Мода

Феофан затворник о воспитании. Христианское воспитание по святителю Феофану Затворнику. Болящее дитя. Доктора и молитва

Феофан затворник о воспитании. Христианское воспитание по святителю Феофану Затворнику. Болящее дитя. Доктора и молитва

Проверка домашнего задания 1. Как человек может сделать свою душу богаче? Когда человека хвалят, его душа стано- вится богаче. Когда человек приобретает материаль- ные блага, его душа тоже становится богаче. Чем больше человек отдаёт людям, тем больше приобретает для своей души.






Притча о пшенице и плевелах Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: - Господин! Не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: - Враг человек сделал это. А рабы сказали ему: - Хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: - Нет, чтобы выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою.





Апостол Пётр Отрывок из Евангелия «Отречение Петра» Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Петр убежал в минуту ареста Учителя. Всю ночь он таился людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала: «Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!». Петр стал отпираться: «Не знаю, что ты говоришь». Он сделал несколько шагов, и вновь люди заголосили: «Да, точно, этот был с тем преступником!». И снова Петр отрёкся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. Через час ему пришлось ещё раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он трижды отрёкся от Христа. И тут петух пропел утреннюю зарю... И Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.




Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. - Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? - Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

О ХРИСТИАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело, такое решительное и непоправимое, что рука всякого истинно русского человека, прикасаясь к нему, невольно задрожит. Здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины.
К.Д.Ушинский

Христос воскресе! Этим радостным пасхальным приветом мы утверждаем великую истину: воскрес Христос, а значит, и мы, по словам апостола Павла, воскреснем, значит, воскресением Христовым побеждена смерть, побеждена власть греха!

Но для того, чтобы стать причастными Христову Воскресению, необходима жизнь христианская, необходимо нести крест Христов, сораспяться Христу.

Ныне тяжко страждет наша Русь. Страждет от безверия и богохульства, жестокости и разврата. Семьи разрушаются, дети остаются без христианского воспитания. Сбываются пророческие слова Господа: «И за умножение беззаконий во многих охладеет любовь». Всё меньше и меньше остается в нашей жизни христианской любви!

Воскреснет ли Россия Православная? Победит ли в духовной брани с духами злобы поднебесными?

С тревогой и болью размышляя об этом, невольно смотрим на своих детей, ведь от них зависит будущее нашей Родины. Какими будут они, такой будет и страна наша. Прорастут ли в их сердцах семена веры и любви, которые мы стараемся насадить в них, принесут ли они добрый плод христианской любви. Мы ведём жестокую духовную брань за души наших детей. Как трудно сохранить их сердца чистыми, не развращёнными, не отравленными гордостью, ум их незамутнённым суетным всезнайством и ложным плотским мудрованием. Кажется, все силы зла ополчились на юное поколение. В школе их учат разврату и язычеству, дома с экранов телевизоров им внушается культ роскошной жизни, прививается жестокость, любовь к лёгкой нечестной жизни, к богатству и роскоши.

Нет наших сил бороться со злом!

Но не забудем слов Господних: «Сила Моя в немощи совершается». Силён Бог воскресить страну нашу, народ наш. Всё зависит лишь от нашей веры, нашего терпения и любви.

Отрадно, что сейчас по всей России возрождаются храмы Божии, при них открываются Воскресные школы, в которых дети с юных лет изучают Закон Божий, основы Православной веры. Однако часто мы видим, что знание молитв и христианского катехизиса оказывается недостаточным для того, чтобы наши дети стали настоящими христианами.

Цель жизни православного человека состоит в его духовном единении с Богом. Это единение достигается через воцерковление, то есть одухотворение, преображение жизни силой Святаго Духа. Этим определяются и основы православного воспитания. Вне Церкви христианское воспитание невозможно.

Обратимся же за помощью к наследию святой Церкви - к советам святых отцов. Наш известный русский святитель Феофан, Затворник Вышенский, в своих сочинениях и наставлениях духовным чадам весьма часто касался вопроса о христианском воспитании детей. Ныне предлагаем вашему вниманию выдержки из его книги «Путь ко спасению». (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Начертание Христианского нравоучения. Изд. Псково-Печерского монастыря, 1994, стр. 22-46).

В своей книге святитель рассматривает вопрос о христианском воспитании с самых первых дней жизни ребенка. Он пишет: «Через крещение в младенце полагается семя жизни о Христе и есть в нём, но она ещё как бы не его... Жизнь духовная, зарождённая благодатию крещения в младенце, станет собственной человеку, явится в полном свёем виде... когда он, возникши к сознанию, свободным произволением посвятит себя Богу... Понятно само собою, что после крещения младенца очень важное дело предлежит родителям и восприемникам: так вести крещённого, чтобы он, пришедши в сознание, сознал в себе благодатные силы, с радостным желанием восприял их, равно как и сопряжнные с ними обязанности и требуемый ими образ жизни».

