Астрология

Внутренняя сила, или Духовные основы успеха и здоровья. Духовная сила означает степень господства духа над телом и душой Слово источник духовной силы человека

Внутренняя сила, или Духовные основы успеха и здоровья. Духовная сила означает степень господства духа над телом и душой Слово источник духовной силы человека

Термин «духовность», несмотря на его распространенность, вызывает много вопросов и недопонимания. Кто-то видит в ней уход от общественных ценностей, другие, наоборот, воспринимают, как единственный способ социализации. Каким образом формируется духовность? Как она влияет на жизнь человека? Можно ли повысить ее уровень? Что общего между религией и духовностью? Обязательно ли быть верующим человеком для ее достижения? Нужно ли пренебрегать материальными ценностями? Каким учителям верить? Разберемся в этом вопросе.

Что такое духовность?

Духовность - это свойство человека или группы людей руководствоваться в своих поступках духовными (возвышенными) принципами или идеалами. Если оценивать жизнь общества с позиций по Абрахаму Маслоу, то духовность находится на самой вершине потребностей, вместе с самоактуализацией и моральностью человека.

Теорий, объясняющих феномен духовности, придумано множество. Условно их можно разделить на две группы: природную и сверхъестественную. Первая описывает это явление с позиций психологии , объясняя духовность, как функцию психики. Вторая утверждает наличие высших материй или энергий, которые управляют жизнью человека. Эзотерики убеждены , что существует целый духовный мир, живущий по своим законам и правилам. Насколько он централизован, либо хаотичен, сказать трудно. Мнений много и они кардинально отличаются.

В духовных учениях утверждается, что есть высшие силы, которые этим миром управляют. Христианство и Ислам уверяют, что Бог один. Последователи других религий, наоборот, убеждены в том, что богов много. В оккультизме принято говорить о Эгрегоре – нематериальной сущности, порожденной коллективным разумом и способной взаимодействовать с людьми. Эгрегор выступает в качестве биоэнергетической структуры, которая, словно полотно, «соткана» из человеческих мыслей и эмоций.

На самом деле, не так важна природа духовности. Куда важнее ее место в жизни человека . Ведь, если высшие цели наделяют жизнь смыслом, то какая разница, кем они порождены, психикой или нематериальным миром? В любом случае, все специалисты сходятся в одном – духовность выходит за рамки одного человека, приобретая сверхличностные формы. Она дает полноту внутренних переживаний, уникальный опыт самопознания.

Создание, хранение и передачу духовных ценностей называют духовным производством. Оно входит в более глобальное понятие духовной деятельности. В отличие от материальной продукции, ее творения неограниченные. Они могут быть созданы в любом количестве. Кроме того, духовная пища не уменьшается по мере потребления, а наоборот ее количество увеличивается. В этом заключен главный феномен духовности , возвышающий ее над физическим миром, в котором ресурсы истощаются.

Физическое воплощение духовности формирует такое явление, как духовная культура. Она тесно связана с другими проявлениями культуры, формируя идеологию и философию групп людей или, даже, целых народов. Общепринятыми духовными ценностями считаются идеалы добра, красоты, любви, истины, взаимопомощи. Они неизменны во всех углах земного шара, а, возможно, во всей Вселенной. Но можно ли расценивать это качество, как атрибут религиозности?

Связь духовности и религии

Прежде всего, стоит определить, что представляет собой религия. Данное явление обозначает систему взглядов, убежденных в наличие высшей силы, влияющей на материальный мир. Религия опирается на духовность и веру человека, его стремление к вселенской гармонии. Но религия – это скорее социальный институт, который порой отклоняется в своих толкованиях от общечеловеческих ценностей.

Далеко не все ритуалы или обряды можно назвать гуманными, не говоря уже о кровопролитных войнах, которые не раз сотрясали человечество. Разве в этом заключается духовность? Конечно же – нет. Церкви и религии созданы людьми, которые не всегда способны противостоять искушениям и соблазнам. Истинная духовность свободна от человеческой жадности и прочих пороков. Поэтому ее нельзя рассматривать, как синоним религиозности.

Скорее, наоборот, религиозность – это один из способов развить духовность. В целом, влияние мировых религий на общество полезно, поскольку помогает предотвратить распространение агрессии и пагубных привычек. Кому-то необходимо бояться наказания от высших сил для того, чтобы не творить зло. Эту мотивацию для добропорядочности им религия обеспечивает. Словно, как фраза одного из героев сериала «Next» – «Добро обязательно победит зло, поставит на колени и жестоко убьет».

По-настоящему духовные люди в таком «разъяснении» не нуждаются. Они несут добро и любовь в этот мир даже без регулярного напоминания о Судном дне или возмездии. Духовность – осмысленное явление, которое выбирают добровольно, посвятив себя совершенствованию и саморазвитию. Часть учений абсолютно не противопоставляют физический мир и ментальное совершенствование. Наоборот, земная жизнь человека позиционируется ними, как составляющая духовного роста личности, без которой невозможен переход на более высокий энергетический уровень.

Согласно Колесу жизненного баланса, которое активно популяризируется коучами и бизнес-тренерами, человеку для полноценной жизни необходимо гармонично совмещать свою духовную и биологическую природу. Развиваться во всех возможных направлениях, включая интеллектуальное, творческое и физическое совершенствование. Ментальное развитие предполагает некий духовный путь, который необходимо пройти каждому. Главное выбрать свой маршрут и не сворачивать с него.

