Женщины

Тест чет нечет шульц черно красная таблица

Тест чет нечет шульц черно красная таблица

Матрицы Шульте — квадраты с хаотично размещенными по ячейкам числами от 1 до 25 (наиболее популярный размер таблицы — 5×5) стали широко использоваться в целях улучшения внимания, концентрации и расширения периферического восприятия.

Виды таблиц Шульте

По размеру и уровню сложности условно выделяют:

  • простые таблицы Шульте — 3х3, 4х4;
  • средний уровень — 5х5;
  • сложный — 6х6, 7х7 и т.д.

Классический вариант — черно-белый (черные числа на белом фоне). Более сложными считаются цветные таблицы Шульте и красно-черные, которые еще лучше тренируют концентрацию и избирательность внимания.

Помимо цифровой версии таблиц Шульте существует также буквенные вариант, прохождение которого осуществляется в алфавитном порядке.

Наибольшей популярностью таблицы Шульте пользуются в 2 областях:

  1. Тест для определения объема внимания (используется для диагностики уровня внимания у младших школьников и не только). Для диагностики переключаемости внимания (динамического внимания) используются красно-черные таблицы Шульте-Горбова. Успешное прохождение теста по таблицам Горбова-Шульте является обязательным условием допуска к управлению электропоездом для машиниста и помощника машиниста.
  2. Эффективное упражнение для развития периферического зрения — важнейший этап освоения техники быстрого чтения. Регулярные тренировки по таблицам Шульте расширяют охват зрения, то есть в поле видимости попадает значительно большее пространство с информацией, в нашем случае — это текст. Благодаря увеличению поля зрительного охвата и развитию скорости параллельного узнавания символов значительно увеличивается и скорость чтения.

Упражнения по таблицам Шульте не имеют возрастных ограничений. И для взрослых, и особенно для детей базовой ценностью тренировок с таблицами Шульте является развитие внимания.

Если для взрослых основной мотивацией является освоение техники быстрого чтения, то для детей таблицы Шульте — это отличное упражнение для:

  • развития умения концентрировать внимание;
  • развития кратковременной зрительной памяти;
  • расширения узкого охвата зрения;
  • улучшения навыков чтения и восприятия текстовой информации.

Как правильно пользоваться таблицами Шульте?

Чтобы получить максимальную отдачу от тренировок рекомендуем при выполнении упражнений руководствоваться следующей инструкцией:


Для проведения исследования потребуются таблицы Горбова - Шульте размером 49 х 49см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета (рис 2), секундомер и указка. Обязательно заранее подго товить протокол с целью регистрации в нем времени и ошибок при поиске цифр.

9

17

20

4

13

22

5

21

7

2

16

6

24

12

3

19

14

15

11

1

18

7

10

23

8

Рис.1.2. Черно-красная таблица Горбова - Шульте

для исследования переключения внимания.

Примечание. Выделенные цифры – черные.

Порядок работы . Занятие проводится индивидуально с каж дым испытуемым. Перед ним вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция: «На таблице 25 черных цифр от 1 до 25 и 24 красные цифры от 1 до 24. Нужно показывать и называть черные цифры в возрастающем по рядке от 1 до 25, а красные ‑ в убывающем порядке от 24 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть черную циф ру, потом красную, затем вновь черную, а за ней красную до тех пор, пока счет не будет окончен. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Экспериментатор в протоколе фиксирует время от дельно по каждому из пяти этапов (по десять цифр на каждый этап) и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка ‑ ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возра стающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и, наоборот; замена цифры ‑ изменение ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета ‑ вместо черной называет и показыва ет цифру красного цвета.

Время выполнения задания приблизительно 90 сек.

Протокол исследования оценки переключения внимания

Регистрация време ни

по этапам, с

Черные цифры

Регистрация ошибок

Красные цифры

Регистрация ошибок

t 1

t 2

t 3

t 4

t 5

Обработка результатов: Увеличение времени и количества ошибок от 1 к 5 интервалу свидетельствует об истощаемости нервных процессов, и замедления их подвижности к концу выполнения задания.

При обработке результатов рассчитывается общий показатель переключения внимания, равный сумме показателей по пяти эта пам. Для его вычисления необходимо определить успешность выполнения задания «поиск цифр с переключением» для каждого эта па отдельно. Единый оценочный критерий, отражающий показатель переключения внимания, равен времени поиска цифр с учетом совершенных ошибок. Он рассчитывается по формуле:

А = Т - С, где

А ‑ показатель переключения внимания,

Т и С ‑ балльные оцен ки времени и ошибок соответственно.

