Стиль жизни

Семинар-практикум на тему: «Вместе растим детей здоровыми. Закаливание — обязательный элемент физического воспитания Беседа с пациентом на тему закаливание

Семинар-практикум на тему: «Вместе растим детей здоровыми. Закаливание — обязательный элемент физического воспитания Беседа с пациентом на тему закаливание

Конспект коррекционного занятия по здоровью «Закаливание организма, профилактика сколиоза»

    Раскрыть сущность и роль закаливания организма.
    Показать связь закаливания с процессами, происходящими во всем организме;

    Показать влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований во время закаливания.

    Проведение лечебно-оздоровительных упражнений, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, коррекцию имеющихся нарушений осанки, закрепление правильной осанки.

Ход занятия:

ЗДОРОВЬЕ ПРОФИЛАКТИКА СОХРАНЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Тема занятия: «Сохранение здоровья и профилактика заболеваний»

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие на поезде “Здоровье”. Следующая станция называется “Зона отдыха” (фонограмма – музыка для релаксаций).

Релаксация :

Сели прямо, руки опустили вдоль тела, закрыли глаза и расслабились. Представьте себе, что мы находимся сейчас в лесу, на лесной поляне. Нас ласкают теплые лучи солнца, нежно обдувает свежий ветерок. Мы чувствуем приятный аромат цветов. Трепетно шелестят листья, звонко щебечут птички. Слышно журчание ручейка. Нам хорошо, нам очень хорошо! Мы слушаем, чувствуем и наслаждаемся!

Открыли глаза. Я желаю, чтобы приятные чувства, которые возникли у вас, сохранятся в течение всего дня.

Станция, накоторой мы находимся сейчас, называется “Клуб закаливания”.

Вопрос: Кто такие моржи? Можно ли без подготовки купаться зимой в проруби?

Сейчас мы с вами проведём блиц-опрос:

Как часто вы году болеете:

  1. один два раза

    более трёх раз

Когда вы болеете, у вас всегда болит:

    Просто температура

Если вы попали под дождь и промокли, то:

    У меня всё хорошо

    буду чихать

    сразу заболею

Бывает ли у вас недомогание (болит голова, плохое настроение, вялость)

    Иногда бывает

    Очень часто

Прочитайте, обведите в кружок тот ответ, который подходит вам.

Подведём итоги:

0 – 1 баллздоровье в порядке;
2 – 4 балла – вы в группе риска;
5 – 6 баллов – ваш организм ослаблен.

Подводя итоги опроса, мы увидели, что среди вас есть, имеющие ослабленное здоровье и подверженные простудам и болезням.

Чтобы человек не простужался, ему необходима тренировка к холодным воздействиям. Наше тело – общежитие для микробов. Защитные силы организма сдерживают размножение и “подрывную деятельность”. Но при неблагоприятных условиях защитные силы ослабевают и человек заболевает.

Вопрос: Как помочь себе?

Ответ один – закаливание.

Вопрос: Что такое закаливание?

Отгадайте загадки и вы узнаете средства закаливания.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Жить нельзя нам без… (воды)

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем (воздух)

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все… (солнце)

Краткие ответы учащихся:
Закаливание водой - это
Закаливание воздухом - это
Закаливание солнцем – это

Следующее задание - выбрать правильный ответ:

1.Вы решили закаливать свой организм. С чего вы начнете?

а) Посоветуетесь с врачом, родителями;
б) Начнете обливание холодной водой всего тела;
в) Будете купаться в реке, пока не замерзнете.

2. В какое время года лучше начинать закаливание?

а) зимой;
б) летом;
в) в любое время года.

Умывание холодной водой лица

Обливание холодной водой всего тела

Холодные ванны для ног

Контрастный душ

Купание в водоёме

Обтирание снегом до пояса

Растирание холодной водой до пояса

Правильная поэтапность:

1. Умывание холодной водой лица

5. Обливание холодной водой всего тела

3. Холодные ванны для ног

4. Контрастный душ

7. Купание в водоёме

6. Обтирание снегом до пояса

2. Растирание холодной водой до пояса

Ребята выполняют самостоятельно с последующей взаимопроверкой. Если задание вызывает сложность, работа проходит под руководством воспитателя.

Итог работы: Закаливающие процедуры проводятся с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей и развития, условий учебы и внеурочной деятельности.

Очень важна:

 Систематичность использования закаливающих процедур.

 Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.

 Последовательность в проведении закаливающих процедур.

Покидая станцию «Клуб закаливания», возьмём с собой девизы:

    Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

    В холод каждый молод!

    Воды холодной не бойся – ежедневно ею мойся!

    Если хочешь быть здоров – закаляйся!

А мы отправляемся на следующую станцию «Прямая спинка»

Гимнаст, балерина, военный

Что объединяет этих людей?

Очень часто у многих людей искривлен позвоночник, что приводит к такому заболеванию, как сколиоз.

Это заболевание развивается при нарушении осанки. Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой красивая фигура. Спина прямая, плечи развёрнуты, голова поднята (ребята выполняют эти правила). Когда спина прямая, происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, кровь движется свободно.

Что помогает нам укреплять спину и сохранять правильную осанку? (зарядка, игры, занятие спортом)

Практические задания:

    Проверить осанку стоя у стены. Ребята подходят к стене, встают так, что бы плечи, голова, пятки были прижаты плотно к стене. В таком положении отходят от стены на шаг и надо продержаться 20, 30, 50 секунд. Если тяжело, значит спину надо укреплять. С помощью этого упражнения ежедневно по 5 минут можно хорошо укрепит мышцы спины.

    Положить на голову книгу и походить по классу.

    Выполнить физминутку на осанку

Не забудем про осанку.

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идём на пятках.

а) обычная;

б) на носках, руки вверх;

в) на пятках, руки за голову;

Высоко подняв колени,

Все шагают как олени.

