Обувь

Кризис 3 х лет у ребенка лщ. Кризис трех лет у ребенка – как выстоять родителям. Что делать, если случилась истерика

Кризис 3 х лет у ребенка лщ. Кризис трех лет у ребенка – как выстоять родителям. Что делать, если случилась истерика

Еще вчера ваш ребенок был таким послушным и мягким, а сегодня отказывается категорически выполнять мамины просьбы, грубит по любому поводу, устраивает истерики. Что с ним произошло? Вероятней всего, ваш малыш вступил в так называемый кризис 3 лет. Согласитесь, довольно внушительно звучит. Но каким же образом реагировать родителям на это детское поведение и что можно сделать?

Что необходимо знать о кризисе трех лет у ребенка?

В психологии таким термином называют особый , довольно короткий по времени период жизни малыша, характеризующийся значительными изменениями в его психическом развитии. При этом кризис необязательно отмечается на третий год рождения, приблизительный возраст появления – 2,5-3,5 года.

  • Время упрямства начинается приблизительно с 1,5 года.
  • Чаще всего данная фаза завершается к 3,5-4,5 годам.
  • Основной пик упрямства отмечается в 2-3 года.
  • Девочки капризничают чаще, нежели мальчики.
  • Мальчики больше упрямятся, в отличие от девочек.
  • В период кризиса 3 лет приступы капризности и упрямства отмечаются до 7 раз ежедневно. У определенных детей – до 20 раз.

Кризис - это перестройка психики вашего малыша , его так называемое взросление.

Острота и продолжительность появлений эмоциональных реакций значительно зависят от особенности отношений между малышом и мамой, семейного стиля воспитания, темперамента ребенка. Психологи говорят, что чем авторитарнее ведут себя родители, тем острее и ярче проявляется кризис. Между прочим, он усилиться может с началом походов в детский садик.

Если еще относительно недавно взрослые не понимали, как детей приучить к самостоятельности, то в это время ее чересчур много. Слышны регулярно фразы «я хочу/я не хочу», «я сам».

Ребенок начинает осознавать себя самостоятельной личностью , со своими потребностями и пожеланиями. Это самое важное новообразование этого кризиса возраста. Так, для этого очень сложного периода характерны как конфликты с отцом и матерью, так и формирование нового качества – самосознания.

И все же, невзирая на кажущуюся взрослость, ребенок еще не понимает, как получить одобрение и признание от взрослых. Родители с ребенком продолжают обращаться, как с несмышленым и маленьким, а для самого ребенка он уже большой и самостоятельный. И эта несправедливость заставляет малыша бунтовать.

Основные признаки

Кроме стремления к получению независимости, кризис имеет и иные характерные признаки, с помощью которых его невозможно перепутать с детской вредностью и плохим поведением.

Упрямство

Зачастую упрямство путают с настойчивостью . Но настойчивость - это волевое и полезное качество, которое дает возможность малышу доходить до своей цели, невзирая на сложности. Например, достроить все-таки из кубиков домик, даже если он все время разваливается.

Упрямство характеризуется стремлением ребенка на своем стоять до конца лишь потому, что он этого уже когда-то требовал. К примеру, вы позвали его завтракать, а он отказывается. Мама начинает убеждать, а он говорит: «Я уже сказал, что завтракать не буду, значит, не буду».

Рекомендация : Не старайтесь малыша переубедить, так как вы лишите ребенка шанса с достоинством выйти из затруднительного положения. Как один из вариантов – сказать, что вы завтрак оставите на столе, а он может поесть, если проголодается. Данный способ лучше использовать только во время кризиса.

Негативизм

Негативизм ребенка вынуждает выступать против как родительского, так и собственного желания. К примеру, мама предлагает пойти в зоопарк, а малыш категорически отказывается, однако сам очень хочет посмотреть на животных. Просто предложение исходит от взрослых.

Необходимо различать негативные реакции и непослушание. Непослушные малыши поступают с учетом своих желаний, которые зачастую идут вразрез с пожеланиями взрослых. Между прочим, негативизм очень часто избирателен: малыш не выполняет просьбы конкретного человека, как правило, мамы, а с другими себя ведет как прежде.

Рекомендация: Не стоит в приказном тоне говорить с детьми. Если малыш негативно настроен по отношению к вам, то позвольте ему отойти от чрезмерных эмоций и дать возможность успокоиться. В некоторых случаях могут помочь и просьбы наоборот: «Мы сегодня никуда не пойдем, не одевайся».

Симптом обесценивания

Малыш теряет ценность к старым привязанностям – к любимым машинкам и куклам, людям, правилам поведения, книгам и т.д. Неожиданно он начинает рвать книжки, ломать игрушки, произносить грубости, кривляться перед бабушкой или обзывать. Тем более что лексикон ребенка все время увеличивается, в том числе, пополняясь и различными плохими и даже неприличными словами.

Рекомендация: Попробуйте детей отвлечь другими игрушками. Вместо книжек выберите рисование, вместо кукол займитесь конструктором. Чаще просматривайте картинки относительно того, как необходимо вести себя с остальными людьми. Но не нужно читать нравоучений, нужно проигрывать тревожащие вас реакции малыша в сюжетно-ролевых играх.

Деспотизм

Чаще всего данный симптом отмечается в семьях с единственным ребенком. Малыш пытается родителей заставить делать так, как ему захочется. Например, сын требует, чтобы мама постоянно находилась рядом с ним. Если в семье не один ребенок, то деспотические реакции проявляются в виде ревности: он толкается, топает, кричит, отбирает у сестренки или братика игрушки.

Рекомендация: Не нужно поддаваться на манипуляции. И при этом постарайтесь больше внимания уделять детям. Они обязаны осознать, что внимание родителей привлечь можно и без истерик и скандалов. Привлекайте их к домашней работе – вместе готовьте ужин для папы.

Своеволие

Своеволие выражается в том, что дети пытаются стремиться к самостоятельности, при этом вне зависимости от собственных возможностей и конкретной ситуации. Малыш хочет сам купить какой-то товар в супермаркете, рассчитаться на кассе, перейти проезжую часть, не держась за мамину руку. Неудивительно, что эти желания у родителей особого восторга не вызывают.