Балльные оценки времени и ошибок по переключению внима ния даны в табл. 3,4.

Для сопоставления межмодальных аттенционных характери стик необходимо осуществить перевод индивидуального показателя переключения внимания в шкальные оценки (табл.1.3).

Таблица 1.3

Бальная оценка переключения внимания

Этапы

1

2

3

4

5

время

балл

время

балл

время

балл

время

балл

время

балл

менее 16

менее 29

менее 32

менее 28

менее 30

17-21

29-34

31-40

29-34

31-34

22-26

35-39

41-48

35-39

35-38

27-30

40-44

49-56

40-45

39-42

31-35

45-49

57-64

46-50

43-46

36-40

50-54

65-76

51-56

47-50

41-45

55-59

77-84

57-62

51-54

46-50

60-64

85-92

63-67

55-58

51-54

65-69

93-100

68-73

59-62

55-59

70-74

101-108

74-78

63-66

60-64

75-79

109-116

79-84

67-70

65-69

80-84

117-124

85-90

71-74

70-74

85-89

125-132

91-95

75-78

75-78

90-94

133-140

96-101

79-82

79-83

95-99

141-148

102-106

83-86

84-88

100-104

149-156

107-112

87-90

89-93

105-109

157-164

113-118

91-94

94-98

110-114

165-172

119-123

95-98

99-102

115-119

173-180

124-129

99-102

103-107

120-124

181-188

130-134

103-106

108-112

125-129

189-196

135-140

107-110

113-117

130-134

более 196

141-146

111-114

более 117

135-139

147-151

115-118

более139

более 151

119-122

более 122

Анализ экспериментальных данных имеет смысл осуществлять в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо, в результате сопоставления данных, сделать вывод о наличии или отсутствии возрастных различий по обследуемым группам в целом. Во-вторых, следует решить вопрос о степени выраженности индивидуальных различий, то есть, в какой мере отличаются данные, полученные при обследовании одного испытуемого, от среднегрупповых показателей. И, наконец, в-третьих, если мы имеем экспериментальные данные по развитию других характеристик внимания, можно осу ществить интериндивидуальный анализ, соотнеся между собой величины шкальных оценок по различным свойствам внимания.

Таблица 1.4

Бальная оценка ошибок переключения внимания

цвета

числа

порядка

4 - 5

4. Методика «Черно-красные таблицы»

Цель

Изучение индивидуальных особенностей переключения внимания.

Диапазон применения

Описываемая методика может быть использована при исследовании внимания школьников (начиная с подросткового возраста) и взрослых испытуемых. При обследовании младших школьников целесообразнее использовать упрощенный вариант этой методики с цифрами от 1 до 13 черного и от 1 до 12 красного цветов.

Оборудование

Секундомер, указка и таблица Горбова-Шульте размером 28х28 см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цветов. Высота цифр – 2 см, написаны пером, черной и красной тушью.

Образец таблицы

«.» – показывает красные числа

Процедура эксперимента

Эксперимент проводится индивидуально, включает в себя три серии. В первой серии испытуемый получает задание называть и одновременно показывать черные числа в порядке возрастания от 1 до 25. Во второй серии он должен называть красные числа в убывающем порядке (от 24 до 1). В третьей серии испытуемый попеременно находит черные числа в возрастающем, а красные числа в убывающем порядке. Например, 1 черный, 24 красный, 2 черный, 23 красный и т.д. В инструкции указывается, что задание необходимо выполнять быстро и без ошибок. Экспериментатор фиксирует в протоколе время и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка - ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке и наоборот; замена цифры - замена ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета - вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.

Образец протокола

№ серии

Время выполнения

Ошибки

t1 =

t2 =

t3 =

Обработка результатов

I вариант

1. Вычисляем время переключения внимания по формуле t3 - (t1 + t2).

2. Для того, чтобы сделать вывод о том, быстро, медленно или со средней скоростью протекает переключение у данного испытуемого, необходимо сравнить его результаты со среднегрупповыми для данного возраста.

Возраст

t переключения внимания

ошибки

7-8 (n=95)

9-10 (n= 100)

11-12 (n=75)

13-14 (n=78)

15-16 (n=77 )

17-18 (n=89)

> 18 (n=69)

М – среднее значение

Вывод

В выводе необходимо указать скорость переключения внимания данного испытуемого: примерно равна, выше или ниже возрастной нормы.

