1.2.2. Периоды детского возраста
Организм ребенка в биологическом отношении не является постоянным. Он непрерывно находится в процессе роста и развития, которые происходят с определенной закономерной последовательностью. От момента рождения и до того, как ребенок станет взрослым человеком, он проходит ряд возрастных стадий, или периодов. По мере такого перехода меняются морфофизиологические особенности, среда, окружающая обстановка, поэтому совершенно недопустимо рассматривать ребенка как взрослого в миниатюре. Не следует также говорить об анатомофизиологических нормах для детей вообще или особенностях течения той или иной болезни у ребенка, не учитывая роль возрастного фактора.
Таким образом, в практической деятельности врача необходим индивидуальный подход как к здоровым, так и к больным детям с учетом возрастных анатомофизиоло-гических особенностей.
Дифференцированный подход к оценке состояния ребенка определяется возрастными периодами его развития. Естественно, что между ними нельзя провести строгой грани. В практическом отношении целесообразно различать внутриутробный период, подразделяющийся на стадии эмбриона и плода, и вне-утробный, включающий:
а) период новорожденности;
б) грудной;
в) преддошкольный (ясельный);
г) дошкольный;
д) младший школьный;
е) старший школьный.
Период внутриутробного развития. Для плода организм матери является окружающей средой, и состояние ее здоровья, условия жизни во время беременности имеют важнейшее значение для его нормального физиологического развития.
Внутриутробный период развития подразделяется на две стадии: эмбриональную, включающую первые 11 -12 нед, и фетальную (плацентарную) - до рождения. Первая стадия характеризуется формированием органов и систем, питанием из желточного мешка. На этой стадии зародыш превращается в плод с органами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза человека. В фетальной стадии развития идут интенсивные процессы дифференцировки и созревания всех тканей, увеличение длины и массы тела. Плод подготавливается к вне-утробной жизни. Например, при сроке беременности 3-6 нед у него образуются зачатки важнейших органов, затем начинает развиваться мозг, а на 3-м месяце внутриутробной жизни уже отчетливо определяется кора большого мозга, интенсивное развитие которой продолжается в последующие месяцы жизни. К 12-й неделе мегалобластический тип кроветворения полностью заменяется нормобластическим, в периферической крови появляются лейкоциты, а при сроке гестации 13 нед начинает образовываться гемоглобин, как у взрослого человека, происходит становление антигенных систем крови. С 20-й до 28-й недели вместо печеночного кроветворения устанавливается костномозговое. К 16-17-й неделе развивается инспираторная часть дыхательного центра. При сроке 20 нед спонтанные движения плода настолько хорошо выражены, что ощущаются матерью и врачом. Плод 22-24-недельного возраста может дышать и сосать. Несколько позже в надпочечниках плода начинается синтез гидрокортизона. С 28 нед плод считается жизнеспособным, но морфологическое и функциональное развитие его не закончено. Так, мозг лишь внешне напоминает мозг новорожденного, кора еще не функционирует. Наиболее бурно растут, быстро созревают и миелинизируются ствол мозга и спинной мозг, т.е. те части мозга, филогенетически более древние, которые выполняют жизненно важные функции. При нормально протекающей беременности к моменту родов плод достигает такой степени зрелости, которая при благоприятных внешних условиях обеспечивает правильное развитие новорожденного. В позднем фетальном периоде (III триместр беременности) происходит отложение в организме плода многих веществ - железа, кальция, витаминов и др., потребность в которых в послеродовом периоде не полностью покрывается материнским молоком.
В эмбриональной стадии развития плода различные заболевания матери могут привести к самопроизвольному прерыванию беременности, а различные эндогенные и экзогенные тератогенные факторы - к порокам развития (эмбриопатии), поэтому первые 3-7 нед беременности принято считать критическим периодом, хотя сроки формирования органов и систем неодинаковы. На стадии плода плацента является достаточным биологическим барьером между матерью и плодом. Однако постепенно проницаемость ее увеличивается, и она может стать проходимой для вирусной инфекции, микробных токсинов, различных лекарственных веществ, в том числе и антибиотиков, поэтому вирусные заболевания матери (грипп, краснуха и др.) становятся чрезмерно опасными для плода и могут отразиться на физическом и психическом развития новорожденного. Отрицательное воздействие различных факторов приводит к дисплазии и гипоплазии органов и тканей (фетопатиям), преждевременным родам, внутриутробной гипотрофии.
В период внутриутробного развития выявляются некоторые наследственные и приобретенные факторы, как благоприятно влияющие на внутриутробное развитие плода, так и нарушающие его. Аномалии развития формируются главным образом в первые 3 мес беременности. К этому времени относится возникновение некоторых аномалий в области лица и челюстей, наиболее часто - расщелин верхней губы и неба. Вследствие недоразвития или отсутствия лобно-носового отростка могут произойти сближение закладок глаза и их слияние (одноглазие). В течение первых 2 мес внутриутробного развития возможно образование кист и свищей околоушной области и шеи, различных аномалий мышечной, сосудистой и нервной систем. К концу 2-го месяца эмбрион уже сформирован. Возникающие после этого периода аномалии менее значительны и являются главным образом следствием недостаточного роста и развития плода. К ним относятся неправильности строения черепа и лицевых костей, недоразвитие хрящей носа и ушей, закрытие глазной щели и др. С 4/ 2 -5 мес внутриутробного развития начинается минерализация молочных резцов, а с 7 мес - клыков и моляров. Химический состав и структура эмали этих зубов в значительной мере определяются именно в этот период. В связи с этим представляется особенно важной так называемая антенатальная профилактика - дородовая охрана здоровья матери и ребенка, которая должна быть основной задачей не только акушеров и педиатров, но и врачей других специальностей, в том числе стоматологов.
Период новорожденности, или неонатальный период (от лат. новорожденный) начинается от первого вдоха ребенка и условно продолжается до конца 4-й недели жизни (28 дней). Длительность этого периода определяется временем адаптации новорожденного к внеутробным условиям. Переход к самостоятельному, внематочному существованию характеризуется значительными морфологическими, функциональными и биохимическими сдвигами. Появляется легочное дыхание, включается малый круг кровообращения, запустевают пупочные сосуды, закрывается артериальный (боталлов) проток, устанавливается самостоятельная, но крайне несовершенная терморегуляция. Этот период характеризуется незрелостью всех органов и систем, особенно ЦНС. Внешне ребенок беспомощен: свисает голова, не держится спина, он все время делает беспорядочные движения руками и ногами. Верхние и нижние конечности ребенка находятся в состоянии гипертонуса, что указывает на преобладание в этом периоде подкорковой и спинальной регуляция. Из-за недифференцированности коры большого мозга ребенок рождается только с безусловными рефлексами (сосательный, глотательный, хоботковый и др.) и почти постоянно, кроме периодов кормления, находится в состоянии сна.
У новорожденного быстро увеличивается масса тела - за первый месяц жизни примерно на 800 г. Активность пластических процессов и быстрое увеличение массы тела обеспечиваются большим функциональным напряжением желудочно-кишечного тракта (при условии низкой ферментативной активности), в основном характером питания. Наиболее физиологической пищей для ребенка этого возраста является грудное молоко.
Иммунная система созревает постепенно. Естественное вскармливание, асептика и антисептика предупреждают инфекционные заболевания ребенка с физиологически сниженной иммунной защитой.
