Женщины

Виды привычек. Что такое привычка и деление на хорошие и плохие привычки. Роль и преимущества привычек в жизни человека

Виды привычек. Что такое привычка и деление на хорошие и плохие привычки. Роль и преимущества привычек в жизни человека

РЕФЕРАТ

Психология

Психология привычки. Роль привычек в жизнедеятельности людей

Введение 3

1. Психология привычки 4

2. Роль привычек в жизнедеятельности людей 7

3. Как избавиться от вредных привычек 12

Заключение 15

Литература 16

Введение

Привычкой в психологии называют любой регулярно повторяющийся вид поведения, не требующий размышления и скорее приобретенный, чем врожденный. Она может касаться любой сферы деятельности (от еды и сна до мышления и реагирования) и формируется посредством подкрепления и повторения. Подкрепление способствует повторению поведенческого проявления или отклика каждый раз, когда возникает стимул, первоначально вызвавший отклик. С каждым повторением действие становится все более автоматическим (как говорится, еще немного, еще чуть-чуть).

Некоторые привычки, однако, могут возникать в результате единственного события, особенно в случае эмоциональной вовлеченности.

Привычки полезны для освобождения высших психических процессов для творческой деятельности, но способствуют негибкости поведения, а отрицательные привычки и вовсе могут негативно отражаться на всех факторах жизнедеятельности. Психологи говорят, что от привычки нельзя избавиться – ее можно изменить или заменить. Это не касается привычек, которые носят положительный характер, а только тех, которые действительно мешают нам жить.

Актуальность исследования психологии привычки и роли привычек в жизнедеятельности людей, несомненна, позволит рассмотреть отрицательные и положительные аспекты привычек в жизнедеятельности людей.

Цель исследования: рассмотреть психологию привычки и роль привычек в жизнедеятельности людей.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с психологией привычки.

2. Рассмотреть роль привычек в жизнедеятельности людей.

3. Определить - как избавиться от вредных привычек.

Объект исследования: различные аспекты психологии привычки.

Предмет - роль привычек в жизнедеятельности людей.

1. Психология привычки

Привычка – это хорошо усвоенное действие, которое человек повторяет, руководствуясь инстинктами и установками. Такое определение привычки дают психологи. Проще говоря – это поступки, которые мы совершаем не задумываясь.

Процесс приобретения привычки очень прост. Однажды, человек делает какой-либо поступок. Первоначально, ему приходится сознательно выполнять и контролировать не только действие в целом, но и отдельные движения или операции, посредством которых он его осуществляет. Однако, повторяя несколько раз, совершать его становится проще, а в дальнейшем и совсем перестаешь замечать, как приходя домой, привычно надеваешь тапочки и т.д. 1

В результате постоянных повторений человек начинает выполнять многие действия не задумываясь. Это и называется привычкой. Именно в этом кроется вся сложность механизма привычки. То, что заставляет нас делать привычные действия, живет глубоко внутри.

Привычка – это подсознательная программа, следуя которой человек действует. Вопреки расхожему мнению, эта программа совсем не враг личности, а наоборот – прекрасный помощник.

Это средство экономии энергии в нашей внутренней системе.

Становясь автоматизированными, привычные действия или реакции, перестают отнимать у нас время и силы на их обдумывание, подготовку к ним, переживания и их совершение. Они происходят сами собой, оставляя нам энергию на решение более сложных задач.

К сожалению, существуют вредные привычки, которые губят наше здоровье, отталкивают от нас людей, ставят нас в безвыходные положения и т.д. От них хочется избавиться, но сделать это очень сложно, но радует, что, все таки, возможно.

Различают положительные и отрицательные привычки .

Положительные привычки (например, привычки рационального режима труда у станка, санитарно-гигиенические привычки, привычки культурного поведения в быту и т. д.) - важное условие производительности труда, соответствия поведения общественным нормам, условие охраны здоровья. Облегчая соблюдение тех или иных правил, привычки оказывают большую помощь в организации личной и общественной жизни человека.

Отрицательные привычки (неупорядоченное и небрежное выполнение работы, нарушение норм культурного поведения и т. п.) оказывают противоположное влияние.

Имеются большие индивидуальные различия между людьми в формировании привычек.

Образование привычек начинается в раннем детстве, по мере того как ребенок приучается к самообслуживанию, аккуратному одеванию и раздеванию, бережному обращению с игрушками, хранению их в определенном порядке.

Большую роль в формировании привычек у детей играет подражание старшим членам семьи и посильное участие в трудовой жизни семьи.

В детском саду ребенок привыкает участвовать в работе детского коллектива, ответственно относиться к своей работе, к своим обязанностям в игре, преодолевать трудности, с которыми он сталкивается в своей деятельности, помогать товарищам и пр.

