Астрология

Активность ребенка в процессе родов. Что испытывает мама во время родов и как ее ребенок помогает ей? Движения ребенка во время схваток

Активность ребенка в процессе родов. Что испытывает мама во время родов и как ее ребенок помогает ей? Движения ребенка во время схваток

Что чувствует ребенок во время родов? Больно ему или нет? А если больно, то, может, предпочтительней кесарево сечение, чтобы избавить малыша от боли? А обезболивающие средства на малыша действуют? Что происходит с крохой во время родов?

На первый взгляд, мы не можем знать того, что переживает малыш, появляясь на свет. Рассказать об этом новорожденный не в состоянии. А когда подрастет и научится говорить - ничего о своем рождении, разумеется, он не помнит. Но это и правда, только на первый взгляд.

Парадокс в том, что каждый из нас помнит свое рождение. Более того, эти воспоминания могут преследовать нас всю жизнь…

Вы гуляете. Навстречу идет человек. Улыбается вам, возможно, здоровается. И вы понимаете, что где-то его уже видели, но ни время, ни место, и уж тем более имя вспомнить не можете. Вам интересно, и вы начинаете копаться глубоко в памяти. Дальше два варианта: или нужная информация всплывает из памяти, или вы устаете «сражаться» с собственным мозгом и даете ему команду «отбой». Хотя есть и третий вариант: вы вроде бы забываете о «знакомом незнакомце», возвращаетесь к повседневным делам, но через несколько дней вдруг совершенно неожиданно для себя (например, чистя зубы) вспоминаете не только имя этого человека, но и кличку его собаки - ведь, оказывается, это был ваш друг детства!

С воспоминаниями о рождении - аналогичная ситуация. Усилием воли воспроизвести их нельзя. Но случайно, внезапно они могут ворваться в нашу жизнь. Причем чем моложе человек, тем это вероятнее. Детские психотерапевты нередко сталкиваются с тем, что дети до 5 лет описывают детали своего рождения. Например, чувство удушья от пуповины или страх умереть от того, что застрял в родовых путях. В конце XX века американский психиатр Элен Воссел проводила исследование - тестировала десять мам с детьми, независимо друг от друга. Женщин она просила в подробностях описать роды, а малышей просто вспомнить, как они родились. В результате опроса обнаружилось поразительное совпадение воспоминаний. Причем самые удивительно «точные» сведения были получены от детей в возрасте от 1 года до 3,5 лет.

«Взрослые» психиатры тоже используют воспоминания о рождении своих пациентов. Правда, чаще всего им приходится «доставать» их из глубин памяти с помощью гипноза. Дело в том, что некоторые психологические проблемы у людей напрямую связаны с тем, что им пришлось пережить во время родов. Речь идет, например, о труднообъяснимых страхах закрытого или, наоборот, открытого пространства, категоричном неприятии любых вещей на шее - от шарфа до цепочки (это может быть «отголоском» обвития пуповиной в родах) - и даже непереносимости определенных звуков, тембров голоса (так говорила «злая» акушерка). Словом, совре­менной науке известно, что неожиданные вспышки воспоминаний о собственном рождении случаются у людей гораздо чаще, чем предполагалось ранее, просто их не всегда распознают. Причем легче вспоминаются роды нормальные, без травм - по законам человеческой психики, тяжелые и болезненные воспоминания подавляются, поэтому вызвать их заметно труднее.

Однако, увы, несмотря на все исследования, мы до сих пор не можем точно ответить на вопрос, что именно чувствует ребенок во время родов. Есть лишь несколько фактов, которые были подтверждены благодаря этим исследованиям.

Первое, о чем надо помнить: роды начинаются тогда, когда к ним готов малыш (конечно, если речь не идет о стимуляции и тем более плановом кесареве сечении). При этом готовность появиться на свет у каждого ребенка индивидуальна. Доношенный и совершенно здоровый ребенок может родиться в промежутке между 253 и 281 днями беременности. Так что не следует думать, что ребенок, родившийся на десять дней ранее ожидаемой даты, преждевременный, а на десять дней позже - переношенный. Просто один «созрел» чуть раньше, другой - чуть позже. В тот момент, когда кроха готов к рождению, он дает организму мамы «отмашку» - и у нее начинают вырабатываться гормоны, которые запускают процесс родов.

Чувствует ребенок боль в родах или нет - это один из самых частых вопросов мам. Ответ есть - чувствует. С момента зачатия мать и дитя находятся в постоянном взаимодействии. Малыш не является пассивным потребителем питательных веществ - во время вынашивания он активно реагирует на то, что происходит внутри и вокруг его мамы. Кроха начинает беспокоиться, толкаться, если мама чем-то расстроена или встревожена. Любой стресс у женщины (и положительный тоже) вызывает срабатывание симпатической нервной системы и выброс в кровь определенных гормонов. Эти гормоны преодолевают плацентарный барьер, и ребенок реагирует на стресс, который испытывает мать. В том числе и стресс родовой! Поэтому, если вы хотите помочь своему малышу - дать ему дополнительную защиту от боли во время родов, обязательно готовьтесь к родам (учитесь правильному поведению, дыханию, расслаблению, взаимодействию с собственной родовой болью).

Итак, что же испытывает ребенок, когда во время схваток мир, который заботился о нем, заключает его в смертельные объятия (так описывают ощущения детей большинство аюрведических практиков)? Ощущение уду­шья. В начале родов - непродолжительное, но по мере приближения к стадии изгнания плода - все более длительное. Тесное замкнутое пространство сжимается вокруг малыша и давит на него.

В 60-е годы XX века многие медики предлагали кесарево сечение как способ защитить малышей от таких переживаний. Однако исследования жизни подрастающих «кесарят» показали, что они не способны противостоять любым жизненным трудностям.

Дети, появившиеся на свет путем кесарева, чаще проявляли асоциальное поведение, склонность к различным зависимостям и суицидам. В 2011 году Сенат США запретил использование этой операции, так же как и применение наркотических препаратов в родах (они влияют на социальное поведение детей аналогично кесареву сечению), без медицинских показаний. В России пока этот выбор остается на совести врача и самой женщины. Принимая решение, стоит помнить, что роды под наркозом или кесарево без причин существенно увеличивают вероятность трудного будущего у ребенка. Да, естественное рождение - тяжелое испытание для малыша. Но, помимо негативных аспектов боли, естественное рождение дает малышу фундаментальный опыт преодоления трудностей, необходимый каждому человеку для продвижения вперед. Проходя по родовым путям, ребенок приобретает качества «героя», которые во взрослой жизни позволят не «ломаться» в трудных ситуациях, не впадать в депрессию, а стойко переносить невзгоды и бороться. Тот, кто родился сам, постиг важную истину - он знает, что гармония наступает через конфликт, «свет в конце тоннеля» обязательно появится и будет радость! Для новорожденного воссоединение с мамой - награда за труды и страдания в родах.

