Астрология

Статус социальной психологии. Социально психологический статус. Виды проявления в межличностных отношениях агрессия поведение подросток ровесник

Статус социальной психологии. Социально психологический статус. Виды проявления в межличностных отношениях агрессия поведение подросток ровесник

***
«Список психологических эквивалентов болезней». Любопытно.

***
Блоги - один из способов психологического воздействия на подсознание людей, или одного конкретного человека.

***
Любовь-психологический эксперимент!
Никогда не знаешь, чем он закончится!

***
Как минимум однажды, наша собственная или чужая стигма, обязательно лишит нас чего-то светлого, радостного в жизни. Да ещё и так, что сами мы об этом не догадаемся.

***
Козлиная сущность у людей прячется от глаз, но рано или поздно они встают на задние лапы с возгласом «Беее!» и их сущность показывает себя во всём неприглядном виде…
Пощады близоруким не ждите!

***
Психологический тест. Отвечайте быстро на вопросы. 1. Какого цвета дома у вас холодильник? 2. Что пьёт корова? Молоко! А может воду?

***
Смерть не под властна логике и справедливости она приходит внезапно и своевременно.

***
Любовь, счастье, праведность, истина, это все что люди надумали чтоб оправдать свое жалкое существование.

***
Словесный понос, как средство от ментального застоя…

***
Любовь убивают границы. Границы, которые ты ставишь, чтобы удержать ее. Это твои условия, требования и упреки, правила и расписания. Ты связываешь ими того, кого любишь, а потом удивляешься, почему из твоей жизни исчезло чудо.

***
Когда отношения заканчиваются плохо, то со временем убеждаем себя, что не было настоящих чувств.
Психологи объясняют это, как защитную реакцию-ну не могли же мы любить плохого - само реабилитационного.)

***
Двойное повторение вопроса свидетельствует либо о депрессивной заторможенности, либо о маниакальной подозрительности))))

***
Для многих назвать другого идиотом - единственный способ почувствовать себя умным. И это печально…

***
Бойтесь своих страхов! Среди них есть очень заразные и опасные! Они подчиняют себе и причиняют много вреда!

***
В согласии с собой живёт Честный, в терпимости к миру и в согласии с собой живёт Верующий в Бога.
Вечно мятежный и сомневающийся тот, в ком правды НЕТ…

***
Девушка я не знаю что хочу, но вы меня затерроризировали.

***
Мы ищем простые пути, а есть среди них те, что никуда не ведут… Они ведут в ТУПИК…

***
Иметь воображаемого друга - не страшно. Страшно - воображать, что тебя окружают враги.

***
Когда ваши сердце и разум полны любви, для вас начинается жизнь, о которой вы всегда мечтали.

***
Я простой обыкновенный прохожий в толпе, только почему-то я вижу то что другой не замечает, я чувствую то, что не все чувствуют… Я смеюсь когда хочется плакать…

***
Есть только один способ заставить человека сделать что-то (разумеется, не под дулом пистолета). Это сделать так, чтобы человек САМ захотел это сделать. Добровольно.

***
Если вы скажете мне, каким образом добиваетесь собственной значительности, я скажу вам, кто вы такой!:)

***
Запустив мысль слишком глубоко в себя мы сильно рискуем потерять её корень.
А вдруг нам потребуется её удалить? Но корень потерян и вошёл прямо в сердце…

***
Когда нас бьют без причины, мы должны отвечать ударом на удар- я уверена в этом, и притом с такой силой, чтобы навсегда отучить людей бить нас.

***
Если открыть свое сердце человеку, его сердце автоматически откроется твоему, потому что подобное притягивается к подобному

***
Детей нет - есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств.

***
Шаг может быть медленным и небольшим, но выполнен вперед и уверенно. Постепенно, медленный и небольшой шаг сменяется на широкий и быстрый.

***
Сколько людей - столько и психов)

***
В борьбе добра со злом побеждает наблюдатель.

***
Иногда шаг назад может значить лишь то, что человек просто разгоняется:)

***
Сейчас столько пишут о визуализации и нейролингвистическом программировании, решила попробовать. Трижды писала мужу в список покупок пункт «Шуба», трижды приносил салат с селедкой…

***
В человеческом подобии сложно почувствовать и разглядеть Дьявола!

***
Если тебе задают вопрос, на который тебе не хочется отвечать, улыбнись и спроси - Почему ты хочешь это узнать?

***
Нерешительный - лёгкая добыча для человека Манипулятора.
Достаточно подсадить в его голову парочку сомнений и он уже попался в ловко расставленные сети!