У новорожденного наблюдается также недостаточность нейроэндокринной и почечной регуляции обмена воды, что определяет непостоянство осмотического давления плазмы и склонность к обезвоживанию.
Таким образом, в период новорожденности все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия и даже незначительные изменения условий окружающей среды могут быть причиной тяжелых нарушений важных жизненных процессов. Все это требует тщательного специального ухода за новорожденным, хороших гигиенических условий его содержания, правильной организации вскармливания.
В этот период могут наблюдаться особые состояния, пограничные между физиологией и патологией (эритема новорожденных, физиологическая желтуха, физиологический мастит, транзиторная лихорадка, физиологическая потеря массы тела, альбуминурия, мочекислый инфаркт почек, половые кризы). Они бывают кратковременными, в дальнейшем не повторяются, но при неблагоприятных условиях могут перейти в патологический процесс.
Физиологические отклонения от нормы у новорожденных нередки. Очень часто (даже после нормальных родов) имеются точечные кровоизлияния на коже и слизистых оболочках, чаще всего на лице и конъюнктивах - в результате повреждения капилляров при венозном застое во время родов (они быстро исчезают и не имеют вредных последствий).
Наряду с точечными кровоизлияниями к физиологическим родовым травмам надо отнести и так называемую родовую опухоль - кровоизлияние с отеком тканей, вызванное давлением на месте предлежащей части. Опухоль чаще всего располагается в области темени или затылка, но может иметь и другую локализацию: при лицевом предлежании - на лице, при лобном - на лбу.
Желтуха новорожденных наблюдается в основном на 2-3-й день жизни, реже к концу 1-х или на 4-5-е сутки. Желтушное окрашивание кожи раньше всего появляется на лице.
В течение первых 3-4 дней жизни масса тела новорожденного заметно снижается. Это явление физиологическое, получившее название физиологической убыли массы тела.
Об этих изменениях должны знать детские стоматологи, особенно оперирующие ребенка в первые дни его жизни.
Выраженные пороки развития ЧЛО легко определяет педиатр или акушер родильного дома, менее выраженные могут остаться незамеченными. Ребенок иногда плохо захватывает сосок матери, щелкает при сосании языком, что может быть обусловлено короткой уздечкой языка. Если при этом ребенок не получает достаточного количества молока при нормальной лактации у матери и масса тела его не увеличивается, производят рассечение короткой уздечки языка. Учитывая, что у новорожденного очень лабильны все системы гомеостаза, необходимо наблюдение за ним врача в течение 1-3 дней после этой небольшой операции.
При кормлении ребенок иногда захлебывается молоком, что может быть обусловлено укорочением мягкого неба или его скрытой расщелиной. Определить такой порок сможет стоматолог, который и даст рекомендацию матери кормить ребенка в вертикальном положении.
При искусственном вскармливании важно с первых дней жизни обеспечить необходимую нагрузку на челюсти и мягкие ткани ЧЛО новорожденного. При кормлении грудью ребенок первых дней жизни сжимает сосок десневыми валиками с силой около 300 г, а к 2-недельному возрасту эта сила увеличивается до 700-800 г за счет роста и развития жевательных и лицевых мышц. Поэтому при искусственном вскармливании соска на бутылочке должна быть из упругой резины с маленьким отверстием, которое делают раскаленной иглой. Ребенок должен высасывать молочную смесь в течение 12-15 мин, т.е. выполнять необходимую для правильного развития работу.
У новорожденного нередко наблюдается поверхностный кандидоз слизистой оболочки рта - молочница. Значительно реже у ослабленных детей выявляются афты Беднара.
Болезни периода новорожденности имеют некоторые особенности. Чаще всего они проявляются в виде внутриутробно развивающихся (врожденных) вирусного гепатита, цитомегалии, листериоза, малярии, туберкулеза, сифилиса, токсоплазмоза, врожденных пороков органов и систем, разнообразных родовых травм и нарушений мозгового кровообращения, а также последствий внутриутробной асфиксии; гемолитической и геморрагической болезни новорожденных, септических заболеваний, вызванных нередко кокковой флорой, по отношению к которой новорожденный беззащитен. Заражение может произойти как внутриутробно, так и в период родов и после рождения. Отмечается склонность к быстрой генерализации процесса с развитием тяжелых септических и токсико-септических состояний, пневмоний.
Грудной период начинается с 3-4-й недели жизни и заканчивается (условно) в 12 мес. Он характеризуется более высокими, чем в последующие годы, темпами физического и психического развития. Масса тела ребенка к концу первого года жизни утраивается. Рост увеличивается на 26 см, окружность головы - на 12 см, а груди - на 13-15 см. Существенно меняются пропорции тела, приближаясь к таковым взрослого, что выражается в преобладающем удлинении конечностей и в меньшей степени туловища и головы. Развиваются статические функции: в 2 мес ребенок хорошо держит голову, находясь в вертикальном положении; с 4-5 мес переворачивается с живота на спину, затем со спины на живот; к 7 мес самостоятельно садится, а к концу года начинает ходить. В 5-6 мес прорезываются первые молочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.
В грудном возрасте у ребенка значительными темпами идет психическое развитие. По мере дифференцирования ЦНС, начиная с 2-3-й недели, а особенно после месяца, развиваются условные рефлексы (первая сигнальная система). Сначала они довольно просты, например рефлекс на положение при кормлении, а затем значительно усложняются. С 1 мес движения глазных яблок становятся координированными, взгляд фиксируется на ярких предметах, появляется слуховое сосредоточение, к концу 2-го месяца ребенок следит за движением предмета, улыбается. С 3-4 мес он эмоционально гулит, узнает близких, с б мес лепечет слоги «ба», «па», «ма», громко смеется. К концу года ребенок произносит первые осмысленные слова (с этого момента начинается развитие речи - вторая сигнальная система), выполняет простые требования, понимает слова запрета. К этому времени замедляется физическое развитие, его опережает психи-ческое.
Для правильного развития ребенка необходимы четкая организация режима дня, питания, чередование периодов сна и бодрствования. Все жизненные системы организма, адаптированные к внеутробному существованию в течение 1-го месяца жизни, оказываются еще неустойчивыми и легко расстраиваются при любых нерациональных условиях. Правильно организованное вскармливание должно обеспечить высокую потребность ребенка 1-го года жизни в основных питательных веществах и энергии. Несбалансированное питание в условиях интенсивного роста приводит к развитию заболеваний (анемия, рахит, гипотрофия), связанных с легко возникающим нарушением в обмене или дефицитом тех или иных веществ. В то же время относительная незрелость функций желудочно-кишечного тракта затрудняет переваривание пищи и предрасполагает к быстрому развитию нарушений пищеварения, т.е. диспепсиям.
У некоторых детей выявляют так называемые аномалии конституции - экссудативный, невропатический и лимфатический диатезы. Интенсивный рост скелета обусловливает повышенную его ранимость и большую частоту рахита.
Первоначальный пассивный иммунитет у ребенка постепенно ослабевает, а приобретенный иммунитет еще отсутствует. Случайный контакт с различными инфекциями сенсибилизирует организм, что делает его особенно предрасположенным к различным гноеродным и другим инфекциям. Наиболее часто входными воротами инфекции оказываются кожа, слизистая оболочка рта и дыхательных путей. Склонность к диффузным реакциям и неспособность к ограничению того или иного патологического процесса лишь определенным органом или одной тканью тоже весьма характерны для этого возраста.
