Личная жизнь

Сувениры приобретенные во время путешествия были. Фрэнсис брет гарт великая дедвудская тайна. Об учебе в Болонье и приключениях на иранской границе

Сувениры приобретенные во время путешествия были. Фрэнсис брет гарт великая дедвудская тайна. Об учебе в Болонье и приключениях на иранской границе

О первых успехах и новых туристических маршрутах

Еще в старших классах я поняла, что любая творческая работа, будь то создание декораций для школьного спектакля или рисование плаката против вредных привычек, приносит мне огромное удовольствие. Я стала подумывать о профессии дизайнера, но с рисованием гипсовых голов на подготовительных курсах не задалось абсолютно, поэтому я поступила на дизайн в Высшую школу экономики, где испытания проходили немного иначе: нужно было создать проект на свободную тему.

На первое занятие курсов по практике, которые посещают все, кто учится в нашем университете, мы должны были принести блокноты-скетчбуки и что-нибудь в них порисовать. Тогда я и начала интересоваться тонкой, чистой и немного наивной графикой. Следующим заданием стало целый год вести блокнот на какую-то тему. Мне захотелось сделать что-то, связанное с путешествиями, потому что очень много езжу и на поездах, и на самолетах, и на машинах - разве что на велосипеде не умею кататься.

Мне показалось, что писать целый год можно разве что о самом длинном железнодорожном путешествии в мире, поэтому я создала «Москву - Владивосток» - рисованный дневник человека, проезжающего по Транссибу. В нем рассказывается о населенных пунктах по пути следования, а также даются советы, что из еды или местных сувениров купить на станциях, какие достопримечательности посмотреть во время стоянки поезда. Особое внимание уделила жизни в поезде и атмосфере плацкарта. Этот скетчбук был достаточно популярен в интернете. Следующим моим успешным проектом стала алкогольная карта Китай-города, которую опубликовали многие московские городские медиа. Карта - это рекомендации напитков в тех или иных барах и распивочных, подслушанные на улице фразы и советы опытных людей.

«Москва - Владивосток»

Алкогольная карта Китай-города

Я всегда возвращаюсь в Нижний, чтобы вдохновиться и подзарядиться. В какой-то момент для университета нужно было сделать проект, связанный с топографией и темой территориального брендинга. И я поняла, что буду делать что-то, связанное с моим родным Нижегородским районом. Создала рисованную черно-белую карту улиц - Гоголя, Сергиевской, Ильинской и Нижегородской. Там я прописала с помощью шрифтов и различных рисунков всякие истории, которые со мной происходили: это моя школа, это дом, на крышу которого мы лазили, здесь я убегала от бомжей, здесь живет очень много котов, сюда люблю ходить посмеяться или поплакать. Это был долгий процесс, но в то же время что-то сродни мантре или рисованию узоров. Когда я полностью закончила карту, поняла, что мне это помогло перезагрузиться и восстановиться. Даже сейчас, гуляя по этим улицам, я ловлю себя на мысли, что хожу по собственной нарисованной карте.

Я считаю, что Нижний - самый красивый город в мире. Серьезно. Я живу в двух шагах от набережной Федоровского, тут всегда потрясающий закат, вид на слияние двух рек и корабли, приятный запах реки и шум автомобильчиков. И это потрясающее сочетание. В каждом районе города можно найти какое-то свое очарование: я, например, люблю Детскую железную дорогу или Автозавод с его соцреалистической архитектурой. Кстати, самая красивая «Пятерочка» в мире - это та, которая находится на набережной Федоровского, потому что там панорамный вид на закат через стеклянные двери. Думаю, она вполне может быть внесена в какой-нибудь туристический путеводитель.

Вообще мои проекты во многом похожи: там много мелочей, небольших персонажей и всегда есть сопроводительный текст - я люблю сочинять истории. В их основе всегда лежит личный интерес. Интерес к поездам, Нижнему Новгороду, путешествиям.

