Одежда

Зачем людям украшения урок изо 5. Конспект урока "зачем людям украшения". Самостоятельная работа. «Кто есть кто»

Зачем людям украшения урок изо 5. Конспект урока

Проф. Гейченко В.П.

Цирроз печени

прогрессирующее диффузное полиэтиологическое заболевание печени, которое является конечной стадией развития хронического гепатита с неблагоприятным течением, следствием нарушения оттока желчи и крови с печени или генетически обусловленных метаболических дефектов и характеризуется значительным уменьшением количества клеток печени, которые функционируют, резко выраженной фиброзной реакцией, перестройкой структуры паренхимы и сосудистой печеночной сети с развитием портальной гипертензии и образованием структурно –аномальных регенераторных узлов.

На основании классификации МКХ-10,клинической классификации

(Лос- Анджелес,1994) с дополнением (2008),приказа МОЗ Украины

271 от 13.06.2005 выделяют:

1.По этиологии:

вирусный;

алкогольный;

токсический;

аутоиммунный – вследствие аутоиммунного гепатита;

вследствие метаболических нарушений (первичный или вторичный биллиарный цирроз);

застойный – вследствие венозного застоя в печени;

криптогенный цирроз - с невидимой или не установленной этиологией.

2. По морфологической характеристике:

микронодулярный;макронодулярный;

смешанный (микро-, макронодулярный)

3. По активности прогрессирования:

подострый (гепатит- цирроз);

активный:

а) быстро прогрессирующий (активный); б) медленно прогрессирующий (активный)

латентный;

неактивный;

4. По тяжести течения:

компенсированный;

субкомпенсированный;

декомпенсированный

5. Осложнения:

печеночная кома;

кровотечение из варикозно – расширенных вен пищевода и желудка, геморроидальных вен;

бактериальный перитонит;

тромбоз воротной вены;

гепаторенальный синдром;

цирроз- рак

Диагноз цирроз печени выставляют при наличии:

1 .Гепатомегалии, спленомегалии;

2. Морфологических признаков цирроза (фиброзные изменения и узловая регенерация);

3. Инструментального подтверждения портальной гипертензии (наличие варикозно-расширенных вен при УЗИ, ФГДС, ректоскопии);

4. Инструментального и лабораторного подтверждения гепато-лиенального синдрома и гиперспленизма (выявление гепато-спленомегалии при УЗИ, анемии, лейкопении, тромбоцитопении);

5. Нарушения функциональных проб печени;

6. Синдрома малой печеночной недостаточности:

нарушение детоксикационной функции печени (телеангиоэктазии, пальмарная эритема, нарушение метаболизма лекарств, гормональные нарушения: импотенция, гинекомастия у мужчин, нарушение менструального цикла у женщин);


С чего начиналась история украшений? Первые драгоценности История украшений началась с найденного в Южной Африке колье из ракушек возрастом около 75 тысяч лет до нашей эры. Сложно сказать, кому оно принадлежало. Это было, скорее, не украшение, а распознавательные знаки или обереги от злых духов. В те времена предназначение аксессуара было таким – сообщать ценную информацию о владельце, о его положение в обществе. Еще первые люди понимали, что украшения могут выделять из толпы.




Кольцо появилось в древнем Египте во времена правления фараонов. Подчеркнуть статус тех, кто имел власть, было их предназначением. Фараоны украшали руки кольцами и перстнями. Древние греки, представители знати, носили кольца. Кольцо было знаком высокого сословного положения. Со временем интерес к украшательству возрастал, кольца превратились в светские украшения.


Августейшие особы выдавали особые разрешения на ношение колец. В древнем Риме император Август разрешил носить кольца медикам, а Септимий Север в 197 году нашей эры позволил это сделать воинам. Кольца- печатки имели прикладное значение – их использовали для клеймения вещей. Лучники их носили, чтобы поберечься от тетивы, бойцы – для крепкого и надежного удара.


