". Также не обойтись без прописки или регистрации в соответствующих органах.

Сами граждане Туркмении по новому закону могут вступать в брак не раньше 18 лет. Обязательно также наличие брачного контракта, в котором оговариваются имущественные права и обязанности супругов, а также их обязательства по содержанию детей в случае расторжения уз Гименея. Остается только надеяться, что подобные нововведения не разобьют сердца влюбленных и не приведут к повальным побегам юношей и девушек из отчего дома.

Туркменистан довольно близко находится с Россией, поэтому часто девушки из России, Украины и других «наших» стран часто знакомятся с туркменами. Если вы относитесь к таким женщинам, то эта статья для вас.

Туркменистан – это страна зеленых лесов, песков, морских пансионатов, славящихся грязевыми ваннами.

Для многих гражданок путешествие в Туркменистан – эта самое настоящее сказочное приключение, во время которого они могут познакомиться с мужчинами из этой страны. Все население этого удивительного государства гордится своими традициями, праздниками и обычаями. Девушка, которая познакомится с человеком из Туркменистана, положительно воспримет их религию и традиции.

Особенности

Здешняя кухня является одной из самых вкусных. Многие граждане других стран приезжают сюда, чтобы отведать местных блюд. Самые популярные яства – это супы с горохом и помидорами, а также плов. Под впечатлением приезжающие остаются и от местных сладостей.

О туркменской кухне можно говорить очень много, но все же лучшее попробовать. Если вы будете общаться с гражданином этой страны, то сможете полностью увидеть ее красоту, попробовать разных блюд, а также познакомиться с обычаями государства.

Здешние люди очень трудолюбивые, а лень и безделье для них – недопустимы. Граждане страны не любят эгоистичных, легкомысленных людей. Мужчины Туркменистана расчетливы, экономны, никогда не выкидывают деньги впустую, своим женам делают дорогие подарки. Всегда помогут супругам советом и делом, найдут положительный выход из любой ситуации, никогда не смогут в отношениях причинить боль. Туркмены очень дорожат семьями, помогают во всех делах, обеспечивают насколько могут. Ради любимых, как правило, мужчины страны готовы на все.

В постели туркмен великолепен, он максимум внимания отдает ощущениям девушки. Во время занятий любовью гражданин этой страны полностью раскрепощается и раскрывается. Туркмен в постели значительно отличается от иных молодых людей.

Семья

В такой стране, как Туркменистан, к семье относятся не так, как во многих странах Азии, когда брак – только соглашение между родителями парня и девушки. Этот союз можно назвать браком по расчету, хотя, как правило, просто происходит договоренность сторон о том, чтобы поженить детей и породнить две уважаемые семьи.

В подобном деле никто не думает о том, что ждет молодых после заключения брака. О появлении чувств можно даже не говорить. Такой брак – это лишь вынужденное существование, супруги просто проживают в одном доме и воспитывают детей.

В этой стране очень трепетно относятся к чувствам молодых людей, которые решили пойти на такой серьезный шаг, как создание семьи. Немного ранее родители самостоятельно решали судьбу детей, подбирая пару для своего чада.

В наше время такое встречается крайне редко, у молодежи сейчас свобода выбора. Они сами могу находить себе человека, с которым бы они смогли прожить долго и счастливо.

Перед тем как решиться на брак, молодые люди слушают советы родителей, которые решают, сможет ли пара жить вместе либо еще рановато задумываться о серьезных семейных отношениях.

Сейчас в Туркменистане браки более продуманные. Теперь люди, перед тем как вступить в брак, стараются сделать материальную базу для благополучной жизни, которая и позволит им создать полноценную семью, быстро поставив ее на ноги.

Эта страна известна всем своими интересными обычаями и традициями, которые сопровождают все торжества и значимые мероприятия в жизни каждого гражданина государства. Здешние свадьбы наполнены разными обрядами, которые нужно соблюдать, дабы молодая семья была благополучна и счастлива.

Свадьбы в этой стране проводятся примерно так, как и в других странах мира. Первое, что происходит, - это сватовство, во время которого родственники будущего мужа отправляются с дарами в дом невесты. Тогда же они просят руки девушки. Для этого действа выбираются самые старшие и уважаемые люди в семье молодого, которые смогут наилучшим образом провести важные переговоры. Когда согласие получено, родители невесты выбирают дату проведения торжества.

Хотя непосредственно до церемонии после сватовства проходит много времени, так как и жених, и невеста устраивают торжества для друзей. Вместе с ними они прощаются с холостяцкой жизнью.

В этой стране невеста приглашает всех подруг. Они приходят на торжество не с пустыми руками, а с угощением. Представительницы прекрасного пола много танцуют, поют, стараются всеми возможными способами веселить невесту, которая в скором времени должна покинуть отцовский дом, где она прожила все детство. В доме жениха веселятся молодые люди.