***
В основе всех наших поступков лежат два мотива: желание стать великим и с*ксуальное влечение.

***
«…базовый закон психологической помощи: для человека важно не то, что с ним происходит, а то, как он к этому относится».

***
«Перфекционизм - причина всех неврозов!»

***
В психологии есть такой принцип: чем больше ожиданий по поводу какого-то события, тем выше вероятность сокрушительного разочарования. Больше ждешь – меньше получаешь, меньше ждешь – больше получаешь. Принцип железобетонный, никаких исключений.

***
Интроверт:человек, который лезет только в свои дела))))
Психология - это выражение словами того, чего нельзя ими выразить.

***
Многие не могут выйти из себя, потому что не в себе.))

***
Психологически изнасилована, морально - устойчива.

***
Пусть этот день будет таким… каким вы пожелаете. Просто думайте о том, чего вы хотите… а не о том, чего вы не хотите.

***
Как все же меняется наша психология с годами… В детстве мы рассказываем небылицы о нашей жизни, что бы нас уважали сверстники… А, став взрослыми, мы начинаем скрывать многое из происходящего, что бы не потерять это самое уважение …;)

***
Ответ партнёра запрограммирован в вашем вопросе.
Если ответ вас нее устраивает, значит, вы неправильно задали вопрос.

***
Адекватно оценить можно лишь того, с кем ты расстался.

***
Когда «Я» человека благополучно, когда у него хорошая энергетика и хорошая голова-у него всё хорошо и смысл жизни ему не нужен. Смысл жизни, как психотерапевтический костыль, нужен тем, у кого нет ориентира и не хватает энергетики-кому нужна подпитка извне.

***
«Нет ни плохого, ни хорошего, только мысль делает вещи такими, какими они нам кажутся».-

***
Человеческие души обнаженными не бывают. Они хорошо укутаны хитростью, ложью, и притворством. А жаль! Так иной раз хочется увидеть чью-то душу голенькой.

***
Манипуляция человеческими Душами, самая аморальная часть психологии жизни…

***
Муж - почти всегда лишь заменитель любимого мужчины, а не сам этот мужчина.

***
Курение это психологическая потребность заполнить пустоту в себе… хотя бы дымом…

***
Упавший духом гибнет раньше срока

***
Женщина - один из самых страшных видов психологического насилия…

***
В психологии есть такой принцип: чем больше ожиданий по поводу какого-то события, тем выше вероятность сокрушительного разочарования. Больше ждешь - меньше получаешь, меньше ждешь - больше получаешь.

***
Учитесь светиться - и на ваш свет сбегутся хорошие люди.

***
Причиной барских замашек всегда является рабская психология)))

***
Люди с рабской психологией считают свои кандалы гарантией стабильности…

***
Будьте добры к недобрым людям - они нуждаются в этом больше всего…

***
Подруга - это профессиональная служба новостей, алко магазин и центр психологической реабилитации.

Психологические статусы

Статус как элемент самоопределения социальной психологии. По мере завершения процесса становления социальной психологии все более актуальными становились вопросы ее внутреннего самоопределения. Последние были связаны не только с уяснением и уточнением самого предмета исследования и пониманием данной науки как целостной и вместе с тем достаточно дифференцированной системы научного знания, но также и с определением ее статуса.

Значимость достаточно четкого представления о статусе социальной психологии диктуется, во-первых, необходимостью разобраться во всем многообразии тех связей, которые соединяли эту науку с системой других дисциплин о человеке; во-вторых, неизбежностью сопоставления тех принципиальных подходов, которые были привнесены сюда из давших ей жизнь наук с точки зрения их приоритета в социальной психологии; в-третьих, по мере развития, а соответственно и изменения положения социальной психологии в ряду смежных наук, нуждается в пересмотре и внутренняя самооценка этой дисциплины, которая от потребительской роли аккумулятора, получающего подзарядку, переходит к новой роли энергетического источника для творческой стимуляции других; наконец, в-четвертых, определение статуса необходимо для прогнозирования дальнейших перспектив ее взаимоотношений с другими науками о человеке.

