Женщины

Проповедь на гражданский новый год. С новым годом! «Православная газета» г.Екатеринбург

Проповедь на гражданский новый год. С новым годом! «Православная газета» г.Екатеринбург

Новогодний молебен.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В предстоящую новогоднюю ночь многие люди будут ликовать, радоваться, веселиться душой, потому что прожитое время – остаётся в прошлом, а новое время, непрожитое, предстаёт воображению как неведомая блаженная страна, и люди потому и будут веселиться, что ждут от этого нового отрезка времени радости, покоя, здоровья, взаимопонимания, мира – всего самого доброго, самого хорошего. Когда-то считалось, что нужно весело встретить Новый год, чтобы весь год был весёлым. Мы с вами не первый год живём на свете и знаем: веселись, не веселись, плачь, не плачь в новогоднюю ночь, а предстоящий год будет таким, каким Бог даст. Будет в нём и радость, будет и печаль, будут горе и болезнь, но будет и счастье и удача, будут слёзы, но будет и смех.

Если бы мы не были христианами, если бы не верили в то, что Бог наш всех нас знает, обо всех нас помнит и каждому из нас приготовил обитель в Своём Небесном Царстве, если бы мы забыли или не знали о тёплой Божеской заботе о нас, впору нам было бы ужасаться и печалиться перед каждым новым днём, перед каждым непрожитым часом, чувствуя, что смерть, как бандит с ножом, может подстерегать нас на каждом шагу. Что скрывать: каждый из нас знает, что жить так, жить, каждую секунду ожидая подвоха, ужаса, удара, – невыносимо! Но мы слышим слова церковной молитвы, слова пророка Иезекииля: “Бог не хочет смерти грешника”. И слова эти, слова правды и утешения, не дают угаснуть нашей надежде, не дают впасть в отчаяние даже в самые трудные дни, в самые обезбоженные, в самые холодные минуты.

Бог помнит о нас! Бог любит нас! Скоро, очень скоро, всего лишь через неделю, торжественные церковные песнопения напомнят нам, как любит нас наш Бог. Они напомнят нам, что Он сделал для того, чтобы грешник не умер, но имел Жизнь Вечную.

По правде говоря, не так уж и важно, как мы будем жить на этом свете, в этой временной жизни. Гораздо важнее – помнить о жизни Будущего Века. Гораздо важнее – позаботиться о том, какими предстанем мы в Вечности, у Божьего престола, в Царстве Небесном. Поэтому сегодня, на пороге Нового года, мы молимся не о времени, а о Вечности. В евангельском отрывке, который только что читался на молебне, Господь говорит о Себе: “Он послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу...”(Лк.4.18). И это ведь сказано о нас грешных! Это ведь мы, измученные собственными страстями, злобой, раздражением, вечным неудовольствием, постоянно в своих молитвах твердим о себе: дай, наполни, исцели, сохрани, а о врагах: покарай, сокруши, накажи. А надо бы, как учит нас Господь, набраться сил, набраться мужества и сказать: “Господи, нет у меня врага страшнее и злее, чем я сам! Освободи меня от плена страстей и грехов моих. Отпусти измученного на свободу!”

Какой бы простор открылся нашим очам, какая бы радость охватила всё наше существо, если бы мы вдруг по дивному дару благодати Божией увидели, что мир, какой он ни есть, прекрасен, если тиха и смиренна душа наша! Как хотелось бы, чтобы в наступающем году в душах наших воцарились мир и доброжелательность и сохранялись в них долго-долго, что бы ни происходило вокруг! Как хотелось бы, чтобы “ныне исполнилось писание сие” и мы, православные, стали бы для всего мира закваской добра, прощения и благодушия.