Ходьба с высоким подниманием колен, руки на пояс.

Мы с приятелем вдвоём

Через речку поплывём

Стилем «брасс».

Вот так здорово! Вот класс!

Движение руками, имитирующие стиль «брасс» в плавании.

Я стремителен и спор,

Потому что я боксёр.

имитация движения рук, как в боксе.

Ноги будем поднимать,

Поднимать и опускать.

поднимать и опускать то правую, то левую ногу.

А теперь, ребята,

Дружно шагай,

Смотри, не зевай.

Обычная ходьба.

    Проверить правильное положение спины во время сидения за партой: ноги стоят прямо под углом, расстояние от парты с сжатый кулачок, расстояние от парты до глаз во время письма 30 см.

Рассмотреть ситуацию:

«По улице шли два мальчика. Один мальчик нёс за плечами портфель, а другой нёс учебники в пакете. У какого мальчика в последствии будут проблемы с осанкой и почему?»

Ответы детей

Покидая эту станцию, мы забираем с собой в копилочку комплекс упражнений на осанку. Попробуйте выполнять его дома.

Улучшение осанки

    Стойка у стены в положении правильной осанки. Сделав шаг вперед, сохраните позу в течение 2-3 секунд. Вернитесь в и.п. Проверьте осанку. Выполните 8-10 раз.

    Шаг вперед, руки в стороны. Присядьте, руки вперед. Сидя, разведите руки в стороны, затем опустите их вниз. Вернитесь в и.п. Следите за сохранением правильного положения головы, плеч, живота, таза. Повторить 8-10 раз. Выполняя упражнения 1 и 2, на голову можете положить книгу.

    Сидя на стуле. Разведите руки в стороны - вверх, сведите лопатки. В этом положении согните руки, положите ладони на лопатки как можно ниже. Локти максимально разверни те. Выполните 10-12 раз.

    Основная стойка. Правая рука вверху, левая внизу. Согните руки в локтях и постарайтесь соединить пальцы обеих рук за спиной в замок. Вернитесь в и.п. Повторите упражнение, меняя положение рук. Сделайте упражнение 6-8 раз для каждой руки.

    Основная стойка. На каждый счет подавайте вверх плечи вперед и назад. Повторить 10-15 раз.

    Сидя на краю стула. Руками обопритесь о сиденье, локти отведены назад. Сильно прогнитесь в грудной части позвоночника, голову наклоните назад. Вернитесь в и.п. Повторить 10 раз.

    Стойка на коленях с опорой на руки, голова опущена. На счет раз - прогнуться, голову вверх, старайтесь посильнее напрячь мышцы поясницы. На счет два - согнуть спину, голову вниз. Выполнить упражнение 10-15 раз.

    Основная стойка. Положите на голову книгу и ходите по комнате с различными движениями рук (в стороны, вперед, вверх) с легкими и глубокими приседаниями.


Детям 5-6 лет

Физкультурный проект Такие увлекательные Классики

Презентация ЗОЖ для дошкольников «Расту здоровым, сильным, закаленным»
Закаливание организма нужно начинать с первых дней жизни человека, воспитывая в нем привычку к закаливающим процедурам и безбоязненное отношение к низкой и высокой температуре воздуха, легкой одежде, сквознякам, охлаждению ног. Начать применение закаливающих процедур не поздно ни в каком возрасте. — Рафаил Габович

Беседа-презентация с детьми 5-7 лет о пользе и формах закаливания «Расту здоровым, сильным, закаленным»

Цель: валеологическое просвещение дошкольников, развитие представлений о здоровом образе жизни, о здоровье и средствах его укрепления.

14 слайдов, где в доступной детям форме с использованием рисованных картинок и фотографий раскрывается понятие «закаливание организма»
Выглядит так:


Закаливание - это система использования физических факторов внешней среды: солнца, воздуха и воды для расширения сопротивляемости нашего организма к различным болезням.

Закаливание - важный элемент здорового образа жизни

В беседу включены персонажи - трое ребят, которые задают вопросы, предлагают игры, дают советы как правильно закаляться


Кто же эти верные друзья, которые заботятся о здоровье ребят?

ВОЗДУХ

Гуляем на свежем воздухе
Носим одежду по сезону на улице
Занимаемся физкультурой на улице
Носим облегченную одежду в помещение
Ходим босиком в помещении по «дорожке здоровья»
Ходим босиком летом на улице
Проветриваем помещение
Спим с доступом свежего воздуха

СОЛНЦЕ
Загораем
Играем под солнечными лучами

ВОДА
Умывание в течении дня прохладной водой
Полоскание рта кипяченой водой
Обширное умывание
Обливание ног теплой и прохладной водой
Игры с водой — полоскание рук в воде
Купание в открытых водоемах летом
Плавание в бассейне
Детям предлагается рассмотреть картинки и сделать выводы.

? Для чего нужно закаляться

Всем, кто хочет быть здоров
Не пить микстур, таблеток
Не знать уколов докторов
И капель из пипеток

Кто хочет всюду успевать
И быстро развиваться
Тому совет один я дам -
Вам нужно закаляться

Первый принцип закаливания: не торопитесь. Не гонитесь за великими достижениями. Ведь важен результат, а не скорость. Начните с самых простых процедур и постепенно увеличивайте нагрузку. Только так вы укрепите свое здоровье. Еще одно важное правило – систематичность. Если уж вы начали закаляться, ни в коем случае не делайте перерывы. Каждый день методично и тщательно выполняйте намеченный план. Это не должно зависеть ни от погоды, ни от вашего настроения, ни от чего-либо другого. — Алевтина Корзунова «Холод лечит»

Читайте так же →


Внеклассное занятие "От болезней всех полезней"

Цель : дать детям представление о закаливании, его пользе для здоровья.

