Мода

Туркмены. Брак между гражданкой россии и гражданином туркменистана

Туркмены. Брак между гражданкой россии и гражданином туркменистана

Вступление в брачный союз с иностранцем сегодня уже не вызывает ни осуждения общества, ни удивления. Число интернациональных браков за последние годы существенно увеличилось, при этом доля тех, кто выезжает на родину мужа, и тех, кто выходит замуж на российской территории, примерно одинакова. Россиянки чаще всего вступают в такие отношения с представителями соседних государств из постсоветского пространства; для многих актуален вопрос, как зарегистрировать брак с гражданином Туркменистана в России.

Как проходит бракосочетание с иностранцем в РФ

Согласно законодательству РФ, если официальное оформление отношений между супругами происходит на российской территории, подчиняться оно будет исключительно российским правилам и предписаниям, но с учетом особенностей законодательства страны гражданства мужа.

Сразу же отметим, что ни сожительство, ни церковный брак в России не имеют никакой юридической силы. Для ее обретения необходимо обратиться в органы регистрации актов гражданских состояний с соответствующим заявлением.

Вступить в брачный союз в Российской Федерации невозможно при следующих обстоятельствах:

  • если один из брачующихся уже женат или замужем;
  • если заявители являются родственниками по нисходящей и по прямой линии;
  • если кандидаты находятся в отношениях усыновитель-усыновленный;
  • если один из заявителей болен тяжелым психическим заболеванием;
  • при однополых браках.

При этом гражданство обоих лиц в данных случаях никакого значения не имеет. С другой стороны, будущим супругам придется соблюсти традиции страны мужа-иностранца: если, скажем, ему предписано предварительно получить благословение родителей или совершить обряд помолвки. В целом же процедура бракосочетания не слишком будет отличаться от той, которую проходят россияне.

Прежде чем вы пойдете в ЗАГС и подадите заявление, будет полезно разобраться во всех тонкостях интернационального союза.

Какие понадобятся документы

Единственное, чем будет отличаться процедура оформления отношений, – пакетом документов, который необходимо подготовить для подачи в ЗАГС. В него должны войти:

  1. Заграничный паспорт супруга-туркмена.
  2. Перевод данного документа, заверенный нотариусом или в консульстве Туркменистана в РФ.
  3. Справки, которые подтвердят, что в другом союзе никто из будущих супругов не состоит.
  4. Заявление по форме Ф-7.
  5. Документ, подтверждающий легальное пребывание гражданина Туркменистана в России.
  6. Справка о разводе, если до этого брачующийся состоял в браке. Хотя данный документ понадобится и невесте-россиянке, если она состоит в разводе с супругом от предыдущего брака.
  7. Квитанция с уплаченной пошлиной.

И туркменское, и российское законодательство предусматривают, что жениху и невесте на момент подачи заявления должно уже исполниться 18 лет.

Куда обращаться

Следующее, что волнует российских невест, – где можно выйти замуж за туркмена, учитывая тот факт, что российского гражданства он пока не имеет. Полномочия по проведению данной процедуры возложены на отделения ЗАГСов. Выбрать можно то, которое расположено по .

Обратите внимание, что законодательство не ограничивает при этом ваше право относительно того, где именно вы захотите сочетаться браком. Принять ваше заявление обязана любая уполномоченная инстанция. Иногда некоторые ЗАГСы не слишком охотно идут на такой шаг, что связано с нежеланием иметь дело с дополнительными документами: знайте, что это является прямым нарушением закона.

Вступить в брак можно и в консульском отделе Туркменистана, поскольку он так же, как и РФ является подписантом Минской конвенции, которая освобождает граждан этих стран от последующей легализации .

Если вы являетесь жителем столицы и хотите избежать лишних формальностей, предварительно изучите детальнее, .

Россия-Туркменистан – есть ли двойное гражданство

Итак, возможен ли брак между туркменом и русской, мы выяснили: да, такой союз вполне имеет право на существование. Теперь будет нелишним разобраться в вопросе гражданства. Сразу же обратим внимание, что ни одна из сторон после официального оформления брачных отношений не утрачивает свою гражданскую принадлежность и не приобретает новую.

Что касается двойного гражданства, то важно знать, что в 1993 году два интересующих нас государства подписали двустороннее соглашение о признании двойного гражданского статуса своих жителей. Но в 2015 году договор был расторгнут.

Точнее сказать, документ подлежал продлению через каждые 5 лет. В момент наступления очередного дня Х Туркменистан отказался от пролонгации, чему российское государство не стало препятствовать, и исторический факт под названием «двойное гражданство» остался в прошлом.

Фиктивный союз

К сожалению, не все брачные союзы сегодня заключаются по большой любви. В некоторых случаях свадьба – это единственный способ для туркменов легализовать свой статус в РФ. Но не стоит забывать, что в России выявление фиктивного брака может привести к серьезным последствиям.

Чем выгоден брак для туркменов

Основная выгода, которую преследуют граждане с туркменскими паспортами, – возможность узаконить свое пребывание в России. Дело в том, что супруги-иностранцы российских граждан проходят упрощенную процедуру легализации. Например, они могут в обход , а чтобы подать документы на , им необходимо прожить в статусе временного резидента и супруга россиянки не 5 лет, а всего три года.

Второе, что дает брак с гражданкой РФ, – возможность трудиться, не продлевая снова и снова . А для граждан Туркменистана это означает более высокий уровень дохода и реализацию своего профессионального потенциала в стране с большими перспективами и более высокими уровнем жизни.