Сам торжественный день тоже наполнен большим количеством разных обычаев, каждый из которых имеет особенное значение для будущих супругов, для их дома, будущих детей.

До проведения свадьбы родители жениха должны подумать о том, куда сынок приведет молодую жену. Поэтому вопрос жилья тут строго стоит.

В этой стране, как правило, молодые должны сразу же заселиться в отдельное жилье и начать свою жизнь.

Поэтому многие родители не могут разрешить своим сыновьям заключить брак до того момента, пока они не смогут обеспечить для своего чада и его семьи хорошие условия проживания.

Если говорить о родителях невесты, то они должны сделать большой, дорогой подарок для образовавшейся семьи. Это может быть либо сумма денег (большая!), либо ювелирное украшение, либо мебель в новое жилье. Также жених и невеста обязаны друг другу преподнести дорогие подарки. На эти презенты уходит много денег. Родственникам тоже нужно что-то подарить, дабы не обидеть.

Делаем вывод, что свадьба в Туркмении – это значительное мероприятие, на проведение которого требуются немалые финансовые затраты. Отметим, что родители никогда не скупятся на презенты, а также на удобства для детей, которые после смогут счастливо жить.

Тогда времени хватит, чтобы собрать богатое приданое и приготовить деньги для проведения торжества, закупки подарков всем родственникам и, конечно же, молодым.

Основной формой современной туркменской семьи является малая семья, обычно состоящая из супругов и их детей, с которыми иногда живут также родители мужа или один из них. Семья насчитывает в среднем пять-семь человек. Главой семьи обычно бы­вает мужчина, но семьи, во главе которых стоит женщина, не являются исключением и составляют значительный про­цент. Доходы семьи складываются из заработков всех взрослых трудо­способных членов семьи.

Женщина, если в доме нет маленьких детей, обычно работает в колхозе или на производстве; в городах, где сеть дет­ских учреждений развита лучше, чем на селе, работают также и многие женщины, имеющие маленьких детей. Все дети школьного возраста хо­дят в школу.

Малая семья в современной ее форме сложилась в последние два-три десятилетия в результате переустройства хозяйства и быта в Советских республиках. Большую роль сыграли декреты и постановления Советской власти, направленные на ликвидацию неравенства женщин, упорядочение семьи и т. д. После земельно-водной реформы не стало безземельных и малоземельных семей, укрепилась малая семья. На I съезде Советов Турк­менской ССР в феврале 1925 г. было отменено брачное право на воду, по которому владеть наделом поливной земли мог лишь женатый мужчина; по новому закону водой и землей наделялись и все неженатые взрослые сыновья, выделившиеся из семьи отца, а также вдовы.

Наряду с малыми семьями до сих пор в сельских местностях нередко встречаются большие неразделенные семьи, широко бытовавшие в Турк­мении в прошлом и вплоть до начала коллективизации. Такая неразделен­ная семья, насчитывающая 10-20 человек, состоит из семей нескольких братьев или семьи родителей, в которой, кроме маленьких детей, живут один или несколько женатых, но не выделившихся сыновей со своими детьми. Живут все обычно в одном доме, каждая малая семья чаще всего занимает отдельное помещение. В тех районах, где наряду с домами еще сохраняется юрта, родители или старший брат с семьей обычно живут в юрте, поставленной около дома. В юго-западных районах, где юрта до недавнего времени сохранялась как основной вид жилья, члены неразде­ленной семьи жили в двух-трех юртах, стоящих рядом. В прошлом чле­ны такой семьи часто жили все в одной юрте, отгораживая часть ее зана­веской для молодоженов; две-три юрты имели лишь богатые семьи. Приз­наком неразделенной семьи является общий котел: все запасы находятся в общем владении, основные доходы ее членов также поступают в общую казну. Во главе семьи стоит мужчина, иногда и женщина, обычно стар­шие по возрасту. Но и в больших неразделенных семьях произошли ко­ренные изменения, стала проявляться значительная экономическая само­стоятельность ее членов, исчезла прежняя беспрекословная патриархаль­ная власть главы семьи.

Родоплеменное деление и племенные связи , прочно сохранявшиеся в хозяйственном и семейном быту туркмен до 30-х годов XX в., в сельских местностях имеют некоторое значение в их жизни и в настоящее время. Они проявляются в довольно тесных связях между родственными семьями, в их взаимной помощи в различных хозяйственных делах и семейных со­бытиях.