Итак, стоит принять как аксиому: приход в мир для ребенка - это не травма. Ведь роды - естественный процесс, а это значит, что природа предусмотрела для малыша защитные механизмы. Да, мы пока мало знаем об этих механизмах. Но если бы их не было, то вся жизнь человека была бы реабилитацией после травмы прихода в этот мир. Согласитесь: наша жизнь - нечто другое.

А теперь давайте пройдем вместе с малышом весь этот непростой путь с начала схваток до встречи с мамой.

Первый период родов

Первый период начинается с появления регулярных схваток и заканчивается полным раскрытием шейки матки и излитием околоплодных вод. Этот период делят на начальную и активную стадии.

Начальная - наиболее продолжительная. При первых родах она занимает в среднем 8-14 часов, при повторных - 4-8 часов. В это время схватки еще не так болезненны (по крайней мере, многие их называют терпимыми), поэтому большинство женщин сохраняет спокойствие и контроль над ситуацией. Тем временем ребенок уже испытывает очень серьезные нагрузки. При каждом сокращении матки во время схваток пульс малыша мгновенно подскакивает со 140 до 180. На пике каждой схватки плацента сжимается, благодаря чему на короткий срок приток крови к мозгу ребенка сокращается, и кроха несколько секунд вообще ничего не чувствует. Это и есть механизм природ­ного обезболивания для ребенка! Как только давление, обусловленное схваткой, спадает, кровоснабжение снова нормализуется.

Активная стадия (длится обычно 3-5 часов при первых родах и около 2 часов при повторных) - это время сильных и продолжительных схваток. Для малыша это, пожалуй, самый сложный период на пути к новой жизни. Давление и ощущение удушья усиливаются. Во время активной стадии врачи внимательно контролируют состояние крохи - это необходимо для своевременной диагностики внутриутробной гипоксии и риска гибели плода. Каждые 15 минут доктор прослушивает сердце ребенка (сейчас в роддомах используют еще и прямую или непрямую кардиотокографию).

Первый период родов завершается, когда шейка матки достигает того же диаметра, что и головка малыша. Давление головки на амниотический мешок приводит к его разрыву и излитию амниотических вод. С этого момента начинается второй период родов.

Второй период родов

С началом первых потуг (сверхсильных тянущих болей внизу живота) наступает второй период родов. Заканчивается он рождением ребенка.

Во время потуг мама часто ощущает, как малыш двигается в ней. Между потугами женщина расслабляется - в эти мгновения кроха тоже отдыхает. Набравшись сил для следующего «рывка», ребенок начинает шевелиться и провоцирует следующую потугу. Рефлекс, называемый «шаговым», помогает ему отталкиваться от дна матки, продвигаясь наружу. Чем активнее карапуз принимает участие в своем рождении, тем быстрее идут роды (именно поэтому «выключение» малыша с помощью наркотических и других обезболивающих средств нежелательно). Сейчас крохе надо не просто потрудиться - он должен умудриться совершить такие движения, которые позволят правильно вписаться в родовые пути матери и ее тазовое кольцо - это почти ювелирный процесс! При этом в родовых путях ребенок сталкивается с биологическими продуктами (слизь и т. д.), что усиливает дискомфорт.

Во время второго периода родов малыш испытывает сильнейшее возбуждение, агрессию - он отчаянно борется за свободу. Состояние ребенка в эти минуты можно описать с помощью распространенной метафоры «свет в конце тоннеля». Если в первом периоде каждое сокращение матки препятствовало снабжению его кислородом, могла душить пуповина, перекрученная вокруг шеи или зажатая между головкой ребенка и стенкой таза, и при этом не было никакого видимого выхода из ситуации, то теперь раскрытая шейка матки - это надежда и цель. Вот он, выход! Надо туда - где свобода и комфорт! И хотя борьба еще не закончена и продвижение вперед идет непросто, у малыша появляется вера, что этой борьбе придет конец! Головка младенца втискивается в отверстие таза, которое настолько узко, что даже при наилучшем течении родов продвижение проходит медленно и затруднительно. Кроха задыхается, испытывает страх - становится то беспомощным, то свирепым и возбужденным. Сейчас рождение и смерть объединяются. И побеждает жизнь!

После всего, что пришлось пережить ребенку, у него появляется врожденное чувство уверенности: я смогу, я справлюсь, нет ничего непреодолимого. Тем более что рядом всегда есть тот, кто поможет: мама в родах воспринимается младенцем как помощник - они вместе дышат, вместе напрягаются и расслабляются, вместе двигаются к цели, подбадривая и подталкивая друг друга. Вот почему женщине очень важно быть настроенной на работу, терпение, положительный исход родов и мысленно поддерживать кроху («Маленький мой, мы справимся! У нас все с тобой будет хорошо! Совсем скоро мы увидим друг друга! А сейчас давай еще чуть-чуть потрудимся»).

Третий период родов

В послеродовом периоде у женщины на смену боли приходит облегчение и блаженство. Матка продолжает сокращаться, отторгая плаценту (обычно это минут 30). Потом выходит послед, который состоит из плаценты, кожи амниотической сумки и пуповины. На этом третий период родов завершен.

А что же происходит в это время с младенцем? Сразу после появления на свет новорожденный подвергается воздействию силы тяжести. До этого он целых девять месяцев почти невесомо парил в околоплодной жидкости, а тут, будто из открытого космоса резко вернулся на Землю (космонавтам дают время на адаптацию, а дети смело «прыгают в новый мир»). К тому же в родильном зале, как правило, еще и на 10-15 градусов холоднее, чем у мамы в животе.

Впервые в легкие ребенка проникает воздух, почти мгновенно раздувая их. На уши и глаза «давят» чуждые шумы и яркий свет. Представить, насколько сильный стресс испытывает в первые минуты жизни малыш, трудно. Но оберегать от этого послеродового стресса нельзя - природа предусмотрела его для максимально правильного и быстрого запуска всех физиологических систем ребенка, без которого невозможно приспособиться к жизни в атмосферном пространстве нашей планеты.

Сразу после рождения между ребенком и мамой должен произойти импринтинг (его еще называют «запечатлением»). Импринтинг - залог прочной долговременной связи с мамой, но только в том случае, если он состоялся в строго определенный период, названный «критическим».