Но в этом вопросе есть и обратная сторона медали. Дело в том, что в самой Туркменской Республике двойное гражданство запрещено. Более того, как только ваш новоиспеченный супруг попытается въехать с двумя паспортами на свою бывшую родину, его тут же может задержать миграционная служба. Результат – его попросят отказаться от одного из гражданств.

Как еще туркмены могут получить российское гражданство

Но стоит напомнить, что вступление в брак – не единственный путь, по которому можно прийти к российскому гражданству. Кроме того, в некоторых случаях даже возможно пройти упрощенный порядок легализации. К ним можно отнести:

  • наличие родителя-гражданина РФ;
  • факт рождения в РСФСР или пребывания в прошлом в гражданстве СССР;
  • недееспособность при наличии ребенка-россиянина;
  • получение образование в РФ и трудовой стаж в одной из российских компаний не менее трех лет;
  • статус с ежегодной прибылью не менее 10 миллионов рублей;
  • работу в России по одной из специальностей, которая включена в список профессий, позволяющих обрести гражданство в упрощенном порядке;
  • участие в программе «Соотечественник».

Религиозные традиции

Создавая семью с гражданином туркменского государства, следует принимать во внимание и религиозные традиции. Не забывайте, что россияне в большинстве своем – православные христиане, а 89% населения Туркменистана исповедует ислам. Сразу же скажем, что жители этой страны являются приверженцами традиционной исламской религии, а не фундаментальной. Это означает, что многоженство здесь запрещено, а чтобы вступить в брак, туркмену придется предоставить справку о том, что он свободен от любых других семейных обязательств.

Основной формой современной туркменской семьи является малая семья, обычно состоящая из супругов и их детей, с которыми иногда живут также родители мужа или один из них. Семья насчитывает в среднем пять-семь человек. Главой семьи обычно бы­вает мужчина, но семьи, во главе которых стоит женщина, не являются исключением и составляют значительный про­цент. Доходы семьи складываются из заработков всех взрослых трудо­способных членов семьи.

Женщина, если в доме нет маленьких детей, обычно работает в колхозе или на производстве; в городах, где сеть дет­ских учреждений развита лучше, чем на селе, работают также и многие женщины, имеющие маленьких детей. Все дети школьного возраста хо­дят в школу.

Малая семья в современной ее форме сложилась в последние два-три десятилетия в результате переустройства хозяйства и быта в Советских республиках. Большую роль сыграли декреты и постановления Советской власти, направленные на ликвидацию неравенства женщин, упорядочение семьи и т. д. После земельно-водной реформы не стало безземельных и малоземельных семей, укрепилась малая семья. На I съезде Советов Турк­менской ССР в феврале 1925 г. было отменено брачное право на воду, по которому владеть наделом поливной земли мог лишь женатый мужчина; по новому закону водой и землей наделялись и все неженатые взрослые сыновья, выделившиеся из семьи отца, а также вдовы.

Наряду с малыми семьями до сих пор в сельских местностях нередко встречаются большие неразделенные семьи, широко бытовавшие в Турк­мении в прошлом и вплоть до начала коллективизации. Такая неразделен­ная семья, насчитывающая 10-20 человек, состоит из семей нескольких братьев или семьи родителей, в которой, кроме маленьких детей, живут один или несколько женатых, но не выделившихся сыновей со своими детьми. Живут все обычно в одном доме, каждая малая семья чаще всего занимает отдельное помещение. В тех районах, где наряду с домами еще сохраняется юрта, родители или старший брат с семьей обычно живут в юрте, поставленной около дома. В юго-западных районах, где юрта до недавнего времени сохранялась как основной вид жилья, члены неразде­ленной семьи жили в двух-трех юртах, стоящих рядом. В прошлом чле­ны такой семьи часто жили все в одной юрте, отгораживая часть ее зана­веской для молодоженов; две-три юрты имели лишь богатые семьи. Приз­наком неразделенной семьи является общий котел: все запасы находятся в общем владении, основные доходы ее членов также поступают в общую казну. Во главе семьи стоит мужчина, иногда и женщина, обычно стар­шие по возрасту. Но и в больших неразделенных семьях произошли ко­ренные изменения, стала проявляться значительная экономическая само­стоятельность ее членов, исчезла прежняя беспрекословная патриархаль­ная власть главы семьи.

Родоплеменное деление и племенные связи , прочно сохранявшиеся в хозяйственном и семейном быту туркмен до 30-х годов XX в., в сельских местностях имеют некоторое значение в их жизни и в настоящее время. Они проявляются в довольно тесных связях между родственными семьями, в их взаимной помощи в различных хозяйственных делах и семейных со­бытиях.

При единоличном хозяйстве, когда на семье лежало значительно боль­ше хозяйственных обязанностей, между отдельными родственными семь­ями существовала своего рода кооперация: одна семья, обычно отца или старшего брата, занималась скотоводством, другая - земледелием, затем семьи обменивались продуктами своего хозяйства. В больших семейных общинах подобное разделение труда происходило между отдельными ма­лыми семьями.

Колхозный строй сделал излишним такого рода кооперацию.

В большей степени пережитки родоплеменных связей продолжают сохраняться в идеологической жизни туркмен. Празднование всякого ро­да семейных торжеств и советских праздников часто организуют совмест­но: в случаях отправки сына или дочери на учебу, при организации свадь­бы семья находит помощь у своих родственников и сородичей. До сих пор еще довольно часто при решении какого-нибудь важного вопроса об­ращаются за советом к старшему родственнику.

Патриархально-родовые пережитки, еще частично сохранившиеся в семье, мешают установлению подлинного равноправия и независимости женщины.