При вступлении в брак молодоженам позволяли скрепить сговор металлическим кольцом. Именно этот факт становился для юриста решающим. Свадебное торжество было вторичным. Его придумали с целью оповещения о факте вступления в брак. Древние евреи вручали невестам кольцо как символ того, что будут заботиться об их финансовом благополучии.


Древние египтяне не ограничивались кольцами. Каждое утро египтянина начиналось приблизительно так. После утреннего туалета мужчина в набедренной повязке, если собирался выйти из дома, надевал на запястья браслеты, на палец – кольцо, на шею – нагрудное ожерелье. Респектабельность его виду придавала подвеска из яшмы или сердолика на длинном шнурке. В таком наряде египтянин вел деловые переговоры, заходил в учреждения.


Серьги состоятельные люди надевали на оба уха. Одно проколотое ухо европейца указывало на низкое социальное происхождение. Во времена древнего Рима одну серьгу носили рабы, в Древней Греции – заложники, в средневековой Европе – пираты, цыгане, мошенники. На Востоке раджи и шахи использовали серьги как аксессуар к одежде.


Запорожские казаки тоже использовали серьги как атрибут украшения. В левом ухе серьгу носил единственный сын матери-одиночки, в правом – единственный сын у родителей. У продолжателя рода в каждом ухе было по серьге. Такая традиция запорожских казаков оберегала их от смертельной опасности.


Настоящий переворот в истории украшений сыграла Золотая Пектораль. Шедевр эллино-скифского искусства (IV столетие до нашей эры), найденный в кургане «Толстая могила» на Днепропетровщине, является не только ювелирным украшением, но и предметом истории, артефактом, рассказывающим о жизни наших славянских предков.


Ярусы пекторали демонстрируют глубокий философский смысл, воплощенный в золоте. Нагрудное украшение из чистого золота весит более килограмма. Не совсем понятно, какую роль играла пектораль. Археологи считают ее нагрудным украшением воина, многие ученые – своеобразным календарем, астрономическим справочником. Такую точку зрения археологов и ученых подтверждает трехъярусное строение пекторали – представления скифов о строении мира. Нижний круг символизировал животный мир, дикие звери сражались с грифонами. Второй круг представлял царство пернатых. Прекрасные цветы и птицы, символ древа жизни. Верхний, основной ярус знакомит нас с жизнью кочевников-скифов. Кочевники шьют одежду, доят овцу, окружают себя домашними животными. Так наши потомки представляли себе загробную жизнь.




Алмазный фонд Коллекция начала формироваться ещё в XVIII веке, когда Пётр I издал специальный указ о сохранении вещей, «подлежащих государству», тем самым признав, что наиболее значительные из них должны быть собственностью не одной лишь царской фамилии, но и всего Российского государства. Драгоценные предметы государственных регалий, орденские знаки и светские украшения многих поколений российских самодержцев до 1914 года хранились в специальном Бриллиантовом кабинете Зимнего дворца


После начала Первой мировой войны ценности были спешно эвакуированы в Московский Кремль, где в подвалах находились почти восемь лет. В 1922 году комиссия по выявлению и экспертизе предметов декоративно-прикладного и ювелирного искусства подтвердила уникальную историческую и художественную ценность предметов бывшего Бриллиантового кабинета и определила необходимость изучения и сохранения коллекции в неприкосновенности в составе Государственного хранилища ценностей (Гохран СССР). Выставка Алмазного фонда открылась в 1967 году.


Татуировки Судя по археологическим находкам, первые татуировки появились примерно 6000 лет назад. Послания из глубины веков, в виде примитивных изображений, можно разглядеть на кожном покрове мумифицированных тел. Эти рисунки для наших предков были и украшением, и неким паспортом. В них зашифрованы амулеты- обереги, родовые знаки, важные события из жизни владельцев. Сама техника татуировки с тех давних пор сильно не изменилась. Выточенные кости животных и рыб заменили металлические иглы, золу и пепел - тушь.


