Проф. Гейченко В.П.
Цирроз печени
прогрессирующее диффузное полиэтиологическое заболевание печени, которое является конечной стадией развития хронического гепатита с неблагоприятным течением, следствием нарушения оттока желчи и крови с печени или генетически обусловленных метаболических дефектов и характеризуется значительным уменьшением количества клеток печени, которые функционируют, резко выраженной фиброзной реакцией, перестройкой структуры паренхимы и сосудистой печеночной сети с развитием портальной гипертензии и образованием структурно –аномальных регенераторных узлов.
На основании классификации МКХ-10,клинической классификации
(Лос- Анджелес,1994) с дополнением (2008),приказа МОЗ Украины
№ 271 от 13.06.2005 выделяют:
1.По этиологии:
вирусный;
алкогольный;
токсический;
аутоиммунный – вследствие аутоиммунного гепатита;
вследствие метаболических нарушений (первичный или вторичный биллиарный цирроз);
застойный – вследствие венозного застоя в печени;
криптогенный цирроз - с невидимой или не установленной этиологией.
2. По морфологической характеристике:
микронодулярный;макронодулярный;
смешанный (микро-, макронодулярный)
3. По активности прогрессирования:
подострый (гепатит- цирроз);
активный:
а) быстро прогрессирующий (активный); б) медленно прогрессирующий (активный)
латентный;
неактивный;
4. По тяжести течения:
компенсированный;
субкомпенсированный;
декомпенсированный
5. Осложнения:
печеночная кома;
кровотечение из варикозно – расширенных вен пищевода и желудка, геморроидальных вен;
бактериальный перитонит;
тромбоз воротной вены;
гепаторенальный синдром;
цирроз- рак
Диагноз цирроз печени выставляют при наличии:
1 .Гепатомегалии, спленомегалии;
2. Морфологических признаков цирроза (фиброзные изменения и узловая регенерация);
3. Инструментального подтверждения портальной гипертензии (наличие варикозно-расширенных вен при УЗИ, ФГДС, ректоскопии);
4. Инструментального и лабораторного подтверждения гепато-лиенального синдрома и гиперспленизма (выявление гепато-спленомегалии при УЗИ, анемии, лейкопении, тромбоцитопении);
5. Нарушения функциональных проб печени;
6. Синдрома малой печеночной недостаточности:
нарушение детоксикационной функции печени (телеангиоэктазии, пальмарная эритема, нарушение метаболизма лекарств, гормональные нарушения: импотенция, гинекомастия у мужчин, нарушение менструального цикла у женщин);
С чего начиналась история украшений? Первые драгоценности История украшений началась с найденного в Южной Африке колье из ракушек возрастом около 75 тысяч лет до нашей эры. Сложно сказать, кому оно принадлежало. Это было, скорее, не украшение, а распознавательные знаки или обереги от злых духов. В те времена предназначение аксессуара было таким – сообщать ценную информацию о владельце, о его положение в обществе. Еще первые люди понимали, что украшения могут выделять из толпы.
Кольцо появилось в древнем Египте во времена правления фараонов. Подчеркнуть статус тех, кто имел власть, было их предназначением. Фараоны украшали руки кольцами и перстнями. Древние греки, представители знати, носили кольца. Кольцо было знаком высокого сословного положения. Со временем интерес к украшательству возрастал, кольца превратились в светские украшения.
Августейшие особы выдавали особые разрешения на ношение колец. В древнем Риме император Август разрешил носить кольца медикам, а Септимий Север в 197 году нашей эры позволил это сделать воинам. Кольца- печатки имели прикладное значение – их использовали для клеймения вещей. Лучники их носили, чтобы поберечься от тетивы, бойцы – для крепкого и надежного удара.
При вступлении в брак молодоженам позволяли скрепить сговор металлическим кольцом. Именно этот факт становился для юриста решающим. Свадебное торжество было вторичным. Его придумали с целью оповещения о факте вступления в брак. Древние евреи вручали невестам кольцо как символ того, что будут заботиться об их финансовом благополучии.
