Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Семьянский детский сад №7 «Белоснежка»
Разработка перспективно-календарного плана на тему: «Мультикультурное воспитание. Дружат дети всей Земли».
Группа: подготовительная к школе группа
Воспитатель: Баринова Екатерина Васильевна
с.Семьяны 2015г
Разработка перспективно-календарного плана на месяц февраль по духовно-нравственному воспитанию детей на тему: «Мультикультурное воспитание. Дружат дети всей Земли». Подготовительная к школе группа.
- Формировать основы национального самосознания и любви к Родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей.
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формировать первичные представления о том, что в мире живут различные люди, с различными расами и нациями.
- Владеть речью как средством общения и культуры, развивать связную и грамматически правильную речь.
- Развитие самостоятельной творческой деятельности детей по изобразительной, конструктивно-модельной и музыкальной области мультикультурного воспитания.
- Приобретение опыта в двигательной деятельности по средством игр.
Задачи:
Воспитательная:
а) Воспитывать патриотов, знающих и уважающих традиции своей семья, края и Родины.
б) Воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей.
в) Воспитывать положительное отношение к себе, друзьям, желание и умение прощать.
г) Воспитывать в детях чувства любви и своей и к культуре других народов.
Развивающая:
а) Развивать речь, обогащать словарный запас детей.
б) Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
в) Развивать умения в художественной творческой деятельности.
г) Развивать воображение и фантазию.
Образовательная:
а) Познакомить детей с традициями, обычаями и культурой разных народов.
б) Приобщение детей к ведущим ценностям мировой культуры, понимание и уважение ценностей иных культур, мировоззрений, осознание человеком своей сопричастности к судьбе человечества.
в) Помочь детям понять, почему так важно уважать окружающих.
г) Объяснить детям, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
д) Формировать представление о народах, населяющих Нижегородскую область.
Число, месяц, год | Название работы | Задачи | Средства | ||
2 февраля 2015 год | Чтение художественной литературы. Русская народная сказка « Василиса прекрасная» |
Образовательная: 1.Познакомить детей с русской народной сказкой «Василиса прекрасная». 2.Объяснить детям, почему очень важно изучать творчество своего народа. Развивающая: Воспитательная: |
Оборудования: 1.Русская народная сказка «Василиса прекрасная» 2.Иллюстрации к сказки основная общеобразовательная программа дошкольного образования – От рождения до школы. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издательство Мозаика – Синтез, 2014г. Список литературы |
||
3 февраля 2015 год | Занятие «Дружат дети всей Земли» - рисование |
Образовательная: 1.Выявить знания у детей своей этнической принадлежности, их отношение к сверстникам разных рас и национальностей. 2.Познакомить детей с культурами народов мира. Развивающая: 1.Развивать умения и навыки по изучению культур народов мира. 2.Развивать речь и обогащать словарный запас. 3.Развивать воображение. Воспитательная: 1.Воспитывать любовь к людям другой национальности. |
Оборудование: 1.Листы альбомные по количеству детей, акварель, трафарет круга (для изображения Земли). 2.Запись песни «Детство – это я и ты». 3.Изображения различных картинок и рисунков на данную тему. |
||
4 февраля 2015 год | Мероприятие «Хоровод дружбы». Знакомство с Арменией. |
Образовательная: 1.Способствовать повышению уровня творческой активности воспитанника. 2. Приобщение детей к ведущим ценностям мировой культуры, понимание и уважение ценностей культуры Армении. Развивающая: 1.Развивать умения формировать и высказывать своё мнение. Воспитательная: 1.Воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре армянских народов. |
Оборудование: 1.Презентация 2.Национальные костюмы. 3.Армянская музыка |
||
5 февраля 2015 год | Занятие «Толерантность – путь к миру» |
Образовательная: 1.Помочь детям понять, почему так важно уважать окружающих. 2.Объяснить детям, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём. Развивающая: 1.Развивать речь, обогащать словарный запас. 2.Развивать умения формировать и высказывать своё мнения, владеть собой, уважать чужое мнение. Воспитательная: 1.Воспитывать положительное отношение к себе, друзьям, желание и умение прощать. |
Оборудование: 1.Раздаточный материал (карточки). 2.Карточки разного цвета. 3.Магнитгая доска. |
||
6 февраля 2015 год | Беседа «Национальный костюм» |
Образовательная: Развивающая: 2.Развивать моторику рук и фантазию детей. Воспитательные: |
Оборудование: 1.Картинки с изображением национальных костюмов народов мира. 2. Лист белой бумаги, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка для воды – для каждого ребёнка. |
||
9 февраля 2015 год | Занятие путешествие: «Наша планета большая, мы разные, но мы вместе». |
Образовательная: 1.Познакомить детей с тем как заселена наша планета, рассказать о людях, проживающих на нашей планете и какой национальности они. 2.Объяснить детям, почему « мы разные, но мы вместе». 3.Поощрять попытки делиться впечатлениями. Развивающая: 1.Развивать речь, обогащать словарный запас. 2.Развивать умения формировать и высказывать своё мнение и уважать чужое мнение. 3. Развивать музыкальные способности у детей. Воспитательная: 1.Воспитываать любовь. 2.Воспитывать уважение к людям другой национальности. |
Оборудование: 1.Карта мира, глобус, российский флаг, герб. 2.Иллюстрации из серии «Широка страна моя родная». 3.Картинки в национальных костюмах, 4.Аудиозапись мелодии «У моей России». 5.Листы бумаги, цветные карандаши. |
||
10 февраля 2015 год | Игра-упражнение «Загадай, мы отгадаем», сравнение национальных костюмов. |
Образовательная: 1.Познакомить детей с национальными костюмами мира. 2.Объяснить детям, почему необходимо помимо своей культуры, изучать и культуру других народов и знакомить с национальными костюмами. Развивающая: 1.Развивать речь, обогащать словарный запас детей. 2.Развивать внимание и понять. Воспитательные: 1.Воспитывать положительное отношение к другим культурам, их традициям, обычаям и ценностям. |
Оборудование: 1.Карточкм с национальными костюмами. 2.Магнитная доска. |
||
11 февраля 2015 год | Чтение художественной литературы. Чувашская сказка «Лиса – плясунья» |
Образовательная: 1.Познакомить детей с чувашской культурой и со сказкой «Лиса – плясунья». 2.Объяснить детям, почему очень важно изучать творчество других народов Развивающая: 1.Развивать речь, обогащать словарный запас. 2.Развивать умения формировать и высказывать своё мнение о прочитанном произведении, уважать чужое мнение. Воспитательная: 1.Воспитываать любовь к устному народному творчеству. 2. Воспитывать любовь к литературному творчеству других народов. |
Оборудование: 1.Чувашская сказка «Лиса-плясунья». |
||
12 февраля 2015 год | Просмотр мультфильма «Северная сказка» |
Образовательная: 1.Познакомить детей с мультфильмами, которые отражают мультикультурное воспитание. 2.Объяснить с какой культурой детей знакомят в мультфильме «Северная сказка». Развивающая: 2.Развивать речь, задавая вопросы после просмотра мультфильма «Северная сказка». Воспитательные: Воспитывать положительное отношение к мультфильмам, которые отражать культуру других народов. |
