Мода

Обучение по методике масару ибука. Методика Ибука: «Детский сад – это уже поздно! Главное для крохи - это окружение, а не гены

Обучение по методике масару ибука. Методика Ибука: «Детский сад – это уже поздно! Главное для крохи - это окружение, а не гены

Один из самых влиятельных японских предпринимателей, со-основатель корпорации Sony, Масару Ибука, вдруг в один прекрасный день написал книгу о том, как воспитывать ребенка. Причем воспитывать так, чтобы в будущем малыш превратился в самодостаточного, уверенного в себе, счастливого взрослого, способного самостоятельно реализовать свои таланты и потенциал. Эта книга - «После трех уже поздно» - стала визитной карточкой методики Ибука во всем мире.

Масару Ибука: путь от инженера – к воспитателю

Автор методики Ибука, Масару Ибука, родился в Японии в 1908 году, в семье инженера. В 1933 году он закончил электротехнический факультет университета. Однокурсники называли Масару «гениальным», его дипломная работа выиграла высокую награду в Париже. После окончания учебы Масару стал работать в лаборатории по обработке фильмов. И только после войны, в 1945 году в Токио он начал собственное дело по радио-ремонту, а спустя год вместе со своим товарищем он основал скромную фирму - Sony. Которая в будущем стала одним из самых успешных коммерческих проектов в истории бизнеса.

Но не только электроника и коммерция занимали ум Масару Ибука. Он так же серьезно изучал педагогику и мечтал создать свою методику раннего развития детей, позволяющую раскрывать талант и способности человека в раннем возрасте.

В конце 70-х годов прошлого века Масару Ибука основал «Японскую ассоциацию раннего развития». Он был уверен, что когнитивные способности человека развиваются только до первых 3-х лет его жизни. Именно в эти годы мозг ребенка лучше всего воспринимает и запоминает информацию, именно в эти годы ребенка легче всего научить говорить на нескольких языках, научить плавать, рисовать, играть на музыкальных инструментах.

Потом, в более позднем возрасте, все это будет даваться значительно труднее. Изучая теоретические и практические работы на эту тему, Ибука написал несколько книг о проблеме раскрытия возможностей человеческого мозга. Самая популярная его книга, которую он написал в 1971 году и на которой, собственно, и основана методика Ибука, «После трех уже поздно». , так отзывался об этой книге: «Я думаю, что эта работа – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я уверен, что ее должны прочитать все живущие на Земле родители».

В книге Масару Ибука «После трех уже поздно» нет практических советов в традиционном понимании, которые бы объясняли чем и как следует заниматься с ребенком. Но в ней живо и доступно раскрыты фундаментальные вопросы, разобравшись в которых, можно лучше понять суть и задачи . Чтобы лучше понять, в чем состоит методика Ибука, конечно, лучше прочесть его книгу целиком. И не раз!

Основные тезисы методики Ибука просты и понятны:

Обеспечьте младенцу наблюдательный пост!

Задумайтесь, что обычно видит младенец в период, как он бодрствует? Да практически ничего! Белый потолок, сетка от комаров или дождевик на коляске, и лишь изредка – улыбающееся или взволнованное лицо своих родных. Согласитесь – это не слишком-то благоприятные условия для раннего развития.

Поскольку младенец на самом начальном этапе своей жизни имеет возможность пока что только лишь наблюдать за окружающим миром – глупо лишать его этой драгоценной возможности получения информации. Наоборот: старайтесь расположить малыша, который еще даже переворачиваться не способен, таким образом, чтобы он мог видеть не только один белый потолок, но и предметы, людей, обстановку вокруг себя.

Даже банальные бытовые картинки – носители новой информации для ребенка, в том числе и новорожденного! Они удовлетворяют сенсорные потребности крохи, с которыми он уже рождается на свет. Дайте ему полный обзор с первых дней жизни – и в будущем вы получите любознательного, открытого к новым знаниям, общительного ребенка, а затем и взрослого.

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев

По мнению Ибука, ни в коем случае не нужно стремиться воспитать из ребенка гения. Все люди, при условии отсутствия физических недостатков, рождаются одинаковыми. То, как они потом делятся на умных или глупых, вежливых или агрессивных – зависит исключительно от воспитания и от той среды, в которой растет малыш. Любой ребенок, воспитанный в благоприятных условиях, вырастет сообразительным, уверенным в себе и достойным человеком.

Согласно методики Ибука, главная задача раннего развития – растить не гениев, а искренних и счастливых детей.

Структуры мозга формируются к трем годам

В человеческом мозгу примерно 1,4 миллиарда клеток. Конечно, у новорожденного ребенка большинство из этого количества клеток не используется. Период, на который приходится активное формирование связей между клетками мозга – время от рождения ребенка до трех лет. В этот период появляется около 80% таких соединений. И чем их больше, тем больше возможности мозга. Уже в первые полгода после рождения мозг ребенка обладает 50% взрослого потенциала. К трем годам эта пропорция составляет 80%.

Согласно Методике Ибука, у ребенка уже в раннем возрасте есть музыкальный слух, достаточные физические способности (правильная координация движений), а также базовое эстетическое восприятие.