Рекомендация: Разрешите ребенку самостоятельно делать то, к чему он стремится. Если он желаемое выполнит – получит огромный опыт, если не получится – может выполнить в следующий раз. Естественно, что это относится только к тем ситуациям, которые совершенно безопасны для малыша.

Бунт

Малыш в три года пытается родителям доказать, что его желания так же ценные, как их. Именно по этой причине он по любому поводу идет на конфликт. Кажется, что ребенок с окружающими находится в состоянии необъявленной «войны», протестуя против любого их решения: «Не буду, не хочу!».

Рекомендация: Постарайтесь оставаться доброжелательными, спокойными, выслушивайте мнениемалыша. Но нужно настаивать на своем решении, если дело относится безопасности крохи: «Не нужно играть с мячиком на дороге!».

Строптивость

Данный негативный признак кризиса безличен. Если негативизм относится к конкретному одному из родителей, то строптивость направлена на все предметы и действия, которые родители ребенку предлагают, на привычный образ жизни. Часто она отмечается в семьях, где есть разногласия относительно воспитания между папой и мамой, бабушкой и родителями. Он просто не выполняет какие-либо требования.

Рекомендация: Если малыш убирать игрушки не хочет прямо сейчас, то займите ребенка другой деятельностью – к примеру, порисуйте. А через пару минут вы увидите, что он самостоятельно начнет без вашего напоминания складывать в корзину машинки.

Что могут сделать родители?

Для начала родителям необходимо понять, что такое поведение – это не вредный характер или плохая наследственность. Ваш малыш уже вырос и пытается быть независимым . Наступило время строить новые взаимоотношения.

Чаще всего плохое поведение детей трех лет – истерические реакции и капризы – направлено на получение желаемой вещи и привлечения внимания родителей. Как вести следует себя взрослым при кризисе трех лет, для того чтобы не допускать постоянных истерик? Вот основные советы родителям:

Для того чтобы минимизировать появление капризов и истерик, нужно:

  • ребенку предоставить заботу и внимание;
  • не показывая раздражение, оставаться спокойными;
  • отложить разговор до окончания скандала;
  • узнать причину этого поведения;
  • предложить ребенку самостоятельно выбрать вариант решения проблемы («Что бы на моем месте ты сделал?»).

Определенные родители, прочитав данную статью, скажут, что не отмечали у своих детей в три года таких негативных проявлений. На самом деле, в определенных случаях кризис трех лет проходит без явных признаков. Но самое важное в это время не то, как он происходит, а то, к чему кризис может привести. Точный признак нормального развития ребенка как личности на данном этапе – появление таких психологических качеств, как уверенность в своих силах, воля и настойчивость.

То есть, кризис в возрасте три года – это совершенно нормальное явление для взрослеющего малыша, которое позволяет ребенку стать самостоятельной личностью. И еще один немаловажный момент – чем мягче и доверительнее взаимоотношения между матерью и ребенком, тем проще он пройдет данный этап. Крики, категоричность и раздражение взрослых лишь усугубят негативное поведение вашего малыша.

Возрастные кризисы [греч. krisis - решение, поворотный пункт] - особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды развития, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Они относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного развития личности.

Осознание себя как постоянного источника разных желаний и действий, отделённого от других людей, происходит к концу 3 года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребёнка. Ребёнок овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого разные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате этого он начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Он начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице.

Отделение себя от других людей и осознание своих возросших возможностей приводит к появлению нового отношения ребёнка ко взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, хочет быть таким как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Это желание «быть большим» дети хотят реализовать немедленно. Это ярко выражается в форме стремления к самостоятельности, противопоставления своих желаний желаниям взрослых.

Так возникает кризис трех лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности проявления кризиса трех лет у детей

Возрастные кризисы [греч. krisis - решение, поворотный пункт] - особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды развития, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Они относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного развития личности.

Почти у всех родителей наступает такой момент, когда их ребенок начинает делать все наоборот: игнорирует просьбы, разбрасывает только что собранные игрушки, кричит или даже пытается ударить.

Это свидетельствует о том, что у ребенка наступил кризисный возраст.

В детском возрасте обычно выделяют кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 6-7 лет, подростковый кризис(10-11 лет). Хронологические границы кризисов достаточно условны. Форма, длительность, острота протекания зависят от индивидуальности, социальных условий, особенностей воспитания в семье.

Осознание себя как постоянного источника разных желаний и действий, отделённого от других людей, происходит к концу 3 года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребёнка. Ребёнок овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого разные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате этого он начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Он начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице.

Отделение себя от других людей и осознание своих возросших возможностей приводит к появлению нового отношения ребёнка ко взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, хочет быть таким как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Это желание «быть большим» дети хотят реализовать немедленно. Это ярко выражается в форме стремления к самостоятельности, противопоставления своих желаний желаниям взрослых.

Так возникает кризис трех лет.

Продолжительность протекания кризиса зависит от выбранной модели воспитания родителей, особенностей психического развития ребенка и его личности. Поэтому, если взрослые сможете достойным образом вести себя с капризным малышом, то кризисный период будет протекать менее болезненно.

Как проявляется кризис 3-х лет, основные симптомы:

  1. «негативизм» – Ребёнок отказывается делать то, что мы его просим не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Е сли взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз. Когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро»…

2) «упрямство» – это «такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал».

Например, ребёнок просит в магазине купить очередную машинку, принёс домой, поиграл 10 минут и больше к ней не возвращается.

  1. «строптивость» отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против образа жизни, против тех правил, которые были раньше.

Например, «ребенок не дает маме помочь надеть колготки, построить дом из кубиков, на прогулке тянет ее именно туда, куда хочется именно ему. На любое возражение может реагировать криком, слезами, нередко переходящими в настоящую истерику». Он часто отказывается от любого предложения взрослого: «не хочу, не буду, не надо». Такая капризность ребенка – пока единственная для него возможность потребовать признания своей значимости, уважения от других.

4) «своеволие» проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам, даже если ничего не умеет. «Я сам».

5) «протест – бунт» - поведение ребёнка носит протестующий характер. «Как - будто ребёнок находится в состоянии войны с окружающими».

6) «обесценивание» - в данном случае у ребенка обесцениваются старые привязанности к вещам, людям. Например, ребёнок может начать употреблять бранные слова, которые не принято говорить в доме, рвёт книжки, ломает игрушки, хотя раньше этого не делал.