Оборудование: 1.Телевизор и DVD. 2.Мультфильм «Северная сказка». |
||
13 февраля 2015 год | Беседа «Традиции нашего народа» |
Образовательная: 1.Познакомить детей с традициями народов мира. 2.Объяснить детям, почему необходимо помимо своей культуры, изучать и культуру других народов и знакомить с их традициями, обычаями и какие ценности ценятся у данного народа. 3.Поговорить с детьми про традиции русского народа. Развивающая: 1.Развивать речь, обогащать словарный запас детей. Воспитательные: 1.Воспитывать положительное отношение к культуре русского народа. |
Оборудование: 1.Лист белой бумаги 2.Ручка синего цвета |
||
16 февраля 2015 год | Дидактическая игра «Чей узор», рассматривание элементов узора на посуде. |
Образовательная: 1.Познакомить детей с элементами узора на посуде, научить отличать эти узоры. 2.Рассказать про узоры народов мира. Развивающая: 1Развивать внимание и память. 2.Развивать речь, обогащать словарный запас. 3. Развивать умения формировать и высказывать своё мнение и уважать чужое. Воспитательные: 1.Воспитывать любовь к дидактическим играм, с уклоном на изучение других культур. |
Оборудование: 1.Посуда с узорами. 2.Карточки. |
||
17 февраля 2015 год | Лепка «Глобус» |
Образовательная: 1.Познакомить детей с понятием «глобус». 2.Рассказать, как с помощью пластилина можно изобразить, что наша страна многонациональна. Развивающая: 1.Развивать мелкую моторику рук. 2.Развивать фантазию и воображение детей. Воспитательная: 1.Воспитывать любовь к стране. |
Оборудование: 1.Карточка с изображением глобуса или макет глобуса. 2.Пластилин, ножечек и доска. |
||
18 февраля 2015 год | Прослушивание песни «Россия» |
Образовательная: 1.Познакомить детей с музыкальным произведением. 2.Приобщать детей к мировым музыкальным произведениям. Развивающая: 1.Развивать элементарные представления о музыке. 2.Развивать речь. Воспитательные: 1.Воспитывать любовь к художественно-эстетическому творчеству. |
Оборудование: 1.Музыкальный центр. 2.Аудиозапись песни «Россия». |
||
19 февраля 2015 год | Просмотр мультфильма «Умка». |
Образовательная: 1.Познакомить детей с мультфильмами, которые отражают мультикультурное воспитание и знакомят детей с другой культурой. 2.Объяснить детям, с какой культурой их знакомят в мультфильме «Умка». Развивающая: 1.Развивать внимание и память при просмотре мультфильма. 2.Развивать речь, задавая вопросы после просмотра мультфильма «Умка». Воспитательные: 1.Воспитывать положительное отношение к мультфильмам, которые отражать культуру других народов. |
Оборудование: 1.Телевизор и DVD. 2.Мультфильм «Умка». |
||
20 февраля 2015 год | Чувашская игра «Воробьи и кошки» |
Образовательная: 1.Познакомить детей с чувашской культурой и с культурой проведения игр. 2.Помочь детям, понять смысл игры «Воробьи и кошки». Развивающая: 1.Развивать понять, внимание и воображение детей. 2.Развивать творческую активность детей. Воспитательная: 1.Воспитывать интерес к играм других народов. 2.Воспитывать уважение к другим участникам игры. |
Оборудование: 2.Можно подготовить мыски для воробьёв и кошек. |
||
23 февраля 2015 год | Занятие соревнование «Сила нашей страны» |
Образовательная: 1.Познакомить детей с правилами соревнований. 2. Помочь детям подготовиться к ним и помочь вовремя соревнований. Развивающая:. 1.Развивать спортивные навыки у детей. 2.Развивать такие физические качества как координация и гибкость. Воспитательная: 1.Воспитывать положительное отношение к физическим занятиям. |
Оборудование: 1.Спортивный инвентарь. |
||
24 февраля 2015 год | Занятие аукцион «Что я знаю про расы людей» |
Образовательная: 1.Объяснить детям, что такое аукцион. 2.Познакомить детей с расами. Развивающая: 2.Развивать внимание и память, любознательность. Воспитательная: 1.Воспитывать уважение к людям другой расы. |
Оборудование: 1.Карточки с изображением людей разных рас. 2.Всё необходимое для аукциона (предметы, вещи) |
||
25 февраля 2015 год | Конструирование «Как я вижу нашу планету» |
Образовательная: 1. Познакомить детей с конструктором 2.Учить создавать реальные модели, по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу. Развивающая: 1.Развивать воображение, внимание, фантазию. 2. Развивать детское творчество, конструкторские способности, умение управлять своей деятельностью, самостоятельно. Воспитательная: 1.Воспитывать умение и желание строить и играть вместе, сообща. |
Оборудование: 1.Конструктор 2.Картинки |
||
26 февраля 2015 год | Викторина «Кухня моего народа» |
Образовательная: 1.Познакомить детей, что такое викторина. 2.Объяснить детям, что у каждого народа своя кухня. Развивающая: 1.Развивать речь и обогащать словарный запас. 2.Развивать внимание. 3.Развивать умения формировать и высказывать своё мнение и выслушивать чужое. Воспитательная: 1.Воспитывать любовь к кухне своего народа. 2.Воспитывать уважение по отношению к представителям другой культуры и к их кухне. |
Оборудование: 1.Карточки. 2.Карандаши. 3.Лист бумаги. |
||
27 февраля 2015 год | Художественное рисование «Декоративная роспись рубашек» |
Образовательная: 1.Учить создавать многоплановую композицию, используя всю поверхность листа. 2.Продолжать совершенствовать технические умения и навыки. Развивающая: 1.Развивать эстетическое чувство цвета, чувство прекрасного. Вызывать желание создавать красивый узор. 2. Развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Воспитательная: 1.Воспитывать интерес к художественному творчеству. 2.Воспитывать самостоятельность, уверенность. |
Оборудование: 1.Альбомный лист 3.Кисточка 4.Баночка для воды |
||
Направления (образовательные области) | Содержание работы с детьми (из ПООП) |
Методики и технологии (методические пособия) |
Физическое развитие |
1.Мероприятие «Хоровод дружбы». Знакомство с Арменией. 2.Занятие путешествие «Наша планета большая, мы разные, но мы вместе». 3.Чувашская игра «Воробьи и кошки». 4.Занятие соревнование «Сила нашей страны». Образовательные: 1.Приучать оказывать помощь взрослым в подготовке и уборке спортивного инвентаря. 2.Способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма. 3.Закреплять знания безопасности при играх, правила безопасного передвижения в помещении. Развивающая: 1.Развивать физические качества и обогащать двигательный опыт. 2.Развивать такие качества как координация и гибкость. 3.Развивать равновесие, крупную и мелкую моторику обеих рук. Воспитательные: 1.Воспитывать стремление к участию в спортивных и подвижных играх. |
Школа физкультминуток. Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2005.- 208с. Игра в развитии активности детей. Р.М. Миронова. – Минск: Нар. Асвета. 176с. |
Познавательное развитие |
2.Беседа «Традиции нашего народа». 3.Игра - упражнения «Загадай, мы отгадаем»: сравнение национальных костюмов. 4.Дидактическая игра «Чей узор», рассматривание элементов на посуде. Образовательная: 1.Формировать первичные представления о культуре других народов. 2.Формировать представления о ценностях народов. 3.Формировать умения анализа и планирования. Развивающая: 1.Развивать любознательность, воображение, творческую активность. 2.Развивать умение работать коллективно. Воспитательная: 1.Воспитывать положительное отношение к своей и к другим культурам. |
Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительности. Н.А.Алешина. - М.:ЦГЛ,2005-246с. Занимательное обучение дошкольников: спор на кухне. Л.Г.Брозаускас, А.Н.Нужная. - СПб.: Союз. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова. 304 с. Развитие познавательных способностей у детей. Л.Ф. Тихомирова. Ярославль. Академия развития 240с. |
Речевое развитие |
1.Беседа «Национальный костюм». 2.Игра – упражнение «Загадай, мы отгадаем»: сравнение национальных костюмов. 3.Беседа «Традиции нашего народа». 4.Мероприятие «Хоровод дружбы. Знакомство с Арменией». 5.Занятие аукцион «Что я знаю про расы людей». 6.Викторина «Кухня моего народа». 1.Овладение речью как средством общения и культуры, обогащение словарного запаса. 2.Развитие связной, грамматически правильной речи. 3. Развитие речевого творчества. |
Развитие логики и речи у детей: игры и упражнения. Н.В. Заводнова. Ростов. Феникс. 2005г.-240с. Развитие связной речи. Коноваленко В.В. – М.: Издательство ГНОМид, 2003. – 64с. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. Р.И. Лалаева. Ростов. Феникс. 2004.- 224с. Волшебный мир звуков и слов. Е.А. Пожиленко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. Нравственность. Культура. Современность. В.С. Библер. М.:Знание. – 62с. От наукоучения к логике культуры. В.С. Биюлер. – М.: Политиздат, 413с. |
Социально – коммуникативное развитие |
Занятие «Толерантность – путь к миру». Образовательная: 1.Формировать умения убеждать, доказывать свою точку зрения. 2.Формировать уважительное отношение и чувства принадлежности к обществу. 3.Формировать основы безопасного поведения в социуме. Развивающая: 1.Развивать связную речь. Воспитательная: 1.Воспитывать любовь к окружающим. |
Педагогика поликультурности и толерантности. Л. Ильченко. Дошкольное воспитание. 2004.- №8. – С.20-28. |
Художественно-эстетическое развитие |
1.Чтение художественной литературы. Русская народная сказка «Василиса прекрасная». Чувашская сказка «Лиса – плясунья». 2.Занятие «Дружат дети всей Земли» - художественное рисование. 3.Просморт мультфильмов «Северная сказка», «Умка». 4.Лепка «Глобус». 5.Прослушивание песни «Россия». 6.Конструирование «Как я вижу нашу планету». 7.Художественное рисование «Декоративная роспись рубашек». Образовательные: 1.Формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы. 2.Закреплять умение располагать изображение с учётом его пропорций. 3.Закреплять способы и приёмы рисования различными изобразительными средствами. Развивающая: 1.Развивать самостоятельную творческую деятельность детей. 2.Развивать умение делиться впечатлениями о прочитанном. Воспитательная: 1.Воспитывать эмоциональное отношение к литературным произведениям. 2.Воспитывать любовь к художественному творчеству. |
Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Авторы В.В.Гаврилова, Л.А.Артемьева. Художественное моделирование и конструирование. Автор Е.М.Кузнецова. Под редакцией М.А.Васильевой. Подсобные художественные промыслы России. В.А. Барадулин, В.Т. Сидоренко. Воображение и творчество по культуре народов мира. О.М. Дьяченко. Яркие узоры: для дошкольного возраста. – М.: Малыш. Русская культура. С древнейших времён до наших дней. Автор В. Соловьёв. 760 с. |
Методическая разработка, посвященная дню Народного единства.
Конспект НОД «Дружат дети всей земли»
В. -Ребята,сегодня я для Вас принесла глобус. Скажите, а что такое
глобус?
Ответы детей - Глобус-это модель
Земли
.
В-А что же такое
Земля
?
Ответы детей-
Земля-это наша планета
, на которой мы живем.
В. - Да, ребята.
Земля
– наш общий дом для многих людей, которые живут в
разных странах и на разных континентах. У людей много общего и конечно люди
многим отличаются друг от друга.
Скажите, что общего между людьми
всей планеты
?
Ответы детей-Строение тела (ноги, руки, голова)-все люди умеют говорить
В-Чем люди отличаются?
Ответы детей-Говорят на разных языках, отличаются цветом кожи (есть
темнокожие и светлокожие,есть люди с узким разрезом глаз, а есть с широким,
большие и маленькие,молодые и старые.
В-Сегодня я предлагаю Вам отправиться в путешествие по Земному шару, на
поиски новых друзей.
А путешествовать мы с Вами будем на большом корабле.
П. И. «Кораблик» (
дети
производят ее самостоятельно)
Руки вытянуть вперед, наш кораблик, вдаль плывет-
-Сядем мы в него друзья, поплывем и ты, и я!
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Птичка весело поет, наш кораблик вдаль плывет
(Выполнять движения по тексту)
Стало палубу качать, ногу к полу прижимать,
Крепче ногу прижимай, а другую расслабляй!
(
дети
встали со стульчиков, покачиваются то вправо, влево)
Ветер по морю гуляет
(Руки наверх раскачиваем) (звучит звук ветра)
И кораблик подгоняет
(Дуем)
Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах
(Руки на поясе и легкий бег)
Начался вдруг сильный шторм (звук ветра)
(Сильно раскачиваем руками и делаем круг)
Прогремел на небе (звук грома)
(Хлопки, гром)
Наш кораблик закачался
(Руки в сторону, ноги врозь начали качаться)
Вверх с волной сперва умчался,
(Руки изображают волны)
А потом упал он вниз
(Сели)
Вверх (Встали)
Вниз (Сели)
Вверх (Встали и поплыли дальше всех)
На экране слайд №1 (девочка из Японии)
В. - Интересно ребята, в какую страну приплыл наш корабль?
Ответы детей - Япония.
В. - Почему Вы так считаете?
Ответы детей - Девочка одета в кимоно, кимоно-это национальная одежда Японии.
Разрез глаз - узкие, волосы темные.
В. - Правильно, ребята - это страна Япония. Еще ее называют страной
восходящего солнца.
Слайд №2 (Приветствие)
В. - Как же нам с Вами поздороваться с девочкой из Японии, мы ведь не знаем
японского языка, но есть язык жестов. В Японии есть обычай – приветствовать
друг друга поклоном корпуса. Давайте и мы с вами поприветствуем друг друга по-
японски. (
Дети
встают со стульчиков и приветствуют друг друга).
Слайд №3 (Буддийский храм)
В. - В Японии есть горы. Одна из них показана на экране. Как же она называется?
Ответы детей - Фудзияма.
Слайд №5
В-Еще японские
дети
очень любят различные головоломки, ребусы. В одну из
таких игр предлагаю вам сейчас поиграть. (
Дети садятся за столы
. «Геоконт»-
игра.)
В - Что же у вас получилось? Какие геометрические фигуры (Подходит к детям и
спрашивает, какая фигура получилась у ребенка).
Эта игра останется у нас в группе, и вы сможете в нее играть, а нам пора
отправляться дальше.
П. И. «Кораблик» (фрагмент)
Руки вытянуть вперед, наш кораблик, вдаль плывет-
-Сядем мы в него друзья, поплывем и ты, и я!
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Птичка весело поет, наш кораблик вдаль плывет
(Выполнять движения по тексту)
Стало палубу качать, ногу к полу прижимать,
Крепче ногу прижимай, а другую расслабляй!
(
дети
встали со стульчиков, покачиваются то вправо, влево)
Ветер по морю гуляет
(Руки наверх раскачиваем) (звучит звук ветра)
И кораблик подгоняет
(Дуем)
Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах
(Руки на поясе и легкий бег)
Начался вдруг сильный шторм (звук ветра)
(Сильно раскачиваем руками и делаем круг)
Прогремел на небе (звук грома)
(Хлопки, гром)
Наш кораблик закачался
(Руки в сторону, ноги врозь начали качаться)
Вверх с волной сперва, умчался,
(Руки изображают волны)
А потом упал он вниз
(Сели)
Вверх (Встали)
Вниз (Сели)
Вверх (Встали и поплыли дальше всех)
Слайд №6 (
Дети Африки
)
В- В какую же страну мы с Вами приплыли?