Патриархальные традиции в туркменской семье еще в первой четвер­ти XX в. сохранялись в полной неприкосновенности. Власть главы семьи была неограниченной, она выражалась не только в том, что глава семьи распоряжался всем имуществом семьи и судьбою каждого из ее членов, но сказывалась и на поведении членов семьи. В присутствии главы семьи даже представители мужской части семьи не могли громко разговаривать и смеяться, к нему нельзя было обращаться с вопросами. Глава семьи сам распределял работу между ее членами; старшая женщина, обычно его жена, была полной хозяйкой над всей женской половиной семьи. Осо­бенно тяжелым в семье было положение невестки; она не имела никаких прав, хотя обязанности ее были многочисленны. Сразу же после выхода замуж молодая женщина оказывалась под действием многих запретов по отношению к старшим родственникам мужа, независимо от их пола и возраста. Женщина обязана была закрывать себе рот концом головного платка (яшмак), а в молодые годы, кроме того, скрывать свое лицо и фигуру большой шалью. У йомутов было принято, чтобы молодая женщина закрывалась дома в присутствии старших родственников мужа, особенно свекра и свекрови.

Говорить в присутствии старших членов семьи молодая могла только сдавленным шепотом. Она вообще не имела права обращаться непосред­ственно к родственникам мужа - мужчинам и разговаривала с ними в случае необходимости через мальчика или подростка. В песнях лэле посвященных женской доле, девушка, выдаваемая замуж, сравнивается с камнем, брошенным в глубокий колодец, с цветком, побитым морозом. Особенно тяжелым было положение бедной девушки, бесприданницы, ко­торую мог за выкуп (калым) взять всякий и которая не могла рассчиты­вать на защиту и поддержку своих родных. Со временем положение мо­лодой женщины улучшалось; став старшей в семье по возрасту - кейваны, она считалась уже госпожой над своими невестками и младшими женами своего мужа.

Легче было положение женщины в малой семье, где над ней старшим был только ее муж. Однако власть мужа и здесь была велика, о чем крас­норечиво свидетельствует пословица, имевшая хождение у прибрежных туркмен: эри аялынъщ кичи тац рысыдыр (муж для своей жены младший бог, т. е. второй после бога).

Муж мог развестись с женой, не спрашивая ее согласия, женщина же имела право требовать развода лишь в немногих случаях. Даже если муж был захвачен в плен, пропал или скрывался, избегая кровной мести, что особенно часто случалось до присоединения к России, жена обязана была дожидаться его и не могла выходить замуж за другого.

Хозяйственные обязанности женщины были многочисленны, но они ограничивались лишь работой по дому и домашним хозяйством: уход за детьми, приготовление пищи, ткачество, обработка шерсти и войлока, шитье, уход за домашним скотом, сбор топлива. Отлучаться из дома на большие расстояния женщине одной не разрешалось. На базар женщина выезжала только в сопровождении мужа; если ей нужно было навестить родных, живших далеко, ее обычно сопровождала какая-нибудь родствен­ница старуха. В полевых работах женщина почти не участвовала. Жен­щина была экономически бесправной, так как все средства находились в распоряжении главы семьи. Ее экономическая зависимость была скреп­лена юридически: по адату женщина не могла быть наследницей имущест­ва ни после мужа, ни тем более после отца. Бесправное положение жен­щины в туркменском обществе обнаруживалось особенно четко, если уми­рал ее муж. Вдову старались выдать замуж снова, причем интересы ее родственников и родственников ее мужа не совпадали: первые хотели выдать ее за постороннего семье человека, чтобы снова получить калым, родственники мужа старались удержать вдову в семье и выдать ее за млад­шего родного или двоюродного брата мужа (левират), который иногда был значительно моложе ее. Женщина, имеющая маленьких детей, со­глашалась обычно на такой неравный брак, чтобы не разлучаться с детьми, гак как в случае ухода из семьи покойного мужа она навсегда лишалась детей, которые оставались у родных отца. По договоренности с опеку­нами женщина могла откупиться от насильственного брака, но в таких случаях была обязана оставаться вдовой навсегда.

Несколько иным было положение старшей женщины: с ней считались, ее советов слушались не только дети, но и другие родственники; нередки были случаи, когда после смерти мужа она оставалась фактической главой семьи. Внешне сыновья были совершенно самостоя­тельны в своих действиях, но советы и указания матери играли очень большую роль.

С первых лет существо­вания Советской власти на­чалась борьба за раскрепо­щение женщины. Декреты Советской власти об отмене калыма и повышении брачно­го возраста, об упорядочении книг актов гражданского со­стояния и введении граж­данского брака ликвидиро­вали неравноправие женщи­ны. Кроме того, этими декре­тами было положено начало борьбы за фактическое рас­крепощение женщины. II сес­сия ЦИК Туркменской ССР (1927 г.) подтвердила ранее изданные постановления об отмене калыма и других пат­риархально-родовых обыча­ев. Однако эти обычаи в семье и семейной жизни, господствовавшие в течение многих веков, изживались очень медленно. Ломка их вызывала сопротивление культурно отсталых людей старшего поколения, в том числе и женщин, которых

поддерживали в заблуждении муллы и баи. В борьбе с этими пережитка­ми погибло немало передовых женщин-общественниц.

На основе постановления Совнаркома РСФСР «О привлечении рабо­чих и крестьянок к работе в советских учреждениях» (1921 г.) в Туркме­нии развернулась работа по организации женских производственных кружков, артелей, мастерских. Женщины, вступившие в ковровые, шел­коткацкие и другие артели, становились экономически самостоятельными. В этот же период в городах Туркмении были созданы рабфаки с интер­натами, куда поступали на учебу юноши и девушки, что приучало юно­шей к товарищескому отношению с девушками, учившимися с ними; это было также большим достижением в деле установления равноправия женщин. Прежде девочка с девяти лет считалась невестой и ей не разре­шалось быть вместе с юношами.