Задачи: познакомить с правилами и видами закаливания;

развивать стремление вести здоровый образ жизни;

побуждать к применению закаливающих процедур.

Ход занятия:

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о закаливании, узнаем о видах и правилах закаливания.

Начну я свой рассказ с одной истории, которая произошла в стране Ватных Одеял. Сядьте все поудобней и слушайте.

Учитель читает сказку “В стране Ватных одеял”:

Давным - давно в стране, называемой страной Ватных Одеял (все жители этой страны ходили, закутавшись в ватные одеяла), жила королевская семья. Всё было у этой семьи, и только одно обстоятельство мешало её членам быть счастливыми по-настоящему: сын короля и королевы, маленький принц, очень часто болел. Родители не жалели денег на самые тёплые одеяла в стране, но болезни не отступали.

Но вот однажды в этой стране появился врач, который очень хорошо лечил всех куталок (так назывались жители страны Ватных Одеял). Король сразу же пригласил его во дворец, чтобы он осмотрел принца. Осмотрев мальчика, доктор сказал, что причина его болезни в изнеженности, и распорядился, чтобы принц перестал кутаться в одеяла, спал всегда с открытой форточкой, гулял в любую погоду по парку, ходил в лес, почаще бегал босиком по траве, по влажному песку.

Вскоре принц перестал болеть, и король сделал врача главным министром. Это не понравилось остальным придворным. Они стали нашёптывать королю, что врач очень жестоко обращается с принцем и хочет его погубить.

Врач был казнён по приказу короля. Принца стали снова закутывать в одеяла, запретили ему ходить босиком, приказали закрыть в его комнате все форточки, перестали пускать на прогулки.

Очень скоро принц опять начал болеть…

Беседа с детьми.

Как справился с болезнью придворный врач?

(Дети отвечают на вопрос, воспитатель на доску вывешивает слова:

Прогулки в любую погоду;

Хождение босиком по влажному песку, по траве;

Спать с открытой форточкой;

Одеваться по погоде.)

Как назвать, одним словом все эти действия? Что предложил придворный врач? (Закаляться) А элементами закалки являются закаливающие процедуры. (На доску вывешивается надпись: закаливающие процедуры)

Игра на внимание “Одень Машу”

Давайте проверим, как вы умеете подбирать себе одежду по погоде:

Солнечный весенний денёк;

Дождливый осенний день;

Морозное зимнее утро.

(Детям предлагаются картинки с одеждой, они должны подобрать их соответствующим погодным условиям.)

Послушайте рассказ о том, как проводит своё утро девочка Таня:

По утрам и вечерам

Открываю в ванной кран.

Я воды не пожалею,

Уши вымою и шею.

Пусть течёт водица-

Я хочу умыться.

Посильнее кран открыла

И взяла кусочек мыла,

Пышно пена поднялась-

Смыла с рук и пыль и грязь.

Полотенчиком махровым,

Полотенцем чистым, новым

Вытру, плечи, шею.

Чувствую себя бодрее!

Чищу зубы пастой мятной,

Ароматной и приятной.

Щёткой действую умело,

Зубы будут очень белы!

ПОДНИМИТЕ РУКИ, КТО СЕГОДНЯ УМЫВАЛСЯ И ЧИСТИЛ ЗУБЫ?

Расскажите, как проходит ваше утро?

А как вы думаете, эти процедуры закаливают наш организм?

(На доске вывешивают слова: - умывание прохладной водой;

Полоскание горла водой комнатной температуры.)

Послушайте стихотворение о том, что делает по утрам девочка Юля:

Воду в тазик я налью,

Горстку соли растворю,

Лучше соли не простой,

А особенной морской!

Мама мягкой рукавицей

Оботрёт меня водицей,

Спину, руки, шею, грудь.

Скажет мне: “Здоровой будь!”

Можно обтираться специальной махровой рукавичкой. Для этого в таз наливают прохладную воду, растворяют в ней щепотку морской соли и, смочив рукавицу в воде, обтирают плечи, руки, ноги, шею и грудь. Это очень полезная процедура - ведь к коже приливает кровь, кожа слегка краснеет, улучшается кровообращение. Вы сразу чувствуете себя бодрыми и весёлыми. После обтирания нужно насухо растереть кожу махровым полотенцем.

(На доске вывешивают слова: обтирание)

Послушайте, как ещё можно начать утро:

Утром я едва проснусь -

Сразу в душе обольюсь.

На весёлый летний дождь

Душ немножечко похож.

Он поёт, журчит, звенит-

Веселит он и бодрит.

И ленивый, сладкий сон

Струйками прогонит он!

Ребята, а кто-то из вас принимает по утрам душ? Расскажите, как вы это делаете? Какую воду выбираете: тёплую или прохладную? Принимаете ли вы душ каждое утро? (ответы детей)

(На доске вывешивают слова: обливание прохладной водой)

Одна из замечательных закаливающих процедур - мытьё ног прохладной водой. Особенно приятно и полезно мыть ноги на ночь – во-первых, смоете с ног пот и грязь, а во-вторых, будите крепче спать. Ведь мытьё ног на ночь благоприятно действует на сон!

(На доске вывешивают слова: мытьё ног на ночь.)

А сейчас представьте, наступило лето, мы на берегу реки…

Физкультминутка “Пловцы”

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс.

Одной, другой – это кроль.

Три, два, один – плывём как дельфин.

Качаясь на волне, плывём на спине.

Вышли на берег крутой, отряхнулись и домой.

Ребята, как вы думаете, когда мы купаемся летом в реке или на озере, наш организм закаляется? (ответы детей)

(Вывешиваются слова: купание в открытых водоёмах)

После купания можно принимать воздушные и солнечные ванны. Воздушные ванны принимают под тенистыми деревьями. На солнце проводят вначале 5-10 минут (обязательно с покрытой головой), когда организм привыкнет к солнечным лучам, можно подольше времени быть на солнце.