Не путайте ребенка, не меняйте тактику

Многие родители к воспитанию подходят чересчур креативно: в первые десять-двенадцать месяцев, когда ребенок еще не способен выражать свои желания вербально, они балуют малыша. Зато потом, примерно к полуторагодовалому возрасту ребенка, вдруг полностью меняют стратегию и делаются строгими в общении с ним. Это вызывает у ребенка естественный протест. Чтобы у ребенка сразу сформировались правильные понятия о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», вы должны как можно раньше установить ему границы дозволенного. Это делается просто – нужно вызывать у ребенка чувство комфорта и приятные эмоции, когда он делает что-то, что вы считаете правильным и благоприятным. И наоборот – вызывать неприятные эмоции, когда он делает что-то плохое.

Однако и похвалу, и наказание нужно использовать аккуратно, деликатно и в меру. В некоторых случаях наказание вызывает у детей противоположную реакцию – открытого неповиновения. Особенно это касается физических наказаний. У ребенка 2-3 лет уже вполне развитое чувство собственного достоинства, и он сильно рассердится, если родители попытаются его отшлепать. Ибука считает, что применять физические наказания в отношении детей можно, только до тех пор, пока они не в состоянии воспринимать их как оскорбление. Это значит, что период, пока ребенка можно шлепать по попе за провинность, очень мал – примерно до года.

Родительское влияние на личность ребенка должно оказываться только в период до детского сада. Дальше – только поддержка и забота о его здоровье. Обратная ситуация – невмешательство в раннем возрасте и давления на ребенка в более позднем - может только погубить его талант и вызвать сопротивление к развитию заложенного потенциала.

Взрослые понятия «трудно» и «легко» совершенно не подходят для ребенка

Довольно часто – почти всегда – взрослые берутся судить, что какая-либо книга, или игра, или классическая музыка, окажется для ребенка недоступна в силу ее сложности. Но почему мы в этом так уверены? У ребенка еще не сформированы представлений о том, что такое «трудно» и «легко». И любой иностранный язык, и музыка Вивальди, и детские книжки-раскраски для него одинаково не изучены. А значит, нельзя говорить о том, что они для него «сложны». Этот вывод мы, взрослые, делаем исключительно на основании своих собственных эмоций и опыта.

Потенциально четырехлетний ребенок способен легко обыграть вас, взрослого, в карты. Потому что вам сознательно приходится всякий раз запоминать какую-либо картинку, сюжет, место или число, тогда как дети всегда пользуются замечательной и весьма эффективной образной памятью.

Читайте книги!

В рамках короткой статьи крайне трудно раскрыть все тонкости и нюансы того или иного подхода к воспитанию ребенка, но перечисленные тезисы дадут вам некоторое представление о методике Ибука, которую многие педагоги и психологи называют одновременно и простой и революционной. Более подробные инструкции по раннему развитию своего малыша в рамках методики Ибука вы сможете найти в книге ее автора – «После трех уже поздно», которая уже давно переведена на русский язык и выдержала несколько переизданий.

Вышедшая в 70-х годах книга по воспитанию детей «После трех уже поздно» простого японского бизнесмена Масару Ибуки, до сих пор вызывает много споров. Но, несмотря на это, эта методика раннего развития стала популярной не только на территории Японии, но и по всему миру.

В этой статье рассмотрим основные положения методики Масару Ибуки «После трех уже поздно».

Раннее начало

Масару Ибука считал, что начинать развивать своего ребенка надо уже с первых дней его жизни, так как в первые три года мозг развивается очень быстро и за это время сформировывается на 70-80%. Это значит, что в этот период дети быстрее обучаются чему-либо, и можно создать прочную базу, необходимую для получения дальнейших знаний. Он говорил, что ребенок будет воспринимать столько информации, сколько он сможет воспринять, а все остальное он просто отбросит.

Учет индивидуальных особенностей

Вся система развития для каждого ребенка составляется индивидуально, с целью выявления круга вопросов, интересных малышу (то есть распознать его наклонности) и поддержания этого интереса. Ведь это прямой путь для определения будущей профессии, а значит, возможности добиться больших успехов в жизни.

Соответствующий дидактический материал

Для того, чтобы добиться хорошего результата, ребенка необходимо окружить не самодельными наглядными пособиями, а произведениями искусства великих людей: картинами, классической музыкой, стихами.

Двигательная активность

Ибука настаивал, что дети должны начинать заниматься различными видами спорта: плаваньем, катанием на роликах и др. – еще тогда, когда они только учатся совершать самостоятельные шаги. Это необходимо для развития координации движения, ловкости, укреплению всех мышц. Ведь известно, что сильные и хорошо физически развитые люди, более уверенные в себе и быстрее усваивают знания.

Творческая деятельность

Обязательным автор методики считал обязательно нужно заниматься с ребенком лепкой, складыванием бумаги и рисованием. Это способствует укреплению мелкой моторики у малыша, что приводит развитию его интеллекта и творческих способностей. Масару Ибука предлагал не ограничивать детей маленькими размерами листа, а давать ему для творчества большие листы и не «подсказывать» как и что рисовать, чтобы он мог самовырзиться.

Изучение иностранных языков

С младенчества, по мнению автора методики, просто необходимо заниматься иностранными языками, а можно даже одновременно несколькими. Для этого он предлагал использовать записи с уроками, записанными носителями языка, так как у деток очень хороший слух. Естественно, что при занятиях с ребенком надо использовать интересный для него материал: игры, песенки, стишки с движениями.

Связь с музыкой

Следующей составляющей раннего развития по методике Масару Ибука является формирование музыкального слуха. Он предлагал вместо популярных детских песенок знакомить малышей с классической музыкой, а так же обучаться музыке академически. Ибука настаивал, что это поможет воспитанию лидерских качеств, усидчивости и концентрации внимания.

Соблюдение режима

Обязательным в своей системе развития Ибука считал строгий режим, с четким расписанием всех занятий и гигиенических процедур. Это надо не только детям, но и родителям, которым, чтобы успевать заниматься всем, надо правильно распланировать время.

Создание правильного эмоционального фона

Но самым главным в своей системе развития Масару Ибука считал создание правильного окружения – среды любви, теплоты и веры в его силы. Он рекомендовал мамам чаще брать своих малышей на руки, больше с ними общаться, чаще хвалить их, чем ругать, обязательно петь им колыбельные и рассказывать на ночь сказки.

Основная цель методики раннего развития Масару Ибука «После трех уже поздно» не сделать гения из вашего ребенка, а дать ему возможность обладать глубоким умом и здоровым телом.

Методика Масару Ибуки, безусловно, отличается от других, таких как методика или , но вполне имеет право на существование.

Масару Ибука и его оригинальная система раннего физического развития популярна в Японии и далеко за ее пределами. В середине 70-х годов XX века его брошюра с провокационным названием „После трех уже поздно" стала особого рода сенсацией в педагогических кругах всего мира, так как тезисы изложенные в ней выглядели настолько революционно и свежо.

При этом автор ее совсем не педагог, и не психолог и даже не многодетный отец. Масару – инженер и бизнесмен, но его интерес к возрастной психологии и физиологии нельзя назвать поверхностным или случайным, так как он продиктован родительской необходимостью. Единственный сын японского гения перенес тяжелую болезнь и начал заметно отставать в развитии. Вот тогда и родилась методика Масару Ибука . Заботливый отец просто искал способы реабилитации для своего ребенка: много читал, общался с философами, педагогами-новаторами и специалистами по детской психологии. Даже будучи президентом компании Sony, он направил все свое внимание на самое главное - на будущее, на детей и создал организацию «Обучение талантов» и Ассоциацию раннего развития в Японии, которая действует и поныне. Занятия в Ассоциации ведутся на основании оригинальных методик и приводят к ошеломляющим результатам. Дети, воспитанные свободно владеют иностранными языками, великолепно читают, рисуют, плавают как дельфины, сочиняют и играют симфоническую музыку. И при этом остаются шаловливыми, жизнерадостными и отлично адаптированными к социуму людьми. Японский новатор не дает определенных рецептов по воспитанию вундеркиндов. Более того, все изложенные в его знаменитой книге принципы в настоящее время являются стандартной практикой для многих заботливых и вдумчивых родителей. Всем кого интересует детей , будет весьма полезно прочесть эту книгу - даже если вашему ребенку уже далеко не три года.

Не опоздайте!

Методика Масару Ибука в очередной раз нас убеждает в том, что возможности детей раннего возраста просто безграничны. По мнению автора именно ранее позволяет заложить основы для будущих возможностей малыша. Масару Ибука не только боролся за инновации в развитии ребенка, но и благополучно вводил их в жизнь. Методика раннего развития автора подробно описана в его книге «После трех уже поздно». Согласно которой, архиважным периодом для развития малыша считается возраст до 3 лет. Масару обращает внимание на то, что к трехлетнему возрасту клетки мозга зарождаются до 70-80% нейронных связей, т.е. в первые шесть месяцев мозг имеет уже 50% всего своего взрослого потенциала, а к трем - практически 80%. Потребности, мышление, чувства, творчество после трех лет использует уже заложенную сформированную к этому возрасту базу. И если в этот период не создать прочную базу, все дальнейшее обучение вряд ли приведет к блестящим результатам. Именно поэтому родители обязаны приложить все усилия, что максимально сформировать все эти основы уже до 3-х лет. Существенно повлиять на раннее развитие детей в детском саду уже поздно.
Вся методика развития детей японского автора построена на том, чтобы изменить не содержание обучающего материала, а . Не стоит насильственно вскармливать детей фактами, цифрами. По мнению Масару, малыша просто невозможно перекормить новыми впечатлениями и сведениями: детский мозг подобен губке, быстро впитывает все знания, а когда он чувствует что «достаточно», то включается механизм «блокировки» и новая информация уже просто не воспринимается. Естественно, разумеется, что информация и главное - форма ее подачи должна соответствовать возможностям каждого ребенка и отвечать его потребностям. Мама, которая всегда рядом с ребенком должна почувствовать время, когда следует дать малышу новый опыт. Автор убежден, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а поддаются формированию в определенный жизненный период. И с точки зрения детской психологии и физиологии мозга самым благодатным таким жизненным периодам и является этот возраст до 3-х лет. При этом успех развития в большей степени будет зависеть не от задатков малыша.

Масару Ибука придерживается мнения Шиничи Сузуки, который говорил: «Нет отсталых детей – всё зависит от метода обучения».

А также считает, что раннее развитие детей – это не воспитание гениев, а возможность воспитать своего малыша здоровым, смышленым, с глубоким умом и обязательно добрым.

Чему учить ребенка?

Методика Масару Ибука основана на том, что программа развития для каждого малыша выстраивается индивидуально. Но при этом следует учитывать очень точную, но немного парадоксальную мысль, что для детского пытливого ума нет четких представлений, какие мыслительные процессы являются легкими, а какие - трудными. Методика развития детей японского новатора уверяет, что дети осваивают все самое сложное (для нас) с большой легкостью и неосознанно. Автор, отвергая стереотипы о последовательности процесса познания, утверждает о том, что ребенку все интересно и в новинку. И очень важно предлагать малышу много сложных и разных, с точки зрения восприятия взрослого, вещей. Особенно это касается игры на музыкальных инструментах и иностранных языков. Масару Ибука также замечает, что „алгебра для малыша ничуть не сложнее арифметики". Важно в этом процессе, чтобы дети чувствовали любовь, уважение и поддержку своих родителей и конечно имели возможности для обучения.
Он предлагает использовать такое понятие как «образ» (особый процесс мышления). С помощью него у малыша появится возможность воспринимать и распознавать информацию. Так во время процесса познания ребенок создает моментальный образ и затем пользуется своей интуицией.
Масару Ибука заостряет внимание на том, что новый опыт вводить детям необходимо своевременно.

Малышу нужно дать определенную возможность для развития всех его потенциальных способностей. Ведь его жизнь должна быть полноценной, где будет всестороннее развитие, а не строгая узкая направленность.

Автор говорит, что хорошая музыка необходимо не только будущему талантливому музыканту, а иностранные языки -будущим профессиональным лингвистам. Малышу ни в коем случае нельзя указывать границы. Так как трехлетний ребенок может удивляться не только Микки Маусу, но и даже шедеврам искусства Леонардо да Винчи, Мане, Ренуара и так далее. Таким образом, мы уводим детей от штампов, расширяем горизонты познания и в результате формируем потребность, определенный навык к постижению чего-то нового, который при поддержке родителей не сможет угаснуть в дальнейшем.
Методика Масару Ибука очень требовательна и придирчива к качеству дидактического материала. По убеждению ее автора, в качестве наглядных пособий, предназначенных для развивающих занятий должны выступать совсем не игрушки, а все возможные сокровища мировой цивилизации. Учить стоит на первоклассных образцах! Пускай ребенок уже с самого раннего возраста увидит картины великих художников и услышит наилучшие образцы музыки, запомнит и полюбит стихи гениальных поэтов.

Музыка и языки в развитии ребенка

Достаточно большое значение уделяет раннему обучению иностранным языкам и приобщению ребенка к музыкальной культуре. Наиболее талантливые ученики уже к 4 годам свободно владеют и общаются на 5-10 языках и при этом переходят от одного к другому без особых затруднений. Никто не будет отрицать общеизвестный факт, что музыкальная гармония усваивается лучше всего в детстве. Многие идеи в области педагогики Масару перенял у уникального педагога, скрипача Шиничи Сузуки, который также пришел к идее раннего музицирования. Ибука обнаружил, что обучение музыке в самом раннем возрасте не только „смягчает душу и улучшает характер" ребенка, но и также в результате регулярных тренировок воспитывает способность к концентрации внимания и усидчивость. Так в конечном итоге, любому человеку легче осваивать новую работу или новые знания - в какой бы отрасли они ни лежали. Более того, Масару Ибука обнаружил связь между выработкой лидерских качеств и музыкальными студиями.

Физическое развитие ребенка

Методика Масару Ибука призывает учить детей кататься на роликовых и ледовых коньках, когда они еще делают только первые шаги и учить плавать практически с рождения. Так малыши с удовольствием и быстро смогут развить баланс и координацию движения. А, как правило, более физически развитые, ловкие дети и знания гораздо быстрее своих сверстников усваивают. Поучительно и также и то, что призывает почаще всех мам брать своих любимых крох на руки и даже в свою постель, баюкать, напевать песенки, рассказывать и вообще общаться с ребенком как можно больше. Только в тесном контакте малыша и матери, по мнению автора японской методики раннего развития , и определяется фактор формирования отзывчивого человека. Масару считает также, что у ребенка должно быть четкое расписание всех занятий и строгий режим. Примечательно и то, что в качестве метронома, который и будет отсчитывать время, он предлагает ввести телевизор, так например, после просмотра вечерней программы новостей наступает пора готовиться ко сну, а утренняя, допустим, музыкальная программа будет, служит сигналом к тому, что необходимо идти умываться.

Японская строгость в воспитании ребенка

Всем известно, что в Стране восходящего солнце действует так называемая «японская» модель воспитания детей, где им разрешается буквально все, но до определенного момента и затем маленькие японцы встраиваются в иерархическую жесткую структуру общества. Где авторитет старших является незыблемым и непререкаемым. Но Методика Масару Ибука да и все реальные японские методики эту модель опровергают. Кроме того такой подход к воспитанию ребенка в Японии считается глубоко ошибочным. Так как именно в первые годы жизни малыша необходимо быть с ним ласковым, но в тоже время оставаться строгим, и по мере развития его личности „отпускать поводок" постепенно и проявлять уважение к воле ребенка.

Масару считает, что принципы невмешательства в раннем возрасте и большого давления впоследствии могут очень негативно сказаться на развитии определенных талантов и даже вызвать серьезное сопротивление.

Он также допускает физическое наказание (за это систему обучения очень часто критикуют) в отношении маленьких детей, в частности шлепанье. Японский автор объясняет это тем, что в 2-3 года у ребенка уже развивается чувство собственного достоинства и поэтому отчитывать малыша в таком возрасте уже проблематично. Чем больше ребенка наказывают и ругают, тем более капризным и непослушным он становится. А чтобы избежать этого порочного круга - выход только один: приучать детей к дисциплине, пока им еще нет и года. Но в любом случае физическое наказание не должно унижать личность малыша, а тем более пробуждать чувство мести. Необходимо как можно чаще хвалить ребенка, а наказывать и ругать как можно реже. И никогда не ругать малыша при третьих лицах. Помните, что принуждение - это худший способ обучения, забота об интеллектуальном развитии вовсе не подразумевает насилие, а своеобразное пробуждение к интересу познания.

Территория развития ребенка

Методика Масару Ибука призывает всех мам принести в жертву свои карьерные амбиции ради того, чтобы быть со своим ребенком и научить его всем житейским мудростям, ведь дети очень нуждаются в заботе и любви со стороны взрослых. В своей книге автор выделяет и определяющую роль отца в воспитании малыша и о преимуществах больших семей, где к воспитанию внуков подключены и дедушки и бабушки. Очень важны также контакты ребенка с другими детьми - это развивает общительность, интуицию, фантазию, чувство соревновательности, лидерства, а также и стимулирует ум ребенка. Масару утверждает, что подобные контакты помогут ребенку на разных уровнях найти определенный баланс между индивидуальным и общественным, сформировать у малыша чувство ответственности и право на уважение к себе. Именно этот баланс и будет основой успешного взаимодействия с обществом. Методика развития детей японского гения не дает готовых решений и рецептов. А просто делится своим видением на раннее обучение и развитие. Автор рассказывает о тех результатах, которые достигают «его» дети и предлагает любящим родителям самостоятельно выбрать только те составляющие метода, которые на их усмотрения наиболее подходят именно для их малыша. Ключевая идея всей его системы обучения состоит в том, что не генетика, а социальная среда, окружение, умелые и вдумчивые педагоги имеют преобладающее значение для развития способностей ребенка. Конечно, природные задатки тоже важны, но ведь только правильная тренировка позволит им полностью раскрыться. Только любящие и вдумчивые родители, по мнению Масару Ибука, способны воспитать человека, адаптированного к любым трудностям и который сможет самостоятельно создавать новую реальность.

Масару Ибука не изобрел, как многие другие авторы методик развития детей , новые и игры, зато дал несколько, как кажется, простых, но очень дельных советов:

1.Учите наизусть стихи. Известны случаи, когда двухлетние малыши рассказывают наизусть практически всего Чуковского, а их сверстники в это время не могли даже запомнить четверостишие про плачущую Таню.

2.Обязательно берите своего ребенка на руки. Физическое соприкосновение с родителями, общение влияет не только на развитие детского интеллекта, но и формирует восприимчивого, отзывчивого человека. Взаимодействия с родителями не может быть слишком много: новорожденного нельзя избаловать лаской или совместным сном.

3.Окружите своего ребенка настоящими шедеврами музыки и произведениями искусства.

Моцарт исполнил свой первый концерт в три года. В том же возрасте будущий английский мыслитель и экономист Джон Стюарт Милл уже читал классическую литературу по-латыни. В пять лет Том Блинд играл на пианино левой и правой руками одновременно две разные мелодии, насвистывая при этом третью. Физик Л. Д. Ландау стал студентом университета в 13 лет.

“Гении падают с неба” утверждал Дидро. Одаренность ребенка – результат целенаправленных усилий родителей и правильной окружающей среды, считает Масару Ибука – инженер, основатель корпорации Sony и автор книг по раннему детскому развитию. Именно о нем пойдет речь в этой статье.

Масару Ибука является одним из основателей корпорации Sony, а также организатором и руководителем действующей Ассоциации раннего развития, которая славится своими уникальными методиками. Малыши, воспитанные «по Ибуке» замечательно рисуют, плавают, свободно владеют иностранными языками, играют и даже сочиняют симфоническую музыку. Эти детки отлично адаптированы к окружающей среде.

После трех уже поздно

Именно такое провокационное название носит нашумевшая во всем мире брошюра Масару Ибука. Автор считает, что от рождения до своего третьего дня рождения ребенок проходит путь, сопоставимый по многим параметрам со всей последующей жизнью. В первые три года жизни человеческий мозг развивается невероятными темпами. В это время формируется 70-80 % нейронных связей между клетками мозга, благодаря которым он обеспечивает дальнейшее интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие человека. То есть если в этот период не создать прочную базу, все дальнейшее обучение вряд ли приведет к блестящим результатам, подобно тому, как маловероятно совершить прорыв, работая на слабом, плохом компьютере.

Впрочем, раннее развитие в системе Масару Ибуки - это отнюдь не насильственное вскармливание младенцев фактами и цифрами. По его мнению, кроху невозможно перекормить новыми сведениями и впечатлениями - детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что «уже достаточно», включается механизм блокировки и новая информация просто не воспринимается. Разумеется, информация и - главное - форма, в которую она «упакована», должны соответствовать возможностям ребенка и отвечать его потребностям.

В чем суть?

Программа развития для каждого ребенка выстраивается индивидуально. Но следует учитывать парадоксальную, но тем не менее очень точную мысль: для юного пытливого ума нет четких представлений о том, какие мыслительные задачи являются трудными, а какие - легкими. Вопреки нашим стереотипам о последовательности процесса познания, ребенку все в новинку, все интересно. Масару Ибука считал очень важным предлагать детям много разных и сложных, с точки зрения взрослого человека, для восприятия вещей, попутно замечая, что «алгебра для малыша ничуть не сложнее арифметики».

Таким образом мы уводим детей от штампов, расширяем горизонты познания. А в результате формируется навык и потребность к постижению нового, который при поддержке близких людей не угаснет и в дальнейшем.

Масару Ибука весьма придирчив и требователен к качеству дидактического материала. По его убеждению, в качестве наглядных пособий для развивающих занятий должны выступать не игрушки, сделанные ограниченными взрослыми специально для детей, а все сокровища мировой цивилизации. Учить надо на первоклассных образцах!

Пусть в самом раннем возрасте ребенок увидит картины великих художников, услышит лучшие образцы классической музыки, полюбит и запомнит стихи гениальных поэтов.

Музыкальная и языковая гармония

В системе Масару Ибуки огромное значение придается раннему обучению иностранным языкам и приобщению к музыкальной культуре.

Наиболее талантливые ученики к четырем годам свободно общаются на 5-10 языках, без затруднений переходя с одного на другой. Знание нескольких иностранных языков Ибука считает нормой для каждого человека.

Общеизвестный факт: музыкальная гармония лучше всего усваивается в детстве. Некоторые свои педагогические идеи Ибука сформулировал под влиянием уникального педагога, скрипача Шиничи Сузуки. Сам профессор Сузуки пришел к идее раннего музицирования, когда оценил, с какой быстротой дети осваивают родную речь, ее фонетический строй и грамматическую гармонию. Ибука обнаружил, что академическое обучение музыке в юном возрасте не только «смягчает душу и улучшает характер», но также благодаря регулярным тренировкам воспитывает усидчивость и способность к концентрации внимания. А в конечном итоге человеку легче осваивать новые знания и выполнять любую работу - в какой бы области она ни лежала. Более того, Ибуки обнаружил связь между музыкальными штудиями и выработкой лидерских качеств.

Двигательная активность

Ибука призывал учить детей плавать с рождения и кататься на ледовых и роликовых коньках, когда они еще только делают первые шаги. Так малыши быстро и с удовольствием будут развивать баланс и координацию движений. А более ловкие и физически развитые детки, как правило, и знания усваивают гораздо быстрее своих сверстников.

Поучительно, что в то время когда под влиянием идей доктора Бенджамина Спока совместный сон с ребенком считался чуть ли ни чем-то неприличным, а ношение крохи на руках - баловством, Масару Ибука, напротив, призывает матерей почаще брать младенцев на руки и в свою постель, напевать им песенки, баюкать, рассказывать сказки и вообще как можно больше общаться.

В тесном контакте мамы и крохи Ибука видел определяющий фактор формирования отзывчивого человека

По мнению Ибуки, у ребенка должен быть строгий режим и четкое расписание всех занятий. Примечательно, что Масару Ибука предлагает использовать в качестве метронома, отсчитывающего время, телевизор - например, после вечерней программы новостей пора готовиться ко сну. Утренняя музыкальная передача - сигнал к тому, что пора идти умываться.

Методика воспитания Масару Ибука

Стереотип о «японском» воспитании гласит, что в Стране восходящего солнца малышам разрешено буквально все, но в какой-то момент гайки закручиваются, и маленькие японцы встраиваются в жесткую иерархическую структуру общества, где авторитет старших является непререкаемым.

Масару Ибука считает такой подход глубоко ошибочным. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем, по мнению Ибуки, может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним ласковым, но строгим, а по мере развития его личности постепенно «отпускать поводок», выказывать уважение к его воле.

Больше всего метод Масару Ибуки критикуют за то, что он допускает физические наказания в отношении маленьких детей, в частности шлепанье. Сам автор объясняет свою позицию так: в 2-3 года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, поэтому строго отчитывать кроху в этом возрасте уже проблематично.

Чем больше малыша ругают и наказывают, тем более непослушным и капризным он становится

Чтобы избежать развития этого порочного круга, есть только один выход - приучать детей к дисциплине, пока им еще нет года.

В любом случае физические наказания не должны унижать личность ребенка и пробуждать жажду мести. Нужно хвалить почаще, ругать и наказывать пореже. И ни в коем случае не ругать при третьих лицах, помнить, что принуждение - худший способ обучения. Забота об интеллектуальном развитии подразумевает не насилие, а пробуждение интереса к процессу познания.

С моей точки зрения, основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в “хороший” детский сад и начальную школу. Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. Масару Ибука

«После трех уже поздно»: внимаем и запоминаем

  • Ни один ребенок не рождается гением, и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка.
  • Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра или землетрясения. Раннее развитие - это примерно и есть такой фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово.
  • Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица - это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
  • Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее - это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребенка.
  • Если мама простудится, она может постараться не заразить своего ребенка, например, не держать его на руках слишком близко или надеть марлевую повязку. Но не так уж много мам, которые заботятся о том, чтобы не передать детям своих недостатков. Вирус под названием «нервозность» у мамы гораздо более заразный и сильный, чем простуда.

Масару Ибука не изобрел новых развивающих игр и игрушек, как многие другие методисты, зато дал несколько очень дельных советов.

1. Учите стихи наизусть. Мозг ребенка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Чем интенсивнее используется память, тем лучше она функционирует и развивается. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. Известны случаи, когда двухлетние карапузы рассказывали наизусть всего Чуковского, в то время как их сверстники не могли запомнить четверостишие про плачущую Таню.

2. Берите кроху на руки. Общение, физическое соприкосновение с родителями влияет не только на интеллект малыша, но и формирует отзывчивого, восприимчивого человека. И вообще - общения, взаимодействия с родителями не может быть слишком много. Новорожденного нельзя избаловать совместным сном и лаской.

3. Разнообразьте занятия. Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, с возможно более широким кругом предметов, чем сосредотачиваться на чем-то одном. С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.