7) «деспотизм» - редко наблюдается, и чаще проявляется в семье с одним ребёнком.

Таким образом, «кризис трёх лет» - это протест ребёнка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опёки, которые сложились в раннем возрасте.

Все эти особенности появления в поведении ребенка объясняется тем, что ребенок начинает осознавать себя как личность .

Типичные ошибки родителей, которые могут наблюдаются в этот кризисный период у ребенка:

  • Типичная ошибка родителей заключается в отсутствии у них твердой позиции, они не определили, чего именно требовать от ребенка. Часто разные члены семьи не могут договориться друг с другом, что создает дополнительные трудности в решении ситуации. Нехорош также подход, требующий от ребенка полного повиновения родителям и ломающий при этом его волю. Т.е. должны быть четкие требования и правила к ребенку у всех членов семьи.
  • Вторая ошибка – неготовность к изменениям в поведении ребенка, отсутствие знаний об особенностях этого возраста, стремление сохранить свой родительский авторитет любой ценой или, наоборот излишняя мягкость и уступчивость.
  • Также плохими советчиками родителям становятся те родственники или специалисты, которые дают общие советы, не разбираясь в деталях ситуации, у каждого ребенка свои индивидуальные особенности, при этом советы могут быть противоположны – от «не обращай внимания» до «ломай и заставляй делать всегда по-своему».
  • Неуверенность мамы в своих силах, её желание соответствовать всем противоречивым советам, метание из крайности в крайность создают неблагоприятные внешние условия и привносят еще больше путаницы.
  • Также к совершаемым родителями ошибочным действиям относятся напрасные наказания, обвинения и «срывы» на ребенка, непоследовательность в действиях: то родители настаивают на чем упорно, то уступают во всем.
  • Не применяйте авторитарный стиль воспитания, откажитесь от гиперопеки.
  • Придерживайтесь единой тактики воспитания. Детям следует предъявлять единые требования.
  • При возникновении у ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте спокойствие и терпение. Не позволяйте себе кричать и срываться в ответ, если ребенок будет видеть ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ. Ребенок должен усвоить, что криком, слезами и истерикой нельзя манипулировать родителями.
  • Старайтесь не спорить с ребёнком. Не пытайтесь силой переломить его упрямство. Помните, что ребенок проверяет вас. Раньше ребёнку было позволено практически всё, теперь же многое находится под запретом, в следствие чего ребенок пытается выстроить новую систему взаимоотношений со взрослыми и окружающим миром.
  • Не командуйте своим ребенком! Он этого не потерпит. Это лишь приведет к нервному напряжению.
  • Постарайтесь давать возможность ребенку быть самостоятельным (например, самому одеваться и раздеваться).
  • Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность. Поручите ему несложные задания: полить цветы, накрыть на стол, подмести пол, вытереть пыль и т.д.
  • Позвольте ребенку делать самостоятельный выбор: спрашивайте, какую игрушку он бы хотел взять с собой в садик или на прогулку. Какую футболку хотел бы одеть из предложенных вами нескольких вариантов. Ребёнок должен учиться принимать несложные самостоятельные решения.
  • Ищите вместе с ребёнком компромиссные решения в сложившейся конфликтной ситуации. Бывают ситуации, когда ребенок взял какую-то вещь и ни в какую не хочет отдавать или хочет надеть определенную одежду и никакую другую. Попробуйте найти с ребенком компромисс. Например, если он взял на детской площадке чужую игрушку, а потом не хочет отдавать, предложите ему его же игрушку, только со словами: «А твоя машинка быстрее ездит и колеса у нее больше!». Тоже касается и одежды. Старайтесь проговаривать с ребенком каждую ситуацию, мотивируя, почему сегодня лучше надеть вот это, а не это.
  • Чаще показывайте ребенку свою любовь, хвалите, обнимайте его. И, когда ругаете, объясняйте ребенку, что его самого вы очень любите, вам не нравится, то что он сделал .
  • Важно знать, что в возрасте 3 лет игра становится для ребенка ведущей деятельностью, поэтому используйте игровые приемы в общении с ребенком. Например, если ребенок отказывается кушать кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с ним.
  • Не следует ставить ребёнку общих оценок, обзывать ребенка. Ваши невзначай брошенные слова могут больно ранить ребенка и послужить основой для дальнейших психологических проблем.

Если у ребенка началась истерика:

Общая позиция – как можно меньше обращать внимания. Не потакать капризам. Никто не устраивает истерику, если нет свидетелей, потому что пропадает смысл. Поэтому, если истерика началась в людном месте и нет возможности отвлечь внимание ребёнка, то следует просто взять и унести его. Наказание, как и объяснение, не подействуют, ребёнок просто не услышит вас. Он будет продолжать плакать. Приемы, которые можно использовать в данном случае:

1) задайте неожиданный вопрос;

2) не пытайтесь что-либо внушать ребёнку – он сильно возбуждён и не может вас услышать;

3) достаньте из кармана интересный предмет, чтобы его заитересовать.

5) предложите другую деятельность (попытайтесь переключить внимание);

6) если ребёнок требует что-либо надрывно, спокойно скажите: «Я дам тебе конфету, (сок и т.д.), как только ты успокоишься и попросишь красиво. Ты умеешь это делать».

Кризис 3 лет – явление проходящее. Но связанные с ним новообразования – отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми – важный шаг в психическом развитии, создающий предпосылки для дальнейшего формирования личности ребёнка.

Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет // Мама и малыш. - 2005. - № 10.
Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет // Психолог в детском саду. - 2004. - № 4. - С. 52 - 63.
Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Виноград. - 2010. - № 37. www.materinstvo.ru/ art/5746
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997.
Корнеева Е. Н. Детские капризы. - Ярославль: Академия развития, 2002.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: РОУ, 1996.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком в период раннего детства. - СПб.: Речь, 2003.
Мухина В. С. Психология детства и отрочества. - М., 1998.
Образцова Л. Н. Я сам! Упрямый ребёнок: маленькие подсказки для родителей. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
Обухова Л. В. Возрастная психология. - М., 1996.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.
Психология развития. Словарь / Под ред. А. Л. Венгера. - М.: ПЕРСЭ, 2006. - (Психологич. лексикон. Энциклопед. словарь в 6-ти томах / Ред-сост. А. Л. Карпенко, под общ. ред. А. В. Петровского).
Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Уайт Б. Первые три года жизни. - М., 1982.
Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - М., 1996.


