Личная жизнь

Обсуждении проблемы с детьми как найти друзей. Что делать, если у ребенка в классе нет друзей? Мой ребенок буллит чужого ребенка. Значит ли это, что у него не будет друзей

Обсуждении проблемы с детьми как найти друзей. Что делать, если у ребенка в классе нет друзей? Мой ребенок буллит чужого ребенка. Значит ли это, что у него не будет друзей

Глава 6:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ С ТОБОЙ НИКТО НЕ ДРУЖИТ?

Когда есть друзья – это счастье. А если НЕТ? Если недавно переехал и в новую школу перешел? Или не перешел, но и в старой все довольно плохо? Если на переменах все кучками и парами, а ты один?

Это – совсем не счастье. И с этим надо что-то делать.

ДАВАЙ ПОДУМАЕМ: ПОЧЕМУ С НЕКОТОРЫМИ ДЕТЬМИ НЕ ХОТЯТ ДРУЖИТЬ?

ИНОГДА ЭТО СРАЗУ ПОНЯТНО.

Никто не хочет дружить с:

ЯБЕДАМИ,

ЖАДИНАМИ,

ЗЛЮКАМИ,

ВЕЧНО НЕДОВОЛЬНЫМИ НЫТИКАМИ,

С ВРЕДИНАМИ ТОЖЕ КАК-ТО НЕ ОЧЕНЬ.

И С ГРЯЗНУЛЯМИ,

И С ВООБРАЖАЛАМИ.

Но что, если ты честно-честно про себя подумал и пришел к выводу, что ты

Жалуешься взрослым без крайней необходимости,

Жадничаешь, когда у тебя есть что-то вкусное или интересное, а другие тоже хотят,

Злишься и ругаешься по пустякам,

Ноешь из-за каждой царапины,

Боишься всего на свете,

Постоянно обижаешь и критикуешь всех вокруг,

Ходишь вечно грязный, с сопливым носом,

Считаешь себя самым умным.

Если все это не про тебя, а с друзьями все равно плоховато, возможно, ты допускаешь одну из четырех ошибок. Вот они.

Ошибка первая:

ДУМАТЬ, ЧТО ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ.

Стоит только начать думать: «Со мной никто не дружит, потому что я плохо учусь», или «потому что я неспортивный», или «потому что у меня нет дорогих вещей» - и пиши пропало.

Это все равно что прямо на лбу у себя написать:

«СО МНОЙ ДРУЖИТЬ НЕЛЬЗЯ, ЕСТЬ ВЕСКИЕ ПРИЧИНЫ!», -

А потом удивляться.

НА САМОМ ДЕЛЕ

Дружат с человеком не из-за того, что он какой-то образцово-показательный (спортивный, остроумный, модный, красивый). И не из-за того, что у него есть что-то из вещей. Если бы это было так, тогда все хотели бы дружить только с самыми лучшими, а мы видим, что друзья есть у всех.

У НЕСПОРТИВНЫХ, У ТУГОДУМОВ, У ЛОПОУХИХ, У БЕДНЯКОВ, У ДВОЕЧНИКОВ – У ВСЕХ БЫВАЮТ ДРУЗЬЯ, ДА ЕЩЕ КАКИЕ! САМЫЕ ВЕРНЫЕ, САМЫЕ ВЕСЕЛЫЕ!

И наоборот, у всяких там «звезд» часто близких друзей не бывает. Может быть, их «отпихивают» в сторону те, кто только изображает друзей. А может быть, сами «звезды» разучиваются дружить.

Поэтому, если ты не «звезда», а обычный человек с недостатками, - это ХОРОШАЯ НОВОСТЬ! Большинство людей похожи на тебя, а похожим подружиться легче!

Ошибка вторая:

ДАЖЕ НЕ ПЫТАТЬСЯ.

Некоторые дети, которым трудно подружиться, решают вообще перестать общаться. Сидят целыми днями за компьютером.

А что – компьютер очень удобный товарищ. Не уйдет никуда, всегда готов тебя развлечь, не спорит и не обижается. Можно пообщаться в чатах, где тебя никто не видит и не знает, и потому не так страшно. Здорово!


