Женщины

Irfe дом моды. Юсуповы и париж. Ольга Сорокина. Возрождение IRFE

Irfe дом моды. Юсуповы и париж. Ольга Сорокина. Возрождение IRFE

IRFE - французский модный дом начала XX века.

История

Основан в 1924 году в Париже и занимал сначала весь первый, а позже и второй этажи дома 10 по улице Дюфо. Почти весь персонал состоял из друзей четы Юсуповых и других русских эмигрантов. В роли моделей выступали не только специально нанятые для этой цели девушки, но и сама Ирина Александровна с некоторыми своими приятельницами.

Презентация первой коллекции прошла в отеле Ritz на Вандомской площади и произвела впечатление на парижское общество. Популярность IRFE в первые недели после открытия была во многом вызвана интересом общественности к самому Феликсу Юсупову и слухами, касавшимися его персоны. В своих «Мемуарах» он упоминает, что клиентки «приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара. Другая, американка, захотела видеть „князя“, у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у хищника!».

Этот первый удачный опыт предпринимательства сподвиг Феликса Юсупова на открытие вместе с бароном Эдмоном де Зюиланом в 1925 году магазина фарфора на соседней с IRFE улице Ришпанс.

В дальнейшем, князь принимал участие в оформительстве парижского ресторана «Мезонет» на рю де Мон-Табор, выполненного в «русском стиле», и открыл ресторан «Лидо», автором интерьеров которого стал художник Шухаев.

Boissonnas et Eggler , Public Domain

В 1925 году в Туке был открыт первый филиал IRFE, ведение дел в котором было поручено двоюродному брату Ирины Александровны - князю Гавриле и его жене - Антонине Рафаиловне Нестеровской, бывшей балерине Императорского балета.

Впоследствии были открыты ещё два отделения модного дома: в Лондоне на Беркли-стрит, под руководством некой миссис Энсил, и в Берлине, в доме Радзивиллов на Паризерплатц.

Искандер2К , CC BY-SA 3.0

В 1926 году у дома IRFE появилась собственная парфюмерная линия. Она была ограниченной и представлена четырьмя ароматами: Blonde-для блондинок, Brunette-для брюнеток, Titiane-для шатенок и Grey Silver-для женщин элегантного возраста.

В 1931 году было объявлено о ликвидации дома IRFE и всех его филиалов по экономическим причинам. Парфюмерное предприятие просуществовало на несколько месяцев дольше ателье.

В настоящее время

После 90-летнего перерыва, дом моды IRFE был возвращен к жизни его новой владелицей .

Дизайн-студия и штаб квартира модного дома располагаются в Париже на Rue du Faubourg Saint-Honoré.

Один из старейших домов моды был основан в Париже в 1924 году князем Феликсом Юсуповым и его женой Ириной Романовой . Название дома моды состоит из первых слогов их имен, Ирина и Феликс.

Принцесса Ирина, урожденная Романова, была племянницей царя Николая II и любимой внучкой царя Александра III . В 1914, эта ослепительная красавица вышла замуж за князя Феликса Юсупова, потомка одной из старейших семей России.

Феликс был известен своей удивительной внешностью, учился в Оксфорде и унаследовал огромное состояние, как говорили, больше, чем у самого царя. Благодаря своему социальному положению и браку, он часто посещал самые почтенные семьи русской империи и самых прославленных представителей европейской аристократии. Князь рос в роскошном дворце, принадлежавшем его семье. Он научился любить красоту и восхищаться совершенством благодаря его близким. Особенно его матери, княгине Зинаиде, чья элегантность была широко известна, и ее сказочной коллекции ювелирных изделий, содержащих бесценные бриллианты и жемчуг. Эта среда позже вдохновит Феликса, когда он будет создавать модный дизайн для дома IRFE и украшать его помещения.

Церемония свадьбы Феликса и Ирины была одним из последних великолепных шоу при императорском дворе перед тем, как Европа погрузилась в хаос Первой мировой войны. Потом была русская революция, которая заставила чету Юсуповых бежать в изгнание. Супруги обосновались в Булони, за пределами Парижа, в начале двадцатых годов, а затем переехали в небольшой дом в городе, где они жили среди ауры романтики и ностальгии. Там князь создал очаровательный маленький театр, где впоследствии был открыт дом моды IRFE.