«Как поступать с крещённым, чтобы пришедши в возраст, он ничего более не желал, как быть истинным христианином. Или - как воспитывать по-христиански?» - задает вопрос святитель и предлагает некоторые советы для дела христианского воспитания.

«Младенец живёт, - пишет святитель, - следовательно, можно влиять на его жизнь». Для такого влияния прежде всего необходимо частое причащение Святых Тайн, а также вера и благочестие самих родителей, «Все сие в совокупности составит спасительную вокруг младенца атмосферу... Частое причащение Святых Христовых Тайн (можно прибавить: сколь можно частое) живо и действенно соединяет с Господом... освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для тёмных сил. Поступающие таким образом замечают, что в тот день, когда причащают дитя, оно бывает погружено в глубокий покой... Иногда оно исполняется радостью и игранием духа... Нередко святое причащение сопровождается и чудодействиями. Св. Андрей Критский в детстве долго не говорил. Когда сокрушённые родители обратились к молитве и благодатным средствам, то во время причащения Господь благодатию Своею разрешил узы языка, после напоившего Церковь потоками сладкоречия и премудрости...»

Далее святитель Феофан отмечает: «Большое влияние имеет на детей частое ношение в церковь, прикладывание к святому Кресту, Евангелию, иконам... также и дома - ...частое поднесение под иконы, частое осенение крестным знамением, окропление святой водой, курение ладаном... вообще - всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых тёмных сил, которые всюду готовы проникнуть в развивающейся только душе, чтобы своим дыханием заразить ее».

Очень важно при этом, как живут сами родители. Неверие, небрежность, нечестие и недобрая жизнь родителей могут разрушить все спасительные дары, полученные ребёнком в храме. «Поэтому дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях».

«Начавши такое устроение от колыбели, должно уже продолжать его потом и во всё время воспитания: и в детстве, и в отрочестве, и в юношестве. Церковь, церковность и Святые Тайны - как скиния для детей, под которой они должны быть неисходно».

«Когда у дитяти начинают пробуждаться силы, одна за другой, родителям и воспитателям должно усугубить внимание. Ибо когда, под осенением показанных средств, будет возрастать и усиливаться в них тяготение к Богу и увлекать вслед за собою силы, в то же самое время и живущий в них грех не дремлет, а усиливается завладеть теми же силами. Неизбежное следствие этого - брань внутренняя. Так как дети неспособны вести ее сами, то место их разумно заменяют родители...»

«Основные возбудители, влекущие ко греху, суть своеумие (пытливость) в уме, своеволие - в воле, самоуслаждение - в чувстве. Поэтому должно так вести и направлять развивающиеся силы души и тела, чтобы не отдать их в плен плотоугодию, пытливости, своеволию и самоуслаждению, - ибо это будет плен греховный, - а напротив, приучать отрешаться от них и преобладать над ними...»

О питании святитель Феофан замечает; «должно так питать дитя, чтобы, развивая жизнь тела, доставляя ему крепость и здоровье, не разжечь в душе плотоугодия. Не должно смотреть, что дитя мало, - надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над ней..,»

«...даже врачи и педагоги советуют: 1) избирать здоровую и годную пищу... 2) подчинить употребление пищи известным правилам (...приспособительно к возрасту), в которых бы определялось время, количество и способ питания и 3) потом от установленного таким образом порядка без нужды не отступать».

«Второе отправление тела есть движение... должно иметь в виду, чтобы, укрепляя силы тела, не раздуть чрез то своеволия и ради плоти не погубить духа. Для этого главное - мерность, предписание, надзор. Пусть дитя резвится, но в то время, в том месте и тем родом, как ему приказано. Воля родителей должна запечатлевать всякий их шаг, разумеется, в общем. Без этого легко может покривиться нрав дитяти. Своевольно порезвившись, дитя всегда возвращается не с готовностью слушаться даже в каких-нибудь малостях».