(Вывешиваются слова: воздушные и солнечные ванны).

Посмотрите на доску, о скольких видах закаливания мы вспомнили.

Звучит музыка.

В класс заходит профессор Закалкин.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я пришел сегодня к вам в гости для того, чтобы поговорить о закаливание. Кто из вас знает, что это такое? (ответы детей)

Закаливание – это тренировка, помогающая организму сопротивляться неблагоприятным погодным условиям (холоду, жаре, слякоти, сквознякам).

“Правила закаливания”

–Для того чтобы закаливание было эффективным, следует соблюдать определённые правила:

(на доску вывешивают правила закаливания)

Первое правило:

Если хочешь быть здоровым,

Если начал закаляться,

Закаляйся каждый день.

Закаливание должно быть ежедневным, постоянным. Делать водные процедуры нужно каждый день, без пропусков. Для этого нужна не малая сила воли.

Второе правило:

Вышел сразу на мороз –

Весь до косточек промёрз.

Закаляйся постепенно.

Это для здоровья ценно.

Закаливание должно быть постепенным, лучше начинать с воздушных процедур: умываться и делать зарядку в одних трусиках при комнатной температуре, 15-20 минут. Следить, чтобы на коже не появлялись “пупырышки”, надо сразу одеться.

Обливание следует начинать с тёплого душа, постепенно снижая температуру воды на 1 градус каждые два-три дня, доведя её до 15-18 градусов.

Третье правило:

Если закаляться - в радость,

Вам простуда – не подружка.

Вы здоровье берегите.

Это, дети, не игрушка.

Закаливание должно быть приятным. Нельзя мёрзнуть на морозе, загорать до ожогов, купаться до гусиной кожи.

Правила, эти помните, дети.

Будьте здоровы и не болейте!

Задание от профессора “Зашифрованное письмо”

Ребята! Я получил зашифрованное письмо, а ключа к нему у меня нет. Вы мне не поможете его расшифровать и прочесть.

(дети расшифровывают слова “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!”)

Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

Людям, которые закаливаются, здоровье даёт именно природа, ведь солнце, воздух и вода - это неотъемлемые её части. Общение с природой доставляет радость, повышает настроение, успокаивает, а значит, оздоравливает.

Песня “Закаляйся”

Водой холодной обливайся,

Если хочешь быть здоров!

Ты не кутай и не прячь от ветра нос,

Даже в лютый, показательный мороз.

Ходи прямой, а не согнутый

Как какой-нибудь вопрос!

Всех полезней солнце, воздух и вода,

От болезней помогают нам всегда.

От всех болезней нам полезней

Солнце, воздух и вода!

Мамы, папы! Не балуйте вы детей,

Выйдут “шляпы” вместо правильных людей.

Прошу вас очень мамы, папы:

Закаляйте вы детей!

Закаляйся, если хочешь быть здоров,

Постарайся, позабыть, про докторов,

Водой холодной обливайся,

Если хочешь быть здоров!

Подведение итога.

Ребята, а вы согласны со словами: “Кто с закалкой дружит, никогда не тужит”?

Как вы думаете, как выглядит здоровый и закалённый человек, какими признаками он должен обладать?

Выберите шесть признаков для характеристики здорового человека:

Очень редко болеет.

Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.

Всегда носит тёплую одежду.

Хороший, спокойный сон.

Всегда отличное, “солнечное” настроение.

Имеет бледный вид, тусклый взгляд.

Живёт не менее 80 лет.

Если заболел, то быстро поправляется.

Может без одышки пробежать 5 километров.

Постоянно раздражителен.

На уроках собран и внимателен.

Излишне не утепляется.

Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Можете ли вы себя назвать закалёнными?

Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Мы сегодня вспомнили все виды закаливания, профессор рассказал о том, как правильно закаливаться.

Профессор Закалкин:

Если вы прямо с завтрашнего дня начнёте закаливающие процедуры и будите выполнять их каждый день, то будите здоровыми и закалёнными людьми. А напоследок я предлагаю вам “пройти” по дорожкам лабиринта и прочитать пожелание для всех.

(плакат с лабиринтом на доске со словами “Желаю крепкого здоровья!”)

Задание на дом.

Нарисовать здорового и закалённого человека и его друзей (солнце, речку, полотенце, душ, мыло, зубную щётку и т. д.)

Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Закаленные дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха, влияния ветра. У них резко снижается заболеваемость.

Сравнительная действенность воды и воздуха

Закаливание можно проводить различными способами, в том числе воздушными или водными процедурами. Вода обладает более сильным действием на организм, чем воздух. Так, действие воды с температурой около 26 градусов приравнивается к воздействию воздуха с температурой около 5 градусов

Как возникает простуда?

Что дает закаливание?

Если же ребенок приучен к холоду, то реакция сосудов меняется, вплоть до обратной: под влиянием холода сосуды закаленного человека вначале суживаются, а потом резко расширяются. В какой момент закаливания происходит такое изменение реакции сосудов – через месяц, полгода или неделю? У каждого ребенка это индивидуально.

Для достижения наибольшего эффекта закаливания необходима постоянность воздействия и постепенное (не резкое!) повышение его интенсивности. Если остановиться на одной и той же интенсивности нагрузки, например, поливать ребенка постоянно водой одной и той же температуры, не снижая ее, или проводить процедуры редко (несколько раз в месяц), то эффекта от такого закаливания не будет.

Самая трудная задача – установить первую нагрузку для малыша. Она не должна быть слабой, ибо тогда она не эффективна; она не должна быть чрезмерно сильной (стрессовой), так как известно, что стресс подавляет иммунитет, а перед нами стоит обратная задача – его усилить.

Что такое иммунитет?