Об учебе в Болонье и приключениях на иранской границе

Поехать учиться за границу - восхитительно. Это был мой первый опыт,
и сразу хотелось соответствовать всем картинкам с «Тамблера»: модно одеваться, много рисовать и гулять по красивым улицам

Так получилось, что на третьем курсе меня перевели с направления «Иллюстрация» на «Графический дизайн». Хотя я все-таки видела себя иллюстратором, не дизайнером. Я стала искать возможности куда-то уехать и обнаружила, что один из уникальнейших, на мой взгляд, рисовальщиков - Виктория Семыкина - из России, но живет в Болонье: организует курсы в небольших группах. Я решилась, наскребла последние деньги на билет, забронировала комнату, уехала со своей обычной учебы и прилетела в Болонью. Поехать учиться за границу - восхитительно. Это был мой первый опыт, и сразу хотелось соответствовать всем картинкам с «Тамблера»: модно одеваться, много рисовать и гулять по красивым улицам. В итоге я этим и занималась, но с очень маленьким количеством денег. Мне пришлось отдать все наличные за обучение. Поэтому я, как и написала в книжке, на оставшиеся деньги купила себе макароны, песто, чай, колу - так и жила. Но это было весело.

У меня были замечательные однокурсницы: дамочки где-то от тридцати лет, эмигрантки. Не было никого из России, кроме одной девочки из Красноярска. И все они меня расспрашивали: а как сейчас в Москве? А как ты, девочка, с таким курсом евро приехала? Возьми мой кусочек пиццы, у тебя же, наверное, так мало денег! Я вот сдаю в Москве квартиру, как ты думаешь, может, цену поднять, курс-то изменился? Будучи студентом-квартиросъемщиком, я сказала, что не стоит.

Мы занимались часов по восемь - десять, и еще нужно было рисовать какие-то наброски после учебы и приносить их на следующее утро. Нам давали самые разные задания: зарисовывать фигуры людей за семь или десять секунд, искать интересные ракурсы, работать с необычными форматами - например, панорамным блокнотом. Оказалось, что если стараться что-то сделать сто раз, на сто первый будет получаться. Я часто себя пытаюсь убедить в обратном, но на самом деле это так и работает.

Путешествия для меня - неиссякаемый источник вдохновения, и в какой-то момент у меня появилась возможность попасть иллюстратором в экспедицию, которую проводит Школа культурологии в той же самой Вышке. Каждый год они отправляют студентов и преподавателей в совершенно удивительные места, чтобы люди столкнулись с настоящей полевой работой, расспросили какого-нибудь деда Семена о том, как изменились общественные пространства его деревни, и на этой теме сформировали отчет. В прошлом году мы ездили в Иран через Армению и Грузию.

«Мой иранский дневник»

Я должна была проиллюстрировать все не потому, что в экспедиции не было фотографа или видеографа, а потому что иллюстратор дает некую новую плоскость проектам, которые делают ребята. В мои скетчбуки из путешествий всегда входят заметки, локальные мемы и подсказки путешественнику, так что они читаются как отдельная книжка. Это рассказ об экспедиции для людей, которым непривычно читать научные отчеты.

Иран - не самое популярное туристическое направление, мне было довольно страшно ехать в эту первую экспедицию. Еще и армянские пограничники подлили масла в огонь, сообщив, что в Иран мы едем последний раз в жизни. Увидев наши бледные лица, правда, пояснили: потому что нам там не понравится.

Рисование в полевых условиях действительно очень отличается от создания работ дома за чашкой чая. Нужно уметь быстро выбрать сюжет и построить композицию, иметь в голове приемы, которые помогут быстрому рисунку выглядеть хорошо. Нужно понимать, что лучше сфотографировать, а что зарисовывать на месте. Есть вещи, которые можно нарисовать быстро - например, когда люди обедают, и ты рисуешь, потому что все присели и у тебя есть полчаса - или пока все спят. И это тяжело - ты рисуешь или когда все едят, или когда все спят, а сам практически не ешь и не спишь.

О книге и переосмыслении случившегося

После каждой поездки в Нижний, еще с первого курса, меня преследовало некое томление. Когда ты поступаешь в университет, все вокруг очень сильно меняется, и, возвращаясь обратно, ты словно попадаешь в декорации фильма, который смотрел сто лет назад. Это чувство казалось (и кажется) мне очень важным. Я всегда хотела как-то запечатлеть и описать его, поэтому хранила свои рисунки разных лет.