Ответы детей-Африка
В- А как вы догадались?
Ответы детей -
Дети темнокожие
, с большими глазами и черными кучерявыми
волосами.
Слайд №7 (Приветствие)
В. - Но как же нам с ними поздороваться? Ведь африканского языка мы ведь не
знаем. Давайте поприветствуем наших африканских детей касанием носика так,
как показано на слайде.
Слайд №8 (Украшения)
В-Люди в Африке очень любят различные украшения: бусы, браслеты, серьги. Как
вы считаете, они покупают украшения или делают самостоятельно?
Ответы детей - Делают сами. Много ярких красок: желтый, зеленый, оранжевый.
Слайд №9 (Национальная одежда)
В-Это национальная одежда африканцев. Ребята опишите ее.
Ответы детей-Легкая и яркая.
Слайд №10 (Дома африканцев)
В-Это жилища африканцев. Из чего они их делают?
Ответы детей - Бамбук, солома, глина, листья.
Слайд №11 (Африканские охотники)
В - Чем же люди занимаются в Африке?
Ответы детей -
Земледелием
, охотой, выращиванием плодов.
Слайд№12 (Африканский танец)
В - Больше всего и взрослые, и
дети
в Африке любят танцевать. Мы с вами тоже
знаем один африканский танец. И сейчас мы, для наших африканских друзей его
станцуем.
Дети танцуют танец
«Чунга - Чунга»
Фрагмент мультфильма «Кораблик»
Вот мы с вами и познакомились с Африкой, а теперь пора отправляться дальше.
П. И «Кораблик» Фрагмент.
Слайд №13 (Северные народы)
В - Как сразу стало холодно, где же мы с вами оказались?
Ответы детей - Это Север нашей планеты.
В - Почему вы так думаете?
Ответы детей - Теплая одежда, потому что очень холодно, узкие глаза, везде
много снега и льда.
Слайд №13 (Приветствие)
В. - Давайте поприветствуем друг друга и наших северных друзей. Приветствуют
они друг друга, махая ладошкой.
Слайд №14 (Занятия)
В. - Чем на севере нашей планеты занимаются люди?
Ответы детей - Занимаются оленеводством, рыболовством.
Слайд №15 (Жилища)
В-Это ребята, дома северных жителей, как же они называются?
Ответы детей-Иглу (сделан из кусков снега и льдин) и чум (из веток деревьев и
шкур животных в основном оленьи)
Слайд №16 (Медвежонок на льдине)
В-Ребята, я слышу как кто-то просит нашей помощи. Посмотрите, медвежонок
ушел один, без мамы - медведицы, и его на льдине унесло далеко- далеко. Мы с
вами поможем медвежонку. У нас есть небольшие льдинки, из них мы построим
дорогу, и медвежонок вернется к маме.
Игра в блоки «Дьеныша»
Детям раздаются схемы, и они выкладывают дорожку для медвежонка
Слайд №17 (Медвежонок с мамой-медведицей)
В-Вот мы и помогли медвежонку. Напоминаю, что уходить одним из дома нельзя!
П. И «Кораблик» Фрагмент.
Слайд №18 (
Дети нашей группы
)
В - Волшебный кораблик вновь приплыл в наш любимый детский сад. Это
дети
нашей группы
, они у нас очень добрые, смелые и умные. Умеют читать и считать.
Ребята, перед вами волшебные примеры, если вы правильно все решите, и
расставите ответы по
Если, вы расставите цифры по порядку, то у вас получится важное для всех людей
слово.
Дети
решают примеры с помощью числового ряда и в конце выкладывают
слово
дружба
.
В-А сейчас в знак большой
дружбы
всех людей на планете мы с вами сделаем
белых голубей и выпустим их в небо. Почему говорят голубь мира?
Ответы детей - Символ чистоты, и
дружбы
.
Дети под музыку
«Летите голуби, летите» садятся за стол и делают
аппликацию.
В – Вы молодцы ребята, я знаю, что ваша
дружба останется надолго
. И не
важно, какой цвет кожи у человека, волос или разрез глаз. Важно помнить,
что
дружба
самое главное слово для всех людей на планете.
Ирина Скакодубова
Образовательные области : познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие
Цель : формировать установки толерантности в сознании детей , воспитывать доброжелательность, желание узнать новое о народах, населяющих Землю .
Задачи : образовательные :
Формировать у детей представление об окружающем мире, о том, что на свете много разных странах; о людях, живущих в разных странах, их общности и различиях
Закрепить знание названий континентов, стран, населения этих стран
Закрепить умение образовывать слова, обозначающие название народов, при помощи суффиксов
Закрепить навыки действий с ножницами, умение вырезывать детали разными способами
Развивающие
Развивать :
Коммуникативные навыки детей , память, речь, внимание, мышление, координацию движений пальцев рук, мелкую моторику
Воспитательные
Воспитывать :
Уважительное, доброжелательное отношение к людям разных народов, национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира
Аккуратность, трудолюбие.
Методы :
Сюрпризный – почтальон принес посылку.
Словесный – чтение стихотворения, вопросы, закрепление знания приемов аппликации
Словесно-поисковый – рассказывание
Игровой –дидактическая игра «Кто в какой стране живет»
Практический – пальчиковая гимнастика, физкультминутка
Материал : глобус, мяч, энергоресурсы, запись песни «Дружат дети на планете » , муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского, лист ватмана, листы – заготовки цветной бумаги, ножницы, клей-карандаш, салфетки.
Стук в дверь – на пороге почтальон, передает посылку.
Воспитатель : ребята, нам посылка! От кого же? (читает) От Знайки. Интересно, что же он нам прислал?
Воспитатель (демонстрирует детям глобус) : ребята, кто из вас знает, что это такое? Верно, это модель нашей планеты Земля , на которой живем мы и еще много других людей.
Словно крыша над землей , голубые небеса.
А под крышей голубой – реки, горы и леса,
Океаны, пароходы, и поляны, и цветы.
Страны все и все народы, и, конечно, я и ты.
Кружит в небе голубом наш огромный круглый дом.
Под одной голубой общей крышей мы живем (В. Орлов)
Воспитатель : на нашей планете пять континентов – Евразия, Африка, Америка, Австралия и Антарктида. На всех континентах, кроме Антарктиды, много разных стран.
Ребята, какие страны вы знаете? (высказывания детей )
Может быть, вместе с родителями кто-нибудь отдыхал в другой стране? Расскажите об этом (воспитатель показывает слайды соответствующей страны, задает вопросы :
Как называется страна?
На чем вы приехали в эту страну?
На каком языке разговаривают жители этой страны?
Что ты видел необычного, интересного?
Что тебе понравилось больше всего)
Воспитатель : на свете много разных стран. В каждой стране живут люди. Люди разных национальностей, они говорят на разных языках, у них разный цвет кожи, но все равно они очень похожи друг на друга. Давай поиграем в игру «Кто в какой стране живет?» (игра с мячом)
Воспитатель задает вопрос, дети отвечают , называют жителей этой страны :
Кто живет в России? – Россияне.
Кто живет в Америке? – Американцы.
Кто живет в Китае? - Китайцы.
Кто живет в Англии? – Англичане.
Кто живет в Египте? – Египтяне.
Воспитатель ставит слайд, на котором изображены дети разных рас .