Многие татуировки древности объединяла одна основа – вера в то, что они способны помочь своему обладателю. Считалось, что благодаря специально вытатуированному и правильно подобранному изображению человек якобы способен приобрести определённые черты характера, излечиться от болезней, превратиться в смелого воина и тому подобное. Так, европейские моряки украшали свои тела распятием. Они полагали, что этот символ способен уберечь от телесных наказаний. Для арабов характерны обереги в виде надписей из Корана. А японские пожарные любили накалывать на своих спинах рисунки в виде водяных драконов – этот талисман считался защитой от пламени. До сих пор ещё сохранилась у индейцев Южной Америки традиция создавать татуировки-обереги.


Делают они их по правилу «от противного», то есть, чтобы не случилось что-то плохое, это необходимо изобразить. Высшие силы тогда забудут о нежеланном событии, решат, что оно уже произошло. Например, череп, являющийся символом смерти, вытатуированный на коже воина, как бы свидетельствует, что он уже умер в бою, а значит, второй раз погибнуть не может.


Служила татуировка и паспортом своего обладателя. По тату на теле и лице женщин в Японии раньше можно было узнать, чем они болели, сколько у них было детей. Распространены были в древности и тотемные татуировки. Они были связаны с верой в тотемных животных, олицетворяющих определённые качества. Такая татуировка оберегала своего владельца, подпитывала магической силой и указывала на принадлежность к конкретному племени





ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверить готовность к уроку. Прежде чем мы начнем наш урок, мы сначала Проведем тест «Настроение» (Приложение 1 ). У вас на столах лежат листочки с изображением шкалы до 10 баллов. На этих листочках вы должны отметить свое настроение, с которым вы пришли на урок авторучкой.

Отметили. Убрали в сторонку.

2. Актуализация

Сегодня мы с вами должны будем ответить на вопрос. Зачем людям украшения и посмотреть какую роль играет декор в положении человека в обществе. (Приложение 2 ; Слайд 1) Люди украшали себя с давних времен. Когда еще не было никакой другой одежды, кроме шкур животных, были украшения из ракушек и клыков животных. (Приложение 2 ; Слайд 2)
- А какие украшения сейчас используют люди?
- Бусы, серьги, перстни и т. п.
Украшение тела называют боди-арт. (Приложение 2 ; Слайд 3) Выделяют различные виды боди - арта. Мы с вами поговорим о шрамировании и росписи по телу. До сих пор люди украшают себя шрамами.
- Для чего они делают шрамы? (Те люди, которые уже имеют шрамы, желают их замаскировать).
- В Гвинее есть племена, которые до сих пор этим занимаются. С какой целью они это делают?
- Представители древних африканских племен наносили на тело шрамы с целью обозначения своего социального статуса или в процессе ритуальных обрядов. Ритуал нанесения шрамов был у них развит для отличия принадлежности человека к какому-либо племени. У некоторых племён он был ритуалом принятия в мужчины и воины. Посмотрите, как украшали себя в древности (Приложение 2 ; Слайды 4-5)
- А для чего делали роспись по телу в древности? (Приложение 2 ; Слайд 6)
- В племенах показывают социальный статус . По используемым цветам и узорам можно легко узнать, к какому племени он принадлежит, с кем это племя ведёт войну и многую другую информацию. Посмотрите современную роспись тела (Приложение 2 ; Слайд 8), её выполняют натуральными красителями.
- В наше время, где можно встретить роспись по телу, лицу? (Приложение 2 ; Слайд 8) - Цирк, театр, вечеринки, футбольные матчи, ночные клубы, проведение профессиональных конкурсов и фестивалей т.д.
- В наше время, с какой целью делают роспись по телу?
- Клоуны в цирке, актеры в театре делают макияж для создания образа. (Приложение 2 ; Слайд 9) В основном, роспись используется для эстетических целей.