Да, у нас пост, а у безбожного мира – ночь весёлых плясок, песен и дурачеств. Слишком легко было бы осудить нам этот мир, отринув с отвращением языческие традиции. Но давайте удержимся сегодня от этого. Давайте не станем горделиво презирать людей, ничего не знающих о Боге. Давайте лучше пожалеем их и помолимся о них. Христиане призваны нести в мир радость о Господе, нести в него свои раскрытые сердца, а не умножать в нём нестроение, несогласие и ненависть. Мы не знаем, кому из нас Бог судил пережить этот год, а кто стоит уже на пороге Вечности; поэтому простим сегодня от сердца всем и всем и каждому пожелаем спасения, любви, радости и здоровья. Давайте скажем на пороге Нового года вместе со всею Церковью: “Мир всем!” Аминь.

Поздравляю с Новым годом!
Пусть Господь семью хранит,
Не допустит к вам невзгоды
И избавит от обид.

Свет и счастье к вам направит,
Благоденствие, добро -
Пусть Господь вас не оставит
И все ангелы его!

В этот светлый праздник Новый год, хочется пожелать мир вашему дому, здоровья вашим близким, чтобы сердце никогда не наполняли такие чувства, как гнев, скорбь, зависть. Пусть в вашем доме всегда будет светло, тепло и уютно. Храните Вашу семью, храните ваших близких. С праздником!

Пусть небеса пошлют крепкого здравия и светлого счастья в Новый год, путь благословение Господа всегда будет с тобой, пусть твой путь освещает добрый ангел и яркий свет удачи. Желаю мира и блага, чистой любви и большой радости сердца.

Пускай вам в этот Новый год
Во всех делах поможет Бог.
Пусть освещает путь с небес,
Чтоб мрак, развеявшись, исчез.

Пусть будет вам всегда светло,
Чтоб зло из жизни прочь ушло.
Пускай вас Ангел сохранит
От лжи, гордыни и обид.

Вас поздравляю с Новым годом,
Пускай хранит Господь всегда,
Пусть вера жить вам помогает,
Не тронет грусть вас никогда.

Живет в душе пускай надежда,
Любовь пусть крылья дарит вам,
Пускай красивым, светлым, чистым
Всегда душевный будет храм.

Пусть в Новый год вам Бог пошлет
Здоровье крепкое с небес,
От всех ненастий вас спасет,
Подарит множество чудес!

Пусть вера в душах и сердцах
Укажет верную дорогу!
Творите много разных благ,
« Спасибо» повторяя Богу!

Пусть вместе с Новым годом войдёт в дом благо и любовь, пусть сердце станет мягче и добрее, пусть душа станет чище и светлее, пусть руки творят великие и добрые дела, пусть в жизни будет здравия и радости сполна.

Пусть в Новый год Господь благословляет и шлёт добрую надежду и светлую удачу, искреннее счастье и радужный мир, верную любовь и великую радость. Пусть сердце любит и поёт, а душа стремится к благим деяниям и великим целям.

С Новым годом поздравляю,
Мира вам, в душе тепла,
Пусть вас вечно окружают
Силы света и добра.

Пусть Господь оберегает
Душу вашу от обид,
Путь к любви большой и счастью
Будет пусть всегда открыт!

В Новый год желаю вам
Мира, кротости, терпения.
Пусть Господь дарует вам
Счастья светлые мгновения.

Пусть душа спокойна будет,
Сердце радостно ликует,
Не тревожит вас уныние
И печали не волнуют.

Пусть услышат вашу просьбу
В миг волшебный Небеса,
От любви и от восторга
Пусть горят ваши глаза.

Направлена она на одно никогда не умирающее слово - счастье. С Новым годом, с новым счастьем! К каждому из нас счастье это обращено по-своему, лично. Но сама вера в то, что оно может быть, что его можно ждать, на него надеяться, - это вера общая. Когда же бывает по-настоящему счастлив человек?

Теперь, после столетий опыта, после всего того, что узнали мы о человеке, уже нельзя счастье это отождествлять с чем-то одним, внешним: деньгами, здоровьем, успехом, о чем мы знаем, что не совпадает оно с этим всегда таинственным, всегда неуловимым понятием - счастье.