Посмотрите на этих ребятишек. Чем они отличаются? Чем похожи? (высказывания детей )
На свете все на все похоже : змея на ремешок из кожи;
Луна – на круглый глаз огромный; журавль – на тощий кран подъемный;
Кот полосатый – на пижаму, я – на тебя, а ты – на маму.
Физкультминутка :
Я иду и ты идешь – раз, два, три (шагаем на месте,
Я пою и ты поешь – раз, два, три (хлопки в ладоши,
Мы идем и мы поем – раз, два, три (прыжки на месте,
Очень дружно мы живем – раз , два, три (шагаем на месте) .
Все люди разные, но вместе с тем и похожи друг на друга. Все дети во всех странах любят играть, веселиться, любят своих родителей, друзей. Многие из вас так подружились , что приходят друг к другу в гости, вместе справляют дни рождения, созваниваются по вечерам. Не зря говорят - «Если друг рядом всегда – не страшна никакая беда» .
Ребята, давайте сделаем одну общую аппликацию, которая будет называться «Дружат дети всей Земли » .
Пальчиковая гимнастика :
Дружно пальчики сгибаем ,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)
Практическая часть :
Далее дети делятся на группы , каждая из которых выполняет определенные детали к общей работе, под руководством воспитателя договариваются о том, что будут делать, выполняют работу под песню «Дружат дети на планете » , муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского.
Итог :
Воспитатель : ребята, посмотрите, что у нас получилось! Какая у нас получилась картина? (высказывания детей )
Глядя на нашу работу, хочется улыбаться, улучшается настроение. Давайте всем пожелаем такого же настроения.
Публикации по теме:
С целью повышения качества реализации программы по краеведению, ребята из подготовительной группы № 2 "Колокольчик" МБДОУ № 15 Детский.
Развивающий потенциал образовательной среды группы чаще всего реализуется через различные дидактические игры. На сегодняшний день производители.
Участники: Группа детей МБДОУ детского сада № 8 «Зоряночка» Группа детей МБДОУ детского сада № 21 «Ёлочка» МБДОУ детского сада № 10 «Ивушка».
«Дружат музыка и спорт». Музыкально-спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста Дети входят в зал. Встают свободно. Восп. Дело было вечером, Дело было нечего. Кто на стульчике сидел, Кто в окошечко глядел, Лера куколку.
Конспект комплексного занятия «Путешествие в зоопарк» для детей младшего дошкольного возраста Образовательная задача: - дать знания о диких животных, живущих в зоопарке; -активизировать речь детей; - учить детей выполнять словесную.
Методическая разработка по окружающему миру для детей старшей группы с ОНР
«Дружат дети всей Земли!», предназначенная для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (5-6 лет) детского сада комбинированного вида.Рязанова Светлана Владимировна, воспитатель МБДОУ ЦРР №5 – детский сад «Мир детства», г. Тула, Тульская область.
Конспект занятия разработан на основе программы дошкольного образования «От рождения до школы», рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Целью данного занятия является формирование представлений о дружбе и единстве народов России через культуру общения, творчество и традиции.
В процессе обучения реализуются следующие задачи:
- воспитывать стремление жить в мире и дружбе, умение уважительно относиться к людям независимо от расовой и национальной принадлежности, принимать их культуру, обычаи и нравы, гордиться своей Родиной – Великой страной Россией;
- развивать чувство патриотизма и гражданской солидарности, уверенности в себе и своих возможностях, коммуникативные навыки;
- формировать нравственные качества: умение дружить, ценить и беречь дружеские взаимоотношения.
Актуальность темы:
С начала зарождения и становления человечества, люди, общаясь друг с другом, устанавливали между собой определенные отношения, придерживаясь каких-то необходимых правил, от которых им вместе становилось комфортно и уютно.
Дружба – бескорыстные личностные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, понимании, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.
Работая с детьми дошкольного возраста очень важно, не навязчиво и не настаивая на своей точке зрения, научить ребенка дружить со своими сверстниками. Расширить детские интересы, для того, чтобы у них непроизвольно возникало желание помочь друг другу, прийти на помощь, вместе пережить и радость, и огорчения от побед. Раскрыть смысл понятия «дружба», воспитать такие нравственные качества характера, которыми должны обладать настоящие друзья.
Описание материала:
Конспект занятия предназначен для детей дошкольного возраста старшей группы компенсирующего вида. Данный материал будет полезен педагогам, работающим в ДОУ комбинированного вида, для работы с воспитанниками, по формированию положительных качеств личности и дружеских взаимоотношений. Каждый ребенок (воспитанник) на занятии получает возможность высказать свое мнение и мысли, проявить активность, применить свои знания и умения по данной теме.
Оборудование:
ПК, мультимедийная презентация, глобус, карта Российской Федерации, куклы в национальных костюмах, кукла Маша, для разыгрывания игровой ситуации, ватман с готовым изображением планеты Земля, цветные карандаши, аудиозапись песни «Я, ты, он, она – вместе целая страна!» в исполнении детского ансамбля «Солнышко».
Предварительная работа:
Разучивание стихотворений о Родине, беседа на тему: «Мой лучший друг», постановка и разучивание песни и танца «Я, ты, он, она – вместе целая страна!».
Ожидаемые результаты:
Приобретение дошкольниками определенных правил и навыков поведения на основе реальных ситуаций и событий: умение внимательнее относиться друг к другу, руководствуясь не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами и правилами поведения.
В современном обществе предъявляются все более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку – к уровню его развития. Успешный ребенок тот - кто умеет вести себя достойно в коллективе сверстников и общественных местах, знает культуру своего народа и чтит то место, где он родился, растет и живет.
Ход занятия:
Организационный момент:
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовет!
Весело шагаю я,
Здравствуй Родина моя!
Воспитатель: Ребята, давайте встретим этот солнечный день своими улыбками. Улыбнемся теплому солнышку, голубому чистому небу над головой, улыбнемся друг другу и мне. Доброе утро ребята.
Дети: Доброе утро Светлана Владимировна.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие по просторам нашей Родины. Собираясь в путешествие люди берут с собой необходимые вещи. А я вам предлагаю взять с собой в путь свои знания, старательность, наблюдательность и хорошие отношения. А для того, чтобы не очень утомиться надо сесть поудобней. Помогайте мне ребята, как правильно и удобно надо сесть.
Дети: ручки полочкой, спинка ровно, стульчик у края стола, кулачок должен помещаться между животом и столом.
Кремлевские звезды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины нет!
С. Михалков.
Презентация (видеоклип) на песню «С чего начинается Родина?» на слова М. Матусовского, музыку В. Баснера, в исполнении детского ансамбля «Солнышко».
Воспитатель: Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над тем, с чего начинается Родина для каждого из вас? Поделитесь своими мыслями. (ответы детей).
Воспитатель: Вот видите ребята, сколько разных мнений и ответов мы услышали, но все они верные и правильные, так как каждый человек сам решает, по-своему чувствует, где, как и с чего начинается для него Родина. Думая о Родине, мы думаем о той прекрасной и большой стране в которой мы родились и живем. И каждый человек является маленькой, но очень значимой частичкой, этого большого мира. Предлагаю вам вспомнить стихотворения о Родине. Я буду читать первые строки, а вы, если вспомнили, продолжите.
Воспитатель:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем.
Ребенок:
И березки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идем.
Воспитатель:
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском.
Ребенок:
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном,
Воспитатель:
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
Ребенок:
И над небом синим, синим,
Флаг России над Кремлем!
Воспитатель: Ребята, а кто скажет в какой стране мы с вами живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Широка и необъятна наша Родина - Россия! Самая красивая, гостеприимная, щедрая, душевная и такая близкая и любимая, как мама.