Вывод: В древности росписью по телу и лицу люди пытались защитить себя и устрашить врагов. А в современном мире - для красоты, привлечения к себебвнимания.
С тех пор, когда появились вожди в племени, и возникло неравенство, появилось множество изобразительных знаков отличия одних людей от других. Украшалось жилище вождя, оружие, конская сбруя и, конечно, сам вождь как человек особенный. Декоративные узоры и знаки, изображенные в вышивке, чеканке, гравировке, воплотили в себе древние представления людей об окружающем их мире. У любого народа были боги, духи, олицетворяющие явления природы. Люди хотели призвать к себе силы добра и света и защититься от злых сил. В разные эпохи разные народы окружали себя оригинальными предметами и создавали свой костюм.
- А как вы думаете костюм и одежда это синонимы?

Ответы детей:

Костюм и одежда - это не синонимы. Понятие «костюм» шире, оно включает в себя все, что искусственно изменяет человека. Таким образом, костюм - это одежда, прическа и всякие украшения, которые человек надевает на себя. (Приложение 2 ; Слайд 10) К костюму относят и косметику, маникюр, и даже очки и трость.

3. Сообщение новых знаний

На плите, на саркофаге, Рыбы, звери,
на папирусной бумаге птицы, точки,
и на всем, что видит взгляд, загогулины,
иероглифы пестрят. кружочки...
Все знакомое почти,
а попробуй-ка, прочти!

О какой стране идет речь? (Древний Египет)
- Правильно. Эта страна - родина одной из самых древних культур. Наш путь лежит в Древний Египет - удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из первых цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями. (Приложение 2 ; Слайд 11) Именно с нее вы начинаете изучать историю древних государств.
- Что вы знаете о Древнем Египте?
- (Это страна пирамид-усыпальниц фараонов царей ДревнегоЕгипта). (Приложение 2 ; Слайд 12)
- В этой стране люди поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных. (Приложение 2 ; Слайд 13) О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую носили одежду, мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта. (Приложение 2 ; Слайд 14)

Обувь

Ученые считают, что обуваться люди стали около 150-200 веков назад. В античном мире к ноге привязывали подошву кусок сандалового дерева, отсюда и название - сандалии. (Приложение 2 ; Слайды 15, 16) В Древнем Египте обувь делали из папируса, плотных листьев пальмы. (Приложение 2 ; Слайд 17)

Пояс

Одним из первых элементов одежды, который стали украшать, стал пояс. Пояс - важная часть костюма. (Приложение 2 ; Слайд 18) У Древних Египтян пояс держал одежду. А в других странах, например: у Древних Греков «подпоясаться» означало вооружиться, собраться в поход. К поясу крепились нож, колчан со стрелами, меч. В эпоху огнестрельного оружия - пистолеты, пороховница, огниво. У многих народов пояс был символом мужества. У эскимосов сватовство начиналось с того, что жених дарил невесте пояс, инкрустированный охотничьими трофеями - резцами моржей, белых медведей. Этот подарок «обещал» невесте жизнь в сытости и достатке. В Азербайджане пояс, покрытый золотыми монетами, считался семейной реликвией и передавался из поколения в поколение.

Головной убор

Особое место в костюме занимал головной убор. Слово «убор» означает убрать, т.е. украсить.
У древних народов головной убор имел больше символическое значение, чем функциональное. Двойная шапка египетского, фараона символизирует его власть над Верхним и Нижним Царствами. (Приложение 2 ; Слайд 19)
Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной. Речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Но и здесь существуют точные законы.
- Как же нам разобраться, кто есть кто?

4. Самостоятельная работа. «Кто есть кто»

На вопрос «кто есть кто» отвечает весь ансамбль костюма человека и до настоящего времени. В Древнем Египте ученого, грамотея отличало длинное страусовое перо, прикрепленное к его облачению.
- Сегодня мы с вами поговорим об одежде мужской и женской, украшениях, головном уборе Древнего Египта. Для этого вы сегодня поработаете в группах. У каждой группы будет свое задание. На партах у вас лежат карточки, внутри группы вы ее читаете и готовите ответ на вопрос, который вы прочитаете у себя на столе.