«...Должно поставить правилом приучить тело безболезненно переносить всякого рода влияния внешние: от воздуха, воды, перемен температуры, сырости, жара, холода, уязвлений, болей и прочего. Главное зло в отношении к телу - телолюбие и жаление тела. Оно отнимает всякую власть у души над телом и делает первую рабой последнего; напротив, не жалеющий тела не будет в своих предприятиях смущаться опасениями со стороны слепого животолюбия... Главное - содержать тело не так, чтобы оно принимало одни только приятные впечатления, а напротив, более содержать под впечатлениями обеспокоивающими. Теми разнеживается тело, а этими укрепляется; при тех дитя всего боится, а при этих на все готово и способно стоять в начатом терпеливо... это очень важно в жизни христианской, по самому существу своему отрешённой от чувственности и всякого угодия плоти.

Итак, не должно оставлять на произвол развитие тела дитяти, а надо держать его под строгой дисциплиной с самого начала, чтобы потом передать его в руки самого воспитываемого уже приспособленным к жизни христианской, а не враждебным ей».

Говоря о душе, святитель замечает: «Первый материал, первую пищу для образования своего она получает извне, от чувств, через воображение... Пусть чувства получают первые впечатления от предметов священных: икона и свет лампады - для глаз, священные песни - для слуха и пр. Дитя не понимает ещё ничего из того, что у него перед глазами, но его глаз и слух привыкает к сим предметам... За чувствами и первые упражнения воображения будут священны; ему легче будет воображать эти предметы, чем другие...»

«Итак, пусть ограждают дитя священными предметами всех видов; всё же, могущее развратить в примерах, изображениях, вещах - удаляют».

Вместе с развитием в ребёнке чувств «возникают у дитяти и страсти и начинают тревожить его с раннего времени. Дитя еще не говорит, не ходит, только что приучилось сидеть и брать игрушки, но уже серчает, завидует, присваивает себе, особится и прочее, вообще, являет действие страстей». Как противодействовать этому злу. Святитель Феофан предлагает следующее: «1) предупреждать возникновение страстей; 2) если проявилась какая-нибудь страсть, надо спешить погасить ее... Благонадёжнейший способ врачевания страстей - употребление благодатных средств» (т.е. церковных Таинств). К ним с верою должно обращаться».

Ум. «У детей скоро обнаруживается смышлённость. Она современна говорению и растёт вместе с усовершением последнего. Поэтому начать образование ума нужно вместе со словом. Главное... это здравые понятия и суждения по началам христианским о всём встречающемся... Пусть родители, когда говорят, называют вещи всегда собственными их именами». Пусть говорят прямо, что хорошо и что плохо. «Пусть говорят с детьми... хорошо ли, например, наряжаться, счастье ли это, когда получишь похвалу, и прочее...» «Истина доступна всякому. Что малое дитя премудрее философов - показал опыт... Например, во время мученичества, малые дети рассуждали о Господе Спасителе, о безумии идолопоклонства, о будущей жизни...»

Воля. «Дитя многожелательно: всё его занимает, всё влечет к себе и рождает желания. Не умея различать доброго от злого, оно всего желает и всё, что желает, готово выполнить. Дитя, предоставленное самому себе, делается неукротимо своевольным. Поэтому родители строго должны блюсти эту отрасль душевной деятельности. Самое простое средство к заключению её в должные пределы состоит в том, чтобы расположить детей ничего не делать без позволения. Пусть со всяким желанием прибегают к родителям и спрашивают; можно ли сделать то или другое? Убедить их опытами собственными и чужими в том, что им опасно, не спросясь, исполнять свои желания, настроить их так, чтобы они даже боялись своей воли. Это расположение будет самое счастливое, но вместе оно и самое лёгкое для напечатления, ибо дети и так большей частью обращаются с расспросами к взрослым, сознавая своё неведение и слабость; стоит только возвысить это дело и поставить его им в закон непременный. Естественным следствием такого настроения будет полное послушание и покорность во всём воле родителей, наперекор своей... Отучая от своей воли, надо приучать детей делать добро. Для этого пусть родители сами представят истинный пример доброй жизни... Дети любоподражательны. Как рано они умеют копировать мать или отца!»

Сердце. «При таком действовании ума, воли... само собою и сердце будет настраиваться к тому, чтобы иметь чувства здравые, истинные, приобретать навык услаждаться тем, что действительно истинно услаждает, и нисколько не сочувствовать тому, что, под прикрытием сладости, вливает яд в душу и тело».

«Когда человек был в союзе с Богом, - находил вкус в вещах Божественных и освящённых благодатию Божией. По падении он потерял этот вкус и жаждет чувственного. Не должно допустить до этого, должно оградить сердце. Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность, в которой неисходно должны быть содержимы воспитываемые дети». При этом в сердце ребёнка легко запечатлевается сочувствие ко всему церковному, сладость пребывания в храме Божием.