Очень долгое время, в некоторых районах Туркмении почти до Вели­кой Отечественной войны, женщины не участвовали в коллективных сель­скохозяйственных работах. Главную роль в этом играл укоренившийся порядок, запрещающий женщине появляться там, где есть посторонние мужчины. Культурно-просветительная работа в колхозах, повышение культурного уровня туркменских женщин привели к постепенному пре­одолению этого пережитка.

Большие сдвиги в сознании произошли в период Великой Отечест­венной войны, когда женщины вышли на полевые работы в колхозах, заменив ушедших на фронт мужей.

Теперь в Туркмении, как и везде в Советском Союзе, женщины стали активными участницами социалистического строительства: 7 тыс. турк­менок работает на промышленных предприятиях страны. В колхозах женщины стали большой силой; в Туркменской ССР 50 колхозниц (1961 г.) имеют звание Героя Социалистического Труда, сотни колхозниц награждены орденами и медалями.

Колхозная звеньевая Айнабат Бегенчева прославилась в годы Вели­кой Отечественной войны сбором исключительно высоких урожаев хлоп­ка. Она же явилась инициатором создания пришкольных хлопковых уча­стков, на которых стали обучаться и воспитываться будущие мастера высоких урожаев. За трудовые успехи Айнабат Бегенчева удостоена вы­сокого звания Героя Социалистического Труда. В настоящее время она ра­ботает председателем колхоза им. Ленина Каахкинского района. Многие другие женщины также работают председателями колхозов, заместителя­ми их. Много женщин - председателей сельских Советов, бригадиров, заведующих животноводческими фермами и т. п.

Среди туркменок большое число учителей, агрономов, врачей и немало представительниц других специальностей. 15 туркменок (1961 г.) имеют звание кандидатов наук. Научной общественности хорошо известно имя кандидата филологических наук, члена-корреспондента Академии наук Туркменской ССР 3. Б. Мухаммедовой, которая ведет большую научно-исследовательскую и педагогическую работу, сочетая ее с обще­ственной деятельностью и воспитанием детей. Кандидат медицинских наук Сачли Дурсунова, мать которой была убита за то, что не хотела быть рабыней бая, работает в Ашхабадском научно-исследовательском институте эпидемиологии и гигиены. За подвиги на фронтах Отечествен­ной войны она награждена орденами и медалями. Женщины принимают активное участие в развитии литературы и искусства республики, Вы­сокое звание народных артистов СССР имеют туркменки Майя Кулиева и Сона Мурадова. Аннагуль Аннакулиева, Сурай Мурадова и другие удо­стоены звания народных артисток Туркменской ССР.

Туркменский народ издревле существует в условиях тяжелого труда. Общество построено на усилиях людей, готовых к преодолению трудностей и преград, умеющих много трудиться. Туркмены уважают личностей, которые достигли чего-то существенного в своей жизни благодаря труду. Им не свойственно презирать физическую работу и превозносить умственную - любой вид деятельности, направленный на создание материальных или нематериальных активов, в Туркменистане почитается. Образ работящего и преданного своему делу человека признан в туркменском обществе достойным примером для окружающих. Увидев, как кто-то трудится, настоящий туркменский человек не упустит возможности поддержать работягу словом, похвалит его и пожелает удачи. Любовь к труду воспитывается у туркменских людей с детства. Уже в подростковом возрасте туркменский человек начинает осознать, как важно в обществе, которое его окружает, быть уважаемой личность, вызывать одобрение своими усилиями и трудовыми успехами. Туркмены часто стараются продемонстрировать свои успехи выше стоящему руководству, ищут повод, чтобы получить похвалу близких и друзей за трудовые успехи.
Немного о туркменских семьях. Семья - один из наиболее влиятельных факторов, которые формируют личность человека в Туркменистане. Родители прививают своим детям те понятия и нормы морали, которые традиционно передаются в их семье. Большое значение имеет и национальное воспитание, то есть совокупность традиций, моральных принципов и правил, свойственных данному обществу на протяжении нескольких поколений. Туркмены преданны своим семьям, однако не прихотливы в быту и не слишком заботятся о жилище, не стремятся сделать его максимально комфортным. Для настоящей туркменской семьи приятной традицией является распитие зеленого чая. Это объединяет всех членов семьи и позволяет посвятить время общению друг с другом. Вообще, туркменская нация дружная. Общественная жизнь важна для многих представителей Туркменистана. А в общении они очень открыты и активны. Способны тонко чувствовать настроение собеседника, сопереживать и понимать своих оппонентов. Темпераментом, который в наибольшей мере свойственен туркменским людям, является флегматический. Они достаточно спокойны и уравновешенны по натуре. Умеют держать под контролем ситуацию, в которой находятся, стремятся обладать своими эмоциями.
В Туркменистане есть особенная категория людей, которые пользуются безотказным авторитетом в обществе и являются примером для пришедших поколений. Это - аксакалы, люди в возрасте, умудренные жизненным опытом и занимающие значительное место в своей семье, селении или даже в государстве. К аксакалам проявляют особенное уважение и почтение. В их присутствии молодые туркмены ведут себя только вежливо, проявляются заботу. К советам, рекомендациям и указаниям аксакалов относятся очень внимательно, часто следуют им беспрекословно.
Туркменское общество весьма религиозно. Мусульманство играет важную роль в воспитании молодого поколения, формировании личности туркменского человека, укладе жизни зрелых туркменов. Благодаря канонам, прописанным в Коране, туркменская нация имеет ряд традиций и морально-культурных законов, которые влияют на ее семейную, общественную, политическую жизнь народа. Поклонение религиозным канонам на столько распространено в Туркменистане, что оно имеет общенациональный характер. плитка тротуарная Многие традиции, пришедшие в обыденность туркменов с Ислама, воспринимаются как народные. Более того, люди, являющиеся атеистами, проходят обряды и принимают нормы, установленные в обществе под влиянием религии. Так, обряд бракосочетания имеет религиозную основу, но он проводится при регистрации, практически, каждого брака на территории Туркменистан вне зависимости от религиозных предпочтений граждан. Почему так происходит? Дело в том, что под влиянием близких или общественного мнения неверующим людям приходится идти на традиционные обряды. Соответствовать окружению, в котором живешь, для туркменов очень важно.
Туркменское общество - это совокупность малых групп. Безусловно, существуют и большие формальные и неформальные социальные группы, но малые здесь имеют свои особенности, по этому остановимся на них. Туркмены часто объединяются в небольшие коллективы для совершения общего дела. Это может касаться не только работы, но и развлечений, оздоровления, семейных дел, часто к созданию альянсов прибегают для защиты прав определенной группы населения страны и прочее. Интересно, что люди не испытывают стеснения или опаски по отношению к окружающим в таких малых социальных группах. Они отчетливо понимают необходимость быть полезными друг для друга и взаимодействуют для всеобщего и собственного блага. Эта умение контактировать и работать в команде подкреплено такими национальными чертами характера как: дисциплинированность, трудолюбие, честность. Туркмены уважительно и доброжелательно настроены по отношению к своим соотечественникам, но весьма осторожны, а иногда даже и агрессивны, с иностранцами.