В грудном возрасте могут действовать факторы, приводящие к зубочелюстным деформациям и аномалиям, например привычка сосать пальцы, язык, губы. В этом случае ребенку лучше дать пустышку, вынув ее изо рта при наступлении глубокого сна, а во время бодрствования ограничить движения рук специальной одеждой. Важно, чтобы подушка была небольшой и плоской. Сон с опущенной на грудь головой тормозит развитие нижней челюсти, при запрокинутой голове мышцы шеи напряжены, а нижняя челюсть смещается кзади. В этом возрасте выявляется затруднение носового дыхания, что также приводит к нарушению роста и развития челюстей.
На 1-м году жизни продолжаются формирование и минерализация молочных зубов и начинается минерализация постоянных зубов. Различные болезни детей, при которых нарушается водно-солевой обмен, влияют на структуру твердых тканей зуба и могут быть причиной их системной гипоплазии и низкой резистентности к кариесу.
Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет - ясельный возраст) характеризуется быстрым совершенствованием двигательных навыков ребенка, речи и психики, продолжающимся ростом. Ребенок очень подвижен, любознателен, основной формой его развития является игра, через которую он познает окружающую среду и приобретает первые трудовые навыки. Быстро растет словарный запас ребенка, он начинает говорить, составляя сначала примитивные фразы. К 2-3 годам предложения становятся многословными. Малыш подражает взрослым, поэтому особенно важно разговаривать с ним правильно. Начиная с 1,5 лет дети спят днем 1 раз около 3 ч, а ночью - 11ч.
В этом периоде также важно правильно организовать режим ребенка, чтобы не перегрузить его впечатлениями, оградить от отрицательных воздействий окружающей среды.
В связи с увеличивающимися контактами детей между собой, а также утратой к этому времени врожденного иммунитета в преддошкольном периоде увеличивается возможность распространения острых детских инфекционных заболеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина, дизентерия и др.).
Дошкольный период (от 3 до 7 лет). В этом периоде у детей замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности органов и систем, развиваются тонкие навыки: умение кататься на двухколесном велосипеде, коньках, танцевать, вышивать, вязать. Благодаря хорошей памяти дети чрезвычайно легко запоминают стихи, пересказывают сказки, рассказы, усваивают чужой язык. Навыки, умения и поведение формируются вследствие подражания как хорошему, так и плохому, поэтому особенно важна правильная организация воспитательной работы с детьми дома и в детских садах. К концу этого периода ребенок готовится к поступлению в школу. Заметно снижается склонность к генерализации процесса и токсическим реакциям. В этом периоде самыми частыми являются не только острые инфекционные заболевания, но и такие, в развитии которых большую роль играет аллергия (бронхиальная астма, ревматизм и др.).
Период младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет). В этот период у детей продолжается совершенствование функций организма. Усиленно развиваются и крепнут мышечная система и скелет. Молочные зубы полностью заменяются постоянными. Школьный ритм жизни способствует развитию усидчивости, необходимых трудовых навыков. В это время нужно строго следить за осанкой ребенка, так как неправильное положение за партой или столом, ношение в одной руке тяжелого портфеля и ряд других моментов могут привести к искривлению позвоночника. Помимо острых инфекционных заболеваний, начинают появляться хронические (туберкулез, нефрит, ревматизм и др.).
Этот период отличается от предыдущего в основном количественным, а не качественным развитием ребенка, поэтому преддошкольный и дошкольный периоды часто объединяют в один - период молочных зубов. В преддошкольном и дошкольном периодах у детей при отсутствии комплексной профилактики выявляются многие стоматологические заболевания. Наиболее массовыми являются кариес и его осложнения, в том числе тяжелые воспалительные заболевания, а также формирующиеся и сформированные зубочелюстные аномалии и деформации.
Период полового созревания. Это последний период детства (пубертатный период, старший школьный возраст), продолжающийся от 12 до 16-17 лет. Он характеризуется выраженной перестройкой эндокринной системы, усиленным ростом. У девочек вторичные половые признаки обычно развиваются на 1 - 1,5 года раньше, чем у мальчиков. В этом периоде часто встречаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой и нервной систем («юношеское сердце», «юношеская гипертензия», у девушек - дисциркуляторные расстройства в виде акроцианоза и обморочных состояний), обусловленные, с одной стороны, быстрым, непропорциональным ростом всего тела и отдельных органов, с другой, - неустойчивостью вегетативно-эндокринной системы.
Помимо стоматологических заболеваний, характерных для школьников, у них нередко развиваются гингивиты, а при отсутствии профилактических мероприятий, раннего выявления и систематического лечения - и более глубокие поражения тканей пародонта.
Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды должны служить научным обоснованием дифференцированной стоматологической помощи детям.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Период новорожденности
ВВЕДЕНИЕ
1. Период новорожденности.
2. Организм новорожденного ребенка и условия его питания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Период новорожденности является ответственным в жизни ребенка. В этот период происходит приспособление всех органов и систем, в том числе и пищеварительного тракта, к условиям внеутробного существования. Одним из важнейших факторов внешней среды, требующих постоянного приспособления, является питание.
Период грудного возраста характеризуется интенсивным нарастанием массы тела и ростом, что обеспечивается высоким уровнем обмена веществ, который требует поступления в организм достаточного количества пищевых и биологически активных веществ. Масса тела увеличивается вдвое к 4-4, 5 месяца жизни, утраивается к 10-11 месяцам. Ежемесячная прибавка массы тела составляет: до 3-4 месяцев в среднем 800 г, от 4 до 6 месяцев 600 г, во втором полугодии - 400 г.
Растет ребенок наиболее энергично в первые месяцы жизни: до 3 месяцев он прибавляет в росте по 3 см в месяц, от 3 до 6 месяцев по 2-2,5 см, от 6 до 9 месяцев по 2 см, до конца года по 1,5 см. Таким образом, за первое полугодие ребенок вырастает на 15-16 см, а за весь первый год жизни - на 25-27 см.
К десятому дню жизни ребенка количество получаемого ребенком молока достигает приблизительно 1/5 массы тела (600-900 мл), от 1 до 4 месяцев оно составляет 1/6 массы тела (800-1000 мл), от 4 до 6 месяцев - 1/7 массы тела (900-1100 мл).
Но это лишь ориентировочные показатели. При их определении необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
В период новорожденности могут появляться заболевания, характерные только для детей этого возраста, так как связаны с особенностями развития различных систем их организма. Несмотря на постоянный медицинский надзор, здоровье младенца во многом в руках родителей.
1. Период новорожденности
Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи говорят о кризисе новорожденности. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы - безусловные рефлексы. Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением». Ряд других безусловных рефлексов приведен в таблице 1 Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002. .
Таблица 1
Бузусловные рефлексы новорожденного
Следует также назвать в качестве безусловных группу рефлексов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных, процессов и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002. .
Итак, новорожденный - это ребенок с момента рождения до 4 недель. Различают доношенных (родившихся в сроки от 38-й до 42-й недели беременности), недоношенных (родившихся между 28-й и 38-й неделями беременности) и переношенных (родившихся в 42 недели и позже). Как правило, доношенные дети морфологически и физиологически подготовлены к внеутробной жизни - активны, хорошо берут грудь, активно сосут, крик громкий, вес - от 2600 до 5000 г, рост - от 48 до 57 см. Период новорожденности - это период приспособления ребенка к новым условиям жизни. Начинается он после родов с момента перевязки пуповины и длится 18-24 дня.