Что такое духовный путь?

Одни считают духовный путь возможностью единения с Богом. Другие усматривают в нем развитие человека, раскрытие его как личности. В любом случае, необходимость этого пути не вызывает сомнений. Признаки того, что направление выбрано верное:

  • Осмысленность жизни;
  • Воодушевление, приподнятость настроения;
  • Постоянство вкусов, интересов;
  • Воплощение надежд, мечтаний;
  • Отсутствие страхов, депрессии;
  • Нормальный сон без ночных кошмаров;
  • Позитивные эмоции;
  • Ощущение умиротворения, любви, гармонии;

Согласно философии даосизма, существует три типа духовного пути, которыми может следовать человек:

  • Низший – праведная жизнь, развитие в себе добродетелей;
  • Средний – низший путь в сочетании с духовными практиками;
  • Высший – выход на изначальный уровень восприятия мира, свободный от конкретных форм.

Если духовный путь выбран верно, то наградой человека становится духовная сила, которая переполняет его, придает энергию для свершений. В отличие от физической или эмоциональной, этот тип силы помогает человеку обрести гармонию, защищает от негатива.

Как развивать духовную силу?

Подобно любому другому навыку человека, духовную силу можно увеличивать. Но приемы для ее развития будут заметно отличаться от совершенствования тела, либо интеллекта. Главная особенность духовности, как уже отмечалось ранее, заключается в том, что она не истощается, а только накапливается в процессе практики. Итак, основные методы повышения внутренней силы:

  • Чтение духовной литературы;
  • Медитация;
  • Молитвы;
  • Духовные практики;
  • Жизнь в любви.

Применение этих простых, но в то же время важнейших приемов, позволяет человеку подняться на более высокий уровень духовного развития, тем самым отдаляясь от зла и негатива.

Духовность можно рассматривать, как цель и, одновременно, способ ее достижения. К ней необходимо стремиться, и ей же стоит посвящать свое время. Человек, который выбрал духовный путь, вовсе не обязан изолироваться от социума. Наоборот, духовная сила позволяет стать достойным гражданином, способным принести настоящую пользу обществу.

Символ постоянного преображения духа человека, использовался для усиления и концентрации всех духовных внутренних сил человека, необходимых для созидательного труда на благо потомков своего древнего рода или своего великого народа.

Основа символа - посолонный Коловрат, назначение которого - создавать новое. Подобное его расположение символизирует усиленное воплощение в человеке духа, и его стремление от материального к духовному. Вставшему на путь духовного развития он постепенно убирает все препятствия, которые мешают получить помощь в проникновении к высшей сути существования миров и их населяющих существ.

Символ Духовная сила поможет желающему понять законы Вселенной и Мира духа, отвлечёт от полного падения в мир материальных наслаждений, поможет разбудить память рода, способствует осознанию своего предназначения в мире Явном и в мире Прави. Оберег Духовная сила рекомендуется тем, кто хочет сохранить самообладание и ясность мысли при любых жизненных обстоятельствах.

Человеку, уважающему свою культуру и своих Богов, символ Духовная сила обеспечит связь с миром предков, благодаря которой появится возможность использовать их силу и способности в нашем Явном мире. Это поможет убрать препятствия и быстрее достичь своей цели. Может, как и у древних волхвов, проявится мистическая способность управлять не только ходом своей жизни, но и природными явлениями. Всё это возможно раскрытия внутренних духовных резервов, когда человек начинает жить не за счёт мускульной силы, а за счёт внутреннего духовного огня.

Духовная сила является узконаправленным знаком, действующим на раскрытие внутренних резервов. Эта сила помогает преодолеть любые жизненные невзгоды, найти в себе силы при неизбежном уходе из нашей жизни любимых родных и близких, пережить расставание и сохранить ясность мысли и самообладание при любых испытаниях.

Он помогает восстановить гармонию разума и тела. Благодаря этому, тому, кто носит этот символ в виде оберега, не страшна никакая случайность. Духовная сила свяжет человека с его хранителями и с доброжелательными сущностями иных миров.

Духовная сила полезна людям с расшатанной нервной системой, тем, кто часто срывается на крик, обвинения, теряет самообладание, и, как правило, проигрывает более спокойному оппоненту. Публичные люди, часто дающие интервью и выступающие на публике, отмечают удивительное спокойствие, идущее от этого символа.

При ношении этого символа мощно проявляются аналитические способности нашего мозга, становится проще концентрироваться на поставленной задаче. Наилучшее решение задачи приходит нередко извне и оказывается оптимальным.

Очень интересно проявляет свои качества символ у военных людей и людей опасных профессий. У воина значительно прибавляется ясности ума, хладнокровия и умения владеть своим телом.

Для людей, живущих вместе, помощь символа будет тоже немалой. Ведь он, уравновешивая разум и эмоции, делает союз прочным. Случайная измена, как разрушитель святого чувства, уже не придёт в эту пару.

Как и любая свастика, данный символ минимизирует последствия негативной энергии и стабилизирует тонкое тело человека и его внутреннее состояние, буквально латая дыры, образовавшиеся от чёрных мыслей и поступков. Этот символ также надёжно защитит от психоэмоциональных атак со стороны недоброжелателей.

Славянский символ Духовная сила – надёжное средство от страхов и депрессий, поскольку помощь и защита Высших сил даруют позитивные мысли и уверенность в будущем.