Далее святитель Феофан пишет о воспитании детей школьного возраста: «Нельзя определить, когда человек приходит к сознанию себя христианином... На деле это бывает разновременно: в 7, 10, 15 лет и позже... При этом непременное правило - хранить весь прежний порядок без изменения и на всё время обучения... должно оградить детей-учеников, как и младенцев, благочестием всех окружающих, церковностью. Таинствами.., Пусть обучение будет так расположено, чтобы видно было, что главное и что подчинённое.

Путь ко спасению

Краткий очерк аскетики

Святаго отца нашего Иоанна Златоустаго уроки о воспитании

1. Родить детей есть дело природы; но образовать и воспитать их в добродетели - дело ума и воли.

2. Под долгом воспитать своих детей я разумею не одно то, чтобы не допустить их умереть с голоду, чем люди, кажется, и ограничивают свои обязанности по отношению к детям. Для этого не нужно ни книг, ни постановлений: об этом весьма громко говорит природа. Я говорю о попечении образовать сердца детей в добродетели и благочестии, - долг священный, котораго нельзя преступить, не сделавшись виновным в некотораго рода детоубийстве.

3. Эта обязанность обща как для отцев, так и для матерей. Есть отцы, которые не щадят ничего, чтобы доставить детям своим учителей в удовольствиях и потворствовать прихотям их, как богатых наследников; а чтобы дети были христианами, чтобы упражнялись в благочестии, - до этого им мало нужды. Преступное ослепление! - Этой-то грубой невнимательности должно приписывать все беспорядки, от которых стонет общество. Положим, что вы приобрели для них большое имущество, но если они не будут уметь благоразумно вести себя, оно сохранится у них недолго. Имущество будет расточено; оно погибнет с обладателями своими, оно будет самым печальным для них наследием.

4. Ваши дети всегда будут довольно богаты, если получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их нравы и хорошо устроить их поведение. Итак, старайтесь не о том, чтобы сделать их богатыми, но о том, чтобы сделать их благочестивыми, владыками своих страстей, богатыми в добродетелях. Приучите их не вымышлять мнимых нужд, и блага мира сего ценить так, чего они стоят. Внимательно наблюдайте за их поступками, за их сообществами, за их связями - и не ожидайте от Бога никакой милости, если не исполняете сего долга.

5. Если апостол заповедует нам более пещись о других, чем о себе, и если мы бываем виновны, когда не радим о их пользе, то не гораздо ли более бываем виновны в том случае, когда это относится к тем, кои к нам так близки? Не Я ли, скажет нам Господь, дал место сим детям в семействе вашем? Не Я ли вверил их вашему попечению, поставив вас их владыками, попечителями, судиями? Я дал вам полную власть над ними; Я возложил на вас все заботы о их воспитании. Вы скажете мне, что они не хотели подклониться под иго, что они его свергли. Но это-то и надлежало предотвратить в самом начале; вы должны были овладеть первыми их впечатлениями, наложить узду, когда они еще не имели силы разорвать ее; подклонить эту юную душу под иго долга, приучить ее к нему, образовать ее по оному, обвязать рану, когда она только что зарождалась; исторгнуть терние, когда оно начинало только появляться около этого нежнаго растения, а не ожидать, пока оно пустит глубокие корни, пока страсти, усилясь постепенным развитием, сделаются необузданными и неукротимыми.

6. Премудрый говорит: суть ли ти чада, накажи я, и преклони от юности выю их (Сир. 7, 25). Но Господь не только внушает нам это повеление устами Своего Пророка, - но еще берет нашу сторону, обеспечивая исполнение сей заповеди страшным наказанием, коим угрожает детям, непокорным власти своих родителей; человек, иже аще зло речет отцу своему или матери своей, смертию да умрет (Лев. 20, 9). Он наказывает смертию тех, которые становятся виновными против вас, а вы хладнокровно смотрите на те вины, которыя они совершают против самой верховной власти. Они восстают против Самого Бога, преступая Его заповеди, а вы на это взираете без всякаго негодования, без малейшаго детям укора. Что теряет Он от их оскорблений? Ничего. Но вы, чего вы не должны страшиться за самих себя? Потому что кто оставляет Господа, тот не станет уже уважать ни своего отца, ни себя самого.

7. Дети покорныя и нерныя Богу в повиновении закону Его нашли бы обильный источник счастия, даже временнаго. Бедный с христианскими нравами заставляет уважать и любить себя, между тем как при злом и развращенном сердце, все ваше богатство не спасет от негодования и отвращения всех вас окружающих.