Для новорожденного таким критическим периодом является первый час жизни. Именно в это время, а также в течение первых суток жизни он запечатлевает маму, что впоследствии служит основой для формирования устойчивой привязанности к ней, а для женщины становится толчком для про­буждения материнского инстинкта и любви к малышу. Вот почему зрение новорожденного настроено таким образом, чтобы он ясно видел предметы на расстоянии 20-25 см и выделял лица (в первые сутки - только лица: природа придумала такой механизм для поиска объекта привязанности). Кстати, во время кормления грудью лицо мамы находится именно на расстоянии 20-25 см от глаз младенца.

Первичный импринтинг происходит в течение первого часа или двух после родов. Вторичный - в первые сутки, но только в случае, если первичный состоялся.

Для полноценного импринтинга малыша сразу после рождения, не перерезая пуповину, должны положить на ноги маме или между ее ног. При этом женщина принимает полусидячее положение, а ребенок лежит на животике с повернутой набок головой. «А почему не положить младенца на живот маме?» - спросите вы. Да, в большинстве наших роддомов кроху кладут именно на живот, но парадокс в том, что в этом случае затрудняется ток крови из пуповины к ребенку (ведь малыш находится выше уровня плаценты, а кровь, как известно, вверх течет хуже). Если же карапуз лежит в ногах у мамы, пуповина свисает, и кровь из нее течет легче.

В это время мама, находясь в полусидячем положении (оно, кстати, удобно и для подготовки отхода последа), начинает ощупывать и поглаживать малыша. Важно: поглаживания должны длиться не менее 15 минут! Это время необходимо, чтобы у женщины успел повыситься уровень гормонов, ответственных за запуск материнского инстинкта, а малыш - приспособился к новому типу дыхания (мамины поглаживания стимулируют его дыхательные движения, а также способствуют восстановлению кровотока в организме).

Сигналом для перехода к следующей стадии является цвет пуповины: как только она побелела, это означает, что ток крови из плаценты к младенцу закончился, и плацента начала отслаиваться. В этот момент женщина может испытывать тупую боль. Она снова становится безучастной, погружается в себя, у нее постепенно слабеет интерес к ребенку - мама интуитивно стремится отодвинуть его от себя. Сейчас самое подходящее время для перерезания пуповины и знакомства крохи с папой (если он, конечно, присутствует на родах). Женщина тем временем рожает послед.

На этом собственно роды заканчиваются, однако процесс импринтинга продолжается. Мама берет малыша уже на руки, и далее следуют контакт глаз, тактильное прикосновение, прикладывание к груди.

Первое прикладывание к груди - очень важный этап импринтинга. Младенец широко открывает рот, лижет сосок, сосет свои руки, пальцы и «клюет» головой. Взять грудь сразу почти ни у кого из детей не получается. Природа не предусмотрела инстинкта правильного захвата груди. Поэтому мама должна помочь крохе - выдавить каплю молозива и пощекотать нижнюю губку ребенка соском - тогда новорожденный широко раскроет рот и высунет язык, а мама сможет правильно вложить сосок в его ротик. И малыш запоминает, как правильно держать грудь! Этот первый удачный опыт захвата груди - один из ключевых факторов успешного грудного вскармливания.

Увы, далеко не все роды проходят по такой идеальной схеме. Во-первых, в каждом роддоме - свои правила (кстати, постарайтесь об этом заранее поговорить с врачом, который будет принимать роды). Во-вторых, физическое состояние мамы или малыша может потребовать медицинского вмешательства, и полноценного контакта у мамы с ребенком не получится. В этих случаях нужно постараться максимально использовать срок, отведен­ный природой на вторичный импринтинг, - быть в течение первых суток как можно ближе к малышу: держать на руках, гладить, смотреть ему в глаза. И как можно раньше правильно приложить кроху к груди.

Подходят к концу блаженные 9 месяцев. Они были невероятно плодотворны для юного человека. Все органы и системы готовы к самостоятельному функционированию. Активно дозревают многочисленные альвеолы легких. В тренировках без устали отработаны все жизненно важные рефлексы. Налажен контакт и общение с мамой. Разузнано и принято ко вниманию множество информации про семью и особенности её жизни. А домик-матка становится всё теснее и теснее… Всё скуднее становятся поставки питания и кислорода - плацента постепенно стареет. Всё громче звуки снаружи и всё чаще он слышит от мамы нетерпеливое: «Ну когда же!»

Да, пора рождаться.

Он сам вступает в роды. С полным созреванием ребёнок лёгких выделяет в околоплодные воды вещество, стимулирующее выработку простагландинов у мамы. Предположительно, в то же время он посылает в мозг матери электромагнитный импульс, провоцирующий начало активной выработки гормона окситоцина, сокращающего матку. Он сам стремится навстречу испытаниям во имя победы. Мне нравится говорить, что роды для ребёнка своего рода инициация, посвящение в люди. Уверенно проходя рождение, человек подтверждает зрелость своих замечательных психики и тела, дающих ему возможность полноценной самостоятельной жизни. С другой стороны, все процессы, происходящие с ребёнком во время родов, запускают органы и системы его организма, родовой стресс позволяет ему приспособиться к жизни во внешнем мире. На каком-то очень тонком уровне ребёнок знает о способе, которым тысячелетиями рождались его предки. Это знание заложено в нём ожиданием определённых ощущений и переживаний в свойственной им последовательности. Именно поэтому естественный процесс рождения дарит ему неуловимое и неосознаваемое восприятие правильности происходящего. И именно поэтому искажённые некорректными вмешательствами роды оставляют впечатление ошибочности, ущербности первого и самого главного опыта, накладывающего отпечаток на всю последующую жизнь человека.

Стресс и нагрузки, испытываемые ребёнком во время естественного рождения - физиологичны. Это означает, что их интенсивность находится в границах его возможностей и работает на активизацию сил его организма. Естественный гормональный баланс способствует активному и адекватному участию ребёнка в родах. Во время потужного периода происходит отток крови от мозга, что обеспечивает малышу своеобразный физиологический «полунаркоз» для облегчения ощущений. Но стресс и нагрузки, хоть и нормальны, но трудны. Рождаться - трудно. Роды требуют от малыша максимального включения и напряжения. Большинство ощущений и их интенсивность - новы и неожиданны. Самым же тяжёлым для ребёнка является отсутствие надежды. Это связано с тем, что психика рождающегося ещё не содержит ощущения времени, и, как следствие, ребёнок не способен предполагать, что спустя минуты-часы-дни ситуация изменится. Каждый отдельный момент воспринимается и переживается как вечность. Поэтому очень важно сделать максимально мягким каждый миг рождения нового человека!