Наверное, логично, что работа над книжкой, которая рассказывает про год, длилась целый год: изначально предполагалась, что я нарисую ее за одно лето, но работа оказалась объемнее

В какой-то момент мне написали ребята из издательства «Эксмо», предложили встретиться и поболтать. Я думала, что речь пойдет об издании какого-то из предыдущих проектов, но оказалось, что они хотят совершенно другого: хотят рассказ о моей жизни, некую биографию. Все, что происходило со мной за третий курс, довольно интересно: я ездила читать лекции в Красноярск, училась в Болонье, работала в «Циферблате», со мной происходили сердечные переживания, потом я уехала в Иран.

Наверное, логично, что работа над книжкой, которая рассказывает про год, длилась целый год: изначально предполагалась, что я нарисую ее за одно лето, но работа оказалась объемнее. Вот и вышло, что от первой иллюстрации до впопыхах законченной обложки прошло одиннадцать месяцев.

Мои первые наброски очень сильно отличались от того, что получилось в итоге. Многие из вещей, которые описала в начале книжки, сейчас воспринимаются по-новому: я открываю новые смыслы сказанных слов, думаю о том, где могла поступить иначе. Что-то из написанного теперь вообще кажется глупостью. Было и то, о чем написать не успела, потому что у меня было ограниченное количество страниц.

Карта центра Нижнего Новгорода

Я бы добавила больше блокнотов из своих путешествий. Но одна из задумок книги в том, что люди должны дописывать в ней историю своей жизни, отвечать на те же вопросы, которые я себе задавала, что-то вклеивать, вырезать, выписывать. История отдельно взятого человека не менее важна, чем моя собственная. Было бы неинтересно превращать это в обычный дневник моих эмоций и переживаний. В итоге вышло даже лучше, чем я себе представляла: не просто сопливая история, а рассказ об успехе и некоем преодолении себя.

Фото: Mariia Margulis/Rusmediabank.ru

Отправляясь в путешествие, особенно в другую страну, мы редко можем удержаться от того, чтобы приобрести для себя или в подарок близким какую-нибудь безделушку, образец местной экзотики. Но такая покупка может дорого вам обойтись…

Печальный опыт

Вот несколько показательных примеров. Женщина, работавшая адвокатом в одной московской фирме, армянка по национальности, привезла из Еревана декоративный хачкар. Это была миниатюрная копия религиозной реликвии, представляющей собой каменную стелу с вырезанными на ней крестами.

Вскоре члены семьи адвокатессы вдруг стали болеть. Сначала никому не пришло в голову, что во всем может быть виноват «невинный» ереванский . А потом сын дамы скончался от сердечного приступа. Еще через три месяца умер при загадочных обстоятельствах ее дядя… И только тогда женщина догадалась обратиться к экстрасенсу, который быстро установил причину несчастий. Он сообщил своей клиентке, что камень с крестами – это символ смерти. Принести такой «сувенир» в дом – все равно что открыть дверь в мир мертвых!

После того как адвокатесса избавилась от хачкара, трагедии прекратились. Но сына и дядю было уже не вернуть.

Одна семья приобрела во время поездки в Египет маску, якобы изображавшую лицо знаменитой царицы Нефертити. Прошло совсем немного времени, и муж начал открыто изменять жене. Семья распалась. Выяснилось, что маска изображала вовсе не Нефертити, а богиню разрушения Миктлансиуатль, причем изготовлена она была даже не в Египте, а в Мексике…

Осторожно, опасность!

Итак, от приобретения каких сувениров лучше воздержаться?

Магические артефакты

На экзотических базарах вам могут предложить «талисман на счастье» или «амулет, оберегающий от зла». Это может быть что угодно – засушенная звериная лапка, сомнительного вида медальон, внутри которого лежит смесь из сушеной травы и насекомых, или статуэтка неизвестной богини.

Не стоит рисковать и верить продавцу на слово. или амулет могут выполнять на деле совсем не ту функцию, которую вам озвучили. Или обладать «побочными эффектами». Скажем, талисман действительно принесет вам богатство, но при этом вы начнете терять своих близких.

Маски

Если маска новая, только что вырезанная, большой беды не будет, но если она старая и уже использовалась в каких-то ритуалах, то это просто опасно. Такие маски можно узнать по засохшим следам крови на них, остаткам липкой массы, потертостям… У таких масок и аура соответствующая. Последствия могут быть любыми – от болезней до несчастных случаев.