Древние египтяне не ограничивались кольцами. Каждое утро египтянина начиналось приблизительно так. После утреннего туалета мужчина в набедренной повязке, если собирался выйти из дома, надевал на запястья браслеты, на палец – кольцо, на шею – нагрудное ожерелье. Респектабельность его виду придавала подвеска из яшмы или сердолика на длинном шнурке. В таком наряде египтянин вел деловые переговоры, заходил в учреждения.
Серьги состоятельные люди надевали на оба уха. Одно проколотое ухо европейца указывало на низкое социальное происхождение. Во времена древнего Рима одну серьгу носили рабы, в Древней Греции – заложники, в средневековой Европе – пираты, цыгане, мошенники. На Востоке раджи и шахи использовали серьги как аксессуар к одежде.
Запорожские казаки тоже использовали серьги как атрибут украшения. В левом ухе серьгу носил единственный сын матери-одиночки, в правом – единственный сын у родителей. У продолжателя рода в каждом ухе было по серьге. Такая традиция запорожских казаков оберегала их от смертельной опасности.
Настоящий переворот в истории украшений сыграла Золотая Пектораль. Шедевр эллино-скифского искусства (IV столетие до нашей эры), найденный в кургане «Толстая могила» на Днепропетровщине, является не только ювелирным украшением, но и предметом истории, артефактом, рассказывающим о жизни наших славянских предков.
Ярусы пекторали демонстрируют глубокий философский смысл, воплощенный в золоте. Нагрудное украшение из чистого золота весит более килограмма. Не совсем понятно, какую роль играла пектораль. Археологи считают ее нагрудным украшением воина, многие ученые – своеобразным календарем, астрономическим справочником. Такую точку зрения археологов и ученых подтверждает трехъярусное строение пекторали – представления скифов о строении мира. Нижний круг символизировал животный мир, дикие звери сражались с грифонами. Второй круг представлял царство пернатых. Прекрасные цветы и птицы, символ древа жизни. Верхний, основной ярус знакомит нас с жизнью кочевников-скифов. Кочевники шьют одежду, доят овцу, окружают себя домашними животными. Так наши потомки представляли себе загробную жизнь.
Алмазный фонд Коллекция начала формироваться ещё в XVIII веке, когда Пётр I издал специальный указ о сохранении вещей, «подлежащих государству», тем самым признав, что наиболее значительные из них должны быть собственностью не одной лишь царской фамилии, но и всего Российского государства. Драгоценные предметы государственных регалий, орденские знаки и светские украшения многих поколений российских самодержцев до 1914 года хранились в специальном Бриллиантовом кабинете Зимнего дворца
После начала Первой мировой войны ценности были спешно эвакуированы в Московский Кремль, где в подвалах находились почти восемь лет. В 1922 году комиссия по выявлению и экспертизе предметов декоративно-прикладного и ювелирного искусства подтвердила уникальную историческую и художественную ценность предметов бывшего Бриллиантового кабинета и определила необходимость изучения и сохранения коллекции в неприкосновенности в составе Государственного хранилища ценностей (Гохран СССР). Выставка Алмазного фонда открылась в 1967 году.
Татуировки Судя по археологическим находкам, первые татуировки появились примерно 6000 лет назад. Послания из глубины веков, в виде примитивных изображений, можно разглядеть на кожном покрове мумифицированных тел. Эти рисунки для наших предков были и украшением, и неким паспортом. В них зашифрованы амулеты- обереги, родовые знаки, важные события из жизни владельцев. Сама техника татуировки с тех давних пор сильно не изменилась. Выточенные кости животных и рыб заменили металлические иглы, золу и пепел - тушь.