В школе учащиеся привыкают внимательно и напряженно работать во время урока, ответственно относиться к выполнению домашних заданий, соблюдать определенный режим труда, отдыха, сна, питания, терпеливо преодолевать трудности, планировать работу, заранее определяя ее содержание и правильно распределяя во времени. 2 Соблюдая школьные правила, ученик овладевает привычками культурного поведения.

Основными условиями образования привычек в период обучения в школе являются руководство и пример учителя , систематическая оценка работы и поведения ученика учителями, общественное мнение классного

коллектива, пионерской и комсомольской организаций. Важное условие формирования привычек - непримиримая борьба с отрицательными привычками (со стороны родителей, учителей, классного коллектива, пионерской и комсомольской организаций), категорическое осуждение каждого проявления дурной привычки. 3

Важно замещать отрицательное действие положительным, а также предупреждать возникновение и возможность развития дурных привычек.

Работа по воспитанию привычек в семье, детском саду, в школе должна быть систематической и непрерывной, так как всякое нарушение привычки разрушает у детей потребность в выполнении действий, необходимых для образования или закрепления этой привычки.

Привычки играют важную роль в формировании устойчивых форм поведения, характеризующих черты личности. Формирование полезных привычек и борьба с вредными, отрицательными привычками составляет одну из важнейших задач воспитания.

2. Роль привычек в жизнедеятельности людей

В жизни и деятельности людей большое значение имеют именно привычки. Привычками называются действия, закрепляющиеся в поведении человека и ставшие его потребностями. (рис.1)

Удовлетворение потребности связано с чувством удовольствия, а неудовлетворение влечет за собой неприятные переживания.

Поэтому выполнение привычных действий вызывает у нас положительные эмоции, а невозможность делать то, к чему мы привыкли, сопровождается неприятными чувствами.

Рис.1. Потребности человека

Излишне говорить, что вся наша жизнь состоит из привычек. То, как мы осваиваем новое направление деятельности, новую область знаний, то, как мы разговариваем с другими людьми, и как мы их воспринимаем, то, как мы реагируем на жизненные обстоятельства, решаем возникшие в жизни трудности, ну и, в конце концов, то, как мы едим, все это результат укоренившихся в нас привычек.

Можно даже сказать ещё больше, возникаемые в нашей жизни обстоятельства - это результат наших привычек.

Поэтому в своей книге "Сезоны жизни" Джим Рон сказал: "Если мы хотим изменить обстоятельства, мы должны изменить свои привычки, свою позицию, свое мнение…". 4

Разница между вредными привычками и полезными состоит только в том, что вредные привычки возникают без всяких усилий с нашей стороны, тогда как полезные привычки не возникают сами по себе, если только их не привили с детства мудрые родители.

Любая привычка – это, по сути, неосознанное автоматическое действие, которое сформировалось от многократного повторения.

Отсюда можно сделать простой вывод: чтобы изменить вредную привычку надо её для начала осознать, т.е. вывести её из состояния автоматизма, и перевести её в состояние контроля над совершаемым действием.

Затем нужно сформулировать в виде цели именно положительную привычку, которую мы хотим приобрести и уже стараться совершать соответствующее формулировке действие (или воздержание от действия).

Многократное повторение такого действия сформирует у нас положительную привычку.

Безусловно, формирование положительных привычек уже требует от нас значительных усилий, т.к. имеющиеся у нас привычки создали определенную зону комфорта, а новое всегда вызывает дискомфорт.

Но процитируем здесь слова Билл Ньюмена, автора бестселлера "Парите вместе с орлами": "Помните: каждый разумный человек старается превратить свои намерения в навыки и привычки." 5

Человек в мире культуры, цивилизации и ценностейКурсовая работа >> Философия

... человека . Повседневность в современном представлении – заботы и тревоги, привычки ... и использованием; б) всеобщая технизация жизнедеятельности человека , ведущая к стандартизации вещей и... тела человека . 4. Ценности и их роль в жизни общества и человека С...

  • Роль физической культуры в укреплении здоровья человека

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    Отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности человек , для которой характерно единство и целесообразность... из самых вредных привычек . Широко распространены мифы о курении, играющие роль «психической защиты» ...

  • Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    Охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека , направленные на... на индивидуальном развитии человека ; о роли семейного воспитания и... 1978). 1.3.2. Искоренение вредных привычек Искоренение вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания...