Да, ясно, что физическое довольство - счастье. Но не полное. Что деньги - счастье, но и мучение. Что успех - счастье, но и страх. И поразительно то, что чем больше это внешнее счастье, тем более хрупко оно, тем сильнее страх потерять его, не сохранить, упустить. Может быть, потому и говорим мы в новогоднюю полночь о новом счастье, что «старое» никогда по-настоящему не удается, что всегда чего-то недостает ему. И уже опять вперед, с мольбой, мечтой и надеждой взираем мы…

Боже мой, как давно сказаны евангельские слова о человеке, который разбогател и построил новые амбары для своего урожая и решил, что все у него есть, все гарантии счастья. И успокоился. А ему в ту же ночь было сказано: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

И, конечно, здесь, в этом подспудном знании, что все равно ничего не удержать, что впереди все равно распад и конец, - та отрава, что отравляет наше маленькое и ограниченное счастье.

Наверное, потому и возник обычай - под Новый год, как начинают бить часы в полночь, шуметь, кричать, наполнять мир грохотом и шумом. Это от страха - услышать в тишине и одиночестве бой часов, этот неумолимый голос судьбы. Один удар, второй, третий, и так неумолимо, ровно, страшно - до конца. И ничего не переменить, ничего не остановить.

Так вот эти два подлинно глубокие, неистребимые полюса человеческого сознания: страх и счастье, ужас и мечта. То новое счастье, о котором мы мечтаем под Новый год, это - счастье, которое до конца усмирило бы, растворило и победило страх.

Счастье, в котором не было бы этого ужаса, гнездящегося где-то на глубине сознания и от которого мы все время ограждаем себя - вином, заботами, шумом,- но чья тишина побеждает всякий шум.

«Безумец!» Да, по существу, безумна неумирающая мечта о счастье в страхом и смертию пораженном мире. И на вершине своей культуры человек это знает. Какой горестной правдивостью и печалью звучат слова великого жизнелюбца Пушкина: «На свете счастья нет»! Какой высокой печалью пронизано всякое подлинное искусство! Только там, внизу, шумит и горланит толпа и думает, что от шума и мутного веселья придет счастье.

Нет, оно приходит только тогда, когда правдиво, мужественно и глубоко вглядывается человек в жизнь, когда снимает с нее покровы лжи и самообмана, когда смотрит в лицо страху, когда, наконец, узнает, что счастье, подлинное, прочное, неумирающее счастье, - во встрече с Истиной, Любовью, с тем бесконечно высоким и чистым, что называл и называет человек Богом.

«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И в жизни этой - свет, и тьме его не объять». И это значит: не поглотить страхом и ужасом, не растворить в печали и отчаянии.

О, если бы люди в своей суетливой жажде мгновенного счастья нашли в себе силу остановиться, задуматься, вглядеться в глубину жизни! Если бы услышали они, какие слова, какой голос вечно обращены к ним на этой глубине. Если бы знали они, что такое - подлинное счастье!

«И радости вашей никто не отнимет от вас!..» Но разве не о такой радости, которой уже нельзя отнять, мечтаем мы, когда бьют часы?.. Но вот - как редко доходим мы до этой глубины. Как почему-то боимся мы ее и все откладываем: не сегодня, а завтра, послезавтра я займусь главным и вечным! Не сегодня. Есть еще время. Но времени так мало! Еще немного - и подойдет стрелка к роковой черте. Зачем же откладывать?

Ведь вот тут, рядом стоит Кто-то: «Се стою у двери и стучу». И если бы не боялись мы взглянуть на Него, мы увидели бы такой свет, такую радость, такую полноту, что, наверное, поняли бы, что значит это неуловимое, таинственное слово счастье.