О кризисе 3 лет наслышаны многие родители, но при столкновении с данной ситуацией в семье не все осведомлены, как себя правильно вести. Согласно утверждениям психологов и педиатров, каждый ребенок по мере взросления переживает несколько переломных моментов в своей жизни. По этой причине родителям не стоит пытаться противостоять естественным процессам формирования личности, а научиться правильно реагировать на сложившуюся ситуацию.

Кризис 3 лет у ребенка

Что такое кризис трехлетнего возраста?

Кризис трех лет возникает в момент психологической перестройки организма при переходе от раннего детства к дошкольному возрасту. Ребенок начинает понимать, что он способен выполнять многие задачи без помощи близких, т.е. в этот период происходит формирование автономной личности. Но, т.к. не все намеченные задачи имеют удовлетворительный финал, возникает необходимость обращения за помощью к взрослому человеку. Недостаток компетентности в выполнении поставленной цели формирует противоречие внутри сознания ребенка, что проявляется в изменении его поведения.

Согласно теории психосоциального развития Эрика Эриксона, кризис трехлетнего возраста формирует независимость и волевые качества человека.

7 основных признаков кризиса

Первые признаки кризиса 3 лет у ребенка ощущают на себе его близкие люди, т.е. человек, который берет на себя ответственность за воспитание и все время находится в тесном контакте (чаще всего — мама). С остальными окружающими дети могут вести себя без изменений в поведении.

Чтобы отличить избалованность от кризиса трехлетнего возраста, психологи выделяют 7 признаков данного состояния:

  1. Негативизм — характеризуется поведением, которое противоречит просьбам, исходящих со стороны окружающих. Негативизм от непослушания отличается тем, что требования родителей, даже если они совпадают с собственными желаниями, не выполняются. Например, когда ребенок устал играть во дворе с друзьями и проголодался, но не хочет идти домой обедать и отдыхать только по той причине, что его позвала мама. В большинстве случаев не выполняются просьбы одного человека. Ребенок прислушивается к словам другого взрослого, например, папы.
  2. Строптивость. Отличительный признак строптивости от негативизма заключается в том, что ребенок протестует против всех установленных порядков. Все просьбы он отрицает, независимо от того, от кого они исходят. Чаще всего симптомы строптивости ярко проявляются у тех детей, в семьях которых родители имеют разные взгляды на способы воспитания.
  3. Упрямство — ребенок отстаивает свое желание всеми возможными способами. Он игнорирует мнение окружающих. Упрямство не следует путать с настойчивостью. Например, если ребенок отказывается идти обедать до тех пор, пока не закончит разукрашивать картинку, — это желание достичь поставленной цели, т.е. настойчивость. В момент упрямства индивид не желает выполнять требования других.
  4. Деспотизм — возникает необходимость управлять другими. Если родители не выполняют желания ребенка, он начинает кричать, драться, плакать, забирать игрушки у других детей (братьев или сестер) и пр.
  5. Обесценивание — равнодушие возникает к предметам и людям. Ранее любимые игрушки или книжки могут быть разорваны. Детский словарный запас расширяется, поэтому в момент кризиса трех лет родители часто слышат в свою сторону грубости и оскорбления.
  6. Своеволие — ребенок отказывается от родительской помощи. Такое поведение развивает умственные способности (завязывание шнурков), но и может быть опасным для жизни. Например, отказ от помощи родителей перейти через дорогу за руку или самостоятельное использование электрического прибора.
  7. Несогласие или протест — постоянное давление со стороны родителей по отношению к выполнению установленных норм (не ломать, не кричать, не бить и пр.) вызывает ответную протестующую реакцию у ребенка. В большинстве случаев поставленные запреты ранее были разрешенными действиями, например, родители ранее не обращали внимание на сломанную игрушку, а сейчас — ругают.

Признаки кризиса трехлетнего возраста

Когда у ребенка наступает кризис трехлетнего возраста, родителям необходимо запастись терпением и относиться ко всему происходящему с пониманием. Избежать конфликтов не получится, но следует научиться с ними справляться.

Ребенку необходимо давать возможность принимать решения, делать выбор и выполнять некоторые задачи самостоятельно. Нельзя отказываться от помощи. Если ребенок хочет вымыть пол или посуду, рекомендуется доверить ему эту работу. Правила поведения не должны выходить за рамки социальных норм, но и устанавливать большое количество запретов тоже нельзя.

Чтобы пережить кризис трех лет без ущерба для психики, нельзя реагировать на изменения в поведении ребенка с агрессией. Повышение голоса или другие дисциплинарные взыскания со стороны родителей могут усугубить ситуацию. Рекомендуется искать компромиссы. Если ребенок не хочет идти на прогулку, следует предложить ему посетить новую детскую площадку.

Право самостоятельного выбора — это важный этап формирования личности. Нужно предоставлять возможность самому решить, в каком платье или костюме пойти в детский сад.

Кризис 3 лет у детей, проживающих в семье, в которой более 1 ребенка, часто сопровождается выраженной агрессией по отношению к братьям и сестрам. Чтобы избавиться от такого поведения, родителям следует одинаково распределять свое внимание между детьми.

Желание самостоятельно выполнить какую-либо работу должно поощряться. Похвала не обязательно выражается в форме покупки игрушки или сладостей. Достаточно похвалить словесно. В случае неудачи следует поддержать дочку или сына и попытаться объяснить, что он только учится и в следующий раз все получится.

Ребенка не рекомендуется сравнивать с другими детьми и важно придерживаться одной системы воспитания. Бабушкам и дедушкам, которые часто балуют внуков, следует объяснить, что существуют рамки дозволенного. Если родители не дают детям конфеты до обеда, то и другие родственники должны придерживаться таких правил.

Как вести себя родителям при кризисе детей

Мнение доктора Комаровского

Кризис 3 лет психология объясняет, как движущую силу детского развития, которая свидетельствует о начале нового этапа формирования личности. По мнению доктора Комаровского, в этот период жизни родители должны соблюдать 3 правила педагогики:

  1. Все запреты должны быть обоснованными и не подлежать обсуждению. Например, брать иголки нельзя, т.к. это может стать причиной проблем со здоровьем.
  2. Решение родителей, которое принимает и выполняет ребенок, должно быть одинаковым. Если мама запретила идти гулять, то ее должны поддержать все члены семьи.
  3. Игнорирование капризов. Если ребенок пытается добиться своей цели с помощью криков, плача и прочего, родителям не рекомендуется идти на уступки. Необходимо находить компромисс.