  • Привычки как психологический феномен до сих пор не получили достаточного освещения в психологической литературе. Неясно даже, к какому раз­делу общей психологии их относить: к мотивации или действиям, поведению. В даваемых привычкам определениях акцент делается на том, что привычки - это автоматизированное или автоматическое действие, сложившийся способ поведе­ния, и лишь потом добавляется: которое (который) стало потребностью, приобрело характер потребности, включает потребность. Такой подход к привычкам можно найти еще в работах конца XIX века. Например, один из основоположников научной психологии У. Джемс в учебнике по психологии 1892 года говорит о привычках то как о навыках, динамическом стереотипе, то как о факторе, определяющем поведе­ние человека. Вот что он пишет:

    Привычка играет в общественных отношениях роль колоссального махового колеса это самый ценный консервативный фактор в социальной жизни Она одна удерживает всех нас в границах законности и спасает «детей фортуны» от нападок завистливых бедняков. Она одна побуждает тех, кто с детства приучен жить самым тяжелым и неприятным трудом, не остав­лять подобного рода занятий. Она удерживает зимой рыбака и матроса в море, она влечет рудокопа во мрак шахты и пригвождает деревенского жителя на всю зиму к его деревенскому домику и ферме; она предохраняет жителей умеренного пояса от нападения обитателей пу­стынь и полярных стран Она принуждает нас вести житейскую борьбу при помощи того рода деятельности, который был предопределен нашими воспитателями или нами самими в раннюю пору жизни (1991, с 49) (курсив мой. - Е. И ).

    С ролью привычки как мотивационного фактора согласен и С. Л. Рубинштейн, который пишет, что образовавшаяся привычка означает возникновение не столько нового умения, сколько нового мотива.

    Таким образом, именно мотивационный подход к привычкам в большей мере по­зволяет подойти к пониманию их сущности. Акцентирование же внимания на авто­матизированном действии заставляет рассматривать любое сформированное дей­ствие как привычку. В результате привычкой становится любое умение: ходить, писать, держать ложку и т. д. Именно такой подход имеется у У. Джемса, рассмат­ривающего образование привычек как простое «проторение» в мозгу нервных пу­тей, в результате чего, как он считает, из произвольных движений образуются не­произвольные, неосознаваемые.

    Очевидно, следует отличать привычные действия (привычное по определе­нию - это знакомое, известное, к которому приучились) от привычки как мотива­ционного феномена. Первые связаны с умениями и знаниями, что и как делать в данной ситуации, вторая связана с потребностью делать что-то. Кроме того, при­вязка привычек к действиям, присутствующая в определениях, значительно сужи­вает их состав. Например, вредные привычки, связанные с употреблением никоти­на, наркотиков, спиртных напитков и отражающие зависимость организма челове­ка от них, не вписываются в эти определения, так как не имеют никакого отношения к автоматизированным действиям.


    Таким образом, и в вопросе о привычках мы сталкиваемся с тем, что потребность подменяется целью (действием), а вместо привычек рассматриваются психофизио­логические механизмы осуществления привычных действий, механизмы контроля за этими действиями (осознаваемы или нет эти действия).

    Такая подмена произошла, вероятно, в силу того, что привычек без многократно­го повторения определенного действия не возникает. И результатом этого повторе­ния может быть, с одной стороны, формирование навыка, а с другой - формирова­ние потребности в осуществлении этого навыка. Навыки (действия) - на виду у всех, а потребности в их осуществлении - внутри субъекта. Отсюда привычные действия легче принять за привычки, чем потребность в этих действиях

    Однако и понимание этого оставляет ряд вопросов. Главный из них - почему к одним действиям человек привыкает, т. е. они становятся потребностью, а к другим - нет. В «Психологическом словаре» (1983) сказано, что «решающее значение в форми­ровании привычек приобретает вызываемое самим функционированием действие фи­зического и психического самочувствия, окрашиваемое положительным эмоциональ­ным тоном "приятного удовольствия"». К. К. Платонов же считает, что привычка - это навык, сформировавшийся на фоне положительных эмоций. Возможно, в ряде случаев это имеет место, хотя положительный эмоциональный фон скорее сопутству­ет формированию вредных привычек (например, эйфория, кайф при употреблении спиртного и наркотиков), т. е. привычек, содержанием которых являются не сами дей­ствия, а вызываемые ими состояния. Что же касается привычек как потребности в определенных действиях, движениях, то дело здесь, думается, в другом.

    Чтобы разобраться в этом, вспомним некоторые наши привычки. Начну с полез­ных привычек, формирующихся путем воспитания; в основном это гигиенические привычки и привычки, связанные с культурой поведения. Говорить о том, что у ре­бенка они формируются на фоне положительных эмоций, не приходится, наоборот, часто это сопровождается недовольством и слезами ребенка. Следовательно, не эмоциональная привлекательность выполняемых действий способствует формиро­ванию привычного поведения, а что-то другое. Очевидно, превращение действий из необходимых в желаемые, из действий, осуществляемых по самопринуждению и принуждению извне, в действия, осуществляющиеся как бы сами собой, происхо­дит по механизму ассоциации: ведь человек испытывает потребность в определен­ных действиях только в определенных ситуациях, обстоятельствах. Последние слу­жат условным раздражителем, сигналом, вызывающим потребностное состояние, состояние напряжения, которое человек устраняет путем осуществления привыч­ных действий. Важно при этом отметить, что эти действия становятся составляю­щими динамического стереотипа поведения человека, и устранение одного из них может разрушить поведение. В качестве анекдота в литературе приводится случай, действительно имевший место.