8. Юноша, которому вы дадите доброе воспитание, мало того, что приобретает себе всеобщее уважение, сколько он делается милее для вас самих! Ваша привязанность к нему не будет одним простым влечением природы; она будет плодом его добродетели. За это, во время вашей старости, вы в свою очередь получите от него все услуги сыновней любви; он будет вашею опорою. Потому что, как те, кои не почитают Господа, презирают и своих родителей; так, напротив, те, кои чтут Бога, Отца всех человеков, всегда будут всячески уважать и тех, от кого они получили жизнь.

9. Положим, что вы исполните заповеди закона во всех других отношениях, но будучи неверны этой одной заповеди, вы будете наказаны строго. Выслушайте на это доказательство, взятое из истории одного древняго народа. Вы тотчас увидите, какому страшному наказанию подвергают себя отцы, небрегущие о воспитании детей своих. У Иудеев был один священник, уважаемый за кротость своего нрава; он назывался Илий. Сей священник имел двух сынов, которые предавались всем порокам. Отец не заботился об этом и едва обращал на то свое внимание; или ежели разврат их, доходя до высшей степени, заставлял его делать им выговоры, он делал это без должной ревности и власти. Ему следовало бы строго наказать их, прогнать их с своих глаз, употребить меры строгия, чтобы прекратить их беспорядки. Ничего не бывало: он ограничивался тем, что говорил им в виде увещания: ни, чада, не творите тако; яко не благ слух, егоже аз слышу о вас (1 Цар. 2, 24). Это ли надлежало говорить? Они оскорбляли Бога, - и он называл их своими чадами? Они забывали Того, Которому обязаны своим существованием, а он признавал еще их за свое семейство? Напрасно и бесполезно он делал им увещания. Нет, - здесь требовались не увещания, но уроки сильные, истязания строгия, врачевство столь же крепкое, как и зло. Он должен был действовать страхом и исторгнуть это юное сердце из его оцепенения. Увещания! Дети Илия не имели в них недостатка. Бесполезныя слова! Преступная кротость, которой они сделались жертвами! Начинается война, несчастные делаются добычею неприятеля; отец, узнав о их злополучии, падает на землю и, разбив голову, умирает.

10. Я сейчас говорил вам, что отцы, которые не заботятся дать христианское воспитание детям своим, суть чадоубийцы, убийцы собственных детей. Не правда ли? Кого должен винить Илий в смерти своих детей? Самого себя. Правда, меч врага умертвил их, но беспечность лжеотца направила его удар; оставленные небесною помощию, они явились нагими против стрел филистимлянских. Отец погубил и себя и их. Между тем мы ежедневно видим пред собою тоже самое. Сколько есть родителей, которые не хотят взять на себя труда исправить своих детей, непокорных и развращенных! Они как будто боятся огорчить детей, если будут строгим слоном обуздывать порочныя наклонности, которым они предаются. Что же выходит? Беспорядки увеличиваются; безнаказанность доводит до государственных преступлений; суды пробуждаются; несчастные умирают на месте казни. Не исправляя их - делаетесь их сообщниками. Вы отказались от личных прав своих над ними и подвергли их строгости общественнаго наказания; и вот человеческое правосудие употребило над ними свои строгия права. Вы страшитесь унизить их легким наказанием в вашем присутствии; но какое ужасное бесчестие падет на вас, когда сына вашего более не станет и отец, всюду преследуемый взорами обвинителей, не осмелится уже нигде показаться.

11. Итак, умоляю вас, позаботьтесь о добром воспитании детей ваших. Прежде всего помышляйте о спасении душ их. Бог поставил вас главами и учителями всего вашего семейства; ваш долг - наблюдать, и наблюдать непрестанно, за поведением своей жены и своих детей. Послушайте св. Павла. Если жены ваши, говорит он, хотят чему научиться, пусть спрашивают о том у мужей своих. Воспитывайте детей своих в учении и наставлении Господнем (1 Кор. 14, 35; Ефес. 6, 4). Подражайте Иову, который постоянно смотрел за детьми своими и приносил умилостивительныя жертвы за тайные проступки, какие могли они сделать (Иов. 1, 5). Подражайте Аврааму, который менее заботился о приобретении богатства, нежели о сохранении закона Божия всеми домашними своими, и о котором Господь свидетельствовал: вем, яко заповесть сыном своим... И сохранят пути Господни творити правду и суд (Быт. 18, 19). Давид, приближаясь к смерти, хочет оставить Соломону самое прочное наследство; он призывает его к себе, чтобы повторить ему следующия мудрыя наставления: аще сохранят сынове твои пути своя, еже ходити предо Мною во истине всем сердцем своим и всею душею своею, не искоренится тебе муж с престола Израилева (3 Цар. 2, 4). Вот образцы, которым мы должны подражать и во время жизни и при последнем издыхании!

12. Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности.

13. Мы не щадим ни трудов, ни издержек на то, чтобы обучить детей светским наукам, чтобы выучить их хорошо служить властям земным. Безразлично для нас одно знание св. веры, одно служение Царю небесному. Мы позволяем им посещать зрелища; а чтобы они не убегали Церкви, чтобы не стояли в ней неблагоговейно - о том мало заботимся. Мы заставляем их давать отчет в том, что они выучили в своих светских училищах; почему же не требовать от них отчета в том, что они слышали в дому Господнем?


деятель Русской православной церкви, духовный писатель, публицист, переводчик, педагог. В 1841 принял постриг. Преподавал и возглавлял различные духовные училища и академии. В 1858 епископ в Тамбове, с 1863 переведен во Владимир, с 1866 удалился в Вышенскую пустынь, с 1872 жил уединенно, занимался литературой и переводами, вел обширную переписку, став для многих людей заочным духовником. Книга лекций "Путь ко спасению" (в. 1-3, 1868-69) о православном образовании и воспитании (в т.ч. юношества). Проповедь духовно-нравственного совершенствования как истинного прогресса человечества в сборнике "Слова архимандрита Феофана..." (1859). В интимно-поучительном "Собрании писем" (1898-1901) - размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, конечных судьбах человечества. Перевел памятник патристической литературы - "Добротолюбие" (т. 1-5, 1877-89). Канонизирован в 1988.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Феофан Затворник

в миру - Говоров Георгий Васильевич). , деятель Рус православной церкви, духовный писатель, публицист, переводчик, педагог По окончании Орловской семинарии (1837). учился в Киевской духовной академии, на последнем курсе (1841). принял постриг В 1841 назначен ректором Киево-Софийского духовного уч-ща, где преподавал также лат язык В 1842 переведен в Новгородскую семинарию на должность инспектора и преподавателя психологии и логики

С 1844 преподавал в Петерб духовной академии (до 1847 бакалавр кафедры нравств. и пастырского богословия). Читал лекции о духовном воспитании, в т.ч. детей и юношества (легли в основу кн. «Путь ко спасению», в 1-3, 1868- 69). В 1847-55, находясь в составе духовной миссии в Иерусалиме, к-рую возглавлял археолог архимандрит Порфирий Успенский, совершенствовался в древних и новых языках, изучал греч. рукописи в монастырских библиотеках В 1857 назначен ректором академии С этого времени началась деятельность Ф как публициста-проповедника, поднимавшего широко обсуждавшиеся на рубеже 50- 60-х гг вопросы обществ. жизни В ряде выступлений (вошли в кн. «Предостережение от увлечения духом настоящего времени», 1858). отмечал, что в совр. ему эпоху преобладает «дух вражды на Бога», происходит охлаждение отношений между людьми Признавая необходимость социальных и экон преобразований, утверждал, что истинный прогресс предусматривает прежде всего духовно-нравств. совершенствование общества, основанное на православном вероучении («Слова архимандрита Феофана », 1859).

В 1858 Ф поставлен епископом в Тамбов, в 1863 переведен во Владимир В 1866 удалился в Вышенскую пустынь, где с 1872 жил уединенно, занимался литературой и переводами, вел обширную переписку, став для многих людей заочным духовником («Собрание писем», в 1-8, 1898-1901). Из его писем сложились кн. «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» (1878, составлена из писем к княжне Лукомской с дополнениями), «Письма о христианской жизни» (1880). Эти произв были посвящены поиску путей искупления, самосовершенствованию человека Ф принадлежит ряд переводов патристич и учительной лит-ры, среди к-рых особое место занял свод наставлений «Добротолюбие» (т 1-5, 1877-89, выдержал многократные переиздания), содержащий соч Антония Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лест-вичника, Максима Исповедника и др.

Разносторонняя душепопечительная деятельность Ф способствовала формированию своеобразной пед. системы, универсальный характер к-рой отмечали его современники Ф подчеркивал, что пед. творчество имеет духовно-нравств. основу «Полюбите детей, и они Вас полюбят» По мысли Ф, плодотворно лишь такое образование, к-рое «развивает не только ум, но и сердце», истины, воспринятые сознанием, утвердятся, если будут глубоко прочувствованы В этой связи Ф предъявлял высочайшие этич требования к людям, занимающимся воспитанием молодежи «Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых»