Россия - дружная многонациональная семья равноправных народов. На ее территории проживают русские, татары, башкиры, чуваши, буряты и многие другие. Каждый народ самобытен имеет свою культуру, обычаи, обряды, но вносит свой вклад в общее дело – развитие и процветание России. Поэтому важно крепить дружбу и сотрудничество народов России, уважая в то же время национальные чувства каждого из них.
Видео ролик: «Я, ты, он, она – вместе целая страна» на слова Р. Рождественского, музыку Д. Тухманова.
Чем же отличаются люди разных национальностей? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, они отличаются своим языком, культурой, внешностью.
Стук в двери (сюрпризный момент).
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша и она чем-то очень расстроена. Давайте узнаем, что же с ней произошло. Кукла Маша рассказывает свою историю о том, как из-за нее в игре поругались две девочки, они никак не могли договорится, кто же будет с ней играть. И теперь эти девочки сидят обиженные друг на друга.
Воспитатель: Ребята, а давайте им поможем. Пусть кукла Маша посидит и послушает, как правильно надо поступать в таких и других ситуациях и каким должен быть настоящий друг. А потом расскажет об этом девочкам.
Предлагаю поиграть.
Игра: «Кто такой друг?»
Воспитатель читает стихотворные строки, а дети, если так поступает настоящий друг, хлопают в ладоши и говорят: «Да!», а если так поступать не должен, топают и говорят: «Нет!».
Он в беде всегда со мной
Я за ним, как за горой.
Он утешит если плачу,
Он решит со мной задачу.
Никогда не ест украдкой -
Груши, сливы, шоколадки.
Он всегда грязнее ночи,
Он цветы на клумбе топчет,
Он не будет задираться,
И дразнить, и обзываться.
Он у малышей забрал,
Куклу, мишку, самосвал.
Он не затевает драк,
И не мучает собак.
Он цветы полить поможет,
И убрать игрушки тоже.
Он дружбой нашей дорожит,
Всегда на помощь нам спешит.
Воспитатель: Игра продолжается, и я приглашаю всех вас собраться в круг на остров «Дружбы»
Игра: (с мячом)
«Становись скорее в круг и скажи мне, кто твой друг»
Ребята, становятся в круг. Воспитатель начинает игру. Передавая мяч рядом стоящему называет своего друга, говорит о его хороших качествах характера. Например, мой друг Миша - он добрый отзывчивый, внимательный.
Воспитатель: Ребята, я вижу, что ваши друзья обладают такими хорошими качествами, как доброта, честность, отзывчивость, готовность всегда прийти на помощь. Но очень важно, чтобы такими качествами обладали и вы. И тогда у вас будет много хороших верных и преданных друзей.
Давайте вспомним важные правила дружбы, от которых дружба крепнет и становится нерушимой.
Дети:
- не ссорится;
- помогать другу, когда он нуждается в помощи;
- останови друга, если он делает что-то неправильно, поступает плохо;
- не зазнавайся;
- умей просить и принять помощь друга;
- умей просить прощение, если обидел или ошибся;
- умей договариваться словом;
- уступай другу.
Воспитатель: Ребята, вот вы все дружные, а как вы думаете, надо дружить людям разных национальностей и почему? (ответы детей).
Предлагаю вам всем вместе нарисовать одну эмблему мира и дружбы. А символом станет планета земля.
Ребята проходят и садятся за столы, где приготовлены акварельные краски, карандаши и ватман с земным шаром. Дети обводят свои ладошки вокруг Земли, соединяя их в единое целое. В центре ладошек рисуют детские лица, раскрашивая цвет кожи и волос по желанию.
Федосова Елена Александровна
МКДОУ №77, город Курск
воспитатель 1 категории
Конспект
интегрированного ПОЗНАВАТЕЛЬНО ДОСУГА
«Дружат дети всей земли»
в группе оздоровительной направленности для детей от 5 до 6 лет
Цель: Формировать у детей понятия дружбы и взаимоуважения между людьми разных национальностей.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету;
- воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к Родине: ее природе, обычаям, традициям;
- воспитывать чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих на Земле, в России, в округе;
- способствовать духовно-нравственному развитию детей;развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи;
- воспитывать вежливое отношение к сверстникам;
- воспитывать социальную толерантность, интерес и уважение к людям других национальностей;
- воспитывать чувство гордости за нашу Родину - Великую страну Россию;
- воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей.
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;
- познакомить с культурой этих народов
- показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
- вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
- знакомить детей с культурой и обычаями национальностей ближайшего окружения;
- формировать чувство симпатии к разной национальной культуре, обычаям, традициям, играм;
- формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам;
формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов; - формировать представление о своей родной стране России и о сплоченности всего мира, о том, что все люди мира живут на одном “круглом” земном шаре;
- закреплять знания о том, что люди различных национальностей имеют свою культуру, обычаи, национальные традиции, имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни.
Коррекционно - образовательные:
- 1.Обогащать и уточнять активный словарный запас детей по теме «Дружба народов».
- 2.Совершенствование грамматического строя речи:
- -учить подбирать родственные слова к слову «рыба», «охота»; подбиратьк слову «веселые» слова близкие по смыслу,
- -дидактическая игра « Назови одним словом »,
- -закреплять умение правильно употреблять в речи предложно-падежные конструкции.
- 3.Закреплять произношение поставленных звуков в связной речи.
Развивающие:
- продолжать работу по расширению кругозора детей, а также представления о мире;
- развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми;
- развивать умение игрового общения; описывать внешний вид людей, обогащать словарь, закрепляя новые слова; подбирать родственные однокоренные слова, упражнять в подборе синонимов, в составлении сложных прилагательных, состоящих из простых прилагательных и существительных;
- развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание;
- развивать память, творческое воображение, логическое мышление, координацию речи с движением;
- расширять национальное самосознание; закрепить умение вести диалог, отвечать на вопросы, участвовать в общей беседе;
- продолжать работу по обогащению и активизации словаря;
- развивать интерес к различным формам изучения и закрепления нового материала;
- развивать художественный вкус.
Оздоровительные:
- формировать правильную осанку, культурно-гигиенические навыки;
- укреплять дыхательную мускулатуру, учить детей дышать через нос;
- сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье;
- создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Интеграция образовательных областей :
1.«Социально-коммуникативное развитие»
2.«Познавательное развитие»
3.«Речевое развитие»
4.«Художественно-эстетическое развитие»
5.«Физическое развитие»
Форма проведения:
- игра - путешествие.
Методы:
- зрительный, словесный, практический, игровой.
Приемы :
- создание проблемной ситуации, игровой, хоровые и индивидуальные ответы детей, использование средств ТСО.
Виды детской деятельности:
- игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Предварительная работа:
- изучение карты мира для детей, глобуса;
- беседа с детьми на тему: «Люди каких национальностей живут в нашей стране»,рассматривание иллюстрационного материала по теме;
- просмотр мультфильма «Катерок», «Чунга-чанга»;
- чтение стихов, пословиц, поговорок о дружбе;
- загадывание загадок о дружбе;
- разучивание наизусть стихотворений о дружбе;
- изготовление атрибутов: картонных кукол разных рас;
- игра «Танграм»;
- танец «Чунга-Чанга»;
- беседы на тему: «Что значит дружить?», «Пословицы и поговорки о дружбе», чтение русских народных сказок, сказок народов мир;
- слушание музыкальных композиций о дружбе;
- рассматривание тематических альбомов о национальностях (татары, башкиры, чуваши, дагестанцы и др.)