    В одном из зарубежных университетов некий профессор физики во время лек­ций имел обыкновение сходить с кафедры, вызывать к себе какого-нибудь студента и, разговаривая, покручивать пуговицы на сюртуке этого студента. К концу лекции эти пуговицы, как правило, отрывались. Студентам это надоело, и в следующий раз студент-жертва пришел на лекцию в сюртуке без пуговиц. Профессор, как обычно, протянул руку и стал искать пуговицы, но, не обнаружив их, заявил: «Господа, лек­ция отменяется!».

    Ослабление сознательного контроля за привычными действиями не означает, что эти действия не мотивированны. Человек осознает потребность в выполнении этих действий и поэтому ищет способы ее удовлетворения (например, при игре в шахматы он привык вертеть что-нибудь в руках, поэтому, расставив фигуры на дос­ке, он тут же начинает искать подходящий для этого предмет; естественно, делает он это не автоматически, а сознательно).

    Если же речь идет о привычках, связанных с соблюдением гигиенических правил или правил вежливости, то тут вообще трудно говорить об их неосознанности, поскольку они осуществляются по долженствованию: не «из-за чего», а «для чего» (чтобы не считали неаккуратным, грязнулей, невежливым, невоспитанным и т. д.). Усвоенные правила становятся для человека мотивационными установками, кото­рые актуализируются каждый раз, как он попадает в знакомую ситуацию.

    В процессе своего формирования полезные привычки связаны с освоением чело­веком постоянной для него ситуации. Он привыкает к обстановке, его окружающей, узнает, где что расположено, чем можно пользоваться при необходимости; т. е. у него возникает ориентировочная основа поведения. Это приводит к значительно­му сокращению времени и усилий, уходящих на принятие решения, в связи с тем, что намерение формируется без участия в мотивационном процессе блока «внут­реннего фильтра». О роли этого момента в осуществлении привычных действий У. Джемс писал:

    Нет существа более жалкого, чем человек, которому привычна лишь нерешительность и для которого необходимо особое усилие воли в каждом отдельном случае, когда ему надо за­курить сигару, выпить стакан чаю, лечь спать, подняться с постели или приняться за новую часть работы. У такого человека более половины времени уходит на обдумывания или сожа­ления о действиях, которые должны были бы до такой степени войти в его плоть и кровь, что стали бы бессознательными (1991, с. 50-51). (По моему мнению, точнее было бы написать, «...как будто бы бессознательными». - Е. И )

    Иные механизмы проявления - у ряда вредных привычек, связанных с употреб­лением алкоголя, наркотиков, с курением. Здесь привыкание к вредным для организ­ма веществам происходит на клеточном, биохимическом уровне. Привычкой стано­вится не столько что-то делать, сколько потреблять: человек, например, привыкает курить не потому, что ему надо держать папиросу во рту, а потому, что у него форми­руется органическая потребность в никотине, зависимость организма от него.

    В этих привычках особенно отчетливо проявляется их мотивационная роль. По­требность в курении, наркотиках и т. п. не просто осознается, а доставляет челове­ку мучения, если не удовлетворяется через определенное время. Осуществляемые человеком действия связаны уже не с мотивационной установкой, а с мотивом, ко­торый формируется «здесь и сейчас».

    Итак, подведем итоги. Сказанное выше свидетельствует о том, что привычка яв­ляется обобщенным понятием, под которым понимаются привычные действия, при­вычная обстановка, привыкание (как адаптация и как зависимость, потребность в определенных действиях и веществах). Поэтому, когда говорят о привычках, нужно сразу обратить внимание на то, какой их аспект - мотивационный или действен­ный - имеете в виду.

    Привыкание как явление только частично сродни привычке, так как оно может отражать не только возникновение зависимости организма или личности от чего-то, но и адаптацию, которая характеризуется отсутствием реакции на раздражитель (или, по крайней мере, уменьшением реакции) при его многократном воздействии на человека. Например, мы не ощущаем на себе одежду, привыкаем к темноте и т. д. Все это, отражая привыкание, не имеет отношения к привычке.

    В заключение приведем слова У. Джемса:

    В воспитании великое дело сделать нашу нервную систему нашим другом, а не врагом. Добиться этого - значит превратить приобретения в чистые деньги и жить спокойно на про­центы от капитала. Мы должны по возможности в самом раннем возрасте сделать привычными для себя как можно более полезных действий и остерегаться, как заразы, укоренения в нас вредных привычек (1991, с. 50).