Группы работают по карточкам.

  • 1 группа - Мужской костюм; (Приложение 3 );
  • 2 группа - Женский костюм; (Приложение 4 );
  • 3 группа - Украшения и прически. (Приложение 5 );

Дети делятся новыми полученными знаниями по группам и отвечают на поставленные вопросы:

1 группа : Можем ли мы определить по мужскому костюму социальную принадлежность человека?
2 группа : Можем ли мы определить по женскому костюму социальную принадлежность человека?
3 группа : Можем ли мы определить по украшениям, головным уборам социальную принадлежность человека?

Каждая группа отвечает на поставленный вопрос, корректирую работу каждой группы наводящими вопросами, по ходу ответа демонстрируются слайды (Приложение 2 ; Слайды 20-25) Делаем запись в словарики.

5. Анализ урока

При помощи учащихся подвожу итог урока.

Какую проблему мы с вами сегодня решали?
- Зачем людям украшения.
- Какой можно сделать вывод?

Вывод: одежда имеет важное значение в жизни человека, определяет его статус и род занятий, создает имидж человека, подчеркивает его индивидуальность. Говорят: "Мода была всегда". Можно и так сказать. Но всё-таки всё на свете с чего-то начиналось. Можно утверждать, что мода родилась в древнейшем на земле очаге цивилизации — Древнем Египте.

6. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?
- О чем бы вы хотели еще узнать?
- Что больше всего вам запомнилось?
- Теперь возьмите свои листочки с тестом и отметьте свое настроение, с которым уходите с урока простым карандашом.

Домашнее задание: выучить элементы костюма.

Урок изобразительного искусства 5 класс. Учитель Мальчихина Татьяна Александровна

Филиал МАОУ Новотарманской СОШ "Салаирская СОШ"

Тема

Зачем людям украшения.

Педагогическая цель:

Познакомить учащихся с понятием украшение (предмет, украшающий собой кого то или что то. Воспитывать любовь к истории, к народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, бумага,фломастеры)

Тип урока

Изучение нового материала:проблемный

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать какую роль играет украшение в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям.. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные (ЛР)

Уважительно относиться к культуре народного искусства;

Понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

Уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.

Регулятивные УУД:

Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

Находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;

Уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Предметы ДИ несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит… Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени и т.д.

Образовательные ресурсы.

Учебник. Презентация «Зачем людям украшения». Акварель, кисти, цветные карандаши, бумага.

Ход урока.

Этап урока /

учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент .

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

-Доброе утро, ребята. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворно поработать на уроке.

1.Тест "настроение " (оценивают свое настроение в начале урока)

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

Правильность выбора учебных принадлежностей,

Правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

Самостоятельность подготовки,-настрой на урок.

2. Актуализация знаний, мотивация.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Определение границ знания и незнания.

Определение проблемной ситуации. (Иллюстрации: девушка с макияжем и украшениями и без).

СЛАЙД 2,3

Рассматривают иллюстрации.

Участвуют в диалоге.

Объясняют смысл понятия «украшения».

Украшение-это предмет, украшающий собой кого то или что то.(словарь Ожегова)

3. Постановка учебной задачи.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения вождя племени, древнего воина, царя или древних славян?

СЛАЙД 4

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу , предполагают свои действия.

Задача: зачем людям украшения?

4. Решение учебной задачи.

Работа в паре .

Вывод:

Новое знание: какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

1.Беседа о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

(Презентация. Иллюстрации.)

2.Знакомство с особенностями украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т.д. (Работа в паре.)

Повторить правила работы в паре,группе:

1 и 2 пара-:О роли украшений в племенах;

Слайды 5-8

3 и 4 пара: О роли украшений в царское время

Слайды 9-12

Ответы детей с помощью слайдов

СЛАЙД 13

1.Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации.