С момента рождения в организме ребенка происходит целый ряд изменений: возникает легочное дыхание, происходит перестройка кровообращения, начинаются процессы сосания и пищеварения, изменяется обмен энергии, повышается основной обмен. В этот период жизни значительного полового различия между женским и мужским организмом нет. Период детства характеризуется относительным покоем женской и мужской половых систем.
Рассмотрение периода новорожденности как переходного выявляет процессы перестройки индивидной организации ребенка на разных ее уровнях. На соматическом уровне происходят разного рода адаптивные сдвиги в жизненно важных функциях и системах. Общим показателем адаптационных процессов: является потеря веса, составляющая 5-6% от первоначального, В нормальных условиях процесс снижения и последующего восстановления веса происходит в течение первых трех недель жизни.
Слабость процессов возбуждения и торможения в первое время после рождения определяет своеобразное переходное состояние от сна к бодрствованию, выраженное в том, что 80% времени ребенок проводит во сне, который не сконцентрирован в определенное время суток. У новорожденных с низкой и неустойчивой возбудимостью увеличение реобазы и хронаксии при действии посторонних раздражений указывает на быструю истощаемость нервных клеток Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. - 256 с. .
Все основные функции организма ребенка находятся в положении неустойчивого равновесия, и даже незначительные изменения состояния окружающей среды могут привести к тяжелым нарушениям важных процессов жизнедеятельности. Организм новорожденного очень восприимчив к гноеродным микробам, в частности, к стафилококкам, стрепотококкам, к некоторым штаммам кишечной палочки. Эти возбудители нередко вызывают у новорожденных тяжелые токсикозы. К ним можно отнести сепсис, пемфигус и другие гнойные заболевания кожи, заболевания пупочного канатика, пупочной ранки и пупочных сосудов. Новорожденные могут заболеть коклюшем, который протекает у них очень тяжело.
Наряду с этим новорожденные невосприимчивы к целому ряду болезней. Они почти не болеют корью, скарлатиной, краснухой. Пониженная или полная невосприимчивость новорожденных к некоторым инфекциям объясняется пассивной передачей ребенку материнских антител через плаценту во время внутриутробного развития и через молоко при вскармливании грудью.
2. Организм новорожденного ребенка и условия его питания
Период новорожденности есть период приспособления всех органов ребенка, в том числе и пищеварительного тракта, к условиям внеутробного существования. Все функции организма, в частности процессы обмена веществ, претерпевают в первые дни жизни ребенка своеобразные, но вполне постоянные у всех новорожденных и, следовательно, закономерные изменения. Макроскопическое и микроскопическое строение центральной и периферической нервной системы еще не закончено; у новорожденного имеются только некоторые безусловные рефлексы, и нет условных рефлексов, приобретаемых в процессе жизни и имеющих большое значение для питания детей грудного возраста.
Большие изменения претерпевает характер питания. Если в период внутриутробного развития ребенок получал все пищевые вещества с кровью матери, то после рождения он получает пищу извне и у него начинают формироваться процессы пищеварения. Доношенный ребенок рождается с массой тела в среднем 3200-3400 г. В первые дни жизни отмечается так называемая физиологическая потеря массы тела составляющая 8-10% (200-300 г). К 8-10-му дню жизни ребенка его масса тела восстанавливается.
В период новорожденности все органы и ткани ребенка еще несовершенны, легко ранимы, все основные функции организма находятся как бы в состоянии неустойчивого равновесия.
Кожа новорожденного ребенка очень нежная, тонкая, легко травмируется и подвержена различным заболеваниям. Костная ткань по своему строению несовершенна, содержит мало солей извести, вместо некоторых костей имеются хрящи. Мускулатура развита слабо. Температура тела новорожденного неустойчива и может изменяться в зависимости от температуры окружающей среды.
Дыхание и кровообращение у новорожденного находится в состоянии большого напряжения. Ему требуется много кислорода. Пищеварительная система у новорожденного еще незрелая. Полость рта сравнительно невелика, слюнные железы выделяют мало слюны. Пищевод относительно широк. Желудок расположен почти вертикально, мышечный слой входа в желудок развит слабо, что предрасполагает к срыгиванию и рвотам. Емкость желудка 30-35 мл. Пищеварительные железы желудка развиты недостаточно, кислотность желудочного сока низкая. Кишечник новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого человека. Стенки его тонкие, проходимы для микробов и токсических веществ, легко растягиваются газами, которые в избытке образуются при нарушении питания, что часто является причиной болей в животе.
Опорожнение кишечника у новорожденных обычно происходит до 4--5 раз в сутки.
Наряду с недостаточной зрелостью и несовершенством многих функций организм новорожденного обладает определенным «запасом прочности». Так, известно, что новорожденные редко болеют инфекционными заболеваниями, что связано с передачей ребенку от матери особых защитных факторов - через плаценту во время внутриутробного развития и через молоко при кормлении грудью. Для новорожденного единственно физиологическим питанием является естественное вскармливание грудью матери. Из сказанного выше видно, что выделяемое в первые дни по рождении ребенка молозиво представляет собой концентрированную, богатую калориями пищу, с которой ребенок получает не только необходимое ему количество пластического и энергетического материала, но и большое количество защитных тел.
Количество пищи, получаемой, новорожденным, должно постепенно увеличиваться соответственно возрастающим у него потребностям и функциональным возможностям его организма. Неправильное вскармливание ребенка с первых дней его жизни нередко является причиной рано возникающих расстройств питания и пищеварения, сильно нарушающих и надолго задерживающих все последующее его физическое, психическое и моторное развитие.
Только естественное вскармливание материнской грудью обеспечивает полноценное развитие ребенка и открывает возможности для максимального снижения ранней детской заболеваемости и смертности.
Маленький организм новорожденного ребенка - очень сложный. Каждый день из 28 дней неонатального периода - это целый этап. Происходит адаптация ребенка к новым условиям жизни, что отражается в изменении многих органов и систем организма. В этот период жизни ребенок как никогда нуждается во внимательном и тщательном наблюдении сначала врачей и медсестер родильного дома, а затем личного педиатра на дому.
новорожденность перестройка организм ребенок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Период новорожденности охватывает первый месяц жизни ребенка. Человеческое дитя принадлежит к числу незрело рождающихся существ. К моменту рождения ребенка ни один из его органов и систем не заканчивает своего развития. Появившись на свет, младенец продолжает быстро расти и развиваться.
В период новорожденности идет интенсивная перестройка всех жизнеобеспечивающих систем на их деятельность в условиях вне утробы матери. Благополучное течение периода зависит от степени развития ребенка, наличия или отсутствия воздействия различных вредоносных факторов во время беременности, от течения родов.
Ребенок от рождения обладает потребностью не только в физиологическом комфорте (в пище, тепле, продолжительном сне, сухих пеленках и пр.), но и в психологическом (в ощущении близости и внимания матери или другого взрослого). Ни одну из своих потребностей новорожденный не в состоянии удовлетворить самостоятельно, но природа наделила его способностью сигнализировать о своих нуждах криком. Мать устраняет причины дискомфорта, и малыш успокаивается, чаще всего засыпает. Внимательная, чуткая мать быстро научается распознавать причину плача малыша, предвосхищать ее, тем самым, налаживая гармоничные взаимоотношения с самых первых дней жизни.
Итак, к концу периода новорожденности нормально развивающийся ребенок характеризуется умением сосредоточивать внимание на воздействиях взрослого и предметов, смотреть в глаза взрослому и улыбаться ему. Новорожденность выступает как подготовительный этап в развитии общения ребенка и взрослого Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога/ Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с. .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога/ Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с.
2. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002.
3. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. - 256 с.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Физиологические особенности новорожденного: правила ухода, причины плача ребенка, возникновение метеоризма и запоров. Пути предотвращения опрелостей. Основные этапы развития ребенка от новорожденности до 1 года, требования к основным умениям и навыкам.
реферат , добавлен 16.01.2011
Факторы риска рождения недоношенных детей. Анализ особенностей течения адаптации недоношенного новорожденного ребенка к внеутробным условиям жизни в неонатальном периоде. Особенности течения транзиторных (пограничных) состояний периода новорожденности.
дипломная работа , добавлен 09.03.2016
Уход как важная часть организации лечения, воспитания ребенка. Описание ухода за ребенком в период новорожденности, пребывание дома. Материнский уход: правила пеленания, обработки пеленок, туалет малыша. О вскармливании. Декларация прав новорожденного.
статья , добавлен 27.11.2009
Этапы развития ребенка по месяцам до года. Плач ребенка и его причины. Заболевания желудочно-кишечного тракта младенца. Кормление ребенка грудью. Обработка пупочной ранки новорожденного. Особенности ухода за кожей и разными частями тела новорожденного.
реферат , добавлен 12.11.2011
Характеристика периода новорожденности, особенности процессов адаптации. Классификация заболеваний кожи новорожденных, их лечение и профилактика. Медикиментозная терапия десквамативной эритродермии, стафилококковых пиодермитов, эпидемической пузырчатки.
презентация , добавлен 02.05.2016
Нервная система ребенка. Периоды развития вилочковой железы. Морфологические и физиологические особенности кожи новорожденного и грудного ребенка. Перестройка деятельности организма ребенка при его рождении. Показатели умственного развития ребенка.
реферат , добавлен 23.06.2010
Адаптация ребенка к внеутробной жизни. Основные шаги ухода за новорожденными. Универсальные меры предосторожности. Оснащение, необходимое для каждых родов. Пути потери тепла новорожденным. Оценка состояния ребенка, шкала Апгар. Профилактика инфекций.
презентация , добавлен 22.09.2013
Взгляды на перинатальное развитие ребенка. Особенности возникновения психики в дородовой период. Сущность проблемы психоэмоциональной уязвимости плода и влияние перинатального опыта на жизнь ребенка. Психоэмоциональные переживания ребенка в родах.
реферат , добавлен 16.01.2012
Закономерности физического развития детского организма. Особенности совершенствования функций различных органов организма ребенка. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды.
реферат , добавлен 26.12.2009
Изучение особенностей детского организма, классификация периодов жизни ребенка в зависимости от закономерных изменений в его организме. Основные нормы и правила ухода за новорожденным, характеристика физиологических переходных состояний его организма.
Период новорожденности продолжается, по мнению большинства акушеров и педиатров, 3-4 недели от момента рождения.
Период новорожденности - это период приспособления ребенка к самостоятельной внеутробной жизни. Он начинается с момента прекращения циркуляции крови в пуповинных сосудах и развития самостоятельного дыхания и кровообращения; одновременно начинаются процессы обратного развития боталлова и аранциева протоков и пупочных сосудов, а также закрывается овальное - отверстие между предсердиями.
В течение этого периода в организме новорожденного происходит ряд важных изменений: выравнивается и продолжает нарастать весовая кривая, свидетельствующая о том, что ребенок восстановил вещества, потраченные им в первые дни жизни, и что организм его приспособился к условиям внеутробной жизни; отпадает пуповина и заживает пупочная ранка, ликвидируется желтуха новорожденных, устанавливается «грудной стул», формула крови, температура.
Для новорожденного в общем характерна незаконченность развития многих органов и систем. Ткани его нежны, богаты водой, клеточными элементами и сосудами, недостаточно функционально развиты, поэтому легко раздражимы и ранимы. Это относится, в частности, к коже, которая гиперемирована (так называемая эритема новорожденных), нежна, легко подвергается воздействию внешних раздражителей; последнее легко вызывает опрелость, слущивание эпидермиса, образование ссадин, которые могут служить входными воротами для различных микроорганизмов. Сопротивляемость новорожденного инфекциям понижена.
Уход . Правильный уход за новорожденным имеет целью оградить его от вредных воздействий окружающей среды и создать наиболее благоприятные условия для его развития. Уход должен быть построен на принципе строгой асептики. Необходимо соблюдать хирургическую чистоту по отношению к пуповине и педантичную чистоту во всем, что касается ребенка, создать и неустанно поддерживать правильный режим в отношении кормления, одежды, воздуха, света, а также согревания ребенка. Температура детских комнат должна поддерживаться на уровне 20-22°. Большое значение имеет и личная гигиена персонала: гигиенический душ перед началом работы, чистый халат, косынка, полностью покрывающая волосы, частое и тщательное мытье рук; во время работы- маска из 4 слоев марли.
При поступлении ребенка из родильной в детскую комнату его одевают в нагретое белье и укладывают в кроватку на бок; вокруг шеи и под подбородок закладывают пеленку ввиду возможности рвоты. Надо внимательно следить за состоянием новоприбывшего, у которого может наступить рвота, синюха, кровотечение из пуповины. При обнаружении у новорожденных в первые часы жизни пульса 100 и меньше или 140 и больше ударов в минуту врач обязан тщательно осмотреть новорожденного и вторично оценить его состояние.
Перед утренним кормлением всем детям делают утрений туалет. Сестра раздевает ребенка на пеленальном столе и осматривает все тело, особенно складки за ушами, ладони, где кожа часто мацерируется. Лицо обмывает ваткой, смоченной в теплой кипяченой воде; влажной ваткой протирает также шейные складки, ушные раковины, за ушами и ладони; затем обсушивает все тело. Глаза промывают ваткой, смоченной в 2% растворе борной кислоты, каждый глаз отдельной ваткой. Протирать рот, а также нос не следует. В случае наличия корочек в нос можно впустить несколько капель теплого вазелинового масла. Ребенка подмывают. Если где-нибудь в складках или на ягодицах есть покраснения, их следует смазать маслом. Пуповину осматривает врач; но если бинт на ней загрязнился, сестра обязана его сменить; если она обнаружит отпавшую пуповину, то, чисто вымыв руки, смазывает ранку йодом, покрывает ее кусочком стерильной -марли и накладывает бинт. Вслед за этим ребенку измеряют температуру (второй раз ее измеряют вечером), затем его взвешивают и пеленают.
{module директ4}
В первые дни жизни ребенку надевают распашонку и подгузник, пеленают с головкой в пеленку, а затем заворачивают с ручками в одеяло с пододеяльником (пеленкой). Между пеленкой и одеялом кладут сложенную в несколько раз пеленку. Дня через 3-4, если температура детской комнаты позволяет, на ребенка можно надеть кофточку и завернуть в одеяло, оставив ручки свободными.
Пеленание детей производится перед каждым кормлением и один раз ночью, а детей с частым и жидким стулом пеленают и между кормлениями по мере надобности. При загрязнении ягодиц, паха, промежности их обмывают теплой текучей водой, осторожно обсушивают, прикладывая пеленку, а складки смазывают маслом.
Для новорожденных единственным естественным продуктом питания является материнское молоко.