Понятие и составляющие статуса. Под статусом социальной психологии есть основание понимать характеристику ее положения в ряду других наук о человеке. Последнее, в свою очередь, может анализироваться с различных точек зрения, а именно:
- с точки зрения определения характера ее связи, соприкосновения, а соответственно и границ с другими науками о человеке по предмету и области исследования;
- с точки зрения распределения ролей во взаимодействии с другими дисциплинами (потребителя, аккумулятора, накопителя или донора, генератора);
- с точки зрения определения того, опирается ли эта наука на методологию других дисциплин или сама является методологической основой для них;
- является ли она, с точки зрения "генеалогии", лишь продуктом, дочерним образованием каких-то наук или сама способна продуцировать новые дисциплины;
- является ли она, с точки зрения степени автономии и самодостаточности, всего лишь частью каких-то наук, например социологии или психологии, или имеет свой самостоятельный предмет исследования, не принадлежащий никому, кроме социальной психологии.

Пограничный статус социальной психологии. Наибольший интерес у зарубежных и отечественных исследователей в последние годы вызывает соотнесение предмета и области социальной психологии с другими, пограничными с ней дисциплинами или, иными словами, ее пограничный статус .

Вопрос этот не новый. Еще в 20-е годы, а затем на старте возрождения отечественной социальной психологии в конце 50 - начале 60-х годов выявились следующие подходы:
- социальная психология возникает на границе между психологией и социологией, а поэтому не является самостоятельной наукой, а всего лишь суммой отторгнутых у одной из них или обеих сразу областей знания;
- социальная психология хотя и возникла на пересечении всех наук о человеке, но имеет полное право на самоопределение и свой специфический предмет исследования, который не дублирует ни предмет общей психологии, ни социологии, ни тем более других дисциплин.

По поводу этих двух принципиально различных позиций можно и сейчас предлагать различные варианты вопросов такого типа.
1. Является ли социальная психология только частью психологии?
2. Является ли она частью социологии?
3. Может быть, она включает в себя часть одной науки и часть другой?
4. Может, она вообще автономна и имеет свой, отличный от других, предмет исследования?

Ответы на эти вопросы, как и раньше, допускают одновременное существование различных вариантов.

Социальная психология, берущая свое начало из общей психологии, может существовать и продолжать развиваться там же. И тогда ее можно квалифицировать как психологическую или эмпирическую социальную психологию или как психологическое или эмпирическое направление в социальной психологии.

Но с таким же успехом и даже с большим основанием можно говорить и, наоборот, о превращении общей психологии по преимуществу в социальную, а соответственно этому и о развитии социально-психологического направления в общей психологии. Конкретных оснований для обеих тенденций сейчас более чем достаточно.

Аналогичным образом обстоит дело и со статусом социальной психологии в соотношении с социологией. Социальная психология здесь может находиться на положении части социологии, как ее психологическое направление; равно как и наоборот социология может рассматриваться в качестве прикладной социальной психологии, и тогда более уместно говорить о социологическом направлении в социальной психологии.

Но, как уже отмечалось выше, социальная психология может иметь и смешанный статус (гибрид социологической психологии и психологической социологии на паритетных началах). Такой же гибрид может возникнуть и на преимущественно психологической почве.

Статус социальной психологии как самостоятельной науки и его модификации. Однако и эти варианты не отменяют тот, который можно квалифицировать как статус самостоятельной -науки, имеющей свой собственный предмет исследования. Вместе с тем и здесь возможны различные направления. Если учесть то обстоятельство, что наиболее глубокими и древними корнями социальная психология уходит в область философии, то в итоге можно назвать три основных (из большего числа возможных) направления этой науки в данном статусе:
- философское, преимущественно теоретическое;
- психологическое, преимущественно экспериментально-эмпирическое;
- социологическое, преимущественно эмпирически-прикладное.

Таким образом, уже на основе названных выше критериев как предметной, так и межпредметной дифференциации можно говорить о достаточно большом количестве вариантов пограничного статуса социальной психологии (не менее 10).

Но при этом следует учесть то, что не меньшие права на статус самостоятельного социально-психологического направления имеют и все другие науки о человеке, в лоне которых когда-то зародилась, да и сейчас продолжает развиваться социальная психология.

Это - языкознание, этнология, правоведение, история, педагогика, психиатрия, политология и т. д. Следовательно, число возможных и вполне реальных статусных характеристик этой науки еще более велико.

Тенденции изменения статуса социальной психологии. Нельзя не учитывать еще и то, что статус социальной психологии как междисциплинарной науки не оставался и не остается неизменным.

Известно, что завершающая стадия в процессе становления социально-психологического знания, связанная с переходом от течения мысли к системе научных знаний, проходила на пересечении многих, если не всех гуманитарных научных дисциплин, нацеленных на изучение человека.

