Стиль жизни

Среди других играющих детей она напоминает. «Некрасивая девочка» Н. Заболоцкий. Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Среди других играющих детей она напоминает. «Некрасивая девочка» Н. Заболоцкий. Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?
Из стихотворения «Некрасивая девочка» (1955) советского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958):
И пусть ее черты нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, -
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?" в других словарях:

    Из стихотворения «Некрасивая девочка» (1955) советского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого (1903 1958): И пусть ее черты нехороши И нечем ей прельстить воображенье, Младенческая грация души Уже сквозит в любом ее движенье. А если так, то что… … Словарь крылатых слов и выражений

    КРАСОТА Русская философия: словарь

    Красота - одно из центральный понятий рус. философской и эстетической мысли. Слово К. происходит от праславянского краса. Прилагательное красный в праславянском и древнерус. языках имело значение красивый, прекрасный, светлый (отсюда, напр., Красная… … Русская Философия. Энциклопедия

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?

Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?

Из стихотворения «Некрасивая девочка» (1955) советского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958):

И пусть ее черты нехороши

И нечем ей прельстить воображенье, -

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье.

А если так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Из книги Да-цзе-шу [Искусство пресечения боя] автора Сенчуков Юрий Юрьевич

ПЯТАЯ СТИХИЯ - «ПУСТОТА» Вся система боя держится на четырех стихиях: земля, вода и ветер - они окружают нас со всех сторон и в нашей повседневной жизни, но можно говорить и о существовании пятой стихии - пустоты, без нее в нашем мире не найдется места всем четырем. Даосы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЕН) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Ковш (сосуд) Ковш, сосуд для питья и разлива браги, кваса и мёда, широко распространённый на Руси с древности вплоть до середины 19 в. Имеет округлую ладьевидную форму с одной высоко приподнятой ручкой или двумя - в виде головы и хвоста птицы. К. делались из дерева (для

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧА) автора БСЭ

Хум (глиняный сосуд) Хум, большой (высотой до 1,5 м) глиняный сосуд, суживающийся книзу, с горлом (или без него) для хранения воды и продовольственных запасов. Широко распространён в быту населения Средней Азии с 1-й половины 1-го тыс. до н. э. В верхней части Х. обычно

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 1 автора Мезенцев Владимир Андреевич

Антонов есть огонь, но нет того закону, / Чтобы огонь всегда принадлежал Антону Из басни «Помещик и трава» Козьмы Пруткова.Иносказательно: далеко не все, что хочется, можно

Из книги Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям автора Голуб Л. Ю.

Мир, в котором мы живем Самое главное - научить людей мыслить. Б. Брехт Необозримы границы мира, в котором мы живем, необозримо его разнообразие. Вечный в своем развитии, он является неистощимым источником познания. Бесконечный в своих проявлениях, он ставит перед разумом

Из книги Медицинские запоминалки автора Климов Алексей Григорьевич

Из книги Простые вопросы. Книга, похожая на энциклопедию автора Антонец Владимир Александрович

vas, vasis m – сосуд Примерное произношение: вас.Z: Случай в гастрономе: Мне уже в который раз Продают прокисший кВАС. Вы его залили в ВАС, Лучше б квас залили в

Из книги автора

Что такое пустота? С бытовой точки зрения проблемы в определении пустоты нет. Мы всегда с легкостью видим, пусто ли помещение, пуста ли посуда. Пустое место - это где ничего нет. Мало того, его нередко понимали как место, где нет ничего важного, существенного. Например,

Н. А. Заболоцкий "Некрасивая девочка"