Кризис 3 лет

Все дети индивидуальны, поэтому кризис трех лет у каждого ребенка может проявляться с различной интенсивностью. Если родители не могут самостоятельно найти правильный выход из ситуации, рекомендуется обратиться к семейному врачу или психологу.

Вы живете с тираном. Он требует немедленного исполнения своих желаний. Он отвергает все, что вы предлагаете. С ним совершенно невозможно договориться.

Кто он? Неужели ваш милый трехлетний малыш?

Все вверх дном

Карине 24 года, а ее дочке Полине – 3 года 2 месяца. Раньше она была «идеальной девочкой», помогающей маме собирать игрушки перед сном, с удовольствием кушавшей почти все, что оказывалось в тарелке, и целующей маму на ночь. Но несколько недель назад Полину как подменили. Все началось достаточно резко: Полина испугала родных, устроив «день непослушания». Взрослые решили, что Полина переутомилась, так как накануне ездила с мамой в гости. Но вскоре истерики, капризы и невыносимые препирательства стали обычным делом. Мама терялась в догадках: может быть Полине тяжело в саду? Или она сама избаловала дочь? Или же это состояние, которое нужно лечить?

Знакомо, не так ли? Еще недавно ваш трехлетний малыш вел себя совершенно по-другому. В вашем доме царил покой, а в отношениях – мир. Казалось бы, он уже усвоил правила и стремится их соблюдать. С ним можно было договориться: попросить, убедить, отвлечь. Но все изменилось – ваш кроха стал совершенно неуправляемым. И главное – совсем непонятно, что с этим делать?

Начало «смутного времени» приходится на возраст от 2,5 до 3,5 лет и к 4 годам полностью заканчивается. И еще за полгода до начала кризиса можно заметить, что напряжение постепенно начинает возрастать. Кризис меняет малыша до неузнаваемости: «не хочу», «не буду», «не надо». Родители бывают обескуражены новым напором ребенка, его непримиримой позицией по отношению ко всему, что раньше не вызывало никакого напряжения. Сначала они теряются, стараются отвлечь, переключить, затем пытаются настаивать, приказывать. Заканчивается все криками и даже шлепками по попе.

Каким бы странным и порой даже болезненным ни казалось вам поведение малыша, помните: кризис – явление нормальное, здоровое, даже если проходит очень бурно. Скорее, нужно было бы задуматься тем, кто утверждает «а у нас никакого кризиса нет!». Вам трудно сейчас в это поверить, но когда кризис закончится, вы найдете своего малыша самостоятельным, дисциплинированным и целеустремленным! А теперь разберем «по полочкам» все признаки кризиса 3 лет и найдем способы мирного сосуществования.

Негативизм, или Ни за что не сделаю

Роме 2 года 10 месяцев. Больше всего его маму расстраивает то, что на любое ее предложение он говорит «нет». Доходит до абсурда: «Пойдем гулять!». «Нет!». «Тогда останемся дома?». «Нет!». Отчаянное «нет» стало главным словом в доме: ни накормить, ни уложить спать, ни одеть в садик. Иногда мама Ромы даже «срывается»: кричит на него, может шлепнуть. Но это только ухудшает ситуацию и продлевает время «истерик».

Негативизм – стремление противостоять всему, что говорит взрослый, иногда доходящее до абсурда. Главное отличие от других форм протестного поведения – ребенок отрицает что-то только потому, что ему предложил это взрослый. Т.е. негативизм – это реакция не на то, что вы говорите, а на то, что это предлагаете именно вы. Негативизм избирателен, причем с самыми важными людьми в жизни ребенка он проявляется наиболее бурно.

Период негативизма необходим. Впервые в своей жизни ребенок активно учится говорить такое важное слово «нет».

В период кризиса 3 лет из-за нарастающего негативизма перестают работать почти все привычные методы воздействия на ребенка. Доброжелательное предложение может вызвать уверенное «нет», попытка приказать – истерику, попытка переключить – новый виток отрицания (он же не может согласиться с тем, что вы ему предлагаете!).

Что делать

Проявите понимание. Чтобы человек научился мыслить и вести себя самостоятельно, по‑новому, он должен отказаться от всего «старого». Он не издевается над вами, не делает вам назло! Он учится новому, и это важно.

«Отпустите» ситуацию. Если ситуация позволяет и ребенок сам может выбирать, чем ему заняться, предоставьте ему эту возможность. Отдохните немного!

Собственное мнение

3-летняя Саша решила, что она не будет здороваться в детском саду с воспитателями. Мама пыталась ее убедить, рассказывала, что хорошие девочки должны быть вежливыми, но… Саша угрюмо молчала, приходя в садик. Маме было очень стыдно. А вдруг подумают, что она не может привить ребенку элементарную вежливость?

Упрямство – реакция ребенка, при которой он настаивает на чем-то потому, что уже озвучил свое желание. В случае с упрямством важно «слово сказанное». Вы можете его убеждать сделать по-другому, и он (будучи в другом возрасте) с вами бы согласился. Но только не в период кризиса 3 лет!

Упрямство этого периода необходимо для того, чтобы ребенок учился концентрироваться на цели («я так решил»), отстаивать и добиваться ее реализации. Да, сейчас вам очень трудно спорить с ним по каждому поводу. Но придет время, и он удивит вас своей целеустремленностью!

Что делать?

Приведите разумную аргументацию. Даже если малыш не уступает, он слышит вас! Возможно, в следующий раз он уже не будет спорить, что спать лучше на кровати, а причесываться расческой. Не требуйте от ребенка немедленного признания вашей правоты, даже если видите, что он готов был бы согласиться с вами. Отнеситесь с уважением к желанию отстоять свое мнение.

Предложите выбор. Если дело в упрямстве, а не в негативизме, то в ваших силах не допустить споров во многих ситуациях. Он хочет решать, так дайте ему такую возможность! Что почитаем на ночь? Формулируйте так, чтобы ребенок мог сделать «второстепенный» выбор, чтобы не допустить спора по основному вопросу.