Поэтому о пограничном статусе социальной психологии можно говорить применительно как к тем дисциплинам, на пересечении которых она возникла, так и к тем, которые созрели в дальнейшем в ее недрах, а в настоящее время либо отпочковываются, либо уже отделились от нее.

В таком случае, на наш взгляд, есть основание говорить в этой связи о трех основных стадиях изменения статуса социальной психологии в период ее оформления в качестве науки, начиная от фазы самоопределения как течения мысли во второй половине XIX века.

Первой стадией можно считать статус этой дисциплины в качестве течения мысли, когда нет еще четкого определения предмета и социальная психология не является самостоятельной и сложившейся системой научного знания. Здесь имеет место непосредственная связь социально-психологической проблематики со сферой и проблемами породивших ее дисциплин - философии, языкознания, психологии, социологии, этнографии, юриспруденции, истории, политологии и т. д.

Вторая стадия связана с оформлением статуса социальной психологии в качестве самостоятельной и сложившейся системы научного знания. Ее характерные черты: определение собственного предмета; появление "буферной зоны", в рамках которой формируется область прикладной социальной психологии. Она еще не выделилась в совокупность самостоятельных дисциплин и не отделилась от теоретического ядра исследования собственной сферы специфических социально-психологических явлений. Доминирует движение информации от периферии к центру.

Третья стадия связана с процессом отпочкования прикладных разделов социальной психологии от общей социально-психологической теории. При этом наиболее рельефным становится видение собственного предмета социальной психологии. "Буферная зона", включающая в себя прикладные сферы социальной психологии, теперь представлена самоопределяющимися научными дисциплинами - политическая психология, этническая психология, историческая психология и т. д. и выходит за границу социальной психологии. Теперь доминирует тенденция движения информации из центра на периферию.

Социальная психология на этой стадии начинает выполнять функции общей теории, методологической основы человекознания и мировоззренческой дисциплины наряду с философией и социологией. От дифференцированных ранее прикладных разделов ей остается лишь раздел практической социальной психологии, ориентированной на экспериментально-эмпирическую апробацию и обеспечение развития общей социально-психологической теории.

Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века ученые придали ему новое звучание. Статус - социальное положение человека в обществе. Социальное положение - обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

Хотя статус чуть ли не самое распространенное понятие в социологии, единой трактовки его природы в этой науке не достигнуто. Ф.Бейтс пишет, что статус принято понимать как обозначение ранга, места в социальной структуре, связанное с определенным набором норм .

М. Вебер рассматривал социальный статус в значении престижа и связывал его с высоким положением индивида в обществе .

Классическую формулировку в 30-е годы предложил американский антрополог и социолог Ральф Линтон. Он четко отделил статус от роли, говоря при этом, что статус человека занимает как некую ячейку, а роль человеку необходимо играть. Следовательно, статус - это позиция в социальной структуре, а за ролью стоят определенное мышление и поступки. Если статус указывает на место человека в обществе или группе, то роль - на способ или модель поведения .

Рассмотрим проявления в межличностных отношений в социальном статусе подростков.

А.Газел, американский психолог писал:

13 лет - подросток. Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе.

14 лет - подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенный в себе, проявляет интерес к другим людям, обсуждает и сравнивает себя с другими, с героями.

15 лет - подросток. «Приобретаются» индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания, ранимость, восприимчивость к вредным влияниям .

Психологические особенности этого возраста: появление сексуальных влечений, формирование самосознания своего «я», избирательность в учении, возникает чувство «взрослости», происходит отношение себя с идеалом, возрастает объем памяти, умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах, самоутверждение своей независимости, оригинальности.

У них складываются две системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая со сверстниками. Отношения со сверстниками равноправные, а другие - неравноправные. Подросток начинает больше времени проводить со сверстниками. Отношения в группе сверстников становятся устойчивыми и начинают подчиняться более строгим правилам.

Встречаются три разные вида взаимоотношений, которые отличаются друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние, эпизодические, деловые контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивающих личность. Если в младшем подростковом возрасте - товарищеские отношения, то в старшем подростковом они становятся дружескими (позволяют решать вопросы эмоционально-личного характера). Общение занимает много времени и не менее важно, чем остальные дела. У них появляется стремление жить групповой жизнью. Неблагополучные взаимоотношения переживаются тяжело. Чтобы привлечь внимание товарищей они делают все возможное; иногда нарушают социальные нормы, конфликтуют с родителями. Товарищеские взаимоотношения базируются на «кодексе товарищества» - это уважение личного достоинства другого человека, верность, равенство, человечность, порядочность, готовность прийти на помощь. Осуждается эгоистичность, жадность, нарушение слова, измена - такое поведение вызывает ответные реакции. Личное внимание со стороны лидера очень ценно. Подростки сближаются, если есть сходства в интересах. Иногда желание дружить с товарищем - причина интереса к делу. Интерес к противоположному полу, стремление нравиться - отсюда внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Отношения становятся более романтическими (пишут записки, назначают свидания, ходят в кино), занимаются самовоспитанием. . Становятся менее раздражительными, адекватная самооценка, а порой завышенная. Однако многие трудности все еще не понимают, не верят им. Если родители правильно понимают сущность явлений этого возраста, разумно реагируют на поведение, то никаких особых конфликтов не возникает и этот период происходит благополучно и безболезненно. Главное осознание своей индивидуальности.