При единоличном хозяйстве, когда на семье лежало значительно боль­ше хозяйственных обязанностей, между отдельными родственными семь­ями существовала своего рода кооперация: одна семья, обычно отца или старшего брата, занималась скотоводством, другая - земледелием, затем семьи обменивались продуктами своего хозяйства. В больших семейных общинах подобное разделение труда происходило между отдельными ма­лыми семьями.

Колхозный строй сделал излишним такого рода кооперацию.

В большей степени пережитки родоплеменных связей продолжают сохраняться в идеологической жизни туркмен. Празднование всякого ро­да семейных торжеств и советских праздников часто организуют совмест­но: в случаях отправки сына или дочери на учебу, при организации свадь­бы семья находит помощь у своих родственников и сородичей. До сих пор еще довольно часто при решении какого-нибудь важного вопроса об­ращаются за советом к старшему родственнику.

Патриархально-родовые пережитки, еще частично сохранившиеся в семье, мешают установлению подлинного равноправия и независимости женщины.

Патриархальные традиции в туркменской семье еще в первой четвер­ти XX в. сохранялись в полной неприкосновенности. Власть главы семьи была неограниченной, она выражалась не только в том, что глава семьи распоряжался всем имуществом семьи и судьбою каждого из ее членов, но сказывалась и на поведении членов семьи. В присутствии главы семьи даже представители мужской части семьи не могли громко разговаривать и смеяться, к нему нельзя было обращаться с вопросами. Глава семьи сам распределял работу между ее членами; старшая женщина, обычно его жена, была полной хозяйкой над всей женской половиной семьи. Осо­бенно тяжелым в семье было положение невестки; она не имела никаких прав, хотя обязанности ее были многочисленны. Сразу же после выхода замуж молодая женщина оказывалась под действием многих запретов по отношению к старшим родственникам мужа, независимо от их пола и возраста. Женщина обязана была закрывать себе рот концом головного платка (яшмак), а в молодые годы, кроме того, скрывать свое лицо и фигуру большой шалью. У йомутов было принято, чтобы молодая женщина закрывалась дома в присутствии старших родственников мужа, особенно свекра и свекрови.

Говорить в присутствии старших членов семьи молодая могла только сдавленным шепотом. Она вообще не имела права обращаться непосред­ственно к родственникам мужа - мужчинам и разговаривала с ними в случае необходимости через мальчика или подростка. В песнях лэле посвященных женской доле, девушка, выдаваемая замуж, сравнивается с камнем, брошенным в глубокий колодец, с цветком, побитым морозом. Особенно тяжелым было положение бедной девушки, бесприданницы, ко­торую мог за выкуп (калым) взять всякий и которая не могла рассчиты­вать на защиту и поддержку своих родных. Со временем положение мо­лодой женщины улучшалось; став старшей в семье по возрасту - кейваны, она считалась уже госпожой над своими невестками и младшими женами своего мужа.

Легче было положение женщины в малой семье, где над ней старшим был только ее муж. Однако власть мужа и здесь была велика, о чем крас­норечиво свидетельствует пословица, имевшая хождение у прибрежных туркмен: эри аялынъщ кичи тац рысыдыр (муж для своей жены младший бог, т. е. второй после бога).

Муж мог развестись с женой, не спрашивая ее согласия, женщина же имела право требовать развода лишь в немногих случаях. Даже если муж был захвачен в плен, пропал или скрывался, избегая кровной мести, что особенно часто случалось до присоединения к России, жена обязана была дожидаться его и не могла выходить замуж за другого.

Хозяйственные обязанности женщины были многочисленны, но они ограничивались лишь работой по дому и домашним хозяйством: уход за детьми, приготовление пищи, ткачество, обработка шерсти и войлока, шитье, уход за домашним скотом, сбор топлива. Отлучаться из дома на большие расстояния женщине одной не разрешалось. На базар женщина выезжала только в сопровождении мужа; если ей нужно было навестить родных, живших далеко, ее обычно сопровождала какая-нибудь родствен­ница старуха. В полевых работах женщина почти не участвовала. Жен­щина была экономически бесправной, так как все средства находились в распоряжении главы семьи. Ее экономическая зависимость была скреп­лена юридически: по адату женщина не могла быть наследницей имущест­ва ни после мужа, ни тем более после отца. Бесправное положение жен­щины в туркменском обществе обнаруживалось особенно четко, если уми­рал ее муж. Вдову старались выдать замуж снова, причем интересы ее родственников и родственников ее мужа не совпадали: первые хотели выдать ее за постороннего семье человека, чтобы снова получить калым, родственники мужа старались удержать вдову в семье и выдать ее за млад­шего родного или двоюродного брата мужа (левират), который иногда был значительно моложе ее. Женщина, имеющая маленьких детей, со­глашалась обычно на такой неравный брак, чтобы не разлучаться с детьми, гак как в случае ухода из семьи покойного мужа она навсегда лишалась детей, которые оставались у родных отца. По договоренности с опеку­нами женщина могла откупиться от насильственного брака, но в таких случаях была обязана оставаться вдовой навсегда.