Многие татуировки древности объединяла одна основа – вера в то, что они способны помочь своему обладателю. Считалось, что благодаря специально вытатуированному и правильно подобранному изображению человек якобы способен приобрести определённые черты характера, излечиться от болезней, превратиться в смелого воина и тому подобное. Так, европейские моряки украшали свои тела распятием. Они полагали, что этот символ способен уберечь от телесных наказаний. Для арабов характерны обереги в виде надписей из Корана. А японские пожарные любили накалывать на своих спинах рисунки в виде водяных драконов – этот талисман считался защитой от пламени. До сих пор ещё сохранилась у индейцев Южной Америки традиция создавать татуировки-обереги.
Делают они их по правилу «от противного», то есть, чтобы не случилось что-то плохое, это необходимо изобразить. Высшие силы тогда забудут о нежеланном событии, решат, что оно уже произошло. Например, череп, являющийся символом смерти, вытатуированный на коже воина, как бы свидетельствует, что он уже умер в бою, а значит, второй раз погибнуть не может.
Служила татуировка и паспортом своего обладателя. По тату на теле и лице женщин в Японии раньше можно было узнать, чем они болели, сколько у них было детей. Распространены были в древности и тотемные татуировки. Они были связаны с верой в тотемных животных, олицетворяющих определённые качества. Такая татуировка оберегала своего владельца, подпитывала магической силой и указывала на принадлежность к конкретному племени
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверить готовность к уроку. Прежде чем мы начнем наш урок, мы сначала Проведем тест «Настроение» (Приложение 1 ). У вас на столах лежат листочки с изображением шкалы до 10 баллов. На этих листочках вы должны отметить свое настроение, с которым вы пришли на урок авторучкой.
Отметили. Убрали в сторонку.
2. Актуализация
Сегодня мы с вами должны будем ответить на вопрос. Зачем людям украшения и посмотреть какую роль играет декор в положении человека в обществе.
(Приложение 2
; Слайд 1) Люди украшали себя с давних времен. Когда еще не было никакой другой одежды, кроме шкур животных, были украшения из ракушек и клыков животных. (Приложение 2
; Слайд 2)
- А какие украшения сейчас используют люди?
- Бусы, серьги, перстни и т. п.
Украшение тела называют боди-арт. (Приложение 2
; Слайд 3) Выделяют различные виды боди - арта. Мы с вами поговорим о шрамировании и росписи по телу. До сих пор люди украшают себя шрамами.
- Для чего они делают шрамы? (Те люди, которые уже имеют шрамы, желают их замаскировать).
- В Гвинее есть племена, которые до сих пор этим занимаются. С какой целью они это делают?
- Представители древних африканских племен наносили на тело шрамы с целью обозначения своего социального статуса или в процессе ритуальных обрядов. Ритуал нанесения шрамов был у них развит для отличия принадлежности человека к какому-либо племени. У некоторых племён он был ритуалом принятия в мужчины и воины. Посмотрите, как украшали себя в древности (Приложение 2
; Слайды 4-5)
- А для чего делали роспись по телу в древности? (Приложение 2
; Слайд 6)
- В племенах показывают социальный статус . По используемым цветам и узорам можно легко узнать, к какому племени он принадлежит, с кем это племя ведёт войну и многую другую информацию. Посмотрите современную роспись тела (Приложение 2
; Слайд 8), её выполняют натуральными красителями.
- В наше время, где можно встретить роспись по телу, лицу? (Приложение 2
; Слайд 8) - Цирк, театр, вечеринки, футбольные матчи, ночные клубы, проведение профессиональных конкурсов и фестивалей т.д.
- В наше время, с какой целью делают роспись по телу?
- Клоуны в цирке, актеры в театре делают макияж для создания образа. (Приложение 2
; Слайд 9) В основном, роспись используется для эстетических целей.
Вывод:
В древности росписью по телу и лицу люди пытались защитить себя и устрашить врагов. А в современном мире - для красоты, привлечения к себебвнимания.
С тех пор, когда появились вожди в племени, и возникло неравенство, появилось множество изобразительных знаков отличия одних людей от других. Украшалось жилище вождя, оружие, конская сбруя и, конечно, сам вождь как человек особенный. Декоративные узоры и знаки, изображенные в вышивке, чеканке, гравировке, воплотили в себе древние представления людей об окружающем их мире. У любого народа были боги, духи, олицетворяющие явления природы. Люди хотели призвать к себе силы добра и света и защититься от злых сил. В разные эпохи разные народы окружали себя оригинальными предметами и создавали свой костюм.