Каждый иностранец, пожелавший взять в жены туркменскую девушку, должен внести $50 тыс. в кассу общества "Туркменгосстрах". Соответствующее решение отца всех туркмен Сапармурата Ниязова уже вступило в силу.

Постановление "О государственном калыме" предусматривает, что будущий муж должен прожить в Туркмении не менее года и, таким образом, узнать обычаи и традиции народа, которым обязан следовать. Жениху полагается иметь собственное жилье, а также он обязан предоставить справку из туркменского медучреждения, удостоверяющую, что он абсолютно здоров. "Мы кому попало своих девушек не отдаем" -- так прокомментировали корреспонденту Ъ это положение в аппарате президента.

На Востоке всем известно, что в Туркмении самые красивые девушки и кони. Но если средняя цена ахалтекинцев была определена давно (например, конь, подаренный Борису Ельцину, оценивается в $1,5 млн), то какой "государственный калым" нужно отдать за черноокую, луноликую, тонкую, стремительную, дикую и т. д. туркменскую красавицу, стало ясно только теперь. И $50 тыс. за такое счастье (плюс $1000 на свадьбу: десять баранов по $30 за голову, спальный гарнитур за $300, десять золотых колец для невесты за $100 и примерно $300 на все остальное) -- это совсем недорого. Особенно если учесть, что туркменки славятся и гордостью, и тем, что единственные из восточных женщин никогда не закрывали лица, к тому же они прекрасные наездницы -- по многочисленным историческим данным, смелые воительницы-амазонки жили именно на территории современной Туркмении.

Постановление Туркменбаши "О государственном калыме" принято, конечно, "по многочисленным просьбам трудящихся". Год назад в стране вообще запретили браки с иностранцами. По данным ашхабадских загсов, это ударило по планам более тысячи молодоженов и большая их часть за этот год уехала из страны, чтобы создать семьи за рубежом: в Турции, в странах Персидского залива и в Узбекистане. Между тем прирост населения в Туркмении, где всего 5,5 млн граждан, снизился до 5% в год -- это меньше, чем во всех других странах Азии.

Постановление "О государственном калыме", как считают ашхабадские юристы, имеет только один изъян: в тексте не прописано, вернутся ли деньги мужу в случае развода. Юристы считают, что будет лучше, если эти $50 тыс. направят на воспитание ребенка, оставшегося без отца.

Пятьдесят тысяч за руку и сердце

Жениться на туркменке - дорогое удовольствие

Екатерина Коротаева

Институт семьи и брака Туркмении подвергся серьезному реформированию. Уведомление о новом порядке, которое вчера распространил МИД Туркмении, фактически ставит крест на интернациональных браках. Формально, конечно, браки граждан страны с иностранцами не запрещены. Однако теперь, если иностранец захочет жениться на туркменке, он должен внести 50 тысяч долларов на специальный счет. Эти деньги станут "гарантией обеспечения детей на случай расторжения брака".

Документ был распространен в представительствах иностранных государств. Как сообщается, в дипмиссиях "с пониманием" отнеслись к постановлению. Ведь в Ашхабаде и так уже более года не регистрируют браки с гражданами других государств. После введения нового порядка регистрация возобновится. Если будут желающие...

Любви, конечно, деньги не помеха - но только при условии их наличия. Хотя, возможно, введение такого порядка является формой борьбы за чистоту расы? Кто знает... Между тем, материальный вопрос - далеко не единственная преграда для счастья молодых. Кроме материальной обеспеченности, иностранный претендент на руку и сердце гражданки Туркмении должен к моменту заключения брака прожить на территории страны не менее одного года и "иметь жилую площадь на правах собственности". Также не обойтись без прописки или регистрации в соответствующих органах.