НА САМОМ ДЕЛЕ

Это совсем не выход. Представь себе, что у тебя не получается решать задачи по новой теме. И ты придумал: и не буду их решать, если они такие трудные! Лучше порешаю те, что попроще, из учебника первого класса. Хороший выход?

Простые задачи ты решишь, а потом-то что? Как писать контрольную? Как заканчивать четверть и вообще учиться дальше?

Получается, ты просто потерял зря время. Чем дольше ты будешь решать простые задачи и откладывать сложные, тем труднее будет потом наверстать.

С общением точно так же. Чем больше времени ты проводишь с компьютером вместо простых людей, тем труднее тебе будет научиться тому, что ты плохо умеешь: знакомиться, дружить, общаться. С каждым годом все труднее. Зачем так запускать? Лучше прямо сейчас настроиться решительно – и научиться общаться!

Ошибка третья:

СЛИШКОМ СТАРАТЬСЯ.

Тебе очень хочется, чтобы с тобой дружили. Ты думаешь об этом постоянно. Ты готов на все, чтобы тебя приняли в компанию. Ты стараешься говорить, одеваться, вести себя, думать, как те ребята, о чьей дружбе ты мечтаешь. Ты всегда поблизости, ты предлагаешь помощь, ты готов отдать любую свою вещь, потратить все свои деньги, чтобы всех угостить, ты очень переживаешь из-за того, что они о тебе сказали и как посмотрели.

Стоит кому-то перекинуться с тобой парой слов, и ты уже называешь его «мой друг».

НА САМОМ ДЕЛЕ

Если ты так настроен, то ни в какие друзья тебя не возьмут. В лучшем случае разрешат быть «мальчиком на побегушках» или «девочкой, которая вечно с нами ходит». И в любой момент тебя могут прогнать или обидеть. Такая «дружба» тебе не понравится. Дружба – это отношения равных. Ее невозможно выпросить или выслужить. И невозможно купить.

Успокойся. Твоя дружба от тебя не уйдет. Кто-то находит самых близких друзей в детском саду, а кто-то – только в институте. Это обязательно случится и с тобой, если не сейчас, то завтра, или через год. Вот Гарри Поттер не имел друзей аж до 11 лет, до поступления в Хогвартс. Ему было нелегко, но он не стал подлизываться к дружкам своего двоюродного брата.

Будь готов к дружбе, но не навязывайся. Не старайся ни на кого походить, для НАСТОЯЩЕГО друга ты будешь интересен именно таким, какой ты есть.

Ошибка четвертая:

«ПУСТЬ ВСЕ БУДЕТ ТАК, КАК Я ХОЧУ!»

Некоторые дети не умеют общаться на равных, все время командуют. Предлагают играть только в то, что им самим интересно. Хотят, чтобы все было так, как они придумали. Чтобы друзья всегда слушали, что они рассказывают. Смеялись всегда, когда они шутят. И еще – хотят во всех играх только выигрывать.

А если им не дают командовать, то обижаются, ссорятся и уходят. Им кажется, что им не повезло, и достались такие одноклассники или соседи – глупые, скучные и противные.

НА САМОМ ДЕЛЕ

Дружба, как мы уже говорили, - отношения равных. Ты хочешь, чтобы тебя услышали – и другие тоже. Тебе кажется, что ты здорово придумал – и другим тоже.

Убедись, что ты не командуешь. Послушай, что предлагают другие ребята, это может быть интересно. Научись не злиться из-за проигрыша – ведь это не чемпионат мира, а просто игра с друзьями!

Стоит исправить одну из этих четырех ошибок, и друзей уже становится больше.

ВОТ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОМОЧЬ:

С незнакомыми ребятами можно завязать контакт, угостив чем-нибудь вкусным – конфетами иди жвачкой. Или вынести во двор мяч, мыльные пузыри, цветной мел.

Привези мелкие сувениры оттуда, где отдыхал с родителями.