Итак, что же конкретно чувствует кроха во время родов? Как мы уже отметили, он сам запускает роды. Пока схватки ещё слабые и редкие, малыш может испытывать эмоциональный подъём и возбуждение от начавшихся перемен. Но мы помним, что его эмоциональное состояние во многом определяется мамиными переживаниями (он принимает их без права выбора вместе с гормонами, поступающими от матери через плаценту). Поэтому если мама напугана, зажата, в панике, то даже лёгкие схватки доставляют ребёнку существенный дискомфорт (да и маме тоже). С развитием родовой деятельности усиливается давление на тело ребенка. Сила примерно 50 кг сдавливает его со всех сторон. Матка, бывшая безотказной и счастливой обителью малыша долгих 9 месяцев, вдруг начинает отторгать его, выгонять - но выхода пока ещё нет. Околоплодные воды смягчают и равномерно распределяют давление, и оно ощущается малышом как настойчивые тесные объятия. Если вод нет - ему тяжелее. Вместе со сдавливанием повышается нехватка кислорода (тут-то ему и пригодятся мамины ныряния во время беременности:)). Психологическое состояние периода схваток характеризируется чувством безвыходности ситуации, отчаяния, страхом потерять маму, беспокойством о ней. Он слышит и чувствует мамины слова и переживания, они могут существенно помочь ему, а могут и всё усугубить. Мама, помни - рождаться труднее, чем рожать!

Но вот выход появляется - шейка матки раскрыта и готова выпустить малыша. В нём просыпается борец! Это фаза активного действия во имя победы. Ребёнку по-прежнему тяжело, сдавливание и нехватка кислорода ещё более усиливаются, но он уже не терпит пассивно. Он прилагает много усилий, пробираясь по узкому родовому каналу. Рефлекс, называемый шаговым, помогает ему отталкиваться от дна матки, продвигаясь наружу. В родовых путях ребёнок сталкивается с биологическими продуктами (слизь и пр.), испытывает сильное возбуждение, агрессию и отчаянно борется за свободу. Момент рождения малыш встречает взрывом невероятного облегчения, релаксацией. Он чувствует себя победителем, воспринимает себя самого и весь мир вокруг весьма позитивно. Он видит свет ослепительной красоты и испытывает чувство духовного освобождения. Первые 20-30 минут после рождения посвящены этим переживаниям. Они священны! Ребёнок может лежать на руках у матери, на её животе или в ногах (если она сидит) в безопасной позе на животе и предаваться упоению победы. Вторые 30 минут первого часа происходит воссоединение с мамой. Ребёнок ощущает её запах, тепло её кожи, биение сердца, находит и начинает сосать грудь. Разлетевшееся во время родов на осколки восприятие мира опять собирается в единое целое. Всё в порядке! Я - замечательный! С мамой вместе! Победа!!!

В это время срабатывает т.н. импринтинг - запечатлевание первого образа мира. Малыш ещё ничего не знает о нём, поэтому всё, что он увидит, услышит, ощутит, с фотографической точностью запоминается им как норма. Пускай первым, с чем он встретится, будет любовь и бережность материнских рук, её нежный голос и вкусное молозиво, дарящие ему утерянную безмятежность и единство с Вселенной. Пусть мир встречающий будет светлым, но не слепящим, звучащим, но не оглушающим, трепетно принимающим, любящим и бережным. Переживания рождения отпечатываются в психике и становятся психоэмоциональным стержнем личности на всю жизнь. Мне наиболее важными в этом плане кажутся переживания первого часа после родов. Именно они определяют в дальнейшем базовое отношение человека к миру и к самому себе («Мир - хороший, я хороший, всё хорошо» или «Мир - плохой, всё плохо, я в опасности»), а также умение (или неумение:-(() испытывать настоящую радость и удовлетворение от своих усилий, от результата и просто от жизни. Вдумайтесь, насколько это важно! Это - умение быть счастливым.

Для того, чтобы лишить новорожденного этого умения, надо всего немного - забрать от матери, провести болезненную обработку, завернуть в безжизненную пелёнку, унести далеко от родного сердцебиения и запаха - в небытиё на вечность. Пускай он задаст себе вопрос «Ради чего я рождался?» и «Зачем я сюда попал?», испытает горькое безмерное разочарование, страх и обиду. А объективный механизм импринтинга запечатлеет это в глубины психики как норму… У новорожденного ещё нет мыслей, логики, способности рассуждать и надеяться. Он пока - только эмоции. Они многократно сильнее и объёмнее, чем у взрослого. И каждый миг - длиной в вечность. От нас зависит, как будет окрашено каждое из первых мгновений новой жизни. Свет и Любовь в мир входящему!


Вконтакте

Предопределяет их отношение друг к другу. Для матери этот контакт важен, поскольку от него зависит пробуждение ее материнского инстинкта. Для новорожденного этот критический период определяет его способность любить и испытывать привязанность вообще.

Психологи отметили, что некоторые особенности личности, эмоциональные и психосоматические нарушения, а так же многие телесные недуги не могут быть удовлетворительно объяснены исходя лишь из травматических событий послеродовой биографии, что эти состояния закладываются в период беременности и в родах. В ранних исследованиях Фрейд интересовался опытом рождения. Его ученик Отто Ранк разработал эту тему глубже, описав ее в книге "Травма рождения". Станислав Гроф , соединив практику психологии и психотерапии с гуманитарной культурой и духовным опытом, разработал ее гораздо шире. Проводя исследования с использованием ЛСД и дыхательных практик, Гроф обратил внимание, что психологические травмы относятся к определенным этапам рождения, которые он выделил в четыре блока, названные впоследствии "перинатальными матрицами" . Это понятие гораздо шире, чем просто опыт физиологического рождения, это и опыт духовного становления, роста и раскрытия.

Первая матрица - это беременность. Во время беременности ребенок ощущает маму как огромную водную Вселенную, центром которой он является. Психика мамы и ребенка - как единое целое, и поэтому часто беременная женщина ощущает себя центром Вселенной, она становится связующим звеном между ребенком и тем миром, в который предстоит ему выйти. Именно в этот период закладывается любовный контакт малыша со своими родителями и способность человека любить весь мир, тогда ребенок легко переживает любой стресс, который воспринимает как некую ступень, которую он с интересом может преодолеть.