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии - известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристика которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Каждый участник группы оценивает других, так постепенно складывается цепочка предпочтений и отчуждений. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде численных величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы . Это количество выборов (предпочтений) которое получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Положительный социометрический статус характеризует лидерскую позицию члена группы. Лидеры - это люди или социальные роли, способные оказывать большее чем другие влияние на коллектив. Как правило они занимают центральное место в коммуникационной структуре группы, и проявляемые ими инициативы более эффективны, чем инициативы других членов группы, то есть они намечают план действий, направляют их и руководят членами своей группы, которые следуют по намеченному ими пути и выполняют их рекомендации. Им принадлежит самая важная роль в выборе направления движения группы, в сохранении ее традиций и обычаев, и они вселяют в других членов группы уверенность в достижении стоящих перед ними целей. Функциями лидеров являются функция специалиста в конкретной области (эксперта), длительно инициирующего структуру соответственно стоящей перед ней задаче и функция специалиста в области межличностных отношений, который регулирует психологический микроклимат в группе. Негативный социометрический статус характеризует дезорганизующие тенденции в поведении члена группы.

Специальной методикой измерения социометрического статуса является социометрия . Самый простой прием определения социометрического статуса - процедура тайного голосования за того или иного кандидата при выборах по конкурсу. В процессе выбора могут обнаруживаться такие внутригрупповые образования, как диады (возникают всякий раз, когда существует обоюдный выбор) и триады (могут возникать когда все три человека нравятся друг другу, когда один привлекает двух других, которые не особо нравятся друг другу или когда два человека зависят от третьего, который эксплуатирует их). Морено говорит также об образованиях, звезд, которые состоят из естественного лидера и его последователей .

Выводы к главе I

В первой главе мы рассматриваем психологические характеристики подросткового возраста, отечественных и зарубежных психологов.

Определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор остается дискуссионной проблемой отечества. Несмотря на большое число исследований, нет пока единого мнения относительно таких ключевых аспектов этой проблемы, как ведущая деятельность подростничества, центральные новообразования возраста. Да и вопрос о том, к стабильному или кризисному возрасту следует относить подростничество, остается открытым.

Так же мы рассматриваем такие понятия как подростковый возраст, уверенность и статус, социальное положение.

Выготский Л.С. и Райг Ф. понимают подростковый возраст как особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью, характеризуется как переломный, переходный, критический.

Рюдигера и Риты Ульрих понимают уверенностью в себе, как способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления.

Уверенного в себе человека можно отличить от неуверенного по внешнему виду, поведению, речи, походке и т.п. Наблюдая за человеком, можно услышать и увидеть следующие характерные признаки:

1. ровная речь, с одним темпом и его сохранением при изменении громкости;

2. отсутствие пауз и заминок;

3. быстрая и твердая походка;

5. занимает устойчивую, комфортную позу;

6. частое и оправданное употребление личных выражений (я, мое, по-моему...);

7. умение первым начинать и заканчивать общение;

8. использование повелительных глаголов (идите, принесите, дайте...);

9. при смехе грудная клетка ровная или выпуклая, плечи ровные или отведены назад;

10. при общении располагается всем корпусом к собеседнику;

11. старается занимать центр пространства в помещении или группе;

Эти и многие другие признаки позволяют понять, насколько человек знает, что говорит и делает, и определить стоит ли с ним взаимодействовать.

Уверенность появляется при личном развитии, как результат получения знаний о себе, своих возможностях и последствиях своей деятельности.

Статус понимается, как позиция в социальной структуре, а за ролью стоят определенное мышление и поступки.

Человек выполняет одновременно ту и другую роль, межличностная роль влияет на стиль исполнения социальной роли и связана с эмоциональными отношениями между партнёрами.