НО ПОМНИ: это именно чтобы лучше познакомиться. Покупать дружбу подарками не надо!



Если тебя дразнят или обижают, прежде всего разберись с этим. Возможно, кто-то из хороших ребят мог бы с тобой подружиться, просто к тебе не протолкаться через кольцо обидчиков (что делать, если дразнят в школе, ).

Если тебе нравится кто-то из ребят, но ты не знаешь, как завязать разговор – спроси его о чем-нибудь, в чем он хорошо разбирается и чем увлечен. Или скажи что-нибудь хорошее, похвали. Только не надо подлизываться – скажи о том, что в самом деле тебе понравилось.

Когда первый контакт завязался, поддержи его. Запомни, как зовут нового знакомого, расспроси, чем он увлекается, где живет, во что любит играть. Предложи обменяться телефонами.

Возраст: 6-10 лет,

Издательство «Мир энциклопедий Аванта+», «Издательство Астрель», «Полиграфиздат».

Публикуется в сокращении.

Лето — самое подходящее время для общения, совместных игр и развлечений детей. Однако не всем мальчикам и девочкам удается завести себе друзей и весело проводить с ними время. Почему так происходит? Почему некоторые дети испытывают трудности в выстраивании взаимоотношений со сверстниками?
Есть множество причин, по которым ребенок не может приобрести или теряет друзей. Однако я выделил бы две наиболее распространенные: 1) ребенок застенчив, не уверен в себе, у него низкая самооценка; 2) ребенок «не умеет дружить», то есть у него отсутствуют навыки, необходимые для того, чтобы привлекать сверстников, поддерживать с ними дружеские взаимоотношения; но, в то же время, у него есть навыки (привычки, модели поведения), отталкивающие других детей, разрушающие взаимоотношения. Иногда эти причины могут совмещаться. Ребенок может быть застенчив, и из-за этого не освоить навыки выстраивания дружеских отношений или неосознанно приобрести отталкивающие привычки. И все же, обсудим эти причины отдельно.

Застенчивый ребенок

Застенчивость связана с низкой самооценкой ребенка, неуверенностью в себе. На просторах Интернета можно найти множество советов по развитию, укреплению уверенности у детей и взрослых. Например, очень удачные, на мой взгляд, рекомендации родителям по усилению уверенности в себе у ребенка предлагает известный американский психолог, на которую я часто ссылаюсь в своих публикациях, Мишель Борба.

  1. Поощряйте контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторяйте: «Посмотри на меня», «Посмотри мне в глаза» или «Я хочу увидеть твои глаза». В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику. Если ребенку неловко это делать, посоветуйте ему смотреть на переносицу беседующего с ним человека. После некоторой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.
  2. Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ученику в классе; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами. (ПОДСКАЗКА: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу).
  3. Отрабатывайте поведение в тех или иных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию — рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.
  4. Тренировка навыков общения с младшими детьми. Филипп Зимбардо, известный специалист по застенчивости, рекомендует сводить застенчивых детей старшего возраста с младшими — братом или сестрой, двоюродными родственниками, соседским ребенком или ребенком ваших друзей — для непродолжительных игр.
  5. Создавайте условия для игр в паре. Фред Франкель, психолог и разработчик всемирно известной Программы тренировки социальных навыков Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, считает, что встречи для игр в паре — лучшее средство развития социальной уверенности. В этом случае ваш ребенок приглашает одного из своих приятелей провести с ним вдвоем пару часов, чтобы лучше узнать друг друга и попрактиковаться в навыках завязывать дружбу. Предложите детям легкую закуску и постарайтесь свести вмешательство к минимуму; присутствие братьев и сестер должно быть исключено, телевизор не должен входить в перечень игр.

Ребенок, не умеющий дружить

Зададим себе вопрос: какие особенности поведения, привычки, стереотипы, мешают ребенку выстраивать дружеские отношения со сверстниками?