    Таким образом, многое зависит от того, какие потребности мы сумеем сформиро­вать у ребенка и какие сумеем предотвратить. В контексте предупреждения форми­рования негативных привычек поведения у детей и подростков интересной представ­ляется предложенная В. А. Худиком классификация вредных привычек (1993, с. 42-52), в которой потребности и мотивы реализации последних рассматривают­ся с учетом условий воспитания ребенка в семье, школе, других социальных инсти­тутах. В частности, им выделяются: а) аморальные и асоциальные привычки поведе­ния; б) привычки поведения, обусловленные невротическими состояниями; в) ано­мальные привычки интоксикационного генезиса. Профилактика этих привычек во многом зависит от конкретных жизненных условий, а также от формирования свойств индивида, определяющих дальнейшее развитие его потребностно-мотивационной сферы.

    В редные привычки - это то, что может в себе найти практически каждый среднестатистический человек! И многие люди предпочитают не видеть в этом проблемы и попросту не замечают собственные вредные пристрастия. Часто можно услышать отговорку: «У меня всё под контролем, это вовсе не вредная привычка, а минутная слабость». На самом деле, человек часто даже не догадывается, сколько негатива в его жизнь несут вредные привычки и как хорошо будет, если от них избавиться. Рассмотрим в этой статье самые распространенные виды вредных привычек и попробуем разобраться, что можно сделать, чтобы избавиться от них.

    Вредные привычки: список

    Прежде чем начать перечислять популярные вредные привычки, стоит дать определение, что же это такое. Итак, что можно считать плохой привычкой? Закономерность действий, чётко повторяющихся на протяжении длительного времени, характерных для конкретного человека, - это привычка. Вредной её можно назвать, если она несёт потенциальную угрозу здоровью, настроению, психологическому, физическому комфорту, чистоте окружающей среды и т. д.

    Вот список самых часто встречающихся вредных привычек:

    • табакокурение;
    • распитие алкогольных напитков;
    • пристрастие к вредной еде (фастфуд, мучное, сладости);
    • игромания;
    • сквернословие;

    Но это далеко не полный перечень вредных пристрастий, которыми страдают современные люди. Есть менее глобальные привычки, например праздное времяпрепровождение. Многие люди не видят в этом дурного пристрастия, а считают особенной чертой характера. Мол, он привык брать от жизни всё, умеет радоваться жизни и веселиться. А на деле он обыкновенный лентяй, «прожигатель» жизни и попросту инфантильный человек. Привычка грызть ногти, ручку, закусывать губу и т. д. мелкая и не всегда заметная для окружающих. Однако такая мелочь может сильно раздражать даже самого обладателя проблемы. А подобные действия, совершающиеся регулярно, наносят вред здоровью.

    Привычки бывают разными, и есть среди них особенно интересные, на которые хочется обратить внимание в первую очередь.

    Какие бывают вредные привычки у современных людей

    Рассмотрим несколько распространённых и не очень популярных плохих привычек.

    Табачная зависимость

    Несмотря на то что сегодня всё больше становится популярен здоровый образ жизни, очень много людей подвержены пагубной привычке - курению. При этом стоит отметить, что современный мир расширил границы этого пристрастия. Сегодня люди зависимы не только от сигарет, но и от ароматического табака, который курят через кальяны. Новомодное веяние - парение вейпов стремительно набирает обороты в нынешние дни. Абсолютно любая форма зависимости от табачных изделий пагубна. И даже применение высокотехнологичных устройств, вейпов, не решает, а усугубляет проблему. Люди, страдающие этими привычками, ставят под угрозу собственное здоровье, наносят удар по организму собственных детей, членов семьи, окружающих.

    Алкогольная зависимость

    Пить пиво, вино, коктейли и крепкие алкогольные напитки небезопасно для психологического комфорта и физического здоровья. Все об этом знают. Однако многие люди подвержены этому пристрастию. Всё начинается с «безобидного» пива, вина или других лёгких алкогольных напитков и со временем нередко переходит в привычку, которая закладывает почву для формирования патологической зависимости.

    Склонность к перееданию

    Казалось бы, потребность человека в еде вполне объяснима и считается нормальным явлением. Однако гастрономия также может явиться почвой для формирования вредных привычек:

    • переедание;
    • привычка есть вредную пищу;
    • увлечение опасными монодиетами и т. п.

    Питаться тоже нужно правильно и надо уметь контролировать свои гастрономические настроения. Иначе можно сформировать очень даже опасные привычки, которые ведут к ожирению, развитию сахарного диабета 2-го типа, проблемам с ЖКТ.

    Шопоголизм

    Оказывается, привычка постоянно что-то покупать тоже является вредной. Обратите внимание на то, как часто вы делаете необоснованные покупки. Есть ли тяга к походам по магазинам, связанная с желанием подавить плохое настроение? Ответы на эти вопросы помогут определить, имеет ли место шопоголизм в вашем случае. А ведь это тоже может стать проблемой. Необоснованная трата денег наносит урон семейному бюджету, формирует долги, мешает стабилизировать благосостояние.