Что такое иммунитет и какова его роль в организме? Иммунная система человека «распознает» все вредные и чужеродные вещества, проникающие в организм, и создает защиту против вирусов и бактерий, предупреждает развитие раковых клеток. Эта система начинает формироваться в основном на этапе внутриутробного развития и заканчивает свое формирование примерно на первом году жизни малыша. Если ребенок находится на естественном вскармливании, то через молоко матери он получает защитные вещества, и таким образом усиливается еще не совсем совершенный собственный иммунитет. Хуже, если малыш лишен материнского молока: он чаще и тяжелее болеет. Такие дети особенно нуждаются в закаливании.

Врожденные и приобретенные нарушения иммунитета

Существуют врожденные и приобретенные нарушения иммунитета. При первых может родиться ребенок с врожденным нарушением всей иммунной системы или ее частичным поражением. Такие дети уже с рождения беспрерывно болеют. В первые месяцы жизни их необходимо обследовать в специализированных клиниках. При вторых ребенок рождается здоровым, однако в дальнейшем болезни, психические травмы, любой стресс могут быть причиной поражения иммунной системы.

Позднее прикладывание к груди ослабляет иммунитет!

Считают, что у новорожденного возникает стресс при отрыве его от матери сразу после родов, при позднем прикладывании его к груди. В результате этого ребенок вырастает с низким уровнем иммунитета, подавленный, не способный к активной полноценной жизни и во взрослом состоянии более подверженный болезням цивилизации: раку, инфаркту, гипертонии и т.д.

Иммунитет и стресс

Какие изменения возникают в организме при стрессе? Один из крупнейших мировых физиологов Ганс Селье показал, что чем бы ни был вызван стресс, какая бы ни была его причина, реакция организма на него всегда однотипна. Она выражается в том, что вначале все силы организма мобилизуются, чтобы выжить, в том числе и иммунитет, а по прошествии времени наступает вторая фаза – фаза истощения (ее даже называют фазой повреждения). В этой фазе все защитные силы организма истощаются, и на этом фоне появляется множество различных заболеваний.

Осторожней с моржеванием и «проныриванием»!

Подобные реакции у детей я наблюдала иногда при моржевании и особенно часто при так называемом «проныривании». Эти реакции выражались в том, что дети были или очень беспокойны (кричали днем и ночью) или, наоборот, были пассивны (плохо или слабо контактировали с окружающими). Особенно же поражало состояние их пищеварительной системы. По-видимому, стресс в первую очередь снижал выработку ферментов, из-за чего наблюдались следующие симптомы: вздутие живота, дисфункция кишечника (запор или понос), как следствие – плохая прибавка в весе. Таким образом, имело место одновременное поражение нервной и пищеварительной систем. Не могу утверждать, что такие нарушения встречаются у всех детей, подвергшихся моржеванию и «проныриванию», но среди моих пациентов подобные факты не могли не остановить моего внимания.

Иммунологическая лаборатория Московского института педиатрии и детской хирургии под руководством доктора Д.В.Стефани начинала сотрудничество с группой, занимавшейся по системе клуба «Здоровая семья» и практиковавшей моржевание детей. Сотрудники лаборатории обследовали нескольких детей и обнаружили, что у некоторых из них показатели иммунитета ухудшались. По-видимому, моржевание являлось для этих детей мощным стрессовым фактором. К сожалению, не представилось возможности выяснить, какие именно особенности детей предопределили ухудшение. После получения первых же результатов группа прекратила сотрудничество с лабораторией.

Учение о стрессе И.А.Аршавского

Кроме стрессовых реакций, изучены реакции организма на более слабые раздражители. Оказывается, что если раздражитель не сильный, не стрессовый, то при постоянном воздействии и постепенном увеличении его силы иммунитет возрастает и совершенствуются все системы, обусловливающие хорошую устойчивость организма к вредным факторам. Такую реакцию ученый-физиолог И.А.Аршавский определяет как «физиологический стресс» в отличие от повреждающего «патологического стресса». Исходя из исследований лаборатории И.А.Аршавского, организм в момент рождения хорошо справляется с перепадом температур. На протяжении внутриутробного периода ребенок развивается при температуре человеческого тела (около 37 градусов), а в момент рождения он попадает в среду, где температура вряд ли превышает 2022 градуса. Несомненно, что тренировать в нем эту способность стоит и дальше. А мы нередко начинаем кутать ребенка.

Тугое пеленание вредно!

Полезно знать, что новорожденный способен сохранять температуру тела за счет повышения мышечного тонуса. Посмотрите, как он сгибает ножки, притягивает ручки к туловищу. Повышение тонуса мышц у новорожденного это полезная компенсаторная реакция. Вот почему вредно тугое пеленание и все упражнения, снижающие тонус сгибателей у новорожденного. С учетом этих возможностей новорожденного и строится система закаливания, которую мне хочется вам предложить.

Закаливание можно начинать с рождения

Закаливание можно начинать уже в первые дни после рождения. Надо только сначала показать ребенка врачу. Если малыш здоров и врач не находит у него никаких признаков поражения нервной системы, если он хорошо сосет и постоянно прибавляет в весе, то спокойно начинайте закаливание.

Итак, родился ребенок. Если роды прошли нормально и ребенок здоров, если за первые 4-5 дней потерял в весе не больше 200 г, и если в последующие дни идет прибавка в весе, то уже на 6-7-й день, после осмотра врачом, можно предложить разные варианты закаливания.

Три варианта закаливания

Первый вариант закаливания. Мы купаем ребенка при обычной температуре человеческого тела – 36,6 градуса. Ему приятно и хорошо, он расслабляется, хорошо себя чувствует. В это время мы готовим ему первое обливание в кувшине или другом сосуде на десять градусов холоднее, т.е. примерно 26градусной водой. Ребенка вынимаем из ванночки, держим его на ладони спинкой кверху и сначала обливаем ему пятки, а потом льем прохладную воду по позвоночнику до головки. Затем, не вытирая, промокаем и закутываем в простую и байковую пеленки. Через 10-15 минут начинаем его одевать. Каждые три дня снижаем температуру обливания на один градус и доходим до температуры воды в кране. Такую процедуру дети обычно переносят хорошо. Вначале от неожиданности они могут закричать, но после согревания в пеленках быстро успокаиваются, хорошо сосут и спокойно засыпают.