Мишель Борба приводит список поведенческих особенностей, которые, как правило, ведут к появлению проблем с дружбой у детей. Проблемы могут возникать, если ребенок:

  • не уступает своей очереди;
  • не умеет достойно проигрывать;
  • редко помогает;
  • проявляет мало сочувствия к другим;
  • не умеет играть;
  • избыточный дух соперничества в поведении;
  • незрелость поведения по сравнению с другими детьми в группе;
  • слишком зрелое поведение по сравнению с другими детьми в группе;
  • припрятывает игрушки и не делится ими;
  • ведет себя невежливо;
  • всегда находит оправдания при проигрыше;
  • находится слишком близко (или слишком далеко) от других детей;
  • ведет себя как командир; стремится, чтобы все было так, как он хочет;
  • выглядит мрачным и несчастным;
  • слишком часто критикует других;
  • перебивает и никогда не слушает других;
  • слишком быстро во все вмешивается;
  • не знает, как начать и как закончить разговор;
  • не умеет поддерживать разговор;
  • не знает, как примкнуть к группе детей; робеет;
  • не обращает внимания на группу;
  • не смотрит в глаза собеседнику;
  • бросает игру до ее окончания;
  • легко расстраивается и злится;
  • говорит плаксивым тоном, недружелюбно или громко;
  • меняет правила в середине игры.

Перечисленные особенности поведения ни что иное, как сформировавшиеся навыки, они не являются врожденными, а значит, можно помочь ребенку «переучиться» и освоить другие, противоположные модели поведения. Нужно учесть, что ребенок вряд ли сможет обучиться новому поведению сам. Помощь родителей в этом вопросе может оказаться просто неоценимой. Было бы очень хорошо, если мама или папа возьмут на себя основную ответственность за помощь своему сыну или дочери.

Для начала нужно понаблюдать за поведением ребенка во взаимоотношениях с другими детьми и выделить один-два проблемных навыка из списка, которые присутствуют в его поведении. Затем заменить их на противоположные, способствующие дружбе, и начать учить ребенка этим новым навыкам.
Например, если ребенок редко помогает в играх другим детям, нужно начать обучать его оказанию поддержки сверстникам в трудных ситуациях. Если ребенок не умеет поддерживать разговор, научить его разным способам поддержки контакта с собеседником и так далее.

Для этого можно сначала рассказать ребенку, как важны навыки поддержки друзей или как поддерживать разговоры на разные темы. В качестве тренировки можно разыграть по ролям несколько ситуаций, в которых требуется практическое применение новых навыков. После этого можно вместе сходить в места отдыха и развлечений детей (дворы, парки, детские и спортивные площадки и др.) и понаблюдать, как другие дети в играх и общении применяют выбранные навыки. Тем самым, ребенок увидит модели правильного и неправильного применения навыков и сможет использовать их, подражая, в разных своих жизненных ситуациях.

Впрочем, только обсуждений и наблюдений, как правило, бывает недостаточно. Ребенку нужно потренироваться применять новые навыки в реальных ситуациях общения. Для этого можно предложить сыну или дочери пообщаться с незнакомыми детьми, лучше, более младшего возраста. Мама (или папа) могут со стороны понаблюдать за поведением своего ребенка, и, если в общении детей возникнут сложности, отозвать своего ребенка в сторонку и обсудить то, что происходит, напомнив о том, какое поведение было бы более удачным в данном случае.

Освоив один из навыков, можно переходить к следующему.
Мишель Борба предлагает еще несколько способов того, как родители могут помочь детям заводить друзей. Вот некоторые из них.

  • Поддерживайте дружбу с людьми, имеющими детей примерно того же возраста, что и ваш ребенок.
  • Приобретите интерактивные игрушки, игры и спортивное снаряжение.
  • Научите ребенка ободрять других детей. Детям нравится общаться с приятелями, которые их принимают и создают им репутацию. Продумайте перечень ободряющих фраз, таких как «Прекрасная мысль!», «Великолепно!», «Хорошая попытка!».
  • Вовлеките ребенка в занятие каким-либо видом спорта, хобби или делом, требующим участия других детей.