4. Дайте ребенку карандаши как можно раньше. Все, что малыш делает руками - рисует, разбрасывает игрушки, рвет цветную бумагу, - развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты. Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать («Держи карандаш правильно!», «Яблоки должны быть красные»), то помешаете развитию его творческих способностей.

5. Тренируйте левую руку так же, как правую. Обратите внимание, что обезьяны свободно пользуются обеими руками для еды и игры. Человек в этом отношении менее совершенен…

6. Не покупайте малышу слишком много игрушек. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Если вы хотите развить у крохи фантазию, нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. В воображении малыша кусок дерева или крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или корабль - это куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина, которую можно использовать по какому-то одному назначению.

7. Больше двигайтесь. Пешая ходьба стимулирует мыслительный процесс и является отличным упражнением для интеллекта. Не зря ведь многие талантливые люди говорят, что во время прогулки в голову приходят новые идеи и вновь появляется вдохновение.

Так говорил и завещал великий Масару Ибука

  • Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей
  • Детям полезна ходьба. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе. Не случайно многие писатели говорят, что, когда работа у них стопорится, они совершают прогулку, в процессе которой появляются новые идеи. По всей вероятности, ходьба стимулирует мыслительный процесс.
  • Лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур развивает творческие задатки ребенка. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение – это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке. Малыш с любопытством изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на те, которые дают ему, “радость достижения” и удовлетворяют его потребность в творчестве.
  • Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше. Все, что ребенок делает руками – рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу – развивает его интеллект и творческие задатки.
  • Мне кажется, в Японии детям дарят слишком много игрушек. Когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром. Лучше, если ребенок сделает себе игрушку сам.
  • Когда ребенку дают стандартный лист бумаги, его тут же лишают возможности выбора. Ребенок видит огромный мир (гораздо больший, чем родители могут себе представить), когда он впервые берет в руки карандаш и обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой бумаге. Этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Я бы давал ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя.
  • Воспитывать ребенка – это значит воспитывать и самого себя.

Методика Ибука

Принципы Масару Ибука

Масару Ибука — японский предприниматель, один из основателей корпорации электронной техники «Sony» Ибука стал одним из «первопроходцев» в направлении раннего развития детей. Ибука считал, что умственные способности человека развиваются только в первые три года жизни. Именно в этот период, когда мозг маленьких детей жадно впитывает любую информацию, их можно с легкостью научить говорить на нескольких языках, плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке (по методу Шиничи Сузуки).

Как известно, в более позднем возрасте обучение всему этому отнимает много времени и сил. Углубившись в изучение теоретических и практических исследований на эту тему, Ибука написал ряд книг, посвященных проблеме раскрытия, практически, безграничных возможностей человеческого мозга. Самая известная его книга - «После трех уже поздно» (1971 год).

Биография Масару Ибука (11.04.1908 - 19.12.1997)

Масару Ибука родился в Японии. Он был единственным ребенком в семье. Отец Ибука работал инженером.

В 1933 году Масару закончил электротехнический факультет Университета Васэда, где сокурсники прозвали его «гениальным изобретателем», а его дипломная работа получила приз на Парижской выставке. После окончания университета Масару стал работать в «Фотохимической лаборатории», которая занималась обработкой фильмов. В 1945 году он покинул эту компанию и открыл магазин по радио-ремонту в Токио.

В 1946 году Ибука Масаруи Акио Морита основали корпорацию «Sony». Благодаря инженерным разработкам Масару «Sony» стала одной из лидирующих компаний.

Масару Ибука был президентом «Sony» с 1950 по 1971 год, а затем с 1971 по 1976 год - председателем совета директоров. В 1976 году Ибука покинул свою корпорацию и поддерживал с ней связь лишь в качестве советника

Масару Ибука всегда интересовался образованием и воспитанием детей. В 1969 году Ибука создал организацию "Японская ассоциация раннего развития". Японские и зарубежные ученые, проанализировав различные исследования, пришли к выводу, что к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на 70 - 80 процентов. На основе этого заключения и возникла новаторская теория о возможности раскрыть потенциал мозга, при помощи соответствующих занятий с ребенком, начиная с самого рождения.

К заслугам Масару Ибука также относится создание Японской ассоциации раннего развития и школы «Обучение талантов».

Масару Ибука умер в Токио в 1997 году от сердечного приступа.

Книга «После трех уже поздно»

Книга «После трех уже поздно» была издана в Японии в 1971 году. Эта книга перевернула традиционные представления о развитии детей.

В 1977 году книга была переведена на английский язык, а затем и на другие языки мира. В 1991 году М. и Н. Перовыми был сделан русский перевод.

В книге «После трех уже поздно» вы не найдете практических советов чем и как заниматься с ребенком. Это фундаментальная книга, рассматривающая основные вопросы воспитания и объясняющая суть и цель раннего развития детей.

«Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым, а не воспитание гениев», - считал Масару Ибука.

«Основная цель этой теории, - пишет Ибука, - предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта; его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста; главное - развить в ребенке безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. И главное в этом процессе - вовремя ввести новый опыт».

Новаторские тезисы Масару Ибука

Концепции и идеи Масару Ибука подкреплены экспериментами, исследованиями и примерами из жизни.

Одни тезисы для нас с вами будут хорошо известными прописными истинами, о других, возможно, вы интуитивно догадывались или/и применяли их при обучении и воспитании своего ребенка, но есть и такие, которые покажутся вам весьма спорными и даже противоречивыми.

Но, тем не менее, Масару Ибука был одним из первых, кто заговорил о раннем развитии ребенка в связи с проблемой необратимого угасания возможностей развития способностей человека.

. Способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в первые три года его жизни.

Огромное влияние на новорожденного оказывают благоприятные условия, его жизненный опыт и стимулирующее образование в период развития мозговых клеток (т.е. в первые три года жизни). Ведь дети - такие одинаковые при рождении, вырастают с разными способностями и характерами.

Опыт раннего детства крепко отпечатывается в мозгу. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание. Раннее развитие - это примерно и есть такой фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово.

У детей нет четких, устоявшихся представлений о том, что "трудно", а что «легко": поэтому учить ребенка английскому или японскому языку, знакомить с музыкой Баха или детскими песенками можно одновременно.

Не надо бояться "перекормить" или перевозбудить нервную систему ребенка: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию.

Ребенок до трех лет очень близок к животному в том плане, что он еще не способен логически мыслить и полагается на свою интуицию и инстинкты.

В раннем возрасте развивается музыкальный слух, физические способности (координация движений и чувство равновесия), основа эстетического восприятия - сенсорная реакция.

Если в первый год баловать ребенка, а потом вдруг стать строгими, это заставит его протестовать. Чтобы ребенок сразу понимал, что такое "хорошо" и что такое "плохо", гораздо результативней сразу показывать ребенку границы дозволенного и создавать у него приятные эмоции, когда он делает что-то хорошо, и неприятные, когда - плохо.

Похвалой и наказанием нужно пользоваться очень осторожно. Наказание может вызвать у ребенка противоположную реакцию - открытого неповиновения. Однако, в возрасте до одного года малыша не оскорбляют физические наказания. И, наоборот, 2-З-летний ребенок, когда у него развивается чувство собственного достоинства, его "Я", остро реагирует, если его отшлепать. Итак, шлепать ребенка можно только пока он еще слишком мал, и не может воспринять это как оскорбление.

Когда ребенок гневается и плачет, нужно выяснить причину его поведения. Если вы будете его ругать или просто не обращать внимания, это сделаетребенка более эгоистичным и упрямым.

Интерес - это лучший стимулятор в воспитании и развитии ребенка. Но здесь естьо дна проблема: интерес ребенка к чему-то одному быстро пропадает, посколькул юбопытство его безгранично. Если предоставить его самому себе, его внимание будет перескакивать с одного предмета на другой. Конечно, это свойственно детскому возрасту, и попытки насильно удержать внимание ребенка на чем-то одном могутиметь обратный эффект. Любопытство ребенка - важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его интеллектуального развития.

Повторение - лучший способ стимулировать интерес ребенка. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении.

Чтобы с самого начала ребенок естественно относился к половому вопросу, эту тему следует обсуждать спокойно,в дружелюбном тоне.

Вкусы ребенка, так же как и другие чувства, формируются почти полностью между годом и тремя. Если вы предлагаете своему ребенку одну и ту же пищу изо дня в день, его вкусы не разовьются, и он будет отказываться от всякой новой пищи. Неследует кормить ребенка только тем, что полезно. Очень важно, чтобы он получал удовольствие от еды, и чтобы еда была как можно более разнообразной.

Знакомьте ребенка с подлинным искусством. Если у него в мозгу, который пока что еще как чистый лист бумаги, запечатлеются картины Матисса и Пикассо и музыка Моцарта и Бетховена, они и будут влиять на его вкусы.Если же в его мозгу отпечатаются подделки и книжки с примитивными картинками, он будет нечувствителен к подлинному искусству.

Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, а не сосредоточиваться на чем-то одном.С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе, и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.

Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Многие психологи считают, что, когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это подавляет его и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой,придумывая разнообразные игры с ней. В его воображении кусок дерева или сломанная крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро и будут куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина.

Не стоит убирать подальше все, что может быть опасно для ребенка. Это практически создает вакуум вокруг ребенка и препятствует развитию его тактильных ощущений.

Каждый ребенок, независимо от степени его одаренности,заслуживает внимательного к себе отношения, поощрения и помощи. Тогда он будет максимально развивать все лучшее в себе.

Для ребенка важен не результат его деятельности, а сам процесс. Пусть ребенок трудится столько, сколько может.

Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей. Воспитывать ребенка - это значит, все время воспитывать и самого себя. Родителям надо все время учиться и думать. А если надо – то и самообразовываться в области психологии и педагогики.

Чем более обеспокоены родители вопросами воспитания, тем более они подвержены различным влияниям. Они начинают бросаться от одного новшества к другому. Матери должны более полагаться на себя и выработать свой собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегченных методов. Уверенность в себе и твердость характера - очень важны для воспитания ребенка.

Если принцип доверия к людям впитан ребенком с молоком матери, ребенок вырастет личностью, способной принять на себя ответственность за будущее общества.Даже если ребенок умнее других, но не доверяет людям, он не сумеет многого добиться в жизни.

Самое лучшее воспитание и развитие для ребенка - это материнская любовь и тактильное общение с ней. Самое главное занятие для родителей – это воспитание детей. Не следует передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он маленький. Только родители, и особенно мать, могут сделать это успешно. Отец может вырастить из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности. Самое лучшее - это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома.

Если во всех этих тезисах вы не нашли для себя ничего нового, скорее всего, данная книга для вас – пройденный этап. Хотя возможно стоит её и почитать, если вам интересно узнать, на основании каких экспериментов, исследований и жизненных историй Масару Ибука пришел к таким выводам.

Материал к занятию.