Относительно времени первого прикладывания новорожденного к груди до настоящего времени нет-единого мнения. Некоторые акушеры рекомендуют прикладывать новорожденного в последовом периоде, в расчете усилить рефлекторным путем через акт сосания сокращения матки и достичь этим бескровного течения последового периода. Но это справедливо не получило признания, так как при таком методе сравнительно часто наблюдается неполная отслойка плаценты и связанное с этим усиление кровотечения. Небезразлично раннее прикладывание и для новорожденного, нуждающегося в первые часы жизни в возможно полном покое.
Большинство акушеров и педиатров рекомендует начинать кормление новорожденного через 6-12 часов после окончания родов. При наличии у новорожденного признаков внутричерепной травмы, а у родильницы - выраженной интоксикации (тяжелый токсикоз беременности, острая инфекция и др.), а также после патологических родов и наркоза вопрос о времени первого прикладывания к материнской груди решается в каждом отдельном случае индивидуально.
Вялость сосания, наблюдающаяся нередко и у доношенных и, казалось бы, совершенно здоровых новорожденных, чаще всего является следствием родовой травмы, особенно если период изгнания был очень продолжительным или, наоборот, очень коротким. Если нет значительного нарушения мозгового кровообращения (отек мозга, кровоизлияние), то к концу первых же суток состояние новорожденного обычно улучшается, и в дальнейшем он сосет нормально.
Перед каждым кормлением палату, где лежат родильницы, тщательно убирают и проветривают, матери моют руки мылом и протирают марлевой салфеткой, пропитанной 0,25% раствором нашатырного спирта. Во время кормления нос и рот матери закрывают марлевой маской. Рукой сцеживают несколько капель молока, чтобы удалить из наружных частей молочных ходов нередко находящихся там микроорганизмов, попавших извне. В первые 3-4 дня мать кормит ребенка на боку, в дальнейшем сидя на краю кровати или на стуле. Во время кормления нужно следить за тем, чтобы ребенок захватывал не только сосок, но и околососковый кружок и чтобы грудь не мешала его носовому дыханию.
Кормление не должно продолжаться свыше 20-30 минут.
Потребность в воде у новорожденного очень велика. Поэтому, в целях борьбы с обезвоживанием организма новорожденному систематически дается внутрь чайными ложками 5% раствор глюкозы или подслащенный рингеровский раствор (150-250 мл в сутки).
Затруднения и противопоказания к кормлению грудью могут возникать со стороны как матери, так и ребенка. Со стороны матери ими чаще всего являются: трещины сосков, маститы, гиперестезия сосков, соски анатомически неполноценные, тяжелое состояние матери, активная форма туберкулеза, декомпенсированные сердечные заболевания, психические заболевания, сифилис (в том случае, если заражение произошло в последние 5-6 недель беременности и ребенок может быть еще не заражен).
Со стороны новорожденного причинами, препятствующими кормлению грудью, чаще всего являются недоношенность, тяжелая родовая травма, некоторые пороки развития (заячья губа, волчья пасть), заболевания полости рта (молочница, стоматиты) и дыхательных путей, тяжелые общие болезни и др. Кормление в этих случаях проводится сцеженным материнским молоком через соску или с ложечки. При заячьей губе и волчьей пасти, если ребенок не приспособился к сосанию, его кормят с ложечки или из бутылочки сцеженным материнским молоком. В отдельных случаях возникает необходимость в их кормлении через нос (ложечкой Кермаунера или пипеткой) или зондом, вводимым через рот в пищевод на 10-12 см.
Давайте вначале подумаем, а кто он такой, ребенок?
Сейчас исследователи доказали, что ребенок - постоянно развивающийся организм. От рождения до 16 лет, до своего совершеннолетия. За этот срок каждый человек проходит через несколько последовательно сменяющихся периодов. В каждом имеются и свои особенности, и свои заболевания, и своеобразные реакции на них...
Сколько же, по современным представлениям, стадий развития ребенка? Их шесть.
Период новорожденности, который длится от рождения до 28 дней; грудной возраст (от 28 дней жизни до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); ранний дошкольный возраст (от трех до семи лет); школьный возраст (от семи до 15 лет); подростковый период - от 15 до 17 лет.
Теперь подробнее о каждом из сейчас установленных «периодов».
Период новорожденности . За 40 недель своего внутриутробного развития плод проходит сложный путь превращения в ребенка, имеющего к моменту рождения вес от 3200 до 3600 (и даже выше) г и рост 50-52 см. К моменту появления на свет жизненно важные развитые органы и системы ребенка обеспечивают ему самостоятельное существование.
Период грудного возраста - от 28 дней до одного года. Очень важное и ответственное время. Эта кроха совсем беспомощна. Ничего самостоятельно не может, кроме как сосать грудь матери, кричать, если что-то беспокоит, да спать. Вес около 3500-4500 г. И вот год позади. Год напряженного ухода за ребенком. Его надо ежедневно правильно кормить, ухаживать за ним, купать, предохранять от заболеваний, приучать к порядку в жизни - вовремя сон, вовремя еда, развитие двигательных навыков (в частности, умение переворачиваться, затем - сидение, стояние, самостоятельная ходьба). Ребенок уже реагирует на близких, узнает мать, отца, чужих...
К году малыш - уже сознательное существо, активно откликающееся на все окружающее. Вес ребенка уже 10 кг - в 3 раза больше, чем у новорожденного, да и в росте он прибавил на 25 см.
Ясельный возраст . От одного года до трех лет. Позднее идет развитие и совершенствование систем ребенка - он уже самостоятельно может многое. В ясельный период осваиваются основные навыки и функции - развивается речь, ребенок начинает многое понимать, уже сам одевается, все больше и больше интересуется окружающим миром. Очень многое в этот период зависит от правильного воспитания.
Ранний дошкольный возраст - с трех до семи лет. Правда, теперь - до шести лет, так как принято решение о начале школьного обучения с этого возраста. И как важно помочь ребенку правильно и гармонично развиться.
Школьный возраст - ответственная пора становления человеческой личности. Надо и получить побольше информации, побольше запомнить, ибо «мы знаем столько, сколько помним».
Надо помочь ребенку воспитать характер, выбрать дело по душе и определить профессию для будущей жизни. И здесь у педагога, родителей может быть хороший помощник - врач-педиатр.
Подростковый период - от 15 до 17 лет - крайне ответственный период мужания. В организме подростка происходит значительная перестройка многих функциональных систем, начинается половое созревание. В последние два десятилетия в связи с ускорением процесса созревания наблюдается явление, которое названо акселерацией. Сопровождается оно значительными сдвигами в эндокринной системе при обычном или даже замедленном развитии других систем - центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и др.
Такие «ножницы» могут быть причиной различных функциональных нарушений - снижения артериального давления и частых головных болей, болей в интенсивно растущих костях, сердечная слабость при физической перегрузке и др.
Сейчас установлено, что многие болезни у человека возникают еще до его рождения. Ребенок развивается в утробе матери 9 месяцев (40 недель), и в этот период на него могут влиять многие неблагоприятные факторы. Самые плохие условия для развития плода возникают при заболеваниях матери. К таким состояниям относятся токсикоз беременности, сердечно-сосудистые заболевания, выраженная анемия (малокровие), различные эндокринные заболевания матери или наличие у нее инфекции.
Во многих наших крупных городах открыты специализированные родильные дома для женщин с сердечно-сосудистой патологией, заболеваниями эндокринной системы, заболеваниями почек и прочими болезнями.