В деловом общении поведение должно определяться,преимущественно, социальной ролью, человек в рабочей обстановке должен уметь контролировать способ исполнения межличностной роли.

В любом совместном действии степень, в которой отдельный человек может варьировать исполнение роли, презентовать свою индивидуальность, обратно пропорциональна степени формализации взаимоотношений в организации.

Типы ситуаций и варьирование в исполнении роли:

1. Соблюдение ритуалов. Чем точнее соблюдается ритуал, тем лучше. Например, ритуалы знакомства и приветствия, проведения презентаций и проводов. Минимальное варьирование, хотя стиль ведения может быть различным.

2. Действия согласно инстукции в иерархизированной организации, администратор имеет весьма ограниченные возможности самовыражения, безличные отношения поощряются.

3. Стандартные, повторяющиеся ситуации, определяемые нормами - выбор некоторых вариантов поведения внутри сценария, например способа ведения переговоров, способы санкционирования.

4. Критическая ситуация - в непредсказуемой ситуации возможность проявить свою индивидуальность максимальна. При необходимости быстрых решений внутри организованной структуры особая

Социальное положение понимается, как обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

Неуверенность в себе в представлении В. Вендландта и Х.-В. Хёферта проявляется на самых разных этапах процесса регуляции поведения - при постановке цели поведения, при планировании действий, при выполнении действий. Неуверенность проявляется также в результатах действий и в их оценке. Неуверенность была обозначена как состояние, которое возникает, если привычный или запланированный ход деятельности "нарушается", если что-то происходит непривычным или же незапланированным образом.

Неуверенность характеризуется также недостаточно ясными формулировками намерений; неполными планами действий; негативной оценкой результатов действий, приводящих к возникновению "дефектных" или "дефицитных" стереотипов поведения.

Низкий статус в подростковом возрасте играет главную роль, так как в социуме подросток взаимодействует со сверстниками, что немало важно для его дальнейшей самореализации.

Таком образом, каждый человек исполняет одновременно какую-то из социальных ролей, но стиль её исполнения определяет принятая межличностная роль (в разных группах одна и та же социальная роль исполняется по-разному).

Понятие социальной роли человека разрабатывалось в связи с необходимостью осмысления влияния социальных функций на его развитие, жизнедеятельность и отношения с др. людьми.

Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, системе межличностных отношений.

Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р.Линтоном и Дж.Мидом независимо друг от друга. Линтон и Мид рассматривали социальную роль как особое явление, в котором сходятся индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. При этом индивидуальные проявления человека сопоставляются с общественными нормами.

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. К ним относятся: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, академика, писателя и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несет в себё определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Переживания по поводу утраты близкого человека являются вполне естественными и оправданными. Однако существуют такие роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль, как, например, работа следователя или хирурга.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения - имаготерапия (имаго - образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли.

У истоков имаготерапии стоит метод психодрамы Д. Морено. Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности проигрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполего использования была достаточно высока, поскольку субъекту была дана возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко извёстен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Сторонники данного подхода рассматривают жизнь как драму, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий, педагогический эффект.

Маленькие дети играют в сюжетно-ролевые игры, имитируя социальные роли окружающих их людей. посредством игры они обучаются разнообразным социальным функциям. В определенном возрасте игра является ведущей деятельностью для ребенка. условность игры не влияет на ее социальное предназначение, поскольку действия в условной ситуации остаются подлинными. В игре ребенок как бы разднаивается, исполняя различные роли и благодаря этому отделяет себя от других. Вместе с тем он учится становиться на позицию другого и может посмотреть на себя со стороны. Кроме того, игры имеют правила. В связи с этим ребенок может воспринимать свою индивидуальность не только с точки зрения лиц, чьи роли он исполняет, но и с точки зрения обобщенных установок группы, к которой он принадлежит.

Социальный статус - это положение субъекта в системе межличностных отношений, оно определяет его права, обязанности и привилегии, статус отражает иерархическую структуру группы и создает в ней вертикальную дифференциацию. Субъект всегда старается найти свое место внутри крупного сообщества и принимает связанные с этой позицией обязанности, ожидает, что и другие признают его права. Не только от субъекта завит его статусная характеристика.

Социальный статус - это устанавливаемый обществом признак, который характеризует позицию человека в социальной общности. Статус - это признанный группой ранг, индивидов социальной группы Статус - это социальный процесс, человек сохраняет свой статус если живет в соответствии с установленными нормами, которые управляют поведением людей данной категории. те. позиция индивида в обществе определяется только на основе хорошо установленных отношений между ним и теми кто занимает другие позиции, многое в поведении человека направлено на сохранение имеющегося статуса или повышение его.