Но стоит помнить и не забывать, что существуют обереги универсальные и те, которые предназначены для людей, избравших духовный путь. Духовная сила - один из таких символов, в основном всё-таки предназначенный для людей, избравших тернистый духовный путь развития.

И лучше его применять тем, кто знает свою цель, признаёт существование духовного пути, но запутался в мире желаний. Оберег Духовная сила постепенно развеет иллюзии, установив связь с родовой памятью, миром Прави и выведет человека на правильный духовный путь, разбив оковы материального мира.

Оберег Духовная сила - мощное моральное оружие!

Товары с этим символом

Поделитесь в социальных сетях!

Другие символы

Духовная свастика(Ужич-Борич)пользовалась наибольшим вниманием у кудесников, волхвов, ведунов. Она символизировала гармонию и единство телес, души, духа и совести. Волхвы использовали символ для управления природными стихиями.

Является не только его защитой, но и способом обрести счастье, радость, смысл жизни.

Почему у одного всегда получается осуществлять задуманное, у другого же возникает множество препятствий? Кто-то находит массу причин, чтобы отказаться от своих планов, кто-то начинает действовать, а затем бросает занятие, находя много оправданий. Но есть и такие люди, которые, что-то задумав, доводят это до конца.

Сила человека является важным условием для успешного выполнения и завершения намеченных целей. При ее наличии любые начинания станут успешными, в противном случае всегда будут возникать какие-то препятствия.

Недостаток жизненной силы отображается на качестве нашей жизни, и ни вода, ни пища его восполнить не могут. Жизненные силы человека, которыми является совокупность нервной и , способствуют нашему гармоничному развитию и существованию.

Какие силы нужны человеку?

Физическая сила очень важна для любых начинаний. Здоровый работоспособный человек сможет сделать многое.

Как развить физическую силу

В этом помогут занятия любым видом спорта. Главное, чтобы нагрузки были регулярными. Кроме того, необходимо правильное питание.

Доказано, что сила веры способна оказать на человека конкретное физиологическое воздействие. Например, когда таблетки, в которых не содержатся никакие активные вещества, воздействуют лучше настоящих лекарственных препаратов благодаря уверенности человека в их целебных свойствах. Разум, ожидая исцеления, инициирует физиологические процессы, которые помогают вернуть здоровье.

На что способны наши мысли

По мнению многих современных исследователей, человеческая мысль является материальным явлением - энергией. Доказано, что в момент сильных эмоций приходящие нам в голову мысли выбрасывают в окружающее пространство колебания, которые могут оказывать воздействие на ход событий. То есть при сильном желании есть шанс, что задуманное сбудется. А для большего эффекта необходимо научиться применять силу мысли, визуализируя желаемое.

Как действует сила мысли

Мысли, которые постоянно присутствуют в голове у человека, становятся его убеждениями, которые, формируя внутренние образы в нашем мозгу, тем самым материализуют предметы мечтаний.

Мысль может принести не только пользу, но и вред. Поэтому необходимо уметь контролировать свои мысли и не желать зла другим. Сила мысли человека, наказав обидчика, может возвратиться к владельцу с обратным эффектом.

Мы можем притягивать к себе не только хорошее. Например, стоит только возникнуть мысли о сомнениях в себе, и это сразу же подрывает нашу веру в свои силы, мы отступаем назад. К сожалению, человек больше склонен верить негативным мыслям. Поэтому на них зацикливаться не стоит, это может отдалить нас от намеченной цели.

Куда утекают наши силы?

К сожалению, много жизненных сил мы тратим впустую. Сила человека, его энергия уходит на вспышки как отрицательных, так и депрессию, самобичевание, критику как других, так и себя.

Не меньше сил расходуется и на ненужную болтовню. Не зря после горячих споров мы чувствуем себя опустошенно. Кроме того, бесполезной тратой энергии являются и бесконечные внутренние диалоги.

Двигательной энергии мешают которые возникают от сидячего образа жизни, больших нагрузок. Снимая телесные зажимы, мы воздействуем на психику, гармонизируя ее.

Как можно восполнить утраченные силы?

Самое эффективное средство - это полноценный сон, а также различные виды массажа и термопроцедуры. Это очищает внутренне и внешне: выводятся токсины, снимается усталость, появляется заряд энергии.

Кроме отдыха для тела необходим отдых и для души, который принесет покой и гармонию. Этому способствует музыка, танцы, прогулки, искусство. Очень полезны путешествия и новые впечатления. Важно вспомнить о том, что приносит вам удовольствие и радует, и чаще обращаться к этому. Человек, который живет в полную силу, занимается чем-то, что требует знаний и умения, ощущает радость.

Кроме того, необходимо попытаться определить источники усталости и осознать собственный уровень удовлетворения жизнью. Чаще всего недостаток внутренних сил вызывает душевное напряжение и сопротивление.

Чтобы обрести силы, необходимо приложить усилия и потратить немало времени. Не стоит думать, что это произойдет сразу, работать над собой необходимо всю жизнь.

Если у человека нет силы воли, то он не может сделать ничего… Человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Одно крыло - Свою волю - Бог навсегда приклеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, нам тоже нужно приклеить к другому плечу свое собственное крыло - волю человеческую. Если человек имеет сильную волю, то у него есть человеческое крыло, равнодействующее с крылом божественным, и он летит.