Много лет в традиционном акушерстве ребенок воспринимался как "плод", и у родителей складывалось отношение к ребенку как к объекту, за которым необходим определенный уход и который ничего не понимает. И именно поэтому, в большинстве случаев, наши дети не имели первого глубинного контакта, и мир, в который им предстояло выйти, осознавался как тревожное опасное пространство. Дети, пережившие кесарево сечение, воспринимают мир как гигантскую матку, которая должна создавать условия для их жизни. У них формируется более низкая устойчивость к стрессам, чем у детей после естественных родов, и вместе с тем неутолимая неосознанная жажда познания мира.

Вторая матрица - это схватки. Ребенок, запуская роды, начинает прощаться с тем миром, в котором он жил и рос на протяжении девяти месяцев. И первые легкие сокращения матки воспринимаются им как прощальные объятия любимого мира. Постепенно пространство, к которому он привык, начинает сжиматься вокруг него и у него возникает ощущение, что он умирает в своем привычном мире. Рождение и смерть объединяются в этот момент. Использование обезболивающих препаратов без медицинских показаний лишает ребенка опыта проживания схваток, он "остается" в них, в этот момент прерывается связь, и контакт ребенка с мамой, а вместе с ним остается ощущение безысходности. Отношение людей к жизни с таким опытом рождения - жизнь это страдание, все плохо, ничего нельзя изменить, все усилия тщетны, все бесполезно в этой жизни.

Иногда маленькие дети могут вспоминать свои чувства во время родов. Тереза вспоминает период схваток: "Темно... Я ощущаю резкий прилив энергии. Я чувствую себя напряженной, каждый мускул напряжен, но я никуда не двигаюсь".*

Что же испытывает ребенок - когда в схватках мир, который заботился о нем, заключает его в смертельные объятия? Ощущение удушья, которое становится все длиннее, а тесное замкнутое пространство сжимается вокруг него и давит. Состояние безвременья вызывает безграничный ужас. Именно этим некоторые медики в 60-е годы оправдывали операцию кесарево сечение, считая, что незачем подвергать ребенка таким испытаниям, если можно его безболезненно достать из утробы матери. Оказывается, опыт рождения - очень нужный опыт. Помимо негативных аспектов он дает фундаментальный опыт преодоления трудностей, необходимый каждому человеку для продвижения вперед. Проходя через этапы рождения, он приобретает качества "героя", позволяющие не ломаться в трудных ситуациях, не впадать в депрессию, а стойко переносить их и бороться, зная, что гармония наступает через конфликт, и появится свет в конце тоннеля, и радость воссоединения с мамой после рождения будет ему наградой.

Многие мифы, легенды, сказки основаны на родовой символике - родная и любимая исчезает, уносимая неведомой силой, и герой пускается в трудное путешествие, в котором ему предстоит пережить смертельную опасность. И, пройдя огонь, воду и медные трубы, преодолев все испытания, выйдя из них сильным и крепким, он воссоединяется со своей любимой, и, как итог и награда за все перенесенные испытания - свадьба.

Третья матрица - это прыжок в неизвестность, это матрица борьбы, ощущения прорыва, притока энергии и сил. Появляется свет в конце тоннеля, надежда на освобождение, состояние экстаза и эйфории. Люди, прошедшие через тренинг памяти рождения видят себя летящими в трубе охваченные водоворотом событий уносящих их в бездну, такие же ощущения испытывает умирающий человек. Личность, проходя через третью матрицу, приобретает силу борца, для которого смысл жизни не в самой цели, а в ее достижении. Чего же так жаждет достичь герой? Ощущения награды за прожитый марафон рождения - глаза родной матери, с потоком безграничной любви и нежности. В нашем обществе выросло целое поколение людей - борцов, потерявших способность любить. Это дети, которых унесли от матери, и у которых не состоялась четвертая матрица - матрица воссоединения. Такие люди притягивают к себе ситуации борьбы, трудностей, получая удовлетворение в процессе, теряют интерес к достигнутому, ощущая холод и пустоту.

Марианна описывает свои переживания следующим образом: "Это похоже на приливную волну... Я чувствую, что меня захватывает приливной волной. Когда она приходит, я догадываюсь, что должна идти тоже..."*

Четвертая матрица - это итог, воссоединение матери и ребенка. Очень важен первый контакт с миром в первые часы жизни. В психологии есть понятие импринтинга - запечатления - опыт, полученный в течение первых двух часов жизни. Процесс запечатления совершается чрезвычайно быстро, результат запечатления обычно необратим. Этот процесс приводит к ощущению защищенности ребенка в огромном незнакомом пространстве, формирует базовое представление о мире. У животных это механизм следования за родителем для получения навыков выживания и опыта приспособления к внешней среде. Очень важен самый первый контакт с матерью, когда ребеночка кладут ей на грудь. Он ощущает тепло и нежность ее кожи, слышит биение ее сердца. Такие дети вырастают способными любить и отдавать любовь. Прикладывание ребенка к груди в первые минуты жизни вырабатывает стойкий иммунитет, а вместе с ним ощущение спокойствия, равновесия и удивительной гармонии.

Мэри вспоминает: "Доктор держит меня, и я смотрю на свою маму. Я рада видеть ее, и она рада видеть меня... Она выглядит симпатичной. Она вся потная и измотанная, но выглядит молодой и хорошей. Она чувствует себя хорошо, улыбается. Я слышу, как кто-то говорит: "Это моя девочка". Я чувствую мою маму, она всегда говорит, что я хорошая девочка и довольна мной".*

Здоровый новорожденный должен оставаться с матерью, когда это позволяет состояние их здоровья. Не следует препятствовать совместному общению матери и ребёнка, продолжительность которого должна определяться желанием матери. Следует поощрять нахождение матери и ребёнка в одном помещении.
Зная о важности первого жизненного опыта ребенка, женщина начинает по-другому относиться к беременности, родам и времени после рождения малыша. Осознанный подход к родам подразумевает активное участие женщины во всех событиях, связанных с появлением ребенка на свет. Женщине важно научиться ориентироваться в своих ощущениях, понимать их смысл и иметь возможность выбирать вариант поведения в родах, при котором она чувствует себя максимально комфортно.

* Воспоминания родов, использованные в тексте, взяты из книги Девида Чемберлена "Разум вашего новорожденного ребенка".

При подготовке статьи использовались книги:

  • Д. Чемберлен. Разум вашего новорожденного ребенка. М., 2005.
  • С. Гроф. За пределами мозга. М., 1993.