    Привычка лениться

    Есть и такая привычка - лениться. Человек, который старается отодвинуть дела на потом, отлынивает от каких-то обязанностей, работает, учится спустя рукава, должен задуматься. Ведь это может стать стабильным проявлением его характера. Ленивые люди редко успешны. Никто не принесёт достижений и жизненных свершений на блюде с золотой каймой.

    Привычка врать

    Ко лжи в той или иной мере прибегает почти каждый человек в своей жизни. Есть так называемая ложь во благо. Иногда невинная ложь применяется для того, чтобы сгладить последствия каких-то событий для человека. Однако есть и такие личности, которые врут просто потому, что им нравится говорить неправду. Патологические лжецы часто и сами теряют границы и уже не разбирают, где находится правда, а где есть ложь. Наличие такой привычки делает человека отталкивающим для окружающих. Нередко лживость ложится в основу формирования более серьёзных проблем.

    Сквернословие

    «Русский матерный» известен всем людям, живущим, родившимся на территории нашей страны. Чуть ли не с самого детства нам приходится слышать скверные слова где-то на улице, из телевизора, от сверстников и т. д. Есть люди, для которых мат становится привычкой. Но «крепкое» словцо, сказанное на эмоциях в редких случаях не так страшно, как привычка «выражаться» по необходимости и без особой на то причины. Молодые девушки, из уст которых слышатся грязные ругательства, сразу теряют свой шарм. Парни и мужчины, которые не могут разговаривать без мата, также не притягательны для противоположного пола. Сквернословие отталкивает и создаёт человеку неприглядную репутацию, что не может не сказаться негативно на жизни индивида, обладающего такой привычкой.

    Привычка жевать кончик волоса

    Есть и такие привычки, которые не связаны с какими-то пагубными поступками и действиями. Тем не менее они несут негатив. Например, люди с длинными волосами иногда привыкают покусывать, накручивать на палец, жевать кончик локона. С одной стороны, ничего экстраопасного в этом нет. Однако выглядит со стороны такое пристрастие очень неприятно. Да и самого носителя привычки это может жутко раздражать.

    Привычка собирать/хранить ненужные вещи

    Встречали ли вы людей, которые тянут в свой дом всякий ненужный хлам и не могут расставаться с вещами, складируя много устаревших, утерявших актуальность предметов у себя в жилище? А это, между прочим, ещё одна весьма вредная привычка! Человек захламляет территорию, что создаёт значительный дискомфорт для него и его близких, соседей. Иногда такое пристрастие к собирательству ненужного хлама принимает патологические формы. Дом в такой ситуации может превратиться в натуральную свалку. Человеку, чьё пристрастие переросло в патологию, необходима профессиональная помощь.

    Виды вредных привычек

    Читая вышеперечисленные вредные привычки, можно отследить некие признаки, по которым можно разделить пристрастия на виды.

    В современной психологии выделяют:

    • физические зависимости;
    • психологические привычки;
    • психофизиологические привычки;
    • психоэмоциональные пристрастия.

    Например, привычка грызть карандаш или ручку может быть отнесена к физическим проявлениям привыкания к закономерности действий. А вот тяга к курению сигарет, кальяна, вейпа относится к психофизиологическим патологическим потребностям.

    Есть возрастные привычки, например детские: сосательный рефлекс, привязанность к родителям, привычка засыпать в обнимку с игрушкой. Старческие пристрастия: тяга к обсуждению чужой жизни, привычка ворчать, пристрастие к походу на рынок, в поликлинику, в магазин без видимой на то потребности. Есть варианты пристрастий, характерных для определённого пола. Например, привычка сидеть на диетах, сокрушаться о лишних килограммах больше характерна для женщин. А вот пристрастие к карточным или другим азартным играм, привычка не соблюдать скоростной режим за рулём автомобиля чаще встречается у мужчин.

    Что делать? Профилактика плохих пристрастий

    Известно, что со всем негативом нужно бороться! Как же быть с вредными привычками? Ведь понятно, что даже самая безобидная вариация пристрастия может принять весьма пугающие и отталкивающие формы. Главное - понять и признать наличие пагубного пристрастия. Только тогда удастся с ним справиться. В некоторых случаях избавиться от такой проблемы (курение, алкоголизм, игровая зависимость) можно только с помощью специалиста. Люди, обладающие сильной волей и серьёзно нацеленные на результат, нередко находят в себе силы побороть в себе лишние, отрицательные черты характера. Прежде чем искоренить в себе негативные пристрастия, нужно познать себя, признать свои недостатки и найти верный путь для их устранения. Важно понимать, что путь очищения от вредных привычек может быть нелёгким. Однако при должном упорстве спустя какое-то время нужные результаты будут достигнуты.

    Как справиться с вредными зависимостями с помощью йоги

    Выбирая йогу и становясь на путь самосовершенствования, саморазвития, самоисцеления, человек автоматически берёт курс на избавление от вредных пристрастий. Естественно, что для начала придётся осознать, что именно лишнее и почему оно так притягивает. Следует понять природу возникновения тех или иных привязанностей, привычек.