Старец Паисий Святогорец

- Отец Алексий, что такое малодушие?

Со значением понятия «малодушие» очень важно разобраться в самом начале нашего разговора, так как оно не имеет столь ясного и однозначного выражения, как, к примеру, уныние, сребролюбие, ложь, тщеславие.

«Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова определяет малодушие как «отсутствие твердости духа, решительности, мужества». Такого рода малодушие сводится к нерешительности, трусости и затрагивает, главным образом, душевные чувства и способности человека.

В.И. Даль в своем толковом словаре пытается отразить более глубокую духовную природу малодушия, определяя его как «отчаяние, упадок духа». В этом случае малодушие оказывается следствием действия в человеке таких страстей, как печаль и уныние, и находится с ними в синонимической связи.

Если мы попробуем заглянуть в другие словари, то найдем новые оттенки смысла данного слова, и все они будут иметь право на существование.

Вот почему мне кажется оправданным дать в пределах нашей беседы понятию «малодушие» следующую расширенную трактовку.

Малодушие - это немощь души человека, которому свойственно отсутствие твердости, решимости и последовательности в действиях, вплоть до трусости и предательства. Различные проявления малодушия чаще всего замечаются нами в сфере земной деятельности человека, однако они всегда являются следствием тех духовных слабостей и недостатков, которые сокрыты в глубине человеческого сердца. Развитие малодушия неизбежно приводит к упадку духа и отчаянию.

В аспекте духовной жизни под малодушием мы понимаем отсутствие решимости, должного настроя христианина следовать заповедям Божиим.

Чем сила духа отличается от силы воли? Кого, с православной точки зрения, можно назвать человеком с сильным духом?

Тот конкретный смысл, который вкладывается в слова «сила духа» и «сила воли» разными людьми, может оказаться весьма неоднозначным. Давайте определимся с данными понятиями следующим образом.

Сила духа - сила высшей сферы человеческой души, которая в православной аскетике и именуется духом. Дух по своей природе всегда обращен к Богу, и он не может считаться сильным, если человеческое сердце не исполнено светом Божественной благодати, если в глубине его еще не изжиты грубые страстные влечения. Действие духа всегда руководится Промыслом Божиим и направлено только на добрые деяния, угодные Богу. Чем ближе человек к познанию истинного Бога, чем более его сердце освящено действием Божественной благодати, чем более свободно оно от страстей - тем сильнее дух человека. Согласно православному пониманию, быть сильным духом вне истинной веры и Церкви невозможно.

Сила воли - одна из врожденных, естественных сил человеческой души. Она не связана напрямую с духовно-нравственным совершенством человека и может быть направлена как на добро, так и на зло. Человек с сильной волей может быть и вне Церкви, вне благодатной жизни. В период социализма в СССР миллионы людей проявляли сильную волю ради служения коммунистическим идеалам. Однако вне действия Божественной благодати человек далеко не всегда способен употребить свою сильную волю на служение добру и во благо окружающим. Отсутствие духовной рассудительности может постепенно довести человека с сильной волей до таких извращенных форм, как тирания и жестокость. Нечто похожее на силу воли демонстрируют даже злоумышленники, когда оказываются готовыми пожертвовать своей жизнью в момент совершения преступления. Кроме того, если сильная воля не укрепляется действием Божественной благодати, она может быть легко утрачена человеком. Мне известно очень много примеров людей, которые в юности обладали сильной волей, были пламенными приверженцами высоких ценностей и идеалов, но уже в зрелом возрасте оказались слабовольными и разочаровавшимися в жизни.

Таким образом, человек, сильный духом, будет обладать и силой воли, так как дух, подкрепляемый Божественной благодатью, подчиняет себе все силы души, направляя их на служение Богу и ближним. Человек же, сильный волей, далеко не всегда обладает силой духа и не всегда оказывается способным проявлять сильную волю как положительное качество своей души.

Святитель Николай Сербский говорил: «Преступление - всегда слабость. Преступник - это трус, а не герой. Потому всегда считай, что творящий тебе зло слабее тебя… Ибо он злодей не по причине силы, а по причине слабости». Как правильно понимать эти слова? О какой слабости в них говорится?

Мы отметили выше, что вся воля человека как естественная сила души может быть направлена как на совершение добра, так и на совершение зла. Крайним проявлением злой воли является преступление.

В наше время, во многом благодаря кинематографу, преступники нередко воспринимаются в качестве примера для подражания - мужественными, последовательными, волевыми. Однако если внимательно приглядеться к обстоятельствам совершаемых ими преступлений, то на деле все окажется совершенно иным. Если посмотреть на насильника, который избирает жертвой слабую женщину, посмотреть на грабителя, который внезапно нападает с оружием на беззащитного человека, посмотреть на вора, который ночью пробирается в квартиру, пока никто его не видит и хозяев нет дома, посмотреть на убийцу (киллера), который из укрытия производит свой зловещий выстрел, - мы увидим, что здесь нет никакого мужества. Для кого-то кажется героем прелюбодей, готовый идти на все ради «любви» к порочной женщине. Но если вспомнить о том, сколько страдания и боли этот человек причинил своей законной жене и детям ради низкой страсти, мы поймем, что этот человек не герой любовных похождений, а просто предатель.