Сами граждане Туркмении по новому закону могут вступать в брак не раньше 18 лет. Обязательно также наличие брачного контракта, в котором оговариваются имущественные права и обязанности супругов, а также их обязательства по содержанию детей в случае расторжения уз Гименея. Остается только надеяться, что подобные нововведения не разобьют сердца влюбленных и не приведут к повальным побегам юношей и девушек из отчего дома.

Внутренняя жизнь

Переходя к описанию внутренней, домашней жизни туркмен, следует упомянуть, что все туркмены, богатые и бедные, живут почти совершенно одинаково. Немного лучшая кибитка, одежда из шелка, несколько лишних ковров и серебряных украшений на женщинах, вот и все, чем можно отличить кибитку бая (богатого) от кибитки бедняка.
День туркмена начинается с восходом солнца. Утром он обыкновенно пьет зеленый чай без сахара с чуреком (род лепешки), часов в 9 завтракает кислым молоком с чуреком, а при неимении молока, варится «кара шорба» — суп из сала, лука и крошеного чурека; часа в 2 — чай с чуреком, или один чурек и, наконец. вечером, после заката солнца ужин, состоящий из тех же продуктов, как и завтрак.
Вообще пища туркмен очень неприхотлива и неразнообразна. Обыкновенно она состоит из чурека, верблюжьего или коровьего пресного или кислого молока, каши из растертой джугары (сорго), иногда из горячей похлебки, состоящей из такого же молока с водой, или навара из бураков с кунжутным маслом, а у более достаточных с прибавкой сушеной баранины или копченого жира; употребляют также и лапшу. В летнее время пища эта разнообразится некоторыми травами в отваренном или сыром виде и овощами. Употребляемые в пищу травы следующие: юнжа, дикая петрушка, шпинат, щавель, мята и козелец. Плов, баранье или верблюжье мясо составляют роскошь, допускаемую более состоятельными, по случаю каких-либо празднеств: свадьбы, обрезания и т. п. В конце лета едят много дынь и арбузов.
Дли питья приготовляют «чал», напиток из верблюжьего молока. Чал имеет сладко-кисловатый вкус с некоторой долей спиртной крепости; после 2-3 выпитых чашек этого напитка туркмен становится веселее, а подчас даже слегка хмелеет. Чай у туркмен в большом распространении, причем пьют преимущественно зеленый, низшего достоинства, приобретаемый в Персии.
Приготовление всей указанной пищи, как и вообще производство всех домашних работ, входит в обязанности женщин.

Положение женщины в семействе

Туркмен смотрит на женщину, как на существо низшее, называя ее «начар» (неравноравная) и не допускает ее вмешиваться в разговор между мужчинами и в обсуждение общественных вопросов. Но за то, в делах домашнего хозяйства женщина пользуется большим влиянием и без предварительного с ней соглашения туркмен редко что-нибудь продает и покупает. В женитьбе сына и при выдаче дочерей замуж согласие матери считается обязательным. Во внутренней жизни туркменка пользуется гораздо большей самостоятельностью, чем другие среднеазиатские женщины: сартянки, таджички и персиянки. Но тем не менее, она находится в вечной зависимости от мужчины, и только при неимении никого из родственников мужчин со стороны отца, она становится самостоятельной. Девушкой она принадлежит, и принадлежит как имущество, отцу или, за неимением его, старшему в его роде, которые ее продают в замужество по своему усмотрению и присваивают полученные деньги в свою пользу. По выходе в замужество она принадлежит мужу; овдовев бездетно, она снова делается собственностью тех же ближайших родственников. Только материнство до некоторой степени обеспечивает самостоятельное вдовство, так как она является опекуншей своих детей и не может быть продана в новое замужество насильно.

Брак

Туркменские браки, как уже было сказано, отождествлены обычаем с торговой сделкой, которая совершается, за редким исключением, без всякого участия брачующихся молодых людей их родителями или опекунами. При этом торгуются из-за цены, как и при продаже товара, и, зачастую, брак расстраивается именно по этой причине. Цена девушки, равная 20 лет тому назад 30 ахальским туманам (туман около 4 рублей), возросла в настоящее время до 200 и более туманов. Богатые люди или вдовцы и многоженцы платят иногда до 400 и 600 туманов за девушку. Такое поднятие цен на девушек делает брак для людей недостаточных мало осуществимой мечтой, в поисках за которой большинство молодых туркмен, не имеющих большой и зажиточной родни, проходят суровую школу труда и лишений, отказывая себе во всем в течение долгого ряда лет и отдавая всякую заработанную копейку и приобретенный скот своему будущему тестю, памятуя, что только по уплате всей цены они могут получить себе жену. Такой обычай дурно влияет на правильность распределения женщин между населением, оставляя многих молодых людей в вынужденном безбрачии и позволяя богатым иметь по нескольку жен. Громадное большинство туркмен имеет по одной жене и многоженства не одобряет.
Брачный союз заключается обыкновенно в возрасте от 10 до 15 лет, хотя бывают случаи и более ранней выдачи девушек в замужество.
Цель таких ранних браков есть желание скорее получить калымную плату, дать возможность мужу выплатить всю потребную сумму до наступления совершеннолетия и получить право на пользование лишней долей общественной воды и земли.
Туркменский брак совершается следующим образом: после предварительных переговоров о размере калыма (выкупной цены) со стороны жениха едут к родителям невесты несколько человек аксакалов (почетных стариков) и уплачивают за нее часть выкупа, из коего половина обыкновенно уплачивается деньгами, а другая половина скотом; затем, делают подарки родственницам невесты и дарят по несколько кранов женщинам и мужчинам, перегораживающим путь выхода невесты и, наконец, доставляют ее в кибитку жениха. В тот же день совершается кем-либо из присутствующих грамотных туркмен обряд бракосочетания. Вечером собравшихся гостей угощают пловом, чаем и сдобными чуреками; приглашают несколько человек бахши (певцов) и пир длится до поздней ночи. На следующий день с утра устраиваются скачки и состязания в борьбе, беге и стрельбе в цель. Всем выигравшим выдаются отцом жениха небольшие призы, состоящие обыкновенно из халатов или нескольких аршин бумажной материи; следующий вечер и следующий день гостям доставляются те же удовольствия, как и накануне.
У туркмен часто практикуется увоз девушек, устраиваемый по взаимному соглашению жениха и невесты. Бежавшие скрываются в кибитку какого-нибудь почетного аксакала, которому волей-неволей приходится принять на себя роль посредника и мирить родителей жениха и невесты.
После бракосочетания молодая остается в кибитке мужа три дня, если брак совершен между малолетними, и до 10 дней, если молодые достигли половой зрелости; потом, жена возвращается в дом своих родителей или опекунов, где и живет до полной уплаты калыма, что при несостоятельном женихе случается через 8-10, а иногда и больше, лет. В течение этого срока молодым супругам строго воспрещаются всякие ночные свидания, за чем зорко следят родители, так как в случае беременности жены в этот период, обычай требует безотлагательного возвращения ее в кибитку мужа, не дожидаясь полной уплаты калыма; поэтому часто случается, что влюбленный муж, пожелавший поцеловать в неурочный час свою законную супругу, бывает жестоко избит ее родителями.