Второй вариант закаливания. Во время туалета малыша (несколько раз в день) обмываем теплой водой ягодицы и ноги. При этом стараемся, чтобы ноги стали теплыми. Потом быстро обмывам их холодной водой из-под крана. Затем так же, не вытирая, заворачиваем ребенка в теплые пеленки.

Холодной водой надо обливать только теплого ребенка!

Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка. Я вспоминаю, как наблюдала закаливание детей «по инструкции» в детских яслях, где работала в первые годы своей врачебной практики. Детей приводили с прогулки и сразу же поливали им ножки, затем, в соответствии с инструкцией, температуру воды через определенное количество дней постепенно снижали. Однако дети непрерывно болели. В чем же было дело? Никто не обращал внимания на то, что после прогулки, особенно зимой, ноги почти у всех детей были холодные, так что их обливали практически теплой водой.

Как начать закаливание ребенка старше года?

Как быть, если ребенку уже больше года, а вы до сих пор не закаливали его? Начинать закаливание можно в любом возрасте. Для этого пригоден, например, контрастный душ. Сначала вы ставите малыша или, лучше, становитесь с ним сами под теплую воду, хорошенько разогреваетесь. Если ребенок требует горячей воды – пусть будет горячая. Вначале разогрейте ребенку ступни, ладони и спину. В первую очередь – воротниковую зону спины. Потом вы говорите малышу: «Ну, давай с тобой станем под дождик». Обливаете ступни, ладони и очень быстро – воротниковую зону холодной водой и – снова под горячий душ. Потом опять кратковременное холодное обливание. И так не менее трех раз. Всегда начинайте процедуру с согревания, а заканчивайте холодным обливанием. Если у вас есть время, делайте до семи контрастных смен температуры. После процедуры перед одеванием не вытирайте ребенка, а закутайте на несколько минут.

Ребенок не должен бояться!

Эта процедура возбуждает, поэтому ее лучше делать утром или после школы, часов в 6-7 вечера, но не непосредственно перед сном. Старайтесь, чтобы ребенку было приятно. Не пугайте его, не настаивайте, если ребенок боится, чтобы не превратить все это в стрессовую ситуацию. В таком случае контрастные обливания лучше проводить в форме игры.

Предлагаемая процедура может быть использована и в детском саду. Ставятся три-четыре таза с горячей водой и столько же с холодной. И дети перебегают от одних тазиков к другим. Принцип контраста температур надо выдерживать и здесь: сначала горячая, потом холодная вода.

Третий вариант закаливания. Ребенок вечером купается в ванне. Дайте ему посидеть в ванне столько времени, сколько он хочет, можно с игрушками. Пусть он согреется в теплой воде. Дети обычно любят расслабиться и полежать в ванне. Или пусть он греется под душем сколько хочет. А потом скажите ему: «Давай мы с тобой устроим холодный дождик или побегаем по лужам». И тут возможны такие игровые ситуации: или вы открываете холодную воду, и он подставляет пяточки и ладошки (достаточно на первый раз, а в последующие дни пробуйте облить холодной водой и спинку), или, если ребенок боится воздействия холодным душем, то можно вначале поставить тазик с холодной водой и сказать: «А ну, давай с тобой по лужам побегаем!» И вот из теплой ванны – в холодный таз (или «под дождик»), а потом – опять в ванну. Добавьте еще теплой воды, если вода в ванне остыла. И снова в холодную. И так не менее трех раз. После последнего холодового воздействия так же укутайте ребенка в простыню и в одеяло, подержите его, не вытирая, а промокая воду, потом оденьте его в ночную одежду и положите в кровать. Для лучшего эффекта закаливания процедуру надо постепенно изменять за счет увеличения времени холодовых воздействий. Впоследствии сам ребенок начинает требовать больше холодных обливаний, а нередко вообще отказывается от горячей воды.

Контрастные процедуры не следует прерывать и во время болезни!

Итак, лучше начинать с контрастных процедур. Их не стоит прерывать даже во время болезни малыша, так как они способствуют скорейшему выздоровлению.

Я знаю одну замечательную маму. Она начала закаливать малыша с рождения. Он очень редко болел. Однажды она позвонила мне и спросила, что надо делать с ребенком: у него появилась небольшая температура, насморк. Она хотела сделать контрастные обливания, а он отказывается от них и требует только холодные. Значит, нагрузка для него была уже недостаточной. Дети начинают это чувствовать и сами проявляют инициативу. В этом случае мы с мамой решили сделать так, как просит ребенок. Мальчик достаточно быстро выздоровел и в последующем при заболеваниях сам обливался холодной водой.

Полагаю, что для успешного закаливания не стоит останавливаться на одних контрастах. Для некоторых детей можно предложить следующий вариант: перед пробуждением ребенка в ванну заранее наливается холодная вода. Как только ребенок просыпается, он из постели, теплый, окунается в ванну, затем закутывается в простыню, сразу одевается и приступает к остальным гигиеническим процедурам. При контрастных процедурах существенно улучшается кровоток в носоглоточной области. Поэтому при разрастании аденоидов и хронических тонзиллитах показаны контрастные процедуры в сочетании с питанием, которое рекомендовано в предыдущих беседах.

Бегание по снегу

Если ребенок привык к обливанию ступней холодной водой, то в зимний период можно усилить закаливающий эффект беганием босиком по снегу. Бегать надо только в тех местах, где снег чистый, при этом под снегом должна быть земля, но не бетон и не асфальтированная дорожка. Естественно, не следует стоять на снегу на балконе. Как лучше проводить эту процедуру? Ребенка надо одеть так, чтобы обувь легко снималась и надевалась. Лучше надеть, например, спортивный костюм, шерстяные носки и валенки.