Следует также обратить внимание на то, что изображает маска. Если это какое-нибудь злобное божество, демон, то лучше воздержаться от приобретения. Очень опасны маски, изображающие человеческое лицо, утыканное гвоздями. Они способны повредить ауру человека. Особенно страдают дети, которые любят играть с такими масками. Причем даже избавление от маски не всегда приводит к результатам.

Зеркала

Часто они имеют старинное происхождение и именно потому пользуются популярностью у покупателей. Но любой экстрасенс или парапсихолог скажет вам, что зеркало обладает информационной памятью. Оно впитывает в себя энергетику всего, что его окружает. А эти энергии не всегда положительны. Купив такое зеркало, вы можете принести в свою жизнь чужие проблемы и трагедии. Кроме того, зеркала нередко используются в магических целях, и не исключено, что в вашем приобретении будет жить душа какого-нибудь усопшего. Как минимум это приведет к ночным кошмарам, если вы будете спать в комнате, где находится данное зеркало.

Холодное оружие

Некоторые люди или кинжалы. А ведь такой предмет может обладать неоднозначной энергетикой. Если таким ножом когда-либо убили человека, то он может впоследствии разрушительным образом влиять на жизнь нового владельца. Например, отрезать путь к финансовому благополучию. Бывают и более тяжелые случаи – к примеру, владелец кончает жизнь самоубийством при помощи того самого «сувенирного» клинка. Не стоит также забывать, что холодное оружие может оказаться магически заговоренным бог знает на что.

Старинные монеты

Почему-то считается, что они приносят финансовую удачу. Однако специалисты по биоэнергетике утверждают, что на деле это не так, и человек, который стал «счастливым» обладателем таких монет или целой коллекции, может попросту разориться. Ведь такие монеты часто заговаривают, «помещая» туда чьи-то неудачи, а затем сбывая простакам. Если вы жаждете увеличения благосостояния, то лучше купите фигурку жабы или жука-скарабея – это проверенные символы богатства, которые реально работают.

Засушенные трупики животных

В них может таиться какая-нибудь экзотическая инфекция. Но даже если они ничем не заражены, труп есть труп. Зачем впускать в свой дом смерть? Неизвестно, чем это может обернуться.

Нейтрализуем негатив!

Если уж вещь вам так понравилась, что вы не можете с нею расстаться, то по крайней мере проведите ритуал «очистки» от негативных энергий. Для этого нужно как следует промыть предмет холодной проточной водой, прокалить на огне или положить на три дня в банку с морской солью. После этого положите вещь так, чтобы на нее падал солнечный свет (например, на подоконник), и пусть лежит так целые сутки.

Ну какой может быть чиптрип с кучей саквояжей? К тому же жуткие истории о потерянных чемоданах, которые так и не пришли на багажную ленту, заставляют задуматься о том, чтобы уложиться в одну сумку и не расставаться с ней.
Если вам не понадобится личный сноуборд или акваланг, можно совершенно спокойно обойтись одним багажным местом.

1. Для начала, тщательно обдумайте каждую вещь, которую собираетесь взять. Постоянно задавайте себе вопрос: могу ли я это купить или взять в прокат на месте?

2. Выбирайте сумку с ремнем через плечо и множеством карманов . Она не должна быть громадной, иначе вы просто ее не донесете. Исходите из параметров и объемов, которые позволят разместить багаж в самолете над головой, под сиденьем в поезде или автобусе.

3. Список того, что положить в сумку, обсуждался здесь - Паковочный список .
А вот как это все утрамбовать в одну сумку согласно нашей идее...

ОДЕЖДА

Пакуясь, используйте "узловой" метод: мнущуюся одежду оборачивайте вокруг крупных объектов (таких, как косметичка или сверток с обувью), не складывайте, а сворачивайте вещи. Белье и носки упакуйте в обувь. Так вы сэкономите место и не дадите обуви деформироваться.
- В дорогу можно купить недорогие или одноразовые вещи. Это относится к белью, футболкам... Их не жалко оставить, если во время путешествия "сумка могла подрасти". К тому же, иногда стоит в другой стране приобрести что-то из местного гардероба - не будете похожи на туриста, да и путешествовать становится еще интереснее.
- При обдумывании одежды, которую возьмете, руководствуйтесь следующим:
- нейтральные цвета (чтобы легче сочетать);
- возможность одеться "послойно" на случай непогоды/похолодания;
- предпочтение - одежде с карманами (чтобы важные документы и ключи были все время при вас);
- предпочтение - немнущимся и быстросохнущим вариантам.

ТУАЛЕТНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, КОСМЕТИКА

Если все же решили купить туалетные принадлежности дома, то выбирайте миниатюрные версии или перелейте ваш любимый шампунь в маленькую бутылочку. Кстати, не выбрасывайте шампуни и гели для душа, которые дают в гостиницах. Их можно будет взять в следующее путешествие.
- Если путешествуете компанией, то делите вещи между собой (шапмунь, порошок, книги и пр.)
- Обязательно кладите все, что может пролиться (шампунь, гель), в пластиковый пакет . Такие пакеты также пригодятся, если одежда не успела высохнуть, но уже пора выезжать.

СУВЕНИРЫ, ПОКУПКИ : Во время путешествия сувениры можно отправлять домой посылкой, а не везти через границу.

КНИГИ : С книгами можно поступать следующим образом:
- Первый вариант - использовать наладонник или ваш iPhone для чтения, чтобы не занимать место в багаже томами.
- Второй вариант - стать участником кроссинг-проекта www.bookcrossing.com . Суть его в том, что, прочитав книгу, вы наклеиваете на нее специальный желтый стикер с изображением деловито шагающей книги (стикеры можно скачать с сайта и распечатать) и оставляете ее в каком-либо публичном месте . Тот, кто нашел книгу - регистрирует ее на сайте, читает, после чего процесс повторяется. Судя по тому, чо в кроссинг-движении участвует 800 000 человек и зарегистрированы 5 млн книг, не исключено, что вам повезет пополнить (временно:)) свою походную библиотечку новым томиком.
В любом случае, основная идея "книжного" поведения - избавляться от прочитанного, а не везти это обратно домой.

ДЕНЬГИ И ДОКУМЕНТЫ
:
- Сделайте копии (или сфотографируйте) документы, кредитки и сохраните их в сети (в приватном доступе, конечно). Всегда можно распечатать в интернет-кафе или бизнес-центре отеля в случае кражи. Неплохо иметь при себе флешку с электронными вариантами.
-Храните деньги в разных местах (в брюках, карманах пиджака, в двух различных отделах вашей сумки и кошелька). Если обворуют, то есть шанс сохранить хоть что-то.
- Сделайте специальный мешочек на ремень (он должен быть скрыт одеждой) или просто прицепите деньги к внутренней стороне ремня. Положить деньги под стельку - неплохая идея, чтобы сохранить более крупные суммы.
- Всегда имейте при себе бумажку-выручалку : список телефонов посольства, гостиницы, вызова такси, альтернативных мест, где можно переночевать.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

1. Увешенный замками чемодан может привлечь дополнительное внимание мошенников. Найдите оптимальное решение. Сумка с замком может как отпугнуть вора, так и заставить его вскрыть багаж при помощи ножа... А что делать с развороченной сумкой в чужой стране?

2. Избегайте ярких упаковок . Они не только не выглядят стильными, но к тому же привлекают ненужное внимание и делают вас похожим на туриста (=на жертву).

3. Альтернатива замкам - небольшие завязки на ручки и молнии. Конечно, они не вполне защищают, однако хоть как-то уберегают и во время таможенного досмотра вас не заставят снимать замок.

4. В переполненном общественном транспорте, на толкучках надевайте рюкзак спереди , чтобы избежать воровства.

5. Сумку следует подписать (прикрепить бирку с личными данными и контактами) на случай, если забудете ее в аэропорту или в самолете.

И еще... Если все-таки не обошлись одной сумкой и сдаете багаж, то для уверенности возьмите с собой одну смену одежды и все важные документы, рецепты и т.п. в небольшую сумку, которую положите в ручную кладь. Если чемодан задержится или потеряется, будет, чем спастись.

Но ведь в этом углу сидел профессор Эммон, а у него ужасно чувствительные гланды.

Он должен был бы знать мнение доктора Дайера Дойта, что систематическое и постоянное пребывание на сквозняке лишь укрепляет слизистую оболочку, тогда как неподвижный воздух, достигнув температуры свыше восемнадцати градусов, неизбежно...

Боюсь, Уильям, - прервала миссис Райтбоди, с женской ловкостью поворачивая разговор так, чтобы ее супругу расхотелось развивать избранную им же тему, - боюсь, многие еще не сумели оценить замену пунша и мороженого бульоном. Я заметила, как мистер Спонди от него отказался и, по-моему, был разочарован. Фибрин и солод в ликерных рюмках тоже остались нетронутыми.