    Йоги считают, что в основе большей части привычек лежит тяга к получению своеобразного «допинга» в виде особого прилива позитивной энергии. Однако важно понимать, что, выкуривая сигарету, выпивая банку пива, съедая очередной пончик, человек лишь получает «обманку» в виде сиюминутного удовольствия. Это удовольствие не придаёт сил, не улучшает настроение, не оказывает положительного влияния на жизнь человека. Напротив, со временем приходит расплата за неумеренное вредное увлечение: уходит здоровье, подрывается психологический комфорт, носитель вредных пристрастий всё чаще сталкивается с жизненными неудачами.

    При помощи практик хатха-йоги можно получать реальный заряд позитивной энергией. Упражнения помогут очиститься духовно и оздоровить тело. Со временем человек обнаружит полное освобождение от пагубной тяги. На определённом этапе занятий йогой можно научиться получать необходимый заряд в нужном количестве и тогда, когда это необходимо. Ведические практики направлены на саморегулирование потоков энергии и осознанный отказ от всего лишнего, загрязняющего дух и формирующего карму.

    Привычки занимают серьезное положение в нашей жизни. И это не просто так. Ведь одно из определений личности человека звучит как комплекс устойчивых поведенческих и эмоциональных реакций на стимулы окружающего мира.

    Что это значит, в общем? А то, что человек является совокупностью привычек. Ведь они и характеризуются автоматизмом. И когда человек реализовывает одну из привычек в жизнь, то действительно, он как будто на автомате совершает определенные поступки. Но вот развитие привычек — процесс непростой. Нужно учитывать множество факторов, о которых и пойдет речь в этой статье.

    Определение понятия что такое привычка

    Давайте по науке объясним значение этого термина. Привычкой является сформированный условный рефлекс на определенное событие, реакция на которое совершается непроизвольно. Проще говоря, человек не осознает того, что сделал. Именно это становится причиной порой безответственного поведения. Ведь привычки бывают разными. И иногда они идут в разрез с общепринятыми в данном обществе нормами.

    Что нужно для формирования привычки

    1. Нужно рассматривать привычку как комплекс двух аспектов. Первый — это привычка как затухание эмоциональной и поведенческой реакции негативного окраса на определенное событие. Можно сказать, что это первая стадия формирования серьезной привычки.
    2. Вторая стадия — это формирование положительной оценки определенного предмета, вследствие чего у человека появляется внутренняя потребность заполучить его или совершить связанное с ним действие. Проще говоря, алкоголику хочется выпить. Да и обычная чистка зубов также является проявлением нашей внутренней потребности.
    3. Если в течение нескольких лет совершать однотипные действия и не задумываться о том, насколько это плохо (а если здесь идет положительное подкрепление, так вообще прекрасно), то привычка будет формироваться. В случае с той же чисткой зубов все просто. Ведь мы понимаем, насколько это полезно делать. И когда дело доходит до того, что зубы прекращаем по тем или иным причинам чистить, то нас переполняют преимущественно негативные эмоции. У нас появляется стойкое ощущение, что мы над собой проделываем что-то вредное.

    Сколько времени необходимо для формирования привычки

    Ответ на данный вопрос требует более детального рассмотрения проблемы. Чем тяжелее человеку будет бросить определенный образ жизни, тем дольше соответствующей привычке нужно формироваться. То есть, если человек зависим от алкоголя, то на формирование такой привязанности необходимо много лет, а порой их десятки.

    Но некоторые привычки вырабатываются достаточно быстро. Например, когда мы приучаем себя выключать свет при выходе из комнаты, то через некоторое время делаем это на автомате. Причем мы настолько не задумываемся о том, какие действия совершаем, что можем и не помнить, делали ли мы определенные действия.

    То же самое касается и закрывания дверей на ключ при входе в помещение. Привычки такого типа формируются достаточно быстро. Дополнительно сюда входит положительное подкрепление действий, основанное на потребности человека чувствовать себя в безопасности.

    В общем, мы поняли, что классическая схема «Привычка за 21 день» не вкладывается в реалии. И все зависит от того, сколько в себя условных рефлексов включает она.

    Что это значит?

    Мы раньше отмечали, что привычка является условным рефлексо м. Но здесь есть некоторые моменты. То определение приводилось исключительно с целью упростить. Но поскольку уже больше, чем половина статьи прошла, необходимо более глубокое изучение вопроса.

    Любая привычка является комплексом условных рефлексов. В качестве стимулов, которые ассоциируются с определенным действием, могут выступать разные вещи: время, дата, определенный уровень освещенности, субъективные переживания и так далее. И все они могут быть связаны с практической реализацией привычки.