Печатается по изданию: Протопресвитер Александр Шмеман. Проповеди на Новый год. Издательство Православного Свято-Тихоновского университета, 2009 г.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. (Пс. 50, 12)

Творец времен сподобил нас, дорогие братья и сестры, и еще увидеть новый по счету год, который по делам нашим и нашим старым привычкам опять будет старым и ветхим. Только святая, добродетельная жизнь, соединенная с всегдашним покаянием, обновляет человека на всякий день. И это потому, что в каждом человеке есть семя и зародыш тления — грех, унаследованный от грешных предков, который непрестанно, хотя иногда незаметно, тлит все существо человека. С этим семенем тли и самых тяжких болезней рождается человек на свет и постепенно тлеет и мало-помалу иногда заживо умирает!

По слову Господа, испытующего сердца и утробы наши, изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло изнутри исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 21-23).

И так что же после этого значит для нас Новый год? Это еще продолжающееся к нам милосердие и долготерпение Божие, ожидающее нашего исправления, устраивающее наше душевное спасение. Новый год — это сильное побуждение к нашему покаянию и добрым делам. Вспомним притчу о бесплодной смоковнице, которую за неплодие Хозяин сада хотел срубить, а садовник умолял Его еще оставить на год для удобрения под ней почвы и для принесения плодов.

Но настанет последний день, после которого не будет времени, как говорится в Откровении Иоанна Богослова: Ангел, котораго я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на ней, и море и все что в нем, что времени уже не будет. Итак, придет пора, когда прекратится совсем время и настанет вечность неизмеримая, бесконечная, невообразимая, прекратятся навсегда смены дней и ночей, заря утра и вечера и времен года; не будет этих постепенных чередований зимы, весны, лета и осени; не будет этого прекрасного украшения земли зеленью, цветами, листвою и плодами; не будет никаких рождений — ни человеческих, ни животных; самая земля, по слову Божественного Писания, сгорит, и будут новое небо и новая земля, нетленное небо и нетленная земля, сообразная духовным телам будущих воскресших людей (2 Пет. 3, 10, 13); солнце угаснет и исчезнет, и Солнцем всеозаряющим, всепросвещающим, всеоживляющим будет Сам Христос Господь, Солнце правды; не будет луны и звезд, ибо все это временно, стихийно, сложно и потому невечно и тленно.

Прекратится, наконец, царство суеты и греха и всякой неправды, убегут все скорби, болезни, печали и воздыхания в новом отечестве, и не останется вовсе и помину о них; настанет царство любви, правды, непоколебимого мира, радости и вечного веселия; не будет этой пестроты народов, племен и языков — будет один народ Божий с одним дивным и для всех понятным духовным языком — ангельским или человеческим; все будут как один народ, как чада единой семьи, у которой будет один Отец — Бог. И эта вечность, предопределенная Творцом от начала, прежде бытия неба и земли, настанет скоро, по неложному слову Самого Творца: Се, гряду скоро, и мзда Моя со Мною воздати комуждо по делом его (Апок. 22, 12). Для этой вечности, для этого будущего бесконечного жития и блаженства и создал всеблагий Господь человека и род человеческий; и если бы мы только в этом веке уповали на Христа и не имели в виду будущей бесконечной жизни, в которой водворяются вечная правда и святость, то мы были бы еще окаяннее, злополучнее всех человеков, терпя здесь бесчисленные болезни и скорби и тысячи видов всяких смертей и не имея воздаяния за все, что терпим, за правду, за Христа.

Итак, будет блаженное и вечное воздаяние за все добрые дела и подвиги здешней жизни, совершенные по вере и упованию на нашего Начальника веры и Совершителя Иисуса Христа; и отрет Он всякую слезу с очей плакавших здесь ради правды Его, и злосчастные и праведные на коленях Божиих утешатся, по пророку, и радости их не будет конца (Ис. 35, 10; 66, 14), а нераскаянные грешники будут в вечной муке; всякая неправда людей, не заглаженная и не исправленная покаянием и добродетелью, получит свое возмездие праведное. Не льститеся: Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7), ибо, что человек посеет здесь, то и пожнет там, в вечности, говорит неложное слово Божие.