А ведь каждые полпорции содержат такое же количество питательных веществ, что и фунт наполовину переваренной говядины. Спонди меня просто поражает, - огорчился мистер Райтбоди. - Истощая свой мозг и нервную энергию ревностным служением музе, он все же предпочитает разбавленный ароматизированный алкоголь с примесью углекислого газа. Даже миссис Фарингуэй согласилась со мной, что резкое понижение температуры желудка посредством введения моро...

Однако на последнем заседании нашего благотворительного общества она съела лимонное мороженое и спросила меня, известно ли мне, что низшие животные отказываются от пищи при температуре выше восемнадцати градусов.

Мистер Райтбоди снова нетерпеливо направился к двери. Миссис Райтбоди окинула его пытливым взглядом.

Надеюсь, ты не будешь сейчас работать? Доктор Кеплер только что сказал мне, что при твоих церебральных симптомах длительное мозговое напряжение противопоказано.

Мне нужно просмотреть кое-какие бумаги, - коротко ответил мистер Райтбоди, удаляясь в библиотеку.

Это было богато обставленное помещение, отличавшееся удручающей мрачностью, вполне симптоматичной для унылой диспепсии, свирепствовавшей в искусстве тех лет. Кое-где были расставлены антикварные вещицы, столь же уродливые, сколь редкостные. Бронзовые и мраморные статуэтки и гипсовые отливки - все нуждались в пояснениях и таким образом давали пищу для беседы и возможность владельцу блеснуть эрудицией перед слушателями. Сувениры, приобретенные во время путешествий, были обязательно связаны с какой-нибудь историей, а каждая безделушка обладала длинной родословной, но среди всех этих вещей не нашлось бы ни одной, которая стоила бы внимания сама по себе. Всюду и во всем подчеркивалось превосходство над ними их хозяина. И вполне естественно, что никто в этой комнате не хотел задерживаться, слуги избегали заходить туда, и ни один ребенок никогда там не играл.

Мистер Райтбоди повернул газовый рожок, достал из бюро с аккуратно пронумерованными ящиками пачку писем и начал их внимательно просматривать. Все они поблекли, всем время придало почтенный вид. Однако в своей первоначальной яркости некоторые из них были всего лишь пустячными записками и никак не вязались с представлением о корреспондентах мистера Райтбоди. И все же этот джентльмен несколько минут внимательно перечитывал именно их, время от времени сверяясь с телеграммой, которую держал в руке... Внезапно в дверь постучали. Мистер Райтбоди вздрогнул, почти бессознательно сунул письма на место, положил телеграмму текстом вниз и лишь тогда резко сказал:

Э-э... Кто там? Войдите!

Прости, пожалуйста, папа, - сказала очень хорошенькая девушка, войдя в комнату, не обнаружив ни малейшего признака смущения или страха и тотчас опускаясь на стул, словно была тут частой гостьей. - Но зная, что ты в такой поздний час не работаешь, я решила, что ты не занят. Я иду спать.

Она была настолько хороша собой и вместе с тем настолько не сознавала этого или, быть может, настолько осознанно игнорировала данное обстоятельство, что невольно заставляла посмотреть на себя еще раз, и более внимательно. Правда, это позволяло лишь убедиться в ее красоте и обнаружить, что ее темные глаза очень женственны, яркий цвет лица говорит о здоровье, а великолепно очерченные губы достаточно полны, чтобы становиться страстными или капризными, хотя их обычное выражение не предполагало ни склонности к капризам, ни женской слабости, ни страстей.

Застигнутый врасплох, мистер Райтбоди, как это бывает, заговорил о том, о чем не хотел говорить.

Я полагаю, нам следует побеседовать завтра... - он запнулся, - о тебе и мистере Марвине. Миссис Марвин уже сообщила твоей матери о намерениях своего сына.

Мисс Элис подняла на него свои ясные глаза, без недоумения, но и без особой радости, и румянец на ее круглых щечках был вызван скорее решимостью, нежели смущением.

Да, он сказал мне, - ответила она просто.

В настоящее время, - продолжал мистер Райтбоди, все еще неловко, - я не вижу возражений против этого союза.

Мисс Элис широко раскрыла свои круглые глаза.