Несколько иным было положение старшей женщины: с ней считались, ее советов слушались не только дети, но и другие родственники; нередки были случаи, когда после смерти мужа она оставалась фактической главой семьи. Внешне сыновья были совершенно самостоя­тельны в своих действиях, но советы и указания матери играли очень большую роль.

С первых лет существо­вания Советской власти на­чалась борьба за раскрепо­щение женщины. Декреты Советской власти об отмене калыма и повышении брачно­го возраста, об упорядочении книг актов гражданского со­стояния и введении граж­данского брака ликвидиро­вали неравноправие женщи­ны. Кроме того, этими декре­тами было положено начало борьбы за фактическое рас­крепощение женщины. II сес­сия ЦИК Туркменской ССР (1927 г.) подтвердила ранее изданные постановления об отмене калыма и других пат­риархально-родовых обыча­ев. Однако эти обычаи в семье и семейной жизни, господствовавшие в течение многих веков, изживались очень медленно. Ломка их вызывала сопротивление культурно отсталых людей старшего поколения, в том числе и женщин, которых

поддерживали в заблуждении муллы и баи. В борьбе с этими пережитка­ми погибло немало передовых женщин-общественниц.

На основе постановления Совнаркома РСФСР «О привлечении рабо­чих и крестьянок к работе в советских учреждениях» (1921 г.) в Туркме­нии развернулась работа по организации женских производственных кружков, артелей, мастерских. Женщины, вступившие в ковровые, шел­коткацкие и другие артели, становились экономически самостоятельными. В этот же период в городах Туркмении были созданы рабфаки с интер­натами, куда поступали на учебу юноши и девушки, что приучало юно­шей к товарищескому отношению с девушками, учившимися с ними; это было также большим достижением в деле установления равноправия женщин. Прежде девочка с девяти лет считалась невестой и ей не разре­шалось быть вместе с юношами.

Очень долгое время, в некоторых районах Туркмении почти до Вели­кой Отечественной войны, женщины не участвовали в коллективных сель­скохозяйственных работах. Главную роль в этом играл укоренившийся порядок, запрещающий женщине появляться там, где есть посторонние мужчины. Культурно-просветительная работа в колхозах, повышение культурного уровня туркменских женщин привели к постепенному пре­одолению этого пережитка.

Большие сдвиги в сознании произошли в период Великой Отечест­венной войны, когда женщины вышли на полевые работы в колхозах, заменив ушедших на фронт мужей.

Теперь в Туркмении, как и везде в Советском Союзе, женщины стали активными участницами социалистического строительства: 7 тыс. турк­менок работает на промышленных предприятиях страны. В колхозах женщины стали большой силой; в Туркменской ССР 50 колхозниц (1961 г.) имеют звание Героя Социалистического Труда, сотни колхозниц награждены орденами и медалями.

Колхозная звеньевая Айнабат Бегенчева прославилась в годы Вели­кой Отечественной войны сбором исключительно высоких урожаев хлоп­ка. Она же явилась инициатором создания пришкольных хлопковых уча­стков, на которых стали обучаться и воспитываться будущие мастера высоких урожаев. За трудовые успехи Айнабат Бегенчева удостоена вы­сокого звания Героя Социалистического Труда. В настоящее время она ра­ботает председателем колхоза им. Ленина Каахкинского района. Многие другие женщины также работают председателями колхозов, заместителя­ми их. Много женщин - председателей сельских Советов, бригадиров, заведующих животноводческими фермами и т. п.

Среди туркменок большое число учителей, агрономов, врачей и немало представительниц других специальностей. 15 туркменок (1961 г.) имеют звание кандидатов наук. Научной общественности хорошо известно имя кандидата филологических наук, члена-корреспондента Академии наук Туркменской ССР 3. Б. Мухаммедовой, которая ведет большую научно-исследовательскую и педагогическую работу, сочетая ее с обще­ственной деятельностью и воспитанием детей. Кандидат медицинских наук Сачли Дурсунова, мать которой была убита за то, что не хотела быть рабыней бая, работает в Ашхабадском научно-исследовательском институте эпидемиологии и гигиены. За подвиги на фронтах Отечествен­ной войны она награждена орденами и медалями. Женщины принимают активное участие в развитии литературы и искусства республики, Вы­сокое звание народных артистов СССР имеют туркменки Майя Кулиева и Сона Мурадова. Аннагуль Аннакулиева, Сурай Мурадова и другие удо­стоены звания народных артисток Туркменской ССР.