II вариант

При обработке результатов полученные данные первоначально переводятся в первичные показатели успешности. При этом пользуются следующими формулами:

t 1+ t 2

1. Для объема внимания t об = ----------- , где

T об – объем внимания,

T1 - время работы в 1-й серии,

T2 - время работы во 2-й серии.

2. Для распределения внимания t р = t3, где

T р –распределение внимания,

T3 – время работы в 3-й серии.

3. Для переключения внимания t n = t3 – (t1+t2), где

T n – переключение внимания.

Оценка результатов

Для оценки полученных результатов пользуются специальными шкалами (см. таблицу).

Ошибки учитываются как дополнительный показатель. Если испытуемый допускает более четырех ошибок, то его общая оценка снижается на один балл.

Показатель

Оценка в баллах

1 балл

низкий

2 балла

ниже среднего

3 балла

средний

4 балла

выше

среднего

5 баллов

высокий

Объем

Внимания

61 и более

51-60

38-50

30-37

29 и менее

Распределение внимания

321 и более

261-320

171-260

131-170

130 и менее

Переключение внимания

201 и более

161-200

91-160

51-90

50 и менее

Техника тренировки скорочтения Горбова-Шульте помогает развивать внимание, память и восприятие. Методика не тяжела в освоении. Достаточно некоторое время смотреть на таблицу с цифрами (или с буквами) и попробовать следовать рекомендациям.

Разработана методика немецким психотерапевтом Вальтером Шульте (1910-1972). Первоначально техника поиска объектов в сетке из квадратов была создана лишь для исследования внимания пациентов.

Итак, что представляет собой методика Шульте и как ею пользоваться? Рассмотрим в этой статье.

Методика «Красно-черные таблицы»

Таблицы с цифрами используются для тренировки скорочтения, но не только. Также они подходят для общего развития детей в школьные годы и полезны в психологии — для установления типа и скорости психических процессов.

Как работать по методике «Красно-черные таблицы» Шульте? В квадрате, расчерченном вертикальными и горизонтальными линиями на нечетное число мелких квадратов, содержатся цифры или буквы. Их необходимо отыскать взглядом за определенное время. На первом этапе нужно тренировать скорость поисково-ориентировочных навыков. На втором этапе объем внимания возрастает, и искать цифры глазами становится легче.

У тех, кто занимается уже шесть-восемь месяцев, на отыскивание чисел от 1 до 25 уходит не больше минуты — 30-40 секунд.

Есть еще более сложная методика — «Черно-красная таблица» Горбова-Шульте. По ней можно оценить не только объем внимания, но и скорость переключения. При этом одновременно перед исследуемым ставят две-четыре таблицы.

Различные по сложности таблицы можно проходить в онлайн-режиме на определенных интернет-сервисах по саморазвитию. Но можно и просто нарисовать себе такие «тренажеры» на бумаге и засекать время секундомером самостоятельно.

Как повысить внимание?

Обычно человек видит ясно не более того, что находится в 15 градусах от точки, на которой он сфокусировался. Остальное уходит от внимания. Смысл тренировок по методике «Красно-черная таблица» — в расширении этой зоны.

Техника Шульте — это не тест, где нужно «дотянуться» до какой-то нормы. Здесь нет норм, так как у каждого психические процессы разные: у некоторых они протекают быстро и равномерно, у других внимание как бы обрывается, и они долго не могут найти следующую цифру. Просто нужно стараться выполнять упражнение так скоро, как возможно, и при этом внимательно.

Эффекты от тренировки

Эффекты от постоянной работы с таблицами будут заметны только через несколько месяцев ежедневной получасовой работы с таблицами.

Во время работы происходит:

  • развитие кратковременной памяти;
  • расширение периферического зрения;
  • постепенное возрастание объема внимания;
  • развитие концентрации.

В результате длительной работы по методике «Красно-черная таблица» при чтении любой книги возрастает скорость поиска необходимых смысловых блоков.

Правила работы с таблицами

Существует несколько правил, касающихся того, как надо тренироваться по методике Горбова «Красно-черная таблица». Перечислим их кратко.

  1. Соблюдать расстояние от глаз до таблицы — 30 см.
  2. Перед началом отсчета цифр нужно около минуты сосредотачивать взгляд в центре. В некоторых таблицах предусмотрена зеленая точка для фиксации внимания.
  3. Считать цифры от 1 до 25 и от 25 до 1 только про себя, не вслух.
  4. Тренироваться с разными таблицами, чтобы взгляд не привыкал к одному и тому же расположению объектов в квадрате.
  5. Выполнять упражнение ежедневно. Но не более 30-40 минут подряд. Переутомляться не нужно.