Но, папа, мне казалось, что все давным-давно решено. Мама знала, ты знал. Вы же все обсудили в июле.

Да, да, - ответил ее отец, беспокойно перебирая свои бумаги, - то есть... словом... мы поговорим об этом завтра.

Мистер Райтбоди намеревался сообщить дочери эту новость с должной серьезностью и торжественностью, в приличествующих случаю четко сформулированных фразах и с подобающими сентенциями, но почувствовал, что просто не в состоянии этого сделать теперь.

Я доволен, Элис, - сказал он затем, - что ты выбросила из головы прежние причуды и капризы. Как видишь, мы были правы.

Если уж вообще выходить замуж, папа, то мистер Марвин во всех отношениях подходящая партия.

Мистер Райтбоди пристально посмотрел на дочь. Он не заметил ни тени раздражения или горечи на ее лице. Оно было так же спокойно, как и чувство, которое она только что выразила.

Мистер Марвин... - начал он.

Я знаю мистера Марвина, - прервала его мисс Элис, - и он обещал мне, что я буду продолжать занятия так же, как и раньше. Я кончу вместе с моим классом, и если захочу, то через два года после свадьбы смогу работать.

Через два года? - удивленно спросил мистер Райтбоди.

Да. Видишь ли, если у нас будет ребенок, к этому времени я как раз кончу его кормить.

Мистер Райтбоди смотрел на плоть от своей плоти, на эту прелестную осязаемую плоть, но перед разумом от его разума он смешался и кротко ответил:

Да, конечно. Побеседуем обо всем этом завтра.

Мисс Элис поднялась. Что-то в свободном, непринужденном взмахе рук, которые она, подавив зевок, опустила на изящные бедра, побудило его добавить, правда, столь же рассеянно и нетерпеливо:

Я вижу, ты продолжаешь оздоровительные упражнения...

Да, папа. Но я перестала носить фланелевое белье. Просто не понимаю, как мама его терпит. Зато я ношу закрытые платья, а кожу закаляю прохладными ваннами. Взгляни-ка! - сказала она и с детской непосредственностью расстегнула две-три пуговки, показав отцу снежной белизны шею. - Я теперь не боюсь простуды.

Мистер Райтбоди наклонился и с подобием отцовской добродушной усмешки поцеловал ее в лоб.

Уже поздно, Элли, - сказал он наставительно, но не категорическим тоном. - Пора спать.

Я спала днем целых три часа, - ответила мисс Элис с ослепительной улыбкой. - Чтобы выдержать этот вечер. Спокойной ночи, папа. Так, значит, завтра.

Завтра, - повторил мистер Райтбоди, все еще не сводя с нее рассеянного взгляда. - Спокойной ночи.

Мисс Элис упорхнула из библиотеки, возможно, с чуть более легким сердцем именно оттого, что рассталась с отцом в одну из редчайших минут, когда он поддался столь нелогичной человеческой слабости. И, пожалуй, было хорошо, что бедняжка сохранила все последующие годы именно это воспоминание о нем, когда, боюсь, и его методы, и его наставления, и все, чем он старался заполнить детство дочери, исчезло из ее памяти.

После ухода Элис мистер Райтбоди снова принялся просматривать старые письма. Это занятие так поглотило его, что он даже не услышал шагов миссис Райтбоди на лестнице, когда она шла в свою спальню, ни того, что она остановилась на площадке, чтобы сквозь застекленную половину двери взглянуть на своего супруга, подле которого на столе лежали письма и распечатанная телеграмма. Помедли миссис Райтбоди хоть мгновение, и она увидела бы, как муж ее поднялся и подошел к дивану с видом взволнованным и растерянным, так что даже не сразу решился прилечь, хотя был бледен и явно близок к обмороку. Помедли миссис Райтбоди хоть немного, и она увидела бы, как с отчаянным усилием он вновь поднялся, шатаясь, добрался до стола, с трудом, почти ощупью, собрал листки писем, убрал пачку на место, запер бюро, а затем, почти теряя сознание, подержал над газовым рожком телеграмму, пока она не сгорела. Ибо, задержись миссис Райтбоди до этого мгновения, она бы тут же кинулась на помощь супругу, когда он, совершив задуманное, вдруг зашатался, тщетно попытался дотянуть руку до звонка и рухнул ничком на диван.