Базовые понятия:
- Родина, страна, Россия, страны мира, планета, дети, люди разных национальностей, дружба народов мира, любовь к Родине, гордость за свою страну
Используемые педагогические технологии:
1.Технология развивающего обучения.
2. Личностно-ориентированный подход.
3. Информационно - коммуникативная технология.
НОД имеет практическое назначение: дети могут посмотреть и показать свою страну на глобусе.
Материал:
- магнитофон, аудио записи «Летите, голуби, летите…», «Дружат дети всей земли», «Так давайте устроим большой хоровод», « Из чего наш мир состоит», «Песенка о медведях»;
- указка;
- картонные куклы разных рас;
- игра «Танграм»;
- разноцветные флажки: желтый, белый, коричневый, триколор.
- мультимедийный экран с изображениями народов разных стран, их жилища и т.д.,
- 10 маленьких льдинок и 2-х больших льдин для подвижной игры «Белые медведи», бумажные голуби
Ход досуговой деятельности:
1.Оргмомент:
Под песню «Из чего наш мир состоит» (муз.Б.Савельева, сл. М.Танича) дети входят в центр зала, образуя круг.
- Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень. (Дети здороваются с гостями) - Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу частичку своего тепла.
2. Вводная часть:
Воспитатель :
- Для того, что бы определить тему нашего сегодняшнего разговора, я предлагаю вам послушать песню.
(Фонограмма песни «Я, ты, он, она - вместе дружная страна») - Ребята, о чём эта песня? О чём мы с вами будем беседовать? (о нас, о дружбе, о нашей планете, о Родине)
А как вы думаете, что обозначает слово Родина? (место, где родились, где растем, где живут родные и близкие - твоя семья. Родина — значит родная).
Воспитатель:
- На земле живёт очень много людей. И все они совершенно разные, не похожие друг на друга.
Дети:
Большие и маленькие, грустные и весёлые,
Худые и толстые, смуглые и белые.
Воспитатель:
Все они живут в разных городах, в разных странах, говорят на разных языках, носят разную одежду.
Каждая страна имеет свою культуру, свои традиции, свои национальные костюмы.
На земле много стран, но в какой бы стране не жил человек, он мечтает о мире, о счастье для себя и для своих детей.
Совсем не важно, к какой национальности относится человек. Главное, чтобы он был добрым, отзывчивым, и тогда рядом с ним будут настоящие друзья.
Ребята, посмотрите, вот у меня волшебный глобус, это макет нашей Земли, здесь обозначены все страны, которые есть на нашей планете.
Какие страны вы знаете?(Украина, Италия, Франция Америка…)
- - А сейчас поиграем в игру «Кто, где живет?» (с мячом).
- - Я называю страну, а вы называете народ, который там живет.
Америка — …
Япония — …
Китай — …
Англия — …
Франция — …
Италия — …
Испания— ….
- Ребята, а хотите мы с вами сегодня отправимся в путешествие по разным странам. Тогда я вас приглашаю в увлекательное путешествие, узнать кто в каких странах живет. Ну что, готовы?
Ну-ка глобус, закрутись, Путешествие начнись!
прикрепляя желтый флажок с названием Япония на глобусе)
3. Путешествие по земному шару.
Включается экран:
Ребята, смотрите — «проснулся» волшебный экран! (На экране появляется иллюстрация с изображением японской девочки.)
- Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Из Японии.)
- Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)
- Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии.
- Ребята, посмотрите вот здесь, на карте расположена страна Япония.
(Звучит музыка и входит японка в национальном костюме)
Воспитатель:
v В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Демонстрирует детям, а дети повторяют.)
v Что вы знаете о моей стране?
Национальная одежда у японцев называется - кимоно (как мужская, так и женская). Ее шьют из целого куска ткани и закрепляют на талии специальным поясом, который называется - оби, а на ноги одевают деревянную обувь, И называется она - гета.
v Может кто-нибудь из вас знаком с японской кухней?
Люди этой страны выращивают чай. Японцы любят есть свежие сырые продукты. Вареного они едят мало; употребляют в пищу в основном рис и морепродукты: креветки, кальмары, устрицы и особые острые приправы. Японцы берут еду не вилками и ложками, а специальным палочками.
v А как называется традиционное японское жилище?
Традиционное японское жилище одноэтажное и называется - минка. Ее строили из дерева, а крышу крыли черепицей. В Японии также есть и необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзияма). Одним из символов Японии является веточка цветущей сакуры.
v А чем японцы любят заниматься?
Они любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетением корзин и вееров.
(На экране появляется иллюстрация с изображением японских детей.)
v Японские дети многое могли бы рассказать вам о своей стране, только как же вы их поймете?(Выслушиваются варианты ответов детей.)
Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук
(жестов).
v А вы бы хотели подружиться с этими детьми?
v Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)
v В Японии очень любят различные головоломки, среди них игра «Танграм» — выкладывание геометрических фигур. Хотите сейчас поиграть в такую игру.
Возьмите каждый по конверту и сядьте на ковёр так, чтобы друг другу не мешать.
«ТАНГРАМ»
v — Откройте конверт. Каждому из вас предлагается набор десяти фигур. Вы должны сложить все фигуры так, чтобы у вас получилась картинка, которая изображена на конверте. (Звучит восточная музыка.)
(Дети выполняют задание на ковре, возле мольберта, а затем рассматривают, что получилось.)
v Ребята, вам понравилась эта игра? (Да)
Молодцы, ребята! Все справились с заданием. А теперь складывайте свои детали в конверт. На память о нашей встрече я вам оставлю куклу - японку и еще интересную игру «ТАНГРАМ», в которую вы сможете поиграть в свободную минутку.
(Раскручиваю глобус, и останавливаю, прикрепляя коричневый флажок с названием Африка на глобусе)
Этим флажком мы отметим страну, в которую попадём.
Включается экран:
Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам девочку с темным цветом кожи. Как её назвать одним словом? (Темнокожая)
- Кто из вас знает, где живёт девочка с темным цветом кожи?
Дети: - Девочка с таким цветом кожи живёт в Африке.
- Ребята, посмотрите, вот здесь, на земном шаре расположена Африка.
(Звучит музыка и входит африканец в национальном костюме)
Воспитатель:
Ребята, к нам сегодня пришел представитель этой страны! Он хочет с вами поздороваться.
Мы не знаем языка этих народов, и поэтому поздороваемся без слов. А как правильно поздороваться он нам сейчас покажет.
v Во всех странах мира люди, встречаясь, желают друг другу добра. Но внешне это выглядит по-разному.
v Очень красивый ритуал приветствия в северных странах Африки . Когда они здороваются, то подносят свою правую руку сначала ко лбу, потом к груди и к губам.
(Показывает.)
v Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански
v А что вы знаете об Африке?
Дети:
В Африке много стран, там очень жарко, поэтому и одежда у африканцев лёгкая.
Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины), жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.
v А вы знаете, как выглядит жилище коренных жителей Африки?
Жилище Африканцев называется - рондавель. Оно однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома, пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых.
v А чем же они занимаются?
Они занимаются земледелие м: выращивают пшеницу и кофе, бобовые; разводятверблюдов, крупный и мелкий рогатый скот, лошадей. Основная пища — каши, лепёшки, кислое молоко, мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.
v Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети?
Дети:
- Африканские дети больше всего любят танцевать.
v Одна из важных традиций у африканских народов - это ритуальные танцы. Есть танцы воинов, танцы плодородия и другие. Каждый год в Кении проводится музыкальный карнавал, куда съезжаются представители всех племен. Они проходят пестрым шествием по городу, играют на музыкальных инструментах, потом начинается катание на национальных лодочках- доу и скачки на осликах.
v Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться?