Итак, братья и сестры, готовьтесь неотложно к вечности — покаянием и добрыми делами. Времени скоро не будет, и время к исправлению и подвигам веры и добродетели отнимется.

Будем же каяться, исправляться и приносить Господу плоды добрых дел. Тогда наступивший год будет действительно новым, потому что принесет нам обновление всего существа нашего — души и тела. Тогда, хотя внешний человек наш будет тлеть в болезнях и скорбях, но внутренний, потаенный сердца человек будет обновляться всякий день, как это было с апостолом Павлом. Аминь.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Когда-то наша Церковь установила: считать началом нового Церковного года первое сентября старого церковного стиля. Но впоследствии это было изменено, и Новый год начали считать с первого января. Так или иначе, но время разделяется обычно в жизни по годам, и мы с вами как раз, именно по нашему церковному, не по гражданскому, а по церковному стилю стоим пред дверями раскрывающегося пред нами новолетия.

Как его встречают люди? Когда-то святитель Феофан Затворник с негодованием произнес проповедь как раз вот в этот день. Он обращался к тем, кто Новый год встречает во всяких ресторанах, кабаках и так далее. И говорил он: вот вы вместо того, чтобы молитвою к Богу освятить начало новолетия вертитесь с вашими стаканами и друг друга поздравляете “с Новым годом, с новым счастьем”. “С новым-то годом, еще конечно, по смыслу, – можно сказать, а вот кто вам, – говорил святитель Феофан, – может поручиться, что у вас будет какое-то “новое счастье”? И откуда оно может быть у вас? Счастье – есть удовлетворение души человеческой, и только от Бога оно может придти. А ваши эти выкрики – просто, – говорил святитель Феофан, – шутовские выкрики, которые ничего не стоят, как и ваши пожелания друг другу”. Когда человек молитвой встречает новый год и просит, чтоб Господь это новолетие благословил, тогда – это встреча христианская.

А ведь мы с вами знаем, что в храмах наших в этот день – совсем не так много народу. И на всенощной, и на литургии… А в местах злачных, в местах увеселений – сколько хотите. И наших православных там очень много. И они еще с аппетитом иногда говорят, что, вот, по новому стилю отпраздновали, -по старому празднуем теперь. А в календаре бывало еще – и китайский Новый год. Так, что можно подумать, что все теперь будет сплошное новогоднее праздничное верчение какое-то. Когда христианин поздравляет, [христиане поздравляют], друг друга с Новым годом, тогда они, христиане, имеют ввиду именно надежду на милость Господню, что Господь, Который долготерпелив и многомилостив, не по беззакониям нашим воздает нам и не по грехам нашим дает нам, что Он может быть в этом году пошлет нам милость, и мы сумеем год провести, это новолетие – по-христиански, и вот с этим-то и поздравляют верующие христиане друг друга.

А всякое иное поздравление, конечно, именно, как говорил святитель Феофан, просто “пустолетие”, которое ничего дать человеку не может, а только ему голову затуманивает. Так что будем, возлюбленные, это помнить.

Многие из тех, кто встречал вместе с нами прошлое новолетие, уже ушли из жизни. Господь положил конец житию. Когда он положит конец нашей жизни – не знаем, но, несомненно то, что из нас многие до следующего Нового года не доживут. А поэтому всегда, когда это надо бывает, нужно молиться Господу, чтобы Господь милостиво воззрел на остающееся нам время. Как святитель Григорий Богослов, этот великий святитель, однако, смиренно просил у Господа, чтобы Господь послал ему хоть вечер добрый его жизни “… и милостиво воззрел на остаток дней моих”, как говорил Григорий Богослов. Так и нам нужно молиться: чтобы Господь Своей милостью покрыл нас в те дни жизни нашей, которые Он нам еще дает для доброй христианской жизни и исправления нашего.