Дети

Поколение выросшее в обществе потребления. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Формулировка задания может быть такой

Поколение выросшее в обществе потребления. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Формулировка задания может быть такой

(1)Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов ХХ века, -первое поколение, выросшее в «обществе потребления».

(2)У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». (3)Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. (5)По велению души. (6)Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)Всё возрастающих. (8)Дети хотят быстрее вырасти. (9)Почему спешат? (10)Чтоб свободно распоряжаться деньгами. (11)Как заработать, пока не знают, не задумываются.

(12)Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. (13)Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. (14)Однако не всё так плохо. (15)В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентаций в стране.

(16)У современной молодёжи немало и положительных ориентиров. (17)Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство.

(18)Тенденция к самореализации -знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. (19)А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. (20)Надо быть как все.

(21)Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? (22)На первом месте у них -хорошая работа, карьера и образование. (23)Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. (24)Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё десять лет назад. (25)Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать.

(26)Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. (27)Просто они другие.

(По И. Маслову*)

* Илья Александрович Маслов (1935–2008 гг.) – поэт, прозаик, публицист, автор книг, посвящённых истории.

20. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1) Для современной молодёжи важнее сделать карьеру, чем выйти замуж или жениться.

2) Нынешние подростки хуже своих предшественников.

3) Современные подростки активны, но не желают отдавать или делать что-либо просто так.

4) Подростки спешат побыстрее вырасти, чтобы свободно распоряжаться деньгами.

21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложение 2 поясняет содержание предложения 1.

2) В предложениях 14 – 15 представлено рассуждение.

3) В предложении 17 содержится аргумент к тезису, сформулированному в предложении 16.

4) Предложения 21 – 23 содержат повествование.

22. Укажите предложение, в котором употреблены антонимы.

1) 6 2) 15 3) 24 4) 26

23.Среди предложений 18–23 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1)Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов
ХХ века, – первое поколение, выросшее в «обществе потребления».
(2)У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует
личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё».
(3)Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)Десяти-пятнадцатилетние активны, но
не умеют делать что-либо просто так. (5)По велению души. (6)Они во многом
хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые
существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)Всё
возрастающих. (8)Дети хотят быстрее вырасти. (9)Почему спешат? (10)Чтоб
свободно распоряжаться деньгами. (11)Как заработать, пока не знают, не
задумываются.
(12)Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица.
(13)Российские психологи считают, что самая большая проблема
заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление.
(14)Однако не всё так плохо. (15)В целом молодёжь очень разношёрстная,
а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные
подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных
ориентаций в стране.
(16)У современной молодёжи немало и положительных ориентиров.
(17)Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать,
тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство.
(18)Тенденция к самореализации – знаковое направление для
сегодняшнего юного поколения. (19)А повышенное внимание подростков к
определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг
ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников.
(20)Надо быть как все.
(21)Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков?
(22)На первом месте у них – хорошая работа, карьера и образование.
(23)Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к
этому собственные усилия. (24)Многие старшеклассники хотят получить
высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров,
что наблюдалось ещё десять лет назад. (25)Для достижения своих целей они
готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда
реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо
зарабатывать.
(26)Нынешние подростки не лучше и не хуже своих
предшественников. (27)Просто они другие.
(По И. Маслову*)
* Илья Александрович Маслов (1935–2008 гг.) – поэт, прозаик, публицист
Как эпоха влияет на отношение к жизни и становление нравственных ценностей у молодежи? Этим вопросом задается автор текста Илья Александрович Маслов.
Размышляя над данным вопросом, автор приводит в пример современное поколение, выросшее в "обществе потребления", которое диктует свои правила. Подростки стремятся быстрее вступить во взрослую жизнь, получить престижную профессию, начать зарабатывать деньги.
По мнению автора, нынешняя молодежь отличается от сверстников эпохи застоя своей жизненной позицией: они стремятся самореализаваться, когда те думали, что им все даст государство.
Я разделяю мнение автора, молодые люди разных поколений имеют разные ценности и нравственные ориентиры. Так, герой романа "Отцы и дети" И.С. Тургенева Евгений Базаров олицетворяет собой поколение демократов. Он принимает только то, что полезно, отрицает принципы и авторитеты. Непрерывный труд на благо общества является содержанием его жизни. Базаров противопоставляется Павлу Петровичу Кирсанову представителю поколения либерального дворянства, который признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.
Многие современные подростки считают, что жизнь- праздник, все в ней достается легко. Они живут, не задумываясь о завтрашнем дне. Компьютеры, телевизоры, телефоны- все эти достижения человеческой жизни меняют сознание людей, пряча от них, настоящий мир.
Итак, в каждой эпохе есть своя особенность, которая влияет на становление жизненного ориентира и нравственности молодого поколения.