- А как вы думаете костюм и одежда это синонимы?
Ответы детей:
Костюм и одежда - это не синонимы. Понятие «костюм» шире, оно включает в себя все, что искусственно изменяет человека. Таким образом, костюм - это одежда, прическа и всякие украшения, которые человек надевает на себя. (Приложение 2 ; Слайд 10) К костюму относят и косметику, маникюр, и даже очки и трость.
3. Сообщение новых знаний
На плите, на саркофаге, Рыбы, звери,
на папирусной бумаге птицы, точки,
и на всем, что видит взгляд, загогулины,
иероглифы пестрят. кружочки...
Все знакомое почти,
а попробуй-ка, прочти!
О какой стране идет речь? (Древний Египет)
- Правильно. Эта страна - родина одной из самых древних культур. Наш путь лежит в Древний Египет - удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из первых цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями. (Приложение 2
; Слайд 11) Именно с нее вы начинаете изучать историю древних государств.
- Что вы знаете о Древнем Египте?
- (Это страна пирамид-усыпальниц фараонов царей ДревнегоЕгипта). (Приложение 2
; Слайд 12)
- В этой стране люди поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных. (Приложение 2
; Слайд 13) О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую носили одежду, мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта. (Приложение 2
; Слайд 14)
Обувь
Ученые считают, что обуваться люди стали около 150-200 веков назад. В античном мире к ноге привязывали подошву кусок сандалового дерева, отсюда и название - сандалии. (Приложение 2 ; Слайды 15, 16) В Древнем Египте обувь делали из папируса, плотных листьев пальмы. (Приложение 2 ; Слайд 17)
Пояс
Одним из первых элементов одежды, который стали украшать, стал пояс. Пояс - важная часть костюма. (Приложение 2 ; Слайд 18) У Древних Египтян пояс держал одежду. А в других странах, например: у Древних Греков «подпоясаться» означало вооружиться, собраться в поход. К поясу крепились нож, колчан со стрелами, меч. В эпоху огнестрельного оружия - пистолеты, пороховница, огниво. У многих народов пояс был символом мужества. У эскимосов сватовство начиналось с того, что жених дарил невесте пояс, инкрустированный охотничьими трофеями - резцами моржей, белых медведей. Этот подарок «обещал» невесте жизнь в сытости и достатке. В Азербайджане пояс, покрытый золотыми монетами, считался семейной реликвией и передавался из поколения в поколение.
Головной убор
Особое место в костюме занимал головной убор. Слово «убор» означает убрать, т.е. украсить.
У древних народов головной убор имел больше символическое значение, чем функциональное. Двойная шапка египетского, фараона символизирует его власть над Верхним и Нижним Царствами. (Приложение 2
; Слайд 19)
Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной. Речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Но и здесь существуют точные законы.
- Как же нам разобраться, кто есть кто?
4. Самостоятельная работа. «Кто есть кто»
На вопрос «кто есть кто» отвечает весь ансамбль костюма человека и до настоящего времени. В Древнем Египте ученого, грамотея отличало длинное страусовое перо, прикрепленное к его облачению.
- Сегодня мы с вами поговорим об одежде мужской и женской, украшениях, головном уборе Древнего Египта. Для этого вы сегодня поработаете в группах. У каждой группы будет свое задание. На партах у вас лежат карточки, внутри группы вы ее читаете и готовите ответ на вопрос, который вы прочитаете у себя на столе.
Группы работают по карточкам.
- 1 группа - Мужской костюм; (Приложение 3 );
- 2 группа - Женский костюм; (Приложение 4 );
- 3 группа - Украшения и прически. (Приложение 5 );
Дети делятся новыми полученными знаниями по группам и отвечают на поставленные вопросы:
1 группа
: Можем ли мы определить по мужскому костюму социальную принадлежность человека?