Отличным способом проявить уважение к решению ребенка является запись его желаний. Это может помочь вам в самых разных ситуациях. Пусть у вас всегда наготове будет блокнотик и ручка. Например, он не хочет уходить с улицы. Вы можете сказать: «Давай запишем твое желание… Богдан хочет погулять еще… 5 или 10 минут? 10 минут, хорошо. Итак, я записала: «Богдан хочет погулять еще 10 минут». Через 10 минут я тебя позову, а пока иди играй!». Замечательно этот способ работает в магазинах, когда малыш начинает настаивать на покупке всего подряд. Достаточно написать список: «Богдан хочет…». Когда взрослый по-настоящему что-то записывает за ребенком, это вызывает поистине волшебную реакцию.

Я против

«Не хочу ложиться спать», «не буду кашу на завтрак, дай варенья», «не буду убирать игрушки, никогда!», «не буду застегивать сапоги, так пойду» – такой бесконечный поток изливал Артем на своих родных ежедневно. Казалось бы, он протестует против всех правил сразу, выдумывая новые, свои собственные. Родители устали и от постоянного непослушания, и от нелепых нововведений сына.

Строптивость одновременно похожа на негативизм и упрямство. Но если негативизм направлен против конкретного взрослого, то строптивость – это протест против всех сложившихся норм поведения, образа жизни ребенка. Если упрямство проявляется в конкретной ситуации (хочу или не хочу здесь и сейчас), то строптивость – более общее понятие. Маленький «революционер» борется против «старого», во имя «нового».

Ребенок выходит на новый уровень осознания. Раньше он покорялся и «слушался» просто потому, что ему говорили его родные люди. Но теперь он должен еще раз пересмотреть все правила, чтобы усвоить их уже сознательно, ответив на вопрос «зачем именно так?».

Что делать

Набраться терпения. Малыш будет многократно нарушать прежние правила, даже если они на наш, взрослый, взгляд очень разумны. Да, его поведение похоже на провокацию. Так и есть! Кроха будто «рисует карту», где территория «можно» ограничена границами «нельзя». Но делает он это единственным способом – многократно нарушая правила. Если взрослый каждый раз реагирует одинаково, на «карте» появляется «постоянная линия» – и ребенок подчиняется новому (или заново подтвержденному) правилу. Например, введите правило: предупреждать малыша об окончании прогулки, говоря, что у него есть еще 10 минут. И как бы он ни протестовал, придерживайтесь своего правила сами. Несколько раз – и малыш не только будет спокойно уходить с улицы, но и сделает шаг на пути познания времени.

Объясняйте необходимость. Даже если ребенок будет не готов мгновенно согласиться с вами, объясните, почему нужно делать так, а не иначе. «Как я сказала, так и будет!» может вызвать только бурю эмоций у ребенка, и ничего более. Лучше нарисуйте картинку с микробами, которые убегают с мыльных рук, расскажите о том, что его тело во время сна набирается сил. Предлагайте ребенку научные объяснения, но, конечно, с учетом возраста. И правила будут соблюдаться гораздо лучше. Это же он так решил!

Уберите лишние запреты. Чем больше ограничений в возрасте 3 лет, тем труднее проходит кризис. Каждый раз, прежде чем сказать «нельзя», подумайте, а действительно ли стоит запрещать то, что хочет ребенок? Часто нарушения правил идут «рука об руку» с познавательной активностью, открытостью миру. Создавайте ребенку условия, где «нельзя» будет немного. Тогда и усвоить их будет несложно.

Я сам

Мама 3-летней Кати чувствует себя совершенно вымотанной. Каждое утро проходит одинаково. Катя пока не может одеться быстро, но как только мама пытается ей помочь, «включает сирену»: «Сама-а-а-а!». Мама нервничает, ведь нужно успеть на работу вовремя. И когда терпение иссякает, быстро доделывает все сама под протестный плач своей дочки. Да еще и в садике ситуация повторяется!

Своеволие – это стремление к самостоятельности, воплощенное в действии. Выше мы говорили о самостоятельности мышления, но ребенок в 3 года начинает активно «пробовать силы» и желает делать все сам.

Как научиться чему-то, если этому не учиться? Требование «Я сам!» невероятно важное достижение возраста. Ребенок желает развивать свои умения, идти вперед, осваивать мир на новом для себя уровне. И если поддержать это стремление, совсем скоро у вас будет много поводов для гордости: «Он у меня такой самостоятельный!».

Что делать

Пересмотрите режим. Очень часто в возрасте 3 лет малыш отстаивает свое право на то, чтобы самостоятельно одеваться. Так как навыки еще незрелы, это происходит долго и нервирует родителей, особенно по утрам. Можно на 15–20 минут раньше будить малыша утром, и у него будет больше времени, чтобы самостоятельно одеться. Будьте уверены, с каждым разом это будет происходить все быстрее и быстрее.

Помоги мне! Поздравляем, у вас теперь есть помощник! Печете пироги? Пусть он налепит «колобков». Убираете в квартире? Он может тряпочкой протереть пыль. Поддерживайте и развивайте его стремление к самостоятельности. Почти во всех делах можно найти «шажок», который ребенок может сделать сам. А ведь гордость за то, что он помог «по‑настоящему», так способствует взрослению!

Я больше это не люблю

Вика очень удивила свою маму, когда сказала, что подарила подружке в саду своего мишутку. Ведь это была любимая игрушка с самого младенчества! Вика и спала с мишкой, и ела, и гуляла. Что на нее нашло?

Обесценивание – это механизм работы других признаков. Ребенок обесценивает очень многое. Обесцениваются правила – возникает строптивость. Обесценивается мнение родителей – возникает негативизм. Обесценивается помощь – возникает «я сам!». Но удивительнее всего для родителей, что перестают быть любимыми «самые-самые» до этого момента игрушки, книги, угощения и игры.

Обесценивание, как мы уже выяснили, основа «включения» всех основных двигателей кризиса, без которого выход на новую ступень невозможен. Но вместе с тем, что ребенок считает для себя помехами (правила, ограничения), под его молот попадает и то, что было до этого любимо. Это как милые сердцу шортики, из которых пора вырасти!