Вопрос определения жизненных приоритетов остается актуальным по нынешний день. Эта тема волнует любого обладающего мышлением человека. Текст И.А.Маслова доказывает, что и он не остался равнодушен к данной проблеме.

Что же оказывает влияние на формирование приоритетов в подростковом возрасте? Говоря о поколении 90-х годов минувшего столетия, автор утверждает: «Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица». Немаловажное место занимает и родительское воспитание. Позиция публициста предельно ясна – «повышенное внимание» к модным жизненным тенденциям, желание соответствовать определенному стилю и «быть как все» были всегда, поэтому «не все так плохо».

Молодежь руководствуется естественным желанием зарабатывать, поскольку видит пример взрослых, «нацеленных на потребление».

Парни и девушки не хотят выглядеть хуже друзей и сверстников, ведь телевидение ежедневно демонстрирует примеры успешности людей, берущих от жизни максимум благ. Именно поэтому Маслов считает естественным стремление подростков к самореализации.

Полностью разделяю убеждение автора, причем названные им приоритеты характерны и сегодня. Большинство нынешних подростков ставят целью поиск престижной работы, которая обеспечит достойное существование. Согласна, что на выбор приоритетов влияет целый ряд факторов, но мне кажется, что пример родителей особенно действенен.

Подтверждением моей позиции служит роман И.А.Гончарова. В главе «Сон Обломова» он показывает детство Илюши, которого балуют и ничего не заставляют делать. Ленивые домочадцы сами живут в полусне, подавая наглядный пример ребенку. Даже «об обеде» взрослые размышляют «всем домом», по нескольку дней не вскрывают писем, чтобы не тревожить привычный образ жизни, а любимое занятие хозяина – давить мух на окне. В итоге Обломов стал копией родителей и проводил большую часть жизни на диване.

Публицист Маслов показывает, что определенные жизненные приоритеты дети заимствуют у родителей, товарищей, из средств массовой информации и модных тенденций. Со временем цели меняются, но фундамент под них закладывается уже сегодня.

Обновлено: 2017-02-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • По тексту Маслова Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов XX века,- первое поколение, выросшее в «обществе потребления»

Каждое новое поколение не похоже на предыдущее – это нормальное явление, мало у кого вызывающее сомнение. В каждую эпоху формируется своя система ценностей, связанная с происходящими процессами в обществе, развитием техники, экономики, культуры и других сфер человеческой жизни. Поэтому удивляться тому, что современные подростки – не такие, какими были в этом же возрасте их родители, не приходится.

Но чтобы найти общий язык с ребенком-подростком, нужно его понять. Какие же они – современные подростки? Что их интересует, о чем они мечтают, что считают хорошим, а что – дурным? Попробуем составить психологических портрет тинэйджера.

Яркие отличия детей в переходном возрасте

Социологи, психологи, педагоги регулярно предпринимают попытки узнать, чем живет подрастающее поколение, как мыслит, к чему стремится. Обобщая данные многочисленных исследований, можно составить собирательный портрет современного тинейджера, выделив его самые яркие отличительные черты.