Итак, вы выходите на улицу. Сначала немного побегайте – ребенок разогреется. Если ваш малыш разрумянится, можно быть уверенным, что ноги у него не холодные. Тогда можно снять валенки и встать на снег, вначале буквально на секунды. Потом быстро вытирайте ноги от снега какой-нибудь тряпочкой и обувайтесь начиная с той ноги, которую первой поставили на снег. И снова побегайте в валенках. Продолжительность стояния на снегу, вначале очень короткая, потом может увеличиваться.

Почему холодовое воздействие на стопы закаливает?

Почему же ребенок перестает болеть после таких процедур? Происходит следующее: сосуды стоп под влиянием холода суживаются и обязательно одномоментно суживаются сосуды носоглоточной области. Если человек не закален – возникает острое респираторное заболевание (вирус внедряется в клетки носоглоточной области). А у закаленного человека – наоборот, в ответ на холод происходит вначале сужение, а потом резкое расширение мелких сосудов стоп и, рефлекторно, – сосудов верхних дыхательных путей. Уверена, что эта процедура доставит вам огромное наслаждение. Особенно, если вы будете выполнять ее всей семьей. Необязательно делать ее каждый день. Можно два раза в неделю, но с удовольствием, с радостью. Не удивляйтесь, что через некоторое время, глядя на падающий снег, вы ощутите огромное желание выйти на улицу и постоять на снегу. Особенно если у вас неприятности или плохое самочувствие.

О солнечных ваннах

В начале беседы я умышленно не упомянула еще один фактор закаливания – солнечные ванны. Раньше солнечные и воздушные ванны широко использовали для закаливания детей. Теперь, после Чернобыля и возможного увеличения радиации во многих местностях, к солнечным ваннам нужно относиться более осторожно. Но все же летом надо как можно больше раздевать детей, оставляя покрытой только головку.

Водные процедуры на природе

Очень хорошо дать возможность бегать босиком, особенно утром. Замечательным эффектом закаливания обладает хождение босиком по росе. Как можно больше разрешайте ребенку бегать по воде на речке, на озере, на пруду. Не надо специально загорать; лучше раздеть малыша, и пусть он бегает, попадая то в тень, то на солнце. На речке не заставляйте его сразу купаться. Дети очень любят играть на песке около воды, они сами заходят в воду, стоят в ней. Дайте им самим проявить желание искупаться. Тогда они не боятся воды и с удовольствием купаются.

Можно обливать детей прямо на улице. Хорошо рано утром поставить ванну с холодной водой (лучше из колодца) на солнце, затем днем, перед обедом, дать малышу поплескаться в ней, а потом облить его холодной водой, завернуть в пеленки и унести в дом. Для детей раннего возраста, страдающих рахитом, хорошо сделать песочницу и расположить ее так, чтобы рано утром она была на солнце, а попозже, когда ребенок выйдет на улицу, оказалась в тени. Ребенку очень полезно сидеть и играть на теплом песке в тени. Спать летом в саду хорошо всем маленьким детям, но только не на ярком солнце, а в кружевной тени деревьев.

О пользе бани

В заключение нашей беседы я хотела бы предложить вашей семье сделать регулярными посещения бани. Баня – замечательная закаливающая и лечебная процедура. Очень хороша баня при тяжелых диатезах, аллергических заболеваниях дыхательной системы. Противопоказания для бани – гипертония высокой степени или гипотония, тяжелое поражение почек, нервной системы, особенно повышенное внутричерепное давление, болезни сердца.

Когда можно в первый раз в баню?

Первый раз можно повести малыша в баню в 7-8 месяцев. Есть два варианта бани: сухая (финская) и парная (русская). Определите, что вы переносите лучше, и придерживайтесь своего выбора. Дети, как правило, лучше переносят парную.

Как действовать в парилке и после нее?

Если вы решили зайти в парилку русской бани, приготовьте заранее два-три тазика холодной воды. Наденьте на голову себе и малышу толстые шерстяные шапочки и занесите его в парилку. Ребенок должен быть сухим. Лучше внести его тогда, когда там немного людей, потому что шум и крик вообще плохо действуют на детей. С первого же раза не стоит забираться на полки. И вообще, не надо вести его наверх насильно. Может быть, после нескольких раз он сам поднимется повыше. Если же у вас грудной малыш, то не торопитесь: при его крике или испуге тут же покиньте парилку. Выйдя оттуда, надо сразу же облить и ребенка, и себя холодной водой из приготовленных тазиков. Потом заверните его в простынку и отдохните. Дайте ему питье: отвар шиповника, компот, воду с ягодами и т.п. Процедуру повторите три раза. Только после этого можно вымыть ребенка.

Посещение бани должно быть радостью для малыша. Во время отдыха побольше общайтесь с ним. Не заставляйте его насильно идти в парилку, не пугайте его – только тогда вы добьетесь эффекта от данной процедуры.

Используйте для закаливания все возможности!

Хорошо закалить городского ребенка можно и летом, и зимой. Используйте для этого все возможности, в том числе – зимние и летние походы в лес, на речку, на рыбалку. Чем больше будет малыш общаться с природой, тем спокойнее и здоровее он будет себя ощущать.

Цель.

Напомнить детям, что помогает им быть здоровыми.

Задачи.

Уделить особое внимание закаливанию организма.

Учить детей вести здоровый образ жизни

Закрепить знания для чего ежедневно нужно делать зарядку, умываться прохладной водой, соблюдать чистоту и режим дня.

Ход беседы.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о закаливании. А начну я беседу с того, как проводит утро маленькая девочка Таня.