Работают в паре: читают текст.Анализируют новые сведения об украшениях. Рассуждают о значении украшений в жизни людей. Характеризуют смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Участвуют в диалоге.

5. Творческая работа

(изготовление украшений-бус)

Групповая работа. Техника безопасности

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

При помощи цв. бумаги, ниток, клея, выполните украшение -бусы из бумаги. Наполните украшения смыслом и образным строем вещи: ритмом, рисунком, орнаментом, сочетанием цветов. Если это необходимо, постарайтесь сохранять симметрию.

СЛАЙД 15

Выполняют украшение древних славян или современного мира орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

6. Оценка.Тест "Настроение"

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

Просмотр и обсуждение выполненных работ. (самооценивание)

7. Итог. Рефлексия деятельности.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Беседа по вопросам:

    Что нового вы узнали на уроке?

    2.О чём бы вы хотели еще узнать?

    3. Что больше всего вам запомнилось на уроке?

СЛАЙД 16

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

8. Домашнее задание .

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов

Подобрать иллюстрации об одежде разных времен и Древнем Египте

Запись д/з в дневник.

Ольга Ивановна Горбачева
Урок изобразительного искусства в 5 «А» классе «Зачем человеку украшения»

Цели : а) познавательные - роль украшений в древнем и современном обществе;

б) эстетические - умение видеть и создавать красивое;

в) воспитательные - куда можно одевать украшения , костюм и украшения

Оборудование :

а) для учащихся : учебник изо, рабочая тетрадь, бумага, карандаши;

б) для учителя : учебник изо, иллюстрации м фото материалы, детские рисунки предыдущих лет, презентация, музыка.

План и ход урока :

1. Организационная часть.

2. Водная беседа. Задачи урока .

3. Беседа по теме урока .

4. Практическая работа.

5. Итог урока .

1. Проверка готовности класса к уроку .

2. Дети, что значит украшения ? Сегодня на уроке мы говорим об украшениях , об их роли в жизни человека в давние времена и сегодня, а затем вы сами будете рисовать - создавать украшения .

3. С давних времен человек украшал себя и предметы , которыми он пользовался. В древности украшения представлялись людям делом не менее важным, чем самая полезная и необходимая работа.

слайд 4, 5, 6

"Древние" люди зачем - то разрисовывали свое тело разными узорами и устрашающими рисунками. а охотник украшал себя ожерельем из клыков животных. Зачем ?

По украшениям можно было судить какое положение занимает человек в общине . Вождь племени носил пышный головной убор, украшенный разноцветными перьями птиц и амулетами.

Шотландский король носил семицветную одежду, а его подданные - пятицветную, простолюдины могли носить только однотонную одежду.

слайд 9, 10

Великий государь Всея Руси в торжественные моменты облачался в драгоценные одежды, расшитые золотом и серебром, украшенные рубинами и изумрудами. Царское одеяние (платье) олицетворяло силу, достоинство и могущество Русского государства.

Облачение царя дополняли скипетр и держава, что символизирует власть над миром, а также царский венец.

Царский трон и палаты также изысканно отделаны украшениями .

слайд 13, 14

И сегодня по одежде можно понять, кто генерал, а кто солдат и какого рода войск. Кто священник, а кто невеста, а кто ее подруга или определить где деловой кабинет, а где парадный зал, где детская комната.

УКРАСИТЬ - значит наполнить вещь смыслом. Определить положение человека в обществе .

Понятие «костюм» шире, оно включает в себя все, что искусственно изменяет человека . Таким образом, костюм – это одежда, прическа и всякие украшения , которые человек надевает на себя

слайд 17, 18, 19, 20

Основу казачества составили русские люди, но органически влились в него украинцы , поляки, литовцы, татары, турки, выходцы из других народов. Поэтому в своеобразном облике их костюма гармонично слились черты, характерные для многих народностей.