Поэтому в преступниках и грешниках только подобие мужества и силы воли. Более им свойственны трусость и слабость. Та слабость, жертвою которой они неоднократно становились в своей жизни: и тогда, когда позволили порочным мыслям пленить свою душу, и тогда, когда позорно поддавшись этому пленению, встали на преступный путь, и тогда, когда избирали способы совершения своих преступлений, свойственные только трусам и предателям.

На эту слабость преступников и указывает святитель Николай Сербский в приведенном вами высказывании - для того, чтобы люди не обольщались их ложным мужеством и героизмом.

Известный ответ Господа апостолу Павлу гласит: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9). О какой немощи здесь идет речь? Не о наших же лени, унынии, малодушии.

В православной аскетике слово «немощь» может пониматься двояко. Следует различать, во-первых, внутреннюю немощь человека, которая проявляется в пленении его души различными страстями, в том числе и унынием, и леностью, и малодушием. А во-вторых, немощь внешнюю, которая проявляется в болезнях тела, скорбях и искушениях, приходящих извне, независимо от воли и желания самого человека.

Однако эти внешние немощи, с одной стороны, для простых грешных людей, а с другой - для праведников, отмеченных Богом благодатными дарами, имеют принципиально различный характер. Для обычного человека телесные недуги, внешние напасти и скорби являются следствием поражения его души греховными недугами, действие которых разрушительно сказывается как на его физическом здоровье, так и на всех обстоятельствах жизни. Избавиться от этих немощей можно через исцеление души от заразы греха.

Для праведников же, отмеченных благодатными дарами, такие немощи посылаются Богом с той целью, чтобы Его угодники не возгордились, но всегда помнили, Чьею силою совершаются ими чудные дела; чтобы они всегда осознавали естественную немощь человеческой природы, которая может легко подвергнуться падению и утратить великие дары, лишившись Божественной благодати. Опыт духовной жизни показывает, что праведник, которому многое дано от Бога, не может сохранить ни свой дар, ни высоту жизни, если все в его судьбе будет складываться легко и безоблачно и если различные внешние немощи по Промыслу Господа не будут закалять его сердце. В этих-то немощах праведников и совершается сила Божия.

- Взаимосвязано ли малодушие с лжесмирением? Если да, то каким образом?

О лжесмирении мы говорим в том случае, если внешне человек ведет себя смиренно, но внутреннее его состояние не соответствует внешнему, а зачастую оказывается прямо противоположным. Например, когда человек внешне показывает уважение к другому, а внутренне испытывает к нему ненависть и презрение; проявляет покорность и солидарность, а сам строит коварные планы; в глаза говорит комплименты, а за спиной источает ругательства.

Лжесмирение имеет различные проявления, и все они так или иначе связаны с малодушием.

Лжесмирение может выражаться в лицемерии по отношению к вышестоящим. В этом случае человек может легко поступиться своим мнением, пренебречь правдой и справедливостью; он готов терпеть любые унижения, пойти на любые компромиссы с совестью, чтобы не испортить отношения с более сильными и влиятельными людьми, не остаться без их покровительства. Однако по отношению к слабым и беззащитным такой человек нередко ведет себя тиранично и жестоко. Например, не редкость, когда муж после унижений и неприятностей на работе, придя домой, вымещает свои негативные эмоции на жене и детях. Святые отцы совершенно справедливо настаивали на том, что истинное смирение человека проявляется по отношению к тем, кто слабее его, а истинное мужество - по отношению к более сильным. Так, по отношению к начальнику на работе было бы мужественно высказать свое мнение, чтобы отстоять правду, а по отношению к жене и детям - смириться и потерпеть их недостатки.

Лжесмирение может проявляться в лицемерии по отношению к равным себе, когда человек хочет казаться в глазах окружающих добрым и учтивым. Если он и делает зло другим людям, то тайно и исподтишка. В настоящее время многие считают, что выгодно казаться забитым, слабым и серым - так можно лучше устроиться в жизни, а также избежать многих неприятностей и конфликтов. Однако люди, рассуждающие таким образом, забывают, что для подобной комфортной жизни придется поступиться своею честью и принципами, придется трусливо молчать в тех обстоятельствах, когда попирается правда и справедливость. Такое состояние разрушительно сказывается на духовно-нравственной жизни человека, окончательно лишая его и силы воли, и силы духа.

Лжесмирение может проявляться и по отношению к нижестоящим, когда, например, начальник потакает грехам своих подчиненных, не спешит наказывать их за различные недостатки и промахи с той целью, чтобы снискать почет и похвалы вверенных его попечению людей, заручиться их благожелательностью и поддержкой, а также избежать заговоров и злоумышлений тех, кто может быть недоволен его требовательностью и твердостью.

Как видим, малодушие, связанное со лжесмирением, может выражаться различно - от явной трусости до более тонких проявлений, связанных со страстью тщеславия.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Если б решимость имели, то и жили бы так, как отцы, в древности просиявшие». Иначе говоря, между человеком погибающим и человеком спасающимся одна только разница - решимость. На чем должна быть основана эта решимость?

Вокруг нас очень много искушений и соблазнов, которые являются помехой в нашем духовно-нравственном развитии, постоянно отбрасывают нас назад на пути ко спасению и жизни вечной. Мы часто склонны считать эти искушения и соблазны неопасными и невинными, а потому не проявляем должной решимости избегать их ради непорочного служения Богу. Нередко и силы духа для этого не хватает. Древние же отцы, в отличие от нас, имели такую решимость, а потому и достигли высот духовной жизни. Думаю, так можно кратко выразить смысл приведенного изречения преподобного Серафима.