И еще одно правило, или, скорее, рекомендация. Тренировки должны быть увлекательными. Не нужно заставлять себя делать это, если вам не хочется. И не нужно винить себя, если не получается сократить время прохождения функциональной пробы до 30 секунд.

Усложненные варианты тренировки. Переход к быстрочтению

Чтобы добиться лучшей концентрации и большей скорости восприятия, после освоения маленьких таблиц переходят на квадраты 7×7 и 8×8. Квадраты могут быть окрашены в разные тона и содержать более сложные задачи.

Например, чтобы усложнить задание, испытуемого просят найти цифры от 1 до 36 в прямом порядке. А затем цифры в других цветах от 36 до 1.

После освоения методики «Черно-красная» таблица Горбова-Шульте можно переходить к чтению книг. И пробовать читать страницу, глядя в центр. Передвигать взгляд только вертикально, без горизонтальных движений. На первых этапах не стоит беспокоится о том, воспринята ли информация. Просто тренируется навык быстрочтения глазами.

Затем уже старайтесь понимать то, что попадается на глаза. На тех информационных блоках, где нужно подумать о прочитанном, можно дольше останавливать взгляд. Но если по методике «Красно-черная таблица» научиться быстро искать взглядом необходимую информацию, то некоторые малоинформативные блоки можно вовсе пропускать.

Как развить в себе суперинтеллект?

Методика позволяет быстро ориентироваться в любой информации. Овладев техникой быстрочтения, человек может в краткие сроки штудировать научные материалы, обучаться и писать диссертации.

Развивая детей таким образом, можно достичь невероятных результатов. Они быстро обучаются и могут впитывать информацию гораздо легче, так как у них больше фильтров отбора информации.

В ней помимо простых белых блоков присутствуют по набору красных и черных блоков, черных блоков 25 штук , а красных 24 .

Красно-черные таблицы онлайн

Онлайн-тренажер с красно-черными таблицами Шульте-Горбова.Здесь всего 3 кнопки: Начать, начать сначала и Стоп. Игра идет только по таймеру.Клик по самой таблице: начать или завершить упражнение.Программа в режиме таймера не следит за верностью результатов, и Вы проходите это упражнение прежде всего для себя.

Скорочтение за 30 дней

Игра таблицы Горбова-Шульте

Отличная игра-тренажер красно-черных таблиц Шульте, который автоматически выбирает оптимальный уровень сложности от размера поля 4x2 до совсем огромного. Для тренировки необходимо зарегистрироваться , так как ведется статистика достижений. Также Вам будет доступно около 30 других развивающих бесплатных игр, создание индивидуальных программ тренировок, и возможность бить рекорды других людей, проходить интерактивные курсы для развития скорочтения, памяти, внимания и так далее.

Другие таблицы Шульте:

Прохождение таблицы Горбова-Шульте

Проходить такие таблицы необходимо без ошибок парными значениями.Черные цифры проходятся по возрастающей от 1 до 25 , а красные цифры по убывающей от 24 до 1 .Счет идет попеременно, сначала черная 1 , потом красная 24 , далее черная 2 , потом красная 23 и так далее.

Ошибки во время прохождения упражнения бывают нескольких видов, например, ошибка замены порядка.В этом случае, число, называемое в возрастающем порядке (изначально черное ), становится числом убывающего порядка, и наоборот,число убывающего порядка (изначально красное ) становится возрастающим.

Красно-черные таблицы Шульте

Ниже показаны два варианта красно-черных таблиц Горбова-Шульте:

Скачать Таблицы Шульте-Горбова

Так же Вы можете скачать примеры таблиц Шульте чтобы заниматься с ними независимо от наличия интернета.Так же можно скачать таблицы Шульте для печати .

Файлы для скачивания:

Примеры Красно-Черных таблиц

Ниже приведены примеры таких таблиц для самостоятельного решения:


Итог

В этой статье я старался поподробнее рассказать и дать хорошее представление о Красно-черных таблицах Шульте-Горбова , более подробнее о самих таблицах и разновидностях этих таблиц читайте в разделе Таблицы Шульте .

Развивающие курсы

Таблицы Шульте используются для тренировки скорочтения, памяти, концентрации внимания и так далее. Выберите понравившиеся развивающие курсы, которые помогут быстрее достичь желаемой цели:

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.