  1. Прагматизм. Современные подростки в большинстве своем – прагматики. Не стоит думать, что они не хотят учиться. Они хотят и учатся, но не всему, а тому, что им может пригодиться по жизни и, еще лучше, прямо сейчас. В области компьютерных знаний некоторые из них обошли своих преподавателей. Девочки запросто расскажут и покажут, как делать макияж, прическу, возможно даже бижутерию и другие аксессуары своими руками. География им неинтересна – достаточно купить билет на самолет, и он домчит в точку назначения, а в путешествии на автомобиле выручит навигатор. Музыка холодных цифр им не слышна, если нет необходимости посчитать стоимость покупки или выгоду при совершении небольшой сделки. Русский язык интересен им ровно насколько, сколько требуется, чтобы написать сообщение в социальной сети. Заинтересовать их в состоянии лишь задания прикладного характера. Даже будущую профессию они выбирают из расчета будущего трудоустройства и получения хороших денег. Самая престижная работа для них – свой бизнес. Фраза из фильма Сергея Бодрова: «Сила в деньгах, брат!» – стала девизом сегодняшних тинэйджеров. Согласно социологическим исследованиях, так думает каждый второй подросток. Каждый четвертый полагает, что сила – в разуме, и лишь 18 процентов подрастающего поколения верят, что миром правит любовь.
  2. «Клиповость» мышления. Мало кто из современных подростков воспринимает мир целостным и во всем ищет причинно-следственные связи. Все жизнь в его глазах – череда ярких картинок, эпизодов. Именно поэтому их привлекает все яркое и запоминающееся, – то есть то, что преподносят им «на блюдечке с голубой каемочкой» масс-медиа. Современные подростки легко подмечают внешнее, а внутреннее – не замечают. Им проще выполнить много мелких задач, чем одну линейную. Им интересен динамичный фильм, но неинтересен роман с медленно развивающимся сюжетом, с обилием подробных описаний внутренних переживаний героя. Они менее усидчивы, чем из родители в том же возрасте, менее способны надолго концентрировать внимание на чем-то одном. Нейропсихологи отмечают, что для современных подростков стала нормой недоразвитость лобной доли левого полушария. Возможно, это компенсируется развитием другой части мозга, но какой именно – наукой пока не выяснено. Однако коренное изменение стиля мышления – это уже факт, с которым приходится считаться.
  3. Уважение к технике. Современные подростки – дети цифровой эпохи. Технике, прежде всего компьютерной, они придают большое значение. Виртуальная реальность для многих из них стала главной реальностью. Четверо из пяти подростков имеют аккаунты в социальных сетях, причем если их родителей больше интересуют «Одноклассники», «ВКонтакте» и «Фейсбук», то тинейджеров больше привлекает «Инстаграм». Подростки не шлют записок, они обмениваются краткими сообщениями. Они не фотографируют природу и достопримечательности, они снимают сами себя и отправляют фото друзьям. Кстати, среди подростков входит в моду обмениваться фотографиями в нижнем белье, купальных костюмах. Ответы на свои вопросы подростки ищут в глобальной сети, не напрягая свои извилины. Лучший способ расслабиться и отвлечься для них – компьютерная игра, лучший способ доказать свое превосходство – она же.
  4. Увлечение масс-медиа. Подростки постоянно слушают музыку – это их любимое времяпровождение. Причем слушают все подряд – настоящих фанатов одного направления и уж тем более одной группы, одного исполнителя среди тинэйджеров немного. Следом за ним идет просмотр телевизора. Только на третьем месте – общение с друзьями. Небольшой процент подростков смотрит видео, чтение же – один из самых редких способов проведения досуга. Единственное, что может заставить тинэйджера взять в руки книгу – недавний просмотр фильма по его мотивам.
  5. Забота о здоровье. Одной из трех главных ценностей в жизни подростки считают здоровье, что кажется неестественным для их возраста. Тем не менее, две трети подростков – приверженцы здорового образа жизни. Правда, лишь для половины из них это понятие связано с занятием спортом. Для многих здоровый образ жизни – это всего лишь трезвый образ жизни, не предполагающий даже отказа от курения.
  6. Инфантильность. Многим тинэйджерам свойственно полное отсутствие интересов, увлечений, цели в жизни. Они просто плывут по жизни, куда она их несет.
  7. Толерантность. Большинство подростков спокойно относятся к таким явлениям, как проституция, беспорядочные половые связи, ранние сексуальные отношения, нестандартная ориентация. Каждый пятый подросток в возрасте до 15 лет уже знает о сексе не понаслышке, к окончанию школы таких уже две трети. Главная ценность для подростков – свобода. Они сами хотят делать все, что хочется и другим ставить в укор такое поведение не намерены. Более того, многие поддерживают протестные акции в защиту свободы.
  8. Атеизм. Большинство тинэйджеров, несмотря на введение в школах уроков по изучению православной культуры, в Бога не верит, и лишь 4% из них в трудную минуту обращаются к молитве. Зато тинэйджеров, живо интересующихся астрологией, намного больше.
  9. Не рассчитывают на поддержку. Несмотря на всю свою инфантильность, подростки уверены: ни на кого, кроме себя, рассчитывать в этом мире не приходится. Некоторые все же надеются, что в беде их не оставят друзья и близкие, а вот в поддержку государства не верит почти никто. Удивляться не приходится, если учесть, что по результатам одного из опросов, каждого десятого школьника в минуты душевных сомнений и огорчений поддерживают лишь домашние животные. А как быть тем, у кого их нет?