Приходили беглые на Дон в своей одежде, а здесь носили ту, что добывали в походах и поисках. Сами казаки об этом говорили : «Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравится : один одевается черкесом, другой калмыком, иной в русское платье старинного покроя, и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем».

Старинная традиционная мужская казачья одежда просуществовала до начала XIX века. На Нижнем и Среднем Дону наибольшее распространение получил комплекс женского костюма с кубелеком. В нем особенно чувствовалось влияние Востока. Одежда жен казачьей старшины отличалась «восточной пышностью и богатством» . Основную часть костюма составляло платье - кубелек, - напоминавшее по покрою и форме татарский камзол. У богатых он шился из парчи.

В комплексе с платьями татарского покроя носили русские головные уборы - повойник или рогатую кичку. Казачки очень любили украшения . Самые характерные из них - чикилики. Это была широкая лента из алого атласа, украшенная жемчугом , к которой прикреплялась густая сетка из крупного жемчуга. Лента обвязывалась вокруг головы, а жемчужная сетка свисала из-под головного убора, частично прикрывая щеки. Жемчужные украшения , прикрепленные на плечах и спускавшиеся до пояса, назывались перла, капчак. Носили браслеты (базилики) из гнутой серебряной или золотой пластинки, украшенной драгоценными камнями. В комплекс украшения богатой казачки входили золотые перстни и кольца.

Такой костюм, частично изменяясь, сохранялся в течение XVIII-XIX веков. Европейские моды, которые стали проникать на Дон только после Отечественной войны 1812 года, коснулись лишь верхушки казачества . Другие комплексы женской одежды (с поневой, сарафаном, сукманом) бытовали у казаков, живших на Верхнем Дону и по его северным притокам. Одежда здесь была в основном русской.

Быстрый процесс экономического развития Дона 80-90-х годов XIX века, сопровождавшийся ростом неказачьего населения, ломал рамки казачьей замкнутости, способствуя нивелировке в одежде. Яркий красочный старинный женский костюм ушел из быта, и преобладающим стал комплекс женской одежды с юбкой и кофтой.

Сейчас вам предстоит выполнить рисунок, где можно изобразить человека с украшениями , которые будут подчеркивать его положение в обществе, или род его деятельности. Можно нарисовать эскиз украшения - оберега .

При выполнении работы используйте инструкцию.

4. Самостоятельная, практическая работа учащихся.

5. Просмотр работ. Дети по рядам выходят к доске демонстрируют рисунки. Проводим анализ работ, оцениваем.

Дети, что значит украшения ? Что значит украсить ВЕЩЬ ? Куда можно одевать украшения и с какой одеждой ?

Инстркукция к практической работе

Композиционно разместить изображаемый предмет на плоскости листа с таким расчетом, чтобы изображение не было слишком велико (не подходило близко к краям листа) или слишком мелко;

Можно использовать метод композиционного размещения изображаемого предмета по крайним точкам, ориентируясь на геометрический центр и края листа бумаги (альбома) ;

Найти общую массу предмета с определением опорных точек, пропорциональных соотношений между отдельными частями фигуры предмета и его общей формы;

Прорисовать эскиз более конкретными, выверенными линиями.

Публикации по теме:

Аспектный анализ урока изобразительного искусства в 4 классе «Украшение деревянных построек и их значение» Аспектный анализ урока Тема урока: «Украшение деревянных построек и их значение» Урок изобразительного искусства был проведен в 4 классе.

Конспект занятия «Зачем человеку дом» Конспект к презентации «Зачем человеку дом?» Цель: Систематизировать знания детей о доме, его частях, материалах из которых делают дома.

Конспект НОД по ознакомлению с видами изобразительного искусства «Мы художники» Программное содержание: учить детей внимательно рассматривать художественную картину, подводя к пониманию того, что художник изображает.

Конспект урока изобразительного искусства в четвертом классе коррекционной школы «Овощной человечек» Цель урока: Формирование интереса к предмету изобразительного искусства,выявление творческого потенциала, через знакомство с картинами.