    Поэтому более рациональное определение звучит так: привычка — это комплекс условно-рефлекторных реакций на определенные стимулы, которые имеют эмоциональный или деятельный аспект и не подчиняются сознанию человека. Исходя из этого определения становится понятно, почему от некоторых привычек так тяжело избавиться. Ведь сознательно мы их не контролируем, а ухватываем исключительно естественные последствия этих действий.

    Например, если мы выпили спиртное в тот момент, который нам не был вовсе нужен, то только постфактум мы понимаем, что и не нужно было пить вовсе. Особенно это прояснение может наступать на следующее утро, когда начинаются симптомы похмелья.

    А вот от переедания последствия привычки осознаются уже через несколько десятков минут. Человеку становится попросту плохо, ведь организм не справляется с таким огромным количеством еды.

    В общем, мы поняли, что привычка имеет подсознательный и автоматизированный характер, а в структуре привычки можно увидеть комплекс условных рефлексов.

    Роль и преимущества привычек в жизни человека

    Многие люди задумываются, а хорошо ли то, что мы привыкаем ? Ведь если бы механизма привычек не было, то и не существовало бы объедания, зависимостей и прочих неприятных вещей. Но это только в теории. На самом деле, привычки в идеале помогают нам неплохо экономить время и силы.

    Особенно это сказывается в стрессовых ситуациях, когда организму неважно, какое конкретно решение будет принято, важна скорость. И тогда привычные действия могут даже выживание человеку обеспечить.

    Недостатки привычек

    Конечно, есть негативный аспект, но это естественно. Ведь если посмотреть на что-угодно, то видим: все положительное может иметь и обратную сторону.

    Но оценивать привычки как отрицательное явление только основываясь на этом факте как минимум глупо.

    Вот представьте, если бы в вашей жизни не было никаких привычек. Да вам бы пришлось три часа думать перед тем, как подать деньги водителю в маршрутке. Почему? — спросите. А здесь причина ясна. Когда мы передаем за проезд, то часто не задумываемся о том, как это совершаем.

    Да и вообще, такого понятия, как маршрутка, не было. Ведь человек не смог бы водить автотранспортное средство. Почему? Да потому что привычки лежат в основе навыков.

    Если не закреплять определенные действия, то водителю пришлось бы постоянно задумываться, в какую сторону поворачивать руль, а также отыскивать кнопку «Газ», машина попросту бы не сдвинулась с места, правильно?

    Выводы

    Таким образом, мы понимаем, что привычки весьма нужны в нашей жизни. И недооценивать их значения нельзя. Даже банальная память является в определенной степени привычкой, потому что данный механизм направлен на то, чтобы адаптироваться к окружающей среде.

    Умение формировать привычки у себя самостоятельно является признаком зрелой психологически личности. Умение рефлексировать и тщательно отслеживать свои поступки показывает личность как волевую и способную меняться. А это положительно сказывается на его финансовом, социальном и душевном благополучии.

    По механизму образования с навыками тесно связаны привычки. Привычка - потребность совершать действия. Например, ребенок овладел некоторыми гигиеническими навыками: он умеет мыть руки, чистить зубы. Однако этого мало. Важно, чтобы у ребенка выработалась при­вычка всегда мыть руки перед едой, перед сном, после прогулки. Привычка побуждает человека поступать определенным образом. Вот почему привычки имеют исключительное значение в воспи­тании положительных качеств личности. А. С. Макаренко отме­чал, что необходимо воспитывать правильные привычки пове­дения. Когда выработана привычка, мы поступаем так потому, что иначе не можем, потому, что так привыкли. Макаренко замечает, что воспитать привычки поведения гораздо труднее, чем воспитывать сознание того, как нужно себя вести.

    Если навык, как правило, формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образоваться и без особых усилий со стороны человека. Строгий распорядок дня, пример окружающих, многократное повторение одних и тех же действий приводят к тому, что незаметно для самого себя у человека появляются положительные или отрицательные привычки.

    Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же, в от­личие от навыков, требуют осуществления действий. Поэтому в поведении они или полезны, или вредны. Вот почему привычки входят в моральный фонд личности.

    Привычки возникают у ребенка в процессе оперирования с предметами, в результате расширения круга общения с людьми. Важно, чтобы у ребенка сразу закреплялись полезные привычки, оказывающие положительное влияние на личность. Древнеин­дийская пословица гласит: “Посеешь поступок - пожнешь при­вычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь харак­тер - пожнешь судьбу”.

    Среди привычек, связанных с трудовой деятельностью, не­обходимо отметить полезную привычку заполнять свое время плодотворным трудом и разумным отдыхом. Эту мысль настой­чиво подчеркивал К. Д. Ушинский: “Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти минуты портится голова, сердце и нравственность”.

    Таким образом, навыки и привычки представляют собой фун­дамент поведения личности. На основе навыков и привычек формируются черты характера, профессиональная умелость. Хо­рошо отработанные навыки и полезные привычки дают возмож­ность человеку быстрее овладеть новым учебным материалом, новыми видами профессиональной деятельности.