Итак, мы рассмотрели две основных причины отсутствия друзей у ребенка: застенчивость, как черту характера, и «неумение дружить», как недостаточное владение ребенком навыками, необходимыми для выстраивания и поддержания дружеских взаимоотношений.

А есть ли еще какие-то причины, по которым у ребенка могут отсутствовать друзья? Напишите в комментариях к этой публикации, и мы обсудим ваши соображения.

И такая ситуация – не редкость. Примерно каждый пятый школьник испытывает большую потребность в общении со сверстниками, чем то, что может предложить ему его окружение. Необходимо также учитывать и то, что чаще всего современные дети – дети «домашние», и друзей на улице не ищут. Поэтому и общение со сверстниками у них сводится чаще всего к общению с одноклассниками или детьми, которых приводят в гости друзья родителей.

Потребность в расширении круга общения возникает у детей к 3-4 годам. Дети в этом возрасте обычно охотно затевают совместные игры или участвуют в них. Есть и те, кто остается в стороне: наблюдают за игрой или вовсе отказываются взаимодействовать со сверстниками. Таким детям, как правило, приходится сложнее в школе, когда внутри класса идет расслоение школьников на различные социальные группы. И если оставить все как есть, то в старшем подростковом возрасте ситуация только усугубится.

Что же предпринять в этом случае родителям? Для начала нужно понять, в чем кроется причина того, что ваш ребенок не общается с другими детьми. Может быть, школьник испытывает сложности из-за собственной застенчивости или вспыльчивого темперамента. Возможно, у ребенка низкая самооценка, неопрятный или непривлекательный внешний вид. Или же – бывает и такое – культурные ценности, принятые в семье, резко не совпадают с ценностями одноклассников.

Если в семье сложились доверительные взаимоотношения, родителям стоит поговорить с малышом, чтобы узнать, в чем кроется причина отсутствия у него необходимого общения. Если же при помощи доверительной беседы выяснить ничего не удается, ни в коем случае не пытайтесь давить на ребенка: это приведет лишь к тому, что тот замкнется в себе, или даже хуже – вовсе перестанет посвящать вас в подробности своей школьной жизни. Если ребенок не хочет говорить на эту тему, лучше всего обратиться за помощью к учителю. Как правило, классный руководитель знает, кто из детей с кем общается, и может не только рассказать вам о социальных взаимодействиях вашего ребенка в классе, но и дать несколько полезных советов на этот счет.

В реалиях современной российской школы чаще всего возникают следующие причины, по которым ребенок не может завести дружеских отношений в классе:

У ребенка нет общих тем для разговора с одноклассниками. В классе все обсуждают новую нашумевшую компьютерную игру или показывают друг другу коллекционные игрушки героев модного мультсериала. Ребенок не в курсе последних развлекательных тенденций из-за того, что родители запрещают ему играть в «эти глупые компьютерные игры», а также покупать или принимать в подарок «страшные современные игрушки», да и вообще советуют идти учить уроки. Знакомая ситуация?

А теперь представим себе взрослого человека, который не разбирается в марках современных автомобилей, а между тем его коллеги во внерабочее время только и делают, что это самые марки обсуждают. Комфортно ли он будет чувствовать себя в этом коллективе? Вот и ребенку в рассмотренной нами ситуации будет казаться, что он выпал из жизни. А если эта ситуация повторяется из раза в раз, то шансов для разговоров с одноклассниками у него становится ничтожно мало. А следовательно, и шансов завести «друга по интересам».

Выход здесь очевиден: нужно позволить ребенку заниматься тем, чем он хочет заниматься, в разумных, разумеется, пределах. А если вы узнали себя в описанных выше родителях, то стоит, к тому же, научиться ставить себя на место своего ребенка.

Ребенку не интересны темы, обсуждаемые в классе. Рассмотрим противоположную ситуацию: ребенку скучно разговаривать с одноклассниками из-за того, что его интересы слишком отличаются от интересов классного коллектива. Такое бывает, когда семейные ценности формируют взгляды ребенка с раннего детства. Самый простой пример: семья приучает ребенка ценить и любить книги, а среди одноклассников подобного не практикуется. Обсудить любимое увлечение ребенку не с кем, следовательно, и общения как такового нет.

Эта ситуация разрешается довольно-таки просто: нужно расширить круг общения ребенка. Если ему не интересно в классе, попробуйте познакомить его с детьми, имеющими схожие интересы. Или запишите ребенка в какой-нибудь развивающий кружок, ведь чем больше у школьника разных интересов, тем легче ему будет найти общий язык с различными людьми в дальнейшем.

Класс разбит на небольшие группы, и ни в одной из них для ребенка не нашлось места. Чаще всего это проблема новичков – тех детей, которые по какой-то причине попали в уже сформировавшийся детский коллектив. Ситуация только ухудшается, если ребенок-новичок, к тому же, застенчив, молчалив или, наоборот, чересчур эмоционален и несдержан.

Если через несколько недель в новом классе ребенок не может найти себе товарища, с которым он мог бы обсудить школьные темы, родителям советуется ненастойчиво и мягко расспросить малыша. Чем дети в его классе занимаются на переменках? Участвует ли в этих занятиях ваш ребенок? Если нет, то почему?

Следующим шагом должен стать разговор с классным руководителем вашего ребенка. Хороший классный руководитель наверняка и сам заметит и постарается решить подобную проблему внутри классного коллектива. Но и вежливая просьба родителей присмотреть за «новеньким» ребенком не навредит: в одном классе сейчас собирается до 35 учеников, и учителю подчас бывает сложно уследить за каждым из них. Классный руководитель может решить эту проблему на уровне класса: например, пересадить ребенка за одну парту с таким же застенчивым учеником, тем самым побуждая их к общению.

В уже сложившемся коллективе ребенок полностью выпадает из социальных взаимодействий класса. Эта ситуация проистекает из предыдущей. Ребенок чем-то резко отличается от остальных детей: у него взрывной темперамент, неблагополучные родители, он как-то иначе одет, «не той» национальности или вероисповедания – а потому ему нет места в этом классе. Разговаривать с ним не желают даже самые дружелюбные из ребят, одноклассники смеются над ним, даже травят, иногда просто игнорируют. Происходит такое в случае, если родители совершенно не занимаются ребенком и никак не участвуют в школьной жизни, а класс, к тому же, подобрался достаточно сложный, и педагог не может с ним управиться.

В такой ситуации выход, пожалуй, только один – как можно скорее перевести ребенка в другой класс, а если позволяет место жительства – в другую школу, и на новом месте постараться вписать ребенка в школьный коллектив.

Подводя итоги, можно дать родителям универсальный совет: говорите со своим ребенком! Говорите как можно чаще, не игнорируйте его просьбы, научитесь слушать и слышать его, угадывать причины его настроения. И когда Вы научитесь быть своему ребенку не просто родителем, но и другом, тогда поймете, что все проблемы, в том числе и такие, решаются достаточно легко. Остается лишь пожелать Вам удачи в этом кропотливом деле.

Эксперт: Александра Игоревна Васильева, руководитель кафедры «Русская словесность» образовательного центра «Аристотель».

Подростковый возраст довольно нелегкая пора, детская психика в переходный период становится хрупкой. Ребенок взрослеет, подсознательно настраивается на новую взрослую жизнь, которая ждет впереди. В связи с этим у подростка могут возникнуть проблемы, главной из которых является отсутствие друзей.

Друзья в жизни подростка в период взросления играют важную роль. Но некоторые ребята не могут подружиться со сверстниками, несмотря на свое искреннее желание общаться и нравиться.

Среди подростков обычно есть дети, которые могут показаться неуклюжими, неуверенными в себе. Такие ребята становятся насмешкой для большинства в коллективе. Как правило, это дети, которые не тщательно следят за внешним видом, возможно, недостаточно хорошо соблюдают правила личной гигиены или просто одеваются не так как все. Это также могут быть полные девочки или мальчики.