Всесторонне обследуя таких женщин, проводя им лечение, мы ясно сознаем, что оказываем помощь и ребенку.
Роды - тоже тяжелое для него испытание. На ребенка падает огромная нагрузка и напряжение.
После рождения ребенок должен мгновенно перестроиться - включить множество новых, прежде бездействовавших систем: дыхания, кровообращения, пищеварения, терморегуляции и т. д. Ему нужно сразу же приспособиться, адаптироваться к внешней среде. Наблюдения показали: от того, как произошла эта адаптация, зависит очень многое в дальнейшем развитии ребенка.
Перенесенный стресс во время родов влияет на изменение обмена веществ. Для обеспечения обменных процессов нужен кислород. Но дыхательная система еще как следует не включилась. Ребенок начинает мобилизовывать собственные ресурсы, запасы которых ограничены. Начинается интенсивный расход углеводов, затем жиров.
Надо подчеркнуть, что здоровый новорожденный ребенок довольно быстро перестраивает свой обмен веществ, приспосабливаясь к внешним условиям. И это закономерно. У нас есть доказательства того, что плод «готовится» к родам еще в утробе матери. По теории известного канадского ученого Г. Селье в разрешении острых для жизни (стрессовых) ситуациях большое участие принимают надпочечники. Так вот, за всю жизнь человеческую - от младенчества до старости - надпочечник не весит так много относительно массы всего тела, как у плода перед родами. Это-то и доказывает, что он готовится к стрессу, предстоящим перегрузкам. Но готовность к испытаниям, увы, оказывается разной.
И кто поможет в критическую минуту ребенку, если не ?
Человек родился. Сколько радости и надежд имеет это событие. Первые 5-7 дней, пока вы и ваш малыш окрепнете, наблюдение и уход за ним будет в надежных руках медицинских работников роддома. Наконец, наступил счастливый день - ваше долгожданное младенец уже дома. Дальнейшая его судьба и здоровье в ваших руках. С появлением первенца в доме возникают заботы, волнения, а также различные вопросы: "Как вести себя с малышом и ухаживать за ним?", "Как и когда его кормить?", "Когда и как начинать его воспитывать?" и другие. Не волнуйтесь, будьте спокойнее! Все будет хорошо. Со временем, вы приобретете опыт и уверенности.
Вам необходимо знать все о периоде пребывания в родильном отделении, а также о первом месяце жизни ребенка (период новорожденности).
Период новорожденности. Переходные состояния новорожденных
С момента рождения и перевязки пуповины прекращается биологическая связь ребенка с матерью. Ребенок вступает в период новорожденности, который длится четыре недели, то есть первые 28 дней жизни. Каждая мать, особенно первородящих, должен знать, что новорожденный ребенок имеет ряд переходных состояний в связи с приспособлением (адаптацией) ее организма к новым условиям среды. Переходные состояния проявляются во время пребывания младенца в роддоме (первые 5-10 дней жизни).Исходное уменьшение массы тела ребенка
В первые З-4 дня практически во всех новорожденных наблюдается начальная физиологическая потеря массы тела, в среднем составляет 100-250 г (она связана в основном с потерей жидкости) и происходит в связи с переходом ребенка к новым условиям обмена (прежде всего это касается органов дыхания, пищеварения и кожи). При правильной организации ухода и кормления в роддоме масса тела новорожденного восстанавливается конце первой недели жизни.
Физиологические эритема и шелушение кожи новорожденного
У новорожденного ребенка в первые два дня может наблюдаться покраснение кожи, а в последующие 4-6 дней - шелушение. Это состояние называется физиологической эритемой, ее интенсивность и продолжительность зависят от степени зрелости ребенка (Это ребенок, родившийся при сроке беременности 38-42 недели со средней массой 3000-4000 г и длиной тела 48-52 см.).
Расширение потовых желез может наблюдаться в виде маленьких пузырьков с творожистые или прозрачным содержимым сразу после рождения ребенка на разных участках тела. Пузырьки снимаются ватным тампоном, смоченным спиртовым раствором, и лечение не требуется.
Отделение культи пуповины (отпадение остатка пуповины) происходит, как правило, на 3-4-е сутки. На ее месте образуется пупочная ранка, которая покрывается корочкой, которая отпадает через 10-15 дней.
Физиологическая желтуха новорожденных может проявляться в первые 2-4 дня жизни ребенка. ее объясняют распадом неполноценных эритроцитов (красных кровяных телец), на месте которых образуется красящее вещество билирубин - непрямой билирубин, не связан с белками крови. Содержание его в крови превышает норму вследствие временной (функциональной) неполноценности ферментов печени и кишечника. Током крови он разносится по всему организму, избыток его откладывается в коже, слизистых оболочках и в других органах. К 5-6-го дня количество билирубина в крови уменьшается, а к 7-8-го дня достигает нормы. К этому времени желтуха, как правило, исчезает.
Половая кризис у новорожденных проявляется на первой неделе жизни в виде увеличения (нагрубание) молочных желез независимо от пола, а у девочек могут наблюдаться и кровянистые выделения из влагалища.
Развитие половой кризиса объясняют реакцией организма новорожденного на освобождение от материнских гормонов - эстрогенов. Пусть вас не пугает. Такие явления могут быть у каждого новорожденного на первой неделе жизни, связаны они с перестройкой и приспособлением организма к новым условиям окружающей среды и исчезают в конце первой недели жизни самостоятельно. Если такие явления наблюдаются после выписки новорожденного из роддома, необходимо обратиться к педиатру.
Как, собственно, выглядит ребенок?
В первые часы у родителей обычно просто нет времени, чтобы внимательно рассмотреть ребенка. Ведь все, от рождения до кормления, было слишком волнительным, а радость после появления ребенка была слишком большой. Теперь же, в послеродовой период, во время кормления и общения, пеленания и купания, у родителей появляется достаточно времени, чтобы внимательно изучить новорожденного. Сначала, возможно, вы постараетесь обнаружить сходство - "Вылитый папа, а нос твой!" Затем многие родители начинают внимательно изучать своего ребенка. Возможно, он будет выглядеть не так, как это представляли молодые родители: голова имеет несколько неправильную форму и кажется слишком большой по сравнению с туловищем, да и кожа вовсе не такая, как у малышей более старшего возраста, но он изменится в ближайшие недели, и это изменение начнется уже через несколько дней.
Пропорции тела
Вначале туловище длиннее, чем конечности, руки длиннее, чем ноги, и даже стопы кажутся несоразмерно большими. Кроме того, живот новорожденного сильно выпячивается вперед, он даже может выглядеть, как надутый. Так как у ребенка почти нет жира, он кажется очень хрупким и худым. Но все соотношения частей тела со временем изменятся и станут нормальными.
Голова
Это самая большая часть тела новорожденного, слегка овальной формы, чтобы он мог легче проходить по родовым путям. Редко бывает, чтобы сразу же после рождения голова ребенка имела правильную форму. Намного чаще голова бывает отечной, сдавленной в некоторых местах или вытянутой в длину. Деформация возникает из-за большого сжатия мышцами матки во время схваток или из-за вынужденного применения во время родов вакуумных щипцов. Из-за подобной деформации головы не происходит нарушений деятельности мозга, так как при этом бывают только ушибы или припухлость на коже. Уже на первой неделе жизни ребенка деформация формы головы заметно уменьшается.