Мы перечислили отличительные черты современных подростков, но было бы неправильным умолчать о том, чем они похожи на своих родителей.

Знакомые черты для родителей

Понаблюдав за подростком, внимательные родители узнают в нем самого себя в его возрасте. Ведь несмотря на все, современные подростки такие же эмоциональные, чувствительные и ранимые, так же безудержно хотят быть любимыми, так же стремятся найти свое место в жизни, подчеркнуть индивидуальность – испытывают, по сути, те же трудности, что и подростки всех времен.

Осознав это, понять тинэйджера и найти с ним общий язык будет значительно проще.

Класс: 11

Цель урока: закрепить полученные учащимися знания, проанализировать текст (проблема, позиция автора), высказать свою точку зрения.

ХОД УРОКА

1. Учитель напоминает, что с помощью сочинения проверяются и оцениваются следующие коммуникативные умения и навыки учащихся:

  • чтение (понимание, зрелость суждений при интерпретации текста);
  • составление собственного высказывания на основе предло­женного текста (типа эссе, отзыва или рецензии);
  • последовательное, логичное выражение мысли в письмен­ной форме;
  • свободное, осознанное употребление выразительных средств языка;
  • владение орфографическими, пунктуационными, языковыми нормами.

2. Учащимся предлагается вспомнить, что такое проблема текста, комментирование проблемы и как выявить авторскую позицию.

3. Упражнения.

3.1. Прочитайте текст.

Нынешние подростки, рожденные в начале девяностых годов XX века, – первое поколение, выросшее в «обществе потребле­ния». У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни все». Все взять. Все иметь, все успеть. Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. По велению души. Они во многом хитрее и практичнее взрос­лых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. Все возрастающих. Дети хотят быстрее вырасти. Почему спешат? Чтоб свободно распоряжаться деньгами. Как заработать, пока не знают, не задумываются.
Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. Однако не все так плохо. В целом молодежь очень разношерстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценно­стных ориентации в стране.
У современной молодежи немало и положительных ориентации. Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им все даст государство.
Тенденция к самореализации – знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. А повышенное внимание подростков к определенным товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. Надо быть как все.
Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? На первом месте у них – хорошая работа, карьера и образование. Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. Многие старшеклассники хотят получить высшее образование и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось еще десять лет назад. Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать.
Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие.

По И. Маслову

3.2. Определите проблему текста

Справка: чтобы определить проблему, к которой обращается автор, надо найти противоречие. Оно и является предметом рассуждения или описания.
Формулировка проблемы содержит образные и оценочные слова.
Сформулировать проблему можно используя речевые обороты типа: Автор обращается к... (философской, психологической, социальной, политической и др.) проблеме... (воспитания, обра­зования, исторической памяти, экологии, культуры, нравствен­ности...) и... (вскрывает противоречие между, показывает, обращает внимание читателя на..., выражает сожаление по поводу того, что...).

3.3. Следуя алгоритму, определите тему текста

Алгоритм определения темы текста:

  • Из каждого абзаца выпишите тематическое предложение, которое содержит наибольший объем информации.
  • Сократите предложения, оставив в них только ключевые слова и словосочетания.
  • Выпишите получившиеся предложения (словосочетания) и распределите их от первого к последнему по мере убывания значимости информации для понимания темы текста.
  • Определите, как связаны предложения друг с другом. Для этого от одного предложения к другому задайте вопрос (возможны другие средства связи, например уточняющие члены предложения).
  • Сформулируйте тему текста, используя формулу: речевое клише + ключевое слово (словосочетание).

Например:

  • Автор текста обращается к теме о роли (значении, влиянии...) + ключевые слова;
  • В тексте говорится о роли (значении", влиянщ...) + клю­чевые слова;
  • Автор рассуждает о роли (значении, влиянии...) + ключевые слова.