Следует помнить о том, что дети неравнодушны к красоте. В первую очередь они оценивают собеседника взглядом, тщательно рассматривают его, приглядываясь к малейшим деталям. Возникает определенное впечатление о сверстнике, ребенок делает вывод о том, как себя с ним вести. Как правило, подростки хотят соответствовать моде и неохотно воспринимают детей, которые одеты просто. Ребенок может быть из небогатой семьи, родители стараются не баловать его, дорогой одеждой, так как не в состоянии себе этого позволить. И тогда невзрачно одетый ребенок может стать объектом насмешек в коллективе. Дети в подростковом возрасте не могут осознать, что поступают неправильно. Учителя и родители должны тщательно следить за их поведением, препятствовать конфликтам между детьми, стараться помочь тем, кто нуждается в совете, поддержке.

Униженный ребенок чувствует себя очень плохо. Если же он от природы стеснительный, насмешки и обиды делают его еще более уязвимым. Подросток боится говорить со сверстниками, с учителями, не может отвечать на уроках, от чего страдает также его успеваемость. К сожалению, у такого ребенка сильно понижается самооценка, он начинает не любить и себя, и окружающих.

Некоторые дети также страдают от недостатка внимания в коллективе. Сверстники их не дразнят, а попросту не замечают. Такие ребята тихие, спокойные, неразговорчивые, внешне не бросаются в глаза, выглядят обычно и аккуратно. Детскому коллективу не интересны застенчивые, неприметные ребята. Такие как они не дают повода ни для насмешек, ни для заинтересованности и дружбы. Им также приходится очень тяжело находиться в коллективе. Ребенок очень хочет проявить себя, заслужить внимание, уважение, однако не может это сделать, из-за сильной застенчивости подросток не знает, как вести себя. Родителям следует уделять подростку больше времени, проводить беседы. Иногда можно обратиться к психологу. Специалист выявит основные причины застенчивости и даст необходимые рекомендации для преодоления этого чувства.

Иногда даже неблагоприятная компания подростков считает себя лучшим кругом общения. Дети в ней могут курить, ругаться матом, издеваться над сверстниками. Ребенку, у которого серьезные проблемы с общением, следует держаться подальше от таких детей, иначе дело может дойти до серьезных конфликтов, и, в крайних случаях, до драки.

Среди подростков бывают также дети, которых уважают сверстники. Эти ребята приветливы, жизнерадостны, легко идут на контакт с окружающими. Однако и уних также может не быть друзей. Одна из причин - нехватка времени на общение. К примеру, занятость уроками, домашним заданием, посещением огромного количества кружков и курсов, занятия спортом. Такие дети неплохо чувствуют себя в семейном кругу, они окружены любовью и заботой. Но родители могут даже не заметить, что подростку не достает общения со сверстниками.

Проблема того, что у подростка нет друзей, должна вызвать у родителей желание помочь ребенку. В первую очередь необходимо понять, что от того, как родители себя ведут по отношению друг ко другу, к окружающим и к своему ребенку, зависит мировосприятие подростка, формируется его собственная модель поведения. Поэтому надо найти найти золотую середину между чрезмерной опекой и полным равнодушием. Необходимо приучать ребенка к самостоятельности с самых ранних лет. Самостоятельные дети способны обойтись без поддержки родителей в ситуациях, когда избалованные подростки теряются. Чрезмерная опека, как известно, губит детскую психику. Ребенок становится зависимым от помощи мамы и папы, что негативно сказывается на адаптации в новых условиях и на общении с другими ребятами.

Порой родители задумываются, как подростку найти друзей. Для того чтобы ребенок смог завязать дружбу со сверстниками, необходимо объяснить, что он смело может проявлять инициативу в общении, но не навязываться. При этом нужно быть настроенным на радостные эмоции и дальнейшую дружбу.

Застенчивость - одна из основных причин нехватки друзей у ребенка. Для преодоления этого необходимо постараться убедить ребенка, что дети все разные. Одна неудача в общении не способна породить следующую. Подростку не следует бояться идти на контакт со сверстниками. Проявив инициативу один раз, у ребенка появится уверенность в себе и общение с новым другом непременно принесет радостные эмоции.