Роднички
Кости черепной коробки не срощены - опять же из-за необходимости: во-первых, они должны быть подвижными, чтобы поддаваться сильному сжатию мышц (при схватках) во время родов. Во-вторых, за первый год жизни объем мозга удваивается, и черепная коробка должна успевать соразмерно увеличиваться. Узкие места стыков костей образуют два мягких, "открытых" участка (родничка), защищенных соединительными тканями. С этими участками нужно обращаться очень осторожно и ни в коем случае не следует сильно на них нажимать. Маленький родничок закроется через 5-8 месяцев, а чтобы закрылся большой родничок, потребуется примерно 18-24 месяца.
Волосы
В период беременности плод покрыт с головы до ног мягким пушком. Этот волосяной покров (lanugo) исчезает у большинства младенцев еще в утробе матери, другие же рождаются, полностью покрытые пушком. Спустя несколько дней поле рождения эти волосы выпадут, иногда с головы тоже. Конечно, волосяной покров на голове потом восстановится, хотя цвет и структура волос (прямые или волнистые) в течение первых лет жизни, и даже позже, может часто меняться.
Все новорожденные сначала имеют голубые глаза. Это объясняется тем, что в радужной оболочке отсутствуют пигменты. Природные пигменты станут образовываться спустя несколько недель после рождения и глаза младенца начнут приобретать цвет. Но только в один-два года у ребенка образуется нормальный цвет глаз. У многих новорожденных сразу после рождения глаза отечные. Это происходит вследствие сильного сжатия во время родов. Отечность часто исчезает спустя несколько дней. Возможно, Вы обратите внимание на то, что ребенок косит глаза. Сначала и это нормально, так как умению видеть ребенок будет учиться. Ребенок еще не может пользоваться глазами синхронно, он научится этому не позже чем через один-два месяца. Если ребенок к этом моменту все еще будет косить, то следует проконсультироваться у врача. Наблюдательные родители обязательно заметят, что первоначально плач ребенка не сопровождается слезами. Пройдет примерно четыре-пять недель, прежде чем у него появятся слезки. Слезные протоки у многих новорожденных закупорены или сужены, поэтому слезы не могут вытекать, и в уголках глаз образуются белые выделения. Часто это сужение проходит само в первые месяцы жизни. До этих пор выделения нужно несколько раз в день осторожно вытирать бумажной салфеткой.
Во время родов немного достается также и вздернутому носику многих младенцев. Он иногда смещен набок или вдавлен, что через некоторое время проходит. Все равно свою окончательную форму нос принимает только в период половой зрелости.
Как у девочек, так и у мальчиков грудь может быть набухшей, а из сосков часто выделяется молочная жидкость. Набухание груди вызывается гормонами матери, которые еще находятся в крови младенца. Через несколько дней они исчезают, а набухание и выделение молока прекращаются сами по себе.
Пуповина отрезается после рождения на расстоянии 10 сантиметров от живота ребенка и перетягивается зажимом. Остаток пуповины высыхает и отпадает сам в течение 14 дней. До полного заживления пупочной раны за ней необходимо тщательно ухаживать. Пупочная грыжа появляется, если в мышцах живота слишком большое отверстие (пупочное кольцо). В этом случае может даже выступать кишка. Пупочная грыжа часто бывает у новорожденных, обычно она проходит сама по себе в первые месяцы жизни. В настоящее время педиатры советуют ничего не предпринимать для лечения пупочной грыжи до возраста, в котором ребенок начинает посещать детский сад, так как в большинстве случаев, она сама бесследно исчезает. Когда ребенок кричит, грыжа отчетливо выступает вперед, что не приводит к ее увеличению.
Половые органы
Половые органы всех новорожденных выглядят несоразмеримо большими по сравнению со всем телом. В процессе развития ребенка это соотношение будет изменяться. Половые губы и мошонка могут иметь болезненный красноватый оттенок, что объясняется наличием гормонов матери в системе кровообращения ребенка. У девочек эти гормоны вызывают даже легкие кровянистые или беловатые выделения. Через несколько дней материнские гормоны будут разрушены, и подобная реакция организма прекратится.
Сначала кожа новорожденного покрыта остатками послеродовой слизи. Кожа имеет оттенок от розового до нежно голубого. Это объясняется тем, что маленькие кровеносные сосуды постепенно перестраиваются для работы вне материнского организма. На некоторых участках тела кожа может шелушиться. Это естественно, так как верхний слой кожи в первые дни отмирает. Складки и морщинки исчезают за несколько дней. На коже могут иметься так называемые родимые пятна: у новорожденного могут быть розовые пятнышки в центре лба, на веках и на подбородке или на шее. При этом речь идет об увеличенных кровеносных сосудах, которые уменьшатся через несколько месяцев. Безвредная опухоль кровеносных сосудов называется гемангиомой. Она красного цвета, иногда немного выпуклая и может достигать размера монеты в три копейки. Если гемангиома не причиняет неудобств ребенку, то можно отказаться от лечения. Часто она сама по себе опадает или тускнеет со временем. Если же она причиняет неудобства ребенку, находясь, например, на веке или губе, то следует удалить хирургическим путем или облучением. Такие же меры должны быть приняты, если опухоль разрастается по мере роста ребенка. Очень часто на носике новорожденного появляются прыщи и гнойнички в форме маленьких белых точек. Это происходит из-за закупорки небольшой сальной железы, которая сама откроется через несколько дней. Сыпь, красными пятнами, покрывающая кожу, обычно безвредна и быстро исчезает. На второй - третий день жизни ребенка многие матери замечают, что кожа ребенка стала желтоватой. В данном случае речь идет о так называемой желтухе новорожденных (физиологическая желтуха), которая не имеет ничего общего с обыкновенной желтухой. Желтизна кожи объясняется распадом лишних красных кровяных телец. Ведь на ранней стадии жизни печень многих новорожденных еще не в состоянии справиться с огромным количеством желто-красного пигмента билирубина и не может полностью вывести его через почки. Билирубин окрашивает кожу ребенка в желтый цвет. Через несколько дней желтизна кожи исчезнет - это показатель того, что печень ребенка функционирует нормально. Если печень и позже не может разрушить билирубин, то это более сильная форма желтухи. В этом случае лабораторно определяется концентрация билирубина в крови. Если концентрация пигмента превышает определенный уровень - требуется медицинское вмешательство. Для лечения часто используют фототерапию, в ходе которой новорожденный лежит один-два дня (с небольшими перерывами) под специальной фотолампой. В исключительных случаях бывает необходимо произвести полное переливание крови.
Ноги и ступни
Из-за недостатка места в чреве матери почти все дети рождаются с ногами в форме "О". Часто стопы изогнуты вовнутрь. Но родителям не стоит беспокоится по этому поводу. Когда ребенок учится ходить, его ноги часто бывают в форме "Х" и лишь только в период полового созревания ноги выпрямляются. Ступни здорового ребенка имеют растопыренные пальцы и узкую пятку. Стопы ног имеют не округлую, а плоскую форму и толстый жировой слой.
Первый кал ребенка вязкий, имеет темный, иногда черный цвет и не имеет запаха. Из кишки выходит так называемый первородный кал (меконий), который состоит из проглоченных мелких частиц тканей, волос, слизи. Жировых веществ. Позднее цвет и консистенция кала будут зависеть от питания ребенка (естественного или искусственного).
Добрый день, уважаемые мамы и папы. Вас приветствует администрация сайта Материнство . Если вы находитесь на этой странице, значит вам интересна статья ?можете поделиться с друзьями в соц сетях.