Например:

  • Автор утверждает, что... (цитата), сравнивая... (предметы сравнения).
  • Автор призывает к..., так как убежден, что «...(цитата)...». Доказательством этому являются (факты, явления, события, которые приводит автор) ».
  • Автор убежден в том, что...
  • Рассуждая о..., автор сожалеет о том, что...
  • К теме... автор относится неоднозначно. С одной стороны..., а с другой – ...

Аргументация тезиса выражается с помощью речевых оборотов типа:

  • Свою позицию автор обосновывает...
  • Позиция автора подтверждается следующими аргументами (доводами, фактами).
  • Доказательствами позиции автора являются такие аргументы, как...

3.5. Составьте мини-текст (6-8 предложений), ответив последовательно на вопросы:

  • К какой проблеме обращается автор?
  • На примере какой темы автор пытается решить проблему?
  • Как автор относится к теме (предмету речи)?
  • Какие аргументы автор приводит для обоснования своей позиции?

3.6. Прочитайте варианты определения проблемы, темы и позиции автора учащимися. Сравните их с собственным вариантом, дайте оценку.

1. Читая статью И. Маслова, невольно задумываешься вместе с автором о нынешних подростках. Он показывает, что современная молодежь стремится к самоусовершенствованию. Она другая, не похожая на предшественников: «Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников».

2. Автор текста затрагивает тему развития подростков, их стремление к учебе, карьере. Работе, реализации их как специалистов. И. Маслов рассуждает о проблеме самореализации подростков и считает, что «подростковые кризисы совпали с кризисом ценностных ориентации в стране». «Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие », – утверждает он.

3. Автор, обращаясь к проблеме образования, утверждает, что подростки хотят получить хорошее образование. Текст И. Маслова о подростках, которые хотят хорошо зарабатывать.
Автор утверждает, что подростки «для достижения своих целей» готовы пожертвовать многим.

4. В своей статье И. Маслов обращается к проблеме воспитания нынешних подростков. Он сравнивает молодежь «эпохи застоя» с молодежью XXI века. Маслов считает, что «нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие».

5. Хорошая работа, карьера и образование вот то, что современная молодежь, " выросшая в «обществе потребления», ставит на первое место. Именно об этом пишет И. Маслов,
обращаясь к проблеме воспитания и реализации сил нынешних подростков. Автор утверждает, что «нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие».

6. Автор обращается к проблеме воспитания «нынешних подростков». Он размышляет о нравственных ценностях современной молодежи. И. Маслов утверждает, что молодежь воспитана по принципу «Бери от жизни все ». Автор четко выражает свою позицию: «Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие».

7. Автор затрагивает тему формирования нынешней молодежи, выросшей в «обществе потребления». И. Маслов обращается к проблеме самореализации сегодняшнего поколения:
«Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие».

4. Упражнения

4.1. Предлагаем учащимся вспомнить, что такое аргументация и каковы основные виды аргументов.

4.2. Частично согласитесь с приведенным тезисом и в то же время частично возразите против него, приведя аргументы «за» и «против».

Молодежь надо воспитывать по принципу «Бери от жизни все».

4.3. Свяжите с идеей пользы / вреда следующую информацию:

Каждый молодой человек должен стремиться к самореализации .

4.4. Подберите к приведенному тезису собственные доводы, примеры.

Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшествен­ников. Просто они другие.

5. Упражнения

5.1. Прочитайте текст.

Упражняется ли милосердие в нашей жизни? ...Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Часто ли мы получаем призыв к нему? В «Памятнике », где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» – милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.
Это не только прямой призыв в милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблен­ным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к пад­шим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.
Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
Милость к падшим призывать – воспитание этого чув­ства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. Я убежден, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.

Д. Гранин

5.2. Учитель подчеркивает, что данный текст, как показывают результаты экзаменов, оказывается сложным в плане восприятия темы. Речь идет о роли литературы в воспитании в человеке милосердия, что это чувство воспитывается литературой на примерах из жизни самых разных литературных героев, живущих в разное время, что задача современной литературы состоит в продолжении доброй традиции, заложенной классической литературой, – воспитать в человеке чувство милосердия.

5.4. Какие виды аргументов вы использовали?

5.5. Прочитайте варианты аргументов учащихся. Сравните их с собственным вариантом, дайте оценку. Какие виды аргументов использовали учащиеся?

Обратите особое внимание на комментарии выставленного экспертом балла.


фрагмента

Тезис

Аргументы