Стихотворение было создано Н. Заболоцким в 1955 году. Условно мы можем выделить в нем описательную часть и рассуждение. Вначале мы, вместе с лирическим героем наблюдаем происходящую во дворе бытовую сцену. Два мальчика на новых велосипедах катаются по двору, забыв про свою некрасивую сверстницу, которая всюду бегает за ними. Описание внешности девочки приведено довольно подробно: растрепанные волосы, длинный рот, кривые зубы, острые и некрасивые черты лица. Автор сравнивает ее с лягушонком. Даже прелесть детства ничуть не сглаживает эти черты, а в юности она будет совсем не привлекательна («нечем прельстить воображение»). Лирический герой предчувствует те неприятности, те слезы и горечь разочарований, которые ожидают девочку в будущем. В ней может развиться неуверенность, и она навсегда так и останется лишь серой тенью среди своих красивых подруг. Но на фоне ничем не складного описания внешности особенно ярко выделяется красота ее души. Она распахнута для радости существования. В ней отсутствуют чувства зависти и мести, она способна разделять чужую радость, испытывать ее как свою собственную: «Чужая радость так же, как своя томит ее и вон из сердца рвется…». Героиня так невинна перед этим миром, открытым для познания всего прекрасного, в ней «ликует и смеется» жизнь. Она готова узнавать его снова и снова, видеть что-то новое. Она такая живая среди других, настоящая. Несмотря на то, что отсутствие внешней красоты обрекает девочку на одиночество, лирический герой верит в то, что ее внутренняя скрытая сила справится со всеми будущими разочарованиями и не пропадает в ней несмотря ни на что: «Мне верить хочется, что чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень!» Эта картина во дворе приводит лирического героя к раздумьям о том, что же такое красота на самом деле, в каком виде она присутствует в людях. Он пытается разобраться, почему мы пренебрегаем этой самой «грацией души» и боготворим идеальную внешность. Вопрос, которым оканчивается стихотворение – риторический, в нем заключен и ответ. Для лирического героя красота это не только наружная оболочка. Ее нужно не только созерцать, но и осмысливать ее истинность. Настоящая красота это тот огонек, который освещает нашу душу и греет своим теплом.

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Читает А.Мартынов

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого

Тема различий внешней и внутренней красоты поднимается в произведениях поэтов разного времени, и возможно, будет звучать еще долгое время. В своем стихотворении «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий описывает внешность главной героини без использования метафор и гипербол – он пишет то, что видит: «черты лица остры и некрасивы», «рот длинен, зубки кривы». Это простая маленькая девочка в дырявой рубашке, отличающаяся от своих сверстников внешностью, которую обыватель назвал бы дурной, некрасивой и отталкивающей.

Но в противовес внешней «некрасивости», автор произведения тонко подмечает ее характер, ее внутреннюю красоту, тот самый огонь, который горит внутри сосуда и тот, что есть истинная красота. Заболоцкий отмечает, что чужая радость для девочки точно так же, как и своя, она еще не делит, как взрослые, на свое и чужое все то, что ее окружает. Она чиста в своей детской наивности, и своим произведением автор как будто просит читателя все-таки обращать внимание именно на красоту внутри, а не то, что снаружи.

Размышляя о том, что же ждет девочку в будущем, автор с горечью подмечает, что со временем, подрастая, бедный ребенок поймет, что среди своих сверстниц она всего лишь «бедная дурнушка», над которой будут подшучивать или же дружить из жалости. Выделяется то, что большее внимание отводят внешности, а не душе и сердцу, что в современном даже автору мире то, что снаружи ценится гораздо больше, чем то, что внутри. И все же поэт надеется, что даже чужие насмешки не осквернит чистую душу, а грязный мир не заполнит сердце пороками и завистью. Он рассуждает на тему того, что же все-таки есть красота – пустой сосуд, или огонь, мерцающий в сосуде.

Портрет ребенка создается Заболоцким не с помощью метафорических описаний, автор прибегает к четким эпитетам: «худая рубашонка», «колечки кудрей» и т.д. Однако, размышляя на тему чувств, а затем и будущего некрасивой девочки, начинают появляться и метафоры– «охваченная счастьем бытия», «…радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется», «младенческая грация души».

Стихотворение можно отнести к жанру элегии, поскольку его автор рассуждает об одном из вечных философских вопросов – что есть истинная красота. Преобладающий настрой произведения – грустный. Размер стихотворения – пятистопный ямб. Представлены разные типы рифмы – параллельная, кольцевая, перекрестная. Встречается и женская, и мужская рифмы.