«Есть у Тани волшебная подушка. На вид подушка как подушка, совершенно обыкновенная, только очень маленькая. Такие подушки в старину «думочками» называли. Клали ее под ухо, думали о чем-нибудь приятном и сладко засыпали.

Тане эту подушку подарила бабушка, а та получила ее в подарок от своей бабушки. Девочка очень любила рассматривать узоры на «думочке». Одна сторона у нее была темно-синяя с вышитыми на ней золотисто-желтыми яркими звездочками и узким молодым месяцем. Другая сторона подушки - небесно-голубая, украшенная тремя тюльпана ми - белым, розовым и красным.

Когда девочка укладывалась в кроватку, она клала под щеку свою любимую подушку «ночной» стороной со звездочками и месяцем. Ей казалось, будто звездочки кружатся вокруг месяца и напевают ей тихую колыбельную песенку. Вот такую:

Стали звездочки ясней -

Засыпай-ка поскорей!

Может быть, тебе приснится

Яркое перо жар-птицы,

Или аленький цветок,

Иль конечек - горбунок.

В темном небе месяц светит,

Словно цветик - семицветик,

Звездный хор поет: «Бай-бай! Спи, Танюша, засыпай!»

Девочка сразу засыпала, и ей снились удивительные сны- сказки.

А утром, когда Таня просыпалась, подушка всегда прижималась к ее щеке другой - «утренней» - стороной. Тюльпаны шелестели лепестками и тихонько шептали девочке на ушко: «С добрым утром».

С добрым утром, дорогая!

Просыпайся поскорей.

За окном проснулось солнце,

Зачирикал воробей.

В гости новый день пришел,

Просыпайся поскорей!

С добрым утром, милая подушечка! - отвечала ей девочка, вставала с кровати и бежала в ванную мыть руки, умываться, чистить зубы, напевая веселую песенку.

По утрам и вечерам

Открываю в ванной кран.

Я воды не пожалею,

Уши вымою и шею.

Пусть течет водица -

Я хочу умыться!

Посильнее кран открыла

И взяла кусочек мыла,

Пышно пена поднялась -

Смыла с рук и пыль и грязь.

Пусть бежит водица -

Я хочу умыться!

Таня всегда умывалась прохладной водой. Мыла лицо, руки, уши, шею и даже плечи. Потом хорошенько вытиралась махровым полотенцем, приговаривая:

Полотенчиком махровым,

Полотенцем чистым, новым

Вытру руки, плечи, шею.

Чувствую себя бодрее!

«А теперь нужно почистить зубы и прополоскать горло прохладной водой», - думала Таня. Она наливала в стакан воды, выдавливала на щетку пасту из тюбика и принималась чистить зубы.

Чищу зубы пастой мятной,

Ароматной и приятной.

Щеткой действую умело,

Зубы будут очень белы!

Танюша! Ты уже умылась? -окликала девочку мама. - Тогда иди съешь йогурт.

А какой сегодня йогурт? - спрашивала Таня.

Малиновый!

Йогурт из малины - самый мой любимый! - в рифму отвечала девочка, ела вкусный йогурт и шла с мамой в школу».

Вопросы детям:

    Дорогие ребята! Расскажите, как проходит ваше утро.

    Поднимите руки, кто сегодня умывался и чистил зубы!

Молодцы! Все умывались и чистили зубы.

Умывание прохладной водой, полоскание горла водой комнатной температуры закаливают ваш организм.

Беседа с детьми о приемах закаливания.

Давайте поговорим о том, как вода помогает нашему здоровью.

Закаливающие процедуры могут быть разными. Можно обтираться специальной махровой рукавичкой. Для этого в таз наливают прохладную воду, растворяют в ней щепотку морской соли и, смочив рукавицу в воде, обтирают плечи, руки, ноги, шею и грудь. Это очень полезная процедура - совершается кровообращение. Вы сразу чувствуете себя бодрым и веселым. После обтирания нужно насухо растереть кожу махровым полотенцем.

Здоровой будь!

Воду в тазик я налью,

Горстку соли растворю,

Лучше соли не простой,

А особенной - морской!

Рукавицей разотру

Спину, руки, шею, грудь.

Вопросы детям:

    Ребята, может быть, кто-то из вас принимает по утрам душ?

    Расскажите, как вы принимаете душ: какую воду выбираете: теплую или прохладную?

    Принимаете ли вы душ каждое утро?

И умывание, и обтирание, и прохладный душ - прекрасное закаливание. Но запомните, что у закаливания есть два важных правила:

    правило первое - постепенность,

    правило второе - постоянство.

Что означают эти правила?

Начинать водные процедуры надо с температуры примерно 28-30 градусов и постепенно снижать ее каждые два-три дня на 1 градус, доведя, в конце концов, до температуры 15-18 градусов. В этом и заключается постепенность закалки.

А постоянство означает, что делать водные процедуры нужно каждый день, без пропусков. Для этого нужна, нема лая сила воли! Выходит, водные процедуры закаляют не только организм, но и волю человека!

Одна из замечательных закаливающих процедур - мытье ног прохладной водой. Особенно приятно и полезно мыть ноги на ночь - во-первых, смоете с них пот и грязь, а во- вторых - будете крепче спать. Ведь мытье ног на ночь благоприятно действует на сон!

Итог беседы.

Ребята, давайте подведем итог нашей беседы о закаливании и ответим на вопросы.

    Расскажи о волшебной подушечке, которая была у девочки Тани.

    Как помогала ей подушка вечером и утром?

    Что Таня делала по утрам?

    Какие водные процедуры делаешь по утрам и вечерам ты?

    Чистишь ли ты зубы?

    Что такое закаливание?

Ответ : это все, что направлено на повышение устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды - холоду, ветру, болезнетворным микробам.

    С какими методами закаливания вы знакомы?

Ответ: умывание, обливание, обтирание, полоскание горла, душ, мытье ног.