Развод, рождение ребенка

Разводы у туркмен встречаются весьма редко и то почти исключительно по суду.
Несмотря на то, что девушка доставляет отцу при выходе в замужество целое состояние, рождение ребенка женского пола по обычаю проходит незаметно, тогда как рождение мальчика составляет целое событие: о нем оповещают всех родных и знакомых, которые приносят поздравления отцу новорожденного и принимают от него угощение. Имя новорожденному дается обыкновенно отцом, без участия муллы. Туркмен дает имя своему ребенку не по арабскому требнику, а преимущественно, сообразуясь с временем и обстоятельствами рождения ребенка. Зачастую встречаются имена: Анна Гельды (наступила пятница), Гюн Догды (солнце взошло) и т. д. Если долго не было ребенка, то его называют Алла Берды (Бог дал), если же рождается подряд несколько девочек, то последней дают имя Огуль Герек, что значит — надо мальчика.
Когда мальчику минет 6-7 лет, совершается обрезание, сопровождаемое у богатых угощением народа и скачками,

Вдовство, второе замужество

По обычаю туркмен дети принадлежат мужу, а в случае его смерти его родным. Матери-вдове хотя разрешается быть опекуншей и воспитывать их, но при условии, чтобы она жила у родных мужа; увезти их с собой в свой родной аул, или взять при выходе во второе замужество она не имеет права. Поэтому вдова при выходе во второе замужество должна разлучиться со своими детьми от первого брака даже и в том случае, если они малолетние.
В случае продажи дочерей в замужество, весь калым получают ближайшие родственники со стороны отца, и матери не дается ничего, за тем редким исключением, когда таких родственников не оказывается совершенно.

Похоронные обряды

Относительно похоронных обрядностей у туркмен существуют следующие обычаи.
По смерти кого-либо из туркмен в кибитке умершего собираются родственники и соседи покойного и испуская вопли, оплакивают его. Затем, по омовении тела, мужчин обертывают в тройной, а женщин в пятерной саван совершают «джиназа» (заупокойную молитву) и везут на кладбище на верблюде или лошади, а при близости кладбища, несут на руках. Родственники покойного режут барана, пекут чуреки и все это везут за покойником для раздачи присутствующим на похоронах; кроме того за покойником, если он был состоятельным человеком, ведут верблюда или лошадь, деньги от продажи которых предназначаются для раздачи бедным и людям, копавшим для покойника могилу, которым раздают также куски материи, покрывавшей тело покойного на пути к могиле. Замечательно, что из детей или родственников покойного только один провожает его тело на кладбище, а вдова умершего при увозе тела обегает несколько раз с рыданиями вокруг лошади или верблюда, на котором его увозят. На кладбище обряд не совершается, не присутствует также и мулла. Умерших хоронят обыкновенно в тот же день на кладбищах, устроенных зачастую возле могилы какого-нибудь святого. На 3, 7, 40, 100 дни и в годовщину кончины родственники покойного созывают соседей и бедняков и устраивают поминки при непременном участии муллы, которым читаются соответствующие молитвы.
Считается непременной обязанностью всех родственников и сородичей умершего посещение его кибитки для выражения ближайшим родственникам и детям покойного своего соболезнования; для этого приезжают иногда за сотни верст, и такие визиты бывают даже спустя несколько лет после смерти данного лица.

Развлечения

Развлечением для туркмен служат главным образом скачки, затем борьба, состязания в беге и стрельбе в цель, устраиваемые во время больших праздников и свадеб. Туркмены очень любят слушать своих певцов (бахши), воспевающих под аккомпанемент двухструнной гитары или тростниковой дудки дела отцов или похождения народных героев; более развитые из туркмен играют в шахматы. О танцах туркмены не имеют никакого представления. Дети забавляются игрой в жмурки, волка и овец, в бабки и проч. Для девочек единственным развлечением служат качели.