Ослепительный успех

Дом моды быстро завоевал признание состоятельных европейских и американских клиентов, которые были ослеплены его аристократическими основателями. О первой коллекции восхищенно писал французский Vogue : «Перед Вами коллекция, являющаяся в тоже время и селекцией, так как не включает в себя никаких неудачных моделей».

Дом IRFE имел студию по улице 19, Rue Du phot в Париже, а затем были открыты три новых отделения в Нормандии, Лондоне и Берлине. Успех был также связан с его основательницей, Ириной Романовой, которая в Париже 20-х годов славилась необыкновенной утонченной красотой. Эфемерная, с лицом без возраста, «чистокровная» Романова, она фотографировалась в платьях дома IRFE у многих знаменитых фотографов тех лет, хоть никогда и не была манекенщицей в полном смысле этого слова.

В 1926 году домом IRFE была создана парфюмерная линия. Они выпускались ограниченным тиражом, и были задуманы для четырех категорий женщин: Blonde для блондинок, Brunette для брюнеток, Titiane для рыжих и Grey Silver для женщин в возрасте.

Дом IRFE закрылся в 1931 году. Только выпуск духов с их легендарным ароматом продолжался до 1940 года.

Князь Феликс Юсупов умер в Париже 27 сентября 1967 в возрасте восьмидесяти лет, затем умерла его жена 26 февраля 1970 года, в возрасте 74 лет, также в Париже.

Их дочь Ирина, вышла замуж за графа Николая Шереметева и родила дочь, Ксению, названную в честь ее великой бабушки, Великой Княгини Ксении, сестры Николая II. Ирина сейчас живет в Париже и Афинах.

Ольга Сорокина. Возрождение IRFE

В 2006 году — молодая парижанка русского происхождения, в прошлом модель, встретила Ксению Шереметеву-Сфири — наследницу Юсуповых и решила посвятить себя делу создания и возрождения легендарного Дома. Так IRFE обрел новую владелицу и жизнь. Ретроспектива с символичным названием Ренессанс состоялась в Palais de Tokyo (Париж) и общество смогло снова открыть для себя IRFE.

После восьмидесятилетнего перерыва дом моды снова открыт его новой владелицей Ольгой Сорокиной в Париже на Rue du Faubourg Saint-Honoré. Вся одежда pret-a-porter изготавливается на лучших французских и итальянских фабриках. Стремясь вернуться в ряды самых великих домов моды в мире, IRFE планирует открыть флагманский магазин в Париже. Ольга мечтает добавить ювелирные изделия и часы класса люкс к своему ассортименту дизайнерской одежды и аксессуаров.

Ольга перенесла свой образ жизни и видение моды в современные коллекции IRFE, сохранив при этом историческое наследие Дома. «Я выделила основные элементы IRFE, это: аристократический романтизм, русская культура и история. Попыталась перевести это на язык «fashion» и выделила несколько направлений. Аристократический романтизм превратился в «BAROQUE’N’ROLL «, культура в – «BETWEENBALLETANDFASHION «. Я связываю это не только со своей работой моделью и увлечением балетом, для меня балет является отражением культуры России. Я попыталась создать современный силуэт балерины. «FASHION » – это современная одежда, так как IRFE сегодняшнего дня – это тренды. «SPORTANDCHIC «, потому что в 20-е годы IRFE создавал спортивную одежду для тенниса.

«Я должна смотреть вперед, а не оглядываться назад, чтобы вписать новую страницу в историю Дома моды IRFE», — говорит Ольга Сорокина. «Приступив к созданию первой коллекции после почти 80-ти лет забвения, я поставила перед собой и своей командой задачу сделать так, как будто он не прекращал работу все эти годы».

Русский дом " Ирфе“ существовал в париже в 1924-1931 годах. Основатели и создатели моделей - княгиня Ирина и князь Феликс Юсуповы. Название они составили из двух первых букв имен владельцев.

Род князей Юсуповых происходил от Абукерира бен Райока, потомка пророка Али и племянника Магомета, который носил титул Эмира эль Омара. Один из потомков принял христианство и принял имя Дмитрий и от царя Федора получил княжеский титул. При Екатерине Великой особо прославился князь Николай Борисович Юсупов, один из образованнейших и состоятельнейших людей при дворе. Хозяин многочисленнейших имений, в том числе и Архангельского, он был тонким ценителем искусства, коллекционером драгоценностей и любителем женщин. Эти владения и пристрастия, кроме последнего, унаследовал его сын Феликс Юсупов.

Князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстов, родился 24 марта 1887 года в петербургском дворце Юсуповых на Мойке.

Его мать, Зинаида Николаевна Юсупова была женщиной редкой красоты и изящных манер. В своих мемуарах, изданных в Париже, Феликс Юсупов отводит много места описанию виденных им в детстве роскошных платьев, соболей, шелков и бархатов. Его детским увлечением, сохранившимся и во взрослые годы, была восточная экзотика, своеобразная игра в "султана“. Другим предвестником экзотичной обстановки, характерной для дома "Ирфе“, были интерьеры крымского имения Юсуповых Коккоз, что в переводе с татарского означает "голубой глаз“.В Коккозе устраивались "восточные обеды“ и хранился целый гардероб одежды в оттаманском стиле для приема гостей. Феликс любил наряжаться. Один раз его увидели поющим в модном петербургском кафе в женском платье из голубого тюля в серебряных блестках и в пышном эспри из голубых страусовых перьев.

Поездка в Англию в 1909-1910 годах и его“учеба“ в Оксфордском университете тоже были нескончаемой вереницей удовольствий и забав. Триумфы Дягилева в Лондоне, дружба с Анной Павловной, костюмированные балы и ужины развлекали эксцентричного князя. Однако он стал известен и своими нарядами стал еще в 10-х годах предвестником русской моды в Париже.

25 лет - возраст подходящий для женитьбы. И князь выбирает в жены княжну Ирину, внучку императора Александра!!!.

О своей первой встрече с Ириной Романовой Феликс вспоминает: "С того дня я был уверен, что это моя судьба. Подросток превратился с тех пор в юную девушку удивительной красоты. Робость делала ее молчаливой, что усиливало ее очарование и окружало тайной. Охваченный новым чувством, я понимал бедность моих приключений прошлого. Наконец и я нашел ту совершенную гармонию, являющуюся основанием для всякой верной любви.“

Свадьба Ирины и Феликса состоялась в Аничковом дворце в Петербурге 22 февраля 1914 года и 21 марта 1915 года в Петергофе родилась дочь Ирина, единственный ребенок этого брака.

Вскоре Феликс Юсупов участвовал в убийстве Распутина, после чего он с семьей переехал в Крым. Когда началась общая эвакуация Добровольческой армии и мирного населения из Крыма под натиском красных, чета Юсуповых навсегда покинула Россию 13 апреля 1919 года.

Первое время в изгнании Юсуповы жили безбедно: в Италии у них была большая вилла, а хорошо знакомый Париж казался им временным пристанищем. Стараясь обустроить новую жизнь, Юсуповы купили в юго-восточном предместье Парижа Булони небольшой дом, где в последствии основали модный дом "Ирфе“. Как вспоминал сам князь, идея открытия собственного дома моды возникла у него по возращению из Соединенных Штатов, куда он ездил с супругой в 1924 году.

Дело "Ирфе“ было начато более чем скромно. Объединившись с группой русских друзей, Юсуповы сняли помещение на рю Облигадо - часть квартиры одной русской художницы, где были расскроены и сшиты первые модели. Как вспоминал князь Юсупов, закройщицей у него работала русская эмигрантка. "эксцентричная создательница красивых, но трудно носимых моделей“. Юсуповы, не зная в точности, как взяться за новое для них дело, выпустили первую коллекцию без необходимой рекламы. Но случай зарекомендовать себя представился довольно скоро. Несколько месяцев спустя, зимой 1924 года, в гостинице "Ритц“ на Вандомской площади был устроен показ моделей больших парижских домов, завершившийся балом. Поздно вечером работа еще кипела в ателье "Ирфе“, дошивались последние модели, но появление за полночь в "Ритце“ манекенщиц дома Юсупова во главе с его восхитительной женой произвело неизгладимое впечатление даже на видавшую всякое парижскую публику.

Вот что писал французский журналист в 1925 году о моделях дома "Ирфе“: "Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цветов сразу поставили это скромное ателье в ранг больших домов моды“. Окрыленные первыми знаками признания в Париже, Феликс и Ирина Юсуповы устраивали показы в своем доме в помещении театра. Возможность одеться у "того самого“ князя Юсупова действовала на воображение снобистски настроенных европейских и американских клиенток. Успех превзошел все ожидания, и Юсуповы сняли в центре Парижа, возле площади Мадлен, новое помещение, более выгодно расположенное - невдалеке от Больших бульваров, площади Согласия и рю де ла Пэ, где в начале ХХ века находилось большинство крупнейших домов моды, что подняло репутацию "Ирфе“. Начиная с 1925 года практически весь персонал дома состоял из русских эмигрантов. Однако никто из сотрудниц и сотрудников, как признавал сам князь Юсупов, не имел никакого представления об организации и работе модного предприятия. К счастью, Феликс вверил управление светскими связями своего дома элегантному мужчине и завсегдатаю званых парижских раутов, чилийскому маркизу Жоржу де Куэвасу. Благодаря ему у "Ирфе“ появилось так много заказов, что Феликсу пришлось снять и второй этаж в том же здании. Клиентура у "Ирфе“ была интернациональной, и многие заказчицы хотели непременно повидать "самого принца“, как его называли на французский манер. Одни искали русскую экзотику, модную в те годы, другие восхищались фасонами платьев.

Слава "Ирфе“ росла и крепла. В Париже, начиная с 1925 года публикуют поначалу скромные рекламы дома, а потом и рисунки его наиболее удачных моделей. Росписи по шелку определили стиль "Ирфе“ в тот период. В сезон 1925-1926 годов в доме Юсуповых было создано несколько удачных нарядных моделей из расписанного в технике батик шелка. Журнал "Вог“ представляет платья "Летучая мышь“ очень оригинального кроя и "Кувшинки“, напоминавшие по форме русскую рубаху. Текстильный рисунок и силуэт последней модели явно смотрелись архаично. И если в эпоху модерна, в 1900-е годы без изображения кувшинок с мягкими стеблями обойтись было трудно, то во времена ар деко подобные ботанические изыскания были явно ни к чему - всему свое время! Тем не менее плавность линий удлиненного силуэта наперекор общепринятой короткой длине и элегантность ансамблей свидетельствовали об исключительном вкусе хозяйки - княгине Ирины Юсуповой.

Она славилась красотой в Париже 20-х годов. Высокая, стройная, она фотографировалась у многих знаменитых фотографов тех лет в платьях дома Ирфе“, хоть никогда и не была манекенщицей в полном смысле этого слова. Дело Юсуповых приобрело большую популярность и вскоре были открыты три филиала. Первый - в Туке, популярном курортном городе в Нормандии, - руководила Антонина Нестеровская, супруга Великого князя Гавриила Константиновича, кузена Ирины Юсуповой. У нее было собственное дело - дом "Бери“. Вторым филиалом дома "Ирфе“ было отделение в Лондоне, в доме 42 на Беркли-стрит. Его возглавила англичанка миссис Ансель. Берлинский филиал располагался на площади Паризерплатц в особняке князей Радзивиллов. Там всем заправляла взбалмошная принцесса Турн унд Таксис.

Благодаря успеху "Ирфе“ князь Юсупов стал получать различные заманчивые предложения в других сферах деятельности.Открыл магазин юсуповского фарфора, принял участие в оформлении трех парижских ресторанов. Новинками сезона 1926 года дома "Ирфе“ были вечерние вышитые бисером и стеклярусом платья, вошедшие в моду благодаря успеху дома вышивок "Китмир“, а также модели спортивного типа. Зимнюю коллекцию 1926 года французский журнал "Вог“ описывает подробно: "Перед вами коллекция, являющаяся в тоже время и селекцией, так как не включает в себя никаких неудачных моделей. Фактически она является лучшей серией моделей из всех когда-либо созданных этим модным домом. Налет любопытства, присущий его первым созданиям, исчез полностью, уровень технического исполнения явно вырос. Князь Юсупов, основатель "Ирфе“, привнес в его изделия свой рафинированный вкус, яркую индивидуальность, которые необычайно удачно сочетаются в выборе линий и расцветок. Особого внимания заслуживают их спортивные ансамбли, хотя их и немного. Один из наиболее удачных состоит из джемпера из шерстяного джерси-каша красного цвета с кожаным кушаком того же оттенка и шоколадной шерстяной юбки бежево-красного-коричневого тона с таким же шарфом.Платья и для дневных и для вечерних выходов изящны и благородны в своих спокойных линиях. Вставные украшения разбивают поверхность ткани, так же как и многоярусные воланы, узкие присборенные металлические прошивки, вышивки и колышущиеся драпировки. Подолы платьев, как правило, неровно обрезаны. Расцветки мягкие и практически всегда смешанных полутонов: преобладают сине-зеленые, вороненой стали, цвета морской волны, алые. сероватые и ржаво-коричневые тона. Ткани использовались следующие: сукно, бархат, атлас, креп-сатин, муслин, золотое кружев.“

Такая развернутая реклама на коллекции "Ирфе“ безусловно свидетельствует о почтительном отношении к русскому дому моды. В 1926 году "Ирфе“ первым из русских домов выпускает собственные духи. Вслед за Шанель Феликс и Ирина Юсуповы назвали свои духи "Ирфе“. Они выпускались разными по запаху: Для блондинок, брюнеток и рыжих. В разработке аромата принимали участие Феликс и Ирина. Все три разновидности духов имели терпко-пряный восточный аромат. Рекламу духов, изображавшую прямоугольной формы флакон с граненым черным колпачком, создала принцесса Маргарита Греческая.

Издержки производства и отсутствие реального интереса к финансовым делам у хозяев "Ирфе“, некогда богатейших людей, в 1927 году привели этот модное заведение к финансовому кризису. Супругам пришлось продать особняк в Булони и они временно перехали в павильон с домашним театром. Тем не менее в сезоне 1927-1928 годов дом "Ирфе“ продолжал создавать необходимое количество простых, хорошо скроенных, элегантных платьев для новых коллекций. Интерес к ним отнюдь не пропал.Журналы "Вог“, "Пари-элегант“ и "Искусство и жизнь“ воспроизводили на своих страницах среди моделей лучших домов. Создавая суженый, вытянутый женственный силуэт в конце 20-х годов, дом "Ирфе“ предугадывал модели следущего десятилетия, то есть послекризисную моду 30-х годов.

После кризиса в 1929 году, потеряв большую часть капиталов, вложенных в американские банки, утратив состоятельную американскую клиентуру, дом "Ирфе " пытался выжить в новых трудных условиях. персонал дома хотя слегка изменился, но все же был почти полностью из русских.

В 1927 году были изданы воспоминания князя Юсупова "Конец Распутина“. После чего была опубликована клеветническая статья. Хоть она была и заказная, но дела модного дома пошли далеко не блестяще. Сам Феликс был занят раутами, выставками и светской жизнью, а без серьезного ежедневного руководства подобные предприятия обречены на неудачу. Терпя потери в доме "Ирфе“, князь предпринял отчаянную попытку объединить русские дома "Ирфе“ и "Итеб“.

После труднейшего 1930 года банки в Париже отказали в кредите некогда богатейшему князю Юсупову. В 1931 году было принято решение о ликвидации дела "Ирфе“ и его филиалов.

Лишь торговля духами продолжалась еще некоторое время.

Полностью разоренные Юсуповы переехали в двухкомнатную квартиру на первом этаже в доме на рю де ла Тюррель.

Дочь Феликса и Ирины, Ирина, вышла замуж в июне 1938 года в Риме за графа Шереметьева.

Княгиня Ирина Александровна Юсупова скончалась в Париже 26 февраля 1970 года в возрасте 74 лет.

P.S. Модный дом Irfe возродился в 2008 г.

Материалы использованы из книг А. Васильева и энциклопедий.http://www.irfe.com/

Tags: irfe, Ирфе, Модный дом Irfe, Париж, русские, статья, эмиграция 3 comments - Leave a comment

Основатели Дома моды *Ирфе* супруги Юсуповы | Фото: inshe.tv


В результате революционных событий в России в начале ХХ в. многие представители знатных аристократических семей были вынуждены бежать за рубеж. Многим из них в эмиграции удалось основать свое дело и прославить свои имена во всей Европе. В 1920-х гг. законодателями моды во Франции были знатные выходцы из России Ирина и Феликс Юсуповы , основавшие Дом моды «IrFe» («Ирфе»). Наряды в роскошном аристократическом стиле пользовались большим спросом не только в Париже, но и в Берлине, и в Лондоне.



Княжна Ирина Романова была внучкой императора Александра III, а Феликс Юсупов принадлежал к древнему роду, одному из самых богатых в России. Их свадьба состоялась в 1914 г. Подвенечный наряд великой княжны Ирины Романовой был роскошным, на ней была хрустальная диадема с алмазами и фата из драгоценных кружев XVIII века - та самая, в которой Мария-Антуанетта венчалась с французским принцем Луи. Знакомые шептались о том, что эта вещь казненной королевы принесет несчастье новобрачным, но их союз и без этого вызывал у многих удивление - при дворе все знали о нетрадиционной ориентации Феликса Юсупова. Но Ирина никого не слушала - она любила своего избранника.



Судя по записям в «Мемуарах» Феликса, он тоже был искренне увлечен княжной: «В сравненье с новым переживанием все прежние мои увлеченья оказались убоги. Понял я гармонию истинного чувства. … Я рассказал ей всю жизнь свою. Нимало не шокированная, она встретила мой рассказ с редким пониманьем. Поняла, что именно противно мне в женской натуре и почему в общество мужчин тянуло меня более. Женские мелочность, беспринципность и непрямота отвращали ее точно так же. Ирина, единственная дочь, росла вместе с братьями и счастливо избегла сих неприятных качеств». Рядом с женой Феликс, которого многие считали гулякой и распутником, преобразился и остепенился.




В декабре 1916 г. Феликс Юсупов участвовал в убийстве Григория Распутина. Он избежал наказания, но семья вынуждена была уехать из Петербурга. А вскоре грянула революция, какое-то время Юсуповы жили в своем имении в Крыму, а в 1919 г. эмигрировали во Францию. В России Юсуповым пришлось оставить 5 дворцов, 14 доходных домов, 30 усадеб, 3 завода и рудники.




Первое время супруги Юсуповы жили безбедно, распродавая драгоценности, которые удалось вывезти из России. Но потом они так же, как и многие другие представители аристократических семей, были вынуждены искать дополнительные источники заработка. Ирина и Феликс решили открыть собственный Дом моды. В 1924 г. они осуществили планы и назвали свое детище по первым двум буквам своих имен - «Ирфе».





В 1925 г. во французских журналах появились первые отзывы об их моделях: «Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цветов сразу поставили это скромное ателье в ранг больших домов моды». Европейских и американских клиенток привлекала возможность одеваться у внучки российского императора, многие приходили в «Ирфе» с единственной целью увидеть знаменитую супружескую чету. В мемуарах князь писал, что клиентки «приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара. Другая, американка, захотела видеть князя, у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у хищника».





Весь персонал Дома моды состоял из русских эмигрантов, но никто их них не имел никакого представления об организации работы в модной индустрии. Высокая, стройная княжна Юсупова часто выступала в роли манекенщицы и сама демонстрировала модели Дома моды «Ирфе».









У Ирины был безупречный вкус, а у Феликса - неуемная фантазия, что стало залогом успеха их общего дела. Супруги Юсуповы стали законодателями французской моды 1920-х гг. Вскоре они открыли филиалы в Туке - курортном городе в Нормандии, а также в Лондоне и Берлине. Феликс также открыл магазин юсуповского фарфора, участвовал в оформлении 3-х парижских ресторанов, в 1926 г. они с Ириной выпустили духи «Ирфе».





И тут наступила Великая депрессия, грянул кризис, и Юсуповы потеряли большую часть капиталов, вложенных в американские банки, и утратили богатую клиентуру из США. Бизнес стал убыточным, роскошный аристократический стиль «Ирфе» оказался многим не по карману, в моду входили простые и универсальные наряды от «Шанель». Юсуповым не хватало деловой хватки, и в 1931 г. было принято решение о ликвидации Дома моды «Ирфе» и его филиалов. В начале ХХI в. дом моды «Ирфе» был возрожден. В 2008 г. на Парижской неделе моды была представлена его первая коллекция после 80-летнего перерыва.


О том, что такая фирма была когда-то и о том, что она восстала из пепла, знала, но вот история Дома Моды IRFE отчего-то прошла мимо меня. Скорее всего, какую-то из лекций Александра Васильева пропустила, а жаль!

История эта такова, что впору снимать художественный фильм. Лучше сериал. О любви и страсти, о красивых и талантливых людях, о тайнах российского императорского дома, о Распутине и его убийстве, об эмиграции и Париже, о моде, одежде, духах, моделях и, как не покажется странным - о некоторых тонкостях в жизни Голливуда.

История Дома Моды IRFE началась в далёком 1924 году. То есть можно сказать, что этот Дом - один из старейших Парижских Домов. И в его названии отражены имена обоих его создателей - супругов Юсуповых - Ирины и Феликса.
Они были молоды, предприимчивы, красивы, обладали вкусом, врождённой утончённостью, а также талантами, без которых ничего бы не вышло. Именно это предприятие позволило раскрыться таланту Феликса Юсупова, как художника.
Не потребовалось много время для того, чтобы именно этот Дом Моды стал законодателем парижской моды 20-х годов.

Юсуповский дом стал первым, который начал выпускать модные линии спортивной одежды.

Они стали одними из первых и с идеей сочетать моду на одежду с модой на парфюм, и вслед за великой Коко Шанель запустили сразу четыре линии ароматов: один для блондинок, другой — для брюнеток, третий — для рыжеволосых, четвертый — для женщин «элегантного возраста».

Запуск парфюмерной линии принес ошеломляющий успех IRFE. Шедевры Дома Моды IRFE, созданные рукой человека царской крови, глубоко утонченные и искусно продвигаемые княгиней Ириной, стали неотъемлемой частью стиля жизни аристократии Европы и Америки.

В создании моделей принимали участие их друзья и родственники Юсуповых, например, брат Ирины - князь Никита Романов с женой княгиней Марией Воронцовой-Дашковой.

Дизайн флакона духов был разработан Принцессой Маргаритой Греческой.


Сама Ирина выступала в роли не только дизайнера, но и модели:

Модели IRFE из публикаций журнала VOGUE:

Более 80-ти лет спустя Дом моды IRFE вновь распахнул свои двери в доме 4, по улице Фобур Сент-Оноре. Инициатором его воссоздания, а также владельцем и дизайнером стала Ольга Сорокина. Ее идею поддержала прямая наследница Юсуповых, Ксения Сфири, урожденная графиня Шереметьева. Опираясь на накопленный опыт, Ольга стремится предлагать женщинам сегодняшнего и завтрашнего дня одежду, воплощающую роскошь, дерзание и дух времени. Ольга привнесла в обновленный дом IRFE свое видение моды, свое понимание и стиль, сохранив творческий подход Феликса и светскость Ирины.Ретроспектива творчества великого Дома, ознаменовавшая возрождение, состоялась в июне 2008 года в Palais de Tokyo в Париже, положив, таким образом, начало новому творческому пути Дома, - говорит Википедия .

И всё-таки, хочется рассказать поподробнее не только о Доме Моды, но и о его создателях.

Ирина Александровна Романова (3 июля 1895, Петергоф — 26 февраля 1970, Париж) — княжна императорской крови, в замужестве княгиня Юсупова графиня Сумарокова-Эльстон. Ирина была первенцем и единственной дочерью великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны, племянницей императора Николая II, приходясь, таким образом, по матери внучкой Александру III, а по отцу — правнучкой Николаю I.

Таким образом организованный ею вместе с супругом Дом Моды вполне можно назвать императорским. :))

Супруг Ирины Александровны - Князь Фе́ликс Фе́ликсович Юсу́пов , граф Сумаро́ков-Эльстон (11 марта 1887 — 27 сентября 1967) — последний из князей Юсуповых.
Он не так "породист", как его супруга, но, уж точно, куда более знаменит. Он является автором двух книг воспоминаний — «Конец Распутина» (1927) и «Мемуары» (1953)., но и о нём тоже. Ещё бы - он принимал непосредственное участие в убийстве Распутина!

И он, и она считались в светском обществе одними из самых красивых представителей высокой аристократии России.
Несмотря на множество препятствий, они поженились в 1914 году. А препятствия были немалые. Против их брака выступала бабушка невесты - вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. И у неё, конечно, были для этого причины - Москва полнилась слухами о личной жизни Феликса - единственного (после смерти старшего брата) продолжателя богатейшего рода князей Юсуповых.
Феликс бы человеком крайне противоречивым и импульсивным. Он любил одеваться в женскую одежду, в чём, кстати, в какой-то мере виновата его мать, долгие годы одевавшая сына в девчачьи наряды из каких-то одной ей понятных суеверий), он не скрывал своих похождений на любовном фронте. Ему нравилось эпатировать публику, устраивать скандалы, распутничать как с женщинами, так и с мужчинами, и в список его любовников приписывали великого княза Дмитрия Павловича.

Всё это не могло не злить высокородных родственников Ирины Александровны. Но свадьба, не смотря ни на что состоялась. Видимо богатство рода Юсуповых перевесило всё.
Свадьба была "скромной", ведь невеста - всего-навсего Княжна Императорской Крови, но не Великая Княжна. Поэтому на ней было надето простое платье (могу себе представить, какое оно было простое), зато на голове Ирины поверх великолепной кружевной вуали, когда-то принадлежавшей Марии-Антуанетте королеве Франции, сверкала очень дорогая тиара из алмазов и горного хрусталя, изготовленная на известной фирме Картье.

Из России Ирина, Феликс и некоторые из из родственников благополучно бежали в 1919 году - уплыли на крейсере "Мальборо" в Великобританию, а уже оттуда перебрались в Париж, где и прожили до конца жизни.

У супругов была одна дочь Ирина Феликсовна Юсупова, родившаяся в Петербурге 21 марта 1915 года.
Сегодня прямыми потомками рода Юсуповых являются внучка Юсуповых — Ксения Сфири (урождённая Шереметева) и её дочь Татьяна Сфири (р. 28.08.1968, Афины), замужем с 1996 за Алексисом Джианнокопулосом (р. 1963), а также две их дочери — Марилия (р. 2004) и Жасмин-Ксения (р. 2006).

Ирина и Феликс с дочерью.

И ещё один интересный факт из их совместной биографии:
В 1934 году Юсуповы выиграли судебный процесс с компанией MGM и отсудили определённую сумму денег. Причиной стал фильм «Распутин и императрица», в котором Ирине (в фильме «принцесса Наташа» — единственная племянница царя) приписывали сексуальную связь с Распутиным.
Юсупову удалось доказать в суде, что подобные инсинуации — клевета.
Именно тогда воротилы американского кинобизнеса впервые распорядились помещать в начале фильмов уведомление о том, что все события, показанные на экране, — это вымысел, а всякое сходство с реальными лицами не является предумышленным .