    07.06.06

    клинический психолог,
    кандидат психологических наук
    "Репродуктивное здоровье +"

Сами придумали, сами поверили) вспоминается знаменитая фраза Энштейна про бесконечность Вселенной и человеческую глупость. А еще кандитатом наук обозвалась. Психология - это не наука, если че)) Люди всегда как-нибудь жили и как-нибудь рождались. Но ведь это не секрет что есть осень трудные отношения с родителями и люди неспособные любить. Автор предлагает вам своё понимание проблемы, а не единственно правильное решение. Роды, мне тоже так кажется - большой и важный этап в жизни каждого человека. Ваше дело признавать этот факт или отвергать Цель данной статьи - описание некоторых представлений о способе появления ребенка на свет и его последующих психологических особенностей.
Совершенно точно, что особенности беременности и родов сказываются на дальнейшей судьбе человека. И также характер человека формируется в течение длительного времени и очень важно, чтобы нормальное воспитание в дальнейшем. Ой блин как жить-то дальше-то, а? У меня кесарёнок, так что ж теперь, всю жизнь ему заранее предопределили? Или надо было всё-таки отказаться от экстренного кесарева и дать природе самой довести дело до конца? И что бы я имела в итоге??? Возможно, что ничего и никого... Какая-то статья-утопия, сусально-сахарная, и взгляды автора, мягко говоря, вызывают недоверие... И сказки сюда приплёл, и свои собственные ощущения, и ребёнок "умирает-прощается-воскресает"... Вообще-то мне казалось, что способность к преодолению последующих жизненных трудностей никак не связана со способом появления на свет. Цитата: "опыт рождения - очень нужный опыт. Помимо негативных аспектов он дает фундаментальный опыт преодоления трудностей, необходимый каждому человеку для продвижения вперед. Проходя через этапы рождения, он приобретает качества "героя", позволяющие не ломаться в трудных ситуациях, не впадать в депрессию, а стойко переносить их и бороться, зная, что гармония наступает через конфликт, и появится свет в конце тоннеля, и радость воссоединения с мамой после рождения будет ему наградой"... Набор сентиментальных слов, совершенно бесполезных. Конечно, ребёнку необходим родовой стресс. А почему? Потому что научно доказано, что у ребёнка, рождённого естественным путём, в надпочечниках вырабатываются "гормоны стресса", которые способствуют его скорейшей адаптации во внешнем мире. А вовсе не потому что (опять та же цитата):...он дает фундаментальный опыт преодоления трудностей, необходимый каждому человеку для продвижения вперед. Проходя через этапы рождения, он приобретает качества "героя", позволяющие не ломаться в трудных ситуациях, не впадать в депрессию, а стойко переносить их и бороться, зная, что гармония наступает через конфликт, и появится свет в конце тоннеля, и радость воссоединения с мамой после рождения будет ему наградой."....Но разве доказано, что у кесарят этот гормон не вырабатывается? Ведь они тоже испытывают стресс, когда их достают из матки - перепад давления, внешней температуры, необходимость самостоятельно дышать, ... ИМХО: направление точки зрения автора в общем верное, но при этом со всех сторон обвешено сентиментальной субъективной лирикой. И если честно, мне показалось что моему сыночку, когда его достали и поднесли ко мне, было глубоко фиолетово, как я выгляжу и какая у меня кожа, ему гораздо важнее были на тот момент его собственные ощущения... Опять же, это моё личное субъективное мнение. капец! как же раньше то жили люди! совместного пребывания не было, на живот не всегда выкладывали..и т.д.
и все любят и любовь отдают. и с мамами отношения замечательные! Дети, пережившие кесарево сечение, воспринимают мир как гигантскую матку, которая должна создавать условия для их жизни. У них формируется более низкая устойчивость к стрессам, чем у детей после естественных родов, и вместе с тем неутолимая неосознанная жажда познания мира.(c) Ну. я например-ребенок-"кесаре нок". Единственное, с чем согласна-с жажадой познания мира.Она и сейчас есть-в22года-то:)А вот насчет восприятия мира..Все время считала, что нужносоздавать условия самостоятельно. Чем и занимаюсь. Насчет стрессов-тоже. Многие друзья говорят:Если бы у меня происходило все то, что у тебя происходит-я бы уже сломался давно. Стараюсь идти вперед и исправлять ситуацию. Все зависит от характера, целей..но вряд ли многое зависит от того, какми путем появился на свет

Веронику Сергеевну преследовал один и тот же кошмар. Лежит она в гамаке на берегу океана. Тепло, пальмы, плеск волн. И вдруг пространство вокруг неё сужается, гамак обхватывает плотно со всех сторон, не даёт шевельнуться, не разрешает дышать и с каждой минутой всё больше сжимается. Вероника знает, что где-то есть заплатка, которая может порваться, если на неё сильно надавить и начинает выдавливать её теменем. Но сколько ни старается, ничего не получается, женщина проваливается в темноту и просыпается с колотящимся сердцем, в холодном поту.

Измучившись, устав от ночных кошмаров, Вероника Сергеевна обратилась к психотерапевту и обнаружила, что все её неприятности связаны с проблемами при рождении. Она много раз слышала от матери, что родилась «чудом»: была трижды обвита пуповиной, роды были затяжными, появилась она на свет синей, не смогла сделать первый вдох и её реанимировали. Врач пояснил: мозг не получил сигнала о завершении родов и всю жизнь пытался это сделать, моделируя ситуацию тогда, когда ничто не отвлекало - во сне. Психотерапевт оказался грамотным и помог женщине. Потребовалось несколько сеансов гипнотического сна, чтобы пресловутая "заплатка", которая в кошмаре никак не прорывалась, всё-таки поддалась и Вероника оказалась на свободе. Кошмар исчез.

Ребёнок в родах - активный участник

Когда-то считалось, что ребёнок до момента появления на свет ничего не ощущает. Он пассивен и рождается лишь благодаря активным действиям материнского тела - схваткам, просто выдавливается, изгоняется и становится полноценным лишь после первого крика и пересечения пуповины. На самом деле, ребёнок в родах - активный участник. Нужно обязательно учитывать его состояние и помогать.

Женщина в родах трудится не одна, а вместе со своим ребёнком. Вдвоем всегда легче.

Роды и ребёнок: начало

О приближающихся родах женщине говорят участившиеся схватки. Сначала ложные, затем истинные. Схватки - как волны. Они постепенно, но неуклонно делают своё дело: помогают шейке матки раскрыться, а её стенкам стать мягкими и тонкими, освободив дорогу ребёнку, который в это время чувствует, что пространство сужается, подталкивая к выходу. Его головка входит в малый таз матери, выравниваясь с седалищными остями. Кроха встаёт на стартовую позицию и готовится к появлению на свет. Некоторые психологи говорят, что малыш испытывает в это время страх, так как привычное спокойное существование закончилось, а неизвестность пугает на уровне генетической памяти.