(Это потанцевать по- африканки.)
Танец «Чунга-Чанга».
v
Ну что ж, ребята, вы нашли новых друзей и в жарких странах.
В память о них у вас остался этот танец и африканская кукла.
- Ну-ка глобус, закрутись, Путешествие продлись!
(Раскручиваю глобус, и останавливаю, прикрепляя флажок на дальнем Севере на глобусе)
Этим флажком мы отметим место, в которое попадём.
Включается волшебный экран:
Воспитатель:
- Посмотрите на экран.
- Как вы думаете, откуда может быть эта девочка? (С Севера.)
- Как вы догадались? (Узкие глаза, теплая меховая одежда.)
- Совершенно верно, эта девочка с Севера.
- Ребята, посмотрите вот здесь, на земном шаре расположен Север.
- Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. А как правильно поздороваться, нам покажет настоящий представитель северных народов. (Звучит музыка и входит эскимос)
- А здороваются северные народы, помахивая руками или ударяют знакомого по плечу и голове; так они проверяют, насколько человек готов к сильным морозам и суровым условиям жизни. Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом.
v А вы знаете, как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)
v Ребята, а что вы знаете об этих народах?
Дети:
Эскимосы живут на самом дальнем севере нашей страны там, где очень холодно.
Поэтому они так тепло одеваются. У них необычная одежда. Она называется -кухлянка . Это - шуба с капюшоном. На ноги одевают меховые штаны и сапожки, которые называются - унты . Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур добытых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.
v А вы знаете, как выглядит жилище коренных жителей Севера?
У эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется иглу.Так как на их родине большую часть года лежит снег, поэтому эскимосы научились строить себе жилище из снега и
из больших обточенных кусков льда. Снежный дом называется иглу .
Этот дом складывается из снежных блоков в форме половинки шара. Вход в иглу находится ниже уровня пола. В нем раскладывают меховые шкуры и, чтобы согреться зажигают плошку с жиром. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна.
v А чем занимаются эскимосы?
А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.
v Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба».(Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.)
v А теперь подберём родственные слова к слову «охота» ».(Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.)
(На экране появляется изображение эскимосских детей)
v А теперь расскажите, как выглядят дети?
У них узкие глаза и цвет кожи желтый.
v Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как сказать одним словом если у человека красные щеки? (Краснощекий)
v Какое у детей настроение?(Они веселые)
v Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные ).
v Молодцы, ребята.
Вы хотите подружиться с эскимосскими детьми? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детей «Белые медведи».
Подвижная игра «Белые медведи». (Проводится под музыку «Песенка о медведях»)
Ход игры.
Дети разбиваются на две дружныекоманды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.
v Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не
легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословице: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».
v Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе .
1 ребёнок: Старый друг, лучше новых двух.
2 ребёнок: Нет друга ищи, а нашел, береги.
3 ребёнок: Друзья познаются в беде.
4 ребёнок: Дружба заботой да подмогой крепка!
5 ребёнок: Один за всех - все за одного.
6 ребёнок: Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
7 ребёнок: Добро потеряешь - опять наживёшь,
друга потеряешь - уже не вернёшь.
8 ребенок : Человек без друзей, что дерево без корней.
v Ну что ж, и в холодных странах вы тоже нашли себе друзей, не похожих на вас. И память о них вам осталась эта подвижная игра и эскимосская кукла.
- Ну-ка глобус, закрутись, Путешествие продлись!
(Раскручиваю глобус, и останавливаю, прикрепляя флаг триколор с названием Россия на глобусе)
Этим флажком мы отметим страну, в которую попадём.
- Мы с вами родились и живём в одной из самых больших и прекрасных стран на планете Земля.
- Как называется наша страна? (Россия ) Какое красивое и звонкое имя у нашей Родины.
- Мы с вами живём в России, значит мы….(Россияне ),
- На каком государственном языке говорят граждане России? (русском )
- Россияне - люди какой национальности? (русские ).
- На территории России проживают более 100 национальностей, подумайте, как можно назвать нашу страну? (многонациональная ).
Ребенок : (показ мультимедиа)
Живут в России разные народы с давних пор,
Одним тайга по нраву - другим степной простор,
У каждого народа язык свой и наряд,
Один черкеску носит, другой надел халат,
Один рыбак с рожденья, другой оленевод,
Один кумыс готовит, другой качает мед,
Одним милее осень, другим милей весна,
А Родина Россия у нас у всех одна!
Ребенок:
1. - Мы живём с вами в России. Мы россияне, мы русские. Наша Родина славится широкими полями, густыми лесами, полноводными реками и трудолюбивым, дружелюбным и хлебосольным народом. Россия - это огромная страна, где живут представители разных национальностей? Да, здесь живут и казахи, и татары, и белорусы, и украинцы, и армяне, и русские. И как замечательно, что все они живут в мире и согласии.
2.- В России очень много городов, один из них наш с вами город. Мы живем в Курске, он очень красивый и древний. Наш город Курск находится на реке Кур. А еще он стоит высоких холмах. На одном из них находится Красная площадь. В нашем городе также живут люди разных национальностей. Здесь живут русские, украинцы, грузины, мордва, татары, немцы, африканцы.
Дети читают стихи :
Как повезло тебе и мне!
Мы родились в такой стране,
Где люди все — одна семья,
Куда не глянь — кругом друзья!
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как травы с лугом,
Как ветер с морем, поля с дождями,
Как дружит солнце со всеми с нами!
(Исполняют песню:«Дружат дети всей земли»)
(Звучит русская музыка и выходит воспитатель в русском костюме )
Ребята, а вы знаете, как здороваются на Руси? (рукопожатием, наклоном головы, приподниманием головного убора, помахиванием руки и просто словом «Здравствуйте»).
Покажите, как мы здороваемся по-русски.
Воспитатель:
Ребята, я предлагаю вам составить рассказ « Я горжусь своей страной! »
Я буду говорить вам начало предложения, а вы по очереди его продолжать.
Я горжусь своей страной, потому что...... (продолжает Лена К.)
Я горжусь своей страной, потому что...... (продолжает Маша М.)
Я здесь родился и живу,
Очень красивая природа, много лесов, полей и рек,
Мы самые сильные, смелые и отважные,
У нее богатая история,
Я говорю на русском языке,
Наша страна самая большая и сильная,
У нас самые интересные сказки,
Мы - непобедимы.
Воспитатель:
- А сейчас в знак большой дружбы всех людей на планете я предлагаю вам сделать аппликацию «Дружат дети всей земли». Ребята, как вы думаете, почему говорят «Голубь мира»?
Потому что голубь - это символ чистоты и дружбы.
(давайте перед работой мы с вами разомнем руки)
Пальчиковая гимнастика «Нам хорошо»
Мы на огромной планете живем, (руки в стороны)
Здесь у каждого свой дом, (руки домиком)
Есть работа и друзья, (кулачек об кулачек)
Мама, папа есть (хлопаем в ладоши) и Я! (обнимаем себя).
(Дети под музыку «Летите голуби, летите…»делают аппликацию на планете деревья, дома, облака.)
- Ребята, я знаю, что ваша дружба останется надолго, а что бы мы могли пожелать людям всей Земли? (ответы детей ).
Можем пожелать жить в мире и согласии,
Беречь, не обижать животных и птиц,
Много трудиться на благо и процветание своей страны,
Дружить друг с другом.
Воспитатель : Молодцы ребята. Что нового мы с вами узнали на занятии? Что сегодня интересного было? Что было трудно? Какие задания выполняли?
Воспитатель: