Мужчины

Как делают шёлк. Правда о натуральном шелке: технология производства и уникальные свойства Как создают шелк

Как делают шёлк. Правда о натуральном шелке: технология производства и уникальные свойства Как создают шелк

Недавно купила себе в коллекцию шелковые шарфы, выполненные узбекскими мастерами в старинной технике «ИКАТ». Техника невероятно трудоемкая, потому что ручная… всё-всё вручную, начиная от срезания веток тутовника (шелковицы) на корм гусеницам тутового шелкопряда…

Фото арбузов к шелкопряду не относится, но относится к дальнейшему разговору. У всех фотографий есть подписи, если что-то не понятно.

Женщина, продающая арбузы на базаре в Андижане, Узбекистан

Но в начале разговора я покажу свои покупки. Я не то что бы хвастаюсь… сейчас такие вещи доступны в для покупки через интернет и стоят вполне вменяемые деньги, учитывая трудоемкость процессов — так почти даром, я считаю. Я, скорее, восхищаюсь этими изделиями и мне приятно просто ими обладать. Я рада, что они у меня есть, как маленькие крупинки мира моего детства, частицы моей Родины… я писала раньше, что родилась в Средней Азии и с рождения видела этот разноцветный мир. Мы ходили на базар, а там продавали ткани, и были горы арбузов и дынь, специи, спелые помидоры, а яблоки и вишня росли на деревьях просто так… Странный мир…


Так продают лук на базаре в Фергане, да и по всей Средней Азии

Итак, покупки. Два шарфа, сине-желтый и красно-зеленый. , длина около 170 см, ширина 49 см. Шарфы такие узкие, потому что ткутся вручную на узких станках. В Узбекистане так принято, что все икаты (ткань, выполненная в технике ИКАТ, ещё называется «узбекский рисунок», на фото ниже) ткутся узкими, потому что такая ширина удобна для ручной работы.


Шелковый шарф икат шойи, Узбекистан
Второй
Мой шелковый шарф икат шойи, Узбекистан
Мой шелковый шарф икат шойи, Узбекистан

Эти шарфы сделаны из 100% натурального шелка. Это можно проверить таким способом: поджечь небольшой кусочек материала, достаточно поджечь даже 1 ниточку, что я и сделала.


Натуральный шелк, сгорая, быстро образует черный комочек, и пахнет этот комочек горелым рогом или пером (что химически одно и то же, кератин), который, легко растирается в руках (см. фото) в пыль.


Ненатуральный материал будет плавится и комочек на конце сгоревшей нити будет…. как бы поточнее сказать… как лава, сгусток такой… и он не растирается пальцами в пыль. Вискоза, сгорая, пахнет жженой бумагой (бумагой она, по сути, и является, так как делается из целлюлозы), а полиэстр — вообще синтетика, будет плавясь, сгорать без остатка.

Два шарфа, сине-желтый и красно-зеленый… нитки окрашены натуральными красителями, но о технологии производства иката я расскажу в следующей статье, а сейчас — немного о производстве шелка вообще.

Шелк химически представляет собой протеин (белок), так они и называются: «протеины шелка» и представляют собой длинно-длинноцепочечный полимер, точнее, «пучок» этих полимеров. Производит внутри себя (как микрофабрика!) и выделяет из себя этот полимер (который есть шелк) гусеница тутового шелкопряда в определенном возрасте. Эти шелкопряды были одомашнены в Китае 5000 лет назад, но что значит «одомашнены»? В данном случае это значит, что их отбирают для получения более качественного продукта, спаривают с тем, с кем надо (хотя самки могут откладывать яйца и без спариваниия) для увеличения размера кокона и толщины и длины нити в нем, темпа роста и эффективности его (кокона) вываривания, их (гусениц) сопротивляемости болезням. Таким же образом изменяли терпимость к человеческому присутствию и проживанию «друг на друге», (см. фото ниже, в природе такого не). Все эти модификации сделали домашнего шелкопряда полностью зависящим от людей… для его выживания


Разведение шелкопряда в Таиланде, завершающая стадия, коконы перед вываркой

Шелкопряд же, как мушка дрозофила, размножается и растет быстро, так что на нем легко отслеживать разные генные модификации. Я прочитала такую фразу: «Тутовый шелкопряд — одно из наиболее генетически эксплуатируемых животных». За 5000 лет одомашненного существования шелковая производительность разновидностей шелкопряда увеличилась почти десятикратно относительно его диких предков (впереди шелкопряда по этому параметру — только кукуруза…). Так же ученые стараются генетически влиять на продолжительности различных стадий жизни личинки и гусеницы шелкопряда, а от них, в свою очередь, зависит здоровье, урожайность, качество шелка, резистентность к различным болезнетворным микроорганизмам… много разного всего.

Коконы тутового шелкопряда на шелковой фабрике. Вроде это Китай.

Кратенько опишу процесс добывания шелка.

Летом бабочки тутового шелкопряда (после спаривания с самцом шелкопряда) откладывают яйца: эти яйца называются «грена». Эта грена помещается в холодильник до весны, то есть до нового сезона. Следующей весной при постепенном искусственном повышении температуры от 18 до 25 градусов и определенной влажности грена пробуждается, её проверяют на наличие больной и дефектной (как это делают — я не знаю, по цвету кладки видимо…. что-то в памяти всплыло), потом из грены вылупляются червячки размером 2 мм (личинки шелкопряда). Эти червячки день и ночь едят измельченные листья тутовника, жрут их и растут, жрут и растут (и в течении месяца увеличиваются в размере до 3-4 см.)… Это время роста и набора массы — достаточно сложное для обслуживающего персонала гренажной фабрики (так называются фабрики, где выращивают гусениц шелкопряда из их яиц. Такая фабрика была в г. ОШ, где я родилась): гусеницы находятся в больших поддонах с листьями тутовника и весьма чувствительны к звукам, запахам, перепадам температуры, влажности, давлению (это гусеницы не простые, а одомашненные аж в древности и сортовые, высокопроизводительные, не такие, какие в простой природе. Ну как дикий апельсин и культурный… я выше писала про это).


поддоны с гусеницами тутового шелкопряда и измельченными листьями тутовника

Если не соблюдать правила, то гусеница просто-напросто помрет и весь труд окажется напрасным…

Гусеницы шелкопряда во время роста 4 раза линяют (они же растут и их шкурка становится им мала), при этом их аппетит растет чуть ли не в геометрической прогрессии.. Цвет и вид гусениц от линьки к линьке сильно меняется, на нижнем фото эти белые гусеницы с рогом, судя по описанию, находятся в 5 возрастной стадии (незадолго до окукливания).


Гусениц так много и они так громко едят листья, что это слышно… А потом приходит время метаморфозы в куколку… шкурка гусениц становится более крепкой и желтой и шелководы переносят этих гусениц на специальные веточки или сеточки (типа как на фото), к которым гусеницы прикрепляются и начинают формировать шелковый кокон.


Сформировавшиеся коконы тутового шелкопряда

Для формирования кокона гусеницы из специальных желез начинают выделять некую субстанцию, которая затвердевает на воздухе. Эта субстанция — смесь белка фиброина и серицина (и ещё кое-что по-мелочи), «сырой шелк» называется, она нитевидная и ее гусеница наматывает на себя, образуя вокруг себя кокон. Сначала гусеница формирует наружный пушок (см. на фото, мохнатый такой), а потом внутри этого пушка наматывает на себя основную массу шелковой нити.


Традиционный тайский тутовый шелк — из этих желтых коконов, которые производятся тутовым шелкопрядом Bombix Mori

Эти коконы срочно собирают и везут на шелкопрядильные фабрики, что бы успеть до момента метаморфозы куколки в бабочку… дело в том, что когда в коконе куколка превратится в бабочку (у бабочки нет ротового аппарата), она выделяет протеолитический фермент (разрушающий шелковую оболочку кокона фермент, протеаза называется), чтобы выбраться наружу и улететь спариваться. Но кокон представляет собой НЕПРЕРЫВНУЮ длиннющую нить шелка (от 300 до 900 метров), которую бабочка намотала на себя, а если продырявить кокон — то получится не непрерывная нить, а короткие огрызки… Эти огрызки тоже пускают в дело, но это не будет качественная шелковая нить, это будет уже совсем другой продукт…

Итак, коконы везут на шелкопрядильную фабрику для добывания из них шелка. Сейчас вместо большой фабрики остались маленькие кустарные мастерские, однако сути процесса это не изменило, а качество изделий осталось великолепным.


Так распаривают шелковые коконы и расплетают их на нити, Маргилан, Узбекистан

Сначала коконы сортируют по размеру и цвету. Потом, что бы убить недобабочку внутри кокона, эти коконы распаривают в горячей воде (кипятят, короче). Коконы разбухают, часть шелковой протеиновой смеси, из которой гусеница сделала кокон, растворяется в воде (эта та субстанция, я про нее выше писала; гусеница выделяет не чисто протеины шелка, а смесь разных протеинов; некоторые из них есть собственно протеины шелка (фиброин), а другие как бы клей для склеивания шелковых нитей между собой для образования кокона (серицин + смолы и что-то ещё), сам кокон на ощупь плотный, типа тонкого войлока такой…). Так вот этот как бы клей и растворяется в воде, высвобождая нити шелка. Теперь надо коконы размотать, но это не просто.


Коконы шелкопряда в руке, Маргилан, Узбекистан. Начинают разматывать коконы на нити

На больших шелкопрядильных фабриках процесс размотки коконов механизирован, но в маленьких хозяйствах он осуществляется вручную..Далее точно не скажу как, но ухватывают нити (на фото смотрите) и начинают их тянуть, по сути разматывать коконы…. Что следует далее — это тонкости процесса: нить шелка-сырца формируется из 3-10 нитей от коконов, если одна из нитей обрывается или заканчивается, то присоеденяют новую нить, просто приклеивают: остатки клейкого серицина как раз и соединяют все тонюсенькие ниточки воедино. Но я лучше скажу, что свареные куколки тутового шелкопряда (из кокона которая) часто используются в пищу. На фото коконы и их содержимое, то есть куколки тутового шелкопряда


Белые коконы и куколки шелкопряда. Вареные куколки едят в Корее

Южной Корее например, они являются лакомством (сама видела, как их продают на улицах и едят, бррррр.. эта популярная закуска называется 번데기 или Beondegi, на мой взгляд они так характерно и мерзко пахнут…)


Silkworm snack вареные куколки тутового шелкопряда

Шелк-сырец (который тянут от коконов) сматывают в пасмы. В левом углу фотографии видна пасма (такой пучок, висящий на палочке) шелка, а нить наматывают на «барабан».


Сматывание и прядение шелка, Маргилан, Узбекистан

А ниже на фото женщина прядет шелковую нить (то есть скручивает ее)


Просто интересно: жизненный цикл тутового шелкопряда

В написании статьи пользовалась информацией и из моей памяти, и кое-что взяла из статей мастера Ксения Семенча и вот здесь http://www.suekayton.com/silk.htm, а шарфики купила у Анастасии Булавка. Часть фото с сайта http://www.projectbly.com/, часть https://www.flickr.com/photos/adam_jones/


Натуральный шелк – один из самых роскошных материалов для пошива одежды. У шелковых тканей богатая тысячелетняя история. Археологические находки подтверждают, что предполагаемое начало изготовления шелка было около 5 тысяч лет назад. Существует множество разных и интересных преданий о возникновении первых шёлковых нитей.

Когда и где произошло открытие шелка? Исследователи в один голос твердят – в Китае. Именно здесь в захоронениях были найдены фрагменты шелка. В Китае владели искусством и шелковой орнаментации, получая необыкновенную ткань с цветными узорами. Шелковые ткани уже тогда были разнообразны. В числе их были парча, плотный одноцветный узорный шелк, и тончайший шелковый газ. В орнаментах были отражены представления о жизни, природе и счастье.


Натуральный шелк – история происхождения ткани


Легенды повествуют о том, что одной из китаянок случилось увидеть, как от случайно попавшего в горячую воду кокона отделяется прекрасная сверкающая нить. А другой китаянке, имя которой известно – (2640г. до н.э.), захотелось вырастить тутовое дерево.

Дерево она вырастила, но пока выращивала, им заинтересовалась еще одна особа – бабочка, а проще сказать, моль. Бабочка начала питаться свежими листиками молодого деревца и тут же откладывала на его листьях грену – мелкие яйца, из которых в скором времени появились гусеницы.

Другие же легенды повествуют о том, что, императрица пила чай в саду, и кокон с дерева упал в ее чашку. Когда она попыталась извлечь его, то увидела, что за ним потянулась красивая блестящая нить. Как бы то ни было, но в Китае до сего времени шелк называют «си», по имени императрицы. В благодарность за открытие шелка ее возвели в сан божества Небесной Империи, и память о ней ежегодно отмечается.

А что было дальше, после того, когда появляются гусеницы? Стремясь стать бабочкой, они начинают создавать себе уютный домик – кокон из тончайшей шелковой нити, а точнее сразу из двух нитей, обвиваясь ими, и становятся куколками. Далее они перерождаются в бабочку, дожидаясь своего часа для вылета на свободу. И все повторяется.



Китайцы поняли, каким важным фактором в экономической жизни страны, может стать шелковая нить. Впоследствии коконы и шелк стали в древнем Китае средством обмена, т.е. своеобразной денежной единицей.

Шелк использовали для изготовления одежды, религиозных украшений, для императорского дома и его приближенных. Караваны со всех стран, приходившие в Китай, меняли свои товары на бесценную ткань. Китай процветал. Для дальнейшего процветания необходимо было хранить в тайне секрет изготовления шелка. Все знали, что за распространение тайны, смерть под пыткой.

Много столетий спустя секрет все-таки был раскрыт. Тайна шелка была ввезена контрабандой сначала в Корею, затем в Японию. Японцы поняли важность новой промышленности и постепенно достигли того уровня, который в течение многих лет создавал мировую мощь страны.

Затем последовала Индия. Опять же китайская легенда рассказывает нам, что яйца шелковой моли и семена тутового дерева привезла в Индию китайская принцесса. Это было примерно в 400-м году нашей эры. привезла эти ценности в своем головном уборе. Возможно, это так и было. Так или иначе, и в Индии в долине реки Брахмапутра начали осваивать шелководство.

Позже натуральный шелк отправился через Персию в Центральную Азию и далее в Европу. Греки одними из первых познакомились с прекрасной шелковой тканью. Философ Аристотель в своей книге «История животных» описывает шелковичную гусеницу. Римляне тоже восхищались этой тканью, особенно дорого ценили они пурпурный шелк.

После падения Римской империи производство тканей переместилось в Константинополь. Яйца моли и семена тутового дерева были привезены сюда при содействии императора Юстиниана в полом бамбуковом тростнике-трости. Западный мир получил сырье для производства шелка тоже с помощью контрабанд, а византийское шелковое производство получило мировую известность.

Одними из первых в шелковые одежды в Европе оделись ранние прелаты католической церкви. Их одежда и украшения алтаря были сделаны из бесценной ткани. На все это с завистью смотрела средневековая знать. Вскоре в шелк начали одеваться судьи и аристократы. Но еще долго шелк оставался сокровищем, ради одного килограмма которого готовы были отдать килограмм золота.

Ткань для своих жен и возлюбленных привозили воины западного мира с побежденного Востока. В древности шелк привлекал к себе внимание не только своей красотой. Считалось, что нежная роскошная ткань излечивает человека от многих болезней, соприкасаясь с телом.

Китайцы преуспели и в орнаментации тканей. А когда шелковое мастерство распространилось в Африке, Египте, Испании и на всем , то исламская культура несколько изменила оформление драгоценной ткани. Многие узоры и изображения были оставлены, но взамен человеческих фигур появились декоративные композиции и надписи.

В Турине был построен первый шелковый завод, этот бизнес поощрялся в таких городах, как Флоренция, Милан, Генуя, Венеция.

В Средневековье шелковое производство стало одной из главных отраслей промышленности – в Венеции – в XIII веке, в Генуе и Флоренции – в XIV веке, в Милане – в XV веке, а в XVII веке одним из лидеров в Европе стала Франция.

Но уже в XVIII веке по всей Западной Европе было налажено производство шелка.

Как создаются шелковые нити?


Несмотря на капризность и прихотливость в уходе, изделия из шёлка пользуются огромной популярностью. Шелковое волокно – это продукт выделения гусениц тутового шелкопряда. Тутовых шелкопрядов разводят специально в шелководческих хозяйствах. В развитии шелкопряда наблюдается четыре стадии – яичко, гусеница, куколка, бабочка.

В теле гусеницы совершается белковый обмен. Белки листьев тутового дерева под действием ферментов пищеварительного сока гусеницы распадаются на отдельные аминокислоты, которые в свою очередь усваиваются организмом гусеницы. Далее происходит превращение одних аминокислот в другие.

Таким образом, к моменту окукливания в теле гусеницы накапливается жидкое вещество, состоящее из различных аминокислот, необходимых для создания шелка – фиброина и шелкового клея – серицина. В момент образования кокона гусеница выделяет через специальные протоки две тонкие шелковины. Одновременно выделяется и серицин, т.е. клей, который их и склеивает.

Появившиеся из яичек гусенички бывают размером не более 2 мм, через 4-5 недель они достигают 3 см. Процесс создания кокона происходит 4-6 суток, при этом гусеница, как подсчитали ученые, для строительства своего кукольного домика должна 24 тысячи раз мотнуть головой. Так шелкопряд преобразуется в куколку.

Вместе с куколкой кокон весит 2–3 грамма. Затем, примерно через две недели, происходит превращение в бабочку, которая такая же невзрачная, как и моль.

Вот превращение в бабочку в шелковом производстве допустить нельзя, так как она, пытаясь вырваться на свободу, испортит целостность шелковой нити. Что же делают? Коконы прожаривают в печи, затем обрабатывают в химическом растворе, иногда в обычном кипятке. Это делается для того, чтобы клейкое вещество испарилось, а кокон разрушился и распался на нити.

Эти гусеницы являются не только создателями шелка, но и послужили прототипом фильеров – механизмов для формирования искусственной шелковой нити. Если внимательно наблюдать явления, происходящие в природе, то многое для себя можно открыть, а лучше природы не придумаешь.

В настоящее время производством шёлка, кроме Китая, занимаются многие страны: Индия, Япония, Корея, Таиланд, Узбекистан, Бразилия и многие другие.

Особенности производства натурального шелка


Шелководство очень деликатное производство. Оно состоит из нескольких этапов:

1. Получение коконов шелкопрядов. Самка шёлковой бабочки откладывает примерно 500 яиц. Их сортируют, оставляя только здоровые. Через 7 дней появляются маленькие гусенички-шелкопряды, которых кормят листьями тутового дерева, предварительно отобрав и измельчив. Затем гусеницы начинают свивать коконы-домики. Это происходит несколько дней, пока полностью не закрутят себя. После чего их снова сортируют по цвету, форме, размеру.

2. Раскручивание коконов. Куколку умерщвляют, чтобы она не успела вылупиться и повредить кокон. Затем кокон погружают в кипяток для того, чтобы растворить клейкое вещество и разделить нити.

3. Создание шёлковых нитей. Один кокон может дать до 1000 м нити. В одно волокно скручивают до 5-8 нитей, получается достаточно длинная шёлковая нить. Так получается шёлк-сырец, который затем сматывают в мотки. И снова сортируют и обрабатывают до лучшей плотности и однородности. Теперь можно отправить на ткацкую фабрику.

4. Изготовление ткани. Пряжу замачивают и снова обрабатывают и окрашивают. Теперь начинается ткачество, в котором используются различные переплетения.

Виды и свойства шелковых тканей


Свойства шелка. Шелк мягкий и прочный материал, отличается блеском и гладкостью, но в то же время он имеет свой непростой характер, он капризен и требователен в уходе. Нежная струящаяся ткань не любит утюг и подвержена нападению моли.

Шелковая нить отличается эластичностью. Она упругая, блестящая и хорошо окрашивается. Почему шелковые ткани бывают разные? Это обусловлено родом насекомого и листьев растения, которым гусенички питались. Самый тонкий шёлк получается из трёх шелковых нитей (в три кокона), а обыкновенная ткань – из восьми - десяти коконов.

Тутовый шелкопряд вырабатывает волокно для атласа, тафты, сатина, шифона, органзы. Более плотные ткани - тассар, мага, эри изготавливают из волокон, «индийских» гусениц, которые питаются листьями клещевины, дуба и дерева польянтас.

Шёлковые нити бывают разных видов. Все зависит от страны, где выращивались гусеницы-шелкопряды, условий (естественная среда или искусственная), а также листьев, которыми кормили их – тутовые, дубовые, касторовые (клещевина) и другие.

Все это определяет особенности будущей ткани. Различные виды переплетений также создают разные виды полотен, отличающиеся по свойствам, внешнему виду и другим параметрам.

Популярными видами шёлковых тканей с различным плетением нитей являются:

Туаль шелк. Натуральная шёлковая ткань с полотняным переплетением. Имеет мягкий блеск, достаточно плотная, хорошо держит форму, а потому подходит для галстуков, платьев и подкладок.

Атлас. Это шёлковая ткань атласного переплетения. Отличается плотностью, гладкостью и блеском на лицевой стороне, достаточно мягкая, хорошо драпируется. Используют для пошива одежды и обуви, а также для декоративной обивки мебели.

Шелк-сатин. Это ткань сатинового переплетения. Ткань гладкая, шелковистая на лицевой стороне, плотная и блестящая. Из этой ткани шьют платья, блузки, юбки и мужские рубашки.

Креп. Ткань изготавливается из нитей с большой круткой, которая называется креповой, отличается шероховатостью, легким блеском. Креп объединяет несколько видов тканей: креп-сатин, креп-шифон, крепдешин, креп-жоржет. Эти ткани хорошо драпируются и используются для пошива платьев и костюмов.

Шифон. Шёлковая ткань полотняного переплетения. Очень мягкая и тонкая ткань, матовая, чуть шероховатая, прозрачная, хорошо драпируется. Из этой ткани изготавливают красивые платья, предназначенные для торжественного случая.

Органза. Ткань, которая отличается жёсткостью, тонкостью и прозрачностью. Она гладкая и блестящая, хорошо держит форму. Из нее шьют платья в качестве свадебного наряда, используют для декоративной отделки – цветов, бантов.

Газ. Ткань имеет газовое переплетение. Основными свойствами можно назвать лёгкость, прозрачность, что достигается большим пространством между её нитями, хорошо держит форму, блеском не обладает. Чаще используют для декоративной отделки, для свадебных нарядов.

Чесуча (дикий шёлк). Ткань плотная, с интересной фактурой, которая образуется с использованием нитей неравной толщины. Материал прочный, мягкий, с небольшим блеском, хорошо драпируется, используется для штор и различной одежды.

Шёлк Дюпон. Ткань очень плотная, можно сказать, жёсткая, с мягким блеском. Используют для пошива штор. Особенно ценится индийский дюпон. Кроме штор, из него шьют свадебные и вечерние платья, различные аксессуары и дорогое постельное белье.

Тафта. Тафта может быть не только из хлопчатобумажной, но и из шелковой ткани. Отличается высокой , благодаря туго скрученным шелковым нитям. При пошиве образует складки, которые придают изделию объем и пышность. Из неё шьют портьеры, верхнюю одежду и вечерние наряды.

Кроме названных, есть и другие виды шелковых тканей, например, креп-жоржет, крепдешин, шёлк эпонтаж, муслин, парча, эксцельсиор, шармез, саржа, шелковый батист, фуляр.

Правильный уход за одеждой из натурального шелка


Шёлк, как уже говорили, ткань с характером, поэтому требует к себе бережного отношения.

1. Натуральный шёлк – это по сути белок, похожий на эпидермис человека, а потому не переносит высоких температур. Стирать следует в воде не выше 30 градусов.
2. Использовать специальные моющие средства, предназначенные для шёлковых изделий. Щелочные порошки могут испортить деликатное изделие.
3. Если используете ручную стирку, нельзя излишне мять и тереть изделие – так можно испортить структуру ткани.
4. Если стирать в машинке, то делать это надо только в режиме «Шёлк» или «Деликатная стирка».
5. Отбеливать не рекомендуется – ткань не только быстро износится, но и пожелтеет.
6. Не следует использовать смягчители для белья.
7. Последнее полоскание лучше выполнять в холодной воде с добавлением уксуса. Это избавит ткань от щелочных остатков.
8. Нельзя сильно выкручивать изделие, сушить в барабане машины и на солнце.
9. Утюжить следует с изнанки на режиме «Шёлк».
10. Не допускать попадания на шелковые изделия дезодорантов, духов, лака для волос и других веществ, в которых содержится алкоголь. Кроме этого пот также портит шелк.
11. Шёлковые изделия лучше чистить в химчистке.

Вырастить тутового шелкопряда при желании может любой. Надо иметь подсобное помещение и тутовое дерево. Шелкопряд для человека – самое полезное после пчелы насекомое. Но, в отличие от пчёл, этой бабочке трудно выжить без постоянной заботы людей.

Когда секрет производства шелка стал достоянием Японии, и японский принц Сью Ток Даиси оставил любопытное завещание своему народу в отношении разведения шелкопрядов и шелкового производства:

«…Будьте столь же внимательны и нежны к вашим шелковичным червям, как отец и мать к своему грудному ребенку…пусть ваше собственное тело служит мерилом при изменении холода и тепла. Наблюдайте, чтобы температура в ваших домах была ровная и здоровая; следите за чистотой воздуха и вносите в свой труд непрестанно, днем и ночью, всю вашу заботливость…».

И так, натуральный шелк получают из кокона гусеницы-шелкопряда. Но бывают также искусственные и синтетические виды шёлковых полотен. Все они обладают уникальными свойствами натурального шелка: блеском, гладкостью и прочностью.

Сейчас в мире разведением шелкопряда продолжают заниматься, особенно в Юго-Восточной Азии.


Натуральный шелк с полуострова Крым


Хотелось бы напомнить, что крымский шёлк всегда составлял конкуренцию восточному. Когда-то на полуострове было развито шелководство. Крымские татары разводили шелкопрядов и занимались производством шелка, они в совершенстве владели этим ремеслом, и даже изготавливали шелковую одежду.

Слава крымских шелков была известна всему миру. Когда-то премьер-министр Индии Индира Ганди во все свои зарубежные поездки надевала сари из прославленного крымского шелка. И на сегодняшний день остались еще те мастера-умельцы, с помощью которых можно создать мощное шелководческое производство.

Если в Крыму будет налажено шелковое производство, то через короткое время слава полуострова вновь будет греметь на весь мир, а крымский шелк станет надёжным источником доходов для жителей Крыма.

О шелковой ткани в древние времена ходили легенды: диковинный материал из Поднебесной невероятно тонкий и прочный, блестящий, красивый и, возможно, даже целебный. Сейчас шелк остается одной из самых дорогих тканей, что продиктовано особенностями процесса производства и свойствами материала .

Источник сырья остался уникальным - как и тысячи лет назад натуральный шелк изготавливают из волокон, полученных путем обработки коконов куколок гусениц тутового шелкопряда . Соответственно для производства шелка нужны особые погодные условия. Китай все так же остается основным экспортером шелка на мировой рынок , хотя шелкопрядов выращивают в Индии, Бразилии и других странах с теплым климатом.

История

Тутового шелкопряда «одомашнили» в Китае примерно 5 тысяч лет назад . Это неяркая бабочка, которая питается листьями тутового дерева (шелковицы) и в период окукливания свивает кокон из очень прочных волокон толщиной с паутинку . Согласно мифологическим сказаниям, первую шелковую нить соткала юная императрица Си Лин Ши, которую впоследствии стали называть богиней шелка.

Спустя 2,5 тысячи лет секретная технология стала известна арабам, затем просочилась в Византию. Но китайский шелк всегда ценился выше остальных.

Технология производства

Гусеница шелкопряда свивает кокон из очень тонкого и прочного волокна. Кокон-куколка овальной или яйцевидной формы с отверстием с одной стороны служит жилищем для гусеницы, которая готовится превратиться в бабочку. Технология производства шелка не позволяет бабочкам шелкопряда оставить кокон естественным путем - до завершения трансформации насекомого куколки обдают кипятком, и гусеницы гибнут . По этой причине защитники природы уже много лет ведут борьбу с производителями натурального шелка. Но воссоздать его свойства в искусственных условиях пока не удалось, так что убийство гусениц продолжается.

Под действием кипятка волокна становятся более эластичными, а клейкий раствор, которым гусеница скрепляет свой «домик», растворяется . После термообработки кокон легко разматывается на отдельные волокна. Естественный цвет шелка белый или кремовый. Чтобы получить шелковую нить, скручивают вместе несколько волокон (до восьми). Такая нить называется шелком-сырцом.

Готовые нити пропитывают химическими составами , которые придают материалу водоотталкивающие свойства, препятствуют усадке и сминанию ткани в будущем.

Преимущества шелка

  • Воздухо- и водопроницаемость - шелк «дышит» и не задерживает тепло, что очень полезно для летних вещей и нательного белья.
  • Легкость и прочность - ткань практически не ощущается на теле, но разорвать ее намного сложнее, чем хлопок или вискозу.
  • Эластичность - шелковые вещи не деформируются при стирке, не вытягиваются на коленях и локтях и не садятся.
  • Гладкость - шелк не только превосходно блестит, за счет гладкой поверхности он практически не истирается и не образует некрасивые катышки.
  • Считается, что аминокислоты в составе шелка положительно влияют на состояние кожи , ускоряют регенерацию клеток, тем самым создавая омолаживающий эффект.

Слабые стороны

  • Шелку вредит высокая температура - гладить и стирать его нужно с минимальным нагреванием.
  • Красители на шелковых тканях быстро выгорают под открытым солнцем.

Тонкости ухода

Часто можно встретить шелк в смеси с синтетикой - это более практичный и экономный вариант . На этикетка натурального шелка обязательно будет указано: «100% KBT SEIDE» (иногда «ORGANIC SEIDE»). В последнем случае материал является еще и органическим - это значит, что опасные для здоровья человека химикаты не применяли даже для обработки шелковичных листьев, которыми питались шелкопряды. Как ухаживать за столь деликатной тканью?

  • Стирать в воде не теплее 30 градусов вручную или в режиме «шелк»;
  • не выкручивать , только легонько выжимать воду;
  • нельзя сушить на солнце ;
  • нельзя сушить или хранить шелковые вещи вблизи отопительных приборов или других источников тепла;
  • гладить в самом щадящем режиме с изнаночной стороны изделия .

Китай подарил миру немало замечательных изобретений: компас, бумагу, фарфор, порох и шёлк. Когда-то тайна изготовления шёлка была одной из самых охраняемых в Поднебесной. За разглашение иностранцам этой технологии китайцу могла грозить смертная казнь. Сегодня секрет шёлка известен всем. Но до сих пор ни одной стране не удалось достичь таких высот в изготовлении шёлка, как китайским мастерам.

Технология производства

Для изготовления натуральных шёлковых нитей используются коконы тутовых шелкопрядов. Этот вид бабочки родственен обычной домашней моли. Очевидно, тутовые шелкопряды произошли от дикой шёлковой моли, облюбовавшей в качестве места жительства тутовые деревья. Способностью вырабатывать шёлковые волокна обладают многие насекомые, например, пауки. Однако такой шёлк не используется в текстильной промышленности.

Тутовый шелкопряд

Данные археологических раскопок позволяют предположить, что целенаправленное разведение шелкопрядов началось в Китае ещё 4000-5000 лет назад. По мере своего одомашнивания дикая моль, потеряла способность к полёту, у некоторых особей почти не развиты органы зрения и ротовой аппарат.

Самки шелкопрядов откладывают по несколько сотен крошечных яичек, а через несколько дней погибают. Яйца тщательно проверяют, они проходят несколько тестов на различные инфекции. Здоровые яйца, которые затем будут использоваться для дальнейшего производства, отправляют в инкубатор. Примерно через неделю из яиц появляются личинки. За ними очень внимательно следят, в помещении, где находятся тутовые шелкопряды, поддерживается постоянная температура и влажность, а также не допускаются громкие звуки. На данной стадии развития шелкопряды постоянно едят, чтобы набраться сил перед превращением в бабочку. В их рацион входят листья тутовых деревьев, цитрусовые корки и салат. Примерно через месяц личинки начинают готовиться к последней стадии своего роста и приступают к витью кокона.

С помощью специальных желёз гусеницы вырабатывают особую густую массу, затвердевающую при контакте с воздухом. В состав этой массы входят два основных вещества:

  • фиброин — белок, который способны вырабатывать многие насекомые.
  • серицин — клейкое вещество, скрепляющее между собой нити.

Несмотря на то, что шёлковые нити намного тоньше человеческого волоса, они очень прочные. Ведь в то время как личинка находится в коконе, она должна быть защищена от хищников и влаги. На создание кокона у семисантиметровой личинки уходит не больше 4 дней. После этого коконы сортируют в зависимости от цвета и качества. Для текстильного производства больше всего подходят белые коконы. Для того чтобы получать больше сырья нужного цвета, китайские селекционеры столетиями занимались скрещиванием тех или иных особей. Примерно через полторы недели незадолго до того момента, как личинки смогут покинуть кокон, приходит время сбора шёлка. Коконы помещают в горячую воду, это убивает гусениц и разрушает часть клейкого серицина. Если передержать коконы, гусеницы превратятся в бабочек и разорвут шёлковые нити.

Теперь коконы можно разматывать. Один шелкопряд даёт от 600 до 1000 метров шёлковой нити. Для того чтобы получить пригодную для текстильного производства нитку необходимо соединить 5-7 нитей, произведённых гусеницами. Перед тем как ткать полотно, нити ещё раз скручивают, чтобы они стали ровными и гладкими. Затем их тщательно промывают и очищают. Теперь шёлковые мотки можно окрашивать и отправлять на ткацкие станки.

Сегодня производство шёлка в Китае — это высокотехнологичный процесс, но тысячи лет назад все манипуляции с шёлковыми нитями проделывались вручную.

История шелководства в Китае


Женщины проверяют качество шелка. XII век. Изображение на шелковом полотне.

К V веку до н. э. шелководство стало одним из самых развитых направлений китайского производства. Главным центром изготовления шёлка стал город Ханчжоу. Сначала одежды из драгоценных нитей носили только члены императорской семьи. Но со временем в шелка стали всё чаще облачаться высшие сановники и придворные.


производство шелка в Древнем Китае. XIII век

Для жителей древнего Китая шёлк стал не просто тканью, а чем-то божественным. Тутовые рощи, помещения, где ткали шёлк, стали по-настоящему священными местами. Здесь проводили часто ритуалы, посвящённые богине Цань-шэнь — покровительнице шелководства. Согласно легендам, в древности иноземцы похитили одного человека. Жена пленника поклялась выдать свою дочь замуж за того, что вернёт ёй мужа. Через несколько дней хозяин дома вернулся, сидя верхом на своём коне. После возвращения конь отказывался от пищи и воды. Тогда хозяйка дома рассказала супругу о своей клятве. Хозяин убил коня и повесил шкуру сушиться во дворе. Когда во двор вышла хозяйская дочь, шкура внезапно обвилась вокруг девушки и понесла её по воздуху. В конце концов, они опустились на большое дерево, где девушка тут же превратилась в шелковичного червя. Позже родители увидели свою дочь, пролетающей по небу, и она сказала им, что стала богиней. В провинциях, где было развито шелководство, Цань-шэнь воздавались большие почести и приносились жертвы.


Женщины производят шелковые нити. XII век.

К III веку до н. э. шёлк стал своеобразной валютой. Им выдавали жалование, платили налоги и расплачивались за товары. Производство шёлка вышло за пределы отдельных провинций и охватило весь Китай. Каждая провинция сталась привнести в технологию изготовления шёлка что-то новое, поэтому сырьё из разных частей страны имело свои особенности. В это время шёлк отличался разнообразием фактур, цветов и богатством вышивки. Существовал ряд наиболее распространённых сюжетов и орнаментов, выполняемых на шёлке:

  • драконы;
  • цветы;
  • рыбки и водоросли;
  • фениксы;
  • дворцы и сценки из жизни высших сановников и т. д.
Императорский шелковый халат

Китайские мастерицы занимались вышивкой только в хорошую и ясную погоду. Искусство вышивки требовало вдохновения и бодрого расположения духа. Для окрашивания шёлка использовались преимущественно растительные вещества, получаемые из листьев, коры и кореньев.

Расширилась и сфера применения шёлка. Его использовали для изготовления рыболовной лески, струн, в качестве писчего материала и для плетения тетивы.

Со II века до н. э. в Китае началась торговля шёлком. Сначала изделия распространялись только в соседних странах — Японии, Корее. Но к VI веку н. э. в связи с расцветом Великого Шёлкового пути китайский шёлк стал попадать в страны Северного Кавказа, Средней Азии и Европы. Несмотря на широкий экспорт, китайцы ревностно охраняли секрет изготовления шёлка. Вывоз коконов шелкопряда за пределы страны был строго запрещён под страхом смертной казни. В других государствах не раз предпринимались попытки разгадать тайну шёлка. Предположения были самые неожиданные. Кто-то утверждал, что шёлк получают из волокон растений, птичьего пуха или даже из почвы.


Великий шелковый путь — схема распространения шелка

Но, несмотря на строгие запреты, уже в IV веке н. э. технология шелководства становится известна в Японии, а в VI веке — и в Византии. В Европу секрет шелководства попал намного позже — уже в эпоху Крестовых походов. Однако в Европе шелководство не получило широкого распространения. Здесь большей популярностью пользовался дешёвый хлопок. А в некоторых странах и вовсе — из-за эпидемий вымерли целые популяции шелкопрядов. Поэтому в эпоху Нового времени мировыми лидерами шелкопрядства стали Китай и Япония.

Сегодня совокупное производство шелковых тканей, уступает по объему лишь производству тканей из хлопчатобумажных нитей. При этом нужно понимать, что современный шелк изготавливается не только из натурального сырья, но и из химических или смесовых волокон, а доля аутентичной продукции на рынке незначительна и составляет всего 2-3% от общего объема.

Из чего делают шелковые ткани

Шелк ткут из натуральных, искусственных и синтетических нитей. Две последние разновидности можно объединить в одну группу – химическую. Натуральная ― элитная и дорогая шелковая ткань с большим количеством преимуществ, которыми не обладают ее химические аналоги, это:

  • Высокая гигроскопичность. Способность впитывать влагу до половины своего веса и быстро высыхать.
  • Гипоаллергенность. Не накапливает пыль, не электрилизуется, не вызывает аллергии, препятствует размножению микробов и нейтрализует неприятные запахи.
  • Отличная терморегуляция. Под такой одеждой в любую погоду сохраняется комфортная для человека температуру тела.
  • Воздухо — и паропроницаемость. Несмотря на высокую плотность изделия из природных волокон прекрасно пропускают воздух и водяные пары, обеспечивая оптимальные условия для жизнедеятельности организма человека.
  • Долговечность и износостойкость. Ткань шелк служит долгие годы без потери качества. Она устойчива даже к воздействию уксуса и спирта. Повредить ее можно только концентрированным раствором щелочи или кислоты или постоянным нахождением на солнце.
  • Пожаробезопасность. При попадании искры не горит, а лишь медленно тлеет, распространяя вокруг запах горелых перьев.

К недостаткам изделий из природных белковых волокон можно отнести:

  • высокую стоимость;
  • большую (до 5%) усадку;
  • плохое держание формы;
  • низкую термоустойчивость;
  • сложность при пошиве (сыпучесть, перекашивание).

Особенности производства

Производство шелка очень трудоемкий процесс, поэтому на протяжении веков проводились эксперименты для создания его синтетического аналога. Первые размышления на эту тему прослеживаются в труде известного английского естествоиспытателя Роберта Гука, изданном в далеком 1667 году. Чуть позже начинания Гука получили дальнейшее развитие в идеях его французского коллеги Рене Реомюра. А спустя столетие, в 1842 году немецкий изобретатель и фабрикант Людвиг Швабе представил миру прототип первой машины по производству химической нити. Прошло еще 13 лет после этого события, и в Англии был запатентован способ трансформации тутовой целлюлозы с применением серной и азотной кислоты. Дальнейшие эксперименты и практические разработки доказали на практике свою состоятельность, приведшую к тому, что все производимые сегодня виды шелковых тканей почти на 97% искусственные или синтетические.

Искусственные нити изготавливают из соединений целлюлозы. Волокна из этого природного, возобновляемого источника сырья больше всего соответствуют гигиеническим стандартам. В настоящее время существует три вида волокон сделанных из высокомолекулярной целлюлозы, имеющие разные сравнительные характеристики:

  1. Вискозные.
  2. Ацетатные.
  3. Триацетатные.

Помимо вышеперечисленных искусственных типов волокон, существуют и синтетические разновидности: полиамидные (например, капрон, анид, эпан) и полиэфирные (например, лавсан). Главными их недостатками считаются низкая гигроскопичность и повышенная электризуемость.

Почему химические аналоги натурального материала называют шелком?

Устоявшееся обозначение – шелковая ткань, уже никого не смущает, даже если покупатель приобретает изделие, являющееся результатом достижений химической промышленности. Но все же в идеале так можно называть только материал, сделанный из белковых нитей кокона гусеницы шелкопряда: тутового или дубового. А все остальные разновидности было бы правильнее именовать подделками, тогда не будет необходимости добавлять к настоящему шелку слово-приставку – натуральный.

Если подходить к вопросу принадлежности того или иного материала к шелку с позиции химии, то сразу становится очевидным их различие в молекулярной структуре. А если попытаться лабораторно синтезировать протеиновую структуру продукта жизнедеятельности уникальной бабочки, то на выходе может оказаться идентичный материал, стоимость которого, многократно будет превышать цену на натуральное сырье.

Нельзя объединить весь ассортимент этого вида тканей и по плетению. Существует огромное количество разновидностей, полученных с применением разных способов переплетения. Например, атлас, характеризуется атласным плетением, саржа – саржевым и т.д., но все эти ткани относятся к шелковым.

И все же почему все эти виды объединены в одну большую группу? Попытаемся разобраться в этом вопросе последовательно. На первое место можно поставить эстетическую составляющую на основании зрительного восприятия (например: я вижу – это из шелка). В качестве второго критерия связи можно поставить тактильное восприятие потребителем того или иного вида (например: на ощупь я чувствую, что это шелковая вещь). Рассмотренные аспекты, являются объединяющими факторами для всех сегментов шелковых групп и связанных подгрупп в независимости от того, из чего вырабатывается материал.

Подытожим. Цветовое оформление, блеск или матовость, эластичность, упругость, переливчатость, жесткость или мягкость и другие характеристики, будут теми условиями, что объединяет шелковые ткани по эстетическим критериям, то есть объединение следует искать в потребительских (ассоциативных) свойствах этой большой группы.

Виды шелковых тканей

Шелковые полотна производятся различными способами переплетения. Наиболее популярные из них:

  • атласное;
  • саржевое;
  • полотняное;
  • мелкоузорчатое;
  • крупноузорчатое.

Важным признаком всех этих разновидностей является приятный глазу благородный блеск.

По волоконному составу их делят на изделия из нитей:

  • натуральных;
  • искусственных;
  • синтетических;
  • смесовых.

Смесовый материал ― это необязательно смесь природных и химических волокон. Он может состоять и из только натуральных волокон, но разного происхождения. Например, в последнее время при пошиве костюмов и платьев очень популярна ткань шерсть с шелком в процентном отношении 60/40.

Все эти группы в свою очередь можно разделить еще и на подгруппы по фактуре:

  • креповые;
  • гладьевые;
  • жаккардовые;
  • ворсовые.

А также на подгруппы по назначению:

  • специального назначения;
  • штучные (покрывала и скатерти);
  • технические;
  • плащевые и курточные;
  • декоративные;
  • для текстильной галантереи;
  • подкладочные;
  • сорочечные;
  • платьево-костюмные;
  • платьево-блузочные.

Креповые ткани

К креповым относятся виды шелка, изготовленные с применением правой или левой креповой крутки в основе или утке. Такая крутка обеспечивает материалу шероховатость, мелкозернистость, подвижную структуру и драпируемость, а также хорошее растяжение и эластичность. Что касается переплетения, оно может быть как крепополотняным, так и чисто креповым.

Наиболее распространенные виды креповых материй это:

  1. Креп-шифон или шелк шифон – мягкая, полупрозрачная и легкая шелковая ткань из двух — или трехнитчатого крепа.
  2. Креп-жоржет – тонкая шелковая ткань, не настолько прозрачная, как креп-шифон, более блестящая, чем креп-сатин, сделанная из трех — и четырехнитчатого крепа.
  3. Креп-гофре – тонкий шелк, произведенный из креп-жоржета или крепдешина, отличается «жатой» поверхностью, достигаемой использованием уточных нитей с разной креповой круткой.

К полукреповым видам, в первую очередь, можно отнести тонкий шелк крепдешин. В его основу входит шелк-сырец (метакса), обеспечивающий данному материалу привлекательный глянец, а полотняное переплетение дает ему устойчивость структуры, эластичность и драпируемость. Изделия из крепдешина обладают пониженной сминаемостью, что обеспечивает практичность носки.

Так же к полукрепам относится такая плотная и тяжелая шелковая ткань, как креп-сатин и очень похожий на него внешне креп-атлас. Они отличаются гладкой лицевой поверхностью и мелкозернистой изнанкой и атласным плетением с креповым кручением нитей утка. Используются, повсеместно: от одежды для ежедневной носки, вечерних платьев и пеньюаров до скатертей, чехлов, штор и сценических жалюзи.

К полотнам репсового плетения относится креп-марокен, с очень сильно скрученной нитью в основе. Обладает хорошей износоустойчивостью и прочностью, рельефной текстурой и шероховатостью. Из него шьют повседневные и вечерние платья и костюмы. Еще один представитель репсового плетения, разновидность крепдешина ― файдешин с повышенной структурной плотностью, отчего его лицевая сторона без явного поперечного рубчика. Из нее также шьют одежду и иногда шторы.

Гладьевые ткани

Как и вышеперечисленные материалы они очень разнообразны по своему волоконному составу. Шелковая гладкая блестящая ткань может быть:

  1. С вискозной основой и ацетатным утком.
  2. С ацетатной основой и вискозным утком.
  3. С вискозной основой и триацетатным утком.
  4. С триацетатной основой и вискозным утком.

Полотна гладьевой подгруппы объединяют такие общие свойства как гладкая поверхность и невысокая плотность. Они изготавливаются полотняным, саржевым, атласным или мелкоузорчатым плетением из метаксы слабой пологой крутки, не дающей крепового эффекта. В перечень гладьевой подгруппы входят фуляры и туали, в основе которых находится метакса, а уток представляет собой нить с невысокой степенью кручения. Представители этой группы схожи по виду с хлопковыми, но более мягкие и блестящие.

Самые популярные гладьевые разновидности это:

  • Атлас — сатин или мокрый шелк – переливчатая шелковая ткань атласного плетения с блеском на лицевой стороне и матовой изнаночной частью. Хорошо драпируются.
  • Шелк-полотно – плотная шелковая ткань с мягким блеском и минимальной прозрачностью. Внешне схож со штапельным полотном, но обладает меньшей сминаемостью.
  • Муслин – тонкая, прозрачная шелковая ткань с переливами из нитей среднего (муслинового) кручения. Имеют приятный внешний вид, но имеют один недостаток – раздвигаемость нитей.
  • Шифон – тонкая и легкая шелковая ткань. Бывает как с гладкоокрашеным, так и набивным рисунком. Чаще всего используется для пошива блузок и платьев.
  • Туаль, фуляр – оба вида выполнены полотняным плетением и отличаются мягкостью и легкостью. Причем фуляр незначительно легче туаля.

Мокрый шелк в свою очередь тоже делится на несколько разновидностей: дюпон, шармез и фай ― с разной степенью блеска и разной плотности, используемые преимущественно для пошива роскошных вечерних нарядов и эксклюзивного постельного белья.

Жаккардовые ткани

Эта подгруппа отличается высокой декоративностью. Жаккардовое плетение придает материалу объем за счет всевозможных цветовых переливов от светлого к темному. А блеск, которым отличается эта переливчатая шелковая ткань с узорами, добавляет зрительному образу эффект металлизированной поверхности. Рисунки на жаккарде могут быть разными: цветочными, геометрическими, двухцветными, многоцветными. Дополнительными вкраплениями усиливаются контрасты фактуры, и подчеркивается рельеф.

Ассортимент жаккардовой подгруппы не очень большой. Сырьем для нее служит преимущественно ацетатное и триацетатное волокно. Жаккардовые полотна очень плотные, на ощупь жестковатые и отличаются одним очень хорошим качеством – не требуют значительных сил при уходе за ними. Области применения: нарядная и повседневная одежда, сценические костюмы, всевозможный домашний текстиль.

Ворсовые ткани

Ворсовые материалы отличаются повышенной декоративностью и нарядностью. Они очень не просты в обработке и работа с ними требует особых профессиональных навыков, включающих правильное раскладывание лекал и тщательность при обрабатывании швов. К главным критериям качества материала этой подгруппы можно отнести плотное и прочное крепление ворса, отсутствие недочетов в рисунке и его выразительность.

К ворсовым разновидностям относятся:

  • платьевой бархат – ворс сплошной, с устойчивым вертикальным расположением, достаточно плотный, небольшой. Чаще всего он гладкоокрашенный, реже встречается с набивным рисунком;
  • велюр-бархат – плотная материя с гладким, немного наклоненным вискозным ворсом длиной 2 мм. Такой бархат намного тяжелее платьевого;
  • вытравной велюр-бархат – ворс вискозный, не сплошной, а выполненный в отдельных участках полотен с учетом рисунка.

Как отличить натуральный текстиль от искусственного и синтетического аналога

Отличить натуральный материал от искусственного, в отличие синтетических аналогов, которые не являются природными, а существуют лишь в виде сложных химических соединений порой очень сложно. Кроме как положиться на личные ощущения, которые порой обманчивы, или использовать нехитрый способ проверки на горение, возможности выявить различие у обычного покупателя, просто нет.

Присмотреться следует к следующим признакам:

  • Синтетика более жесткая, не дает усадку, сильно электризуется, не впитывает жидкость, и несмотря на то, что синтетическая шелковая ткань тоже с переливами, они имеют более «резкий» блеск. При сожжении нити плавятся с характерным «пластмассовым» запахом.
  • Искусственный шелк не такой эластичный, как натуральный и сильнее мнется. На последнем признаке базируется органолептичекий метод сравнения: необходимо сильно сжать скомканный кусочек отреза в кулаке и выдержать несколько секунд, после чего расправить и посмотреть на результат. Полотна из целлюлозы, прошедшие для придания естественного блеска мерсеризацию, оставляют четкие заломы. Еще один способ – поджечь нитку «исследуемого» образца. Искусственная материя будет гореть «как бумага», ровным не прекращающимся горением, с соответствующим бумажным запахом.
  • Настоящий шелк приятен на ощупь и настолько гладок, что при подвешивании на руку, буквально «стекает» с нее. При прикладывании к коже он не вызывает дискомфорта: быстро нагревается до температуры тела, создавая эффект присутствия «второй кожи». Подобное качество проявляется из-за того, что натуральные нити являются протеиновым продуктом жизнедеятельности насекомого и не «чужеродны» для рецепторов нашей кожи. При поджигании природное волокно тлеет и при обычных условиях не способно самостоятельно гореть без внешних источников (быстро «скидывает» пламя). Во время тления «издает» слабый запах горелой шерсти или волос. После сгорания остается запекшийся комок, легко перетираемый пальцами.

Уход за шелковыми изделиями требует отдельного, индивидуального описания по причине «разношерстности», используемого для ее изготовления сырья.

[Оценивших: 3 Средняя оценка: 3.7]