2 группа
: Можем ли мы определить по женскому костюму социальную принадлежность человека?
3 группа
: Можем ли мы определить по украшениям, головным уборам социальную принадлежность человека?
Каждая группа отвечает на поставленный вопрос, корректирую работу каждой группы наводящими вопросами, по ходу ответа демонстрируются слайды (Приложение 2 ; Слайды 20-25) Делаем запись в словарики.
5. Анализ урока
При помощи учащихся подвожу итог урока.
Какую проблему мы с вами сегодня решали?
- Зачем людям украшения.
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: одежда имеет важное значение в жизни человека, определяет его статус и род занятий, создает имидж человека, подчеркивает его индивидуальность. Говорят: "Мода была всегда". Можно и так сказать. Но всё-таки всё на свете с чего-то начиналось. Можно утверждать, что мода родилась в древнейшем на земле очаге цивилизации — Древнем Египте.
6. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
- О чем бы вы хотели еще узнать?
- Что больше всего вам запомнилось?
- Теперь возьмите свои листочки с тестом и отметьте свое настроение, с которым уходите с урока простым карандашом.
Домашнее задание: выучить элементы костюма.
Урок изобразительного искусства 5 класс. Учитель Мальчихина Татьяна Александровна
Филиал МАОУ Новотарманской СОШ "Салаирская СОШ"
Тема
Зачем людям украшения.
Педагогическая цель:
Познакомить учащихся с понятием украшение (предмет, украшающий собой кого то или что то. Воспитывать любовь к истории, к народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, бумага,фломастеры)
Тип урока
Изучение нового материала:проблемный
Планируемые результаты (предметные ПР)
Понимать какую роль играет украшение в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям.. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Личностные (ЛР)
Уважительно относиться к культуре народного искусства;
Понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
Уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
УУД Метапредметные (МПР)
Познавательные УУД:
Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.
Регулятивные УУД:
Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
Находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;
Уметь организовать место занятий.
Основное содержание темы, понятия, термины.
Предметы ДИ несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит… Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени и т.д.
Образовательные ресурсы.
Учебник. Презентация «Зачем людям украшения». Акварель, кисти, цветные карандаши, бумага.
Ход урока.
Этап урока /
учебная ситуация
Результат этапа
Цель этапа
Взаимодействие в образовательном процессе
Действия педагога
Действия обучающихся
1.Самоопределение к деятельности.
Орг. момент .
Готовность к уроку.
(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).
Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.
Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.
-Доброе утро, ребята. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворно поработать на уроке.
1.Тест "настроение " (оценивают свое настроение в начале урока)
Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:
Правильность выбора учебных принадлежностей,
Правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
Самостоятельность подготовки,-настрой на урок.
2. Актуализация знаний, мотивация.
Осознание необходимости получения новых знаний.
Определение границ знания и незнания.
Определение проблемной ситуации. (Иллюстрации: девушка с макияжем и украшениями и без).
СЛАЙД 2,3
Рассматривают иллюстрации.
Участвуют в диалоге.
Объясняют смысл понятия «украшения».
Украшение-это предмет, украшающий собой кого то или что то.(словарь Ожегова)
3. Постановка учебной задачи.
Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения вождя племени, древнего воина, царя или древних славян?
СЛАЙД 4
Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу , предполагают свои действия.
Задача: зачем людям украшения?
4. Решение учебной задачи.
Работа в паре .
Вывод:
Новое знание: какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям.
Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.
1.Беседа о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.
(Презентация. Иллюстрации.)
2.Знакомство с особенностями украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т.д. (Работа в паре.)
Повторить правила работы в паре,группе:
1 и 2 пара-:О роли украшений в племенах;
Слайды 5-8
3 и 4 пара: О роли украшений в царское время
Слайды 9-12
Ответы детей с помощью слайдов
СЛАЙД 13
1.Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации.