1) отдаление от Церкви и благодатных её средств. Это заморяет росток христианской жизни, разобщая его с источниками и он увядает, как увядает цвет, поставленный в тёмном месте.
2) Невнимание к отправлениям телесным. Думают, что тело может всячески развиваться без вреда для души: между тем, в его отправлениях седалища страстей, кои вместе с его развитием развиваются, коренятся и овладевают душою. Проникая телесные отправления, страсти получают в них себе оседлость, или устрояют из них неприступную некоторую крепость и тем упрочивают за собой власть на всё последующее время.
3) Безразборное, не направленное к одной цели развитие сил души. Не видят цели спереди, - не видят пути к ней. Отсюда, при всей заботе о современнейшем образовании, ничего более не делают, как только раздувают пытливость, своеволие и жажду наслаждений.
4) Совершенное забвение о духе. Молитва, страх Божий, совесть редко берутся во внимание. Была бы исправность видимая, а о внутреннем состоянии души никто не заботится, предполагая, что оно само по себе развивается правильно.
5) Во время обучения - закрытие главнейшего дела побочными, заслонение его единого - множеством других .

22. Как улучшить современное воспитание. После этого не трудно определить, какие нужно принять в руководство педагогические меры в целях улучшения современного воспитания. Со своей стороны св. Феофан настоятельно рекомендует:

    1) Хорошо понять и усвоить начала истинного христианского воспитания и действовать по ним, прежде всего дома. Домашнее воспитание есть корень и основание всему последующему. Хорошо воспитанного дома, превратное школьное воспитание не так легко собьёт с прямого пути.
    2) Вслед за тем, перестроить по новым, истинным началам школьное воспитание, внести в него христианские элементы, неисправное исправить; главное - держать во всё время воспитания воспитываемого под обильнейшим влиянием св. Церкви, которая всем своим устроением спасительно действует на созидание духа. Это не давало бы разгореться греховным возбудителям, отвевало бы дух мира и отгоняло бы дух из бездны.
    3) Нужнее же всего воспитывать воспитателей под руководством таких лиц, которые знают истинное воспитание не по теории, а по опыту. Образуясь под надзором опытнейших воспитателей, они передадут своё искусство другим, последующим35.

    23. Нужно знать возрастную психологию. И ещё в обязанность воспитателей епископ Феофан вменял (хотя это и не пишется явно) основательное знание возрастной психологии, педагог должен знать особенности того возраста с которым он сталкивается и соответственно тому располагать свою деятельность . Целью христианского воспитания святой епископ естественно поставлял насаждение христианского образа мысли и научение христианскому образу мысли. По окончании курса воспитания душа питомцев, как дева чистая, должна быть представлена Христу уготованной на всякое дело благое . Плодом такого воспитания бывает, как показывает опыт, какая-то особенная нравственная чистота, невинность и неведение зла, в соединении с кроткой устойчивостью в добродетели.

    24. Плоды доброго воспитания. Перечисляя плоды доброго воспитания, епископ Феофан первым и главным поставляет сохранение благодати св. Крещения, следствием чего бывает характерным для такого человека - живость, лёгкость. В чертах нравственного его характера отражаются чувства невинного ребёнка, которые проявляют себя через необыкновенное радушие, искреннюю доброту и тихость; сохраняется непритворное детское веселонравие, радость о Духе Святом. Таковому свойственна даже некоторая прозорливость и мудрость, по причине чистоты сердечной. Сила Духа обитающая в нём и явно действующая, невольно влечёт к себе всех, кто с ними имеет какое-то общение.

    25. Сохранение добродетели на всю жизнь. «Главнейшее же нравственное совершенство, принадлежащее сохранившемуся целым в лета юности, - по слову Святителя, - есть некоторая непоколебимость добродетели во всю жизнь. Самуил остаётся твёрдым при всех искушениях соблазна в доме Илии и среди волнений народных в обществе. Иосиф среди недобрых братьев, в доме Пентефрия, в темнице и в славе, равно сохранил свою душу непорочною. Поистине, благо есть мужу, егда возмет ярем в юности своей (Плач. Иер. 3, 27). Чадо, от юности твоея избери наказание и тогда до седин обрящеши премудрость. В делании ея мало потрудишися и скоро ясти будеши плоды ея (Сирах. 6, 18. 20). Правое настроение обращается как бы в природу, и если иногда несколько нарушается, скоро приходит в первый строй. Потому в Четь-Минеях святыми находим большею частью тех, кои сохранили нравственную чистоту и благодать крещения в юности».