Что делать

Основная рекомендация, пожалуй, такова: понять, как это работает, и не сопротивляться. Перестал любить овсянку – предложите гречку. Не хочет больше смотреть мультфильм про зайку, включите про осьминожку. В общем, отнеситесь к его выбору с уважением.

Я протестую

Теме 3,5 года. В последнее время он стал совершенно неуправляемым: выдавливает из себя слезы, кричит, никого не хочет слушать. Может валяться на полу и требовать то, чего на данный момент дать невозможно (например, машинку, которую он вчера видел в магазине). Находясь с Темой на больничном, мама поймала себя на мысли, что ждет не дождется, когда он снова будет ходить в сад. Так она устала от постоянных войн!

Бунтарство – это основной способ, с помощью которого ребенок будет действовать в течение всего периода кризиса. Кажется, что он постоянно наготове, в состоянии войны со всеми. Чуть что – кричит, плачет, упирается, может ударить или обозвать. Родители порой и не подозревают, что в их милых до той поры крохах живут такие «бесята»!

Ребенок пока не владеет более тонкими приемами, помогающими добиться своего. Поэтому бунтарство – лишь инструмент. Он обязательно научится действовать более мирно, а пока…

Что делать

Реагируйте адекватно. Если ребенок ударил вас или назвал плохим словом, обязательно покажите ему мимикой и словами свое недовольство. Хорошо, если ваши фразы будут избавлены от бурных эмоций и прозвучат коротко, но строго. Так малыш поймет гораздо лучше, чем если услышит гневную тираду.

Помогите ему. Иногда дети полностью отвергают попытки взрослого их обнять и утешить. Но так бывает не всегда. Если вы видите, что ребенку очевидно требуется помощь, чтобы успокоиться, обнимите его, погладьте по голове и немного покачайте.

Учите его договариваться. Возьмите игрушки и разыграйте ситуацию, когда маленький мишка договаривается со своей мамой о чем‑либо. Если такие игры станут постоянными, он усвоит новый, цивилизованный способ, чтобы добиваться своих целей.

Не отвечайте агрессией! Протестное поведение ребенка часто вызывает гнев у взрослого. Но на то мы и «большие», чтобы вести себя мудрее «маленьких»! Если взрослый кричит или бьет ребенка, то это лишь показывает его бессилие.

Я сказал

С недавних пор Валера взялся руководить всеми в семье. «Нет, на работу не пойдешь, будешь со мной гулять!», «Сиди в комнате, не ходи на кухню», «Выключи свою музыку!» – постоянно слышат мама, папа и брат Валеры. Но так как они не готовы подчиняться маленькому тирану, скандалы в доме не затихают.

Что это? Деспотизм – продолжение всех остальных признаков кризиса. В семье, где растут несколько детей, у 3-летки может сильно проявляться ревность, нетерпимость к братьям и сестрам, стремление ими командовать.

Деспотизм – комплекс действий, чтобы настоять на своем, задать собственные правила, почувствовать себя самым главным. Незрелая, но смелая попытка лидерства.

Что делать

Отличайте деспотизм от насущных потребностей ребенка. Иногда ему просто необходимо, чтобы мама осталась рядом, а порой – это просто попытка управления. Учитесь мягко, но строго говорить ребенку «нет», подчеркивая, что действия других в данном случае никак ему не вредят. И поэтому родители (или другие взрослые) имеют право сделать так, как им хочется или нужно.

Разумно ограничивайте ребенка. Дайте ему возможность самому принимать часть решений, касающихся его самого. Если вопрос относится и к другим – можете попросить его совета, как провести всем вместе выходной. Не стоит ради «спокойствия в семье» подчиняться маленькому тирану, ведь тогда «кризис» может и не закончиться!

Поиграйте! Предложите ребенку: «Давай поиграем. Ты будешь папой, а я дочкой». И пусть ребенок в игре сделает то, что так хочется ему в жизни – поруководит вами от души!

Итак…

Кризис 3 лет – время «боевых действий», но из него все выходят победителями! Ребенок становится более взрослым, самостоятельным и ответственным. Родители получают множество поводов для гордости. Конечно, процесс воспитания будет длиться еще долгие годы, но, пожалуй, один из самых сложных этапов вы уже преодолели.

Журнал «Мама и Малыш», №06, 2012

Малыш, который едва достиг возраста трех лет, вдруг изменился на глазах. Характер ребенка, который родители считали «золотым», внезапно испортился. Послушное и покладистое чадо упрямится, протестует и устраивает истерики по любому пустяку. Постоянно своевольничает и пытается добиться своего любой ценой. Что делать родителям с маленьким тираном, как реагировать на такие выпады?

Кризис 3-х лет очень сложный этап

Сначала надо успокоиться, не впадать в панику. Все негативные проявления в поведении ребенка – проявление кризиса трех лет. Скандалы и отстаивание самостоятельности – основные характеристики поведения.

Почему кризис наступает именно в этом возрасте?

Психология определила детский переходный период трех лет, как третий по счету (первые два — в один месяц и год). Каждому критическому периоду соответствуют свои особенности. О проявлениях и особенностях таких явлений написаны целые книги. Данная статья рассматривает ситуации, которые возникают в третий проблемный период.


В три года ребенок старается уйти из-под опеки родителей

В самом начале следует отметить, что у ребенка в возрасте трех лет происходит изменение взаимоотношений с окружающей средой. Главная характеристика этого периода – изменение социальной адаптации. Психология определяет, что в этот период начинается процесс формирования психики. Зная об этом факте, взрослые должны все жизненные ситуации жизни своего отпрыска рассматривать с учетом возрастных изменений.


Возрастные рамки кризиса в три года

Причины всех затруднений в общении с малышом – то, что ребенок начал осознавать себя.


В 3 года ребенок начинает осознавать свое Я

Признаки наступления кризиса

Психология выделила симптомы кризиса трех лет в количестве семи составляющих. О них может поведать любая статья по психологии данной возрастной категории. Литературные источники, книги по психологии не расходятся во мнении о классификации симптомов. Характеристика симптомов, рассматривается далее.


Симптомы кризиса 3-х лет — основных 6

Детский негативизм. Признаки его надо различать с простым непослушанием. Часто складываются ситуации, когда у ребенка проявляется нежелание что-то сделать, например, убрать на место игрушку. То, что малыш не послушался, это реакция на слова. Негативизм же предполагает такие ситуации, когда дети не подчиняются не всем взрослым, а отдельному человеку.