Работают в паре: читают текст.Анализируют новые сведения об украшениях. Рассуждают о значении украшений в жизни людей. Характеризуют смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
Участвуют в диалоге.
5. Творческая работа
(изготовление украшений-бус)
Групповая работа. Техника безопасности
Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.
Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.
При помощи цв. бумаги, ниток, клея, выполните украшение -бусы из бумаги. Наполните украшения смыслом и образным строем вещи: ритмом, рисунком, орнаментом, сочетанием цветов. Если это необходимо, постарайтесь сохранять симметрию.
СЛАЙД 15
Выполняют украшение древних славян или современного мира орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе
6. Оценка.Тест "Настроение"
Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.
Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.
Просмотр и обсуждение выполненных работ. (самооценивание)
7. Итог. Рефлексия деятельности.
Умение соотносить результаты собственной деятельности.
Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.
Беседа по вопросам:
Что нового вы узнали на уроке?
2.О чём бы вы хотели еще узнать?
3. Что больше всего вам запомнилось на уроке?
СЛАЙД 16
Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
8. Домашнее задание .
Использование нового знания в выполнении творческого задания.
Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов
Подобрать иллюстрации об одежде разных времен и Древнем Египте
Запись д/з в дневник.
Ольга Ивановна Горбачева
Урок изобразительного искусства в 5 «А» классе «Зачем человеку украшения»
Цели : а) познавательные - роль украшений в древнем и современном обществе;
б) эстетические - умение видеть и создавать красивое;
в) воспитательные - куда можно одевать украшения , костюм и украшения
Оборудование :
а) для учащихся : учебник изо, рабочая тетрадь, бумага, карандаши;
б) для учителя : учебник изо, иллюстрации м фото материалы, детские рисунки предыдущих лет, презентация, музыка.
План и ход урока :
1. Организационная часть.
2. Водная беседа. Задачи урока .
3. Беседа по теме урока .
4. Практическая работа.
5. Итог урока .
1. Проверка готовности класса к уроку .
2. Дети, что значит украшения ? Сегодня на уроке мы говорим об украшениях , об их роли в жизни человека в давние времена и сегодня, а затем вы сами будете рисовать - создавать украшения .
3. С давних времен человек украшал себя и предметы , которыми он пользовался. В древности украшения представлялись людям делом не менее важным, чем самая полезная и необходимая работа.
слайд 4, 5, 6
"Древние" люди зачем - то разрисовывали свое тело разными узорами и устрашающими рисунками. а охотник украшал себя ожерельем из клыков животных. Зачем ?
По украшениям можно было судить какое положение занимает человек в общине . Вождь племени носил пышный головной убор, украшенный разноцветными перьями птиц и амулетами.
Шотландский король носил семицветную одежду, а его подданные - пятицветную, простолюдины могли носить только однотонную одежду.
слайд 9, 10
Великий государь Всея Руси в торжественные моменты облачался в драгоценные одежды, расшитые золотом и серебром, украшенные рубинами и изумрудами. Царское одеяние (платье) олицетворяло силу, достоинство и могущество Русского государства.
Облачение царя дополняли скипетр и держава, что символизирует власть над миром, а также царский венец.
Царский трон и палаты также изысканно отделаны украшениями .
слайд 13, 14
И сегодня по одежде можно понять, кто генерал, а кто солдат и какого рода войск. Кто священник, а кто невеста, а кто ее подруга или определить где деловой кабинет, а где парадный зал, где детская комната.
УКРАСИТЬ - значит наполнить вещь смыслом. Определить положение человека в обществе .
Понятие «костюм» шире, оно включает в себя все, что искусственно изменяет человека . Таким образом, костюм – это одежда, прическа и всякие украшения , которые человек надевает на себя
слайд 17, 18, 19, 20
Основу казачества составили русские люди, но органически влились в него украинцы , поляки, литовцы, татары, турки, выходцы из других народов. Поэтому в своеобразном облике их костюма гармонично слились черты, характерные для многих народностей.