Если женщина боится родов, то страх ребёнка в этот момент утраивается!

Первый период родов делится на начальную стадию и активную.

Начальная стадия длится 4-14 часов и характеризуется усилением схваток. Женщина ещё не испытывает значимых болей, а вот ребёнок - уже в полной мере. Каждая схватка - это сокращение матки. В это время и плацента сжимается, прекращая приток крови к мозгу крохи. В результате малыш ощущает сдавливание, его пульс ускоряется в 1,5 раза, затем он на несколько секунд «теряет сознание». Несмотря на это, герой прижимает головку к груди и начинает своё движение вниз с одновременным поворотом. В идеале кроха должен оказаться лицом к материнскому позвоночнику. Эта траектория наименее травмоопасна для него, она облегчает процесс прохождения через родовые пути.

Процесс поворота ребёнка отзывается у матери сильной тянущей болью в области поясницы, ведь голова крохи находится в тесном пространстве малого таза, и, поворачивается с усилием, большим напряжением.

В этот период опытные акушерки рекомендуют роженицам менять позу и даже походить, чтобы облегчить ребёнку поворот. Они ни в коем случае не торопят процесс, так как правильная поза крохи - залог успешного завершения родов как со стороны малыша (без травм), так и со стороны матери (без разрывов).

Активная фаза родов в первом периоде для ребёнка, как и для его матери, самая трудная. Она длится от двух до пяти часов и характеризуется сильными продолжительными схватками. В это время состояние ребёнка контролируется посредством кардиотокографии. На ней видно, что малыш испытывает космические перегрузки. Нарастает удушье, вызванное более продолжительными спазмами сосудов плаценты.

Вам сложно, больно? Вы не одиноки - ваш ребёнок испытывает более сильные ощущения. Успокойте его!

Наконец шейка матки раскрывается полностью, головка крохи опускается всё ниже, что приводит к разрыву амниотического пузыря и излитию вод. Начинается второй период родов.

Ребёнок во втором периоде родов

Как только малыш совершил поворот, он старается разогнуть головку. Говорят, что головка «прорезалась». Её, действительно, можно увидеть во время потуг. С этого момента начинается второй период родов, который длится недолго. Он знаменуется потугами - сильнейшими схватками, очень болезненными и длительными. Ещё бы - малыша нужно вытолкнуть. Но и здесь кроха не пассивный участник. Он касается ножками дна матки и, повинуясь инстинкту, отталкивается от неё, давая себе возможность продвинуться вперёд. Толчок ребёнка запускает очередную порцию потуг. Малыш и мама работают синхронно и оба страдают от чрезмерного напряжения.

Чем активнее малыш, тем быстрее идёт процесс родов. Поэтому врачи не любят применять обезболивание - активность крохи снижается, процесс существенно замедляется. Это плохо и для ребёнка, и для матери.

В начале второго этапа рождающийся ребёнок находится на грани жизни и смерти. Он активно борется за своё существование. Всеми силами стремится вырваться наружу, избавиться от удушья и тесноты. Наконец ему это удаётся и головка крохи рождается. Теперь малыш поворачивается бочком и уже рождается полностью.

Психологи утверждают, что во время прохождения родовых путей ребёнок испытывает широкую гамму чувств - от страха, агрессии и злости до беспомощности. И он необычайно нуждается в поддержке матери.

Правильно поступают женщины, которые во время родов сосредотачиваются не на своей боли, а на ощущениях ребёнка. В этом случае процесс родов длится быстрее и в результате мать и малыш испытывают меньше боли и отчаяния.

Третий период родов

Маме ещё предстоит изгнать послед, но сам малыш уже родился. На яркий свет, громкие звуки и холод он реагирует отчаянным плачем. Сейчас его самым сильным желанием является вернуться обратно, в привычную обстановку. Согреться, успокоиться. Всё это он получает на руках у матери. Очень важно, чтобы контакт с мамой состоялся как можно раньше. Уже запустились сложные механизмы импринтинга, влияющие на всю жизнь крохи и то, что он видит и слышит в первый час после рождения - архиважно.

Естественные роды для ребёнка - первый процесс преодоления. Как итог- понимание того, что для получения результата нужно хорошенько потрудиться. Недаром раньше знахарки по течению родов предсказывали, как сложится жизнь человека и редко ошибались.

А вы знали, что начало родов инициирует ребёнок? Процесс начинается лишь тогда, когда кроха будет готов к этому физически и... психически!

Что же чувствует ребенок во время родов и как вести себя, чтобы помочь своему крохе?

Как малыш понимает, что «пора»?

Роды - своего рода программа, которая запускается задолго до появления малыша на свет.

Еще на 38-40 неделях у женщины могут возникнуть «тренировочные» схватки. Они короткие и не сопровождаются неприятными ощущениями или болью, а появляются с одной целью - подготовить организм мамы и ребенка к настоящим схваткам и родам. Малыш запоминает эти вибрации и потом «узнает» их в родах, что помогает ему скорее адаптироваться к процессу.

План родов

Схватки - это первый этап родов. В норме он самый длительный. Глядя на женщину в этом периоде, складывается впечатление, что сейчас она - главное действующее лицо. Но это ошибочное мнение. Главная роль в начале родов и запуске механизма схваток отводится малышу. Если плод готов к рождению, он выделяет гормоны (окситоцин и кортикотропин), на что организм матери реагирует выработкой простагландина, запускающего схватки.

Второй этап родов - потуги. Они короче схваток, но более интенсивные. На этом этапе родов роль мамы и малыша равнозначна. После раскрытия шейки матки малыш должен продвинуться по родовым путям на несколько сантиметров. В этом ему помогает смещение костей черепа, которые соединены хрящами и легко двигаются, уменьшая диаметр головки и облегчая, тем самым, процесс прохождения по родовому каналу. Оба участника помогают друг другу, чтобы роды прошли благополучно и малыш родился без осложнений.

В третьем периоде родов трудится только мама. Малыш отдыхает, привыкая ко всему окружающему: новым звукам, температуре и т.д.