Социальными психологами установлено достаточно высокая чувствительность человека к символам статуса, как бы не был статус низок, он важен, т.к. без него субъект не имеет прав в отношении других. В различных группах человек может иметь разный статус и вообще человек обладает несколькими статусами, но они не равны, зачастую профессия служит наиболее используемым показателем статусной позиции, т.е. положение в обществе, как правило, определяется при помощи должности и профессии. Наш социальный статус отражаются в поведении, облике и одежде, жаргоне, манерах и внутренней позиции личности, это установки, позиции,мотивы. Статус однажды установленный остается постоянным, хотя он подвижный, может быть деградация, а может быть повышение статуса. Статусы различаются по характеру появления: выделяется прирожденный, приписываемый, достигнутый. Прирожденный - тот статус, который появляется при рождении - национальность, пол, раса, членство королевской семье + система родства дает тоже набор статусов - прирожденных и приписываемых - сын, брат, сестра.

Есть приписываемые статусы, но не прирожденные, они появляются благодаря стечению обстоятельств, например благодаря заключению брака (например, мама невесты станет теща). Достигнутый статус - он приобретается путем усилий самого человека с помощью тех или иных социальных групп. Здесь статусы определяются должностью, статусы определяются званиями, и есть определяемые профессиональные звания, достигаемый статус приобретается благодаря свободному выбору индивида, его личных усилий и находится под его контролем (например, муж, жена)

Статусы бывают постоянные, временные, основные, не основные.

Постоянные – это большинство прирожденных статусов (раса, пол).

Временные - (пассажир, сосед)

Основные - это те, которые являются прирожденными, приписываемыми, достигаемыми. Основным является личный статус - он проявляется в малых группах. Не основные - это большинство наших статусов, обусловленных кратковременной ситуацией, например пациент, свидетель, зритель ДТП. Социальная позиция - место, занимаемое человеком в системе общественного разделения труда и соподчинения в социальных структурах, группах и организациях.


Похожая информация.


Эффект психологии: острая боль, вызванная эмоциями, чувствами продолжается усреднено 11,5 минут. Дальнейшие страдания – самообман.

Исследую и детализирую температурный режим и удобства территориальной акватории домашней ванны.

Поплачь в жилетку у семейного психолога, чтобы не хохотать вскорости у психиатра.

Любовь – предлог и повод жить, радуясь восходу и всякому дню.

Лучший статус:
С потерянной любовью улетучился смысл бытия.

Ежедневная моральная травма, когда переступаю порог третьей школы.

Психологическое равновесие зависит от восьмерых счастливцев, которых я должен обнять, либо одного неудачника, которому уготована судьбой получить кулаком в твердый подбородок.

Когда я по-глупости тщетно пытаюсь возразить женщине, вспоминаю дантиста. Всегда дорого – иногда больно и неприятно.

Когда зеркало корчит смешные рожицы, пытаясь вам возражать, пора задуматься скорее о визите к психотерапевту.

Исцеляют человеческие души не только служители психиатрии: психологи и психиатры. Иногда продавцы героина и кокаина считаются себя властелинами душ.

Статистика неумолима – мужчины уходят в вечность раньше женщин, из-за привычки дам опаздывать, даже в последний путь на кладбище.

Кому-то подругой считается спиртное, иногда служба новостей или кабинет экстренной психологической помощи.

Жизнь надо прожить так,что бы там наверху все офигели и сказали:”А ну-ка повтори!”

Не убивайте комаров! В них же течёт ваша кровь!

Чтобы родить мысль, не обязательно ебать мозги!

Если мне захочется, сбудется.

Чтобы не наступать на грабли второй раз, укрепите на их рукоятке топор)))

Есть такие которым даже сникерс не поможет…

Любовь-это самое прекрасное чувство на свете,

Я личность творческая: хочу – творю, хочу – вытворяю

В каком году ты родился? В каком месяце? Какого числа?… И какого хрена?

Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще!

[ она любит мечтать и говорить об этом вслух, она делает слонов из очень маленьких мух. ]

Иногда я смотрю на этот мир и так хочется заорать: “ааа, чуваки! валим отсюда!”

Женщине для счастья нужна всего одна вещь… но каждый день новая!

Только совместные занятия идиотизмом могут указывать на настоящую духовную и душевную близость

Женщине дан ум, чтобы скрывать свой характер…

Я чертовски люблю слушать ложь, смотря в глаза… Особенно, когда знаю правду…

Я блондинка – мне всё, что не фиолетово,то розово!!!