Проявления негативизма — самые яркие

Упрямство называют вторым признаком. Не надо путать упрямство с настойчивостью – они не имеют ничего общего. Настойчивость не самое плохое качество ребенка. Плохо, если она перерастает в упрямство, когда ребенок настаивает на своем не потому, что сильно хочет именно данный предмет или еду, а потому, что хочет добиться своего любой ценой. В такой ситуации уступать ему нельзя.


Упрямство может иметь негативные последствия

Психология с научной точки зрения обосновывает, что упрямство перерастает в детский деспотизм. Если с трех лет позволять малышу верховодить в семье, подчинять своим капризам взрослых, то из него вырастет тиран, который будет отравлять жизнь своим родным. Этой проблеме посвящена не одна статья исследователей детской психологии.

Деспотизм является желанием малыша трех лет подчинять взрослых людей своим капризам. Дети в прямом смысле издеваются над взрослыми: сын требует, чтобы мама сидела возле него, когда он играет, дочь не желает есть морковку или творожок, а требует только «вкусняшки». Но самое главное, и самое страшное, что ребенок-деспот требует, чтобы все исполнялось по его первому требованию.


Кризис трех лет — испытание для родителей

Проявления кризиса 3-х лет у ребенка в данный период выражаются еще и в том, что обесцениваются события и действия. Отношение к важным вещам и требованиям выражаются в кривлянии. Он начинает обзывать других детей и даже взрослых, сознательно из вредности разламывать игрушки. Он подсознательно (в возрасте трех лет еще не может осознавать!) провоцирует ситуации, которые ставят его в оппозицию к окружающим.


Кривляние — одно из проявлений кризиса

Малыш трех лет, находясь в ситуации постоянной конфронтации с внешней средой, страдает и сам. Психология утверждает, что такое поведение является протестом. Словарный запас ребенка в таком состоянии расширяется очень быстро. Но пополняется он не теми словами, которым родители хотели бы научить своего малыша. Увы, чаще всего это лексикон, состоящий не из хороших слов. Отрицание всего того, что предлагается – вот основная характеристика состояния трехлетней крохи.

Главные Не в три года

Еще одна черта, которая свойственна кризисному состоянию – строптивость. Психология считает, что строптивость является одним из самых тяжелых признаков течения кризиса у ребенка.


У детей появляется строптивость и непослушание

Строптивость – это не проявление негативизма, направленного конкретно на какие-то ситуации, против конкретных личностей. Строптивость в данном случае — характеристика негативного отношения ребенка к миру и всему окружению.

Строптивость выражается бунтами. Это острое желание стать центром внимания. Бунтуя, маленький человечек показывает семье, что его мнение и желания столь же значимы, как и у остальных. Основные причины бунтов – желание заявить о себе. Родителям часто кажется, что малыш трех лет осознанно принимает решение поиздеваться, постоянно что-то требуя и доказывая, что его глупые желания должны быть исполнены немедленно. Осознанности здесь нет, есть желание заявить о себе, добиться внимания.

Кризис трех лет остро выражается в стремлении маленького человека быть самостоятельным.


В этом возрасте проявляются конфликты с другими детьми

Малыш выказывает любознательность, стремиться познать новое, разобраться в непонятных для него вещах, что в будущем благоприятно скажется на личностном формировании. Но проблема и беда в том, что малютка стремиться выполнять взрослые дела, но в таком малом возрасте у него ничего не выходит. Итогом этого становятся рев и истерика.


В этом возрасте ребенок часто все ломает и портит

Кризис – это не всегда негатив. Причины такого кризиса – переход на новый уровень формирования личности.

Те явления, которые свойственны кризису трех лет, скорее всего, шокируют большинство счастливых родителей, дети которых не достигли кризисного периода. Готовым надо быть, а вот испытывать страх совершенно ни к чему. Сталкиваясь с аналогичными явлениями в поведении ребенка, надо твердо знать о том, что внешние не очень приятные проявления являются обратной стороной позитивных перемен личности, которые составляют смысл всякого кризисного перехода.


Главное требование — я все буду делать сама

В каждом периоде развития ребенка имеется совершенно особая, приемлемая только для этого возраста особенность. Данные особенности предназначены для того, чтобы ребенок постигал мир и учился осознавать себя. Период, который был пережит до кризиса уходит в прошлое, уступая место новому этапу познания мира. Так утверждает психология. С наукой спорить не следует – поэтому надо понять и принять новый этап в жизни малыша. Его личность развивается, характер формируется, весь организм и в физическом и психическом плане ведет конструктивную работу над собой.

Что делать окружающим?

Набраться спокойствия и еще раз спокойствия…

Основными проявлениями кризиса, которые тревожат родителей, являются «аффективные вспышки» — истерики, горькие слезы, необоснованные капризы. Конечно, такие явления могут присутствовать и в стабильных ситуациях, но они не бывают продолжительными и не характеризуются высокой интенсивностью. Рекомендовать взрослым нужно следующее: ничего не делать и не принимать решений до того момента, пока капризуля не станет спокойным. Дети в таком возрасте очень хорошо реагируют на какие-то новые явления в их жизни – будь то игрушка, книга или новый мультик – все это даст возможность отвлечь ребенка.


Главное — сохранять спокойствие

Совет: если не попробовать, то и не познать – пусть ребенок совершает ошибки у вас на глазах.

Попробуйте ненавязчиво предостеречь его, даже если он не воспринимает ваши слова. Но он их слышит. Получив негативный опыт, совершив ошибку, поняв вашу правоту, малыш в следующий раз хоть капельку, но прислушается. В будущем такие уроки помогут ему преодолеть проблемы.

Но…родители должны научиться признавать в своем карапузике человека, личность. Считается (были исследованы реальные ситуации), что если со стороны родителей проявляются ограничения самостоятельности, ребенка высмеивают, то у него формируется стыд за свое неумение, неловкость, непонимание. Ребенок теряет уверенность в себе.


Прочитайте эту памятку для родителей

Как быть? Дать возможность выбора, разрешить учиться на своих ошибках и…играть. В играх ребенок учится моделировать ситуации и решать проблемы. Именно так кризис трех лет проходит наиболее безболезненно.