Первый этап: начало перемен

Первое, что чувствует малыш в этом периоде родов - исчезновение ощущения невесомости. Это происходит в результате разрыва плодного пузыря и вытекания околоплодных вод. Он начинает ощущать силу притяжения, которой, можно сказать, раньше не чувствовал из-за нахождения в амниотической жидкости. Почти одновременно начинаются знакомые уже по ложным схваткам вибрации. Но сейчас они более сильные и частые. Это схватки, во время которых шейка матки под действием гормонов медленно раскрывается, примерно на 1 см в час. Мышцы верхней части матки активно сокращаются и начинаются подталкивать ребенка к родовому каналу. Непривычно сильные вибрации действуют на малыша, он немного беспокоится, что можно наблюдать на мониторе аппарата УЗИ. Есть и еще одна проблема - недостаток кислорода. Во время схваток кровеносные сосуды плаценты сужаются, а кровоток в них замедляется, и ребенок не получает достаточного количества кислорода. Если мама во время схваток думает только о своей боли, кричит и не дышит правильно, то ребенку приходится очень нелегко.

Наши советы. В перерывах между схватками нужно расслабляться. Это необходимо не только малышу, но и маме. Напряжение мышц усиливает боль. Не нервничайте, не впадайте в панику, следите за своими эмоциями. Адреналин, выделяющийся при ощущении страха, вредит малышу, нарушая работу его сердечка. Не кричите. Из-за крика малыш практически не получает кислорода, и сил на рождение у него остается все меньше.

Этап потуг: совместная работа

Вскоре шейка матки раскрывается полностью, примерно на 10 см, схватки учащаются, а боль становится сильнее, и в организме матери вырабатывается окситоцин, провоцирующий появление потуг. Так начинается второй этап родов - этап активной работы мамы и малыша уже в родильном зале. Помимо того, что во время потуг сдавливание и нехватка кислорода становятся все сильнее, учащается и пульс ребенка: до 180 ударов минуту. Теперь у крохи есть только один выход - наружу. И он начинает свое движение по узкому родовому пути, растягивая мышцы тазового дна и влагалища. «Шаговый рефлекс», благодаря которому малыш отталкивается от дна матки, помогает ему двигаться в нужном направлении. Воздействие продвижения ребенка по родовому пути на ткани и рецепторы, находящиеся в них, вызывает у мамы желание тужиться. Не противьтесь этому желанию из-за боли, старайтесь вовремя напрячь нужные мышцы. Боль, которую чувствует женщина при рождении малыша ей по силам, т.к. природа позаботилась о том, чтобы уменьшить болевой синдром. В ожидании того, что скоро все закончится, организм матери начинает вырабатывать «гормоны счастья» - эндорфины, которые играют роль естественного обезболивающего для мамы и ребенка.

Самое главное сейчас для малыша - выход его головки. Голова выходит тяжелее всего, несмотря на заложенный природой механизм изменения ее диаметра за счет сдвигания костей черепа. Как только его головка выйдет - можно успокоиться, потому что остальные части тела появятся гораздо легче. Все, что делает роженица перед самым выходом головки, имеет большое значение и направлено на помощь малышу в появлении на свет.

Наши советы. Слушайте команды акушерки, это поможет вам правильно вести себя в самом ответственном периоде родов и распределить свои силы. В перерывах между потугами не забывайте правильно дышать: глубокое дыхание действует на ребенка успокаивающе, а частое и поверхностное - дает ему необходимый кислород. В потужной период малыш полагается на силы природы и на свою маму. Помогите своему малышу родиться здоровым, кроме вас этого не сделает никто.

Третий этап: появление малыша

Рождаясь, новорожденный попадает в воздушную среду, и в его легкие проникает воздух, расправляя их. До тех пор, пока пуповину не перерезали, у малыша есть некоторое время на адаптацию. Ведь он никогда не дышал с помощью легких, а весь необходимый кислород для жизни он получал из крови матери. Но, как только малыш лишается связи с организмом матери через плаценту, он вынужден начать дышать самостоятельно. Как правило, резкий вдох приносит болезненные ощущения из-за непривычного распирания в груди, поэтому в норме первый вдох ребенка сопровождается криком.

Выйдя из утробы матери, ребенок сталкивается с разницей температур, которая равна примерно 10-15С. Это помогает запустить еще один важный для организма механизм - терморегуляцию. Чтобы помочь малышу скорее адаптироваться используют столик с инфракрасной лампой и, конечно же, объятия мамы.

Соприкасаясь с маминым телом сразу после родов, новорожденный успокаивается и благодаря ее голосу, воспринимая его как вибрацию, к которой привык за 9 месяцев. Он узнает именно мамин голос, а все остальные звуки, если они не слишком громкие, малыш воспринимает как фон. В первый час после родов в объятиях мамы малыш оказывается в наиболее понятном и знакомом ему пространстве, потому что помимо материнского голоса он также слышит звуки ее сердца и дыхания, которые напоминают ему то, что он слышал в утробе. Находясь в тесном контакте с мамой, новорожденный чувствует и ее знакомый запах (установлено, что околоплодные воды «пахнут мамой»).

Все вместе воздействует на малыша успокаивающе. И эта тесная связь с мамой, которая символизирует для ребенка защиту от внешнего мира, сохраняется весь период младенчества и начинает слабеть только по достижении малышом трехлетнего возраста.

После рождения малыш не только слышит, но и различает все, что находится в полуметре от него. Поэтому в первые минуты после родов происходит запоминание ребенком образов, которые он видит рядом (импиринтинг). Этот механизм также помогает установить между ребенком и родителями близкую связь.

Наши советы. Все, что напоминает ребенку жизнь в утробе матери, помогает ему приспособиться к новому миру. Поэтому после рождения малыша очень важно, если акушерка или врач поспешат не перерезать пуповину, а сначала приложить новорожденного к груди мамы. Скажите ребенку, как вы рады и как любите его. Пусть ваш голос и ваше тепло будут первым, что услышит и почувствует ваш ребенок в этом большом мире.

Как успокоить новорожденного
Существует несколько приемов успокоить кроху, которые работают по законам логики и физиологии:
1.Возьмите ребенка на руки и прижмите к себе. Так малыш сразу вспомнит внутриутробный период жизни в ограниченном теплом пространстве.
2.Покачайте новорожденного или походите по комнате, держа его на руках. Это напомнит крохе о том покачивании, которое он ощущал при ходьбе матери, будучи в ее животе.
3.При покачиваниях можно легонько похлопать его по попке, это напомнит малышу ритм маминого сердца, удары которого он чувствовал в утробе.
4.А шипящие звуки «ч», «щ» и «ш» (например, в слове «тише») успокаивают ребенка, напоминая ему шум работы маминых легких и кишечника.
5.Какие бы ласковые слова мама ни говорила ребенку, он успокоится. Потому что он будет слышать самый родной для него голос.