Отец Геннадий Нефедов сказал: «Первый вопрос, который священник должен задать прихожанину на исповеди: “Чадо, како веруешь?” А второй: “Что тебе мешает правильно верить и жить по вере?” Тогда исповедь не превратится в перечисление неблаговидных дел и поступков, о которых сообщает на исповеди священнику верующий, причем не всегда при этом глубоко раскаиваясь в них». Как вы считаете, если бы батюшки всегда так проводили исповедь, у нас было бы больше крепких в вере мирян?

Подобную форму исповеди могут взять на заметку многие священники, но ее ни в коем случае нельзя считать универсальной.

Необходимо учитывать то обстоятельство, что у священнослужителей, совершающих таинство исповеди, существенно различен и опыт духовной жизни, и уровень познаний в вопросах веры, и склад личного характера. Весьма различны и исповедники, приносящие свое покаяние. Поэтому у каждого опытного священника в арсенале свои формы проведения исповеди, свои подходы - в зависимости от состояния кающегося и обстоятельств, при которых совершается таинство.

Главное - чтобы исповедь не сводилась к формальному перечислению грехов, а побуждала кающегося к непрестанной работе над собой, к реальному исправлению своих пороков и недостатков, к возрастанию в добре.

Святитель Иоанн Златоуст учил: «Если на поле будут вырваны все сорняки, но не будут посеяны семена, что пользы в труде? Точно так же нет пользы и душе, если, отсекая злые дела, не насаждать в ней добродетели». Как вы думаете, почему сегодня большинство верующих людей, уделяя много внимания поиску своих грехов и недостатков, при этом проявляют нерадение в развитии добродетелей (достоинств души)?

Покаяние человека всегда начинается с познания глубины своей греховности. Однако искоренить обнаруженные пороки и недостатки возможно только в том случае, если, изгоняя злое, мы станем насаждать в своем сердце добродетели, противоположные своим прежним греховным наклонностям. Если пренебречь развитием в своем сердце добродетелей, зло вернется с еще большей силой. Об этом нас предупреждал и Спаситель: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12: 43-45).

Почему современный верующий человек слишком часто останавливается на стадии познания своих грехов и не делает следующий шаг к духовно-нравственному совершенствованию? Проблема, мне кажется, в том, что путь насаждения добродетелей требует сегодня от человека большой жертвенности, отказа от многих земных радостей и утешений, которыми подпитываются пороки в нашем сердце. Современному обывателю, всецело порабощенному материальной стороной бытия, очень трудно отречься от части своего земного достояния ради блага окружающих его людей, чего неизменно требует путь добродетельной жизни. Можно сказать и так: часто не хватает силы духа, чтобы пожертвовать частью своего земного благополучия.

Но здесь важно сделать первый шаг. Ведь человек, твердо решивший насаждать в своем сердце добродетели, скоро поймет, насколько велика духовная радость от совершения благих дел, насколько ближе становится к нему Бог как в духовной, так и в земной жизни.

Как вы считаете, может быть, одна из причин малодушия заключается в том, что человек не осознает всемогущество Бога, Его силу и мощь?

Да, безусловно. Человеку, который не верит в Бога или имеет несовершенную веру, приходится уповать только на собственные силы и способности, руководствоваться только расчетами земной логики. Однако мы прекрасно знаем, что собственные силы человека весьма ограничены, и нередко в жизни случаются ситуации, из которых не представляется шанса выйти победителем, если уповать только на земные средства. Для многих это становится поводом для малодушия.

Более того, если бы люди не уповали на Бога, то многим великим событиям как в личных судьбах, так и в судьбе нашего Отечества не дано было бы свершиться. Возьмем, к примеру, освобождение Москвы от поляков в 1612 году народным ополчением К. Минина и князя Д. Пожарского. Это чудо стало возможным только благодаря вере народа в помощь Божию. Ведь в 1610 году Московская Русь практически перестала существовать: в ней не стало ни царя, ни правительства, ни системы государственного управления, ни армии, ни государственной казны… На стороне польского гарнизона в Москве была хорошо обученная армия мощного государства - Речи Посполитой. Если бы русские люди уповали только на собственные силы, сбор ополчения показался бы совершенно безумным предприятием, шансов на победу не было бы. Однако наш народ крепко уповал на Бога, и победа была достигнута, вопреки расчетам земной логики.

Когда человек имеет живую веру в Бога, постоянно осознает присутствие Творца в своей судьбе - это очень хорошее основание для борьбы с малодушием.

Паисий Святогорец учил: «Когда человек расположен к подвижничеству, когда он молится и просит Бога умножить в нем силу воли, Бог помогает ему. Человек должен знать, что если он не преуспевает, то [это значит, что] он либо совсем не прикладывает воли, либо прикладывает ее недостаточно». Получается: чтобы духовно преуспевать, мы должны молиться об укреплении силы воли. А что, помимо молитвы, необходимо делать, чтобы развивать свою силу воли? Как при этом не стать излишне самоуверенным?

Для того чтобы духовно преуспевать, мы просим Господа о многих благах: о даре молитвы, покаяния, смирения, познания своих грехов… В том числе и о том, чтобы Господь укрепил нашу волю в борьбе со страстями.