Приходили беглые на Дон в своей одежде, а здесь носили ту, что добывали в походах и поисках. Сами казаки об этом говорили : «Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравится : один одевается черкесом, другой калмыком, иной в русское платье старинного покроя, и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем».
Старинная традиционная мужская казачья одежда просуществовала до начала XIX века. На Нижнем и Среднем Дону наибольшее распространение получил комплекс женского костюма с кубелеком. В нем особенно чувствовалось влияние Востока. Одежда жен казачьей старшины отличалась «восточной пышностью и богатством» . Основную часть костюма составляло платье - кубелек, - напоминавшее по покрою и форме татарский камзол. У богатых он шился из парчи.
В комплексе с платьями татарского покроя носили русские головные уборы - повойник или рогатую кичку. Казачки очень любили украшения . Самые характерные из них - чикилики. Это была широкая лента из алого атласа, украшенная жемчугом , к которой прикреплялась густая сетка из крупного жемчуга. Лента обвязывалась вокруг головы, а жемчужная сетка свисала из-под головного убора, частично прикрывая щеки. Жемчужные украшения , прикрепленные на плечах и спускавшиеся до пояса, назывались перла, капчак. Носили браслеты (базилики) из гнутой серебряной или золотой пластинки, украшенной драгоценными камнями. В комплекс украшения богатой казачки входили золотые перстни и кольца.
Такой костюм, частично изменяясь, сохранялся в течение XVIII-XIX веков. Европейские моды, которые стали проникать на Дон только после Отечественной войны 1812 года, коснулись лишь верхушки казачества . Другие комплексы женской одежды (с поневой, сарафаном, сукманом) бытовали у казаков, живших на Верхнем Дону и по его северным притокам. Одежда здесь была в основном русской.
Быстрый процесс экономического развития Дона 80-90-х годов XIX века, сопровождавшийся ростом неказачьего населения, ломал рамки казачьей замкнутости, способствуя нивелировке в одежде. Яркий красочный старинный женский костюм ушел из быта, и преобладающим стал комплекс женской одежды с юбкой и кофтой.
Сейчас вам предстоит выполнить рисунок, где можно изобразить человека с украшениями , которые будут подчеркивать его положение в обществе, или род его деятельности. Можно нарисовать эскиз украшения - оберега .
При выполнении работы используйте инструкцию.
4. Самостоятельная, практическая работа учащихся.
5. Просмотр работ. Дети по рядам выходят к доске демонстрируют рисунки. Проводим анализ работ, оцениваем.
Дети, что значит украшения ? Что значит украсить ВЕЩЬ ? Куда можно одевать украшения и с какой одеждой ?
Инстркукция к практической работе
Композиционно разместить изображаемый предмет на плоскости листа с таким расчетом, чтобы изображение не было слишком велико (не подходило близко к краям листа) или слишком мелко;
Можно использовать метод композиционного размещения изображаемого предмета по крайним точкам, ориентируясь на геометрический центр и края листа бумаги (альбома) ;
Найти общую массу предмета с определением опорных точек, пропорциональных соотношений между отдельными частями фигуры предмета и его общей формы;
Прорисовать эскиз более конкретными, выверенными линиями.
Публикации по теме:
Аспектный анализ урока изобразительного искусства в 4 классе «Украшение деревянных построек и их значение» Аспектный анализ урока Тема урока: «Украшение деревянных построек и их значение» Урок изобразительного искусства был проведен в 4 классе.
Конспект занятия «Зачем человеку дом» Конспект к презентации «Зачем человеку дом?» Цель: Систематизировать знания детей о доме, его частях, материалах из которых делают дома.
Конспект НОД по ознакомлению с видами изобразительного искусства «Мы художники» Программное содержание: учить детей внимательно рассматривать художественную картину, подводя к пониманию того, что художник изображает.
Конспект урока изобразительного искусства в четвертом классе коррекционной школы «Овощной человечек» Цель урока: Формирование интереса к предмету изобразительного искусства,выявление творческого потенциала, через знакомство с картинами.