Берегите мужчин! Они страдают! Иногда недостатком внимания, иногда излишком, а чаще всего ФИГНЕЙ!!!

В кармане пара косарей, мы позитивно настроены, нас много, мы безбашены, пьяные и нескромные.

Я наверное сошел с ума, я наверное попал! Когда же это получилось так? И мой веселый смех пропал! Пришла любовь, любовь нежданная, но рядом нет cо мной тебя! ((

Добро всегда побеждает зло; значит, кто победил, тот и добрый.

Если человека кусает вампир, он становится вампиром. Такое ощущение, что очень многих вокруг искусали бараны…

Без тебя и колбаса в доме не кончается…

В тюрьме столько не сидят, сколько вы в интернете.

Я призываю беречь и ценить

Когда ты бросил меня, я в телефоне переименовала тебя в НИКТО, только жаль что с сердцем такое проделать нельзя…

Вставай зайка, тебе пора на экзамен! – Я сегодня рыбка, у меня нет ножек, и я никуда не пойду!!!

В чём природа виновата, в том всегда поможет вата…

Никогда не бойся делать то,чего не умеешь.Помни: Ковчег был построен любителем.Профессионалы построили “Титаник”

Кактус – это глубоко разочарованный в жизни огурец.

По причине исчезновения мыла в женских банях установлены видеокамеры

Гуляешь милый? гуляй… тебя за рога ни кто не держит…

Мечтаю стать бумерангом: тебя кидают,а ты им – обратно, в морду.

Сигарета отнимает 4 мин. из жизни, 100 г. водки 8 мин, а урок в школе отнимает 45 мин.

Вредина – это сложная социально-психологическая работа за которую никто не платит, но ты получаешь от нее удовольствие..

Отъезд не значит отказ, это еще и способ сохранить пережитое, если хватит ума уехать до того, как станет слишком поздно…

Когда тебе говорят: “Скажи, только честно”, начинаешь понимать, что сейчас прийдется врать напропалую…

Что за идиотская тяга трогать все прекрасное руками?

Лучший психолог – подруга с бутылкой водки!

Проблема не в том, что мне на вас совершенно пофиг. проблема в том что я его до сих пор люблю! ???

если ты знаешь смысл жизни-скажи, а мы весело посмеёмся!)

Семья – это когда по звуку угадываешь, кто сидит в туалете.

Наиболее тяжелая вещь в жизни – это понять, какой мост следует перейти, а какой сжечь!!!

Лучше поминайте меня лихом, чем называйте меня лохом))) ???

Говорят, что надо бросить монетку туда, куда хотят вернуться. Я обязательно вытряхну весь кошелек тебе за шиворот

Статус в контакте – ответсвенный шаг в личной жизни!

Блин, 5 дней ждешь выходные… а когда они приходят, ничего лучше, как тупо целый день спать не находишь! .

– Вчера ГАИшник оштрафовал. А главное нашел к чему придраться: на подушке безопасности наволочка грязная.

Конечно счастье не зависит от количества денег… Но лучше плакать в лимузине, чем в автобусе!

Своихь мозгов нет-лопатой не накидаешь!!!

Любовь-это слезы по ночам,

Либо оплатите мне психолога, либо воспринимайте меня такой какая Я есть..!!!

Дураков на свете мало, но расставлены они так грамотно, что встречаются на каждом шагу.

Всегда выбирайте самый трудный путь – на нем вы не встретите конкурентов.

Кто мне сказал, – не получится?

Я, конечно, солнышко, только тебе здесь ничего не светит!

И только нам, только раз, Дадут начать все с начала…

Как только находишь свою половинку, вокруг начинают бродить другие половинки и заставляют тебя сомневаться…

Мы девушки сильная! И мусор вынесем, и мозг, если надо!

На НГ загадала желание увидеть тебя в этом году. И вот ты приехал в мой город, я была самой счастливой. Но ты вновь улетел и мне одиноко…Осторожно со своими желаниями

Плохо быть ежиком, никто не погладит..

Жизнь, она как зебра: полоса черная, полоса белая, черная, белая, черная, белая…а потом хвост и полная жопа!..

Доверие – как почки. Один раз отобьют и все- капец!!!

Природа отказала женщине в физической силе, поэтому женщина в совершенстве овладела искусством психологического насилия))

Кто, сидя за компьютером, успевает слушать музыку, смотреть телевизор и кушать? Мы уникальны!