Мы уже говорили о том, что следует различать силу воли и силу духа. Сила воли связана с врожденными, естественными способностями души, а сила духа - с тем, насколько наше сердце освящено светом Божественной благодати, насколько оно свободно от страстей, насколько оно может служить орудием Божиим. Чем сильнее дух человека, чем более он устремлен к Богу, тем более он подчиняет себе силу воли человека, направляя ее на служение добру.

Поэтому для укрепления собственно силы воли существуют два пути. Во-первых, путь духовный - через очищение сердца от греховных недугов, через приближение его к Богу. Во-вторых, путь естественный - через правильное воспитание, через осознание ответственности за все свои поступки, через любовь к своей Родине и народу, через служение ближним, через физическое развитие тела и т.д.

Только с помощью духовных упражнений, пренебрегая, например, воспитанием и физической подготовкой, волю сильной сделать не удастся. Но и пренебрежение духовной жизнью в пользу активных тренировок делает волю человека ущербной, а силу ее - ограниченной. История является свидетельницей тому, как еще до христианства Римская империя знала многих достойных подражания воинов, которые на полях сражения показывали великое мужество и героизм. Но те же воины после битвы могли стать безвольными рабами развратных женщин, способными ради своих любовниц на самые жалкие и неблаговидные поступки. Те же воины могли стать рабами чревоугодия и пьянства, оставаясь в их приятном плену даже тогда, когда это становилось угрозой для их здоровья и жизни. Поэтому, с православной точки зрения, если сердце человека исполнено страстей, если естественные силы его души не подчинены духу - рано еще говорить о сильной воле.

Теперь затронем еще один аспект заданного вами вопроса. Что это значит, когда говорят, что воли человека бывает недостаточно, что силы воли не хватает и т.д.?

Позволю себе привести простую аналогию. Представьте себе юношу, который способен поднять штангу весом в 80 килограмм. А что, если от него потребуют поднять вес в 150 килограмм? Он окажется неспособен сделать это, так как сил у него в данное время для этого недостаточно. Одного желания, усилия воли здесь явно не хватит, необходимо потратить много времени, приложить массу усилий для того, чтобы поднятие веса в 150 килограммов стало реальностью. А если юноша перестанет тренироваться, предастся неге и расслаблению, то и прежние 80 килограммов он окажется не в состоянии поднять. Так и в духовной жизни. Когда мы мало усердия прилагаем к развитию силы воли, к воспитанию своей души, в сложных жизненных ситуациях нашей силы воли может оказаться недостаточно, и мы впадем в малодушие. Если потрудиться над развитием силы духа и силы воли, то через некоторое время многое для нас станет возможным; а если предадимся нерадению после первых неудач, впадем в еще большее малодушие и безволие.

Всякий христианин есть воин Христов. Он может быть достойным этого высокого звания, только преодолевая малодушие. К сожалению, то, что сейчас время слабых мужчин, очевидный факт. Каким должен быть православный мужчина, и что ему мешает быть таковым?

Если говорить кратко, православный мужчина, прежде всего, должен быть верным чадом своей матери-Церкви. Он должен иметь живую веру в Бога, активно бороться со своими пороками и недостатками, стремиться предпочитать духовное душевному, вечное - временному, высокое - низкому. Он должен развивать в себе силу духа, которая питается и укрепляется благодатью Божией.

При этом он, безусловно, должен быть достойным гражданином своей Родины, способным послужить ей, пожертвовать своим личным достоянием ради общего блага; он не имеет права поступаться своими принципами, своими высокими ценностями и идеалами ни по причине малодушия и трусости, ни по причине земной корысти.

Еще очень важно, чтобы он был любящим мужем и отцом, который никогда не поступит бесчестно по отношению к своим самым близким людям, не предаст их ради ветреных страстных влечений, комфортной жизни и личных выгод.

Проблема же слабых мужчин в нашем обществе связана, в первую очередь, с неправильным воспитанием. В современных семьях практически ничего не делается для того, чтобы вырастить мальчика будущим отцом, мужественным и ответственным за свои поступки. Все чаще ребенок становится центром семьи, где все, начиная с родителей, потакают его слабостям. Кроме всего прочего, сильных, благополучных семей у нас сегодня очень и очень мало.

Стоит ли в такой ситуации удивляться слабости и малодушию современных мужчин, ведь силу воли необходимо воспитывать долго и последовательно с самого рождения - она не развивается самопроизвольно.

Известный православный инструктор-«рукопашник» сказал: «Некоторые священники не благословляют заниматься боевыми искусствами вообще. Не понимая особенностей воинского пути, они лишают сегодняшнее молодое поколение физической и воинской подготовки. И наши мальчишки перестают быть мужчинами уже под крылом Церкви». Что об этом можете сказать?

Мне кажется, что военно-патриотические клубы, основанные на русских боевых и культурных традициях, - немногое из того, что сегодня способно сберечь нашу страну от разложения, а ее мужскую составляющую - от деградации. Эти клубы нужны для мальчишек, которым следует научиться защищать свою Родину и своих близких. Если воспитание в клубе правильно поставлено, если не будут ограничиваться духовные потребности учащихся, то это может привести и к преуспеянию в духовной жизни.