Литература

Книги, написанные на наречии туркмен, весьма редки; из имеющихся большая часть духовного содержания и списаны с произведений хивинских авторов; из оригинальных же книг можно указать на историю Огуз хана, имеющуюся в различных вариантах, и на сборники песен гокланских поэтов: Махтум Кули, лирического поэта, родом геркеза, жившего около 100 лет тому назад на Атреке; Залили-Муллу, жившего на Гюргене, и Вели Магомед Муллу. Кроме того, имеется стихотворный сборник, любимый народными певцами, под названием «Юсуф-Ахмед», воспевающий подвиги и приключения двух героев, Юсуфа и Ахмеда, и хивинский сборник «Шах Сенем».

Народная нравственность

Еще так недавно оставленная туркменами привычка к занятию аламанами, грабежами и разбоем с целью наживы, каким-то непонятным образом сочеталась с безукоризненной общественной нравственностью. Сделавшись русским подданным, туркмен оставил свои излюбленные занятия совершенно. Закаспийские степи и оазисы, куда 20 лет тому назад не мог показаться путешественник, не рискуя собственной жизнью и свободой, сделались более безопасными, чем Кавказ, и даже, чем многие губернии Европейской России. Убийства с целью ограбления, если и случаются в области, то виновным почти всегда является кто-нибудь из пришлого населения: кавказский инородец, перс, но не туркмен. Нанесение ран и убийства нередки среди туземного населения, но причиной их служит поруганная любовь, оскорбленная честь или ссора, но никогда не цель наживы. Случаи разбоя или грабежа почти не встречаются совершенно, а кража денег и вещей очень редко. Наиболее часто встречающийся вид кражи — это угон скота, к которому туземное общественное мнение относится снисходительно, считая это преступление своего рода молодечеством, пережитком недавнего прошлого.
Измена супружеской верности и проступки против общественной нравственности считаются у туркмен большим преступлением. Еще и теперь не редко убийство неосторожных любовников и отрезывание уха местным ловеласам.

Шариат и обычное право

Хотя туркмены принадлежат к последователям ислама, шариатские постановления которого должны служить единственным духовным, уголовным, гражданским и нравственным законом для мусульманина, туркмены руководствуются шариатом, и то до некоторой степени, только в делах бракоразводных и по разделу наследства. Все остальные части шариата ими заменены постановлениями обычного права, не только не схожими с шариатскими, но, зачастую, им прямо противоречащими.
Обычное право не делает различия между преступлениями уголовными и гражданскими и не налагает никаких личных наказаний. Всякое преступление рассматривается с точки зрения причиненного вреда или убытка. За убийство обычаем установлено кровомщение или денежный выкуп (хун), равный обыкновенно 100 текинским туманам. Кровомщение заключалось в том, что родственники убитого убивали виновного, или, так как он обыкновенно успевал скрыться, одного из его родственников. Этот обычай в настоящее время преследуется русскими законами. За угон скота или кражу по обычаю полагается только возвращение краденого и причиненных убытков.
Туземное обычное право, регулирующее до мельчайших подробностей жизнь туземного населения, не составляет писанного кодекса, а передается из поколения в поколение изустно в виде предания.

Народный суд

В свободной Туркмении, где не было никакой предержащей власти, не было также и организованного суда. Обиженный или рассчитывался сам со своим обидчиком, или по взаимному соглашению обращался к старикам, которые разбирали дело по обычаю. Так как не было и исполнительной власти для приведения решений в исполнение, то эту обязанность принимало на себя все общество, объявляя неподчинившегося решению стариков «би мамле», т. е. исключенным из общества, отверженным. В делах шариатской компетенции: бракоразводных и по разделу наследства туркмены обращались к муллам и казию (знатоку шариата).
С установлением русского владычества туземцам был дан правильно организованный народный суд в виде трех апелляционных инстанций, разбирающий уголовные дела и тяжбы, возникшие между туземцами, по обычному праву. Первой инстанцией служит аульный суд, состоящий из трех судей, выбираемых обществом каждого аула; второй — суд приставский, где под председательством пристава заседают 5 аульных судей по очереди, и третьей — Чрезвычайный съезд народных судей, собирающийся в Асхабаде один или два раза в год. Решения этого съезда, утвержденные Начальником области, считаются окончательными. В отличие от предыдущего в Мервском уезде первой инстанцией является суд Приставский, а второй уездный съезд народных судей.

Административное управление

Кроме Военного Министерства и Туркестанского Генерал-Губернатора, которым принадлежит высшее руководство в делах управления областью, непосредственное управление населением осуществляется Начальником Закаспийской области, как высшим местным административным органом, уездными начальниками в уездах, приставами и управляющими населением в приставствах и районах. Все вышеуказанные начальствующие лица назначаются из воинских офицерских чинов.
Ближайшая исполнительная власть в отдельных аулах вверена аульным старшинам, выбираемым самим населением из своей среды. Кроме того, внутренние дела аулов ведаются аульными сходами, состоящими из всех кибитковладельцев аула.

Подати

Обложение населения в пользу казны состоит из государственной покибиточной подати и земского сбора на общественные надобности. Единицей обложения является кибитка, как признак хозяйственной самостоятельности семьи.
Государственная подать определена в размере 4 рублей в год с каждой кибитки, а земский сбор на общественные надобности по 2 рубля с кибитки.
В большинстве уездов области при взимании податей применяется внутренняя раскладка подати, сообразуясь с состоятельностью отдельных кибитковладельцев. Бедные вдовы, сироты, лица не способные к труду, а также лица, прослужившие в туркменском дивизионе 10 лет, от подати освобождены совершенно.
Туземное население области вносит ежегодно около 392 тысяч рублей, из которых 273 тысячи рублей государственной подати и 119 тысяч земского сбора, что составляет по 1 р. 25 к. в год на душу населения.