    26. Заключение. Таково в общих чертах учение святого Феофана Затворника о семейном воспитании и школьном образовании. Его педагогические взгляды по вопросам христианского воспитания и образования встречаются во многих его произведениях и поучениях, но главным образом сгруппированы в сочинении «Путь ко спасению», первой его части. Он здесь систематически изложил нам целую науку о воспитании, «в которой, - по словам исследователя, - с поразительной глубиной психологического наблюдения и замечательной широтой жизненного опыта раскрыты все важнейшие вопросы христианской педагогики. В ней яркими чертами нарисован истинный идеал воспитания и образования и в соответствие ему указаны требования о личности учителя и воспитателя». Причём, эти взгляды не только возвышенны, но и целесообразны; они вытекают из основательного знания человеческой природы. Отсюда является необходимость усвоить и принять в руководство эти взгляды всем, желающим воспитывать как своих детей, так и учеников в духе христианской веры и благочестия.

    Тобольская Духовная семинария
    Коржевский В. Н.

    Библиография (Коржевского)
    Св. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1994. - С. 64.
    Мысли на каждый день года.//Смирнов П. А. Жизнь и учение Преосвященного Феофана Вышенского Затворника. Изд. 2-е. М., 1915. - С. 21.
    Блаж. Августин. // Настольная книга священнослужителя. Том. 8. М., 1988. - С. 111.
    Авва Дорофей Поуч. 17.
    Смирнов П. А. Жизнь и учение............ С. 78.
    Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. Л.: "Соборный разум"., - 1991. - С. 15.
    Описание сторон человеческой природы заимствуется из книг св. Феофана: "Что Есть духовная жизнь и как на нее настроиться" (Письма № 5-9) и "Внутренняя жизнь" (№7).
    Ср.: св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 1994. - С. 326.
    Ср.: Там же. С. 685.
    Пс. 41: 3.
    Там же С. 46.
    Путь ко спасению. С. 25.
    Путь ко спасению. С. 27.
    Там же. С. 28.
    Сам святитель Феофан, когда ещё был инспектором в Киевском училище располагал студентов к физическому труду: к столярному, переплётному ремеслу. В летнее время предпринимал с ними продолжительные загородные прогулки.
    Путь ко спасению С.35.
    Там же С.35.
    Там же С.41.
    Там же С.44.
    Там же С.44.
    Мысли на каждый день года. Нед.25. по Пятидесятнице. Вторник.
    Путь ко спасению. С. 234 - 235.
    См.: Смирнов П.А. Жизнь и учение... С. 38.
    Святитель Феофан Затворник. Созерцание и размышление. М.; 1998., - С. 241.
    Там же. С. 244.
    Там же. С. 245 - 246.
    Св. Феофан. Что есть духовная жизнь... С. 29.
    Св. Феофан. Путь ко спасению. С. 191.
    Там же. С. 64.
    Для не имеющих ещё такой способности Св. Феофан советует: "Нынешних естественников не слушай; они всё навыворот толкуют: что естественно, то у них неестественно, а что неестественно, то у них естественно, - называют лукавое добрым, а доброе лукавым. Смотри, что говорит Господь в Евангелии и св. апостолы в писаниях своих, и по их указаниям определяй естественное" (Мысли... Нед. 7 по Пятид. Суббота. С. 101).
    Св. Феофан. Созерцание и размышление... С. 247.
    Там же. С. 64.
    Там же. С. 402 - 407.
    Путь ко спасению. С, 60-61. Видя все эти недостатки в современном образовании Святитель Феофан с грустью констатирует тот факт, что в школьное воспитание допущены нехристианские начала, которые портят юношество и воспитывают в них антихристианский дух. Вдобавок к этому и в общество вошли нехристианские обычаи, которые окончательно развращают молодёжь по выходе из школы. "Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, - пророчески говорил он ещё в (((веке, - то будет всё больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира" (Мысли. Нед. 28 по Пятид. С. 172).
    Путь ко спасению. С. 63-64. Большую помощь христианским воспитателям может оказать священство, которых прямая обязанность - юное поколение с первых сознательных лет учить христианской вере. "Школ нечего дожидаться. - говорит Святитель. - Это надо делать словесно, собирая детей в Церковь и в дом по воскресным вечерам, или когда и как будет удобнее" (Мысли... Нед. 10 по Пятид. Понед. С. 109).
    В помощь воспитателям св. Феофан даёт, например, подробную характеристику юношеского возраста, как возраста, более других представляющего затруднений для воспитательного воздействия. Смотри на этот счёт очень интересные психологические заметки в его книге - "Путь ко спасению" (Отдел (. С. 49 - 60).
    Св. Феофан. Созерцание и размышление. С. 248.
    Путь ко спасению. С. 66.
    Смирнов. П. А. Жизнь и учение... С. 23.