Протоиерей Игорь Шестаков, настоятель нашего храма, несколько лет назад организовал и возглавляет до настоящего времени военно-патриотический клуб «Воин». Некоторые ребята приходили туда даже некрещеными и неверующими, но в клубе, благодаря церковному окормлению, они обретали спасительную веру и принимали святое крещение. В настоящее время многие из них являются активными прихожанами различных храмов Челябинской епархии. Таким образом, правильное воспитание мальчишек в военно-патриотических клубах может привести и к рождению в духовной жизни. Уверен, что каждый батюшка, который окормляет подобного рода клубы и организации, приведет немало конкретных примеров вышесказанному.

Кроме всего прочего, военно-патриотические клубы могут внести существенный вклад в мощь и обороноспособность нашей Родины, воспитывая достойных ее защитников. Их развитие должно быть одним из приоритетных направлений в программах государственной поддержки. К сожалению, подобная поддержка на сегодняшний день практически отсутствует. Относительно того, что «некоторые священники не благословляют заниматься боевыми искусствами вообще», замечу: наша Православная Церковь таких воззрений никогда не разделяла. Более того, во многих обителях Древней Руси был и арсенал оружия, и монахи, обученные воинскому делу. Сами же монастыри нередко представляли собой надежные крепости, способные дать отпор в случае вражеского нападения и укрыть за своими стенами не только братию, но и беззащитных мирных людей. Я уже не говорю о том, что владение боевым искусством на Руси всячески поощрялось для мирян, независимо от их происхождения и благородства. Ведь начало регулярной армии у нас было положено только в XVIII веке.

Однако я более чем за 12 лет своего священнического служения практически не встречал батюшек, которые бы столь ригорично относились к боевым искусствам.

От некоторых батюшек мне приходилось слышать подобные «пацифистские» суждения… Хотя ни в Священном Писании, ни в святоотеческих творениях мы не увидим запрета на самооборону без оружия.

Отец Алексий, из Нового Завета известно, что малодушие покинуло апостолов после того, как они приняли Святого Духа. Можно ли говорить, что малодушие - это следствие нестяжания человеком Духа Святого?

Уже говорилось, что благодать Божия питает силу духа, а сильный дух непосредственно укрепляет и волю как естественную силу нашей души. Чем более безблагодатен человек, тем слабее в нем воля, тем более он подвержен малодушию.

Кроме того, благодать Божия может сообщать такую силу духу, так укрепить волю верующего, что способности последнего могут превысить естественные человеческие силы. Эпоха гонений на христианство ясно свидетельствует о том, что страдания за Христа переносили наиболее мужественно и достойно те, у кого было чистое сердце. Те же, кто в силу неизжитых греховных наклонностей был мало укрепляем силой Божественной благодати, оказывались неспособными перенести мучения и отрекались от Господа. Случалось и так, что слабая беззащитная женщина достойно переносила все самые чудовищные пытки, а сильный мужчина-воин с позором отрекался от Господа и униженно просил пощады у своих мучителей.

Апостолов нельзя считать малодушными людьми в сравнении со своими иноплеменниками. Однако до сошествия Святого Духа их сила воли имела пределы человеческого естества. Благодать Божия впоследствии позволила им совершить то, что превышало естественные человеческие силы.

Духовная и физические стороны развития человека неразделимы, но только первая намного важнее, ведь тело имеет свой век, а вот душа бессмертна.

Для тех, кто задумался о духовном развитии, кто хочет раскрыть свои внутренние силы и потенциал, кто готов стать частью мироздания, создан славянский оберег Духовная сила .

Символ этот является коловратом, только лучи направлены в обратную сторону и каждый имеет дополнительные отростки в виде особой руны. Они показывают путь человека от телесного к духовному, подчеркивают, насколько многогранен смысл земного существования.

Оберег может использовать человек любого пола и возраста, но чем раньше обратиться к его помощи, тем большим будет результат.

Значение и описание славянского оберега и символа Духовная сила

Основная цель славянского оберега Духовная сила – создавать новое, разрушая старое. Каждая человеческая жизнь – это изначально Божья милость и часть мироздания.

Если нарушать установленные веками законы мирские и божественные, материальное существование не станет ступенькой на пути к духовному. Любая искорка жизни, которая затухает, не успев достаточно разгореться, нарушает равновесие, приносит серьезный вред всем трем мирам.

Если же человек ведет праведный образ жизни, если знает, что мирская жизнь – это только начало, то древнеславянский оберег Духовная сила как раз и поможет максимально реализовать имеющийся потенциал, выполнить свое предназначение. Он поможет убрать с пути трудности, подарит счастье и благодать. Надо только верить и заниматься своим духовным развитием.

Использовали знак Духовная сила не только для стандартных жизненных ситуаций. Многие, кто стремился познать законы Вселенной, стать ее неотъемлемой частью, иметь возможность посещать потусторонние миры и обладать особенными умениями, обращались к помощи Духовной силы.

Но помогал оберег только тем, у кого были чистые помыслы, кто чтил предков и заботился о продолжении рода.

Как правильно использовать и носить славянский оберег Духовная сила

Если для вас материальные вопросы жизни стоят на втором месте, если вы хотите заняться своим духовным развитием, то оберег Духовная сила обязательно поможет вам. Носить его всегда надо на теле, желательно, в виде кулона.

Так он сможет обеспечить своему владельцу больше энергии, поможет ему стать ближе к природе. Изготовлен оберег может быть из любого металла, но считается, что больше силы имеет серебряное изделие.

Носить знак Духовная сила можно постоянно, а можно тогда, когда необходима помощь славянских богов, когда ситуация настолько сложна, что самостоятельно в ней разобраться невозможно.